Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Антимонопольное законодательство
Архивный фонд и архивы
Вопросы ценообразования и тарифообразования
Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Государственные гарантии инвестиционной деятельности
Государственный и муниципальный заказы, государственные нужды
Государственный материальный резерв
Зоны особого экономического статуса
Качество продукции, стандартизация, сертификация
Коммерческая и служебная тайна
Лицензирование отдельных видов деятельности
Метрология, пробирное дело
Мобилизационная подготовка, мобилизационные резервы
Несостоятельность (банкротство) субъектов хозяйственной деятельности
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Создание, реорганизация и ликвидация организаций и предпринимателей
Участие публично-правовых образований в хозяйственной деятельности
Финансово-промышленные группы
Хозяйственные связи, отношения по поставкам

Документы правительства РФ >> >> Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828

"О Федеральной целевой программе содействия занятости населения

Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"

(с изменениями от 22 июня 1999 г., 2 февраля, 11 апреля 2000 г.)

В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы (далее именуется - Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить взаимосвязь Программы с разрабатываемыми отраслевыми целевыми и региональными программами содействия занятости населения, уделив в них особое внимание:

созданию и сохранению рабочих мест, повышению эффективности труда, трудовой мобильности граждан, развитию малого предпринимательства и нетрадиционных форм занятости;

конкретизации мер государственной политики занятости в городах с градообразующими предприятиями, закрытых административно-территориальных образованиях, территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

См. Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875

реализации дополнительных мер по сдерживанию роста безработицы, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:

в январе 1999 и 2000 годов по итогам соответственно 1998 года и 1999 года предложения о корректировке мероприятий Программы;

в феврале 1999, 2000 и 2001 годов - отчеты о ходе реализации Программы;

в декабре 2000 г. - проект федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.

См. Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 1 ноября 2000 г. N 79 и Методические рекомендации по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 2000 г. N 83

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст.4001).

Председатель Правительства
Российской Федерации


С.Кириенко

Федеральная целевая программа

содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы

(утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828)

(с изменениями от 22 июня 1999 г., 2 февраля, 11 апреля 2000 г.)

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год

  Паспорт Федеральной  целевой программы  содействия занятости  населения
  Российской Федерации на 1998-2000 годы                                 
  Введение                                                               
  Занятость и рынок труда в переходный период                            
          Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу             
          Изменения в сфере занятости                                    
          Общая динамика безработицы                                     
          Состав  безработных,   зарегистрированных  в   органах   службы
          занятости                                                      
          Распределение безработицы по регионам                          
  Прогноз спроса и предложения рабочей силы                              
          Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1998 - 2000 годах       
          Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадры                
          Отраслевые проблемы занятости в 1998 - 2000 годах              
          Потенциальное предложение рабочей силы                         
          Прогноз безработицы по регионам                                
  Ключевые проблемы на рынке труда                                       
  Политика на рынке труда                                                
          Основные  задачи  государственной  политики  на  рынке  труда в
          1998-2000 годах                                                
  Повышение уровня занятости                                             
          Инвестиционная политика по созданию рабочих мест               
          Развитие  качества  рабочей  силы  как составной части развития
          человеческих ресурсов                                          
          Профессиональная подготовка новой рабочей силы                 
          Внутрипроизводственное обучение                                
          Профессиональное обучение безработных граждан                  
          Профессиональная ориентация и психологическая поддержка        
          Содействие развитию персонала на предприятиях                  
  Качество рабочей среды                                                 
          Оплата труда                                                   
          Условия и охрана труда                                         
          Профилактика дискриминации на рынке труда                      
          Социальное партнерство на рынке труда                          
          Государственная политика на региональных рынках труда          
          Содействие  занятости   наиболее  уязвимых   на  рынке    труда
          этнических групп населения                                     
          Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев       
          Регулирование трудовой миграции                                
          Улучшение функционирования рынка труда                         
          Информация о рынке труда                                       
          Содействие в трудоустройстве                                   
          Временная занятость и общественные работы                      
          Содействие развитию предпринимательской инициативы             
  Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями      
          Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью             
          Поддержка граждан, уволенных с  военной  службы,  и  членов  их
          семей                                                          
          Поддержка длительно безработных граждан                        
          Содействие занятости молодежи                                  
          Временная занятость несовершеннолетних граждан                 
          Содействие занятости выпускников учебных заведений             
          Содействие занятости женщин                                    
          Содействие  трудовой   занятости  граждан,   освобожденных   из
          учреждений, исполняющих наказания                              
  Поддержка доходов безработных граждан                                  
          Материальная поддержка безработных                             
          Оказание помощи членам семей безработных                       
  Ресурсное обеспечение Программы                                        
  Кадровое обеспечение Программы                                         
  Эффективность реализации программы                                     
  Контроль за реализацией программы                                      

      Приложение N 1.  Мероприятия  по  содействию  занятости   населения
                       Российской Федерации                              
      Приложение N 2.  Перечень основных действий территориальных органов
                       Министерства   труда   и   социального    развития
                       Российской   Федерации   по   вопросам   занятости
                       населения                                         
      Приложение N 3.  Оценка доходов и расходов Фонда занятости на  1998
                       год по обеспечению финансирования Программы       
      Приложение N 4.  Прогноз занятости  населения Российской  Федерации
                       на 1998 - 2000 годы                               
      Приложение N 5.  Прогноз численности занятых по отраслям  экономики
                       на 1998 - 2000 годы                               
      Приложение N 6.  Распределение    безработных    по     укрупненным
                       профессиональным группам в 1996-2000 годах        
      Приложение N 7.  Прогноз численности регистрируемых безработных  на
                       1998 - 2000 годы                                  
      Приложение N 8.  Группировка  регионов  по  прогнозируемым  уровням
                       регистрируемой безработицы в 2000 году            
      Приложение N 9.  Основные  показатели  развития  Севера  Российской
                       Федерации в 1996-2000 годах                       
      Приложение N 10. Прогноз    внутрироссийского     перераспределения
                       населения в результате миграции в 1998-2000 годах 
      Приложение N 11. Прогноз  численности  населения,  прибывающего   в
                       Российскую Федерацию  из иностранных  государств в
                       1998-2000 годах                                   
      Приложение N 12. Прогноз  численности  вынужденных  переселенцев  и
                       беженцев в 1997-2000 годах                        
      Приложение N 13. Перечень     федеральных     целевых     программ,
                       предусмотренных к  финансированию из  федерального
                       бюджета  в  1998  году,  оказывающих  влияние   на
                       состояние рынка труда                             
      Приложение N 14. Расходы  федерального  бюджета  на  1998  год   на
                       реализацию инвестиционных  и социальных  программ,
                       оказывающих влияние на состояние рынка труда      

Паспорт

Федеральной целевой программы содействия занятости населения

Российской Федерации на 1998-2000 годы

 Наименование       -    Федеральная  целевая  программа  содействия
 Программы               занятости населения Российской Федерации на
                         1998-2000 годы

 Наименование,      -    статья 15  Закона Российской  Федерации  "О
 дата и номер            занятости населения  Российской Федерации",
 принятия решения        план мероприятий  Правительства  Российской
 о разработке            Федерации    по     реализации    Программы
 Программы               социальных реформ в Российской Федерации на
                         период   1996-2000    годов,   утвержденный
                         постановлением   Правительства   Российской
                         Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222

 Государственный    -    Министерство труда  и социального  развития
 заказчик                Российской Федерации

 Основные           -    Министерство труда  и социального  развития
 разработчики            Российской     Федерации,      Министерство
 Программы               экономики Российской  Федерации с  участием
                         федеральных органов  исполнительной власти,
                         органов  исполнительной   власти  субъектов
                         Российской Федерации

 Цели и задачи      -    реализация     государственной     политики
 Программы,              занятости путем:
 важнейшие целевые          развития гибкости рынка труда;
 показатели                 увеличения уровня занятости;
                            переориентации  экономически   активного
                         населения   на    новые   формы    трудовых
                         отношений;
                            повышения стимулов  к  активному  поиску
                         работы безработными;
                            смягчения     социальных     последствий
                         высвобождения рабочей силы;
                            повышения сбалансированности  количества
                         предложений рабочей  силы и  числа  рабочих
                         мест;
                            предупреждения массовой  безработицы  на
                         региональных рынках труда;
                            создания новых и повышения эффективности
                         существующих рабочих мест;
                            развития  кадрового   потенциала   путем
                         совершенствования     системы     обучения,
                         переобучения,  переподготовки  и  повышения
                         квалификации кадров;
                            роста мобильности трудовых ресурсов

 Сроки реализации   -    1998-2000  годы
 Программы

 Объемы и           -    финансовые затраты  на реализацию Программы
 источники               из   Государственного    фонда    занятости
 финансирования          населения Российской  Федерации составят 35
                         млрд.рублей, в  том числе  в  1998  году  -
                         11,07 млрд.  рублей; средства  федерального
                         бюджета,  направляемые   на  финансирование
                         мероприятий, влияющих  на  состояние  рынка
                         труда,  составят  280  млрд.рублей,  в  том
                         числе в 1998 году - 92,9 млрд.рублей

 Ожидаемые          -    реализация Программы  в  течение  1998-2000
 конечные                годов позволит:
 результаты                 сдержать     уровень      регистрируемой
 реализации              безработицы в  1998  году  в  пределах  3,6
 Программы               процента, в  1999-2000 годах  -  в пределах
                         4-5 процентов;
                            оказать   консультационные   услуги   по
                         вопросам   трудоустройства    24-25    млн.
                         человек, в  том  числе  в  1998  году  -  8
                         млн.человек;
                            повысить  сбалансированность   спроса  и
                         предложения рабочей  силы  на  рынке  труда
                         путем заполнения  10  млн.вакансий,  в  том
                         числе в 1998 году - 3 млн. вакансий;
                            обеспечить   временное   трудоустройство
                         более 3,1  млн. человек, в том числе в 1998
                         году - более 1 млн. человек;
                            поддержать           предпринимательскую
                         инициативу   0,46 млн. человек, в том числе
                         в 1998 году - 0,17 млн. человек;
                            предоставить возможность  для  получения
                         необходимых        для         последующего
                         трудоустройства профессиональных  навыков и
                         знаний более  1,3 млн. безработных граждан,
                         в том числе в 1998 году - 0,4 млн. человек;
                            провести профориентационную  работу с 10
                         млн. человек, в том числе в 1998 году с 3,2
                         млн. человек;
                            поддержать доходы 10-11 млн. безработных
                         граждан, в том числе в 1998 году - 3,1 млн.
                         безработных

 Система            -    контроль    за     реализацией    Программы
 организации             осуществляет    Министерство     труда    и
 контроля за             социального развития  Российской  Федерации
 выполнением             совместно с  заинтересованными федеральными
 Программы               органами исполнительной власти и с участием
                         органов  исполнительной   власти  субъектов
                         Российской Федерации

Введение

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы (далее именуется Программа) сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда.

Основные положения Программы определены исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы".

Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики Российской Федерации, а также предложений федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере. При разработке Программы учитывались другие федеральные целевые программы, регулирующие социально-трудовую сферу. Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 1998-2000 годы. Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения территориальных и отраслевых программ занятости.

Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы на этапе перехода к экономическому росту. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения.

Программа базируется на разграничении функций и ответственности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию рынка труда, имея в виду повышение роли последних в реализации политики занятости в рамках их территорий. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на местах в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее именуется - Фонд занятости), формируемого в субъектах Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней и других источников.

Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий.

Используемые в Программе понятия означают следующее:

"трудовые ресурсы" - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;

"занятые" - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;

"незанятые" - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);

"безработица" - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:

сезонная, которая обусловлена сезонным характером деятельности организации;

структурная, которая вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;

скрытая (завуалированная), которая характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года);

"безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;

"уровень общей безработицы" - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

"уровень регистрируемой безработицы" - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

"экономически активное население (рабочая сила)" - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;

"уровень экономической активности" - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

Занятость и рынок труда в переходный период

Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу

В 1997 году в экономике наметились позитивные тенденции. Снизились темпы инфляции, начался рост реальной заработной платы. Впервые за последние 7 лет темпы роста объема произведенного валового внутреннего продукта составили 100,4 процента по отношению к прошлому году, а объема промышленной продукции - 101,9 процента.

Однако эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны:

с падением объемов производства в предыдущие годы;

со структурными изменениями производств в пользу сырьевых отраслей, формирующих лишь около 20 процентов спроса на рабочую силу;

с приватизацией и акционированием, которые вынуждают администрацию сокращать численность занятых и не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства.

Изменения в сфере занятости

Проводимые в стране реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

снижением численности населения, занятого экономической деятельностью. Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в институциональных преобразованиях и т.п.) для российского рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За 6 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 8,4 млн. человек. При этом только за последние 3 года при почти стабильной численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 млн. человек) среднегодовая численность занятых во всех секторах экономики сократилась в 1995 - 1996 годах на 1,1 млн. человек (с 66,5 до 65,4 млн. человек) и в 1996 - 1997 годах еще на 0,7 млн. человек (с 65,4 до 64,7 млн. человек). Наибольшее сокращение численности занятых происходило в отраслях промышленности (военно-промышленном комплексе, легкой, текстильной, машиностроении, химической и др.), геологии, разведке недр, геодезической и гидрометеорологической службах, проектных и проектно-изыскательных организациях, науке и научном обслуживании;

перераспределением работающих по формам собственности. В настоящее время в соответствии с принятым статистическим учетом вне государственного сектора экономики уже занято более 40 млн. человек, или 62,4 процента от всех занятых в экономике, в том числе непосредственно в частном секторе - более 24 млн. человек, или 37,4 процента. Численность индивидуальных предпринимателей, по экспертным оценкам, в 1997 году составляет более 6 млн. человек, в том числе 1,5 млн. фермеров. Развивается рыночная инфраструктура, банковская сфера и другие альтернативные направления занятости населения;

превышением численности выбывающих с предприятий и организаций над численностью принятых. В 1997 году количество принятых на работу в крупные и средние предприятия по-прежнему было меньше выбывших на 2 млн. человек, при этом уровень замещения выбывших работников принятыми составил 82 процента против 79 в 1996 году. Доля выбывших по собственному желанию уменьшилась по сравнению с 1996 годом с 67 процентов до 66 процентов;

активизацией процессов высвобождения работников. Ликвидация и реорганизация отдельных предприятий и видов производств обусловили увеличение числа лиц, выбывающих в связи с сокращением численности персонала. По сравнению с 1996 годом с 8,4 до 9,3 процента возросла доля работников, выбывающих в связи с сокращением численности персонала (данные за год);

незначительным снижением масштабов вынужденной неполной занятости. В декабре 1997 г. численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила 1,5 млн. человек, или 3,4 процента среднесписочной численности, а численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, превысила к концу года 2,5 млн.человек, или 5,8 процента среднесписочного состава. В 1996 году эти показатели составили соответственно 2,4 млн.человек, или 5,2 процента, и 3,4 млн. человек, или 7,2 процента. В январе - декабре 1997 года в среднем в месяц более 4 млн.работников крупных и средних предприятий и организаций вынужденно работали в режиме неполной занятости. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях промышленности (14,7 процента среднесписочного состава), транспорта (15,1 процента), в том числе железнодорожного (30,2 процента), в научных учреждениях (7,5 процента);

расширением вторичной занятости и занятости в неформальном секторе. Значительное распространение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством обусловили распространение вторичной и неформальной занятости. По оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения, в настоящее время вторую работу имеют около 8 млн. человек (в 1996 году - 7 млн. человек); численность занятых в неформальном секторе, для которых этот вид деятельности является единственным источником дохода, составляет около 7,5 млн.человек;

См. Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. N 76

снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда и стабилизацией численности привлекаемой иностранной рабочей силы. Количество приезжающих на работу трудящихся мигрантов составило в 1997 году 241 тыс.человек (в 1996 году - 292 тыс.), что составляет 0,4 процента численности занятого населения. Наибольшее количество иностранной рабочей силы используется в строительстве (около 55 процентов), промышленности (более 9 процентов) и сельском хозяйстве (около 9 процентов);

недостаточным использованием интеллектуального потенциала, которое обусловлено сокращением спроса на высококвалифицированную рабочую силу, в наибольшей степени затронувшим высокотехнологичные отрасли, а также науку и научное обслуживание, отсутствием зачастую связи между трудовым вкладом работника и его доходами, низким уровнем оплаты труда в этих отраслях, а также длительными задержками выплаты заработной платы;

расширением масштабов неэффективной занятости. Снижение объемов производства и услуг не сопровождалось адекватным сокращением численности работников. В результате для большинства отраслей характерны излишняя численность работников и низкий уровень производительности труда.

На макроуровне скрытая безработица выполняет своего рода роль буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей в условиях кризиса экономики, не допуская лавинообразного роста последней и резкого возрастания напряженности в обществе.

Большой масштаб скрытой безработицы стал возможным в связи с незначительным перетоком рабочей силы на макро- и микроуровне, незаинтересованностью трудовых коллективов в росте эффективности труда.

Общая динамика безработицы

С 1995 года отмечается тенденция к замедлению темпов роста общей и регистрируемой безработицы. В 1995 году темпы роста общей численности безработных составляли в среднем в месяц 101,4 процента, в 1996 году - 100,1 процента, в 1997 году - 99,5 процента, зарегистрированных безработных - соответственно 103,5 процента, 100,6 процента и 98,4 процента.

Таблица 1

/----------------------------------------------+-----------+------------\
|     Основные показатели безработицы*         |           |            |
|         (в среднем за год)                   | 1996 год  | 1997 год   |
+----------------------------------------------+-----------+------------+
|Безработные - всего, млн.человек              |   6,2     |  6,7       |
|                                              |           |            |
|в   процентах    к   экономически   активному |   8,7     |  9,3       |
|населению                                     |           |            |
|                                              |           |            |
|    из них:                                   |           |            |
|зарегистрированы    в    службе    занятости, |   2,6     |  2,3       |
|млн.человек                                   |           |            |
|    в  процентах   к  экономически  активному |   3,6     |  3,2       |
|населению                                     |           |            |
|    в   процентах    к   общей    численности |   42      |   34       |
|безработных                                   |           |            |
|                                              |           |            |
|не  зарегистрированы   в  службе   занятости, |   3,6     |  4,4       |
|млн.человек                                   |           |            |
\----------------------------------------------+-----------+------------/

* По данным Госкомстата России, Минтруда России, Минэкономики России.

Состояние рынка труда в 1997 году характеризуется незначительным снижением общей численности безработных и устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости населения (далее именуются - органы службы занятости) в течение всего года.

С начала 1997 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 20 процентов и составила к концу года 2 млн. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился за 1997 год с 3,2 процента до 2,7 процента, достигнув уровня середины 1995 года.

Основная причина снижения численности зарегистрированных безработных связана со снижением мотивации регистрации в качестве безработных, что вызвано финансовыми трудностями Фонда занятости, которые привели к сбою системы выплаты пособий по безработице, сокращению объемов профессионального обучения безработных и участия их в общественных работах.

Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

В 1996-1997 годах не произошло изменений в соотношении мужчин и женщин, обратившихся в службу занятости, и в общей численности зарегистрированных безработных, а также в каждой из групп по причинам незанятости, уровню образования и т.д.

Таблица 2

Состав зарегистрированных безработных по полу

                                                            (в процентах)
-------------------------+-----------------------+-----------------------
                         |        Женщины        |       Мужчины
                         +-------+-------+-------+-------+-------+-------
      Показатели         | На 1  | На 1  | На 1  | На 1  | На 1  | На 1
                         |января |января |января |января |января |января
                         |1996 г.|1997 г.|1998 г.|1996 г.|1997 г.|1998 г.
-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------
 По причинам незанятости:
  уволившиеся  по  собст-
венному желанию            46,9    43,4    39,5    54,5    52,5    46,9
  высвобожденные работни-
ки                         23,5    27,2    30,6    11,5    15,2    19,1
  выпускники общеобразо-
вательных школ и профес-
сиональных учебных заве-
дений                      10,8    9,8     5,5     6,7     6,2     4,1

 По уровню образования:
  с  высшим  и   средним
специальным образованием   39,2    36,7    37,4    25,1    23,8    23,8
  не   имеющие   полного
среднего образования       16,2    13,6    12,9    29,1    24,5    24,2

 По возрасту:
  молодежь 16-29 лет       38,7    36,7    33,9    30,9    29,3    27,9
  лица среднего возраста
30-49 (54) лет             56      58,3    60,7    60,9    61,8    63,3
  лица предпенсионного
возраста                    5,3     5       5,4     8,2     8,9     8,8

 Отдельные категории
 безработных:
  не приступившие к тру-
довой деятельности         14,4     14     13,6    11,7    10,5    10,6
  не имеющие  профессии,
специальности              10,8     10,5    9,6    10,5     9       9,1
  имеющие    длительный
(более года) перерыв  в
работе                     20,4     19,9   22,8    19,3    19,3    25,3

 Доля   этих   категорий
среди зарегистрированных
безработных по состоянию
на конец года (периода)    62,5     62,9   63,9    37,5    37,1    36,1

 Продолжительность
 безработицы:
  средняя  продолжитель-
ность (месяцев)             6,4       7     7,5     5,9     6,7     6,9
  доля временной
безработицы                41,4     37,1    35,6    46,7    41     40,8
  доля хронической
безработицы                15       19,2    24,5    12,3    16,7   20,4

Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, за последние 2 года практически не изменился. Как видно из таблицы 3, наметилась тенденция к уменьшению доли молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных и увеличению доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В настоящее время доля молодежи среди зарегистрированных безработных составляет около 32 процентов.

Таблица 3

Распределение зарегистрированных безработных по возрасту

                           /----------------+--------------+-------------
                           |  На 1 января   |  На 1 января | На 1 января
                           |     1996 г.    |     1997 г.  |    1998 г.
                           +------+---------+--------------+-------+-----
                           |млн.  |  про-   | млн.   про-  |  млн. | про-
                           |чел.  |  цен-   | чел.   цен-  |  чел. | цен-
                           |      |  тов    |        тов   |       | тов
                           +------+---------+--------------+-------+-----
 Численность  зарегистриро- 2,3      100      2,5    100      2,0    100
ванных безработных - всего
   в том числе:

 в возрасте 16-29 лет       0,8      35,8     0,9    34,0     0,6    31,8
 предпенсионного возраста   0,1      6,4      0,2    6,4      0,1    6,6
 других возрастов           1,4      57,8     1,4    59,6     1,3    61,6

Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников. Повышение спроса на квалифицированные кадры изменяет состав безработных по уровню имеющегося образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее или начальное образование), увеличился с 66 процентов в 1996 году до 67,5 процента в 1997 году.

С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта чаще сталкивается молодежь, а также граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование.

Приобретение первичных профессиональных и трудовых навыков, повышение квалификации, обучение новым профессиям - приоритетные задачи содействия занятости населения.

Таблица 4

Состав зарегистрированных безработных по уровню образования

                           -----------------+--------------+-------------
                              на 1 января   |  на 1 января |  на 1 января
                                 1996 г.    |     1997 г.  |     1998 г.
                           ----------+------+---------+----+--------+----
                            млн.чел. | про- | млн.чел.|про-|млн.чел.|про-
                                     | цен- |         |цен-|        |цен-
                                     | тов  |         |тов |        |тов
                           ----------+------+---------+----+--------+----
 Численность  зарегистриро-
ванных безработных - всего    2,3      100     2,5     100    2,0    100
  в том числе имеющих:

 высшее профессиональное
образование                   0,2      9,5     0,2     9,9    0,2    10,1
 среднее профессиональное
образование                   0,6     24,5     0,5      22    0,5    22,4
 начальное профессиональное
образование                    -        -      0,3     14,2   0,3    16,2
 среднее общее образование     1       45      0,9     36,3   0,7    34,3
 неполное среднее             0,5     21,0     0,4     17,6   0,3     17
образование

Снижение масштабов и уровня регистрируемой безработицы сопровождается ростом средней продолжительности безработицы (6,3 месяца на начало 1996 года и 7,3 месяца - на конец 1997 года), снижением временной безработицы (до 4 месяцев) и увеличением длительной безработицы (более года). В общей численности зарегистрированных безработных возросла доля граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах службы занятости от 8 месяцев до 1 года (с 18 процентов до 18,2 процента) и более года (с 14 процентов до 23 процентов). По состоянию на конец 1997 года временным безработным мог считаться только каждый третий, а каждый пятый имел статус длительно безработного. Наиболее высокие показатели длительности регистрируемой безработицы отмечаются в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.

Распределение безработицы по регионам

В 1996-1997 годах сохранялась высокая степень дифференциации различных регионов по уровню безработицы.

Основными факторами высокого уровня безработицы в регионах были:

несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа, Поволжья и других экономических районов;

кризисные явления в экономике северных и восточных регионов с высокой долей в производстве добывающих предприятий (кроме экспортно-ориентированного производства) и центральных и южных регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности;

последствия военных действий в Чеченской Республике, ухудшившие ситуацию на рынке труда не только в этой Республике, но и в Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия в связи с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.

Низкий уровень безработицы в регионах обусловлен:

столичным статусом, обеспечивающим высокую концентрацию экспортно-ориентированных и финансово-банковских структур, органов государственного управления (г. Москва);

многоотраслевым характером экономики, повышенным уровнем развития малого бизнеса;

высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий добывающей промышленности.

В регионах отмечаются значительные различия в уровнях общей и регистрируемой безработицы.

Прогноз спроса и предложения рабочей силы

Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1998 - 2000 годах

Расширение сферы приложения труда зависит, главным образом, от роста производства и увеличения объемов инвестиций.

Динамика экономических процессов в 1997 году свидетельствует о том, что Россия вплотную подошла к переломной точке экономического развития. При продолжении активных рыночных преобразований последует переход в стадию постепенного экономического роста. Темпы прироста внутреннего валового продукта возрастут в 2000 году до 4,5 процента, а в промышленности до 4-5 процентов.

Ближайшие годы (до 2000 года), в течение которых ожидается переход к экономическому росту, будут характеризоваться в сфере занятости сочетанием старых инерционных процессов и появлением новых тенденций или ускорением (углублением) позитивных изменений, обозначившихся в последние годы.

Главная особенность в развитии занятости и рынка труда на период до 2000 года будет заключаться в переходе к позитивной динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы. Начнет расти производительность труда в ряде отраслей и уменьшаться скрытая безработица, обозначатся прогрессивные сдвиги в профессиональной структуре занятых, повысится мобильность рабочей силы, а безработица, обусловленная кризисом производства, трансформируется в структурную безработицу.

В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. Уже в 1998 году объем капитальных вложений может превысить уровень 1997 года на 2 процента. В последующие годы инвестиционная активность должна возрасти еще заметнее - темп прироста капитальных вложений в 1999 году прогнозируется на уровне 4-6 процентов, а в 2000 году - 5-8 процентов. В результате роста инвестиций и реструктуризации бюджетных расходов начнется реальная структурная перестройка, что окажет положительное воздействие на процессы создания и обновления рабочих мест.

В 1998-2000 годах будет продолжена работа по созданию рынка рабочих мест в соответствии с Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.

В прогнозируемом периоде следует ожидать перегруппировку спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы: доля занятых в ней возрастет с 34 процентов в 1997 году до 35 процентов в 2000 году. В отраслях материального производства доля занятых сократится с 66 процентов до 65 процентов. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности. В предстоящие годы численность занятых в промышленности сократится на 3 процента. Доля занятых в промышленности в общей численности работников народного хозяйства уменьшится с 25 процентов в 1997 году до 24 процентов в 2000 году. В 2000 году с учетом роста производительности труда численность занятых в промышленности стабилизируется на уровне 15,6-15,7 млн. человек.

Ожидаются позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры по поддержке национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и частным секторами создадут условия для стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства до 9,4 млн. человек (на 0,2 млн. человек) в основном за счет занятых в личном подсобном хозяйстве, для которых этот вид деятельности является первичной и единственной занятостью.

Наибольшие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов, страхования и кредитования (10 процентов), в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (6,5 процента).

Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи (в части обслуживания населения), образования (прежде всего школьного), науки и научного обслуживания.

Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых сферах профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной специальной подготовки. Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников.

Предполагаемые положительные сдвиги в экономике обусловят увеличение численности занятых в 1998-2000 годах на 0,4 млн. человек. Численность занятых в 2000 году составит 65,1 млн. человек.

Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадры

Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 1998-2000 годах будет характеризоваться устойчивым спросом на руководителей и специалистов в области управления и административно-производственного обеспечения (специалисты по экономике, финансам, коммерции и маркетингу, праву, кадровому обеспечению и т.д.). Уже начал формироваться и к 2000 году значительно повысится спрос на специалистов, работающих непосредственно в области менеджмента и анализа хозяйственной деятельности предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи и т.д. В связи с развивающимся процессом информатизации общества интенсифицируется спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Не будут испытывать сложности с трудоустройством представители профессионального отряда технических исполнителей, то есть лиц, обеспечивающих административно-техническую поддержку процесса управления. В случае сохранения низкого уровня оплаты труда может произойти "вымывание" специалистов в области здравоохранения, образования, агрозоотехники, науки и научного обслуживания, что приведет к интенсификации их межпрофессиональных перетоков.

Наибольшее сокращение численности занятых будет отмечаться в группах профессий индустриального типа. К 2000 году сохранятся высокие уровни безработицы при стабилизации численности безработных среди строителей и транспортников, численность безработных среди пищевиков, текстильщиков, швейников, обувщиков будет постепенно сокращаться, а среди малоквалифицированных промышленных рабочих - расти.

Согласно прогнозу, выполненному на базе оценок перспектив развития экономики, изучения тенденций изменения структуры занятости населения по отраслям и регионам, потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием составит к 2000 году 410 тыс.человек, со средним профессиональным - 558,2 тыс.человек.

В соответствии с потребностью прием студентов в вузы должен составить в 2000 году 616 тыс.человек, в средние профессиональные учебные заведения - 671 тыс.человек.

Таким образом, в ближайший период необходимо уделить особое внимание решению проблемы подготовки квалифицированных кадров в соответствии с изменяющимся спросом на рабочую силу. Эта проблема в отличие от предшествующего периода должна решаться с позиций качественного развития людских ресурсов в долгосрочной перспективе.

Отраслевые проблемы занятости в 1998 - 2000 годах

Продолжающийся в течение последних лет процесс "утяжеления" структуры производства, т.е. ее переориентации на сырьевые и добывающие отрасли с низкой степенью переработки продукции, сохранится и в 1998-2000 годах. Электроэнергетика, газовая, нефтедобывающая отрасли промышленности будут характеризоваться относительно более высоким уровнем роста производства, чем промышленность в целом. Сокращение спроса на рабочую силу произойдет, прежде всего, в машиностроении (за исключением транспортного), нефтехимическом комплексе, промышленности стройматериалов и текстильной промышленности. В то же время возможен небольшой рост числа занятых в топливно-сырьевых отраслях.

Наиболее острая ситуация с занятостью в предстоящие годы будет оставаться в легкой, особенно текстильной, промышленности, машиностроении и металлообработке, в нефтехимической и угольной промышленности, отраслях оборонного комплекса.

Сокращение рабочих мест в угольной промышленности связывается, главным образом, с процессом ликвидации убыточных шахт, являющихся, как правило, градообразующими производствами. Только в 1998 году предусматривается высвобождение с убыточных шахт 50 тыс. шахтеров.

Существенными факторами снижения спроса на рабочую силу в машиностроении и легкой, в первую очередь текстильной, промышленности остаются трудности со сбытом продукции в связи с ее низкой конкурентоспособностью и недостаточной инвестиционной активностью.

По оценке открытого акционерного общества "Рослегпром", в ближайшее время может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкой промышленности.

Одним из факторов уменьшения числа рабочих мест и спроса на рабочую силу в машиностроении и металлообработке в предстоящий период станет повышение эффективности производства, обусловленное ростом производительности труда.

За 1998-2000 годы из сферы военного производства планируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше 290 тыс. человек будут временно не заняты.

Сохранится довольно существенное снижение численности занятых в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, если не будут найдены пути решения проблем межсезонных производственных запасов, частичной компенсации затрат на содержание объектов социальной сферы для реализации инвестиционных проектов экспортно-ориентированных производств.

В строительстве снижение численности занятых не превысит в 1998-2000 годах 2,5 процента ежегодно.

В предстоящие годы предполагается значительно сократить персонал железнодорожного транспорта.

В связи с прогнозируемым сокращением численности работающих во многих отраслях экономики возникает проблема их дальнейшего трудоустройства. Учитывая, что многие предприятия отраслей, где намечается существенное высвобождение работников, расположены в моногородах и поселках, где практически отсутствует сфера приложения труда, эта проблема приобретает особую остроту.

Потенциальное предложение рабочей силы

В 1998-2000 годах Россия будет располагать значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов к 2000 году увеличится до 85,8 млн. человек против 84 млн. человек в 1996 году.

Увеличение трудового потенциала обусловлено, прежде всего, приростом численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике среднегодовая численность населения в возрасте 15-54 (59) лет в предстоящие годы возрастет на 1,6 млн. человек, или на 2 процента, против 0,4 млн. человек, или 0,5 процента, за 1995-1997 годы.

Наибольший прирост численности населения трудоспособного возраста прогнозируется в Северо-Кавказском (3 процента), Центральном, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах (на 1 - 2 процента). В то же время в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Дальневосточном районах численность трудоспособного населения прогнозируется ниже уровня 1996 года. Прирост численности населения трудоспособного возраста будет происходить за счет женщин, молодежи 16-29 лет и лиц предпенсионного возраста и составит в 1997-2000 годах 2,4 млн.человек. Численность наиболее трудоактивной возрастной группы - 30-49 лет - сократится за этот период на 0,8 млн.человек.

Сокращение абсолютной численности и доли лиц наиболее трудоактивного возраста неблагоприятно отразится на качестве рабочей силы, но при этом расширит возможности трудоустройства для менее конкурентоспособных категорий населения.

Предложение рабочей силы на рынке труда будет формироваться и за счет привлечения иностранной рабочей силы. В 1997 году в Российскую Федерацию было привлечено около 290 тыс. иностранных работников, что свидетельствует о тенденции к стабилизации этого процесса (в 1996 году - 292 тысячи). По прогнозам на 1998-2000 годы, ежегодная численность привлекаемых иностранных работников останется на уровне 1997 года.

В 1998-2000 годах миграционный прирост населения России по расчетам Государственного комитета Российской Федерации по статистике не превысит 1037 тыс.человек, более половины из которых находятся в трудоспособном возрасте.

В этот же период планируется увольнение из Вооруженных Сил Российской Федерации до 600 тыс. военнослужащих и до 300 тыс. гражданских лиц.

Сохраняется стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов.

В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 1998-2000 годах не повлияют на снижение высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов, рост предложения рабочей силы будет обусловлен социальными и экономическими причинами.

Вместе с тем предложение рабочей силы будет значительно превышать спрос на нее. В 1998-2000 годах параметры предложения рабочей силы будут следующими.

Таблица 5

Прогноз предложения рабочей силы в 1998-2000 годах

                                         (в среднем за год, млн. человек)
/--------------------------+----------+--------+--------+--------+------\
|                          | 1996 год |  1997  |  1998  |  1999  |  2000|
|                          |          |  год   |  год   |  год   |  год |
\--------------------------+----------+--------+--------+--------+------/
 Экономически активное       71,6        71,4     71,7     72,2     72,8
 население - всего
       в том числе:
   занятое население         65,4        64,7     64,7     64,8     65,1
(удовлетворенный спрос)
   безработные граждане      6,2         6,7      7        7,4      7,7
(неудовлетворенный спрос)

       из них:
  зарегистрированные в       2,6         2,3      2,6      2,8      3,1
органах службы занятости

Прогноз безработицы по регионам

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 1998-2000 годы рост общей безработицы в год не будет превышать 10 процентов экономически активного населения, а регистрируемой - около 5 процентов.

При этом доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 34,3 процента в 1997 году до 40,2 процента в 2000 году.

Наиболее значительный рост численности безработных прогнозируется в Восточно-Сибирском, в Северо-Кавказском, Западно-Сибирском, Поволжском районах (в 1,4 раза). В наиболее трудном положении окажутся районы, работающие на привозном сырье и топливе, и районы с повышенной концентрацией предприятий ВПК. Максимальное значение уровня безработицы в 2000 году прогнозируется в Северном экономическом районе - 9,3 процента. За ним будет следовать Восточно-Сибирский (6,7 процента) и Дальневосточный районы (6,1 процента), где ожидается наибольший прирост уро
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" (с изм. и доп. от 22 июня 1999 г., 2 февраля, 11 апреля 2000 г.)
Тип документа: Перечень Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 1998-07-24
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Архивы ГАРАНТа. Россия
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности\Трудоустройство, занятость населения\Общие вопросы

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание