ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П Р Е М Ь Е Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
15 января 1998 г. N 3699-РП
О Долгосрочной программе
энергосбережения в городе Москве
В соответствии с Соглашением от 19 августа 1997 года "О
сотрудничестве в области энергосбережения между Министерством науки и
технологий Российской Федерации и Правительством Москвы":
1. Утвердить "Долгосрочную программу энергосбережения в городе
Москве (приложение 1) с Перечнем научно-технических проектов
(приложение 2), прошедших конкурсный отбор и подлежащих реализации в
рамках данной Программы.
2. Осуществить финансирование энергосберегающих проектов по
схеме:
- Миннауки России финансирует в полном объеме НИОКР всех
проектов, включенных в Перечень;
- Правительство Москвы ежегодно финансирует в полном объеме
капитальные вложения в 4-5 объектов бюджетной сферы при условии
успешного окончания на них НИОКР.
3. Возложить всю ответственность за организацию финансирования
НИОКР на Миннауки России, наделившего
научно-производственно-инвестиционную компанию "Энергосбережение - М"
функциями генеральной дирекции (заказчика) Программы в части
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и правом
заключения соответствующих контрактов, финансируемых из средств
федерального бюджета, выделенных на эти цели по линии Миннауки России.
4. Возложить на Управление топливно-энергетического хозяйства
Правительства Москвы функции инвестора в энергосберегающие мероприятия
на 4-5 конкретных объектах бюджетной сферы города по завершении на них
НИОКР ежегодно,
Соответствующую заявку - обоснование результатов НИОКР и годовой
потребности в инвестициях Управление топливно-энергетического
хозяйства Правительства Москвы представляет по установленной форме в
Департамент экономической политики и развития г.Москвы.
Поручить Управлению топливно-энергетического хозяйства
осуществлять мониторинг фактического энергосбережения на
инвестиционных объектах Программы. Реальное сокращение бюджетных
расходов на оплату энергии, потребленной проинвестированными
бюджетными организациями, будет засчитываться в качестве возврата
городских инвестиций.
5. Провести во II квартале 1998 года совместное заседание
коллегий Министерства науки и технологий Российской Федерации и
Правительства Москвы по ходу выполнения работ, включенных в
Долгосрочную программу энергосбережения.
6. Установить годичную периодичность проведения конкурсов НИОКР
на энергосберегающие проекты и ежегодную практику проведения
совместных заседаний коллегий Миннауки России и Правительства Москвы
по данному вопросу.
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Министра науки и технологий Российской Федерации
Костюка В.В. и первого заместителя Премьера Правительства Москвы
Никольского Б.В.
П.п. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению
от 15 января 1998 г. N 3699-РП
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Введение
В августе 1997 г. Министерство науки и технологий Российской
Федерации и Правительство Москвы подписали Соглашение о
сотрудничестве в области энергосбережения. В соответствии с этим
Соглашением сотрудничество будет развиваться в направлении
создания и внедрения новых энергосберегающих экологически чистых
технологий, призванных содействовать переводу экономики города на
энергосберегающий путь развития. Настоящая Долгосрочная программа
энергосбережения в городе Москве (далее Программа), разработанная
в рамках этого Соглашения, направлена на обеспечение повышения
энергетической эффективности экономики города и создание экономи-
ческого механизма для содействия ее реализации.
К числу первоочередных технологических направлений совместной
деятельности Миннауки России и Правительства Москвы следует
отнести:
- развитие высокоэффективного децентрализованного теплоснаб-
жения в городе;
- обеспечение учета, контроля и регулирования расхода топли-
ва, электрической и тепловой энергии на базе современных техничес-
ких средств и методов;
- повышение энергетической эффективности и надежности работы
действующего в настоящее время энергетического оборудования, уве-
личение ресурса его использования;
- создание и широкое применение экологически чистых и эффек-
тивных технологий сжигания органических топлив, в том числе го-
родских отходов;
- использование нетрадиционных методов производства энергии,
в том числе с помощью тепловых насосов, возобновляемых источников
энергии, перепада давления газа на газовых вводах в городские ТЭЦ
и на газораспределительных станциях, а также давления пара в ко-
тельных;
- создание и внедрение энергосберегающих технологий и обору-
дования у потребителей энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве,
быту, промышленности, строительстве, общественных зданиях, городс-
ком транспорте.
Миннауки России и Правительство Москвы рассматривают реализа-
цию Долгосрочной программы энергосбережения в Москве в качестве
одной из важнейших составляющих осуществления жилищно-коммунальной
реформы, а также вклада в решение экологических проблем города.
Важным направлением совместной деятельности в соответствии с
Соглашением в ближайшее время будет разработка механизма стимули-
рования проведения политики энергосбережения во всех сферах жизни
города. Надлежит доработать и представить на рассмотрение Московс-
кой городской Думы проект городского Закона "О повышении энергети-
ческой эффективности экономики в городе Москве".
Финансирование НИОКР, проводимых в рамках Программы, предус-
мотрено осуществлять на паритетных началах за счет средств феде-
рального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России , бюд-
жета Москвы, а также внебюджетных источников, в первую очередь
средств заказчиков, и др.
Реализация большого числа энергосберегающих проектов, охваты-
вающих практически все народнохозяйственные комплексы, позволяет
рассматривать Москву в качестве демонстрационной зоны создания,
отработки и внедрения в условиях формирующихся рыночных отношений
энергосберегающих технологий, оборудования, приборов, конструкций
и материалов, а также связанных с этим организационных, хозяйс-
твенных и финансовых механизмов.
К числу важнейших задач использования ассигнований из феде-
рального бюджета для реализации НИОКР в рамках настоящей Программы
следует отнести:
- стимулирование отечественных и зарубежных инвестиций в
энергосберегающую деятельность в Москве;
- ускорение осуществления НИОКР и внедрение их результатов в
безусловно прибыльные энергосберегающие проекты, что могло бы
содействовать накоплению средств для инвестиций в более масштабную
энергосберегающую деятельность.
Для содействия Правительству Москвы в реализации энергоэффек-
тивных проектов в рамках Программы привлечена научно-производс-
твенная инвестиционная компания "Энергосбережение - М", на которую
решением коллегии Министерства науки и технологий Российской Феде-
рации от 25 июля 1997 г. возложены функции генеральной дирекции
настоящей Программы. Руководителем этой Программы утвержден акаде-
мик Российской академии наук Шейндлин А.Е. Этим же решением Рос-
сийскому фонду технологического развития поручено обеспечить расс-
мотрение в первую очередь предложений по выделению средств для
московских энергосберегающих проектов и оказывать необходимое со-
действие в проведении конкурсов и тендеров в этой области деятель-
ности.
В целях содействия в реализации проводимой Правительством
Москвы политики по переводу экономики города на энергосберегающий
путь развития Министр науки и технологий Российской Федерации в
августе 1997 г. создал при Министерстве Научно-технический совет,
первоочередной задачей которого была подготовка настоящей Програм-
мы и конкурсный отбор проектов НИОКР в области энергосбережения. В
последующем этот Научный совет будет отслеживать ход реализации
Программы, проводить периодические конкурсы по отбору новых науч-
но-технических проектов.
В Научно-технический совет включены ученые и ведущие специа-
листы Миннауки России, Минтопэнерго России, Правительства Москвы,
Российской академии наук, Высшей школы и других организаций. Руко-
водителем Совета назначен член-корреспондент РАН Шпильрайн Э.Э.
Координация работы по реализации Соглашения между Министерс-
твом науки и технологий Российской Федерации и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области энергосбережения и, следователь-
но, по осуществлению Программы возложена на Отдел топливно-энерге-
тического комплекса Миннауки России и Управление топливно-энерге-
тического хозяйства Правительства Москвы.
Раздел 1. Энергетическое хозяйство Москвы, оценка
городского потенциала энергосбережения
Суммарное годовое потребление в городе электроэнергии состав-
ляет несколько более 58 млрд.кВтч и тепловой энергии - 133
млн.Гкал. Потери электроэнергии при ее распределении в черте горо-
да оценены в 3,5 млрд.кВтч, а потери тепла в тепловых сетях -
15-20%.
Для производства указанного количества электрической и тепло-
вой энергии расходуется порядка 35 млн.т условного топлива
(т.у.т.). Несколько миллионов тонн условного топлива органического
топлива используется в городе непосредственно без предварительного
их преобразования в электрическую или тепловую энергию, т.е. пря-
мым сжиганием в промышленных печах, в двигателях, быту.
Суммарный годовой расход энергоресурсов (без транспорта), ис-
пользуемых в черте города, может быть оценен величиной немногим
более 40 млн.т.у.т.
Потенциал энергосбережения, определяемый как возможное умень-
шение расхода первичных энергетических ресурсов, благодаря реали-
зации экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий
может быть оценен величиной порядка 10-15 млн. т. у.т. в год. При
этом большая часть этого потенциала энергосбережения приходится на
сферу конечного потребителя энергии, т.е. на промышленные предпри-
ятия, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и систему
внутригородского транспорта. Значительный потенциал энергосбереже-
ния имеется и в самой системе поставки в Москву топлива, произ-
водства электрической и тепловой энергии.
Годовой экономический эффект от использования этого потенциа-
ла на 20% (только за счет осуществления относительно малозатратных
мер по рациональному использованию и экономному расходованию энер-
гоносителей) при современном уровне мировых цен на них может быть
определен для Москвы величиной порядка 1,5-1,8 трлн. руб.(в ценах
1997 г.) в год, или 250-300 млн. долл. США. При освоении всего
имеющегося в экономике города потенциала энергосбережения экономия
может составить от 5 до 7 трлн.руб в год (в ценах 1997 г.),или
800-1200 млн. долл. США. С учетом косвенного экологического эффек-
та от освоения потенциала энергосбережения Москвы эти экономичес-
кие показатели в целом по городу можно оценивать на 15-20% больше
приведенных выше данных.
Наиболее важными для города результатами осуществления Дол-
госрочной программы энергосбережения в городе Москве будут:
- обеспечение необходимых темпов развития городского хозяйс-
тва при существенно более низких темпах увеличения в городе энер-
гопотребления и, следовательно, при существенно более низкой пот-
ребности в выделении из городского бюджета денежных средств для
инвестирования создания новых производственных мощностей в энерге-
тическом хозяйстве города;
- существенное снижение дотаций из бюджета города на оплату
населением отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- снижение финансового бремени на население города в резуль-
тате происходящего и ожидаемого в перспективе роста тарифов и цен
на энергоносители.
На промышленность, расположенную в черте города, может быть
отнесена значительная часть всего городского потенциала энергосбе-
режения.
Примерно треть всего потенциала энергосбережения сосредото-
чена в системе энергоснабжения города.
Приведенные здесь оценки городского потенциала энергосбере-
жения следует считать относительно условными. Однако последующие
коррективы не изменят важности вывода о необходимости вовлечения в
реализацию политики энергосбережения всех промышленных и транс-
портных предприятий и организаций города вне зависимости от форм
собственности и подчиненности.
Раздел 2. Итоги деятельности Правительства Москвы
в области энергосбережения в 1996-1997 гг.
В 1996-1997 гг. в Москве проводился комплекс энергосберегаю-
щих работ во всех сферах хозяйства города, позволивших сэкономить
несколько сот тысяч тонн условного топлива.
К числу основных направлений деятельности в области энергос-
бережения следует отнести:
- расширение производства ограждающих конструкций зданий с
высоким сопротивлением теплопередаче (приближающихся по своим тех-
нико-экономическим показателям к наиболее совершенным зарубежным
аналогам);
- внедрение приборов учета расхода тепловой энергии, а также
воды и газа;
- расширение использования энергосберегающего оборудования и
устройств во всех сферах городского хозяйства;
- обследование энергоснабжающих сетей и объектов энергопот-
ребления с последующим устранением потерь энергии;
- подготовка документов по методическому и нормативному обес-
печению энергосбережения;
- информационно-разъяснительная работа роли проводимой Прави-
тельством Москвы энергосберегающей политики.
Подготовлен ряд документов по методическому и нормативному
обеспечению энергосбережения. Среди них можно отметить:
- Временное положение о проведении энергетических обследова-
ний организаций;
- Положение о стимулировании энергосбережения в строительст-
ве, в том числе для проектных организаций;
- Временные строительные нормы по герметизации окон, проекти-
рованию тепловых сетей из труб с пенополиуретановой (ППУ) изоляци-
ей, по выбору, расчету и размещению счетчиков воды, систем и узлов
учета электропотребления, проектированию инженерного оборудования
зданий и сооружений.
Были также разработаны 2-я редакция Эталона энергетического
паспорта проекта жилого здания, проект Закона о налоговых льготах,
стимулирующих энергосбережение в строительном комплексе, и ряд
других нормативно-правовых документов.
В 1997 г. были утверждены мероприятия по применению новых
энергосберегающих технических решений в проектах жилых домов мас-
совых серий.
Выполнена разработка проектной документации и осуществлена
подготовка к производству и комплектации московских строек "теплы-
ми" панелями, теплосберегающей оконной "столяркой", эффективным
инженерным оборудованием.
В 1997 г. был налажен выпуск и начата комплектация московских
строек сборными ограждающими конструкциями оконных и балконных
блоков с повышенным уровнем теплоизоляции,начато применение отопи-
тельных систем с индивидуальными регуляторами отопительных прибо-
ров и систем водоснабжения с водосберегающей арматурой, а также
поквартирных и подомовых узлов учета расхода холодной и горячей
воды.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об энер-
госбережении" разработаны Временные требования по проектированию
для Москвы энергоэфективных зданий.
Получили распространение надежные и высокоэффективные блочные
центральные тепловые пункты мощностью до 3,5 Гкал/час и частот-
но-регулируемые электроприводы малой мощности на сетевых насосах
системы теплоснабжения и т.д.
Планом работ на 1997 г., помимо отмеченного выше, в Москве,
предусматривалось осуществление ряда других энергосберегающих ме-
роприятий, включая применение труб с пенополиуретановой изоляцией
в полиэтиленовой оболочке и сильфонных компенсаторов для распреде-
лительных тепловых сетей, спиральных и пластинчатых теплообменни-
ков, систем автоматического регулирования процесса горения органи-
ческого топлива, установок вторичного использования отработанных
нефтяных масел, систем регулирования освещения на станциях метро-
политена, новых высокоэффективных источников света, фотоэлектрон-
ных выключателей осветительных приборов и т.д.
В последнее время при поддержке Правительства Москвы продол-
жалась работа, курируемая по линии Миннауки России, по созданию на
территории города в рамках проекта Европейской экономической комис-
сии ООН "Энергетическая эффективность 2000" трех демонстрационных
зон высокой энергетической эффективности" (см. раздел 5).
Каждое из перечисленных направлений деятельности Правительст-
ва Москвы в области энергосбережения в 1996-1997 гг. обеспечило
достижение определенного экономического эффекта.
Весьма важным было принятие Правительством Москвы постановле-
ния от 17.12.96 N 971 "О ходе работ по энергосбережению", в соот-
ветствии с которым запрещено принимать на экспертизу проекты, не
содержащие разделы "Энергоэффективность".
Настоящую Долгосрочную программу энергосбережения в Москве
следует рассматривать как развитие работ в области энергосбереже-
ния, осуществлявшихся в последнее время в городе.
Раздел 3. Первоочередные меры, подлежащие реализации
в рамках Программы
3.1. Разработка, согласование и подготовка к передаче на
рассмотрение Московской городской Думы проекта Закона г.Москвы "О
повышении энергетической эффективности экономики в городе Москве".
Эта работа будет осуществлена силами специально созданного
для этой цели при Правительстве Москвы коллектива ученых и специа-
листов-энергетиков до конца 1 квартала 1998 г.
Разработка Программы и анализ действующих в стране региональ-
ных нормативных актов в области повышения эффективности использо-
вания топлива и энергии позволяют с учетом Федерального закона "Об
энергосбережении" сформулировать основные требования, которым дол-
жен отвечать Закон г.Москвы о повышении энергетической эффектив-
ности экономики. Эти требования сводятся к тому, что Закон должен:
- развивать и конкретизировать Федеральный закон "Об энергос-
бережении" применительно к городу Москве. Содержать нормы, обеспе-
чивающие создание и функционирование механизма решения задачи пе-
ревода экономики города на энергосберегающий путь развития;
- обеспечить Правительству Москвы условия для вовлечения в
процесс рационального использования и экономного расходования топ-
лива и энергии всех московских предприятий и организаций вне зави-
симости от формы собственности и подчиненности;
- определить и разграничить компетенцию и ответственность
различных городских структур в сфере осуществления энергосберегаю-
щей политики Правительства Москвы;
- содержать нормы прямого действия, обеспечивающие устойчивое
финансирование энергосберегающих проектов, создаваемых в городе;
- определять основные задачи и методы управления работой по
реализации Программы;
- предусмотреть создание Московского фонда энергосбережения и
определить источники его формирования;
- установить налоговые и другие экономические стимулы при
разработке и осуществлении важнейших крупномасштабных энергосбере-
гающих мероприятий;
- предусматривать возможность разработки и внедрения городс-
ких стандартов и норм, дополняющих государственные стандарты и
нормы, адаптированные к условиям столичного города;
- устанавливать возможность применения штрафных санкций к
энергоснабжающим организациям и энергопотребителям за расточитель-
ное использование энергоресурсов;
- обязывать все предприятия и организации вне зависимости от
формы собственности и подчиненности, расположенные на территории
Москвы, периодически осуществлять энергоаудиты и реализовывать
разработанные на их основе программы повышения эффективности ис-
пользования топлива, электрической и тепловой энергии, освоения
нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
В целях повышения уровня заинтересованности энергоснабжающих
организаций в содействии энергопотребителям в повышении эффектив-
ности использования ими энергоносителей и в снижении за счет энер-
госбережения необходимых приростов производственных мощностей в
городском энергетическом хозяйстве необходимо, чтобы Закон опреде-
лял финансовую и материальную ответственность энергоснабжающих ор-
ганизаций за снижение качества поставляемой энергии и перерывы в
энергоснабжении.
Затраты на разработку и согласование проекта Закона, науч-
но-экономическому обоснованию его основных положений и на подго-
товку необходимых комментариев могут быть оценены в 200-250 тыс.
рублей в ценах 1998 г.
3.2. Уточнение и дополнение действующих, разработка новых
требований и норм в области использования энергоносителей и энер-
госбережения, отвечающих требованиям, возникающим в связи с введе-
нием в действие Федерального закона "Об энергосбережении" .
Эта работа должна проводиться одновременно с разработкой и
рассмотрением в Московской городской Думе проекта Закона г.Москвы.
Эти требования и нормы должны определять оптимальные расходы топ-
лива и энергии в удельном исчислении в производстве продукции и
выполнении услуг, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве и в бы-
ту, сверх которых городские власти будут вправе налагать на потре-
бителя энергии штрафные санкции. Работа в этом направлении будет
выполнена коллективом ученых и специалистов при Правительстве
Москвы до конца 1998 г. Общие затраты на выполнение этой работы
могут быть оценены в размере 100-150 тыс. рублей в ценах 1998 г.
3.3. Внедрение законченных НИОКР в сфере энергосбережения,
выполнявшихся ранее в рамках федеральных и московских научно-тех-
нических программ.
Эта деятельность может включать создание и освоение головных
образцов оборудования и технологии, после чего станут возможным и
организация производства и широкое применение созданных в резуль-
тате их завершения технологий, оборудования, приборов, конструкций
и материалов. К числу таких законченных НИОКР следует отнести по-
фасадное регулирование потребления тепла в зданиях, автоматизиро-
ванные системы регулирования расхода тепловой энергии в обществен-
ных и промышленных зданиях, двухслойные конденсаторы на городских
электрических подстанциях, а также использование турбодетандеров
на вводах газопроводов на московских ТЭЦ и на газораспределитель-
ных станциях с производством на них электроэнергии и холода.
К числу первоочередных мер, реализуемых в рамках настоящей
Программы, следует отнести также создание Московского (региональ-
ного) центра энергосбережения, который на первом этапе свою дея-
тельность должен направлять полностью на решение научно-техничес-
ких проблем по повышению энергетической эффективности экономики
Москвы.
Финансирование работ по реализации законченных НИОКР будет
осуществляться за счет средств заказчика.
В случае необходимости выполнения работы по созданию на базе
законченных НИОКР головных образцов новой энергосберегающей техни-
ки и технологий, а также их отработки для финансирования такой ра-
боты в установленном порядке могут быть использованы средства Рос-
сийского фонда технологического развития.
3.4. Организация и осуществление широкомасштабного энергети-
ческого аудита, главная цель которого состоит в оценке возможных
масштабов энергосбережения на малых и средних предприятиях и в ор-
ганизациях, подведомственных Правительству Москвы
Финансирование такого энергоаудита и разработка на его основе
рекомендаций по осуществлению энергосберегающих мероприятий будет
осуществляться за счет средств заказчиков капитального строитель-
ства. В первую очередь энергоаудиты должны быть проведены на мос-
ковских отопительных котельных, в медицинских учреждениях, школах,
общественных и служебных зданиях, подведомственных Правительству
Москвы.
Общие затраты на осуществление этой финансовой поддержки
энергоаудитов оцениваются в 250-300 тыс. рублей ежегодно в ценах
1998 г.
Раздел 4. НИОКР в области энергосбережения, подлежащие
реализации до 2000 года
Двадцать проектов, включенных в этот раздел Программы (прило-
жение 2) и финансируемых из средств заказчиков капитального строи-
тельства и федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки
России, направлены на решение научно-технических задач в области
повышения эффективности использования топлива, электрической и
тепловой энергии в городском энергетическом и жилищно-коммунальном
хозяйствах, на метрополитене, в быту, строительстве, а также на
промышленных предприятиях и в организациях вне зависимости от фор-
мы собственности и принадлежности. Перечень заказчиков и исполни-
телей проектов будет уточняться при заключении договоров на их ре-
ализацию.
Реализация проектов позволит решить в ближайшие годы такие
задачи в области теплоснабжения, как повышение эффективности ис-
пользования топлива в городских системах теплоснабжения, упрощение
определения мест энергетических потерь в теплотрассах, из зданий и
сооружений, а также разработка мер по их ликвидации, эффективное
использование в системах теплоснабжения нетрадиционных возобновля-
емых источников энергии, внедрение АСУТП теплоснабжения и др.
В области строительства осуществление включенных в этот раз-
дел НИОКР позволит создать демонстрационный энергоэффективный ад-
министративно-общественный комплекс и жилой дом, а также пилотную
линию для нанесения энергосберегающих покрытий на оконные стекла
жилых, общественных и промышленных зданий и энергоэффективное про-
изводство строительных материалов.
Весьма важным для города являются проекты в области теплоэ-
нергетики и тепловых процессов. Они позволят экологически безопас-
но перерабатывать отходы московских станций аэрации с утилизацией
образующегося при этом тепла, оснастить городские котельные обору-
дованием, которое наряду с производством тепла, обеспечит выработ-
ку электроэнергии, позволят продвинуться вперед в деле создания в
Москве на основе отечественных технологий и оборудования заводов
по переработке твердых городских отходов с производством на этой
основе электроэнергии и тепла.
Электротехника представлена проектами, направленными на эко-
номию электроэнергии за счет усовершенствования тягового электрос-
набжения в метрополитене Москвы, внедрения частотно-регулируемых
приводов насосных агрегатов, вентиляционных и компрессорных уста-
новок, применения высокоэффективных пускорегулирующих устройств
для газоразрядных ламп и управляющих систем освещения в обществен-
ных зданиях.
Проекты, включаемые в приложение 2, отобраны Научно-техничес-
ким советом из более чем 140 заявок, поступивших на конкурс.
Общий объем затрат по проектам НИОКР, включенным в приложение
2, в 1998 г. оценивается в 20 млн. рублей в ценах 1998 г. Эти зат-
раты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета,
распределяемого на эти цели по линии Миннауки России.
Объемы финансирования этих проектов в последующий период бу-
дут составлять по 20-30 млн. рублей в год в ценах 1998 г. Важней-
шие требования, предъявляемые к проектам, указанным в приложении
2, помимо определения экономической целесообразности, состоят в
следующем:
- освоение на практике результатов НИОКР должно начаться в
Москве до конца 2000 г.;
- освоение каждого из проектов должно быть экономически оп-
равдано.
Для реализации результатов НИОКР, выполняемых в рамках этой
Программы в конкретных московских проектах, объем необходимых ин-
вестиций оценен в сумме около 100 млн. рублей (в ценах 1998 года).
Раздел 5. Демонстрационные зоны высокой энергетической
эффективности в г. Москве
В целях демонстрации возможностей отечественной и зарубежной
науки и техники, а также рыночных механизмов в осуществлении энер-
госберегающей политики в рамках проекта Европейской экономической
комиссии ООН "Энергетическая эффективность 2000" создаются демонс-
трационные зоны высокой энергетической эффективности.
По инициативе местных органов власти в Москве реализуются три
такие демонстрационные зоны в районах Фили, Лефортово и Зеленогра-
да. Каждая из них содержит по несколько энергосберегающих проек-
тов, призванных продемонстрировать возможности, экономическое, со-
циальное и экологическое значение новых отечественных и зарубежных
энергосберегающих технологий, оборудования, технических средств и
материалов, а также методов управления энергопотреблением. Реали-
зация этих демонстрационных зон проводится при поддержке Миннауки
России, Минтопэнерго России и Правительства Москвы.
Большая часть энергосберегающих проектов московских демонс-
трационных зон связана:
- с повышением эффективности теплоснабжения жилых и общест-
венных зданий, обеспечением должного учета расхода энергоносителей
и воды конечным потребителем;
- с внедрением автономных экологически чистых систем жизнео-
беспечения объектов инфраструктуры городских парков с применением
установок, позволяющих использовать нетрадиционные возобновляемые
источники энергии, в том числе теплонасосные, ветроэнергетические
и солнечные;
- со снижением энергоемкости производства строительных мате-
риалов для строек Москвы.
Общий объем необходимого финансирования по этим демонстраци-
онным зонам до конца 1997 г. оценивается в 1,5 млрд. рублей в це-
нах 1997 г. Финансирование осуществляется из средств федерального
бюджета, распределяемого по линии Миннауки России.
В последующий период объем финансирования по всем трем де-
монстрационным зонам может быть оценен в сумме 1,5 млн. рублей в
год в ценах 1998 г.
Заключение
Изложенная выше Программа предусматривает достижение энергос-
берегающего эффекта в Москве в основном за счет создания и внедре-
ния в городском хозяйстве новых технологий, оборудования, конс-
трукций и материалов, обеспечивающих снижение потребностей в энер-
гоносителях на производство продукции, работ и услуг без каких-ли-
бо негативных последствий для жизни городского населения и гостей
города, условий труда.
Вместе с тем существует большое число уже используемых в Рос-
сии и в том числе в Москве энергосберегающих технологий и техни-
ческих решений, широкое применение которых в городе не связано с
необходимостью выполнения научных исследований и разработок. Обес-
печение их использования в Москве должно стать предметом отдельной
городской программы повышения эффективности использования топлива
и энергии в городе.
Особенно большие возможности в области повышения энергетичес-
кой эффективности производства имеются на промышленных предприяти-
ях, расположенных в черте города и находящихся в ведении различных
федеральных и коммерческих структур.
Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий, повы-
шающих энергетическую эффективность производства продукции, может
быть во многих случаях дополнен выпуском энергосберегающего обору-
дования, технических средств, материалов и конструкций, использо-
вание которых в Москве и в других регионах страны будет способс-
твовать переводу экономики на энергосберегающий путь развития.
К первой группе направлений должны относиться предприятия,
новая продукция которых при ее использовании в Москве и других ре-
гионах страны будет требовать меньшего количества энергоносителей
на единицу выполняемой работы. К числу предприятий, выпускающих
такую продукцию, должны быть отнесены заводы машиностроения, авто-
мобилестроения, приборостроения, стройиндустрии и т.д.
Ко второй группе направлений в первую очередь должно быть от-
несено энергосбережение, достигаемое за счет повышения энергети-
ческой эффективности производства на крупных металлургических, хи-
мических, нефтеперерабатывающих и других энергоемких предприятиях.
Принятие Закона г.Москвы о повышении энергетической эффек-
тивности экономики должно расширить возможности правительственных
структур Москвы в части оказания ими влияния на такие промышлен-
ные предприятия в целях осуществления на них в короткие сроки
экономически оправданных энергосберегающих мероприятий. Программа
открыта для включения в нее новых научно-технических проектов на
основе конкурсов, которые Миннауки России и Правительство Москвы
намерены проводить не реже одного раза в год.
Реализация Долгосрочной программы энергосбережения в Москве
должна продемонстрировать всем другим крупным, а также средним и
малым городам России пути, возможности, экономическую и социальную
значимость осуществления под руководством городских властей прог-
рамм энергосбережения.
Москва должна быть превращена на рубеже ХХ и ХХ1 веков в
энергоэффективный и экологически чистый город и своим примером
вызвать цепную реакцию в стране по переводу экономики российских
городов на энергосберегающий путь развития.
.
Приложение 2
к распоряжению
от 15 января 1998 г. N 3699-РП
Перечень научно-технических проектов к
Долгосрочной программе энергосбережения в городе Москве
------------------------T--------T----------T-----------------------------------------T---------------
Наименование направлений|Основные|Сроки |Сметная стоимость программных мероприятий| Краткая
и проектов (конечный |исполни-|выполнения | тыс. рублей | характеристика
результат) |тели |(начало- | В ценах 1998 г. | результатов,
| |окончание) +------T----------------------------------+ включая
| |Заказчик. | | в том числе | социально-
| |Финанси- |Всего +---------------------------T------+ экономические
| |рующая | | НИОКР (бюджетные средства|Капит.| и экологичес-
| |организация| | Миннауки России) |вложе-| кие последст-
| | | +------T--------------------+ния *)| вия
| | | |Всего |в том числе по годам| |
| | | | +------T------T------| |
| | | | | 1998 |1999 | 2000 | |
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
1. Реконструкция и модер- Унитар- 4 кв.1997г. 1 870 200 100 100 - 1670 Снижение рас-
низация системы теплосна- ное 2 кв.1999г. хода газа на 15-
бжения микрорайона N ХII государ- Заказчик: 20%, электро-
г.Зеленограда с переходом ственное "Мостеплоэнерго". энергии
открытой системы тепло- предпри- Финансирующие до 30% (270 тыс.
снабжения к независимому ятие организации: КВтч/год), вред-
подключению потребителей "Зелено- "Мостеплоэнерго", ных выбросов
и созданию АСУ ТП градпро- Правительство Москвы, CO2 на 2 т/год и
теплоснабжения ект" Миннауки России Nox на 0,7 т/год.
*) Капитальные вложения по каждому проекту предусматриваются по смешанной схеме финансирования,
включающей средства из бюджета Правительства Москвы и внебюджетные источники финансирования.
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
2. Разработка Объеди- 4 кв. 1997г. 600 600 600 - - - Снижение энер-
технологической схемы ненный 3 кв. 1998г. гозатрат на экс-
по реконструкции институт Заказчики: плуатацию боль-
комплексной системы высоких Комитет ницы не менее
энергоснабжения темпера- здравоох- 12 - 15%.
городской клинической тур РАН ранения Разработка ре-
больницы N 4 (ОИВТ Правитель- комендаций для
РАН) ства Москвы, использования в
Городская других лечебных
клиническая учреждениях.
больница N 4.
Финансиру-
ющие орга-
низации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
3. Разработка Объедине- 4 кв. 1997г. 800 800 800 - - - Сокращение по-
технологической схемы нный инс- 3 кв. 1998г. требления топ-
по реконструкции титут вы- Заказчик: ливно-энергети-
комплексной системы соких тем- Ракетно- ческих ресурсов
энергообеспечения ператур космический на 12-15%. Со-
Ракетно-космического РАН завод ГКНПЦ кращение уров-
завода ГКНПЦ (ОИВТ РАН) им.Хруничева. ня выбросов по
им. Хруничева Финансирующие окислам азота в
организации: 3 раза
Завод им.
Хруничева,
Миннауки России,
Правительство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
4. Создание энергоэффек- АО 4 кв. 1997г. 25000 5000 1400 1600 2000 20000 Демонстрация в
тивной технологии комбини-"ИНСО- 4 кв. 2000г. натурных усло-
рованного использования ЛАР- Заказчики: виях на объек-
нетрадиционных возобнов- ИНВЕСТ"ПКиО "Фили" тах Московского
ляемых источников энергии г.Москвы. городского
в системах теплоэнерго- Финанси- парка "Фили"
снабжения объектов инфра- рующие энерго-
структуры городских парков организации: эффективных и
ПКиО "Фили" экологически
г.Москвы, чистых техноло-
Миннауки гий теплоэнерго-
России, снабжения, соз-
Правитель- дание основ для
ство Москвы широкого рас-
пространения
технических ре-
шений и техно-
логий на другие
объекты инфра-
структуры го-
родских парков
и гражданского
строительства
.
- 6 -
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
5. Энергоэффективный ЗАО 4 кв. 1997г. 13000 5000 1000 1500 2500 8000 Снижение не
административно-общест- "ПРИМ - 1кв. 2000г. менее чем в 2
венный комплекс в муници- ЭКО- Заказчик: раза энергозат-
пальном районе Строгино СТРОЙ" Супрефек- рат на эксплу-
тура муни- атацию комплек-
ципального са.
района Выдача реко-
Строгино, мендаций для
ООО корректировки
"Общество Московских го-
Виктория". родских строи-
Финанси- тельных норм
рующие ор-
ганизации:
ООО "Об-
щество Вик-
тория",
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
6.Энергоэффективный Россий- 4 кв. 1997г. 12400 5400 1000 1600 2800 7000 Снижение на 50%
жилой дом в Москве ская 4 кв. 2000г. затрат на теп-
ассоциа- Заказчик: лоэнергоснаб-
ция по Управление жение жилого
отопле- топливно- дома и выдача
нию, энергетическ- рекомендаций
вентиля- ого хозяйст- для корректи-
ции, ва ровки Москов-
кондицио- (УТЭХ) ских городских
нирова- Правитель- строительных
нию ства норм
воздуха, Москвы.
теплосна- Финансирую-
бжению и щие органи-
строитель зации:
ной Миннауки
теплофи- России,
зике Правитель-
(АВОК) ство Моск-
вы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
7. Создание пилотной Научно- 4 кв. 1997г. 4800 4800 4800 - - - Экономия энер-
линии на основе научных исследова-4 кв. 1998г. горесурсов при
разработок Научно- тельский Заказчик: выпуске и ис-
исследовательского центра центр Управление пользовании в
прикладных проблем прикла- топливно- строительстве
электродинамики РАН для дных энергетическ- 400 тыс. м2/год
нанесения энергосбере- проблем ого хозяйст- составит 6000
гающих покрытий на электро- ва тонн условного
стекло жилых и производ- динамики (УТЭХ) топлива
ственных помещений РАН (НИЦ Правитель-
ППЭ РАН) ства
Москвы
Финанси-
рующие ор-
ганизации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
8. Микродемзона - энерго- Малое 4 кв. 1997г. 2500 1000 300 700 - 1500 Экономия теп-
эффективное производство государ- 1 кв. 1999г. ловой энергии
строительных материалов ственное Заказчик: 7000 Гкал в год
предпри- Управление
ятие топливно-
ЭТЭКА энергетическ-
ого хозяйст-
ва
(УТЭХ)
Правитель-
ства
Москвы.
Финанси-
рующие ор-
ганизации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
9. Установка для эколо- АООТ 4 кв. 1997г. 1000 200 150 50 - 800 Сокращение ко-
гически безопасного "Всерос- 4 кв. 1999г. личества вы-
сжигания отходов, образу- сийский Заказчик: возимых на по-
ющихся на станциях аэра- научно- Курьянов- лигоны отходов,
ции при механической -исследова-ская станция уменьшение
фильтрации сточных вод, тельский аэрации транспортных
с утилизацией тепла теплотех- г. Москвы. затрат, получе-
нический Финанси- ние на станциях
институт" рующие ор- аэрации допол-
(ВТИ) ганизации: нительного ис-
Миннауки точника энергии.
России, Экономический
Правитель- эффект соста-
ство Москвы вит 4300 Гкал в
год
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+-----------------
10. Создание автоматизиро- Москов- 4 кв. 1997г. 570 570 570 - - - Использование
ванного информационного ский 4 кв. 1998г. автоматизиро-
банка данных технических энерге- Заказчик: ванного банка
характеристик объектов АО тический Управление данных позво-
"Мосэнерго" и институт топливно- лит получить
Муниципальное городское (МЭИ) энергетическ- объективную
предприятие (МГП) "Мостеп- ого хозяйст- информацию ,
лоэнерго" с оценкой их эф- ва что может на 5-
фективности и концентрации (УТЭХ) 8% снизить
вредных веществ в уходя- Правитель- энергозатраты
щих газах ства Моск- на производство
вы тепловой и
Финанси- электроэнергии
рующие ор-
ганизации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
11. Разработка и создание Исследо- 4 кв.1997г. 5000 2300 1300 2000 - 2700 Производитель-
демонстрационного комп- ватель- 4кв.1999г. ность демонст-
лекса опытно-промышленных ский Заказчик: рационного ком-
установок экологически центр УТЭХ плекса - около
чистой переработки твердых им.М.В. Правитель- 1т/час с мощно-
бытовых и промышленных Келдыша ства Моск- стью по выраба-
отходов по новым техно- вы тываемой элект-
логиям с получением элект- Финанси- роэнергии 400
роэнергии и тепла рующие ор- кВт и тепловой
ганизации: мощностью 1200
Миннауки кВт
России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
12. Надстройка отопи- Объеди- 4 кв. 1997г. 9500 1120 700 420 - 8380 Выработка
тельных котельных газо- ненный 4 кв. 1999г. электроэнергии
турбинными установками институт Заказчик: при среднем
высоких УТЭХ расходе топлива
темпера- Правитель- 180 - 150 г.у.т.
тур РАН ства на 1 кВтч
(ОИВТ Москвы. позволит
РАН) Финансиру- экономить 40%
ющие топлива по срав-
организации: нению с конден-
Правитель- сационной элек-
ство тростанцией
Москвы,
Миннауки
России,
РАО "ЕЭС
России"
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
13. Разработка высокоэф- Всероссий- 1 кв.1998г. 4000 2000 800 1200 - 2000 Годовая эконо-
фективной системы тягово- ский науч- 4 кв.1999г. мия электро-
го электроснабжения для но-иссле- Заказчик: энергии соста-
Московского метрополи- довате- УТС Прави- вит 240 млн.
тена льский тельства Мо- кВтчас
институт сквы.
железно- Финанси-
дорожного рующие ор-
транс- ганизации:
порта Миннауки
(ВНИИЖТ) России,
Правитель-
ство Москвы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
14.Разработка АО 4 кв.1997г. 3000 1400 1400 - - 1600 Сокращение по-
высокоэффективных "Научно- 4 кв.1998г. требления энер-
энергосберегающих исследо- Заказчик: гии на 10-12%
устройств и системы ватель- УТЭХ по сравнению с
комплексной автоматиза- ский Правительст- существующей
ции типовых технологи- институт ва Москвы, технологией
ческих процессов водо- электро- Муниципаль- управления
и теплоснабжения на ос- энерге- ное
нове современных прео- тики РАО городское
бразователей частоты "ЕЭС предприятие
России" (МГП)
(АО "Мостепло-
ВНИИЭ) энерго", МГП
"Теплоремонт-
наладка".
Финанси-
рующие ор-
ганизации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Моск-
вы
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
15. Комплексная система АО 4 кв.1997г. 6700 1400 200 800 400 5300 Увеличение
автоматического контроля, "Научно- 4 кв.1999г. экономичности и
регулирования и управле- исследо- Заказчик: ресурса основ-
ния насосно-перекачивающей ватель- АО ного оборудова-
станцией (НПС) "Ховрино"- ский "Мосэнерго", ния на 15 - 30%
как основное типовое реше- институт филиал
ние повышения эффектив- электро- "Тепловые
ности и надежности для НПС энерге- сети".
г. Москвы. тики РАО Финанси-
"ЕЭС рующие ор-
России" ганизации:
(АО АО
ВНИИЭ) "Мосэнерго",
Миннауки
России
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
16. Разработка высокоэф- Москов- 4 кв.1997г. 680 680 680 - - - Сокращение по-
фективных пускорегулирую- ский 4 кв.1998г. требления элек-
щих устройств для эконо- энерге- Заказчик: троэнергии до
мичных газоразрядных ламп тический УТЭХ 20% по сравне-
освещения объектов институт Правитель- нию с серийны-
г. Москвы. (МЭИ) ства ми люминес-
Москвы, центными лам-
АООТ пами
"Московский
электролам-
повый за-
вод"
(АООТ
"МЭЛЗ")
Финансирую-
щая органи-
зация:
Миннауки
России
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
17.Разработка системы Москов- 4кв. 1997г. 500 500 500 - - - Сокращение
управления внутренним ский 4кв. 1998г. электропотреб-
освещением демонстраци- энерге- Заказчик: ления зданий на
онных объектов в школах, тический Префектура 40 - 50%.
больницах и детских институт МО
садах муниципального (МЭИ) "Лефортово".
округа(МО)"Лефортово" Финанси-
рующие ор-
ганизации:
Миннауки
России,
Правитель-
ство Москвы.
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
18. Создание АСУ ТП Москов- 4 кв. 1997г. 2080 280 200 80 - 1800 Экономия теп-
теплоснабжения жилых и ский 3 кв. 1998г. ловой энергии:
общественных зданий в государст- Заказчик: в жилых домах -
зоне действия ЦТП-13 венный Предприя- 10%, в школах -
муниципального округа институт тие "Мосте- 25%, в детских
(МО) "Крюково" электрон- плоэнерго". садах - 20%
г. Зеленограда с автома- ной Финанси-
тизацией пообъектного техники - рующие ор-
отпуска тепла Техниче- ганизации:
и организацией ский Миннауки
коммерческого учета универ- России,
ситет Правитель-
(МГИЭТ - ство Моск-
ТУ) вы, внебюд-
жетные ис-
точники
------------------------T--------T-----------T------T------T------T------T------T------T---------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
------------------------+--------+-----------+------+------+------+------+------+------+---------------
19. Энергосиловая ЗАО 4 кв.1997г. 1863 331 331 - - 1532 Удельный
установка для утилизации "Независи 3 кв.1998г. расход пара
энергии дросселируемого мая энер- Заказчик: с
Заголовок:
Распоряжение ПремьераN 36-6-РП
Дата:
1998-01-15
Позиционируется в разделах:
Городское хозяйство >> Энергетика и энергосбережение