|
25.12.2001 |
На протяжении восьми лет Дума не могла принять Земельный кодекс: коммунисты не соглашались на компромисс по вопросу об обороте сельхозземель. В конце концов президент и правительство решили, что этот вопрос надо изъять из кодекса и посвятить ему отдельный закон.
Теперь Земельный кодекс принят, но оборот земли все еще регулируется указами президента и нормативными актами правительства. Фактически 70% сельскохозяйственных земель уже находится в обороте, но из-за отсутствия регулирующего закона до 30% используется для других целей. Например, отдается под строительство коттеджей. Нынешнее думское большинство считает, что медлить с законом об обороте сельхозземель больше нельзя.
В Думе различные фракции и группы подготовили уже шесть законопроектов. Еще один готовит правительство. Главные проблемы, которые должен решить будущий закон,– это порядок изменения целевого назначения сельхозземель и порядок оборота земельных долей, которыми в 1992 году были наделены все крестьяне при преобразовании колхозов в АО. Не менее важны и вопросы о том, кому следует разрешить владение землей и как контролировать ее правильное использование.
По этим ключевым вопросам мнения значительно расходятся. Например, организатор слушаний и автор одного из проектов бывший министр сельского хозяйства, депутат от ОВР Виктор Семенов считает, что квалификационные требования к владельцам сельхозугодий необходимы, а продавать землю надо только тем, кто в течение пяти лет положительно проявит себя в качестве арендатора. На введении квалификационных требований настаивает и статс-секретарь Минсельхоза Анатолий Михалев. А первый замминистра имущественных отношений Дмитрий Арацкий считает, что квалификационные требования будут сдерживать оборот сельскохозяйственных земель. Следить же за правильным использованием земли можно и другими способами. Его поддерживает и другой бывший министр сельского хозяйства, член фракции ОВР Геннадий Кулик. Он полагает, что введение квалификационных требований создаст еще одну кормушку для чиновников и что новый закон должен обеспечить свободный доступ на рынок мелких хозяев.
Эту тему развил депутат из аграрного комитета Александр Четвериков. По его мнению, сейчас основная проблема заключается в том, что желающих заниматься сельхозпроизводством недостаточно. Около трети пашни не используется вовсе. Из-за этого до 35 млн га пашни может перейти в собственность государства. А если ввести квалификационные требования или налог за неиспользование земель, этот объем удвоится. Поэтому надо сделать все, чтобы земля перешла в руки эффективных собственников. "Только тогда земля действительно станет кормилицей",– заявил депутат.
Вчера думские аграрии, самые решительные противники оборота сельхозземель, были менее радикальны, чем обычно. Однако председатель думского аграрного комитета Владимир Плотников все-таки настаивал, что на первом этапе земля должна по преимуществу предоставляться в аренду. Продавать землю, считает депутат, крестьянин может только коллегам-колхозникам или местным властям, которые зачислят ее в фонд перераспределения земель. Из этого фонда земля и будет сдаваться в аренду.
Депутат Адриан Пузановский заявил, что, по его мнению, неважно, сдается ли земля в аренду или передается в собственность. Главное – грамотный менеджмент. Однако, как явствует из выступления саратовского министра сельского хозяйства Николая Владимирова, менеджмент лучше получается у собственника: "У нас в полупустынной зоне одно частное хозяйство умудряется собирать 34 центнера зерна с гектара, а колхоз только четыре". После этого министр показал несколько слайдов: за использованием земли, ее качеством и урожайностью в Саратове следят с космических спутников. Зал разразился аплодисментами.
  ИРИНА Ъ-ГРАНИК
| | | | | | | | | | |
|
|