ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
4 февраля 1997 г. N 81-ПП
Об экономической ситуации на
потребительском рынке Москвы и мерах по
ее стабилизации
За период с 1991 года в Москве на потребительском рынке произошли
значительные преобразования. Сегодня в городе функционирует 18, 5 тыс.
стационарных предприятий торговли, общественного питания и бытовых
услуг, из них 23, 2 процента выкуплены юридическими и физическими
лицами в собственность, помещения остальных предприятий переданы в
долгосрочную аренду. С проведением коммерциализации и приватизации
предприятия получили полную правовую и хозяйственную
самостоятельность. Негосударственный сектор в этой сфере городского
хозяйства сегодня обеспечивает более 98 процентов объемов розничного
товарооборота и оказываемых населению бытовых услуг.
Новая практика экономических связей предприятий потребительского
рынка и услуг столицы с регионами России, странами ближнего и дальнего
зарубежья полностью заменила ранее существовавшую распределительную
систему. В короткое время прилавки магазинов были насыщены товарами,
появились новые виды бытовых услуг.
В наполнении рынка существенна роль предприятий малого и среднего
бизнеса, а также вещевых и мелкооптовых продовольственных рынков.
Экономическая свобода позволила предприятиям потребительского
рынка и услуг активизировать привлечение инвестиций и заемных средств,
направить значительные ассигнования на свое обновление, реконструкцию
и модернизацию. Без отвлечения бюджетных средств на эти цели за
последние два года вложено более 6 трлн. рублей, что позволило
существенно изменить внешний облик этих предприятий, реконструировать
и модернизировать 1407 объектов торговли, общественного питания и
бытового обслуживания, открыть около 2 тыс. новых предприятий. Сегодня
подавляющее число магазинов, ресторанов, столовых и кафе, ремонтных
мастерских, прачечных, химчисток, парикмахерских и других объектов по
технологии обслуживания, эстетическому состоянию, насыщению товарами
соответствует современному уровню организации торговли и услуг.
Положительную роль в снижении социальной напряженности в Москве
играет малый бизнес и индивидуальное частное предпринимательство. В
текущем году цены вещевых и продовольственных рынков сложились ниже
магазинных по продуктам питания до 10 - 20 процентов, а по
промышленным товарам - до 50 процентов. Уровень розничных цен в Москве
с 1993 года переместился с 11 на 25 место среди 89 регионов России.
Вместе с тем в торговом и бытовом обслуживании населения Москвы
имеются существенные недостатки, вызванные, прежде всего, неустойчивым
экономическим состоянием предприятий торговли, общественного питания и
бытового обслуживания.
Предприятия потребительского рынка ощущают постоянный недостаток
оборотных средств. За последние пять лет их доля в общем объеме
товарооборота в этой сфере из-за инфляционных процессов сократилась с
50 до 8 процентов. Растущие взаимные неплатежи за полученную на
реализацию продукцию, увеличивающиеся расходы по арендной плате,
коммунальным услугам, высокий уровень налоговых платежей, различные
дополнительные отчисления, налагаемые местными органами власти на
предприятия потребительского рынка и услуг, также отрицательно
сказываются на их финансово-хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что более чем 40 процентов
предприятий завершают текущий год с нулевым результатом или с
убытками. Уровень рентабельности в целом с 1993 года по обследуемому
кругу предприятий снизился в розничной торговле с 8, 3 до 0, 7
процента, в общественном питании - с 8, 6 до 1, 9 процента, в бытовом
обслуживании - с 24, 5 до 6, 0 процента.
Увеличивающиеся с каждым годом объемы продажи товаров и
предоставления услуг предприятиями потребительского рынка не
обеспечивают должных поступлений в городской бюджет налоговых и
неналоговых доходов.
В результате наметившегося спада инвестиционной активности в
районах массовой жилой застройки значительно отстает ввод
запроектированных объектов потребительского рынка и услуг. Из-за
нерешенных имущественно-правовых вопросов, возникших после
приватизации, отдельные предприятия не работают по 3-4 года. Не
предпринимается должных мер по обязательному сохранению профиля
объектов торговли и бытового обслуживания при сделках по недвижимости.
Все это существенно препятствует развитию новых экономических
отношений в сфере потребительского рынка и услуг, снижает уровень
организации торговли и бытового обслуживания, вызывает справедливые
нарекания жителей и гостей столицы.
В целях улучшения организации деятельности предприятий
потребительского рынка и услуг, укрепления их экономического
положения, стабилизации уровня цен на продовольственные и промышленные
товары Правительство Москвы постановляет:
1. Считать одной из приоритетных задач структурных подразделений
Правительства Москвы, префектур административных округов, предприятий
оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, общественного
питания создание экономических условий развития предпринимательских
коллективов и рычагов воздействия на организацию устойчивого и
максимального удовлетворения потребностей населения в товарах и
услугах, расширении ассортимента и улучшения их качества.
2. Утвердить представленный Департаментом потребительского рынка
и услуг План первоочередных мероприятий по стабилизации экономической
ситуации на потребительском рынке Москвы (приложение).
3. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов, руководителям предприятий розничной
торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо от
форм собственности и организационно-правовых форм обеспечить
выполнение мероприятий по оздоровлению экономики потребительского
рынка и услуг, обратив особое внимание на контроль за формированием
цен на товары и услуги, расширением их ассортимента, использованием
контрольно-кассовых машин, своевременностью расчетов с поставщиками,
платежей в бюджет.
4. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Московским городским комитетом по статистике и Управлением Мэра
ежегодно проводить выборочный анализ финансового состояния предприятий
потребительского рынка и услуг для представления Правительству Москвы
предложений по укреплению экономического потенциала города.
5. Департаменту потребительского рынка и услуг:
5.1. На основе мониторинга состава доходов и затрат в
предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания
совместно с департаментами финансов, экономической политики и
развития города, Управлением Мэра по итогам 1996 года подготовить
предложения в Правительство Российской Федерации по упрощению системы
налогообложения в сфере потребительского рынка и услуг.
5.2. Совместно с Московским таможенным управлением в срок до
15.02.97 внести в Правительство Российской Федерации предложения по
снижению ставок импортных таможенных пошлин на ввозимое
технологическое оборудование для реконструируемых и вновь вводимых
объектов потребительского рынка и услуг.
5.3. В течение первого полугодия 1997 года совместно с
департаментами науки и промышленной политики, продовольственных
ресурсов, Госторгинспекцией, Государственной инспекцией цен г.Москвы,
Московским таможенным управлением изучить формирование цен на
продовольственные и непродовольственные товары, поступающие
непосредственно от товаропроизводителей г.Москвы, оптовых поставщиков
и по импорту.
Внести предложения по совершенствованию системы товародвижения в
городе и ценообразования на потребительские товары и услуги.
5.4. Разработать с участием Департамента продовольственных
ресурсов, префектур административных округов, ОАО "Московские оптовые
продовольственные рынки" и утвердить в I квартале 1997 года Правила
организации торговли на малых (муниципальных) и продовольственных
рынках (мелкооптовых ярмарках) г.Москвы.
5.5. В целях предотвращения сокрытия доходов от налогообложения и
обеспечения поступлений в городской бюджет организовать выполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об
усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках,
ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных
для осуществления торговли".
5.6. Совместно с Москомимуществом в течение первого полугодия
1997 года решить все вопросы продажи или сдачи в аренду нежилых
помещений регионам России и СНГ, имеющих экономические связи с
Москвой, для открытия в городе объектов потребительского рынка и
услуг.
6. Поддержать предложение Департамента потребительского рынка и
услуг о проведении в Москве с 1 апреля 1997 года эксперимента по
созданию сети "народных" магазинов с привлечением в их оборотный
капитал средств граждан в соответствии с юридическими формами,
предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.4
ст.ст. 82 - 86, гл.42 ст.ст. 807 - 818 ).
7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Государственно - правовым управлением Мэрии в трехмесячный срок
подготовить проект положения об организации и деятельности "народных"
магазинов.
8. Московской лицензионной палате в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 15.08.95 N 699 "О совершенствовании системы
лицензирования деятельности на территории города Москвы"
активизировать работу по приостановлению действий и лишению лицензий
предприятий потребительского рынка и услуг за нарушение лицензионных
условий.
9. Префектам административных округов:
9.1. Привести в соответствие с распоряжением Мэра от 28.10.96
N 429/1-РМ " О введении нового Порядка подготовки предложений на
размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг в
г.Москве " размещение и специализацию объектов мелкорозничной торговли
и услуг при выдаче патентов.
9.2.Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг,
Комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве), контролирующими
органами города ввести в практику ежеквартальное представление на
городскую комиссию по приватизации Москомимущества списка предприятий,
нарушающих права потребителей, имеющих длительные неплатежи за товары
и услуги, не соблюдающих условия приватизации, для расторжения в
установленном порядке договоров приватизации, аренды недвижимости и
признания их несостоятельными, с публикацией списков в средствах
массовой информации.
10. Москомимуществу, Фонду имущества Москвы совместно с
префектами административных округов, Департаментом потребительского
рынка и услуг для сохранения инфраструктуры предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания предусмотреть в
договорах о сделках по недвижимости обязательное наличие условий о
сохранении профиля предприятия, рабочих мест, а также санкции за его
несвоевременный ввод в эксплуатацию.
11. В целях ускорения ввода новых объектов потребительского рынка
и услуг, обеспечения своевременной реконструкции и модернизации,
повышения эффективности их деятельности разрешить Москомимуществу,
Фонду имущества Москвы по предложению префектур производить продажу
недостроенных объектов по профилю с рассрочкой платежа до 6 месяцев
либо передавать в аренду с приоритетным правом выкупа и зачетом
вложенных инвестиций в установленном порядке.
12. Москомимуществу:
- разрешить устанавливать льготную арендную плату на период
освоения недостроенных объектов ( 3-5 лет) предприятиям торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
- разрешить взимать арендную плату с момента начала работы
объекта, но не более чем через 3 месяца после сдачи объекта в
эксплуатацию.
13. Департаменту потребительского рынка и услуг подготовить и
внести на рассмотрение Правительства Москвы:
- во II квартале 1997 года вопрос " О состоянии и мерах по
улучшению похоронного обслуживания в г.Москве";
- во втором полугодии 1997 года вопрос " О состоянии и мерах по
развитию бытового обслуживания".
14. Департаменту потребительского рынка и услуг в IY квартале
1997 года подготовить проект закона " О торговле в г.Москве " и
Программу основных направлений развития торговли, общественного
питания и бытового обслуживания в г.Москве до 2001 года.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы В.И.Малышкова.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Москвы от 4 февраля 1997 г. N 81-ПП
ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по стабилизации экономической ситуации
на потребительском рынке Москвы
____________________________________________________________________
Наименование Исполнители Сроки
мероприятий выполнения
____________________________________________________________________
Мероприятия организационного характера
1.Проведение экономического Департаменты потребительс- II
анализа и подготовка предло- кого рынка и услуг, экономи- квартал
жений в Правительство России ческой политики и развития 1997г.
по упрощению системы налого- города,финансов и продоволь-
обложения в сфере торговли, ственных ресурсов
общественного питания и
бытового обслуживания.
2.Подготовка предложений в Департамент потребительс- до 15.02.
Правительство РФ по снижению кого рынка и услуг, Москов- 1997г.
таможенных платежей на вво- ское таможенное управление,
зимое технологическое обо- Департамент продовольствен-
рудование для реконструиру- ных ресурсов
емых и вновь вводимых пред-
приятий.
3.Проведение заседания Кол- Департамент потребительс- Июль 1997г.
легии Департамента потреби- кого рынка и услуг Январь 1998г.
тельского рынка и услуг по
вопросам оздоровления эко-
номики.
4.Проведение выездных сове- Департамент потребительс- Ежеквар-
щаний и консультаций на кого рынка и услуг тально
предприятиях потребительс-
кого рынка и услуг с целью
оказания помощи в оздоров-
лении экономики.
5.Подготовка предложений по Департамент потребительс- По итогам
внесению изменений и дополне- кого рынка и услуг, Комитет I
ний в действующую нормативную по делам о несостоятельности квартала
базу по признанию частных (банкротстве)
предприятий банкротами.
6.Представление в городскую Департамент потребительско- Ежеквар-
комиссию при Москомимуществе го рынка и услуг,префектуры тально
списков злостных неплательщи- административных округов,
ков за коммунальные услуги, Комитет по делам о несостоя-
аренду помещений, земли, по- тельности (банкротстве)
ставщикам, а также нарушителей
прав потребителей для рассмо-
трения вопроса по расторжению
в установленном порядке дого-
воров приватизации, аренды не-
движимости и признания их не-
состоятельными.
7.Изучение эффективности Департамент потребительского II
работы предприятий потре- рынка и услуг,Москомимущество, квартал
бительского рынка и услуг префектуры 1997г.
через соблюдение ассорти-
мента товаров и товарообо-
рота на 1 кв.м площади.
8.Проведение бизнес-семина- Департамент потребительского Март
ра с участием заинтересован- рынка и услуг 1997г.
ных организаций и директо-
ров рынков по вопросам упра-
вления рынками, взаимной
ответственности администра-
ций рынков и арендаторов то-
рговых мест, правового стату-
са управляющих компаний и
фирм.
9.Проведение работы по раз- Департамент потребительского Ежене-
мещению в средствах массовой рынка и услуг дельно
информации материалов о дея- в тече-
тельности предприятий потре- ние
бительского рынка и услуг и года
разъяснению основных положе-
ний экономических условий
развития и воздействия на
удовлетворение потребностей
населения в товарах и услугах.
10.Организация исследования Департаменты потребительского II
структур и емкости потреби- рынка и услуг, поддержки и полу-
тельского рынка и услуг развития малого предпринима- годие
г.Москвы для составления тельства, продовольственных 1997г.
прогнозов развития обеспече- ресурсов и Общественно-эксперт-
ния жителей столицы объектами ный Совет по малому предприни-
торговли, общественного пи- мательству.
тания и бытового обслужива-
ния.
11.Проведение работы по даль- Департаменты потребительского IY
нейшему развитию конкуренции рынка и услуг, продовольствен- квартал
на потребительском рынке ных ресурсов и Территориальное 1997 г.
г. Москвы за счет совершенст- управление по г.Москве и Мос-
вования товароснабжения пред- ковской области ГКАП РФ (Анти-
приятий торговли и питания и монопольный Комитет).
формирования устойчивых тор-
говых систем на базе ныне
разрозненных предприятий
отраслей.
Мероприятия по обеспечению своевременности и полноты расчетов
1.Организация мониторинга Департамент потребительского Ежеквар-
платежеспособной активности рынка и услуг, префектуры тально
предприятий. административных округов
2.Контроль за обязательным Департамент потребительского Январь-
применением контрольно- рынка и услуг, префектуры декабрь
- кассовых машин при административных округов,
осуществлении денежных Мосгорторгинспекция, Государ-
расчетов с населением. ственная налоговая инспекция
по г. Москве
3.Проведение работ по внедре- Департамент потребительского Ежеквар-
нию штрихового кодирования рынка и услуг, префектуры ад- тально
товаров и систем, их считыва- министративных округов
ния с целью автоматизации
учета и реализации продукции
и услуг населения в предприя-
тиях потребительского рынка.
4.Отработка механизма перево- Департамент потребительского II
да ряда услуг, выполняемых рынка и услуг,Департамент полу-
предприятиями торговли, об- финансов,Департамент экономи- годие
щественного питания и быто- ческой политики и развития 1997г.
вого обслуживания и оплачи- города
ваемых из средств горбюджета,
в форму городского заказа.
Мероприятия по льготам
1.Подготовить обоснование Департамент потребительского I
по предоставлению льгот рынка и услуг квартал
Региональной межведомствен- 1997г.
ной комиссией по ценовой и
налоговой политике при
Правительстве Москвы на
водоснабжение и водоотведе-
ние для социально-значимых
предприятий бытового обслу-
живания (фабрики- прачечные,
фабрики- химчистки, химчистки-
прачечные, бани) на уровне 2-й
бюджетной группы потребителей
Мероприятия по организации и проведению экспериментов
1.Разработка и апробация Департамент потребительского II
предложений по упрощению сис- рынка и услуг, Управление Мэра полу-
темы налогообложения в сфере годие
потребительского рынка и услуг 1997г.
2.Организация работы "народных Департамент потребительского I
магазинов", доведение до насе- рынка и услуг полу-
ления через средства массовой годие
информации условий создания 1997г.
"народных магазинов"
3.Обобщить материал и подгото- Департамент потребительского Май
вить предложения в Правитель- рынка и услуг 1997г.
ство Москвы о результатах про-
веденного бизнес-семинара по
рынкам.