|
31.5.2002 |
Выставка в Третьяковской галерее: когда к «бумажной» архитектуре проявляет интерес Некое Значительное Лицо, архитектура эта может перестать быть «бумажной».
Москва – это город с четкой организацией пространства. Лицо его определяет упорядоченная застройка в духе классицизма. Регулярные дворцовые ансамбли, прямые проспекты, разводные мосты – все напоминает о градостроительной воле его основателя, памятник которому высится рядом с храмом Христа Спасителя… Что-то здесь не то… Но общая картина соответствует действительности: примерно такой облик центра Москвы выкристаллизовывается из проектов петербургского архитектора Михаила Филиппова. Его персональная выставка под названием «Набережная», открытая в Третьяковской галерее (Крымский вал, 10), знакомит с тем городом, в котором мы могли бы оказаться. А может, и окажемся…
Филиппов – классический «бумажный» архитектор. Лишь в последние годы некоторые его разработки получили воплощение. Разработки, но не масштабные идеи. В экспозицию включены проекты прежних лет – «Остров» и «Третий Рим», где автор уже посягал на пресловутую безалаберность московской архитектуры. «Остров» даже участвовал в конкурсе на реконструкцию острова между Москвой-рекой и Обводным каналом, но признания не нашел. Теперь вместе с давешними проектами демонстрируется свежий, 2002 года. Коренному переосмыслению подвергается прибрежный участок от Крымского моста до кинотеатра «Ударник». Впрочем, левая оконечность зоны вместе с фигурой Петра то и дело тает по законам воздушной перспективы (на одном из эскизов творение Церетели попросту отсутствует – видимо, проектировщик не смог унять раздражение), зато полоса до Стрелки спланирована вполне основательно.
Причалы, террасы, колоннады, искусственные водопады и сады на крышах – вот будущее унылой территории близ ЦДХ. Сам этот гробоподобный параллелепипед, внутри которого и проходит нынешняя выставка, к сносу не предполагается, но должен быть обстроен до полной утраты внешних форм. В том, что проект Филиппова, содержащий серьезную долю утопизма, дойдет до реализации, сомневаются все, но у концепции есть заказчик. Похоже, что пустырю вдоль Крымской набережной недолго осталось угнетать взоры своей неустроенностью. И филипповские фантазии покажутся желанными и родными, когда дело дойдет до реальных подрядчиков и инвесторов.
Надо сказать, в экспозиции упор сделан все-таки не на прагматике, а на художественности. К сугубо архитектурным листам примыкают акварельные и карандашные виды Петербурга, Москвы и Венеции. Филиппов – вдумчивый и в меру артистичный рисовальщик, в его графике есть и интрига, и экспрессия. Безлюдные ведуты трех городов развешаны вперемежку, отчего возникает собирательный образ какого-то единого полуреального Филипповграда. Это не то место, где хочется побывать и тем более поселиться, но изображения все равно завораживают. В один момент даже пронеслась перед мысленным взором парадоксальная ситуация: концепция Крымской набережной воплощена, автор с этюдником бродит среди красот, родившихся в его воображении, и пересоздает увиденное на акварельной бумаге. Художнику снится архитектор, который спит и видит во сне, что он художник… Люди с подобной организацией редко становятся деятельными реформаторами, но чего не случается... Будем следить за сообщениями информагентств.
  gazeta.ru
|  | |  |  |  |  | | |  | |
|
|