Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 декабря 1998 г. N 962-ПП
О создании в г.Москве системы
безналичных расчетов за товары и услуги
с использованием "Карты москвича"
Из общего объема розничного товарооборота и услуг России на долю
Москвы приходится 26, 7%. Ежедневно предприятиями торговли, питания и
услуг города продается товаров и оказывается услуг почти на 600 млн.
руб., совершается более 5 млн. покупок, проводятся десятки миллионов
расчетных операций с поставщиками и партнерами.
Вместе с тем в условиях сохраняющейся нестабильности в экономике
России и продолжающегося кризиса предприятия продолжают испытывать
недостаток в оборотных средствах, их финансовая ненадежность не
гарантирует бесперебойного обеспечения населения товарами и услугами,
повышения экономической эффективности с целью пополнения бюджета
города. Доля взаиморасчетов за товары и услуги с населением с
использованием наличных денежных средств составляет 97%. Применяемые
предприятиями международные платежные системы, такие как VISA,
MasterCard, Europay, а также российские - STB, "Юнион Кард", "Золотая
корона" и другие, не получают широкого распространения. Многие
держатели карточек этих систем используют их преимущественно для
получения заработной платы.
В этих условиях особенно важным представляется совершенствование
организации безналичных расчетов за товары и услуги и создание
отечественной системы, способной решать проблемы, характерные для
рыночных условий экономики России. Эту задачу целесообразно решать в
рамках общего комплекса работ по внедрению в г.Москве
многофункциональной идентификационно-расчетной "Карты москвича",
обеспечивая таким образом экономию средств на разработку, внедрение и
создание инфраструктуры приема и обслуживания карт, создавая условия
окупаемости всего проекта.
В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов города и реальными
возможностями для коммерческого использования результатов проекта
"Карта москвича" его реализация должна осуществляться за счет
привлеченных ресурсов.
В развитие распоряжения Мэра Москвы от 27 февраля 1998 года
N 188-РМ "О мерах по совершенствованию информационно-расчетных
технологий с использованием пластиковых карт", в целях упорядочения
эмиссии и обращения в г.Москве пластиковых карт, используемых в
муниципальных службах и предприятиях, обеспечения контроля за их
применением при оказании услуг населению, оптимизации процессов
создания и актуализации городских баз данных, развития безналичных
форм оплаты товаров и услуг, усиления контроля за товарооборотом в
городе, устойчивого наполнения бюджета, создания условий для оказания
адресной социальной помощи населению Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить:
1.1. Концепцию развития электронных технологий обслуживания и
управления в городе в рамках проекта "Карта москвича" (приложение 1).
1.2. Концепцию создания и внедрения в г.Москве системы
безналичных расчетов за товары и услуги с использованием "Карты
москвича" (приложение 2).
2. Утвердить:
2.1. Московскую городскую комплексную программу по внедрению в
Москве передовых информационно-расчетных технологий на основе
пластиковых карт (приложение 3).
2.2. Московскую городскую программу создания и внедрения в
г.Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с
использованием "Карты москвича" на 1998-2000 гг. (приложение 4).
3. Определить Зеленоградский и Западный административные округа и
район Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа в
качестве опытных зон для внедрения безналичных форм оплаты товаров и
услуг с использованием "Карты москвича" и ее первоочередных
идентификационных приложений.
4. Возложить на Департамент экономической политики и развития
г.Москвы функции государственного заказчика в части разработки и
реализации в г.Москве информационных технологий с использованием
пластиковых карт, выдаваемых на добровольной основе.
5. Возложить на ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
(ОАО "МКНТ") функции городского заказчика и организатора конкурсов
исполнителей работ по технологиям с использованием пластиковых карт.
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
совместно с Департаментом финансов, ОАО "МКНТ" и Московским
муниципальным банком - Банком Москвы в I квартале 1999 года
подготовить предложения о создании единого органа по управлению
эмиссией и обращением пластиковых карт городского использования в
г.Москве - государственного учреждения "Московский эмиссионный центр"
(МЭЦ).
7. Установить, что государственное учреждение "Московский
эмиссионный центр" осуществляет:
- проведение городской политики в вопросах внедрения
информационно-расчетных технологий на основе пластиковых карт в
комплексах городского хозяйства и управления;
- реализацию городской программы "Карта москвича";
- организацию эмиссии в г.Москве всех предоплаченных,
идентификационных и многофункциональных пластиковых карт,
используемых государственными (муниципальными) предприятиями,
организациями и учреждениями, а также коммерческими организациями, в
число участников (акционеров) которых входит Правительство Москвы;
- создание и сопровождение банка идентификационных данных о
жителях города - держателях пластиковых карт, предоставляемых им
льготах и услугах;
- информирование населения о ходе реализации программ;
- мероприятия по комплексной защите персональной информации о
держателях карт.
8. Утвердить Положение о порядке эмиссии, обслуживания и
использования пластиковых карт, предназначенных для проведения
идентификационных и расчетных операций при обслуживании населения
г.Москвы государственными (муниципальными) предприятиями и
учреждениями, а также коммерческими организациями, образованными с
участием г.Москвы (приложение 5).
9. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы решить в IV квартале 1998 года - начале 1999 года вопрос
о размещении государственного учреждения "Московский эмиссионный
центр".
10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и ОАО
"МКНТ" выделять в ежегодно утверждаемой Программе развития науки и
технологий в интересах городского хозяйства отдельный раздел - "Проект
"Карта москвича" и предусматривать в его составе выполнение комплекса
работ, определенных программами (пп.2.1 и 2.2), в пределах средств,
предусмотренных на их реализацию.
11. Одобрить предложение Департамента экономической политики и
развития г.Москвы и Oracle Financing Division по организации
финансирования проекта "Карта москвича" в рамках условий, заявленных
корпорацией Oracle на тендер по привлечению финансовых и товарных
ресурсов для реализации программы информатизации Правительства Москвы,
победителем которого она является.
12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
Департаменту финансов совместно с ОАО "МКНТ" и Oracle Financing
Division до 25 января 1999 года:
12.1. Разработать инвестиционную программу по реализации проекта
"Карта москвича" и утвердить ее в установленном порядке.
12.2. Подготовить предложения по финансированию работ по
созданию государственного учреждения "Московский эмиссионный центр" в
1999 году.
12.3. Представить предложения по использованию существующей
коммерческой организации с контрольным пакетом акций города в качестве
базовой для реализации инвестиционной программы.
13. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и
Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с ОАО "МКНТ"
обеспечить создание опытных зон (п.3) и предъявление их для сдачи в
опытную эксплуатацию, начиная с 30 июля 1999 года.
14. Увеличить с 1 января 1999 года Департаменту потребительского
рынка и услуг месячный фонд оплаты труда по должностным окладам на 5,
5 тыс.руб. и на 145, 8 тыс.руб. в расчете на год для введения в штат
дополнительно 4 единиц в целях организации отдела по внедрению
безналичных форм оплаты товаров и услуг.
Департаменту финансов обеспечить финансирование указанных
расходов в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете г.Москвы
на 1999 год на государственное управление.
15. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов, ОАО "МКНТ" и Московскому муниципальному банку -
Банку Москвы в срок до 25 декабря 1998 года подготовить и представить
на рассмотрение Совета по информационно-расчетным технологиям с
использованием пластиковых карт предложения по созданию в рамках
проекта "Карта москвича" московской городской платежной системы с
использованием потенциала существующих платежных систем и ее
законодательному обеспечению.
16. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
Департаменту потребительского рынка и услуг и ОАО "МКНТ" в I квартале
1999 года проработать вопрос о предоставлении льгот покупателям и
торговым организациям, использующим в расчетах "Карту москвича", и
внести до 1 апреля 1999 года предложения для рассмотрения на заседании
Правительства Москвы.
17. Префекту Зеленоградского административного округа:
17.1. Совместно с ОАО "МКНТ" и государственным учреждением
"Московский эмиссионный центр" в марте 1999 года определить
организации, привлекаемые к выдаче жителям г.Зеленограда "Карты
москвича".
17.2. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг в
апреле 1999 года утвердить перечень предприятий торговли, питания и
услуг г.Зеленограда, допущенных к участию в опытном внедрении системы
безналичных расчетов.
17.3. Совместно с ОАО "МКНТ" и государственным учреждением
"Московский эмиссионный центр" до июля 1999 года:
17.3.1. Определить объем и сроки эмиссии электронных пластиковых
карт, порядок перечисления на счета в уполномоченных банках сумм
заработной платы, пенсий, пособий и других денежных поступлений.
17.3.2. Организовать создание в г.Зеленограде сети торговых и
банковских терминалов для приема и обслуживания "Карты москвича".
17.4. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам
массовой информации, государственным учреждением "Московский
эмиссионный центр" и ОАО "МКНТ" начиная со II квартала 1999 года
организовать публикацию информационных материалов в газетах, передачи
по радио и телевидению о проводимых работах и преимуществах
использования пластиковой карты - "Карты москвича".
17.5. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг,
ОАО "МКНТ", государственным учреждением "Московский эмиссионный
центр", банками, предприятиями торговли и бытовых услуг г.Зеленограда
приступить с июля 1999 года к опытной эксплуатации "Системы эмиссии и
обслуживания многофункциональной идентификационно-расчетной "Карты
москвича", включающей систему безналичных расчетов за товары и услуги
с использованием платежных приложений "Карты москвича".
18. Департаменту потребительского рынка и услуг, ОАО "МКНТ" и
государственному учреждению "Московский эмиссионный центр" в III
квартале 1999 года подготовить проекты нормативных и
организационно-распорядительных документов, необходимых для начала
промышленного внедрения системы безналичных расчетов за товары и
услуги с использованием платежных приложений "Карты москвича".
19. Государственному учреждению "Московский эмиссионный центр",
ОАО "МКНТ", Департаменту экономической политики и развития г.Москвы в
III квартале 1999 года определить порядок записи на "Карту москвича"
идентификационных приложений, разработанных в соответствии с
программой (п.2.1).
20. ОАО "МКНТ", государственному учреждению "Московский
эмиссионный центр", Департаменту экономической политики и развития
г.Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов:
20.1. В I квартале 2000 года обобщить и представить для
рассмотрения на заседании Правительства Москвы итоги создания опытных
зон (п.3) и предложения по поэтапному внедрению "Карты москвича" в
г.Москве.
20.2. Начиная с I квартала 2000 года приступить к поэтапному
внедрению "Карты москвича" на всей территории г.Москвы.
21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Премьера Правительства Москвы Росляка Ю.В. и министра
Правительства Москвы Малышкова В.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 15 декабря 1998 г. N 962-ПП
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ
В РАМКАХ ПРОЕКТА "КАРТА МОСКВИЧА"
Введение
Значительное число городских служб, занимающихся решением
проблемы реализации адресного взаимодействия между городскими
(коммерческими и некоммерческими) организациями и жителями, к со-
жалению, не справляется с постоянно возрастающими объемами работ
по обслуживанию населения. Одна из основных причин сложившейся си-
туации - отсутствие или долгий поиск необходимой информации. Как
следствие, москвичам приходится тратить все больше времени на реа-
лизацию своих прав и получение необходимых услуг.
В свою очередь, отсутствие единого и отлаженного механизма
оказания адресной социальной поддержки не позволяет осуществлять
эффективное планирование бюджетных средств и средств внебюджетных
фондов (пенсионного, социального страхования, занятости, медицинс-
кого страхования и других) на указанные выше цели и контроль над
их целевым расходованием.
Рациональное решение этой социальной проблемы предлагается
искать в сфере улучшения информационно-расчетного взаимодействия
между администрацией города и москвичами за счет внедрения новых
информационных технологий с использованием интеллектуальных плас-
тиковых карт ("Карта москвича"). При этом многофункциональная
пластиковая карта может играть роль единого персонифицированного
инструмента в сфере взаимоотношений "житель - инфраструктура обс-
луживания и социальной поддержки - администрация города" и создаст
более комфортные условия жизни, труда и отдыха москвичей.
Решение указанной проблемы сводится к следующим основополага-
ющим шагам:
1. поэтапное создание общегородской сети приема и обслужива-
ния пластиковых карт проекта "Карта москвича". При этом подразуме-
вается модернизация организационно - технической основы существую-
щей инфраструктуры обслуживания и социальной поддержки москвичей,
включая создание новых специализированных организаций,разработку
соответствующих приложений (записываемых в память карт) и установ-
ку необходимого оборудования;
2. выпуск в обращение персонифицированных многофункциональных
пластиковых карт, являющихся новым инструментом взаимодействия жи-
телей с инфраструктурой обслуживания и социальной поддержки;
3. создание и ведение единого реестра информации о держателях
карт проекта "Карта москвича", содержащего все необходимые данные
для обеспечения адресности социальной защиты;
4. постоянное отслеживание (мониторинг) с помощью созданной
организационно-технической системы текущего состояния работ по со-
циальной защите населения с целью сбора полной и достоверной ин-
формации, последующей статистической обработки и предоставления ее
администрации города для оперативного принятия требуемых решений.
В настоящее время различными городскими службами и муници-
пальными предприятиями проводятся работы по созданию узкоориенти-
рованных платежных, идентификационных и информационных систем с
использованием пластиковых карт, предусматривающих, в частности,
решение вопросов поддержки москвичей - льготников. Однако проблема
адресной социальной защиты москвичей этим далеко не исчерпывается.
Кроме того, построение таких систем без согласования в рамках го-
рода и общая несовместимость их технологических решений становится
реальной преградой на пути систематизации и объединения городских
информационных потоков и сопровождается перерасходом средств.
По этой причине практическая реализация и руководство всей
деятельностью по разработке и внедрению новых информационно-рас-
четных технологий должны осуществляться уполномоченной городской
организацией, наделенной соответствующими правами и обязанностями.
Все работы необходимо проводить в соответствии с действующим по-
рядком выполнения городского заказа, а вышеупомянутая уполномочен-
ная городская организация должна выполнять функции головного за-
казчика работ.
Установленный порядок должен оставаться единым для всех госу-
дарственных и негосударственных организаций, заинтересованных в
развитии проекта "Карта москвича", например, его коммерческих при-
ложений. При этом следует особо подчеркнуть, что все, сказанное
выше, касается именно проекта "Карта москвича", который не отвер-
гает, а, наоборот, предполагает функционирование в городе иных
инфраструктур обслуживания москвичей, использующих свои собствен-
ные пластиковые карты в качестве соответствующего инструмента. Од-
нако эти инфраструктуры должны создаваться и развиваться самостоя-
тельно за счет средств заинтересованных участников и в соответс-
твии с действующим законодательством.
Представляется целесообразным, чтобы все структуры обслужива-
ния руководствовались единой стратегией, обеспечивающей создание
единого информационного пространства в сфере услуг, применение
унифицированных технических средств и т.п.
В последующих разделах постатейно излагаются положения пред-
лагаемой концепции развития электронных технологий обслуживания и
управления в социальной сфере города.
Раздел 1. Основные положения концепции
Статья 1.1.
В соответствии с распоряжением мэра г. Москвы от 27 февраля
1998 года ј 188-РМ Департамент по науке и промышленной политики
Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке
и технологиям" разработал Концепцию развития электронных техноло-
гий обслуживания и управления в городе в рамках проекта "Карта
москвича" (далее по тексту Концепция развития).
Статья 1.2.
Концепция развития является основным идеологическим докумен-
том Московского городского совета по информационно-расчетным тех-
нологиям на основе пластиковых карт (далее Совет). Любые изменения
Концепции развития должны быть утверждены на Совете.
Статья 1.3.
Областью деятельности Совета и уполномоченной городской орга-
низации является формируемый и постоянно развивающийся рынок ис-
пользуемых жителями г. Москвы пластиковых карт, обеспечивающих
современный и эффективный механизм взаимоотношений в модели "жи-
тель - инфраструктура обслуживания и поддержки социальной сферы
(далее по тексту - инфраструктура) - администрация города". При
этом пластиковая карта выполняет роль идентификационного, информа-
ционного, расчетного и платежного инструмента, инициирующего взаи-
моотношения между жителем и администрацией города.
Статья 1. 4.
Под Концепцией развития в настоящем документе понимается сис-
тема представлений по эффективной организации взаимоотношений ад-
министрации города, инфраструктуры и жителей города на основе
пластиковых карт, а также целостной системы правил согласования
действий всех сторон, участвующих в развитии городского рынка
пластиковых карт.
Статья 1.5.
Цель Концепции развития состоит в формировании единого управ-
ляемого городского информационного пространства для совершенство-
вания механизма взаимоотношений в социальной сфере г. Москвы. При
этом социальный аспект, связанный с улучшением обслуживания насе-
ления, является центральным в Концепции развития. Учет социального
аспекта обязателен при реализации Концепции развития.
Статья 1.6.
Реализация Концепции развития осуществляется в рамках выпол-
нения проекта "Карта москвича" и многоцелевой программы поэтапных
действий.
Статья 1.7.
Проект "Карта москвича" предусматривает:
| создание нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск и
обращение пластиковых карт в городе;
| поэтапное внедрение новых информационно-расчетных техноло-
гий в различных социальных сферах города с предварительной апроба-
цией принятых технологических, эргономических, организационных и
правовых решений, посредством проведения ряда широкомасштабных
экспериментов в выбранных районах города;
| создание организационных и производственных структур, необ-
ходимых для проведения эмиссии и обслуживания обращения пластико-
вых карт;
| организацию производства на предприятиях города интеллекту-
альных пластиковых карт и оборудования для их приема;
| поэтапную эмиссию пластиковых карт различного социального
назначения;
| поэтапное создание общегородской сети приема пластиковых
карт;
| постепенное объединение различных идентификационных, инфор-
мационных и расчетных приложений на многофункциональных городских
картах, входящих в проект "Карта москвича";
| ведение учета юридических лиц, участвующих в проекте "Карта
москвича" и создание базы идентификационных и учетных данных о жи-
телях города - держателях карт, и единого информационного прост-
ранства (совокупности баз данных, средств коммуникации и доступных
приложений), обеспечивающих общий механизм реализации прав жите-
лей, предоставления и учета услуг;
| организацию рекламы новых технологий с использованием плас-
тиковых карт, создание системы консультационных общедоступных ус-
луг по этим технологиям;
| создание системы утилизации пластиковых карт с обеспечением
надлежащих требований безопасности.
Статья 1.8.
Реализация проекта "Карта москвича" направлена на:
| создание основы для использования в городе безденежных и
безбумажных технологий, формирование и сопровождение достоверной
информационной базы соответствия между законодательным закреплени-
ем прав и льгот жителей Москвы и их реализацией. Актуализация ин-
формации в едином реестре может быть проведена одновременно с вне-
сением этой информации на идентификационно-расчетный документ го-
рожанина - "Карту Москвича". При этом количество необходимых ль-
готных и идентификационных удостоверений для москвича существенно
сокращается (в перспективе до одного - "Карты Москвича"), а уро-
вень безопасного хранения их возрастает;
| интенсификацию товарно-денежного обращения, расширение фи-
нансового и товарного рынков вследствие вовлечения в оборот денеж-
ных масс, хранящихся у населения, на банковский счет москвича;
| сокращение оборота, в т.ч. теневого, наличных финансовых
средств и, как следствие, снижение криминогенной обстановки в го-
роде;
| создание автоматизированных средств для городских служб,
осуществляющих контроль адресности и качества предоставляемых на-
селению услуг;
| унификацию сети приема пластиковых карт и создание дополни-
тельных удобств для москвичей и гостей столицы.
Статья 1.9.
Реализация проекта "Карта москвича" обеспечит:
| создание в городе важнейшего информационного канала для
сбора и обобщения информации социального характера.
Службы города получат возможность доступа к унифицированной
информации о жителях, объеме и качестве предоставляемых им льгот и
услуг, предприятиях и организациях, их оказывающих. Параллельное
создание в городе информационно-вычислительных сетей обеспечит ус-
ловия для контролируемого и высококачественного доступа служб,
предприятий и жителей города к необходимым им приложениям и инфор-
мации социального и персонального характера, получаемой в процессе
эмиссии и обращения пластиковых карт. При информационном обслужи-
вании жителей города "Карта москвича" явится персональным элект-
ронным ключом для доступа к необходимой информации из баз данных.
| Создание инфраструктуры, осуществляющей государственный мо-
ниторинг процессов оказания/получения услуг в рамках социальной
сферы города.
Статья 1.10.
Особо важной задачей, которая будет решена в ходе реализации
проекта "Карта москвича", является формирование базы данных о жи-
телях города (в перспективе - единого реестра держателей карт) и
согласование работ организаций, занимающихся разработкой и эксплу-
атацией информационных систем социальной сферы. Это позволит уст-
ранить распыление средств и поднять эффективность использования
информационных систем социальной сферы в городском хозяйстве.
Статья 1.11.
Основными документами, регламентирующими работы в области
формирования и использования пластиковых карт городского значения
(городской рынок пластиковых карт), являются:
| Концепция развития как основной документ, определяющий
стратегию в организации и проведении работ;
| Проект "Карта москвича" - юридически оформленная, опреде-
ленная во времени и пространстве, упорядоченная и согласованная
целенаправленная совокупность функциональных действий;
| Программа работ - последовательность работ в рамках проекта
"Карта москвича" с указанием исполнителей, заказчика, сроков, дли-
тельности, этапности, стоимости и других необходимых атрибутов.
Статья 1.12.
Субъектами рассмотрения в Концепции развития являются:
| жители города - держатели пластиковых карт, эмитируемых
уполномоченной администрацией города организацией;
| Московская городская Дума и администрация города, ответс-
твенные за создание правовой базы в социальной сфере города и осу-
ществляющие контроль и регулирование жизнедеятельности города при
предоставлении его жителям услуг и адресных льгот;
| предприятия и организации, осуществляющие функции обслужи-
вания населения (инфраструктура обслуживания);
| вновь создаваемые организации, обеспечивающие регулирование
(формирование, сопровождение, развитие, реструктуризацию и др.)
рынка пластиковых карт в г. Москве;
| Московский городской совет по информационно-расчетным тех-
нологиям на основе пластиковых карт как орган, организующий разра-
ботку и реализацию проекта "Карта москвича" и контролирующий их
соответствие данной Концепции развития.
Статья 1.13.
Срок действия Концепции развития определяется до 2000 года.
По результатам проведенных работ в соответствии с Концепцией раз-
вития в 2000 году должно быть принято решение о дальнейшей форме
продолжения работ.
Статья 1.14.
Особенности г. Москвы, определяющие наиболее благоприятные
условия для формирования и развития пластикового рынка в России,
состоят в следующем:
| Москва характеризуется наличием практически всех разновид-
ностей услуг и предоставляемых льгот, что позволяет учесть любые
самые сложные нюансы взаимоотношений, складывающихся в социальной
сфере;
| Москва является высоко интеллектуальным регионом, обладаю-
щим мощными промышленными ресурсами, способными быстро создать не-
обходимое программно-техническое обеспечение проекта "Карта моск-
вича";
| в Москве имеется возможность поэтапного внедрения проекта
"Карта Москвича" с проведением пилотных разработок в г. Зеленогра-
де;
| для Москвы, как столицы, естественной функцией является
обеспечение связи всех субъектов федерации, что позволяет тиражи-
ровать решения, полученные в ходе реализации проекта "Карта моск-
вича".
Раздел 2. Объект рассмотрения
Статья 2.1.
Объектом рассмотрения Концепции развития является механизм
осуществления деятельности администрации города по безусловному
обеспечению прав и льгот жителям, оказанию услуг им и приезжим в
Москву.
Статья 2.2.
Администрация выполняет свою функцию через государственные и
негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, сос-
тавляющие инфраструктуру обслуживания. Это различные городские
службы (пассажироперевозчики, сфера бытового обслуживания, сфера
коммунального обслуживания и др.), муниципальные предприятия, не-
коммерческие общественные фонды и коммерческие предприятия, упол-
номоченные администрацией Москвы для обслуживания жителей и приез-
жих.
Статья 2.3.
Житель получает услуги и оплачивает их с учетом законодатель-
но закрепленных льгот по действующим в Москве тарифам в установ-
ленных учреждениях и в установленные сроки. Льготы оформляются жи-
телю городскими службами в виде персонального удостоверения, вклю-
чающего обязательные реквизиты. При этом конкретная, ответственная
за услугу и/или льготу городская служба может создавать и сопро-
вождать информационную базу данных.
Статья 2.4.
Разнообразие удостоверений, множество льготных категорий и
действующих тарифов и их адресная корреляция с жителем создают те-
кущую информационную среду, которая позволяет администрации форми-
ровать меры активного воздействия на социальную сферу посредством
аналитической обработки собираемой информации.
Статья 2.5.
Текущую схему взаимоотношений можно формализовать в виде сле-
дующей модели:
"ЖИТЕЛЬ - ИНФРАСТРУКТУРА - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА".
В этой модели обратная связь от города к жителю опосредована
инфраструктурой обслуживания, что удлиняет, усложняет и затрудняет
адресное взаимодействие. Проект "Карта москвича" реализует непос-
редственную обратную связь через вновь создаваемый информационный
канал.
Статья 2.6.
Задачей проекта "Карта москвича" является создание необходи-
мых условий для управления (с учетом адресности) информационными,
финансовыми и социальными потоками в соответствии с моделью (см.
Ст.2.5.) , а также упрощение процессов обслуживания жителей.
Раздел 3. Проект "Карта москвича"
Статья 3.1.
Проект "Карта москвича" рассматривается в следующих разрезах:
| исследуемые задачи;
| многообразие карт;
| технология реализации;
| модель финансирования.
Статья 3.2.
В рамках проекта "Карта москвича" при исследовании задач
должны учитываться следующие аспекты:
| организационные;
| юридические;
| социальные;
| финансово-экономические;
| технологические;
| эргономические.
Статья 3.3.
Любое действие жителя, осуществляемое с помощью пластиковой
карты, инициирует конкретное приложение, связанное с предоставле-
нием той или иной услуги.
Концепция развития определяет следующие виды приложений:
| идентификационные;
| информационно-расчетные;
| предоплаченные;
| платежные.
Идентификационное приложение подтверждает закрепление за
конкретным держателем карты определенных прав и льгот.
Информационно-расчетное приложение направлено на формирование
и поддержание в актуальном состоянии специализированных информаци-
онных массивов с возможностью калькуляции на их основе требуемых к
оплате сумм.
Предоплаченное приложение подразумевает запись на карту коли-
чества выкупленных единиц услуг с последующим поэтапным их расхо-
дованием.
Платежное приложение обеспечивает перевод денежных средств с
карточного счета держателя карты на счет юридического лица, ока-
завшего услугу.
Статья 3.4.
"Карта москвича" - именная идентификационно-расчетная пласти-
ковая карта городского использования, реализованная в виде много-
функциональной смарт-карты (в дальнейшем "карта"), выданная на
добровольной основе жителю города учрежденной Правительством Моск-
вы организацией - Московским эмиссионным центром - и выполняющая
роль интеллектуального инструментального средства в Системе обслу-
живания "Карты москвича".
В рамках проекта "Карта москвича" допускается несколько видов
карт (например, карта пенсионера, жилищно-коммунальная карта, рас-
четная карта в потребительском рынке, карта медицинского страхова-
ния, транспортная карта и т.д.) Общее, что их объединяет с точки
зрения философии - это проект "Карта москвича", с точки зрения ви-
зуальной отличительной характеристики - однотипность на всех кар-
тах единого логотипа (графической записи), определяющего принад-
лежность конкретной карты проекту "Карта москвича".
Статья 3.5.
При предоставлении конкретной услуги допускается последова-
тельно инициировать одной картой несколько приложений. При этом
собственно инициация последующего приложения может быть либо авто-
матической, либо осуществляться посредством диалога с владельцем
карты.
Статья 3.6.
Проектом "Карта москвича" предписывается следующая технология
его реализации:
| первоначальное концептуальное проектирование;
| разбиение проекта на подпроекты;
| реализация подпроекта.
В общем случае она включает этапы экспериментального модели-
рования (прототипирование, макетирование), собственно разработки и
промышленной эксплуатации подпроекта. Допускается подпроекты вести
параллельно;
| объединение подпроектов в проекте "Карта москвича".
Объединение в первую очередь направлено на сокращение избы-
точных элементов, образованных внутри проекта "Карта москвича", а
также на улучшение обслуживания владельцев пластиковой карты.
Статья 3.7.
Модель финансирования определяет следующие элементы:
| государственные инвестиции для создание организационно-тех-
нической основы и разработку подпроектов;
| поиск инвесторов и создание инвестиционного пространства
для выполнения подпроектов на полностью возвратной основе;
| получение прибыли от внедрения подпроектов;
| последующее привлечение (трата) прибыли на следующие статьи
расходов: накопление, возврат инвестиций, развитие проекта "Карта
москвича".
Статья 3.8.
Проектом "Карта москвича" предусматривается формирование трех
самостоятельных организационных блоков:
| Управленческий блок,отвечающий за организацию всех работ в
рассматриваемой области в городе, разбиение проекта на подпроекты,
заказ НИОКР на подпроект на конкурсной основе и организацию про-
мышленной эксплуатации подпроекта;
| Внедренческий блок, осуществляющий реализацию подпроекта в
виде информационно-расчетной системы (подсистемы) и участвующий в
ее внедрении;
| Эксплуатационный блок, осуществляющий внедрение и промыш-
ленную эксплуатацию системы (подсистемы), созданной в рамках подп-
роекта.
Раздел 4. Информационные технологии в проекте
"Карта Москвича". (Требования и ограничения)
Статья 4.1.
Новые информационные технологии в рамках проекта "Карта моск-
вича" должны строиться на следующих принципах:
| полноты реализуемости заданных требований;
| адекватного соответствия требованиям и условиям будущей
эксплуатации;
| внутренней совместимости по подпроектам, видам приложений,
используемым аппаратно-программным средствам и информационным мо-
делям;
| учета российского и московского законодательства, регламен-
тирующих процессы разработки и внедрения;
| преимущественной ориентации на московских производителей
устройств, пластиковых карт, программных систем;
| использования современных достижений в области информацион-
ных технологий, применяемых в проекте "Карта москвича";
| системной интеграции и кооперации усилий для достижения
поставленной цели;
| конкурсной основы выбора исполнителей.
Статья 4.2.
Результаты реализации конкретного подпроекта являются собс-
твенностью города, а в роли их владельца выступает уполномоченная
администрацией города организация.
Раздел 5. Единое информационное пространство
Статья 5.1.
Основу единого информационного пространства составляет расп-
ределенная база данных, идентифицирующая держателя пластиковой
карты и необходимую информацию для его обслуживания и оказания со-
циальной поддержки.
Статья 5.2.
Запись базы данных, соответствующая информации о конкретном
держателе пластиковой карты, формируется в момент выдачи карты жи-
телю.
Статья 5.3.
Любые изменения, проводимые с записью базы данных, иницииру-
ются держателем пластиковой карты и проводятся городскими службами
в соответствии с принятыми регламентирующими документами российс-
кого и городского значения.
Статья 5.4.
Собственником распределенной базы данных является администра-
ция города, которая делегирует полномочия владения отдельными ее
частями компетентным городским структурам в соответствии со специ-
альным реестром полномочий.
Статья 5.5.
Владельцем идентификационной части записи базы данных, точный
образ которой записан на пластиковой карте, является единый го-
родской эмитент пластиковых карт проекта "Карта москвича", учреж-
денный городом.
Раздел 6. Безопасность
Статья 6.1.
Вопросы безопасности рассматриваются по отношению к осущест-
влению держателем пластиковой карты операций с ней. Меры обеспече-
ния безопасности подразделяются на:
| правовые;
| организационные;
| технические.
Статья 6.2.
Правовые меры включают в себя обеспечение соблюдения сущест-
вующих и разработку недостающих нормативных актов и регламентирую-
щих документов, определяющих порядок использования пластиковых
карт проекта "Карта москвича" и подтверждение проводимых с их по-
мощью операций.
Статья 6.3.
Организационные меры связаны с созданием необходимых подраз-
делений, обеспечивающих безопасное использование пластиковых карт
их держателями.
Статья 6.4.
Технические меры обеспечения безопасности основываются на
применении программно-технических средств защиты информации от не-
санкционированного доступа к пластиковой карте, единому информаци-
онному пространству, трафику и другим компонентам, используемым
информационно-расчетными технологиями.
Статья 6.5.
Глубина и степень защиты обосновывается сочетанием экономи-
ческих и правовых факторов и строится на основе описания модели
потенциального нарушителя безопасности.
Раздел 7. Среда сопровождения. (Организационные аспекты)
Статья 7.1.
Управленческий блок в (см. Ст. 3.8) в рамках проекта "Карта
москвича" состоит из:
| Московского городского совета (далее Совет) по информацион-
но-расчетным технологиям с использованием пластиковых карт, дея-
тельность которого регулируется распоряжением Мэра Москвы от 27
февраля 1998г. ј 188-РМ "О мерах по совершенствованию информацион-
но-расчетных технологий с использованием пластиковых карт";
| Московского эмиссионного центра (МЭЦ), уполномоченного ад-
министрацией города - вновь создаваемого управляющего органа,
обеспечивающего реализацию проекта "Карта москвича".
Статья 7.2.
Внедренческий блок (статья 3.8.) включает в себя:
| инвестиционную компанию, отвечающую за формирование инвес-
тиционного пространства для реализации проекта (отдельных подпро-
ектов) "Карты москвича";
| консалтинговую компанию, формулирующую бизнес-стратегию, в
первую очередь ориентированную на поиск рациональных путей и нап-
равлений реформирования социальной сферы в части улучшения обслу-
живания. Поиск новых приложений, специфицирование и экономическое
обоснование целесообразности использования пластиковой карты в
конкретной области услуг, проведение маркетинговых исследований
является основой деятельности компании;
| технологические компании, формулирующие бизнес-идеи реали-
зации, участвующие в конкурсах на НИОКР и реализующие НИОКР на ма-
кете (прототипе) для последующего промышленного внедрения;
| компании-разработчики средств обеспечения безопасной работы
в модели городских взаимоотношений в условиях использования плас-
тиковой карты.
Появление других компаний в блоке не является препятствием в
рамках данной Концепции развития.
Статья 7.3.
Эксплуатационный блок (статья 3.8) включает в себя следующие
компании, осуществляющие промышленное сопровождение приложений
"Карты москвича":
| эквайринговые компании, обеспечивающие трафик доставки ин-
формации, инициируемый пластиковой картой;
| процессинговые компании, обрабатывающие информацию и осу-
ществляющие взаиморасчет между участниками предоставления услуг;
| платежные компании, осуществляющие денежные операции при
работе с пластиковыми картами;
| производственные компании, выпускающие устройства приема
карт, собственно пластиковые карты и др. массовое оборудование.
В эксплуатационном блоке могут находиться и другие компании
(например, осуществляющие телекоммуникационную связь).
Статья 7.4.
Управленческий, внедренческий и эксплуатационный блоки взаи-
модействуют по следующей схеме:
| управленческий блок заказывает (по конкурсу) НИОКР по раз-
работке нового приложения, соответствующего конкретной городской
услуге. Оно может быть сформулировано в виде бизнес-стратегии кон-
салтинговой компанией;
| внедренческий блок формирует бизнес-модель в виде следующих
данных:
| технологическая документация;
| реально действующий прототип (макет) будущего приложения;
| эксплуатационная документация для обслуживающего персонала;
| инвестиционная программа для запуска приложения в промыш-
ленную эксплуатацию;
| бизнес-план развертывания приложения в городе;
| бизнес-модель для конкретного приложения является собствен-
ностью управленческого блока, который на ее основании формулирует
бизнес-предложение для эксплуатационного блока;
| процесс согласования бизнес-предложения между управленчес-
ким и эксплуатационным блоками оформляется в виде лицензий на вы-
полнение работ и договора с определением размера и формы отчисле-
ний за обслуживание приложения в рамках проекта "Карта москвича";
| эксплуатационный блок может заказать внедренческому блоку
реинжиниринг эксплуатируемых городских приложений, в случае целе-
сообразности улучшения обслуживания жителей;
| все решения управленческим блоком принимаются в согласован-
ном с Советом режиме.
Статья 7.5.
Организации, входящие в эксплуатационный и внедренческий бло-
ки должны иметь лицензию на выполнение работ в рамках проекта
"Карта москвича".
Статья 7.6.
МЭЦ, являясь составной частью управленческого блока, обеспе-
чивает взаимодействие Правительства Москвы с организациями, предп-
риятиями и учреждениями города, участвующими в проекте "Карта
москвича".
Статья 7.7.
Основные направления деятельности МЭЦ следующие:
| организация на конкурсной основе разработки и реализации
городской программы "Карта москвича";
| осуществление эмиссии городских пластиковых карт в г. Моск-
ве;
| отслеживание текущего состояния и осуществление анализа
применения в комплексах городского хозяйства пластиковых карт при
обслуживании населения;
| проведение экспертизы и сертификации оборудования, прог-
раммного обеспечения и технологий, используемых в системах предос-
тавления и учета льгот и услуг для владельцев пластиковых карт,
эмитированных МЭЦ;
| формирование, поддержание в актуальном состоянии и обеспе-
чение полноты информационного пространства держателей пластиковых
карт;
| обеспечение комплексной безопасности в системе эмиссии и
обращения пластиковых карт;
| осуществление контрольной функции в части используемых тех-
нических средств и применяемых технологий в рамках проекта "Карта
москвича";
| формирование сети распространения и приема городских плас-
тиковых карт, оформление договоров с юридическими и физическими
лицами - участниками сети;
| организация сбора и предоставления уполномоченным службам и
предприятиям города обобщенной информации о жителях, количестве и
качестве предоставляемых им льгот и услуг;
| подготовка по поручению "Московского городского совета по
информационно-расчетным технологиям на основе пластиковых карт"
материалов для разработки проектов нормативно-правовых документов
г. Москвы, регулирующих обращение пластиковых карт в городе, ста-
тусе базы данных жителей города и регламенте доступа к хранящейся
в ней информации и тарифам на оказание информационно-расчетных ус-
луг в городском хозяйстве.
Статья 7.8.
МЭЦ включает в себя следующие составляющие:
| Управляющее подразделение, организующее разработку и реали-
зацию проекта "Карта москвича", осуществляющее управление эмиссией
пластиковых карт, формирование сети их распространения и приема,
подготовку проектов нормативно-правовых актов в данной области;
| Вычислительный центр, осуществляющий ведение базы данных
жителей города - держателей пластиковых карт, предоставляющий за-
интересованным службам и предприятиям города информацию о жителях,
количестве и качестве предоставляемых им услуг и льгот, выполняю-
щий необходимые расчетные функции и взаимодействующий с уполномо-
ченными организациями;
| Центр персонификации, осуществляющий инициализацию, персо-
нификацию и кодирование пластиковых карт, запись на карту необхо-
димых приложений;
| Служба безопасности, обеспечивающая охрану МЭЦ, эксплуата-
цию средств защиты информации в базах данных и на каналах связи
МЭЦ, реализацию мероприятий по обеспечению безопасности обращения
пластиковых карт;
| Вспомогательные службы, осуществляющие обеспечение функцио-
нирования МЭЦ.
Статья 7.9.
Используемое в промышленной эксплуатации оборудование, единая
база данных, прикладные программные средства в рамках проекта
"Карта москвича" должны быть сертифицированы в установленном по-
рядке.
Раздел 8. Реклама, агитация
Статья 8.1.
Агитационная и рекламная деятельность организаций действующих
в рамках проекта "Карта москвича" направлена на привлечение жите-
лей и гостей столицы, а также коммерческих организаций, осущест-
вляющих обслуживание населения, для участия в городской программе
"Карта москвича".
Статья 8.2.
Рекламное пространство включает следующие составляющие:
| лицевая и оборотная стороны самой пластиковой карты;
| рекламные материалы в пунктах выдачи карт;
| рекламные места непосредственно в городе;
| рекламное время на каналах телевидения и в программах ра-
дио;
| рекламные материалы в средствах печати.
Статья 8.3.
Финансирование рекламной деятельности осуществляется за счет
организаций, размещающих собственные рекламные продукты в реклам-
ном пространстве, отведенном участникам программы "Карта москви-
ча".
Раздел 9. Определения
1. Аверс
Основная сторона карты.
2. Актуальность данных
Свойство данных в любой момент времени адекватно отображать
состояние объектов предметной области.
3. База данных
Совокупность данных, относящихся к той или иной предметной
области, организованных в соответствии с общими принципами описа-
ния, хранения и манипулирования данными.
4. База данных коллективного пользования
База данных, с которой могут работать несколько прикладных
программ или пользователей одновременно.
5. Безопасность информации
Состояние информации, при котором с требуемой вероятностью
обеспечивается ее защита от утечки, хищения,утраты, несанкциониро-
ванного уничтожения, копирования, искажения, модификации (поддел-
ки).
6. Владелец информационных ресурсов
Субъект, осуществляющий владение и пользование информационны-
ми ресурсами и реализующий полномочия распоряжения ими в пределах,
установленных законом.
7. Держатель пластиковой карты
Физическое лицо, которое на основании действующего законода-
тельства и договора с эмитентом владеет и пользуется пластиковой
картой, персонифицированной на его имя.
8. Единая сеть распространения и приема пластиковых карт
Совокупность пунктов выдачи и обслуживания пластиковых карт,
обладающих технической, информационной и организационной совмести-
мостью и связью между собой.
9. Защита информации /данных
Комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утеч-
ки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения,
модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокиро-
вания информации и т.п.
10. Защита от несанкционированного доступа
Использование аппаратных, программных, криптографических и
других методов и средств для исключения несанкционированного дос-
тупа пользователей и программ к определенным данным.
11. Идентификационно-расчетная пластиковая карта городского
использования
Именная или обезличенная, имеющая визуальную и электронную
информацию (с магнитным носителем, микропроцессором, комбинирован-
ная и другие) пластиковая карточка, выпускаемая уполномоченной го-
родской организацией и служащая инструментом для проведения иден-
тификационных и расчетных операций, осуществляемых в городских ор-
ганизациях и предприятиях при предоставлении населению товаров и
услуг и проведении расчетов за них.
12. Идентификация пользователя
Операция по распознаванию пользователя или пользовательского
процесса, необходимая для управления доступом.
13. Изготовление пластиковой карты
Производство, хранение, поставка промышленных заготовок плас-
тиковых карт для последующей персонификации и использования.
14. Интегрированная база данных
База данных, объединяющая несколько логических баз данных.
15. Информатизация
Процесс, направленный на создание условий для удовлетворения
информационных потребностей путем эффективной и целенаправленной
организации информационных ресурсов с широким применением средств
вычислительной техники и связи.
16. Информационная технология
Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поис-
ка, обработки и выдачи информации.
17. Информационное обслуживание
Обеспечение пользователей необходимой информацией, осущест-
вляемое информационными органами и службами, путем предоставления
информационных услуг (сервиса).
18. Информационный поток
Последовательность данных, передаваемая от источника к потре-
бителю, характеризующаяся: источником возникновения, направлением,
периодичностью, степенью постоянства, структурой и плотностью, ви-
дом носителя информации, информационной емкостью отдельных сообще-
ний, степенью использования.
19. Карта москвича
Именная идентификационно-расчетная пластиковая карта городс-
кого использования, реализованная в виде многофункциональной
смарт-карты (в дальнейшем "карта"), выданная на добровольной осно-
ве жителю города учрежденной Правительством Москвы организацией -
Московским эмиссионным центром - и выполняющая роль интеллектуаль-
ного инструментального средства в Системе обслуживания карты моск-
вича.
20. Конфиденциальность информации
Свойство данных, требующее сохранения их в тайне, и разглаше-
ние которых может нарушить право физического или юридического лица
на контроль за сбором и использованием его данных или данных о
нем.
21. Концепция
Совокупность взаимосвязанных представлений, взглядов на ка-
кую-либо проблему.
22. Моделирование
Представление отдельных характеристик поведения физической
или абстрактной системы с помощью другой системы.
23. Надежность
Способность системы сохранять эксплуатационные показатели в
заданных пределах в течение требуемого промежутка времени и при
определенных внешних условиях. Надежность иногда определяется че-
рез среднее время наработки на отказ или среднее время восстанов-
ления.
24. Несанкционированный доступ к данным/информации
Доступ к данным с возможным использованием технических и
программных средств, нарушающий правила разграничения доступа.
25. Нормативно-справочная информация
Часть информационного обеспечения, содержащая сведения норма-
тивного и/или справочного характера, используемая при функциониро-
вании автоматизированной информационной системы.
26. Нормативный документ
Документ, устанавливающий нормы и правила, а также общие
принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятель-
ности или их результатов.
27. Обслуживание пластиковых карт
Размещение и эксплуатация устройств приема, нанесения и счи-
тывания информации, обслуживания пластиковых карт.
28. Оператор приложения
Государственная/негосударственная организация, являющаяся
разработчиком приложения и подсистемы его обслуживания, и получив-
шая разрешение Правительства Москвы на размещение соответствующей
части приложения на Карте москвича и последующее обслуживание в
рамках своей подсистемы.
Оператор является гарантом приема и безопасного обслуживания
приложения в рамках своей подсистемы обслуживания.
29. Персонификация пластиковой карты
Принятие идентификационной информации от будущего держателя
пластиковой карты и занесение указанной информации на пластиковую
карту (в графическом и электронном виде), а также в соответствую-
щие базы данных.
30. Пластиковая карта
Идентификационный документ (продукт новых технологий), пред-
назначенный для неоднократного проведения идентификационных, ин-
формационных, платежных и расчетных операций его держателем.
31. Приложение
Прикладная программа, разработанная и поддерживаемая операто-
ром приложения в целях выполнения одной или нескольких функций
ром приложения в целях выполнения одной или нескольких функций
обслуживания москвича - держателя карты. Приложение характеризует-
ся отдельной логикой (дисциплиной) обеспечения безопасности, а
также форматом и правилами работы с данными в электронном носителе
карты.
32. Распределенная база данных (РБД)
Физически децентрализованная база данных, управляемая одной
системой управления базами данных (СУБД) таким образом, чтобы
обеспечить пользователю единое логически централизованное предс-
тавление базы данных.
33. Распределенная обработка данных
Обработка данных, при которой кроме функций ввода/вывода меж-
ду станциями обработки данных распределены некоторые или все функ-
ции обработки, хранения и управления.
34. Расширяемость/масштабируемость
Свойство системы, обеспечивающее возможность добавления новых
функций без изменения остальных функциональных частей информацион-
ной системы, а также возможность настройки на состав функций, тре-
буемый для каждого конкретного случая.
35. Реализация пластиковых карт
Получение готовых (надлежащим образом оформленных, персонифи-
цированных, учтенных в соответствующих базах данных) пластиковых
карт и выдача их держателям, а также продажа предоплаченных карт.
36. Реверс
Оборотная сторона карты.
37. Санкционированный доступ
Доступ к информационным, программным и вычислительным ресур-
сам информационной системы, функционирующей в режиме коллективного
пользования, разрешенный определенному кругу лиц и программ (про-
цессов).
38. Сертификация (сертификация соответствия)
| Действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается
необходимая уверенность в соответствии должным образом идентифици-
рованной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или
другому нормативному документу.
| Официальная аттестация программы/системы.
39. Система обслуживания Карты москвича
Комплекс организационных и финансовых взаимоотношений между
участниками системы, а также программно-технических средств, обес-
печивающих практическое выполнение функций обслуживания жителей
города с использованием Карты москвича в государственном и негосу-
дарственном секторах городского хозяйства.
Система обслуживания Карты москвича состоит из отдельных под-
систем обслуживания приложений . Порядок взаимодействия отдельных
подсистем в рамках общей Системы устанавливается Оператором Карты
москвича.
40. Совместимость
Свойство различных объектов (аппаратных или программных
средств) выполнять идентичные функции.
41 . Стандартизация
| Деятельность, связанная с разработкой комплекса норм, пра-
вил, требований к объекту стандартизации, проявляющаяся в процес-
сах разработки, опубликования и применения стандартов.
| Принятие соглашений по спецификации, производству и исполь-
зованию аппаратных и программных средств вычислительной техники.
42. Транзакция
| Управляющее воздействие, передаваемое в систему.
| Входное сообщение, переводящее базу данных из одного состо-
яния в другое; запрос на изменение базы данных.
43. Утилизация пластиковых карт
Прием использованных и/или пришедших в нерабочее состояние
пластиковых карт, уничтожение нанесенной на пластиковую карту пер-
сональной информации, транспортировка до места утилизации, уничто-
жение и переработка пластиковых карт.
44. Эксперимент
Система операций, воздействий и (или) наблюдений, осуществля-
емых при выполнении исследовательских работ и направленных на по-
лучение информации об объекте.
45. Электронный документ
Совокупность данных, объединенная смысловым содержанием,
представленная в электронной форме и предназначенная для восприя-
тия с помощью соответствующих программных и аппаратных средств.
47. Эмиссия
Последовательность действий по изготовлению, персонификации,
реализации (выдаче) и утилизации пластиковой карты городского ис-
пользования.
48. Эмитент
Юридическое лицо, осуществляющее эмиссию платежных карт, об-
ладающее правом собственности на эмитированные им пластиковые кар-
ты и несущее от своего имени обязательства через их держателей по
осуществлению ими прав по операциям с использованием пластиковых
карт.
Приложение 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 15 декабря 1998 г.
N 962-ПП
Концепция
создания и внедрения в г. Москве системы безналичных
расчетов за товары и услуги с использованием "Карты москвича"
Введение
Москва, занимая более 1/4 части общего объема розничного то-
варооборота и услуг, сегодня по праву считается торговой столицей
России.
Эффективность рыночных преобразований в экономике столицы в
значительной степени зависит от дальнейшего развития инфраструкту-
ры рынка товаров и услуг, создания условий финансовой надежности
входящих в нее предприятий, обеспечения бесперебойного снабжения
населения товарами и услугами, повышения экономических выгод для
бюджета.
В условиях сохраняющейся нестабильности в экономике России,
особенно важным представляется совершенствование расчетной систе-
мы, расширение безналичных форм оплаты товаров и услуг. Вместе с
тем, препятствием перехода на такую систему является низкий уро-
вень доверия населения к коммерческим банкам (коммерческим банкам
доверяют лишь 2,8% москвичей, а Сбербанку, имеющему гарантии госу-
дарства - 48%). Поэтому одним из главных условий создания системы
является восстановление и укрепление доверия москвичей к банковс-
кой системе г. Москвы путем создания целостной системы государс-
твенных и коммерческих гарантий вкладов населения.
Реализация Проекта по созданию и внедрению в г. Москве систе-
мы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием плас-
тиковых карт планируется через специально разрабатываемое платеж-
ное приложение, помещаемое на многофункциональную "Карту москви-
ча". Реализация такого приложения позволит рассматривать "Карту
москвича" в качестве "Расчетной карты москвича". Проект преследует
цель внедрения безналичной формы оплаты товаров и услуг, усиления
степени регулирования потребительского рынка, повышения контроля
над процессами продажи товаров и услуг.
Основным идеологическим принципом построения системы должно
стать создание интереса у всех сторон, участвующих в проекте.
Окупаемость Проекта будет во многом зависеть от охвата безна-
личным расчетами не менее 20% объемов розничного товарооборота и
услуг г. Москвы. Способствовать этому должно доверие к Мэру и Пра-
вительству Москвы.
Программа реализации Проекта должна базироваться на оптималь-
ном сочетании пилотной стадии, т.е. апробации с привлечением
структур Правительства Москвы, научных и конструкторских учрежде-
ний, банков, предприятий торговли и услуг города, с подготовкой
необходимых нормативных документов и последующего перехода к ста-
диям опытного и промышленного внедрения.
Для достижения указанных целей и организации системы безна-
личных расчетов в г. Москве необходимо:
| создать единую Московскую платежную систему;
| оборудовать предприятия торговли, общественного питания и
услуг устройствами для приема пластиковых карт;
| обеспечить население Москвы пластиковыми картами и создать
систему стимулирования их использования для расчетов в торговле и
бытовом обслуживании.
В последующих разделах излагаются положения предлагаемой Кон-
цепции создания и внедрения в г. Москве системы безналичных расче-
тов за товары и услуги с использованием "Карты москвича".
Раздел 1. Основные положения концепции
1.1. В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 27 февраля
1998 года ј 188-РМ "О мерах по совершенствованию информацион-
но-расчетных технологий с использованием пластиковых карт" и на
основании поручения Правительства Москвы от 30 июня 1998 года Де-
партамент потребительского рынка и услуг совместно с ОАО "Московс-
кий комитет по науке и технологиям" разработал настоящую "Концеп-
цию создания и внедрения в г. Москве системы безналичных расчетов
за товары и услуги с использованием "Карты москвича" " (далее по
тексту - Концепция).
Разработка Концепции проводилась в рамках реализации "Мос-
ковской городской комплексной программы по внедрению в Москве пе-
редовых информационно-расчетных технологий на основе пластиковых
карт".
1.2. Проект создания и внедрения в г. Москве системы безна-
личных расчетов (СБР) за товары и услуги с использованием пласти-
ковых карт является подпроектом проекта "Карта москвича", а "Рас-
четная карта москвича" реализуется как приложение на многофункцио-
нальной "Карте москвича".
1.3. Реализация проекта создания и внедрения СБР направлена
на:
| решение социальных проблем города;
| поэтапное внедрение безналичной формы оплаты товаров и ус-
луг в повседневную жизнь горожан, снижение доли наличности в обо-
роте и упорядочение ее движения;
| усиление степени управляемости, расширение учета и контроля
в сфере потребительского рынка и услуг;
| повышение скорости, конфиденциальности и безопасности рас-
четов населения с предприятиями торгово-сервисной сети.
1.4. Результаты реализации проекта "Расчетная карта москвича"
являются собственностью города, а в роли их владельца выступает
уполномоченная администрацией города организация - Московский
эмиссионный центр (МЭЦ).
1.5. Создаваемая система безналичных расчетов за товары и ус-
луги с использованием "Карты москвича" должна строиться на следую-
щих принципах:
| обеспечение контроля и управления СБР со стороны админист-
рации города;
| экономическая
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 962-ПП |
Дата:
|
1998-12-15 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|