Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. N 494-р
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.
2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.
Председатель
| Правительства
|
Российской Федерации
| М.Касьянов
|
Москва
21 апреля 2003 г.
N 494-р
Основы
государственной политики в области использования минерального сырья
и недропользования
(утв. распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. N 494-р)
1. Цели и принципы государственной политики в области использования
минерального сырья и недропользования
2. Совершенствование нормативной правовой базы в области использования
минерального сырья и недропользования
3. Совершенствование системы управления государственным фондом недр
4. Организационные мероприятия в области использования и
воспроизводства запасов минерального сырья и обеспечения
эффективной работы добывающей промышленности
Приложение. План мероприятий по реализации Основ государственной
политики в области использования минерального сырья и
недропользования
Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом и является одним из ведущих мировых производителей минерального сырья. В то же время минерально-сырьевая база страны обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью из-за неблагоприятного географо-экономического размещения многих месторождений полезных ископаемых и относительно низкого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности в современных экономических условиях. Отсутствует долгосрочная государственная стратегия в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Указанные негативные факторы в ближайшее время могут привести к существенным затруднениям в функционировании минерально-сырьевого комплекса, замедлению экономического развития и снижению уровня обеспечения безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы требует учета последствий глобализации мировой экономики, прогнозируемого роста потребления минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является важнейшим условием обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики и последовательного повышения благосостояния населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также направления совершенствования системы управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России. Для решения поставленных задач разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования согласно приложению.
1. Цели и принципы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования
Основными целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются:
обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;
организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации;
защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья.
Государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования основывается на следующих принципах:
сохранение государственной собственности на недра и содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
регулирование развития и использования минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
предоставление прав пользования недрами на состязательной (аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений);
совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого распределения между государством и недропользователями доходов от использования ресурсов недр, находящихся в государственный собственности, создания благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса России, поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере использования и охраны недр;
стимулирование перехода экономики Российской Федерации на ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное использование минерального сырья при его добыче и переработке;
совершенствование практики реализации соглашений о разделе продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой, применение таких соглашений в исключительных случаях при отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях обычного налогового режима, усиление государственного контроля за исполнением указанных соглашений.
2. Совершенствование нормативной правовой базы в области использования минерального сырья и недропользования
Для реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов деятельности в сфере недропользования:
предоставление в пользование участков недр на основе административных и гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессий и другие формы договорных отношений;
четкое распределение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации полномочий в области управления недропользованием;
закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами;
применение экономических и правовых санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том числе санкций за умышленную консервацию месторождений полезных ископаемых;
признание работ по разведке месторождений полезных ископаемых самостоятельным видом пользования недрами, финансируемого в том числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших технологий разведки и добычи полезных ископаемых, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геолого-разведочных и горных работ;
развитие системы государственного мониторинга геологической среды;
создание эффективной системы государственного контроля за проведением геолого-разведочных и добычных работ, за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
совершенствование государственной экспертизы результатов геолого-разведочных работ и системы учета запасов полезных ископаемых;
разработка новых и корректировка действующих стандартов, норм и правил в сфере недропользования и охраны окружающей среды с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и недропользователя.
3. Совершенствование системы управления государственным фондом недр
В целях совершенствования системы управления государственным фондом недр необходимо четкое распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем:
закрепления за федеральными органами исполнительной власти функции стратегического планирования развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации и основных регулирующих и контрольных функций;
распределения исполнительно-распорядительных функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиления системы государственного контроля за геологическим изучением и использованием недр;
расширения практики проведения открытых аукционов, связанных с предоставлением прав пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
разработки мер по повышению экономической ответственности недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и неэффективное использование предоставленных в пользование участков недр.
4. Организационные мероприятия в области использования и воспроизводства запасов минерального сырья и обеспечения эффективной работы добывающей промышленности
Важной составной частью реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются федеральные целевые программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы страны, для выполнения которых необходимо осуществление следующих мероприятий:
разработка политики в области использования минерально-сырьевых ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50 лет);
анализ и оценка перспектив внутреннего потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию дефицита соответствующего вида минерального сырья;
разработка мер по созданию стратегических государственных запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных вод, по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья;
своевременное и регулярное финансирование из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, поиска и разведки стратегических видов минерального сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;
контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы;
стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению работ, направленных на получение прироста запасов полезных ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств.
В целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих компаний, имеющих высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в деятельности в области использования минерального сырья и недропользования;
использование различных форм государственной поддержки и защиты интересов российских добывающих компаний при выходе их на мировой рынок, а также российских добывающих компаний, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами Российской Федерации.
Приложение
к Основам государственной политики
в области использования
минерального сырья и недропользования
План
мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования
/--+------------------------+-------------------------+-----------------\
| | |Ответственные исполнители|Сроки исполнения |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|I. Совершенствование нормативной правовой базы в области использования |
| минерального сырья и недропользования |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|1.|Разработка новой|МПР России, | I полугодие |
| |редакции проекта|Минэкономразвития России,| 2003 г. |
| |федерального закона "О|Минэнерго России, | |
| |недрах" |Госгортехнадзор России, | |
| | |Минпромнауки России, | |
| | |Минфин России | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|2.|Подготовка предложений|Минфин России, | 2003-2004 годы |
| |по внесению изменений и|Минэкономразвития России,| |
| |дополнений в Налоговый|МПР России, | |
| |кодекс Российской|МНС России, | |
| |Федерации с целью|Минэнерго России, | |
| |совершенствования |Минпромнауки России, | |
| |системы налогообложения|Госгортехнадзор России | |
| |недропользователей | | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|3.|Разработка и утверждение|МПР России, | II квартал |
| |классификаций запасов|Минэнерго России, | 2003 г. |
| |полезных ископаемых и|Минпромнауки России | |
| |прогнозных ресурсов,| | |
| |соответствующих | | |
| |международным стандартам| | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|4.|Разработка проектов|МПР России, | 2003 год |
| |нормативных правовых|Минэкономразвития России,| |
| |актов, регулирующих|Минэнерго России, | |
| |организацию единой|Минпромнауки России | |
| |системы государственной| | |
| |экспертизы запасов| | |
| |полезных ископаемых в| | |
| |целях обеспечения| | |
| |количественной и| | |
| |качественной оценки| | |
| |минерального сырья | | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|5.|Разработка |МПР России, | IV квартал |
| |экономических, правовых|Минэнерго России, | 2003 г. |
| |и организационных мер,|Минэкономразвития России,| |
| |обеспечивающих |Минпромнауки России | |
| |привлечение | | |
| |государственных и| | |
| |негосударственных | | |
| |средств для| | |
| |финансирования поиска и| | |
| |разведки месторождений| | |
| |полезных ископаемых | | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|6.|Разработка и утверждение|МПР России, | IV квартал |
| |в установленном порядке|Минэнерго России, | 2003 г. |
| |нормативных правовых|Минпромнауки России | |
| |актов, регламентирующих| | |
| |порядок геологического| | |
| |изучения недр | | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
|7.|Разработка и утверждение|Минэнерго России, | IV квартал |
| |в установленном порядке|Минпромнауки России, | 2003 г. |
| |нормативных правовых|МПР России, | |
| |актов, регламентирующих|Госгортехнадзор России | |
| |порядок разработки| | |
| |месторождений полезных| | |
| |ископаемых (включая| | |
| |вопросы обустройства) | | |
+--+------------------------+-------------------------+-----------------+
| II. Совершенствование системы управления государственным фондом недр |
+---+-----------------------+--------------------------+----------------+
|8. |Разработка долгосрочной|МПР России, | II квартал |
| |государственной |Минэнерго России, | 2004 г. |
| |программы изучения недр|Минпромнауки России, | |
| |и воспроизводства|Минатом России, | |
| |минерально-сырьевой |Минэкономразвития России | |
| |базы России на основе| | |
| |баланса потребления и| | |
| |воспроизводства | | |
| |минерального сырья в| | |
| |рамках федеральной| | |
| |целевой программы| | |
| |"Экология и природные| | |
| |ресурсы России| | |
| |(2002-2010 годы)" | | |
+---+-----------------------+--------------------------+----------------+
|9. |Создание современной|МПР России | 2003 год |
| |научно-производственной| | |
| |структуры геологической| | |
| |службы для решения| | |
| |государственных задач| | |
| |по геологическому| | |
| |изучению недр и| | |
| |воспроизводству | | |
| |минерально-сырьевой | | |
| |базы | | |
+---+-----------------------+--------------------------+----------------+
|10.|Разработка программ|МПР России | 2003 год |
| |исследований по| | |
| |прогнозу геологических| | |
| |опасных явлений | | |
\---+-----------------------+--------------------------+----------------/
|