Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Внешние связи
Проведение выборов
Социологические исследования

Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи


                             М О С К В А  

                                М Э Р  

                        Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е  
 

20 июля 2001 г. N 715-РМ 

О   разработке   Комплексной   программы
движения    Москвы   к   информационному
обществу                                

     В  целях развития информационного общества в Москве и обеспечения
комплекса мер по развитию городской информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры,  информационных  ресурсов  и  услуг, совершенствованию
нормативно-правовой базы:                                             
     1.  Утвердить представленную Департаментом экономической политики
и  развития  г.  Москвы  Концепцию  движения  Москвы к информационному
обществу (приложение 1).                                              
     2.   Сформировать   рабочую   группу  по  разработке  Комплексной
программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 2).  
     3. Утвердить Положение о рабочей группе по разработке Комплексной
программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 3).  
     4.  Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.       


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


     Приложение 1  подготовлено  к выпуску заведующим сектором Де-
партамента экономической политики и развития г.Москвы Паджевым В.В.
292-59-91.


 
                                              Приложение 1
                                        к распоряжению Мэра Москвы
                                            от 20 июля 2001 г.
                                                N 715-РМ





                            КОНЦЕПЦИЯ
            движения Москвы к информационному обществу





                            Содержание
РЕЗЮМЕ...........................................................4
1.ВВЕДЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -
  ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ..................................................9
  1.1.Сущность информационного общества.........................10
  1.2.Возможности и риски информационного общества..............13
  1.3.Необходимость разработки программ движения к информацион-
      ному обществу.............................................17
2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ..................................18
  2.1.Видение будущего. Москва как "информационный город".......18
  2.2.Цели и задачи перехода Москвы к информационноиу обществу..19
  2.3.Цели и задачи концепции движения Москвы к информационному
      обществу..................................................21
3.ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ И МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕ-
  СТВУ..........................................................21
  3.1.Россия на пороге информационного общества.................21
  3.2.Москва в процессе движения к информационному обществу.....23
4.ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДВИЖЕ-
  НИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО..........................27
  4.1.Принципы и основные положения городской политики..........27
  4.2.Создание условий для устойчивого развития экономики города
      в информационноя обществе.................................28
    4.2.1.Стимулирование производства и содействие в продвижении
          на мировой рынок программного обеспечения московских
          производителей........................................29
    4.2.2.Поддержка производства средств информатизации в г.Мос-
          кве...................................................30
    4.2.3.Развитие рынка телекоммуникаций.......................33
    4.2.4.Поддержка контент-индустрии и СМИ.....................38
    4.2.5.Обеспечение конкурентоспособности Москвы как места ба-
          зирования финансовых структур, штаб-квартир транснаци-
          ональных корпораций и международных организаций.......40
    4.2.6.Создание условий для развития Москвы как центра инно-
          ваций и науки.........................................43
    4.2.7.Создание условий для превращения Москвы в центр туриз-
          ма и туристской деятельности..........................46
  4.3.Стимулирование и организация использования информационно-
      коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах дея-
      тельности.................................................48
    4.3.1.Образование...........................................48
    4.3.2.Бизнес................................................52
    4.3.3.Здравоохранение.......................................56
    4.3.4.Культура..............................................59
    4.3.5.Информатизация городского управления..................60
    4.3.6.Городское хозяйство...................................64
    4.3.7.Общественная жизнь....................................64
    4.3.8.Быт и досуг...........................................65
  4.4.Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями
      города....................................................66
    4.4.1.Готовность москвичей к использованию ИКТ для жизни и
          работы................................................66
    4.4.2.Преодоление социального неравенства в "информационном
          городе"...............................................68
    4.4.3.Домашняя компьютеризация..............................69
  4.5.Развитие современной информационно-телекоммуникационной
      инфраструктуры Москвы.....................................72
    4.5.1.Развитие магистральной телекоммуникационной инфраст-
          руктуры Москвы........................................73
    4.5.2.Развитие сетей доступа................................76
    4.5.3.Развитие общегородских информационных систем и публич-
          ных информационных ресурсов...........................80
    4.5.4.Конвергенция различных технологий.....................81
  4.6.Совершенствование нормативно-правовой базы развития инфор-
      мационного общества в г.Москве............................82
5.ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕП-
  ЦИИ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.................84
  5.1.Создание экономических механизмов.........................84
  5.2.Обеспечение общественной поддержки идеи информационного
      общества..................................................86
  5.3.Разработка системы индикаторов движения Москвы в информа-
      ционное общество..........................................87
  5.4.Организационные мероприятия...............................88
    5.4.1.Разработка и принятие программы движения Москвы к ин-
          формационному обществу................................88
    5.4.2.Создание городских рабочих органов по реализации прог-
          раммы движения Москвы к информационному обществу......90
    5.4.3.Создание системы мониторинга движения Москвы к инфор-
          мационному обществу...................................91
    5.4.4.Разработка и реализация демонстрационно-просветитель-
          ских программ и проектов..............................93
  5.5.Совершенствование нормативно-правовой базы г.Москвы на
      этапе перехода к информационному обществу.................94
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................97
     РЕЗЮМЕ

     Сущность информационного общества.
     Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей -
после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозна-
чают обычно как "информационное общество".  Общепринятой дефиниции
информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся
в том, что его сущность определяют  несколько взаимосвязанных про-
цессов:
     * Информация и знания становятся  важным ресурсом и подлинной
движущей силой социально-экономического,  технологического и куль-
турного развития.
     * Формируется рынок информации и знания как фактора производ-
ства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
     * Стремительно растет удельный  вес отраслей,  обеспечивающих
создание, передачу и использование информации.
     * Развитая информационная инфраструктура превращается в усло-
вие, определяющее  национальную  и региональную  конкурентоспособ-
ность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуника-
ции.
     * Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности но-
вых информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ)  существенно
меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

     Мегаполисы в информационном обществе.
     Города - и особенно мегаполисы,  к которым  относится Москва,
- находятся в центре происходящих изменений. Глобализация,  интен-
сификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьез-
ным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережа-
ющими темпами растет информационная индустрия, высокотехнологично-
го производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вы-
зывает значительные изменения на рынке труда  и в социоэкономичес-
кой  динамике городов.  В результате этих  изменений экономическая
деятельность, связанная с  получением и  обработкой информации,  в
настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных
западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриаль-
ные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на
рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в раз-
витых странах связаны сегодня с той или  иной формой обработки ин-
формации.  ИКТ сегодня занимают  центральное место в обновлении  и
реструктуризации  всех видов деятельности,  которые в совокупности
составляют  сущность города:  производство  продукции,  транспорт,
системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также
индустрия отдыха и зрелищ, СМИ,  образование,  управление городом,
общественные службы,  коммунальные услуги, общественная и культур-
ная жизнь.

     Возможности и риски информационного общества.
     С формирующимся информационным обществом  в последнее десяти-
летие связываются большие ожидания.  Считается, что информационное
общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жиз-
ни всего человеческого сообщества и  каждого человека в отдельнос-
ти, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринима-
тельства, для оптимального использования местных  условий и ресур-
сов, для развития  управления,  образования и  здравоохранения. На
этой основе создаются  предпосылки для значительного повышения эф-
фективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты
окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
     Вместе с тем, осознавая все преимущества  информационного об-
щества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые
решения и возможности,  но и новые проблемы  и риски.  Как и любое
другое,  информационное общество  несовершенно,  а ИКТ нейтральны.
Последствия их применения целиком зависят  от ценностных установок
и  политических решений.  Реализация возможностей  информационного
общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленчес-
ких решений.

     Разработка программ движения к информационному обществу.
     Именно в силу сказанного информационное  общество стало поли-
тической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20
лет "информационное общество" является  предметом программных раз-
работок на национальном, международном и региональном уровнях, ос-
новная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к
информационному обществу и парировать риски и негативные последст-
вия. В развитых странах уже приняты документы  третьего поколения,
подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.
     Несмотря на  большой опыт  решения  вопросов  информатизации,
Россия  и Москва  задержались в  разработке современных  программ,
учитывающих проблематику  информационного общества.  В Москве еже-
годно принимается план работ по информатизации, программные основы
этой деятельности были заложены в Концепции  создания и эксплуата-
ции общегородской информационной системы,  принятой в 1991 г. Учи-
тывая, однако,  то обстоятельство,  что основные целевые установки
этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном нап-
равлена на информатизацию  городского управления, возникла настоя-
тельная необходимость  в создании нового  программного  документа,
учитывающего новые реалии  и направленного на  более широкий  круг
вопросов формирования информационного общества.
     Отвечая на вызовы времени,  Московская  городская дума  (МГД)
второго созыва приняла решение  объединить ранее разрозненные нап-
равления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в
одно комплексное направление:  "Информация, информатизация, связь,
телекоммуникации  и телевидение".  Весной 1998 г. был  сформирован
общественный  экспертный  совет по  данному  направлению.  Одна из
главных задач совета - разработка рекомендаций  по развитию инфор-
мационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определе-
ние приоритетных направлений движения Москвы к информационному об-
ществу.  В 1999 г. МГД вышла  с инициативой  подготовки  концепции
движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержа-
на Правительством Москвы.
     Смысл  предлагаемого  документа - разработать  концептуальные
основы  для создания в городе  системы поддержки,  регулирования и
координации деятельности всех участников процессов информатизации,
определить общие и конкретные по областям цели перехода к информа-
ционному обществу.

     Видение будущего для Москвы.
     Авторы концепции  движения Москвы  в информационное  общество
исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра
информационной деятельности, как "информационный город". Это озна-
чает, что Москва должна стать:
     * городом с развитой  информационно-телекоммуникационной инф-
раструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
     * городом, экономический фундамент которого  формирует эконо-
мика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание ра-
бочих мест определяется  инновационной активностью, которая подра-
зумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и раз-
работок;
     * городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование  ИКТ  во всех областях  экономической,  социальной и
культурной жизни;
     * центром конкурентоспособной  информационной  индустрии, где
производство информации,  информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
     * городом, где доступ к социально-значимой информации и базо-
вым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для
всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономичес-
кого положения.

     Цели перехода Москвы к информационному обществу.
     Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выде-
ляет определенный  аспект в целевых  установках  развития  Москвы.
Верхний уровень целей  движения Москвы к информационному  обществу
совпадает с общими целями социально-экономического развития города:
создание благоприятных условий для предпринимательской деятельнос-
ти и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение
уровня и качества жизни горожан,  повышение эффективности и откры-
тости городского управления, улучшение работы городского хозяйства
и экологии города. Цели второго уровня уточняют и  раскрывают цели
высшего уровня с точки зрения условий и  возможностей информацион-
ного общества:
     * формирование  нормативно-правовой  базы информационного об-
щества в г.Москве,  регулирующей взаимоотношения создателей,  вла-
дельцев и пользователей информационных ресурсов и систем,  а также
всех участников движения к информационному обществу;
     * совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации на единой  концептуальной основе (кон-
цепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
     * содействие развитию  и обновлению  различных  отраслей дея-
тельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образова-
ние, культура, здравоохранение, малый бизнес,  общественная жизнь,
городское хозяйство, социальная защита);
     * создание  условий  для приоритетного  развития и п овышения
экспортных возможностей информационной индустрии города;
     * формирование современной информационно-коммуникационной ин-
фраструктуры города;
     * формирование эффективной  московской региональной инноваци-
онной системы;
     * преодоление информационного неравенства.
     В ряде случаев выделены цели третьего уровня конкретизирующие
целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.

     Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу.
     Нельзя не заметить,  что многие тенденции современного инфор-
мационного общества характерны и для Москвы.  Основные условия для
этого есть.  Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров
производства и хранения информации, является центром научно-техни-
ческой и  научно-образовательной  деятельности и  культурной жизни
страны.  В Москве расположены управляющие  структуры крупного рос-
сийского  бизнеса.  Москва представляет собой  главный  российский
узел  национальных  и  международных  телекоммуникационных  сетей,
центр формирования  и распространения массовой  информации.  Здесь
создана достаточно развитая информационно-телекоммуникационная ин-
фраструктура. Москва занимает первые  места в России по обеспечен-
ности домов и рабочих мест компьютерами,  по числу абонентов сото-
вой связи и доступу  населения к Интернету.  Наконец, Москва - это
административный центр страны,  в котором реализуется информацион-
ный и управленческий потенциалы  федеральных органов государствен-
ной власти.  Следует также  иметь в виду,  что Москва - крупнейший
мегаполис России.  Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам
принадлежит ведущая роль в  формировании информационного общества.
У Москвы существует достаточный потенциал,  чтобы занять достойное
место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом простран-
стве и информационном сообществе.
     В ходе  движения  Москвы к  информационному  обществу следует
стремиться  к тесному взаимодействию  процессов  информатизации  в
Москве и в других регионах страны.  Это означает, с одной стороны,
необходимость распространения московского опыта на крупные россий-
ские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных ре-
шений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.

     Направления действий.
     В предлагаемом  документе выделено  шесть стратегических нап-
равлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения
к информационному обществу:
     1.Создание условий для устойчивого  развития экономики города
в рамках формирующегося глобального информационного общества.
     2.Развитие информатизации городского управления.
     3.Стимулирование и организация  использования ИКТ в различных
сферах деятельности в г.Москве.
     4.Обеспечение возможностей  использования ИКТ  всеми жителями
города.
     5.Развитие современной информационно-телекоммуникационной ин-
фраструктуры Москвы.
     6.Совершенствование  нормативно-правовой базы развития инфор-
мационного общества в г.Москве.
     Каждое стратегическое направление деятельности детализировано
рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются кон-
кретные действия Правительства Москвы, основанные на законодатель-
но закрепленных инструментах городской политики  (городской заказ,
налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагают-
ся также первоочередные мероприятия по реализации основных положе-
ний настоящей концепции.

     Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному об-
ществу.
     Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических
ориентиров развития Москвы как "информационного города".  Основной
задачей концепции является  разработка основных положений политики
Правительства Москвы и  Московской городской Думы,  обеспечивающей
движение к информационному обществу.  На основе  концепции  должна
быть разработана  комплексная программа  формирования и развития в
Москве базовых компонентов информационного общества,  включающая в
себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.

     1.ВВЕДЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
       - ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

     В последнее десятилетие Россия осуществляет  несколько фунда-
ментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демок-
ратическому обществу, от государственной плановой  экономике к ры-
ночной,  от индустриального  общества к информационному.  Внимание
российской прессы, политиков и общественности  сосредоточено в ос-
новном на первых двух переходах,  вызвавших драматические перемены
в стране и  существенно изменивших  условия жизни  и хозяйственной
деятельности. В политических документах разного уровня практически
не рассматриваются  вопросы перехода  к информационному  обществу.
Вместе с тем,  этот переход,  который совершают  сегодня и  другие
страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего
человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпора-
ции и государству с точки зрения адаптации  и выработки адекватной
стратегии поведения. По мнению известного испано-американского со-
циолога М. Кастелса для России переход к информационному обществу-
решающий, его нельзя отложить до того,  как окончательно осуществ-
ляться остальные переходы. Более того, без его успешного осуществ-
ления невозможно решить  главную задач российских реформ - вхожде-
ние в сообщество  экономически развитых демократических государств
в качестве полноправного участника. Задача предлагаемого документа
- сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в
информационное общество.

     1.1.Сущность информационного общества

     Можно выделить  четыре  внутренне  связанные  фундаментальные
черты формирующегося информационного общества:
     1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выра-
зившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информацион-
ной насыщенности хозяйственной,  управленческой и других сфер дея-
тельности,  в превращении информации  и знания в важнейший  ресурс
социально-экономического развития.
     2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную,
выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает ли-
дирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономи-
ки.
     3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления
информации и информационных услуг и, в частности,  широкое внедре-
ние ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональ-
ную, но и бытовую.
     4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сот-
рудничества, когда во всех сферах общества происходит замена цент-
рализованных иерархических структур  гибкими сетевыми типами орга-
низации,  приспособленными к  быстрым изменениям и  инновационному
развитию.
     Ключевой тенденцией является последовательное возрастание ро-
ли информации и знания в современном обществе. Информация и знания
становятся все более важным фактором производства,  движущей силой
экономического развития и процветания общества. Основываясь именно
на этой особенности современного общества,  многие исследователи и
называют его "информационным" (Й. Масуда, Д. Белл, О. Тоффлер) или
"обществом знания" (П. Дракер),  или обществом, основанным на "ин-
формационной экономике" или "экономике знания"  (М. Порат).  В ин-
формационном обществе экономические  успехи все больше  зависят от
наличия и эффективности национальной,  региональной, локальной или
корпоративной  системы инноваций  (М. Портер) и налаженной системы
непрерывного образования.
     Несколько факторов обуславливают происходящие изменения:
     * Окончательно оформившаяся  где-то в середине ХХ века тесная
связь науки  и технических разработок,  повлекшая за собой  резкий
рост динамики производства и появление наукоемких технологий.
     * Глобализация всех происходящих в обществе изменений,  когда
события,  территориально очень далекие друг от друга,  оказываются
звеньями одной цепи,  утрачивая тем самым свой,  казалось бы,  ло-
кальный характер.
     * Колоссальное  усложнение всей экономической,  политической,
военной деятельности  человечества  и формирование  здесь  сложных
систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его ин-
формационного обеспечения,  породив не только такие области знания
как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и но-
вое  мировоззрение,  в рамках  которого мир  воспринимается  через
призму информационных процессов.
     * Развитие новых информационных и коммуникационных технологий,
широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их
серьезной перестройки  и появлению таких  новых форм  социальной и
экономической деятельности как электронная коммерция,  телеработа,
дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.
     Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного об-
щества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов нашего
века. Изобретение самого термина  "информационное общество" припи-
сывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши.
В 70-е годы началась конвергенция двух почти  одновременно появив-
шихся идеологий - информационного  общества и  постиндустриализма.
Сегодня многие ученые, вслед за известными социологами и философа-
ми Д.Беллом и О.Тоффлером,  считают,  что человеческая цивилизация
после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую -
информационную. По мнению Д.Белла  "информационное общество" - это
новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не
его положение в последовательности ступеней общественного развития
(после индустриального общества),  а основу определения  его соци-
альной структуры - информацию.
     До сих пор, несмотря на широкое  распространения термина "ин-
формационное общество",  ученые и специалисты еще не пришли к еди-
ному пониманию его основного содержания.  Существует целый ряд оп-
ределений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные
черты и тенденции современного общества.
     Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых об-
работкой информации  в структуре занятости  в развитых странах. По
расчетам  С.Барли к началу  XXI века доля американцев,  чей труд в
основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг
(сельхозрабочие, ремесленники, механики,  работники гостиниц, роз-
ничные торговцы, парикмахеры и т.п.)  сократится с 83% в 1900 году
до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с информаци-
ей, увеличится с 17% до 59%.  Аналогичные изменения происходят и в
других странах.  Именно поэтому одно из самых распространенных оп-
ределений информационного общества такое: информационным называет-
ся общество,  в котором обработкой информации занято больше людей,
чем обработкой сырья и материалов.
     С точки зрения американского экономиста  Т.Стюарта информаци-
онный век наступил в 1991 году,  когда впервые американские компа-
нии больше затратили на приобретение информационной техники, необ-
ходимой для манипулирования с информацией (компьютеры и телекомму-
никационное оборудование), чем на промышленное оборудование, пред-
назначенное для разного рода  действий с материальными  предметами
(двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.).
     В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие ин-
формационных  и коммуникационных технологий  и их возрастающее ис-
пользование во всех сферах экономической и общественной жизни. ИКТ
существенно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем,
занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, циф-
ровые технологии активно проникают  в традиционные технологии, ме-
няя их возможности и сферы использования.  Все это позволяет гово-
рить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной ре-
волюции (Д.Е.Сайчел, Т.Форестер) и считать информационное общество
обществом информационных технологий.
     Перестройка мировой экономики,  начавшаяся в  середине 1970-х
годов, привела к смене доминирующей формы организационной структу-
ры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организацион-
ных изменений была адаптация  к резко возросшим темпам изменений в
экономической, институциональной  и технологической среде деятель-
ности фирм. Общее направление изменений -  переход от вертикальных
иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причем
сети стали формообразующей основой как внутренней организации сов-
ременной корпорации, так и ее взаимодействия с партнерами (межфир-
менные сети, корпоративные  стратегические альянсы и т.п.). Анало-
гичные  организационные изменения  происходят в сфере услуг, адми-
нистративных органах и других областях деятельности.  Развитие ИКТ
стимулировало  происходящие изменения,  позволило выявить все пре-
имущества новой формы социальной организации, хотя организационные
изменения возникли и развивались  первоначально независимо от тех-
нологического развития. Со своей стороны,  развитие телекоммуника-
ционной инфраструктуры, и, прежде всего, Интернета, привело к тому,
что все больше транзакций в современной  экономике и  обществе со-
вершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится
глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут ми-
ровые доходы от электронной коммерции, которые составили в 2000 г.
185 млрд. USD, в 2001 г. по прогнозам  они увеличатся уже до 336,2
млрд., в 2002 г. - до 684,3 млрд., а в 2003г. достигнут 1,26 трлн.
USD. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об
информационном  обществе как о  "сетевом обществе",  а современную
экономику определять как "сетевую".
     Последние 20 лет "информационное общество" находится в центре
внимания многих политических  документов регионального, националь-
ного и международного уровня.  В политическом контексте информаци-
онное общество рассматривается как политическая цель и определяет-
ся через его возможности и преимущества.
     Созданная в мае 1995 г.  с целью анализа социальных  аспектов
информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских со-
обществ,  в состав которой вошли  ведущие специалисты  практически
всех стран Европейского Союза,  определила информационное общество
как  глобальное общество,  в котором  обмен  информацией  не будет
иметь ни временных,  ни пространственных,  ни политических границ;
которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур,
а с другой -  открывает каждому  сообществу  новые возможности для
самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кро-
ме того, это общество знания,  в котором главным условием благопо-
лучия каждого  человека и каждого  государства  становится знание,
полученное  благодаря  беспрепятственному  доступу  к информации и
умению  работать с ней.  Общество знания  эволюционирует  общество
мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, на-
учной поддержки  знания  будут  приниматься  хорошо  продуманные и
обоснованные решения.

     1.2. Возможности и риски информационного общества

     С формирующимся информационным  обществом в последнее десяти-
летие связываются большие ожидания.  Считается, что информационное
общество обладает  гигантским потенциалом  для улучшения  качества
жизни всего человеческого сообщества  и каждого человека в отдель-
ности, резко расширяет возможности  для малого и среднего предпри-
нимательства, для оптимального использования местных условий и ре-
сурсов, для развития сложных услуг и образования.  Развитие инфор-
мационного общества формирует предпосылки  для значительного повы-
шения эффективности производства,  для экономии природных ресурсов
и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
     Возникновение глобальных информационных сетей  и систем впер-
вые в истории нашей планеты открывают возможность связать букваль-
но каждого с каждым,  обеспечить доступ  к информационным ресурсам
человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняш-
ние знания и духовные ценности,  а, значит, существенно раздвинуть
границы применения достижений культуры, науки и техники.
     Сегодня четко  обозначилась тесная связь  между образованием,
обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли,
организации или компании становится эффективный доступ к образова-
нию и непрерывное обучение.  Во многих странах  реальностью стано-
вится  развертывание  массовой системы  качественного обучения  на
расстоянии и образования,  не ограниченного  возрастными  рамками,
системы постоянного повышения квалификации.
     Еще одна возможность,  предоставляемая информационным общест-
вом - качественное улучшение  системы охраны  здоровья.  Новые ИКТ
делают широко доступной профилактическую информацию, создают осно-
ву для получения  любым пациентом,  где бы  он ни жил,  регулярных
врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину",
опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.
     В информационном обществе  обычным явлением становится "теле-
работа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости,
в том числе  для людей с ограниченными физическими  возможностями,
что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем.
Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются на-
дежды на решение  такой острой проблемы больших  городов как пере-
грузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газа-
ми.
     Информация  становится  реальным социальным  ресурсом -  ведь
фактически только  она способна помочь  человеку адаптироваться  к
жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным из-
менениям,  выработать новые стереотипы поведения,  соответствующие
новым обстоятельствам.
     Для человека  информационного века единство  мира оказывается
уже не теоретической или идеологической абстракцией,  а фактом его
повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество
резко расширяет возможности человека выбирать,  где и на каких ус-
ловиях работать,  у кого и по каким ценам покупать те или иные то-
вары и услуги,  делает продавцов более зависимыми от потребителей,
существенно усложняют жизнь монополистам, недобросовестным работо-
дателям и производителям.
     Использование спутников, "живого" радио и телевидения для пе-
редачи информации оказывает массированное  влияние на формирование
общественного мнения по всему миру.  Появление и совершенствование
мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллек-
та сильно расширяют  возможности передачи  информации,  а, значит,
распространения знаний и обмена ими.
     Важнейшей особенностью информационного  общества является пе-
ренос акцента в производстве с использования  материалов на произ-
водство информации  и оказание услуг,  что влечет за  собой значи-
тельное  снижение добычи  и переработки сырья  и расхода  энергии.
Преимущественное развитие "третичного"  сектора экономики - оказа-
ния услуг - приводит  к существенному изменению удельного веса от-
раслей экономики в формировании валового национального продукта. В
целом ряде европейских стран более половины  оборота средств в ин-
формационной индустрии приходится  на создание информационных про-
дуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индус-
трии связи  разрыв еще более радикальный:  80% составляют телеком-
муникационные услуги  и только 20% - производство средств коммуни-
кации.
     Осознавая все преимущества информационного общества,  нельзя,
однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения
и возможности, но и новые проблемы и риски.
     Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться
современный мир, является глобализация,  порожденная взрывным раз-
витием ИКТ, созданием планетарных сетей,  триумфом рыночной эконо-
мики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта.
Так или иначе, все это приводит  к размыванию национальных и поли-
тических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации
культур - частично за счет  образования глобальных конгломератов в
области информации, телекоммуникаций и досуга.
     Глобализация заставляет  предпринимателей вступать  в жесткую
конкуренцию,  в результате которой выживают действительно сильней-
шие, которые затем получают  большую реальную власть, начинают от-
тирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.
     В условиях интенсивного использования глобальных сетей возни-
кают новые формы культурной агрессии  со стороны наиболее развитых
стран в отношении менее развитых,  появляется опасность утраты це-
лыми сообществами  своей культурной  и национальной  самобытности,
включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству
потребительских  предпочтений  и вкусов  в интересах  узкой группы
транснациональных компаний-производителей.
     Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глоба-
лизация производства и мобильность всемирных корпораций может неб-
лагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды,
а также права  на труд и социальную защиту,  - причем во всемирном
масштабе.  Реальным сигналом тревоги является  сокращение  рабочих
мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее разви-
тых странах.
     Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность
столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы
иллюзия и действительность,  создают некоторые  психологические (и
даже психические) проблемы.  По мере нарастания объема  информации
людям становится  труднее ориентироваться  в ее содержании, ограж-
дать себя от ее избытка.
     В условиях  существования  открытых,  легко доступных и легко
наполняемых информационных  сетей возникает  проблема  ограничения
информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема
безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюде-
ния авторских прав и прав производителей электронной информации.
     Развитие и широкое использование  ИКТ привело к появлению еще
одного измерения бедности,  - так называемой  "информационной бед-
ности".  Это понятие отражает рост социальной дифференциации насе-
ления по новому принципу - принципу возможностей  доступа к совре-
менным ИКТ,  когда лишь  часть населения  получает доступ  к новым
технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это пре-
имущество.
     Благодаря ускорению процесса  технологической  инновации, во-
влечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая тех-
нология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому дос-
тупнее для  все большего  числа людей.  Что же касается  доступа к
распространяемой по ним информации, то это остается одной из самых
сложных проблем.  Стоимость информационных  услуг может  на многие
годы стать фактором,  усиливающим разрыв  между теми,  кто может и
кто не может себе позволить получать и распространять информацию.
     Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следую-
щие:
     * Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей прог-
раммных продуктов, авторов, издателей,  правительств и международ-
ных организаций  в широком распространении  информации в тех слоях
населения или в тех странах,  где доступ к информационным ресурсам
недостаточен?
     * Как добиться баланса между дешевой  или бесплатной информа-
цией, распространяемой для широкого круга пользователей правитель-
ствами и международными организациями, и интеллектуальноемкими ин-
формационными  продуктами,  обеспечивающими  эффективный  доступ к
знанию и принятие эффективных решений?
     Решение этих и других проблем становления информационного об-
щества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей.
При этом необходимо принимать в расчет, что методы противодействия
всем перечисленным  и другим опасностям информационного века лежат
не в области отгораживания себя от глобального информационного об-
щества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его
формировании.

     1.3. Необходимость разработки программ  движения к информаци-
онному обществу

     Как и любое другое,  информационное общество  несовершенно, а
ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от цен-
ностных установок и политических решений.  Реализация возможностей
информационного общества -  вопрос адекватной политики  и своевре-
менных управленческих решений.
     Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ве-
дущими странами мира.  Они осуществляют стратегические  вложения в
развитие ИКТ, информационной инфраструктуры,  в наращивание инфор-
мационных ресурсов,  в изучение экономических и социальных особен-
ностей информационного общества.  Уже более 20 лет "информационное
общество" является предметом  программных разработок на националь-
ном, международном и региональном уровнях, основная цель которых -
обеспечить  максимальную пользу  от перехода к информационному об-
ществу  и парировать  риски и негативные  последствия.  В развитых
странах уже приняты документы третьего поколения,  подводящие про-
межуточные итоги  и ставящие новые цели.  Самое серьезное значение
этим проблемам придается в странах "большой семерки",  к которой в
свое время присоединилась Россия.
     Несмотря на  большой опыт  решения  вопросов  информатизации,
Россия и Москва з адержались  в разработке  современных  программ,
учитывающих проблематику  информационного общества.  В Москве еже-
годно принимается план работ по информатизации, программные основы
этой деятельности были заложены  в Концепции создания и эксплуата-
ции общегородской информационной системы,  принятой в 1991 г. Учи-
тывая, однако,  то обстоятельство,  что основные целевые установки
этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном нап-
равлена на информатизацию городского управления,  возникла настоя-
тельная  необходимость  в создании нового  программного документа,
отражающего  новые реалии  и направленного  на более широкий  круг
вопросов формирования информационного общества.
     Отвечая на  вызовы времени,  Московская городская дума  (МГД)
второго созыва приняла решение  объединить ранее разрозненные нап-
равления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в
одно комплексное направление:  "Информация, информатизация, связь,
телекоммуникации и телевидение". Весной 1998г. был сформирован об-
щественный экспертный совет по данному направлению.  Одна из глав-
ных задач совета - разработка рекомендаций  по развитию информаци-
онной и телекоммуникационной  инфраструктуры Москвы и  определение
приоритетных направлений движения Москвы к информационному общест-
ву. В 1999г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения
Москвы к информационному обществу,  которая была поддержана Прави-
тельством Москвы.
     Смысл предлагаемого  документа  - разработать  концептуальные
основы  для создания  в городе системы поддержки,  регулирования и
координации деятельности всех участников процессов информатизации,
определить общие и конкретные, по отдельным областям, цели перехо-
да к информационному обществу.

     2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

     2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город".

     Необходимо различать общие характеристики информационного об-
щества как некоторого этапа в развитии человечества,  с одной сто-
роны,  и положение отдельных  государств,  регионов или  городов в
рамках этого общества, с другой. Поэтому, наряду с понятием инфор-
мационного общества необходимо ввести  понятие центра информацион-
ной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднород-
ность информационного общества и лидирующее положение государств и
городов в производстве информации, информационных технологий и ус-
луг.
     Ставя  проблему вхождения  Москвы в информационное  общество,
авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходи-
ли их того,  что Москва должна войти в него  в качестве центра ин-
формационной деятельности, как "информационный город". Это означа-
ет, что Москва должна стать:
     * центром конкурентоспособной  информационной индустрии,  где
производство информации,  информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
     * городом, экономический фундамент  которого формирует эконо-
мика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание ра-
бочих мест определяется инновационной активностью,  которая подра-
зумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и раз-
работок;
     * местом базирования управляющих подразделений крупных нацио-
нальных и международных компаний и организаций, городом, в котором
принимаются решения,  значение которых выходит за пределы города и
страны;
     * центром познавательного и делового туризма;
     * городом с развитой  информационно-телекоммуникационной инф-
раструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
     * городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование  ИКТ во всех  областях  экономической,  социальной и
культурной жизни;
     * городом, где доступ к социально-значимой информации и базо-
вым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для
всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономичес-
кого положения.
     Движение столицы к информационному обществу должно привести к
существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе,
созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффектив-
ности труда, развитию электронной коммерции,  улучшению окружающей
среды, более полному  использованию культурного потенциала города,
созданию новых условий развития политического самосознания граждан
и максимальной реализации их личностного потенциала.

     2.2. Цели и задачи перехода Москвы к информационному обществу

     Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выде-
ляет определенный  аспект в целевых  установках  развития  Москвы.
Верхний уровень  целей движения Москвы  к информационному обществу
совпадает с общими целями социально-экономического развития города:
создание благоприятных условий для предпринимательской деятельнос-
ти и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение
уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институ-
тов, повышение  эффективности и открытости  городского управления,
улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
     Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня
с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
     * формирование  нормативно-правовой  базы информационного об-
щества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения  создателей, вла-
дельцев и пользователей информационных ресурсов и систем,  а также
всех участников движения к информационному обществу;
     * совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации  на единой концептуальной основе (кон-
цепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
     * содействие  развитию  и обновлению различных  отраслей дея-
тельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образова-
ние, культура, здравоохранение, малый бизнес,  общественная жизнь,
городское хозяйство, социальная защита);
     * создание условий для приоритетного развития и повышения эк-
спортных возможностей информационной индустрии города;
     * формирование современной информационно-коммуникационной ин-
фраструктуры города;
     * формирование эффективной московской  региональной инноваци-
онной системы;
     * преодоление информационного неравенства.
     В ряде случаев в соответствующих разделах  Концепции выделены
цели третьего уровня,  конкретизирующие  целевые установки  по от-
дельным отраслям и видам деятельности.
     К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для
достижения вышеуказанных целей относятся:
     * разработка и реализация блока согласованных городских прог-
рамм использования  современных информационных  и коммуникационных
технологий  для более  эффективной деятельности  органов власти  и
развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граж-
дан;
     * разработка  и реализация  мероприятий для  стимулирования и
организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также
в сферах, имеющих особое значение для общества - транспорт, охрана
окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура;
     * разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию
городской информационной индустрии;
     * разворачивание системы обучение населения использованию но-
вых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным об-
ществом;
     * разработка  и  проведение  демонстрационно-просветительских
компаний и мероприятия,  обеспечение широкой поддержки идеи инфор-
мационного общества и активного участия граждан в его формировании;
     * обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития
ИКТ;
     * развитие кооперации на общегородском, национальном и между-
народном уровне с целью формирования информационного общества;
     * создание необходимой законодательной и нормативной базы для
развития информационного общества.

     2.3. Цели и задачи концепции движения Москвы к информационно-
му обществу

     Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических
ориентиров интеграции Москвы в глобальное информационное общество,
превращения Москвы в "информационный город".
     Основными задачами концепции представляются:
     * анализ социально-демографических, экономических, культурных,
технологических, правовых и иных предпосылок и условий, характери-
зующих готовность Москвы к осуществлению  лидерства в процессе пе-
рехода России к информационному обществу;
     * рассмотрение факторов и проблем,  тормозящих процесс разви-
тия информационного общества;
     * формулирование принципов и основных положений политики Пра-
вительства  Москвы  и Московской городской Думы,  направленной  на
преодоление факторов торможения  и на динамичное развитие информа-
ционного общества;
     * изложение рекомендаций по разработке  комплексной программы
формирования и развития в Москве современной информационной среды.

     3.ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ  И МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБ-
ЩЕСТВУ

     3.1. Россия на пороге информационного общества

     В России за последние 7-10 лет процессы  информатизации, ком-
пьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьез-
ные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, ин-
теграции страны  в мировое информационное  сообщество.  Главные из
них следующие.
     Информация становится важным ресурсом социально-экономическо-
го, технологического и культурного развития, масштабы ее использо-
вания стали сопоставимыми с масштабами  использования традиционных
ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на ин-
формацию уже имеет макроэкономическую значимость.
     Объем  продаж средств  вычислительной  техники и  информатики
вместе с программным  обеспечением превышает  5 млрд. долл. в год,
что составляет примерно 6% ВВП России в 1997г. В стране насчитыва-
ется более 400 тысяч оригинальных,  постоянно обновляемых баз дан-
ных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число
домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охваты-
вает 3-4% российских семей.
     Растет парк ЭВМ,  ускоренными темпами идет  развитие систем и
средств телекоммуникации,  растет число корпоративных информацион-
ных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает
2 миллиона.  В среднем за неделю  в Интернет обращаются  430 тысяч
человек, что составляет  6,2% взрослого (старше 16 лет)  населения
страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использую-
щая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация стра-
ны, стремительно растет  рынок средств мобильной связи. Отставание
России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных
сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходя-
щихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на За-
паде.
     В значительной  степени информатизированы  многие отрасли хо-
зяйства, системы национальной и общественной безопасности, банков-
ская сфера  и сфера государственного  управления и правопорядка. В
государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых
регионах достигнута относительно высокая насыщенность информацион-
ными системами и телекоммуникационными сетями.
     Россия обладает бесценными культурными и информационными сок-
ровищами - в стране более 1 млн. уникальных  архивных фондов и 130
тысяч библиотек,  около 1 млн. баз данных общим объемом  более 170
терабайт.  В целом по объему информационных  ресурсов наша  страна
уверенно занимает одно  из ведущих мест  в мире.  Быстрыми темпами
развивается индустрия мультимедиа: если в 1993г. был выпущен всего
один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995г. - бо-
лее 100, сегодня - около 1000.
     В настоящее время  одним из наиболее динамичных секторов рос-
сийского рынка  стал рынок информации,  информационных технологий,
средств,  продуктов и  услуг.  Сегодня все  программно-техническое
обеспечение процессов  информатизации и развития  телекоммуникаций
обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все
новейшие средства и технологии появляются практически одновременно
с их появлением на зарубежных рынках.
     Сделаны первые шаги в разработке основных положений законода-
тельства в сфере информации,  информатизации и  защиты информации,
которые должны обеспечить правовую поддержку развития информацион-
ной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российс-
кой Федерации действует более 40 федеральных законов в области ин-
формации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правитель-
ства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа раз-
вития информационного общества только начинает создаваться и может
быть качественно сформирована только при условии системного ее за-
вершения и развития на региональном уровне.
     В 1998 г. в нашей стране была разработана и одобрена на высо-
ком государственном уровне  Концепция государственной информацион-
ной политики, а в 1999 г. - Концепция перехода России к информаци-
онному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько за-
поздалым,  однако иногда он дает  определенные преимущества -  те,
кто начал позже,  могут уберечь себя от ошибок,  допущенных перво-
проходцами.
     Использование материальных и духовных благ информационной ци-
вилизации может обеспечить  населению России достойную жизнь, эко-
номическое процветание и необходимые условия для свободного разви-
тия личности. Россия должна войти в семью  технологически и эконо-
мически развитых стран на правах  полноценного участника  мирового
цивилизационного развития с сохранением политической независимости,
национальной самобытности и культурных традиций,  с развитым граж-
данским обществом и правовым государством.  Можно ожидать, что ос-
новные черты и признаки информационного общества будут сформирова-
ны в России при стабильных  социально-политических условиях и глу-
боких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

     3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу

     В Москве сложились относительно хорошие социально-экономичес-
кие предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше,
чем другие регионы России, продвинулась по этому пути.

     Москва  имеет наилучшие  в России  экономические  условия для
развития информатизации и движения к информационному обществу.
     С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам,
приведенным журналом "Эксперт",  относится к регионам с максималь-
ным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском по-
тенциале в 1999 г. составила 14,8%.
     Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным
доходам (120,11 млрд.руб. в 1998г.), по числу действующих совмест-
ных и иностранных предприятий  (56,4% общего количества в России),
по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 г. -
23,9%), по объему капитальных вложений  (доля в России в 1998 г. -
16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998г. относительно 1991 г. в со-
поставимых ценах).  Высокие доходы позволяют  вкладывать серьезные
бюджетные  ресурсы в развитие  информатизации  (более 70 млн. руб.
ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов).
     В Москве средний уровень жизни  в несколько раз выше общерос-
сийского, что создает предпосылки  для привлечения средств населе-
ния в развитие информатизации,  для широкого использования ИКТ жи-
телями города.
     В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых предс-
тавлен практически весь спектр современного информационного обору-
дования и ПО.

     В Москве  сложились  благоприятные  социально-демографические
условия для развития информационного общества.
     Служащие как люди, работающие  с информацией и учащаяся моло-
дежь  являются резервом  и двигателем интеграции  в информационное
общество.  В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности
занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних
специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25%
от общего  населения города.  Таким образом,  более 50%  населения
столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ.
     Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем обра-
зования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и сред-
нее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России
долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей чис-
ленности занятого населения (75%).

     Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру.
     В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная
сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных горо-
дов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов сто-
лицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (про-
тяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Маком-
нет (1500 км);  Комстар (около 1000 км) и ряд других.  В 2000 г. к
каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический
кабель.
     Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в Рос-
сии.  На 100 семей  приходится  105 телефонов,  а на 100 жителей -
около 50, что близко к показателям развитых стран.
     Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой
телефонной связи.  В столице представлены практически все основные
стандарты,  существующие в мире:  GSM-900/1800  (МТС и Вымпелком),
AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуни-
кации).  Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет
свыше  1 млн. человек,  Вымпелкома - 700 тыс.,  Московская сотовая
связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.
     В Москве действуют около  120 компаний-провайдеров  Интернет.
Только крупнейшие московские провайдеры  (МТУ-Информ, Демос,  Гол-
лден Телеком, Глобал Один, Деловая сеть) занимают 54 % российского
рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществ-
ляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до
300 тыс.
     В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По
состоянию на конец  2000 года из общего количества  более 9600 ли-
цензий,  выданных  Министерством РФ  по связи  и информатизации на
оказание  различного вида  услуг связи,  свыше 1500 распространяло
свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтерна-
тивных операторов связи  60% сосредоточено  на территории Москвы и
Московской области.

     В Москве сосредоточены  основные национальные  информационные
ресурсы.
     Москва традиционно является  крупнейшим библиотечным и инфор-
мационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки,
имеющие  общероссийское и  мировое значение,  а также  федеральные
центры научно-технической информации.  Именно в Москве все послед-
ние десятилетия оседала и обрабатывалась  основная часть поступаю-
щей в страну  зарубежной литературы,  накапливались  непубликуемые
источники  научно-технической информации,  в силу чего полноценная
научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве
или  предполагала постоянные  поездки в столицу.  В последние годы
идет активное внедрение новых информационных технологий (электрон-
ные каталоги  с доступом  через Интернет,  электронное копирование
документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы.
     В Москве есть предпосылки для развития экономики информацион-
ного общества.
     Во времена СССР Москва была центром  национальной инновацион-
ной системы. В Москве размещались не только все союзные министерс-
тва и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследова-
тельские организации,  базовые и  экспериментальные  производства,
которые составляли  основу инновационной системы отрасли.  На мос-
ковских предприятиях осваивались  новые производства с последующим
их тиражированием в других регионах. Вопрос в том, чтобы не просто
сохранить  этот инновационный потенциал,  но реконструировать  его
таким образом,  чтобы Москва стала  центром инноваций  и в  рамках
формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной сис-
темы.
     Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших ми-
ровых научных центров.  В Москве сосредоточены ведущие научные уч-
реждения и вузы страны, здесь работают 37% российских исследовате-
лей и 50% докторов наук.
     Москва представляет собой главный  узел национальных и между-
народных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распрос-
транения массовой информации, место базирования крупнейших россий-
ских операторов связи.
     В Москве действуют большинство российских фирм по производст-
ву ПО (около 800). В Зеленограде создана "особая экономическая зо-
на" для электронной промышленности,  имеющая большой потенциал для
производства современного информационного оборудования.
     Москва является центром  принятия принципиальных решений, оп-
ределяющих ситуацию  не только  в стране,  но и на  региональном и
глобальном уровнях. С этим связано и особое положение Москвы в ин-
формационном пространстве страны,  т.к. именно здесь сосредоточены
информационные ресурсы, специалисты и организации,  обеспечивающие
информационно-аналитический базис государственного управления. Все
это, несомненно, уже делает Москву одним из региональных и мировых
центров информационной деятельности.
     Выступая в  качестве центра  административной и экономической
деятельности,  Москва привлекает  огромное количество гостей,  что
делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает воз-
можности  для дополнительных доходов  в сфере обслуживания.  Важно
подчеркнуть, что все перечисленное - это следствие выполнения Мос-
квой функций  административного центра  страны,  которые в  основе
своей являются информационными.
     4.ПРИНЦИПЫ  И ПРИОРИТЕТЫ  ГОРОДСКОЙ  ПОЛИТИКИ  ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

     4.1. Принципы и основные положения городской политики

     Процесс движения города  в информационное общество должен ре-
гулироваться следующими принципами:
     * социальное партнерство руководства города, экспертов, пред-
ставителей бизнеса  и жителей в деле формирования  информационного
общества;
     * выраженная социальная и гуманитарная направленность страте-
гических целей и основных задач  движения Москвы к информационному
обществу;
     * открытость политики по обеспечению  движения к информацион-
ному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами
информационного общества;
     * научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и прини-
маемых решений, основанная  на регулярном анализе основных индика-
торов развития информационного общества  и результатах мониторинга
связанных с этим развитием социально-экономических процессов;
     * учет интересов  общества в целом,  а не интересов отдельных
лиц, властных структур, организаций или секторов экономики;
     * последовательность, поэтапность и согласованность осуществ-
ления всех мероприятий,  направленных на развитие  информационного
общества.
     Городская политика  в процессе  формирования  информационного
общества должна основываться на следующих основных положениях:
     * привлечение к обсуждению  ключевых вопросов развития инфор-
мационного общества всех заинтересованных  сторон из государствен-
ного и коммерческого сектора экономики,  общественных организаций,
ученых и специалистов;
     * контроль со стороны  Правительства Москвы  и Московской го-
родской Думы за протеканием процесса  формирования информационного
общества;
     * слежение за процессом информатизации города с помощью орга-
низации статистического наблюдения  за основными индикаторами дви-
жения к информационному обществу;
     * установление и корректировка  по мере необходимости соотно-
шения между государственной и рыночной составляющими городской ин-
формационной индустрии (научное обоснование необходимости усиления
государственного регулирования или, наоборот, усиления либерализа-
ции в зависимости от сферы информатизации и этапа ее развития);
     * создание благоприятных условий для развития направлений ин-
форматизации, признанных администрацией города приоритетными;
     * препятствование проникновению  в город устаревшей техники и
технологий;
     * обеспечение доступа  широким слоям населения города к ИКТ с
помощью  организации  общественных центров  доступа к  современным
технологиям, в первую очередь для социально незащищенных групп на-
селения;
     * анализ и учет отечественного  и зарубежного опыта, междуна-
родных норм и тенденций.

     4.2. Создание условий  для устойчивого развития экономики го-
рода 
Заголовок: Распоряжение МэраN 715-РМ
Дата: 2001-07-20
Позиционируется в разделах: Общественные связи >> Общественные связи
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание