|
ИЗ ОПЫТА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ГОДЫ ВОЙНЫ |
Война стала серьезной проверкой жизнеспособности советской социальной
системы, ее способности к амортизации резко обострившейся ситуации
в социальной сфере. В условиях военного времени резко расширился круг
людей нуждавшихся в социальной защите. К ним добавилась забота о раненых
воинах, инвалидах войны, семьях фронтовиков и военнослужащих, эвакуированных,
детях-сиротах и др. Как решались проблемы социальной сферы в экстремальных
условиях?
Проблемой номер один для всех социальных групп населения было продовольственное
снабжение, обострившееся в связи со снижением объемов заготовок сельскохозяйственной
продукции. Из-за потери половины посевных площадей на занятых врагом
территориях валовый сбор зерновых культур в 1942 г. составил 29,6
млн. тонн, вместо 95,6 млн. тонн в 1940 году. В 1942 г. валовая продукция
сельского хозяйства составляла 38%, в 1943 г. - 37% довоенного уровня.
Лишь в 1944 г. начался подъем сельскохозяйственного производства.
В 1945 году валовая продукция сельского хозяйства составила 60% от
уровня 1940 года. Резко сократилось производство всех предметов ширпотреба,
одежды и обуви, изделий повседневного быта. Возник жесткий дефицит
товаров.
В сложной социальной обстановке, используя командно-административную
систему, государство организовало максимально экономное использование
имевшихся продовольственных ресурсов, установило строгий контроль
за их учетом и распределением. Важнейшим элементом системы продовольственного
снабжения всех социальных групп населения, не занятых сельскохозяйственным
трудом, явилось нормирование продажи продовольственных товаров и ширпотреба.
Введенная в 1941 году по решению Совнаркома СССР карточная система
в городах, рабочих поселках, на Крайнем Севере была распространена
на основные продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты,
жиры, сахар, соль, крупу и др. Нормы отпуска продуктов зависели от
принадлежности к социальной группе населения, тяжести выполняемой
работы. Например, для рабочих отраслей тяжелой промышленности, оборонных
предприятий, отнесенных к I категории, суточная норма хлеба составляла
800 г (для шахтеров - 1 кг) на человека, ко II категории - 600 г.
Служащие соответственно 500 и 400 г, иждивенцы и дети - 400 г.
По карточкам жители городов получали необходимый для поддержания жизедеятельности
набор продуктов. Например, в декабре 1941 г. в Москве нормы отпуска
продуктов выглядели следующим образом:
|
|
Рабочим
|
Служащим
|
Мясо (гр.) |
2200
|
1200
|
   Сахар и кондитерские изделия (гр.) |
900
|
500
|
   Масло (гр.) |
800
|
400
|
   Крупа и макароны (гр.) |
2000
|
1500
|
   Картофель (кг.) |
5
|
5
|
|
Строго пресекались попытки нарушений правил торговли, цен, утайки
продуктов в магазинах и на базах, воровства и спекуляции. Контроль
осуществляли торговые отделы партийных и советских органов, профсоюзов,
общественных организаций.
Цены в магазинах на нормированные продовольственные товары сохранялись
в течение всей войны на довоенном уровне. Свободные цены имели хождение
на рынках. Они складывались в зависимости от действия экономического
закона спроса и предложения. В результате в городах индекс цен на
колхозно-кооперативных рынках в 1943 г., по сравнению с довоенным
1940 г., вырос на продукты растениеводства в 12,6 раза, на продукты
животноводства - в 13,2 раза. По мере восстановления потенциала сельского
хозяйства, в том числе на освобожденных от врага областях РСФСР, Украины,
Белоруссии, Молдавии, увеличения объема продажи продовольствия на
рынках, базарные цены, начиная с 1944 года, стали заметно снижаться
и в 1945 г., по сравнению с 1943 г., индекс цен колхозно-кооперативной
торговли снизился в 2,3 раза (См. Вознесенский Н. Военная экономика
СССР в период Отечественной войны. М., ОГИЗ, 1948.- С.129).
В условиях дефицита продовольствия карточная система помогла населению
выжить и сохранить работоспособность. По существу спрос различных
социальных групп населения был заменен системой государственного учета
его минимальных потребностей, удовлетворение которых стало важнейшей
задачей государственных и хозяйственных органов.
Преимущество в снабжении продовольствием рабочих ведущих и вредных
производств обеспечивалось частично и на бескарточной основе через
специальный фонд ГКО. Большинство предприятий и учреждений организовали
свои подсобные хозяйства. Поощрялось огородничество, участие рабочих
и служащих в уборке урожая.
В годы войны были созданы специальные Государственные фонды продовольствия
для организации усиленного и диетического питания больных и ослабленных
рабочих и работниц, учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ, молодых
рабочих, детей и др. Вопрос о дополнительном питании по состоянию
здоровья решался в Советах, на предприятиях и учреждениях по заключению
специальных комиссий.
Переход от свободной торговли продовольственными товарами к нормированному,
но гарантированному снабжению ими населения в условиях войны, себя
оправдал. Практика тех лет отвечала требованиям военной экономики
и поддержания жизнеспособности населения. Видный итальянский историк
Д. Боффа в своей книге "История Советского Союза" (М., 1990,
т.2, с.127) отметил: "Лишения были тяжелы для всех. Гражданскому
населению государство обеспечивало лишь самый минимум средств существования.
В дележе бремени невзгод оно сумело проявить себя суровым, но справедливым".
Исключительно важной частью социальной работы в годы войны стала забота
о раненых и больных воинах и инвалидах войны. В тыловых районах была
развернута широкая сеть госпиталей. Действовал Всесоюзный комитет
по обслуживанию раненых и больных фронтовиков, комиссии, комитеты
и управления по руководству эвакогоспиталями. В 1943 г. по почину
жителей Челябинской и Тамбовской областей развернулось массовое патриотическое
движение за создание Фонда здоровья защитников Родины.
Особую заботу жители городов и сел, комсомольцы и пионеры проявляли
о раненых воинах. Их окружили душевным вниманием и заботой общественности.
Подлинно всенародным стало шефство над госпиталями. В нем активно
участвовало практически все население страны. Только в Казахстане
в 1942 году к госпиталям было прикреплено 200 трудовых коллективов.
Комсомольцы, пионеры и школьники собирали для раненых воинов художественную
литературу, помогали оборудовать в госпиталях витрины новостей с фронта,
проводили читку книг, журналов, газет. Частыми гостями у выздоравливающих
воинов были артисты, коллективы художественной самодеятельности, школьники
и студенты.
Широкое распространение, как в прифронтовых районах, так и в глубоком
тылу, получило донорское движение. В дни войны 5,5 миллионов человек
стали донорами. Они сдали 5 миллионов литров крови, которая спасла
жизнь сотням тысяч раненых воинов. Массовое применение в годы войны
в госпиталях донорской крови, наряду с другими лечебными мерами и
заботой, способствовало тому, что почти три четверти раненых и 90%
больных воинов смогли снова вернуться в строй. Такой крупный успех
в лечении раненых воинов в мировой медицинской практике был достигнут
впервые.
Действенной формой всенародной помощи фронту являлась социальная забота
Советов, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов
о семьях фронтовиков и военнослужащих.
Социальная забота об удовлетворении материально-бытовых нужд семей
военнослужащих и инвалидов войны имела военно-политическое значение.
Повсеместно в Советах действовали управления и отделы по государственному
обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, инвалидов
войны и эвакуированных. Они проделали огромную работу по трудоустройству
членов семей военнослужащих, выплате им пенсий, пособий, обеспечению
жильем и топливом, заботились об осиротевших детях. Специальные кампании
помощи семьям фронтовиков проводились в Архангельской области. Во
время одной из них только за десять дней в апреле 1943 года семьям
фронтовиков были выданы единовременные денежные пособия, подвезено
2126 кубометров дров, отремонтировано 1400 квартир, выдано 1200 центнеров
зерна и других продуктов. Был создан также специальный материальный
фонд для оказания помощи семьям фронтовиков.
Суровые испытания, которые выпали на долю советских людей, не миновали
и детей. Их в первую очередь спасали от фашистской оккупации. В начале
войны из прифронтовых областей было эвакуировано 976 детских домов
со 167 тысячами воспитанников. Государственные и общественные организации
прикладывали много сил, чтобы создать детям необходимые для жизни,
учебы и работы условия, увеличить сеть детских садиков и детских яслей.
Повышенное внимание проявлялось к детской беспризорности и безнадзорности.
В соответствии с постановлением Совнаркома СССР "Об устройстве
детей, оставшихся без родителей" (январь 1942 г.) только в 1942--1943
гг. работниками милиции и общественностью было выявлено около миллиона
беспризорных детей. Им оказывали помощь в определении в детские дома,
на учебу или работу.
В 1943 году в РСФСР насчитывалось 3 тысячи детских домов, в которых
воспитывалось до полумиллиона детей. Более 20 тысяч детей, утративших
связь с родителями, были воссоединены со своими семьями.
По инициативе трудящихся во всех республиках и областях шел сбор средств
в помощь детям. В Государственном банке СССР был открыт специальный
счет, на который в годы войны поступило 308 миллионов рублей.
Социальная работа государственных органов, профсоюзных и других общественных
организаций, участие в ней горожан и сельчан помогла людям преодолевать
трудности и невзгоды войны, эвакуации, преодолевать психологический
стресс в связи с потерей близких.
Всякий шаг государственной и общенародной поддержки, которая оказывалась
семьям фронтовиков и военнослужащих в тылу, наращивала наступательную
способность армии и флота. Забота о социальных нуждах тружеников тыла
многократно умножала их духовные силы в достижении Победы над врагом.
|
Г.С.ЕСЬКОВ - доктор исторических наук,
профессор Московского государственного социального университета, академик
Международной академии информатизации
Москва, 1999 г. |
|
|