ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 июля 2001 г. N 707-ПП
О Московской городской программе
регулирования миграции на 2002-2004 годы
Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и
неоднозначности для жизненно важных интересов города - одна из
актуальных и сложных задач Правительства Москвы. Обеспечивая приток
рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт,
коммунальное хозяйство, общая экономическая деятельность и др.),
восполняя сокращение естественного воспроизводства населения, миграция
несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической,
общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя
основная часть миграции населения носит экономический характер,
значительное число мигрантов всячески уклоняется от налогообложения,
не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры
города, которую интенсивно и бесплатно использует.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 29.02.2000
N 154 "О Программе регулирования миграции в г. Москве на 2000-2001
годы" департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и
префектами административных округов обеспечено сокращение привлечения
иностранной рабочей силы, усовершенствована и существенно расширена
система контроля за незаконным ее использованием. Положено начало
учета потоков миграции на транспорте: открыт (в порядке эксперимента)
пункт миграционного учета на Рижском железнодорожном вокзале, ведется
работа по созданию аналогичных пунктов на других направлениях.
Завершается отселение беженцев и вынужденных переселенцев из
городских гостиниц. Налаживается контроль за использованием
иностранной рабочей силы на рынках.
Вместе с тем состояние миграционной обстановки в Москве, особенно
незаконной ее составляющей, вызывает беспокойство. В условиях сложного
состояния городского рынка труда неконтролируемый массовый приток
мигрантов чреват самыми серьезными последствиями для безопасности
Москвы. Негативным образом на состояние работы в области миграции
сказалась ликвидация Миграционной службы Москвы.
В соответствии с п.1(о) ст.2 Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти города федерального
значения Москвы от 16.06.98 миграция населения является предметом
совместного ведения, в столице должна осуществляться согласованная
миграционная политика.
В связи с наличием неблагоприятных составляющих в развитии
миграционных процессов в столице и в целях противодействия негативным
явлениям, вызываемым миграцией, Правительство Москвы постановляет:
1. Комитету по делам миграции Правительства Москвы совместно с
департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и
префектами административных округов, другими организациями,
участвующими в регулировании миграции в Москве:
1.1. Обеспечить, согласно компетенции, выполнение постановления
Правительства Москвы от 29.02.2000 N 154 "О Программе регулирования
миграции в г. Москве на 2000-2001 годы" и в I квартале 2002 года
представить в Правительство Москвы отчет о его выполнении.
1.2. В трехнедельный срок подготовить обращение к Президенту
Российской Федерации по решению проблем регулирования миграции в
Российской Федерации.
1.3. До 01.12.2001 представить руководителю Комплекса
экономической политики и развития предложения о разработке баланса
трудовых ресурсов г. Москвы.
2. Утвердить Московскую городскую программу регулирования
миграции на 2002-2004 годы (далее - Программа) (приложение).
3. Считать приоритетными следующие направления Программы:
- организация мониторинга миграционной ситуации в городе,
совершенствование системы регистрации граждан;
- оптимизация объема и структуры миграционного оборота в
интересах социально-экономического и демографического развития города,
включая квотирование привлечения иностранной рабочей силы и
вынужденных мигрантов;
- содействие в предупреждении возникновения инфекционных,
паразитарных и профессиональных заболеваний у мигрантов;
- содействие в предоставлении мигрантам законодательно
установленных социальных гарантий, возложенных на Москву как на
субъект Федерации.
4. Комитету по делам миграции Правительства Москвы:
4.1. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы, Департаментом инвестиционных программ
строительства города Москвы, Комитетом по внешнеэкономической
деятельности Правительства Москвы, Москомархитектурой, Центром
госсанэпиднадзора в г. Москве в IV квартале 2001 года представить в
Департамент экономической политики и развития г. Москвы предложения по
созданию гостиниц упрощенного типа для иногородней рабочей силы.
4.2. Представить руководителю Комплекса экономической политики и
развития:
4.2.1. До 01.12.2001 года предложения:
- о создании иммиграционной инспекции в г. Москве;
- по преобразованию Комитета по делам миграции Правительства
Москвы в Департамент трудовых ресурсов и демографии Правительства
Москвы.
4.2.2. В первом полугодии 2002 года совместно с ГУВД г. Москвы,
департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы,
префектами административных округов, другими организациями,
участвующими в регулировании, обеспечении и обслуживании миграционных
потоков, научно-исследовательскими организациями предложения о
создании системы мониторинга миграции в Москве.
4.2.3. В первом полугодии 2002 года проект предложений
Правительства Москвы в Министерство по делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской Федерации по вопросам:
- обеспечения государственных гарантий, предусмотренных
федеральным законодательством, при предоставлении статуса беженца и
вынужденного переселенца;
- усиления контроля за соблюдением установленного порядка
привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных
специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями.
4.2.4. Во втором полугодии 2002 года предложения о создании
необходимых условий для сокращения эмиграционного оттока
научно-технического и творческого потенциала города.
4.3. Совместно с департаментами, комитетами, управлениями
Правительства Москвы и правоохранительными органами представлять
ежегодно в IV квартале (начиная с 2001 года) руководителю Комплекса
экономической политики и развития план мероприятий по противодействию
негативным явлениям, связанным с миграцией.
5. Центру госсанэпиднадзора в г. Москве совместно с Комитетом по
делам миграции Правительства Москвы в первом полугодии 2002 года
представить руководителю Комплекса экономической политики и развития
предложения о дополнительных мерах по предупреждению возникновения
инфекционных и паразитарных заболеваний в результате концентрации в
городе различных категорий мигрантов.
6. Установить, что жилые помещения, расположенные в микрорайоне
Востряково Западного административного округа, предоставляемые
беженцам и вынужденным переселенцам, относятся к специализированному
жилищному фонду для временного размещения лиц указанной категории с
заключением с ними договоров краткосрочного найма жилого помещения.
7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Комитетом по делам миграции Правительства Москвы во втором полугодии
2002 года представить руководителю Комплекса экономической политики и
развития предложения по развитию перспективных трудосберегающих форм
торговли и схем товародвижения, способных экономически ограничить
приток иностранной рабочей силы в сферу торговли.
8. Комитету по делам миграции Правительства Москвы совместно с
Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы в
первом полугодии 2002 года представить руководителю Комплекса
экономической политики и развития предложения по организации
межрегионального трудового обмена в целях использования свободных
трудовых ресурсов соответствующей квалификации из российских регионов
для постепенного замещения иностранной рабочей силы.
9. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и Департаменту
международных связей Правительства Москвы в I квартале 2002 года
представить руководителю Комплекса экономической политики и развития
предложения по проведению переговоров с партнерами г. Москвы по
вопросам сотрудничества в области международного обмена рабочей силой.
10. В целях защиты рынка труда Москвы установить общегородскую
квоту на привлечение иностранной рабочей силы (без учета иностранных
граждан, привлекаемых для работы на городских рынках, ярмарках, в
торговых центрах, торговых комплексах, торговых рядах и торговых
домах, расположенных на территории г. Москвы - далее городские рынки)
на 2002 год - до 43 тысяч человек.
11. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы и
префектам административных округов ежегодно в IV квартале представлять
в Комитет по делам миграции Правительства Москвы предложения по
объемам привлекаемой иностранной рабочей силы по отраслям, профессиям
и специальностям.
12. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и
Департаменту потребительского рынка и услуг разработать и представить
руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения:
12.1. Ежегодно в IV квартале (начиная с 2001 года) - о
квотировании привлекаемой иностранной рабочей силы на городские рынки
на последующий год;
12.2. В I квартале 2002 года - по совершенствованию контроля за
использованием иностранной рабочей силы на городских рынках.
13. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и Комитету по
телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы
обеспечить разъяснение Программы и освещение хода ее реализации в
средствах массовой информации.
14. Префекту Западного административного округа совместно с
Москомархитектурой разработать до конца 2003 года Концепцию развития
микрорайона Востряково и учесть ее в градостроительном плане развития
территории Западного административного округа.
15. Считать целесообразным до конца 2001 года заключить
соглашение о порядке взаимодействия Комитета по делам миграции
Правительства Москвы и Территориального органа Министерства по делам
федерации, национальной и миграционной политики Российской Федера
ии в г. Москве.
16. Департаменту финансов г. Москвы профинансировать затраты на
реализацию мероприятий Программы на 2002 год в рамках Комплексной
Программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2002 год, а также за
счет средств, предусмотренных в бюджете по соответствующим комитетам.
При формировании бюджетов и Комплексной программы мер социальной
защиты жителей Москвы на 2003 и последующие годы учитывать мероприятия
по социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев.
17. Комитету по делам миграции Правительства Москвы в
установленном порядке представлять в Департамент финансов г. Москвы,
Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Департамент
науки и промышленной политики Правительства Москвы расчеты по
финансовому обеспечению выполнения Программы на 2003-2004 гг.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.
О ходе выполнения постановления доложить Премьеру Правительства
Москвы в I квартале 2003 года.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение отредактированно и подготовлено к выпуску исполнителем -
(Матвиенко Т.М. - первый заместитель председателя Комитета по делам
миграции Правительства Москвы 205-20-53). Исполнитель принесет го-
товые экз. на рассылку.
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 31 июля 2001 года N 707-ПП
Московская городская программа
регулирования миграции
на 2002-2004 годы
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт 3-5
Основания и необходимость разработки Программы 6-7
Состояние миграционной обстановки в Москве 7-9
Основные цели, направления и задачи 9-11
Принципы обеспечения Программы 11
Механизм реализации целей и задач Программы 11
Правовое обеспечение 12-13
Организационное обеспечение 13-15
Информационное обеспечение 16-17
Финансовое обеспечение 17
Мероприятия по реализации Московской городской программы
регулирования миграции на 2002-2004 годы 18
1.Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования
миграции 18
2.Расширение и повышение устойчивости контроля за
развитием миграционной обстановки в городе 19-24
3.Оптимизация объема и структуры миграционных потоков
в интересах социально-экономического и демографического
развития города 24-28
4.Предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных
и профессиональных заболеваний у мигрантов 28-29
5.Обеспечение социально-бытовых условий пребывания
мигрантов 29-36
6.Международное и межрегиональное сотрудничество 36-37
7.Развитие инфраструктуры Комитета по делам миграции 37-41
8.Информационное обеспечение Программы 41
Приложение 1 к Программе
Технико-экономическое основание расходования средств на
реализацию мероприятий Московской городской программы
регулирования миграции на 2002г. 42-53
ПАСПОРТ
Московской городской программы
регулирования миграции на 2002-2004 годы
Наименование Московская городская программа
регулирования миграции на
2002-2004 годы
Основание для разработки Постановления Правительства Москвы от
29.02.2000 N 154 "О Программе регули-
рования миграции в г.Москве на 2000-
2001 годы", от 26.12.2000 N 1026 "О
предварительных итогах выполнения Прог-
раммы Правительства Москвы на 2000 год
и Программе Правительства Москвы на
2001 год", распоряжение Мэра Москвы от
04.07.2000 N 675-РМ "О создании Комите-
та по делам миграции Правительства
Москвы".
Государственный заказчик Правительство Москвы
Цели и задачи Целью Программы является создание
системы регулирования миграционных про-
цессов, соответствие их параметров ин-
тересам устойчивого социально-экономи-
ческого развития столицы.
Приоритетные задачи:
-организация мониторинга миграционной
ситуации, системы регистрации граждан;
-оптимизация объема и структуры мигра-
ционных потоков в интересах социаль-
но-экономического и демографического
развития города;
-предупреждение возникновения инфекци-
онных и паразитарных заболеваний в свя-
зи с прибытием мигрантов, в том числе
из регионов повышенного эпидемиологи-
ческого риска;
-обеспечение социально-бытовых условий
пребывания мигрантов.
Сроки реализации 2002-2004 годы
Источники финансирования Бюджет г.Москвы, бюджет Российской
Федерации, прочие источники.
Основные исполнители Комитет по делам миграции Правительства
Программы Москвы, департаменты, комитеты, управ-
ления Правительства Москвы, федеральные
органы.
Ожидаемые конечные Комплексная реализация мероприятий
результаты реализации Программы позволит:
Программы -повысить устойчивость и эффективность
контроля Правительства Москвы за
миграционной ситуацией;
-создать основу единой автоматизирован-
ной системы учета миграционных потоков;
-снизить объемы привлечения и использо-
вания иностранной рабочей силы за счет
постепенного замещения иностранной ра-
бочей силы, привлекаемой в Москву, ра-
ботниками из других регионов России, в
первую очередь из областей Центрального
федерального округа;
-сократить объемы незаконной трудовой
деятельности иностранных граждан в
торговле и строительстве;
-снизить объемы прибытия невостребован-
ной городом трудовой миграции;
-повысить степень координации и взаимо-
действия органов исполнительной власти
города в вопросе нормативно-правового
регулирования миграционных потоков;
-снизить санитарно-эпидемиологический
риск для населения Москвы в результате
миграции;
-формировать адекватное представление у
населения о политике Правительства
Москвы в области миграции.
Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы осу-
Программы ществляет Правительство Москвы.
Основания и необходимость разработки Программы
Программа разработана Комитетом по делам миграции Правитель-
ства Москвы, являющимся правопреемником ликвидированной Миграцион-
ной службы Москвы в части функций, выполнявшихся подразделениями
Миграционной службы Москвы, содержащихся за счет средств бюджета
города Москвы, во исполнение постановлений Правительства Москвы от
29.02.2000г. N 154 "О Программе регулирования миграции в г.Москве
на 2000-2001 годы" и от 26.12.2000г. N 1026 "О предварительных
итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2000 год и
Программе Правительства Москвы на 2001 год".
Миграция - важный фактор социально-экономического развития
Москвы. Благодаря притоку иногородней рабочей силы обеспечена ус-
тойчивая работа многих секторов экономики города (строительство,
транспорт, коммунальное хозяйство, общая экономическая деятель-
ность и др.) За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне
состояние демографической ситуации в городе.
Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно неза-
конная, несет в условиях непростого состояния рынка труда, серьез-
ную угрозу экономической, социальной, общественной и санитар-
но-эпидемиологической безопасности столицы. В результате массового
притока в город избыточной рабочей силы нарушается регулирование
рынка труда, понижается мотивация работодателей к применению тру-
досберегающих технологий. Падение доходов населения из-за обесце-
нивания труда ведет к маргинализации отдельных слоев населения и
самих мигрантов, сдерживает рост производства товаров и услуг на
предприятиях города.
Дисбаланс между притоком мигрантов и возможностью найти рабо-
ту с достойной оплатой труда, а также несовершенство законодатель-
ства, определяющего порядок регистрации граждан Российской Федера-
ции по месту пребывания, - важнейшие причины вовлечения мигрантов
в противоправную деятельность, криминализации экономической жизни
города под влиянием миграции, монополизации отдельных секторов
экономики криминальными этническими группировками, роста проститу-
ции, попрошайничества, бродяжничества.
Угрозу социально-экономическому развитию Москвы представляет
также масштабная эмиграция населения, вызываемая, не в последнюю
очередь, негативными последствиями избыточного притока мигрантов в
Москву. Эмиграция, развивающаяся на фоне депопуляции, - факт серь-
езный сам по себе, но особенно в связи с качеством теряемого насе-
ления - выезжающие являются, в основном, высококвалифицированными
специалистами, оказавшимися невостребованными на отечественном
рынке труда. Развитие данного процесса ведет к технологическому
отставанию города, невосполнимым потерям в воспроизводстве ее ин-
теллектуального потенциала, упущению возможностей повышения эффек-
тивности экономики города.
Серьезный характер угроз, исходящих от миграционных процессов
в столице с их значительной нелегальной составляющей, ставят Пра-
вительство Москвы перед необходимостью принятия дополнительных
мер, направленных на регулирование численности и улучшение струк-
туры притока мигрантов, а также мер по сдерживанию интеллектуаль-
ной эмиграции.
Состояние миграционной обстановки в Москве
Миграция населения в Москву включает в себя практически все
виды и типы миграционных потоков, различающихся по своим целям,
параметрам и динамике развития.
Статистические данные за 2000 год показывают, что Москва про-
должает оставаться крупнейшим в России центром миграционного при-
тяжения, в котором роль экономической миграции является превалиру-
ющей. Состояние миграционной обстановки в Москве в 2000 году ха-
рактеризуют следующие данные:
- численность постоянного населения Москвы на начало 2001г.
составила 8 546 тыс.человек и сократилась по сравнению с 1991г. на
457 тыс.человек;
- численность "дневного" населения города на сегодня состав-
ляет 11,0-11,5 млн.человек, превышая численность постоянных жите-
лей на 2,5-3,0 млн.человек. Ежедневная маятниковая миграция жите-
лей Подмосковья в Москву составляет около 2-х млн.человек, из них:
700-750 тыс.человек с трудовыми целями, 600-700 тыс.человек с
культурно-бытовыми целями, 60,0 тыс.человек с учебными целями;
- ежедневно в Москву прибывает до 3 млн.человек, в том числе:
воздушным транспортом - до 37 тыс.человек, поездами дальнего сле-
дования - 115 тыс.человек, пригородными поездами - 640 тыс. чело-
век, автотранспортом - 2 090 тыс.человек, из них автобусом - до
150 тыс.человек,; водным, в сезон навигации - до 1,0 тыс.человек;
- численность родившихся составила 72,6 тыс.человек, что на
5,7 тыс.человек больше, по сравнению с 1999г. Численность умерших
- 130,7 тыс.человек, что на 3,0 тыс.человек больше по сравнению с
1999г. Естественная убыль населения в 1992-2000гг. составляла в
среднем 66 тыс.человек в год;
- число лиц, прибывших в город на постоянное жительство (по
данным Мосгоркомстата), составило 103,3 тыс.человек, что на 1,4
тыс.человек меньше по сравнению с 1999г. Численность выехавших
(выбывших) составила 36,6 тыс.человек, что на 8,1 тыс.человек
меньше по сравнению с 1999г. Миграционный прирост населения соста-
вил 66,7 тыс.человек. Положительный миграционный прирост в 2000
году компенсировал естественную убыль населения столицы;
- количество вынужденных переселенцев, беженцев, зарегистри-
рованных в Москве, и лиц, вынужденно покинувших республики бывшего
СССР, временно пребывающих на территории г.Москвы и имеющих соот-
ветствующие документы составляет 15,0 тыс.человек, в том числе из
них: беженцы - 131 человек; лица, вынужденно покинувшие республики
бывшего СССР, временно пребывающие на территории г.Москвы и имею-
щие документы, выданные Биржей труда Мосгорисполкома, Департамен-
том труда и занятости Правительства Москвы в порядке, установлен-
ном распоряжением Премьера Правительства Москвы 31.01.1992г.
N 287-РП - 9,9 тыс.человек; вынужденные переселенцы - 5,0 тыс.че-
ловек;
- прибыло в связи с покупкой жилья 32,1 тыс.человек, в том
числе из Московской области - 9,5 тыс.человек; из других регионов
России - 17,1 тыс.человек; из стран СНГ - 5,3 тыс.человек;
- зарегистрировано граждан по месту пребывания - 995,5
тыс.человек; в том числе граждан СНГ - 643,3 тыс.человек;
- получили постоянную регистрацию по месту жительства в связи
с заключением брака иногородние - около 48 тыс.человек, что в 2,8
раза больше, чем в начале 90-х годов, из них граждане Московской
области - 18,9 тыс.человек, других регионов Российской Федерации -
21,7 тыс.человек, стран СНГ - 6,9 тыс.человек, дальнего зарубежья
- 452 человека;
- количество лиц, получивших российское гражданство - 15,8
тыс.человек;
- численность зарегистрированной иностранной рабочей силы
(далее - ИРС), осуществляющей трудовую деятельность в Москве сос-
тавила 64,5 тыс.человек. Подтверждение на право трудовой деятель-
ности в организациях и учреждениях и предприятиях Москвы получили
более 37,0 тыс.человек, что не превысило квоты, утвержденной пос-
тановлением Правительства Москвы от 29.02.2000г. N 154, в 50
тыс.человек.
Не уменьшаются объемы незаконной миграции, несущей серьезную
угрозу экономической и общественной безопасности, о чем свидетель-
ствуют следующие данные:
- количество задержанных за нарушения паспортных правил и
правил регистрационного учета составило 2,1 млн.человек, в том
числе граждан СНГ - 998,6 тыс.человек;
- оштрафовано за нарушение порядка привлечения и использова-
ния ИРС 513 организаций;
- общее количество лиц, пребывающих в Москве без регистрации
оценивается в 600-800 тыс.человек, из них из дальнего зарубежья
100-150 тыс.человек (в основном из Афганистана, Африки и Юго-Вос-
точной Азии).
Основные цели, направления и задачи
В обозримой перспективе миграционный приток населения в Моск-
ву, в виду крайне неблагоприятных демографических реалий, будет
являться одним из источников прироста населения в городе. Важно,
чтобы этот приток надежно регулировался, отвечал установленным
приоритетам социально-экономического развития города, не создавал
конфликтных ситуаций, не подрывал благосостояние и безопасность ее
жителей.
Учитывая объективные условия дальнейшего роста стоимости жиз-
ни и обустройства в городе, ограниченные возможности территориаль-
ного развития необходимо, чтобы трудоустройство прибывающих миг-
рантов было ориентировано на высокопроизводительный труд с доста-
точно высокой оплатой, востребованный насущными социально-экономи-
ческими интересами города.
С учетом оценки перспектив миграционного движения населения в
Москву основной целью Программы является создание системы регули-
рования миграционных процессов, соответствие их параметров интере-
сам устойчивого социально-экономического развития столицы.
К приоритетным направлениям реализации мер по регулированию
миграционных потоков относятся:
1. Расширение и повышение устойчивости контроля за развитием
миграционной обстановки в городе.
Основными задачами по данному направлению являются:
- организация мониторинга миграционного движения населения в
Москве;
- создание сети пунктов миграционного учета на внешнем желез-
нодорожном и автодорожном транспорте;
- совершенствование контроля за привлечением и использованием
иностранной рабочей силы.
2. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в ин-
тересах социально-экономического и демографического развития горо-
да.
Основными задачами по данному направлению являются:
- постепенное замещение иностранной рабочей силы, привлекае-
мой в Москву, работниками из регионов России, в первую очередь, из
областей Центрального федерального округа;
- сдерживание экономическими и организационными методами раз-
витие предприятий экстенсивного типа, применяющих устаревшие формы
организации труда с привлечением необосновано больших объемов низ-
кооплачиваемого, неквалифицированного труда мигрантов;
- сокращение эмиграционного оттока научно-технического и
творческого потенциала, направленного за пределы России с целью
выезд за рубеж на постоянное место жительства;
- содействие созданию альтернативных городских структур по
временному трудоустройству за рубежом.
3. Предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и
профессиональных заболеваний у мигрантов.
Основными задачами по данному направлению являются:
- организация централизованной системы медицинского освиде-
тельствования всех подлежащих учету категорий мигрантов;
- осуществление надзора за:
- санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и про-
живания мигрантов;
- условиями труда трудовых мигрантов, своевременностью и пол-
нотой проведения профилактических, предварительных и периодических
медицинских осмотров;
- развитие медицинского страхования иностранной рабочей силы.
4.Обеспечение социально-бытовых условий пребывания мигрантов.
Основными задачами по данному направлению являются:
- содействие в оказании социальной поддержки беженцам и вы-
нужденным переселенцам, предусмотренной законодательством Российс-
кой Федерации;
- участие в реализации федеральных программ и мероприятий
расселения беженцев и вынужденных переселенцев, зарегистрированных
в Москве;
- содействие развитию социальной инфраструктуры на территории
временного жилого фонда микрорайона Востряково;
- усиление контроля за соблюдением трудового законодательства
работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу.
Принципы обеспечения Программы
Принципами обеспечения Программы являются:
- уважение и обеспечение основных стандартов в области прав
человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, феде-
ральным законодательством и международными соглашениями, ратифици-
рованными Российской Федерацией;
- содействие в обеспечении прав и возможностей для всех кате-
горий мигрантов на доступ к правовой, социальной и медицинской за-
щите в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- конструктивная увязка права на свободу перемещения и права
на защиту жилища;
- обеспечение транспарентности миграционных процессов с уче-
том международных обязательств Российской Федерации.
Механизм реализации целей и задач Программы
Реализация программы обеспечивается комплексом мероприятий по
правовому, организационному, информационному и финансовому обеспе-
чению.
Правовое обеспечение
Решение задач Программы основывается на существенном расшире-
нии федеральной и городской нормативно-правовой базы регулирования
миграции, обеспечивающих:
- расширение сферы охвата учета иностранной рабочей силы, в
том числе осуществляющей деятельность по гражданско-правовым дого-
ворам;
- введение системы учета миграционных потоков;
- разграничение полномочий и оперативных возможностей Комите-
та по делам миграции Правительства Москвы, Территориального органа
Министерства по делам федерации, национальной и миграционной поли-
тики Российской Федерации в г.Москве и правоохранительных органов
в реализации мер миграционного регулирования в столице;
- представление интересов Правительства Москвы и Комитета по
делам миграции в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
- участие в введении порядка медицинского освидетельствования
мигрантов и осуществления мониторинга санитарно-эпидемиологической
обстановки в городе.
В целях развития государственной нормативно-правовой базы ре-
гулирования миграции разрабатывается пакет предложений Правитель-
ства Москвы в Министерство по делам федерации, национальной и миг-
рационной политики Российской Федерации:
- об обеспечении государственных гарантий, предусмотренных
федеральным законодательством, при предоставлении статуса вынуж-
денного переселенца и беженца в г.Москве;
- об усилении контроля за соблюдением установленного порядка
привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на
предприятиях с иностранными инвестициями;
- о необходимости разработки и принятия федеральных законов:
о миграции, о миграционных органах, об иммиграционном контроле, о
правовом положении иностранных граждан, о привлечении и использо-
вании иностранной рабочей силы, в том числе осуществляющей дея-
тельность по гражданско-правовым договорам.
Также необходимо подготовить проект постановления Правитель-
ства Москвы "О проекте постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в
ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу пе-
редвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос-
сийской Федерации" в части конкретизации положения Закона об обя-
зательствах граждан, регистрирующихся по месту пребывания, "...пе-
ред другими гражданами, государством и обществом...";
По линии формирования городской нормативно-правовой базы ре-
гулирования миграции предусматривается:
- подготовить предложения о создании необходимых условий для
сокращения эмиграционного оттока научно-технического и творческого
потенциала города;
- разработать перспективные методы экономического и админист-
ративного регулирования процессов привлечения иностранной рабочей
силы;
- принять Закон города Москвы "О порядке учета и оформления
иностранной рабочей силы в г.Москве";
- разработать новое положение о порядке контроля за привлече-
нием и использованием иностранной рабочей силы" (с учетом
гражданско-правовых договоров).
Организационное обеспечение
Противодействие актуальным угрозам, создаваемым миграционными
потоками практически всему спектру составляющих безопасности
города - демографическому, трудовому, интеллектуальному, техноло-
гическому потенциалу, общественной и санитарно-эпидемической
безопасности, рынку труда, усиление маргинализации и социальной
дифференциации населения - возможно только при условии активного
взаимодействия структур исполнительной власти как городского, так
и федерального уровня, участвующих в пределах своей компетенции в
регулировании, привлечении, обеспечении и обслуживании миграцион-
ных потоков в столице, а именно:
- Комитета по делам миграции Правительства Москвы
- Территориального органа Министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики Российской Федерации в
г.Москве
- ГУВД г.Москвы
- УФСБ по г.Москве и Московской области
- Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской
федерации по г.Москве
- Управления Министерства по налогам и сборам по г.Москве
- Отдельного отряда пограничного контроля "Москва"
- Московской железной дороги
- Московского УВД на железнодорожном транспорте
- администраций аэропортов Московской воздушной зоны
- Департамента Федеральной государственной службы занятости
населения по г.Москве
- Центра Государственного санитарно-эпидемиологического над-
зора г.Москвы
- Департамента международных связей
- Комитета по внешнеэкономической деятельности
- Комплекса экономической политики и развития
- Комплекса архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города
- Департамента науки и промышленной политики
- Департамента потребительского рынка и услуг
- Управления транспорта и связи
- Комитета здравоохранения
- Московского городского фонда обязательного медицинского
страхования
- Московского комитета образования
- Комитета социальной защиты населения
- Комитета по делам семьи и молодежи
- Центра законотворчества Москвы
- Департамента муниципального жилья и жилищной политики
- Комитета общественных и межрегиональных связей
- Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям
- префектур административных округов
- районных Управ
- Московского городского комитета государственной статистики
- Городского суда Москвы
- Прокуратуры Москвы
- Управления ЗАГС г.Москвы
- Московской регистрационной палаты
- Московской лицензионной палаты
- международных представительств по миграции
- федеральных министерств и ведомств
- Московской Федерации профсоюзов
- Комплекса по имущественно - земельным отношениям.
Программа не является сугубо административным барьером на пу-
ти движения миграционных потоков. Ее основное назначение - в уста-
новлении цивилизованных правил их регулирования, основанных на
учете балансов интересов не только города, но и самих мигрантов.
Предусматривается широкое сотрудничество Комитета по делам мигра-
ции, других исполнителей Программы с общественными организациями,
представителями диаспор, представляющих интересы мигрантов.
Для решения задач Программы, повышения положительного эффекта
от миграции, оперативного учета изменений в миграционной обстанов-
ке выработки новых подходов к регулированию миграции, распростра-
нения информации о вакансиях рабочих мест в Москве для мигрантов,
подготовки предложений для выезда москвичей на временную работу в
другие регионы и за рубеж предусматривается:
- максимальное использование международного опыта обеспечения
миграционной безопасности, развитие в соответствии с действующим
законодательством и нормативными актами Правительства Российской
Федерации установившихся контактов города с региональными предста-
вительствами УВКБ ООН, МОМ, другими международными организациями в
области миграции;
- проведение Комитетом по делам миграции на постоянной основе
координационных совещаний по трудовой миграции в Москву с руково-
дителями отраслевых и территориальных рабочих групп по подготовке
предложений и заключений о целесообразности привлечения ИРС в
Москву;
- создание альтернативных городских структур по международно-
му и межрегиональному обмену рабочей силой;
- проведение комплекса мероприятий по организации первичного
медицинского освидетельствования всех подлежащих учету категорий
мигрантов.
В целях учета массовых потоков миграции и в связи с недоста-
точностью развития существующих пунктов иммиграционного контроля
(Шереметьево-1,2 и Внуково) предусматривается создание территори-
альных подразделений в административных округах города по учету
иностранных граждан, привлекаемых и используемых на городских рын-
ках и приравненных к ним территориях, на культурно-зрелищных и
спортивно-массовых объектах, а также на транспорте.
Информационное обеспечение
Учет миграции является одним из наиболее затрудненных видов
сбора данных о населении. Учет внутренних и внешних миграционных
потоков в настоящее время производится разными ведомствами с при-
менением различных методик.
Хорошо поставленный учет динамики численности населения стра-
ны чрезвычайно важен. Значение его возрастает там, где миграция
является главным источником, компенсирующим последствия старения и
восполняющим естественную убыль населения. Не имея адекватного
представления о структуре миграционного потока нельзя строить дос-
товерные прогнозы численности населения, социально-экономического
развития региона.
В мировой практике наиболее распространены три способа сбора
статистических данных о миграции: переписи населения, выборочные
обследования и текущий учет (регистрация граждан и др.).
Информационное обеспечение Программы осуществляется в форме
мониторинга движения миграционных потоков на основании:
- данных о миграционных потоках в город из других регионов
России, ближнего и дальнего зарубежья, полученных путем обследова-
ния выборочной совокупности (25% населения) в рамках Всероссийской
переписи населения в г.Москве;
- данных о маятниковой миграции между г.Москвой и Московской
областью, полученных путем проведения дополнительного сплошного
обследования одновременно с Всероссийской переписью населения 2002
года в г.Москве и Московской области;
- данных о регистрации граждан по месту пребывания и по месту
жительства;
- данных о предоставлении гражданам статуса беженца и вынуж-
денного переселенца;
- данных об иностранных гражданах, получивших подтверждение
на право трудовой деятельности;
- сведений от департаментов, комитетов, управлений и других
организаций, участвующих в пределах своей компетенции в регулиро-
вании, обеспечении и обслуживании миграционных потоков, о миграци-
онном движении населения в городе;
- сведений об объемах и структуре входящих и выходящих мигра-
ционных потоков на объектах внешнего и внутреннего транспорта;
- выборочных уточняющих обследований различных миграционных
потоков по разработанным методикам.
В целях проведения информационной кампании по разъяснению и
освещению политики Правительства Москвы в области миграции осу-
ществляется:
- размещение информационных материалов в периодической печа-
ти,
- выпуск ежеквартального журнала "Трудовая миграция",
- подготовка материалов для сборников "Правительство-Город-
Люди", "Симптом", "Пульс",
- издание справочной, методической и нормативной литературы,
проведение информационных кампаний средствами наружной рекламы,
- организация еженедельной информационно-публицистической те-
лепрограммы "Иммигрант" на телеканале ТВ-Центр".
Финансовое обеспечение
Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты
на реализацию мероприятий федеральных и городских программ по со-
циальному обеспечению беженцев и вынужденных переселенцев, предус-
мотренных соответствующими Законами, по импорту и экспорту иност-
ранной рабочей силы и по другим мероприятиям регулирования, обес-
печения, обслуживания миграции в городе, которые покрываются из
Федерального бюджета, бюджета г.Москвы, прочих источников. Раздел
сформирован на основе предложений и замечаний участников регулиро-
вания миграции в столице.
Технико-экономическое обоснование расходования средств на ре-
ализацию мероприятий Программы на 2002 год представлено в Приложе-
нии к Программе.
.
- 18 -
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Московской городской программы регулирования миграции в г.Москве на 2002-2004 годы".
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| N | | Основные | Срок | Источники |
| п.п. | Наименование мероприятия | исполнители | исполнения | финансирования |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования миграции. |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 1.1 |Подготовить проект постановления Правительства|Комитет по | II |За счет средств|
| |Москвы "О проекте постановления Московской го-|делам миграции,| полугодие |текущего финан-|
| |родской Думы "О проекте федерального закона о|Управление по | 2002г. |сирования испол-|
| |внесении изменений и дополнений в ст.3 Закона|связям с орга- | |нителя мероприя-|
| |Российской Федерации "О праве граждан на свободу|нами законода- | |тия |
| |передвижения, выбор места пребывания и жительст-|тельной и ис- | | |
| |ва в пределах Российской Федерации" в части|полнительной | | |
| |конкретизации положения Закона об обязательствах|власти | | |
| |граждан, регистрирующихся по месту пребывания,| | | |
| |"...перед другими гражданами, государством и об-| | | |
| |ществом...". | | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 1.2 |Подготовить и представить в Комплекс экономичес-|Комитет по | 2003г. |За счет средств|
| |кой политики и развития проект распорядительного|делам миграции | |текущего финан-|
| |документа о сокращении эмиграционного оттока на-| | |сирования испол-|
| |учно-технического и творческого потенциала горо-| | |нителей меропри-|
| |да. | | |ятия |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 1.3 |Продолжить практику взаимодействия структурных|Московский |2002-2004гг.|За счет средств|
| |подразделений Правительства Москвы, неправитель-|комитет образо-| |текущего финан-|
| |ственных организаций и Управления Верховного Ко-|вания, | |сирования испол-|
| |миссара ООН по делам беженцев. |Комитет по | |нителей меропри-|
| | |делам миграции | |ятия |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| |
| 2. Расширение и повышение устойчивости контроля за развитием миграционной обстановки в городе |
| |
+-------+----------------------------------------------------------------------------------------------+
| | |
| 2.1 |Организация мониторинга миграционных процессов в Москве |
| | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.1.1 |Разработать и представить в Комплекс экономичес-|Комитет по | 2002г. |За счет средств|
| |кой политики и развития предложения по системе и|делам миграции | |текущего финан-|
| |структуре учета миграционного движения в Москве,| | |сирования испол-|
| |в целях его использования при решении экономи-| | |нителей меропри-|
| |ческих и социальных задач развития Москвы. | | |ятия |
| | | | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.1.2 |Определить объемы и структуру миграционных пото-|Мосгоркомстат, |2002-2003гг.|Федеральный |
| |ков в г.Москву по выборочной совокупности на ос-|Комитет по | |Бюджет |
| |нове Всероссийской переписи населения. |делам миграции | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.1.3 |Определить объемы и структуру маятниковой мигра-|Мосгоркомстат, |2002-2003гг.|Бюджет г.Москвы |
| |ции между г.Москвой и Московской областью в рам-|Комитет по | | |
| |ках дополнительного обследования, проводимого|делам миграции | | |
| |одновременно с Всероссийской переписью населе-| | | |
| |ния. | | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.1.4 |Предоставлять в Комитет по делам миграции сведе-|Паспортное уп- | постоянно |За счет средств|
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| |ния о миграционном движении населения в городе|равление ГУВД | |текущего финан-|
| |согласно компетенции. |г.Москвы, | |сирования испол-|
| | |УВИР ГУВД | |нителей меропри-|
| | |г.Москвы, | |ятия |
| | |ГУП НИиПИ | | |
| | |Генплана | | |
| | |г.Москвы, | | |
| | |Мосгоркомстат, | | |
| | |Комитет здраво-| | |
| | |охранения, | | |
| | |Центр Госсан- | | |
| | |эпиднадзора, | | |
| | |Регистрационная| | |
| | |палата, | | |
| | |Лицензионная | | |
| | |палата | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | |
| 2.2 |Организация миграционного учета на внешнем транспорте |
| | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.2.1 |Разработать и представить в Комплекс экономичес-|Комитет по | I |За счет средств|
| |кой политики и развития порядок учета миграцион-|делам миграции | квартал |текущего финан-|
| |ных потоков на внешнем транспорте. | | 2002г. |сирования испол-|
| | | | |нителей меропри-|
| | | | |ятия |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.2.2 |Подготовить и представить в Комплекс экономичес-|Комитет по | I |Бюджет г.Москвы |
| |кой политики и развития технико-экономическое|делам миграции | квартал | |
| |обоснование создания автоматизированной системы| | 2002г. | |
| |учета миграционных потоков с открытием пунктов| | | |
| |миграционного учета на транспорте. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.2.3 |Создать автоматизированную систему учета мигра-|Комитет по | |Бюджет г.Москвы |
| |ции (АСУМ): |делам миграции,| | |
| | |Департамент | | |
| | |науки и промыш-| | |
| | |ленной полити- | | |
| | |ки, | | |
| | |ГУВД г.Москвы, | | |
| | |ОАО МКНТ, | | |
| | |Московская | | |
| | |железная доро- | | |
| | |га, | | |
| | |Московское уп- | | |
| | |равление внут- | | |
| | |ренних дел на | | |
| | |ж/д транспорте,| | |
| | |Москомархитек- | | |
| | |тура, | | |
| | |Управление | | |
| | |транспорта и | | |
| | |связи | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
|2.2.3.1|I этап * | | 2003г. | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+ |
|2.2.3.2|II этап ** | | 2004г. | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 2.3 |Модернизация Автоматизированной системы учета населения (АСУН) для решения задач мониторинга: |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.3.1 |Разработать технико-экономическое обоснование|ГУВД г.Москвы | 2002г. |Бюджет г.Москвы |
| |для определения финансовых затрат на модерниза-| | | |
| |цию Автоматизированной системы учета населения| | | |
| |(АСУН). | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.3.2 |Осуществить модернизацию Автоматизированной сис-|ГУВД г.Москвы |2003-2004гг.|Бюджет г.Москвы |
| |темы учета населения (АСУН). | | | |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 2.4 |Совершенствование учета привлечения и использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС). |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 2.4.1 |Осуществлять работу по исполнению норматив-|Комитет по | постоянно |За счет средств|
| |но-правовых актов города Москвы в сфере привле-|делам миграции,| |текущего финан-|
| |чения и использования ИРС, включая проведение|ГУВД г.Москвы, | |сирования испол-|
| |комплексных проверок на рынках города. |УМНС по г.Моск-| |нителей меропри-|
| | |ве, | |ятия |
| | |УФСНП РФ по | | |
| | |г.Москве, | | |
| | |Департамент | | |
| | |потребительско-| | |
| | |го рынка и ус- | | |
| | |луг | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
* Создание и открытие пунктов миграционного учета на Курском, Павелецком железнодорожных вокзалах
(основной исполнитель - Комитет по делам миграции)
** Создание и открытие пунктов миграционного учета на автовокзале "Московский" и Волоколамском шоссе
(основной исполнитель - Комитет по делам миграции)
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.4.2 |Подготовить и представить в Комплекс экономичес-|Комитет по | 2002г. |За счет средств|
| |кой политики и развития предложения по введению|делам миграции,| |текущего финан-|
| |системы статистической отчетности по привлечению|Мосгоркомстат | |сирования испол-|
| |иногородней и иностранной рабочей силы предприя-| | |нителей меропри-|
| |тиями и организациями города. | | |ятия |
| | | | | |
+-------+------------------------------------------------+---------------+------------+----------------+
| | | | | |
| 2.4.3 |Ввести государственную региональную статистичес-|Комитет по |2003-2004гг.|Бюджет г.Москвы |
| |кую отчетность об использовании иностранной и|делам миграции,| | |
| |иногородней рабочей силы предприятиями и органи-|Мосгоркомстат | | |
| |зациями города. | | | |
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 707-ПП
Дата:
2001-07-31
Позиционируется в разделах:
Общие вопросы >> Жилье, миграция, межнациональные отношения