Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Беженцы и вынужденные переселенцы
Въезд и выезд российских граждан из Российской Федерации
Гражданство
Миграция
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Реабилитация лиц, подвергшихся незаконным политическим репрессиям
Соотечественники, проживающие за рубежом

Документы правительства РФ >> >> Основы государственно-правового устройства >> Права и свободы человека и гражданина, гражданство

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414

"О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы"

В целях обеспечения реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2065; 1996, N 25, ст. 3002) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную миграционную программу на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).

Распоряжением Мингосимущества РФ от 19 декабря 1997 г. N 196-р образована рабочая группа по разработке предложений, связанных с совершенствованием нормативной базы в сфере миграционной политики и выполнением мероприятий по реализации Федеральной миграционной программы на 1998-2000 годы

2. Утвердить Федеральную миграционную службу России государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1998-2000 годах.

Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.

4. Федеральной миграционной службе России представлять в Правительство Российской Федерации начиная с 1998 года ежегодно, до 15 февраля, доклад о выполнении мероприятий, предусмотренных федеральными миграционными программами.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

Федеральная Миграционная программа

на 1998 - 2000 годы

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414)

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год

См. Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренную распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р

      Паспорт  Федеральной  Миграционной  программы  на 1998-2000        
      годы                                                               
      Основные цели и задачи                                             
      Характеристика миграционных процессов                              
      Вынужденная миграция                                               
      Внешняя миграция                                                   
      Внешняя трудовая миграция                                          
      Незаконная миграция                                                
      Внутренняя миграция                                                
      Межрегиональная миграция                                           
      Сельско-городская миграция                                         
      Внутренние  миграционные  потоки,  подлежащие приоритетному        
      государственному регулированию                                     
      Основные направления  и механизмы реализации Программы             
      Правовое обеспечение Программы                                     
      Решение проблемы вынужденной миграции                              
      Регулирование потоков внешней миграции                             
      Решение задач внешней трудовой миграции                            
      Система   иммиграционного    контроля   и    предупреждение        
      незаконной миграции                                                
      Регулирование внутренней миграции                                  
      Организационно-кадровое обеспечение Программы                      
      Международное     сотрудничество,     взаимодействие      с        
      общественными      и      религиозными       организациями,        
      благотворительными фондами                                         
      Обеспечение    необходимых     санитарно-эпидемиологических        
      условий и медицинского обслуживания мигрантов                      
      Информационное и научное обеспечение деятельности в области        
      миграции населения                                                 
      Организация  контроля  за   ходом  реализации   мероприятий        
      Программы                                                          
      Финансово-экономическое и ресурсное обеспечение                    
      мероприятий Программы                                              

      Приложение N 1. Мероприятия   по   реализации   Федеральной        
                      миграционной программы на 1998-2000 годы           
      Приложение N 2. Данные     о     численности    вынужденных        
                      переселенцев и  беженцев, принятых  на учет        
                      территориальными   органами    миграционной        
                      службы  за  1992-1996  годы,  и  прогноз на        
                      1997-1998 годы                                     
      Приложение N 3. Перечень  городов,  в  которых  в 1998-2000        
                      годах  создаются  пункты  первичного приема        
                      лиц,   ходатайствующих   о   признании   их        
                      вынужденными переселенцами                         
      Приложение N 4. Перечень регионов,  в которых  в 1998  году        
                      создаются посты иммиграционного контроля           
      Приложение N 5. Создание   рабочих   мест   в    компактных        
                      поселениях вынужденных переселенцев в  1998        
                      году                                               
      Приложение N 6. Создание рабочих мест в центрах  временного        
                      размещения вынужденных переселенцев в  1998        
                      году                                               
      Приложение N 7. Перечень научно-исследовательских  проектов        
                      на 1998 год, финансируемых за счет  средств        
                      федерального бюджета, выделяемых на НИОКР          
      Приложение N 8. Технико-экономическое           обоснование        
                      расходования  средств   в  1998   году   на        
                      реализацию     мероприятий      Федеральной        
                      миграционной программы на 1998-2000 годы           

Паспорт

Федеральной Миграционной программы

на 1998-2000 годы

 Наименование Программы        -       Федеральная миграционная программа
                                       на 1998-2000 годы

 Дата принятия решения о       -       Указ Президента         Российской
 разработке Программы, дата            Федерации от 9 августа 1994  г.  N
 ее утверждения (наименование          1668  "О  Федеральной миграционной
 и номер соответствующего              программе"
 нормативного акта)
 .
 Государственный заказчик и    -       Федеральная миграционная    служба
 основной разработчик                  России
 Программы

 Цель Программы, важнейшие     -       регулирование         миграционных
 целевые показатели                    потоков,   преодоление  негативных
                                       последствий стихийно развивающихся
                                       процессов    миграции;    создание
                                       условий   для    беспрепятственной
                                       реализации     прав     мигрантов,
                                       обеспечение гуманного отношения  к
                                       лицам,     ищущим    убежища,    и
                                       определение их правового положения
                                       на      территории      Российской
                                       Федерации; защита прав и интересов
                                       мигрантов;              соблюдение
                                       государственных   интересов    при
                                       реализации миграционных программ и
                                       мероприятий;  организация  системы
                                       иммиграционного          контроля;
                                       регулирование миграционных
                                       потоков с                   учетом
                                       социально-экономического развития
                                       и экологической     обстановки   в
                                       регионах,     наличия     целевого
                                       земельного  фонда  для  расселения
                                       вынужденных          переселенцев,
                                       национальной        совместимости,
                                       специфики психологии  мигрантов  и
                                       климатических   особенностей  мест
                                       расселения;  создание условий  для
                                       приема   и  размещения  мигрантов,
                                       стимулирующих     их      активную
                                       адаптацию      к     существующему
                                       социально-экономическому положению

 Сроки реализации Программы    -       1998-2000 годы

 Основные мероприятия          -       мероприятия, направленные       на
 Программы                             правовое               обеспечение
                                       государственной       миграционной
                                       политики;     решение     проблемы
                                       вынужденной              миграции;
                                       регулирование   внешней  миграции;
                                       решение  задач  внешней   трудовой
                                       миграции;  дальнейшее формирование
                                       системы иммиграционного контроля и
                                       предупреждения          незаконной
                                       миграции; регулирование внутренней
                                       миграции;  развитие международного
                                       сотрудничества в области миграции;
                                       обеспечение
                                       санитарно-эпидемиологической
                                       защиты мигрантов; информационное и
                                       научное обеспечение деятельности в
                                       области    миграции     населения;
                                       финансово-экономическое
                                       обеспечение затрат, осуществляемых
                                       при   реализации   государственной
                                       миграционной политики

 Исполнители основных          -       Федеральная миграционная    служба
 мероприятий                           России,   Министерство   экономики
                                       Российской Федерации, Министерство
                                       внутренних     дел      Российской
                                       Федерации,  Министерство  финансов
                                       Российской Федерации, Министерство
                                       здравоохранения         Российской
                                       Федерации,  Министерство   юстиции
                                       Российской Федерации, Министерство
                                       труда   и   социального   развития
                                       Российской Федерации, Министерство
                                       Российской  Федерации   по   делам
                                       национальностей   и   федеративным
                                       отношениям,           Министерство
                                       иностранных     дел     Российской
                                       Федерации, Министерство Российской
                                       Федерации   по   сотрудничеству  с
                                       государствами    -     участниками
                                       Содружества            Независимых
                                       Государств,        Государственный
                                       комитет  Российской  Федерации  по
                                       жилищной и

                                       строительной             политике,
                                       Государственный комитет Российской
                                       Федерации      по      статистике,
                                       Государственный комитет Российской
                                       Федерации  по  охране   окружающей
                                       среды,   Государственный   комитет
                                       Российской Федерации  по  вопросам
                                       развития  Севера,  Государственный
                                       комитет  Российской  Федерации  по
                                       земельным        ресурсам        и
                                       землеустройству,       Федеральная
                                       пограничная    служба   Российской
                                       Федерации,  органы  исполнительной
                                       власти     субъектов    Российской
                                       Федерации

 Объемы и источники            -       всего на    1998-2000    годы    -
 финансирования Программы              19462,149     млн.    рублей    из
                                       федерального бюджета,  в том числе
                                       на   1998   год  -  5497,419  млн.
                                       рублей, на 1999 год - 6959,48 млн.
                                       рублей, на 2000 год - 7005,25 млн.
                                       рублей(1)

 Ожидаемые конечные            -       разработка основных   подходов   к
 результаты реализации                 решению   проблемы   регулирования
 Программы                             внутренней   миграции;    введение
                                       механизма         территориального
                                       перераспределения   мигрантов    в
                                       интересах социально-экономического
                                       развития  государства;  реализация
                                       международных  обязательств России
                                       согласно Конвенции ООН 1951 года и
                                       Протоколу   к   ней  1967  года  о
                                       статусе  беженца;   заключение   и
                                       реализация      межгосударственных
                                       соглашений по вопросам защиты прав
                                       и       интересов       мигрантов;
                                       совершенствование  правовой  базы,
                                       регулирующей  вопросы  миграции  и
                                       определяющей  правовое   положение
                                       мигрантов   различных   категорий;
                                       развитие системы  представительств
                                       Федеральной   миграционной  службы
                                       России при посольствах  Российской
                                       Федерации   за  рубежом;  развитие
                                       системы иммиграционного  контроля,
                                       организация  6  центров временного
                                       размещения лиц,  ходатайствующих о
                                       признании  их беженцами;  создание
                                       условий  для  эффективной  внешней
                                       трудовой   миграции,  контроля  за
                                       привлечением   и    использованием
                                       иностранной рабочей силы;
                                       организация ежегодно  рассмотрения
                                       заявлений     и    ходатайств    о
                                       предоставлении    соответствующего
                                       статуса   для   200   тыс.   вновь
                                       прибывающих вынужденных мигрантов;
                                       постановка  ежегодно на учет около
                                       150  тыс.беженцев  и   вынужденных
                                       переселенцев; организация приема и
                                       обустройства вынужденных мигрантов
                                       в   рамках   выделенных  бюджетных
                                       средств;   временное    размещение
                                       нуждающихся   в  этом  вынужденных
                                       мигрантов  в  центрах   временного
                                       размещения;    оказание   ежегодно
                                       помощи 120  тыс.  социально  слабо
                                       защищенным  вынужденным  мигрантам
                                       из общего количества состоящих  на
                                       учете; обеспечение ежегодно жильем
                                       5   тыс.семей   социально    слабо
                                       защищенных  вынужденных мигрантов;
                                       предоставление            ежегодно
                                       долговременной       беспроцентной
                                       возвратной ссуды на  строительство
                                       или  приобретение  жилья  25  тыс.
                                       семей  вынужденных   переселенцев;
                                       оказание    ежегодно    помощи   в
                                       создании инженерной инфраструктуры
                                       в       компактных      поселениях
                                       вынужденных мигрантов  на  3  тыс.
                                       человек;   оказание  содействия  в
                                       организации   рабочих   мест   для
                                       вынужденных   мигрантов;  развитие
                                       автоматизированной
                                       информационно-справочной  системы,
                                       осуществляющей  автоматизированный
                                       сбор,  обмен и хранение сведений о
                                       различных категориях мигрантов

 Организация контроля за       -       контроль за реализацией  Программы
 исполнением Программы                 осуществляет           Федеральная
                                       миграционная     служба     России
                                       совместно      с     Министерством
                                       экономики  Российской   Федерации,
                                       Министерством  финансов Российской
                                       Федерации        и         другими
                                       заинтересованными     федеральными
                                       органами исполнительной  власти  с
                                       участием   органов  исполнительной
                                       власти    субъектов     Российской
                                       Федерации

Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 881 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

В Программе используются следующие основные понятия и термины:

1) миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя);

2) добровольная миграция - перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства;

3) вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища. Вынужденная миграция может быть внешней и внутренней, возвратной и безвозвратной;

4) внешняя миграция - перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания;

5) внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внутренняя миграция может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной;

6) внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;

7) незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации;

8) мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, - эмигрант;

9) субъектами внешней миграции являются:

а) эмигранты, в том числе:

граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;

лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства;

граждане бывшего СССР, проживающие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;

б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;

в) иммигранты, в том числе:

иностранные граждане и лица без гражданства, граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Федерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;

иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года, Протоколом к ней 1967 года о статусе беженца и Законом Российской Федерации "О беженцах";

г) иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны;

10) субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации являются лица:

а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;

б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;

в) иностранные граждане;

г) лица без гражданства (апатриды);

д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

11) субъектами внутренней миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней;

12) субъектами незаконной миграции являются:

а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации, выезжающие через территории государств - бывших республик СССР в другие иностранные государства;

б) эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие государственную границу Российской Федерации;

в) иммигранты незаконные, к которым относятся:

иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;

иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;

иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР;

13) лицом, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации, является:

лицо, в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации;

лицо, которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем;

лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо, являющееся членом организации, представляющей угрозу национальной безопасности или общественному порядку;

лицо, въезд которого ограничен по причинам медицинского и санитарно-эпидемиологического характера;

лицо, которое в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации было осуждено в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо выдворено за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

лицо, подпадающее под действие статей 26 и 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

14) субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются;

15) пункт первичного приема вынужденных переселенцев - государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для приема и временного размещения территориальным органом миграционной службы граждан Российской Федерации при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации на период рассмотрения вопроса о регистрации их ходатайства о признании вынужденными переселенцами;

16) центр временного размещения вынужденных переселенцев - государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для временного проживания лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами, прибывших с ними членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

17) пост иммиграционного контроля - структурное подразделение территориального органа миграционной службы, осуществляющее в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации;

18) центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, - место пребывания лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, беженцев и членов их семей на территории Российской Федерации;

19) место временного содержания - место пребывания лица, ходатайствующего о признании его беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

20) обустройство вынужденных переселенцев - содействие вынужденным переселенцам в обеспечении их занятости, жилищном обустройстве и социальной адаптации;

21) компактное поселение - поселение для постоянного проживания в одном населенном пункте нескольких семей вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек.

Основные цели и задачи

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной политики являются:

защита прав и интересов мигрантов;

развитие системы иммиграционного контроля;

соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;

регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов;

недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке;

квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;

запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

В связи с расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных целевых программ эффективное проведение государственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. Следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, а также круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

Характеристика миграционных процессов

Особенности в направлениях и методах регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации предполагают условное выделение пяти основных составляющих:

вынужденная миграция;

внешняя миграция;

внешняя трудовая миграция;

незаконная миграция;

внутренняя миграция.

Вынужденная миграция

Отсутствие или несовершенство законодательства государств - бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

К началу 1997 года в Российской Федерации официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн.человек. По уточненным прогнозам, к 2001 году можно ожидать увеличения численности этой категории мигрантов только за счет их притока из государств бывших республик СССР еще на 600 тыс. человек. Подавляющее число вынужденных мигрантов - до 500 тыс.человек - ожидается из государств Средней Азии и Казахстана.

При реализации мер по приему и обустройству мигрантов должно быть обеспечено первоочередное выделение необходимых средств для создания соответствующих условий по адаптации вынужденных переселенцев, а также оказание оптимальной финансовой помощи беженцам.

Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего СССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - бывших республик СССР, включая Россию, перед гражданами бывшего СССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих государств за создавшуюся ситуацию.

Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и признание лица беженцем должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и общепринятыми международными нормами.

Регулирование потоков вынужденных мигрантов в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения иных категорий мигрантов: лиц, признанных беженцами; семей военнослужащих, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей; населения зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и ряда других категорий граждан, переселение и обустройство которых осуществляются в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ.

Внешняя миграция

Внешняя миграция представлена в России двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией. В свою очередь, в обеих составляющих внешней миграции необходимо выделять миграционный обмен Российской Федерации с государствами - бывшими республиками СССР и обмен с другими зарубежными государствами.

В конце 80-х - начале 90-х годов относительно стабильная картина миграционного обмена населением между Россией и государствами ближнего зарубежья существенно изменилась. Возросло влияние факторов, связанных с политическим переустройством в постсоветском пространстве, с шоковыми для этнических россиян изменениями в национальной политике бывших союзных республик, с глубоким социально-экономическим кризисом на всей территории бывшего СССР.

В результате резко сократился выезд российского населения в государства ближнего зарубежья. В то же время встречные миграционные потоки в Россию, в основном русскоязычного населения, долгое время оставались достаточно стабильными и, достигнув в 1994 году максимальной величины - 1146 тыс. человек, стали постепенно сокращаться. Ожидаемый приток в Россию мигрантов из государств - бывших республик СССР может составить в 1997-2000 годах около 3 млн.человек.

Эмиграция в государства дальнего зарубежья в настоящее время не имеет остропроблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 год и составил 103,6 тыс.человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы количество лиц, выезжающих с территории Российской Федерации, не превышало 100 тыс.человек в год (в основном евреи, немцы, армяне, имеющие высшее образование).

При существующей за рубежом системе квотирования приема иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более 0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет обусловливаться степенью экономического и социального развития, этнической напряженностью внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России будет иметь явно выраженную географическую и национальную направленность и приходиться прежде всего на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), а также на иные страны (Канада, Греция, Австралия), страны, находящиеся в новых районах эмиграции (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры. Вместе с тем наблюдается рост числа русских эмигрантов из среды преуспевающих бизнесменов, а также снижение требований эмигрантов к условиям их приема на территории иностранного государства и обустройства.

Неблагоприятное воздействие на миграционную ситуацию внутри России, на состояние рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств - бывших республик СССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в других иностранных государствах. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона, регионов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Нежелание других государств принять из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока лиц, ищущих убежища, транзитных иммигрантов в условиях существования "прозрачных" российских границ способствует росту их числа на территории Российской Федерации, что создает очаги социальной напряженности, представляет угрозу национальной безопасности.

В настоящее время в России находится свыше 1 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории Российской Федерации необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежища, может составить более 100 тыс.человек в год. Следует также иметь в виду лиц, желающих получить политическое убежище в России.

В области внешней миграции должны быть созданы условия для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы.

Внешняя трудовая миграция

Реформы в политической и экономической сфере создали условия для выхода России на международный рынок труда.

Новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов. Его целью являются:

выход на международный рынок труда в цивилизованных формах;

соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отношении трудящихся-мигрантов;

обеспечение положительного для экономики России баланса трудовой миграции ее граждан за границу и использования труда иностранных граждан.

Государственная политика в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должна быть направлена на:

удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сбалансированной структуры этого рынка;

обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство;

предотвращение нелегальной трудовой миграции.

Государственная политика в области трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу должна быть направлена на:

обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию);

развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами - главными импортерами российской рабочей силы.

Последовательная реализация государственной политики, направленной на регулирование процессов внешней трудовой миграции, позволит осуществить интеграцию в международный рынок труда с соблюдением интересов экономического развития России.

Незаконная миграция

Проблема незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации приобретает острый характер.

В условиях существования "прозрачных" российских границ с государствами - бывшими республиками СССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами возросло число иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать ее территорию для выезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной трудовой деятельности. Проблема неконтролируемого въезда иностранных граждан и лиц без гражданства и их незаконного пребывания на территории Российской Федерации негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных центрах, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде регионов осложнение социально-экономической обстановки.

Кроме того, незаконная миграция на приграничных территориях и попытки легализации любым путем (как, например, "тихая экспансия" китайцев) представляет угрозу территориальной целостности страны. Вопросы незаконной миграции необходимо решать на международном уровне, в первую очередь с сопредельными государствами. С учетом "прозрачности" российских границ требуется выработка механизмов работы с незаконными иммигрантами, уже длительное время находящимися на территории страны.

Внутренняя миграция

В последние годы резко сократилась численность мигрирующего населения в пределах Российской Федерации. С 1989 по 1996 годы общий миграционный оборот в России снизился с 12,5 млн.человек до 6,7 млн.человек. Число перемещений россиян внутри страны за указанный период сократилось более чем на треть. Тем не менее важнейшим потоком, влияющим на миграционный прирост в регионах, остается внутрироссийская миграция. В 1996 году на долю внутреннего миграционного оборота приходилось 86 процентов совокупного миграционного оборота (сумма прибывших и выбывших). При этом характер внутренней миграции значительно изменился.

Межрегиональная миграция

В пределах России продолжается переезд населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.

Выезжающее из северных и восточных регионов население продолжает концентрироваться в центральной и центрально-черноземной частях России, в Поволожье, на Северном Кавказе, в отдельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и экономическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.

Требует особого внимания проблема продолжающегося оттока населения из ряда приграничных территорий, и прежде всего Дальнего Востока.

Сельско-городская миграция

В последние годы восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 году за счет переезда в город число сельских жителей сократилось на 110 тыс.человек, причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее величина оттока сельского населения России в города полностью покрывается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств - бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс.иммигрантов из ближнего зарубежья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалификационной структуры.

В процессе осуществления социально-экономических реформ как в аграрном секторе, так и в сельской местности в целом создаются условия, сдерживающие отток сельского населения в города. Эти же факторы будут способствовать привлечению мигрантов на село.

Вместе с тем городские поселения, особенно крупные, в ближайшие годы не потеряют привлекательности для жителей села.

Города с многомиллионным населением, многопрофильным промышленным комплексом и более развитой социальной инфраструктурой являются более привлекательными для мигрантов, чем малые города, поскольку в них имеются более широкие возможности для прибыльного вложения капитала и осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно удорожание жизни в таких городах становится причиной миграции их коренных жителей.

Внутренние миграционные потоки, подлежащие приоритетному

государственному регулированию

В составе общего потока внутренних мигрантов в дополнение к вынужденным переселенцам необходимо выделить те категории лиц, переезд которых вызван последствиями политических и социально-экономических реформ, природными и техногенными катаклизмами, иными экстраординарными причинами. К ним, в первую очередь, относятся переселенцы из районов природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающиеся к местам прежнего проживания.

В отношении народностей, проживающих в Российской Федерации, проблема восстановления исторической справедливости решается в основном при участии государств - бывших республик СССР. Проблемы миграции народов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно с государствами, участвовавшими в их перемещении.

Эти миграционные потоки требуют государственного регулирования, которое позволит минимизировать негативные последствия, связанные с переселением указанных категорий мигрантов, а также обеспечит оказание им необходимого содействия в обустройстве и адаптации на новом месте жительства.

Основные направления и механизмы реализации Программы

Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются следующие.

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области миграции, определяющего основные взаимные права и обязанности мигранта и государства.

Действующая в Российской Федерации законодательная база не дает в полной мере правового обеспечения регулирования миграционных процессов, защиты прав мигрантов. Вследствие этого будет продолжена разработка федеральных законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, определяющих правовое положение различных категорий мигрантов.

2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права.

Для осуществления мер защиты прав мигрантов необходимо повысить ответственность органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений и организаций по обеспечению прав мигрантов в новых экономических условиях.

Необходимо продолжить заключение межгосударственных соглашений с государствами - бывшими республиками СССР по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, социальной защитой мигрантов, включая вопросы пенсионного обеспечения, добиваться соблюдения прав человека и экономических интересов мигрантов, предупреждения незаконной миграции, увязывать вопросы осуществления экономической, кредитно-финансовой и внешней политики в отношении государств - бывших республик СССР с защитой прав и интересов соотечественников, проживающих в этих государствах.

Эффективную защиту прав и законных интересов российских граждан, проживающих за рубежом, предполагается осуществлять в рамках соответствующих программ при участии диаспор, этнически связанных с Россией.

3. Совершенствование системы иммиграционного контроля.

Организация распределения иммиграционных потоков и обеспечение соответствующего контроля предполагают дальнейшее развитие системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции, а также создание центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, где будет проводиться определение правового статуса иностранцев, ищущих убежища. В связи с увеличением числа иностранцев, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, предусматриваются меры по депортации (выдворения) незаконных иммигрантов. Механизмы работы с незаконными иммигрантами и лицами, ищущими убежища, будут соответствовать требованиям федеральных законов о государственной границе Российской Федерации и о беженцах.

4. Регулирование миграционных потоков.

Регулирование потоков внутренней миграции должно осуществляться при контролирующей роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности. Предполагается разрабатывать и вводить в действие механизмы дифференцированного экономического стимулирования расселения вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

5. Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом постоянном месте жительства.

Реализация задач по приему, размещению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии территориальных органов миграционной службы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с выделением земельных участков, жилищным обустройством, созданием центров временного размещения, компактных поселений, новых рабочих мест и выполнением адаптационных программ. При этом нецелесообразно размещение пунктов первичного приема, центров временного размещения вынужденных переселенцев, центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, компактных поселений вынужденных переселенцев в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в пограничной зоне.

В связи со значительными различиями между категориями мигрантов предполагается совершенствовать механизмы оказания государственной поддержки и развивать новые подходы к решению вопросов их обустройства на новом месте жительства.

Развитие сети центров временного размещения позволит ослабить социальную напряженность и экономические трудности в наиболее сложный первоначальный период пребывания вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации, что будет способствовать нормализации социальной, криминогенной и эпидемиологической обстановки.

Требуется организация межведомственного взаимодействия для решения проблем оказания помощи пострадавшим гражданам, предоставления компенсаций за утраченное жилье и имущество.

В условиях обострения межнациональных отношений в ряде стран ближнего зарубежья, возникновения очагов этнических конфликтов на территории Российской Федерации и вследствие этого увеличения массовых перемещений населения требуется выработка согласованного подхода к формированию внешней и внутренней политики России при решении вопросов миграции.

6. Прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменения политической и экономической ситуации и реализации национальной политики.

Для предотвращения возникновения кризисных ситуаций, вызывающих вынужденную миграцию, необходимо проведение прогнозных оценок изменений в политической и миграционной обстановке и своевременное информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти о предлагаемых мерах по гармонизации внутренней и внешней политики России.

Стереотип возникновения конфликтных ситуаций позволяет с достаточной степенью вероятности разрабатывать ситуационные модели поведения мигрантов в экстремальных условиях.

В связи с возрастанием притока мигрантов в Россию разрабатывается методика подготовки долговременных и текущих прогнозов миграционных потоков.

Разработка методик и проведение ежегодных расчетов возможных объемов различных видов миграционных потоков позволяют своевременно вырабатывать решения для предотвращения негативных последствий миграции населения, а также нежелательных миграционных потоков.

7. Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения.

Необходимость единого подхода к реализации миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, потребность в территориальном перераспределении миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории Российской Федерации, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения и отвечать интересам социально-экономического развития регионов.

8. Распределение средств, выделяемых на решение проблем миграции, и контроль за их использованием.

Определение источников финансирования программ, разработка методики расчетов текущих затрат и объемов инвестирования с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы регионов позволят осуществлять перераспределение финансовых средств исхо
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы"
Тип документа: Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 1997-11-10
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Архивы ГАРАНТа. Россия
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Основы государственно-правового устройства\Права и свободы человека и гражданина, гражданство\Миграция

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание