ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
7 мая 2002 г. N 330-ПП
О Концепции развития гражданской
обороны города Москвы
Целенаправленная деятельность городской администрации в об-
ласти обеспечения защиты населения и территорий города от угроз
военного характера позволила в последние годы укрепить систему
гражданской обороны города Москвы.
На базе отраслевых и функциональных звеньев городской адми-
нистрацией сформированы службы гражданской обороны. В организаци-
ях, органах местного самоуправления активизировалась работа по
созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководи-
телей в области гражданской обороны. Совершенствуется система свя-
зи и оповещения гражданской обороны, реализуется единая городская
политика в области строительства и поддержания в готовности защит-
ных сооружений гражданской обороны.
Однако сохраняющаяся опасность вооруженных конфликтов и рез-
кая активизация международного терроризма, постоянное совершенс-
твование современного оружия, изменение стратегии и тактики веде-
ния вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совер-
шенствования системы гражданской обороны города Москвы.
В целях реализации требований Федерального закона от 12 фев-
раля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопа-
сности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в об-
ласти обеспечения безопасности населения и городской инфраструкту-
ры от угроз военного характера, а также реализации выводов комис-
сии Совета безопасности Российской Федерации по результатам про-
верки федеральных органов исполнительной власти, органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития гражданской обороны города
Москвы (далее Концепция), согласно приложению.
2. Префектам административных округов, главам районных Управ
(начальникам гражданской обороны административных округов и райо-
нов), руководителям департаментов, комитетов, управлений Прави-
тельства Москвы, городских организаций:
2.1. При формировании перспективных планов развития подве-
домственных организаций учитывать положения настоящей Концепции.
2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий Кон-
цепции отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обо-
роны.
2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обо-
роне предусматривать отработку практических мероприятий по перево-
ду с мирного на военное положение, приведению в готовность органов
управления, системы связи и оповещения, средств индивидуальной и
коллективной защиты населения.
3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям города Москвы:
3.1. До конца 2002 года разработать и представить в установ-
ленном порядке на утверждение Правительства Москвы программу раз-
вития гражданской обороны города Москвы на 2004-2006 гг.
3.2. В IV квартале 2002 года в рамках Комплексной программы
"Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов
создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материаль-
но-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и
представить их на утверждение Правительства Москвы.
3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение
о разработке нормативных документов по инженерно-техническим и
другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей сов-
ременных средств и методов ведения военных действий.
3.4. В 2003 году разработать и представить на рассмотрение
Правительства Москвы концепцию проекта закона города Москвы о по-
рядке финансирования органов исполнительной власти города Москвы,
органов местного самоуправления и организаций независимо от их ор-
ганизационно-правовых форм при подготовке и проведении мероприятий
по гражданской обороне.
3.5. В IV квартале 2002 года внести предложение для рассмот-
рения на заседании Объединенной коллегии исполнительных органов
государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выде-
лении загородных зон на территории Московской области для рассре-
доточения органов исполнительной власти города Москвы, органов
местного самоуправления, организаций и размещения населения, эва-
куируемого из города Москвы.
4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению
ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой информа-
ции целей и задач гражданской обороны города Москвы, в издании и
распространении методических материалов по вопросам гражданской
обороны.
5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предус-
матривать финансирование научно-исследовательских и опытно-конс-
трукторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безо-
пасность населения" Городской программы развития науки и техноло-
гий в интересах города Москвы на 2002-2004 гг.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе
2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение отредактированно и подготовлено к выпуску исполни-
телем - начальником отдела мероприятий гражданской обороны Главно-
го управления ГОЧС г.Москвы Еньковым С.В. (тел. 229-54-87).Испол-
нитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копий.
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 года N 330-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ
Москва 2002 г.
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................5
Роль и место гражданской обороны в современных условиях....5
Основы организации, подготовки и ведения гражданской
обороны города Москвы ..........................................6
Состояние гражданской обороны города Москвы................11
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................13
Повышение эффективности системы обучения населения, подго-
товки руководящего состава и специалистов органов управления,
кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны...14
Совершенствование системы оповещения гражданской оборо-
ны..............................................................15
Совершенствование эвакуационных мероприятий................16
Совершенствование инженерной защиты населения..............17
Совершенствование противопожарной защиты...................18
Повышение эффективности радиационной, химической и биологи-
ческой защиты...................................................18
Совершенствование медицинской защиты.......................19
Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению на-
селения, пострадавшего при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий...............................................20
Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и дру-
гих неотложных работ............................................21
Совершенствование систем управления и связи гражданской
обороны.........................................................22
Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой
на территории города (радиационной, химической, биологической,
инженерной, пожарной, гидродинамической)........................23
Повышение уровня готовности городских объектов к устойчиво-
му функционированию в военное время.............................24
Создание системы защиты материальных и культурных ценнос-
тей.............................................................26
Повышение готовности к решению задач восстановления и под-
держания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых
действий срочному захоронению трупов............................26
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ..............27
4. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ.........................................................30
5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................31
ВВЕДЕНИЕ
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы (далее Кон-
цепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на
цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы
гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.
Она является основой для:
- формирования и проведения единой политики городской адми-
нистрации, экономических и социальных структур, населения в облас-
ти обеспечения готовности гражданской обороны города;
- разработки и реализации программ развития и совершенствова-
ния гражданской обороны г. Москвы;
- увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилиза-
ционными планами экономики органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подго-
товки экономики г. Москвы;
- совершенствования и дальнейшего развития городской норма-
тивной правовой базы в области гражданской обороны.
Концепция разработана на период до 2010 года на основе прог-
ноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века,
вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния граж-
ческой города и с учетом реальных экономических возможностей по
реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне",
другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопас-
ности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв
войны, постановления Правительства Российской Федерации и Прави-
тельства Москвы в области гражданской обороны.
В Концепции отражены правовые и организационные основы систе-
мы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности по-
литики в области гражданской обороны, основные направления ее раз-
вития и совершенствования, порядок реализации Концепции.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Роль и место гражданской обороны
в современных условиях
Национальная безопасность России не может быть достаточной,
если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выжи-
вания населения, живучести экономики и устойчивости государствен-
ного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной
борьбы.
В связи с этим гражданская оборона как система общегосударс-
твенных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, представля-
ет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической
политики государства.
Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI
века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение уг-
розы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России,
принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об унич-
тожении химического оружия, потенциально-военная опасность для
Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел
сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и террито-
риальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность
страны националистического и религиозного экстремизма, которые мо-
гут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным тер-
рористическим акциям.
В последнее время возрастает опасность втягивания России в
локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных
условиях могут перерастать в региональные войны.
Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века
будут являться:
-массированное применение высокоточного оружия, средств ради-
оэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических
принципах;
- ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на
суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-
космического нападения;
- поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
- широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов
и войск специального назначения;
- постоянная угроза расширения масштабов конфликта и примене-
ния оружия массового поражения.
Москва является столицей Российского государства, крупнейшим
промышленным, административным, культурным и научным центром.
В условиях военных действий наиболее вероятными формами воо-
руженной борьбы в Москве могут стать:
- террористические и диверсионные акты на объектах повышенно-
го риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового
пребывания населения;
- воздействие космического психотропного оружия на население;
- точечные избирательные удары по органам управления и стра-
тегически важным объектам;
- радиоэлектронное подавление систем управления;
- локальное применение нейтронного оружия.
В тоже время полностью нельзя исключать масштабного примене-
ния по Москве современных средств поражения.
В результате военных действий на территории г. Москвы могут
возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди
населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
Учитывая характер современных войн и реальные экономические
возможности государства, гражданская оборона г. Москвы в начале
ХХI века должна стать:
- оперативно-мобильной при развертывании для действий в воен-
ное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера;
- рационально-экономной в части финансовых и материальных
затрат на подготовку и реализацию мероприятий.
Основы организации, подготовки и ведения
гражданской обороны города Москвы.
Выполнение задач гражданской обороны является обязательной
функцией всех органов исполнительной власти г. Москвы и организа-
ций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собс-
твенности, а также обязанностью каждого жителя города.
Организация, подготовка и ведение гражданской обороны города
Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми ак-
тами Российской Федерации и города Москвы в области гражданской
обороны, а также директивами первого заместителя начальника граж-
данской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федера-
ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви-
дации последствий стихийных бедствий и распорядительными докумен-
тами начальника гражданской обороны г. Москвы.
В войсках, воинских формированиях и организациях, отнесенных
к объектам местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в
соответствии с ведомственными положениями.
Гражданская оборона г. Москвы организуется по территориаль-
нопроизводственному принципу.
Руководство гражданской обороной в городе осуществляет Мэр
Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы.
Руководство гражданской обороной в административных округах
осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ,
в функциональных и отраслевых органах московской городской адми-
нистрации, в организациях независимо от их организационно-правовых
форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками граж-
данской обороны.
Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предос-
тавленных им в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции и г.Москвы, несут персональную ответственность за состояние
гражданской обороны в подведомственных организациях и на подве-
домственной территории.
Начальники гражданской обороны осуществляют руководство граж-
данской обороной через органы управления, специально уполномочен-
ные на решение задач в области гражданской обороны:
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычай-
ным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);
- управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным си-
туациям административных округов (далее - УГОЧС);
- отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци-
ям районов города;
- штабы (отделы, секторы, работники) по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, не-
зависимо от их организационно-правовых форм.
Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне создаются
городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обо-
роны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соот-
ветствующими начальниками гражданской обороны.
Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
очагах массового поражения создаются силы и средства гражданской
обороны.
В состав сил гражданской обороны входят:
- соединения и части войск гражданской обороны;
- гражданские организации гражданской обороны (далее - форми-
рования ГО).
Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ре-
шения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном
Президентом Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формиро-
вания привлекаются для решения задач в области гражданской обороны
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав и оснащение формирований ГО определяются Правительст-
вом Российской Федерации и Правительством Москвы.
Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обо-
роны является непременным условием эффективной защиты населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой
к решению следующих задач:
- обеспечению оперативного развертывания органов управления,
сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного
времени;
- проведению эвакуации населения в угрожаемый период и в во-
енное время;
- выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
- оповещению населения города Москвы о воздушно-космическом
нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- укрытию населения города в защитных сооружениях, в том чис-
ле на станциях метрополитена;
- организации взаимодействия между всеми организациями и
предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской
обороны;
- создание запасов материально-технических средств для обес-
печения мероприятий гражданской обороны;
Подготовка гражданской обороны включает:
- разработку планов гражданской обороны;
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю-
щих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обучение руководящего состава действиям по организации ме-
роприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в ус-
ловиях военного времени;
- создание и поддержание в постоянной готовности системы опо-
вещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
- подготовку эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
- участие в создании и оснащении пунктов управления органов
исполнительной власти;
- формирование страхового фонда документации на объекты повы-
шенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения и массо-
вого пребывания людей;
- создание в мирное время фонда убежищ для защиты населения
города, а также накопление средств индивидуальной защиты (далее -
СИЗ);
- сохранение убежищ и поддержание их в постоянной готовности
к использованию по прямому назначению;
- приспособление метрополитена для защиты и жизнеобеспечения
населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре-
мени;
- подготовку мероприятий по световой и другим видам маскиров-
ки;
- создание и подготовку необходимых сил и средств для прове-
дения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- разработку и осуществление мер, направленных на повышение
устойчивости функционирования в военное время наиболее значимых
городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспече-
ния населения;
- создание необходимых условий для первоочередного обеспече-
ния населения, пострадавшего при ведении военных действий или вс-
ледствие этих действий;
- подготовку системы управления гражданской обороны на воен-
ное время.
Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом Российской Федерации военного положения на территории
Российской Федерации или в городе Москве.
Перевод гражданской обороны на военное положение производится
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Планы гражданской обороны г. Москвы вводятся в действие на-
чальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке.
Ведение гражданской обороны включает:
- приведение в готовность систем и органов управления граж-
данской обороны;
- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с
мобилизационными планами;
- проведение мероприятий по защите населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и других не-
отложных работ (далее - АСДНР);
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего
при ведении военных действий;
- обеспечение действий сил гражданской обороны.
Руководство силами и средствами гражданской обороны начальни-
ки гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
Гражданская оборона г.Москвы в условиях военного времени
должна обеспечить:
- оповещение о нападении и укрытие населения в защитных соо-
ружениях;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты в
соответствии с установленными нормативами;
- массовое обучение всего населения способам защиты от опас-
ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
- отселение населения из зон боевых действий и опасных райо-
нов;
- общую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из го-
рода в случае применения оружия массового поражения;
- частичную эвакуацию населения и персонала предприятий при
угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
- эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные ра-
йоны и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
- проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам
маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в во-
енное время;
- постоянную готовность сил и средств для ликвидации последс-
твий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
- ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на
территории города;
- поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения го-
рода;
- захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновения
эпидемий;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
- устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.
Состояние гражданской обороны города Москвы
В настоящее время состояние гражданской обороны г. Москвы не
в полной мере отвечает современным требованиям.
Существующая система связи гражданской обороны г. Москвы ба-
зируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной
связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях во-
енного времени. Предназначенная на особый период корпоративная
сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958г
на базе АТС-47, морально и физически устарела. Предприняты только
первые шаги по переводу на современные виды связи - поставлена
цифровая АТС в ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети
пункты управления ГО г. Москвы.
Действующая система оповещения населения не отвечает требова-
ниям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
- аппаратура П-164, используемая в системе электросиренного
оповещения, морально и физически устарела, обладает низкой устой-
чивостью к помехам, создаваемым оргтехникой и АОНами, не приспо-
соблена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС
к 2005 г.;
- организационно-технические решения по оповещению населения
через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппара-
тура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не поз-
воляет задействовать для этих целей все программы теле- и радиове-
щания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собствен-
ности;
- отсутствуют локальные системы оповещения населения вокруг
потенциально опасных объектов.
Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребнос-
тям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой заст-
ройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жиз-
необеспечения, в результате часть из них не готовы к приему
укрываемых. Снизился запас средств индивидуальной защиты и прибо-
ров дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финан-
сирования для их пополнения до установленных норм. Низка готов-
ность формирований ГО. Требует совершенствования система управле-
ния гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедря-
ются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в во-
енное время объектов и предприятий, существенно необходимых для
обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания населе-
ния. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения но-
вых задач гражданской обороны, возложенных Федеральным законом "О
гражданской обороне" (проведение мероприятий по световой и другим
видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пост-
радавшего при ведении военных действий или вследствие этих дейс-
твий; срочное захоронение трупов в военное время и др.).
К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относят-
ся:
- противоречие между устаревшими взглядами и подходами к ре-
шению задач гражданской обороны и сложившимися новыми реальными
условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и
масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и сис-
тем оружия, изменившееся военно-экономические возможности, измене-
ние "статуса" ряда областей, куда планировалась эвакуация населе-
ния г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, сниже-
ние роли административных методов управления и др.);
- разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по
обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупно-
масштабных боевых действий, в том числе с применением оружия мас-
сового поражения;
- недостаточная готовность гражданской обороны к участию в
ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- формализм при планировании и выполнении ряда мероприятий
гражданской обороны;
- снижение уровня участия населения города в мероприятиях
гражданской обороны, появление у общественности элементов благоду-
шия, скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности ме-
роприятий ГО.
Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию
своего развития, когда требуется коренным образом переосмысливать
принципы, формы и методы ее деятельности, сформировать новые под-
ходы к планированию и реализации ее мероприятий.
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Приоритетные направления развития гражданской обороны города
Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в области
гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следую-
щими особенностями:
- усиление роли государства и города в области планирования и
проведения мероприятий гражданской обороны;
- усиление роли экономических факторов и стимулов при выпол-
нении мероприятий гражданской обороны;
-расширение функций гражданской обороны в гуманитарной облас-
ти деятельности общества;
-дальнейшее развитие Московской городской системы предупреж-
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для со-
вершенствования и укрепления гражданской обороны.
Повышение эффективности системы обучения населения, подготов-
ки руководящего состава и специалистов органов управления,
кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны
Обучение населения, подготовка руководящего состава и специа-
листов органов управления, кадрового состава формирований ГО осу-
ществляется и проводится в рамках Единой государственной системы
подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций в Академии гражданской защиты МЧС России, в учреждениях
образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалифика-
ции и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методичес-
ких центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства.
При подготовке руководящего состава и специалистов органов
управления, руководителей и личного состава формирований использу-
ются все существующие формы и методы подготовки, при этом приори-
тетным направлением является практическая подготовка в ходе прове-
дения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны,
штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями.
Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ
в области безопасности жизнедеятельности.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного
обеспечения с помощью средств массовой информации, увеличения ти-
ражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и
предоставления возможности получения исчерпывающей информации по
вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного време-
ни через консультационные пункты.
Основными направлениями развития системы подготовки по граж-
данской обороне являются:
- разработка и реализация комплексных целевых программ по
подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативных правовых документов, оп-
ределяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы
в области гражданской обороны;
- разработка комплекса мер по повышению эффективности прове-
дения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны,
штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями ГО;
- создание новой и совершенствование существующей учебно-ма-
териальной базы гражданской обороны;
- разработка и внедрение новых учебных программ подготовки
всех категорий населения в области гражданской обороны с учетом
региональной специфики г. Москвы;
- внедрение в систему подготовки современных информационных
технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и
тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
- возобновление практики проведения игр типа "Зарница", орга-
низация специализированных летних лагерей подростков "Юный спаса-
тель", создание кадетских корпусов и т.п.;
- создание в Москве системы учебно-консультационных пунктов
по ГОЧС;
- разработка и выпуск современной учебно-методической и попу-
лярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизне-
деятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
- создание и развитие общественных движений и организаций,
осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде зна-
ний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
- организация теле- и радиопередач, в том числе и развлека-
тельного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрез-
вычайных ситуаций мирного и военного времени;
- создание полигона для практической отработки технологий ве-
дения АСДНР;
- создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для
теоретического усвоения методов современных спасательных техноло-
гий.
Совершенствование системы оповещения
гражданской обороны
Основными направлениями совершенствования систем оповещения
являются:
- создание центральной станции оповещения;
- реконструкция системы электросиренного оповещения населе-
ния;
- создание автоматизированного рабочего места Оперативного
дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов;
- разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения,
работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том
числе по каналам кабельного телевидения;
- создание локальных систем оповещения населения в районах
размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с систе-
мами управления территориальными органами управления гражданской
обороны;
- реконструкция системы оповещения населения, работающая по
каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звуко-
фикации;
- создание системы оповещения населения по каналам систем со-
товой радиосвязи общего пользования;
- внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповеще-
ния населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой
базой.
Совершенствование эвакуационных мероприятий
В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация насе-
ления из опасных районов остается действенным способом защиты.
Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий
требует существенной переработки с учетом как внешних факторов,
так и особенностей столичного мегаполиса.
К внешним факторам относятся:
- сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за
придания ряду соседних областей статуса приграничных;
- переход от административных методов управления к экономи-
ческим;
- создание в экономике новых организационно-правовых структур
с резким сокращением доли государственных предприятий;
- отсутствием на федеральном уровне нормативных правовых до-
кументов, регламентирующих порядок финансирования и проведения
заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
Особенностями столичного мегаполиса, оказывающими влияние на
организацию и проведение эвакуации, являются:
- отсутствие собственной загородной зоны;
- изменение административно-территориального деления города
(введение 3-уровневой системы "город - административный округ -
городской район") и системы управления городским хозяйством;
- большое количество объектов федерального подчинения, акцио-
нированных предприятий, в том числе с участием иностранного капи-
тала;
- большое количество посольств, представительств зарубежных
стран и организаций;
- значительные объемы материальных и финансовых средств,
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- большое количество временно проживающих (временных рабочих,
командированных) и транзитных пассажиров.
Основными направлениями совершенствования эвакуационных ме-
роприятий являются:
- разработка и принятие пакета нормативных правовых и методи-
ческих документов, регламентирующих отношения (в том числе и фи-
нансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий как
на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российс-
кой Федерации, принимающих эвакуируемых из Москвы;
- переработка планирующих документов по эвакуации населения и
материальных ценностей на уровне города, административного округа,
городского района с учетом реальных возможностей принимающих об-
ластей.
Совершенствование инженерной защиты населения
Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий явля-
ется накопление фонда защитных сооружений для наибольших работаю-
щих смен организаций, продолжающих свою деятельность в период мо-
билизации и военное время (перечень организаций определяется Пра-
вительством Российской Федерации); работников работающих смен де-
журного персонала объектов систем жизнеобеспечения; нетранспорта-
бельных больных и обслуживающего их медперсонала; трудоспособного
населения.
Для остального населения проводятся мероприятия по приспособ-
лению заглубленных помещений, подземных переходов, метрополитена и
других объектов подземного пространства города.
Основными направлениями совершенствования инженерной защиты
являются:
- организация регулярного мониторинга состояния защитных соо-
ружений (в том числе переданных в аренду), их ремонт и переобору-
дование в соответствии с современными требованиями;
- переработка градостроительных норм с учетом новых требова-
ний гражданской обороны и особенностей города;
- принятие пакета нормативных правовых документов, определяю-
щих городскую политику в области освоения и использования объектов
подземного пространства;
- организация строительства защитных сооружений на объектах и
в жилой застройке города для трудоспособного населения;
- организация разработки современных средств жизнеобеспечения
защитных сооружений;
- организация разработки типовых проектов зданий со встроен-
ными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений,
возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
- планирование размещения и строительства в военное время
быстровозводимых убежищ (БВУ).
Совершенствование противопожарной защиты
Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий, являются одной из ос-
новных задач гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечи-
вается за счет заблаговременного проведения комплекса организаци-
онно-технических мероприятий противопожарной защиты.
Основными направлениями совершенствования противопожарной за-
щиты являются:
- совершенствование технического обеспечения сил противопо-
жарной защиты с учетом специфики работы в условиях крупного мега-
полиса и в зданиях повышенной этажности;
- создание и поддержание в постоянной готовности объектовых
сил противопожарной защиты;
- повышение эффективности надзора за реализацией мер противо-
пожарной безопасности при формировании градостроительной политики
в г. Москве;
- внедрение при новом строительстве, реконструкции зданий и
сооружений в г. Москве строительных материалов с повышенной проти-
вопожарной устойчивостью;
- совершенствование системы подготовки профессиональных, объ-
ектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом специ-
фики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
- организация регулярного мониторинга состояния мероприятий
противопожарной безопасности на объектах г. Москвы и в селитебной
зоне.
Повышение эффективности радиационной, химической
и биологической защиты
Наличие в городе большого количества объектов, использующих в
производственной деятельности опасные вещества, неснижающиеся уг-
розы террористических актов, а также события в Югославии, где в
ходе военных действий активно применялись боезаряды с радиоактив-
ными веществами, требуют повышенного внимания к вопросам радиаци-
онной, химической и биологической защиты.
Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
- развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одно-
го из элементов системы мониторинга;
- паспортизация радиационно, химически и биологически опасных
объектов с учетом возможного их поражения в результате военных
действий и террористических актов;
- создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
- подготовка типовых проектных решений по приспособлению го-
родских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных ра-
бот;
- инвентаризация объектов, приспосабливаемых для санитарной
обработки, дезактивации и дегазации;
- доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуаль-
ной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной
обработки.
Совершенствование медицинской защиты
Медицинская защита включает комплекс организационных,лечебно-
профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологи-
ческих мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий
гражданской обороны и является важным звеном в системе защиты на-
селения.
Основными направлениями совершенствования системы медицинской
защиты являются:
- разработка принципов организации и проведения медицинской
защиты с учетом особенностей столичного мегаполиса;
- разработка правовой основы объединения сил и средств здра-
воохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидеми-
ческого профиля, аптечных предприятий вне зависимости от их ве-
домственной принадлежности и форм собственности на территории
Москвы, для единого управления при решении задач медицинской защи-
ты;
- подготовка распорядительных документов о создании на объек-
тах экономики санитарных дружин и оснащении их необходимым иму-
ществом;
- совершенствование и поддержание в готовности системы наблю-
дения и лабораторного контроля (СНЛК);
- оснащение автобусного парка приспособлениями для монтажа
типового санитарного оборудования;
- разработка организационно-штатной структуры и табеля осна-
щения мобильного медицинского формирования взамен отряда первой
медицинской помощи (ОПМ);
- разработка и принятие комплекса нормативно-методических до-
кументов, регламентирующих порядок проведения в военное время ме-
роприятий по массовой иммунизации населения и экстренной йодной
профилактике, массовому забору крови у доноров;
- создание необходимых резервов средств медицинских средств
индивидуальной защиты.
Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению
населения, пострадавшего при ведении военных действий
или вследствие этих действий
Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий, является
многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области граж-
данской обороны, требующей привлечения для своего решения значи-
тельных сил и средств, участия различных специализированных орга-
низаций, заблаговременного планирования и отработки системы управ-
ления данным процессом на военное время.
Основными направлениями работы по обеспечению готовности к
первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются:
- разработка и принятие нормативных правовых документов, оп-
ределяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобес-
печения пострадавшего населения, в том числе неснижаемых объемов
средств первоочередного жизнеобеспечения;
- формирование перечня городских объектов первоочередного
жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
- разработка генеральной схемы размещения объектов первооче-
редного жизнеобеспечения населения на территории города, организа-
ция государственного надзора за ее реализацией;
- разработка проектных решений по реконструкции существующих
городских объектов, приспосабливаемых для решения задач первооче-
редного жизнеобеспечения;
- создание запасов средств первичного жизнеобеспечения насе-
ления;
- проведение комплекса организационно-технических мероприятий
по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольст-
вия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспече-
нию своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда
они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и ра-
диоактивного загрязнения.
Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных
и других неотложных работ
Эффективность гражданской обороны во многом определяется сте-
пенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах пораже-
ния, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Основными направлениями работы по повышению готовности к ве-
дению АСДНР являются:
- создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, ад-
министративных округов, городских районов с учетом возможных зон
поражения и объемов ведения АСДНР в условиях плотной городской
застройки;
- корректировка планов взаимодействия с силами федеральных
органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
- практическая отработка системы взаимодействия объектовых и
территориальных сил гражданской обороны в ходе учений и трениро-
вок;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом согласно
предусмотренным штатным перечням за счет специальной техники и
имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производствен-
ной деятельности;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом по но-
менклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппара-
тура, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля,
средства связи и оповещения, индивидуальные средства медицинской
защиты);
- развертывание эффективной системы технического оснащения
сил гражданской обороны;
- создание системы ремонта и обслуживания средств техническо-
го оснащения сил гражданской обороны;
- создание резервов (городского, окружных, районных и объек-
товых) технических средств и горюче-смазочных материалов для веде-
ния АСДНР;
- внедрение современных технологий ведения аварийно-спаса-
тельных работ в условиях плотной городской застройки.
Совершенствование систем управления и связи
гражданской обороны
Для выполнения поставленных задач гражданской обороне требу-
ется надежная, постоянно действующая система управления, использу-
ющая современные технические средства, с минимально необходимым
временем перевода ее с мирного на военное положение. Основными
составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи
и оповещения.
Основными направлениями повышения эффективности системы уп-
равления гражданской обороны являются:
- совершенствование системы планирования мероприятий граж-
данской обороны до городского района и объекта включительно;
- разработка и реализация комплекта организационно-техничес-
ких решений по повышению устойчивости системы управления гражданс-
кой обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств ав-
томатизации и передачи данных и т.п.);
- обеспечение бронирования руководящих работников гражданской
обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федера-
ции, за органами управления и формирования ГО;
- инвентаризация состояния запасных пунктов управления и раз-
работка типовых технических решений по их модернизации;
- создание страхового фонда документации на наиболее важные
городские объекты, оснащение органов управления гражданской оборо-
ны техническими средствами работы с микрографическими носителями
информации;
- создание запасных пунктов управления в городских районах и
ведомствах Правительства Москвы;
- разработка и внедрение во всех уровнях управления программ-
ных комплексов информационной поддержки решений начальников граж-
данской обороны;
- создание корпоративной цифровой системы связи Главного уп-
равления ГОЧС г. Москвы на базе волоконно-оптической сети "Ком-
кор";
- оснащение мобильного пункта управления гражданской обороны
средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам
связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
- создание Единой системы связи города Москвы на военное вре-
мя;
- создание мобильных систем связи органов управления города
Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мир-
ного и военного времени;
- замена устаревших средств связи, используемых в формирова-
ния ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на
современные средства связи военного и общего применения.
Формирование эффективной системы мониторинга
за обстановкой на территории города
(радиационной, химической, биологической, инженерной,
пожарной, гидродинамической)
На современном этапе назрела необходимость более тесного ор-
ганизационного и функционального объединения всех сил и средств в
систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстанов-
ки на всей территории Москвы.
Основными направлениями формирования и развития системы мони-
торинга являются:
- инвентаризация всех организаций, расположенных на террито-
рии Москвы (вне зависимости от форм собственности и ведомственной
принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
- разработка и принятие пакета нормативных правовых докумен-
тов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том
числе и финансовое обеспечение) городской системы мониторинга в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС
как центрального звена городской системы мониторинга;
- совершенствование методов и технических средств мониторинга
за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной,
гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности
(загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоак-
тивными, химическими и биологическими веществами;
- разработка и программное обеспечение методов прогноза раз-
вития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г. Моск-
вы;
- расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходи-
мого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.
Повышение уровня готовности городских объектов
к устойчивому функционированию в военное время
Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достиже-
нии необходимого уровня устойчивости функционирования наиболее
важных объектов города в военное время, то есть в максимально воз-
можном обеспечении потребностей города за счет производства про-
дукции в заданных номенклатуре и объемах. Это достигается забла-
говременным проведением комплекса организационных, экономических и
технических мероприятий, направленных:
- на снижение возможных потерь и разрушений от современных
средств поражения, в том числе за счет использования средств мас-
кировки;
- повышение надежности ресурсного обеспечения городских объ-
ектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
- создание условий для восстановления производственных мощ-
ностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспече-
ния в минимальные сроки.
Перечни объектов, продолжающих деятельность в военное время,
определяются Правительством Российской Федерации и Правительством
Москвы.
Основными направлениями подготовки городских объектов к устой-
чивому функционированию в военное время являются:
- разработка и утверждение перечня городских объектов, про-
должающих деятельность в военное время;
- разработка и принятие нормативного документа, регламентиру-
ющего требования по повышению устойчивости функционирования го-
родских объектов с учетом особенностей г. Москвы;
- разработка и принятие городских нормативных правовых доку-
ментов по проектированию и реализации организационно-технических
мероприятий, направленных на устойчивое функционирование объектов
промышленности и систем жизнеобеспечения;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторс-
ких работ по отработке современных способов снижения демаскирующих
признаков городских объектов и их внедрение на наиболее важных
объектах;
- инвентаризация возможностей предприятий строительного комп-
лекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
- развертывание работ по созданию страхового фонда документа-
ции для проведения восстановительных работ на наиболее важных объ-
ектах;
- уточнение Генерального плана развития г. Москвы, градостро-
ительных планов городских территорий, инвестиционных программ в
части реализации требований по обеспечению устойчивого функциони-
рования экономики города в военное время;
- разработка основных направлений перспективного развития
московского региона в целях максимального использования возможнос-
тей автономного функционирования в военное время;
- организация контроля состояния готовности городских объек-
тов к устойчивому функционированию в военное время путем создания
специализированных комиссий при территориальных, функциональных и
отраслевых органах городской администрации.
Создание системы защиты материальных
и культурных ценностей
Защита материальных и культурных ценностей является новой за-
дачей, которая впервые определена Федеральным законом "О гражданс-
кой обороне".
Основными способами защиты являются укрытие материальных и
культурных ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безо-
пасные районы. Осуществляется силами ведомств и организаций, рас-
поряжающихся этими ценностями. Подготовку к эвакуации проводят ор-
ганы местного самоуправления.
Основными направлениями создания системы защиты материальных
и культурных ценностей являются:
- разработка критериев и формирование перечней материальных и
культурных ценностей, находящихся в ведении московской городской
администрации и подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской
обороны;
- определение и согласование мест специального хранения,
маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации материаль-
ных и культурных ценностей;
- разработка рекомендаций по планированию мер защиты матери-
альных и культурных ценностей в ведомственных и территориальных
звеньях московской городской администрации;
- создание запасов специальной тары и упаковки для закладки на
хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации;
- подготовка мест и районов эвакуации материальных и культур-
ных ценностей;
- наращивание сети специальных хранилищ;
- подготовка специализированных транспортных средств для эва-
куации материальных и культурных ценностей.
Повышение готовности к решению задач восстановления и
поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых
действий, и срочному захоронению трупов
Федеральным законом "О гражданской обороне" задачи восстанов-
ления и поддержания порядка в пострадавших районах были дополнены
новыми задачами срочного захоронения трупов в случае массовой ги-
бели людей.Возложение дополнительных задач требует решения комп-
лекса организационно-технических вопросов.
Основными направлениями деятельности в этой области являются:
- создание группировки сил по восстановлению и поддержанию
общественного порядка;
- формирование в рамках службы охраны общественного порядка
подразделений по учету потерь населения;
- создание на базе специализированных организаций Ритуальной
службы гражданской обороны;
- определение мест временного размещения погибших, а также
территорий для захоронения;
- инвентаризация и закрепление за подразделениями Ритуальной
службы гражданской обороны специальной техники для перевозки и за-
хоронения погибших;
- создание запасов средств индивидуальной защиты для сил ох-
раны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
- разработка инструкторско-методических документов, определя-
ющих порядок идентификации погибших, и способы их захоронения
(кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
- создание запасов специальных средств для массового захоро-
нения погибших;
- разработка и совершенствование специальной одежды для рабо-
ты с погибшими;
- разработка и согласование с федеральными органами, посоль-
ствами, представительствами зон ответственности по восстановлению
и поддержанию порядка.
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению граж-
данской обороны возможна лишь при условии разработки действенной
системы финансового обеспечения.
Мероприятия по гражданской обороне г. Москвы финансируются:
- за счет средств федерального бюджета;
- за счет средств бюджета г. Москвы и ее органов местного са-
моуправления;
- организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет
собственных средств путем отнесения указанных расходов на себесто-
имость продукции (работ, услуг).
Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления и организациями независимо от форм собственности (далее -
организации) на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне при включении этих мероприятий в состав государственного
оборонного заказа возмещаются за счет средств, предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по
гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов
исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с
условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотрен-
ных на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных
средств.
За счет средств бюджета г. Москвы и органов местного самоуп-
равления финансируются следующие расходы на подготовку и проведе-
ние мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые этими орга-
нами в соответствии с их полномочиями:
- реализация планов гражданской обороны и планов основных ме-
роприятий города (административных округов, городских районов) по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций;
- поддержание в постоянной готовности органов управления
гражданской обороны и сил гражданской обороны;
- создание страхового фонда документации на объекты повышен-
ного риска, объекты систем жизнеобеспечения и объекты массового
пребывания людей;
- подготовку формирований гражданской обороны и обучение на-
селения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию технических систем управления гражданской обороной и
объектов гражданской обороны;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их разме-
щению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функцио-
нирования организаций в военное время;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
- содержание гражданского персонала органов, осуществляющих
управление гражданской обороной;
- обеспечение индивидуальными средствами защиты структурных
подразделений Правительства Москвы.
За счет средств организаций финансируются следующие расходы
на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне,
осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями:
- разработку и реализацию планов гражданской обороны и планов
основных мероприятий организаций по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание формирований гражданской обороны и поддержание их
в постоянной готовности;
- проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого
функционирования в военное время;
- осуществление обучения своих работников способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследс-
твие этих действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию локальных систем оповещения;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
- подготовка документов для формирования страхового фонда до-
кументации.
Основными направлениями совершенствования финансового обеспе-
чения гражданской обороны являются:
- выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города
Москвы для каждого ведомства и префектур административных округов
статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативно-правовых документов, рег-
ламентирующих единый городской порядок планирования и финансирова-
ния мероприятий гражданской обороны на ведомственной, территори-
альном и объектовом уровнях;
- выделение в бюджетах городских районов статьи на финансиро-
вание мероприятий гражданской обороны;
- разработка инструктивных документов по правилам учета в се-
бестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприя-
тий гражданской обороны;
- разработка и согласование с федеральными органами исполни-
тельной власти порядка выделения субвенций на обеспечение граж-
данской обороны города Москвы как столицы Российского государства.
4. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Прошедшие за последние два десятилетия коренные изменения
экономических и политических основ Российского государства, приб-
лижение государственных границ к Московскому региону в связи с
распадом СССР, развитие современных способов, методов и средств
ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполи-
са обусловливают необходимость научного обеспечения мероприятий
гражданской
обороны.
Основными направлениями развития научного обеспечения подго-
товки и ведения гражданской обороны являются:
- разработка и обоснование базовых сценариев возможных масш-
табов поражения населения и объектов города в случае военных дейс-
твий различного характера и масштаба;
- разработка совместно с федеральными органами методологии
проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современ-
ной инфраструктуры городов и загородной базы;
- совершенствование системы мобилизационного развертывания
сил и средств ГО, увязка мобилизационных мероприятий органов ис-
полнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обо-
роны;
- разработка методологии категорирования территорий города,
оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы;
- разработка основ выбора и оптимизации способов и средств
сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устой-
чивого функционирования экономики и выживания населения в военное
время;
- разработка, создание и совершенствование системы мониторин-
га и прогнозирования состояния обстановки в г. Москве в военное
время;
- развитие и совершенствование учебно-методической базы под-
готовки по гражданской обороне на основе использования современных
форм, методов и технических средств обучения;
- создание эффективной технологии ведения аварийно-спасатель-
ных и других неотложных работ в условиях плотной городской заст-
ройки;
- разработка эффективных способов и средств защиты городского
населения;
- совершенствование системы управления гражданской обороной
на основе эффективного использования городских информационных ре-
сурсов.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы реализуется
федеральными органами исполнительной власти, функциональными, от-
раслевыми и территориальными органами Московской городской адми-
нистрации, органами местного самоуправления, администрацией орга-
низаций путем:
- ежегодного планирования в федеральном и городском бюджете,
сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий
по гражданской обороне;
- разработки и осуществления федеральных и региональных целе-
вых программ в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
- планирования мероприятий по защите населения в рамках госу-
дарственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики
Российской Федерации и г. Москвы, оперативных планов гражданской
обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обо-
роны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разраба-
тываемых на федеральном
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 330-ПП
Дата:
2002-05-07
Позиционируется в разделах:
Общие вопросы >> Жилье, миграция, межнациональные отношения