Документы правительства Москвы >> >> Городское хозяйство >> Транспорт и связь
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 декабря 2003 г. N 999-ПП
О Концепции внедрения энергоэффективных
технологий в городское хозяйство
Систематическая и целенаправленная деятельность Правительства
Москвы по повышению эффективности использования топливно-энергети-
ческих ресурсов позволила в последние годы добиться более рацио-
нального применения различных видов топлива, энергии и воды.
Большой вклад в интенсификацию работ по повышению эффектив-
ности использования топливно-энергетических ресурсов внесла ут-
вержденная постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001
года N 912-ПП "О Городской программе по энергосбережению на
2001-2003 годы в г.Москве" Городская программа по энергосбережению
на 2001-2003 годы в городе Москве. Указанная программа позволила
отразить существующее положение дел в области энергосбережения в
городе, наметить конкретные мероприятия на период до 2004 года.
Регулярное рассмотрение хода выполнения Городской программы на за-
седаниях Комиссии по энергосбережению позволило поднять работу по
энергосбережению в Москве на уровень системно решаемой государс-
твенной задачи.
Предварительный анализ результатов проведения мероприятий по
энергосбережению в текущем году позволяет говорить о планомерном
выполнении мероприятий Городской программы, запланированных на
2003 год. По результатам первого квартала 2003 года достигнута
экономия 60 тысяч тонн условного топлива.
Основными мероприятиями, позволившими достичь снижения пот-
ребления энергии, являются внедрение регулируемого электропривода,
автоматизация и диспетчеризация центральных тепловых пунктов, за-
мена ртутных ламп уличного освещения на энергоэкономичные натрие-
вые, применение трубопроводов тепловых сетей в пенополиуретановой
изоляции, внедрение в производство и строительство жилых домов ог-
раждающих конструкций с высокими теплозащитными характеристиками.
Однако реализация мероприятий, которые обеспечивают эконо-
мию топливно-энергетических ресурсов, является недостаточной. Не-
обходимо выполнить ряд научно-исследовательских и опытно-конст-
рукторских работ, повышающих энергоэффективность городского хозяй-
ства.
В целях повышения эффективности использования топливно-энер-
гетических ресурсов Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию внедрения энергоэффективных технологий
в городское хозяйство (далее-Концепция),согласно приложению к нас-
тоящему постановлению.
2. Органам исполнительной власти города Москвы:
2.1. При разработке нормативных правовых актов, программ и
планов развития города учитывать положения Концепции.
2.2. При принятии решений по вопросам, связанным с расширени-
ем действующих и строительством новых источников энергии, в том
числе автономных, руководствоваться Концепцией и рекомендациями
Межведомственной комиссии по тепло-, электро-, газо- и водоснабже-
нию объектов города Москвы.
3. Возложить на Департамент топливно-энергетического хозяйс-
тва города Москвы функции:
3.1. Уполномоченного органа Правительства Москвы по координа-
ции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство
Москвы.
3.2. Государственного заказчика на разработку Городской целе-
вой программы по энергосбережению на 2004-2010 годы и на перспек-
тиву до 2020 года.
4. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города
Москвы:
4.1. Осуществлять контроль над выполнением мероприятий, пре-
дусмотренных Концепцией, направленных на снижение энергоемкости
в городском хозяйстве и способствующих повышению эффективности
использования различных видов топливно-энергетических ресурсов.
4.2. Создать рабочую группу по разработке Городской целевой
программы по энергосбережению на 2004-2010 годы и на перспективу
до 2020 года с участием представителей заинтересованных органов
исполнительной власти города Москвы, префектур административных
округов города Москвы и Федерального государственного учреждения
"Мосгосэнергонадзор". Разработанную рабочей группой программу
представить на утверждение Правительства Москвы в установленном
порядке во II квартале 2004 года.
4.3. Представлять ежегодно во II квартале в Департамент науки
и промышленной политики города Москвы и Департамент природопользо-
вания и охраны окружающей среды города Москвы заявки на проведение
НИОКР в соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 года
N 26 "О городском государственном заказе".
4.4. При подготовке и проведении конференций-выставок "Моск-
ва-энергоэффективный город" активно привлекать к участию в указан-
ных мероприятиях организации, осуществляющие разработку технологий
и оборудования, обеспечивающих более рациональные методы использо-
вания топливно-энергетических ресурсов.
4.5. Разработать и представить на утверждение Правительства
Москвы в IV квартале 2003 года согласованные со всеми заинтересо-
ванными органами исполнительной власти города Москвы предложения
по реконструкции существующих и внедрению новых генерирующих мощ-
ностей в городе Москве на среднесрочную перспективу.
5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы, Департаменту науки и промышленной полити-
ки города Москвы, Департаменту градостроительной политики, раз-
вития и реконструкции города Москвы, Региональной энергетической
комиссии города Москвы, Департаменту здравоохранения города Мос-
квы, Департаменту образования города Москвы, Департаменту соци-
альной защиты населения города Москвы, Комитету физической куль-
туры и спорта города Москвы, Управлению транспорта и связи города
Москвы, префектурам административных округов города Москвы в IV
квартале 2003 года представить в Департамент топливно-энергети-
ческого хозяйства города Москвы предложения в проект Городской
программы по энергосбережению на 2004-2010 годы и на перспективу
до 2020 года.
6. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы
ежегодно включать в Тематический план развития науки и технологий
в интересах города Москвы проекты по новым энергоэффективным тех-
нологиям, в соответствии с заявками и в пределах лимитов, установ-
ленных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города
Москвы на соответствующий год.
7. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы включить в план работы на 2004 год по разделу "Предпроект-
ные и нормативно-методические разработки в области градостроитель-
ства" разработку Городской программы по энергосбережению на 2004-
2010 годы и на перспективу до 2020 года.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Аксенова П.Н. с докладом Мэру Москвы о ходе выполнения постановле-
ния в январе 2004 года.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение отредактировано и подготовлено к выпуску исполнителем
(Матвийчук П.А.), исполнитель отвечает за соответствие бумажной
и электронной копии. Размножать и рассылать с подлинника.
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 декабря 2003 года N 999-ПП
Концепция внедрения энергоэффективных технологий
в городское хозяйство.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I Введение стр. 2.
ГЛАВА II Нормативно-правовая основа регулирования отно- стр. 3.
шений при внедрении энергоэффективных техноло-
гий, оборудования, систем и материалов
ГЛАВА III Полномочия органов государственной власти го- стр. 4.
рода Москвы в области энергосбережения и внед-
рения энергоэффективных технологий
ГЛАВА IV Основные цели и задачи реализации Концепции стр. 6.
ГЛАВА V Основные направления формирования целевых прог- стр. 7.
рамм проведения научно-технической политики ре-
ализации Концепции.
ГЛАВА VI Городские нормы и нормативы эффективности энер- стр. 8.
госбережения
ГЛАВА VII Контроль за соблюдением решений органов госу- стр. 9.
дарственной власти города Москвы и законода-
тельства в области энергоэффективности
ГЛАВА VIII Обеспечение расчетов за энергоресурсы и воду стр.11.
на основе приборов коммерческого учета.
ГЛАВА IX Обеспечение создания эффективной городской стр.12.
энергосистемы на основе ввода новых генерирую-
щих мощностей.
ГЛАВА X Основные мероприятия по повышению энергоэффек- стр.13.
тивности городского хозяйства.
ГЛАВА XI Основные технологии, включаемые в городские стр.16.
программы внедрения новых энергоэффективных
технологий в городском хозяйстве.
ГЛАВА XII Финансово-экономические механизмы и методы стр.17.
экономического стимулирования энергосбережения.
ГЛАВА XIII Управление Концепцией внедрения энергоэффек- стр.20.
тивных технологий.
ГЛАВА XIV Информационное обеспечение и подготовка кад- стр.21.
ров.
Приложение 1. Анализ структуры топливно-энергетического стр.23.
баланса города за 2002 год.
Приложение 2. Основные показатели внедрения энергоэффек- стр.24.
тивных технологий.
ГЛАВА I
Введение
Кардинальное повышение энергоэффективности отечественной эко-
номики является одной из важнейших стратегических задач социаль-
но-экономического развития страны и Москвы - крупнейшего мегаполи-
са России. Ее успешное решение в значительной степени будет опре-
делять процессы оздоровления и подъема экономики.
На федеральном уровне Правительством Российской Федерации Пос-
тановлением от 17.11.2001 N 796 утверждена единая для топливно-
энергетического комплекса и энергетического хозяйства страны в це-
лом федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на
2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.
Разработка данной программы вызвана изменениями в экономике
России (удешевление рубля, дефицит востребованных разработок, уд-
линение сроков окупаемости проектов), произошедшими в 1998-2000
годах, а также необходимостью решить главную задачу - обеспечить
программные мероприятия энергосбережения реальными финансовыми ме-
ханизмами. Эта работа выполнена исходя из основных положений
"Энергетической стратегии России на период до 2020 года".
Для города Москвы проблемы внедрения энергоэффективных техно-
логий, оборудования систем и материалов в топливно-энергетичес-
ком хозяйстве города в силу масштабов производства и потребления
энергоресурсов приобретают особую актуальность.
Объем внутреннего потребления городом топливно-энергетических
ресурсов в 2002году составил более 27,5 млрд. кВтч электроэнергии,
более 83,7 млн. Гкал тепловой энергии, свыше 25,8 млрд. м3 природ-
ного газа, свыше 2 млрд. м3 воды.
Анализ структуры топливно-энергетического баланса города в
настоящее время представлен в приложении 1.
Отличительной особенностью Москвы является то, что в ней, как
столице России, сосредоточена значительная часть предприятий, ор-
ганизаций и учреждений бюджетной сферы федерального уровня.
В соответствии с Генеральным планом развития города Москвы,
определяющим параметры долгосрочного социально-экономического раз-
вития города, к 2020 г. прогнозируется рост валового регионального
продукта в 4-5 раз, увеличение физического объема производства
промышленной продукции - в 8-9 раз, увеличение жилищного фонда за
счет строительства нового и реконструкции существующего более чем
в 1,2 раза.
В целях снижения энергоемкости выпускаемой в г. Москве продук-
ции, наряду со структурной перестройкой экономики, необходимо це-
ленаправленное проведение организационных и технологических мероп-
риятий по повышению эффективности использования топливно-энергети-
ческих ресурсов путем реализации программы энергосбережения.
Цели и задачи программы, задания по снижению объема потребляе-
мых топливно-энергетических ресурсов, сокращению объема дотаций и
бюджетных расходов должны определять необходимые меры по их дости-
жению за счет проведения научно-технических, технических и органи-
зационно-технических мероприятий.
В городе накоплен достаточный опыт реализации современных эф-
фективных технологий энергосбережения. Но этот опыт охватывает
сравнительно небольшой объем объектов "коммерческого заказа", в то
время как сфера реконструкции объектов энергоснабжения в первую
очередь нуждается в тиражируемых научно-технических разработках.
Анализ экономических показателей основных энергоэффективных
технологий внедряющихся в городе и предлагаемых к внедрению приве-
ден в приложении 2.
Наиболее рациональным является включение перспективных техно-
логических решений в комплексные малозатратные программы модерни-
зации энергетических объектов города.
ГЛАВА II
Нормативно-правовая основа регулирования отношений при внедрении
энергоэффективных технологий, оборудования, систем и материалов:
Федеральный Закон от 03.04.1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбере-
жении";
Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 года N 796 "О Фе-
деральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на
2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";
Постановление Правительства Москвы от 08.08.1995 года, N 688
"О работе предприятий и организаций Москвы по энергосбережению";
Постановление Правительства Москвы от 17.12.1996 года, N 971
"О ходе работ по энергосбережению";
Постановление Правительства Москвы от 28.07.1998 года, N 566
"О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения г. Москве";
Постановление Правительства Москвы от 23.02.1999 года N 138
"Об утверждении Московских городских строительных норм "Энергосбе-
режение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектрос-
набжению" (МГСН 2.01-99)";
Постановление Правительства Москвы от 09.10.2001 года, N 912-
ПП "О городской программе по энергосбережению на 2001-2003 годы в
г. Москве";
Постановление Правительства Москвы от 18.06.2002 года, N 453-
ПП "О ходе выполнения городской программы по энергосбережению на
2001-2003 годы в г. Москве";
Постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 года, N 1027-
ПП "О порядке стимулирования энергосбережения в организациях Ком-
плекса социальной сферы Правительства Москвы".
Целью данных документов является повышение эффективности ис-
пользования топливно-энергетических ресурсов, оздоровление эколо-
гической обстановки в городе.
ГЛАВА III
Полномочия органов государственной власти города Москвы в области
энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий
1. К ведению отраслевых органов исполнительной власти города
Москвы относится:
- исполнение законодательных актов Российской Федерации и города
Москвы в области энергосбережения и внедрения энергоэффективных
технологий;
- разработка и осуществление городских и отраслевых программ энер-
госбережения и энергоэффективности;
- осуществление правового, организационного и финансово-экономи-
ческого регулирования деятельности в области энергосбережения и
энергоэффективности;
- применение мер ответственности за нарушение законодательных ак-
тов города Москвы в области энергосбережения и энергоэффектив-
ности;
- разработка и проведение пропагандистских, просветительских и
иных мероприятий, способствующих энергосбережению;
- осуществление иных, предусмотренных федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы, полномочий в области
энергосбережения и энергоэффективности.
2. К ведению территориальных органов исполнительной власти
города Москвы относится:
2.1. - префектур административных округов города Москвы:
- исполнение законодательных и иных правовых актов Российской Фе-
дерации и города Москвы в области энергосбережения и внедрения
энергоэффективных технологий;
- разработка и осуществление окружных программ энергосбережения и
энергоэффективности;
- привлечение инвестиционных ресурсов на основе использования
средств, сэкономленных в результате реализации окружных программ
энергосбережения;
- проведение мониторинга энергопотребления в разрезе районов и оп-
ределение критериев эффективности энергосберегающих мероприятий
и технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве округа.
- разработка и проведение пропагандистских, просветительских и
иных мероприятий на территориальном уровне, способствующих энер-
госбережению и энергоэффективности;
- осуществление иных, предусмотренных федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы, полномочий в области
энергосбережения и энергоэффективности.
2.2. - управ районов города Москвы:
- исполнение законодательных и иных правовых актов Российской Фе-
дерации и города Москвы в области энергосбережения и внедрения
энергоэффективных технологий;
- внесение предложений по разработке и осуществлению окружных
программ энергосбережения и энергоэффективности;
- внесение предложений по привлечению инвестиционных ресурсов на
основе использования средств, сэкономленных в результате реали-
зации окружных программ энергосбережения;
- разработка и проведение пропагандистских, просветительских и
иных мероприятий на территориальном уровне, способствующих энер-
госбережению и энергоэффективности;
- осуществление иных, предусмотренных федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы, полномочий в области
энергосбережения и энергоэффективности.
ГЛАВА IV
Основные цели и задачи реализации Концепции
Приоритетными целями и задачами реализации Концепции на
территории города Москвы являются:
1. Разработка и внедрение организационных механизмов контроля
и управления потреблением топливно-энергетических ресурсов бюджет-
ными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на
их энергообеспечение на 13% к 2007 году путем:
- обеспечения бюджетных организаций приборами учета и регулирова-
ния потребления энергоресурсов к 2005 году;
- энергетической паспортизации всех объектов бюджетных организаций
к 2006 году.
2. Снижение на 6 % к 2007 году затрат на энергоснабжение объ-
ектов жилищно-коммунального хозяйства, с учетом ввода новых и ре-
конструированных жилых зданий, соответствующих требованиям по
энергоэффективности МГСН 2.01-99, а также реализации энергосбере-
гающих мероприятий в эксплуатируемом жилищном фонде при обеспече-
нии соблюдения санитарных правил и норм.
3. Снижение на 8% к 2007 году бюджетных расходов на дотации
населению по оплате коммунальных услуг за счет:
- повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
- оснащения домов жилого фонда города узлами учета потребления
энергоресурсов.
4. Снижение на 5% к 2007 году себестоимости энергоресурсов,
предоставляемых энергоснабжающими организациями за счет повышения
эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и
снижения издержек производства путем проведения энергосберегающей
тарифной политики.
5. Снижение на 6% к 2006 году себестоимости предоставляемых
услуг организаций городского транспорта за счет повышения эффек-
тивности использования топливно-энергетических ресурсов.
6. Полное обеспечение к 2006 году приборного учета при произ-
водстве, передаче и потреблении топлива, энергии и воды на основе
применения автоматизированных схем коммерческого учета расхода
энергетических ресурсов и воды, диспетчерского контроля и управле-
ния.
7. Создание к 2005 году в каждом районе города энергоэффектив-
ных зон и демонстрационных объектов.
8. Обеспечение постоянной подготовки (переподготовки) техни-
ческих специалистов по эксплуатации энергосберегающих систем и но-
вого энергоэффективного оборудования, подготовки управленческих
кадров по энергосбережению.
9. Создание условий для развития, на основе межрегиональной
кооперации производственной высокотехнологической базы по выпуску
энергоэффективной продукции.
10. Разработка городских стандартов, норм и правил в области
внедрения энергоэффективных и экологически эффективных технологий,
оборудования, систем и материалов в городском хозяйстве.
11. Введение в действие финансовых механизмов, обеспечивающих
самоокупаемость городских целевых программ энергосбережения и
внедрения энергоэффективных и экологически эффективных технологий,
привлечение необходимых источников их финансирования, обеспечение
консолидации финансовых ресурсов в качестве поддержки программ.
12. Улучшение экологической обстановки в городе Москве, в том
числе за счет снижения удельных выбросов загрязняющих веществ на
единицу вырабатываемой тепло- и электроэнергии и обеспечения дос-
тижения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих ве-
ществ.
ГЛАВА V
Основные направления формирования целевых программ проведения
научно-технической политики реализации Концепции.
Научно-техническая политика города Москвы в области внедрения
энергоэффективных и энергосберегающих технологий, оборудования,
систем и материалов в городском хозяйстве является одним из прио-
ритетных направлений, и реализуется в соответствии с действующим
законодательством путем реализации федеральных, городских, окруж-
ных, а также отраслевых и пообъектных программ энергосбережения.
Данные задачи решаются при взаимодействии и поддержке органов
государственной власти города, с привлечением научно-исследова-
тельских организаций и коллективов Москвы, других регионов Рос-
сийской Федерации, а также международных и иностранных организаций
и предприятий.
Федеральные программы энергосбережения на территории города
Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются органами
государственной власти Российской Федерации. Органы власти города
Москвы принимают участие в осуществлении федеральных программ
энергосбережения в случаях и порядке, установленными законами
Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Городские программы энергосбережения разрабатываются уполномо-
ченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города
Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации и города Москвы, согласовываются с Региональной энергетичес-
кой комиссией города Москвы и утверждаются Правительством Москвы.
Окружные программы энергосбережения разрабатываются, принима-
ются и реализуются в порядке, устанавливаемом Правительством Моск-
вы, как подпрограммы городской программы по энергосбережению.
Отраслевые программы энергосбережения разрабатываются отрасле-
выми органами исполнительной власти города Москвы, утверждаются
руководителем соответствующего комплекса Правительства Москвы и
реализуются в порядке, установленном федеральным законодательством
и нормативными правовыми актами города Москвы, как подпрограммы
городской программы по энергосбережению.
Пообъектные программы энергосбережения разрабатываются, прини-
маются и осуществляются владельцами (арендаторами) объектов в рам-
ках городской программы по энергосбережению в соответствии с зако-
нами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
Программы энергосбережения разрабатываются и принимаются в
соответствии со следующими принципами:
- повышение комфортности проживания и экономичности энергоснабже-
ния и энергопотребления;
- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов;
- снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую
среду;
- повышение конкурентоспособности производимой в городе продукции
за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости.
ГЛАВА VI
Городские нормы и нормативы эффективности энергосбережения
Органами исполнительной власти города Москвы разрабатываются и
утверждаются для всех потребителей и поставщиков, а также проект-
ных организаций городские нормативы эффективности, которые могут
иметь статус обязательных или рекомендательных. Нормированию по
энергетической эффективности подлежат показатели энергопотребления
и энергосбережения нерегламентированные государственными стандар-
тами и правилами, а также показатели, содержащие по сравнению с
ними повышенные требования по энергосбережению. Результатом норми-
рования должно стать достижение основных целей и задач реализации
Концепции (Глава III)
Нормативы повышения энергоэффективности разрабатываются по
следующим основным направлениям:
1. Новое строительство и реконструкция по городскому заказу
жилых, общественных и производственных зданий и сооружений - до-
полнения и изменения к МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях.
Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению" Цель - повы-
шение тепловой эффективности зданий массовой застройки на основе
реконструкции систем теплоснабжения, отопления, вентиляции с при-
менением рекуперации тепла вентиляционных выбросов.
2. Проектирование, строительство и реконструкция инженерных
сетей и коммуникаций. Цель - снижение потерь тепловой энергии и
других энергоресурсов при их транспортировке и распределении от
производителя до потребителя, с обязательным применением эффектив-
ной тепловой изоляции, технологий бесканальной прокладки тепловых
сетей в пенополиуретановой изоляции, а также трубопроводов из по-
лимерных материалов.
3. Проектирование и строительство автономных источников энер-
госнабжения. Цель - определение критериев наиболее эффективного
использования автономных энергоисточников.
ГЛАВА VII
Контроль за соблюдением решений органов государственной власти го-
рода Москвы и законодательства в области энергоэффективности.
1. Контроль за соблюдением требований по энергоэффективности
на территории города Москвы осуществляется органами государствен-
ного энергетического надзора, а также специально уполномоченными
органами исполнительной власти города Москвы путем проведения:
- учета производства, распределения, передачи и потребления топли-
ва и энергии;
- энергетических обследований потребителей с составлением энерге-
тических паспортов организациями, аккредитованными органами го-
сударственного энергетического надзора, проводимых в соответс-
твии с Городской программой проведения обязательных энергетичес-
ких обследований энергоемких организаций и предприятий г.Москвы
на период не менее 3-х лет;
- энергетической экспертизы проектов и оборудования;
- обязательной сертификации энергопотребляющей продукции и элект-
роустановок зданий;
- лимитирования энергопотребления организаций, финансируемых из
бюджета г.Москвы;
- экологической экспертизы проектов и экологической паспортизации;
- государственного экологического контроля органами государствен-
ной власти города Москвы, осуществляющими государственное управ-
ление в области охраны окружающей среды, за соблюдением требова-
ний природоохранного законодательства и выполнением объектами
теплоэнергетики природоохранных мероприятий, в том числе в об-
ласти энергосбережения.
- создания и функционирования информационно-аналитических систем,
обслуживающих органы исполнительной власти г.Москвы и обеспечи-
вающих проведение единой организационно-технической политики в
области энергосбережения.
2. Обеспечение соответствия процессов производства, распреде-
ления, передачи и потребления энергии требованиям органов власти
города Москвы и законодательства в области энергоэффективности
осуществляется путем проведения:
- обязательной сертификации энергопотребляющей продукции;
- государственного метрологического контроля и надзора в области
энергосбережения;
- мониторинга состояния энергетического оборудования и передающих
сетей;
- автоматизированного экологического мониторинга за содержанием
загрязняющих веществ в дымовых газах на объектах теплоэнергети-
ки;
- других энергосберегающих мероприятий, предусмотренных законода-
тельными и нормативными правовыми актами Российской федерации и
города Москвы.
3. Энергетические обследования потребителей энергоресурсов с
составлением энергетических паспортов организациями, аккредитован-
ными органами государственного надзора проводятся в сроки, уста-
навливаемые федеральным органом исполнительной власти, а также на
основании и в соответствии с Городскими программами проведения
обязательных энергетических обследований энергоемких предприятий и
организаций города Москвы на период не менее трех лет.
Энергетические паспорта составляются для потребителей энерго-
ресурсов, в части оценки показателей эффективности их использова-
ния, для формирования энергосберегающих программ и проектов стиму-
лирования энергосбережения.
4. Энергетическая экспертиза проектов в части энергетической
эффективности по всем реконструируемым, модернизируемым и вновь
строящимся объектам осуществляется в порядке, предусмотренном рас-
порядительными документами Правительства Москвы и иными норматив-
ными правовыми актами.
5. Производители, поставщики и потребители энергоресурсов обя-
заны предоставлять государственным контролирующим органам по их
запросам достоверную, своевременную и полную информацию об исполь-
зовании энергоресурсов и энергосбережении.
Органы, осуществляющие государственный надзор за эффективным
использованием энергоресурсов в случае обнаружения фактов непроиз-
водительного расхода энергетических ресурсов или уклонения от ис-
полнения предписаний, направленных на устранение таких фактов,
вправе налагать на организацию и должностных лиц организаций, ис-
пользующих энергоресурсы административные штрафы, в порядке, пре-
дусмотренном федеральным законодательством и нормативными правовы-
ми актами города Москвы.
ГЛАВА VIII
Обеспечение расчетов за энергоресурсы и воду на основе приборов
коммерческого учета.
Весь объем производимых и потребляемых на территории города
энергоресурсов и воды подлежит обязательному учету с использовани-
ем технических средств. Порядок и сроки оснащения техническими
средствами учета определяются целевой программой, утверждаемой
Правительством Москвы. При новом строительстве, реконструкции и
капитальном ремонте объектов установка приборов учета расхода,
распределения, передачи ресурсов является обязательной.
В период после 01.01.2008 г., по истечении установленного сро-
ка проведения общегородской программы по установке приборов учета,
производство, поставка и расчет за потребление энергоресурсов и
воды без применения приборов и систем коммерческого учета допуска-
ются только на время выполнения нормативных ремонтов и замены при-
боров. В жилых зданиях расчет с жителями за потребленные энергоре-
сурсы допускается как с использованием поквартирных, так и подомо-
вых приборов учета, после утверждения Правительством Москвы поряд-
ка расчета с потребителями по показателям подомового прибора учета
энергоресурсов. В регламентированных порядком случаях допускается
использование для расчетов с населением приборов учета энергоре-
сурсов, установленных на ЦТП.
Целью предполагаемой программы является объединение автомати-
зированных систем коммерческого учета энергоснабжающих предприя-
тий, автоматизированных систем коммерческого учета потребления
энергоресурсов у потребителей в единую общегородскую систему конт-
роля балансов в энергоснабжении и расчета за потребляемые энерго-
ресурсы и воду.
ГЛАВА IX
Обеспечение создания эффективной городской энергосистемы на основе
ввода новых генерирующих мощностей.
Эффективная работа городской энергосистемы предусматривающей,
как надежное и бесперебойное тепло-, электроснабжение уже сущест-
вующих потребителей, так и присоединение дополнительных городских
нагрузок, не может быть осуществлена без ввода новых генерирующих
мощностей.
С целью повышения надежности энергоснабжения города необходимо
разработать перспективный план развития энергосистемы города с оп-
тимальным соотношением между ТЭЦ, ГТУ, ГРЭС и ПГУ, а также разви-
тию электрических сетей 110, 220 и 500 кВ.
Кроме ГТУ-ТЭЦ предполагается внедрение альтернативных источни-
ков энергии, таких как биотехнологии, мини-ТЭЦ на основе га-
зо-поршневых двигателей, агрегатов для выработки электроэнергии на
основе редуцирования газа и др.
Чтобы обеспечить покрытие прироста городских нагрузок в тече-
ние 2004-2010 гг. необходимо обеспечить ввод следующих мощностей
по годам:
+---------------------------+------------------------------------+
| | Прирост мощности |
+---------------------------+-----------+------------------------+
| | Всего |В том числе по годам: |
| | +-----------+------------+
| | | 2004-2005 | 2006-2010 |
|Электрическая | +-----------+------------+
|мощность (МВт) | 3.782,0 | 185.5 | 3.586,5 |
+---------------------------+-----------+-----------+------------+
|Тепловая мощность | | | |
|(Гкал/час) | 7.267,0 | 301,0 | 6.866,0 |
+---------------------------+-----------+-----------+------------+
Прирост мощности необходимо обеспечить за счет строительства
новых мощностей на вновь осваиваемых территориях, на территории
действующих ТЭЦ, РТС, объектах городского хозяйства, промышленных,
торговых объектах, а также в районах существующей жилой застройки,
при обосновании экологической допустимости размещения каждого
конкретного объекта.
ГЛАВА X
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности городского
хозяйства.
Для целенаправленной работы по внедрению энергоэффективных
технологий, оборудования, систем и материалов в городском хозяйс-
тве разрабатываются программы на основе Концепции, содержащие пе-
речень конкретных мероприятий по внедрению технологий, оборудова-
ния, систем и материалов.
Отбор проектов и исполнителей проектов по энергоэффективности
осуществляется на конкурсной основе.
Мероприятия по внедрению энергоэффективных технологий, обору-
дования, систем и материалов в топливно-энергетическом хозяйстве
города по степени приоритетности разделяются на:
- долгосрочные высокозатратные мероприятия, требующие значительных
капитальных затрат со сроком окупаемости более 5 лет;
- среднесрочные мероприятия со сроком окупаемости от 2-х до 5 лет;
- первоочередные малозатратные мероприятия со сроком окупаемости
до 1-2 лет.
Стратегия разработки целевых программ повышения энергоэффек-
тивности должна состоять из комплекса долгосрочных высокозатрат-
ных, среднесрочных и первоочередных малозатратных мероприятий,
обеспечивающих быстрое достижение окупаемости финансирования.
К долгосрочным высокозатратным мероприятиям относятся:
1. Строительство новых генерирующих мощностей с использованием
энергоэффективных технологий в соответствии с утвержденными гра-
достроительными планами развития территорий округов и районов, по-
казателями тепло-, электро-, водо- и газоснабжения Москвы;
2. Прокладка новых, и реконструкция существующих тепловых ма-
гистралей с использованием труб с пенополиуретановой теплоизоляци-
ей, обеспечивающей снижение тепловых потерь в 2-3 раза, а также
труб из полимерных материалов;
3. Прокладка новых и реконструкция действующих водопроводных и
канализационных сетей с использованием труб с внутренними покрыти-
ями и пластиковых труб;
4. Строительство теплонасосных установок (ТНУ), использующих
тепло земли, низкопотенциальное тепло промышленных и бытовых сто-
ков, вентиляционного воздуха в интеграции с централизованными сис-
темами теплоснабжения, в том числе использование ТНУ для повышения
термического КПД ТЭЦ;
5. Прокладка новых и реконструкция существующих электрических
сетей с использованием кабеля из сшитого полиэтилена;
6. Теплоизоляция наружных стеновых и чердачных ограждений зда-
ний с использованием жестких плит и гибких матов, замена оконных
блоков;
7. Внедрение системы электроснабжения городского электротранс-
порта с рекуперацией электроэнергии, обеспечивающей 20% экономию
энергии на тягу подвижного состава.
К среднесрочным мероприятиям относятся:
1. Оптимизация процессов горения топлива в котлах и внедрение
оптимальных систем регулирования режимов сжигания топлива с ис-
пользованием эффективных горелочных устройств соответствующих эко-
логическим нормам и требованиям, средств автоматики и контроля, в
том числе в части контроля за выбросами загрязняющих веществ в ат-
мосферу;
2. Оптимизация режимов работы систем отопления, вентиляции и
кондиционирования на основе использования автоматизированных теп-
ловых пунктов и термостатических регуляторов;
3. Оптимизация водоподготовки на источниках тепла с использо-
ванием современных средств противонакипной и противокоррозионной
обработки воды, обеспечивающих исключение сбросов загрязняющих ве-
ществ в сети городской канализации и водные объекты;
4. Внедрение рациональных схем теплопотребления установок на
центральных тепловых пунктах, обеспечивающих минимальное потребле-
ние сетевой воды;
5. Замена наиболее изношенных участков тепловых сетей, находя-
щихся в аварийном состоянии, на трубы с заводской теплоизоляцией
на основе пенополиуретана;
6. Замена внутридомовых систем холодного и горячего водоснаб-
жения с установкой приборов учета и регулирования отпуска тепловой
энергии, включая в первую очередь системы панельного отопления;
7. Реконструкция внутридомовых систем холодного водоснабжения
с установкой водосберегающей арматуры и домовых приборов учета;
8. Реконструкция внутридомового электрохозяйства с прокладкой
нулевого провода и установкой устройств защитного отключения;
9. Замена электрических квартирных счетчиков на двухтарифные;
10. Проведение теплоизоляционных мероприятий:
- теплоизоляция оконных и дверных проемов;
- обеспечение нормативного тепловлажностного режима в чердачных
помещениях;
- теплоизоляция и герметизация межпанельных стыков;
- теплоизоляция путем напыления пенополиуретана наружных стеновых
панелей в жилых домах с промерзаниями с одновременным проведени-
ем мероприятий по выведению грибка;
11. Внедрение на транспортных предприятиях города автоматизи-
рованных систем учета электроэнергии;
12. Строительство модульных котельных с тепловой мощностью от
1-3 до 30 МВт в отдельных районах города испытывающих дефицит теп-
ловой энергии, обеспечивающих соблюдение экологических норм и тре-
бований при технико-экономическом и экологическом обосновании та-
ких проектов.
Первоочередные малозатратные мероприятия.
Эти мероприятия включают широкий комплекс работ и характеризу-
ются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости (до 1-2
лет). Они позволяют повысить надежность и эффективность работы ис-
точников тепла и тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем,
автоматизировать системы отопления в зданиях, снизить расходы теп-
лоносителя, горячей и холодной воды при относительно небольших
затратах и одновременном достижении экологического эффекта.
ГЛАВА XI
Основные технологии, включаемые в городские программы внедрения
новых энергоэффективных технологий в городском хозяйстве.
I. Нетрадиционные технологии, ранее не применявшиеся в Москве
и требующие проведения НИОКР для внедрения в городское хозяйство.
1. Создание котлоагрегатов с использованием катализатора бесп-
ламенного окисления топлива.
2. Создание энергоэффективных электронных пуско-регулирующих
аппаратов для ламп уличного освещения высокого давления типа ДНАТ.
3. Использование энергии движущейся воды для получения тепло-
вой энергии.
4. Внедрение источников энергии использующих топливо, получен-
ное путем переработки бытовых отходов, осадка сточных вод, при ус-
ловии положительного заключения Государственной экологической экс-
пертизы.
5. Внедрение экологически чистых источников тепловой и элект-
рической энергии на базе топливных элементов.
6. Снижение расхода топлива за счет использования электромаг-
нитного катализатора.
II. Новые энергоэффективные технологии предназначенные для
внедрения в городское хозяйство на среднесрочную перспективу с
учетом имеющегося положительного опыта применения.
1. Выработка электроэнергии при редуцировании природного газа.
2. Внедрение теплонасосных установок.
3. Увеличение тепловой мощности действующих районных тепловых
станций без расширения их территории, с одновременным сокращением
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
4. Получение энергии из твердых бытовых отходов, при соответс-
твующем экологическом обосновании и положительном заключении Госу-
дарственной экологической экспертизы.
5. Внедрение новых технологий для снижения потерь тепловой
энергии при ее передаче.
5.1. Изоляция трубопроводов тепловых сетей.
5.2. Диагностика тепловых сетей.
6. Внедрение кабеля из сшитого полиэтилена для снижения потерь
при передаче электрической энергии и повышения долговечности
электрических сетей.
7. Внедрение частотно регулируемого привода и устройств "мяг-
кого пуска" на энергоустановках.
8. Внедрение нового оборудования для снижения потребления
электроэнергии установками наружного и внутреннего освещения.
8.1. Внедрение энергоэффективных ламп высокого давления (типа
ДНАТ).
8.2. Внедрение групповых световых регуляторов на базе вольто-
добавочных трансформаторов.
8.3. Внедрение светотехнических приборов наружного и внутрен-
него освещения и архитектурной подсветки на базе отечественных
светодиодных технологий.
9. Повышение ресурса и снижение затрат на эксплуатацию тепло-
вых пунктов за счет внедрения блочных тепловых пунктов заводской
готовности.
10. Внедрение систем регулирования подачи теплоносителя у пот-
ребителей.
11. Внедрение автоматизированных систем учета энергоресурсов и
контроля эффективности их производства, передачи и использования.
12. Санация трубопроводов.
13. Внедрение PLC - технологий при создании автоматизированных
систем учета энергоресурсов.
ГЛАВА XII
Финансово-экономические механизмы и методы экономического
стимулирования энергосбережения.
По предварительной оценке для реализации целевых программ,
разрабатываемых по основным направлениям Концепции до 2010 года
потребуется 8,5 млрд. рублей. Источниками финансирования мероприя-
тий могут быть:
- целевые ассигнования, предусмотренные отдельной строкой в бюдже-
те города Москвы на соответствующий год;
- целевое финансирование федерального бюджета;
- средства, получаемые за счет применения методов экономического
стимулирования энергосбережения;
- включение экономически обоснованных затрат потребителей топлив-
но-энергетических ресурсов на энергосбережение в структуру тари-
фов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию,
газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспорт энерго-
ресурсов и городской электрический транспорт, в том числе метро-
политен, железнодорожный и водный транспорт;
- собственные средства энергоснабжающих организаций, поставщиков
топливно-энергетических ресурсов и потребителей;
- кредитные ресурсы, привлекаемые организациями для выполнения
указанных работ;
- фонд энергосбережения;
- средства, получаемые в виде инвестиций и иных дотаций;
- привлечение средств частных инвесторов через инвестиционный сер-
тификат и др.;
- добровольную оплату проводимых мероприятий;
- прочие источники финансирования, не противоречащие законодатель-
ству Российской Федерации.
Экономическому стимулированию в соответствии с настоящей Кон-
цепцией подлежит:
- экономия топливно-энергетических ресурсов, фактически достигну-
тая предприятием (организацией) в процессе основной деятельнос-
ти, по сравнению с установленным лимитом (нормативом) либо с со-
ответствующим предыдущим периодом;
- производство и выпуск промышленной и строительной продукции (ра-
бот, услуг, технологий), обладающей улучшенными характеристиками
в области эффективности использования ресурсов, при условии соб-
людения всех требований к качеству, производительности и эколо-
гии, а также имеющей сертификаты соответствия установленным
стандартам;
- производство и использование нетрадиционных и возобновляемых ис-
точников энергии.
Стимулирование энергосбережения путем лимитирования энерго-
потребления в бюджетных учреждениях, подведомственным комитетам и
департаментам Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, а
также в организациях жилищно-коммунального хозяйства осуществ-
ляется в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Мо-
сквы.
Средства, сэкономленные за счет потребления энергоресурсов
ниже лимитированного остаются в распоряжении учреждения и могут
быть использованы руководителем учреждения на финансирование ме-
роприятий по энергосбережению, ремонт учреждения, закупку оборудо-
вания и инвентаря, при условии подтверждения экономии распорядите-
лем бюджетных средств.
Стимулирование энергосбережения на территориальном уровне
происходит за счет высвобождения финансовых средств при передаче
бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую
энергию префектурам административных округов города Москвы. Разни-
ца, образующаяся между средствами, предусмотренными в бюджете на
возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для
бытовых нужд населения, проживающего в домах государственного жи-
лищного фонда и средствами, направляемыми на эти цели на основании
показателей фактического потребления тепловой энергии может быть
направлена на финансирование установки приборов учета энергоресур-
сов, внедрение энергосберегающего оборудования, а также на стиму-
лирование работников жилищных организаций.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в
городские энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск
энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласо-
ванных с энергоснабжающей организацией и Региональной энергетичес-
кой комиссией города Москвы. Энергоснабжающие организации обязаны
обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети
по ценам, формируемым в порядке, утвержденном Региональной энерге-
тической комиссией города Москвы.
При реализации проектов в области повышения эффективности ис-
пользования энергоресурсов Правительство Москвы или уполномоченный
им орган исполнительной власти может выступать в качестве поручи-
теля перед инвесторами в порядке, определенном Законом города
Москвы "О государственном долге города Москвы".
Физическим и юридическим лицам, осуществляющим оснащение жи-
лых домов, квартир приборами учета и регулирования расхода энерго-
ресурсов, проведение теплоизоляционных мероприятий, других мероп-
риятий, направленных на энергосбережение, по решению органов ис-
полнительной власти города Москвы могут предоставляться дотации из
средств, выделенных на программы энергосбережения, при условии,
что соответствующей программой энергосбережения определены порядок
и условия выделения таких дотаций.
ГЛАВА XIII
Управление Концепцией внедрения энергоэффективных технологий.
Основной задачей комплексной системы управления внедрения
энергоэффективных технологий в городе Москве является обеспечение
координации и согласованности выполнения в городе работ по:
- анализу состояния и развития нормативно-правовой базы;
- совершенствованию механизмов финансово-экономического обеспече-
ния и стимулирования повышения энергоэффективности в экономике и
бюджетной сфере, жилищно-коммунальном и социальном секторе;
- осуществлению мониторинга городской программы по энергосбереже-
нию включающего в себя:
- получение систематизированной информации о выполнении программы,
состоянии проводимых работ по энергоэффективности, внедрении
приборного учета и регулирования расхода энергоресурсов, поиску
и использованию резервов экономии топливно-энергетических ресур-
сов;
- выявление динамики энергоэффективности, определение положитель-
ных, а также негативных тенденций;
- оценку и прогноз выполнения заданий городской программы по энер-
госбережению в целом, с выработкой соответствующих рекомендаций
по корректировке ее дальнейшего осуществления и реализации необ-
ходимых технических решений;
- организацию проведения единой научно-технической политики в об-
ласти внедрения энергоэффективных технологий.
Для решения этих и ряда других задач в городе формируется
структура управления энергоэффективностью на городском, окружном,
отраслевом и районном уровне во главе с организацией, наделенной
Правительством города Москвы необходимыми полномочиями выполнять
функции, связанные с координацией работ по повышению энергоэффек-
тивности, проведением мониторинга показателей городской программы
внедрения энергоэффективных технологий, оборудования, систем и ма-
териалов.
ГЛАВА XIV
Информационное обеспечение и подготовка кадров.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение внедрения энергоэффективных
технологий осуществляется путем:
- организации и проведения международных, межрегиональных, городс-
ких и окружных выставок, симпозиумов, конференций и совещаний по
проблемам Концепции;
- создания базы данных о технических, экономических и социальных
результатах выполнения городских и окружных программ внедрения
энергоэффективных технологий;
- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации
по вопросам энергоэффективности;
- освещения в средствах массовой информации передового опыта в об-
ласти повышения энергоэффективности и энергосбережения;
- использования информационно-коммуникационных технологий.
Основным направлением развития информационных и коммуникацион-
ных технологий в области энергоэффективности в городской инфраст-
руктуре является создание Единой автоматизированной системы конт-
роля и управления на основе телекоммуникационных систем, распреде-
лительной информационной системы диспетчерского контроля и управ-
ления жилищно-коммунальным хозяйством, а также информационно-рас-
четных систем, обеспечивающих:
- осуществление расчетов между участниками рынка энергии и воды в
городе Москве;
- оптимизацию и мониторинг использования электрической и тепловой
энергии, топлива, воды;
- сбор, обработку данных и диспетчерское управление производством,
транспортировкой, распределением и потреблением ресурсов;
- накопление и анализ данных об использовании ресурсов в городском
хозяйстве города Москвы.
Подготовка кадров.
В программы учреждений высшего и среднего специального образо-
вания, старших классов общеобразовательных школ, а также учрежде-
ний по подготовке и переподготовке кадров в области топливно-энер-
гетического хозяйства города Москвы должны включать основы рацио-
нального использования топливно-энергетических ресурсов.
Органы исполнительной власти города Москвы организуют и прово-
дят в пределах своей компетенции повышение квалификации должност-
ных лиц, занятых решением вопросов обеспечения города топливом и
энергией.
Приложение 1.
Анализ структуры топливно-энергетического баланса
города за 2002 год.
+-----------------+-------------------------------------------+
|Распределение | Структура потребления топливно-|
|потребления | энергетических ресурсов (в процентах) |
|топливно- | |
|энергетических | |
|ресурсов по | |
|отраслям | |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
| | Топливо | Электроэнер- | Тепловая |
| | | гия | энергия |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Всего | 100 | 100 | 100 |
| в том числе: | | | |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Промышленность | 83,0 | 39,8 | 17,1 |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Жилищно- | 14,1 | 26,4 | 59,6 |
|коммунальное | | | |
|хозяйство | | | |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Строительство | 1,4 | 3,5 | 2,5 |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Транспорт | 0,4 | 11,7 | 2,6 |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
|Прочие | 1,1 | 18,6 | 18,2 |
+-----------------+-----------+----------------+--------------+
.
- 24 -
Приложение 2
Основные показатели внедрения новых энергоэффективных технологий.
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| N | Наименование технологии |Количество внедрений| Экономия |Сокращение выбросов|
|п/п | |в Москве до 2003г.|топлива при |вредных веществ при|
| | |(шт.) | внедрении |внедрении (тонн/год)|
| | | | (тут/год) | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| I | II | III | IV | V |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 1 |Выработка электроэнергии при редуцирова-| 2 | 1370 | 6,8 на 1 МВт |
| |нии природного газа | | на 1 МВт | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 2 |Внедрение теплонасосных установок. | 2 | 630 - 1060 | 1,4-2,3 на 1 Гкал |
| | | | на 1 Гкал | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 3 |Увеличение тепловой мощности действующих| 53 | 1000 | 20 на 1 котел |
| |районных тепловых станций без расширения| | на 1 котел | |
| |их территории | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 4 |Получение энергии из твердых бытовых от-| 1 | 0,15 на 1 | 3,6 кг |
| |ходов. | | тонну ТБО | на 1 тонну ТБО |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 5 |Внедрение новых технологий для снижения|50 км пластиковых|40 на 1 км | 0,1 на 1 км |
| |потерь при передаче тепловой энергии.|труб на предприятиях|пластиковых | пластиковых труб |
| |(пластиковые трубы, изоляция, диагности-|ДТЭХ в 2002г.|труб | |
| |ка тепловых сетей). | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 6 |Внедрение частотно регулируемого привода| более 3000 | 3,2 на | 0,01 на 1 привод |
| |на энергоустановках. | | 1 привод | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 7 |Внедрение нового оборудования для сниже-|более 40 тыс. нерго-| 4,8 на | 0,01 на 100 ламп |
| |ния потребления электроэнергии установ-|эффективных ламп,| 100 ламп | |
| |ками наружного освещения |регуляторов | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 8 |Повышение ресурса и снижение затрат на| | 20 на 1 | 0,04 на |
| |эксплуатацию тепловых пунктов за счет| 1935 | блочный ТП | 1 блочный ТП |
| |внедрения блочных тепловых пунктов за-| | | |
| |водской готовности. | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| I | II | III | IV | V |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 9 |Снижение расхода сжигаемого топлива за| | 0,55 | 0,002 на 1 МВт |
| |счет использования электромагнитного | - | на 1 МВт | |
| |катализатора. | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 10 |Внедрение систем регулирования подачи | | 60 на 1 | 0,13 на 1 систему |
| |теплоносителя у потребителей с исполь- | | систему | |
| |зованием: | | | |
| | - регуляторов приборов отопления |193 тыс. в 2001-2002| | |
| | |годах | | |
| | - автоматизированных узлов управления |2 шт. в 2001-2002 гг| | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 11 |Внедрение автоматизированных систем уче-|более 2,5 тысяч сис-| 970 для | 2,5 для 1 котла |
| |та энергоресурсов и контроля их произ-|тем | 1 котла | в АСУТП |
| |водства, передачи и использования. | | в АСУТП | |
| | | | | |
| | | | 230 для 1 | 0,5 для 1 системы |
| | | | системы в | в жилом секторе |
| | | |жилом секторе |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 12 |Создание котлоагрегатов с использованием| | 120 для | 1,1 для 1 МВт |
| |катализатора беспламенного окисления то-| - | 1 МВт | |
| |плива. | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 13 |Использование энергии движущейся воды| | 8 для мощ- | 0,017 для |
| |для получения тепловой энергии. | - | ности 1кВт | мощности 1кВт |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 14 |Внедрение экологически чистых источников| | 25 кг у т | 0,05 кг на 1 МВт |
| |тепловой и электрической энергии на базе| - | на 1 МВт | |
| |топливных элементов. | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 15 |Внедрение источников энергии, использую-| | 30 кг у т | 0,06 кг на 1 МВт |
| |щих топливо, полученное путем переработ-| - | на 1 МВт | |
| |ки бытовых отходов, осадка сточных вод. | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 16 | Санация трубопроводов. | 260 км | 15 на 1 км | 0,03 на 1 км |
| | | | | |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| I | II | III | IV | V |
+----+----------------------------------------+--------------------+------------+--------------------+
| 17 | Внедрение кабеля из сшитого полиэтилена|внедряется в новом|Имеет срок службы до 30 лет, дает|
| | |стротельстве и ре-|дает экономию при производстве |
| | |конструкции электро-|строительно-монтажных работ. |
| | |сетей | |
+----+----------------------------------------+--------------------+---------------------------------+
| 18 | Внедрение PLC-технологий при создании| НИОКР |Технология позволяет использовать|
| | автоматизированных систем учета энерго-| |электрические сети для передачи |
| | ресурсов. | |информации. |
+----+----------------------------------------+--------------------+---------------------------------+
Верно:
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 999-ПП |
Дата:
|
2003-12-02 |
Позиционируется в разделах:
|
Городское хозяйство >> Транспорт и связь |
|