Постановление Правительства РФ от 23 октября 1995 г. N 1030
"О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами,
их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы"
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2001 г.
В целях комплексного решения проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования работ по Программе определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных целевых программ.
4. Министерству иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения финансовых средств зарубежных стран и международных организаций для проведения работ в области обращения с радиоактивными отходами.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы.
6. Возложить контроль за выполнением Программы на Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия.
Председатель Правительства
Российской Федерации
| В.Черномырдин
|
Федеральная целевая программа
"Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами, их утилизация и захоронение
на 1996-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. N 1030)
Паспорт федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отхо-
дами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение
на 1996-2005 годы"
I. Состояние проблемы
II. Цель Программы
III. Основные направления и ожидаемые результаты реализации Программы
IV. Финансирование Программы
V. Социально-экономическая значимость Программы
VI. Контроль за выполнением Программы
Федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы".
Радиоактивные отходы, рассматриваемые как не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами, образуются:
при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива;
в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
при переработке отработавшего ядерного топлива;
при производстве оружейных ядерных материалов;
в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике; при подземных ядерных взрывах.
Паспорт
федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение
на 1996-2005 годы"
-----------------------------------+-------------------------------------
Дата принятия решения о разработке| Постановление Правительства Россий-
Программы, дата ее утверждения | ской Федерации от 18 мая 1994 г.
(наименование и номер соответству-| N 496 "О плане действий Правитель-
ющего нормативного акта) | ства Российской Федерации по охране
| окружающей среды на 1994-1995 годы"
-----------------------------------+-------------------------------------
Государственный заказчик | Министерство Российской Федерации
| по атомной энергии
-----------------------------------+-------------------------------------
Основные разработчики Программы | Министерство Российской Федерации
| по атомной энергии и рабочая группа,
| образованная поручением Правительст-
| ва Российской Федерации от 14 марта
| 1995 г. N ОС-П7-07578
-----------------------------------+-------------------------------------
Цели и задачи Программы, | Комплексное решение проблем обраще-
важнейшие целевые показатели | ния с радиоактивными отходами и от-
| работавшими ядерными материалами,
| включая формирование современной
| нормативно-правовой базы, регламен-
| тирующей вопросы безопасного обра-
| щения с радиоактивными отходами,
| разработка технологий и изготовле-
| ние технических средств для обеспе-
| чения сбора, переработки, временно-
| го хранения, утилизации и транспор-
| тирования радиоактивных отходов и
| отработавших ядерных материалов,
| а также создание сооружений для их
| надежной изоляции от биосферы при
| длительном хранении и (или) захоро-
| нении
-----------------------------------+-------------------------------------
Сроки реализации Программы | 1996-2005 годы
-----------------------------------+-------------------------------------
Перечень подпрограмм | - нормативно-правовое и информацион-
и основных мероприятий | ное обеспечение работ в области об-
| ращения с радиоактивными отходами и
| отработавшими ядерными материалами;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми на предприятиях по добыче и пере-
| работке урановых руд, изотопному
| обогащению урана, изготовлению ядер-
| ного топлива;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми атомных электростанций;
| - обращение с отработавшим ядерным
| топливом;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми, накопленными при производстве
| оружейных ядерных материалов;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми, образующимися при эксплуатации и
| утилизации кораблей и судов с транс-
| портными ядерными энергетическими
| установками;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми и отработавшими ядерными материа-
| лами в научных организациях;
| - обращение с радиоактивными отхода-
| ми на специализированных комбинатах
| "Радон";
| - обеспечение экологической безопас-
| ности в районах проведения подземных
| ядерных взрывов в народно-хозяйст-
| венных целях;
| - создание системы пунктов захороне-
| ния и хранилищ радиоактивных отходов
| и отработавшего ядерного топлива;
| - разработка новых технологий и про-
| ведение исследований в области обра-
| щения с радиоактивными отходами и
| отработавшим ядерным топливом.
| Совершенствование нормативного,
| методического, научно-технического
| обеспечения радиационной и экологи-
| ческой безопасности при обращении с
| радиоактивными отходами и отработа-
| вшими ядерными материалами;
| - разработка технологий и создание
| технических средств для переработки
| и транспортирования радиоактивных
| отходов, отработавших ядерных мате-
| риалов и ядерного топлива; создание
| региональных хранилищ и пунктов за-
| хоронения радиоактивных отходов,
| систем радиационного контроля и эко-
| логического мониторинга;
| - развитие учебно-методического и
| информационного обеспечения по во-
| просам обращения с радиоактивными
| отходами и отработавшими ядерными
| материалами
-----------------------------------+-------------------------------------
Исполнители подпрограмм и | - Министерство Российской Федерации
основных мероприятий | по атомной энергии,
| - Министерство охраны окружающей
| среды и природных ресурсов Российс-
| кой Федерации,
| - Министерство транспорта Российской
| Федерации,
| - Министерство обороны Российской
| Федерации,
| - Министерство строительства Россий-
| ской Федерации,
| - Министерство топлива и энергетики
| Российской Федерации,
| - Министерство здравоохранения и ме-
| дицинской промышленности Российской
| Федерации,
| - Министерство путей сообщения Рос-
| сийской Федерации,
| - Государственный комитет Российской
| Федерации по оборонным отраслям про-
| мышленности,
| - Государственный комитет санитарно-
| эпидемиологического надзора Россий-
| ской Федерации,
| - Комитет Российской Федерации по
| геологии и использованию недр,
| - Федеральный надзор России по ядер-
| ной и радиационной безопасности,
| - Федеральная служба России по ги-
| дрометеорологии и мониторингу окру-
| жающей среды,
| - Федеральный горный и промышленный
| надзор России, органы исполнительной
| власти субъектов Российской Федера-
| ции,
| - Российская академия наук,
| - Российский научный центр "Курча-
| товский институт",
| - специализированные комбинаты "Ра-
| дон"
-----------------------------------+-------------------------------------
Объемы и источники |
финансирования | 8729,4 млрд.рублей
в том числе: |
из средств федерального бюджета | 4731,2 млрд.рублей
из средств предприятий | 3998,2 млрд.рублей
по статьям затрат: |
научно-исследовательские и опыт-|
но-конструкторские работы | 1626,6 млрд.рублей
капитальные вложения | 7102,8 млрд.рублей
-----------------------------------+-------------------------------------
Ожидаемые конечные результаты | - создание промышленных комплексов
реализации Программы | по переработке и утилизации радиоак-
| тивных отходов и отработавших ядер-
| ных материалов, сооружений для их
| хранения и захоронения, систем ради-
| ационного контроля и экологического
| мониторинга;
| - создание нормативно-правовой базы
| для безопасного ведения работ в об-
| ласти обращения с радиоактивными от-
| ходами;
| - снижение риска возникновения ради-
| ационных аварий, радиоактивного за-
| грязнения окружающей среды, перео-
| блучения населения и персонала орга-
| низаций и предприятий, деятельность
| которых связана с использованием
| атомной энергии и радиоактивных ма-
| териалов
-----------------------------------+-------------------------------------
Система контроля за | - экспертные проверки хода реализа-
исполнением Программы | ции Программы Министерством экономи-
| ки Российской Федерации с участием
| Министерства финансов Российской Фе-
| дерации и государственного заказчи-
| ка;
| - общий контроль за выполнением Про-
| граммы осуществляет Правительствен-
| ная комиссия по комплексному решению
| проблем ядерного оружия.
-----------------------------------+-------------------------------------
I. Состояние проблемы
В результате развития атомной промышленности и энергетики, атомного флота на предприятиях различных федеральных органов исполнительной власти накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью около 1,5.109 Ки и отработавшего ядерного топлива суммарной активностью около 4,65.109 Ки. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Основное количество радиоактивных отходов образуется и хранится на предприятиях и объектах Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Радиоактивные отходы, образующиеся при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике, перерабатываются и хранятся на региональных специализированных комбинатах "Радон".
При добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива образуются большие объемы низкоактивных отходов в виде отвалов твердых пород и хвостов гидрометаллургической переработки, содержащих природные радионуклиды. Жидкие отходы и пульпы (смесь нерастворимых отходов радиоактивных материалов с жидкостью) размещаются в хвостохранилищах, твердые отходы складируются на специальных площадках. На территории добывающих и перерабатывающих предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии накоплено около 1.108 куб.метров таких отходов общей активностью около 1,8.105 Ки. Опасность для населения и окружающей среды представляют также выведенные из эксплуатации и незаконсервированные рудники и карьеры.
В настоящее время ни на одной атомной электростанции Российской Федерации нет полного комплекта установок для кондиционирования радиоактивных отходов. На всех атомных электростанциях производится упаривание жидких радиоактивных отходов. Полученный в результате этого концентрат хранится в металлических емкостях или отверждается методом битумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются в специальные хранилища без предварительной подготовки. На трех атомных электростанциях имеются установки прессования, на двух станциях - установки сжигания твердых радиоактивных отходов. На территории атомных электростанций хранится 2,86.105 куб.метров радиоактивных отходов общей активностью около 4,4.104 Ки, а также 6,1.103 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа РБМК-1000 общей активностью 3,1.109 Ки и 1,1.103 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 общей активностью 0,9.109 Ки. Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива близки к предельному заполнению.
В специальном хранилище Горно-химического комбината Министерства Российской Федерации по атомной энергии находится 1.103 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 общей активностью 0,5.109 Ки.
Переработка отработавшего ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-440, БН-350, БН-600 и реакторов транспортных ядерных энергетических установок производится на единственном в Российской Федерации заводе в производственном объединении "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии. В производственном объединении "Маяк" производится также остекловывание высокоактивных отходов. К январю 1995 г. было переведено в стеклообразную форму 8,5.105 куб.метров жидких радиоактивных отходов и получено 1,6.103 тонн стеклоблоков общей активностью около 2,1.108 Ки. В связи с выработкой проектного срока эксплуатации комплекс по остекловыванию требует реконструкции.
В результате производства оружейных ядерных материалов в производственном объединении "Маяк", на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии общая активность накопленных радиоактивных отходов составляет около 1,3.109 Ки. Из них около 2,5.104 куб.метров жидких радиоактивных отходов активностью 5,7.108 Ки хранится в специальных емкостях-хранилищах, для большей части которых уже истек проектный срок эксплуатации, около 4.108 куб.метров таких отходов активностью 7.108 Ки находится в открытых водоемах и специальных бассейнах. В приповерхностных хранилищах предприятий находятся загрязненные радионуклидами строительные конструкции и оборудование общей активностью 1,2.107 Ки.
Кроме того, на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате начиная с 1963 года осуществляется подземное захоронение жидких радиоактивных отходов в подземные пласты-коллекторы, куда уже удалено 4,6.107 куб.метров этих отходов общей активностью около 0,8.109 Ки (с учетом радиоактивного распада).
Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, до ноября 1993 г. в основном сбрасывались на специально выделенных участках морей. Это привело к тому, что на судостроительных и судоремонтных заводах и военно-морских базах не были созданы комплексы по кондиционированию радиоактивных отходов (исключение составляет Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота в Мурманской области, где имеется установка по очистке жидких радиоактивных отходов, обеспечивающая потребности гражданского атомного флота). В настоящее время в береговых хранилищах и на плавучих базах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности накоплено 3,28.104 куб.метров жидких и твердых радиоактивных отходов общей активностью 2,1.104 Ки. Емкости этих хранилищ, построенных 20-30 лет назад как временные, практически заполнены, а техническое состояние многих сооружений близко к аварийному. Особую опасность представляют условия хранения отработавшего ядерного топлива общей активностью 3,2.107 Ки в береговых хранилищах и на плавучих базах, техническое состояние которых не соответствует нормам безопасности. Требует решения проблема утилизации реакторных отсеков аварийных реакторов.
В научно-исследовательских организациях, ведущих исследования с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, начиная с 1946 года было создано 66 исследовательских реакторов и критических стендов, многие из которых уже остановлены. При этом при снятии их с эксплуатации не решены проблемы обращения с радиоактивными отходами. Имеющиеся в этих организациях временные хранилища радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов требуют реконструкции или должны быть ликвидированы. Ситуация обостряется тем, что большинство научно-исследовательских организаций, в которых велись работы, связанные с образованием радиоактивных отходов, расположены в пределах жилищной застройки крупных городов.
В настоящее время в Российской Федерации в медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс. различных радионуклидных источников. Отработавшие ресурс источники направляются на специализированные комбинаты "Радон", на которых они подлежат кондиционированию и захоронению. Эти же специализированные комбинаты принимают на захоронение радиоактивные отходы при дезактивации загрязненных объектов. В хранилищах 16 специализированных комбинатов "Радон" захоронено 2.105 куб.метров радиоактивных отходов общей активностью 2.106 Ки. На большей части специализированных комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда хранилищ близко к аварийному.
К настоящему времени на территории Российской Федерации произведен 81 подземный ядерный взрыв в народно-хозяйственных целях. Основное количество образовавшихся радионуклидов сконцентрировано в центральной зоне взрыва, на глубине от 600 до 2800 метров от земной поверхности в виде остывших расплавов и загрязненных горных пород. При проведении ряда взрывов произошло локальное загрязнение территорий, сооружений и оборудования. Районы, где проводились подземные ядерные взрывы в народнохозяйственных целях, нуждаются в дополнительном обследовании радиационной обстановки на их территориях, а подземные зоны взрывов - в консервации по окончании их эксплуатации.
Большое количество накопленных некондиционированных радиоактивных отходов, недостаточность технических средств для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и отработавшим ядерным топливом, отсутствие надежных хранилищ для их длительного хранения и (или) захоронения повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных материалов.
II. Цель Программы
Программа направлена на комплексное решение проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая формирование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами, разработку технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и (или) захоронении.
III. Основные направления и ожидаемые результаты реализации Программы
Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обраще-
ния с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и перера-
ботке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного
топлива
Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
Обращение с отработавшим ядерным топливом
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и
утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками
Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве ору-
жейных ядерных материалов
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и
утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
в научных организациях
Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах
"Радон"
Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных
ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях
Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и
отработавшего ядерного топлива
Разработка новых технологий и проведение исследований в области обраще-
ния с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
В целях реализации Программы предусматривается осуществить комплекс мероприятий по 11 тематическим направлениям согласно приложению N 1.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области
обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
Планируется:
разработать новые и уточнить действующие нормативно-технические документы, регламентирующие вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, отвечающие современным требованиям обеспечения экологической безопасности;
создать государственный кадастр, содержащий систематизированные данные о радиоактивных отходах и отработавших ядерных материалах и характеристики мест их хранения и захоронения;
создать систему радиационного контроля на предприятиях, деятельность которых связана с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, и экологического мониторинга на прилегающих к ним территориях;
создать информационный и учебно-методический центр по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче
и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана,
изготовлению ядерного топлива
Предусматривается:
проведение комплексных исследований влияния объектов по добыче урановых руд на окружающую среду и обеспечение консервации и при необходимости захоронения выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и хвостохранилищ;
создание установок по очистке жидких и обработке твердых радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд и изготовлении ядерного топлива;
создание установок по переработке отходов производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных элементов и сокращение объемов этих отходов.
Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
Планируется:
оснастить все атомные электростанции техническими комплексами для кондиционирования всех видов образующихся радиоактивных отходов;
реконструировать и построить на территориях атомных электростанций хранилища твердых и отвержденных отходов, обеспечивающие безопасное хранение радиоактивных отходов в течение всего периода эксплуатации атомных электростанций;
разработать технологии и создать оборудование для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при снятии с эксплуатации атомных электростанций и ядерных установок;
реконструировать действующие и построить на территориях атомных электростанций новые хранилища, обеспечивающие компактное и безопасное хранение отработавшего ядерного топлива в течение всего срока эксплуатации этих электростанций.
Обращение с отработавшим ядерным топливом
Предусматривается создать:
транспортные упаковочные комплекты, транспортные средства и вспомогательные сооружения для безопасного транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива;
технические средства для утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок, не подлежащего переработке в настоящее время;
установки для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива;
технологии и оборудование для контейнеризации отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному хранению и (или) захоронению.
Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве
оружейных ядерных материалов
Планируется:
создать комплексы для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
законсервировать и (или) ликвидировать выводимые из эксплуатации емкости, пульпохранилища, бассейны и водоемы, используемые для временного хранения радиоактивных отходов;
законсервировать выводимые из эксплуатации полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
очистить участки пойм рек Енисей и Томь от радиоактивного загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных реакторов;
разработать технологии и создать технические средства для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и консервации промышленных ядерных реакторов;
произвести дезактивацию загрязненных радионуклидами сооружений, производственных помещений и оборудования.
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации
и утилизации кораблей и судов с транспортными
ядерными энергетическими установками
Планируется:
реконструировать действующие и создать новые установки для кондиционирования и хранения радиоактивных отходов на Ремонтнотехнологическом предприятии атомного флота, судоремонтных заводах Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и объектах Военно-Морского Флота;
создать технические средства для переработки радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из эксплуатации береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного технологического обслуживания, а также обеспечить их утилизацию;
разработать технологии и создать технические средства для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомных кораблей и судов;
реконструировать действующие и построить новые хранилища для отработавшего ядерного топлива на объектах Министерства транспорта Российской Федерации и Военно-Морского Флота;
завершить ликвидацию последствий ядерной аварии в бухте Чажма.
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами в научных организациях
Предусматривается:
ликвидировать и законсервировать снимаемые с эксплуатации исследовательские ядерные реакторы, критические сборки и стенды, полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
создать установки для кондиционирования радиоактивных отходов, реконструировать или при необходимости ликвидировать хранилища для этих отходов;
провести дезактивацию оборудования, производственных помещений, зданий и территорий.
Обращение с радиоактивными отходами
на специализированных комбинатах "Радон"
Планируется:
оснастить специализированные комбинаты современными комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс источников ионизирующего излучения;
реконструировать действующие и создать новые хранилища радиоактивных отходов и вспомогательные инженерные сооружения;
создать системы автоматизированного учета радиоактивных отходов.
Обеспечение экологической безопасности в районах проведения
подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях
Предусматривается:
провести обследования мест проведения подземных ядерных взрывов и составить экологические паспорта, характеризующие радиационную обстановку в зонах взрывов и на прилегающих к ним территориях;
законсервировать, а при необходимости ликвидировать технологические сооружения, провести дезактивацию загрязненных территорий и обеспечить изоляцию радиоактивных отходов.
Создание системы пунктов захоронения и хранилищ
радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива
Планируется создать:
опытно-промышленный объект на архипелаге Новая Земля для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
пункт захоронения радиоактивных отходов, образующихся в Дальневосточном районе;
региональный центр кондиционирования и захоронения радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината "Радон";
первую очередь пункта захоронения радиоактивных отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
подземную лабораторию для опытно-промышленного захоронения радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
пункты захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности.
Разработка новых технологий и проведение исследований в области
обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Планируется разработать:
эффективные малоотходные и экологически безопасные методы и технологии кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов;
научные обоснования перспективных физико-химических методов преобразования радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; методологию выбора мест и прогнозирования последствий подземной изоляции радиоактивных отходов.
IV. Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 8729,4 млрд.рублей, в том числе 4731,2 млрд.рублей за счет средств федерального бюджета и 3998,2 млрд.рублей за счет средств предприятий. Объем ассигнований на 1996 год составляет 162,3 млрд.рублей, в том числе 80 млрд.рублей за счет средств федерального бюджета и 82,3 млрд.рублей за счет средств предприятий.
По основным направлениям реализации Программы эти средства в 19962005 годах будут распределяться следующим образом:
нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами - 230,3 млрд.рублей, в том числе 7,2 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива - 298,9 млрд.рублей, в том числе 4 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций - 846,8 млрд.рублей, в том числе 45,9 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с отработавшим ядерным топливом - 1685,2 млрд.рублей, в том числе 32,4 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов, - 765,6 млрд.рублей, в том числе 12,1 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, - 625,7 млрд.рублей, в том числе 27,4 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях - 376 млрд.рублей, в том числе 10 млрд.рублей в 1996 году;
обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон" - 965,8 млрд.рублей, в том числе 6,5 млрд.рублей в 1996 году;
обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях - 182 млрд.рублей, в том числе 1 млрд.рублей в 1996 году;
создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива - 2482,6 млрд.рублей, в том числе 13,1 млрд.рублей в 1996 году;
разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом - 270,5 млрд.рублей, в том числе 2,7 млрд.рублей в 1996 году.
Объемы финансирования по направлениям реализации Программы представлены в приложении N 2. Ассигнования на 1996 год уточнены исходя из объемов, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 1996 год. Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании бюджетов в порядке, установленном для федеральных целевых программ. Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию Программы, перечисляются на счет государственного заказчика Программы для финансирования ее исполнителей.
V. Социально-экономическая значимость Программы
Реализация Программы позволит улучшить радиационно-экологическую обстановку в местах образования, переработки и захоронения радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, повысить радиационную безопасность при обращении с ними, предотвратить загрязнение окружающей среды и обеспечить защиту производственного персонала и населения на уровне индивидуального риска, сопоставимого с уровнем риска стихийных бедствий, что позволит сохранить здоровье нынешнего и будущих поколений и снять социальную напряженность в крупных регионах Российской Федерации. Будут созданы также условия для уменьшения риска возникновения радиационных аварий.
VI. Контроль за выполнением Программы
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное использование выделенных средств.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика организует экспертные проверки хода реализации Программы по срокам реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, выделенных на ее реализацию.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия.
Государственный заказчик представляет в Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия к 20 июля и 20 января каждого года доклады о выполнении мероприятий Программы.
------------------------------
Приложения N 1, 2 не приводятся
|