Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства РФ >> >> Основы государственно-правового устройства >> Административно-территориальное деление, отдельные регионы >> Северо-Западный федеральный округ

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866

"О Федеральной целевой программе развития Калининградской области

на период до 2010 года"

(с изменениями от 6 июня 2002 г.)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калининградской области Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года (далее именуется - Программа).

2. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику Программы передавать администрации Калининградской области на договорной основе часть своих функций по организации управления реализацией Программы, финансированию мероприятий Программы в пределах средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, заключению контрактов на выполнение подрядных работ.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы.

Установить, что финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1259 "О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст.4707).
Председатель
Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов

Федеральная целевая программа

развития Калининградской области на период до 2010 года

(утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866)

(с изменениями от 6 июня 2002 г.)

 Паспорт Федеральной целевой программы развития Калининградской  области 
 на период до 2010 г.                                                    
 1. Социально-экономическое    положение    и     стратегия     развития 
    Калининградской области                                              
 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы            
 3. Система программных мероприятий                                      
 4. Ресурсное обеспечение Программы                                      
 5. Механизм реализации Программы                                        
 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации  
 7. Оценка  эффективности,   социально-экономических   и   экологических 
    последствий реализации Программы                                     

 Приложения                                                              

Паспорт

Федеральной целевой программы

развития Калининградской области на период до 2010 г.

 Наименование        - Федеральная     целевая     программа     развития
 Программы             Калининградской области на период до 2010 года

 Основание      для  - раздел  II   протокола   заседания   Правительства
 разработки            Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 11
 Программы

 Государственный     - Министерство экономического  развития  и  торговли
 заказчик Программы    Российской Федерации

 Основные            - администрация  Калининградской  области,  Институт
 разработчики          экономики переходного периода
 Программы

 Основная      цель  - создание       условий             для устойчивого
 Программы             социально-экономического развития  Калининградской
                       области,   сопоставимого   с   уровнем    развития
                       сопредельных   стран,   а   также   благоприятного
                       инвестиционного климата в  регионе  для  сближения
                       России и Европейского сообщества

 Основные    задачи  - а) обеспечение геостратегических интересов  России
 Программы             в Балтийском регионе:
                       развитие Калининграда как  крупного  транспортного
                       узла России;
                       обеспечение устойчивого энергоснабжения области;
                       улучшение  экологической  обстановки,  обеспечение
                       защиты  окружающей  среды  с   учетом   выполнения
                       обязательств России,  определенных  международными
                       договорами;
                       б) задачи общефедерального значения:
                       трансформация экономической  структуры   региона в
                       направлении экспортной ориентации;
                       совершенствование    механизма    функционирования
                       Особой  экономической   зоны   в   Калининградской
                       области;
                       развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
                       развитие туристско-рекреационного комплекса;
                       в) задачи   регионального   значения,    требующие
                       государственной поддержки:
                       комплексное развитие сельского хозяйства;
                       развитие рыбопромышленного комплекса;
                       развитие отраслей социальной сферы

 Сроки    и   этапы  - Программа  реализуется  в  2002  -  2010   гг.   и
 реализации            осуществляется в 2 этапа:
                       I этап   (2002-2005   годы)    -    осуществляются
                       мероприятия,  необходимые  для  решения   наиболее
                       актуальных проблем в экономике и социальной сфере,
                       создания эффективного  механизма  функционирования
                       Особой  экономической   зоны   в   Калининградской
                       области,  включая  проекты,  создающие    базу для
                       реализации  стратегических  направлений   развития
                       области;
                       II этап  (2006  -  2010   годы)   -   продолжается
                       реализация     инвестиционных     и     социальных
                       мероприятий, закрепляющих достигнутые  на  I этапе
                       реализации  Программы   положительные     сдвиги в
                       развитии  экономики  и  реформировании  социальной
                       сферы

 Исполнители         - предприятия и организации Калининградской области.
 основных              Исполнители  программных  мероприятий,  поставщики
 мероприятий           оборудования  будут  определяться  на   конкурсной
                       основе  в  соответствии  с   Федеральным   законом
                       "О конкурсах на  размещение  заказов  на  поставки
                       товаров,  выполнение  работ,  оказание   услуг для
                       государственных нужд"

 Объемы и источники  - объем    финансирования    Программы    составляет
 финансирования        93 049,74 млн. рублей, в ценах 2001 года

Источники финансирования (млн.рублей)

/-----------+-----------+------------------------------------------------------+-----------\
|Показатели/|  2002 -   |                     В том числе:                     |Процентов к|
|   Годы    |   2010    +---------+----------+---------+-----------+-----------+  общему   |
|           |  годы -   |  2002   |   2003   |  2004   |   2005    |2006 - 2010|  объему   |
|           |   всего   |         |          |         |           |           |финансиро- |
|           |           |         |          |         |           |           |   вания   |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Финансовые | 93 049,74 |9 126,34 |11 916,16 |12 955,2 | 12 917,05 | 46 143,99 |    100    |
|средства по|           |         |          |         |           |           |           |
|Программе -|           |         |          |         |           |           |           |
|всего      |           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Федеральный| 7 827,85  |   802   |  872,35  |  849,1  |  912,80   | 4 391,60  |   8,41    |
|бюджет*    |           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Средства   | 2 868,19  | 257,86  |  324,56  | 386,25  |  497,17   | 1 402,35  |   3,08    |
|бюджета    |           |         |          |         |           |           |           |
|Калинин-   |           |         |          |         |           |           |           |
|градской   |           |         |          |         |           |           |           |
|области**  |           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Собственные| 20 658,4  | 1 868,8 | 2 276,8  |  2 551  |  2 570,4  | 11 391,4  |   22,2    |
|средства   |           |         |          |         |           |           |           |
|предприятий|           |         |          |         |           |           |           |
|и          |           |         |          |         |           |           |           |
|организаций|           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Кредиты    |  6 732,8  |  657,2  |  1 394   |  719,5  |   677,3   |  3 284,8  |   7,24    |
|коммерчес- |           |         |          |         |           |           |           |
|ких банков |           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Иностранные| 13 168,5  |  1 423  | 1 295,6  | 1 797,4 |  1 806,4  |  6 846,1  |   14,15   |
|кредиты    |           |         |          |         |           |           |           |
+-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------+
|Другие     |  41 794   |4 117,48 | 5 752,85 |6 651,95 | 6 452,98  | 18 818,74 |   44,92   |
|источники  |           |         |          |         |           |           |           |
|финансиро- |           |         |          |         |           |           |           |
|вания      |           |         |          |         |           |           |           |
\-----------+-----------+---------+----------+---------+-----------+-----------+-----------/
______________________________

* Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта федерального бюджета исходя из его возможностей.

** Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта бюджета Калининградской области исходя из его возможностей.

 Система   контроля  -  государственный   заказчик    и     администрация
 за     исполнением     Калининградской области отвечают за своевременное
 Программы              и  полное  проведение  мероприятий  и  реализацию
                        проектов Программы.
                        Текущий  финансовый  контроль  за  использованием
                        средств   федерального   и   областного  бюджетов
                        осуществляется       уполномоченными     органами
                        государственной  власти. Государственный  комитет
                        Российской  Федерации  по статистике осуществляет
                        систематический учет хода реализации Программы

 Ожидаемые конечные  -     создание     в         Калининградской области
 результаты             благоприятного                  инвестиционного и
 Программы              предпринимательского   климата,   способствующего
                        привлечению                  инвестиций, развитию
                        экспортно-ориентированных   и   импортозамещающих
                        производств,   повышению    конкурентоспособности
                        продукции местных товаропроизводителей;
                        обеспечение      уровня      жизни      населения
                        Калининградской области, сопоставимого  с уровнем
                        жизни граждан сопредельных государств;
                        увеличение  валового  регионального  продукта  на
                        душу  населения  в  2,4  раза,  по  сравнению   с
                        показателями 2001 года;
                           рост уровня  платежей в бюджеты  всех  уровней
                        более  чем в 2,7 раза, или более 19 млрд. рублей,
                        в том  числе  в  федеральный  бюджет  более чем в
                        3,8 раза, или более 12 млрд. рублей;
                           бюджетная  обеспеченность  на   душу населения
                        возрастет  ориентировочно  в  2  раза  и составит
                        около 7 тыс. рублей на человека;
                           сохранение 17155 существующих и создание 15012
                        новых рабочих мест.

1. Социально-экономическое положение и стратегия развития Калининградской

области

 Социально-экономическое положение Калининградской области               
 Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического  положения 
 Калининградской области                                                 
 Стратегия развития Калининградской области                              

Социально-экономическое положение Калининградской области

Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 5,1 тыс. км2, население - 948,7 тыс. человек, из них около 80 процентов - городское.

Область полностью отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными морскими водами. Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим:

близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;

близостью к трансевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;

климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;

наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.

Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов, минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр.

В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом.

Основу экономики области составляет промышленность, формирующая 30,5 процента валового регионального продукта (данные 1998 года). Второе место по удельному весу занимает торговля (16,3 процента), далее следует транспорт (10,7 процента), сельское хозяйство (6,7 процента), строительство (5 процентов). В 2000 году среднедушевой валовой региональный продукт области равнялся 4,4 тыс. долларов США, что составляет 75 процентов от общероссийского уровня, 65 процентов от среднебалтийского, вдвое меньше, чем в Польше, и в 5-8 раз меньше, чем в других странах Европы.

Таблица 1

Валовой региональный продукт

/------------------------------------+---------+---------+--------------\
|                                    |         |         |   2000 год   |
|                                    |1998 год |1999 год |(предваритель-|
|                                    |         |         | ная оценка)  |
+------------------------------------+---------+---------+--------------+
|Валовой региональный  продукт,  млн.| 8659,3  | 15662,7 |    21780     |
|рублей                              |         |         |              |
+------------------------------------+---------+---------+--------------+
|Индекс физического  объема  валового|  90,5   |  106,8  |     115      |
|регионального продукта, процентов  к|         |         |              |
|предыдущему году                    |         |         |              |
+------------------------------------+---------+---------+--------------+
|Валовой региональный продукт на душу|  9140   |  16500  |    22900     |
|населения, рублей                   |         |         |              |
\------------------------------------+---------+---------+--------------/

За последнее десятилетие промышленное производство в регионе сократилось в большей степени, чем в среднем по России: объем выпуска промышленной продукции в 2000 году составил около 40 процентов от уровня 1990 года, тогда как в среднем по России - 54 процента. Промышленное производство в области характеризуется данными, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Объем промышленного производства

/-----------------------------------------+--------+---------+----------\
|                                         |1998 год|1999 год | 2000 год |
+-----------------------------------------+--------+---------+----------+
|Объем промышленной продукции  (крупные  и|  4031  | 8801,2  | 12965,6  |
|средние организации), млн.рублей         |        |         |          |
+-----------------------------------------+--------+---------+----------+
|Индекс физического  объема  промышленного|   91   |   104   |  132,4   |
|производства  (по   всем   организациям),|        |         |          |
|процентов к предыдущему году             |        |         |          |
\-----------------------------------------+--------+---------+----------/

Диаграмма 1

Более глубокий по сравнению со среднероссийским спад производства в Калининградской области обусловлен следующими факторами:

высокая степень зависимости промышленности от ввоза сырья, топлива, электроэнергии и комплектующих;

специфика отраслевой структуры региона: на отрасли, испытавшие наиболее глубокий спад (машиностроение с высокой долей военно-промышленного комплекса, целлюлозно-бумажная и рыбная промышленность), в начале 90-х годов в области приходилось свыше 70 процентов производства;

разрыв традиционных хозяйственных связей, вызванный отделением региона от основной территории страны границами независимых государств, проводящих дискриминационную тарифную политику в отношении транзитных перевозок между Калининградской областью и остальной территорией России.

В структуре промышленности доминирующее положение занимают топливная промышленность - 28,3 процента (таблица 3), пищевая промышленность - 23,3 процента (в основном представленная рыбной промышленностью), машиностроение и металлообработка - 19,1 процента, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 13 процентов, электроэнергетика - 10,2 процента.

Таблица 3

Отраслевая структура промышленного производства

(по крупным и средним организациям)

(процентов к общему объему производства)

/--------------------------------------+----------+---------+-----------\
|                                      | 1998 год |1999 год | 2000 год  |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|Продукция промышленности - всего      |   100    |   100   |    100    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|в том числе:                          |          |         |           |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|электроэнергетика                     |   21,2   |  10,7   |   10,2    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|топливная промышленность              |   10,3   |  22,4   |   28,3    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|черная металлургия                    |   0,9    |   0,4   |    0,3    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|химическая      и      нефтехимическая|   0,4    |  0,12   |    0,1    |
|промышленность                        |          |         |           |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|машиностроение и металлообработка     |   13,2   |  17,6   |   19,1    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|лесная,         деревообрабатывающая и|   9,7    |   11    |    13     |
|целлюлозно-бумажная промышленность    |          |         |           |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|промышленность стройматериалов        |   1,1    |    1    |    1,2    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|легкая промышленность                 |   1,4    |   5,2   |    1,5    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|пищевая промышленность                |   37,8   |  28,4   |   23,3    |
+--------------------------------------+----------+---------+-----------+
|мукомольно-крупяная  и   комбикормовая|   1,8    |   1,5   |    1,6    |
|промышленность                        |          |         |           |
\--------------------------------------+----------+---------+-----------/

Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная. В 1990-2000 годах вылов рыбы и других морепродуктов в области уменьшился почти в 3 раза, удельный вес рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства снизился с 30 до 15 процентов. Количество работающих в отрасли сократилось вдвое, что сделало ее очагом социальной напряженности.

Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей, развиты птицеводство и пушное звероводство.

В 2000 году в сельском хозяйстве области произведено продукции на сумму 3,8 млрд. рублей (таблица 4). По данным за 1999 год, более 80 процентов объема производства приходится на сельскохозяйственные организации, 19 процентов - крестьянские (фермерские) хозяйства и лишь 0,2 процента - на личные хозяйства.

Таблица 4

Производство продукции сельского хозяйства

(в хозяйствах всех категорий)

/-------------------------------------------+---------+--------+--------\
|                                           |1998 год |1999 год|2000 год|
+-------------------------------------------+---------+--------+--------+
|Продукция сельского хозяйства, млн.рублей  | 1462,3  | 2648,9 | 3841,2 |
+-------------------------------------------+---------+--------+--------+
|Индексы   физического   объема    продукции|   98    |  101   |  104   |
|сельского хозяйства, в сопоставимых  ценах,|         |        |        |
|процентов к предыдущему году               |         |        |        |
\-------------------------------------------+---------+--------+--------/

Диаграмма 2

За последние годы произошло резкое снижение поголовья скота, посевных площадей зерновых, кормовых и овощных культур. Значительно уменьшилась продуктивность животноводства, снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Данные о производстве важнейших видов продукции сельского хозяйства приведены в таблице 5.

Таблица 5

Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства

(в хозяйствах всех категорий)

(тыс.тонн)

/--------------------------------+-------------+-----------+------------\
|                                |  1998 год   | 1999 год  |  2000 год  |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|                            Растениеводство                            |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|зерно (в весе после доработки)  |    173,5    |   152,2   |   194,6    |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|рапс                            |     3,1     |    6,5    |    13,6    |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|картофель                       |    167,1    |   144,5   |   221,3    |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|                            Животноводство                             |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|мясо - реализация (живой вес)   |    50,5     |   44,4    |    36,8    |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|молоко                          |    238,5    |   224,4   |   219,7    |
+--------------------------------+-------------+-----------+------------+
|яйца                            |    230,7    |   215,3   |   201,7    |
\--------------------------------+-------------+-----------+------------/

Сложное финансовое положение организаций агропромышленного комплекса не позволило сохранить производственный потенциал сельского хозяйства: вдвое сократился машинно-тракторный парк, изношенность техники составляет более 70 процентов, требуют капитального ремонта производственные помещения, нарушилась инфраструктура обслуживающих производств.

Практически прекратилось агрохимическое и мелиоративное обслуживание сельскохозяйственных угодий. Техническое состояние мелиоративных систем на этих землях не соответствует установленным нормам и требует реконструкции.

В транспортном комплексе области одной из главных проблем является незагруженность портов. По большинству категорий грузов проектные мощности портов используются менее чем на 30 процентов, в особенности это касается специализированных терминалов по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов, металла и угля.

Причинами низкой эффективности использования мощностей портов являются: значительное удорожание перевозок в связи с транзитом грузов через территории иностранных государств, слабое развитие портовой инфраструктуры, узость морского канала и недостаточная глубина акватории калининградских портов, ограничивающая возможность обслуживания судов с большой осадкой.

Таблица 6

Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользования

/------------------------------------+--------+--------+--------+-------\
|                                    |1994 год|1998 год|1999 год| 2000  |
|                                    |        |        |        |  год  |
+------------------------------------+--------+--------+--------+-------+
|Перевезено грузов, млн.тонн         |  16,7  |  8,8   |  7,9   | 8,04  |
+------------------------------------+--------+--------+--------+-------+
|Перевезено пассажиров, млн.человек  | 287,7  | 233,5  | 219,4  |  222  |
\------------------------------------+--------+--------+--------+-------/

С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2000 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 1999 годом на 15,5 процента и составил 1340,3 млн. долларов США (таблица 7), в том числе экспорт - 452,5 млн. долларов США (рост в 1,6 раза), импорт - 887,8 млн. долларов США (рост на 1 процент).

Таблица 7

Объем внешней торговли

(в фактически действующих ценах)

(млн. долларов США)

/-------------------------------------+----------+-----------+----------\
|                                     | 1998 год | 1999 год  | 2000 год |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|Экспорт товаров - всего              |  327,9   |   287,7   |  452,5   |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|в том числе:                         |          |           |          |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|в страны СНГ                         |   11,3   |    9,7    |   8,8    |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|в другие страны                      |  316,6   |    278    |  443,7   |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|Импорт товаров - всего               |  1231,2  |   872,5   |  887,8   |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|в том числе:                         |          |           |          |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|из стран СНГ                         |   33,1   |   23,1    |   44,8   |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|из других стран                      |  1198,1  |   849,4   |   843    |
\-------------------------------------+----------+-----------+----------/

Диаграмма 3

Таблица 8

Оборот розничной торговли

/-------------------------------------------+---------+--------+--------\
|                                           |1998 год |1999 год|2000 год|
+-------------------------------------------+---------+--------+--------+
|Оборот розничной торговли, млн.рублей      |  4973   |  8903  | 13970  |
+-------------------------------------------+---------+--------+--------+
|Индекс физического объема оборота розничной|   96    |   95   |  105   |
|торговли, процентов к предыдущему году     |         |        |        |
\-------------------------------------------+---------+--------+--------/

Таблица 9

Индексы цен (тарифов)

(декабрь к декабрю предыдущего года)

(в процентах)

/--------------------------------------------+--------+--------+--------\
|                                            |1998 год|1999 год|2000 год|
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|Индекс потребительских цен - всего          | 202,5  | 134,5  | 117,5  |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|в том числе:                                |        |        |        |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|на продовольственные товары                 | 206,8  | 133,1  | 115,3  |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|на непродовольственные товары               | 216,8  | 127,4  | 115,0  |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|Индекс   цен   производителей   промышленной| 153,4  | 151,9  | 127,7  |
|продукции                                   |        |        |        |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|Индекс цен производителей  на  реализованную| 123,7  | 209,7  | 110,9  |
|сельскохозяйственную продукцию              |        |        |        |
+--------------------------------------------+--------+--------+--------+
|Индекс тарифов на грузовые перевозки        | 147,8  | 125,2  | 247,2  |
\--------------------------------------------+--------+--------+--------/

Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области сократилась с 435,3 тыс. человек в 1990 году до 401,1 тыс. человек в 2000 году (таблица 10).

Общая численность незанятых лиц, классифицирующихся как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда, составила в 2000 г. 75,6 тыс. человек, официально зарегистрированных в службе занятости - 6,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,4 процента и в сравнении с 1992 годом вырос в 1,2 раза. Вместе с тем в течение последних четырех лет уровень регистрируемой безработицы снижался (наибольший уровень безработицы отмечался в 1995 году - 5,1 процента).

Таблица 10

Основные показатели занятости и безработицы

(тыс. человек)

/---------------------------------------------+--------+-------+--------\
|                                             |1998 год| 1999  |2000 год|
|                                             |        |  год  |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Численность экономически активного  населения| 480,9  | 476,6 | 476,7  |
|- всего, тыс. человек                        |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|в том числе:                                 |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|занятых в экономике                          | 399,6  | 401,1 | 401,1  |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|безработных                                  |  81,3  | 75,5  |  75,6  |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Численность   официально   зарегистрированных|  13,4  |  7,1  |   6,6  |
|безработных                                  |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Уровень общей безработицы, процентов         |  16,9  | 15,8  |  15,9  |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Уровень    зарегистрированной    безработицы,|   2,8  |  1,5  |   1,4  |
|процентов                                    |        |       |        |
\---------------------------------------------+--------+-------+--------/

По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая только г.Москве и г.Санкт-Петербургу (таблица 11).

Таблица 11

Основные показатели уровня развития малых предприятий

Калининградской области и Российской Федерации в целом в 1999 г.

/-----------------------------------------------+-----------+-----------\
|                                               | Калинин-  |Российская |
|                                               | градская  | Федерация |
|                                               |  область  |           |
+-----------------------------------------------+-----------+-----------+
|Количество зарегистрированных малых предприятий|           |           |
|в расчете на 10 тыс. населения на 1 января 2000|   103,3   |    61     |
|г., единиц                                     |           |           |
+-----------------------------------------------+-----------+-----------+
|Доля работников, занятых на малых  предприятиях|           |           |
|(без  учета  вторичной  занятости),   в   общей|   18,7    |   12,8    |
|численности занятого населения, процентов      |           |           |
\-----------------------------------------------+-----------+-----------/

На 1 января 2000 г. в области было зарегистрировано 9,8 тыс. малых предприятий. Около 60 процентов из них - торговые организации, что значительно выше, чем удельный вес таких предприятий в общероссийской структуре. В промышленности функционирует лишь 17 процентов малых предприятий, в строительстве - 13 процентов. Это связано со спецификой механизмов Особой экономической зоны в Калининградской области, действующих на территории области.

Уровень жизни населения характеризуется данными таблицы 12.

Серьезной проблемой является продолжающееся снижение уровня реальных доходов людей старшего поколения. Разрыв родственных связей вследствие изолированности области приводит к ситуации, при которой граждане пожилого возраста вынуждены переходить на полное государственное содержание.

Таблица 12

Доходы населения

/---------------------------------------------+--------+-------+--------\
|                                             |1998 год| 1999  |2000 год|
|                                             |        |  год  |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей| 708,6  | 1063  | 1670,4 |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Реальные   денежные   доходы,     процентов к|   89   |  82   |  128   |
|предыдущему году                             |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Среднемесячная    номинальная     начисленная| 834,7  |1 241,6| 1985,2 |
|заработная плата, рублей                     |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Реальная   начисленная   заработная    плата,|   86   |  81   |  112   |
|процентов к предыдущему году                 |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Средний размер назначенных  месячных  пенсий,| 377,5  | 487,9 |  416   |
|рублей                                       |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Реальный размер назначенных месячных  пенсий,|   55   |  96   |   _    |
|процентов к предыдущему году                 |        |       |        |
+---------------------------------------------+--------+-------+--------+
|Прожиточный минимум, рублей                  | 428,7  | 783,9 | 919,3  |
\---------------------------------------------+--------+-------+--------/

Диаграмма 4

Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется нестабильным уровнем рождаемости и повышением уровня смертности, и, как следствие, ростом естественной убыли населения, которая в 2000 году достигла 6,1 тыс. человек (таблица 13). Остаются очень высокими показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.

Для Калининградской области характерен высокий миграционный прирост. Коэффициент миграционного прироста, составлявший в 1999 году 3,8 человека на 1 тыс. населения (в среднем по России - 1,1), в 2000 году вырос на 39,5 процента. Пик миграционного прироста приходился на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения).

Таблица 13

Основные демографические показатели

/---------------------------------------------+--------+--------+-------\
|                                             |1998 год|1999 год| 2000  |
|                                             |        |        |  год  |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Численность постоянного населения  (на  конец| 951,3  | 948,5  | 946,7 |
|года), тыс.человек                           |        |        |       |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Родившиеся, тыс.человек                      |  7,6   |  8,4   |  7,9  |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Умершие, тыс.человек                         |  12,6  |  15,7  |  14   |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Естественный прирост, тыс.человек            |   -5   |  -7,3  | -6,1  |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Коэффициент естественного  прироста,  человек|  -5,3  |  -6,8  | -7,3  |
|на 1 тыс. населения                          |        |        |       |
+---------------------------------------------+--------+--------+-------+
|Коэффициент миграционного  прироста,  человек|  13,7  |  3,8   |  5,3  |
|на 1 тыс. населения                          |        |        |       |
\---------------------------------------------+--------+--------+-------/

По охвату детей дошкольными учреждениями (49,5 процента) область занимает 45-е место среди регионов Российской Федерации, по обеспеченности местами детей в этих учреждениях - 66-е место.

Численность врачей на 10 тыс. жителей сократилась с 37,7 человека в 1992 году до 34 человек в 1999 году (57-е место), среднего медицинского персонала - со 109,1 до 101,1 человека (69-е место), число больничных коек - со 135,9 до 119,9 человека (45-е место).

По целому ряду показателей заболеваемости Калининградская область значительно превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). Наблюдается рост заболеваемости туберкулезом: областные показатели превышают среднероссийские и составляют 91,5 человека на 100 тыс. населения, заболеваемость детей - 69,6 человека на 100 тыс. детского населения. В регионе сложилась эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции. Отмечается увеличение онкозаболеваемости. Ухудшается наркологическая ситуация. Данные факторы обуславливают необходимость развития материально-технической базы здравоохранения.

Бюджетные расходы на душу населения (с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную политику, а также на жилищно-коммунальное хозяйство. В расчете на душу населения капитальные вложения не превышают 26 процентов от среднероссийского уровня.

Таблица 14

Доходы и расходы регионального консолидированного бюджета

Калининградской области

(млн. рублей)

/------------------------------------------+--------+---------+---------\
|                                          |1998 год|1999 год |2000 год |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|Собственные доходы                        | 658,9  |  936,1  |  1373   |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|Регулирующие доходы                       | 720,7  | 1310,9  | 1910,4  |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|в том числе:                              |        |         |         |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|налог на прибыль                          | 234,9  |  626,8  |  817,6  |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|подоходный налог                          | 322,6  |  421,2  |  644,2  |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|НДС                                       | 140,3  |  194,0  |  258,1  |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|акцизы                                    |  22,9  |  68,9   |  190,5  |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|Средства, полученные в рамках межбюджетных| 164,8  |  284,7  |  532,2  |
|отношений                                 |        |         |         |
+------------------------------------------+--------+---------+---------+
|Расходы                                   | 1627,8 | 2531,6  | 3859,5  |
\------------------------------------------+--------+---------+---------/

Таблица 15

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета

Калининградской области

(процентов к итогу)

/--------------------------------------------+--------+---------+-------\
|                                            |1998 год|1999 год | 2000  |
|                                            |        |         |  год  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Доходы - всего                              |  100   |   100   |  100  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|  в том числе:                              |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|налоговые                                   |  75,5  |  78,9   | 78,6  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|    из них:                                 |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| налог на прибыль                           |  20,1  |  30,8   | 27,3  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| подоходный налог                           |  27,7  |  20,7   | 21,5  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| НДС                                        |   12   |   9,5   |  8,6  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| акцизы                                     |   2    |   3,4   |  6,4  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|неналоговые                                 |  13,8  |   8,2   |  7,5  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|    из них:                                 |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| доходы от аренды                           |  15,7  |  25,8   |  25   |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
| доходы от продажи имущества                |  2,3   |   6,5   |  1,6  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Средства, полученные в  рамках  межбюджетных|  10,7  |   11    | 13,9  |
|отношений                                   |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Расходы                                     |  100   |   100   |  100  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|  в том числе:                              |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|управление                                  |  10,5  |   8,6   |  9,1  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|промышленность, энергетика и строительство  |  1,2   |   0,9   |  0,9  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|сельское хозяйство и рыболовство            |  2,7   |   2,6   |  3,1  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|транспорт и связь                           |  2,8   |   2,3   |  1,8  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|жилищно-коммунальный комплекс               |  25,9  |  29,9   | 33,0  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|социально-культурные мероприятия            |   47   |  46,1   |  45   |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|    из них:                                 |        |         |       |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|здравоохранение и физическая культура       |  14,4  |  14,5   | 15,8  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|образование                                 |  23,0  |  22,3   | 20,2  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|культура                                    |  2,1   |    2    |  2,5  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|социальная политика                         |  7,5   |   7,3   |  6,5  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Обслуживание государственного долга         |  0,0   |   0,0   |  0,2  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Финансовая помощь бюджетам других уровней   |  24,9  |  13,2   | 16,7  |
+--------------------------------------------+--------+---------+-------+
|Прочие расходы                              |  7,5   |   6,2   |  3,8  |
\--------------------------------------------+--------+---------+-------/

Жилищный фонд в области составляет 17,4 млн. кв.м, из них около 80 процентов жилых зданий и инженерных коммуникаций построено в период до 1971 года.

Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5-8 процентов их необходимого количества.

Растет износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.

Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. Область не имеет полигонов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, мусороперерабатывающего завода, не решаются проблемы, связанные с утилизацией вооружения и боеприпасов.

Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения

Калининградской области

В 1996 году был принят Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", направленный на выравнивание экономических условий развития области с остальными регионами Российской Федерации.

В результате действия этого Закона и порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской области от 31 декабря 1998 г., существенно повысилась роль в функционировании экономики области внешнеэкономической деятельности.

Применение указанного Закона позволило расширить ассортимент произведенной в Особой экономической зоне в Калининградской области продукции, дополнительно создать рабочие места, привлечь иностранные инвестиции.

В 1999 году с использованием механизма Особой экономической зоны в Калининградской области было произведено и отправлено в Россию товаров на сумму более 270 млн. долларов США, что составило более 70 процентов всего объема промышленного производства области, в 2000 году - более 430 млн. долларов США или более 80 процентов всего объема промышленного производства области.

В регионе зарегистрировано более 1800 организаций с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. В создании организаций приняли участие инвесторы более чем из 50 стран мира.

В 1993-2000 годах объем накопленных иностранных инвестиций составил 62 млн. долларов США, из которых более 65 процентов приходится на прямые инвестиции. В 2000 году в экономику области поступили иностранные инвестиции в размере 19,1 млн. долларов США. По сравнению с 1999 годом их рост составил 104,8 процента.

Как показывает анализ действия нормативных актов, регламентирующих статус и хозяйственно-правовой режим Особой экономической зоны в Калининградской области, преимущества режима Особой экономической зоны в Калининградской области были использованы не полностью.

Ввоз товаров без уплаты таможенных платежей увеличил темп спада промышленного и сельскохозяйственного производства (рост промышленного производства начался только после кризиса 1998 года и идет он в русле общероссийских тенденций). Определенное положительное влияние оказало введение механизма количественных ограничений режима свободной таможенной зоны.

Объем как иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных инвестиций на протяжении второй половины 1990-х годов постоянно сокращается.

Низкий уровень цен не смог компенсировать для населения спад в реальном секторе экономики, поэтому в 1990-е годы ухудшился ряд показателей, характеризующих денежные доходы населения, а некоторое улучшение в этой области наметилось лишь после кризиса.

Внешнеторговый оборот области рос за счет импорта, а не за счет экспорта - из-за проблем с транспортировкой товаров через Литву и Белоруссию. Калининградская область - единственная область, имеющая в стране незамерзающие порты, не стала для России "окном в Европу".

Таким образом, Калининградская область отстает от России в целом по среднедушевой величине валового продукта более чем в 1,5 раза, уровню инвестиций в основной капитал - вдвое, уровню жизни населения - в 1,4 раза.

Стратегия развития Калининградской области

Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, трансформацию экономической структуры региона в направлении развития экспортного потенциала.

Реализация Программы позволит ослабить влияние внутренних и внешних социально-политических и экономических факторов, связанных с анклавным положением области для Российской Федерации.

В основу экономической стратегии развития региона положена концепция совершенствования функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, предусматривающая ускорение социально-экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, использование управленческого опыта, потенциала российских организаций, увеличение экспортных возможностей региона.

Реализация Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" обеспечивает сочетание общегосударственных и региональных интересов, создает условия для макроэкономической стабильности.

С целью совершенствования Закона необходимо:

установить гарантии стабильности развития Особой экономической зоны в Калининградской области на длительный период;

провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Калининградской области в целях исключения противоречий по применению положений Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и внести поправки в соответствующие законодательные акты.

Одним из важнейших факторов успешного функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области является создание гибкой системы управления, обеспечивающей своевременное принятие решений. Поэтому необходимо создание такой структуры, которая была бы максимально заинтересована в развитии Особой экономической зоны в Калининградской области, наделена широким кругом полномочий и ответственностью за выполнение возложенных на нее задач. Круг самостоятельно принимаемых такой структурой решений должен быть законодательно определен.

Позитивное влияние может также оказать достижение между Российской Федерацией и Европейским союзом договоренностей о развитии Калининградской области как региона сотрудничества, которые должны обеспечить:

реализацию международных гарантий стабильности законодательства режима Особой экономической зоны в Калининградской области;

применение на территории Особой экономической зоны в Калининградской области стандартов Европейского союза для определенных видов деятельности и определенных видов товаров;

введение специального упрощенного режима оформления документов для посещения области гражданами стран Шенгенского соглашения и наоборот.

В Программе предусмотрен принцип избирательной концентрации средств по приоритетным с точки зрения компенсации оторванности региона от основной территории Российской Федерации и превращения Калининградской области в зону экспортного производства направлениям.

1. Развитие транспортного комплекса как одной из основных составляющих улучшения инвестиционного климата Калининградской области, формирование крупного международного многофункционального транспортного узла, совершенствование тарифной политики в сфере транзитного перемещения грузов и пассажиров.

В связи с расширением Европейского союза возникает угроза транспортной изоляции Калининградской области. Без наличия полноценного транспортного сообщения области как с основной территорией России, так и со странами Европы невозможно использовать выгоды экономико-географического положения региона.

Решение транспортных проблем обеспечит возможность организации устойчивого сообщения области с другими регионами России, выхода российских производителей на важнейшие мировые транспортные пути, уменьшение валютной составляющей их транспортных расходов. Для этого необходимо:

решить вопрос уровня тарифов при транзитных перевозках в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы на нормы и правила Европейского союза;

обеспечить величину суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов из России в Калининград и обратно не выше аналогичного тарифа по территории России;

решить вопрос компенсации дополнительных расходов, связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через территории иностранных государств;

осуществить строительство автодорог, которые будут являться составной частью европейских транспортных коридоров.

2. Обеспечение устойчивого функционирования энергетического комплекса региона.

Калининградская область характеризуется почти полной зависимостью от поставок энергоносителей в регион.

Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза в связи с вхождением в эту организацию существенно снижают энергетическую безопасность области.

Положение осложняется отсутствием долгосрочных соглашений с Литвой и Белоруссией о транзитном энергоснабжении Калининградской области, что может привести к полной энергетической изоляции региона от энергосистем России.

Для решения указанных проблем необходимо осуществить строительство базового энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2 (ввод первой очереди - энергоблока мощностью 450 МВт в 2005 году, вопрос о строительстве второй очереди будет рассмотрен дополнительно), модернизацию Калининградской ТЭЦ-1 и других действующих энергоисточников, реконструкцию действующего газопровода, а также при необходимости строительство второго газопровода в Калининградскую область.

Представляется целесообразным определить принципы тарифной политики в отношении доставки энергоносителей на территорию области и порядок возмещения дополнительных издержек, связанных с эксклавностью территории.

3. Совершенствование систем связи и телекоммуникаций.

Благодаря своему географическому положению Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Для это
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (с изм. и доп. от 6 июня 2002 г.)
Тип документа: Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 2001-12-07
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Архивы ГАРАНТа. Россия
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Основы государственно-правового устройства\Административно-территориальное деление, отдельные регионы\Северо-Западный федеральный округ

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание