Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Здравоохранение
Культура
Муниципальное жилье
Образование
Социальное обеспечение
Спорт
Труд и заработная плата

Документы правительства Москвы >> >> Социальная защита


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


20 ноября 2001 г. N 1047-ПП 

О     городской     целевой    программе
"Модернизация   московского  образования
(Столичное образование-3)"              


     В соответствии  с  Законом Российской Федерации "Об образова-
нии"  от 10.07.92  N  3266-1 (в  редакции  Федеральных  законов от
13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ,от 20.07.2000 N 102-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-Ф3) и Законом города Москвы от 20.06.2001 N 25
"О развитии образования в городе Москве" , с целью определения об-
разовательной  политики  Правительства  Москвы  на 2002 -2004 гг.,
дальнейшей консолидации усилий всех заинтересованных лиц и органи-
заций в повышении роли образования как  ведущей  области  социаль-
но-культурной сферы Москвы  Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить городскую целевую программу  "Модернизация  мос-
ковского образования (Столичное образование-3)" (приложение).
     2. Определить государственным  заказчиком  городской  целевой
программы "Модернизация московского образования (Столичное образо-
вание-3)" Московский комитет образования.
     3. Департаменту  экономической  политики  и развития г.Москвы
включить программу "Модернизация московского образования  (Столич-
ное образование-3)" в перечень городских целевых программ,  подле-
жащих финансированию за счет средств бюджета города.
     4. Префектурам административных округов до 01.02.2002 принять
окружные  целевые  программы  модернизации  образования  на  2002-
2004 гг.
     5. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям
Правительства  Москвы  организовать  работу по реализации меропри-
ятий, предусмотренных  городской  целевой программой "Модернизация
московского образования  (Столичное  образование-3)"  и  настоящим
постановлением.
     6. Департаменту финансов г.Москвы по  предложению  Управления
бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы вы-
делить  дополнительно в 2002 году для Московского комитета образо-
вания  ассигнования  в  сумме  158 007 500 рублей в соответствии с
приложением к данному постановлению.
     Начиная с 2003 года предусматривать в бюджете для Московского
комитета  образования дополнительные ассигнования в соответствии с
технико-экономическим  обоснованием  городской  целевой  программы
"Модернизация московского образования (Столичное образование-3)".
     7. Московскому комитету образования до 20.01.2002 согласовать
с префектурами при  подготовке  программ  социально-экономического
развития административных округов вопрос по расходам из фондов фи-
нансовых ресурсов округов на  реализацию  программы  "Модернизация
московского образования (Столичное образование-3)".
     8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра  Москвы в Правительстве Москвы Шве-
цову Л.И.
     О ходе выполнения городской целевой  программы  "Модернизация
московского  образования (Столичное образование-3)" и об использо-
вании ресурсов, выделенных на ее реализацию, докладывать Мэру Мос-
квы ежегодно в IV квартале, начиная с 2002 года.





П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


Приложение  отредактировано  и  подготовлено  к  выпуску исполните-
лем (главный  специалист Московского комитета образования Новокре-
щенова Р.А.,тел. 366-97-11). Исполнитель отвечает за  соответствие
бумажной и  электронной копии.  Исполнитель приносит нужное кол-во
экз. на рассылку.
. 

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 20 ноября 2001 года N 1047-ПП
                                                                  

                                 
                                 


                                 

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                    Московский комитет образования
                                 
                                 
                                 

                   Городская целевая программа
              "Модернизация московского образования

                   (Столичное образование - 3)"
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 


                            Москва 2001
. 






                            ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                        Стр.

1.    Паспорт городской целевой программы               1
      "Модернизация московского образования
      (Столичное образование - 3)"


2.    Пояснительная записка  к городской целевой        7
      программе "Модернизация московского
      образования (Столичное образование - 3)"


3.    Технико-экономическое обоснование городской       46
      целевой программы "Модернизация московского
      образования (Столичное образование - 3)"


4.    Мероприятия городской целевой программы
      "Модернизация московского  образования
      (Столичное образование - 3)"

      Раздел I   Обеспечение государственных гарантий   53
                 доступности качественного
                 образования

      Раздел II  Создание условий для повышения         63
                 качества образования
                 
      Раздел     Создание условий для повышения         73
      III        качества профессионального
                 образования

      Раздел IV  Повышение эффективности кадрового      79
                 обеспечения
      
. 

      Раздел V   Модернизация экономических отношений   86
                 в столичном образовании

      Раздел VI  Повышение эффективности управления     92
                 образованием

      Раздел VII Нормативное правовое обеспечение       100
                 модернизации образования


5.    Расшифровка аббревиатур                         107

. 

                                 
                           П А С П О Р Т

                    городской целевой программы
               "Модернизация московского образования
                   (Столичное образование - 3)"
                                 

Наименование Программы    городская целевая программа
                          "Модернизация московского образования
                          (Столичное образование - 3)"

Основание для разработки  Распоряжение Мэра Москвы от 27.04.2001
Программы                 N 425-РМ "О плане основных мероприятий
                          по реализации задач, поставленных в Пос-
                          лании  Президента  Российской  Федерации
                          Федеральному Собранию Российской Федера-
                          ции"

Государственный заказчик  Московский комитет образования
Программы

Основные разработчики     Московский комитет  образования,
Программы                 Московский институт открытого
                          образования, Московский  городской педа-
                          гогический университет, Центр стратеги-
                          ческого  развития образования Российской
                          академии  образования, Государственный
                          университет - Высшая школа экономики

Цель Программы            Сформировать необходимые предпосылки,
                          условия и механизмы для постоянного
                          самообновления -  модернизации образова-
                          ния Москвы в направлениях расширения его
                          доступности,  повышения качества и роста
                          эффективности

Задачи Программы:      -  создать необходимые условия для
                          равного доступа москвичей к образованию;

                       -  сформировать   механизмы   повышения
                          качества московского образования;
                       -  повысить эффективность педагогической,
                          экономической и  управленческой деятель-
                          ности в системе московского образования;

                       -  сохранить и укрепить здоровье
                          обучающихся средствами образования;

                       -  сформировать и развить информационное
                          пространство и  информационные   ресурсы
                          московского образования,  обеспечивающих
                          взаимодействие между участниками образо-
                          вательного процесса,  окружающим общест-
                          вом;

                       -  создать  целостную  систему   оценки
                          качества деятельности   образовательного
                          учреждения;

                       -  привести  нормативную правовую  базу
                          и организационно-экономические механизмы
                          в соответствие с Законом  города  Москвы
                          "О развитии образования в городе Москве"

Сроки и этапы реализации  Базовый этап:  2002 г.
Программы                 Проектно-разработческая деятельность и
                          формирование основных нормативных
                          правовых документов
                          Основной   этап: 2002 - 2003 гг.
                          Переход на новую нормативно-правовую
                          базу и организационно-экономические
                          механизмы образования города Москвы.
                          Завершающий этап: 2004г.
                          Этап широкого развертывания программы.

Перечень разделов         Раздел I. Обеспечение  государственных
Программы                 гарантий доступности качественного
                          образования;

                          Раздел II. Создание условий  для
                          повышения качества образования;

                          Раздел III. Создание условий для
                          повышения качества  профессионального
                          образования;

                          Раздел IV. Повышение эффективности
                          кадрового обеспечения;

                          Раздел V. Модернизация экономических
                          отношений в столичном образовании;

                          Раздел VI. Повышение эффективности
                          управления образованием;

                          Раздел VII. Нормативное правовое
                          обеспечение модернизации образования.

Исполнители Программы     Органы исполнительной власти г.Москвы,
                          и органы местного самоуправления;
                          Московский комитет образования;
                          окружные управления образования;
                          государственны образовательные учреждения
                          различных типов и видов и негосударствен-
                          ные образовательные организации; институ-
                          ты и организации научной, социальной,
                          культурной сферы.

Объемы и источники               2002-2004 гг.
финансирования Программы
                                                   тыс.руб.

                          Всего                    934325,2

                          в том числе:

                          текущее бюджетное
                          финансирование           162724,4

                          дополнительные
                          бюджетные средства       724419,5

                          внебюджетные средства    47181,3

Ожидаемые конечные     -  рационализация сети, обеспечивающей
результаты реализации     равные возможности получения
Программы                 качественного образования для разных
                          категорий детей  в соответствии с
                          образовательными запросами москвичей;

                        - оказание медико-психолого-
                          педагогической помощи ребенку в  зависи-
                          мости  от  сложностей,  которые он будет
                          испытывать;

                        - достижение качественно но-
                          вого уровня в дифференциации и индивиду-
                          ализации  образовательного  процесса;

                        - возрастание  роли социально-гуманитарных
                          дисциплин,  русского и иностранного язы-
                          ков  в содержании общего образования;

                        - создание условий для базовой  подготовки
                          учащихся по основным направлениям комму-
                          никационных и информационных технологий;

                        - отработка  региональной  модели "Про-
                          фильная  старшая  школа";

                        - расширение возможностей  для самостоя-
                          тельной,  продуктивной  деятельности
                          обучающихся;

                        - изменение системы оценки учебных дости-
                          жений обучающихся;

                        - создание механизма систематического
                          обновления содержания образования всех
                          уровней и моделей общеобразовательных
                          учреждений;

                        - отработка регионального компонента
                          общего образования;

                        - подготовка учебно-методическая база
                          открытого образования;

                        - отработка подходов в реализации
                          здоровьесберегающих  технологий  в
                          образовательных учреждениях;

                        - создание межведомственной
                          системы дополнительного  образования;

                        - создание механизмов формирования граж-
                          данской ответственности, правового
                          самосознания,  толерантности и способ-
                          ности к социализации в  обществе;

                        - разработка прорывных  ("эталонных")
                          направлений в содержании профессиональ-
                          ного образования г.Москвы;

                        - структурно-содержательная
                          модернизация сети учреждений системы
                          профессионального образования;

                        - разработка механизмов соорганизации
                          ресурсов учреждений профессионального
                          образования и городской инфраструктуры;

                        - формирование учебно-производственных
                          структур, имеющих статус "социальных
                          производств";

                        - модернизация курсовой подготовки, раз-
                          работка механизмов интеграции с системой
                          общего образования;

                        - осуществление целенаправленного  заказа
                          на подготовку, переподготовку и повыше-
                          ние квалификации педагогических и
                          руководящих кадров;

                        - построение единой управленческой инфор-
                          мационной среды;

                        - отработка  механизмов мониторинговой
                          деятельности  образовательных учреждений
                          по доступности и качеству  образования;

                        - отработка моделей "горизонтального"
                          построения систем управления образовани-
                          ем: межмуниципальных образовательных ок-
                          ругов, университетских комплексов

Система организации       Московский комитет образования
контроля за исполнением   представляет в установленном порядке в
Программы                 Правительство Москвы отчеты о ходе
                          реализации Программы
                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      к городской целевой программе "Модернизация московского
             образования (Столичное образование - 3)"
                                 

     
     Образование сегодня становится главным общенациональным прио-
ритетом России. Об этом заявил Президент страны В.В.Путин на засе-
дании Государственного Совета  Российской  Федерации,  посвященном
образовательной политике.  Общая направленность и многие положения
доклада рабочей группы Госсовета "Образовательная политика  России
на современном этапе" созвучны с ценностями и практикой московско-
го образования.  Правительство Москвы неоднократно на деле доказы-
вало свое приоритетное отношение к образованию. Начиная с 1994 го-
да, в Москве реализуются межведомственные программы развития обра-
зования  "Столичное образование - 1 и 2",  городские целевые прог-
раммы: "Дети сироты", "Развитие индустрии детского питания", "Ода-
ренные дети",  "Профилактика безнадзорности и правонарушений несо-
вершеннолетних",  развития этнокультурного национального образова-
ния и др.  В настоящее время осуществляются:  масштабная программа
материально-технического обеспечения учреждений московского  обра-
зования, комплексные городские программы "Образование и здоровье",
"Москва на пути к культуре мира".
     В июне 2001 года вступил в силу Закон "О развитии образования
в городе Москве", который закрепляет высокий социальный статус об-
разования  и  педагога,  гарантирует  право  на бесплатное среднее
(полное) и начальное профессиональное образование всем  москвичам,
регулирует  правовые  и  экономические отношения в образовательной
сфере.
     В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение
образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани вы-
живания, в Москве, благодаря усилиям городских властей, удалось не
допустить стагнации столичного образования, сохранить его нормаль-
ное функционирование и,  более того, обеспечить его поступательное
развитие.
     Вместе с тем, московское образование, также как и российское,
все еще значительно отстает от возрастающих требований современной
жизни,   от   запросов  сверхдинамично  развивающегося  столичного
мегаполиса.
     Главные причины этого отставания:
     - крайнее несовершенство общефедеральных нормативных правовых
и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно
устаревшее его научно-методическое обеспечение,  особенно в ключе-
вой сфере - в содержании образования;
     - недостаточная сконцентрированность потенциала  самого  мос-
ковского образования на "прорывных" направлениях развития;
     - недостаточный для современных требований уровень профессио-
нализма  определенной части педагогических и управленческих кадров
московской системы образования.
     Таким образом, задачи комплексной и всесторонней модернизации
образования,  поставленные в докладе рабочей группы президиума Го-
сударственного  совета Российской Федерации приобретают для Москвы
особую актуальность. Их решение в условиях столицы имеет свою ярко
выраженную  специфику,  которая рельефно зафиксирована в Законе "О
развитии образования в городе Москве".  Но общий смысл, общее нап-
равление  модернизации  образования  остается единым - системные и
органичные изменения в образовании с целью приведения его в  соот-
ветствие с требованиями современной жизни, создание культуры и ме-
ханизмов постоянного обновления образования,  его целенаправленной
ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, об-
щества и государства, на запросы страны.
     Городская целевая программа "Модернизация московского образо-
вания (Столичное образование -3)" является:
     - системой  действий по реализации основных положений образо-
вательной политики России, принятой Госсоветом РФ;
     - системой  практических мер по выполнению "Закона о развитии
образования в городе Москве";
     - следующим шагом в развитии московского образования, логично
вытекающим из опыта реализации программ "Столичное образование - 1
и 2" и задач модернизации отечественного образования.
     В соответствии с приоритетами образовательной политики России
Программой определены три основных направления  модернизации  мос-
ковского образования - доступность, качество, эффективность.
     По  этим  направлениям  в  первой части пояснительной записки
проведен краткий анализ ситуации в московском образовании.


Во второй  части  записки формулируются цель и приоритетные задачи
модернизации образования.  И в третьей  части  раскрывается  смысл
предстоящих  действий  по основным направлениям модернизации.  При
этом направление "качество" разворачивается здесь в двух  плоскос-
тях  - создание условий для повышения качества общего и профессио-
нального образования;  направление "эффективность" рассматривается
в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управлен-
ческом.
     В этой же логике выстроена программа  конкретных  действий  и
планируемых  мероприятий по модернизации столичного образования (в
форме таблицы с указанием сроков,  исполнителей, источников и объ-
емов финансирования).
     Технико-экономическое обоснование программы  представлено  на
страницах 46-52

     Часть I

                          АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
                                 
     В стране  постепенно  нормализуется   социально-экономическая
жизнь,  укрепляется  государственность и международный статус Рос-
сии. Тенденции экономического роста и активного включения России в
динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конку-
рентоспособности на мировой арене,  роста культуры производства  и
потребления. Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества
и эффективности  образования  на  новый  уровень,  соответствующий
масштабу стоящих проблем. В то же время, сохраняется множество не-
гативных явлений и процессов,  препятствующих  выходу  российского
образования на уровень современных требований.
     Противоречия сегодняшнего российского общества особенно  ярко
проявляются  в Москве,  как в наиболее экономически мощном и дина-
мично  развивающемся  субъекте  Федерации.  Социальное  расслоение
превращается здесь в резкую поляризацию общества.  Полиэтничность,
мультикультурность и многоконфессиональность России наиболее  кон-
центрированно  представлена в столице.  Намного выше в Москве ско-
рость социально-экономических изменений,  не говоря  уже  о  ритме
жизни горожан. Все это порождает дополнительные социальные пробле-
мы,  которые должна учитывать в том числе  и  система  образования
Москвы.

     За последние несколько лет в результате  осуществления  прог-
рамм  "Столичное образование 1 и 2" московское образование из дос-
таточно изолированной ведомственной системы превратилось  в  сферу
межведомственного сотрудничества,  в инструмент сильной социальной
политики. Идея образования как механизма социального и культурного
развития является отличительной особенностью московского образова-
ния на рубеже веков и позволяет ему  играть  значительную  роль  в
гармонизации столичного социума,  в улучшении качества жизни моск-
вичей.
     Открытость для  партнерства,  новаторства  и индивидуализации
развития; вариативность учреждений, форм, методов и средств обуче-
ния;  личностно-ориентированная  направленность  (представленная в
совокупности 6 педагогических систем); нацеленность на гуманизацию
- главные специфичные черты сегодняшнего образования в Москве.
     Вместе с тем,  далеко не в полной мере обеспечивается доступ-
ность для всех москвичей качественного образования,  само качество
образования резко отстает от требований  времени,  что  во  многом
обусловлено  недостаточной  эффективностью кадрового обеспечения и
экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере
использованием ресурсов управления.
     Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов -  "дос-
тупность, качество, эффективность" позволит обоснованно и целенап-
равленно строить программу конкретных действий на перспективу. При
этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего
движения,  а проблемные зоны обозначают направления первоочередных
усилий при реализации программы модернизации московского образова-
ния.
   
     ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
                                 
     Достижения:

     - сделан  переход  от  стихийной вариативности  к  культурному
многообразию сферы образования Москвы;
     - здоровье детей стало приоритетным направлением "школы  здо-
ровья", ориентированные на поддержание здоровья и доступ к качест-
венному обучению для детей с хроническими заболеваниями;  разрабо-
таны  и  внедрены технические средства и методика мониторинга здо-
ровья детей,  обеспечивающие индивидуальную оптимизацию  педагоги-
ческих технологий и нагрузок;
     - созданы необходимые условия для образования детей,  нуждаю-
щихся в государственной защите,  для детей с проблемами в здоровье
и развитии;
     - созданы  условия для культурного самоопределения и обучения
в области национальных и этнических проблем;  в 68 образовательных
учреждениях  города  содержание  образования существенно учитывает
язык,  культуру и традиции различных народов,  обеспечена  возмож-
ность преподавания ряда предметов на национальном языке;
     - организована и развивается психологическая  служба  города,
которая является механизмом психологической поддержки обучающихся,
выявления социально-психологических проблем в школьных коллективах
и коррекционной работы;
     - cоздана развернутая система  и  инфраструктура  физического
воспитания детей и подростков.

     Основные проблемы:

     - усиливающееся социальное расслоение общества, сопровождает-
ся поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обес-
печенных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части ква-
лифицированных педагогов в другие сферы;
     - потеря  значительной частью молодежи социальных ориентиров,
рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений,  нег-
рамотности подростков, приход в молодежную среду наркотиков и дру-
гих вредных привычек;
     - отсутствие  полноценной  системы учета детей школьного воз-
раста и их образовательного пути,  рост социальной  безнадзорности
детей и подростков;
     - недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях  для
обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдени-
ем санитарно-гигиенических норм;
     - быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным зна-
нием русского языка;
     - недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных обра-
зовательных учреждений и форм оказываемых ими образовательных  ус-
луг;
     - сеть образовательных учреждений порой формируется стихийно,
не  всегда соответствует городской демографической структуре,  что
приводит к снижению эффективности образовательной деятельности,  к
диспропорции спроса и предложения образовательных услуг;
     - система дополнительного образования слабо связана с образо-
вательными учреждениями,  не обеспечивает в полной мере реализацию
запросов и интересов детей и подростков;
     - отсутствие государственных стандартов общего образования;

     При разрешении  названных  проблем нужно учитывать нарастание
следующих объективных тенденций:

     - контингент первых классов общеобразовательной школы в  бли-
жайшие годы будет разновозрастным, возрастет процент первоклассни-
ков с низким уровнем развития,  а также не владеющих русским  язы-
ком;
     - повышение образовательного  спроса  приведет  к  увеличению
сферы платных образовательных услуг;
     - расширение рынка квалифицированного труда и усиление конку-
ренции потребует существенно поднять уровень профессионального об-
разования;
     - нарастание разрыва между количеством детей,  требующих спе-
циального подхода и особых условий (в педагогическом и медико-пси-
хологическом плане), и  возможностью увеличения ресурсов (материаль-
ных,  организационных,  кадровых) для обеспечения этих  условий  в
системе образования.

                  ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

     Достижения:

     - преодолена  опасность потери качества образования в резуль-
тате стихийной вариативности при отсутствии государственного стан-
дарта;  обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и обра-
зовательных программ для различных категорий обучаемых;
     - отработана  модель  регионального базисного учебного плана,
который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать
повышенное  качество  образования по отдельным образовательным об-
ластям и  направлен на формирование информационной и коммуникатив-
ной компетентности учащихся;
     - создана система обеспечения учебниками образовательных  уч-
реждений  в  соответствии с их образовательными программами и пот-
ребностями;  cистема анализирует потребность всех  образовательных
учреждений  в учебниках,  планирует и реализует издание и доставку
учебников.
     - cоздана и развивается сеть городских экспериментальных пло-
щадок, школ-лабораторий, инновационных центров; апробированные но-
вые  элементы образовательного процесса переносятся в массовую об-
разовательную практику;
     - разработаны и апробируются четыре модели изучения иностран-
ных языков для общеобразовательных учреждений города,  разработаны
соответствующие учебно-методические комплекты;
     - сложилась система взаимодействия средней  и  высшей  школы;
более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме лицеев,
школ, спрофилированных на вуз, обеспечивающих образовательные пот-
ребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению;
     - последовательно идет информатизация образования;  все  мос-
ковские школы имеют возможность выхода в Интернет; в системе опор-
ных образовательных учреждений  отрабатываются  модели  применения
информационных технологий в различных дисциплинах, модели формиро-
вания информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие
"учащийся "учитель - администрация школы - родитель - органы влас-
ти -общественность";
     - создана  система  обеспечения материальных условий процесса
образования: учебного оборудования и средств информационных техно-
логий;
     - развернуто международное и межрегиональное сотрудничество в
области образования;  используется опыт передовых российских учеб-
ных заведений, зарубежной школы и педагогики.

     Основные проблемы:

     - содержание образования в значительной мере устарело, не со-
ответствует потребностям современного общества;  оно предельно пе-
регружено второстепенным информационным материалом и  не  несет  в
себе необходимого деятельностного,  развивающего начала, не позво-
ляет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения;
     - общеобразовательная  школа  не обеспечивает современное ка-
чество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе -  в  русс-
ком,  иностранном языках), в социально-экономической области и ин-
формационных технологиях; организация образовательного процесса, в
том числе занятия по физической культуре,  не всегда соответствуют
требованиям укрепления  здоровья  и  психологической  комфортности
учащихся;
     - система оценивания,  уклад  образовательных  учреждений  не
всегда соответствуют требованиям современной жизни, задачам подго-
товки школьников к включению в  социальную  реальность,  поддержке
личности учащегося, его индивидуальных достижений;
     - образование,  как и семья,  в недостаточной мере  реализует
воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической ре-
альности,  функцию психологической поддержки учащегося; cлабо фор-
мируется толерантность,  способность к осознанному выбору, в част-
ности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий,
сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам;  недостаточна
социальная активность учащихся;
     - педагоги  не всегда обеспечивают доступный уровень качества
преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходя-
щих в жизни и в образовании;
     - большинство школ не обеспечено необходимым учебным оборудо-
ванием,  информационными ресурсами,  не всегда удовлетворяют сани-
тарно-гигиеническим нормативам;  фонды школьных библиотек недоста-
точно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются;
     - в материальном и кадровом отношении образовательные  учреж-
дения не готовы к реализации модели открытого образования, к широ-
кому использованию информационных и коммуникационных технологий  в
учебном  процессе;  не  создана  инфраструктура информатизации,  в
частности, разработки электронных цифровых учебных изданий;
     - не решены многие проблемы, связанные с переходом между сту-
пенями обучения,  в том числе - при переходе от среднего образова-
ния к высшему;
     - не налажено должное взаимодействие общего среднего  и  про-
фессионального (начального и среднего) образования;
     - содержание  профессионального  образования  в  значительной
степени не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспе-
чения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
     - недостаточен  уровень  работы  с одаренными детьми,  они не
обеспечены необходимой педагогической и  психологической  поддерж-
кой, информационной средой и учебным оборудованием;
     - не осуществляется комплексный мониторинг качества образова-
ния;  нуждается в совершенствовании система лицензирования, аттес-
тации и аккредитации образовательных учреждений;
     При реализации  программы обновления содержания образования и
повышения его качества необходимо учитывать, что в современных ус-
ловиях:
     - большинство знаний,  умений и навыков в  быстро  меняющемся
мире устаревают уже в момент их освоения;
     - образование,  чтобы не  отставать,  должно  соответствовать
перспективным общественным потребностям;
     - традиционное, предметно организованное содержание образова-
ния находится в глубинном противоречии с многообразными и разно-
направленными требованиями современной жизни, с запросами совре-
менного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникацион-
но компетентных и творчески мыслящих специалистов;
     - растущая  социальная и профессиональная мобильность требуют
от специалистов способности к быстрой и эффективной переквалифика-
ции;
     - рост влияния СМИ и потока неконтролируемой информации  ста-
вит перед системой образования совершенно новые задачи и проблемы,
особенно в деятельности по формированию у подрастающего  поколения
идеалов и принципов, морально-нравственных критериев жизни и моде-
лей достойного поведения.

   ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ И
                            УПРАВЛЕНИЯ

     Достижения:

     - отработаны  и законодательно закреплены социальные гарантии
и льготы работников образования;
     - лучшие учителя получают существенную материальную поддержку
в форме грантов Правительства Москвы;
     - сохранена и развивается структура методической службы в го-
роде;
     - сформирована общегородская система повышения квалификации и
переподготовки кадров;
     - создана  система лицензирования,  аттестации и аккредитации
образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
     - разработана и апробирована методика расчета нормативов пот-
ребности в финансовых средствах на обучающегося в разных  типах  и
видах образовательных учреждений;
     - ведется текущий анализ (мониторинг) качества и  результатов
образования,  состояния учебного оборудования и средств информаци-
онных технологий, здоровья учащихся;
     - осуществлен  переход на программно-целевое управление обра-
зованием города;  сфера образования объединила представителей всех
ведомств  социальной  сферы  с  целью построения единых технологий
развития и социализации детей,  обеспечения и сохранения  их  здо-
ровья,  создания безопасного пространства жизнедеятельности ребен-
ка.

     Основные проблемы:

     - недостаточный уровень оплаты труда в  системе  образования,
продолжающееся падение престижа профессии педагога,  сохраняющийся
дефицит и старение педагогических кадров;
     - недостаточный профессиональный уровень работников образова-
ния,  особенно в дошкольных учреждениях и в начальной  школе,  где
значительная часть педагогов не имеет высшего образования;
     - низкий уровень готовности учителей к осуществлению  необхо-
димых изменений в области содержания образования,  образовательных
технологий,  индивидуализации процесса обучения,  решения воспита-
тельных задач;
     - недостаточный уровень профессиональной управленческой  под-
готовки в системе образования,  прежде всего в экономической, юри-
дической, психологической, коммуникативной областях;
     - недостаточная эффективность деятельности методических служб
в решении проблем обновления образования,  их слабая технологичес-
кая оснащенность, крайне невысокий уровень использования современ-
ных информационных и коммуникационных технологий;
     - несформированность  общегородской  открытой системы высшего
педагогического образования,  отсутствие концептуальной основы  ее
деятельности, должной связи со школой, устаревшее содержание педа-
гогического образования;
     - отсутствие статуса юридического лица и хозяйственной самос-
тоятельности у значительной части образовательных учреждений;  не-
подготовленность  большинства  их  руководителей к ведению хозяйс-
твенной деятельности и профессиональному менеджменту в новых усло-
виях;
     - несформированность единой информационной сети в системе уп-
равления  образованием;  отсутствие необходимых консультационных и
справочно-информационных структур для работников образования и на-
селения города.

     При решении отмеченных проблем необходимо иметь  ввиду, что:

     - достижение  нового качества образования возможно только при
"новом качестве" педагога;
     - повышение  эффективности системы образования,  перевод ее в
режим постоянного обновления и развития требует принципиально  но-
вой культуры и технологии управления.

     ЧАСТЬ II
 ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Чтобы приобрести  способность  максимально  точно и адекватно
отвечать и соответствовать требованиям современности система обра-
зования Москвы должна сделать следующий шаг в своем поступательном
движении.  Концептуальные основания, заложенные в программах "Сто-
личное  образование  - 1" и "Столичное образование - 2",  являются
отправной точкой для проектирования  городской  целевой  программы
"Модернизация  московского  образования  (Столичное  образование -
3)". Вместе с тем,  требования, предъявляемые к современному обра-
зованию, делают необходимым дальнейшее развитие этих оснований:
     - оставаясь сферой межведомственного взаимодействия,  образо-
вание  должно  стать одним из лидеров общего процесса формирования
комфортной для проживания культурной среды (обеспечивая ее  разви-
вающие  и воспитывающие функции),  в которой на основе социального
партнерства всех субъектов образовательной политики будут  созданы
условия  для  жизни  в столице на уровне,  соответствующем мировым
стандартам;
     - сохраняя свою роль инструмента социальной политики, образо-
ванию необходимо постепенно становиться системной социальной и од-
новременно экономической отраслью, обеспечивающей полноценную жиз-
недеятельность столицы.
     Таким образом,  модернизация московского образования - это не
внутриотраслевая, а общесистемная задача столичного социума, реша-
емая совместными усилиями всех структур городской власти совместно
с общественностью столицы.  Только объединение  всех  этих  усилий
позволит  вывести московское образование на качественно новый уро-
вень,  обеспечить его необходимую доступность,  высокое качество и
эффективность.
     Цель модернизации московского образования - приведение его  в
соответствие  с современными требованиями динамично развивающегося
столичного мегаполиса,  создание механизмов  устойчивого  развития
образования,  системы его постоянного обновления с учетом социаль-
ных и экономических потребностей города,  запросов  личности,  об-
щества и государства.
     Достижение обозначенной цели будет осуществляться за счет ин-
тенсивного включения в действие двух основных факторов:
     1. Максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образо-
вания; оптимизации его содержания, структуры, организационных форм
и технологий, экономических и управленческих механизмов; использо-
вания разнообразных форм стимулирования обновления образования.
     2. Более активного привлечения внешних ресурсов  (финансовых,
материально-технических,  организационных,  информационных, кадро-
вых, интеллектуальных и др.), развертывания системы широкого соци-
ального партнерства в сфере образования (с использованием СМИ, те-
лекоммуникационных сетей,  Интернета, потенциала общественных объ-
единений и организаций).
     Для реализации указанной цели модернизации московского  обра-
зования необходимо решение прежде всего следующих основных задач:
     1. Обеспечение государственных гарантий доступности и  обяза-
тельности качественного образования.
     2.Создание условий для повышения качества общего образования.
     3.Создание условий  для  повышения качества профессионального
образования.
     4.Повышение эффективности кадрового обеспечения образования.
     5.Модернизация организационно-экономических механизмов систе-
мы образования.
     6.Повышение эффективности управления образованием.
     7.Нормативное правовое обеспечение модернизации образования.
     В названном ряду основных задач,  определяющих  магистральные
направления модернизации московского образования,  первостепенной,
ключевой задачей является кардинальное обновление содержания обра-
зования, в первую очередь - общего и педагогического образования.
     Содержание образования - это фундамент  всей  образовательной
деятельности и одновременно главная цель и главный итог всех серь-
езных предпринимавшихся или предпринимаемых изменений и  реформ  в
системе образования. Модернизация образования - это прежде всего и
более всего модернизация содержания образования.  Все остальное  в
конечном итоге - только изменения в инфраструктуре образования.
     В настоящее время задача кардинальной модернизации  школьного
и  педагогического  образования  приобретает  особую актуальность.
Школьное образование существенно устарело,  предельно перегружено,
резко отстает от потребностей современной жизни.  Это, по сути, не
только парализует развитие школы, но и заведомо закладывает отста-
вание  страны,  оказывая  при этом серьезное негативное влияние на
здоровье детей и молодежи. (Последний системный пересмотр содержа-
ния  школьного  образования был проведен в середине 1960-х годов).
Педагогическое же образование в его существующем виде, в свою оче-
редь, также является фактором торможения развития школы. Педагоги-
ческие учебные заведения фактически продолжают готовить вчерашнего
учителя для школы сегодняшнего и завтрашнего дня.
     В этой связи ведущим приоритетом городской целевой  программы
"Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)"
является кардинальное обновление содержания общего среднего и  пе-
дагогического образования,  создание "Московского стандарта общего
среднего образования" и "Московского стандарта педагогического об-
разования"  - как модельных образцов для проведения общероссийских
разработок в этой самой запущенной,  самой трудной и самой ответс-
твенной сфере образования.
     В целом городская целевая программа "Модернизация московского
образования (Столичное образование - 3)" нацелена не только на об-
новления образовательной системы столицы,  но и на выработку моде-
лей  решения общероссийских образовательных проблем,  затрудняющих
дальнейшее качественное развитие отечественного образования.

     Часть III
                 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
                      МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     1. Обеспечение государственных гарантий доступности
        качественного образования

     Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в
получении качественного образования,  задача "качественное образо-
вание  -  каждому московскому ребенку" становится сегодня одной из
важнейших и наиболее актуальных.
     Решение данной задачи предполагает,  во-первых,  выравнивание
социальных  возможностей  и  условий  для  получения  качественного
образования всеми  детьми (в частности за счет адресной социальной
помощи детям из малоимущих семей),  а, во-вторых, выравнивание об-
разовательных возможностей и условий.
     Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень ка-
чества не только деятельности отдельных, продвинутых образователь-
ных учреждений,  но всей массовой московской школы и,  кроме того,
таких  структурных  изменений в самой сети,  в системе московского
образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перс-
пективным  образовательным  потребностям  столицы  и ее населения,
специфическим образовательным запросам разных категорий московских
детей.
     В этой связи на этапе  модернизации  московского  образования
наиболее  актуальными становятся следующие направления деятельнос-
ти:
     1) Обеспечение социальных и педагогических условий равного
                     образовательного старта:

     - разработка и введение системы московских минимальных  соци-
альных  нормативов в области образования,  в том числе в соответс-
твии с принятыми Правительством г.  Москвы  программами  "Развитие
материально-технической базы системы образования г. Москвы" и "Ос-
нащение образовательных учреждений учебным  оборудованием,  компь-
ютерной техникой и программным обеспечением";
     - создание на основе  современных  информационных  технологий
системы  учета  детей дошкольного и школьного возраста,  посещения
ими соответствующих образовательных учреждений и реализации  прин-
ципа доступности среднего (полного) общего образования.  Включение
системы образования в  программу  Правительства  Москвы  "Карточка
москвича";
     - создание базы данных о детях,  нуждающихся в социальной по-
мощи и медико-психолого-педагогической поддержке,  и отработка ме-
ханизмов оказания такой помощи и поддержки;
     - проведение  детального  изучения причин всех случаев отсева
обучающихся (в том числе,  при аттестации образовательных учрежде-
ний);
     - введение технологии педагогической опеки как средства соци-
ально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второ-
годничества;
     - психолого-педагогическое  и  методическое оснащение системы
экстерната и семейного образования;
     - оптимизация  содержания и технологий проведения совмещенных
экзаменов "школа-вуз";
     - создание  и обеспечение деятельности справочно-информацион-
ной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся
и их родителям;
     - разработка и создание разноуровневой системы  родительского
всеобуча с использованием информационных ресурсов кабельного теле-
видения и ТВЦ.

     2) Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность
                    качественного образования:

     - анализ  социально-демографических тенденций в столичном со-
циуме, образовательных запросов населения, перспективных направле-
ний развития образования и проектирование на этой основе оптималь-
ной образовательной среды муниципального района и административно-
го округа;
     - рационализация сети государственных образовательных  учреж-
дений в соответствии с образовательными потребностями города;
     - отработка моделей "горизонтального построения" школ: форми-
рование  самостоятельных  начальных школ,  профильных школ старшей
ступени и т.д.;
     - переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и
их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как обуче-
ние детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей,
контингента детей,  оканчивающих 9-е классы специальных  школ  для
детей  с  отклонениями  в развитии,  восстановление функциональной
грамотности взрослого населения и т.д.

              3) Оптимизация дошкольного образования:
                                 
     - развитие новых форм дошкольного образования для детей  с  2
месяцев  до  6  лет,  в том числе путем создания вариативных групп
кратковременного пребывания;  введение разных режимов работы  дош-
кольных  образовательных учреждений в соответствии с запросами ро-
дителей;
     - создание специализированных центров развивающих игр (библи-
отека игрушек,  лекотека) для расширения возможностей развития ре-
бенка;
     - создание условий для максимального охвата дошкольным воспи-
танием детей в возрасте 5 лет и проведение ранней диагностики раз-
вития ребенка;
     - отработка  нормативной  правовой базы введения долевого фи-
нансирования дошкольного воспитания и содержания детей;
     - создание  системы психологической помощи детям раннего воз-
раста.
                                 
       4) Сохранение и укрепление здоровья и психологическая
                      поддержка обучающихся:
                                 
     - разработка  регионального проекта санитарно-гигиенических и
строительных норм, в том числе, связанных с использованием средств
информационных и коммуникационных технологий;
     - разработка программ сбережения здоровья обучающихся, норма-
тивной базы и механизмов реализации этих программ;
     - оптимизация учебного процесса с целью преодоления  негатив-
ных  факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (пе-
регруженность учебных программ, несовершенство педагогических тех-
нологий, режим работы школы, организация питания и т.д.);
     - создание на базе образовательных  учреждений  центров,  со-
действующих укреплению здоровья обучающихся;
     - разработка нормативной правовой и учебно-дидактической  ба-
зы,  обеспечивающей деятельность "школ здоровья" (для детей с хро-
ническими заболеваниями);
     - разработка базового комплекта психологических методик оцен-
ки психологического развития детей;
     - создание городской службы консультативной и экстренной пси-
хологической помощи детям и их родителям.

     5) Обеспечение образовательных запросов особых категорий  де-
        тей:

     - разработка  и  реализация  системы социально-педагогической
поддержки одаренных детей -  победителей  московских,  российских,
международных  олимпиад  и  др.  (грантовая  поддержка,  выделение
компьютеров, система стажировок, тренировочных сборов и т.д.);
     - подготовка методических рекомендаций по структурной органи-
зации и оптимизации учебно-воспитательного процесса  общеобразова-
тельных учреждений для больных детей и детей-инвалидов;
     - разработка и внедрение новых учебных планов,  учебных прог-
рамм,  интегративных курсов, педагогических технологий для индиви-
дуальных,  групповых и классно-урочных форм обучения больных детей
и детей-инвалидов в общеобразовательных школах;
     - создание центров дистанционного образования для детей-инва-
лидов  и детей,  не охваченных систематическим педагогическим воз-
действием;
     - разработка  нормативных правовых документов по патронатному
воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей;
     - отработка  на базе детских домов города модели структурного
подразделения органа опеки и попечительства по патронату;
     - создание межрайонных центров по социальной реабилитации де-
тей и подростков и профилактике безнадзорности;
     - создание  в каждом административном округе условий для обу-
чения детей и подростков с девиантным поведением,  в том числе пу-

тем открытия специальной общеобразовательной школы (открытого типа);
cтроительство городской  специальной   общеобразовательной   школы
(закрытого типа) для детей и подростков, совершивших преступления;
     - создание условий для изучения русского языка  по  программе
"Русский язык как иностранный" в общеобразовательных учреждениях с
контингентом обучающихся, не владеющих или плохо владеющих русским
языком.

     2. Создание условий для повышения качества общего образования
                                 
     За предшествующие годы в городе накоплен значительный ресурс,
позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения  качества
общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося
противоречия между состоянием и результатами образовательного про-
цесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными
запросами и потребностями населения, с другой.
     Наличие опытных  и  квалифицированных  педагогических кадров,
созданные научные заделы, успешно действующие модели образователь-
ных учреждений  и  модели новых организационно-экономических меха-
низмов,  апробированные методики оценки качества образования - все
это  позволяет  ставить  задачу "каждому ребенку - полноценное ка-
чественное образование в соответствии с его индивидуальными запро-
сами и возможностями".

     Решение данной задачи предполагает:

     - обновление  нормативной базы в области содержания образова-
ния,  ориентирующей образовательные учреждения на достижение новых
результатов обучения;
     - кардинальное обновление содержания общего образования, раз-
работку нового поколения учебной литературы, в том числе, в элект-
ронной цифровой форме;
     - повышение эффективности и  усиление  активно-деятельностных
форм организации учебного процесса, значительное увеличение объема
двигательной нагрузки (спорт,  физическая  культура,  пластические
искусства и др.);
     - качественное обновление организационных форм,  технологий и
методической  поддержки образовательного процесса,  устранение пе-
регрузки содержания  образования,  оптимизации  учебной  нагрузки,
развитие деятельностных подходов,  использование здоровьесберегаю-
щих технологий;
     - повышение роли воспитания в образовательном процессе, в со-
циализации детей, в активном включении их в социальную практику, в
общественно  значимую деятельность (через реализацию программ "Мой
школьный и детсадовский двор",  "Мой дом - мой подъезд", "Экологи-
ческий мониторинг" и других);
     - создание условий для  личностного  развития  ребенка  через
систему дополнительного образования;
     - совершенствование  институциональных  механизмов  повышения
качества общего образования, запуск механизмов непрерывного обнов-
ления содержания и повышения качества образования.
     В соответствии с этим выделяются ведущие направления модерни-
зации качества общего образования.
   
          1)   Обновление содержания общего образования:

     - разработка базового уровня требований и ожидаемых  конечных
результатов для всех ступеней общего образования,  с учетом специ-
фики московского образования;
     - разработка  базового содержания (обязательного минимума со-
держания) общего образования, исходя из ожидаемых конечных резуль-
татов,  предусматривающих качественное обновление и ликвидацию пе-
регрузки учебного процесса;  проведение конкурса учебных  программ
по различным образовательным областям и учебным предметам;
     - проведение экспериментальной проверки  и  апробации  разных
подходов  (компетентностный,  деятельностный,  культурологический,
рефлексивно-творческий и др.) к формированию нового содержания об-
разования;
     - формирование системы экспертизы и отбора учебников, учебных
пособий, учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным
требованиям, ожидаемым результатам и специфике московского образо-
вания;
     - организация работы образовательных учреждений в широкомасш-
табном  эксперименте  по  обновлению структуры и содержания общего
образования;
     - разработка  регионального  компонента общего образования на
основе компетентностной модели: информационно-коммуникативная ком-
петентность,  социально-экономическая компетентность и др.;
     - формирование нового содержания общего образования  и  новых
моделей учебной деятельности, использующих информационные и комму-
никационные технологии, моделей формирования и применения информа-
ционно-коммуникативной  компетенции учащихся в учебной деятельнос-
ти,  учитывающих вариативность и индивидуализацию общего образова-
ния;
     - совершенствование содержания  и  педагогических  технологий
изучения  иностранных языков,  форм проведения итоговой аттестации
по иностранным языкам, с учетом современных приоритетов российско-
го образования и региональной специфики;
     - разработка программно-методического комплекта по  использо-
ванию культурно-исторического наследия Москвы;
     - разработка программно-методического комплекта, обеспечиваю-
щего  увеличение  занятий физической культурой,  расширение двига-
тельной активности,  в том числе на  других  занятиях;  реализация
программы профилактических мероприятий, а также дифференцированно-
го подхода к физическому воспитанию обучающихся  и  воспитанников,
отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам;
     - разработка и внедрение  программно-методического  комплекта
по  смягчению проблем перехода между различными ступенями обучения
в системе непрерывного образования (дошкольное образование  -  на-
чальная школа, начальная - основная школа, основная - старшая шко-
ла, общее и профессиональное образование);
     - формирование  инновационных сетей для апробации результатов
экспериментальной деятельности как одного из механизмов  непрерыв-
ного обновления содержания и повышения качества образования;  раз-
работка моделей и механизмов переноса результатов, прошедших апро-
бацию, в массовую практику.
   
        2)   Обновление организационных форм, технологий и
   институциональных механизмов повышения качества образования:

     - отработка модели старшей профильной школы;
     - разработка новых моделей структуры различных ступеней обще-
го среднего образования (в том числе  с  существенным  увеличением
продолжительности начального образования);
     - создание учебно-научных объединений высших учебных  заведе-
ний и общеобразовательных школ;
     - расширение форм профессионального взаимодействия  государс-
твенного и негосударственного секторов образования; выработка еди-
ных требований к качеству образования;
     - создание системы мониторинга (четыре раза в год):  психоло-
гический, здоровья, социологический, оценки качества образования;
     - разработка и внедрение организационно-методического и прог-
раммно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в  об-
разовательном процессе,  включая добровольный мониторинг и самомо-
ниторинг здоровья,  оптимизацию нагрузки учащихся,  культуру  здо-
ровья и сознательного выбора; расширение сети школ здоровья и школ
культуры здоровья;
     - развитие форм открытого образования на всех уровнях с прив-
лечением ресурсов Интернет и учебного телевидения; обеспечение ре-
сурсами Интернет образовательных учреждений города.
     - разработка и реализация проекта "Школьная библиотека и  ме-
диатека",  предусматривающего расширение фондов и возможностей для
работы учащихся и учителей;
     - разработка  и  реализация новых форм взаимодействия системы
общего образования,  дополнительного образования и  вузов,  в  том
числе московского проекта "Молодой исследователь",  проекта "Науч-
ная школа - школе", проекта "Музей занимательной техники" и др.;
     - развитие международных связей Комитета образования,  окруж-
ных управлений и образовательных учреждений города как эффективно-
го  средства получения информации о зарубежном опыте в сфере обра-
зования, его уровне, современных технологиях;
     - разработка новых форм уклада школы, систем оценивания и ат-
тестации (в том числе - безотметочных, накопительных), организации
учебного процесса (в том числе - без домашних упражнений) и др.;
     - разработка инструментария автора, методиста и учителя, поз-
воляющего  формировать  цифровые  электронные  учебно-методические
комплексы (электронные учебные пособия и т. д.);
     - разработка и внедрение единой информационной среды, обеспе-
чивающей   взаимодействие   "учащийся-учитель-родитель-администра-
ция-общественность-власть" в московском образовании;
     - разработка и внедрение системы, обеспечивающей доступ к ка-
чественным информационным ресурсам московского образования (инфор-
мационный портал московского образования в Интернете);
     - разработка  и внедрение системы открытых заданий по матема-
тике для итоговой аттестации обучающихся;
     - использование потенциала города (музеи,  театры, промышлен-
ные предприятия, учреждения и др.) в целях разработки и реализации
новых форм образования.

   3)   Повышение роли воспитания в образовательном процессе и в
  решении проблем социализации детей. Дополнительное образование:

     - реализация программ,  предусматривающих активное  включение
обучающихся  и воспитанников в социальную практику,  в общественно
значимую,  в том числе обслуживающую деятельность ("Мой школьный и
детсадовский двор",  "Мой дом - мой подъезд", "Экологический мони-
торинг" и др.);
     - проведение  ежегодного открытого конкурса "Программы воспи-
тания" (Панорама воспитательных систем);
     - отработка моделей и механизмов взаимодействия системы обра-
зования и образовательных учреждений с детскими общественными  ор-
ганизациями;
     - создание на межведомственной основе открытой системы допол-
нительного образования,  обеспечивающей удовлетворение разнообраз-
ных образовательных интересов и потребностей детей и молодежи;
     - создание на основе различных форм дополнительного образова-
ния (кружки, соревнования, конференции, выставки) целостной систе-
мы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышен-
ную  мотивацию к учению;  организация плодотворного взаимодействия
этой системы с системой общего образования;
     - обеспечение доступности занятий спортом независимо от мате-
риального положения семьи;
     - проведение ежегодного  смотра-конкурса  проектов  образова-
тельных учреждений - участников движения "Москва на пути к культу-
ре мира";
     - оптимизация  деятельности  и расширение сети поликультурных
центров для детей разных этнических групп на базе  учреждений  до-
полнительного образования;
     - экспериментальная апробация различных  форм  рационализации
досуговой деятельности и каникулярного времени учащихся;  формиро-
вание индустрии досуга в интересах личности ребенка;
     - разработка и реализация комплекса мер, направленных на фор-
мирование здорового образа жизни,  на воспитание осознанного стой-
кого  отрицательного  отношения к наркотикам и другим вредным при-
вычкам.

     3.  Создание  условий  для  повышения  качества
         профессионального образования


     Стратегическая линия развития  московского  профессионального
образования,  принятая  постановлением  Правительства  Москвы   от
06.05.1997 г.,N 318 "О состоянии и развитии профессионального  об-
разования в Москве" включала в себя  следующие базовые  основания:
непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункци-
ональность деятельности  учреждений, оперативное взаимодействие  с
инфраструктурой города и рынком труда.
     Данные принципы подтвердили свою конструктивность.  Их  акту-
альность  в  современной  ситуации зафиксирована в докладе рабочей
группы Государственного Совета Российской Федерации "Образователь-
ная политика России на современном этапе".
     В рамках  реализации вышеуказанного  постановления Правитель-
ства Москвы московская система профессионального образования  была
существенно перестроена. Обновлен  перечень профессий,  по которым
ведется профессиональная подготовка. Реализована программа возрож-
дения ремесленных производств. Отработаны механизмы межведомствен-
ного  взаимодействия с  реформируемым  в настоящее время Комитетом
труда  и  занятости  Правительства Москвы в части организации сов-
местных  детско-взрослых  производств, системы трудоустройства вы-
пускников. Частично  обновлена материально-техническая база учреж-
дений. Сформирована  система профессионального  образования с раз-
личным спектром разноуровневых программ: от допрофессиональной по-
дготовки до высшего  образования,  в которую входят  25 учреждений
профессиональной  ориентации, 154 учреждения начального профессио-
нального образования, 44 - среднего профессионального образования,
4 - высшего образования, всего - 227 учреждений.
     Вместе с тем,  анализ опыта реформирования системы профессио-
нального образования и новые стоящие перед ней задачи , дают осно-
вания для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее
развития. В качестве основного фактора обновления профессионально-
го  образования сегодня выступают запросы развития экономики и со-
циальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессиональ-
ного  образования  остается недостаточно сориентированной на рынок
труда, на перспективные потребности его развития, что подчас дела-
ет  ее  неконкурентоспособной.  Нет отраслевой скоординированности
взаимодействия  учреждений  профессионального  образования  одного
профиля как внутри системы,  так и с работодателями.  Недостаточно
обеспечена мобильность программ подготовки, обеспечивающих разноу-
ровневые запросы и возможности учащихся.
     В этой связи становится необходимым решение двух главных  за-
дач:
     - структурно-содержательная модернизация  системы  профессио-
нального  образования  в  направлении  опережающего удовлетворения
потребностей рынка труда Московского региона;
     - превращение системы профессионального образования в равноп-
равную,  самостоятельную,  востребованную на рынке труда и  произ-
водства экономическую сферу,  эффективно взаимодействующую со всей
городской инфраструктурой.
     Модернизация московской системы профессионального образования
и решение названных задач предполагает приоритетную работу по сле-
дующим основным направлениям:
     1) Разработка механизма  опережающего  обновления  содержания
профессионального образов
Заголовок: Постановление ПравительстваN 1047-ПП
Дата: 2001-11-20
Позиционируется в разделах: Социальная защита >> Образование
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание