ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 июля 1999 г. N 608-ПП
О задачах комплексной реконструкции
районов пятиэтажной застройки первого
периода индустриального домостроения до
2010 года
Основополагающим документом, определившим стратегию и тактику
работ по реконструкции районов пятиэтажек с 1998 года, явилось
постановление Правительства Москвы от 20 января 1998 года N 48 "О ходе
реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000
года".
В рамках выполнения заданий, предусмотренных этим постановлением,
в 1998 году снесено 335, 7 тыс.кв.м пятиэтажных панельных домов,
введено в эксплуатацию 933, 5 тыс.кв.м общей площади в "стартовых"
жилых домах. При этом доля города по инвестиционным контрактам
возросла в среднем с 29% в 1997 году до 32% в 1998 году. За 1998 год
переселено из сносимых зданий 6067 семей или 13488 человек.
Вместе с тем в полной мере не решены вопросы комплексной и
упреждающей разработки градостроительной документации на районы
реконструкции с учетом инженерного обеспечения, определения
оптимальных объемов и сроков сноса и модернизации 5-этажных жилых
домов для обеспечения требуемых темпов реконструкции районов 5-этажек,
перехода на экономичные проекты, предназначенные для замены
устаревшего панельного жилищного фонда.
Существующий порядок финансирования процесса реконструкции
5этажной застройки и строительства "стартовых" домов ограничивает долю
жилья, передаваемую городу для целей переселения, в среднем 30%
процентами, что не обеспечивает намеченных сроков своевременного
освобождения 5-этажных жилых домов, подлежащих сносу.
Принятые Правительством Москвы решения о замене панельного,
морально и физически устаревшего 5-этажного жилищного фонда, требуют
новых программных подходов к организации работ по реконструкции
5-этажного жилищного фонда, сносу и строительству жилья для целей
переселения, учета специфики размещения сносимых серий по территориям
административных округов, совершенствования механизма финансирования
программы с привлечением средств городских источников.
Выполнение запланированных на период до 2010 года объемов сноса и
нового строительства для предоставления москвичам, переселяемым из
этих домов, благоустроенного жилья, отвечающего современным
требованиям, создание комфортной среды обитания невозможно без
комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов, предусматривающей,
наряду со строительством жилья, модернизацию и развитие инженерной,
социальной, культурной и бытовой инфраструктуры.
В целях обеспечения выполнения заданий 1999 года, формирования и
реализации программ массовой замены и модернизации 5-этажного
жилищного фонда в 2000 - 2010 годах Правительство Москвы постановляет:
1. Считать важнейшей социальной задачей города на период до 2010
года переход на комплексную реконструкцию районов массовой 5-этажной
застройки первого периода индустриального домостроения, со сносом
5-этажного панельного жилищного фонда в объеме 6, 0 млн. кв.м,
включающего жилые дома серий: К-7 - 3, 16 млн.кв.м, II-32 1, 12
млн.кв.м, 1605-АМ - 1, 01 млн.кв.м, 1МГ-300- 0, 31 млн.кв.м, II-35 -
0, 08 млн.кв.м, прочие до 0, 32 млн.кв.м. Для ее осуществления:
1.1. Установить начиная с 2000 года ежегодное задание по сносу
панельного 5-этажного жилищного фонда в объеме не менее 700, 0 тыс.
кв.м, дифференцированное по административным округам города, с учетом
механизмов реализации программы в каждом округе, обеспечив при этом:
- до 2003 года включительно снос в Юго-Восточном административном
округе - 0, 26 млн. кв.м, в Южном административном округе 0, 12
млн.кв.м, в Центральном административном округе - 0, 12 млн.кв.м;
- до 2005 года включительно снос в Зеленоградском
административном округе - 0, 37 млн.кв.м, в Восточном административном
округе - 0, 41 млн.кв.м;
- до 2010 года снос в Северо-Западном административном округе0,
43 млн.кв.м, в Северном административном округе - 1, 42 млн.кв.м, в
Западном административном округе - 1, 13 млн.кв.м, в Северо-Восточном
административном округе - 0, 9 млн.кв.м, в Юго-Западном
административном округе - 0, 75 млн.кв.м.
1.2. Установить начиная с 2000 года ежегодное задание по
строительству жилой площади для целей переселения из сносимых
5-этажных жилых зданий в объеме не менее 1, 0 млн.кв.м.
1.3. Приступить начиная с 2001 года к модернизации зданий, не
подлежащих сносу, ежегодно в объеме не менее 200, 0 - 300, 0 тыс. кв.
метров общей жилой площади для завершения полной реконструкции
конкретных кварталов и микрорайонов.
1.4. Запретить в районах существующей 5-этажной застройки продажу
прав аренды и предоставление земельных участков под коммерческое
строительство, не связанное с программой реконструкции.
1.5. 3апретить снос подлежащих реконструкции 5-этажных жилых
домов серий 515 (крупнопанельная), 510 (крупноблочная), 511
(кирпичная), 1-447 (кирпичная), а также приравненных к ним.
Установить, что решение о сносе жилых домов этих серий в каждом
конкретном случае принимается Правительством Москвы на основе
градостроительного и экономического обоснований.
1.6. Установить, что к "стартовым" жилым домам относятся жилые
дома, строящиеся в реконструируемых районах, и другие участки,
предназначенные исключительно для целей обеспечения переселения
граждан из сносимого 5-этажного жилищного фонда.
1.7. Установить, что комплексная реконструкция 5-этажного
жилищного фонда города имеет общегородской статус со смешанным
механизмом финансирования за счет средств городских источников,
средств внебюджетных фондов финансовых ресурсов административных
округов и средств инвесторов.
2. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы
обеспечить общее руководство процессом комплексной реконструкции
районов 5-этажной застройки, согласование заданий на разработку
программ реконструкции, представление программ в Правительство Москвы
и контроль за их реализацией.
3. ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных
объектов":
3.1. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики
строительства города Москвы осуществлять функции организатора проекта
- заказчика по разработке адресных годовых и среднесрочных программ
сноса 5-этажного жилищного фонда, инженерного обеспечения районов
комплексной реконструкции, строительства жилья для целей переселения и
модернизации зданий, не подлежащих сносу, строительства объектов
социальной, культурной, бытовой и транспортной инфраструктуры.
3.2. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики
строительства города Москвы, по заявкам префектов административных
округов и городских инвесторов на договорной основе обеспечить
организацию заказа и выполнение работ по подготовке
исходно-разрешительной документации, конкурсной (тендерной)
документации, оформлению проектов инвестиционных контрактов и
разработке предложений по оптимизации схем инженерного обеспечения
реконструируемых микрорайонов и кварталов.
3.3. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики
строительства города Москвы выполнять функции генерального заказчика
по организации и обеспечению реализации на конкурсной основе ежегодных
заданий по сносу 5-этажного жилищного фонда. Функции заказчика по
реконструкции 5-этажных жилых зданий, не подлежащих сносу, а также
новому строительству, осуществлять на конкурсной основе.
3.4. По поручению Департамента внебюджетной политики
строительства города Москвы осуществлять сбор и обобщение информации о
ходе реализации программ сноса и реконструкции пятиэтажного жилищного
фонда с раздельным учетом жилых домов, сносимых в соответствии с п.1
настоящего постановления, и представлять ее в Департамент внебюджетной
политики строительства города Москвы и Департамент экономической
политики и развития г. Москвы.
4. Москомархитектуре:
4.1. В IV квартале 1999 года совместно с ГУП "Управление по
реконструкции и развитию уникальных объектов" (п.3.1), по согласованию
с Департаментом Внебюджетной политики строительства города Москвы,
разработать для представления Правительству Москвы в соответствии с
п.1 адресные программы сноса, модернизации и нового строительства
жилья с учетом состояния жилищного фонда по данным предпроектных
обследований, строительства объектов социальной, культурной и бытовой
инфраструктуры, необходимой инженерии и транспортных коммуникаций.
4.2. Завершить в установленные сроки (в соответствии с
согласованными с Управлением развития Генплана, префектами
административных округов и утвержденными в установленном порядке
перечнями) разработку проектов планировки застройки по районам
комплексной реконструкции 5-этажного жилищного фонда и иной
предпроектной и проектной документации, включая комплексные схемы по
инженерному обеспечению и бизнес-планы реконструкции микрорайонов.
Обеспечить согласование разработанной документации с Департаментом
внебюджетной политики строительства города.
4.3. В составе разрабатываемых бизнес-планов:
- определять предельно допустимые соотношения распределения
площадей "город" (для переселения) - "инвестор", позволяющие
осуществить переселение жителей в каждом конкретном микрорайоне при их
комплексной реконструкции (включая инженерию);
- рассчитывать объемы дополнительного строительства жилья под
переселение вне районов реконструкции, пропорции типов жилья по
квартирному составу.
Разработанные бизнес-планы реконструкции микрорайонов подлежат
согласованию с префектами административных округов, Департаментом
экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом
внебюджетной политики строительства города, Департаментом
муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и
Управлением бюджетного планирования городского заказа.
5. Префектам административных округов:
5.1. Северного, Западного, Северо-Западного и Юго-Западного
административных округов в месячный срок подготовить и представить в
Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы и
Департамент экономической политики развития г.Москвы предложения по
увеличению объема сноса во второй половине 1999 года и соответствующих
им объемам жилья на цели переселения.
5.2. До 01.09.99 на основании эскизных проектов и проектов
планировки застройки подготовить и представить в Департамент
внебюджетной политики строительства города Москвы и Москомархитектуру
предложения для формирования программ в соотвествии с п.1 настоящего
постановления.
5.3. Совместно с Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы до 01.11.99 провести анализ эффективности
использования школьных зданий и зданий детских садов на территориях
административных округов в районах с пятиэтажной застройкой,
подлежащих комплексной реконструкции. Результаты анализа представить в
Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы и
Москомархитектуру.
6. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы в двухмесячный срок подготовить проект правового акта
Правительства Москвы, устанавливающего порядок обязательного
согласования с префектами административных округов и
Москомархитектурой продажи школьных зданий и зданий детских садов,
расположенных в районах, подлежащих комплексной реконструкции, и
прилегающих к ним.
7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы:
7.1. Совместно с Департаментом внебюджетной политики
строительства города Москвы и префектами административных округов в
месячный срок подготовить предложения по финансированию:
- работ ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных
объектов" в соответствии с пунктом 3;
- обеспечения переселения и дополнительного сноса в 1999 году в
Северном, Западном, Северо-Западном и Юго-Западном административных
округах (п.5.1);
- программ комплексной реконструкции районов пятиэтажек на 2000-й
и последующие годы.
7.2. С учетом предложений префектов административных округов,
Департамента внебюджетной политики строительства города Москвы,
Управления бюджетного планирования городского заказа рассмотреть
вопрос о льготах, предоставляемых инвесторам, участвующим в реализации
программы реконструкции 5-этажного жилищного фонда и в 3месячный срок
внести на рассмотрение Правительства Москвы предложения по
совершенствованию существующей системы льготирования.
7.3. Совместно с Управлением инвестиционной политики и
финансирования из городских источников в 3- месячный срок разработать
и представить на утверждение Правительства Москвы порядок
финансирования с 1 января 2000 года строительства и реконструкцуии
внутриквартальных инженерных сетей и коммуникаций.
8. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы
по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г.
Москвы при подготовке балансов внебюджетного жилищно-инвестиционного
фонда на 2000 г. и последующие годы учитывать затраты, необходимые для
финансирования ежегодного строительства жилой площади, необходимой для
переселения, в объемах:
- 2000 год - 400, 0 тыс.кв.м;
- 2001 год и последующие годы - не менее 500, 0 тыс.кв.м, выделяя
отдельной позицией строительство такого жилья в Зеленоградском,
Северном, Западном, Северо-Восточном и Юго-Западном административных
округах в соответствующих утвержденным адресным программам долях
(п.4.1).
9. Управлению инвестиционной политики и финансирования из
городских источников:
9.1. Обеспечить финансирование строительства объектов инженерных
сетей и коммуникаций при реконструкции пятиэтажного и ветхого
жилищного фонда города в объемах, установленных распоряжением Мэра
Москвы от 15.03.99 N 205-РМ "Об уточнении заданий инвестиционной
программы Правительства Москвы на 1999 год".
9.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития
г. Москвы по результатам выполнения первого полугодия внести
предложения об увеличении лимита на внутриквартальные инженерные сети
к вводимым "стартовым" жилым домам в объеме 240 млн.руб. в пределах
средств, предусмотренных городской инвестиционной программой 1999 года
по отрасли коммунальное строительство за счет неосвоенных капитальных
вложений по объектам, включенным в программу 1999 года.
9.3. Совместно с Департаментами внебюджетной политики
строительства города Москвы и экономической политики и развития
г.Москвы предусматривать в инвестиционных программах 2000 года и
последующих лет финансирование разработки предпроектной, проектной
документации и строительства городской инженерной инфраструктуры за
счет средств городских источников.
10. Москомзему совместно с префектами административных округов до
01.08.99 провести ревизию земельных участков, ранее переданных
инвесторам и длительное время не осваиваемых, и подготовить
предложения по передаче их Департаменту внебюджетной политики
строительства города Москвы для строительства жилья с целью
обеспечения выполнения программы переселения из реконструируемых
районов.
11. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
11.1. В III квартале 1999 года подготовить предложения по
механизму привлечения средств населения на цели реализации программы
комплексной реконструкции 5-этажного жилищного фонда города через
систему городских займов, финансовых обязательств и ипотечного
кредитования и мерам по повышению привлекательности у населения этих
финансовых инструментов.
11.2. Продолжить создание базы данных 5-этажного и ветхого
жилищного фонда, подлежащего расселению и сносу, в рамках Единой
информационной системы "Жилище" за счет средств, предусмотренных на
эти цели в бюджете в пределах утвержденных лимитов. Данную информацию
представлять в Департамент внебюджетной политики строительства города
Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
12. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от
22.04.97 N 292 "О ходе реконструкции объектов массовой 5-этажной жилой
застройки первого периода индустриального домостроения".
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 608-ПП
Дата:
1999-07-06
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы