Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы


                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  

 5 мая 1998 г. N 361-ПП 

Об   утверждении   Московских  городских
строительных    норм    "Образовательные
учреждения   для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся   без   попечения  родителей"
(МГСН 4.15-98)

     В   целях   развития   и   совершенствования   нормативной   базы
проектирования  и  строительства  в городе Москве Правительство Москвы
постановляет:                                                         
     1.   Утвердить   и   ввести   в   действие  Московские  городские
строительные  нормы  "Образовательные  учреждения  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей" МГСН 4.15-98 (приложение),
разработанные  в  соответствии  с  распоряжением  первого  заместителя
Премьера  Правительства  Москвы  от  23.10.97 N 1106-РЗП "О дальнейшем
совершенствовании  нормативно-методической  базы  в  проектировании  в
г.Москве в 1997-1998 гг.".                                            
     2.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.


П.п.И.о.Премьера Правительства Москвы                   В.П.Шанцев



                      Правительство Москвы

-----------------------------------------------------------------


          Система нормативных документов в строительстве

              МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

-----------------------------------------------------------------








            ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
            И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ




                           МГСН 4.15-98







-----------------------------------------------------------------

                               МОСКВА
                                1998г.






.                                                     МГСН 4.15-98


   ----------------T----------------------T--------------------+
   | Правительство | Московские городские |    МГСН 4.15-98    |
   |    Москвы     |  строительные нормы  |--------------------+
   |               |                      | разработаны впервые|
   L---------------+----------------------+---------------------













            ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
            И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ








   ----------------------T----------------------T--------------+
   |      ВНЕСЕНЫ        |    УТВЕРЖДЕНЫ        |     СРОК     |
   | Москомархитектурой  |   постановлением     |   введения в |
   |                     | Правительства Москвы |    действие  |
   |                     | от         ј         |              |
   L---------------------+----------------------+---------------



                             - 1 -


.                                                     МГСН 4.15-98


                          ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНО МНИИП объектов культуры,  отдыха, спорта и здраво-
   охранения Москомархитектуры (канд.  арх. Тхор Э.А., архитектор
   Любомудрова  К.И.,  инженеры Герасина Л.А.,  Тихомирова И.Б.),
   при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (зав. отделом Синякова Д.В.,
   санитарный  врач  Пронина  Л.И.) и НИИ охраны здоровья детей и
   подростков РАМН (канд. медицинских наук Воронова Б.З., Белявс-
   кая Б.И.)

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективно-
   го проектирования и нормативов  Москомархитектуры  (архитектор
   Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)

4. СОГЛАСОВАНЫ  УГПС ГУВД г.Москвы,  МГЦ Госсанэпиднадзора,  Мос-
   ковским Комитетом образования,  Мосгорэкспертизой, Москомархи-
   тектурой.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства
   Москвы от


    Настоящий нормативный  документ  не  может быть полностью или
частично воспроизведен,  тиражирован и распространен  в  качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.











                              - 2 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                            СОДЕРЖАНИЕ                       стр.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   4
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   5
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6
4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   9
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ . . . . . . . . 12
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное) Типы Детских домов для сирот . . .26
   ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное) Основные принципы
   проектирования жилых помещений с учетом орга-
   низации учебного-воспитательного процесса и питания . . . . 28
   ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное) Размещений сани-
   тарных узлов, состав помещений и оборудования . . . . . . . 30
   ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (справочное) Рекомендуемые сос-
   тав и площадь помещений  Детского
   дома  для дошкольников на 80 мест . . . . . . . . . . . . . 32
   ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (справочное) Рекомендуемые площади
   помещений проживания, проектируемых
   по типу коридорной системы . . . . . . . . . . . . . . . .  36
   ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (справочное) Рекомендуемые площади
   помещений проживания, проектируемых
   по типу семейной квартиры . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
   ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (справочное) Рекомендуемые состав и
   площади помещений культурно-массового обслуживания
   в Школах-интернатах и в
   Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . . .  40
   ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (справочное) Рекомендуемые состав и
   площади помещений учебно-профессиональной подготовки
   в Школах-интернатах и в
   Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . . . .43
   ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (справочное) Рекомендуемые состав и
   площади помещений столовой и производственных
   помещений кухни в Школах-интернатах
   и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . .  46
   ПРИЛОЖЕНИЕ 10 (справочное) Рекомендуемые состав и
   площади помещений административно-бытового и
   медицинского обслуживания в Школах-интернатах
   и Учебно-воспитательных комплексах
   на 100 мест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
   ПРИЛОЖЕНИЕ 11 (справочное) Рекомендуемые состав и
   площади помещений изолятора . . . . . . . . . . . . . . . . 50
                              - 3 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98

            МОСКОВСКИЕ  ГОРОДСКИЕ  СТРОИТЕЛЬНЫЕ  НОРМЫ

                           СВОД  ПРАВИЛ


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
            ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
            И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
                                          Дата введения

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы разработаны в  соответствии  с  требованиями
СНиП 10-01-94 (см.  раздел 2) для г. Москвы как дополнение к нор-
мативным документам в строительстве,  действующим  на  территории
г.Москвы,  и  распространяются  на проектирование новых и реконс-
трукцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
     Требования настоящего  документа  не распространяются на До-
ма для детей-сирот раннего возраста (до 3-х лет) и Санаторные де-
тские дома для детей-сирот, которые должны проектироваться по ин-
дивидуальным заданиям, содержащим  помимо прочих  соответствующие
медицинские требования.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные  положения и требова-
ния к размещению, участку, архитектурно-планировочным  решениям и
инженерному оборудованию Образовательных учреждений для детей-си-
рот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3.  Настоящие  нормы  содержат обязательные, рекомендательные и
справочные положения.
     Пункты настоящих норм, отмеченные знаком * , являются обяза-
тельными.





_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Издание официальное


                              - 4 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98

                      2. НОРМАТИВНЫЕ  ССЫЛКИ.


     В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные
документы:
     2.1. СНиП  10-01-94 "Система нормативных документов в строи-
тельстве. Основные положения."
     2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."
     2.3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и  сооруже-
ний".
     2.4. СНиП  2/07/01-89х  "Градостроительство.  Планировка   и
застройка городских и сельских поселений".
     2.5. СНиП 2.04.01-85 "Внутренний  водопровод  и  канализация
зданий".
     2.6. СНиП 2.04.05-91х "Отопление, вентиляция и кондициониро-
вание".
     2.7. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и  сооруже-
ний".
     2.8. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
     2.9. ВСН 59-88 "Электооборудование жилых и общественных зда-
ний".
     2.10. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
     2.11. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
     2.12. МГСН  1.01-97  "Временные нормы и правила проектирова-
ния, планировки и застройки Москвы".
     2.13. МГСН 2.01-97 "Энергосбережения в зданиях".
     2.14. МГСН 3.01-96 "Жилые здания".












                              - 5 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                      3. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ.
     3.1. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, ос-
тавшихся без попечения родителей в настоящих нормах обобщающе на-
званы "Учреждениями". "Учреждения"  предназначены для проживания,
воспитания, обучения и обслуживания детей и подростков,  лишенных
попечения родителей или родственников.
     Планировка зданий и помещений,  их обустройство и оборудова-
ние  должны  способствовать созданию в учреждении семейной обста-
новки.
     3.2. Рекомендуемая номенклатура типов  "Учреждений", контин-
гент проживающих,  возраст воспитанников,  вместимость учреждений
приводится в таблице 3.1.
     При общей вместимости более 120 мест"Учреждение" должно сос-
тоять из отделений,  включающих, кроме помещений проживания и пи-
тания, также помещения и первичного медицинского обслуживания.
     3.3. "Учреждения" обеспечивают воспитанникам следующие необ-
ходимые условия:
- проживание;
- питание;
- воспитание и обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание;
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимос-
ти от индивидуальных склонностей и возможностей);
- административно-бытовое обслуживание.
     Одной из главных задач функционирования "Учреждений" являет-
ся воспитание личности, полноценного члена общества,  его профес-
сиональная подготовка,которая станет средством его существования,
и психологическая подготовка его к самостоятельной жизни в общес-
тве.
     *3.4. В "Учреждениях"  предусматриваются  следующие варианты
комплектования групп детей:
- в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов
  из детей и подростков одного уровня развития и учебной подгото-
  вки;
- в разновозрастных группах с комплектацией групп из детей разно-
  го возраста по принципу совместимости и образованием семей.
Примечание. Как вариант, возможно комплектование "семей" из одно-
            возрастных групп.
     *3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:
                              - 6 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
- в Детских домах для дошкольников - не более двух;
- в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах - не бо-
  лее трех; если в состав учреждения входит дошкольное отделение,
  его следует располагать не  выше второго этажа;
- в Домах проживания молодежи- в соответствии с требованиями МГСН
  3.01-96 "Жилые здания";
-учреждения типа"Приемная семья",располагаемые в жилых зданиях по
 согласованию с органами Государственной противопожарной службы и
  органами Госсанэпиднадзора, допускается размещать на любом эта-
  же. Предпочтительное размещение - на нижних этажах.
Примечание. На затесненных территориях в  Школах-интернатах число
            этажей может быть  увеличено  до четырех  при условии
            устройства противодымной защиты путей эвакуации, уст-
            ройства в здании  автоматического  пожаротушения и по
            согласованию  в каждом  конкретном  случае с органами
            Государственной противопожарной службы.
     *3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуацион-
ных проходов следует принимать в соответствии с пожарной безопас-
ностью зданий и сооружений.  В учреждениях типа "Приемная семья",
располагаемых  в жилых зданиях,  ширина  лестничных маршей прини-
мается в соответствии с нормами проектирования жилых зданий,но не
менее 1,35 м.
     3.7. Необходимость мероприятий гражданской обороны определя-
ется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
     3.8. Высоту помещений следует  принимать  в  соответствии  с
требованиями СНиП 2.08.02-89. Требования к инженерному оборудова-
нию и другие требования,  в том числе  и  пожарной  безопасности,
следует  принимать  в  соответствии с нормами проектирования СНиП
2.08.02-89х и СНиП 2.04.01-85,  СНиП 2.04.05-91,  СНиП  21-01-97,
ВСН 59-88,  МГСН 2,01-97, а также другими нормативными документа-
ми,действующими на территории г. Москвы.
     *3.9. Требования  к  внутренней  среде зданий следует прини-
мать:  в Детских домах для дошкольников и  дошкольных  отделениях
Учебно-воспитательных комплексов - в соответствии с МГСН 4.07-96;
в остальных учреждениях - в соответствии с МГСН 4.06-96; в учреж-
дениях,  раcсчитанных на проживание разновозрастных семей в поме-
щениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеу-
казанных документов. Во всех учреждениях следует учитывать требо-
вания СНиП 23-05-95.
                              - 7 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
Примечание. В учреждениях типа"Приемная семья" требования к внут-
            ренней  среде необходимо  в каждом  конкретном случае
            согласовывать с органами санитарного надзора.
                                                Таблица 3.1.
    Рекомендуемые номенклатура типов "Учреждений", контингент
   проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений.
---T-----------------------------T----------T-------T-----------+
|јј|Наименование типов учреждений|Контингент|Возраст|Вместимость|
|  |                             |          |  лет  |   мест    |
L--+-----------------------------+----------+-------+------------
 1. Детские дома для дошкольников Дети-сироты  3-7          60-80
 2. Школы-интернаты для детей:    Дети-сироты
    -с нормальным интеллектом                  7-18       100-120
    -с задержкой умственного                   7-18        80-120
     развития
    -с нарушением умственного
     развития                                  7-18        80-100
 3. Учебно-воспитательные         Дети и под-
    комплексы                     ростки-сиро-
                                  ты с нормаль-
                                  ным интеллек-
                                  том          3-18        60-120
 4. Приемная семья                Дети-сироты
                                  с нормальным
                                  интеллектом  3-18           4-8
 5. Дома проживания молодежи      Молодежь,
                                  требующая
                                  постинтернат-
                                  ской социаль-
                                  ной адаптации 16-23       60-80
_________________________________________________________________
Примечания:1.В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных ко-
             мплексов допускается включать постинтернатские груп-
             пы для подростков  и молодежи  в возрасте 16-23 лет,
             неприспособленных  к  самостоятельному  проживанию и
             требующих  социальной адаптации.
           2.Типологическая характеристика  учреждений приводится
             в Приложении 1.
                              - 8 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                    4. ТРЕБОВАНИЯ  К  УЧАСТКУ.

     *4.1. Площадь участка следует  принимать,  как  правило,  из
расчета  50-60  м2  на 1 место в учреждениях для дошкольников,  а
также в Домах для проживания молодежи и 100-120 м2 на 1  место  в
учреждениях для школьников.
Примечания:1.На затесненных  территориях  площадь  участка  может
             быть сокращена на 15-20%.
           2.Для учреждений  типа "Приемная семья", располагаемых
             в жилых зданиях,  специальный участок допускается не
             предусматривать.Дети данных учреждений могут пользо-
             ваться общей территорией жилого района.
           3.При расположении учреждений типа "Приемная семья"  в
             первых этажах зданий при согласовании с органами ар-
             хитектурного, санитарного и пожарного надзора допус-
             кается пристраивать открытые прогулочные террасы.
     *4.2. В составе территорий"Учреждений", за исключением учре-
ждений типа "Приемная семья", должны быть предусмотрены следующие
функциональные зоны:
а) зона проживания воспитанников с расположенными  в ней игровыми
   площадками и теневыми навесами для отдельных групп детей, спо-
   ртивными площадками;
б) зона  обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с
   мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделения;
г) хозяйственная зона,  в которой в зависимости от конкретных ус-
   ловий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские по-
   мещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д..
Примечания:1.В Домах проживания для молодежи зона изолятора, при-
            емного и карантинного отделения не предусматриваются.
           2.На затесненных территориях  для  размещения  хозяйс-
             твенных, инженерных и подсобных помещений рекоменду-
             ется использовать подземное пространство, в том чис-
             ле под зданиями при условии выполнения противопожар-
             ных требований,  а также требований других действую-
             щих нормативных документов.
     *4.3. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8  м2  на
одного  ребенка  из расчета одновременного присутствия всех детей
дошкольного возраста и 40-50 % детей школьного возраста. Площадки

                              - 9 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
должны иметь травянисто-песчаный покров.  Теневые навесы площадью
2  м2  на 1 место  должны  примыкать  к  игровым площадкам и быть
раcсчитаны на проведение игр в плохую погоду,  а также на возмож-
ность  проведения устных уроков для дошкольников и младших школь-
ников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и должны быть зак-
рыты с трех сторон,  а открытой стороной ориентированы на солнеч-
ную сторону.  Возможна организация игровых площадок и теневых на-
весов, общих на 2-3 группы.
     4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать сле-
дующее оборудование:
- для детей дошкольного и младшего  школьного возраста  - качели,
  качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные  дворики
  с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также
  площадка для развития всех основных видов движения(для лазания,
  скатывания, перелезания);
- для  детей  среднего  и старшего школьного возраста - беседки и
  скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
Примечания:1.Набор оборудования следует уточнять в каждом конкре-
             тном случае заданием на проектирование.
           2.К песочным дворикам должен быть подведен летний  во-
             допровод для мойки игрушек после игр.
     4.5.На территории "Учреждений" предусматривается физкультур-
ная площадка и спортивная площадки для игр  в настольный  теннис,
волейбол,бадминтон, футбол и т.п.Эти площадки располагаются вбли-
зи игровых площадок для детей среднего и старшего  школьного воз-
раста.
     Размеры спортивных  площадок  рекомендуется  принимать:  для
настольного тенниса - 2,8х1,5 м; для волейбола - 9х18 м; для фут-
бола - 40х60 м; для бадминтона - 13,5х6 м; для физической культу-
ры - 80-100 м2. Набор площадок и их размеры определяются в каждом
конкретном случае заданием на проектирование.
     4.6. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки
деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны.
Площадь  зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее
40%участка. Не допускается применение колючих и ядовитых растений
     4.7. Вопросы размещения "Учреждений" в системе застройки на-
селенных пунктов, удаление от промышленных объектов, транспортных
магистралей и т.п., а также  вопросы природоохранных мероприятий,
следует решать  в соответствии  с градостроительными требованиями
МГСН 1.01-97,  СНиП 2.07.01-89*  и других нормативных документов,
                              - 10 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
действующих на территории г. Москвы.
     *4.8. Территория "Учреждений" должна быть ограждена, на уча-
сток должно быть  предусмотрено не менее двух въездов с устройст-
вом дорог с твердым покрытием, запроектированным исходя из расче-
тной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов
должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены по-
дъезды с двух противоположных сторон.
     *4.9. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен  иметь
подъездные пути,  обеспечивающие возможность проезда пожарных ма-
шин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
     *4.10. Расход  воды  на наружное пожаротушение должен прини-
маться не менее 100 л/с от 3-х пожарных гидрантов,  установленных
в радиусе не более 150 метров от зданий, при одновременном расхо-
де воды на хозяйственно-питьевые нужды. На стенах зданий и соору-
жений следует предусматривать светоуказатели пожарных гидрантов.
     4.11. В дополнение к требованиям  настоящего  документа  при
проектировании территорий "Учреждений" следует  руководствоваться
требованиями МГСН 4.07-96 и МГСН 4.06-96,а также СНиП 2.07.01-89*





















                              - 11 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98

              5. ТРЕБОВАНИЯ  К  ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
                              РЕШЕНИЯМ.

     5.1. В состав "Учреждений", за исключением  учреждений типа
"Приемная семья", входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей и подростков;
- помещения  обслуживания (включающие помещения учебного,культур-
  но-массового, медицинского, административно-бытового обслужива-
  ния, помещения профессиональной подготовки и социальной адапта-
  ции, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор, приемно-карантинное отделение;
- хозяйственные сооружения.
Примечания. 1.Состав помещений"Учреждений" уточняется заданием на
            проектирование.
            2.В Домах проживания молодежи изолятор (приемно-кара-
            нтинное  отделение) не предусматривается.
            3.В учреждениях типа "Приемная семья"  предусматрива-
            ются помещения  проживания, а также кухня и некоторые
            хозяйственные помещения в  зависимости от местных ус-
            ловий (сарай, гараж, огород, теплица и т.п.).
     *5.2. Помещения проживания детей и подростков, а также поме-
щения обслуживания следует размещать  в  отдельных  корпусах  или
блоках,  непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединен-
ных отапливаемым переходом.
     Отделения дошкольников и постинтернатские группы должны быть
выделены в блоки или корпуса с отдельными входами и соответствую-
щим зонированием участка.
     Группы семейного типа допускается размещать в отдельно стоя-
щих коттеджах, раcсчитанных на одну или несколько семей.
     Учреждения типа "Приемная семья" разрешается размещать как в
коттеджах,так и в квартирах многоэтажных жилых домов при согласо-
вании в каждом конкретном случае с органами  Государственного са-
нитарного надзора и Государственной противопожарной службы.
     Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением,  до-
пускается  располагать  в  отдельном  корпусе или в изолированном
блоке,  примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным
входом.

                              - 12 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
     Хозяйственные сооружения  (котельная,  гараж,  прачечная   и
др.)должны  располагаться  в отдельном блоке или отдельных корпу-
сах, размещаемых в хозяйственной зоне с отдельным въездом.
     *5.3.Здания"Учреждений" следует проектировать не ниже 2 сте-
пени огнестойкости.
     Отдельные блоки  проживания  детей  вместимостью до 120 мест
каждый,  непоcредственно примыкающие друг к другу,  следует отде-
лять противопожарными стенами 1 типа.
Примечание. Учреждения типа "Приемная семья"  при размещении их в
            малоэтажной застройке допускается размещать в зданиях
            3 и 4 степени  огнестойкости высотой  не более одного
            этажа  при согласовании с  органами  Государственного
            пожарного надзора.
     5.4. Помещения  проживания  проектируются следующих основных
типов:
- по типу  дошкольных  учреждений, когда раздевальная, групповая,
  спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
- по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями
  жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
- по квартирному типу,  когда  жилые помещения  проектируются для
  группы детей, образующих семью(одновозрастную или разновозраст-
  ную).
Примечания. 1.Принципы проектирования жилых помещений  для  групп
            детей младшего  школьного возраста  могут приниматься
            как по типу детского сада, так и по  типу  коридорной
            системы.
            2.В Школах-интернатах,а также в Учебно-воспитательных
            комплексах могут быть приняты  как коридорная система
            проживания,  так  и проживание  по квартирному типу в
            расчете на одновозрастные или  разновозрастные семьи.
            Выбор типа проживания определяется заданием на проек-
            тирование.
     *5.5. Численность детей и подростков в жилых группах следует
принимать:
- в дошкольных группах - 6-8 человек;
- в  группах-классах  для  детей школьного возраста с нарушениями
  умственного развития - 6-8 человек;
- в остальных группах детей школьного возраста  Школ-интернатов и
  Учебно-воспитательных комплексов - 8-10 человек;
- в учреждениях типа"Приемная семья"   и "Учреждениях"   с прожи-
                              - 13 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
  ванием  по квартирному типу - 4-8 человек;
- в  Домах проживания молодежи и постинтернатских группах - 16-20
  человек.
Примечания.1.Комплектование  детей в жилых группах для дошкольни-
            ков, а также младшего и среднего  школьного  возраста
            следует осуществлять в  соответствии  с  организацией
            учебных классов(групп) с учетом количества, возраста,
            уровня подготовки,  характера   заболевания  ребенка.
            Комплектование жилых групп подростков старшего школь-
            ного возраста и постинтернатских групп осуществляется
            исключительно из соображений совместимости,  при этом
            комплектование классов  не связано  с комплектованием
            жилых ячеек.
            2.Численность групп детей с дополнительной умственной
            отсталостью(спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
            3.Если  в  Школах-интернатах  для детей с нарушениями
            умственного развития находятся дети, требующие корре-
            кции,то для них должна быть предусмотрена возможность
            изоляции каждой  жилой ячейки  при запирании  на ключ
            дверей между ними.
     5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошколь-
ников  -  на  2-3  группы,  для  школьников  -  на  4-8 групп или
групп-классов.
     В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать от-
дельный вход.  Допускается предусматривать общий  вход  для  двух
секций, расположенных на втором этаже.
     Входы в помещения жилых групп для детей  школьного  возраста
могут  быть  предусмотрены  или через отдельный вестибюль для од-
ной-двух секций, или через главный вестибюль.
     Возможен вариант,  когда  в  жилые группы для детей младшего
школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вести-
бюли для каждой секции,  а для среднего и старшего школьного воз-
раста - через главный вестибюль.
     Для постинтернатских групп, входящих в состав  Школ-интерна-
тов и Учебно-воспитательных комплексов,  рекомендуется предусмат-
ривать вестибюль с самостоятельным входом.
     В Домах проживания молодежи предусматривается один из входов
через вестибюль с постом дежурного.
     5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, за исключени-
                              - 14 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
ем Домов проживания молодежи, организуются через раздевальные.
     В случае, если входы в группы жилых помещений для школьников
предусматриваются через общий вестибюль,  раздевальные предусмат-
риваются при нем,  они располагаются в открытых помещениях, выго-
роженных оборудованием.  Допускается предусматривать общие разде-
вальные на 2-4 группы.
     В составе  оборудования  раздевальных  предусматриваются су-
шильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также
секционные шкафы для хранения детской одежды о обуви.
Примечания.1.При вестибюлях необходимо  предусматривать  гардероб
            для посетителей и санитарные узлы для мужчин и женщин
            (по 1-2 очка) с умывальником в шлюзе.
            2. Устройство наружных входов в помещения жилых групп
            детей-дошкольников   проектируются в  соответствии  с
            нормативными требованиями МГСН 4.07-96.
     5.8.В составе"Учреждений" предусматриваются комнаты для сви-
дания детей с посетителями площадью 18-20 м2, со входом из вести-
бюля.
     5.9. В  зависимости  от принятого планировочного решения до-
пускается предусматривать дополнительно отдельный вход в  помеще-
ния административно-бытового обслуживания с вестибюлем 18-30 м2.
     *5.10.Вместимость спальных комнат в зависимости от типа про-
живания (п. 5.4.) следует принимать:
- по типу дошкольных учреждений - 6-8 мест;
- по типу коридорной системы для детей школьного возраста  -  3-4
  места (при наличии одной одноместной спальной комнаты с санита-
  рным узлом на каждую группу), в постинтернатских группах и  До-
  мах проживания молодежи - 2-4 места;
- по типу жилой  квартиры для  Школ-интернатов  и Учебно-воспита-
  тельных комплексов - 2-4 места,  для учреждений  типа "Приемная
  семья - 1-4 места.
     5.11. Туалетные комнаты в жилых  группах,  проектируемых  по
типу  дошкольного  учреждения,  размещаются смежно с групповой.
     Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут
предусматриваться при каждой спальной комнате или общими в  кори-
доре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
     В группах,  комплектуемых по семейному принципу,  санитарные
узлы предусматриваются общими на квартиру.
     Размещение, состав помещений и санитарного оборудования  са-

                              - 15 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
нитарных узлов в различных типах жилых помещений  следует  прини-
мать в соответствии с Приложением 3.
     5.12. В "Учреждениях" питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
- для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
- для детей школьного возраста при коридорной системе проживания-
  в общих столовых на секцию или на все учреждение;
- при семейном проживании в Школах-интернатах или Учебно-воспита-
  тельных комплексах - или в общей столовой при кухне, или  в об-
  щей комнате квартиры;  в учреждениях  типа "Приемная семья" - в
  общей комнате или в кухне-столовой.
     В Домах  проживания  молодежи общая столовая и кухня не пре-
дусматриваются,поскольку воспитанники готовят себе сами. Для это-
го в составе секций предусматривается кухня (см. Приложение 2). В
состав учреждений рекомендуется включать буфет с подсобным  поме-
щением.
щением.
     Для дошкольников допускается предусматривать в составе  сек-
ций специальную столовую с буфетной на 2-3 группы.
     Вариант организации питания определяется заданием на  проек-
тирование.
     *5.13. Расчетные показатели площади основных жилых помещений
следует принимать не менее указанных в табл. 5.1.
     Рекомендуемые состав и площадь помещений жилых групп различ-
ных типов следует принимать в соответствии с Приложениями 4-6.
     *5.14. Наполняемость классов следует принимать:
- в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного  разви-
  тия - 6-8 человек или 4-6 человек (см. п. 5.5.);
- в остальных типах Школ-интернатов, а  также Учебно-воспитатель-
  ных комплексах -  8-10 человек  для  детей  младшего и среднего
  школьного возраста и 16-20 человек для детей старшего школьного
  возраста.
     5.15. В "Учреждениях" учебный процесс для младшего школьного
возраста может быть организован в помещениях  учебно-игровых ком-
нат  жилой ячейки.  В этом случае классы для детей этого возраста
не предусматриваются, а в  состав  учебных  помещений  включаются
только классы для учебных занятий детей среднего  и старшего шко-
льного возраста, а также кабинеты, требующие  специального обору-
дования (физики, химии, биологии, компьютерной техники, иностран-
ного языка т.п.), с лаборантскими, кабинеты социальной  адаптации
и профессиональной подготовки.
                              - 16 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                                     Таблица 5.1.
               Расчетные показатели площади основных
                  жилых помещений различных типов.
----T---------------T----------T--------------------------------+
|јј | Наименование  | Площадь  |                                |
|пп |  помещений    |помещений |          Примечания            |
|   |               | м2/место |                                |
L---+---------------+----------+---------------------------------
            Проектируемых по типу дошкольных учреждений.
 1. Групповая          3,2
 2. Спальная           3,2
              Проектируемых по типу коридорной системы.
 3. Спальные комнаты:
    - на 3-4 места     5,0      Если приготовление уроков предус-
                                матривается  в спальных комнатах,
                                их  площади должны быть увеличены
                                на 15-20%
    - на  2 места      6,0      Только в Домах проживания молоде-
                                жи  и   постинтернатских  группах
                                Учебно-воспитательных  комплексов
    - на 1 место     8,0-9,0
 4. Учебно-игровые
    комнаты:
    - для детей млад-           Предусмотреть зону  психологичес-
      шего и среднего           кой разгрузки
      школьного воз-
      раста            3,6
    - для детей стар-
      шего школьного
      возраста         3,2
                Проектируемых по типу жилой квартиры.
 5. Спальные комнаты
    на 2-4 места     4,5-5,0    По согласованию с органами  Сани-
                                тарного надзора разрешается  при-
                                менение откидных  или  раздвижных
                                кроватей
 6. Комната родителей
    или воспитателей
    на 2 места       5,0-6,0
 ----------------------------------------------------------------
                              - 17 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
     При семейной системе проживания классы,  также как и все ос-
тальные учебные помещения ,  предусматриваются  в  едином  блоке.
Примечание. По согласованию с  органами  Образования  допускается
            организовывать учебный процесс на площади  учебно-иг-
            ровых комнат жилой ячейки  также и для детей среднего
            школьного возраста.
     5.16. Независимо  от принципа организации учебного процесса,
воспитанникам "Учреждений" должны быть обеспечены условия выпол-
нения домашних заданий (или на площади учебно-игровых комнат или
в спальных комнатах).  Допускается  предусматривать  специальные
помещения для этих целей.
     *5.17. Площадь классов и учебно-игровых комнат  на  1  место
следует принимать: - для детей младшего и среднего школьного воз-
раста - 3,6 м2; - для детей старшего школьного возраста - 3,0 м2.
     В классах  и  учебно-игровых  комнатах  для детей младшего и
среднего школьного возраста следует предусматривать зону психоло-
гической  разгрузки,  в  которой  следует располагать кушетку или
кресло,  а также шведскую стенку.  Зону психологической разгрузки
следует огораживать мебелью или экраном.
     5.18. При семейном проживании в Учебно-воспитательных  комп-
лексах в составе помещений учебного блока необходимо предусматри-
вать учебно-игровые комнаты для детей-дошкольников  (детсадовские
группы) с раздевальной и туалетной.
     *5.19. В состав помещений учебно-профессиональной подготовки
"Учреждений"  всех типов следует включать лингофонные кабинеты  с
подсобными помещениями из расчета 1 кабинет  на 8-10 мест на каж-
дые 70-80 детей.
     *5.20. Кабинеты физики,  химии, географии, математики, исто-
рии,  литературы  и русского языка,  компьютерной техники следует
предусматривать только для детей среднего  и  старшего  школьного
возраста  из расчета на 1 место:  физики и химии - 3,4 м2;  в ос-
тальных кабинетах - 3,2 м2.
     При кабинетах  следует  размещать  лаборантские или кладовые
площадью 14-18 м2.
Примечания. 1.Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вмести-
            мости могут  быть совмещены в одном помещении, но при
            этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены
            раздельными.


                              - 18 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
            2.Специальные кабинеты - географии, математики, исто-
            рии, литературы и русского языка, не требующие стаци-
            онарного оборудования,  допускается  не  предусматри-
            вать, а занятия по этим предметам проводить в классах
            в составе блока  учебных помещений или учебно-игровых
            комнатах, расположенных в составе жилых секций.
     *5.21. При  помещениях  учебно-профессиональной  подготовки,
расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреацион-
ные  помещения  из  расчета 1,0-1,2 м2 на одно место в классе или
кабинете.
     5.22. В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах
предусматриваются:
- кабинет биологии-живой уголок 60-70 м2 с лаборантской 18 м2;
- компьютерный класс из расчета  6 м2 на 1 место с кладовой 16-18
  м2;
- кабинет черчения 36-54 м2 с подсобным помещениям 14-16 м2;
- кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема
  гостей 70 м2 и кладовой 10 м2;
- класс парикмахерского дела 28-30м2 с подсобным помещением 10-12
  м2;
- комнату музыкальных занятий 36-40 м2 с кладовой инструментов 18
  м2;
- класс рисования-изостудия 36-40 м2 с кладовой 18 м2;
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 54-60 м2 для де-
  тей с недостатками умственного развития, 80-100 м2 в учреждени-
  ях остальных типов;
- методический кабинет 24-30 м2;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 14-16 м2;
- кабинет заведующего учебной частью 14-16 м2;
- учительскую комнату 30-36 м2, которую можно совмещать с  комна-
  той мастеров.
     5.23. В  "Учреждениях"  для  детей  школьного возраста реко-
мендуется предусматривать учебно-производственные мастерские пло-
щадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской  ручных  реме-
  сел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой  техники
  4,0-4,2 м2;
- картонажно-переплетной, столярной,  ткацкой, токарно-фрезерной,
  гончарной - 5,0-5,6 м2.
     При учебно-производственных помещениях  следует предусматри-
                              - 19 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
вать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
     Число мест в помещениях  учебно-производственных  мастерских
следует  принимать 6-8;  специализацию мастерских и их количество
следует определять заданием на проектирование  в  зависимости  от
конкретных условий - назначения,  вместимости учреждения, местных
традиций, наличия специалистов, возможности дальнейшего трудоуст-
ройства и т.п..
     При проектировании учебно-производственных помещений и  кла-
довых для хранения материалов и готовых изделий должны быть учте-
ны противопожарные требования действующих нормативных документов.
     5.24. Воспитанники  Домов  проживания  молодежи и постинтер-
натских  групп  Учебно-воспитательных  комплексов,  как  правило,
учатся  в  городских учебных заведениях или работают на городских
предприятиях.  Возможен вариант,  когда в составе учреждений пре-
дусматриваются   учебно-производственные  мастерские,  являющиеся
также местом приложения труда воспитанников. Выбор варианта орга-
низации обучения и трудоустройства в каждом конкретном случае оп-
ределяется заданием на проектирование.
     5.25. В "Учреждениях" допускается предусматривать  специаль-
ный класс для подготовки  младшего  персонала для этих учреждений
площадью 24-30 м2 с кладовой учебных пособий 8-10 м2.
     5.26. В составе"Учреждений"предусматриваются бассейны и физ-
культурно-спортивные залы.
     В Детских домах для дошкольников:
- физкультурный зал - 70-72 м2;
- бассейн с ванной 3х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
     В "Учреждениях" остальных типов:
- спортивный зал 12х24 м;
- бассейн с ванной 5х10 м или 6х12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.
Примечания. 1.Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудова-
            ны в расчете на возможность использования для занятий
            лечебной физкультурой.
            2.В Детских домах  для дошкольников физкультурный зал
            используется также для проведения музыкальных занятий
            3.В Школах-интернатах для детей с нарушениями умстве-
            нного развития, требующих коррекции,  вместо спортив-
            ного зала следует  предусматривать  2-3 помещения для
            занятий физкультурой не более чем на 4-6 детей из ра-
            счета 4,5-5 м2 на 1 ребенка.
                              - 20 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
            4.В соответствии с заданием на проектирование  допус-
            кается проектировать бассейны  с  большими  размерами
            ванн и залы большей площади.
     *5.27. В Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных компле-
ксах следует  проектировать актовые  залы  на 120% от числа детей
школьного возраста  (в расчете на персонал и гостей)  площадью не
менее 1,2 м2 на 1 место в зале.
Примечания. 1.По заданию на проектирование допускается предусмат-
            ривать актовые залы на 60% детей  школьного  возраста
            (в расчете на проведение раздельных  мероприятий  для
            детей разных возрастов).
            2.В Школах-интернатах для детей с нарушениями умстве-
            нного развития актовый зал с фойе, техническими поме-
            щениями и помещениями для артистов  не предусматрива-
            ются.
            3.Если в состав Школ-интернатов и Учебно-воспитатель-
            ных  комплексов входит  отделение для дошкольников, в
            состав его  помещений  включаются зал  универсального
            назначения площадью  не менее 54 м2 с кладовой инвен-
            таря 12-14 м2.
     *5.28. В состав помещений при актовом зале  входят:  эстрада
площадью 54 м2,  кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по
заданию на проектирование), фойе (используемое как зал для танцев
и игр) из расчета 1,0-1,2 м2 на 1 место в зале,  помещение артис-
тов (30-35 м2) с санитарным узлом (3-4 м2),  помещение  пожарного
поста (15-16 м2), студия кабельного телевидения (18-20 м2), филь-
мовидеотека (16-18 м2),  кладовая аппаратуры (10-12 м2), кладовая
мебели и реквизита (20-24 м2).
    5.29. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекоменду-
ется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра,  лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др.пло-
  щадью 30-36 м2 с кладовыми для хранения  материалов  и  готовых
  изделий 16-18 м2;
- танцевальную студию (54-72 м2) с раздевальной (14-18 м2), сани-
  тарным узлом и душевой;
- театральный кружок (30-36 м2) с кладовой (16-18 м2);
- шахматный кружок (24-36 м2) с кладовой (8-10 м2).
Примечание. Состав и площади кружковых помещений определяются за-
            данием на проектирование.

                              - 21 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
     5.30. В "Учреждениях" рекомендуется  предусматривать помеще-
ния для хранения  спортивного  инвентаря (лыж, санок, велосипедов
и т.п.).
     5.31. В Школах-интернатах всех типов и Учебно-воспитательных
комплексах предусматриваются кабинеты логопеда  (12-14  м2);  для
дошкольников - 1 кабинет на секцию, в остальных типах - 1 кабинет
на учреждение.
Примечание. В Школах-интернатах для детей с нарушениями  умствен-
            ного развития вместо кабинета логопеда следует преду-
            сматривать кабинет дефектолога.
     *5.32. В состав медицинских помещений "Учреждений" для детей
детей  дошкольного  и школьного возраста должны входить кабинеты:
педиатра - 12 м2, стоматолога - 15-16 м2, психоневролога-психоло-
га - 14 м2, психотерапии - 18 м2, кабинет медицинской сестры-про-
цедурная - 14 м2.
     В Домах проживания молодежи предусматриваются только кабинет
врача и кабинет медицинской сестры (процедурная) по одному на все
учреждение.
     *5.33. Производственные помещения  пищеблока  кроме  питания
детей,  обеспечивают питание персонала. Для всех типов учреждений
питание детей организуется в одну смену.
     В Домах  проживания  молодежи  централизованный  пищеблок не
предусматривается.  В состав помещений включаются кухни,  рассчи-
танные на самостоятельное приготовление пищи.
     *5.34. В случае,  если питание детей предусматривается в об-
щей  столовой  при помещениях пищеблока,  площадь обеденного зала
принимается из расчета не менее 1,6 м2 на 1 место;  при зале пре-
дусматривается  умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каж-
дые 18-20 мест,  а в составе помещений  пищеблока  -  раздаточная
18-24 м2,  сервизная-хлеборезка 6-8 м2,  а также моечная столовой
посуды:  16-18 м2 при ручной мойке и не менее 30 м2 в расчете  на
механизированную мойку.
     Для питания персонала  следует  предусматривать  специальные
столы в общем обеденном зале.
     *5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расче-
та  6-8%  от  числа мест для детей дошкольного возраста и детей с
недостатками умственного развития и 4-5% от числа детей школьного
возраста  остальных учреждений.  Изолятор должен включать мельце-
ровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отде-
лением,  при  этом любой из мельцеровских боксов,  представляющий
                              - 22 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом  (унитаз,
умывальник,  ванна)  и  выходом на участок,  может служить прием-
но-смотровым боксом.
     *5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с  помещениями
изолятора через переходные тамбур-шлюзы.  Между боксами и коридо-
ром следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно,  кото-
рое служит для наблюдения за детьми.
     5.37. Изолятор размещается в отдельном корпусе или в отдель-
ном  блоке.  Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в от-
дельно стоящем корпусе.
     Размещение изолятора устанавливается в задании на проектиро-
вание.
     *5.38. В случае, когда изолятор размещается в отдельном бло-
ке,  он может быть или полностью изолированным,  или связан через
специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных.
В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку  для  смены
халатов;  кроме  того  в нем должен быть обеспечен подпор воздуха
при пожаре.
     *5.39. В помещения изолятора,  включающие комнату персонала,
процедурную,  инвентарную,  буфетную, санитарную комнату, кабинет
врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме
того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических про-
цедур). необходимо предусматривать самостоятельный вход.
     *5.40. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и
санитарным  узлом  следует принимать не менее 24 м2 в боксах на 1
место и 30 м2 в боксах на 2 места.
     При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусмат-
ривать пандусы с уклоном не более 1:8.
     *5.41. Состав  и  площади  помещений изолятора рекомендуется
принимать в соответствии с Приложением 11.
     *5.42. В  состав  Домов проживания молодежи следует включать
изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 м2.
изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 м2.
     5.43. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следу-
ет проектировать с учетом действующих нормативных  документов  по
проектированию лечебно-профилактических учреждений.
     5.44. В  составе  помещений  "Учреждений"  всех типов  реко-
мендуется  предусматривать компьютерный центр с установкой персо-
нальных компьютеров (36-40 м2) с архивом (16-18 м2).
     *5.45. Ширину дверей в помещениях,  где находится 15 и более
человек следует принимать не менее 0,9 м.
                              - 23 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
     *5.46. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектиро-
вать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6
м (не менее одной лоджии на 1-2 жилых  секции),  рассматривая  их
как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки
должны быть шириной не менее 1,6 м, а ограждение высотой не менее
1 м.
     *5.47. В целях противопожарной безопасности из каждой  жилой
группы  должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных вы-
ходов.
Примечание. В "Учреждениях",с организацией проживания по квартир-
            ному типу, и в учреждениях типа"Приемная семья", рас-
            положенных  в  жилых квартирах,  могут быть применены
            требования к эвакуации на случай пожара,  как для жи-
            лых домов (МГСН 3.01-96).
     *5.48.На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено
аварийное и эвакуационное освещение.
     5.49. Хозяйственные сооружения - котельная,  дезкамера,  га-
раж,  прачечная (или постирочная),  ремонтные мастерские, склады,
холодильники,  тепличные хозяйства и прочее - проектируются в за-
висимости  от местных условие в соответствии с заданием на проек-
тирование.  Их мощность,  состав и площади помещений определяются
расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объ-
екта,  а также требованиями действующих Строительных норм и  пра-
вил.
Примечание. В "Учреждениях"  на базе  гаража   рекомендуется пре-
            дусматривать подготовку специалистов по ремонту авто-
            мобилей.
     *5.50. В зданиях "Учреждений" должна быть  предусмотрена ав-
томатическая пожарная сигнализация в соответствии  с требованиями
СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предус-
матривать автоматическую пожарную сигнализацию следует определять
в соответствии с действующими нормативными документами.
     Сигнал о  срабатывании  системы АПС (автоматической пожарной
сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным  пребыванием
дежурного  персонала  (помещение  охраны)  и в ближайшую пожарную
часть.
     5.51. Системы внутреннего противопожарного водопровода,  ав-
томатического пожаротушения,  противодымной защиты следует проек-
тировать с учетом требований действующих на территории г.  Москвы
нормативных документов.

                              - 24 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
     5.52. При  разработке  Программ  и Заданий на проектирование
"Учреждений" для определения состава и площади помещений рекомен-
дуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.
     Состав и площади помещений обслуживания Домов проживания мо-
лодежи определяется в соответствии с МГСН 3.01-96.
































                              - 25 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
                                                     (справочное)
                            Типы "Учреждений".
-------------------T--------------------------------------------+
|Типы "Учреждений" |      Типологическая характеристика         |
+------------------+--------------------------------------------+
|        1         |                    2                       |
L------------------+---------------------------------------------
1.Детский дом для  Контингент воспитанников:дети-сироты в возрас-
  дошкольников     те от 3 до 7 лет с  нормальным  интеллектом, с
                   задержкой умственного  развития  и  нарушением
                   умственного развития.
                   Основные функции учреждения: ранняя диагности-
                   ка, медицинская реабилитация, возможная корре-
                   кция на ранней стадии, уход и воспитание.
                   Данное учреждение является   первой   ступенью
                   фильтрации детей по уровню интеллекта.
2.Школы-интернаты:
 -для детей с нор- Контингент воспитанников: дети-сироты с норма-
  мальным интелле- льным интеллектом в возрасте от 7 до 18 лет.
  ктом             Основные функции учреждения: воспитание,  обу-
                   чение, социальная адаптация, возможная профес-
                   сиональная ориентация, уход.Для старших школь-
                   ников предусматриваются классы  профессиональ-
                   ной подготовки.
 -для детей с за-  Контингент воспитанников: дети-сироты в возра-
  держкой умстве-  сте от 7 до 18лет с задержкой умственного раз-
  нного развития   вития.
                   Основные функции учреждения: воспитание,  обу-
                   чение, профессиональное обучение, уход.  Функ-
                   ции профессионально-технического обучения пре-
                   валируют над общеобразовательными.
 -для детей с на-  Контингент воспитанников: дети-сироты в возра-
  рушениями умст-  сте от 7 до 18 лет, требующие коррекции.
  венного разви-   Основные функции учреждения: воспитание,  обу-
  тия              чение, профессиональное обучение, уход.
-----------------------------------------------------------------

                              - 26 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                        Продолжение приложения 1.
----------------T-----------------------------------------------+
|       1       |                      2                        |
L---------------+------------------------------------------------
                   Особенностью архитектурно-планировочного реше-
                   ния является возможность изоляции функциональ-
                   ных блоков помещений,  отсутствие  больших  по
                   площади помещений(так как такие дети плохо пе-
                   реносят большое скопление людей в одном  объе-
                   ме) и расширенная номенклатура мастерских про-
                   фессиональной подготовки.
3.Учебно-воспита- Контингент воспитанников:  дети-сироты  с  нор-
  тельный комп-   мальным интеллектом в возрасте от 3 до 18 лет.
  лекс            Основные функции учреждения: воспитание, обуче-
                  ние, социальная адаптация, возможность  профес-
                  сиональной подготовки, уход. Образ жизни  приб-
                  лижен к семейному.
4.Приемная семья  Контингент воспитанников: дети-сироты в возрас-
                  те от 3 до 19 лет с нормальным интеллектом. Ко-
                  личество детей в "семье" должно быть в пределах
                  4-8. "Семьи" могут образовывать "деревни" из 8-
                  10 семей,располагаемых на отдельной территории,
                  а также могут располагаться  в  многоквартирных
                  жилых домах.  Особенностью  данного  учреждения
                  является то, что дети  живут  в среде  наиболее
                  приближенной к нормальной семейной обстановке.
5.Дом проживания  Контингент проживающих: сироты в возрасте от 16
  молодежи        до 23 лет, не приспособившиеся к  самостоятель-
                  ной жизни.
                  Основные функции учреждения: воспитание, снятие
                  бытовых нагрузок, социальная адаптация.
                  Как правило,  воспитанники  работают или учатся
                  вне учреждения, но при данном Доме  может  быть
                  создано собственное производство.
-----------------------------------------------------------------
Примечание.В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комп-
           лексов могут входить постинтернатские группы, расчита-
           нные на подростков 16-23 лет, которые не приспособлены
           к самостоятельному проживанию и  нуждаются в  дополни-
           тельной социальной адаптации.
                              - 27 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
                                                     (справочное)
        Основные принципы проектирования жилых помещений
          с учетом организации учебно-воспитательного
                      процесса и питания.
---T-----------------T----------------------T-------------------+
|јј|   Принципы      |      Организация     |    Организация    |
|  | проектирования  |   учебного процесса  |      питания      |
|  | жилых помещений |                      |                   |
+--+-----------------+----------------------+-------------------+
|1 |       2         |           3          |         4         |
L--+-----------------+----------------------+--------------------
 1.По типу детского    В групповой комнате     В групповой комна-
   сада                                        те
 2.По типу коридорной
   системы:
  -в  Школах-интерна-  Повседневное обучение   В столовых, преду-
   тах, а также в от-  в классах или классах   сматриваемых общи-
   делениях для детей  -игровых; специальное   ми на  учреждение,
   школьного возраста  обучение - в кабинетах  или  на каждые 2-4
   Учебно-воспитатель- и мастерских, общих на  группы
   ных комплексов      учреждение
  -в Домах проживания  В учебно-производствен- В   жилой  комнате
   молодежи            ных мастерских при уч-  или  в  кухнях  на
                       реждении или на произ-  этаже.   В составе
                       водственной базе вне    учреждения предус-
                       учреждения              матривается  буфет
                                               с подсобным  поме-
 3.По типу жилой                               щением
   квартиры:
  -в Школах-интерна-   В одновозрастных семь-  Как правило -в об-
   тах и в   Учебно-   ях повседневное обуче-  щей столовой;  до-
   воспитательных      ние - в учебных комна-  пускается частично
   комплексах          тах, специальное обу-   (завтрак или ужин)
                       чение - в мастерских,   - в квартире
                       кабинетах, общих на уч-
                       реждение; в разновозра-
                       стных семьях - в школь-
-----------------------------------------------------------------
                              - 28 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                        Продолжение приложения 2.
--------------------T--------------------------T----------------+
|        1          |             2            |        3       |
L-------------------+--------------------------+-----------------
                       ных помещениях при учре-
                       ждении
  -в учреждениях типа  В детских садах и школах  В квартире
   "Приемная семья"               жилого района
-----------------------------------------------------------------
Примечание. В исключительных случаях  по согласованию с  органами
            образования допускается предусматривать  обучение де-
            тей в школах жилого района. При этом состав и площадь
            учебно-воспитательных помещений  "Учреждений"  в каж-
            дом конкретном случае определяется заданием на проек-
            тирование.
























                              - 29 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
                                                     (справочное)
           Размещение санитарных узлов, состав помещений
                            и оборудования.
---T-------------T------------T-----------T---------------------+
|јј|Тип помещений|Расположение|    Тип    |  Состав санитарного |
|  |  проживания | санитарного|санитарного|     оборудования    |
|  |             |    узла    |   узла    |                     |
+--+-------------+------------+-----------+---------------------+
|1 |     2       |      3     |     4     |           5         |
L--+-------------+------------+-----------+----------------------
 1.По типу детс- В составе по- Общая туале- -два унитаза в кабин-
   кого сада     мещений груп- тная          ках, огороженных эк-
                 повой ячейки                ранами
                                            -один душевой рожок с
                                             поддоном
                                            -три умывальника
                                            -две ногомойки
-----------------------------------------------------------------
2.По типу кори-  1.Санитарные  1.Уборные для На каждые 15-20 мест
  дорной систе-  узлы для маль- мальчиков и  -по  два унитаза для
  мы             чиков и дево-  девочек       мальчиков и девочек
                 чек, общие на               -писсуар  в  уборной
                 секцию, распо-               для мальчиков
                 лагаются в    2.Кабины лич- -умывальник
                 коридоре      ной гигиены   -бидэ
                               для девочек
                               3.Умывальные  -по три  умывальника
                               для мальчиков -по  две   ногомойки
                               и девочек
                               4.Душевые ка- -2-3  душевые кабины
                               бины с разде-  по   одному   рожку
                               вальными
                 2.Санитарный  Совмещенный   -душ
                 узел размеща- санитарный    -унитаз
                 ется при каж- узел          -умывальник
                 дой спальне
                 на 3-4 места
-----------------------------------------------------------------

                              - 30 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                        Продолжение приложения 3.
---T------------T--------------T-------------T------------------+
|1 |     2      |       3      |     4       |         5        |
L--+------------+--------------+-------------+-------------------
 3.По типу квар- Санитарные узлы 1.Уборная с   -унитаз
   тиры          в составе каж-  умывальником  -умывальник
                 дой квартиры    2.Туалетная   -унитаз
                                               -умывальник
                                               - душ и ванная
-----------------------------------------------------------------
Примечания.1.Все помещения санитарных узлов, за исключением убор-
             ных и ванных учреждений типа"Приемная семья", должны
             иметь в полу трап для спуска воды.
           2.В умывальных,  туалетных,  в совмещенных  санитарных
             узлах предусмотреть полотенцесушитель.
           3.В учреждениях типа "Приемная семья"  располагаемых в
             квартирах жилых домов,по согласованию с органами са-
             нитарного надзора допускается предусматривать  сани-
             тарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.




















                              - 31 -
. 
                                                     МГСН 4.15-98
                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
                                                     (справочное)
             Рекомендуемые состав и площади помещений
             Детского дома для дошкольников на 80 мест.
---T----------------------T---------T---------------------------+
|јј|Наименование помещений| Площадь |         Примечания        |
|  |                      |помещений|                           |
|  |                      |  м 2    |                           |
+--+----------------------+---------+---------------------------+
|1 |         2            |   3     |             4             |
L--+----------------------+---------+----------------------------
                          ЖИЛАЯ ГРУППА
1. Раздевальная             10-12
2. Групповая                20-22
3. Спальная                 20-22  Может  представлять собой еди-
                                   ное помещение  или состоять из
                                   двух помещений - для мальчиков
                                   и девочек
4. Туалетная                14-16
5. Буфетная                  5-6
6. Комната индивидуальной
   работы с 
Заголовок: Постановление ПравительстваN 361-ПП
Дата: 1998-05-05
Позиционируется в разделах: Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание