Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Автомобильный транспорт
Борьба с аварийностью, безопасность движения
Водный транспорт
Воздушный транспорт
Городской транспорт
Дорожное хозяйство
Железнодорожный транспорт
Земли транспорта
Лицензирование и сертификация на транспорте
Льготы на транспорте
Общие вопросы транспорта
Регистрация транспортных средств
Трубопроводный транспорт и иные специализированные виды транспорта

Документы правительства РФ >> >> Регулирование отдельных видов деятельности >> Транспорт

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384

"О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"

В целях повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в месячный срок разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта, предложения по ее составу, предусмотрев возложение на эту Комиссию функций по координации и контролю реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.

О названной Комиссии см. постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 579

3. Установить, что реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:

первый этап - 2001-2002 годы;

второй этап - 2003-2005 годы;

третий этап - 2006-2010 годы.

4. Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней, иным обязательным платежам и договорным обязательствам;

б) разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

в) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;

г) создание условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;

д) осуществление мероприятий по обеспечению взаимного доступа организаций федерального железнодорожного транспорта и организаций, владеющих инфраструктурой железнодорожного транспорта, к инфраструктурам железнодорожного транспорта друг друга;

е) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта;

ж) разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

з) продолжение приватизации и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;

и) формирование в рамках открытого акционерного общества "Российские железные дороги" самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности, не связанных с перевозками) и введение раздельного учета по этим видам деятельности;

к) разработку механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;

л) подготовку и представление в установленном порядке отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002-2005 годы" в части, касающейся железнодорожного транспорта;

м) определение механизма внешнего и внутреннего контроля проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающего минимизацию риска потери активов и других возможных рисков.

5. Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) реорганизацию открытого акционерного общества "Российские железные дороги" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками);

б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;

в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах;

д) создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов;

е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта;

ж) проработку организационно-правовых механизмов и последствий выделения самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих грузовые перевозки, из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и рассмотрение вопроса о целесообразности такой реорганизации.

6. На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

7. Министерству путей сообщения Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию структурной реформы на железнодорожном транспорте.

8. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимать в пределах своей компетенции меры по решению задач, предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте;

б) провести реструктуризацию задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта в бюджеты субъектов Российской Федерации;

О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом см. постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 890

в) обеспечить полную компенсацию убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении на федеральном железнодорожном транспорте.
Председатель
Правительства
Российской Федерации


М.Касьянов

Программа

структурной реформы на железнодорожном транспорте

(утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384)

  I.   Современное состояние  железнодорожного  транспорта  в   России и 
       предпосылки для его реформирования                                
  II.  Основные  направления  структурной  реформы  на   железнодорожном 
       транспорте                                                        
    Цели, задачи и принципы реформы                                      
    Выбор оптимальной модели организации железнодорожного  транспорта  в 
    России                                                               
    Постепенность процесса реформирования                                
    Разделение  функций  государственного  регулирования  и  организации 
    хозяйственной деятельности                                           
    Разделение основных и неосновных видов деятельности                  
    Переход от монопольного состояния к конкурентному                    
    Формирование   организационной   структуры   по       основным видам 
    деятельности                                                         
    Интеграция инфраструктуры и  части  грузовых  перевозок.  Сохранение 
    государственного регулирования и контроля над инфраструктурой        
    Необходимость формирования единого хозяйствующего субъекта           
    Сфера  деятельности,  функции  и  имущественный  комплекс  открытого 
    акционерного общества "Российские железные дороги"                   
    Функции Министерства путей сообщения Российской Федерации            
    Организационная   структура    открытого    акционерного    общества 
    "Российские железные дороги"                                         
    Первый (подготовительный) этап реформ (2001 - 2002 годы)             
    Цели первого (подготовительного) этапа реформы                       
    Содержание первого (подготовительного) этапа реформы                 
    Механизм  поддержки  убыточных  видов   деятельности   (пассажирских 
    перевозок)                                                           
    Механизмы   управления   реформой   при    переходе    от    первого 
    (подготовительного) этапа ко второму этапу                           
    Второй этап реформы (2003 - 2005 годы)                               
    Организационно-правовое  обособление   самостоятельных   структурных 
    образований, осуществляющих отдельные виды деятельности              
    Третий этап реформы (2006 - 2010 годы)                               
    Система государственного регулирования на железнодорожном транспорте 
    Методы государственного регулирования в монопольных  и  конкурентных 
    секторах                                                             
    Совершенствование системы государственного тарифного регулирования   
    Разделение  тарифа  на  инфраструктурную,  локомотивную  и  вагонную 
    составляющие                                                         
    Совершенствование системы индексации тарифов                         
    Социальная политика на железнодорожном транспорте                    
    Повышение  мотивации  труда  как  необходимое  условие     роста его 
    производительности                                                   
    Сокращение числа занятых                                             
    Снижение расходов на социальную сферу                                
    Вывод объектов социальной сферы                                      
    Образовательные учреждения                                           
    Объекты жилищно-коммунального хозяйства                              
    Объекты здравоохранения, рабочего снабжения, культуры и спорта       
    Ожидаемые результаты реформирования                                  
  III. План   первоочередных   мероприятий   по   реализации   программы 
       структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 -  2002 
       годы                                                              

I. Современное состояние железнодорожного транспорта в России и предпосылки для его реформирования

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается объемом выполняемых им перевозок: доля этого вида транспорта в 1999 году составила 81 процент всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом). В системе железнодорожного транспорта занято 1 млн, 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного населения России. В этой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль в поддержании социально-экономической стабильности в стране и обеспечении роста эффективности экономики.

Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России и тенденций его развития показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:

1. Уровень эффективности железнодорожного транспорта, ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям складывающейся экономической ситуации. Это связано, в частности, с низким уровнем мотивации работников: отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда, а также относительно низок уровень оплаты труда отдельных категорий работников (особенно работников нижних тарифных разрядов). Наметилась опасная тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из отрасли.

2. Совмещение функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления сдерживает развитие рыночных отношений в отрасли и препятствует развитию конкурентной среды.

3. Система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна, в частности:

система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна, изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;

существуют несколько тарифных центров и тарифных систем;

отсутствует дифференцированный подход к регулированию естественно-монопольных, конкурентных и потенциально конкурентных видов деятельности;

отсутствует согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий;

отсутствует механизм предоставления равноправного доступа к инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам и обеспечения благоприятной среды для их деятельности;

регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует;

несовершенна нормативная база функционирования железнодорожного транспорта.

4. Высокая степень износа основных фондов отрасли в условиях прогнозируемого роста спроса на перевозки требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях. В период с 1992 года ежегодный объем инвестиций в отрасль снизился более чем в три раза, а износ основных производственных фондов возрос с 36 до 55 процентов. Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих пяти лет, превышает 780 млрд. рублей.

Основными препятствиями в решении этих проблем являются:

недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;

ограниченные возможности привлечения частных инвестиций в необходимом масштабе;

перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счет прибыльных в рамках Министерства путей сообщения Российской Федерации в целом (по международным стандартам бухгалтерской отчетности убыток от пассажирских перевозок в 1999 году превысил 26 млрд, рублей);

низкая прибыльность системы Министерства путей сообщения Российской Федерации в целом (в том числе в связи с перегруженностью объектами социальной сферы и неосновными видами деятельности) при ограниченности административных рычагов повышения эффективности деятельности. Финансовое состояние железнодорожного транспорта также характеризуется недостаточностью собственного капитала в оборотных активах, значительными объемами кредиторской и дебиторской задолженности, задолженностью, перед фискальной системой и неудовлетворительным показателем текущей платежеспособности;

сокращение доли российского железнодорожного транспорта на традиционных и перспективных мировых рынках и отсутствие условий для изменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.

5. В условиях экономического роста ключевыми требованиями для эффективной работы железнодорожного транспорта становятся снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг и гибко реагировать на изменения спроса. Решение этих вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере перевозок.

Неотложность решения данных проблем, а также наличие в настоящее время относительно благоприятных условий (экономических, социальных и политических) определяют необходимость и возможность проведения реформы на железнодорожном транспорте.

II. Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте

Цели, задачи и принципы реформы

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:

разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских за счет грузовых, внутрироссийских за счет экспортно-импортных перевозок;

совершенствование тарифной политики;

дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

недопустимость слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта в России

Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта в России осуществлялся с учетом состояния железнодорожного транспорта в России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели железнодорожного транспорта в России являются следующие основные положения:

поэтапное реформирование и минимизация риска необратимых действий;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

разделение основных и неосновных видов деятельности;

переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;

формирование организационной структуры по основным видам деятельности;

сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

сохранение интеграции инфраструктуры с частью грузовых перевозок, по крайней мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего независимым компаниям-операторам.

Постепенность процесса реформирования

Постепенность (поэтапность) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:

устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта;

контроль и возможность корректировки действий на основе анализа промежуточных результатов.

Разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности

При переходе к новой модели организации железнодорожного транспорта ключевым моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций уже на начальном этапе реформирования. Это разделение необходимо для внедрения конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и справедливого тарифообразования.

Разделение основных и неосновных видов деятельности

Виды деятельности, непосредственно не связанные с перевозками, должны быть обособлены с последующим их выведением из системы железнодорожного транспорта, поскольку они могут быть ориентированы на других потребителей услуг и предоставлять иные возможности для специализации. Окончательное решение о выделении указанных видов деятельности принимается с учетом результатов комплексного анализа экономического эффекта, достигаемого в результате выделения.

Переход от монопольного состояния к конкурентному

Основой для принятия решений о разделении существующих видов деятельности является их классификация на естественно-монопольные, временно-монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные.

Временно-монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения эффективности и уровня качества услуг, внедрения инноваций. В отношении предприятий, осуществляющих конкурентные и временно-монопольные (по мере их демонополизации) виды деятельности, будет решаться вопрос о приватизации. Государственное регулирование будет постепенно заменено рыночными механизмами регулирования во временно-монопольном и конкурентном секторах.

Формирование организационной структуры по основным видам деятельности

При переходе к новой модели организации железнодорожного транспорта его территориально-функциональная организация будет преобразована в организацию по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки и т.п.).

Разделение грузовых, пассажирских пригородных перевозок и пассажирских перевозок в дальнем следовании в результате реформирования обусловлено различиями между соответствующими рынками, основными фондами и техническими средствами, используемыми в этих видах деятельности. Данное разделение позволит более точно и своевременно определять прямые и общие затраты по видам деятельности.

Прозрачность деятельности предприятий железнодорожного транспорта, достигнутая вследствие их разделения, принесет ряд следующих преимуществ:

станет прозрачным механизм перекрестного субсидирования, что создаст основу для принятия решений относительно убыточных видов деятельности;

будут выявлены области сокращения эксплуатационных затрат;

будет сформирована основа для эффективного государственного регулирования, в том числе тарифов.

Транзитные, интермодальные и рефрижераторные грузовые перевозки также выделяются в отдельные направления деятельности, так как по сравнению с перевозками основных категорий грузов эти перевозки в наибольшей степени конкурируют с другими видами транспорта.

Интеграция инфраструктуры и части грузовых перевозок. Сохранение государственного регулирования и контроля над инфраструктурой

Интеграция инфраструктуры большей части локомотивного парка и части грузовых вагонов является целесообразной (при поэтапном увеличении доли организационно-обособленного вагонного парка), по крайней мере в течение нескольких первых лет реформирования, по следующим причинам;

грузовые перевозки обеспечивают основную часть загрузки производственных мощностей инфраструктуры;

указанная интеграция позволит сохранить рост экономической эффективности при увеличении масштабов хозяйственной деятельности (экономию масштаба), избежать дополнительных затрат на управление критичными "стыками", в результате чего возможно минимизировать издержки на:

а) управление движением поездов, в том числе составление графиков движения;

б) управление пропускной способностью инфраструктуры в случае возникновения непредвиденных осложнений, например, отставания от предусмотренного графика движения, накопления поездов и т. д.;

в) технологическую координацию взаимосвязанных видов деятельности.

Интеграция позволит более эффективно управлять инфраструктурой при одновременном обеспечении устойчивости, поскольку основным источником финансирования инфраструктуры и основным ее пользователем являются компании, осуществляющие грузовые перевозки.

По мере создания необходимых условий начиная со второго этапа реформы будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счет покупки новых локомотивов грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры). Постепенное увеличение доли парка грузовых вагонов, находящейся в частной собственности, целесообразно по следующим причинам:

будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;

будут привлекаться частные инвестиции и обеспечиваться доступ к финансовым ресурсам третьих сторон;

за счет принадлежащей владельцу инфраструктуры части вагонного парка будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки (эти перевозки могут при необходимости осуществляться и частными компаниями).

Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состава, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.

Вместе с тем сохранение единства инфраструктуры и перевозочной деятельности не гарантирует равноправного доступа независимых, частных перевозчиков к инфраструктуре. Эта проблема будет решена с помощью создания механизмов регулирования доступа. Необходимо также предусмотреть сохранение полного государственного контроля над инфраструктурой.

По мере развития структурной реформы на железнодорожном транспорте могут складываться условия, при которых возможно полное организационное отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности. Решение о полном организационном отделении инфраструктуры может быть принято с учетом международного опыта при выполнении ряда условий, в результате которых будут:

полностью завершена внутренняя реорганизация по видам деятельности, организационно выделены пассажирские, транзитные, интермодальные и рефрижераторные перевозки, за счет чего создана основа для апробации механизмов взаимодействия компании - владельца инфраструктуры с компаниями-перевозчиками;

разработаны и протестированы технические стандарты и правила технологической координации деятельности перевозчиков и владельца инфраструктуры;

созданы и протестированы регуляторные механизмы обеспечения равноправного доступа компаний-перевозчиков к инфраструктуре, в частности, механизмы обеспечения соблюдения технических стандартов инфраструктурной компанией и всеми пользователями инфраструктуры;

разработан механизм финансирования инфраструктуры за счет средств, взимаемых по тарифам с компаний-перевозчиков, а при недостаточности этих средств - также за счет федерального бюджета;

разработаны и протестированы механизмы мотивации будущей инфраструктурной компании для сокращения издержек, оптимизации инвестиционной деятельности и совершенствования набора и качества предоставляемых услуг;

разработан механизм обеспечения перевозок для нужд государства.

В целом доказана устойчивым функционированием пассажирских компаний, компаний по транзитным, интермодальным и рефрижераторным перевозкам и независимых компаний-операторов в течение трех лет технологическая возможность отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности без нарушения устойчивости и безопасности системы. В частности:

а) разработан и протестирован механизм управления пропускной (провозной) способностью сети при сбоях графика, ограничениях пропускной (провозной) способности и других осложнениях;

б) разработана, протестирована и введена в действие единая система управления движением поездов, предусматривающая автоматизированное составление графика движения и плана формирования поездов при взаимодействии многих компаний-перевозчиков;

в) действует система сигнализации, обеспечивающая безопасность движения и оптимальное использование мощностей инфраструктуры при наличии многих компаний-перевозчиков.

Необходимость формирования единого хозяйствующего субъекта

На первом (подготовительном) этапе реформирования функции хозяйственного управления, осуществляемые Министерством путей сообщения Российской Федерации, будут выделены из ведения этого Министерства и переданы единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", 100 процентов акций которого будет принадлежать государству. Его создание позволит обеспечить:

устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта в период реформирования, в частности, сведение к минимуму риска необратимых действий, которые могут привести к потере экономической и/или технологической устойчивости;

формирование и усиление управленческих связей между структурными образованиями, осуществляющими однородные виды деятельности, при сохранении территориальной организации системы;

сведение к минимуму возможностей роста трансакционных издержек, сопровождающих изменение структуры управления;

ликвидацию механизма расчетных цен между элементами системы (железными дорогами и Министерством путей сообщения Российской Федерации) с целью повышения ее прозрачности: лишение железных дорог статуса юридических лиц и переход на бюджетно-сметный принцип финансирования позволит отказаться от механизма использования расчетных цен и обеспечит большую объективность формирования финансовых результатов по структурным подразделениям и видам деятельности;

использование эффекта масштаба.

Сфера деятельности, функции и имущественный комплекс открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на первом (подготовительном) этапе реформы осуществляет следующие основные виды деятельности и выполняет следующие функции:

1) предоставление услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе независимым собственникам подвижного состава) и ее поддержание в эксплуатационном состоянии. К инфраструктуре железнодорожного транспорта относятся: путь и искусственные сооружения, подразделения по обеспечению их содержания и ремонта, станции, системы электрификации и технологической связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы управления движением и система управления перевозками, здания и сооружения, использованные для обеспечения перевозочного процесса;

2) эксплуатация локомотивного парка и предоставление услуг локомотивной тяги;

3) осуществление грузовых перевозок собственным грузовым вагонным парком;

4) грузовые перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки;

5) эксплуатация парка пассажирских вагонов локомотивной тяги и осуществление дальних пассажирских перевозок;

6) эксплуатация моторвагонного парка пригородного сообщения и предоставление услуг пригородных пассажирских перевозок (возможно, с участием субъектов Российской Федерации);

7) эксплуатация иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

8) оперативное управление перевозочным процессом (формирование графика движения, диспетчеризация и другие функции управления технологическим процессом перевозки);

9) организация и контроль обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также осуществление аварийно-восстановительных работ;

10) производство, строительство и ремонт инфраструктуры, подвижного состава и технических средств предприятиями, входящими в структуру федерального железнодорожного транспорта;

11) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обеспечение безопасности движения и повышение эффективности железнодорожного транспорта, проведение единой научно-технической и инновационной политики;

12) эксплуатация объектов социальной сферы, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта;

13) финансовое планирование, формирование и исполнение бюджета и корпоративное управление;

14) разработка и реализация инвестиционной стратегии;

15) управление информационными ресурсами;

16) выработка предложений по совершенствованию нормативных актов по эксплуатации железных дорог и технических средств, безопасности перевозок и охране труда, экологической безопасности, обеспечению охраны объектов, сохранности перевозимых грузов и имущества, пожарной безопасности;

17) разработка проектов единых технических и технологических правил и требований к перевозочному процессу;

18) проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций;

19) обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

20) обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны;

21) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации;

22) накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва;

23) создание и подготовка специальных формирований;

24) выработка мер по защите объектов, работников и пассажиров железнодорожного транспорта от террористических проявлений;

25) участие в проведении единой согласованной социальной политики на железнодорожном транспорте;

26) другие функции и виды деятельности, направленные на обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта.

Для обеспечения выполнения перечисленных видов деятельности открытое акционерное общество "Российские железные дороги" наделяется имуществом федерального железнодорожного транспорта по следующим основным группам:

1) инфраструктура железнодорожного транспорта;

2) локомотивный парк Министерства путей сообщения Российской Федерации, локомотивные депо, пункты технического обслуживания локомотивов;

3) грузовой вагонный парк Министерства путей сообщения Российской Федерации, вагонные депо, пункты технического обслуживания грузовых вагонов;

4) парк пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирские депо обслуживания и ремонта вагонов локомотивной тяги, пункты технического обслуживания вагонов;

5) моторвагонный парк пригородного сообщения, моторвагонные пассажирские депо, пункты технического обслуживания моторвагонного подвижного состава;

6) имущество предприятий, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта и обеспечивающих производство, строительство и ремонт инфраструктуры, подвижного состава и технических средств железнодорожного транспорта (за исключением предприятий, выводимых из структуры федерального железнодорожного транспорта);

7) имущество предприятий, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта и обеспечивающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8) объекты социальной сферы (за исключением образовательных учреждений, учреждений культуры и отдельных объектов социальной сферы, сохраняющих статус государственных учреждений либо передаваемых на баланс муниципальных образований);

9) недвижимое и прочее имущество, необходимое для осуществления административно-управленческих функций.

Вопрос о наделении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" имуществом перечисленных основных групп решается исходя из следующего:

1) в отношении имущества инфраструктуры законодательством вводится режим ограничения его оборота, предусматривающий особый порядок распоряжения данным имуществом (возможности его отчуждения);

2) законодательством определяется перечень имущества предприятий железнодорожного транспорта, не подлежащего приватизации, и порядок приватизации остального имущества;

3) промышленные, ремонтные и строительные предприятия, непосредственно не связанные с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте, а также предприятия общественного питания и торговли могут не включаться в имущественный комплекс хозяйствующего субъекта, если соблюдены следующие условия:

а) предприятие не является единственным поставщиком товаров и услуг для системы федерального железнодорожного транспорта;

б) предприятие имеет стабильный рынок сбыта своей продукции помимо федерального железнодорожного транспорта;

в) предприятие обладает конкурентоспособной технологией;

г) немедленное выделение предприятия не приведет к существенному росту трансакционных издержек для системы железнодорожного транспорта в целом.

Процедура приватизации таких предприятий может быть организована одним из следующих способов:

1) закрепление 100 процентов акций в государственной собственности с последующей их передачей единому хозяйствующему субъекту;

2) вывод предприятий из структуры федерального железнодорожного транспорта с реализацией акций в установленном законодательством порядке;

3) включение имущества предприятий в состав имущественного комплекса единого хозяйствующего субъекта с последующим выделением из него в виде дочерних предприятий.

Конкретный способ приватизации каждого такого предприятия будет определен комиссией по приватизации в порядке, установленном законодательством.

Перечень передаваемого имущества и реорганизуемых предприятий уточняется в период осуществления мероприятий по созданию открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Функции Министерства путей сообщения Российской Федерации

После исключения из Министерства путей сообщения Российской Федерации функций организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте оно сохраняется как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и выполняет следующие функции:

1) проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения;

2) разработка, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов в области:

технической эксплуатации железных дорог, иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, безопасности перевозок и экологии, обеспечения охраны объектов, сохранности перевозимых грузов и имущества, пожарной безопасности, а также охраны труда;

установления обязательных требований к техническим средствам, используемым на железнодорожном транспорте, а также услугам, предоставляемым при перевозках грузов и пассажиров (технических регламентов и стандартов);

3) лицензирование, сертификация и стандартизация на железнодорожном транспорте в пределах своих полномочий;

4) надзор за соблюдением метрологических правил и норм;

5) руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной;

6) обеспечение защиты государственной тайны;

7) участие в осуществлении государственной политики в области борьбы с террористическими проявлениями на железнодорожном транспорте, координация и взаимодействие по данному вопросу с компетентными органами;

8) регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров;

9) другие функции государственного регулирования в области железнодорожного транспорта.

Организационная структура открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

В процессе реформирования будет осуществляться постепенный переход от преимущественно функционально-территориального принципа организации деятельности федерального железнодорожного транспорта к функциональному принципу, имея в виду ее классификацию по следующим видам деятельности:

грузовые перевозки;

содержание и эксплуатация инфраструктуры;

предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);

пассажирские перевозки в дальнем следовании;

пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

ремонт подвижного состава;

строительство объектов инфраструктуры;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

содержание социальной сферы;

прочие виды деятельности.

По каждому из перечисленных видов деятельности в рамках бухгалтерского баланса открытого акционерного общества "Российские железные дороги" формируется отдельный бухгалтерский баланс. Методика раздельного учета доходов, затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности будет определяться органами государственного регулирования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Территориальные подразделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (железные дороги и их отделения) будут осуществлять налоговые платежи в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поступление налоговых платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации после создания открытого акционерного общества "Российские железные дороги" не изменится.

При формировании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" будут продолжены работы по совершенствованию системы управления движением, будет вестись отработка новой структуры управления перевозками, включающей в себя:

главный центр управления перевозками;

региональные центры управления перевозками;

опорные центры;

станции.

В структуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на всех этапах реформы сохраняются и на постоянной основе работают органы управления и структурные подразделения, ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, которые в своей деятельности руководствуются специальной подпрограммой данной Программы.

Первый (подготовительный) этап реформ (2001 - 2002 годы)

Цели первого (подготовительного) этапа реформы

Первый этап, продолжительность которого составит 1,5 - 2 года, - подготовительный. Его основными целями являются:

создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;

подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;

управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности;

организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.

Содержание первого (подготовительного) этапа реформы

Будет осуществлена передача функций, связанных с хозяйственной деятельностью, выполняемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Организационно-правовое обособление самостоятельных структурных образований на базе отдельных видов деятельности будет осуществляться на втором этапе реформы на основе создания на первом этапе условий, включающих:

формирование управления по видам деятельности, внедрение системы сегментарного учета по видам деятельности и структурным подразделениям хозяйствующего субъекта, а также системы управленческого учета;

формирование самостоятельных бухгалтерских балансов по видам хозяйственной деятельности;

подготовка к выделению самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности, в дочерние компании (или независимые акционерные общества со 100-процентной государственной собственностью на акции) на втором этапе реформы (включая создание отдельных подразделений, специализирующихся на транзитных, интермодальных, рефрижераторных перевозках);

реформирование системы управления движением.

Будут созданы механизмы, обеспечивающие внутренний и внешний контроль и управление ходом реформы, включая создание Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта.

Будет осуществлена подготовка законодательных и иных нормативных и методических документов, необходимых для реализации структурной реформы, включая:

проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "О естественных монополиях" и проект федерального закона "Об особенностях приватизации на федеральном железнодорожном транспорте";

разработку основных принципов и механизмов государственного регулирования в естественно-монопольном, временно-монопольном и конкурентном секторах, в том числе направленных на:

либерализацию тарифов на железнодорожные перевозки в конкурентном и временно-монопольном секторах (в том числе на пассажирские перевозки в дальнем следовании в вагонах "СВ" и купейных вагонах);

введение механизма индексации тарифов на железнодорожные перевозки в условиях изменения макроэкономических показателей;

обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых транспортных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок (компаний-операторов, в том числе владеющих инфраструктурой, не входящей в состав федерального железнодорожного транспорта);

формирование условий, обеспечивающих создание и функционирование операторских грузовых компаний;

определение видов деятельности и имущества, относящихся к монопольным и конкурентным секторам, и ограничение хозяйственного оборота отдельных видов имущества в естественно-монопольном секторе;

разработку порядка и условий приватизации предприятий и имущества федерального железнодорожного транспорта;

определение и реализацию конкурсных принципов обеспечения доступа частных производителей к заказам на ремонт и обслуживание подвижного состава, а также инфраструктуры железных дорог.

Будет сформирован механизм финансовой поддержки убыточных видов деятельности, в частности пассажирских перевозок, упорядочены функции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также функции тарифного регулирования на железнодорожном транспорте и обеспечена его координация с тарифным регулированием, осуществляемым в других естественных монополиях.

Будет проведена реструктуризация кредиторской задолженности государственных предприятий железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам.

Будет сформировано открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и его имущественный комплекс.

Будут разработаны и внедрены механизмы обеспечения сохранности активов федерального железнодорожного транспорта в ходе подготовительного этапа реформы, в том числе:

разработана и внедрена система отчетности и контрольных показателей, позволяющая Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта отслеживать темпы и эффективность осуществления реформы;

обеспечено соблюдение установленного порядка при совершении сделок с имуществом железнодорожного транспорта, имеющим непосредственное отношение к перевозочной деятельности;

проведение инвентаризации (в том числе технической) имущества предприятий, подведомственных Министерству путей сообщения Российской Федерации, в целях определения реальной стоимости их активов, а также проведение аудита их финансово-хозяйственной деятельности;

разработка по мере необходимости нормативных актов, позволяющих Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта в полной мере осуществлять контроль над проведением реформы, и в частности над сделками с имуществом железнодорожного транспорта.

Будут осуществлены передача отдельных малодеятельных железнодорожных линий и участков в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность организаций, приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных и мобилизационных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор.

Будет реализована программа обновления производственно-технической базы железнодорожного транспорта.

Предусматривается осуществление мер по обеспечению социальной стабильности в отрасли, в частности разработка проекта отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002 - 2005 годы".

Механизм поддержки убыточных видов деятельности (пассажирских перевозок)

Механизм поддержки пассажирских перевозок определяется Правительством Российской Федерации на первом этапе реформы с целью обеспечения прозрачности при компенсации их убытков и поэтапного прекращения их перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок.

В целях минимизации расходов, относимых на пассажирские перевозки, на первом этапе уточняются нормативы отнесения условно-постоянных затрат железнодорожного транспорта (в первую очередь естественно-монопольного сектора) на себестоимость пассажирских перевозок.

На первом и втором этапах тарифы на перевозки в дальнем следовании и перевозки в пригородном сообщении должны устанавливаться не ниже уровня переменных затрат.

Тарифная политика в области пассажирских перевозок будет проводиться с учетом платежеспособного спроса населения и при постепенном сокращении перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок.

На втором этапе объем необходимого дотирования определяется на каждый год отдельно для перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении с учетом возможности дерегулирования тарифов на отдельные виды пассажирских перевозок и совершенствования механизма бюджетного финансирования перевозок пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.

Необходимые субсидии для покрытия убытков от пассажирских перевозок в дальнем сообщении предусматриваются в федеральном бюджете, от перевозок в пригородном сообщении - в бюджетах субъектов Российской Федерации. Субсидии будут предоставляться как компаниям, осуществляющим пассажирские перевозки, так и льготным категориям населения в форме адресной поддержки. Адресное субсидирование населения позволит, с одной стороны, устанавливать тарифы на пассажирские перевозки на экономически обоснованном уровне, а с другой - создаст предпосылки для сокращения расходов на дотирование по сравнению с вариантом дотирования компаний.

Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования обеспечивается путем постепенного увеличения доли федерального бюджета и соответствующего уменьшения доли доходов от грузовых перевозок, направляемых на покрытие убытков от пассажирских перевозок.

Механизмы управления реформой при переходе от первого (подготовительного) этапа ко второму этапу

Для обеспечения своевременности, полноты и правильности выполнения мероприятий различных этапов реформирования предлагаются следующие механизмы контроля и управления ходом реформы:

Правительство Российской Федерации, выполняя функции общего собрания акционеров, по согласованию с Президентом Российской Федерации назначает руководителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги", по представлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ежегодно утверждает инвестиционную программу на очередной год;

Комиссия Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта осуществляет координацию и контроль за реализацией реформы (в том числе периодический анализ возможности организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности в соответствии с установленными критериями), включая контроль за соответствием хода реформирования требованиям обороноспособности и национальной безопасности государства, принимает решение об изменении состава видов деятельности временно-монопольного и конкурентного секторов (перевод отдельных видов деятельности, где сформированы условия для эффективной конкуренции, в режим регулирования конкурентного сектора);

Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другие федеральные органы исполнительной власти, а также открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в рамках своих полномочий осуществляют мероприятия по реформированию в соответствии с настоящей Программой;

комиссия по приватизации, формирующая состав имущественного комплекса открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и состоящая из представителей министерств и ведомств, определяет перечень имущества и предприятий, не подлежащих включению в состав этого акционерного общества

Представители государства в органах управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" контролируют соблюдение основных принципов и направлений реформирования, а также полноту и своевременность выполнения им мероприятий соответствующих этапов.

Осуществляется отделение функции сбора денежных средств за перевозки от функции перевозки и от функции отражения операций в бухгалтерском учете.

Создается система ключевых контрольных показателей экономической эффективности деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", которая при отказе от механизма расчетных цен и ослаблении финансовой самостоятельности железных дорог станет основой для формирования инструментов мотивации труда.

Второй этап реформы (2003 - 2005 годы)

Организационно-правовое обособление самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности

Целью второго этап
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"
Тип документа: Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 2001-05-18
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Законодательство России
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Регулирование отдельных видов деятельности\Транспорт\Железнодорожный транспорт

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание