Документы правительства Москвы >> >> Городское хозяйство >> Транспорт и связь
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 апреля 2002 г. N 246-ПП
О Концепции развития
воздушнотранспортной системы города
Москвы до 2005 года
Воздушный транспорт является одной из важнейших составляющих
коммуникационной системы внешнего транспорта города Москвы, связы-
вающей его с регионами России и зарубежными странами.
По мере развития Москвы все более возрастает потребность в ис-
пользовании авиационных технологий для обеспечения эффективной ра-
боты городских служб и жизнедеятельности города.
Превращение Московского авиационного узла (МАУ) в современный
международный авиатранспортный центр и дальнейшее развитие воздуш-
но-транспортной системы города может дать существенный рост допол-
нительных поступлений в городской бюджет, способствовать развитию
туризма и внешних связей города.
В целях обеспечения эффективного развития системы воздушных
сообщений, использования современных авиационных технологий для
нужд городского хозяйства и повышения безопасности жизнедеятель-
ности города Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития воздушно-транспортной системы
города Москвы до 2005 года (далее - Концепция), согласно приложе-
нию к настоящему постановлению.
2. Органам исполнительной власти города Москвы при разработке
нормативно-правовых актов, программ и планов развития города в
части, касающейся воздушно-транспортной системы города Москвы, ру-
ководствоваться Концепцией (п.1).
3. Возложить на Управление транспорта и связи Правительства
Москвы функции уполномоченного органа Правительства Москвы по ко-
ординации развития воздушно-транспортной системы города с феде-
.
- 2 -
ральными органами исполнительной власти, структурными подразделе-
ниями Правительства Москвы, предприятиями и организациями отрасли
воздушного транспорта.
4. Принять к сведению, что коллегия Минтранса России приняла
решение о создании межведомственного постоянно действующего Коор-
динационного совета по развитию аэропортов Московского авиаузла и
о продолжении в 2002 году работы над схемой комплексного развития
Московского авиаузла на период до 2015 года с участием Правитель-
ства Москвы и Правительства Московской области, включая:
- подготовку предложений по коренному улучшению экологической
обстановки, связанной с эксплуатацией и развитием аэропортов;
- урегулирование правоотношений по использованию земель аэро-
портов московского авиаузла;
- установление влияния развития аэропортов на социально-эконо-
мическую ситуацию территорий, на которых они расположены;
- выработку схем обслуживания авиапассажиров в городе Москве
и Московской области и доставки их в аэропорты существующими и
перспективными видами транспорта с минимальными затратами времени.
5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы по заявке Управления транспорта и связи Правительства Моск-
вы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы предусматривать в планах развития науки и
технологий в 2002 - 2004 годах за счет и в пределах средств, пре-
дусмотренных в бюджете города Москвы на науку, проведение НИОКР по
реализации основных направлений развития воздушно-транспортной
системы города Москвы, определенных Концепцией (п.1).
6. Возложить на Управление городского заказа Правительства
Москвы функции городского инвестора на закупку 10 серийных легких
вертолетов для нужд города (3 единицы - в 2003г., 4 - в 2004г. и
3 - в 2005г.).
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
при формировании инвестиционных программ Правительства Москвы на
2003 - 2005 годы по заявке Управления городского заказа Правитель-
ства Москвы предусматривать выделение лимитов капитальных вложений
на закупку оборудования в соответствии с пунктом 6 настоящего пос-
тановления.
8. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы:
8.1. Совместно с Москомархитектурой в III квартале 2002 года
с участием Министерства транспорта Московской области и ОАО "Мос-
ковская монорельсовая дорога" подготовить и внести предложения в
Правительство Москвы о совершенствовании транспортного сообщения
нового международного терминала аэропорта Внуково с городом Моск-
вой с использованием монорельсового транспорта.
8.2. В 2-месячный срок подготовить и внести предложения в
Минтранс России по совершенствованию действующего порядка лицензи-
рования и эксплуатации авиалиний с учетом интересов города Москвы
и авиапредприятий (авиакомпаний) города.
8.3. По согласованию с Комитетом здравоохранения Москвы, ГУВД
г.Москвы, Главным управлением ГО ЧС в г.Москве и Управлением го-
родского заказа Правительства Москвы в 2002 году подготовить и
заключить с ОАО "Камов" договор на поставку в 2003 году сертифици-
рованных вариантов легкого вертолета, предназначенных для исполь-
зования в интересах служб города Москвы (пп.6,7).
8.4. С участием ОАО "Международный аэропорт Внуково" в
III квартале 2002 года подготовить и внести предложения в Прави-
тельство Москвы о развитии в 2003-2005 годах в аэропорту Внуково
услуг для обеспечения деятельности бизнес-авиации и туризма.
8.5. Совместно с Главным управлением ГО ЧС в г.Москве в
III квартале 2002 года по согласованию с заинтересованными феде-
ральными органами подготовить и представить на утверждение в уста-
новленном порядке Положение о городском реестре объектов наземной
авиационной инфраструктуры независимо от их принадлежности, вклю-
чая аэродромы, вертодромы, вертолетные площадки, площадки для ава-
рийных посадок, а также объекты, подлежащие маркировке в соответс-
твии с установленными правилами.
9. Главному управлению ГО ЧС в г.Москве:
9.1. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства
Москвы в 3-месячный срок подготовить и представить в установленном
порядке проект распорядительного документа по созданию государс-
твенного унитарного авиационного предприятия на базе службы авиа-
ционного и инженерного обеспечения вертолетных площадок ГУП города
Москвы "Спецпредприятие при Правительстве Москвы".
9.2. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства
Москвы, Москомархитектурой, Московским земельным комитетом и Де-
партаментом природопользования и охраны окружающей среды Прави-
тельства Москвы в 2002 году провести инвентаризацию существующих
объектов авиационной инфраструктуры города и представить их пере-
чень для включения в городской реестр в установленном порядке
(п.8.5).
10. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в городе Москве совместно с Департаментом природопользова-
ния и охраны окружающей среды Правительства Москвы в первом полу-
годии 2002 года организовать и провести замеры шумового воздейс-
твия и степени загрязнения атмосферного воздуха от воздействия
воздушных судов в жилых районах, прилегающих к аэропортам Внуково,
Остафьево и Шереметьево, оценить степень риска для населения и
принять в установленном порядке меры по приведению указанного воз-
действия до уровня допустимых санитарно-гигиенических нормативов.
11. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы в 2002 году в рамках работы по ведению Эколо-
гической карты города Москвы выделить зоны акустического диском-
форта, загрязнения атмосферного воздуха и других негативных воз-
действий на окружающую среду от воздушно-транспортной системы го-
рода Москвы.
12. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы, еже-
годно, начиная с декабря 2002 года, представлять в Правительство
Москвы доклад о ходе выполнения настоящего постановления.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ак-
сенова П.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 апреля 2002 года N 246-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
города МОСКВЫ до 2005 года
Содержание:
1. Основные положения.
2. Цели, задачи и принципы развития воздушно-транспортной
системы города Москвы.
3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы.
3.1. Поддержка деятельности авиакомпаний и развития авиали-
ний.
3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла.
3.3 Направления развития рынка реализации авиатранспортных и
других сопутствующих услуг.
4. Применение авиационных технологий в городе.
4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в инте-
ресах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве.
4.2. Основные направления развития авиационного обеспечения
городских служб и применения авиационных технологий.
4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации.
4.2.2. Развитие авиационной инфраструктуры города Москвы в
интересах городской авиации и коммерческих перевозок.
4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой.
5. Основные направления деятельности в области охраны окружаю-
щей среды, связанные с функционированием воздушно-транспортной
системы.
6. Основные мероприятия по реализации Концепции.
1. Основные положения
Бурное развитие Москвы за последнее десятилетие, превращение
города в один из крупнейших мировых центров бизнеса, науки, куль-
туры, образования и туризма объективно создает необходимость и
предпосылки для развития воздушных сообщений. Воздушный транспорт
является одним из важнейших элементов коммуникационной системы го-
рода, связывающей его как с регионами России, так и с зарубежными
странами, и в то же время, как показали события 11 сентября
2001 года в США, - источником повышенной опасности.
В общем объеме перевозок магистральными видами транспорта на
долю воздушного транспорта в Москве приходится в настоящее время
около 20 % всего пассажирооборота и существенная часть грузопере-
возок.
В структуре авиаперевозок, выполняемых воздушным транспортом,
на долю Московского авиаузла (МАУ) приходится более 40 % отправок
пассажиров (в том числе в международном сообщении - 75 %) и более
45 % отправок грузов (в том числе более 80 % - международных) от
общего объема соответствующих показателей в Российской Федерации.
В Москве зарегистрированы и осуществляют свою деятельность
наиболее значимые в России авиакомпании: "Аэрофлот - Российские
авиалинии", "Ист-Лайн", "Трансаэро", "Атлант-Союз" и др. В Мос-
ковском регионе функционирует несколько крупнейших аэродромов и
аэропортов страны, в том числе "Шереметьево", "Внуково" и "Домоде-
дово".
В Москве созданы и действуют системы авиационного обеспечения
экстренной медицинской помощи, деятельности правоохранительных ор-
ганов, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. С
развитием Москвы все более возрастает потребность в использовании
авиационных технологий для обеспечения эффективной работы городс-
ких служб и жизнедеятельности города.
Сделав значительный шаг вперед в развитии транспортной инф-
раструктуры за последнее десятилетие, Москва стоит перед необходи-
мостью комплексного решения ряда задач, связанных с развитием воз-
душно-транспортной системы и дальнейшим внедрением в жизнь города
авиационных технологий.
Концепция развития воздушно-транспортной системы городе Моск-
ве представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные
принципы и направления развития воздушно-транспортной системы
города Москвы в интересах городского хозяйства и населения города.
Под воздушно-транспортной системой в настоящей Концепции по-
нимается совокупность сложных взаимосвязанных элементов (подсис-
тем), обеспечивающих выполнение авиаперевозок пассажиров и грузов
и авиационных работ. В число указанных системообразующих элементов
входят: авиапредприятия (авиакомпании), аэропорты (аэродромы, вер-
тодромы) и наземные службы обеспечения полетов (топливо-заправоч-
ные комплексы и система обслуживания и ремонта авиационной техни-
ки), система организации и управления воздушным движением, система
продажи авиаперевозок и другие элементы.
Концепция является основой для:
- формирования и проведения единой политики городских влас-
тей, субъектов хозяйственной деятельности и общественных организа-
ций, населения города в области развития и совершенствования воз-
душно-транспортной системы Москвы;
- разработки и реализации целевых программ развития воздуш-
но-транспортной системы города Москвы;
- координации деятельности городских властей с федеральными
органами исполнительной власти в области развития воздушного
транспорта и использования авиационных технологий;
- совершенствования и дальнейшего развития нормативно-право-
вой базы в области гражданской авиации, затрагивающей интересы
города Москвы и ее жителей.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Консти-
туция Российской Федерации, федеральные законы в области воздушно-
го транспорта и авиационной деятельности, экологии, экономики,
градостроительства и другие, Концепция развития гражданской авиа-
ционной деятельности Российской Федерации, Устав и законодательст-
во города Москвы.
В Концепции отражены проблемы, связанные с состоянием воздуш-
ного транспорта, как частью общей системы транспортного комплекса
Москвы, использованием авиационных технологий в интересах городс-
ких служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, сформулированы
цели, принципы и основные направления деятельности по развитию
воздушно-транспортной системы города до 2005 года.
2. Цели,задачи и принципы развития
воздушно-транспортной системы города Москвы
Главными целями развития воздушно-транспортной системы го-
рода Москвы являются:
- превращение Московского авиационного узла в современный
международный авиатранспортный центр, соответствующий геополити-
ческому положению города, удовлетворяющий в наибольшей мере спрос
на перевозки пассажиров, грузов, авиационные работы (услуги) и
авиационные технологии;
- увеличение вклада в экономику Московского региона за счет
дополнительных налоговых поступлений в бюджеты города и области от
реализации авиатранспортных и других сопутствующих (туристских)
услуг, развития внутреннего и въездного туризма;
- повышение доходности, эффективности и безопасности функцио-
нирования системы воздушных сообщений и использования в городе
авиационных технологий, создание дополнительных, в том числе высо-
коквалифицированных рабочих мест.
Достижение этих целей связано с решением следующих основных
задач:
- содействие дальнейшей интеграции воздушно-транспортной сис-
темы города Москвы в международную систему воздушных перевозок и
общую систему транспортного комплекса города;
- развитие сферы услуг, связанных с функционированием воздуш-
но-транспортной системы города;
- проведение политики расширения имущественных прав города в
авиационно-транспортной системе и сфере ее обслуживающей;
- повышение эффективности использования полномочий города
Москвы как акционера открытых акционерных обществ гражданской ави-
ации;
- стимулирование разработки и внедрение современных техноло-
гий в авиационные системы перевозок и продажи (бронирования) ави-
атранспортных, других транспортных и сопутствующих услуг, аэропор-
тового обслуживания и другие службы сервиса гражданской авиации;
- развитие материальной базы и совершенствование структуры
авиационного обеспечения служб города, коммерческих перевозок и
авиационных работ.
Решение перечисленных выше задач должно осуществляться с уче-
том следующих основных принципов реализации политики города Мо-
сквы:
- координация деятельности и согласование разрабатываемых
программ и проектов развития воздушно-транспортной системы города
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
Правительством Московской области и другими субъектами;
- согласование с уполномоченными органами, осуществляющими
государственное регулирования авиационной деятельности в Московс-
ком авиационном узле, интересов Москвы и Московской области при
регулировании использования воздушного пространства, рынка авиаци-
онных перевозок, аэропортовой деятельности, модернизации авиацион-
ной инфраструктуры и другое;
- включение проектов развития воздушного транспорта и авиаци-
онных технологий в Москве в инвестиционные программы города;
- содействие притоку отечественных и зарубежных внебюджетных
финансовых средств и других ресурсов в развитие воздушно-транс-
портной системы города;
- всемерная поддержка авиакомпаний, предприятий и организаций
города Москвы, других регионов России и зарубежья, деятельность
которых способствует росту объемов авиационных и других видов пе-
ревозок, развитию туризма, увеличению налоговых поступлений в бюд-
жет города и созданию дополнительных рабочих мест;
- обеспечение экологической безопасности города, связанной с
авиационной деятельностью в Московском авиационном узле, в том
числе обеспечение экологических требований охраны окружающей сре-
ды, благоприятных условий проживания населения, а также социальной
защиты населения, подверженного негативному воздействию различных
факторов авиационной деятельности.
Вышеуказанные цели и задачи, а также принципы реализации по-
литики органов исполнительной власти города Москвы, определяют ос-
новные направления развития воздушно-транспортной системы.
Степень достижения и реализации поставленных целей и задач
развития воздушно-транспортной системы города Москвы будет зави-
сеть от координации усилий всех заинтересованных субъектов госу-
дарственной власти - федеральных органов исполнительной власти и
органов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Московс-
кой области.
С учетом мирового опыта деятельности региональных властей в
области развития воздушных сообщений основными направлениями дея-
тельности органов власти заинтересованных субъектов федерации -
Москвы и Московской области будут являться:
- участие в развитии инфраструктуры, обеспечивающей современ-
ный уровень качества в обслуживании потребителей авиатранспортных
услуг, включая агентское, банковское, страховое и другие виды обс-
луживания;
- участие в управлении и развитии аэропортов МАУ;
- обеспечение результативности принятых форм защиты прав пот-
ребителей авиационных услуг;
- участие в обеспечении безопасности авиаперевозок, предо-
твращении террористических актов на воздушном транспорте;
- создание механизма экологической защиты населения и окружа-
ющей среды от неблагоприятных факторов авиационной деятельности.
3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы
и связанной с ней сферы
3.1 Поддержка деятельности авиакомпаний и развития авиалиний.
В настоящее время Москва связана более чем 200 регулярными
авиалиниями с городами Российской Федерации, СНГ и дальнего зару-
бежья. Указанная сеть маршрутов обеспечивает постоянное воздушное
сообщение Москвы с административными центрами и крупными городами
России, СНГ и других стран.В то же время практически нарушена су-
ществовавшая ранее система местных воздушных линий, связывавшая
Москву с областными центрами и городами соседних регионов.
Существующие авиалинии эксплуатируются российскими и иност-
ранными авиакомпаниями. 80 % объема авиаперевозок выполняется рос-
сийскими предприятиями-авиаперевозчиками.
В Москве зарегистрировано 45 авиакомпаний, осуществляющих
свою деятельность на рынке авиационных перевозок.
Имеет место тенденция к перераспределению объемов перевозок
на Московском рынке в пользу региональных авиакомпаний. В том чис-
ле, передача региональным авиаперевозчикам ряда наиболее доходных
маршрутов из аэропортов Московского авиаузла, не связанных с мес-
том их базирования.
Хотя вопрос лицензирования авиалиний относится к ведению спе-
циально уполномоченного федерального органа исполнительной власти
- Минтранса России, он непосредственно связан с региональными ин-
тересами, так как определяет направление поступления доходов от
эксплуатации авиалиний и потребность в количестве рабочих мест.
Спрос на пассажирские авиаперевозки в МАУ удовлетворяется. В
то же время возникает сезонное превышение спроса на некоторых нап-
равлениях, не обеспеченное возможностями авиаперевозчиков, что
связано, в первую очередь, с их ограниченными провозными емкостя-
ми.
Более динамичными темпами, по сравнению с пассажирскими, раз-
виваются грузовые авиаперевозки, имеющие важное значение для раз-
вития международных и внутренних экономических связей Москвы.
Наиболее значимой общей проблемой авиакомпаний, обеспечиваю-
щих авиасообщения города, также как и других российских авиапере-
возчиков, является проблема обновления парка воздушных судов.
Основными направлениями участия города в развитии системы
воздушных сообщений в области деятельности предприятий-авиапере-
возчиков являются:
- содействие развитию системы воздушных сообщений города
Москвы с административными центрами и городами других регионов и
стран;
- участие в совершенствовании системы государственного регу-
лирования рынка воздушных сообщений Москвы и поддержка московских
авиакомпаний при лицензировании авиалиний;
- поддержка московских авиакомпаний, осуществляющих обновле-
ние парка воздушных судов и участие в государственной программе
лизинга отечественной авиатехники;
- содействие созданию объединений (альянсов) отечественных и
зарубежных авиакомпаний, позволяющих обеспечивать условия для
удовлетворения сезонных колебаний спроса на авиаперевозки и увели-
чения трансферных, в том числе международных перевозок.
3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла.
Важнейшая составляющая системы воздушных сообщений Москвы -
аэропорты Московского авиационного узла, к которым относятся Шере-
метьево, Внуково, Домодедово и Быково.
Комплексная оценка современного состояния указанных элементов
дана в "Схеме комплексного развития Московского авиаузла до
2015г.", разработанной в 2001 году по заданию Правительства Рос-
сийской Федерации. В соответствии с этим, существующие основные
технологические мощности аэропортов обеспечивают фактический объем
авиаперевозок, однако используются нерационально. При недозагру-
женности аэродромных и аэровокзальных комплексов аэропортов Внуко-
во и Домодедово в аэропорту Шереметьево они функционируют на пре-
деле своих возможностей.
При комплексном подходе имеющиеся 7 взлетно-посадочных полос
Московского авиаузла обеспечивают сложившуюся интенсивность поле-
тов, а также расчетное количество взлетно-посадочных операций на
средне-срочную перспективу (до 2015г.). Строительство новых взлет-
но-посадочных полос в аэропортах МАУ в этот период не требуется.
Пассажирские комплексы аэропортов (кроме аэропорта Домодедово)
требуют как увеличения действующих мощностей (Шереметьево, сектор
МВЛ во Внуково), так и проведения неотложных работ по модернизации
с целью коренного повышения уровня сервиса, связанного с обслужи-
ванием пассажиров.
Все аэропорты МАУ обладают резервными мощностями по обслужи-
ванию грузовых авиаперевозок.
Существующая транспортная инфраструктура не обеспечивает дос-
тавку авиапассажиров из Москвы в аэропорты и транзитные перевозки
между аэропортами с минимальными затратами времени. Недостаточная
пропускная способность Ленинского проспекта, Киевского шоссе, Ка-
ширского шоссе, Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе
приводит к чрезмерному осложнению дорожной обстановки, задержкам
автотранспорта в пути и несвоевременному прибытию в аэропорты.
Сравнение общих пассажиропотоков и совокупного количества
взлетно-посадочных операций аэропортов города Москвы с другими
крупными городами мира показывает, что они значительно уступают не
только аналогичным городским аэропортовым системам, но и входящим
в них отдельным аэропортам.
Москва, занимая выгодное геополитическое положение на межкон-
тинентальных трассах Европа - Тихоокеанский регион и Северная Аме-
рика - Азия фактически не использует свой потенциал крупного меж-
дународного транзитного узла.
Доля транзитных пассажиров от общего их количества в аэропор-
тах МАУ составляет не более 5%, в то время как в аэропортах Франк-
фурта, Амстердама, Парижа и других городов Западной Европы она
превышает 40%.
Завершенная в настоящее время федеральными органами оценка
технических возможностей развития аэропортов и наиболее рациональ-
ного использования имеющихся мощностей определила общую стратеги-
ческую перспективу МАУ, которая предполагает сохранение в эксплуа-
тационном состоянии всех аэропортов Московского авиаузла, а также
развитие аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево, исходя из
роста объемов перевозок и интенсивности движения воздушных судов.
При этом ограничиваются в существующих объемах пассажирские и гру-
зовые перевозки в аэропорту Быково.
Имеющиеся резервные мощности и перспективы дальнейшего разви-
тия основных аэропортов МАУ - Внуково, Домодедово и Шереметьево
позволяют ограничить коммерческие перевозки с использованием аэ-
родромов государственной и экспериментальной авиации, а также аэ-
родромов совместного базирования, и, в первую очередь, оказывающих
неблагоприятное экологическое воздействие на жилые районы. К числу
последних относится аэропорт Остафьево, развитие которого соот-
ветствует лишь корпоративным интересам.
При этом основным принципом дальнейшего развития аэропортов МАУ
должен стать комплексный подход, предполагающий рассмотрение всех
аэропортов как элементов единой авиационной системы и предусматри-
вающий рациональное использование всех имеющихся мощностей.
Реализация этого принципа в условиях, когда аэропорты МАУ
представляют собой самостоятельные предприятия, осуществляющие не-
зависимую хозяйственную деятельность и конкурирующие друг с дру-
гом, практически невозможна.
Аэропорты МАУ по своему статусу и территориальной принадлеж-
ности затрагивают экономические интересы трех субъектов государс-
твенной власти - Российской Федерации, города Москвы и Московской
области. Каждый из них действует исходя из своих интересов, не
имея общей согласованной программы.
Задачи комплексного развития аэропортов МАУ, превращение его
в транзитный узел мирового значения, в чем непосредственно заинте-
ресованы как федеральные, так и региональные власти, невозможен
без гармонизации и согласования интересов всех сторон. От решения
этого вопроса зависит как достижение самой цели развития МАУ, так
и темпы продвижения к ней.
Превращение аэропортов МАУ в единый функциональный комплекс с
одной управляющей компанией, находящейся под контролем федеральных
и региональных властей, и наделенной полномочиями управлять всем
имуществом и землей всех аэропортов, проводить единую коммерческую
политику, обеспечивающую получение максимального экономического
эффекта, является определяющей целью политики Правительства Москвы
в отношении развития Московского авиационного узла.
Важнейшим этапом и механизмом достижения этой цели может
стать создание по решению Правительства Российской Федерации ФГУП
"Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Кроме того, реализации данной цели будет способствовать соз-
дание постоянно действующего единого консультативного органа трех
властей (Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы
и Правительства Московской области), который обеспечит координацию
действий субъектов власти в отношении развития аэропортов и свя-
занных с ними проблем территорий.
Наряду с достижением этой цели, основными направлениями поли-
тики города Москвы в отношении модернизации, развития и совершенс-
твования аэропортов и аэропортовой деятельности являются:
- обеспечение быстрого, надежного транспортного сообщения аэ-
ропортов с Москвой, Московской областью и между собой, а также
улучшение транспортного обслуживания авиапассажиров;
- содействие развитию неавиационной деятельности в аэропортах
и увеличению доли их доходов за счет указанной сферы;
- решение совместно с федеральными и региональными властями и
администрациями аэропортов проблем в области экологии, связанных с
функционированием аэропортов;
- участие в модернизации и создании новых технологических
комплексов в аэропортах;
- содействие созданию на базе МАУ крупного транзитного узла
(хаба) обеспечивающего удобные стыковки рейсов для потребителей
авиатранспортных услуг по основным направлениям авиаперевозок;
- создание благоприятных условий для деятельности аэропортов,
способствующих увеличению объемов перевозок авиапассажиров, грузов
и почты, повышению уровня безопасности авиаперевозок;
- создание инфраструктуры, развитие системы услуг и формиро-
вание благоприятных условий для функционирования бизнес-авиации.
Основными направлениями и формами реализации перечисленных
выше задач являются:
в области развития инфраструктуры транспортного сообщения города с
аэропортами и между аэропортами:
- повышение пропускной способности существующих автомобильных
маршрутов путем реконструкции дорог и строительства транспортных
сооружений в соответствии с городской и областной программами до-
рожно-мостового строительства;
- строительство новых автомагистралей на направлениях, не
обеспечивающих требуемую интенсивность автомобильного сообщения;
- перераспределение пассажирских потоков и снятие части су-
ществующей нагрузки на автомобильные маршруты путем развития дру-
гих современных видов транспорта (железнодорожный, монорельсовый и
др.) и использования новых технологий регистрации пассажиров на
конечных точках маршрутов в городе с последующей доставкой непос-
редственно к борту воздушного судна.
Непосредственными задачами развития транспортного сообщения с
аэропортами города являются:
к аэропорту Внуково:
- реконструкция Киевского шоссе от совхоза "Московский" до
"Внуково" с расширением магистрали до 4 полос в одном направлении;
- расширение Боровского шоссе от поселка "Рассказовка" до
"Внуково" до 3 полос движения;
- строительство транспортных сооружений на Ленинском проспек-
те;
- создание скоростной монорельсовой транспортной системы;
к аэропорту Шереметьево:
- расширение Ленинградского шоссе до поворота на Шереметь-
ево-2 до 4 полос движения в каждом направлении со строительством
транспортных сооружений;
- строительство магистрали Останкино - Химки в Москве и обхо-
де г.Химки до МКАД на 3 - 4 полосы движения в каждом направлении;
- создание скоростной железнодорожной транспортной системы,
соединяющей аэропорт Шереметьево с Москвой;
к аэропорту Домодедово:
- реконструкция транспортных сооружений на Каширском шоссе в
пределах города;
- повышение пропускной способности железнодорожного сообщения
на направлении Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово путем мо-
дернизации существующей и создания новой инфраструктуры.
Улучшение транспортного сообщения между аэропортами и созда-
ние условий для превращения МАУ в узловой "хаб" может быть достиг-
нуто:
- на первом этапе - за счет увеличения протяженности создава-
емой транспортной системы Москва - Шереметьево до аэропортов Вну-
ково и Домодедово;
- в последующем путем - создания прямых маршрутов (вне го-
родских агломераций), связывающих аэропорты между собой, на основе
новых видов транспорта (монорельсовый и др.).
Комплексное решение указанных задач в области развития транс-
портной инфраструктуры, требующих привлечения значительных инвес-
тиций, может быть реализовано при условии консолидированного учас-
тия в их решении федеральных органов исполнительной власти и орга-
.
- 12 -
нов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской
области, а также средств бюджетов соответствующих уровней.
В области создания благоприятных условий для деятельности аэ-
ропортов:
- создание льготных режимов землепользования для аэропортов,
включая привокзальные площади;
- резервирование земель, обеспечивающих перспективное разви-
тие аэропортов в соответствии с их генеральными планами.
В области развития технологических комплексов аэропортов:
- участие совместно с аэропортами в создании новых и модерни-
зации существующих объектов, относящихся к сфере обслуживания пас-
сажиров, включая аэровокзальные комплексы, паркинги, отели и дру-
гие объекты службы сервиса;
- развитие существующих и создание новых комплексов бизнес-
авиации, включая пассажирские терминалы, комплексы технического
обслуживания воздушных судов деловой авиации и другое;
- создание инфраструктуры и развитие технологий выполнения
операций по регистрации пассажиров, обработке багажа и доставки
пассажиров современными видами транспорта.
3.3. Направления развития рынка реализации
авиатранспортных и других сопутствующих услуг.
В Москве за последнее десятилетие создано и активно действует
значительное количество структурных системообразующих элементов,
необходимых для обеспечения рынка реализации авиаперевозок, вклю-
чая широкую сеть агентств, осуществляющих бронирование и продажу
авиаперевозок, автоматизированные системы бронирования (АСБ) и ин-
формационно-справочные системы, Транспортная клиринговая палата
(ТКП), обеспечивающая функционирование систем статистики, расписа-
ния, тарифов и взаиморасчетов по проданным авиаперевозкам между
агентами и авиакомпаниями России и стран СНГ.
Количество действующих в Москве специализированных агентств,
а также туристических агентств, осуществляющих продажу регулярных
и чартерных авиаперевозок, практически полностью удовлетворяют
имеющийся спрос на данные услуги, как по внутренним, так и по за-
рубежным авиасообщениям. Однако не все пункты продажи оснащены
современным оборудованием, рядом агентств осуществляется продажа в
местах, не приспособленных для этого, допускаются нарушения правил
оформления бланков авиабилетов и т.д. Недостаточен контроль за де-
ятельностью пунктов продажи в городе Москве.
Проблемы указанного сегмента рынка авиатранспортных услуг на-
ходятся, прежде всего, в сфере технологий продаж, не в полной мере
соответствующих международным стандартам, и связаны с недостаточ-
ным уровнем развития российских систем бронирования, их слабой
совместимостью между собой.
Действующие на рынке механизмы защиты прав его участников
направлены, в основном, на обеспечение гарантий авиаперевозчикам,
в меньшей степени агентствам и фактически никак не защищают инте-
ресы потребителя - пассажира.
Устанавливаемые многими авиакомпаниями на внутренних рейсах
низкий временной интервал между бронированием и продажей авиабиле-
тов фактически не дает возможности использовать услугу предвари-
тельного бронирования.
Недостаточная информационная доступность действующих схем
построения тарифов авиакомпаний фактически лишает потребителя воз-
можности эффективного и удобного выбора при приобретении авиапере-
возок.
Одной из главных задач дальнейшего развития рынка продажи
авиатранспортных услуг является создание отечественной авиационной
распределительной системы бронирования (АРС), построенной по меж-
дународным принципам и технологиям, заложенным в ведущих зарубеж-
ных системах аналогичного класса. Ввод в действие такой системы
может существенно расширить возможности потребителей авиатранс-
портных услуг, обеспечить защиту информационной безопасности стра-
ны, а также способствовать предотвращению террористических актов.
Перспективными направлениями развития рынка продажи авиапере-
возок являются также использование Интернет-технологий, позволяю-
щих потребителю (пассажиру) получить информацию о расписании авиа-
рейсов, осуществлять заказ и бронирование авиабилетов в любое вре-
мя суток в он-лайновом режиме, осуществление продажи электронных
авиабилетов и использование электронных расчетов.
Несмотря на определенные достижения, на рынке авиаперевозок,
фактически, отсутствует организованный рынок бронирования и прода-
жи грузовых перевозок, а чартерные перевозки осуществляются без
контроля перевозимых пассажиров и оплаты, что в современных усло-
виях может нанести безопасности страны серьезный урон.
Дальнейшее развитие рынка реализации авиатранспортных услуг в
городе Москве должно предусматривать:
- совершенствование и развитие технологий реализации авиат-
ранспортных услуг (в том числе с использованием Интернета), внед-
рение международных стандартов и технологий в практику функциони-
рования систем бронирования и продажи, расписания, тарифов и взаи-
морасчетов за проданные перевозки;
- расширение спектра предоставляемых услуг для потребителей:
возможность бронирования и продажи наряду с авиаперевозками сме-
шанных и трансферных перевозок, а также других сопутствующих
(включая туристские) услуг на базе создания полнофункциональной
распределительной системы бронирования и системы взаиморасчетов по
проданным услугам;
- развитие информационно-справочных услуг в области авиапере-
возок, смешанных перевозок, туристских услуг, созданием единого
информационного бюро;
- развитие сферы туристских и других сопутствующих услуг для
прибывающих и транзитных пассажиров;
- создание эффективной системы контроля за деятельностью сис-
темы продажи комплексных авиатранспортных, других транспортных и
туристских услуг;
- создание и ведение единой базы данных бронирований и продаж
для обеспечения информацией правоохранительных, фискальных и дру-
гих компетентных органов;
- развитие технологий электронных расчетов в системе продажи
авиаперевозок, обеспечивающих пассажиру упрощение процедуры доку-
ментального оформления покупки авиабилета;
- создание системы гарантий и обеспечение защиты прав потре-
бителей авиатранспортных и других сопутствующих (туристских) ус-
луг;
- создание и развитие организованного рынка бронирования и
продажи грузовых авиаперевозок, включая разработку и внедрение
современных вычислительных систем и информационных технологий.
Для решения вышеперечисленных задач необходимо:
- способствовать внедрению на рынке авиаперевозок авиационной
распределительной системы бронирования и созданию на ее основе
полнофункциональной распределительной системы, обеспечивающей упо-
рядочение процессов бронирования и продажи авиаперевозок и других
сопутствующих услуг, контроль за функционированием системы прода-
жи, защиту прав потребителей авиатранспортных услуг, возможность
создания эффективной системы информационной безопасности и пре-
дотвращения террористических актов;
- разработать и внедрить на основе существующей системы взаи-
морасчетов на воздушном транспорте систему взаиморасчетов по комп-
лексным транспортным и туристским услугам;
- разработать и внедрить систему стимулирования предприятий и
организаций, обеспечивающих применение современных методов, техно-
логий и вычислительных средств для бронирования и продажи авиапе-
ревозок, информирования и взаиморасчетов;
- обеспечить согласованное участие и привлечение в сферу про-
дажи авиаперевозок различных видов современных технологий сервиса,
включая информационные, банковские и страховые.
Учитывая большое значение для авиатранспортного процесса сис-
тем бронирования и продажи авиаперевозок, расписания, тарифов и
взаиморасчетов, участие Москвы в создании и развитии указанных
систем является одним из приоритетных направлений инвестиционной
политики города.
4. Применение авиационных технологий в городе
4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в инте-
ресах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве.
Опыт развития крупнейших городов-мегаполисов мира свидетель-
ствует о широком использовании авиации и авиационных технологий в
интересах муниципальных служб и обеспечения жизнедеятельности го-
рода.
В США и Западной Европе существуют развитые воздушно-транс-
портные системы, включающие десятки владельцев-эксплуатантов,круп-
ные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значи-
тельную часть составляют частные. Эти системы развиваются в соот-
ветствии с планами городов и регионов. При общей тенденции к огра-
ничению деятельности крупных аэропортов, находящихся внутри мега-
полисов, и выводу их за пределы городской черты, активно развива-
ется инфраструктура вертодромов и вертолетных площадок.
Вертолетный транспорт - важная отрасль городского хозяйства
этих стран. Использование вертолетов значительно повышает эффек-
тивность работы городских служб и транспортных коммуникаций. Сферы
применения вертолетов в крупных городах и густонаселенных регионах
достаточно разнообразны и условно разделяются на два основных нап-
равления: в интересах городских и федеральных служб и в коммерчес-
ких целях. При этом значительный процент от общего объема коммер-
ческих перевозок составляют корпоративные и туристические полеты.
Основными преимуществами применения вертолетов в условиях
крупного города являются:
- скорость перемещения, позволяющая существенно экономить
время, которое является самым важным фактором при проведении спа-
сательных, медико-эвакуационных, противопожарных работ, совершения
деловых поездок;
- способность одинаково успешно совершать посадки как на аэ-
родромы и на специально предназначенные для этого небольшие пло-
щадки, так и на совершенно не оборудованные для этих целей участ-
ки;
- отсутствие необходимости в выделении больших участков земли
при создании необходимой инфраструктуры.
Координация всех действий по развитию авиационной инфраструк-
туры осуществляется органами городского управления.
Вертолетные площадки, предназначенные для муниципального ис-
пользования, имеют, в основном, медицинскую специализацию. Их
строительство и эксплуатация осуществляется за счет городских
средств, средств страховых компаний и медицинских учреждений,
средств различных общественных организаций и частных лиц.
Большая часть вертолетных площадок, расположенных в крупных
городах мира, предназначена для коммерческого использования. Го-
родские вертодромы, предназначенные для совместного использования,
как правило находятся в муниципальной собственности и сдаются в
аренду управляющим компаниям.
Москва, как один из крупнейших городов мира, объективно испы-
тывает необходимость решения ряда проблем, свойственных мегаполи-
сам. Среди них потребность в повышении оперативности реагирования
городских служб (в первую очередь, правоохранительных, аварий-
но-спасательных, противопожарных, экстренной медицинской помощи и
др.) в условиях ограниченной пропускной способности автомагистра-
лей и, как следствие, затрудненного дорожного движения, особенно
при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, высокая плот-
ность населения и большое количество функционально взаимосвязанных
между собой объектов, значительно повышают опасность последствий
техногенных аварий, что вызывает необходимость осуществления пос-
тоянного мониторинга окружающей среды, инженерных и иных техничес-
ких систем и коммуникаций. Использование авиационных средств (и в
первую очередь вертолетов) дает возможность решения перечисленных
выше проблем.
В условиях плотной городской застройки вертолеты имеют преи-
мущество перед другими средствами в проведении ряда специальных
работ и, в первую очередь, строительно-монтажных, а также в ка-
честве транспортного средства для доставки пассажиров и грузов.
В настоящее время в Москве действует система авиационного
обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстрен-
ной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные
работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного
зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города. В
то же время практически не развита система транспортных пассажирс-
ких перевозок и воздушного туризма.
Общее количество вертолетовылетов за период 1997-2001 гг.
составило более 6000. Свыше 80% летного ресурса израсходовано в
целях оказания экстренной медицинской помощи, обеспечения правоох-
ранительной деятельности и проведения инженерного и экологического
мониторинга.
Для организации, планирования и методического обеспечения вы-
полнения полетов созданы специальные подразделения в соответствую-
щих городских службах.
Сравнение результатов развития и применения авиационных тех-
нологий в Москве, основанных на использовании вертолетного транс-
порта, с другими крупными городами мира показывает значительное
отставание в этой области. Масштабы применения авиационных техно-
логий в Нью-Йорке, Париже и других крупных городах мира в десятки
раз превышают достигнутый в Москве уровень как по интенсивности
выполнения полетов, так и по количеству вертолетной техники и ор-
ганизаций, осуществляющих ее применение и эксплуатацию. На такой
же порядок отличаются созданные в городах сети оборудованных вер-
толетных площадок. Значительно выше в зарубежных мегаполисах уро-
вень функционального развития строительства вертолетных площадок,
использующего для их оборудования крыши зданий и другие специаль-
ные сооружения.
В целях дальнейшего развития авиационных технологий в интере-
сах городского хозяйства и жизнеобеспечения города, его воздуш-
но-транспортной системы необходимо решение трех основных задач:
- развитие авиационной техники и насыщение парка городской
авиации легкими вертолетами, обеспечивающими решение специальных
задач в интересах городских служб, коммерческих перевозок и авиа-
работ;
- развитие городской авиационной инфраструктуры, включающей
вертодромы и вертолетные площадки;
- организация безопасного использования воздушного пространс-
тва над городом.
При этом использование авиационных технологий в городе может
осуществляться при обеспечении санитарно-гигиенических и экологи-
ческих норм охраны окружающей среды.
4.2 Основные направления развития авиационного обеспечения
городских служб и применения авиационных технологий
4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации.
Одной из основных проблем использования авиационных техноло-
гий в городе является отсутствие легких вертолетов. Практически
соответствуют требованиям, предъявляемым к типоразмеру авиатехни-
ки, лишь вертолеты ВО-105 и ВК-117 производства фирмы "Еврокоп-
тер", используемые в системе экстренной медицинской помощи МЧС
России. Другие сферы деятельности, в которых могли бы успешно при-
меняться подобные вертолеты, обеспечиваются отечественной верто-
летной техникой среднего класса (Ка-32, Ми-8). В результате не
только сужаются возможности использования вертолетов в условиях
города (повышенные требования к размерам и оборудованию вертолет-
ных площадок), но и существенно ухудшаются экономические показате-
ли ввиду высоких эксплуатационных расходов применяемой отечествен-
.
- 19 -
ной авиатехники. Зарубежные вертолеты имеют значительно лучшие ре-
сурсные и топливные характеристики и в результате почти вдвое ниже
стоимость эксплуатации по сравнению с используемыми городскими
службами в Москве вертолетами Ка-32А и Ми-8.
Модернизация парка вертолетной техники для города должна быть
ориентирована преимущественно на использование вертолетов легкого
класса, создаваемых отечественной авиационной промышленностью. Эти
вертолеты должны быть приспособлены для применения в городских ус-
ловиях, оборудованы специальным снаряжением, просты и дешевы в
эксплуатации.
В соответствии с потребностями города (на расчетную перспек-
тиву до 2005 года) вертолетный парк для решения задач в интересах
городских служб должен включать:
- 10 вертолетов легкого класса;
- 3 - 4 вертолета среднего класса;
- 1 - 2 вертолета тяжелого класса.
Опыт организации эксплуатации вертолетов в рамках отдельных
ведомств и служб города Москвы, разными авиапредприятиями показал
недостатки такого децентрализованного способа их использования:
- значительное удорожание стоимости эксплуатации авиатехники;
- отсутствие возможности обеспечения взаимозаменяемости
авиатехники и равномерного расходования имеющегося ресурса;
- снижение оперативности согласования вопросов взаимодействия
вертолетов различного назначения;
- отсутствие единой методики в подготовке летных экипажей
вертолетов и наземных специалистов;
- сложность организации управления вертолетами в воздухе и
невозможность одновременного использования в одном районе вертоле-
тов различной принадлежности и назначения.
Совершенствование применения авиации в городе для обеспечения
оперативных служб, проведения авиационных работ и оказания различ-
ных вертолетных услуг, включая транспортные перевозки, может быть
достигнуто в случае создания городского специализированного авиа-
ционного предприятия, обеспечивающего организацию, планирование и
использование авиационных технологий в городе.
При этом должно быть обеспечено:
- координация применения авиации различных ведомств при воз-
никновении чрезвычайных ситуаций в городе;
.
- 20 -
- создание технической системы для обеспечения управлением
вертолетами;
- сокращение бюджетных расходов города на содержание и экс-
плуатацию вертолетов при организации централизованной эксплуатации
авиатехники (в одном авиапредприятии);
- осуществление долгосрочного планирования и координации ме-
роприятий (в том числе финансового обеспечения) по поддержанию
летной годности и модернизации принадлежащей городу авиатехники;
- получение дополнительных средств от коммерческой эксплуата-
ции вертолетов города.
При этом городские службы - потребители авиационных услуг
осуществляют планирование применения вертолетов в пределах выде-
ленных лимитов летного ресурса.
Кроме применения авиатехники для нужд городских служб целесо-
образно использовать ее и для коммерческих целей, включая авиапе-
ревозки (аэротакси), в том числе в аэропорты города, туристические
обзорные полеты, проведение видеосъемок и репортажей, рекламные и
другие специальные полеты. При этом,кроме вертолетов,могут исполь-
зоваться и другие легкие летательные аппараты и воздухоплаватель-
ные средства.
4.2.2. Развитие авиационной инфраструктуры города Москвы в
интересах городской авиации и коммерческих перевозок
Создание и развитие городской наземной авиационной инфраст-
руктуры является неотъемлемым условием для использования в интере-
сах городских служб авиационных технологий и применения авиации в
городе.
В настоящее время в Москве имеется определенная инфраструкту-
ра для применения авиации, включающая в себя:
- внутригородские аэродромы - Центральный (Ходынка) и Тушино;
- вертодром - Солнцево;
- вертолетные площадки - 5 у городских клинических больниц и
2 на МКАД.
Городской аэродром Тушино и вертодром Солнцево используются
для базирования авиапредприятий-эксплуатантов вертолетов.
Аэродром Центральный используется только в исключительных
случаях в интересах работы предприятий авиационной промышленности.
Предусмотрено дальнейшее развитие территории Ходынского поля для
создания музея авиации и космонавтики, а также ее застройки комп-
лексом зданий гостинично-жилищного, культурно-делового и торго-
во-выставочного назначения.
Оборудованные вертолетные площадки у городских клинических
больниц используются вертолетами ГУАП МЧС России для выполнения
медико-эвакуационных работ.
Количество функционирующих вертолетных площадок не соответс-
твует потребностям такого мегаполиса как Москва. При этом сущест-
вующие площадки не отвечают нормативным требованиям.
Высокий уровень эффективности применения вертолетов для вы-
полнения ряда специальных работ (санитарные перевозки, эвакуацион-
ные и спасательные работы при возникновении чрезвычайных ситуа-
ций), подтвержденный опытом работы вертолетных подразделений муни-
ципальных служб выдвигает необходимость расширения сети вертолет-
ных площадок на территории города. Учитывая мировой опыт, верто-
летными площадками должны быть оборудованы все ведущие лечебные
учреждения города, и в первую очередь оказывающие специализирован-
ную экстренную медицинскую помощь.
Отсутствие развитой вертолетной инфраструктуры в черте города
сдерживает использование вертолетов в коммерческих целях.
Для организации нормальной работы вертолетов по всей террито-
рии Москвы необходима разветвленная, хорошо организованная, тесно
связанная с основными зонами обслуживания сеть вертолетных площа-
док.
Фундаментом общегородского плана создания авиационной инф-
раструктуры может стать учет (инвентаризация) всех существующих на
сегодняшний день в Москве территорий объектов (независимо от их
принадлежности) и рассмотрения их с точки зрения использования для
тех или иных видов авиационных работ.
Необходимо также определить зоны возможного размещения и мес-
та строительства новых вертолетных площадок в соответствии с су-
ществующими потребностями и с учетом перспективного развития горо-
да при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических требо-
ваний охраны окружающей среды.
Назрела потребность создания сети вертолетных посадочных пло-
щадок, расположенных в непосредственной близости от основных зон
обслуживания: деловые кварталы, крупные центры развлечений, меди-
цинские учреждения. Такая сеть позволит организовать эффективную
работу вертолетного транспорта в Москве.
Опыт развития авиационной инфраструктуры в городских агломе-
рациях за рубежом показывает, что учитывая объективные трудности
создания вертолетных площадок в городе традиционным способом, не-
обходимо активно использовать и другие способы, в том числе, обо-
рудование вертолетных площадок на крышах зданий и сооружений. В
Москве, в условиях широкомасштабного городского строительства есть
реальная возможность создания таких площадок.
Расположение вертолетных площадок на крышах зданий и припод-
нятых платформах экономически более выгодно (не требует отчуждения
большого количества земли), удобно для эксплуатации с точки зрения
свободных воздушных подходов и исключения несанкционированного
доступа на рабочую поверхность вертодрома.
В настоящее время в Москве назрела необходимость разработки
генерального плана развития наземной авиационной инфраструктуры,
который предусматривал бы создание вертолетных площадок при проек-
тировании крупных градостроительных комплексов, административных и
гостиничных зданий, деловых центров, медицинских учреждений, а
также создание условий по обслуживанию вертолетов в аэропортах для
налаживания воздушных связей "город-аэропорт".
4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой.
В настоящее время над городом Москвой установлена запретная
зона, в которой полеты могут выполняться только с разрешения Гене-
рального штаба Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения
специальных заданий.
В подавляющем большинстве столиц и крупных городов, воздушное
пространство не имеет ограничений на полеты, подобных действующим
в Москве.
Однако, интенсивность полетов вертолетов над городом, обеспе-
чивающих оперативные городские службы и выполняющих другие задачи,
возросла до уровня, требующего введения регламентирования исполь-
зования воздушного пространства в соответствии с международными
авиационными стандартами, признаваемыми Российской Федерацией.
Необходимо создание органа обслуживания воздушного движения
воздушных судов над Москвой. Этому органу целесообразно делегиро-
вать полномочия, достаточные для осуществления функций организации
использования воздушного пространства над Москвой в интересах всех
ведомств. В качестве такого органа может быть организовано допол-
нительное направление (сектор/секторы УВД) на базе Московского
центра автоматизированного управления воздушным движением или по
решению Правительства Российской Федерации создан специальный
центр УВД (в форме ФГУП).
Одновременно с решением вопроса о создании органа организации
воздушного движения (ОВД) над Москвой необходимо развивать техни-
ческие средства, обеспечивающие управление воздушным движением
воздушных судов специализированного городского авиапредприятия,
как пользователя воздушного пространства.
Основные принципы и положения, определяющие реорганизацию
действующего порядка использования воздушного пространства (ИВП)
над Москвой должны быть определены уполномоченными федеральными
органами и могут включать:
- определение структуры воздушного пространства над городом,
включая организацию сети маршрутов, разрабатываемых из условий
обеспечения максимальной безопасности населения, особо охраняемых
объектов окружающей среды и важных объектов города (над водными
акваториями, основными магистралями и промышленными зонами);
- установление над Москвой особого порядка использования воз-
душного пространства и специального диспетчерского обслуживания
воздушного движения с особым режимом полетов;
- выполнение полетов воздушных судов в воздушном пространстве
над городом по правилам визуальных полетов;
- разработку и введение в действие специальных правил,регули-
рующих допуск воздушных судов к полетам над городом, имея в виду
допуск только двухдвигательных вертолетов, соответствующих требо-
ваниям по уровню шумового воздействия;
- обязательная сертификация действующих посадочных площадок в
черте города;
- допуск экипажей воздушных судов к выполнению полетов в воз-
душном пространстве с особым режимом полетов после прохождения
специальной подготовки;
- обязательная сертификация лиц оперативно-диспетчерского
состава органа УВД для управления воздушным движением на высотах
ниже нижнего эшелона и специальная доподготовка для управления по-
летами в воздушном пространстве с особым режимом полетов.
Развитие системы организации воздушного движения над городом
должно предполагать проведение комплекса мероприятий, включающих в
себя создание органа обслуживания воздушного движения над городом,
оснащение его современными системами управления полетами и контро-
ля за воздушным пространством, а также разработку нормативно-пра-
вовой базы, регулирующей использование воздушного пространства.
5. Основные направления деятельности в области охраны
окружающей среды, связанные с функционированием
воздушно-транспортной системы
Охрана окружающей среды, связанная с функционированием воз-
душного транспорта, является одной из важных задач, стоящих перед
Правительством Москвы.
Интенсивная деятельность авиатранспортных предприятий в аэро-
портах Шереметьево, Внуково и Домодедово сопровождается значитель-
ными объемами эмиссии загрязняющих окружающую среду продуктов сго-
рания, шумовыми воздействиями и электромагнитными излучениями.
В настоящее время наиболее существенные экологические пробле-
мы сложились в аэропорту с наибольшей интенсивностью движения воз-
душных судов - Шереметьево, где фоновые концентрации загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе, в том числе и авиапредприятиями
(диоксид серы, диоксид азота и др.), по данным Московского центра
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже в настоя-
щее время почти в 1,5-3,0 раза превышают предельно-допустимые кон-
центрации. Увеличение нагрузки на другие аэропорты (Внуково, Домо-
дедово) может привести к появлению в них аналогичных проблем.
Проблемы экологии в отношении города, связанные с деятель-
ностью аэропортов Московского авиаузла наиболее остро касаются шу-
мового воздействия на территории жилой застройки города. Под воз-
действием авиационного шума находится около 5-10% площади городс-
кой территории, при этом в наибольшей степени подвержены воздейс-
твию:
- от деятельности аэропорта Внуково - районы Теплый Стан,
Ясенево, Коньково, Северное Бутово (Юго-Западный административный
округ); Тропарево, Внуково, Солнцево (Западный административный
округ);
- от деятельности аэропорта Остафьево - район Южное Бутово
(Юго-Западный административный округ);
- от деятельности аэропорта Шереметьево - район Молжаниновс-
кий, Митино (Северо-Западный административный округ);г.Зеленоград.
В ущерб потребностям города в дополнительных объемах жилищно-
го фонда и необходимости развития городских территорий перспектив-
ной застройки осуществляется реконструкция и наращивание гражданс-
кой авиационной деятельности на аэродроме Остафьево, не обуслов-
ленное экономическими потребностями развития отрасли.
Сложившаяся неблагоприятная экологическая ситуация в ряде ра-
йонов города, связанная с авиационной деятельностью в Московском
авиационном узле, требует принятия неотложных мер по ee улучшению.
Основными направлениями деятельности Правительства Москвы в
период до 2005 года в области решения экологических проблем, свя-
занных с функционированием воздушно-транспортной системы должны
быть:
- проведение исследований экологического состояния аэропор-
тов, включая подробную инвентаризацию источников выбросов в атмос-
ферный воздух и сбросов на почву и в водоемы загрязняющих веществ,
а также оценки влияния деятельности аэропортов на компоненты окру-
жающей среды и условия жизни и здоровья населения;
- разработка методик определения выбросов от воздушных судов
различного типа (в том числе от вертолетов легкого, среднего и тя-
желого класса) и оценка воздействия выбросов на атмосферный воздух
в режиме разогрева, взлета и совершения полета;
- разработка природоохранных мероприятий для существующего
состояния объектов аэропортов с целью их приведения к нормативному
экологическому уровню и поддержание его с учетом перспектив разви-
тия;
- создание систем мониторинга акустической обстановки, воз-
душной вибрации, загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды
открытых водоемов в аэропортах, на прилегающих территориях и по
маршрутам полетов воздушных судов, а также контроля за выполнением
защитных мероприятий в реальном масштабе времени;
- введение дифференцированных ограничений по количеству вы-
полняемых взлетно-посадочных операций для конкретных типов воздуш-
ных судов с учетом обеспечения требуемого шумового баланса и до-
пустимого уровня выбросов в зоне жилой застройки в дневное и ноч-
ное время;
- использование планировочных и строительно-конструктивных
мер по снижению авиационного шума в жилых помещениях;
- использование системы экологических сборов в аэропортах за
превышение шумов и эмиссии;
- обеспечение выполнения экологических и санитарных норм и
правил при проектировании вертолетных площадок и вертодромов на
территории города и разработки требований к летательным аппаратам
для внутригородского использования.
Разработка и реализация конкретных мер в области решения эко-
логических проблем на основе указанных направлений деятельности,
международных норм и мировой практики взаимодействия городов и му-
ниципальных образований с авиационными органами должна обеспечить:
- установление реальных размеров зон воздействия авиационного
шума и других неблагоприятных факторов авиационной деятельности в
Московской воздушной зоне с учетом оценки риска для здоровья насе-
ления, а также их согласованных и утвержденных изменений на перс-
пективу развития до 2020 года;
- установление совместно с Минтрансом России и аэропортами
МАУ перечня обязательных мероприятий, обеспечивающих согласованное
снижение экологического загрязнения окружающей среды, включая вве-
дение более жестких мер при выполнении полетов в ночное время;
- выработку механизма контроля установленных мероприятий,
включая создание автоматизированного технического мониторинга в
реальном масштабе времени;
- создание правовой и законодательной базы применения системы
контроля, введение целевых экологических аэропортовых сборов и
штрафных санкций за превышение установленных допустимых уровней
неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
- разработку системы компенсационных мероприятий для населе-
ния, проживающего в районах с повышенным воздействием неблагопри-
ятных экологических факторов авиаци
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 246-ПП |
Дата:
|
2002-04-02 |
Позиционируется в разделах:
|
Городское хозяйство >> Транспорт и связь |
|