Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Городское хозяйство >> Инженерное обеспечение

 
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  
  
                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  
  
23 июня 1998 г. N 498-ПП 

Об  утверждении  Временных норм и правил
проектирования  планировки  и  застройки
Москвы МГСН 1.01-98, часть 2            

     В  целях повышения качества проектных работ, реализующих основные
направления   градостроительного   развития   Москвы   до  2010  г.  и
дальнейшего     совершенствования     нормативно-методической     базы
проектирования   в   г.Москве   и   в  соответствии  с  постановлением
Правительства  Москвы  от  12  августа  1997  г. N 592 "Об утверждении
Временных  норм  и правил проектирования планировки и застройки Москвы
МГСН 1.01-97, часть I" Правительство Москвы постановляет:             
     1.    Утвердить    разработанные    НИиПИ    Генплана    г.Москвы
Москомархитектуры  Временные нормы и правила проектирования планировки
и   застройки   г.Москвы   МГСН  1.01-98,  часть  2,  согласованные  с
Москомархитектурой,  Мосгосэкспертизой,  Центром  госсанэпиднадзора  в
г.Москве,   Москомприродой,   УГПС   ГУВД   г.  Москвы,  Департаментом
экономической политики и развития г.Москвы (приложение 1).            
       2.  Считать  утратившими  силу решение исполкома Моссовета от 5
августа  1985 г. N 2649 "Об утверждении Норм проектирования планировки
и   застройки   Москвы",  кроме  пункта  2,  и  распоряжение  Премьера
Правительства  Москвы от 27 сентября 1994 г. N 1780-РП "Об утверждении
Временных норм и правил проектирования планировки и застройки г.Москвы
(корректировка и дополнение ВСН 2-85)".                               
     Пункт  3.4  приложения  к  постановлению  Правительства Москвы от
12.08.97  N 592 "Об утверждении Временных норм и правил проектирования
планировки и  застройки Москвы МГСН 1.01-97, часть 1" изложить в новой
редакции, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.           
     3.  Ввести  в  действие  Временные нормы и правила проектирования
планировки и  застройки  г.Москвы  МГСН 1.01-98, часть 2 с даты выхода
настоящего постановления.                                             
     4.  Москомархитектуре  (НИиПИ Генплана г.Москвы) обеспечить тираж
указанных   Временных   норм  и  правил  проектирования  планировки  и
застройки г.Москвы МГСН 1.01-98, часть 2 для обязательной рассылки.   
     5.   Департаменту  экономической  политики  и  развития  г.Москвы
включать в программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ  на  1998-1999  годы  с финансированием работ в пределах средств
городского бюджета, установленных годовыми программами:               
     5.1. Завершение разработки в 1998 году рекомендаций по применению
норм  и  правил  проектирования  планировки  и застройки на территории
Москвы  (часть 2 - на общественных территориях, часть 3 на территориях
природного комплекса).                                                
     5.2.   Разработку  в  1998  году  положения  о  составе,  порядке
разработки и  утверждения  градостроительного  плана  развития  района
Москвы, включая градостроительный регламент территории района Москвы. 
     6.  Москомархитектуре  (НИиПИ  Генплана  г.Москвы) осуществить по
заказу   Департамента   экономической  политики  и  развития  г.Москвы
разработку,  согласование  и  представление на утверждение указанных в
пунктах 5.1 и 5.2 документов.                                         
     7.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.И.Ресина.         


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков
 
 




Структура документа.


Часть 1.  Раздел 1.  Общие положения. Раздел 2. Территории города
                     Москвы.  Раздел 3. Требования к проектирова-
                     нию планировки и застройки
территорий. Раздел 4.  Жилые территории. Раздел 5. Производствен-
ные территории. Приложения.

Часть 2.  Раздел 6.  Общественные территории.  Раздел 7.  Природ-
но-рекреационные и озелененные территории.  Раздел 8.  Учреждения
обслуживания Раздел 9.  Транспорт. Раздел 10. Инженерное оборудо-
вание.  Раздел 11.  Инженерная  подготовка территории. Приложения.


 

Часть 2.
СОДЕРЖАНИЕ стр. Раздел 6. Общественные территории.

Раздел 7. Рекреационные территории.

Раздел 8. Учреждения обслуживания.

   Общие положения.

   Детские дошкольные учреждения и школы.

   Высшие и средние специальные учебные заведения.

   Учреждения здравоохранения.

   Учреждения социального обеспечения.

   Учреждения культуры и искусства. Предприятия торговли, общест-
   венного питания и бытового
обслуживания

   Физкультурно - спортивные учреждения.

Раздел 9. Транспортная инфраструктура.

    Улично - дорожная сеть.

    Массовый пассажирский транспорт.

     Индивидуальный транспорт.

     Внешний транспорт.

Раздел 10. Инженерное обеспечение.

                   Водоснабжение.

      Канализация.
      Теплоснабжение.

                    Электроснабжение.

                    Газоснабжение.

                    Предприятия связи.

                    Дождевая канализация.

                    Размещение инженерных сетей.

 Раздел 11. Инженерная подготовка и защита территорий.

 Приложение 1.

 Приложение 2.

 Приложение 3.



Раздел 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.
 
6.1. Общественные территории  предназначены  для  размещения  объектов
администрации    и    управления,    представительств   и   посольств,
научно-исследовательских   и   проектно-конструкторских   организаций,
объектов  культуры,  образования (высшие и средние специальные учебные
заведения,  школы,  учреждения  детского  дошкольного  и  внешкольного
воспитания),  религиозных организаций, торговли, обслуживания, спорта,
отдыха,  здравоохранения,  гостиниц,  объектов социальной службы. 6.2.
Для   общественных   территорий  нормируются:  пешеходная  доступность
остановок    общественного    транспорта:    внеуличного,    наземного
пассажирского  в  зависимости  от  величины  и  посетительской емкости
общественных объектов,  но не более,  чем 200м. обеспеченность местами
временного  хранения  автомобилей  -  не  далее,  чем  в  100 метровой
доступности от общественного объекта,  расположенного  в  общественной
зоне,   и  не  далее  400  метровой  от  многофункционального  центра;
безопасность пешеходного передвижения в пределах  пешеходной  зоны*  ,
составляющей   ядро   общественного   центра  и  общественной  зоны  -
показателем плотности пешеходного потока - не более  0,3  чел./м2  **;
пешеходно-посетительская активность на территориях многофункциональных
центров и примагистральных общественных зон -  показателем  наименьшей
плотности потоков пешеходов;  экологическая безопасность (защищенность
от шума,  загрязненности атмосферного воздуха,  почвы,  радиоактивного
загрязнения   и   др.)   территорий   общественных   учреждений.  6.3.
Общественные  территории  формируют  систему  общегородских   центров,
входят  в состав местных центров и в виде участков размещаются в жилых
и иных функциональных зонах.
 ------ *  территория,  на которой не допускается движения транспорта,
за  исключением  специального,  обслуживающего  эту   территорию.   **
рассчитывается как отношение 0,75 суммарной расчетной емкости объектов
(посетителей и занятых) к площади в границах  пешеходной  зоны  центра
(вне   застройки).
6.4. Система общегородских центров (СОЦ) - взаимосвязанные  территории
города, сосредотачивающие важнейшие объекты и комплексы общественного,
культурного,  административного   и   делового   назначения.   Система
общегородских   центров   включает:  центральное  ядро  СОЦ  узлы  СОЦ
примагистральные зоны СОЦ межмагистральные зоны СОЦ специализированные
центры  СОЦ специализированные зоны СОЦ 6.4.1.  Центральное ядро СОЦ -
общественная      зона      в      пределах      Садового      кольца;
функционально-планировочная организация,  застройка устанавливаются на
основе Генерального плана при выполнении следующих требований:
        перечисленных в разделе 3 настоящих правил: <Охрана памятников
истории и культуры> и <Сохранение и развитие исторических зон>; защита
от  застраивания  и  включение  в  единую  пешеходнорекреационную сеть
природных  и  заповедных  исторических   участков   городской   среды;
проницаемость,  открытость для горожан не менее 70%  внутриквартальных
территорий;  общественное назначение  не  менее  25%  площадей  первых
этажей  зданий,  выходящих  на  улицы  и  переулки;  сохранение  жилой
функции,  обеспечивающей стабильность городской среды, не менее, чем в
25%   фонда   застройки   Центрального   ядра.   6.4.2.   Узел  СОЦ  -
многофункциональный  центр,  формируется  по   общему   архитектурному
замыслу  -  проекту  - в городских узлах на территории до 10 га;  доля
общественной застройки составляет не менее 70%  всей застройки центра,
доля  активно  посещаемых  объектов*  должна  составлять  не менее 25%
общественной застройки.  -------  *  объекты  торговли,  обслуживания,
культуры и искусства.
Интенсивность использования территории застроенных частей кварталов  в
составе многофункционального центра должна иметь не менее 30 тыс.м2/га
плотности застройки и 50%  застроенности территории; суммарная емкость
фонда   застройки   -   не   менее   100  тыс.м2.  Многофункциональные
комплексы-сооружения   следует   проектировать   по   МГСН    4.04-94.
Общественное  пространство  многофункционального центра формируется на
основе  единой  пешеходной  зоны,   обеспечивающей   взаимосвязанность
объектов  центра,  непрерывность  пешеходных  коммуникаций  на  разных
уровнях  комплекса,  удобство  подхода  к  остановкам   транспорта   и
озелененным  рекреационным  площадкам.  Плотность  потоков  пешеходов,
единовременно находящихся на территории пешеходной зоны (вне  объектов
застройки) определяется из расчета не менее 0,2 чел/м2 в течение дня и
не более 0,3 чел/м2  *  в  час  <пик>.  Протяженность  перехода  между
наиболее удаленными друг от друга объектами не должна превышать 400 м,
суммарная протяженность пешеходных переходов между объектами не должна
превышать  4км.  Длина  перехода  из  любой  точки центра до ближайшей
площадки временного хранения автомобилей не должна превышать 400 м, до
общественного  туалета  -  150  м.  Входы  в  общественные  объекты на
основном пешеходном уровне должны располагаться не реже,  чем через 15
метров. Возможность беспрепятственного передвижения инвалидов и других
маломобильных  групп  населения  должна  быть   обеспечена   на   всем
пространстве   пешеходной   зоны.   Не  допускается  размещение  жилых
помещений на этажах,  примыкающих к пешеходной зоне на  любом  уровне.
Равномерность  в течение дня городской активности многофункционального
центра следует  создавать  размещением  в  его  составе  объектов,  со
смещенным режимом привлечения потоков посетителей или занятых.  6.4.3.
Примагистральная зона СОЦ формируется на примагистральных  территориях
зданиями,  образующими  уличный  фронт и примыкающей внутриквартальной
территорией на глубину не более 50
 ------ * см примечание к п.  6.2.  метров с каждой стороны; доля
 общественного фонда в общем фонде
застройки должна составлять не менее 50%, из них доля активно по-
сещаемых  объектов  должна  составлять не менее 15%,  доля жилого
фонда в общем фонде застройки - не менее 30%.
 Общественное пространство  примагистральной зоны СОЦ формируется
пешеходной частью магистрали (тротуаром), площадками перед здани-
ями, имеющими отступ от линии застройки, скверами, примыкающими к
линии застройки и контактными с пешеходным уровнем  этажами  зда-
ний.  Застройка  уличного фронта должна иметь суммарную протяжен-
ность интервалов между зданиями - не более 25%. Плотность потоков
пешеходов, единовременно находящихся на территории пешеходной зо-
ны (вне объектов застройки) не должна быть  менее  0,1  чел/м2  в
светлое  время  суток,  но  не  должна превышать 0,3 чел/м2 в час
<пик>*.  Плотность  застройки  территорий  примагистральной  зоны
должна  быть  не менее 20 тыс.м2/га при %  застроенности не менее
30%.  Входы в учреждения обслуживания,  торговли, культуры должны
располагаться  с  частотой  не  менее  5 на каждые 100 м уличного
фронта.  Первые этажи общественных и жилых зданий  и  сооружений,
выходящих  на уличный фронт следует занимать объектами с открытым
для посетителей режимом; размещение жилых помещений на 1-х этажах
исключается. Интервалы между остановками общественного транспорта
не должны превышать 250 метров.  Подъезд грузового автомобильного
транспорта к объектам, расположенным в примагистральной зоне дол-
жен быть организован с боковых и параллельных улиц, без пересече-
ния пешеходного пути.  Приобъектные стоянки продолжительного пар-
кирования (более 15 мин.) должны быть размещены вне уровня  пеше-
ходного движения не далее, чем в 100-метровой удаленности от объ-
екта.  Приобъектные стоянки краткосрочного паркирования (менее 15
мин.) должны размещаться не более,  чем в 50 метровой удаленности
от объектов.  Длина перехода из любой точки зоны до общественного
туалета не должно превышать 200 м.  __________________ * см. при-
мечание к п.  6.2. Скверы или озелененные участки размером до 0,1
га,  оборудованные уличной мебелью для отдыха должны быть органи-
зованы не реже,  чем 3 на 1000 метров.  Требования  к  планировке
территории сквера дана в п.7.5.. На озелененных участках проекция
крон деревьев и кустарников должна составлять не менее 50% терри-
тории. Не допускается в примагистральной зоне размещение участков
производственных территорий более 0,5 га.  Примагистральные  зоны
улиц, ширина которых в красных линиях не превышает 60 метров, ре-
комендуется организовывать как единую общественную зону  устройс-
твом в подземном уровне, соединяющем стороны, общественных прост-
ранств с объектами торговли,  обслуживания. На примыкающих к объ-
ектам обслуживания частям тротуаров, имеющих не менее 12 м ширины
и плотность пешеходных потоков не более  1,5  чел/м2  допускается
размещение дополнительных площадей обслуживания и торговли сезон-
ного характера,  при этом для пешеходного движения  должно  оста-
ваться не менее 0,5 ширины тротуара. 6.4.4. Межмагистральная зона
СОЦ - территория от 10 до 500 га,  формируемая участками  общест-
венной, жилой, смешанной застройки, жилыми группами, микрорайона-
ми,  скверами,  бульварами,  садами;  доля участков  общественной
застройки составляет не менее 40%,  жилой - не менее 20%, природ-
но-рекреационных участков - не менее 15% территории.
          Длина пешеходного  перехода  из  любой точки межмагист-
ральной зоны до остановки общественного транспорта не должна пре-
вышать 400 м, до общественного туалета - 300 м. Интенсивность ис-
пользования  застроенных  территорий  межмагистральной  зоны  СОЦ
должна  составлять не менее 20 тыс.м2/га и застроенность не менее
30%.  Приобъектные стоянки  общественных  объектов  продолжитель-
ностью  паркирования более 15 мин.  следует размещать в подземном
уровне,  в удалении от объекта не более 100 метров. 6.4.5 Специа-
лизированный центр СОЦ - территория размером от 5 до 20га, специ-
ализированная зона СОЦ - территория размером от 20 до 200га, фор-
мируются,  в зависимости от специализации, учебными, спортивными,
культурно-информационными, рекреационно-развлекательными и други-
ми объектами. Размещаются на межмагистральных территориях в соот-
ветствии с генеральным планом. Интенсивность использования терри-
тории,  суммарная емкость объектов центра, соотношение открытых и
застроенных территорий,  архитектурно-пространственная  организа-
ция, - устанавливаются в составе проектов. Природно-рекреационные
центры (городские парки) организуются на примыкающих к  городским
узлам  территориях  Природного комплекса или на восстанавливаемых
промышленных территориях,  а также на реконструируемых жилых тер-
риториях.  6.5. Местный центр - общественный центр района города,
обеспечивает его функциональное единство,  включает основные пло-
щади  района и части примыкающих к ним улиц,  на территории до 10
га;  формируется объектами общественной застройки, участками сме-
шанной,   жилой   застройки,   природно-рекреационными  участками
(сквер, сад, бульвар), объединенными пешеходной зоной. Взаимоуда-
ленность входов в соседние торговые, обслуживающие, культурно-ин-
формационные объекты не должна превышать 30 метров.  Доля  озеле-
ненных  территорий в составе местного центра должны составлять не
менее 20% от территории центра. Стоянки временного хранения авто-
мобилей  должны  размещаться в наземном или подземном уровне,  не
далее, чем в 100 метрах от любой точки на территории центра. Раз-
мещение  местных  центров на территориях,  примыкающих к станциям
метро и городским или районным магистралям устанавливается в гра-
достроительных  планах административных округов города.  В межма-
гистральных территориях более 1000 га центр района города  проек-
тируется как центр жилого района ( п.  4.36.  МГСН 1.01-97. Часть
1).  6.6.  Участок общественной застройки - территория до 5 га  с
долей  фонда общественной застройки в общем фонде - не менее 60%,
размещается в  жилых,  производственных,  природно-рекреационных,
общественных зонах,  в зонах смешанного использования; состоит из
площади застройки объекта общественного назначения,  приобъектной
площадки для приема и распределения связанных с объектом пешеход-
ных потоков,  автостоянки,  а также озелененной  и  хозяйственной
площадок.  Характер планировки и застройки, интенсивность исполь-
зования участков общественной застройки  определяется  видом  об-
щественного  объекта  и  регламентируется параметрами и правилами
раздела 3 <Сохранение и развитие исторических  зон>.  Различаются
следующие  виды общественных объектов в зависимости от требований
к организации территории и интенсивности  использования  участка:
объекты,  допускающие смешанное использование участка, компактное
(многоуровневое) расположение приобъектных площадок и  внутриобъ-
ектное  озеленение:  НИИ,  проектно-конструкторские организации с
общим режимом работы, объекты администрации и управления, объекты
торговли, обслуживания, объекты культуры; объекты, не допускающие
смешанного использования участка и требующие не менее 0,5 м2  не-
застроенной  территории (в том числе,  озелененной) на 1 м2 общей
площади:  объекты массового и  профессионального  спорта,  школы,
детские сады, дома-интернаты, интернаты для инвалидов и престаре-
лых,  лечебные учреждения стационарного типа. Размещение участков
общественных  объектов  следует вести,  соблюдая регламентируемую
для структурных частей плотность застройки территории,  при  этом
интенсивность использования территорий объектов, допускающих сме-
шанное использование территории,  как правило, следует устанавли-
вать  выше интенсивности использования других территорий в данной
структурной части. Общественные объекты следует размещать относи-
тельно пешеходных трасс таким образом, чтобы обеспечить равномер-
ную плотность пешеходных потоков, не превышающую 0,3чел./м2.


Плотность застройки  участков общественных объектов в структурных
частях города. Табл. 6.1.


Структурные части города

Плотность застройки участков общественных объектов*

15-20 тыс.м2/га  20-30  тыс.м2/га  более 30 тыс.м2/га Центральное
ядро



Городские узлы



Примагистральные территории



Меж. менее 500 га



Магистр. 500-1000 га



Территор. более 1000га

* Плотность  застройки в Центральном ядре устанавливается в соот-
ветствии с требованиями п.п. 3.6.3. - 3.6.7.


Удаленность общественных объектов в зависимости от величины и ха-
рактера распределения посетительских потоков. Табл. 6.2.

Виды общественных объектов в зависимости от величины  посетитель-
ских потоков.

Размещение общественных объектов относительно станций метро и ма-
гистралей

С равномерными посетительскими нагрузками - более 300 тыс. чел. в
день (объекты торговли емкостью более 100 тыс.  м2 , объекты сме-
шанного использования территории  -  емкость  более  200  тыс  м2
общ.пл.)

Следует размещать  в  удалении от станций метро не более,  чем на
100 м.

С <пиковыми> нагрузками - более 20 тыс.  чел в час <пик> (объекты
спортивнозрелищные,  емкостью более 30 тыс. м2, объекты админист-
рации и управления,  НИИ,  проектно-конструкторские  организации,
емкостью более 100 тыс. м2)

Следует размещать в удаленности от станций метро не менее, чем на
50 м и не более, чем на 200 м.

С равномерными нагрузками от 50 до 300 тыс. чел. в день ( объекты
торговли, обслуживания емкостью от 20 до 100 тыс. м2)

Следует размещать в удаленности от станций метро не более, чем на
200 м, или в удаленности от магистралей не более, чем на 50 м.

С <пиковыми> нагрузками от 5 до 20 тыс. чел. в час <пик> (объекты
культуры,  спортивно-зрелищные, высшие учебные заведения, объекты
администрации и управления емкостью от 40 до 100 тыс. м2, объекты
религиозного назначения емкостью от 10 до 40 тыс. м2 общ. пл.)

Следует размещать в удаленности от станций метро не более, чем на
200 м.

Участки интернатов для детей,  престарелых,  лечебных  учреждений
стационарного типа следует размещать на межмагистральных террито-
риях при выполнении требований к атмосферному воздуху  (п.3.3.1.)
и  допустимому  уровню  шума (п.3.3.2.) и других вредных факторов
окружающей среды, нормируемых для данных объектов.



Раздел 7.  РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.  7.1. Рекреационная деятель-
ность  осуществляется  на  всех  территориях Природного Комплекса
(ПК) города Москвы при условии обеспечения  санитарно-гигиеничес-
ких  требований  к окружающей среде.  На природных территориях ПК
любая проектная деятельность производится по экологическим  осно-
ваниям в соответствии с установленным статусом территории и режи-
мом градостроительного использования (Временные нормы  и  Правила
...МГСН  1.01-97,часть1).  На  озелененных  территориях объектами
нормирования являются:
 - озелененные территории общего пользования:  парки, сады, скве-
ры, бульвары;
          -озелененные территории  ограниченного  пользования:  в
составе участков жилой, общественной, производственной застройки;
-  озелененные  территории специального назначения:  полосы вдоль
улиц и дорог,  санитарно-защитные, водоохранные и противопожарные
зоны, мелиоративные насаждения, питомники и кладбища.
 7.2. На озелененных территориях общего пользования  нормируются:
 - соотношение территорий, занятых зелеными насаждениями и эле-
ментами благоустройства;  - габариты допускаемой застройки  и  ее
 назначение; - расстояния от зеленых насаждений до зданий, соору-
 жений,
коммуникаций. На  озелененных территориях ограниченного пользова-
ния нормируются: - уровень озелененности территории; - норма озе-
ленения на
 одного человека;  - расстояния от зеленых насаждений до  зданий,
 сооружений,
коммуникаций. На озелененных территориях специального  назначения
нормируются: - параметры зеленых насаждений; -расстояния от зеле-
 ных насаждений до зданий,  сооружений,  коммуникаций; - специфи-
ческие требования, обусловленные назначе-
 нием территорий.


7.3. Парк  - многофункциональная или специализированная озеленен-
ная территория размером,  как правило,  не менее 2 га с  развитой
системой благоустройства и рекреационной деятельности, предназна-
ченная для периодического массового отдыха населения.
             7.3.1. На территории парка разрешается строительство
зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка,  высота
которых не превышает 8 м; высота парковых сооружений - аттракцио-
нов - не ограничивается.  Площадь застройки следует принимать  не
более 7% территории парка. 7.3.2.Соотношение элементов территории
парков следует принимать по таблице 7.1. в зависимости от посеща-
емости парка. Состав элементов благоустройства - площадок, парко-
вых дорог,  аллей - и их параметры рекомендуется устанавливать  в
соответствии  с  Приложением 1,  табл.1,2.  Озеленение территорий
парков производить согласно Приложению 1, таблицам 3-5. Соотноше-
ние элементов территории парка. Табл. 7.1.


Элементы территории (% от общей площади) Объект нормирования Тер-
ритории зеленых насаждений и водоемов

Аллеи, дорожки, площадки

Сооружения и застройка

Парк - с высокой плотностью посещения


65-70


28-25


7-5 - с низкой плотностью посещения

75-80

20-17

5-3


Примечание:1.Высокой плотности посещения соответствует показатель
единовременной рекреационной нагрузки свыше 60 чел/га;  средней и
низкой  -  менее 60 чел/га.  2.Плотность посещения - посещаемость
единицы территории парка в единицу  времени  (час),  определяется
количеством посетителей на 1 га. Количество посетителей парка од-
новременно находящихся на его территории рекомендуется  принимать
10-15%  численности  населения города в зоне 30 мин.  доступности
парка.  Коэффициент сменяемости посетителей (К см)  =1.2  -  2,0.
3.Допустимая  рекреационная нагрузка - плотность посещения парка,
при которой обеспечивается сохранение природных компонентов ланд-
шафта  и  реализуются  функционально-технологические требования к
организации парка.

7.3.3. Функциональная организация территории многофункционального
парка  включает следующие зоны с преобладающим характером исполь-
зования: массовых, культурнопросветительных мероприятий, физкуль-
турно-оздоровительную,  отдыха детей, прогулочную, хозяйственную.
Процентное соотношение зон на территории парка принимать согласно
табл. 7.2.
            Специализированные парки следует проектировать в  со-
ответствии с направленностью их специализации.

Функциональная организация территории многофункционального парка.
Табл. 7.2.

Функциональные зоны парка Территории парка (%  от  общей  площади
парка)

Массовых мероприятий (зрелища, аттракционы и пр.)

5 - 17

Культурно-просветительных мероприятий

3 - 8

Физкультурно-оздоровительных мероприятий

10 - 20

Отдыха детей

5 - 10

Прогулочная

75 - 40

Хозяйственная

2 - 5


7.3.4. При проектировании парка жилого района  следует  обеспечи-
вать  его  доступность  для жителей района на расстоянии не более
1200 м.  Расстояние между жилой застройкой и ближним краем парко-
вого массива следует принимать не менее 30 м. Соотношение элемен-
тов территории парка жилого района принимать по табл. 7.1. по по-
казателям для парка с высокой плотностью посещения. 7.3.5. Автос-
тоянки для посетителей следует размещать за пределами  территории
парка и проектировать из расчета 5-7 машино-мест на 100 единовре-
менных посетителей. Размеры земельных участков автостоянок на од-
но  место следует принимать:  для легковых автомобилей - 25 кв.м,
автобусов - 40 кв.м, для велосипедов - 0,9 кв.м. В указанные раз-
меры  не  входит площадь подъездов и разделительных полос зеленых
насаждений; исходя из эстетических и санитарно-гигиенических тре-
бований  автостоянки рекомендуется расчленять на сектора полосами
зеленых насаждений.  7.3.6.  Для лучшего использования  парков  в
зимний  период учреждения круглогодичного функционирования (куль-
турнопросветительские,  зрелищные, пункты проката и питания) сле-
дует  размещать  вблизи  основных  входов на расстоянии до 150 м.
Расстояния между входами в парк следует принимать не более 500 м.
Площадь хозяйственного двора парка определяется по единовременной
нагрузке на парк из расчета 0,2 кв.м на  посетителя.  При  парках
площадью более 100 га допустима организация цветочнооранжерейного
хозяйства.

7.4. Сад - озелененная территория размером 2 - 10 га с ограничен-
ным набором видов рекреационной деятельности, предназначенная для
прогулок и кратковременного отдыха населения.
 7.4.1.На территории сада допускается возведение зданий,  необхо-
димых для обслуживания посетителей и территории сада  (кафе,  па-
вильонов,  хозяйственных построек), высота которых не должна пре-
вышать 6-8 м,  а общая площадь застройки -  5%  территории  сада.
7.4.2.Соотношение  элементов  территории  сада  следует принимать
согласно таблице 7.3.  Функциональную направленность  организации
территории сада рекомендуется принимать в соответствии с назначе-
нием общественных территорий,  зданий,  комплексов,  объектов при
которых расположен сад. Во всех случаях на территории сада должна
преобладать прогулочная функция.  Озеленение территории сада сле-
дует производить согласно Приложению 1,  табл.  3-5.  7.4.3.  При
проектировании микрорайона озелененные территории общего  пользо-
вания рекомендуется формировать в виде сада микрорайона,  обеспе-
чивая его доступность для жителей микрорайона  на  расстоянии  не
более 400 м.  Допускается для сада микрорайона в условиях высокой
плотности застройки изменение  соотношения  элементов  территории
сада,  приведенных в табл. 7.3., в сторону снижения процента озе-
ленения и увеличения площади дорожек, но не более, чем на 20%.

Соотношение элементов территории сада. Табл. 7.3.


Элементы территории (% от общей площади)

Объект нормирования Территории зеленых насаждений и водоемов  Ал-
леи, дорожки, площадки Сооружения и застройки

Сад

75-83

20-15

5-2



7.5. Бульвар  -  озелененная территория линейной формы шириной не
менее 15 м,  предназначенная для массового пешеходного  движения,
прогулок,  кратковременного отдыха. Как правило, бульвар связан с
линейными планировочными элементами города:  улицами, реками. Ми-
нимальное  соотношение  ширины и длины бульвара следует принимать
не менее 1:3.  7.5.1.При ширине бульвара менее 25 м, как правило,
устраивается одна аллея шириной 3-6 м, на бульварах шириной более
25 м следует устраивать дополнительно к  основной  аллее  дорожки
шириной 1,5-3 м,  на бульварах шириной более 50 м возможно разме-
щение спортивных площадок, водоемов, участков с объектами рекреа-
ционного обслуживания (павильоны,  кафе), детскими игровыми комп-
лексами,  велодорожками и лыжными трассами.  Высота застройки  не
должна превышать 6 м.  Ширину дорожек бульваров следует принимать
кратной 0,75 м.
 7.5.2.Система входов на бульвар устраивается по длинным его сто-
ронам с шагом не более 250 м, а на улицах с интенсивным движением
-  в  увязке  с пешеходными переходами.  Вдоль жилых улиц следует
проектировать бульварные полосы шириной от 15 до 30 м.  Соотноше-
ние элементов территории бульвара следует принимать согласно таб-
лице 7.4.  в зависимости от  его  ширины;  озеленение  территории
бульвара производить в соответствии с Приложением 1, табл. 3-5.







Соотношение элементов территории бульвара. Табл. 7.4.

Элементы территории (% от общей площади)

Объект нормирования Территории зеленых насаждений и водоемов  Ал-
леи, дорожки, площадки Сооружения и застройка

Бульвар шириной: 15-25 м


70 - 75


30 - 25


- 25-50 м 75 - 80 23 - 17 2-3 более 50 м

65 - 70 30 - 25 не более 5


7.6. Сквер  -  компактная озелененная территория размером от 0,15
до 2,0га,  предназначенная для повседневного кратковременного от-
дыха населения.  7.6.1. На территории сквера запрещается размеще-
ние застройки.  Соотношение элементов территории  сквера  следует
принимать  по  таблице 7.5.  Озеленение территории сквера следует
производить согласно Приложению 1, табл. 3-6.

Соотношение элементов территории сквера. Табл. 7.5.

Элементы территории (% от общей площади) Объект нормирования Тер-
ритории зеленых насаждений и водоемов Аллеи,  дорожки,  площадки,
малые формы Скверы: - на городских улицах и площадях

60-75

40-25 - в жилых районах, на жилых улицах, между домами, перед от-
дельными зданиями

70-80

30-20


7.6.2. При  проектировании  сквера  на  жилых территориях следует
обеспечивать его доступность для жителей на расстоянии  не  более
400 м.

7.7. Озеленение  участков жилой,  общественной,  производственной
застройки следует проектировать в соответствии с п.  6.6., табли-
цей 7.6., Приложением1 табл.7-9 настоящих Норм, а также - соглас-
но МГСН 1.01- 97 Часть 1, п.п: 4.11, 5.8, табл. 4.4.
 
 
 Расчетные показатели озелененных участков  жилой,  общественной,
производственной застройки.
 Табл.7.6.


јј


Территории объектов


Рекомендуемый уровень озелененности (% озеленения от общей площа-
ди объекта)

Минимальная норма озеленения (м2 на жителя,  работающего, посети-
теля)

1.

Придомовая территория

40-60

не менее5-7
 
2.

Участки детских садов-яслей

50

0,7-1,2

3.

Участки школ

40

0,9-1,5

4.

Участки лечебных учреждений

50

1,2

5.

Участки культурнопросветительных учреждений
60

0,8

6.

Территории ВУЗов

50

0,3

7.

Участки техникумов

50

0,2

8.

Участки профтехучилищ

50


0,3

9.

Территории промышленных предприятий

10 - 15

3,0
 Примечание: нормативные  показатели,  приведенные  в  диапазоне,
дифференцируются в зависимости от места размещения объектов  нор-
мирования (МГСН 1.01-97 Часть 1, Раздел4)



7.8. Озелененные полосы вдоль улиц и дорог - озелененные террито-
рии, предназначенные для защиты пешеходов, застройки и окружающей
среды от воздействия массового транспорта. 7.8.1. Вдоль магистра-
лей городского значения с интенсивным движением транспорта следу-
ет  формировать полосы зеленых насаждений шириной 10-15 м из нес-
кольких рядов кустарников  и  деревьев  с  несмыкаемыми  кронами.
Вдоль  улиц  районного значения между тротуаром и проезжей частью
следует предусматривать полосы шириной не менее 6-8 м. При ширине
проезжей  части  более  60 м предусматривается создание одной или
нескольких разделительных полос.  Ширина озелененной разделитель-
ной полосы должна составлять не менее 6 м, если на ней размещают-
ся деревья,  и не менее 3 м  при  посадке  кустарника  и  цветов.
7.8.2.  Элементы озеленения вдоль улиц и дорог (газоны, цветники,
деревья и кустарники) следует размещать в разделительных полосах,
между проезжей частью и тротуаром, <на островках> у перекрестков,
в отступах от красной линии.  На перекрестках и поворотах посадки
не должны мешать видеть дорогу и транспорт пешеходам и водителям,
высота насаждений не должна превышать 0,6-0,8 м. 7.8.3. Вдоль ма-
гистралей,  проходящих через общественные торговые центры следует
обустраивать широкие тротуары (до 15-20 м) с одиночными деревьями
в лунках и прерывистые участки газона. 7.8.4. Для озеленения улиц
при однорядной посадке деревьев требуется полоса шириной не менее
1,5 м, при двухрядной - не менее 3,5-4 м; посадка деревьев в шах-
матном порядке требует минимальной полосы в 3 м. Расстояние между
деревьями  ряда составляет не менее 5 м.  Двухрядная посадка кус-
тарников требует минимальной полосы 1,3-1,5 м, а сочетание одного
ряда кустарников и одного ряда деревьев - 3 м. Ширина полосы озе-
ленения тротуара со стороны застройки должна быть не  менее  (м):
низкорослым  кустарником  средним кустарником высоким кустарником
однорядной посадкой деревьев двухрядной посадкой деревьев газоном

0,8 1,0 1,2 2,0 5,6 1,5 7.8.5.  Проезды, расположенные в меридио-
нальном направлении, с восточной стороны окаймляются более густы-
ми и высокими насаждениями, проезды широтного направления обсажи-
ваются с обеих сторон.

7.9. Санитарно-защитные зоны - озелененные территории, предназна-
ченные для защиты населения,  застройки окружающей среды от  воз-
действия производственных объектов. 7.9.1. Санитарно-защитные зо-
ны производственных объектов необходимо озеленять в  соответствии
с показателями таблицы 7.7.


Организация санитарно-защитной зоны. Табл. 7.7.

Класс вредности производственных объектов

Ширина санитарнозащитной зоны, м

Защитные насаждения (%  от территории СЗЗ) V 100 не менее  60  IV
 300 не менее 60 III 500 не менее 50 II 1000 не
менее 50 I 2000 не менее 40

7.9.2. Озеленяемая территория должна быть распределена равномерно
по всей территории санитарно-защитной зоны следующим образом: под
посадки фильтрующего типа - 70-90%,  под газоны - 10%, под изоли-
рующие  посадки - 10-15%  площади озеленяемой территории.  7.9.3.
При устройстве санитарно-защитных посадок между отдельными произ-
водственными  объектами  следует размещать деревья не ближе 5 м и
не далее 12 м от зданий и сооружений.  Защитные полосы рекоменду-
ется  создавать шириной от 10 до 15 м при обязательном выполнении
СНиП II - 89 - 80* (по устройству проезда  пожарных  машин).  Для
защитных посадок не следует применять хвойные деревья и кустарни-
ки как более легко воспламеняющиеся, чем лиственные. 7.10. Питом-
ник - озелененная территория, предназначенная для выращивания по-
садочного материала для озеленения города. 7.10.1. При проектиро-
вании  питомников следует выделять на их территории следующие ос-
новные технологические зоны (% от территории питомника): - маточ-
ных  насаждений  (семена,  черенки) - 10%;  - посевных насаждений
(сеянцы,  саженцы,  цветочная рассада) - 30%;  - школьных посадок
(молодые декоративные кустарники и деревья) - 50%;  - хозяйствен-
ные постройки и сооружения (усадьба,  оранжереи, дороги, водоемы)
- 5%;  - дендрарий и защитные полосы - 5%. 7.10.2.При организации
территории питомников все постройки и  сооружения  должны  разме-
щаться компактно и быть минимально необходимых размеров.  Усадьбу
питомника следует размещать в центре  его  территории.  Питомники
должны окружаться снего-,  ветро-, газозащитными полосами зеленых
насаждений.  7.10.3.  При выборе места под питомник следует избе-
гать  низин  и непроветриваемых территорий.  Территории питомника
должны иметь:
 - уклоны  рельефа не более 3%;  - структурные плодородные почвы,
свободные от многолетних сорняков; - ресурсы воды в требуемых ко-
личествах.

7.11. Кладбище  -  озелененная территория ритуального назначения.
7.11.1.  При проектировании  кладбища  следует  руководствоваться
МГСН 4.11-97.  7.11.2. Расстояние от кладбища до мест водозабора,
расположенных ниже по рельефу, следует устанавливать не менее 500
м и согласовывать с органами государственного санитарного надзора
в каждом конкретном случае.  7.11.3.  Площадь зеленых  насаждений
кладбища  с учетом обеспечения достаточного проветривания и инсо-
ляции должна составлять не менее 20% от его территории.

7.12. Защитно-мелиоративные насаждения - озелененные  территории,
ослабляющие  отрицательное  воздействие на городскую среду небла-
гоприятных явлений.

7.13. Минимальные расстояния посадок деревьев  и  кустарников  от
зданий и сооружений,  коммуникаций, инженерных сетей следует при-
нимать в соответствии с табл. 7.8.





Минимальные расстояния от объектов строительства до  зеленых  на-
саждений. Табл.7.8.

Сооружения, здания, коммуникации
Расстояния до оси растения, м

дерева кустарника От наружных стен зданий и сооружений 5,0 1,5 От
наружных стен школьного здания или здания детского сада 10,0  1,5
От  осей трамвайных путей 5,0 3,0 От края тротуаров и садовых до-
рожек 0,7 0,5 От края проезжей части,  улиц,  кромок  укрепленных
полос, обочины дорог и бровок канав

2,0

1,0 От матч и опор осветительной сети трамвая,  колонны галерей и
эстакад

4,0

- От подошвы откосов,  террас и др. 1,0 0,5 От подошвы и внутрен-
ней грани подпорных стенок

3,0

1,0 От  подземных сетей:  газопровода,  канализации теплопровода,
трубопровода,  теплосетей водопровода, дренажей силовых кабелей и
кабелей связи

1,5 2,0 2,0 2,0

- 1,0 - 0,7

П р и м е ч а н и е: 1. Приведенные нормативы относятся к деревь-
ям с диаметром кроны не более 5 м и  должны  быть  соответственно
увеличены для деревьев большего диаметра.  2. При посадке зеленых
насаждений у наружных стен зданий, сооружений, детских учреждений
необходимо соблюдать нормативные уровни инсоляции и естественного
освещения.



Раздел 8. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ.

Общие положения.

8.1. Учреждения  и предприятия обслуживания размещаются на жилых,
общественных,  производственных и рекреационных территориях . При
формировании системы обслуживания должны предусматриваться уровни
местного и городского значения.  Городское и местное обслуживание
рассчитано на дневное население города включающего жителей, рабо-
тающих, культурно-бытовых мигрантов из области, временное населе-
ние.  Дневное население района города включает жителей,  работаю-
щих, культурно-бытовых мигрантов из области, временное население,
внутригородских мигрантов из других районов города.  8.2. Местный
уровень обслуживания формируется на жилых и производственных тер-
риториях в открытой и закрытой сети.  8.3. Местный уровень обслу-
живания формируется на жилых территориях,  включает детские  дош-
кольные учреждения и школы,  амбулаторно-поликлинические учрежде-
ния,  аптеки,  молочно-раздаточные пункты, магазины повседневного
спроса,  предприятия  общественного питания и бытового обслужива-
ния,  учреждения массовой культуры и спорта,  отделения  связи  и
сбербанка.  Объекты  местного  уровня размещаются:  повседневного
спроса в микрорайонах с радиусом 200-400  метров,  периодического
спроса  в  жилых  районах с радиусом 1200 метров.  Обеспеченность
объектов местного уровня принимается согласно  обязательному  пе-
речню и расчетным показателем по таблице 8.1,  8.2.*.  Ориентиро-
вочные размеры участков принимать согласно приложению  2  таблице
1.


* - Расчетное население (жители) принимать по перспективному  жи-
лому  фонду с учетом различий норм обеспеченности в муниципальном
и коммерческом жилье.

8.4. При формировании системы обслуживания работающих  на  произ-
водственных территориях должны предусматриваться объекты закрытой
и открытой сети местного уровня. Учреждения закрытой сети местно-
го  уровня  размещаются  на территории промышленных предприятий и
рассчитываются согласно СниП 2.09-04-87. Учреждения открытой сети
местного  уровня  размещаются  на стыковых территориях производс-
твенных зон и жилых районов и рассчитываются согласно таблице 8.2
на население прилегающих районов с коэффициентом учета работающих
по таблице 8.3.В состав сети местного уровня на стыковых террито-
риях*  включаются  объекты  торгово-бытового назначения,  спорта,
сбербанки,  отделения связи, а также офисы и объекты автосервиса.
8.5.  Полный комплекс обслуживания населения предусматривает раз-
витие учреждений городского значения на общественных  территориях
в  многофункциональных  и специализированных центрах.  Основанием
для проектирования являются  утвержденные  <Основные  направления
генерального  плана  развития  Москвы>  и заявки инвестора.Объемы
развития городских учреждений определяются в процессе  проектиро-
вания  с  учетом  территориальных ресурсов в общественных зонах и
центрах и рекомендуемых плотностей застройки по  таблице  8.4.  В
состав  городских общественных центров включаются учреждения тор-
гово - бытового обслуживания, в том числе торгово-пешеходные зоны
, объекты культуры, гостиницы, учреждения здравоохранения и обра-
зования, деловые комплексы. В подземном пространстве общественных
зон города могут быть размещены гаражи и автостоянки,  транспорт-
ные проезды, учреждения городского уровня торгово-бытового назна-
чения и культуры. Рекреационные территории с сопутствующим обслу-
живанием входят в систему общегородского центра.



* - стыковая территория:  фронт застройки улицы, разделяющей про-
изводственную  зону и жилой район с размещением объектов обслужи-
вания.

Детские дошкольные учреждения и школы.

8.6. Детские дошкольные учреждения и школы  общего  типа  следует
размещать  в  соответствии с <Нормами и правилами> МГСН 4.06-96 и
МГСН 4.07-96.  8.7. Потребность в дошкольных учреждениях и школах
определяется  для каждого жилого района в соответствии с демогра-
фической структурой населения на его территории, а также пешеход-
ной доступностью радиусом до 300 м (ориентировочные демографичес-
кие показатели по г.Москве приведены в таблице 8.5.) При  расчете
потребности  в дошкольных учреждениях рекомендуется принимать 60%
охвата детей от 0 до 5 лет и 25%  детей 6 лет,  таблица 8.6.  При
расчете  потребности в школах рекомендуется принимать 75%  охвата
детей 6 лет,  100%  охвата детей 7-15 лет, 40% охвата детей 16-17
лет.  8.8.  Специализированные  дошкольные учреждения и школы для
ослабленных детей рассчитываются исходя из средних показателей: 2
места на 1000 жителей по дошкольным учреждениям и 3 места на 1000
жителей по школам (включая школы-интернаты) 8.9. Школы городского
значения - музыкальные, спортивные, художественные следует разме-
щать в жилых районах города с доступностью  не  более  15  минут.
Участки  специализированных школ следует принимать:  спортивных и
школ-интернатов 2-2.5 га на объект,  музыкальных,  художественных
15кв.м  на  одно место,  специализированных дошкольных учреждений
700-800 кв.м.  на группу.  Высшие и  средние  учебные  заведения.
8.10.  Высшие  и  средние учебные заведения размещаются на основе
утвержденной градостроительной документации.  Проектирование выс-
ших  и средних учебных заведений осуществляется в соответствии со
СНиП 2.08.02 - 85* <Общественные здания и  сооружения>,  в  соот-
ветствии  с заданием определяется состав учреждений общественного
питания,  спорта, обслуживания. При размещении высших учебных за-
ведений  следует  объединять  их в комплексы,  создавая на группы
учебных заведений общие  учреждения  обслуживания  -  спортивные,
культурные,  научные и.т.п. Количество учащихся (студентов), спе-
циализация высших,  средних специальных учебных заведений и  про-
фессионально-технических училищ определяются заданием на проекти-
рование. Расчет потребности в технических училищах, колледжах ре-
комендуется  принимать  с учетом 50-60%  охвата детей от 15 до 17
лет в районе города.  8.11. Средние специальные учебные заведения
и  профессиональнотехнические  училища  следует  размещать вблизи
предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства при соб-
людении   санитарных   норм.  В  соответствии  с  п.3.22.  СанПиН
2.2.1/2.1.1.567-96 допускается размещать учебные заведения в гра-
ницах  санитерно-защитной зоны предприятий I-го ,  II-го,  III-го
классов,  а также зонах повышенной протяженности.  При размещении
следует территориально объединять их, учитывая уровень обучения и
отрасль,  в учебные комплексы с единым вспомогательным хозяйством
, общежитиями, спортивными и культурнобытовыми помещениями, а при
соответствующем обосновании - общими учебными и учебно-производс-
твенными помещениями.  8.12.  Студенческие общежития следует объ-
единять в студенческие городки с комплексным обслуживанием, вклю-
ченным в единую систему культурно - бытового обслуживания населе-
ния.


Учреждения здравоохранения. Учреждения здравоохранения размещают-
ся на основе утвержденной  градостроительной  документации.  8.13
Учреждения   здравоохранения   включают  стационарные  учреждения
(больницы),  амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники,
амбулатории врачей общей практики,  консультативнодиагностические
центры),  диспансеры, родильные дома, подстанции скорой медицинс-
кой помощи,  раздаточные пункты молочной кухни,  аптеки,  которые
рассчитываются по показателям потребности (МГСН 4-12- 97), центры
Госсанэпидемнадзора,  дезстанции.  Размеры земельных участков уч-
реждений здравоохранения следует принимать: больницы для взросло-
го  населения,  кроме хосписов и больниц восстановительного лече-
ния,  60-70 кв.м на 1 койку в зависимости от профиля  больницы  и
типа застройки, хосписы - 500 кв.м на 1 койку, больницы восстано-
вительного лечения 120 кв.м.  на 1 койку.  больницы для  детского
населения,  кроме детских больниц восстановительного лечения, 100
- 125 кв.м на 1 койку в зависимости от профиля  больницы  и  типа
застройки,  детские  больницы  восстановительного  лечения  - 150
кв.м,  родильные дома - 90 кв.м на койку; поликлиники, консульта-
тивно- диагностические центры и диспансеры (без стационара) в за-
висимости от объемно-композиционного решения и площади  застройки
здания с учетом подъездных и пешеходных путей, но не менее 0.5 га
на объект;  подстанции скорой медицинской помощи 0.3-0.5 га на  1
объект ;  аптеки 0.2-0.4 га на 1 объект. Площадь земельных насаж-
дений и газонов должна составлять  не  менее  50%  общей  площади
участка больниц. 8.14 Аптеки и раздаточные пункты молочной кухни,
амбулатории  врачей  общей  практики  размещаются  встроенными  и
встроеннопристроенными  в  жилой  застройке  в радиусе пешеходной
доступности до 400 м,  пункты молочной кухни - до 400 м.  в новых
районах.  В  сложившихся реконструируемых районах сохраняется су-
ществующая сеть этих учреждений. В составе комплекса сферы обслу-
живания на жилых территориях необходимо размещать территориальные
поликлиники для взрослых и детей с учетом пешеходной  доступности
от остановок общественного транспорта 100-150 м.  8.15 Учреждения
здравоохранения  следует  размещать  на  обособленных   земельных
участках,  с соблюдением санитарногигиенических требований. 8.16.
К общегородскому  уровню  относятся  клинические  многопрофильные
больницы для взрослых и детей (специализированные и узкоспециали-
зированные отделения), специализированные больницы для взрослых и
для  детей,  научно-консультативные центры при специализированных
больницах и городские диспансеры,  НИИ и клиники  федерального  и
ведомственного подчинения. В административных округах города сле-
дует размещать клинические многопрофильные больницы для  взрослых
и  детей  (отделения  общих профилей) специализированные больницы
для взрослых (психиатрические,  психоневрологические,  наркологи-
ческие,  туберкулезные),  консультативнодиагностические  центры и
поликлиники при клинический многопрофильных больницах.  На группу
районов города на основе генплана административного округа следу-
ет размещать родильные дома,  стоматологические  поликлиники  для
взрослых и детей, женские консультации, диспансеры (противотубер-
кулезные,  врачебно-физкультурные , психоневрологические , нарко-
логические,  кожно-венерологические ), централизованные отделения
(кабинеты) территориальных поликлиник по узким специальностям.  В
районе  города  следует размещать территориальные поликлиники для
взрослых и детей,  хосписы,  дома сестринского ухода.  Для группы
жилых  домов  следует  предусматривать  амбулатории  врачей общей
практики. Допускается размещение амбулаторий врачей общей практи-
ки, женских консультаций и стоматологических поликлиник, встроен-
ными в жилые дома с соблюдением необходимых гигиенических, проти-
вопожарных  и  санитарных  требований.  8.17 Расчетные показатели
потребности населения в ЛПУ следует  принимать  по  МГСН-  Лечеб-
но-профилактические учреждения (4-12-97).



Учреждения социального обеспечения. 8.18 Сеть учреждений социаль-
ного обеспечения определяется на основе схемы развития учреждений
социальной защиты и включает: домаинтернаты, социально-реалибита-
ционные учреждения, территориальные центры социального обслужива-
ния,  специализированное жилье для инвалидов и престарелых.  Дома
интернаты,  в том числе общего типа,  для психохроников,  детские
дома  для детей инвалидов следует размещать в соответствии с МГСН
4.02.-94 и 4.03-94 на обособленных участках территорий и в  зеле-
ных  зонах  в  черте  города и рассчитывать исходя из 2.1 мест на
1000 жителей.  Территориальный комплексный центр социального обс-
луживания рассчитывать по таблице 8.2.  Центры реабилитации и оз-
доровления рассчитывать -1 место на 1000 жителей, центры матери и
ребенка - 0.02,  центры сбора лиц без определенного места житель-
ства - 0.07, центры социальной реабилитации- 0.06, ночлежки - 0,3
мест на 1000 жителей.  Территориальный комплексный центр социаль-
ного обслуживания представляет собой учреждения,  предназначенное
для дневного пребывания престарелых и инвалидов и других социаль-
но не защищенных групп населения и обслуживания их на дому,  раз-
мещается в жилой застройке с радиусом обслуживания 1.5 км, 1 объ-
ект на район города. Территориальный комплексный центр предостав-
ляет в дневное время бесплатное медицинское и культурное обслужи-
вание возможности трудовой  деятельности  а  также  разнообразные
платные услуги и питание.  Центр должен включать лечебно - произ-
водственные , культурно - бытовые , предприятия общественного пи-
тания,  медицинские и лечебнофизкультурные кабинеты. 8.19 Размеры
земельных участков  учреждений  социального  обеспечения  следует
принимать:  дома-интернаты для престарелых, ветеранов труда вмес-
тимостью 50- 300 мест 80-100кв.м территории на 1 место, для инва-
лидов  с  физическими  недостатками  50-200 мест 80-120 кв.м на 1
место, психоневрологические интернаты 200-600 мест 80-120 кв.м на
1 место.

 Учреждения культуры и искусства.  8.20 Учреждения культуры и ис-
кусства размещаются на основе генсхемы развития учреждений  куль-
туры  и искусства в системе общественных центров Москвы,  а также
на жилых,  и рекреационных территориях Учреждения культуры и  ис-
кусства,  в том числе клубы, выставочные залы, библиотеки, кино и
видео салоны рекомендуется размещать в  составе  местных  центров
обслуживания. Театры, концертные залы, музеи, выставки, библиоте-
ки,  учреждения внешкольного воспитания - в составе  общественных
центров  Москвы.  Допускается размещать встроенно-пристроенными и
встроенными в жилые дома библиотеки,  детские  досуговые  группы,
клубы пенсионеров, видеосалоны с соблюдением необходимых гигиени-
ческих, противопожарных и санитарных требований. 8.21. Учреждения
культуры  местного значения в составе минимального комплекса обс-
луживания населения рассчитывается по таблицам  8.1,8.2.  Вмести-
мость и размеры земельных участков музеев, выставочных залов, те-
атров,  зоопарков и других уникальных объектов определяются зада-
нием на проектирование.

Предприятия торговли,  общественного питания, бытового обслужива-
ния.  8.22. Предприятия торговли, общественного питания, бытового
обслуживания  размещаются  в  системе общественных центров на об-
щественных, жилых, производственных, и рекреационных территориях.
Предприятия торгово-бытового назначения местного уровня рассчиты-
ваются по таблицам 8.1,8.2. 8.23. Допускается размещение встроен-
ных, встроенно-пристроенных и пристроенных магазинов, за исключе-
нием: специализированных магазинов с товарами бытовой химии, лег-
ковоспламеняющимися и горючими материалами, магазинов, не отвеча-
ющим санитарным требованиям.  Также допускается размещать в жилых
домах  предприятия  общественного питания до 50 посадочных мест и
домовые кухни с производительностью до 500 обедов  в  день,  мас-
терские и ателье , приемные пункты прачечной и химчистки при соб-
людении гигиенических, противопожарных и санитарных требований.

Физкультурно-спортивные учреждения. 8.24. Сеть физкультурно-спор-
тивных учреждений района города должна включать:  учреждения пов-
седневного обслуживания, размещаемые в пределах жилых групп (физ-
культурно-оздоровительные,  подростковые,  молодежные)  в радиусе
до400м., помещения физкультурнооздоровительного назначения, приб-
лиженные к жилью, размещаемые в составе жилых зданий при соблюде-
нии необходимых санитарногигиенических и противопожарных требова-
ний; учреждения периодического обслуживания, размещаемы в общест-
венных зонах и на озелененных территориях общего пользования  жи-
лого  района в радиусе доступности не более 15 мин (физкультурно-
оздоровительные центры городских районов,  отделения  детско-юно-
шеских спортивных школ, комплексы физкультурно-рекреационных соо-
ружений).  Рекомендуемые расчетные показатели минимальной обеспе-
ченности сооружениями и территориями для учреждений повседневного
и периодического обслуживания приведены в таблице 8.7. Требования
к  расчету принимать по МГСН-4-08-97 "Массовые типы физкультурно-
оздоровительных учреждений.  8.25.  Расчетные показатели  таблицы
8.7  следует уточнять в задании на проектирование с учетом демог-
рафии. 8.26. Расчетная вместимость комплексов физкультурнорекреа-
ционных сооружений, размещаемых на озелененных территориях общего
пользования,  не должна превышать предельные допустимые  нагрузки
на рекреационные территории и уточняется заданием на проектирова-
ние. 8.27. Отделения детско-юношеских спортивных школ размещаются
исходя из расчета 1 отделение на 50 тыс. жителей, но не менее од-
ного отделения на район.  8.28. Размещение физкультурно-оздорови-
тельных  сооружений  повседневного  и периодического обслуживания
следует производить с учетом требований обеспечения и доступа ин-
валидам  и  маломобильным  группам  населения,  изложенных  в ВСН
62-91.  8.29 Сооружения  физкультурно-оздоровительных  учреждений
периодического  обслуживания размещаются компактно в общественном
центре.  В видовой структуре отделений ДЮСШ преобладают школы  по
видам  спорта,  требующим  значительных территорий для сооружений
(легкая атлетика,  футбол). Допускается размещение отделений ДЮСШ
на участках существующих школ при наличии достаточной территории.

Обязательный перечень  и расчетные показатели минимальной обеспе-
ченности социально значимыми объектами  приближенного  обслужива-
ния. Таблица 8.1
 
ј Предприятия и учреждения приближенного обслуживания Ед. Измере-
ния Минимальная обеспеченность 1) 1.  Детские сады,  ясли Мест на
1000 жителей Расчет по демографии 2.  Продовольственный, кулинар-
ный магазин,  булочная -кондитерская Кв.м.  торговой  площади  на
1000 жителей 20.0 3.  Промтоварный магазин товаров первой необхо-
димости -<- 10.0 4. Приемный пункт прачечной, химчистки объект на
жил.  группу 1.0 5. Мастерская бытового обслуживания раб. мест на
1000 жителей 0.5 6.  Аптечный пункт кв.м.  общей площади на  1000
жителей  10.0  7.  Клуб обслуживания пенсионеров и инвалидов кв.м
общей площади на 1 жителя 0.03 8.  Пункт охраны порядка кв.м. об-
щей площади на жилую группу 20.0 9.  Молодежный клуб кв.м.. общей
площади на жителя 0.03 10. Спортивно-тренажерный зал -<- 0.05

1) Показатели обеспеченности жителей объектами приближенного обс-
луживания  входят в суммарные показатели обеспеченности объектами
повседневного обслуживания.

Обязательный перечень и расчетные показатели минимальной  обеспе-
ченности  социально  значимыми объектами повседневного и периоди-
ческого обслуживания.

Таблица 8.2 Предприятия и учреждения Единица измерения  Минималь-
ная обеспеченность


повседневные услуги периодические услуги 1 2 3  4  1.  Учреждения
образования Кв.м.  общ.пл.  на 1 жителя 1.5 - 2.0 0.1 В том числе
на 1000 жителей: дошкольные учреждения


Мест


Расчет по демографии


Расчет по демографии Общеобразовательн ые школы Мест -<- -<- Спе-
циализированны е детские учреждения  музыкальные,  искусств,худо-
жественные) Мест - 15.0 2.Предприятия торговли, общественного пи-
тания,  (1) в том числе на 1000 жителей: Кв.м общ.пл. На 1 жителя
0.4 0.05 Магазины - Продовольственные Непродовольственн ые

Кв.м торг.пл -<-

80.0 40.0

Предприятия общественного питания Пос.мест 11.0

Предприятия бытового  обслуживания Раб.мест 1.5 1.64 3.Учреждения
культуры и искусства (1)  в  том  числе  на  1000  жителей:  Кв.м
общ.пл.  на 1 жителя 0.15 0.15 Универсальный зал, Выставочный зал
Мест кв.м общ. пл. 10.0

7.0 10,0 Библиотеки Тыс.томов 3.1

Клубные помещения Кв.м общ.пл 90


1 2 3 4 Центры искусств, эстетического образования учащиеся - 8.0
4.  Учреждения здравоохранения и соцобеспечения в  том  числе  на
1000 жителей: Кв.м. общ.пл. на 1 жителя 0.06 0.24 Аптеки (1) Кв.м
общ.пл.  50.0 14.0 Раздаточные пункты молочной кухни -<-  10.0  -
Территориальные поликлиники : Для взрослых Посещений в смену



13.2 Для детей -<-

4.4 Больницы, в том числе родильные дома коек - По расчету на го-
род Специализированны е поликлиники и диспансеры: Для взрослых


Посещений в смену

по расчету


-<- Для детей -<-

-<- Территориальный комплексный  центр  социального  обслуживания
Кв.м общ. пл.

40 Подстанции скорой помощи машина - 0.1 Дома-интернаты для инва-
лидов и престарелых (2)


По расчету на город 5.Закрытые спортивные сооружения Кв.м общ. пл
. 
                                      41

на 1 жителя 0.13 0.19 6.Учреждения прочие Кв.м общ.пл. на 1 жите-
ля 0.09 0.16 В том числе:
 отделение милиции

Объект


1 на  50  тыс.жит.  Опорный пункт охраны порядка Кв.м общ.пл.  на
микрорайон 120.0 - РЭУ Объект

1 на 25 тыс.жит. Отделение сбербанка Кв.м общ.пл. на 1000 жителей
20.0 - Отделение связи Объект 1 на 15 тыс.жит

АТС из расчета 580 номеров на 1000 жителей Обект на 10-40 тыс.но-
меров - По расчету 7.Объекты коммунального хозяйства в том числе:
объект По расчету

Стоянки уборочных машин -<-

1-2 Газораспределитель ный пункт -<- По расчету

Трансформаторные подстанции (3) -<- На 3-4 тыс.жит

Общественные уборные  .прибор  на  1000 жит 0.3 0.7 Пожарные депо
(4) Объект на 6 пожарн.маш.


8. Помещения свободного назначения кв.м. общ. площ. на 1 жителя

0.1

1)При расчете  учреждений торгово-бытового обслуживания и общест-
венного питания следует учитывать дополнительную нагрузку дневно-
го населения, принимая повышающий коэффициент к расчетным показа-
телям по структурным частям города:  в центральном  ядре,  прима-
гистральных территориях и градостроительных узлах - 3.0;  на меж-
магистральных территориях с размером до 500 га -2.0;  с  размером
500  -  1000 га только для групп смешанной жилой застройки - 1.5.
2) Дома интернаты для инвалидов и престарелых,  детские дома  для
детей инвалидов, рассчитываются на город по показателям 2.1 места
на 1000 жителей.  3) При оборудовании кухонь электроплитами коли-
чество трансформаторных подстанций увеличивается на 20%. 4)Пожар-
ные депо являются объектами городского назначения, при размещении
в жилом районе в расчетную территорию не включаются.  Обслуживают
территорию в радиусе 2 км.  5)Больницы, специализированные полик-
линики,  являющиеся  объектами общегородского значения.  в расчет
территории района жилого,  муниципального не включаются. Террито-
риальные  поликлиники включаются в расчет территории жилого райо-
на.


Коэффициенты для  расчета торгово-бытовой сети на стыковых терри-
 ториях с учетом работающих.

Таблица 8.3

Соотношение: Работающие (тыс.чел) Жители (тыс.чел) Коэффици  -ент
Расчетные показатели (на 1000 жит)


Торговля кв.м. торг.пл. Общественно е питание мест Бытовое обслу-
живани  е рабочих мест 0.5 1 120 11 1.5 1 2 240 22 3 1.5 3 360 33
4.5




Рекомендуемые плотности застройки общественных центров.

Таблица 8.4

Типы центров Плотности застройки (тыс.кв.м. общ. пл./га)

На сносе и на новых территориях При реконструкции 1.Многофункцио-
нальные зоны общегородского центра Не менее 25 Не менее 15 2. Де-
ловые комплексы Не менее 25 Не менее 15 3.  Гостиничные комплексы
Не менее 25 Не менее 15 4.  Торговые комплексы Не менее 10 Не ме-
нее 5 5.Культурные досуговые комплексы Не менее 5


Ориентировочная возрастная   структура   постоянного    населения
 г.Москвы (%%).

Таблица 8.5
Показатели

Москва В том числе



Центральная часть

Внешняя часть


Садовое кольцо Периферия центральной части

Численность постоянного населения в том числе:  100 100  100  100
Дети и подростки в возрасте: 0-5лет 6 лет 7-15 лет



20.0 8.3 1.3 10.4


18.3 7.9 1.1 9.3


18.5 8.1 1.2 9.2


20.3 8.4 1.4 10.5 Трудоспособное население,  из  них  в  возрасте
 16-17 лет

56.0

2.8

53.0

2.3
54.0

2.4

56.8

2.9 Старше трудоспособного возраста 24.0 27.0 26.0 22.9


Ориентировочные показатели  развития  детских дошкольных учрежде-
ний. Таблица 8.6


охват

дети%

показатели

0-5 лет 6 лет 0-5 лет 6 лет мест на 1000 жит в Садовом кольце 40%
25% 7.9 1.1 34 периферия
 центральной части 60%  25%  8.1 1.2 52 периферия 60% 25% 8.4 1.4
54

Расчетные показатели   физкультурно-оздоровительных   учреждений.
Таблица 8.7.  Уровень обслуживания, тип комплекса Расчетные пока-
затели


Общая площадь  крытых  сооружений  (кв.м/чел)  Площадь территории
комплексов (кв.м/чел) 1.  Повседневное обслуживание -  сооружения
приближенные  к  жилью  (физкультурно-оздоровительные клубы) 0.13
0.3-0.7* 2. Периодическое обслуживание, всего, в том числе:

- физкультурно-оздоровительные центры районов

-специализированные физкультурнооздоровительные сооружения (ДЮСШ)

-комплексы сезонных физкультурнорекреационных сооружений 0.19



0.14


0.02


0.03 1.3-1.5*



1.0-1.2





0.3

ВСЕГО в том числе: -сооружений, размещаемых в жилой застройке

-сооружений, размещаемых в парках 0.32


0.29


0.03 1.6-2.2*


1.3-1.9*


0.3


Примечания: 1. Показатели площади комплексов даны без учета пока-
зателей трасс различного назначения,  прокладываемых на местности
с пешеходными дорожками.

2.*-показатели дифференцируются в зависимости от местоположения в
структурных частях города ("Нормы и правила" МГСН 1.01-97,  Часть
1).



Раздел 9. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА,



        9.0.1. Транспортная инфраструктура должна проектироваться
с учетом специфики Москвы как столичного города и как крупнейшего
транспортного узла, интегрирующего городские, региональные, обще-
государственные, международные функции.
        Все системы и подсистемы городского и внешнего транспорта
Москвы,  включая  улично-дорожную сеть,  должны проектироваться в
органическом единстве, обеспечивая надежные, быстрые и безопасные
связи  для  перевозки  пассажиров и грузов в необходимых объемах,
экономичность строительства и эксплуатации транспортных устройств
и сооружений,  высокую эффективность использования городской тер-
ритории.
        Целостность транспортной  системы  должна  обеспечиваться
развитой сетью транспортно-пересадочных узлов





9.1.Улично-дорожная сеть.

        9.1.1.Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следу-
ет формировать как единую общегородскую систему,  взаимоувязанную
с функционально-планировочной организацией города.

        Общее инженерное и архитектурное решение  улиц,  дорог  и
искусственных сооружений должно быть направлено на достижение ор-
ганической связи с окружающим ландшафтом и  учитывать  требования
охраны окружающей cреды.
        9.1.2.При расчете загрузки уличной сети, а также при рас-
чете  потребности в местах хранения автомобилей следует принимать
на расчетный срок уровень  насыщения  автомобильным  транспортом:
всех категорий автомобилей - 355 ед. на 1000 жителей; в том числе
легковых автомобилей - 320 ед.  на 1000 жителей,  из них легковых
автомобилей частной принадлежности - 300 ед. на 1000 жителей.
        Количество автомобилей,  прибывающих из других населенных
пунктов региона и других городов, определяется специальным расче-
том.

Классификация уличной сети.  9.1.3.Улицы следует дифференциро
Заголовок: Постановление ПравительстваN 498-ПП
Дата: 1998-06-23
Позиционируется в разделах: Городское хозяйство >> Инженерное обеспечение
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание