Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Внешние связи
Проведение выборов
Социологические исследования

Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи


                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


24 апреля 2001 г. N 403-ПП 

О   программе   "Молодежь   Москвы"   на
2001-2003 годы                          

     В   целях   осуществления  в  городе  государственной  молодежной
политики,  обеспечения прав и гарантий подростков и молодежи, усиления
координации    и    исполнения   городской   молодежной   политики   в
административных  округах и районах, а также в соответствии с решением
Московской  трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений от 20 апреля 2000 года Правительство Москвы постановляет:   
     1. Утвердить программу "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы (далее
- Программа), согласно приложению.                                    
     2.  Считать  приоритетными  направлениями  в  области  реализации
городской молодежной политики:                                        
     -  формирование  здорового  образа  жизни  подростков и молодежи,
профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений и безнадзорности,
улучшение здоровья молодежи;                                          
     -  воспитание  у  молодежи  нравственных  принципов,  гражданской
ответственности и любви к Отечеству;                                  
     -   укрепление  молодой  семьи,  содействие  в  решении  жилищных
проблем;                                                              
     -  повышение востребованности и конкурентоспособности молодежи на
рынке труда, поддержка предпринимательской инициативы молодежи;       
     - создание городской инфраструктуры для молодежи.                
     3. Префектам административных округов:                           
     3.1.   Проанализировать   в   двухмесячный   срок   осуществление
молодежной  политики  в округе и разработать соответствующие программы
административных  округов  на  2002-2003 годы с использованием средств
целевых  бюджетных фондов развития территорий административных округов
и районов города.                                                     
     3.2.  Завершить  во втором полугодии 2001 года работу по созданию
государственных      (муниципальных)     учреждений     по     ведению
социально-воспитательной  и  досуговой  работы с детьми, подростками и
молодежью по месту жительства.                                        
     4. Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы:      
     4.1.  Совместно  с  Комитетом  по  культуре Москвы, Департаментом
государственного  и муниципального имущества города Москвы, префектами
административных   округов   подготовить   до   1  октября  2001  года
предложения  по  созданию  в каждом административном округе молодежных
центров,   в  том  числе  на  базе  действующих  учреждений  культуры.
Представить  подготовленные  предложения на рассмотрение и утверждение
руководителя Комплекса социальной сферы.                              
     4.2. Совместно с Департаментом Федеральной государственной службы
занятости по городу Москве и Московским городским фондом молодежи до 1
июня  2001 года создать Московский городской штаб студенческих отрядов
(МГШ СО).                                                             
     4.3.   Совместно   с   региональной   общественной   организацией
"Молодежное объединение "Норд-М" до 1 июня 2001 года создать Городской
молодежный центр по увековечению памяти павших при защите Отечества.  
     5.  Комитету  по  культуре Москвы, Комитету физической культуры и
спорта   Правительства  Москвы  при  проведении  городских  молодежных
мероприятий,   организуемых  с  билетной  программой,  предусматривать
обеспечение  отдельных  категорий  молодежи  бесплатными  и  льготными
билетами.                                                             
     6. Комитету здравоохранения города Москвы:                       
     6.1.    Определить    до    1    июня    2001    года    головное
лечебно-профилактическое         учреждение        для        оказания
лечебно-диагностической и реабилитационной помощи молодежи.           
     6.2. Обеспечить регулярную диспансеризацию и мониторинг состояния
здоровья молодежи.                                                    
     7.  Комитету  социальной защиты населения Москвы при формировании
Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2002 год
предусмотреть  увеличение единовременной компенсационной выплаты семье
на возмещение расходов в связи с рождением ребенка.                   
     8.  Комитету  по  делам  семьи  и  молодежи Правительства Москвы,
Комитету  общественных  и  межрегиональных связей Правительства Москвы
совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости
по  городу  Москве  до  1  июня  2001  года подготовить предложения по
обеспечению   занятости  молодежи,  недопущению  роста  безработицы  в
молодежной  среде  для  включения  их  в  проект  программы содействия
занятости населения Москвы на 2001-2003 годы.                         
     9. Московскому комитету образования:                             
     9.1.  Передать  Комитету  по делам семьи и молодежи Правительства
Москвы Городской центр дополнительного образования (Московскую детскую
академию  народного  художественного творчества "Россия") для создания
Центра досуга и творчества молодежи.                                  
     9.2.   Совместно   с   Комитетом   по   делам  семьи  и  молодежи
Правительства  Москвы  разработать  до  1  сентября 2001 года механизм
взаимодействия   Центра   досуга  и  творчества  молодежи  с  органами
ученического самоуправления и советом молодых учителей.               
     10.   Департаменту   муниципального  жилья  и  жилищной  политики
Правительства Москвы:                                                 
     10.1.  Подготовить  до 1 июня 2001 года предложения по внесению в
установленном порядке изменений в соответствующие правовые акты города
Москвы,  предусматривающие  выделение  специальных молодежных субсидий
для  приобретения  жилья,  а также разработать механизм предоставления
жилья в аренду молодым семьям.                                        
     10.2.   Совместно   с   Комитетом   по  делам  семьи  и  молодежи
Правительства  Москвы  подготовить  до  1  июля  2001 года и внести на
рассмотрение  руководителя  Комплекса  социальной сферы предложения по
включению молодых семей в перечень категорий жителей, обеспечивающихся
жильем в приоритетном порядке.                                        
     11.  Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства
Москвы:                                                               
     11.1. Оказывать всестороннюю поддержку общественным организациям,
реализующим   социально-значимые  программы,  способствующие  трудовой
занятости,      укреплению      физического     здоровья,     развитию
культурно-досуговых  форм  общения  молодежи  и молодежного движения в
целом.                                                                
     11.2.   Совместно   с   Комитетом   по  делам  семьи  и  молодежи
Правительства  Москвы,  Московским  комитетом  образования  обеспечить
участие молодежных общественных организаций в реализации Программы.   
     12.   Совету   по   делам   молодежи   при  Правительстве  Москвы
ежеквартально рассматривать вопросы о ходе реализации Программы.      
     13.  Управлению  Правительства  Москвы по делам наружной рекламы,
информации и оформления города:                                       
     13.1.   Совместно   с   Комитетом   по  делам  семьи  и  молодежи
Правительства  Москвы, Комитетом общественных и межрегиональных связей
Правительства  Москвы  подготовить  до  1 июня 2001 года и утвердить в
установленном  порядке  предложения  по  увеличению  рекламных  мест и
усилению   профилактической   направленности  социальной  рекламы  для
молодежи.                                                             
     13.2. Подготовить в установленном порядке до 1 сентября 2001 года
предложения  по  введению  запрета  на  рекламу алкогольной и табачной
продукции, в том числе при проведении культурно-массовых, спортивных и
иных зрелищных мероприятий для молодежи.                              
     14.  Департаменту  финансов г. Москвы осуществлять финансирование
программы  "Молодежь  Москвы"  на  2001-2003 годы за счет и в пределах
средств,  предусмотренных  в  бюджете города Москвы на соответствующие
годы.                                                                 
     15.  Департаменту  экономической  политики  и развития г. Москвы,
Департаменту  финансов  г.  Москвы, Управлению бюджетного планирования
городского  заказа  Правительства  Москвы  при  формировании  проектов
бюджета  города  на  2002-2003  годы  включать  Программу  в  перечень
городских  целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств
бюджета  города, и ежегодно уточнять объем выделяемых на ее реализацию
ассигнований.                                                         
     16. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
Правительства  Москвы  совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи
Правительства  Москвы, Комитетом общественных и межрегиональных связей
Правительства   Москвы   обеспечить   широкое   освещение  мероприятий
программы  "Молодежь  Москвы"  на 2001-2003 годы в городских средствах
массовой информации.                                                  
     17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого  заместителя  Премьера  Правительства  Москвы  Швецову Л. И. и
префектов административных округов.                                   
     Доложить  в январе 2002 года Премьеру Правительства Москвы о ходе
выполнения настоящего постановления.                                  


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков


Приложение считано,  отредактированно  и подготовлено к выпуску ис-
полнителем (Пильщиков О.Е. - первый заместитель председателя Коми-
тета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы).  Исполнитель
отвечает за соответствие бумажной и электронной копии.


                                      Приложение
                             к постановлению Правительства
                             Москвы от 24 апреля 2001 года N 403-ПП




                        П Р О Г Р А М М А

                         "Молодежь Москвы"

                         на 2001-2003 годы


                             Москва
                             2001 г.
                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

                                                              Стр.

1. Паспорт программы "Молодежь Москвы" на 2001- 2003 годы        3

2. Московская молодежь на  рубеже веков - анализ ситуации       14

3. Заключение                                                   26

4. Мероприятия  по  реализации  программы (таблицы мероприятий) 29

 4.1. Здоровье молодежи                                         29

 4.2. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи         36

 4.3. Социальное обеспечение молодежи                           42

 4.4. Социальное воспитание и профилактика правонарушений       45

 4.5. Молодежная культура и творчество                          54

 4.6. Молодежь и информация                                     60

 4.7. Правовое обеспечение, организация и управление Программой 65

5. Финансовое обеспечение программы                             69

Перечень сокращений, используемых в программе                   72
                           1. ПАСПОРТ
          программы "Молодежь Москвы"  на 2001-2003 годы

Наименование:           Программа   "Молодежь  Москвы"  на  2001 -
                        2003 годы, далее Программа.

Основание для           1. Решение    Московской    трехсторонней
разработки              комиссии по регулированию  социально-тру-
                        довых отношений  от  20 апреля  2000 года
                        "О проекте Программы "Молодежь Москвы".
                        2. Федеральная целевая  программа  "Моло-
                        дежь  России (2001-2005 гг.)" Постановле-
                        ние Правительства России от  27.12.2000г.
                        N 1015.

Городской заказчик      Правительство Москвы

Основные                1. Комитет  по  делам  семьи  и  молодежи
разработчики            Правительства Москвы.
Программы               2.Рабочая группа Московской Трехсторонней
                        Комиссии.
                        3. Совет  по  делам  молодежи  при Прави-
                        тельстве Москвы.

Цели:                   - Обеспечение  правовых, организационных,
                        социально-экономических, культурных,  ин-
                        формационных условий и гарантий для само-
                        реализации личности молодого человека.
                        - Формирование  условий,  направленных на
                        оздоровление   и   физическое    развитие
                        молодежи.
                        - Создание  условий  для профессиональной
                        востребованности,  занятости молодых кад-
                        ров,  развития  предпринимательства в мо-
                        лодежной среде.
                        - Обеспечение  адресной   государственной
                        помощи  и социальной защиты наиболее нуж-
                        дающимся   молодым   гражданам,   молодой
                        семье.
                        - Содействие развитию позитивных молодеж-
                        ных объединений, движений и инициатив.
                        - Профилактика  негативных  проявлений  в
                        молодежной среде.
                        - Обеспечение развития системы социально-
                        го воспитания и помощи,  досуговых учреж-
                        дений в административных округах и  райо-
                        нах, создание окружных программ реализую-
                        щих интересы молодежи.
                        - Создание условий  для  развития  нравс-
                        твенных и духовных личностных качеств мо-
                        лодых людей,  поддержка талантливой моло-
                        дежи.
                        - Развитие  информационной инфраструктуры
                        для молодежи.
                        - Совершенствование и развитие законода-
                        тельной базы в сфере молодежной политики.


Задачи:                 Обеспечение социально-экономических усло-
                        вий  и гарантий реализации молодежной по-
                        литики:
                        - решение социально-экономических проблем
                        молодежи,  включая  комплексную поддержку
                        молодых семей;
                        - решение вопросов профессионального раз-
                        вития,  самоопределения и занятости моло-
                        дежи,  молодежного предпринимательства  и
                        деловой активности молодежи;
                        - обеспечение  социальной поддержки моло-
                        дежи,  детских и молодежных  общественных
                        объединений;
                        - решение  проблем консультирования моло-
                        дежи по вопросам планирования семьи,  ре-
                        шения  семейных  конфликтов,  преодоления
                        трудных жизненных ситуаций;
                        - содействие  оздоровлению молодых людей,
                        повышение уровня их физической культуры и
                        спортивной активности;
                       - формирование условий профилактики здо-
                       ровья молодежи, координация системы вза-
                       имодействия комитетов и ведомств по  ох-
                       ране здоровья молодых москвичей.

                       Обеспечение культурных  и информационных
                       условий молодежной политики:
                       - создание условий для гражданского ста-
                       новления, духовно-нравственного и патри-
                       отического воспитания школьников и моло-
                       дежи,  формирование и пропаганда положи-
                       тельного  образа  современного  молодого
                       человека;
                       - подготовка молодых людей  к  службе  в
                       армии;
                       - поддержка интеллектуального и  образо-
                       вательного  уровня развития молодежи;
                       - поддержка художественного и научно-тех-
                       нического творчества молодежи;
                       - развитие массовых видов детского, сту-
                       денческого и молодежно-семейного спорта,
                       туризма и отдыха;
                       - создание  межведомственной единой базы
                       данных   по   использованию    бюджетных
                       средств, направленных на поддержку семей
                       и молодежи, ведение уникальных досье со-
                       циальных  иждивенцев  по получению соци-
                       альных услуг (в сфере молодежной  и  се-
                       мейной политики);
                       - организация  на  постоянно действующей
                       основе мониторинговых исследований  сту-
                       денческой и молодежной среды;
                       - создание центров социальной информации
                       и документации для молодежи.
                       Обеспечение организационных условий и га-
                       рантий молодежной политики:
                       - организационное развитие системы управ-
                       ления,  исполнения и контроля в сфере мо-
                       лодежной политики в городе;
                       - координация  деятельности  учреждений и
                       ведомств городского  подчинения  в  сфере
                       городской молодежной политики;
                       - создание  сети  социальных  центров для
                       молодежи в административных округах горо-
                       да;
                       - разработка  единых принципов построения
                       подпрограмм деятельности  государственных
                       городских структур по Программе;
                       - создание условий для выдвижения способ-
                       ных и компетентных молодых людей в органы
                       государственной власти на всех уровнях; -
                       расширение международных и  межрегиональ-
                       ных  обменов  во всех сферах деятельности
                       молодежи.

                       Обеспечение правовых условий  и  гарантий
                       молодежной политики:
                       - обеспечение правовой защиты молодежи;
                       - разработка  новых  нормативных правовых
                       актов;
                       - внесение изменений и дополнений в ранее
                       принятые постановления с целью совершенс-
                       твования правового регулирования  общест-
                       венных отношений с участием молодежи;
                       - обеспечение правового просвещения;
                       - развитие системы ювенальной юстиции;
                       - повышение  электоральной культуры,  го-
                       товности к участию  в  общественнополити-
                       ческой жизни страны, государственной дея-
                       тельности и управлении.



Сроки реализации          2001 - 2003 гг.

Исполнители основных      Комитеты и Департаменты
мероприятий Программы     Правительства Москвы:
                        1. Комитет по делам семьи и молодежи
                        2. Московский комитет образования
                        3. Комитет здравоохранения
                        4. Комитет социальной защиты населения
                        5. Комитет по культуре
                        6. Комитет физической культуры и спорта
                        7. Комитет общественных и межрегиональных
                        связей
                        8. Комитет по телекоммуникациям и
                        средствам массовой информации
                        9. Департамент муниципального жилья и
                        жилищной политики
                        10.Департамент поддержки и развития малого
                        предпринимательства
                        11.Департамент внешних связей
                        12.Управление по делам наружной рекламы
                        информации и оформления города.

                        Префекты административных округов
                        Районные Управы
                        Военный комиссариат города Москвы
                        Главное управление внутренних дел
                        г. Москвы
                        Департамент Федеральной государственной
                        службы занятости по городу Москве.

                        Неправительственные структуры:
                         - Московская Федерация профсоюзов
                         - Московская конфедерация промышленников
                        и предпринимателей
                         - Молодежные и детские общественные
                        объединения, некоммерческие организации,
                        благотворительные фонды.
Источники               1. Бюджет  города  Москвы,  в  том  числе
финансирования          целевые  бюджетные фонды административных
                        округов и районов.
                        2. Средства Федерального бюджета.
                        3. Привлеченные  средства  и инициативные
                        источники, в т.ч. средства общественных и
                        некоммерческих организаций.
                        4. Средства  предприятий  и  организаций,
                        освобождаемых   от   уплаты   налога   на
                        прибыль  в  части,   зачисляемой в бюджет
                        города Москвы.
                        5. Пожертвования населения.

Ожидаемые конечные      Программа   "Молодежь  Москвы"  на 2001 -
результаты реализации   2003 годы  является  среднесрочной прог-
Программы               раммой и состоит из трех этапов.  Продол-
                        жительность  каждого этапа составляет ка-
                        лендарный год. Основное содержание этапов
                        выполнения  Программы  представлено в пе-
                        речне мероприятий  с  финансированием  по
                        годам.  Реализация  мероприятий программы
                        позволит решить целый ряд насущных  соци-
                        альных молодежных проблем,  реально прод-
                        винуться в развитии  текущих  профилакти-
                        ческих  и воспитательных мер по сотрудни-
                        честву городских властей  и  общественных
                        организаций  с молодыми москвичами в воп-
                        росах:
                        - улучшения динамики развития  демографи-
                        ческой ситуации в городе;
                        - повышения духовно-нравственного, интел-
                        лектуального и творческого потенциала мо-
                        лодого поколения;
                        - повышения уровня доходов молодежи и мо-
                        лодых семей;
                        - снижения уровня безработицы,  обеспече-
                        ние вторичной и сезонной занятости  моло-
                        дежи и студентов;
                        - улучшения  социально-бытовых, образова-
                        тельных   и   жилищных   условий  молодых
                        москвичей,   физического   и  социального
                        здоровья;
                        - увеличения числа учреждений по работе с
                        молодежью;
                        - повышения      социальной    активности
                        молодежи;
                        - повышения   общего  образовательного  и
                        профессионального  ценза  и  формирования
                        трудовых     ресурсов,    соответствующих
                        требованиям рынка;
                        - роста       деловой     активности    и
                        предприимчивости молодежи.

Организация контроля    1. Правительство    Москвы   -   Комплекс
за исполнением          социальной сферы.
Программы               2. Комитет  по  делам  семьи  и молодежи.
                        3. Совет    по    делам    молодежи   при
                        Правительстве Москвы.
                        4. Департамент финансов.
                   Понятие "молодежная политика"

     Указ Президента  РФ от 16.06.1992г.  N 1075 "О первоочередных
мерах в области молодежной политики" называет молодежную  политику
одним из приоритетных направлений социально-экономической политики
государства и определяет ее как деятельность государства, осущест-
вляемую в целях создания социально-экономических, правовых и орга-
низационных условий и гарантий для социального становления молодых
граждан,  максимального  раскрытия потенциала молодежи в интересах
развития общества.  Дополнительный аспект в понятие молодежная по-
литика вводит Указ Президента РФ от 15.08.1997г. N890 "О федераль-
ной целевой программе "Молодежь России (1998-2000г.г.)".  Полное и
гармоничное определение молодежной политики содержится в Постанов-
лении Верховного Совета РФ от 03.06.1993г.  N5090-1  "Об  основных
направлениях государственной молодежной политики в РФ" и Постанов-
лении Правительства России от 27.12.2000г.  N 1015 "О  федеральной
целевой программе "Молодежь России (2001-2005 гг.)". Она понимает-
ся как деятельность государства,  направленная на создание  право-
вых,  экономических и организационных условий и гарантий для само-
реализации личности молодого человека и развития  молодежных  объ-
единений, движений и инициатив.
     Постановление Верховного Совета РФ  от  03.06.1993г.  N5090-1
дополняет  определение молодежной политики с точки зрения основных
целей, в которых она проводится: "Государственная молодежная поли-
тика  выражает линию государства на обеспечение социально-экономи-
ческого,  политического и культурного развития России, на формиро-
вание у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культу-
ре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека".
     Исходя из  этих положений,  Программа в своей основе строится
на том, что молодежная политика:
     - является частью общей социально-экономической политики РФ и
города Москвы,  при этом обладает статусом одного из  приоритетных
ее направлений;
     - является объектом деятельности государства;
     - основной целью имеет создание социально-экономических, пра-
вовых и организационных условий и гарантий для самореализации лич-
ности молодого человека,  реализации интересов молодых граждан, их
социального становления,  максимального раскрытия потенциала моло-
дежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодеж-
ных объединений, движений и инициатив;
     - содействует  обеспечению политического и культурного разви-
тия;
     - формирует у молодых граждан патриотизм, уважение к истории,
культуре Отечества и других народов;
     - содействует обеспечению прав человека.

                   Объекты молодежной политики

     Городская молодежная политика проводится в отношении:
     - граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
     - молодых семей,  т.е. семей в первые 3 года после заключения
брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака),  при  условии,  что  оба супруга не достигли 30-ти летнего
возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец
не достигли 30-ти летнего возраста;
     - молодежных и детских объединений.
     Программа строится на приоритете этих социальных групп, одна-
ко,  учитывая задачи адаптации молодежной политики  к  современным
условиям,  Программа  заостряет  внимание на необходимости четкого
нормативного определения возрастных  рамок  категории  "молодежь",
более  тщательной  дифференциации  объектов  молодежной политики и
точной адресности при законотворчестве,  проводимых мероприятиях и
направлении финансовых потоков.
     Незавершенность существующего  законодательства,   отсутствие
Федерального  Закона "О молодежи",  не позволяет в полной мере ис-
пользовать ресурсы общества для полноценного социального  воспита-
ния  подрастающего  поколения,  оказания ему действенной государс-
твенной помощи по созданию равных стартовых возможностей в процес-
се вступления в жизнь,  устранить межведомственную раздробленность
молодежных проблем, а так же отстаивания уже существующих прав мо-
лодежи.

                   Субъекты молодежной политики

      Основным документом,  определяющим субъекты молодежной поли-
тики,  как и при определении объектов, является Постановление Вер-
ховного Совета РФ от 03.06.1993г. N5090-1 "Об основных направлени-
ях государственной молодежной политики в РФ".
      Молодежная политика проводится:
      - государственными органами и должностными лицами;
      - молодежными объединениями, их ассоциациями;
      - молодыми гражданами.
     Программа заостряет внимание на необходимости законодательно-
го включения в список субъектов молодежной политики органов  мест-
ного самоуправления, которые не входят в систему органов государс-
твенной власти Российской Федерации.
     Кроме того, перспективы управления молодежной политикой пред-
полагают создание в административных округах Москвы  сети  Центров
координации молодежной политики,  которые могли бы, наряду с Цент-
рами прочих Комитетов  Комплекса  социальной  сферы  Правительства
Москвы, полноценно работать, проводя молодежную политику как дейс-
твительно приоритетное направление  общей  социально-экономической
политики города.

                           Подпрограммы

     Подпрограммы являются  комплексом  практических мер Комитетов
социальной сферы и других государственных учреждений, а так же об-
щественного Совета по делам молодежи при правительстве Москвы, об-
щественных организаций,  по поэтапному достижению реальных резуль-
татов в решении молодежных проблем.
     Подпрограммы имеют одинаковую  методологию  и  рассчитаны  на
взаимодействие  по  их  осуществлению всех ветвей власти,  органов
местного самоуправления, общественности, представителей молодежных
групп,  они  составлены  и  реализуются  на основе научных данных,
практики работы профильных Комитетов социальной сферы,  социологи-
ческих опросов различного уровня и предложений самой молодежи.
     Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы содержит в себе
следующие подпрограммы:
     I. Здоровье молодежи
    II. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи
   III. Социальное обеспечение молодежи
    IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений
     V. Молодежная культура и творчество
    VI. Молодежь и информация
   VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой.
     Перечисленные Подпрограммы  и  совокупность мероприятий по их
выполнению составляют суть молодежной городской политики, проводи-
мой  в  контексте существующих нормативных документов и ресурсного
обеспечения города Москвы.
     В основном  деятельность  Комитетов по выполнению мероприятий
подпрограмм сосредоточена в следующих блоках мероприятий, структу-
рированных по направлениям:

     I. Здоровье молодежи:
       Молодежное здравоохранение.
       Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма.
       Молодежная физическая культура и спорт.

     II. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи
     Труд и занятость молодежи,  как решение проблем самообеспече-
ния и становления молодого человека.
     Востребованность молодых специалистов на городском рынке тру-
да.
     Деятельность профессиональных союзов по защите трудовых  прав
молодежи.
     Молодежное предпринимательство,   учитывающее   необходимость
обеспечения стартовых возможностей молодых предпринимателей,  обу-
чение навыкам цивилизованного предпринимательства.

     III. Социальное обеспечение молодежи
     Установление социальных гарантий для молодежи.
     Жилье для молодежи.
     Организация отдыха подростков и студентов, а также молодых семей.

     IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений
     Социальное воспитание по месту жительства.
     Работа по профилактике  правонарушений,  безнадзорности  под-
ростков и молодежи.
     Городская поддержка детских и молодежных объединений.
     Военно-патриотическая и поисковая деятельность.
     Международное и межрегиональное сотрудничество.
     V. Молодежная культура и творчество
     Создание оптимальных условий для развития и реализации потен-
циальных возможностей молодых граждан.
     Выявление и поддержка талантливой молодежи.
     Молодежь и художественная культура.

     VI. Молодежь и информация
     Поддержка СМИ, освещающих общественные инициативы молодежи.
     Создание специализированных центров социальной информации и
документации для молодежи.
     Организация социальной рекламы для молодежи.
     Регулярный мониторинг процессов, происходящих в молодежной
среде.

    VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой
     Развитие нормативной базы города для решения приоритетных за-
дач программы.
     Правовое просвещение молодых людей.
     Организационное и  координирующее  обеспечение   деятельности
всех  инфраструктурных звеньев реализации городской молодежной по-
литики.
     Кадровое обеспечение управления программой.
     Развитие и совершенствование методологии молодежной политики.

    2. МОСКОВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ - АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

     Одним из  важнейших  индикаторов  социального  неблагополучия
страны является достаточно резкое ухудшение на протяжении девянос-
тых годов положения молодежи - той части общества, с которой в на-
ибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в
ближайшие десятилетия.
     Составляя примерно  пятую  часть  населения страны (на начало
1999 г.  численность 15-29-летних россиян - 32,2 млн. человек, или
22% населения), молодежь призвана играть большую роль в социальных
переменах, в реализации курса реформ.
   2.1. Специфика демографической ситуации в РФ и городе Москве

     По многим демографическим показателям положение в Москве  ху-
же,  чем в России в целом. Низкая рождаемость, вкупе с увеличением
численности людей старших возрастов, способствует дальнейшему ста-
рению  населения  города.*  В Москве в пожилом возрасте в настоящее
время находится 14,8% населения. Почти каждый 4-ый житель достиг к
началу  1999  года  возраста старше трудоспособного (2047,5 тыс.).
Численность же населения в возрасте от 15 до 29  лет  включительно
соответствует  - 1695,6 тыс.  человек,  что составляет пятую часть
населения города.
     В этой связи немаловажно учесть,  что в 90-е годы значительно
изменились коэффициенты рождаемости. Они снизились в группе 15-29-
летних женщин с 1990г. по 1998г. в 1,5 раза.
     Москва продолжает оставаться одним из самых "дорогих" городов
России (в феврале с.г.  прожиточный минимум на  душу  населения  в
столице составлял 2776,86 руб.). В молодых семьях стремление иметь
ребенка  все  чаще  откладывается  на неопределенное будущее ввиду
жизненной неустроенности,  влияния различных факторов  социального
риска.  Показатели рождаемости в столице (7,8 на 1000 жителей) ни-
же, чем в целом по России (8,8 на 1000 жителей).
     В 1999  году смертность в Москве (127,9 тыс.  чел.) превысила
рождаемость (67,0 тыс.  чел.) в 1,9 раза. Естественная убыль насе-
ления в 1999 году, по сравнению с 1998 г. увеличилась на 4,3%.
     В структуре причин смерти молодых москвичей высокий  удельный
вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе
в последние годы увеличилось число погибших  в  результате  транс-
портных происшествий.  Это свидетельствует о необходимости включе-
ния таких предметов как Техника Безопасности,  ОБЖ и  Профилактика
ДТП в число предметов базисного учебного плана системы Московского
образования и всех смежных структур.
     При низком уровне рождаемости в Москве стабильно растет число
детей,  рожденных вне брака: в 1990г. - 13,4%, в 1995г. - 22,4%, в
1998г. - 25% от общего числа рожденных.


* - по международным критериям население считается старым,  когда
доля людей в возрасте 65 и старше во всем населении превышает 7 %
     Ежегодно в Москве распадается 42-44 тыс.  браков.  На  каждые
три  зарегистрированных брака в столице приходится два официальных
развода. Коэффициент разводов в городе (5,0 на 1000 жителей) выше,
чем в России в целом (3,4 на 1000 жителей). Острой проблемой явля-
ется нестабильность молодых семей. Более 20% разводящихся мужчин и
более  30%  женщин при разводе моложе 30 лет.  Молодые семьи часто
оказываются неустойчивыми вследствие низкого уровня  доходов,  от-
сутствия отдельного жилья.
     Ежегодно в Москве в результате развода от 25 до 30 тыс. детей
остаются без одного из родителей, что означает формирование источ-
ника социальных проблем не только нашего времени, но и отдаленного
будущего.
     Для Москвы,  как и для всей страны, характерна диспропорция в
соотношении мужчин и женщин.  В 1999г. из общей постоянной числен-
ности населения города 55,1%  составляли женщины (4704,6  тыс.)  и
44,9%  мужчины (3833,6 тыс.). Численность женщин превышает числен-
ность мужчин во всех возрастных группах, начиная с 24-х лет.
     Очевидно, что основные мероприятия Программы "Молодежь Москвы
на 2001 - 2003 годы" должны решать проблемы получения жилья  моло-
дыми семьями, введения страховой системы сохранения рабочего места
молодым мамам в период беременности и по уходу за ребенком до воз-
раста  1 год.  Развивать ипотечное и потребительское кредитование,
формирование дисконтных молодежных карточных систем по  приобрете-
нию товаров минимальной потребительской корзины,  включение в план
работы досуговых клубов и учреждений образования лекторской работы
специалистов СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ,  МЧС по профилактике несчастных слу-
чаев и поведения в нештатных ситуациях, организацию информационно-
агитационной работы,  изданию и распространению социальной рекламы
в электронных и печатных СМИ,  читаемых молодежью. Необходимо зап-
ретить  наружную  рекламу ТАБАКА И АЛКОГОЛЯ вблизи образовательных
учреждений, ВУЗов, ПТУ, детских садов, досуговых центров и центров
творчества,  запретить курение в общественных местах,  при ведении
телепрограмм адресованных молодежи,  введение санкций за нарушение
указанных правил. Разработка внутриведомственных нормативных доку-
ментов по реализации мероприятий Программы.
                2.2.  Состояние  здоровья молодежи

     Всего в 1999 г.  родилось живыми 67526 новорожденных вместе с
иногородними,  зарегистрированными  в  ЗАГСах города,  что на 0,9%
меньше чем в 1998 г.
     Различными мероприятиями  удалось  стабилизировать показатель
здоровья новорожденных,  что зависит и от состояния здоровья дево-
чек-подростков - будущих матерей,   от здоровья беременных женщин,
от родов, состояния здоровья новорожденного в роддоме,  социальных
условий жизни в городе.
     Рост объема и качества консультативно-диагностической,  лабо-
раторной,  реабилитационной помощи детям первого года жизни позво-
лил получить положительную динамику здоровья - увеличение  показа-
теля 1 группы здоровья.
     В 1999 году отмечен рост показателя распространенности болез-
ней  у  детей  в  возрасте от 0 до 14 лет:  с 226085 в 1998 г.  до
227765 в 1999 г.
     В течение 1999 года продолжалась работа по иммунопрофилактике
детских  инфекционных  заболеваний  среди  детей  всех  возрастных
групп, что позволило снизить общий показатель инфекционной заболе-
ваемости.
     Здоровье детей, обучающихся в школе, находится в прямой зави-
симости от условий обучения,  школьной нагрузки, правильного чере-
дования занятий и отдыха, условий семейного воспитания. Показатель
здоровья школьников сохраняет тенденцию к снижению.  "Здоровые де-
ти" или I-ая группа здоровья: у детей 1-го класса - 40,6% (43,2% -
1998 г.), к 15-ти годам - 30,6% (33,9% - 1998 г.).
     При профосмотре подростков 14 лет в детских поликлиниках здо-
ровыми являются 29,1% детей (29,0% - 1998 г.). Из числа подростков
юноши  составляют  51,0% (51,0%  - 1998 г.),  среди них здоровых -
25,0%  (28,0%  - 1998 г.),  здоровых  девушек  -  27,6%  (30,0%  -
1998 г.). Это  впрямую дает снижение количество призывников в ряды
Вооруженных Сил на 10-15 лет вперед.
     В 1999  году зарегистрировано детей инвалидов до 15 лет вклю-
чительно в учреждениях всех профилей и любой подчиненности - 21747
(22688 - 1998 г.). Имеет место снижение числа детей - инвалидов на
4,3%.
     Имеет место  рост  показателя  охвата детей профилактическими
прививками против всех управляемых инфекций.
     Объем консультативно-диагностической  помощи в условиях отде-
лений восстановительного лечения и реабилитационная помощь детям в
условиях  больниц и детских санаториев позволил снять с диспансер-
ного учета 2034 ребенка до 14 лет.
     Усилиями Правительства  для реабилитации молодежи сделано не-
мало. Особенно это заметно на примере столичного студенчества.
     Для студентов пятидесяти двух ВУЗов Комитетом здравоохранения
Москвы организована студенческая медицинская служба:
     -  7 студенческих поликлиник;
     -  9 студенческих отделений;
     - 12 здравпунктов территориальных поликлиник.
     В соответствии с  директивными  документами  ежегодно  89-90%
студентов проходят углубленные медицинские осмотры, результаты ко-
торых свидетельствуют о том, что каждый третий-четвертый поступив-
ший на 1 курс имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.
     Снижается физкультурно-оздоровительная составляющая профилак-
тики  здоровья студентов и школьников.  Спортивная активность сту-
дентов к концу обучения также снижается:  даже из числа студентов,
имеющих  спортивный разряд.  Занимаются спортом на IV-VI курсах не
более 9-10%.  Лица,  не имеющие спортивного разряда,  к последнему
курсу вообще перестают заниматься физкультурой и спортом.
     Решить эту проблему призвана специально  разработанная  прог-
рамма  Комитета  по спорту и Некоммерческих организаций Ассоциации
"Народный Спортпарк" и ИСИ по организации общегородского  конкурса
"Резервы здоровья и работоспособности юных москвичей".

                    Наркомания, токсикомания.

     В 1999 году на учете в КДН состояло более 11 тыс.  подростков
в возрасте до 18 лет,  из которых 3,7 тыс.  поставлены на учет  по
причине алкоголизма и токсикомании.  Современные медико-социальные
данные свидетельствуют о том,  что все больше и больше число моло-
дых наркоманов пополняют подростки из семей с высоким достатком.
     Ситуация с потреблением наркотических средств и других психо-
активных  веществ детьми и подростками в Москве является тревожной
и имеет выраженную тенденцию к ухудшению. За последние 5 лет число
детей и подростков,  наблюдавшихся учреждениями здравоохранения по
поводу употребления наркотических и токсических веществ,  возросло
в 14 раз, количество подростков, доставленных в состоянии наркоти-
ческого или токсического возбуждения, увеличилось в 16 раз.
     Проблема безнадзорности, правонарушений тесно связана с проб-
лемой наркомании  и  токсикомании  несовершеннолетних.  В  течение
1998-1999 г.г.  сохраняется тенденция увеличения контингента боль-
ных наркоманией, в том числе подросткового и молодежного возраста.
     По предварительным  данным на профилактическом и диспансерном
учете в наркологических диспансерах города на 01.01.2000г. состоит
7209 несовершеннолетних,  из них - 6809 подростков и 400 детей, на
01.01.99.г.  состояло - 7064 подростка и 537 детей, на 01.01.98 г.
состояло 6470 подростков и 566 детей.
     Период наиболее активного приобщения к наркотикам  приходится
на возраст 14-15 лет. Определяющими факторами обращения к наркоти-
кам являются,  как правило,  конкретные социальные  обстоятельства
жизни, факторы группового воздействия, непосредственное психофизи-
ологическое воздействие наркотиков.
     Наркологическая помощь детям и подросткам осуществляется в 14
наркологических диспансерах, где функционируют кабинеты амбулатор-
ного  приема  подростков.  Кроме  того,  участковые врачи психиат-
ры-наркологи,  обслуживающие детско-подростковое населения,  ведут
прием в городских поликлиниках. Отделения медико-социальной помощи
детям и подросткам и дневные  стационары  организованы  в  четырех
наркологических диспансерах.
     По данным токсикологического Центра за последние три года от-
мечается  снижение  отравлений  токсико-наркотическими  веществами
среди детей и подростков (1996г.  - 296,  1997г.  - 184,  1998г. -
131),  что можно рассматривать,  как снижение количества первичных
проб наркотических веществ детьми и снижение "модности",  "приори-
тетности" наркотиков в детской и подростковой среде.
     В целях предотвращения распространения  ВИЧ-инфекции,  других
гемоконтактных инфекций и заболеваний,  передающихся половым путем
среди молодежи,  употребляющей наркотики, на базе городской полик-
линики N 134 совместно с Центром Госсанэпиднадзора ЮЗАО внедряется
программа профилактики ВИЧ - инфекции среди потребителей  наркоти-
ков. При обращении в наркологические диспансеры и при госпитализа-
ции больные наркоманией обследуются на ВИЧ-инфекцию и вирусные ге-
патиты В и С.
     Ситуация по охране здоровья молодежи в городе Москве  отлича-
ется как значительными успехами, так и большим количеством проблем
требующих незамедлительного решения.  Удалось добиться дальнейшего
снижения  младенческой смертности,  снижения детской инвалидности,
снижения заболеваний туберкулезом,  скарлатиной, ВСД, желудочноки-
шечного тракта,  заболеваний венерическими болезнями и др.  Однако
большую тревогу вызывают общий уровень здоровья молодежи, молодеж-
ные алкоголизм и наркомания,  профилактика против СПИДа,  снижение
уровня физической культуры и спортивной активности студенчества.
     Формируемые в этой части мероприятия Программы будут способс-
твовать проведению эффективной работы по профилактике наркомании в
молодежной  среде:  открытие Центров по консультированию женщин по
вопросам подготовки к родам, подготовка специалистов по пропаганде
здорового образа жизни,  открытие центров реабилитации и адаптации
молодых инвалидов,  детских приютов временного  содержания,  меди-
ко-психолого-педагогических центров на муниципальном уровне, осна-
щение их техникой и специалистами,  что позволит организовать  как
профилактическую  так и информационно - предупредительную работу с
населением в городских кварталах,  открытие мини-тренажерных комп-
лексов в городских дворах,  увеличение спортивных акций на муници-
пальном уровне,  проведение мини-соревнования на Кубок Мэра по фи-
зической подготовке призывников.

                    2.3. Образование молодежи

     В городе  функционируют 3755 образовательных и воспитательных
учреждений.
     Число учащихся в техникумах (дневное отделение) - 90,  3 тыс.
чел.  Число учащихся 1 курса ВУЗов (дневное отделение) - 68,0 тыс.
чел. В общеобразовательных школах обучается и воспитывается 1037,3
тыс. юных москвичей в возрасте от 6 до 17 лет.
     Ежегодно высоким  уровнем  организации  отличается  в  городе
комплектование 1-ых и 10-ых классов общеобразовательных школ  всех
типов,  выполнение плана набора учащихся профессионального образо-
вания.  Нет проблемы с учебниками:  общеобразовательные учреждения
всех типов и видов обеспечены необходимыми комплектами.
     Сеть образовательных учреждений Москвы последовательно растет
за  счет строительства новых учебных заведений,  реорганизации су-
ществующих,  принятия от различных ведомств зданий дошкольных  уч-
реждений и открытия новых на базе ранее не функционирующих помеще-
ний.
     В 33 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях можно
получить среднее образование без отрыва от работы.
     Формируется городская система профессионального самоопределе-
ния, обеспечивающая преемственность обучения квалифицированных ра-
бочих,  специалистов,  поддерживающая  социальную  защиту наиболее
уязвимых слоев молодежи.
     Система образования стремится гибко  реагировать  на  запросы
города,  потребности экономики в кадрах. Изменяется профессиональ-
но-квалификационная структура подготовки,  в ней преобладают  про-
фессии и специальности для непроизводственной сферы, малого бизне-
са (около 60%  от общего объема подготовки).  Перечень профессий и
специальностей  для  городского  хозяйства обновлен на треть.  Для
сфер экономики,  права, экологии, дизайна, управления, страхового,
банковского дела, гостиничного хозяйства, туристического комплекса
обучается 9 тыс. человек.
     Профессиональное образование,  связанное с предпринимательст-
вом,  становится одним из важнейших направлений молодежной полити-
ки.  Отсюда возникают задачи прогноза на требуемые для Москвы про-
фессии и их пропаганды как в системе столичного образования, так и
в поле деятельности всех заинтересованных Комитетов.
     Однако, одним  из  существенных недочетов является отсутствие
информации по детям,  которые уйдя из школы по тем или иным причи-
нам перестали получать необходимый образовательный государственный
минимум в учреждениях образования.
     Существует проблема оборудования спортивных площадок,  школь-
ных спортзалов и тренажерных кабинетов,  не решена проблема инфор-
матизации школ.
     Необходимо обозначить проблему возрастного ценза  учителей  -
многие  из них пенсионного и предпенсионного возраста.  Надо приз-
нать,  что несмотря на  повышенную  относительно  других  регионов
зарплату, материальное положение учителей остается критическим.
     ВУЗы Москвы - без сомнения сердцевина  высшей  школы  России.
Являясь  крупнейшим  в стране (если не в мире) сосредоточением ВУ-
Зов,  московская высшая школа оказалась более глубоко вовлечена  в
рыночные преобразования.
     В Москве 107 государственных  высших  учебных  заведений,  86
коммерческих  вузов,  в которых обучается 868 тыс.  студентов.  По
состоянию на 1 сентября 2000 года 370 тыс.  студентов обучалось на
дневном отделении,  более 80 тыс. студентов проживают в студенчес-
ких общежитиях.  Правительством  Москвы  ежегодно  устанавливается
10000 именных стипендий, 35000 дотаций остронуждающимся студентам,
реализуются программы по организации отдыха студентов в каникуляр-
ный период, выделяются бюджетные средства для поддержки вузов.
     Большинство программ,  направленных на решение  проблем  Мос-
ковского  студенчества реализуется совместно с профсоюзными,  сту-
денческими и общественными  молодежными  организациями.  Одним  из
важнейших критериев эффективности высшего образования является це-
левое соответствие подготовки специалистов уровню современных тре-
бований,  мировых  стандартов,  востребованность выпускников вузов
городским хозяйством.
     Некоторые диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка
труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в
системе  профессионального  образования,  дисбаланс в оплате труда
специалистов,  другие обстоятельства как экономического, так и мо-
рального порядка, создают преграды для реализации образовательного
потенциала молодежи.  Из-за этого дисбаланса молодежь,  получившая
профессиональное образование, очень часто оказывается не у дел.
     Имеющая место невостребованность молодых  специалистов,  пре-
допределяет распространенное в молодежной среде стремление строить
свои жизненные планы без их увязки с получаемым образованием, спе-
циальностью, профессией. Программа "Молодежь Москвы" на 2001 - 2003
годы нацелена на обеспечение значительных положительных сдвигов в
решении проблем,  назревших в сфере образования молодежи. Основные
усилия направлены на раннее профессиональное самоопределение  под-
ростков,  создание специальных учебных пособий по конкретным видам
профессиональной деятельности,  в  рамках  приоритетных  профессий
московского народнохозяйственного комплекса,  расширение Закона "О
квотировании рабочих мест для молодежи" таким  образом,  чтобы  за
счет средств,  полученных при его применении можно было переоснас-
тить ПТУ и Техникумы государственной образовательной системы.  Не-
обходимо провести работу по исследованию возможности создания Мос-
ковского Фонда вторичного использования имущества предприятий, что
позволит продолжать использовать оборудование,  мебель, компьютеры
для оснащения учреждений молодежного досуга, информатизации школ и
ПТУ.  Разрабатываются  механизмы  стимулирования городского заказа
для подготовки специалистов высшего профессионального образования,
селекции специальностей,  предоставляемых ВУЗами с точки зрения их
востребованности обществом и государством.  Необходимо  устранение
диспропорций, сложившихся между потребностями рынка труда и струк-
турой специальностей и дисбаланса в оплате труда молодежи.

         2.4. Социальное воспитание подростков и молодежи
                   (работа по месту жительства)

     Анализ показывает,  что  в молодежной среде усиливается соци-
альная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по со-
циально-экономическим показателям.
     В качестве одной из незамедлительных мер следует внедрить  на
постоянной  основе  социальный  мониторинг с полугодовой периодич-
ностью и комплекс соответствующих социологических замеров.
     На фоне  социально-экономических событий последних лет проис-
ходили важные сдвиги в общественном сознании  молодежи.  При  том,
что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше
готовность к жизни и работе в новых  условиях,  рост  недовольства
качеством  жизни  стал ощутимее,  чем в предыдущие годы.  Вместе с
тем,  активизировались установки на обеспечение социальных  гаран-
тий,  работу  на  государственных  предприятиях  и  в учреждениях,
стремление иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарп-
лату и т.п.
     Недавние социологические исследования  показывают,  что  чет-
верть  молодых  людей  не  находит ничего,  чем могли бы гордиться
граждане России,  почти половина 15-17-летних хотели бы родиться в
другой стране.  Тем самым, остро ставится проблема воспитания пат-
риотизма в широком смысле слова.  Ориентация на материальные  цен-
ности сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовно-
го саморазвития.  Крайне ослаблена ориентация на правовые  способы
достижения жизненного успеха.
     Вместе с быстрым ростом национального самосознания в  общест-
ве,  к  сожалению,  распространяются и националистические взгляды.
Новым явлением стала  активизация  национальной  идентичности  как
фактора напряженности в обществе. Пиковой формой этой напряженнос-
ти в молодежной среде выступают национальная нетерпимость,  фашизм
и экстремизм.
     Отмечается явный перекос в сторону правовых претензий молоде-
жи в адрес государства при дефиците понимания,  что права строятся
на индивидуальных обязанностях каждого.  Основные претензии и кри-
тика государства со стороны молодежи касаются правоприменения: 80%
молодых россиян считают,  что их права нарушались, каждый пятый из
опрошенных,  по самооценке, становился за последние 2-3 года жерт-
вой преступления.
     Общественные настроения такого рода, проявляющиеся в молодеж-
ной среде в столь значительном масштабе, предопределяют достаточно
широкое  развитие  девиантных форм поведения среди молодых москви-
чей. Становится очевидной актуальность лозунга, выдвинутого Прези-
дентом  РФ:  "Нам нужна диктатура Закона!",  а также необходимость
поиска реальных путей для его воплощения.
     Несовершеннолетние и  молодежь  значительную часть свободного
времени проводят в кругу сверстников во дворах и на улицах.  Само-
организующиеся дворовые компании подростков, как правило, попадаю-
щие в структуры криминогенных группировок,  остаются предметом об-
щественной тревоги. Все чаще звучат неутешительные цифры статисти-
ки роста преступности и наркомании среди несовершеннолетних. Имен-
но  поэтому вопросы социального воспитания - а так сегодня называ-
ется работа с детьми - подростками и молодежью по месту  жительст-
ва, являются актуальными направлениями молодежной политики.
     КДСМ с учетом современных требований и новых социально-эконо-
мических  условий  обобщил опыт организации досуга и воспитания по
месту жительства.  В настоящее время эта работа рассматривается  и
как элемент досуга,  и как составная часть профилактики правонару-
шений и безнадзорности несовершеннолетних, и как система занятости
молодежи.
     Социальное воспитание решает задачу социальной  реабилитации,
патриотического воспитания,  физического развития, нравственного и
духовного становления молодых москвичей.  С этой целью КДСМ опира-
ется  на современные концептуальные подходы к социальному воспита-
нию в городских кварталах.  На основе этих подходов разработан ряд
краткосрочных,  среднесрочных и долгосрочных мер и мероприятий за-
ложенных в этапы реализации настоящей Программы.
     Правительство Москвы  за последние годы приняло ряд принципи-
альных постановлений и распоряжений, направленных на развитие сис-
темы социального воспитания детей,  подростков и молодежи по месту
жительства. Она представляет собой городскую сеть разнообразных по
форме и различных по функциям учреждений,  организаций,  предприя-
тий, работающих с детьми, подростками и молодежью по месту житель-
ства  и использующих в своей работе единую взаимосвязанную систему
проведения воспитательной работы.
     В общей сложности в Москве действует до 900 таких организаций
и учреждений, различных форм собственности. В работу этих структур
вовлечено минимум 150 тыс. несовершеннолетних и молодежи, а участ-
никами массовых  программ  становятся  дополнительно  порядка  100
тыс.,  причем большинство - это подростки,  представляющие в плане
социально-психологического формирования личности самый критический
возраст.
     Действующая сеть системы социального  воспитания  состоит  из
трех скоординированных секторов:
     - Первый - государственный сектор - представляют  муниципаль-
ные  учреждения.  К  началу 2001 года в работу включено 75 муници-
пальных учреждений.  До конца 2001 года их будет 125 - по одному в
каждом муниципальном районе.
     - Второй - некоммерческий сектор - представляют свыше 750 не-
коммерческих объединений  и региональных общественных организаций.
На сегодня перед обоими секторами стоит актуальнейшая задача  сба-
лансированного кадрового обеспечения, организации полноценной сис-
темы подготовки и переподготовки социальных работников.
     - Третий - коммерческий сектор - представляют около 30 предп-
риятий.  Среди них преобладают такие организационно-правовые формы
как ЗАО,  ООО,  ИЧП,  но есть в их составе и ГУП - государственные
унитарные предприятия.
     Блок целей  и задач социального воспитания подростков и моло-
дежи (работы по месту жительства) в городе Москве,  сформированный
в  Программе,  предусматривает развитие уже действующих и создание
новых направлений деятельности профильных комитетов и  заинтересо-
ванных  организаций  по снижению остроты и компенсированию обозна-
ченных выше проблем. Настоятельно необходимо проведение регулярно-
го  социального  мониторинга процессов,  происходящих в молодежной
среде. Предусматривается активное использование СМИ для пропаганды
и  популяризации среди молодых людей великого исторического насле-
дия народов России,  успехов в прошлом и  настоящем,  позитивного,
оптимистического взгляда на будущее страны,  утверждения ценностей
духовного саморазвития, отрицание националистических взглядов, фа-
шизма и экстремизма.  Комплекс мероприятий информационно-пропаган-
дистского характера,  подготовка  внутриведомственных  нормативных
документов направлены на повышение престижа ориентирования на пра-
вовые способы достижения жизненного успеха. Программа несет в себе
мероприятия,  отвечающие насущной потребности в организации досуга
и воспитания по месту жительства как,  досуга,  но и как составной
части  профилактики  правонарушений и безнадзорности несовершенно-
летних, а также системы занятости молодежи, дальнейшее целенаправ-
ленное развитие системы социального воспитания детей, подростков и
молодежи по месту жительства.

                          3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Молодежь - стратегический ресурс московского общества, Нереа-
лизованный потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отб-
расывают назад не только молодежь,  но и все общество,  становятся
проблемой всех, а не только молодых, москвичей.
     Концепция государственной молодежной  политики  показывает  в
явном виде, что ее реализация выходит за рамки отраслей социальной
сферы. Плюрализм молодежной среды, многообразие проявлений инициа-
тив  и  стилей  жизни современной молодежи диктует связь государс-
твенной и общественной молодежной политики,  приводит к  необходи-
мости  выполнения  мероприятий  Программы  "Молодежь  Москвы  2001
-2003".
     Обобщая изложенное  в  разделе "Московская молодежь на рубеже
веков - анализ ситуации",  необходимо отметить ряд  направлений  в
выполнении  Программы  и  молодежной  политики в целом,  требующих
пристального внимания со стороны Московских властей.
     В организационном  отношении  необходимо  на каждом из этапов
реализации городской молодежной политики придерживаться точного  и
своевременного  исполнения  намеченных мероприятий Программы,  что
позволит оказывать системное воздействие государства, адресованное
молодым.
     Очевидно, что дальнейшее развитие молодежной политики, ее эф-
фективная  реализация в столице во многом сдерживается отсутствием
закона о молодежи.  В ходе первого этапа выполнения программы "Мо-
лодежь  Москвы"  настоятельно  необходимо  разработать и в течении
второго этапа - 2002 год,  принять его,  согласовав с существующим
федеральным законодательством.
     Необходимо продолжить разработку нормативных правовых  актов,
в том числе федеральных законов, предложений по изменению и допол-
нению ранее принятых законов,  которые бы способствовали более со-
вершенному  правовому регулированию многообразных общественных от-
ношений с участием молодежи.
     В краткосрочной  перспективе Программа позволит сосредоточить
усилия на совершенствовании правового, организационного и кадрово-
го  обеспечения  городской молодежной политики,  обеспечить приток
добровольцев,  общественных активистов к проводимым мероприятиям и
акциям.
     При определении приоритетных направлений  политики  занятости
Программа  учитывает  специфику  молодежи  при осуществлении таких
мер,  как:  организация общественных и временных работ; содействие
развитию  самозанятости  и малого предпринимательства;  развитие и
совершенствование системы профессионального образования на  основе
прогнозирования спроса на квалифицированные кадры;  восстановление
и развитие системы внутрипроизводственного обучения, в том числе и
как   инструмента  предварительной  профориентационной  работы  на
предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников.
     Мероприятия Программы  формируют  современную  инфраструктуру
городской молодежной политики, включающей сеть учреждений социаль-
ного обслуживания,  информационных центров, бирж труда, подростко-
во-молодежных клубов,  обеспечивающую, прежде всего, решение задач
на местном и региональном уровнях.
     Специальным вопросом,  требующим прояснения и принятия управ-
ленческих  решений,  прежде всего,  на федеральном уровне остается
создание системы ювенальной юстиции.
     Насущная задача  государственной  молодежной политики - конк-
ретное вложение инвестиций в молодежь.  Эта установка предполагает
подход  к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и
ее объединений,  основанный на прогнозировании позитивных  (в  том
числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений,  как
в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе: мировой опыт
показывает, что в полном объеме эффект от проводимой государствен-
ной молодежной политики реализуется примерно через 5-10 лет  после
начала осуществления первых мероприятий.
     Исключительно важно перейти от краткосрочных к  среднесрочным
и долгосрочным программам в области государственной молодежной по-
литики.
     Очевидно, назрело и некоторое изменение функций и задач Коми-
тета по делам семьи и молодежи.  Главной функцией Комитета на бли-
жайшую  перспективу  должны стать защита и контроль за соблюдением
прав молодежи (право социальной защиты,  гарантии  по  доступности
образования и обеспечению занятости и др.),  а в случае отсутствия
их нормативного закрепления  -  инициирование  установления  новых
прав и гарантий.
. 


                                                  - 29 -

                     4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" на 2001-2003 годы

---+-------------------------------+-------+-------+----------+-----------------------------+------------
NN |   Наименование мероприятия    |Испол- |Срок   |Стоимость |         В том числе:        |Источники
п/п|                               |нители |испол- |  всего   +---------+---------+---------+финансирова-
   |                               |  *    |нения  |          | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |ния
   |                               |       |       |(тыс.руб.)|(тыс.руб)|(тыс.руб)|(тыс.руб)|
---+-------------------------------+-------+-------+----------+---------+---------+---------+------------
 1 |               2               |   3   |   4   |    5     |    6    |    7    |    8    |     9
---+-------------------------------+-----
Заголовок: Постановление ПравительстваN 403-ПП
Дата: 2001-04-24
Позиционируется в разделах: Общественные связи >> Общественные связи
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание