Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи >> Внешние связи


                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                             П Р Е М Ь Е Р  

                        Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е  


15 сентября 2000 г. N 920-РП 

О   подготовке   материалов  по  вопросу
проведения   в   Москве   в   2010  году
Всемирной универсальной выставки ЭКСПО  

     В  целях  подготовки необходимых материалов Правительством Москвы
по  проведению  в  Москве  в 2010 году на территории ГАО ВВЦ Всемирной
универсальной  выставки  ЭКСПО и внесения их в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации, в соответствии с решением Комиссии
Правительства    Российской    Федерации    по   выставочно-ярмарочной
деятельности от 25 июля 2000 г.:                                      
     1.  Одобрить  и  принять  за  основу  концепцию  целесообразности
проведения   в  Москве  Всемирной  выставки  ЭКСПО,  подготовленную  в
соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 09.11.99
N 1083-РП  "О  подготовке  концепции  проведения  в  Москве  Всемирной
выставки "ЭКСПО-2003" (приложение).                                   
     2.  Московскому  комитету  по  архитектуре и градостроительству в
срок  до  10  октября  2000 г. подготовить обоснованные предложения по
вопросам,  относящимся  к  его  компетенции,  по  проведению Всемирной
универсальной  выставки ЭКСПО на территории ГАО ВВЦ для включения их в
концепцию.                                                            
     3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с ГАО ВВЦ
и ОАО  "Московский  комитет по науке и технологиям" обобщить материалы
пп.  1  и  2 и до 30 октября 2000 г. подготовить окончательный вариант
концепции.                                                            
     4. Одобрить инициативу ГАО ВВЦ о создании на его базе Дирекции по
подготовке  ЭКСПО  -  2010  в  Москве  во  главе с первым заместителем
генерального  директора  ГАО  ВВЦ Мусаевым М. Х. и участии в ее работе
ОАО "Московский комитет по науке и технологиям".                      
     5.  Рекомендовать ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
осуществлять финансирование работ, связанных с подготовкой необходимых
материалов,  начиная с 2000 года согласно смете расходов, утвержденной
в установленном  порядке,  за счет и в пределах средств статьи бюджета
"Фундаментальные   исследования   и   содействие   научно-техническому
прогрессу".                                                           
     6.  Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.       


П.п.Премьер Правительства
        Москвы                                      Ю.М.Лужков


                                                Приложение
                                           к распоряжению Премьера
                                           Правительства Москвы
                                           от________________
                                           N_________________








                     Концепция целесообразности

                    проведения в Москве Всемирной

                            выставки ЭКСПО
















Разработана: Департаментом науки и промышленной политики
             Правительства Москвы;

             ГАО "Всесоюзный выставочный центр"


                         Оглавление

РОЛЬ ВЫСТАВКИ ЭКСПО В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ  И

ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ...........................................5

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПО ..........................................6

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПО ....................8

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫСТАВКИ ЭКСПО ........................10

Количество и состав посетителей ................................11

Выставка в Севилье (1992 год) ..................................14

Выставка в Ганновере (2000 год) ................................15

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ......................17

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ .........................17

Определение объемов работ и затрат на строительство

Предпроектные проработки .......................................17

Строительство и реконструкция выставочного комплекса ...........17

Строительство и реконструкция объектов городской

инфраструктуры .................................................18

ОЦЕНКА ТРЕБУЕМОЙ МОЩНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ .......................19

Транспорт ......................................................20

Гостиницы ......................................................20

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ БАЛАНС ВЫСТАВКИ .................................22
Анализ балансов проведенных выставок ЭКСПО .....................22

Операционные расходы ...........................................24

Расходы ........................................................25

Источники финансирования .......................................27

ВЫВОДЫ .........................................................31

ПРИЛОЖЕНИЕ .....................................................34

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЦ .............................34

Проектные показатели ВВЦ к 2008 году ...........................34

ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ В <ПИКОВЫЕ> ДНИ

ПОСЕЩЕНИЙ ВЫСТАВКИ .............................................38

Внешнее транспортное обслуживание ЭКСПО ........................38

Транспортные магистрали в Москве и Подмосковье .................39

Потребность в парковочных местах около ВВЦ .....................40

Воздушный транспорт ............................................41

Железнодорожный транспорт ......................................42

Поезда дальнего сообщения ......................................42

Пригородное сообщение (Подмосковье и соседние области) .........42

Автомобильный транспорт ........................................43

Междугородний автобус ..........................................43

Автобусы-челноки ...............................................43

Городской наземный транспорт ...................................44

Метро ..........................................................44


































        РОЛЬ ВЫСТАВКИ  ЭКСПО  В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И

                     ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

     Роль выставочной деятельности в мировой экономике очень вели-
ка.  Выставочная отрасль динамично развивается и является основным
стимулом  увеличения  спроса на выставляемые товары,  технологии и
услуги.  С каждым годом увеличивается число участников международ-
ных выставок.  Ведущие державы вкладывают все больше средств в ор-
ганизацию в своих странах выставочных комплексов мирового  класса.
Такие комплексы сегодня имеют на своей территории многие передовые
страны (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.).

    Среди многочисленных международных выставок особое место зани-
мают всемирные выставки -ЭКСПО,  выделяющиеся тем, что основной их
задачей является демонстрация странами концептуальных  научно-тех-
нических,  технологических, экономических решений, стоящих челове-
чеством глобальных проблем.

    Существенно, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная ау-
дитория,  которая имеет в своем составе практически все профессии,
все возрастные и социальные группы  населения.  Число  посетителей
всемирных универсальных выставок ЭКСПО составляет 40 - 45 млн. че-
ловек.  Свои экспозиции представляют 150-180 стран мира. Эти пока-
затели выделяют выставку ЭКСПО и с точки зрения ее влияния на про-
цессы международной интеграции и с точки зрения влияния на  много-
миллионную  аудиторию посетителей.

    Особенно сильно эффект решения политических, а также имиджевых
задач достигается страной-организатором, чем и объясняется сущест-
вующая  конкуренция  между  странами  за право проведения выставки
ЭКСПО.  В ходе подготовки и проведения выставки страна завоевывает
авторитет,  который  затем  при соответствующих усилиях может быть
трансформирован в улучшение условий для экономического взаимодейс-
твия с мировым сообществом,  завоевание позиций на мировых рынках.

    Решение глобальных  политико-экономических  и  имиджевых задач
при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что
вопросы  сиюминутной экономической эффективности для организаторов
не являются приоритетными. Кроме того, статистика всех проведенных
всемирных  универсальных выставок ЭКСПО убедительно свидетельству-
ет, что для государства-организатора создание комплекса для прове-
дения  выставки,  необходимой  инфраструктуры  в городе и регионе,
связанное с большими расходами,  окупающимися частично уже в  ходе
проведения  выставки,  а в основном - при дальнейшем использовании
созданных выставочных комплексов и инфраструктуры  для  проведения
международных  выставок,  развития туризма и других видов бизнеса.
Созданная инфраструктура остается и используется  населением,  что
позволяет  говорить  не  только об экономическом,  но и социальном
послевыставочном эффекте.

    Всемирная выставка ЭКСПО является самой  авторитетной  мировой
площадкой для благоприятной конкуренции стран - экспонентов. ЭКСПО
можно отнести к категории глобальной рекламной кампании,  ориенти-
рованной на универсальную аудиторию.

    Участие в  универсальной  выставке ЭКСПО также является формой
поддержки национального бизнеса,  которая осуществляется в демонс-
трации  национальных  преимуществ страны в целом,  создании конку-
рентных преимуществ страны,  затрагивающих как всю систему ценнос-
тей, так и отдельных отраслей экономики или отдельных фирм.

    Проведение Всемирной  универсальной  выставки ЭКСПО является прес-
тижным мероприятием для страны-организатора, которое может оказать
существенное  влияние  на ее политический имидж,  а в долгосрочной
перспективе повлиять на развитие экономики и интеграцию в  мировое
экономическое пространство.

                     МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПО

   За почти  150  -  летнюю  историю всемирные выставки ни разу не
проводились в России. Проведение Всемирной выставки в нашей стране
позволит продемонстрировать мировому сообществу новую Россию,  ре-
зультаты экономических преобразований, достижения демократии, мно-
гонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся
сегодня стереотипы и укрепить престиж страны.  Всемирная  выставка
ЭКСПО  будет способствовать дальнейшему улучшению внешнего облика,
условий проживания в Москве,  экономики и  инфраструктуры  города.
Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, рас-
ширится материально-техническая база выставочной деятельности, бу-
дут  созданы тысячи рабочих мест.

   Проведение Всемирной  выставки в Москве весьма символично,  ибо
Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположен-
ного на двух континентах:  Европы - с ее экономическим, технологи-
ческим развитием,  высоким уровнем жизни населения и Азии -  с  ее
богатейшими  ресурсами  и населением,  составляющим почти половину
жителей планеты.

   Наиболее благоприятным во  всех  отношениях  местом  проведения
Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является территория Всерос-
сийского Выставочного Центра.

   Проведение ЭКСПО на территории ВВЦ, расположенного вблизи цент-
ра Москвы,  имеющего территорию 238 га.,  с удовлетворительными на
сегодня подъездными путями,  а также с прилегающими к  нему  Госу-
дарственным Ботаническим садом,  Шереметьевским парком,  телецент-
ром, позволит с хорошей экономической эффективностью решать задачи
по  дальнейшему  развитию  данной территории путем создания ориги-
нального и многофункционального выставочно-рекреационного комплек-
са.

   Современный статус  ВВЦ  как  государственного акционерного об-
щества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а
31%  принадлежит Москве, весьма удобен для немедленной организации
эффективной работы по подготовке к выставке ЭКСПО и создает весьма
привлекательные условия для потенциальных инвесторов и спонсоров.

   Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставоч-
ной деятельности в г.  Москве предусматривает развитие ВВЦ  и  его
преобразование в центр международного значения.  Мероприятия, зап-
ланированные в связи с этой  программой,  в  существенной  степени
обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероп-
риятия,  как универсальная международная выставка ЭКСПО.  Вместе с
тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от зап-
ланированных капиталовложений,  отдачу, которая позитивно повлияет
не только на деятельность самого комплекса ВВЦ,  не только на эко-
номический потенциал Москвы,  но окажется заметной и для всей эко-
номики России. Таким образом, представляется весьма целесообразным
увязать принятую программу с подготовкой к проведению  международ-
ной выставки ЭКСПО,  рассматривая ее как развитие принятой концеп-
ции.  В результате Россия получит выставочный центр международного
класса с площадями порядка 400 - 450 тыс. кв. м. и зарекомендовав-
ший себя проведением международной выставки высшей категории.

         ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПО

    Как отмечалось выше экономическая эффективность проведения ЭКС-
ПО не является основным критерием при принятии решения о ее прове-
дении. Однако экономический эффект, безусловно, существует и может
быть  спрогнозирован.  Основная  трудность  такого прогнозирования
заключается в отсутствии универсальной методики по оценке экономи-
ческой эффективности по уже проведенным выставкам ЭКСПО.

    Экономическую эффективность  выставки ЭКСПО за последние 20 лет
дают исследования, проводившиеся в г. Цукуба (Япония, 1986 г.) и в
Лиссабоне (Португалия,  1998 год).

    Исследования в г. Цукуба проводились непосредственно после за-
вершения выставки и через 10 лет после нее.  По оценкам, приведен-
ным  сборнике  "Study  on the impact of international exposition",
мультипликативный эффект для экономики Японии в целом составил 1,8
(в  период  с 1980 по 1987 г.) и 3,5 (в период с 1980 по 1995 г.).
Приведенные цифры демонстрируют существенный разброс,  что  свиде-
тельствует  об отсутствии обоснованного метода оценки этого эффек-
та.  Тем не менее,  можно с высокой степенью правдоподобности  ут-
верждать, что в период 10-15 лет каждый рубль, вложенный в органи-
зацию выставки (вместе с затратами  на  инфраструктуру),  принесет
около двух рублей дополнительной продукции.

    Организация и проведение Всемирной выставки ЭКСПО-98 в г. Лис-
сабоне оказали позитивное влияние на всю экономику Португалии. Ни-
же  приводятся  данные из доклада Генерального комиссара выставки,
отражающие это влияние.

     Рост экономических показателей страны в процентах от
                    ожидаемого уровня
___________________________________________________
I Показатель  I  1994 I 1995 I 1996 I 1997 I 1998 I
I-------------I-------I------I------I------I------I
I Частное     I  0,0  I 0,1  I 0,2  I 0,4  I 0,7  I
I потребление I       I      I      I      I      I
I-------------I-------I------I------I------I------I
I Инвестиции  I  0,3  I 0,5  I 1,4  I 2,1  I 2,3  I
I-------------I-------I------I------I------I------I
I Экспорт     I  0,0  I 0,0  I 0,0  I 0,0  I 1,1  I
I-------------I-------I------I------I------I------I
I Импорт      I  0,1  I 0,1  I 0,4  I 0,6  I 1,0  I
I-------------I-------I------I------I------I------I
I ВВП         I  0,1  I 0,1  I 0,3  I 0,6  I 1,1  I
I_____________I_______I______I______I______I______I

        Рост занятости (тыс.  чел.) на объектах,  связанных с

               реализацией проекта ЭКСПО-98
_____________________________________________________
I Отрасль        I 1994 I 1995 I 1996 I 1997 I 1998 I
I----------------I------I------I------I------I------I
I Промышленность I      I      I      I      I      I
I и энергетика   I  0,4 I 0,6  I 2,0  I 3,3  I 4,6  I
I----------------I------I------I------I------I------I
I Строительство  I  1,3 I 2,0  I 6,4  I 9,4  I 9,0  I
I----------------I------I------I------I------I------I
I Торговля,      I      I      I      I      I      I
I гостиницы,     I      I      I      I      I      I
I рестораны      I  0,3 I 0,5  I 1,7  I 2,9  I 5,0  I
I----------------I------I------I------I------I------I
I Другие услуги  I  0,4 I 0,9  I 1,9  I 3,0  I 7,4  I
I----------------I------I------I------I------I------I
I Всего:         I 2,4  I 4,0  I 12,0 I18,6  I 26,0 I
I________________I______I______I______I______I______I

    Важным моментом  в оценке эффективности проведения ЭКСПО явля-
ется место проведения,  так как от этого зависит структура и объем
расходов,  а также уровень доходности объектов и бизнеса,  которые
останутся после завершения ЭКСПО. Это порождает задачу оптимизации
места проведения выставки.

    В истории проведения всемирных выставок есть два подхода к ре-
шению этой задачи. Некоторые страны выбирали для выставок отсталые
районы с тем,  чтобы развить его инфраструктуру (Цукуба, Севилья),
другие выбирали наоборот развитые территории,  минимизируя тем са-
мым затраты.  Страны первой группы рассчитывали получать эффект от
вложений после проведения выставки,  эксплуатируя построенные объ-
екты. Положительным примером такой страны может быть Япония, отри-
цательным -Испания,  где созданные для выставки в Севилье инфраст-
руктура  и  выставочный  комплекс  слабо используются сейчас из-за
удаленности региона и отсутствия потребности в этой инфраструктуре
у  местного населения.

    В условиях  России представляется целесообразным провести выс-
тавку на максимально подготовленных к ней площадях и  территориях.
Это  позволит  не только кардинально снизить издержки на ее подго-
товку,  но вследствие наличия налаженных хозяйственных связей вов-
лечь в ее подготовку максимальное количество экономических субъек-
тов.  На сегодняшний день такой территорией является  Москва,  ес-
тественным  образом  связанная  со всеми территориями и субъектами
России,  имеющая самую развитую инфраструктуру и наиболее  приспо-
собленную выставочную площадку - комплекс ВВЦ.

   Создание комплекса  для проведения Всемирной универсальной выс-
тавки на базе функционирующего выставочного центра, прецедент чему
положен нв ЭКСПО-2000 в Ганновере,  является веским аргументом для
Международного Бюро Выставок в пользу принятия решения о  проведе-
нии  выставки в России.

              ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫСТАВКИ ЭКСПО

   В основу расчета принимаются следующие показатели,  которые со-
ответствуют мировой практике и  реальным  возможностям  проведения
Всемирной универсальной выставки в Москве на базе ВВЦ.

   Общая площадь  выставки  равняется площади ВВЦ и составляет 238
га.

   Время проведения выставки составляет 150-160 дней.

   Сроки проведения выставки - май - сентябрь.

На базе этих показателей можно спрогнозировать ряд других ключевых
цифр, характеризующих выставку.

Основаниями для прогноза являются статистические данные по всемир-
ным выставкам,  опубликованные Международным бюро выставок.

               Количество  и  состав посетителей

Совокупные данные по крупнейшим всемирным  выставкам  имеют  такой
вид:


Таблица 1. Универсальные выставки
_________________________________________________________________
I Выставка I      Период        I Дни I Размер (га) IПосетителейI
I----------I--------------------I-----I-------------I-----------I
I Брюссель I 1958 Aпр.17-0кт.19 I 186 I    200      I 41484412  I
I----------I--------------------I-----I-------------I-----------I
I Монреаль I 1967 Aпр.28-0кт.29 I 185 I    400      I 50306648I I
I----------I--------------------I-----I-------------I-----------I
I Осака    I 1970 Maрт15-Сeн.13 I 183 I    351      I 64218770I I
I----------I--------------------I-----I-------------I-----------I
I Севилья  I 1992 Aпр.20-0кт.12 I 176 I    215      I 41814571I I
I__________I____________________I_____I_____________I___________I


Таблица 2. Специализированные выставки

________________________________________________________________
I Выставка   I        Период       I Дни I Размер I ПосетителейI
I            I                     I     I  (га)  I (чел.)     I
I------------I---------------------I-----I---------------------I
I Сиэттл     I 1962 Aпр.21-0кт.21  I 184 I   30   I 5635067    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Сан-АнтониоI 1968 Aпр.6-0кт.6    I 184 I   37   I 6384482    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Спокане    I 1974  Maй.4-Нояб.3  I 184 I   40   I 5706000    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Окинава    I 1975 Июл.20-Янв.8   I 183 I  100   I 3485750    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Ноксвиль   I 1982  Maй.1-0кт.31  I 184 I   29   I 11127786   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Луизиана   I 1984 Maй.12-Нояб.11 I 184 I   33   I 7335279    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Цукуба     I 1985 Maрт.17-Сен.16 I 184 I  102   I 20334727   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Ванкувер   I 1986 Maй.2-0кт.13   I 165 I   70   I 22111578   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Брисбэйн   I 1988  Apr30-0ct30   I 184 I   40   I 18574476   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Генуя      I 1992 Maй.15-Aвг.15  I 93  I    6   I 1694800    I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Тайджон    I 1993  Aвг.7-Нояб.7  I 93  I   50   I 14005808   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Лиссабон   I 1998 Май.22-Сент.30 I 132 I  340   I 10128204   I
I------------I---------------------I-----I--------I------------I
I Ганновер   I 2000 Июн.1-Окт.31   I 153 I  170   I 40 млн.*)  I
I____________I_____________________I_____I________I____________I
                                                     *) Прогноз


    Эти данные показывают,  что для всемирной выставки число посе-
щений в среднем составляет полторы тысячи посещений в день на каж-
дый гектар площади. При этом для универсальных выставок цифра сни-
жается до одной тысячи посещений в день на гектар. Общее число по-
сещений  универсальной  выставки  колеблется в пределах 40-60 млн.

    Согласно статистическим  данным по проведенным выставкам в Цу-
кубе и в Севилье,  а также информации о составе посетителей между-
народных  выставок  в Ганновере и Париже,  можно сделать следующие
выводы.  Подавляющую часть посетителей  выставки  ЭКСПО  в  Японии
(75%) составляют люди, проживающие в непосредственной близости (до
200 км.) от места проведения выставки, и 95% - жители страны - ор-
ганизатора.  В  Европе,  где  на относительно небольшой территории
сконцентрировано много стран,  имеющих прекрасные связи и развитую
транспортную сеть, эти цифры меняются до 80% местных жителей и 20%
иностранцев (данные для выставок в Германии до 2000г.) и 66,5% ис-
панцев  против  33,5%  иностранцев  в курортной Испании (данные по
выставке в Севилье).

    На выставке ЭКСПО-2000 в  Ганновере  прогнозируется  следующее
распределение посетителей: 60% - немцы, 30% европейцы, 10% неевро-
пейские страны.

    Учитывая, что универсальные выставки проводились в  густонасе-
ленных  и  легкодоступных  районах развитых и относительно богатых
стран,  мы полагаем, что московскую выставку посетит меньшее число
людей.  По нашим оценкам (реалистический прогноз) количество посе-
щений выставки ЭКСПО в Москве будет порядка 30 млн. (см. таблицу).

    Относительно состава посетителей можно сделать следующие прогнозы.
75% всего  числа  посетителей составят жители Москвы и ближайших к
Москве областей и 7,5%  - зарубежные посетители и 17,5% - предста-
вители удаленных регионов России и стран СНГ.

    Таким образом,  число  иностранных посетителей можно оценить в
2-3 млн.,  а посетителей из дальних регионов России - в  6-8  млн.

    Отметим, что это - количество посещений, количество людей, по-
сетивших выставку, будет примерно в 2,5 раза меньше, ибо многие из
них посетят выставку по несколько раз.

    Соответственно, количество дневных посещений составит в  сред-
нем 170 тыс. (для оптимистического прогноза - 230 тыс.). В дни пи-
ка,  которые приходятся на последние две недели  работы  выставки,
оно  значительно  возрастает  (в  2,3 раза в Севилье и в 2,7 раз в
Осаке) и может достигнуть для ЭКСПО в  Москве  значения  450  тыс.
(для оптимистического прогноза - 600 тыс.).

    Отметим, что сегодня ВВЦ посещает в год около 10 млн. человек.
Среднее число посетителей - 27 тыс.  человек в день,  максимальное
число посетителей - 120 тыс.  человек в день.

    Все расчеты  инфраструктуры производятся исходя именно из мак-
симальной цифры дневного  посещения,  т.к.  инфраструктура  должна
пропустить и обслужить именно этот максимум посетителей. Для полу-
чения реалистических оценок все цифры могут быть умножены на пони-
жающий коэффициент 0,75.

    По своим  масштабным  характеристикам  выставка ЭКСПО в Москве
представляется сопоставимой с выставкой в Севилье 1992 г.  Поэтому
многие  ее характеристики можно использовать в качестве ориентиров
для сравнения с прогнозируемыми показателями. Для справки приводим
основные  итоговые  параметры  выставки в Севилье и прогнозируемые
параметры выставки ЭКСПО 2000  в  Ганновере.

                  Выставка  в  Севилье (1992  год)

*  Площадь выставки - 215 га.

*  Выставочные площади брутто - 650 тыс.  кв.  м.

* Экспоненты: 103 страны.

* 20000 чел. обслуживающего персонала

* Продолжительность - 180 дней (20 апреля-12 ноября)

* Количество посещений -42 млн.

* Количество посетителей  - 18,5 млн.  человек (коэффициент
отношения посещений к числу посетителей 2.27).

Из них:
                         12,3 млн. чел. (66,5%) испанцы

                         6,2 млн. чел. (33,5%) иностранцы

* Среднее количество посещений - 232 тыс./день

* Максимальное количество посещений (последние дни перед
закрытием)- 630  тыс./день  (коэффициент  отношения  максимального
числа посещений к среднему 2.7)

* Стоимость билета 40$

* Стоимость абонемента - 300 $

*  Общие затраты на обновление инфраструктуры - 20 млрд. $, из которых подавляющая часть была направлена на разви-
тие инфраструктуры  в  провинции  Андалузии.


                      Выставка в Ганновере (2000 год)

* Площадь выставки - 170 га из них:

                90 га - имеющиеся площади выставочного комплекса,

                80 га - новые площади.

* Заново отстроено 400 кв. м. выставочных площадей, реконструировано
480 кв. м.
* Продолжительность выставки - 153 дня (1 июня по 31 октября).
* Прогнозируемое число посещений - 40 млн.
* Средняя стоимость входного билета - $ 20.
* Общие затраты, включая затраты на инфраструктуру порядка 8,5 млрд.
долларов США.

    Сопоставив эти показатели можно спрогнозировать  соответствую-
щие показателями по ЭКСПО в Москве:
* Площадь выставки - 230 га.
* Выставочные площади брутто - 434- 484 тыс. кв. м. (из них 334 тыс.
кв.  м.  по плану реконструкции ВВЦ и 100- 150 тыс. кв. м. за счет
павильонов,  построенных другими странами).
* Примерно 20000 чел.обслуживающего  персонала
* Продолжительность - 150 - 160 дней
* Количество посещений - 35 млн.
* Количество посетителей  -  15,2 млн. человек (Среднее число
  посещений на одного человека - 2,3)
        Из них:
        11,4 млн. чел. (75%) жители Москвы и близлежащих областей
        2,7 млн. чел. (17,5%) жители удаленных регионов России и стран СНГ
        1,1 млн. чел. (7,5%) иностранцы

    Среднее количество  посещений  -  220 тыс./день

    Максимальное количество посещений (последние дни перед  закры-
тием)-  - 600 тыс./день (коэффициент отношения максимального числа
посетителей к среднему 2,7).
    Средняя стоимость билета 20$.




Таблица. Прогноз числа и состава посетителей выставки

__________________________________________________________________________________________________________________________________
I                 Параметр               I ПроцентI Пессимистический  прогноз I Реалистический прогноз I Оптимистический прогноз I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Число посещений                       I  100%  I       20 млн.             I       27 млн.          I         35 млн.         I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Москвичи                              I  25,0% I        5 млн.             I        6,8 млн.        I          8,8 млн.       I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Жители прилегающих областей           I  50,0% I       10 млн.             I       13,5 млн.        I         17,5 млн.       I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Жители удаленных регионов и СНГ       I  17,5% I        3,5 млн.           I        4,7 млн.        I          6,1 млн.       I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I- ----------------------I-------------------------I
I  Иностранцы (дальнее  зарубежье)       I   7,5% I        1,5 млн.           I          2,млн.        I          2,6 млн.       I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Число людей, посетивших выставку      I        I          9 млн.           I         12 млн.        I         15 млн.         I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I  Число посетителей в день (среднее)    I        I     -130 тыс.             I       -170 тыс.        I       -220              I
I----------------------------------------I--------I---------------------------I------------------------I-------------------------I
I Число посетителей в день (максимальное)I        I     -340 тыс.             I       -460 тыс.        I       -600              I
I_______________________________________ I________I___________________________I________________________I_________________________I



                  ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

             ПРОЕКТА ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

    Исходя из имеющихся оценок, можно сделать прогноз относительно
баланса выставки ЭКСПО в Москве.  При этом нужно исходить из имею-
щихся оценок абсолютных показателей (числа посетителей,  и т.п.) и
статистических данных,  касающихся процентного соотношения  разных
статей  расходов и доходов.

             Определение объемов работ и затрат на строительство.

                     Предпроектные проработки

         Строительство  и  реконструкция выставочного комплекса

    Реконструкция ВВЦ,  запланированная Генеральным планом реконс-
трукции и развития ВВЦ до 2010 г.,  предусматривает  создание  334
тыс.  кв. м. выставочных площадей (брутто), что покрывает примерно
две третьих потребности в  выставочных  площадях  выставки  ЭКСПО.
Следует учесть,  что для создания представительной выставки ее ор-
ганизатор должен будет бесплатно предоставить выставочные  площади
части стран-участниц,  которые не в состоянии их оплатить.

   Строительство дополнительной выставочной площади (около 100-150
тыс.  кв.  м.) можно предоставить странам - экспонентам.  При этом
часть  построенных павильонов будет разобрано после окончания выс-
тавки,  а часть может далее использоваться  по  назначению  и  как
представительства  стран-участниц.

   Создание выставочного  комплекса  для проведения выставки ЭКСПО
предполагает три этапа: реконструкцию старых выставочных площадей,
строительство новых и приобретение оборудования для оснащения выс-
тавочной зоны. Прогнозируемые затраты на реализацию каждого из них
составляют:

* Реконструкция имеющихся выставочных площадей (в со-
ответствии с Генеральным планом развития ВВЦ)  -  400  млн.  $.
* Строительство  новых  выставочных площадей - 200 - 300 млн.  $.
* Оборудование для оснащения выставочной зоны - 275 млн.  $.

    В эти затраты включены,  в частности,  развитие систем  связи,
коммунальных структур благоустройство территории и т.п.

    Расширение сети торговли и общепита при проведении ЭКСПО можно
отдать коммерческим структурам при условии  соблюдения  последними
необходимых стандартов качества.  Более того, за право обслуживать
посетителей выставки можно даже получать  комиссионные,  как  это,
например, практикуется сегодня при организации ЭКСПО - 2000 в Ган-
новере.

   Строительство и реконструкция объектов городской инфраструктуры

    Кроме строительства и реконструкции на территории выставочного
комплекса, проведение выставки ЭКСПО предъявляет определенные тре-
бования к объектам инфраструктуры на территории Москвы и  ее  бли-
жайших окрестностей.  К ним относятся,  в первую очередь, развитие
транспортной системы города,  связывающей район ВВЦ  с  центром  и
кольцевой  автодорогой,  а  также  с близлежащими станциями метро,
частичную реконструкцию с созданием дополнительных выходов ближай-
ших станций метро (<ВДНХ>, <Ботанический сад>, <Владыкино>), стро-
ительство дополнительных стоянок для автотранспорта  и  жилья  для
участников выставки (ЭКСПО деревня),  а также гостиниц для посети-
телей.

    Определенная часть этих расходов уже запланирована в существу-
ющих планах реконструкции Москвы и ВВЦ.  Они частично решают проб-
лемы парковки в непосредственной близости от ВВЦ,  пропускной спо-
собности метро и близлежащих магистралей.  Однако остаются задачи,
связанные с  расширением  пропускной  способности  аэропортов,  их
связью с городом,  строительство разгрузочных автостоянок по пери-
метру кольцевой дороги и их связь с ВВЦ (для  автобусов-челноков).
Кроме того,  необходимо запланировать строительство жилья для сот-
рудников выставки - ЭКСПО-деревни.  Этот жилой массив  может  быть
впоследствии передан городу или продан,  как это произошло с Олим-
пийской деревней после окончания Олимпийских игр в Москве.


            ОЦЕНКА ТРЕБУЕМОЙ  МОЩНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

    В этом разделе приведены оценки требующейся мощности  инфраст-
руктуры,  необходимой  для обслуживания пиковой массы посетителей.
Расчеты проводились исходя из оптимистического прогноза  (40  млн.
посещений ЭКСПО за время функционирования выставки), для получения
данных по реалистическому прогнозу показатели  нужно  умножить  на
коэффициент 0,75. Пропускная мощность инфраструктуры рассчитана на
пиковый день,  для обычного дня показатели нужно уменьшить в 2-2,5
раза.

    Максимальное количество  посетителей может достигнуть примерно
-600 тыс. чел./день. Из них, согласно сделанному прогнозу:
        -150 тыс. чел. - москвичи и ближайшее Подмосковье
        -300 тыс. чел. - жители Подмосковья и соседних областей
        -105 тыс. чел. - жители регионов России и стран СНГ
        - 45 тыс.  чел.  - иностранцы

    Для обслуживания этих людей нужно обеспечить в основном следу-
ющие  потребности:
*  Транспорт (включая городской и внешний);
*  Жилье (гостиницы);
*  Питание;
*  Коммунальные услуги;
*  Торговлю;
*  Развлечения;
*  Внутренний транспорт на выставке.

    По аналогии с уже проведенными выставками ЭКСПО,  мы  считаем,
что государство должно обеспечить транспорт,  жилье и коммунальные
услуги. Остальные виды услуг может обеспечит частный сектор, кото-
рому  предоставляются  соответствующие права на конкурсной основе.
При этом, конечно, роль государства заключается в обеспечении инф-
раструктурных требований - пропускной способности дорог и аэропор-
тов,  мощности коммунальных служб, и в меньшей степени - в органи-
зации непосредственно транспортировки посетителей. Тем не менее, в
ряде случаев с целью управления пассажиропотоками придется центра-
лизованно организовать некоторые из них.
    Питание, торговлю  и  развлечения  можно передать коммерческим
структурам,  причем за лицензию на право обслуживания  посетителей
на территории ЭКСПО или использование ее имени можно взимать плату
в пользу организаторов выставки.

                            Транспорт

    Транспортная система обслуживающая выставку, может быть услов-
но разбита на несколько компонентов:
*  Транспорт, обеспечивающий доставку посетителей непосредственно
   на выставку и обратно;
*  Общегородской транспорт;
*  Транспорт, обеспечивающий доставку жителей Подмосковья и
   близлежащих областей;
*  Дальний транспорт, обслуживающий иностранцев, жителей отдален-
   ных регионов России и стран СНГ.

    Кроме того, следует различать разные виды транспорта: самолет,
железные дороги (в т.ч.  поезда дальнего следования и электрички),
автобусы и автомобили,  метро.

    В приложении подробно рассмотрены транспортные потоки и приве-
дены расчеты в условиях пиковой нагрузки на инфраструктуру, а так-
же проведена оценка потребности в парковочных местах и площади.

                                Гостиницы

    Как уже указывалось,  максимальное  прогнозируемое  количество
посетителей выставки составляет -600тысяч человек в день, из них45
тысяч иностранных туристов и -105 тысяч туристов из регионов  Рос-
сии и стран СНГ.  Предполагаем, что около 30% иностранных туристов
приедут семьями,  тогда для их размещения одновременно  необходимо
порядка  25  - 30 тыс.  номеров гостиниц класса 4,  5 и частично 3
звезды. Для размещения россиян и туристов из СНГ необходимо поряд-
ка  40-45 тыс.  номеров в гостиницах класса 3 и 2 звезды.

    Сегодня Москва  располагает следующим количеством номеров (без
учета ведомственных гостиниц):
* Гостиницы класса <5 звезд> - 2991 номер  (5065  мест);
* Гостиницы класса <4 звезды> - 5139 номера (9377 мест);
* Гостиницы класса <3 звезды> - 11187 номера (20217 мест);
* Гостиницы класса <2 звезды> - 11821 номер (20532 места).

    В соответствии с данными Института Генплана Москвы к 2005 году
в Москве запланировано строительство гостиниц на 14910 мест в  ос-
новном класса 4 и 5 звезд. Эта цифра не включает планы реконструк-
ции гостиниц,  которые могут привести и к увеличению и к  снижению
гостиничных мест.  Перечень этих гостиниц утвержден Правительством
Москвы и по ним определены подрядчики.  Планы на период 2005- 2010
г.г.  не утверждены,  однако с учетом существующих тенденций можно
предположить, что к 2008 году в Москве будут построены необходимые
20-25 тыс.  мест в гостиницах класса 4 и 5 звезд и 10-12 тыс. мест
в гостиницах низших классов.

    Необходимо отметить,  что  в  планы  реконструкции гостиниц не
включены гостиницы <Заря>, <Восход> и <Останкино>, расположенные в
непосредственной  близости от ВВЦ и поэтому потенциально привлека-
тельные для иногородних посетителей выставки.  Это можно использо-
вать для привлечения средств частных инвесторов.

    В качестве резерва для размещения российских и иностранных турис-
тов  можно рассматривать пансионаты и дома отдыха на востоке и се-
веро-востоке от Москвы.  Планируемый в соответствии с  Генеральным
планом  развития Москвы жилой комплекс во Владыкино можно рассмат-
ривать как один из вариантов размещения ЭКСПО - деревни с продажей
на  коммерческой  основе этих площадей после окончания работы выс-
тавки.  Доход от временной аренды вполне может покрыть затраты  на
последующие ремонт и предпродажную подготовку жилья.  Другой вари-
ант - размещение в ближайших к Москве пансионатах и домах отдыха -
несколько  осложняет  транспортные  проблемы,  поэтому его следует
рассматривать как запасной.





                 ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ БАЛАНС ВЫСТАВКИ

               Анализ балансов проведенных выставок ЭКСПО

    Затраты на выставку включают в себя разные статьи. Эти расходы
поразному учитывались в балансах проводившихся всемирных выставок,
поэтому построить единую картину трудно,  однако,  можно  выделить
некоторые общие черты.  В таблице 4 приведены обобщенные данные по
нескольким крупнейшим выставкам  последних  десятилетий.  Отметим,
что некоторые статьи баланса пришлось получать из косвенных источ-
ников и комбинируя разные счета из опубликованных отчетов.

Таблица 4 Обобщенные структуры балансов выставок.
_________________________________________________________________
Доходы        I ОсакаI ЦукубаI ВанкуверI СевильяI ТайджонIСреднееI
              I 1970 I 1985  I  1986   I  1992  I   1993 I       I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Государствен- I      I       I         I        I        I       I
ные субсидии  I 43,7%I  24%  I   42%   I   54%  I   50%  I 42,6% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Займы и       I      I       I         I        I        I       I
лотереи       I 4,1% I  2%   I    0%   I    2%  I    9%  I  3,4% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Всего         I 47,8%I  25,3%I  42,1%  I  55,7% I  59,0% I 46,0% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Билеты        I 34,4%I  27%  I   29%   I   18%  I   16%  I 24,9% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Операционные  I      I       I         I        I        I       I
без билетов,  I      I       I         I        I        I       I
в т.ч.        I 17,8%I 48,0% I  28,4%  I  26,2% I  25,0% I 29,1% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Товары и услу-I      I       I         I        I        I       I
ги посетителямI 3,0% I  22%  I   12%   I   18%  I   2%   I 11,5% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Товары и услу-I      I       I         I        I        I       I
ги экспонентамI 2,8% I   6%  I    0%   I    3%  I   13%  I  4,9% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Прочие        I 11,9%I  20%  I   16%   I    5%  I   10%  I 12,7% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Всего         I      I       I         I        I        I       I
Операционные  I 52,2%I  75%  I   58%   I   44%  I   41%  I 54,0% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
ИТОГО         I 100% I 100%  I   100%  I  100%  I  100%  I  100% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Расходы       I      I       I         I        I        I       I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Строительство I 58,1%I  49%  I    51%  I   63%  I   53%  I 54,7% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Операционные  I      I       I         I        I        I       I
всего, в т.ч. I 41,9%I  51%  I    49%  I   37%  I   47%  I 45,3% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Администрация I 8,1% I  10%  I     0%  I   18%  I   10%  I  9,1% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Выставочные   I 22,1%I  37%  I     0%  I   11%  I   17%  I 17,5% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Реклама и     I      I       I         I        I        I       I
публикации    I 3,2% I   0%  I     0%  I    7%  I    8%  I  3,6% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
Прочие        I 8,6% I   5%  I     0%  I    1%  I   12%  I  5,3% I
--------------I------I-------I---------I--------I--------I-------I
ИТОГО         I 100% I 100%  I   100%  I  100%  I  100%  I  100% I
______________I______I_______I_________I________I________I_______I

   Приведенная таблица показывает структуру финансовых потоков при
организации  и  проведении Всемирной выставки.  Основные выводы из
этих данных таковы:

* Примерно половину всех затрат на проведение выставки составляют
строительные работы  (включая  реконструкцию  и устроение ландшаф-
тов),  другая половина приходится непосредственно на  операционные
расходы.
* Около четверти всех средств дает продажа билетов;
* Остальные операционные источники,  включая  торговлю  на  терри-
  ториивыставки, взносы участников и спонсоров составляют еще при-
  мерно тридцать процентов всех доходов;

* Остальная часть (почти половина всех поступлений) обеспечивается
  государством,  займами и лотереями.
    Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что государс-
тво прямо (дотацией) или косвенно  (выдавая  гарантии  под  займы,
разрешая  проводить  лотереи  и т.п.) обеспечивает практически все
строительные работы в период подготовки к  выставке.  В  отдельных
случаях,  когда оно заинтересовано в развитии территории, на кото-
рой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать,
в других - сокращаться,  но в целом этот вывод соответствует поло-
жению о том,  что государство финансирует все затраты на  развитие
инфраструктуры и строительство. Это отвечает интересам государства
в отношении развития региона и дальнейшего использования созданной
инфраструктуры.
    Что касается операционных расходов, то они приблизительно пок-
рываются поступлениями в период функционирования выставки. Однако,
поскольку билеты дают только половину необходимых для функциониро-
вания  выставки  средств,  остальное необходимо обеспечить за счет
привлечения спонсоров,  коммерческой деятельности  на  выставке  -
продаже  лицензий на разные виды предпринимательства (торговля су-
венирами,  общественное питание,  культурная программа и т.п.),  а
также за счет деятельности в городе, связанной с обслуживанием по-
сетителей выставки (в основном питание, проживание и транспорт).

                        Операционные расходы

    Статистика проведенных выставок показывает,  что  операционные
расходы составляют 40-50%  от всех расходов на выставку. Они расп-
ределяются примерно следующим образом:
* Эксплуатационные расходы в  период проведения выставки - 20-25%
* Администрация -9-11%
* Реклама и публикации - 3-7%
* Прочие - 5-7%.

                               Расходы

    Расходы на проведение Всемирной выставки ЭКСПО можно разделить
на расходы непосредственно связанные с реконструкцией,  строитель-
ством и оборудованием выставочного комплекса и расходы на  реконс-
трукцию инфраструктуры города.
    Средства на строительные работы,  включая реконструкцию ВВЦ  и
развитие  инфраструктуры Москвы,  должны быть выделены в соответс-
твии с долгосрочными планами из государственных источников -  бюд-
жетов Российской федерации, Москвы, отчасти других регионов, заин-
тересованных в представительстве на выставке.
    Базовыми показателем  для расчетов является количество посеще-
ний выставки (принято от 20 до 35 млн.) и стоимость входного биле-
та,  составляющая 20$. Из возможных вариантов приведены два: 1 ва-
риант соответствует 27 млн. посещений, 2 вариант - 35 млн. посеще-
ний.  Структура расходов и доходов спрогнозирована по отчетным по-
казателям выставок в Севилье, Ванкувере, Цукубе и Осаке, а также с
учетом необходимых мероприятий по строительству и реконструкции на
территории ВВЦ и по реформированию инфраструктуры Москвы,  описан-
ных  выше.  По  каждому из рассмотренных прогнозных вариантов была
рассчитана бюджетная эффективность выставочных мероприятий и  бюд-
жетная эффективность от использования объектов инфраструктуры. Ре-
зультаты расчетов приведены в таблице ниже:

          Прогнозируемые расходы и доходы выставки ЭКСПО

_________________________________________________________________
                           I      Вариант 1   I      Вариант 2   I
                           I 27 млн.посещений I 35 млн.посещений I
---------------------------I------------------I------------------I
               Расходы связанные непосредственно с выставкой:    I
---------------------------I------------------I------------------I
Реконструкция, строительст-I                  I                  I
вои оборудование выставоч- I                  I                  I
ного комплекса, всего      I       975        I        975       I
---------------------------I------------------I------------------I
Из них:                    I                  I                  I
Реконструкция выставочных  I                  I                  I
площадей                   I       400        I        400       I
                           I                  I                  I
                           I                  I                  I
Строительство выставочных  I                  I                  I
площадей                   I       300        I        300       I
Оборудование выставки      I       275        I        275       I
---------------------------I------------------I------------------I
Операционные расходы       I                  I                  I
выставки, всего:           I       991        I       1285       I
---------------------------I------------------I------------------I
Из них:                    I                  I                  I
                           I                  I                  I
Администрация              I       347        I        450       I
Выставочные                I       424        I        550       I
Реклама                    I       116        I        150       I
Прочие                     I       104        I        135       I
---------------------------I------------------I------------------I
Строительство ЭКСПО деревниI        40        I         40       I
---------------------------I------------------I------------------I
Затраты непосредственно на I                  I                  I
выставку всего:            I      2006        I        2300      I
---------------------------I------------------I------------------I
                Затраты  на инфраструктуру г.  Москвы            I
---------------------------I------------------I------------------I
Реконструкция и строи-     I                  I                  I
тельство транспортных      I                  I                  I
магистралей                I      1050        I        1375      I
---------------------------I------------------I------------------I
Реконструкция аэропортов   I       200        I         300      I
---------------------------I------------------I------------------I
Строительство  парковок    I        50        I          70      I
---------------------------I------------------I------------------I
Реконструкция гостиничного I                  I                  I
комплекса                  I         0        I         100      I
---------------------------I------------------I------------------I
Строительство дополнитель- I                  I                  I
ных выходов метро          I        95        I         130      I
---------------------------I------------------I------------------I
Затраты на инфраструктуру, I                  I                  I
всего:                     I      1395        I        1975      I
---------------------------I------------------I------------------I
Общие затраты на проведениеI                  I                  I
выставки                   I      3401        I        4275      I
___________________________I__________________I__________________I

    Из приведенной таблицы видно,  что 40-43%  расходов приходится
на инфраструктуру города,  а 57 - 60%  расходов связано непосредс-
твенно с проведением выставки.  Причем,  Генеральный план развития
ВВЦ до 2008 года  предусматривает  реконструкцию  и  строительство
выставочных площадей на ВВЦ на сумму 400 млн.  $.

    Генеральным планом развития г.  Москвы до 2020 года предусмот-
рены практически все мероприятия,  перечисленные в таблице.  Таким
образом,  затраты  на их реализацию не относятся к прямым затратам
связанным с проведением выставки.  После принятия решения о прове-
дении  выставки,  необходимо провести работу по согласованию Гене-
рального плана развития Москвы и мероприятий, необходимых для про-
ведения  Всемирной  выставки ЭКСПО.  Конкретные проектные решения,
связанные с проведением ЭКСПО,  могут привести к некоторой коррек-
тировке  последовательности ввода объектов,  предусмотренной Гене-
ральным планом развития Москвы.

                       Источники финансирования

    Основными и практически единственными источниками первоначаль-
ного  финансирования  мероприятий по проведению Всемирной выставки
ЭКСПО являются бюджеты  Российской  Федерации  и  Москвы.  Логично
предположить,  что  затраты  связанные непосредственно с выставкой
ЭКСПО распределяются в соответствии с долями  собственности  РФ  и
Москвы ,  т.е.  69%  и 31% и составят соответственно:

* Российская Федерация - 1380-1590 млн. $.
* Москва- 620 - 710 млн. $.

    При планировании этих расходов необходимо учесть опыт проведе-
ния выставок ЭКСПО,  например, выставки в Лиссабоне в 1998 году. В
основу реализации проекта ЭКСПО - 1998 был положен принцип долгос-
рочного баланса между расходной и доходной частью на период с 1993
г.  (начало реализации проекта) по 2009 г.  Расходы на  проведение
выставки  были произведены в течении 5 лет и удваивались ежегодно,
достигая максимума в год проведения выставки. Доходы достигли мак-
симума  также в год проведения выставки (билеты,  инфраструктура),
однако продолжают оставаться высокими и в послевыставочный  период
(прогноз  до  2009 года).

    Расходы на  инфраструктуру города на 90%  должны быть осущест-
влены Москвой.  Исключение составляют объекты инфраструктуры  рос-
сийского значения (например,  аэропорты). Мероприятия, перечислен-
ные в таблице, уже запланированы Генеральным планом развития Моск-
вы и, следовательно, затраты на их реализацию строго говоря не от-
носятся к затратам на проведение выставки ЭКСПО. Вопрос заключает-
ся лишь в принятии соответствующих проектных решений.
    Значительная часть затрат компенсируется за  счет  спонсорских
взносов (до $ 500-600 млн.), а также доходов от проведения выстав-
ки складывающихся из доходов непосредственно в  период  проведения
выставки и доходов от эксплуатации выставочных объектов и объектов
инфраструктуры после окончания выставки.  Прогнозируемые доходы  в
период проведения выставки приведены в следующей таблице.

_________________________________________________________________
                              Доходы                             I
-----------------------------------------------------------------I
                          I      Вариант 1    I      Вариант 2   I
                          I 27 млн. посещений I 35 млн. посещенийI
--------------------------I-------------------I------------------I
Билеты                    I        550        I        700       I
--------------------------I-------------------I------------------I
Услуги посетителям        I        250        I        350       I
--------------------------I-------------------I------------------I
Услуги экспонентам        I        110        I        175       I
--------------------------I-------------------I------------------I
Лотереи                   I         30        I         40       I
--------------------------I-------------------I------------------I
Прочие, включая спонсоров I        800        I        950       I
--------------------------I-------------------I------------------I
Итого:                    I       1740        I       2215       I
__________________________I___________________I__________________I

    Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной
статьей доходов являются доходы от использования объектов  городс-
кой инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта.
Расчет этих затрат приведен в таблице.

      Структура затрат посетителей и обслуживающего персонала

   выставки на городскую инфраструктуру ($ в день на 1 человека)

__________________________________________________________________
Статьи Расходов  I  Посетители выставки  I  Обслуживающий персоналI
                 I-----------------------I------------------------I
                 I  Иностранцы I  Россия I  Иностранцы I  Россия  I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Гостиница        I     140,0   I    30   I      0      I     0    I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Питание          I      67,2   I   14,4  I     67,2    I   14,4   I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Досуг            I      19,6   I    4,2  I     19,6    I    4,2   I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Покупки          I      19,6   I    4,2  I     19,6    I    4,2   I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Городской        I             I         I             I          I
транспорт        I      33,6   I    7,2  I     33,6    I    7,2   I
-----------------I-------------I---------I-------------I----------I
Итого            I     280,0   I   60,0  I     140     I    30    I
_________________I_____________I_________I_____________I__________I

    Затраты москвичей, жителей Подмосковья и ближайших областей на
инфраструктуру города не учитывались, так как все затраты этой ка-
тегории посетителей осуществляются непосредственно на выставке.

    В затраты обслуживающего персонала не включены расходы на про-
живание  в гостинице.  Для проживания обслуживающего персонала ис-
пользуется <деревня ЭКСПО>,  а доходы, полученные от ее эксплуата-
ции,  условно включены в услуги,  предоставляемые экспонентам выс-
тавки.

    С учетом состава посетителей,  определенного  выше,  продолжи-
тельности выставки и пребывания на ней посетителей, обслуживающего
персонала, были получены результаты, приведенные в таблице.

       Затраты посетителей выставки при использовании объектов

                       городской инфраструктуры

    Для расчета бюджетной эффективности  ЭКСПО  в  расчет  приняты
следующие данные:

    Продолжительность выставки 150 дней;
    Обслуживающий персонал из-за рубежа - 10000;
    Обслуживающий персонал из России и стран СНГ - 2000;
    Обслуживающий персонал из Москвы 8000 чел.
    Среднее пребывание  иностранного и отечественного посетителя в
    Москве - 5 дней;
    Отношение числа посещений к числу посетителей  -2,5;
    Принятая ставка налоговых поступлений 35%.

                Затраты посетителей и участников выставки

_________________________________________________________________
   Посетители        I    Чел. дней    I    Затраты   I   Всего  I
(5 дней в городе)    I                 I ($ в день на I          I
                     I                 I  1 человека) I (тыс. $) I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
                       Оптимистический  прогноз                  I
-----------------------------------------------------------------I
Иностранцы           I     5250000     I      280     I  1470000 I
Россияне             I    12250000     I       60     I   735000 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Всего:               I                 I              I  2205000 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
                     Реалистический прогноз                      I
-----------------------------------------------------------------I
Иностранцы           I     4050000     I       280    I 1134000  I
Россияне             I     9450000     I        60    I  567000  I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Всего:               I                 I              I 1701000  I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
                     Пессимистический  прогноз                   I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Иностранцы           I     3000000     I       280    I   840000 I
Россияне             I     7000000     I        60    I   420000 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Всего:               I                 I              I  1260000 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Участники            I   Чел.  дней    I   Затраты в  I   Всего  I
(150 дней в городе)  I                 I день на 1 челI   тыс. $ I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Иностранцы           I      450000     I       140    I   63 000 I
Россияне             I      450000     I        30    I   13 500 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Итого:               I                 I              I   76 500 I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Общие затраты на инфраструктуру  посетителей  и  участников      I
---------------------I-----------------I--------------I----------I
Оптимистический прогноз                                2 218 500 I
-----------------------------------------------------------------I
Реалистический прогноз                                 1 714 500 I
-----------------------------------------------------------------I
Пессимистический прогноз                               1 273 500 I
_________________________________________________________________I

    Бюджетная эффективность непосредственно от проведения выставки
по пессимистическому и  оптимистическому  варианту  составляет  от
$475 до $950 млн., а бюджетная эффективность с использованием объ-
ектов инфраструктуры составляет $1100  млн.  по  пессимистическому
варианту, и $1750 млн. по оптимистическому варианту. Разделение на
московский и федеральный бюджеты не проводилось.

                                   ВЫВОДЫ


    Проведение всемирной выставки ЭКСПО в Москве является в первую
очередь политическим событием всемирного масштаба,  способным  су-
щественно повлиять на имидж России как страны,  способной реализо-
вать проекты подобного масштаба. Благоприятные экономические и по-
литические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение
примерно десяти лет (с начала официального объявления о проведении
выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право
организовать всемирные выставки идет напряженная борьба между  го-
сударствами-претендентами,  подобная  борьбе  за право принимать у
себя Олимпийские игры.

    По предварительным прогнозам в выставки могли бы принять учас-
тие  160-180  стран мира и международных организаций.  Общее число
посетителей оценивается в 25-35 млн.  человек,  в числе которых  -
главы государств,  видные политики, ученые, деятели культуры и ис-
кусства.

    Экономический анализ показывает,  что затраты  на  организацию
ЭКСПО составят (в ценах 2000 г.) порядка 3,5 - 4,5 млрд.  долларов
США,  из которых 1,5-2 млрд. долларов будут использованы на соору-
жение и реконструкцию дополнительных объектов инфраструктуры горо-
да,  а остальные будут использованы для реконструкции ВВЦ и непос-
редственно проведения выставки. В период до открытия выставки рас-
ходы составят порядка 3 - 4 млрд.  долларов в  течение  7-10  лет,
предшествующих  ее открытию.

    Прямые доходы   от   проведения   выставки  составят  примерно
1,75-2,2 млрд.  долларов,  что покроет издержки на проведение выс-
тавки и частично- затраты на инфраструктуру. Из них около 500 млн.
долларов может поступить в разной форме от спонсоров.

    Помимо этого за счет продажи товаров и услуг посетителям  выс-
тавки  городская экономика получит от 1,5 до 2,3 млрд.  долларов в
зависимости от реального числа посетителей и стоимости  предлагае-
мых  услуг.

     Бюджетная отдача  всей программы проведения выставки составит
в сумме от 1,1 до 1,75 млрд.  долларов (в бюджеты  всех  уровней).

     Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к
проведению выставки,  могут в дальнейшем быть использованы как для
развития выставочной деятельности,  так и в интересах города в це-
лом.
     Местом проведения  всемирной  выставки  целесообразнее  всего
избрать комплекс Всероссийского Выставочного Центра (бывшая ВДНХ),
расположенный недалеко от центра Москвы,  обладающий развитой инф-
раструктурой и хорошими транспортными связями  с  центром  города.

    Существенным моментом является наличие долгосрочной  концепции
развития выставочной деятельности в Москве,  в рамках которой зап-
ланирована реконструкция ВВЦ. Заложенные в нее проекты совместно с
планом перспективного развития города содержат большую часть работ
по реконструкции инфраструктуры как ВВЦ,  так и самого города. Это
позволяет  существенно  снизить дополнительную нагрузку на бюджет,
непосредственно связанную с проведением Всемирной выставки.

    В результате проведения выставки Россия  получит  в  лице  ВВЦ
выставочный комплекс мирового класса, способный проводить междуна-
родные выставки любого уровня.  Это,  несомненно окажет позитивное
влияние на рост внешнеэкономических связей России.





















                             ПРИЛОЖЕНИЕ

                ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЦ

                Проектные показатели ВВЦ к 2008 году

    Генеральный план  развития ВВЦ предусматривает увеличение выс-
тавочных площадей комплекса до 334,33 тыс. кв. м., что сопоставимо
с  выставочными площадями таких международных выставочных центров,
как Ганновер (451,3 тыс.  кв.  м.),  Франкфурт - на - Майне (272,8
тыс. кв. м.), Кельн (260,0 тыс. кв. м.) и другие.
    Проведение выставки ЭКСПО предполагает помимо  наличия  выста-
вочных площадей создание соответствующей инфраструктуры, обеспечи-
вающей организацию и проведение ЭКСПО, а также оснащение комплекса
современными средствами связи,  информации,  транспортом и другими
сервисными службами.  В результате после окончания ЭКСПО ВВЦ будет
располагать всеми необходимыми компонентами для проведения крупных
международных выставок,  а в Москве будет создана необходимая инф-
раструктура (гостиницы, аэропорты, транспорт) для участников и по-
сетителей этих выставок.
    В расчетах,  проведенных  при создании <Концепции развития ВВЦ
до 2008 года>,  были определены основные экономические и бюджетные
показатели  комплекса  ВВЦ при введении в эксплуатацию выставочных
площадей 3 выставочной зоны.  В этих расчетах бюджетная  эффектив-
ность ко
Заголовок: Распоряжение ПремьераN 920-РП
Дата: 2000-09-15
Позиционируется в разделах: Общественные связи >> Внешние связи
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание