Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


14 мая 2002 г. N 359-ПП 

Об   итогах   развития  потребительского
рынка  и  услуг  г.Москвы  в 2001 году и
основных направлениях на 2002-2003 годы 


     В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и
услуг г.Москвы получила дальнейшее развитие.  Укрепляются и совер-
шенствуются рыночные механизмы.
     Объем розничного  товарооборота  в 2001 году достиг 910 млрд.
рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых
ценах  на 7,9 %.  Население города бесперебойно обеспечивалось ос-
новными продуктами питания и непродовольственными товарами.
     В развитие  потребительского  рынка  г.Москвы  иностранными и
отечественными компаниями  инвестировано  соответственно  более  4
млрд. долларов США и 10 млн. рублей.
     Построено и реконструировано 2 300 предприятий торговли,  об-
щественного  питания  и бытового обслуживания населения,  получили
развитие сетевые торговые системы.
     В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест
в 2001 году составил около 30 тысяч.
     В 2001  году по отрасли "Торговля и общественное питание" на-
логовые поступления только в городской бюджет составили 18,9 млрд.
рублей и их доля увеличилась до 16,3 %.
     Проводилась работа по развитию социальных форм  обслуживания,
реализации  мероприятий  по упорядочению работы рынков и мелкороз-
ничной сети,  улучшению школьного питания и совершенствованию нор-
мативно-правового обеспечения.
     Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий  потре-
бительского рынка и услуг в целом,  многие важные вопросы остаются
нерешенными.
     Особого внимания требуют  вопросы  развития  социальных  форм
обслуживания,  упорядочения  системы  контроля  на потребительском
рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению
работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных предпри-
ятий отрасли и дальнейшему укреплению  ее  материально-технической
базы,  совершенствованию контроля за качеством алкогольной продук-
ции и так далее.
     В соответствии  с  Законом  города Москвы от 09.12.98 N 29 "О
торговой деятельности в городе Москве",  постановлением Правитель-
ства  Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах вы-
полнения Программы Правительства Москвы на 2001  год  и  Программе
Правительства  Москвы  на 2002 год" и в целях дальнейшего развития
потребительского рынка и услуг г.Москвы Правительство Москвы  пос-
тановляет:
     1. Утвердить Основные направления  развития  потребительского
рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг.  (далее Основные направле-
ния), согласно приложению.
     2. Департаменту  потребительского рынка и услуг,  департамен-
там,  комитетам,  управлениям и префектурам административных окру-
гов,  задействованным в реализации Основных направлений, в двухме-
сячный срок разработать план организационных мероприятий по реали-
зации Основных направлений.
     Установить, что  участники  реализации  мероприятий  Основных
направлений  представляют  в  Департамент потребительского рынка и
услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10 ян-
варя за соответствующий отчетный период в установленном порядке.
     Координацию работы органов исполнительной власти города Моск-
вы  и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о
ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент пот-
ребительского рынка и услуг.
     3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по
предложениям Департамента потребительского рынка и услуг, согласо-
ванным с городскими инвесторами и заказчиками,  предусматривать  в
адресных   инвестиционных   программах   Правительства  Москвы  на
2002-2003 годы проектирование и строительство предприятий  торгов-
ли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах лими-
тов капитальных вложений, выделяемых из городских источников соот-
ветственно по  отраслям  "Прочие расходы - Торговля и общественное
питание" и "Прочие расходы - Бытовое обслуживание населения".
     4. Департаментам  потребительского  рынка и услуг,  государс-
твенного и муниципального имущества города Москвы совместно с пре-
фектурами  административных  округов во втором полугодии 2002 года
разработать целевую программу по поддержке и развитию  предприятий
социального обслуживания населения, обратив особое внимание на ре-
шение проблем, связанных с перепрофилированием предприятий, реали-
зующих товары и услуги повседневного спроса.
     5. Префектурам  административных  округов в III квартале 2002
года представить в  Москомархитектуру  предложения  по  разработке
перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов местно-
го уровня.
     6. Москомархитектуре:
     6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003  гг.  в
соответствии с предложениями префектур административных округов на
основании градостроительных планов административных округов и рай-
онов разработать  перспективные отраслевые схемы размещения торго-
вых объектов местного уровня.
     6.2. При разработке и согласовании предпроектной и  проектной
документации  по  районам комплексной реконструкции и модернизации
жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение  объ-
ектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации товаров
и услуг повседневного спроса.
     7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы первооче-
редных мероприятий по развитию сети магазинов по  продаже  товаров
повседневного спроса.
     8. Префектурам административных округов:
     8.1. С  участием  архитектурно-планировочных управлений адми-
нистративных округов разработать планы первоочередных  мероприятий
по  развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спро-
са.
     8.2. Совместно  с  департаментами  государственного и муници-
пального имущества города Москвы и потребительского рынка и  услуг
в  целях  сохранения  объектов  социально-гарантированного уровня,
удовлетворения спроса жителей в товарах  и  услугах  повседневного
спроса  руководствоваться  постановлениями Правительства Москвы от
28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения в  постановление  Прави-
тельства  Москвы  от  13.08.96 N 689" и от 28.08.2001 N 778-ПП "Об
утверждении Положения об установлении в  особом  порядке  арендной
платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Моск-
вы".
     9. Департаменту  потребительского рынка и услуг,  органам ис-
полнительной власти города Москвы при разработке городских целевых
программ,  программ социально-экономического развития, градострои-
тельных планов развития территорий административных округов,  ТЭОС
и  районов  города руководствоваться основными положениями и пара-
метрами Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов.
     10. Москомархитектуре,  Москомзему по мере выявления дополни-
тельных земельных участков для размещения крупных торговых  объек-
тов в г.Москве, включать их в Генеральную схему размещения крупных
торговых объектов и реестр конкурсных объектов с последующим  пре-
доставлением  участков инвесторам в порядке,  установленном поста-
новлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП "Об  утверж-
дении  Генеральной  схемы размещения крупных торговых объектов го-
родского значения в Москве до 2020 года и  механизме  ее  реализа-
ции".
     11. Департаменту потребительского рынка и услуг  совместно  с
префектурами административных округов во втором полугодии 2002 го-
да разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг и
представить на утверждение Правительства Москвы.
     12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34
"О государственных целевых программах в городе Москве" Департамен-
ту потребительского рынка и услуг выступить в  качестве  заказчика
при  разработке  среднесрочной программы развития потребительского
рынка и услуг г.Москвы на 2004-2006 гг.  и представить ее  на  ут-
верждение Правительства Москвы во втором полугодии 2003 года.
     13. Департаментам  потребительского  рынка  и услуг,  науки и
промышленной политики совместно  с  префектурами  административных
округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года раз-
работать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой тор-
говли  непродовольственными  товарами и представить на утверждение
Правительства Москвы в 2003 году.
     14. Департаменту  науки  и  промышленной политики и ОАО "Мос-
ковский комитет по науке и  технологиям"  по  заявке  Департамента
потребительского  рынка  и  услуг рассмотреть вопрос о включении в
планы НИОКР на 2002-2003 гг.  финансирование разработки  программы
развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 гг.,  концеп-
ции и программы развития оптовой торговли непродовольственными то-
варами.
     15. Департаменту потребительского рынка и услуг  совместно  с
Департаментом  поддержки  и развития малого предпринимательства во
втором полугодии 2002 года разработать и  внести  на  рассмотрение
Правительства  Москвы  проект  закона города Москвы об организации
контроля и административной ответственности за нарушения  в  сфере
потребительского рынка  и услуг г.Москвы с учетом требований феде-
рального законодательства и приоритетов развития  потребительского
рынка и услуг, определенных Основными направлениями.
     16. Во   исполнение  постановлений  Правительства  Москвы  от
04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных  магазинов  по
продаже  товаров  по  сниженным ценам",  от 13.02.2001 N 150-ПП "О
создании  социально-ориентированной  розничной   торговой   сети",
распоряжения Мэра  Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по разви-
тию сети социальных магазинов  "Овощи-фрукты-продукты"  в  Москве"
Департаменту  государственного  и  муниципального имущества города
Москвы,  префектурам административных округов совместно с Департа-
ментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003 гг.  не
менее 230 нежилых  помещений  и  20  земельных  участков  площадью
0,2-0,3  га для открытия сетевых магазинов-дискаунтов и других со-
циально ориентированных предприятий.  Выделение помещений произво-
дить на условиях закрытого конкурса.
     17. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить  на  Вице-мэра  Москвы  Шанцева В.П.,  министра Правительства
Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов.
     О ходе выполнения постановления  доложить  Мэру  Москвы  в  I
квартале 2003 года.
    

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


Приложение отредактированно исполнителем - Нечипорук Т.Я. зав.сек-
тором городских программ Департамента потребительского рынка и ус-
луг.  Исполнитель отвечает за соответствие бумажной и  электронной
копии, необходимое  кол-во  экземпляров  для рассылки обеспечивает
исполнитель.
. 


                                            Приложение

                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 14 мая 2002 года  N 359-ПП
                                        
                               



                       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
                 РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
                И УСЛУГ г. МОСКВЫ НА 2002-2003 гг.






                          Москва - 2002
    
. 



                          СОДЕРЖАНИЕ
    
    

1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и
   услуг г.Москвы.......................................... 3

2.  Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
    рынка и услуг.......................................... 8

3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг........ 12
   3.1. Торговля........................................... 12
   3.2. Общественное питание............................... 18
   3.3. Бытовое обслуживание............................... 21

4. Обеспечение развития потребительского рынка и услуг..... 30

5. Финансирование основных направлений..................... 33

6. Ожидаемые социально-экономические результаты............ 33

7.  Задания по реализации основных направлений развития
    потребительского рынка и услуг г. Москвы на 2002-2003
    гг..................................................... 35


. 
     

     Основные направления  развития потребительского рынка и услуг
г.Москвы на 2002-2003гг. основываются на учете итогов развития от-
расли  за предшествующий период и исходят из необходимости решения
актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в организа-
ции торговли,  общественного питания и бытового обслуживания в це-
лях повышения степени удовлетворения потребностей населения города
в товарах и услугах в соответствии со складывающимся спросом.  Ос-
новные направления опираются на положения Концепции развития внут-
ренней торговли РФ и Программы Правительства Москвы на 2002 год, а
также на прогноз социально-экономического развития г.Москвы на пе-
риод до 2004 года.

    1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и
                          услуг г.Москвы
    
     Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор  городского
хозяйства,  обеспечивающий  товарами  и услугами порядка 11,5 млн.
человек - жителей и гостей столицы или около  8%  всего  населения
России.
     В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского
рынка,  в том числе торговли - 15,4,  общественного питания - 6,7,
бытового обслуживания - 5,7 тысяч  и  167  рынков.  Мелкорозничная
сеть насчитывает 20,5 тыс.  объектов. В сфере торговли, обществен-
ного питания и бытовых услуг занято более 1,3  млн.  человек,  или
каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы.
     В 2001 году развитие отрасли происходило  в  условиях  совер-
шенствования и развития рыночных отношений.
     Ведущее положение на потребительском  рынке  занимает  сектор
частного  предпринимательства,  на  долю которого приходится около
98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых
услуг.  Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты
школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия, выпол-
няющие городские функции). Остальные являются частными предприяти-
ями различных организационно-правовых форм.
     В этих условиях главными средствами воздействия органов госу-
дарственной власти и управления на  субъектов  хозяйственной  дея-
тельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы пра-
вового регулирования и саморегулирования участников  экономических
отношений.
     Устойчивое развитие экономики города  и  реализация  активной
социальной  политики  Правительства  Москвы обеспечили в 2001 году
рост реальных доходов москвичей на 104,7%  по сравнению с  уровнем
2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные расхо-
ды населения (с учетом приезжих) на территории Москвы  на  покупку
товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный платежеспособ-
ный спрос населения был полностью обеспечен предложением  основных
потребительских товаров и бытовых услуг.
     Объем продажи потребительских товаров через все каналы реали-
зации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в сопос-
тавимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре рознично-
го  товарооборота  на  долю  продовольственных товаров приходилось
40,0%,  непродовольственных - 60,0%.  Доля организованного рынка в
формировании оборота розничной торговли выросла до 73%  против 71%
в 2000 году. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного
товарооборота  России  в  2001 году находился на уровне 29,5%.  По
имеющимся оценкам,  оборот оптовой торговли потребительскими това-
рами  в Москве в 2001 году составил порядка 1191 млрд.  руб.,  или
43%  от общего объема оптового оборота потребительских  товаров  в
России.
     Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Моск-
вы с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достиг-
ло 5 тыс.  наименований и промышленных - 18,5  тыс.  наименований,
что в 20 раз больше,  чем в начале 90-х годов.  В общем объеме то-
варных ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного
производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.
     Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос  в  со-
поставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил 23,9
млрд.руб.
     Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд.
руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то
же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом потреби-
тельского рынка и услуг,  при общем объеме 9,4 млрд.  руб.  индекс
роста к уровню 2000 года составил 101,8%.
     Продолжала укрепляться материально-техническая база  отрасли,
повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В
2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792
- торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового обслужива-
ния населения,  133 - многопрофильных комплексов,  цехов и др. Ре-
конструировано  750  предприятий потребительского рынка.  С учетом
новых, реконструированных и модернизированных объектов доля предп-
риятий,  отвечающих современным требованиям,  возросла на потреби-
тельском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.
     Потребительский рынок  Москвы обеспечил высокую привлекатель-
ность для вложений капиталов и их эффективного использования. Объ-
ем  прямых иностранных инвестиций в объекты потребительского рынка
в 2001 году составил 581,6 млн. долл. США.
     За счет  нового строительства несколько улучшилось территори-
альное размещение сети предприятий по районам  города  (Восточный,
Юго-Восточный административные округа и др.).
     Определенные структурные изменения происходили в 2001 году  в
звене мелкооптово/розничной торговли.  Они были связаны с открытием
ряда торговых объектов (например,  компании "Метро"), деятельность
которых  направлена  на вытеснение рынков из этой ниши,  а также с
упорядочением работы и сети рынков на территории Москвы. За период
2000-2001  гг.  общее  число  рынков в городе сократилось с 240 до
167.
     В последние  годы в торговле широко внедряются лучшие мировые
стандарты и технологии,  связанные с сетевыми формами  организации
торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые се-
ти,  такие  как  "Седьмой  Континент",  "Перекресток",  "Рамстор",
"БИН",  "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в
том числе с использованием механизма франчайзинга,  формируются  в
общественном питании и бытовом обслуживании населения  ("Елки-пал-
ки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана" и др.).
     На сетевых  принципах  организации  строится работа магазинов
сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально  ориентирован-
ных предприятий торговли. Доля таких предприятий в общем количест-
ве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2001 году
достигла 6,2%.
     Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятель-
ности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обес-
печивается защита прав потребителей,  развивается система сертифи-
кации продукции и услуг,  приняты федеральные законы, направленные
на упорядочение деятельности контролирующих  органов  на  потреби-
тельском  рынке и пресечение необоснованных административных барь-
еров.

     В соответствии с принятыми нормативными документами создается
Торговый реестр города Москвы1)*, отрабатывается механизм реализа-
ции Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городс-
кого значения в Москве до 2020 года.2)
     Утверждены новые  правила  работы рынков,  а также ряд других
документов, которые позволили создать условия для упорядочения ра-
боты  рынков,  их  преобразования  в современные торговые центры и
ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.
     Принято решение  о сокращении числа государственных унитарных
предприятий с 86 до 42 за счет приватизации,  а  также  ликвидации
убыточных предприятий.
     Улучшилось экономическое положение предприятий и  организаций
потребительского рынка и услуг.
     Налоговые поступления только в городской  бюджет  по  отрасли
"Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.
руб.  Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли  и
общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в
консолидированный бюджет от  всех  предприятий  отрасли  составили
43,2 млрд. руб.
     Вместе с тем,  состояние и тенденции развития  этого  важного
сектора  городского хозяйства свидетельствуют о наличии ряда серь-
езных проблем,  снижающих социальную и экономическую эффективность
функционирования потребительского рынка и услуг г.Москвы и требую-
щих своего решения в рассматриваемой перспективе (2002-2003 гг.).
     Остаются высокими  темпы  инфляции  на потребительском рынке.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в  Москве  в
декабре  2001  года  составил  по  сравнению  с декабрем 2000 года
120,4% (2000 г. - 124,4%), индекс цен на продукты питания - 120,6%


__________________
1) Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001  N  277-ПП,
от 18.09.2001 г. N 847- ПП.

2) Постановления Правительства Москвы от  08.05.2001  N  436-ПП
  


(117,8%),  непродовольственные товары - 114,7%  (130,7%),  бытовые
услуги населению - 129,5%  (125,6%). Показатели ценовой динамики в
Москве в 2001 году были несколько выше, чем в целом по России.
     Стоимость минимального набора продуктов питания,  входящих  в
потребительскую  корзину  (для  мужчин  трудоспособного возраста),
рассчитанного по среднероссийским нормам потребления,  оценивалась
в конце декабря в Москве в 1141,25 руб.  и возросла по сравнению с
началом 2001 года на 21,1%.
     Наблюдается существенная (до 20-25%)  дифференциация  цен  на
одноименные товары,  в том числе первой необходимости, по террито-
риям административных округов города.3)
     Высокие темпы  роста потребительских цен,  наряду с действием
макроэкономических факторов,  обусловлены  факторами,  лежащими  в
сфере оптовой и розничной торговли и бытовых услуг.  Это - высокие
издержки обращения,  наличие многочисленных  посредников,  большая
часть из которых не является ни технологически,  ни организационно
необходимой,4) монопольное положение и  недостаточная  конкуренция
между  предприятиями  на локальном уровне в случае низкой насыщен-
ности торговой сети и др.
     Обеспечение ценовой  доступности товаров и услуг для всех со-
циальных групп населения является одной из главных проблем  разви-
тия  потребительского  рынка Москвы с учетом того,  что почти чет-
верть населения города имеют денежные доходы ниже прожиточного ми-
нимума.  В решении этой проблемы,  наряду с мерами по стабилизации
потребительских цен,  должны быть задействованы адресные мероприя-
тия  по  поддержке развития сети торгового и бытового обслуживания
     

________________
3)  По  данным ценного мониторинга,  более высокие цены на продукты
    питания складываются в Центральном и Южном административных ок-
    ругах

4)   По отдельным группам продовольственных товаров в товаропрово-
     дящей сети города насчитывается до 6 звеньев посредников, на-
     личие которых приводит в конечном итоге к неоправданному  за-
     вышению розничных цен



для малообеспеченных категорий граждан, а также некоторых социаль-
но значимых видов бытовых услуг (услуги бань, ритуальные услуги).
     Складывающаяся дислокация  объектов торгового и бытового обс-
луживания в городе не полностью отвечает  потребностям  населения.
Органы  территориального  и  городского управления не используют в
полной мере свои функции по сохранению профиля социально  значимых
объектов,  расположенных в пределах пешеходной доступности,  в том
числе в случае аренды нежилых помещений5) .
     Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового и
бытового обслуживания по районам города.  На периферии города сло-
жилось 16 районов с обеспеченностью ниже социально-гарантированно-
го уровня.  Продолжается вымывание объектов повседневного спроса в
центральной  части города и на крупных магистралях городского зна-
чения.  Недостаточно развивается сеть небольших магазинов социаль-
но-гарантированного уровня в местах проживания москвичей.
     Обеспечение территориальной  доступности  товаров  и услуг во
всех районах города на уровне,  не ниже установленных  градострои-
тельных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания,  входит
в число главных проблем перспективного  развития  потребительского
рынка. Реальные возможности ее решения выходят за рамки двухлетне-
го периода (2002-2003 гг.) и требуют осуществления комплекса  гра-
достроительных, имущественно-земельных и организационных мероприя-
тий,  включая  разработку дифференцированных нормативов развития и
размещения сети с учетом типов предприятий и районных схем  разме-
щения объектов социально-гарантированного уровня, приоритетное вы-
деление для таких объектов нежилых помещений и земельных  участков
и т.д.
     Актуальной остается проблема обеспеченности предприятий  пот-
ребительского  рынка и услуг,  в том числе крупных торговых объек-
тов, автостоянками и парковками6).

     

___________________
5)    На 01.01.2002г. арендовали нежилые помещения 79,3% от общего
      числа предприятий потребительского рынка и услуг

6)     По оценкам фактический уровень обеспеченности предприятий
       торговли автостоянками  по отношению к действующим нормати-
       вам не превышает 35%. При этом московское нормативы обеспе-
       чения автостоянками торговых объектов, в том числе крупных,
       заметно уступают европейским стандартам


     Несмотря на некоторое  сокращение,  рынки  сохраняют  высокий
удельный  вес в общей емкости торговой сети города (около 24%) и в
объемах розничного товарооборота.  Практика  оптовой  и  розничной
торговли на рынках во многом не соответствует государственным тре-
бованиям.
     Процессы структурной перестройки оптового звена системы това-
родвижения отстают от запросов розничной торговли и не подготовле-
ны к значительным структурным изменениям, которые ожидаются в бли-
жайшие годы на потребительском рынке (развитие розничных  сетей  и
крупных торговых объектов:  гипер- и супермаркетов, торговых комп-
лексов и центров и др.).
     Дальнейшее развитие   социально  ориентированных  предприятий
потребительского рынка и услуг сдерживается из-за трудностей с вы-
делением нежилых помещений,  а также земельных участков для строи-
тельства распределительных центров.  Проблемы в сфере  имуществен-
но-земельных отношений во многом замедляют процессы создания в го-
роде сети торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри"  7)  ,  сетевых
распределительных  центров,  крупных торговых объектов в соответс-
твии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов го-
родского значения.
     В Москве была создана региональная система идентификации  ка-
чества алкогольной продукции и контроля за ее розничной реализаци-
ей, которая показала свою высокую эффективность. В 2001 году сумма
акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, увеличилась в 5
раз по сравнению с 1998 годом. Количество фальсифицированной алко-
гольной продукции, выявленной контролирующими органами в розничной
сети, сократилась за этот период с 46 до 7%.
     Однако с  внесением изменений в Федеральный закон о государс-
твенном регулировании производства и оборота  алкогольной  продук-
ции8), запретивших использование идентификационных марок субъектов


__________________
7) Постановление Правительства Москвы от 04.07.2000г. N 513.

8) Федеральный Закон от 29.12.2001г. N 86-ФЗ



Федерации, актуальной становится проблема защиты внутреннего алко-
гольного  рынка города от некачественной и фальсифицированной про-
дукции в новых условиях.
     Проблема обеспечения качества и безопасности товаров и  услуг
является  общей  стратегической задачей для всех секторов потреби-
тельского рынка и услуг.  Наиболее остро она стоит в сфере неорга-
низованной  торговли:  в розничном звене - на рынках и в мелкороз-
ничной торговле;  в оптовом звене - при хранении продовольствия в,
так называемых, "неприспособленных помещениях" (цеха и склады про-
мышленных предприятий,  нежилые помещения, гаражи, спортивные соо-
ружения  и т.д.).  Существование этого канала,  тесно связанного с
рынками,  выводит из системы государственного контроля качества  и
налогового  контроля  значительные  объемы продовольственных това-
ров9).
     В сфере координации и контроля развития потребительского рын-
ка и услуг требуется принятие нового городского закона для  упоря-
дочения деятельности контролирующих органов, устранения дублирова-
ния в их работе. Должна быть также упрощена административно-разре-
шительная практика для субъектов малого предпринимательства, в том
числе в мелкорозничной торговле.


     2.   Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
                          рынка и услуг


     Основные направления призваны обеспечить  решение  актуальных
проблем  развития  потребительского рынка и услуг г.Москвы в целях
     

_________________
9) По  оценкам,  по отдельным группам продовольственных товаров до
   35% объемов импортируемого продовольствия  хранится  в  оптовом
   звене в "неприспособленных" помещениях
    

повышения степени удовлетворения потребностей населения  города  в
торговых  и бытовых услугах в соответствии со складывающимся спро-
сом.
     Общими концептуальными  задачами основных направлений являют-
ся:
     - формирование  социально ориентированной системы торгового и
бытового обслуживания,  обеспечивающей ценовую доступность товаров
и услуг для всех социальных групп населения;
     - формирование пространственной  сети  предприятий  торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечи-
вающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах
города на уровне,  не ниже принятых градостроительных и социальных
стандартов (нормативов) обслуживания;
     - развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: но-
вое строительство,  реконструкция и модернизация объектов в  соот-
ветствии  с градостроительными концепциями и новейшими научно-тех-
ническими достижениями;
     - обеспечение  в сфере потребительского рынка и услуг баланса
интересов и защиты прав потребителей, предпринимателей и государс-
тва на основе совершенствования форм, методов и организации право-
вого регулирования, координации и контроля;
     - развитие механизмов и инструментов предпринимательской, ин-
вестиционной и инновационной деятельности.
     В целях повышения эффективности и системности в решении проб-
лем развития потребительского рынка и услуг  установить  следующие
приоритеты на 2002-2003 годы.
     В области повышения социальной направленности:
     - создание системы социального мониторинга;
     - развитие сети предприятий социальной направленности,  вклю-
чая магазины-дискаунты,  социальное питание (школьное, диетическое
питание,  сеть предприятий быстрого питания), бытовое обслуживание
в  части  социально  значимых видов услуг (строительство и реконс-
трукция бань, развитие объектов похоронного обслуживания) и предп-
риятий, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий
граждан;
     - защита  прав потребителей,  обеспечение качества и безопас-
ности товаров и услуг потребительского назначения,  взаимодействие
с общественными организациями потребителей.
     В области развития инфраструктуры:
     - размещение предприятий торговли, общественного питания, бы-
тового обслуживания различных типов и специализации,  в том  числе
объектов социально-гарантированного уровня,  в соответствии с гра-
достроительными планами развития территорий и  Генеральной  схемой
размещения  крупных торговых объектов городского значения в Москве
до 2020 года;
     - повышение уровня обеспеченности предприятий потребительско-
го рынка и услуг автостоянками и парковками;
     - упорядочение  рыночной  торговли,  преобразование  рынков в
современные торговые центры и комплексы;
     - упорядочение мелкорозничной сети, ликвидация несанкциониро-
ванной торговли, в том числе у станций метрополитена, в подуличных
пешеходных  переходах и других местах массового пребывания населе-
ния;
     - развитие информационных технологий в сфере потребительского
рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих
автоматизированных информационных систем ("Карта москвича", инфор-
мационно-сбытовая система "ГИСИС", "Карточка продавца" и т.д.).
     В области правового регулирования, координации и контроля:
     - систематизация  действующих  нормативных  актов,   внесение
предложений об отмене устаревших актов, приведение отдельных актов
в соответствие с федеральным законодательством;
     - защита внутреннего алкогольного рынка города, создание сис-
темы контроля за качеством и товародвижением  алкогольной  продук-
ции;
     - создание  равных  конкурентных  возможностей  для  развития
крупных, средних и малых предприятий;
     - поддержка отечественных структур,  организующих собственные
товаропроводящие сети;
     - защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных ад-
министративных  барьеров,  упрощение  процедуры выхода на потреби-
тельский рынок города новых предприятий,  и создание равных конку-
рентных  возможностей  для  крупных,  средних и малых предприятий,
упорядочение контрольной деятельности и создание равных конкурент-
ных возможностей для крупных, средних и малых предприятий;
     - совершенствование механизмов координации: в развитии и раз-
мещении  оптовой,  мелкооптовой и розничной торговли,  в том числе
сетевых структур и объектов типа "Кэш энд Кэрри",  обеспечении ин-
теграционных процессов, укреплении региональных, межрегиональных и
межгосударственных связей потребительского рынка и развитии инвес-
тиционной и инновационной деятельности;
     - развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций,
союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимате-
лей;
     - повышение квалификации и подготовки кадров в сфере потреби-
тельского рынка и услуг;
       противодействие  терроризму на объектах потребительского
рынка и услуг.
     Сформировать основные направления  развития  потребительского
рынка  и услуг г.Москвы как совокупность заданий,  направленных на
решение актуальных проблем и реализацию установленных  приоритетов
с  целью  поддерживать  социально значимые виды торговых и бытовых
услуг и защиту прав  потребителей,  повышать  технический  уровень
предприятий и обслуживания потребителей и улучшать средства право-
вого регулирования, координации и контроля.
     В соответствии с целями,  задачами и приоритетами перспектив-
ного развития потребительского рынка и услуг предусматривается вы-
полнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям10).
     Первое направление ориентируется на  обеспечение  доступности
потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его органи-
зации для абсолютного большинства населения.
     Второе направление предусматривает реализацию градостроитель-
ной,  технической и инвестиционной политики в отрасли путем нового
строительства, а также реконструкции и модернизации крупных, сред-
них и малых объектов потребительского рынка и услуг.
     Третье направление  включает задания по развитию науки и тех-
нологии,  подготовке кадров и повышению их квалификации, организа-
ции  правового регулирования,  координации и контроля в сфере тор-
говли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
     

_______________
10) См.: Задания по реализации основных направлений развития
         потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг.
           




     3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг


3.1. Торговля
     
     В целях  удовлетворения в полном объеме растущего платежеспо-
собного спроса населения на потребительские товары в рамках  прог-
ноза  социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004
года11) обеспечить в 2002-2003гг.  прирост объемов оборота рознич-
ной торговли в сопоставимых ценах на уровне 4,5- 5,5% в год.
     Повысить культуру и качество торгового обслуживания с исполь-
зованием современных технологий, а также прогрессивных архитектур-
но-строительных решений. Обеспечить благоприятные условия для рас-
ширения  объема торговой деятельности на основе дальнейшего разви-
тия емкости торговой сети и улучшения ее территориального размеще-
ния, в том числе за счет более эффективного использования нежилого
фонда города.
     Поддержать прогрессивные  тенденции и структурные изменения в
отрасли, связанные:
     - с приоритетным развитием социально ориентированных объектов
торговли;
     - с  переходом к сетевым принципам организации торговли и ло-
гистики, развитием розничных сетевых структур;
     - с  ростом  числа крупных современных торговых объектов (ги-
пер- и супермаркеты,  торговые комплексы типа "Кэш  энд  Кэрри"  и
др.) и их доли на рынке;
     - с упорядочением рыночной  торговли,  сокращением  удельного
веса рынков в суммарной емкости торговой сети.
     В соответствии с  Программой  Правительства  Москвы  на  2002
год12) предусмотреть меры по дальнейшему ускоренному развитию сети
     

_________________
11) Постановление Правительства Москвы от 29.05.2001 г.
    N 482-ПП

12) Постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 г. N 1171-ПП
     

торгового обслуживания по  сниженным  ценам,  ориентированного,  в
первую очередь, на малообеспеченные категории граждан, в том числе
магазинов-дискаунтов,  торговых комплексов типа "Кэш  энд  Кэрри",
социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" и др.13) Довести долю
социально ориентированных предприятий в общем количестве предприя-
тий  по  торговле  продовольственными  товарами  в  2003  году  до
8,5-9,0%.
     На крупных  предприятиях  торговли  распространить инициативу
ЗАО "ТД "Перекресток" и других сетевых структур по продаже товаров
в утренние часы со скидкой 5-10%  для пенсионеров и малообеспечен-
ных категорий граждан.
     В рамках  реализации программы развития оптовой торговли про-
довольствием в г.Москве на 2002-2004гг.14) обеспечить формирование
каналов товародвижения, в том числе плодоовощной продукции с отно-
сительно низкими ценами для обслуживания социально ориентированных
предприятий розничной торговли. В этих целях содействовать органи-
зации распределительных центров сетевых компаний, имеющих магазины
сниженных  цен,  торговых  комплексов  типа "Кэш энд Кэрри" и иных
объектов оптово-розничного распределения, в том числе на базе иму-
щественных комплексов оптовых предприятий,  выставляемых на инвес-
тиционные  конкурсы (торги) по результатам применения процедур фи-
нансовой санации.
     Рассматривать задачу совершенствования системы товародвижения
потребительских  товаров  в  качестве одной из главных предпосылок
стабилизации цен на потребительском рынке города.
     В торговле продовольственными товарами активизировать начатые
в  2001  году  процессы  структурных преобразований в звене "опт -
мелкий опт - розница", направленные на создание современной рыноч-
ной инфраструктуры оптовой торговли, сокращение звенности товароо-
     

_______________
13) Постановления Правительства Москвы от 25.05.1999г.
    N 444, от 04.07.2000г. N 513, от 13.02.2001г. N 150-ПП
    распоряжение Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ
14)  Постановление Правительства Москвы от  23.04.2002г.
     N 306-ПП




борота, значительное уменьшение доли посредников на оптовом рынке,
снижение  издержек обращения за счет лучшей организации логистики.
Предусмотреть в период до 2005 года строительство 7 новых и разви-
тие  2 действующих распределительных центров сетевых торговых ком-
паний,  а также 10- 12 торговых комплексов типа "Кэш  энд  Кэрри",
успешно конкурирующих с рынками в сфере мелкооптовой торговли.
     Обеспечить достижение  необходимого  рыночного   разнообразия
структур,  осуществляющих оптовую торговую деятельность: - оптовых
продовольственных рынков,  сетевых и  территориальных  (зональных)
распределительных центров  различных  типов,  магазинов-складов  и
т.д. Использовать при отработке вопросов развития оптовой торговли
опыт  создания  в  Москве крупных оптовых структур в сфере оборота
алкогольной продукции.
     В оптовой  торговле  непродовольственными  товарами  с учетом
состава операторов и состояния  инфраструктуры  оптового  звена,15)
считать приоритетными следующие направления структурных преобразо-
ваний, ориентированные на развитие современных типов крупных опто-
вых предприятий:
     - создание по основным  товарным  группам  специализированных
межрегиональных оптовых компаний;
     - организация в  составе  розничных  сетей  распределительных
центров, открытых для внешних покупателей;
     - развитие сети складских фирм - операторов оптового рынка.
     Разработать в 2002-2003гг. концепцию и среднесрочную програм-
му развития оптовой торговли непродовольственными товарами в Моск-
ве  со  схемой размещения объектов,  взаимоувязанной с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов городского значения.
     Задействовать через оптовую торговлю механизмы поддержки оте-
чественных и,  прежде всего, московских товаропроизводителей. Спо-
собствовать  промышленным предприятиям города в развитии фирменной
оптово-розничной торговли, в том числе путем предоставления на ль-
готных  условиях нежилых помещений,  и организации сбыта продукции
через распределительные сети.
     Поддерживать развитие  и  закрепление корпоративных принципов
организации и управления в торговле,  основанные на реализации как

_________________
15) По  оценкам,  из 6 тыс.московских организаций оптовой торговли
непродовольственными товарами  около  85%   приходится   на   долю
фирм-посредников, не  располагающих необходимой материальной базой
и не представляющих клиентам полного комплекса оптовых услуг.


горизонтальных  (на  уровне предприятий и объединений потребитель-
ского рынка), так и вертикальных (на уровне промышленных и оптовых
предприятий) хозяйственных связей.
     Стимулировать процессы интеграции оптовой и розничной торгов-
ли по встречным направлениям и со стороны розничных  сетей,  и  со
стороны оптовых продовольственных предприятий. Для реализации про-
ектов создания интегрированных объединений с участием города пере-
давать  в доверительное управление на конкурсной основе пакеты ак-
ций предприятий оптового звена,  находящиеся в городской собствен-
ности, предприятиям розничной торговли, изъявившим желание принять
участие в формировании новых структур.
     Повысить финансовую   устойчивость   производственно-торговых
объединений путем подключения к ним финансово-кредитных  организа-
ций и в перспективе - формирования финансово-промышленных групп  в
сфере торговой деятельности.
     Всемерно поддерживать развитие интегрированных объединений, в
том числе торговых холдингов,  торговых объединений ассоциативного
типа, а также добровольных торговых объединений на уровне предпри-
ятий и объединений потребительского рынка.
     Считать перспективными  направлениями создания сетевых струк-
тур в розничной торговле объединений магазинов:
     - с  относительно ограниченным ассортиментом и невысокими це-
нами (магазины-дискаунты);
     - с одинаковой концепцией хозяйственного развития;
     - с особыми формами торгового обслуживания (салонное обслужи-
вание, торговля по каталогам и т.д.).
     Содействовать расширению масштабов применения франчайзинга на
потребительском рынке как средства повышения устойчивости и конку-
рентоспособности малых предприятий,  улучшения качества обслужива-
ния, сокращения производственных затрат.
     В период  2002-2003  гг.  предусмотреть  создание  662  новых
предприятий,  а также реконструкцию и модернизацию 505 действующих
предприятий торговли.
     При развитии розничной торговой сети предусматривать:
     - универсализацию продовольственной торговли;
     - формирование сети крупных торговых предприятий или их комп-
лексов в районах с низкой плотностью жилой застройки;
     - организацию сети магазинов сниженных цен;

     - формирование в периферийных районах города магазинов  соци-
ально-гарантированного  уровня (расположенных в радиусе пешеходной
доступности 300-500 м и торгующих широким ассортиментом продоволь-
ственных и непродовольственных товаров);
     - изменение существующей структуры торговой сети  центральной
зона города с увеличением доли объектов социально-гарантированного
уровня обслуживания населения товарами массового  и  повседневного
спроса; интенсификацию существующей застройки перспективных терри-
торий рынков,  строительство на их основе  торговых  комплексов  и
центров.
     Усилить внимание к градостроительной политике  развития  сети
торговли.  Обеспечить  практическую  реализацию  Генеральной схемы
размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 года в части
объектов,  находящихся в стадии проектирования и строительства,  а
также объектов, для размещения которых на конкурсной основе имеют-
ся зарезервированные земельные участки.  Предусмотреть меры по вы-
явлению дополнительных земельных участков для  размещения  крупных
торговых объектов и их включению в Генеральную схему.
     Разработать в 2002-2003гг.  проекты  планировки  общественных
территорий  "Южное Бутово" (ЮЗАО),  "Дмитровская" (СВАО),  "Южная"
(ЮАО) и "Черкизовская" (ВАО) для размещения торговых зон городско-
го значения.
     С учетом градостроительных планов развития  территорий  адми-
нистративных округов,  Генеральной схемы размещения крупных торго-
вых объектов и в соответствии с нормативными актами  Правительства
Москвы16) обеспечить дальнейшее упорядочение рыночной торговли.
     Предусмотреть меры по закрытию 22 неперспективных  рынков,  в
том  числе по выводу до 2003 года 7 рынков с территории спортивных
сооружений ("Лужники",  "Динамо",  ЦСКА и др.).  Взять под  особый
контроль выполнение управляющими компаниями обязательств по преоб-
разованию (реконструкция,  новое строительство) 38 рынков в совре-
менные торговые центры и торговые комплексы на земельных участках,
предоставленных городом в долгосрочную аренду. Предусмотреть в пе-
риод  до 2005 года реконструкцию 13 государственных сельскохозяйс-
твенных (бывших колхозных) рынков с созданием на  них  оптимальных
     
___________________
16) Постановления  Правительства Москвы от 03.07.2001г.  N 580-ПП,
    от 18.12.2001г.  N  1138-ПП;  распоряжение  Мэра   Москвы   от
    28.10.1999г. N 1210-РМ.


условий для продавцов и покупателей. Определить перспективы разви-
тия остальных 96 рынков,  временно сохраненных в торговой инфраст-
руктуре города,  и разработать в 2002 году городскую целевую прог-
рамму по оптимизации размещения рынков,  их реконструкции и преоб-
разованию в торговые центры и комплексы на период до 2010 года.
     Осуществить мероприятия по повышению уровня организации  тор-
говли и улучшению контроля и надзора за деятельностью рынков,  ор-
ганизации системы учета торгующих на рынках с использованием  пер-
сональных карточек продавца, выполнению требований антитеррористи-
ческой безопасности.
     В сфере мелкорозничной торговли приоритетными задачами район-
ных управ должно стать:
     - упорядочение  мелкорозничной торговли в подуличных пешеход-
ных переходах;
     - приведение  ассортимента реализуемых товаров в соответствие
с  функциональным  назначением  объектов  мелкорозничной  торговли
(продажа мороженого,  прохладительных напитков, печатной, табачной
и другой продукции);
     - создание сети передвижных торговых средств,  специализирую-
щейся на быстром питании,  которую в зависимости от ситуации можно
использовать на улицах, у станций метро, в зонах отдыха, на празд-
ничных мероприятиях;
     - ликвидация несанкционированной торговли.
     Приоритетными задачами сезонной торговли являются:
     - улучшение  материально-технической базы этого вида обслужи-
вания;
     - создание объектов, соответствующих современным требованиям,
в том числе отработка малых (лотковых) форм торговли;
     - переход на новые формы реализации кваса: установка постмик-
сов и премиксов;
     - внедрение кегов со специальным оборудованием;
     - использование  в  жилых массивах и зонах отдыха передвижных
500-литровых емкостей;
     - производство стойкого кваса с длительным сроком реализации,
в том числе в различных видах упаковки;
     - укрепление взаимодействия московских хладокомбинатов с тор-
говыми фирмами.
3.2. Общественное питание
     

В целях повышения роли и места отрасли в организации обслужи-
вания населения в г. Москве обеспечить в 2002-2003 гг. прирост то-
варооборота общественного питания на уровне 5,0-6,0% в год, имея в
виду  доведение  его удельного веса в объемах продажи продовольст-
венных товаров к 2006 году до 10% (2001 год - 6,6%).
       Считать приоритетными задачами развития общественного пита-
ния:
     организацию питания;
     - учащихся и студентов общеобразовательных учреждений началь-
ного, среднего и высшего образования;
     - рабочих и служащих по месту работы на предприятиях и в  ор-
ганизациях  с  предоставлением сбалансированного питания в зависи-
мости от интенсивности труда, включая диетическое и лечебно-профи-
лактическое питание;
     - малообеспеченных граждан (пенсионеров, инвалидов, многодет-
ных  семей) в социальных предприятиях,  в том числе с доставкой на
дом или обслуживанием на дому;
     развитие общедоступной сети:
     - за счет широкого развития сети предприятий  быстрого  пита-
ния,  включая специализированные, в том числе: детские, молодежные
кафе, кафе мороженое и др.;
     - в местах отдыха и проведения досуга населения, включая лет-
ние кафе,  в том числе при проведении спортивных мероприятий, мас-
совых гуляний и т.д.;
     - в гостиницах, общежитиях;
     - в  зданиях аэропортов,  на железнодорожных и автовокзалах с
возможностью  приобретения  продовольственных  наборов  в  дорогу,
включая развитие торговли через автоматы.
       Предусмотреть комплекс мер по усилению  социальной  направ-
ленности  в развитии общественного питания в 2002-2003 гг.,  в том
числе:
     - по созданию условий для расширения сети предприятий, участ-
вующих в обеспечении мер социальной защиты жителей Москвы;
     - по  поддержке предприятий социального питания,  организации
горячего и диетического питания населения по месту работы,  в  том
числе  с  предоставлением  льготного  и  бесплатного питания;
     - по совершенствованию координации развития сети  общедоступ-
ных предприятий (столовые,  кафе, рестораны и т.д.) с организацией
питания для населения с невысоким уровнем доходов по доступным це-
нам.
     Развивать и расширять благотворительную деятельность предпри-
ятий общественного питания.
     Обеспечить в период 2002-2003 гг.  безусловное выполнение ос-
новных  показателей городской программы "Совершенствование органи-
зации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий
приготовления  пищи  и  форм обслуживания на период с 2000 до 2003
года" 17) в части целевых нормативов повышения качества и  сбалан-
сированности  школьных  рационов и заданий по увеличению объемов и
повышению технического уровня производства продукции школьного пи-
тания,  развитию системы производственного контроля за качеством и
безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции, соз-
данию новых и модернизации существующих производственных мощностей
в системе школьного питания.
     С учетом положительного опыта организации школьного питания и
практической эффективности осуществления соответствующей городской
программы  в  2000-2001 гг.  рассмотреть вопрос о целесообразности
подключения к системе школьного питания или  создания  аналогичных
систем  для других контингентов учащихся детей и подростков (проф-
техучилища, техникумы).
     Уделить особое  внимание  повышению доступности услуг общест-
венного питания широким слоям населения.
     В целях расширения охвата питанием различных контингентов на-
селения содействовать:
     - в  восстановлении  и развитии системы диетического и лечеб-
но-профилактического питания;
     - в развитии сети магазинов и отделов кулинарии;
     - в расширении в общественном питании отпуска блюд и  изделий
на вынос и с доставкой их по заказам на дом, в офис и т.д.
     Сконцентрировать меры по повышению ценовой доступности  услуг
общественного питания на двух стратегических направлениях:


____________________
17) Постановление Правительства Москвы от 18.07.2000г. N 546



     - стабилизации и, при благоприятных условиях, снижении уровня
цен в общественном питании;
     - структурных изменениях в общедоступной сети в пользу предп-
риятий,  ориентированных на  обслуживание  населения  с  невысоким
уровнем доходов.
     Поддерживать прогрессивные тенденции  в  сфере  общественного
питания,  связанные  с совершенствованием организации,  внедрением
новых форм обслуживания и технологий приготовления пищи, развитием
материально-технической базы предприятий,  обеспечивающих снижение
затрат и улучшение экономического положения предприятий как  глав-
ного фактора сдерживания роста цен. Способствовать:
     - развитию франчайзинга и сетевых форм организации  предприя-
тий общественного питания;
     - совершенствованию  каналов   товароснабжения   предприятий,
обеспечивающему  возможности  закупки  товаров в оптовом звене и в
промышленности по минимальным ценам  без  излишних  посреднических
звеньев;
     - организации централизованного производства для  предприятий
общественного  питания полуфабрикатов высокой степени готовности и
готовых блюд (охлажденная и быстрозамороженная  продукция,  в  том
числе в вакуумной упаковке);
     - повышению конкурентоспособности  предприятий  общественного
питания за счет более эффективных архитектурно-планировочных реше-
ний;
     - развитию парка подвижного состава автотранспорта с охлажде-
нием;
     - организации  эффективного научно-методического и информаци-
онного обслуживания предприятий общественного питания.
     В целях  повышения  территориальной доступности услуг общест-
венного питания обеспечить более полное и интенсивное  использова-
ние  имеющихся предприятий (особенно предприятий социального пита-
ния и малозагруженных общедоступных предприятий - рестораны в низ-
коразрядных гостиницах,  отдельные кафе,  столовые и др.), а также
повышение плотности сети и равномерности ее распределения по  тер-
ритории города.
     В период  2002-2003  гг.  предусмотреть  открытие  266  новых
предприятий общественного питания,  а также реконструкцию и модер-
низацию 166  предприятий,  рассчитанных в общей сложности на 13-14
тыс. посадочных мест.
     Обеспечить приоритетное развитие общедоступной сети предприя-
тий,  включая предприятия быстрого питания в павильонах из быстро-
возводимых конструкций, в районах города с более низкими показате-
лями обеспеченности населения услугами  общественного  питания,  в
том числе в Юго-Западном, Юго-Восточном, Восточном, Западном и Зе-
леноградском административных округах.
     В целях качественного преобразования сети и повышения доступ-
ности услуг общественного питания для москвичей и  гостей  столицы
предусмотреть меры по ускоренному развитию в 2002-2003 гг.  предп-
риятий быстрого питания.  Довести  долю  стационарных  предприятий
быстрого питания в суммарной емкости общедоступной сети к 2005 го-
ду до 15% и на перспективу до 2010 года - не менее чем до 20-25%.
     Обеспечить размещение стационарных предприятий быстрого пита-
ния различных классов и типов в местах массового пребывания  насе-
ления:  на магистральных улицах и площадях города,  вблизи крупных
транспортных узлов,  в зданиях железнодорожных и  автовокзалов,  в
крупных торговых,  торгово-деловых,  спортивно-развлекательных   и
культурных  центрах и комплексах,  рынках,  парках и зонах отдыха,
жилых микрорайонах и т.д.
     Развивать в районах города сеть предприятий быстрого  питания
в павильонах из быстровозводимых конструкций, а также на базе фир-
менных,  технически оснащенных мобильных торговых средств и летних
кафе.
     Разработать концепцию и комплексную программу развития систе-
мы быстрого питания "Русское бистро", предусмотрев в ней на период
2002-2003 гг.  строительство и ввод в эксплуатацию на базе павиль-
онов  из  быстровозводимых  конструкций  16 франшизных предприятий
"Русское бистро" на земельных участках,  отведенных в  администра-
тивных округах.

3.3. Бытовое обслуживание

     Обеспечить ускоренное развитие бытового обслуживания,  прежде
всего,  за  счет повышения доступности бытовых услуг для различных
социальных групп населения города.  Продолжить развитие и  восста-
новление инфраструктуры бытового обслуживания в районах и микрора-
йонах, уделяя особое внимание расположению предприятий в зоне  пе-
шеходной доступности.  Повысить роль районных управ в решении этих
вопросов.
     В период  2002-2003  гг.  предусмотреть  создание  237  новых
предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 191 действующего
предприятия бытового обслуживания населения,  рассчитанных в общей
сложности на 3,5 тыс. рабочих мест.
     Обеспечить строгое соблюдение установленного порядка, при ко-
тором передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприяти-
ями бытового обслуживания, производится с условием их целевого ис-
пользования только под организацию бытовых услуг населению.
     Развивать сети  небольших  предприятий бытового обслуживания,
оказывающих услуги повседневного спроса (ремонт обуви, одежды, ча-
сов, фотоуслуги, металлоремонт и т.д.) за счет:
     - создания и модернизации объектов мелкорозничной  сети  (па-
вильонов,  палаток,  киосков),  расположенных  в районах массового
проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
     - использования  свободных площадей в крупных торговых объек-
тах;
     - обеспечения  рационального использования площадей действую-
щих предприятий бытового обслуживания; целевого выделения площадей
под  объекты  бытового обслуживания в районах массовой жилой заст-
ройки.
     Расширять внедрение форм обслуживания,  пользующихся популяр-
ностью у населения:
     - прием  заказов по месту проживания (на дому,  в общежитиях,
гостиницах), по телефону, Интернету; по месту работы, в местах ин-
тенсивных пассажиропотоков;
     - методом самообслуживания;
     - абонементного обслуживания;
     - обмен  неисправных изделий на заранее отремонтированные,  а
также старых на новые со скидкой в цене.
     Активизировать работу  по  строительству   специализированных
объектов сферы услуг на кооперативной основе с участием двух и бо-
лее предприятий бытового обслуживания и инвесторов.
     Предусмотреть порядок  бюджетного финансирования создания но-
вых и реконструкции действующих предприятий,  жизненно важных  для
населения, в том числе:
     - строительство  новых  и  расширение  действующих  городских
кладбищ и других объектов похоронного обслуживания;
     - строительство и реконструкция муниципальных бань;
     - реконструкция государственных  унитарных  предприятий  хим-
чистки и прачечных, обслуживающих бюджетные организации социальной
сферы и имеющих задания по линии Главного управления ГОЧС г.Москвы.
     Оказывать поддержку  со  стороны города предприятиям бытового
обслуживания,  предоставляющим услуги малообеспеченным  категориям
граждан по льготным ценам,  за счет льгот по кредитованию, а также
по арендной плате, коммунальным платежам, налогам.
     Способствовать организации  в  учреждениях  социальной защиты
населения подразделений  (предприятий)  бытового  обслуживания  по
оказанию необходимого перечня бытовых услуг:  ремонт обуви и одеж-
ды, услуги парикмахерских, прием одежды в химическую чистку и др.
     Взять под  особый контроль создание предприятий в новых жилых
районах и предприятий по социально значимым услугам,  в том числе:
ремонту одежды,  обуви, стирке белья и чистке одежды методом само-
обслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерским
по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин. Для таких
предприятий предусматривать первоочередное выделение нежилых поме-
щений  на  условиях  целевого конкурса,  а также предоставление по
конкурсу кредитов на льготных условиях.
     Продолжить в 2002-2003 гг. работу по организационно-норматив-
ному обеспечению качества услуг.
     Химчистка одежды и прачечное хозяйство.  В 2002-2003 гг. осу-
ществить мероприятия,  направленные на дальнейшее повышение уровня
обслуживания  и  доступности  услуг для различных социальных групп
населения,  создание современных предприятий по  чистке  одежды  и
стирке  белья,  развитие  сети приемных пунктов в районах массовой
жилой застройки. В этих целях:
     - оказать предприятиям помощь по созданию в новых жилых райо-
нах приемных пунктов по чистке одежды и стирке белья, а также сети
небольших  экологически чистых предприятий химчистки на 2-3 машины
по 10-15 кг каждая  путем  выделения  нежилых  помещений  площадью
200-300 кв.м;
     - создавать  на  базе приемных пунктов прачечных и химчисток,
открытых в предыдущие годы  и  занимающих  площади  150-200  кв.м,
комплексные  предприятия по оказанию 10-15 видов услуг типа "Муль-
тисервис";

     - для малообеспеченных слоев населения создать в каждом окру-
ге  по  1-2 химчистке-прачечной самообслуживания площадью 200- 250
кв.м каждая. Для таких социально значимых предприятий целесообраз-
но установить льготы по арендной плате,  что позволит поддерживать
невысокий уровень цен, доступный малоимущим гражданам;
     - поддержать  наметившуюся  в  городе  тенденцию  по развитию
комплексности обслуживания потребителей путем создания новых  про-
изводств  химчистки  на  фабриках-прачечных  и мощностей по стирке
белья на предприятиях химчистки, а также формированию на предприя-
тиях  химчистки,  прачечных  и бань производств и цехов по ремонту
одежды и обуви;
     - в основном завершить к 2004 году модернизацию и реконструк-
цию действующих предприятий химчистки и прачечных  с  привлечением
для  этого  средств инвесторов,  льготных кредитов и инвестиций из
городских источников (для государственных предприятий);
     - в целях сокращения себестоимости услуг,  минимизации расхо-
дов на "больших" фабриках-прачечных и химчистках обеспечить рацио-
нальное   использование  производственных  помещений  и  земельных
участков за счет открытия новых мощностей по бытовым услугам, про-
изводству товаров народного потребления на заказ, другим видам де-
ятельности;
     - на всех предприятиях химчистки и прачечных развивать наибо-
лее удобные для населения: индивидуальную стирку белья и сорочек в
отдельных  машинах,  прием заказов на дому с последующей доставкой
исполненных заказов, специальную обработку вещей и т.д.;
     - осуществить комплекс экологических мероприятий в 2002- 2003
гг., в частности, по совершенствованию системы сбора, обезврежива-
ния  и  утилизации  кубовых остатков (шламов) после химчистки,  по
созданию системы очистки сточных вод предприятий по стирке белья.
     Ремонт и  техническое обслуживание бытовой техники.  Развитие
услуг по ремонту и обслуживанию бытовой техники осуществлять  иск-
лючительно  на  коммерческих условиях за счет создания новых,  ре-
конструкции и модернизации действующих предприятий.
     Особое внимание  уделить ремонту отечественной бытовой техни-
ки, а также организации услуг по ремонту бытовой техники для мало-
обеспеченных категорий граждан.
     Для полного удовлетворения потребности населения в услугах по
всем  видам бытовой техники создать в ближайшие годы 30-40 новых и
провести модернизацию 60-70 действующих предприятий.
     Обеспечить приоритетное развитие крупных,  хорошо  оснащенных
технических центров,  имеющих разветвленную систему приемных пунк-
тов в различных районах города.  Создавать фирменные или авторизо-
ванные дилерские сервисные центры по всем ведущим фирмам-изготови-
телям,  чья бытовая техника реализуется  через  торговую  сеть  г.
Москвы.
     Для организации ремонта старой техники, (по оценкам, она сос-
тавляет 10-20%  от общего размера парка, находящегося в эксплуата-
ции у населения) создать в каждом округе по 1-2  комплексных  сер-
висных  пунктов  на площадях размером 120-150 кв.м,  с уменьшенной
арендной платой на первые 2-3 года работы, имея в виду организацию
ремонта  телевизоров,  холодильников,  стиральных машин устаревших
отечественных марок по доступным  для  малообеспеченных  категорий
граждан  ценам.  Поддержать практику замены старой бытовой техники
на новую с соответствующими скидками в цене.
     Ремонт и  пошив  обуви.  Развитие данного вида услуг осущест-
влять за счет организации новых и расширения существующих предпри-
ятий,  в том числе на базе быстровозводимых зданий модульного типа
и объектов мелкорозничной сети, использования свободных площадей в
торговых  объектах.  Открыть  в 2002-2003 гг.  18-20 предприятий и
создать 100-120 рабочих мест по ремонту обуви, прежде всего, в но-
вых жилых районах,  для полного удовлетворения спроса населения на
эти услуги, повышения их качества и развития конкуренции.
     Поддерживать создание небольших, по 3-7 человек, новых предп-
риятий по ремонту обуви на коммерческой основе за счет собственных
и заемных средств предприятий, точек по ремонту обуви на 1-2 рабо-
чих места  в  многопрофильных  предприятиях  типа  "Мультисервис",
приглашая для этих целей ремесленников-мастеров, которые в настоя-
щее время трудятся самостоятельно вне предприятий.
     Содействовать формированию  центров по обслуживанию ремонтных
мастерских и организации в них учебных  комплексов  по  подготовке
кадров,  мелкооптовых магазинов по продаже кожматериалов, фурниту-
ры, клеевых и отделочных композиций и инструмента, возложив на эти
центры  функции по поставке мастерским оборудования,  его монтажу,
последующему ремонту и обслуживанию.
     Ремонт швейных и трикотажных изделий.  Услуги по изготовлению
швейных и трикотажных изделий.  В целях  удовлетворения  растущего
спроса населения на услуги по ремонту швейных,  меховых, кожаных и
трикотажных изделий предусмотрет
Заголовок: Постановление ПравительстваN 359-ПП
Дата: 2002-05-14
Позиционируется в разделах: Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание