Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы

Городское хозяйство
Общественные связи
Общие вопросы
Перспективное развитие города
Последние поступления
Потребительский рынок
Социальная защита
Территориальное управление
Экономические реформы

Документы правительства Москвы >>


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


 7 мая 2002 г. N 330-ПП 

О    Концепции    развития   гражданской
обороны города Москвы                   


     Целенаправленная деятельность городской администрации  в  об-
ласти  обеспечения  защиты  населения и территорий города от угроз
военного характера позволила в  последние  годы  укрепить  систему
гражданской обороны города Москвы.
     На базе отраслевых и функциональных звеньев  городской  адми-
нистрацией сформированы службы гражданской обороны.  В организаци-
ях,  органах  местного  самоуправления  активизировалась работа по
созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководи-
телей в области гражданской обороны. Совершенствуется система свя-
зи и оповещения гражданской обороны,  реализуется единая городская
политика в области строительства и поддержания в готовности защит-
ных сооружений гражданской обороны.
     Однако сохраняющаяся  опасность вооруженных конфликтов и рез-
кая активизация международного терроризма,  постоянное  совершенс-
твование современного оружия,  изменение стратегии и тактики веде-
ния вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совер-
шенствования системы гражданской обороны города Москвы.
     В целях реализации требований Федерального закона от 12  фев-
раля  1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопа-
сности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в об-
ласти обеспечения безопасности населения и городской инфраструкту-
ры от угроз военного характера,  а также реализации выводов комис-
сии  Совета  безопасности Российской Федерации по результатам про-
верки федеральных органов исполнительной власти,  органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы
постановляет:
     1. Утвердить Концепцию развития  гражданской  обороны  города
Москвы (далее Концепция), согласно приложению.
     2. Префектам административных округов,  главам районных Управ
(начальникам  гражданской обороны административных округов и райо-
нов), руководителям департаментов,  комитетов,  управлений  Прави-
тельства Москвы, городских организаций:
     2.1. При  формировании  перспективных  планов развития подве-
домственных организаций учитывать положения настоящей Концепции.
     2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий  Кон-
цепции  отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обо-
роны.
     2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обо-
роне предусматривать отработку практических мероприятий по перево-
ду с мирного на военное положение, приведению в готовность органов
управления,  системы связи и оповещения,  средств индивидуальной и
коллективной защиты населения.
     3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям города Москвы:
     3.1. До конца 2002 года разработать и представить в  установ-
ленном порядке  на утверждение Правительства Москвы программу раз-
вития гражданской обороны города Москвы на 2004-2006 гг.
     3.2. В IV квартале 2002 года в рамках  Комплексной  программы
"Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов
создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материаль-
но-технических, продовольственных,  медицинских и иных  средств  и
представить их на утверждение Правительства Москвы.
     3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение
о  разработке  нормативных  документов  по инженерно-техническим и
другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей сов-
ременных средств и методов ведения военных действий.
     3.4. В 2003 году разработать и  представить  на  рассмотрение
Правительства Москвы  концепцию проекта закона города Москвы о по-
рядке финансирования органов исполнительной власти города  Москвы,
органов местного самоуправления и организаций независимо от их ор-
ганизационно-правовых форм при подготовке и проведении мероприятий
по гражданской обороне.
     3.5. В  IV квартале 2002 года внести предложение для рассмот-
рения на заседании Объединенной  коллегии  исполнительных  органов
государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выде-
лении загородных зон на территории Московской области для  рассре-
доточения органов  исполнительной  власти  города Москвы,  органов
местного самоуправления,  организаций и размещения населения, эва-
куируемого из города Москвы.
     4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  инфор-
мации  Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению
ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой  информа-
ции целей  и задач гражданской обороны города Москвы,  в издании и
распространении методических материалов  по  вопросам  гражданской
обороны.
     5. Департаменту науки и промышленной  политики  Правительства
Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предус-
матривать финансирование научно-исследовательских  и  опытно-конс-
трукторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безо-
пасность населения" Городской программы развития науки и  техноло-
гий в интересах города Москвы на 2002-2004 гг.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе
2003 года.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


     Приложение отредактированно и подготовлено к выпуску исполни-
телем - начальником отдела мероприятий гражданской обороны Главно-
го управления ГОЧС г.Москвы Еньковым С.В.  (тел. 229-54-87).Испол-
нитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копий.

. 

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 мая 2002 года  N 330-ПП




                           КОНЦЕПЦИЯ
                 РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
                         ГОРОДА МОСКВЫ




                         Москва 2002 г.
. 
                            СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ...................................................4

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................5
     Роль и место гражданской обороны в современных условиях....5
     Основы организации,  подготовки и ведения гражданской
обороны города Москвы ..........................................6
     Состояние гражданской обороны города Москвы................11

     2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................13
     Повышение эффективности  системы обучения населения, подго-
товки  руководящего  состава и специалистов  органов управления,
кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны...14
     Совершенствование системы   оповещения   гражданской оборо-
ны..............................................................15
     Совершенствование эвакуационных мероприятий................16
     Совершенствование инженерной защиты населения..............17
     Совершенствование противопожарной защиты...................18
     Повышение эффективности радиационной, химической и биологи-
ческой защиты...................................................18
     Совершенствование медицинской защиты.......................19
     Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению на-
селения, пострадавшего при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий...............................................20
     Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и дру-
гих неотложных работ............................................21
     Совершенствование  систем  управления  и  связи гражданской
обороны.........................................................22
     Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой
на территории города  (радиационной,  химической,  биологической,
инженерной, пожарной, гидродинамической)........................23
     Повышение уровня готовности городских объектов к устойчиво-
му функционированию в военное время.............................24
     Создание системы защиты  материальных  и культурных ценнос-
тей.............................................................26
     Повышение готовности к решению задач  восстановления и под-
держания  порядка в  районах,  пострадавших  при ведении  боевых
действий срочному захоронению трупов............................26

     3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ..............27

     4. НАУЧНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПОДГОТОВКИ  И  ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ.........................................................30

     5. РЕАЛИЗАЦИЯ   КОНЦЕПЦИИ   РАЗВИТИЯ   ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................31

                            ВВЕДЕНИЕ

     Концепция развития гражданской обороны г.  Москвы (далее Кон-
цепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на
цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы
гражданской  обороны города в условиях возможных современных войн.
     Она является основой для:
     - формирования и проведения единой политики  городской  адми-
нистрации, экономических и социальных структур, населения в облас-
ти обеспечения готовности гражданской обороны города;
     - разработки и реализации программ развития и совершенствова-
ния гражданской обороны г. Москвы;
     - увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилиза-
ционными планами экономики органов исполнительной власти,  органов
местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подго-
товки экономики г. Москвы;
     - совершенствования  и  дальнейшего развития городской норма-
тивной правовой базы в области гражданской обороны.
     Концепция разработана  на период до 2010 года на основе прог-
ноза возможной военно-политической обстановки в начале  ХХI  века,
вероятного  характера военных конфликтов,  анализа состояния граж-
ческой города и с учетом реальных  экономических  возможностей  по
реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
     Правовую нормативную  основу Концепции составляют Конституция
Российской Федерации,  Федеральный закон "О гражданской  обороне",
другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопас-
ности  Москвы,  Международное  гуманитарное  право по защите жертв
войны,  постановления Правительства Российской Федерации и  Прави-
тельства Москвы в области гражданской обороны.
     В Концепции отражены правовые и организационные основы систе-
мы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности по-
литики в области гражданской обороны, основные направления ее раз-
вития и совершенствования, порядок реализации Концепции.

                       1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 Роль и место гражданской обороны
                      в современных условиях

     Национальная безопасность  России  не может быть достаточной,
если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выжи-
вания населения,  живучести экономики и устойчивости государствен-
ного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной
борьбы.
     В  связи с этим гражданская оборона как система общегосударс-
твенных мероприятий по подготовке к защите и по защите  населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, представля-
ет  одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической
политики государства.
     Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI
века позволяет сделать вывод о том,  что, несмотря на снижение уг-
розы  развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России,
принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об унич-
тожении  химического  оружия,  потенциально-военная  опасность для
Российской Федерации сохранится.  Продолжится  борьба  за  передел
сфер влияния между государствами,  обострятся ресурсные и террито-
риальные проблемы.  Усилится негативное  влияние  на  безопасность
страны националистического и религиозного экстремизма, которые мо-
гут привести к внутренним вооруженным конфликтам,  масштабным тер-
рористическим акциям.
     В последнее время возрастает опасность  втягивания  России  в
локальные войны и вооруженные конфликты,  которые при определенных
условиях могут перерастать в региональные войны.
     Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века
будут являться:
     -массированное применение высокоточного оружия, средств ради-
оэлектронной борьбы,  а в перспективе и оружия на новых физических
принципах;
     - ведение  вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе,  на
суше,  в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-
космического нападения;
      - поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
      - широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов
и войск специального назначения;
      - постоянная угроза расширения масштабов конфликта и примене-
ния оружия массового поражения.
      Москва является столицей Российского государства,  крупнейшим
промышленным, административным, культурным и научным центром.
     В условиях  военных действий наиболее вероятными формами воо-
руженной борьбы в Москве могут стать:
     - террористические и диверсионные акты на объектах повышенно-
го риска,  объектах систем жизнеобеспечения и в  местах  массового
пребывания населения;
     - воздействие космического психотропного оружия на население;
     - точечные избирательные удары по органам управления и  стра-
тегически важным объектам;
     - радиоэлектронное подавление систем управления;
     - локальное применение нейтронного оружия.
     В тоже время полностью нельзя исключать масштабного  примене-
ния по Москве современных средств поражения.
     В результате военных действий на территории г.  Москвы  могут
возникнуть  обширные очаги поражения,  многочисленные жертвы среди
населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
     Учитывая характер  современных  войн и реальные экономические
возможности государства,  гражданская оборона г.  Москвы в  начале
ХХI века должна стать:
     - оперативно-мобильной при развертывании для действий в воен-
ное время и при чрезвычайных ситуациях природного  и  техногенного
характера;
     - рационально-экономной в  части  финансовых  и  материальных
затрат на подготовку и реализацию мероприятий.

            Основы организации,  подготовки и ведения
                гражданской обороны города Москвы.

     Выполнение задач гражданской  обороны  является  обязательной
функцией всех органов исполнительной власти г.  Москвы и организа-
ций,  независимо от их организационно-правовых форм и  форм  собс-
твенности,  а также обязанностью каждого жителя города.
     Организация, подготовка и  ведение гражданской обороны города
Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми  ак-
тами  Российской  Федерации  и города Москвы в области гражданской
обороны,  а также директивами первого заместителя начальника граж-
данской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федера-
ции по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликви-
дации  последствий стихийных бедствий и распорядительными докумен-
тами начальника гражданской обороны г. Москвы.
     В войсках,  воинских формированиях и организациях, отнесенных
к объектам местной обороны,  задачи гражданской обороны решаются в
соответствии с ведомственными положениями.
      Гражданская оборона г.  Москвы организуется по территориаль-
нопроизводственному принципу.
     Руководство гражданской  обороной  в  городе осуществляет Мэр
Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы.
     Руководство гражданской обороной в  административных  округах
осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ,
в функциональных и отраслевых органах московской  городской  адми-
нистрации, в организациях независимо от их организационно-правовых
форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками граж-
данской обороны.
     Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предос-
тавленных им в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции и г.Москвы,  несут персональную ответственность  за  состояние
гражданской  обороны  в  подведомственных организациях и на подве-
домственной территории.
     Начальники гражданской обороны осуществляют руководство граж-
данской обороной через органы управления,  специально уполномочен-
ные на решение задач в области гражданской обороны:
     Главное управление по делам гражданской обороны и  чрезвычай-
ным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);
     - управления  по делам гражданской обороны и чрезвычайным си-
туациям административных округов (далее - УГОЧС);
     - отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци-
ям районов города;
     - штабы  (отделы,  секторы,  работники)  по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях,  не-
зависимо  от их организационно-правовых форм.
     Для обеспечения  мероприятий по гражданской обороне создаются
городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обо-
роны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соот-
ветствующими начальниками гражданской обороны.
     Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
очагах массового поражения создаются силы и  средства  гражданской
обороны.
     В состав сил гражданской обороны входят:
     - соединения и части войск гражданской обороны;
     - гражданские организации гражданской обороны (далее - форми-
рования  ГО).
     Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ре-
шения задач в области гражданской обороны в порядке,  определенном
Президентом  Российской Федерации.
     Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формиро-
вания привлекаются для решения задач в области гражданской обороны
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Состав и оснащение формирований ГО определяются  Правительст-
вом Российской Федерации и Правительством Москвы.
     Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
     Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обо-
роны является непременным условием эффективной  защиты  населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
     Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой
к решению следующих задач:
     - обеспечению оперативного развертывания органов  управления,
сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного
времени;
     - проведению  эвакуации населения в угрожаемый период и в во-
енное время;
     - выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
     - оповещению  населения  города Москвы о воздушно-космическом
нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
     - укрытию населения города в защитных сооружениях, в том чис-
ле на станциях метрополитена;
     - организации  взаимодействия  между  всеми  организациями  и
предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской
обороны;
     - создание запасов материально-технических средств для  обес-
печения мероприятий гражданской обороны;
     Подготовка гражданской обороны включает:
     - разработку планов гражданской обороны;
     - обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю-
щих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
     - обучение  руководящего состава действиям по организации ме-
роприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в  ус-
ловиях военного времени;
     - создание и поддержание в постоянной готовности системы опо-
вещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
     - подготовку  эвакуации населения,  материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
     - участие  в  создании и оснащении пунктов управления органов
исполнительной власти;
     - формирование страхового фонда документации на объекты повы-
шенного риска,  объекты систем жизнеобеспечения населения и массо-
вого пребывания людей;
     - создание в мирное время фонда убежищ для  защиты  населения
города,  а также накопление средств индивидуальной защиты (далее -
СИЗ);
     - сохранение  убежищ и поддержание их в постоянной готовности
к использованию по прямому назначению;
     - приспособление  метрополитена для защиты и жизнеобеспечения
населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре-
мени;
     - подготовку мероприятий по световой и другим видам маскиров-
ки;
     - создание и подготовку необходимых сил и средств для  прове-
дения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     - разработку и осуществление мер,  направленных на  повышение
устойчивости  функционирования  в  военное время наиболее значимых
городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспече-
ния населения;
     - создание необходимых условий для первоочередного  обеспече-
ния населения, пострадавшего при ведении военных действий или вс-
ледствие этих действий;
     - подготовку системы управления гражданской обороны на  воен-
ное время.
     Ведение гражданской обороны начинается с  момента  объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом Российской Федерации военного положения на  территории
Российской Федерации или в городе Москве.
     Перевод гражданской обороны на военное положение производится
в  порядке,  устанавливаемом  Правительством Российской Федерации.
     Планы гражданской обороны г.  Москвы вводятся в действие  на-
чальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке.
     Ведение гражданской обороны включает:
     - приведение  в  готовность систем и органов управления граж-
данской обороны;
     - реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с
мобилизационными планами;
     - проведение мероприятий по защите населения,  материальных и
культурных ценностей от опасностей,  возникающих при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий;
     - организацию и проведение аварийно-спасательных и других не-
отложных работ (далее - АСДНР);
     - первоочередное  жизнеобеспечение  населения,  пострадавшего
при ведении военных действий;
     - обеспечение действий сил гражданской  обороны.
     Руководство силами и средствами гражданской обороны начальни-
ки гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
     Гражданская оборона  г.Москвы  в  условиях  военного  времени
должна обеспечить:
     - оповещение о нападении и укрытие населения в защитных  соо-
ружениях;
     - обеспечение населения средствами  индивидуальной  защиты  в
соответствии с установленными нормативами;
     - массовое обучение всего населения способам защиты от  опас-
ностей,  возникающих  при  ведении военных действий или вследствие
этих действий;
     - отселение  населения из зон боевых действий и опасных райо-
нов;
     - общую  эвакуацию (по особому распоряжению) населения из го-
рода в случае применения оружия массового поражения;
     - частичную  эвакуацию  населения и персонала предприятий при
угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
     - эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные ра-
йоны и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
     - проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам
маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в во-
енное время;
     - постоянную готовность сил и средств для ликвидации последс-
твий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
     - ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на
территории города;
     - поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
     - срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения го-
рода;
     - захоронение  трупов  в сроки,  не допускающие возникновения
эпидемий;
     первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
     - устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.

           Состояние гражданской обороны города Москвы

     В настоящее время состояние гражданской обороны г.  Москвы не
в полной мере отвечает современным требованиям.
     Существующая система связи гражданской обороны г.  Москвы ба-
зируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной
связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях во-
енного  времени.  Предназначенная  на  особый период корпоративная
сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958г
на базе АТС-47, морально и физически устарела.  Предприняты только
первые  шаги  по переводу  на  современные виды связи - поставлена
цифровая АТС в  ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети
пункты управления ГО г. Москвы.
     Действующая система оповещения населения не отвечает требова-
ниям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
     - аппаратура  П-164,  используемая в системе электросиренного
оповещения,  морально и физически устарела, обладает низкой устой-
чивостью к помехам,  создаваемым оргтехникой и АОНами,  не приспо-
соблена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС
к 2005 г.;
     - организационно-технические решения по оповещению  населения
через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппара-
тура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не поз-
воляет задействовать для этих целей все программы теле- и радиове-
щания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собствен-
ности;
     - отсутствуют локальные системы оповещения  населения  вокруг
потенциально опасных объектов.
     Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребнос-
тям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой заст-
ройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жиз-
необеспечения, в  результате  часть  из  них  не  готовы  к приему
укрываемых.  Снизился запас средств индивидуальной защиты и прибо-
ров дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финан-
сирования для  их  пополнения до установленных норм.  Низка готов-
ность формирований ГО.  Требует совершенствования система управле-
ния гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедря-
ются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в  во-
енное  время  объектов и предприятий,  существенно необходимых для
обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания  населе-
ния. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения но-
вых задач гражданской обороны,  возложенных Федеральным законом "О
гражданской  обороне" (проведение мероприятий по световой и другим
видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пост-
радавшего  при  ведении военных действий или вследствие этих дейс-
твий; срочное захоронение трупов в военное время и др.).
     К числу проблем,  требующих оперативного разрешения, относят-
ся:
     - противоречие между устаревшими взглядами и подходами к  ре-
шению  задач  гражданской  обороны и сложившимися новыми реальными
условиями (коренное изменение  взглядов  на  характер,  способы  и
масштабы применения вооруженных сил,  появление новых видов и сис-
тем оружия, изменившееся военно-экономические возможности, измене-
ние "статуса" ряда областей,  куда планировалась эвакуация населе-
ния г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, сниже-
ние роли административных методов управления и др.);
     - разрыв между декларируемыми и  реальными  возможностями  по
обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупно-
масштабных боевых действий,  в том числе с применением оружия мас-
сового поражения;
     - недостаточная готовность гражданской обороны  к  участию  в
ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
     - формализм при планировании и  выполнении  ряда  мероприятий
гражданской обороны;
     - снижение уровня участия  населения  города  в  мероприятиях
гражданской обороны, появление у общественности элементов благоду-
шия,  скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности ме-
роприятий ГО.
     Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию
своего развития,  когда требуется коренным образом переосмысливать
принципы,  формы и методы ее деятельности, сформировать новые под-
ходы к планированию и реализации ее мероприятий.

               2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
                ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ  ГОРОДА МОСКВЫ

     Приоритетные направления  развития гражданской обороны города
Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в  области
гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следую-
щими особенностями:
     - усиление роли государства и города в области планирования и
проведения мероприятий гражданской обороны;
     - усиление роли экономических факторов и стимулов при  выпол-
нении мероприятий гражданской обороны;
     -расширение функций гражданской обороны в гуманитарной облас-
ти деятельности общества;
     -дальнейшее развитие Московской городской системы  предупреж-
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для со-
вершенствования и укрепления гражданской обороны.

  Повышение эффективности системы обучения населения, подготов-
    ки руководящего состава и специалистов органов управления,
  кадрового  состава гражданских организаций гражданской обороны

     Обучение населения, подготовка руководящего состава и специа-
листов органов управления,  кадрового состава формирований ГО осу-
ществляется  и  проводится в рамках Единой государственной системы
подготовки в области гражданской обороны и защиты от  чрезвычайных
ситуаций  в Академии гражданской защиты МЧС России,  в учреждениях
образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалифика-
ции и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методичес-
ких центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства.
     При подготовке руководящего состава  и  специалистов  органов
управления, руководителей и личного состава формирований использу-
ются все существующие формы и методы подготовки,  при этом приори-
тетным направлением является практическая подготовка в ходе прове-
дения командно-штабных и комплексных учений  гражданской  обороны,
штабных и объектовых тренировок,  а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями.
     Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ
в области безопасности жизнедеятельности.
     Подготовка населения,  не  занятого  в  сферах производства и
обслуживания,  осуществляется за счет  расширения  информационного
обеспечения с помощью средств массовой информации,  увеличения ти-
ражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и
предоставления  возможности  получения исчерпывающей информации по
вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного време-
ни через консультационные пункты.
     Основными направлениями  развития системы подготовки по граж-
данской обороне являются:
     - разработка и реализация  комплексных  целевых  программ  по
подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
     - разработка и принятие нормативных правовых документов,  оп-
ределяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы
в области гражданской обороны;
     - разработка  комплекса мер по повышению эффективности прове-
дения командно-штабных и комплексных учений  гражданской  обороны,
штабных и объектовых тренировок,  а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями ГО;
     - создание  новой и совершенствование существующей учебно-ма-
териальной базы гражданской обороны;
     - разработка  и  внедрение  новых учебных программ подготовки
всех категорий населения в области гражданской  обороны  с  учетом
региональной специфики г. Москвы;
     - внедрение в систему подготовки  современных  информационных
технологий  - компьютерных обучающих программ,  компьютерных игр и
тренажеров по совершенствованию навыков поведения  в  чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
     - возобновление практики проведения игр типа "Зарница", орга-
низация  специализированных летних лагерей подростков "Юный спаса-
тель", создание кадетских корпусов и т.п.;
     - создание  в  Москве системы учебно-консультационных пунктов
по ГОЧС;
     - разработка и выпуск современной учебно-методической и попу-
лярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизне-
деятельности  и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
     - создание  и  развитие  общественных движений и организаций,
осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде зна-
ний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
     - организация  теле- и радиопередач,  в том числе и развлека-
тельного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрез-
вычайных ситуаций мирного и военного времени;
     - создание полигона для практической отработки технологий ве-
дения АСДНР;
     - создание компьютерных обучающих программ и  тренажеров  для
теоретического  усвоения методов современных спасательных техноло-
гий.
               Совершенствование системы оповещения
                       гражданской обороны

     Основными направлениями  совершенствования  систем оповещения
являются:
     - создание центральной станции оповещения;
     - реконструкция системы электросиренного  оповещения  населе-
ния;
     - создание автоматизированного  рабочего  места  Оперативного
дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов;
     - разработка  и  внедрение современной аппаратуры оповещения,
работающей  на  цифровых сетях  связи, по  телерадиоканалам, в том
числе по каналам кабельного телевидения;
     - создание локальных систем оповещения  населения  в  районах
размещения  потенциально опасных объектов и их сопряжение с систе-
мами управления территориальными органами  управления  гражданской
обороны;
     - реконструкция системы оповещения населения,  работающая  по
каналам радиотрансляционной сети,  в том числе сети уличной звуко-
фикации;
     - создание системы оповещения населения по каналам систем со-
товой радиосвязи общего пользования;
     - внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповеще-
ния населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой
базой.
           Совершенствование эвакуационных мероприятий

     В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация насе-
ления из опасных районов остается действенным способом защиты.
     Порядок организации и  проведения  эвакуационных  мероприятий
требует существенной  переработки с  учетом как внешних  факторов,
так и особенностей столичного мегаполиса.
     К внешним факторам относятся:
     - сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за
придания ряду соседних областей статуса приграничных;
     - переход  от  административных методов управления к экономи-
ческим;
     - создание в экономике новых организационно-правовых структур
с резким сокращением доли государственных предприятий;
     - отсутствием  на федеральном уровне нормативных правовых до-
кументов,  регламентирующих порядок  финансирования  и  проведения
заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
     Особенностями столичного мегаполиса,  оказывающими влияние на
организацию и проведение эвакуации, являются:
     - отсутствие собственной загородной зоны;
     - изменение  административно-территориального  деления города
(введение 3-уровневой системы "город -  административный  округ  -
городской район") и системы управления городским хозяйством;
     - большое количество объектов федерального подчинения, акцио-
нированных предприятий,  в том числе с участием иностранного капи-
тала;
     - большое  количество посольств,  представительств зарубежных
стран и организаций;
     - значительные  объемы  материальных  и  финансовых  средств,
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
     - большое количество временно проживающих (временных рабочих,
командированных) и транзитных пассажиров.
     Основными направлениями  совершенствования  эвакуационных ме-
роприятий являются:
     - разработка и принятие пакета нормативных правовых и методи-
ческих  документов,  регламентирующих отношения (в том числе и фи-
нансовые) в области подготовки и проведения  эвакомероприятий  как
на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российс-
кой Федерации, принимающих эвакуируемых из Москвы;
     - переработка планирующих документов по эвакуации населения и
материальных ценностей на уровне города, административного округа,
городского  района  с учетом реальных возможностей принимающих об-
ластей.
          Совершенствование инженерной  защиты населения

     Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий явля-
ется  накопление фонда защитных сооружений для наибольших работаю-
щих смен организаций,  продолжающих свою деятельность в период мо-
билизации  и военное время (перечень организаций определяется Пра-
вительством Российской Федерации);  работников работающих смен де-
журного персонала объектов систем жизнеобеспечения;  нетранспорта-
бельных больных и обслуживающего их медперсонала;  трудоспособного
населения.
     Для остального населения проводятся мероприятия по приспособ-
лению заглубленных помещений, подземных переходов, метрополитена и
других объектов подземного пространства города.
     Основными направлениями  совершенствования  инженерной защиты
являются:
     - организация регулярного мониторинга состояния защитных соо-
ружений (в том числе переданных в аренду),  их ремонт и переобору-
дование в соответствии с современными требованиями;
     - переработка градостроительных норм с учетом новых  требова-
ний гражданской обороны и особенностей города;
     - принятие пакета нормативных правовых документов, определяю-
щих городскую политику в области освоения и использования объектов
подземного пространства;
     - организация строительства защитных сооружений на объектах и
в жилой застройке города для трудоспособного населения;
     - организация разработки современных средств жизнеобеспечения
защитных сооружений;
     - организация  разработки типовых проектов зданий со встроен-
ными защитными сооружениями,  а также типовых защитных сооружений,
возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
     - планирование размещения и  строительства  в  военное  время
быстровозводимых убежищ (БВУ).

             Совершенствование противопожарной защиты

     Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий,  являются одной из  ос-
новных задач гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечи-
вается за счет заблаговременного проведения комплекса  организаци-
онно-технических мероприятий противопожарной защиты.
     Основными направлениями совершенствования противопожарной за-
щиты являются:
     - совершенствование технического обеспечения  сил  противопо-
жарной  защиты с учетом специфики работы в условиях крупного мега-
полиса и в зданиях повышенной этажности;
     - создание и  поддержание в  постоянной готовности объектовых
сил противопожарной защиты;
     - повышение эффективности надзора за реализацией мер противо-
пожарной безопасности при формировании градостроительной  политики
в г. Москве;
     - внедрение при новом строительстве,  реконструкции зданий  и
сооружений в г. Москве строительных материалов с повышенной проти-
вопожарной устойчивостью;
     - совершенствование системы подготовки профессиональных, объ-
ектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом  специ-
фики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
     - организация регулярного мониторинга  состояния  мероприятий
противопожарной безопасности на объектах г.  Москвы и в селитебной
зоне.

        Повышение эффективности  радиационной,  химической
                     и биологической защиты

     Наличие в городе большого количества объектов, использующих в
производственной деятельности опасные вещества,  неснижающиеся уг-
розы  террористических актов,  а также события в Югославии,  где в
ходе военных действий активно применялись боезаряды с  радиоактив-
ными веществами,  требуют повышенного внимания к вопросам радиаци-
онной, химической и биологической защиты.
     Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
     - развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одно-
го из элементов системы мониторинга;
     - паспортизация радиационно, химически и биологически опасных
объектов с учетом возможного их  поражения  в  результате  военных
действий и террористических актов;
     - создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
     - подготовка  типовых проектных решений по приспособлению го-
родских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных  ра-
бот;
     - инвентаризация объектов,  приспосабливаемых для  санитарной
обработки, дезактивации и дегазации;
     - доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуаль-
ной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной
обработки.

              Совершенствование медицинской защиты

     Медицинская защита включает комплекс организационных,лечебно-
профилактических,  санитарно-гигиенических и  противоэпидемиологи-
ческих мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий
гражданской  обороны и является важным звеном в системе защиты на-
селения.
     Основными направлениями совершенствования системы медицинской
защиты являются:
     - разработка  принципов  организации и проведения медицинской
защиты с учетом особенностей столичного мегаполиса;
     - разработка  правовой основы объединения сил и средств здра-
воохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидеми-
ческого  профиля,  аптечных  предприятий вне зависимости от их ве-
домственной принадлежности  и  форм  собственности  на  территории
Москвы, для единого управления при решении задач медицинской защи-
ты;
     - подготовка распорядительных документов о создании на объек-
тах экономики санитарных дружин и оснащении  их  необходимым  иму-
ществом;
     - совершенствование и поддержание в готовности системы наблю-
дения и лабораторного контроля (СНЛК);
     - оснащение автобусного парка  приспособлениями  для  монтажа
типового санитарного оборудования;
     - разработка организационно-штатной структуры и табеля  осна-
щения  мобильного  медицинского  формирования взамен отряда первой
медицинской помощи (ОПМ);
     - разработка и принятие комплекса нормативно-методических до-
кументов,  регламентирующих порядок проведения в военное время ме-
роприятий  по  массовой  иммунизации населения и экстренной йодной
профилактике, массовому забору крови у доноров;
     - создание  необходимых  резервов средств медицинских средств
индивидуальной защиты.

     Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению
      населения,  пострадавшего при ведении военных действий
                  или  вследствие этих действий

     Первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при
ведении  военных  действий или вследствие этих действий,  является
многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области граж-
данской  обороны,  требующей привлечения для своего решения значи-
тельных сил и средств,  участия различных специализированных орга-
низаций, заблаговременного планирования и отработки системы управ-
ления данным процессом на военное время.
     Основными направлениями  работы  по  обеспечению готовности к
первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются:
     - разработка и принятие нормативных правовых документов,  оп-
ределяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобес-
печения  пострадавшего населения,  в том числе неснижаемых объемов
средств первоочередного жизнеобеспечения;
     - формирование  перечня  городских  объектов  первоочередного
жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
     - разработка генеральной схемы размещения объектов  первооче-
редного жизнеобеспечения населения на территории города, организа-
ция государственного надзора за ее реализацией;
     - разработка  проектных решений по реконструкции существующих
городских объектов,  приспосабливаемых для решения задач первооче-
редного жизнеобеспечения;
     - создание запасов средств первичного жизнеобеспечения  насе-
ления;
     - проведение комплекса организационно-технических мероприятий
по  защите имеющихся в различных организациях запасов продовольст-
вия,  пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспече-
нию своевременного перебазирования таких запасов в случаях,  когда
они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и ра-
диоактивного загрязнения.

       Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных
                    и других неотложных работ

     Эффективность гражданской обороны во многом определяется сте-
пенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах пораже-
ния,  возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
     Основными направлениями  работы по повышению готовности к ве-
дению АСДНР являются:
     - создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, ад-
министративных округов,  городских районов с учетом возможных  зон
поражения  и  объемов  ведения  АСДНР в условиях плотной городской
застройки;
     - корректировка  планов  взаимодействия  с силами федеральных
органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
     - практическая  отработка системы взаимодействия объектовых и
территориальных сил гражданской обороны в ходе учений  и  трениро-
вок;
     - обеспечение формирований ГО техникой и имуществом  согласно
предусмотренным  штатным  перечням  за  счет специальной техники и
имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производствен-
ной деятельности;
     - обеспечение формирований ГО техникой и  имуществом  по  но-
менклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппара-
тура,  приборы радиационной разведки и дозиметрического  контроля,
средства  связи и оповещения,  индивидуальные средства медицинской
защиты);
     - развертывание  эффективной  системы  технического оснащения
сил гражданской обороны;
     - создание системы ремонта и обслуживания средств техническо-
го оснащения сил гражданской обороны;
     - создание резервов (городского,  окружных, районных и объек-
товых) технических средств и горюче-смазочных материалов для веде-
ния АСДНР;
     - внедрение  современных  технологий  ведения аварийно-спаса-
тельных работ в условиях плотной городской застройки.

           Совершенствование систем  управления и связи
                       гражданской обороны

     Для выполнения  поставленных задач гражданской обороне требу-
ется надежная, постоянно действующая система управления, использу-
ющая  современные  технические средства,  с минимально необходимым
временем перевода ее с мирного  на  военное  положение.  Основными
составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи
и оповещения.
     Основными направлениями  повышения  эффективности системы уп-
равления гражданской обороны являются:
     - совершенствование  системы  планирования  мероприятий граж-
данской обороны до городского района и объекта включительно;
     - разработка  и реализация комплекта организационно-техничес-
ких решений по повышению устойчивости системы управления гражданс-
кой обороны (живучести пунктов управления,  комплексов средств ав-
томатизации и передачи данных и т.п.);
     - обеспечение бронирования руководящих работников гражданской
обороны,  пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской  Федера-
ции, за органами управления и формирования ГО;
     - инвентаризация состояния запасных пунктов управления и раз-
работка типовых технических решений по их модернизации;
     - создание страхового фонда документации на  наиболее  важные
городские объекты, оснащение органов управления гражданской оборо-
ны техническими средствами работы с  микрографическими  носителями
информации;
     - создание запасных пунктов управления в городских районах  и
ведомствах Правительства Москвы;
     - разработка и внедрение во всех уровнях управления программ-
ных  комплексов информационной поддержки решений начальников граж-
данской обороны;
     - создание  корпоративной цифровой системы связи Главного уп-
равления ГОЧС г.  Москвы на базе волоконно-оптической  сети  "Ком-
кор";
     - оснащение мобильного пункта управления гражданской  обороны
средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам
связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
     - создание Единой системы связи города Москвы на военное вре-
мя;
     - создание  мобильных  систем связи органов управления города
Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мир-
ного и военного времени;
     - замена устаревших средств связи,  используемых в формирова-
ния ГО,  а также находящихся на складах длительного  хранения,  на
современные средства связи военного и общего применения.

           Формирование эффективной системы мониторинга
               за  обстановкой на территории города
      (радиационной, химической, биологической, инженерной,
                  пожарной, гидродинамической)

     На современном  этапе назрела необходимость более тесного ор-
ганизационного и функционального объединения всех сил и средств  в
систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстанов-
ки на всей территории Москвы.
     Основными направлениями формирования и развития системы мони-
торинга являются:
     - инвентаризация всех организаций,  расположенных на террито-
рии Москвы (вне зависимости от форм собственности и  ведомственной
принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
     - разработка и принятие пакета нормативных правовых  докумен-
тов,  определяющих  порядок формирования и функционирования (в том
числе и финансовое обеспечение) городской  системы  мониторинга  в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     - развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС
как центрального звена городской системы мониторинга;
     - совершенствование методов и технических средств мониторинга
за радиационной,  химической, биологической, инженерной, пожарной,
гидродинамической обстановкой,  в том числе  степени  зараженности
(загрязнения)  продовольствия и объектов окружающей среды радиоак-
тивными, химическими и биологическими веществами;
     - разработка  и программное обеспечение методов прогноза раз-
вития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г.  Моск-
вы;
     - расширение первичной сети мониторинга до уровня,  необходи-
мого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.

          Повышение уровня готовности городских объектов
         к  устойчивому функционированию в военное время

     Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достиже-
нии  необходимого  уровня  устойчивости  функционирования наиболее
важных объектов города в военное время, то есть в максимально воз-
можном  обеспечении  потребностей города за счет производства про-
дукции в заданных номенклатуре и объемах.  Это достигается  забла-
говременным проведением комплекса организационных, экономических и
технических мероприятий, направленных:
     - на  снижение  возможных  потерь и разрушений от современных
средств поражения,  в том числе за счет использования средств мас-
кировки;
     - повышение  надежности ресурсного обеспечения городских объ-
ектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
     - создание условий для восстановления  производственных  мощ-
ностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспече-
ния в минимальные сроки.
     Перечни объектов,  продолжающих деятельность в военное время,
определяются  Правительством Российской Федерации и Правительством
Москвы.
    Основными направлениями подготовки городских объектов к устой-
чивому функционированию в военное время являются:
     - разработка и утверждение перечня городских  объектов,  про-
должающих деятельность в военное время;
     - разработка и принятие нормативного документа, регламентиру-
ющего  требования  по  повышению устойчивости функционирования го-
родских объектов с учетом особенностей г. Москвы;
     - разработка  и принятие городских нормативных правовых доку-
ментов по проектированию и  реализации  организационно-технических
мероприятий,  направленных на устойчивое функционирование объектов
промышленности и систем жизнеобеспечения;
     - проведение  научно-исследовательских и опытно-конструкторс-
ких работ по отработке современных способов снижения демаскирующих
признаков  городских  объектов  и  их внедрение на наиболее важных
объектах;
     - инвентаризация возможностей предприятий строительного комп-
лекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
     - развертывание работ по созданию страхового фонда документа-
ции для проведения восстановительных работ на наиболее важных объ-
ектах;
     - уточнение Генерального плана развития г. Москвы, градостро-
ительных  планов  городских территорий,  инвестиционных программ в
части реализации требований по обеспечению устойчивого  функциони-
рования экономики города в военное время;
     - разработка  основных  направлений  перспективного  развития
московского региона в целях максимального использования возможнос-
тей автономного функционирования в военное время;
     - организация  контроля состояния готовности городских объек-
тов к устойчивому функционированию в военное время путем  создания
специализированных комиссий при территориальных,  функциональных и
отраслевых органах городской администрации.
               Создание системы защиты материальных
                      и культурных ценностей

     Защита материальных и культурных ценностей является новой за-
дачей, которая впервые определена Федеральным законом "О гражданс-
кой обороне".
     Основными способами защиты являются  укрытие  материальных  и
культурных  ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безо-
пасные районы.  Осуществляется силами ведомств и организаций, рас-
поряжающихся этими ценностями. Подготовку к эвакуации проводят ор-
ганы местного самоуправления.
     Основными направлениями  создания системы защиты материальных
и культурных ценностей являются:
     - разработка критериев и формирование перечней материальных и
культурных ценностей,  находящихся в ведении московской  городской
администрации и подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской
обороны;
     - определение  и  согласование  мест  специального  хранения,
маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации  материаль-
ных и культурных ценностей;
     - разработка рекомендаций по планированию мер защиты  матери-
альных  и  культурных  ценностей в ведомственных и территориальных
звеньях московской городской администрации;
 - создание запасов специальной тары и упаковки  для  закладки  на
хранение  материальных  и  культурных ценностей и их эвакуации;
     - подготовка мест и районов эвакуации материальных и культур-
ных ценностей;
     - наращивание сети специальных хранилищ;
     - подготовка специализированных транспортных средств для эва-
куации материальных и культурных ценностей.

      Повышение готовности к решению задач восстановления и
  поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых
             действий, и срочному захоронению трупов

     Федеральным законом "О гражданской обороне" задачи восстанов-
ления  и поддержания порядка в пострадавших районах были дополнены
новыми задачами срочного захоронения трупов в случае массовой  ги-
бели  людей.Возложение  дополнительных задач требует решения комп-
лекса организационно-технических вопросов.
     Основными направлениями деятельности в этой области являются:
     - создание  группировки  сил  по восстановлению и поддержанию
общественного порядка;
     - формирование  в  рамках службы охраны общественного порядка
подразделений по учету потерь населения;
     - создание  на базе специализированных организаций Ритуальной
службы гражданской обороны;
     - определение  мест  временного размещения погибших,  а также
территорий для захоронения;
     - инвентаризация и закрепление за подразделениями  Ритуальной
службы гражданской обороны специальной техники для перевозки и за-
хоронения погибших;
     - создание  запасов средств индивидуальной защиты для сил ох-
раны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
     - разработка инструкторско-методических документов, определя-
ющих порядок идентификации  погибших,  и  способы  их  захоронения
(кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
     - создание запасов специальных средств для массового  захоро-
нения погибших;
     - разработка и совершенствование специальной одежды для рабо-
ты с погибшими;
     - разработка и согласование с федеральными органами,  посоль-
ствами,  представительствами зон ответственности по восстановлению
и поддержанию порядка.

          3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению граж-
данской обороны возможна лишь при условии  разработки  действенной
системы финансового обеспечения.
     Мероприятия по гражданской обороне г. Москвы финансируются:
     - за счет средств федерального бюджета;
     - за счет средств бюджета г. Москвы и ее органов местного са-
моуправления;
     - организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет
собственных средств путем отнесения указанных расходов на себесто-
имость продукции (работ,  услуг).
     Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления и организациями независимо от форм  собственности  (далее  -
организации) на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне при включении этих мероприятий в  состав  государственного
оборонного заказа возмещаются за счет средств,  предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете.
     Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления  и  организациями  на подготовку и проведение мероприятий по
гражданской обороне,  осуществляемых по заказу федеральных органов
исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с
условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотрен-
ных  на  эти  цели  средств  федерального  бюджета  и внебюджетных
средств.
     За счет средств бюджета г.  Москвы и органов местного самоуп-
равления финансируются следующие расходы на подготовку и  проведе-
ние мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые этими орга-
нами в соответствии с их полномочиями:
     - реализация планов гражданской обороны и планов основных ме-
роприятий города (административных округов,  городских районов) по
вопросам гражданской обороны,  предупреждения и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций;
     - поддержание  в  постоянной  готовности  органов  управления
гражданской обороны и сил гражданской обороны;
     - создание страхового фонда документации на объекты  повышен-
ного  риска,  объекты  систем жизнеобеспечения и объекты массового
пребывания людей;
     - подготовку  формирований гражданской обороны и обучение на-
селения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
     - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности  к
использованию технических систем управления гражданской обороной и
объектов гражданской обороны;
     - проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их разме-
щению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
     - проведение  мероприятий по поддержанию устойчивого функцио-
нирования организаций в военное время;
     - создание  и  содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических,  продовольственных,  медицинских  и  иных
средств;
     - содержание гражданского персонала  органов,  осуществляющих
управление гражданской обороной;
     - обеспечение индивидуальными средствами  защиты  структурных
подразделений Правительства Москвы.
     За счет средств организаций финансируются  следующие  расходы
на  подготовку  и  проведение  мероприятий по гражданской обороне,
осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями:
     - разработку и реализацию планов гражданской обороны и планов
основных мероприятий организаций по вопросам гражданской  обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - создание формирований гражданской обороны и поддержание  их
в постоянной готовности;
     - проведение мероприятий по  поддержанию  своего  устойчивого
функционирования в военное время;
     - осуществление обучения своих работников способам защиты  от
опасностей,  возникающих  при ведении военных действий или вследс-
твие этих действий;
     - создание  и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию локальных систем оповещения;
     - создание  и  содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических,  продовольственных,  медицинских  и  иных
средств;
     - подготовка документов для формирования страхового фонда до-
кументации.
     Основными направлениями совершенствования финансового обеспе-
чения гражданской обороны являются:
     - выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города
Москвы для каждого ведомства и префектур административных  округов
статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
     - разработка и принятие нормативно-правовых документов,  рег-
ламентирующих единый городской порядок планирования и финансирова-
ния мероприятий гражданской обороны на  ведомственной,  территори-
альном и объектовом уровнях;
     - выделение в бюджетах городских районов статьи на финансиро-
вание мероприятий гражданской обороны;
     - разработка инструктивных документов по правилам учета в се-
бестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприя-
тий гражданской обороны;
     - разработка  и согласование с федеральными органами исполни-
тельной власти порядка выделения субвенций  на  обеспечение  граж-
данской обороны города Москвы как столицы Российского государства.

           4. НАУЧНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ
                       ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Прошедшие за  последние  два  десятилетия  коренные изменения
экономических и политических основ Российского государства,  приб-
лижение  государственных  границ  к  Московскому региону в связи с
распадом СССР,  развитие современных способов,  методов и  средств
ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполи-
са обусловливают необходимость  научного  обеспечения  мероприятий
гражданской
обороны.
     Основными направлениями  развития научного обеспечения подго-
товки и ведения гражданской обороны являются:
     - разработка  и обоснование базовых сценариев возможных масш-
табов поражения населения и объектов города в случае военных дейс-
твий различного характера и масштаба;
     - разработка совместно с  федеральными  органами  методологии
проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современ-
ной инфраструктуры городов и загородной базы;
     - совершенствование  системы  мобилизационного  развертывания
сил и средств ГО,  увязка мобилизационных мероприятий органов  ис-
полнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обо-
роны;
     - разработка  методологии  категорирования территорий города,
оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы;
     - разработка  основ  выбора  и оптимизации способов и средств
сохранения объектов экономики,  существенно необходимых для устой-
чивого  функционирования экономики и выживания населения в военное
время;
     - разработка, создание и совершенствование системы мониторин-
га и прогнозирования состояния обстановки в г.  Москве  в  военное
время;
     - развитие  и совершенствование учебно-методической базы под-
готовки по гражданской обороне на основе использования современных
форм, методов и технических средств обучения;
     - создание эффективной технологии ведения аварийно-спасатель-
ных  и  других неотложных работ в условиях плотной городской заст-
ройки;
     - разработка эффективных способов и средств защиты городского
населения;
     - совершенствование  системы  управления гражданской обороной
на основе эффективного использования городских информационных  ре-
сурсов.

          5. РЕАЛИЗАЦИЯ  КОНЦЕПЦИИ  РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
                      ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ

     Концепция развития гражданской обороны г.  Москвы реализуется
федеральными органами исполнительной власти,  функциональными, от-
раслевыми  и  территориальными органами Московской городской адми-
нистрации,  органами местного самоуправления, администрацией орга-
низаций путем:
     - ежегодного планирования в федеральном и городском  бюджете,
сметах  расходов  организаций средств на осуществление мероприятий
по гражданской обороне;
     - разработки и осуществления федеральных и региональных целе-
вых программ в области гражданской  обороны,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - планирования мероприятий по защите населения в рамках госу-
дарственного  оборонного заказа,  мобилизационных планов экономики
Российской Федерации и г.  Москвы,  оперативных планов гражданской
обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обо-
роны,  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разраба-
тываемых  на  федеральном
Заголовок: Постановление ПравительстваN 330-ПП
Дата: 2002-05-07
Позиционируется в разделах: Общие вопросы >> Жилье, миграция, межнациональные отношения
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание