ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П Р Е М Ь Е Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
23 октября 1998 г. N 1179-РП
О разработке и внедрении целевой
программы Единой информационно -
технологической системы Управления
Государственной инспекции безопасности
дорожного движения ГУВД г.Москвы на
период 1998-2005 гг.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 30 декабря
1997 года N 940 "О работе Управления Государственной автомобильной
инспекции ГУВД г.Москвы" и распоряжения Премьера Правительства Москвы
от 28 мая 1998 года N 569-РП "О Порядке обращения средств и структуре
расходов, осуществляемых с внебюджетного счета
материально-технического обеспечения безопасности дорожного движения"
и в целях создания единой информационно-технологической системы
Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения
(далее ГИ БДД) ГУВД г.Москвы:
1. Одобрить концепцию целевой программы Единой
информационно-технологической системы ГИ БДД ГУВД г.Москвы на период
19982005 гг., представленную ОАО "МКНТ" (приложение).
2. Определить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
(ОАО "МКНТ") Городским заказчиком разработки и внедрения целевой
программы Единой информационно-технологической системы ГИ БДД ГУВД
г.Москвы на период 1998-2005 гг. (далее - Единая ИТС ГИ БДД).
3. Определить УГИ БДД ГУВД г.Москвы пользователем Единой ИТС ГИ
БДД.
4. Поручить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" в
месячный срок провести конкурс для определения головного исполнителя
по разработке и внедрению целевой программы Единой ИТС ГИ БДД и
заключить договора с пользователем и головным исполнителем на
разработку и внедрение целевой программы Единой ИТС ГИ БДД, разработку
технорабочих проектов поэтапного внедрения Единой ИТС ГИ БДД и
создание испытательного технологического комплекса Единой ИТС ГИ БДД.
5. Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного
движения ГУВД г.Москвы обеспечить, начиная с IV квартала 1998 г.,
ежеквартальное включение в смету и финансирование работ, указанных в
п.4 настоящего распоряжения, из средств внебюджетного счета
материально-технического обеспечения безопасности дорожного движения в
соответствии с разделом 3 приложения к распоряжению Премьера
Правительства Москвы от 28 мая 1998 года N 569-РП.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
П.п.И.о.Премьера Правительства
Москвы Б.В.Никольский
Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 23 октября 1998 г. N 1179-РП
Концепция целевой программы
ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ГИ БДД ГУВД г.Москвы
(шифр "Беркут")
I. Введение
Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в
г.Москве остается сложной. В 1997 г. в Москве произошло 7133 серьезных
и 62080 мелких дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло
925 и пострадало 7664 человека. Превышение скорости было зафиксировано
около 809000 раз, нарушений правил обгона - 167000, нарушений правил
проезда перекрестков - 568000. За различные нарушения в течение года
было наказано 3964347 водителей и 1196095 пешеходов. При этом 21043
лишены прав на длительный срок, в том числе 893 - за
дорожно-транспортные происшествия, а остальные - за пьянство за рулем.
Правительство Москвы приняло постановление от 30.12.97 N 940 "О работе
Управления Государственной автомобильной инспекции ГУВД г.Москвы", в
котором предусмотрен ряд мер по улучшению организации и управления
дорожным движением, снижению уровня аварийности и травматизма. Для
реализации этого постановления ЗАО "РосИнформ" разработало и
предлагает концепцию целевой программы Единой
информационно-технологической системы ГИ БДД ГУВД г.Москвы (шифр
"Беркут") на период 1998-2005 гг.
II. Основные цели и задачи
Основная цель концепции - обеспечение более высокого уровня
управления дорожным движением и защищенности его участников от
дорожно-транспортных происшествий. Основной технической задачей,
решаемой в рамках предлагаемой концепции, является создание на
современной основе единой информационно-технологической системы,
позволяющей подразделениям ГИ БДД успешно решать задачи выявления,
фиксации, контроля и профилактики нарушений правил дорожного движения
в г.Москве.
III. Функциональная схема Единой ИТС ГИ БДД
Единая ИТС ГИ БДД будет состоять из следующих основных
функциональных блоков:
- блок идентификации движущихся в потоке транспортных средств и
определения скорости их движения;
- блок проверки идентифицированных транспортных средств на предмет
наличия информации о них в различных базах данных ГИ БДД;
- блок учета административных взысканий, наложенных на участников
дорожного движения, и контроля оплаты штрафов;
- блок размещения и хранения информации для оперативных и
долгосрочных целей в информационном хранилище;
- коммуникационный блок;
- блок интеграции баз данных ГИ БДД с базами данных ГУВД и МВД, а
также с другими информационными системами ГИ БДД и ГУВД по городским и
федеральным программам.
Рассмотрим более подробно назначение и принципы функционирования
каждого из этих блоков.
3.1. Блок идентификации движущихся в потоке транспортных средств и
определение скорости их движения
Техническую основу этого блока составляют два различных прибора -
прибор дистанционной идентификации номерных знаков движущихся в потоке
транспортных средств (прибор "Кобра-ГАИ") и прибор контроля нарушения
скоростного режима движения транспортных средств (прибор "ПКС-4").
Сейчас оба прибора существуют и работают независимо. К 1999 году эти
приборы будут функционально объединены в один прибор, который в
дальнейшем будем условно называть Универсальным прибором.
3.2. Блок проверки идентифицированных транспортных средств на
предмет наличия информации о них в различных базах данных ГИ
БДД
Видеоизображение движущегося в потоке транспортного средства
передается в персональный компьютер, расположенный на стационарном
посту-пикете или в патрульном автомобиле ГИ БДД. Там в автоматическом
режиме за время порядка 0,04 с. распознается номер этого транспортного
средства, который сверяется с номерами, содержащимися в различных
базах данных ГИ БДД (таких, как "Техосмотр", "Угон", "Розыск",
"Штрафы", "Запрет на въезд" и др.). При нахождении соответствия
выдается команда на остановку транспортного средства и основание для
этого действия. Естественно, что время, затраченное на такую проверку
существенно меньше, чем время подъезда транспортного средства к посту.
Современные технические средства и компьютерные технологии вполне
удовлетворяют этому временному промежутку. При определении
Универсальным прибором превышения скорости, сначала выдается сигнал об
остановке транспортного средства, а затем происходит проверка по базам
данных ГИ БДД.
3.3. Блок учета административных взысканий, наложенных на участников
дорожного движения, и контроля оплаты штрафов
Работа этого блока основывается на выдаче:
1) талона "прохождение технического осмотра" на чиповой
пластиковой карте на все транспортные средства, зарегистрированные в
г.Москве во время прохождения ими очередного технического осмотра в
1999 г.;
2) талона "Временное разрешение на право управления транспортными
средствами", также на чиповой пластиковой карте.
На эти карты помещается зашифрованная информация о регистрационных
данных транспортного средства, дате и результатах технического осмотра
и зашифрованная информация о водителе из его водительского
удостоверения. Одновременно с выдачей карт создаются полномасштабные
базы данных по всем транспортным средствам, прошедшим технический
осмотр в Москве, и водителям транспортных средств. Эти базы данных
можно использовать как для оперативных, так и для долговременных
целей.
Выдача таких карт и создание баз данных решает проблему подделки
талонов прохождения технического осмотра и водительских удостоверений,
так как вся информация о них находится на картах в зашифрованном виде.
Персонализация всех карт происходит в центральном эмиссионном
центре ГИ БДД. Это устраняет возможные злоупотребления при выдаче
карт. После остановки транспортного средства на посту-пикете или ином
месте инспектор ГИ БДД просит водителя предъявить документы и,
используя автономный считывающий терминал для пластиковых карт с
чипом, просматривает информацию о водителе и транспортном средстве.
При необходимости наложения административного взыскания (штрафа) на
водителя, сотрудник ГИ БДД вставляет карту водителя в терминал,
набирает код штрафа, дату, время и сумму штрафа и нажимает кнопку
"ШТРАФ". Терминал записывает наложение взыскания на чип карточки
"Временное разрешение на право управления транспортными средствами" и
в собственную внутреннюю память. После окончания смены все наложенные
взыскания переписываются в компьютер поста-пикета, а оттуда - в
центральную базу данных (информационное хранилище).
При оплате штрафа в Московском банке Сбербанка Российской
Федерации водитель предъявляет свою карточку "Временное разрешение на
право управления транспортными средствами" и штраф "гасится" с помощью
терминала кассира, а информация о погашении в конце рабочего дня
направляется в базу данных ГИ БДД. При просмотре карточек водителя
остановленного транспортного средства инспектор ГИ БДД получает
информацию о наложенных и непогашенных административных взысканиях у
водителя, которые были ранее внесены в карту "Временное разрешение на
право управления транспортными средствами". После прохождения
определенного срока (например, двух недель) с момента наложения
административного взыскания, данные о водителе (если нет информации из
отделения Сбербанка об уплате штрафа) поступают в оперативную базу
"Штрафы". Все водители, находящиеся в оперативной базе "Штрафы",
разыскиваются: автоматически по номерам тех машин, которыми они
управляли в момент наложения административного взыскания; при каждой
проверке временного разрешения на право управления транспортным
средством всех водителей в автономных считывающих терминалах.
Информацию о наложенных административных взысканиях можно хранить
сколь угодно долго.
3.4. Блок размещения и хранения информации для оперативных и
долгосрочных целей в информационном хранилище
Для предварительной подготовки информации для загрузки данных в
информационное хранилище необходимо создать интерфейсы для каждой
независимо построенной базы данных ГИ БДД, что при сегодняшнем
состоянии развития программного обеспечения представляет вполне
реальную задачу по времени исполнения и существующим ресурсам.
Предварительно подготовленная информация от каждой используемой базы
данных поступает по каналам связи в Центральный узел (ЦУ), где
происходит ее окончательная "укладка" в автоматическом режиме в
информационное хранилище. Примерно аналогичную работу нужно проделать
и для подготовки информации к выдаче ее на стационарные посты-пикеты и
патрульные машины. Сотрудники Центрального узла, кроме функций
административного управления и поддержания актуальности
информационного хранилища, должны обеспечивать эксплуатацию локальной
сети ЦУ, коммуникационной системы, систем безопасности хранилища.
3.5. Коммуникационный блок
Этот блок обеспечивает как доставку собранной информации в
хранилище, так и доставку обработанной информации из хранилища
стационарным постам-пикетам и патрульным машинам. Физическое создание
сети получения и дистрибуции информации (прокладка "последней мили" и
др.) и эксплуатация ее может производиться специально созданной для
этого группой, что значительно сократит очень весомые затраты на
прокладку коммуникаций и оплату ежемесячного трафика информации от
исходных баз до ЦУ и от ЦУ до оконечных устройств.
3.6. Блок интеграции баз данных ГИ БДД с базами данных ГУВД и МВД,
а также с другими информационными системами ГИ БДД и ГУВД по
городским и федеральным программам
В настоящее время на стадии реализации находится ряд программ
Управления ГИ БДД, ГУВД и Правительства Москвы, позволяющих
использовать определенные их части в структуре Единой ИТС ГИ БДД как
для снижения стоимости создания ее отдельных блоков, так и для
расширения ее функциональных возможностей (например, программа
"СТАРТ", программа "Карта москвича", программа развития
межрегионального информационного центра Правительства Москвы и др.)
IV. Этапность внедрения
Предполагается два основных технологических этапа внедрения Единой
ИТС ГИ БДД:
- установка и опытная эксплуатация Универсальных приборов на МКАД
- 1998-1999 гг.;
- установка и эксплуатация Единой ИТС ГИ БДД на основных городских
магистралях - 1999-2005 гг.
V. Схема финансирования
В финансовом плане программа строится из расчета
самофинансирования. При этом предполагается, что средства от штрафов,
собранные с помощью Универсальных приборов Единой
информационно-технологической системы ГИ БДД ГУВД г.Москвы, будут
поступать на внебюджетный счет материально-технического обеспечения
безопасности дорожного движения и направляться на дальнейшее ее
развитие.