Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель
| Правительства
|
Российской Федерации
| М.Касьянов
|
Москва
11 июля 2002 г.
N 954-р
Концепция
развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р)
I. Место туризма в мировой экономике
II. Современное состояние туризма в Российской Федерации
III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Приложение. План мероприятий по реализации Концепции развития туризма
в Российской Федерации на период до 2005 года
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
I. Место туризма в мировой экономике
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
II. Современное состояние туризма в Российской Федерации
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:
разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;
издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;
поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;
организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;
создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.
Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:
создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;
создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;
формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.
Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Российской Федерации
на период до 2005 года
План
мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
/----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------\
| | Содержание мероприятий | Срок | Ответственные |
| | | реализации | исполнители |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| |
| I. Нормативная правовая деятельность |
| |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 1.|Подготовка предложений по совершенствованию существующих| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |законодательных актов и нормативных правовых актов,| годы |России |
| |относящихся к сфере туризма, в том числе внесение| |Минюст России |
| |изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах| | |
| |туристской деятельности в Российской Федерации" | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 2.|Подготовка проекта нового федерального закона о туризме в| 2005 год |Минэкономразвития |
| |Российской Федерации | |России |
| | | |Минюст России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 3.|Разработка предложений по привлечению инвестиций для| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |обновления основных фондов объектов гостиничного| годы |России |
| |хозяйства, в том числе на основе их акционирования и| |Минимущество России|
| |продажи | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 4.|Анализ мировой практики применения системы налогообложения| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |при строительстве, реконструкции и оборудовании| годы |России |
| |туристических средств размещения. Разработка и внесение| |Минфин России |
| |предложений по совершенствованию системы налогообложения| | |
| |гостиничного хозяйства | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 5.|Разработка с учетом отечественной и зарубежной практики и| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |введение в установленном порядке отраслевых правил| годы |России |
| |аккредитации (аттестации) экскурсоводов и| | |
| |гидов-переводчиков | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 6.|Разработка предложений по оптимизации условий для развития| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |внутреннего, в том числе детско-юношеского, туризма | годы |России |
| | | |Минтруд России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| |
|II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры|
| |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 7.|Создание межведомственной комиссии при федеральном органе| 2002 год |Минэкономразвития |
| |исполнительной власти в сфере туризма в целях улучшения| |России |
| |межотраслевой и межрегиональной координации в этой области| | |
| |(в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному| | |
| |органу исполнительной власти в сфере туризма на| | |
| |государственное управление) | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 8.|Оказание содействия субъектам Российской Федерации в| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |разработке и реализации региональных программ развития| годы |России |
| |туризма. | | |
| |Разработка профильных разделов в рамках региональных| | |
| |целевых программ социально-экономического развития | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 9.|Формирование реестра федеральной (в том числе долевой)| 2002 - 2005 |Минимущество России|
| |собственности в области туристической индустрии и| годы |Минэкономразвития |
| |осуществление мер по ее эффективному использованию | |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 10.|Проведение комплекса работ по признанию прав собственности| 2002 - 2005 |Минимущество России|
| |Российской Федерации на объекты туризма и| годы |Минэкономразвития |
| |санаторно-курортного комплекса, находящиеся на территории| |России |
| |Украины, Грузии, Республики Казахстан и Республики| |МИД России |
| |Молдова, строительство которых осуществлялось за счет| |Управление делами|
| |средств федерального бюджета Российской Федерации, а также| |Президента |
| |собственных средств предприятий и организаций бывшего| |Российской |
| |республиканского и бывшего союзного подчинения | |Федерации |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 11.|Создание межведомственной комиссии по упорядочению| 2002 - 2003 |Минимущество России|
| |использования государственной собственности в| годы |Минэкономразвития |
| |туристической индустрии с целью разработки системы учета| |России |
| |туристических средств размещения и оформления прав на них,| |Управление делами|
| |а также обеспечения контроля за использованием и| |Президента |
| |сохранностью имущества на основе проведения полной| |Российской |
| |инвентаризации объектов государственной собственности в| |Федерации |
| |сфере туризма (в пределах средств, ежегодно выделяемых| | |
| |федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма| | |
| |на государственное управление) | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 12.|Разработка программы создания национальных гостиничных| 2002 год |Минэкономразвития |
| |цепей на территории Российской Федерации | |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| |
| III. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на |
| внутреннем и международном рынках |
| |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 13.|Разработка и реализация рекламно-информационных программ| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание| годы |России |
| |циклов теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, а| | |
| |также проведение регулярных рекламно-информационных| | |
| |кампаний в средствах массовой информации. Организация| | |
| |ознакомительных поездок по России для иностранных| | |
| |журналистов | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 14.|Издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |и иной рекламно-информационной печатной продукции о| годы |России |
| |туристических возможностях России | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 15.|Участие в крупнейших международных туристических выставках| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |путем создания единого российского национального стенда с| годы |России |
| |привлечением органов исполнительной власти в сфере туризма| | |
| |субъектов Российской Федерации. Организация презентаций на| | |
| |международных туристических выставках туристических| | |
| |возможностей России | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 16.|Содействие субъектам Российской Федерации в организации и| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |проведении региональных и межрегиональных туристических| годы |России |
| |выставок-ярмарок в России | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 17.|Поддержка и обновление официального туристического| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |Интернет-портала федерального органа исполнительной власти| годы |России |
| |в сфере туризма | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 18.|Проведение маркетинговых исследований в области въездного| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |и внутреннего туризма в России | годы |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 19.|Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |статистики в сфере туризма в соответствии с международными| годы |России |
| |требованиями, в том числе: | |Госкомстат России |
| |совершенствование системы государственного статистического| |ФПС России |
| |учета и отчетности в отраслях, непосредственно относящихся| | |
| |к сфере туристической индустрии, в соответствии с| | |
| |рекомендациями Всемирной туристической организации; | | |
| |совершенствование ведомственного статистического| | |
| |наблюдения, касающегося международного и внутреннего| | |
| |туризма, а также внешнеторгового оборота в области| | |
| |туризма; | | |
| |разработка методологии внедрения сателлитных счетов в| | |
| |рамках системы национальных счетов, учитывающих показатели| | |
| |смежных отраслей и позволяющих определить совокупный вклад| | |
| |туризма в отечественную экономику | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| |
| IV. Повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров |
| |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 20.|Разработка и введение в установленном порядке новых правил| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |стандартизации и сертификации услуг средств размещения | годы |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 21.|Разработка нормативных актов, регулирующих вопросы| 2002 год |Минэкономразвития |
| |классификации гостиничных средств размещения | |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 22.|Разработка предложений по перечню профессий, направлений| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |подготовки и специальностей работников туристической| годы |России |
| |индустрии в целях совершенствования профильного| |Минобразование |
| |туристического образования. Cовершенствование существующих| |России |
| |квалификационных требований (профессиональных стандартов)| |Минтруд России |
| |к основным должностям работников туристической индустрии и| | |
| |разработка на их основе новых образовательных стандартов| | |
| |для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 23.|Формирование при федеральном органе исполнительной власти| 2002 - 2003 |Минэкономразвития |
| |в сфере туризма базы данных учебных заведений,| годы |России |
| |специализирующихся на подготовке, переподготовке и| |Минобразование |
| |повышении квалификации кадров для туристско-гостиничного| |России |
| |комплекса | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 24.|Изучение потребностей учреждений туристического и|2002-2005 годы|Минэкономразвития |
| |гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля | |России |
| | | |Минтруд России |
| | | |Минобразование |
| | | |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| |
| V. Международное сотрудничество |
| |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 25.|Активизация работы представительств по туризму за рубежом| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |в рамках деятельности торговых представительств Российской| годы |России |
| |Федерации (без увеличения численности работников| | |
| |загранаппарата Минэкономразвития России) | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 26.|Совершенствование визовой политики России в отношении| 2002 - 2005 |МИД России |
| |иностранных государств (групп государств), безопасных в| годы |Минэкономразвития |
| |миграционном отношении, а также усиление контроля за| |России |
| |выдачей виз туристам, следующим из государств, опасных в| |ФПС России |
| |миграционном отношении | |МВД России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 27.|Подготовка к подписанию межправительственных и| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |межведомственных соглашений о сотрудничестве в области| годы |России |
| |туризма с зарубежными странами. Осуществление деятельности| | |
| |рабочих групп в рамках межправительственных комиссий по| | |
| |туризму. Участие в работе Совета стран Содружества| | |
| |Независимых Государств по туризму | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 28.|Аккредитация представительств иностранных юридических лиц| 2002 - 2005 |Минюст России |
| |и их филиалов, осуществляющих деятельность в сфере туризма| годы |Минэкономразвития |
| |на территории Российской Федерации | |России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 29.|Подготовка проекта документа о внесении изменений в| 2002 год |Минэкономразвития |
| |Соглашение между Правительством Российской Федерации и| |России |
| |Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых| |МИД России |
| |групповых туристических поездках с целью отделения| |ФПС России |
| |коммерческих торговых поездок от туристических поездок | |МВД России |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 30.|Подготовка предложений по решению вопроса о ликвидации| 2002 год |Минэкономразвития |
| |дискриминационных тарифов на услуги российских| |России |
| |организаций, связанные с пребыванием иностранных туристов| |Минюст России |
| |в России | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 31.|Участие в работе по подготовке вступления России во|в соответствии|Минэкономразвития |
| |Всемирную торговую организацию | с планом |России |
| | | работы | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 32.|Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке в| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |рамках работы в составе Исполнительного совета Всемирной| годы |России |
| |туристской организации и ее Комиссии для Европы | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 33.|Сотрудничество с программой Европейского союза по оказанию| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |содействия Содружеству Независимых Государств по| годы |России |
| |реализации проектов в области нормативно-правового,| | |
| |рекламно-информационного обеспечения и подготовки кадров| | |
| |для сферы туризма | | |
+----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------+
| 34.|Сотрудничество с Организацией экономического| 2002 - 2005 |Минэкономразвития |
| |сотрудничества и развития и Организацией| годы |России |
| |Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в| |Минфин России |
| |сфере привлечения инвестиций для развития туристических| |МИД России |
| |средств размещения в России и подготовки кадров в сфере| | |
| |туризма | | |
\----+----------------------------------------------------------+--------------+-------------------/
|