М О С К В А
М Э Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
13 июля 1998 г. N 715-РМ
Об утверждении Положения о техническом
надзоре заказчика за строительством
зданий и сооружений в г.Москве
В целях повышения эффективности технического надзора заказчика за
качеством работ при строительстве объектов в г.Москве:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.98 Положение о
техническом надзоре заказчика за строительством зданий и сооружений в
г.Москве (приложение).
2. Организациям, выполняющим функции заказчика, осуществляющим
надзор за строительством объектов в г.Москве, руководствоваться
настоящим Положением.
3. Москомархитектуре обеспечить издание и распространение
указанного Положения.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.И.Ресина.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О М О С К В Ы
Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ
ЗАКАЗЧИКА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В г.МОСКВЕ
МРР - 2.2.07-98
Москва 1998 г.
.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.............................................. 4
1. Общие положения.................................... 5
2. Задачи и функции технического надзора.............. 8
3. Обязанности работников технического надзора....... 12
4. Права работников технического надзора............. 17
3
.
Настоящее "Положение" определяет цели, задачи, формы и методы
организации технического надзора заказчика-застройщика, а также его
взаимодействия с субъектами инвестиционного процесса (проектировщиком,
подрядчиком, инвестором и другими участниками строительства).
"Положение" разработано с учетом особенностей деятельности
технического надзора в условиях г.Москвы.
При разработке "Положения" использованы следующие нормативные
акты Российской Федерации и г.Москвы:
- Гражданский кодекс (часть 2);
- "Положение о заказчике-застройщике, едином заказчике, дирекции
строящегося предприятия и техническом надзоре", утвержденное
постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988г. ;
- "Положение об авторском надзоре проектных организаций за
строительством зданий и сооружений в г.Москве" (Москва,1997г.),
утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.12.97г. ј 938.
- ГОСТ.Р. ИСО 9000.
"Положение" ориентировано на комплексный и системный подход при
организации и формировании технического надзора заказчика-застройщика
в ходе реализации проекта (проектирование, строительство, ввод в
эксплуатацию).
4
.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Технический надзор заказчика-застройщика за строительством
зданий и сооружений направлен на систематическую проверку соответствия
объема, стоимости и качества выполняемых строительно-монтажных работ,
утвержденным проектам и сметам, строительным нормативам и правилам,
Государственным стандартам.
Осуществление технического надзора заказчика для всех объектов
строительства обеспечивается юридическими и физическими лицами,
имеющими соответствующую лицензию (сертификат) на ведение технического
надзора заказчика и разрешение на строительство объекта в инспекции
ИГАСН, в порядке, установленном строительными нормами и правилами
(СниП), статья 748 Гражданского кодекса Р.Ф. и настоящими положениями.
Обязанности технического надзора могут быть возложены на
структурные подразделения заказчика-застройщика, ремонтные службы или
производственно-технический отдел предприятия или организации, а также
на стороннюю организацию (инженерную фирму), имеющую соответствующую
лицензию (п. 749 Гражданского кодекса Р.Ф. ).
1.2. Работники, ведущие технический надзор, являются
ответственным представителем заказчика (застройщика) на строительстве
и выполняют свои функции в соответствии с настоящим Положением.
1.3. Технический надзор заказчика-застройщика осуществляется в
течение всего периода вновь начинаемого строительства, реконструкции
зданий и сооружений.
1.4. Работники, осуществляющие технический надзор за
строительством объектов различных конструктивных систем и этажности
должны не реже одного раза в два года проходить обучение на
специальных курсах по строительству этих объектов и иметь
удостоверения об окончании курсов.
1.5. В зависимости от сложности контролируемых объектов за
работниками, осуществляющими технический надзор, приказами заказчика
закрепляются объекты для ведения технического надзора.
1.6. Работникам технического надзора не разрешается вносить
изменения в утвержденные проекты сметы в процессе строительства.
5
.
Изменения могут быть внесены только организациями,
осуществляющими авторский надзор в соответствии с "Положением об
авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий,
зданий и сооружений в г.Москве", утвержденным Постановлением
Правительства Москвы от 30.12.97 ј 938.
1.7. Технический надзор заказчика осуществляется в тесном
взаимодействии с авторским надзором проектной организации.
1.8. На строительство объекта представители технического надзора
выезжают в сроки, установленные утвержденным заказчиком графиком.
При возникновении непредвиденных ситуаций, освидетельствования
промежуточных и скрытых работ и т.п. посещение объектов
представителями технического надзора производится вне графика по
вызову представителя заказчика или Инспекции Государственного
архитектурно-строительного надзора, других контрольных или надзорных
органов, ответственного производителя работ. Вызов осуществляется не
позднее, чем за сутки до назначенного освидетельствования.
1.9. Предписания Инспекции ГАСН г. Москвы по вопросам организации
производства и приемки строительно-монтажных работ на строительстве
объектов являются обязательными для исполнения и подлежат контролю со
стороны работников, ведущих технический надзор.
1.10. Представители технического надзора заказчика ведут записи в
соответствующем разделе общего журнала производства работ, выданного и
зарегистрированного Инспекцией Госархстройнадзора г.Москвы, по объекту
в целом или по строительству его части, пусковому комплексу, очереди.
(приложение).
Информация о нарушениях при строительстве объекта передается в
информационную систему Инспекции Государственного
архитектурно-строительного надзора.
1.11. Общий журнал работ хранится у подрядчика (генерального
подрядчика) до окончания строительства и выдается представителям
технического надзора по их требованию.
При сдаче законченного строительством объекта общие и специальные
журналы работ передаются заказчику и хранятся у него до ввода объекта
в эксплуатацию. После ввода объекта в эксплуатацию они передаются
заказчиком на постоянное хранение эксплуатирующей организации.
6
.
1.12. Технический надзор заказчика не имеет права самостоятельно
распоряжаться финансовыми и иными ресурсами.
1.13. Обязательным условием, обеспечивающим последующую
нормальную эксплуатацию объектов является проверка техническим
надзором при сдаче объекта в эксплуатацию наличия в составе проектной
документации "Паспорта здания" и "Паспортов квартир" с основными
техническими и эксплуатационными характеристиками энергетического и
санитарно-эпидемиологического "Паспортов" на объект.
1.14. Работа технического надзора на подконтрольном объекте
заканчивается после решения всех вопросов по вводу его в эксплуатацию
и не ранее, чем через месяц после фактического ввода объекта в
эксплуатацию (заселения).
7
.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
2.1. Основными задачами технического надзора заказчика являются:
- контроль за обоснованием сроков выполнения работ и
достоверностью определения сметной стоимости и договорной цены
выполняемых работ;
- контроль за строительством зданий и сооружений
производственного и непроизводственного назначения, включающий в себя
систематическую проверку соответствия объема, стоимости, методов,
технологии и качества выполняемых строительно-монтажных работ
утвержденным проектам и сметам, строительным нормам и правилам,
стандартам и другим нормативно-правовым документам;
- контроль за выполнением работ в договорные сроки и вводом в
эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные
сроки.
2.2. В соответствии с основными задачами на работников,
осуществляющих технический надзор, возлагаются следующие функции:
2.2.1. Контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных
работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого
оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и
правил, стандартов, технических условий и других нормативных
документов.
2.2.2. Принятие своевременных мер и контроль за устранением
выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае
необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметной
стоимости строительства.
2.2.3. Проверка наличия документов, удостоверяющих качество
используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов
(технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных
испытаний и др.).
2.2.4. Контроль за выполнением геодезических работ в процессе
строительства;
2.2.5. Освидетельствование и оценка совместно с работниками
строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных
элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также
обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до
оформления актов на освидетельствование скрытых работ.
8
.
2.2.6. Осуществление по мере готовности с участием представителей
генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также
проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций
зданий и сооружений.
2.2.7. Участие в проверках, проводимых органами государственного
надзора, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж
оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и
приемке.
2.2.8. Контроль за соответствием объемов и качества выполненных и
предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной
документации.
2.2.9. Проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных
строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно
выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ затрат
на устранение дефектов и переделки.
2.2.10. Контроль наличия и правильности ведения первичной
исполнительной технической документации (исполнительных схем
инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий,
сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов
работ) и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и
дефектами при производстве строительно-монтажных работ.
2.2.11. Контроль исполнения строительно-монтажными организациями
указаний и предписаний авторского надзора и органов
государственногонадзора, а также требований технического надзора
заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых
строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий,
материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения
дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ,
конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом.
2.2.12. Участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными
комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов
строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке.
9
.
2.2.13. Участие в освидетельствовании объектов, зданий и
сооружений, подлежащих консервации и оформлении документации на
консервацию или временное прекращение строительства предприятий,
зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов
при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения
работ.
2.2.14. Участие в проверках, проводимых органами государственного
надзора, инспекциями и комиссиями.
2.2.15. Извещение органов государственного надзора всех случаях
аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по
ликвидации аварий.
10
.
3. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Работники технического надзора обязаны:
3.1. Способствовать своей деятельностью выполнению графика
строительства, утвержденного заказчиком и вводу их в эксплуатацию в
установленные сроки, а также активно участвовать в решении вопросов
обеспечения объектов материально-техническими средствами,
поставляемыми заказчиком (застройщиком).
3.2. При наличии утвержденной проектной документации,
регистрировать строительство в Инспекции государственного
архитектурно-строительного надзора г.Москвы и оформлять разрешение на
выполнение подготовительных и основных строительно-монтажных работ, а
также ежегодно перерегистрировать переходящее строительство.
3.3. Передавать подрядной строительной организации утвержденную и
зарегистрированную техническую документацию в порядке, установленном
правилами о подрядных договорах по строительству, с надписью на каждом
чертеже о принятии к выполнению работ, а также разрешения, выданные
Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора
(п.2.2.). Следить, чтобы эти документы постоянно находились на
строительной площадке для предъявления их контролирующим органам.
3.4. Контролировать выполнение мероприятий по обеспечению
сохранения объектов, расположенных вблизи объектов строительства,
предусмотренных в проектной документации.
3.5. Участвовать, совместно с проектной организацией, в
рассмотрении предложений подрядчика по повышению качества, снижению
стоимости и сокращению сроков.
3.6. Участвовать в контроле разбивки и закреплении на участке
основных осей зданий и сооружений и опорных реперов, в проверке и
приемке детальной разбивки осей зданий и сооружений, а также
вертикальных отметок оснований, фундаментов и перекрытий, оформляя
приемку актами.
3.7. Осуществлять технический надзор за своевременностью и
качеством выполнения всех строительно-монтажных работ и их
соответствием утвержденной проектно-сметной документации, за точным
соблюдением строительных норм, правил и технических условий выполнения
и приемки общестроительных, монтажных, отделочных и специальных работ,
а также особенностей работ, выполняемых в зимнее время.
11
.
3.8. Проверять наличие паспортов, результатов лабораторных
анализов и испытаний материалов, деталей и конструкций, применяемых на
строительстве; требовать от подрядчика периодической проверки
соответствия качества строительных материалов, деталей и конструкций
паспортным данным. Участвовать в отборе образцов и следить за
получением результатов лабораторных испытаний.
3.9. Принимать участие в оформлении актов на рекламацию и
предъявлять претензии к поставщикам при поставке ими на строительные
площадки недоброкачественных строительных материалов, изделий,
конструкций, оборудования, не отвечающих требованиям проекта и
нормативных актов и дает предложения ИГАСН о запрещении их применения.
3.10. Принимать участие в освидетельствовании и оформлении актами
скрытых и специальных работ, не допуская выполнения следующего вида
работ до подписания актов.
Акты на скрытые работы должны быть составлены немедленно после их
окончания, если в дальнейшем ходе строительства этот вид работ или
конструкций должен быть скрыт.
При крупнопанельном строительстве работники технического надзора
совместно с представителями строительной организации обязаны принимать
работы поэтажно, составляя акты о правильности установки элементов
сборных конструкций, плотности примыкания их к опорным плоскостям и
друг к другу, качестве заделки швов, сварных соединений,
антикоррозийной защиты и др.
3.11. Определять объем выполненных работ и принимать их от
подрядчика при условии соответствия качества выполнения утвержденным
проектам и техническим условиям, а также оформлять акты для оплаты
этих работ.
3.12. Контролировать своевременность и правильность ведения
общего и специальных журналов работ, а также своевременность фиксации
на отдельном комплекте рабочих чертежей данных об изменениях,
внесенных в процессе строительства.
3.13. Записывать результаты технического надзора за
строительством в журнале работ или составлять акты, в которых должны
быть указаны:
a) какие отступления от проекта, дефекты и нарушения технических
условий при строительно-монтажных работах были обнаружены и по чьей
вине они произошли;
12
.
б) конкретные требования, направленные на устранение выявленных
дефектов, отступлений от проекта и нарушений технических условий с
указанием сроков их устранения.
3.14. Следить за своевременным выполнением всех требований и
указаний, записанных в журнале работ техническим и авторским надзором,
работниками Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора г.Москвы и другими представителями органов Государственного
надзора.
3.15. Следить за правильным проведением подрядными организациями
индивидуальных испытаний смонтированного оборудования с надлежащим
оформлением их результатов; согласовывать с соответствующими
организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и
регистрацией крановых и грузоподъемных сооружений.
3.16. Участвовать в рабочей комиссии по приемке
(заказчиком-застройщиком) от подрядной организации зданий и
сооружений, законченных строительством. В случае обнаружения
незаконченных работ составлять перечень выявленных недоделок и
дефектов, устанавливать сроки их устранения с последующим проведением
повторной приемки объекта. Не допускать приемки от подрядчика
объектов, не законченных строительством.
Сбор рабочей комиссии входит в обязанности заказчика
(застройщика), который назначает председателя и членов комиссии со
стороны застройщика и извещает подрядчика и другие заинтересованные
организации о времени работы комиссии.
3.17. Подготавливать совместно с подрядчиком техническую
документацию для предъявления законченного строительством объекта
Государственной приемочной комиссии.
3.18. Участвовать в приемке Государственной комиссией объекта и
знакомить членов комиссии с технической документацией и актом приемки
объекта рабочей комиссией.
3.19. Не допускать частичного или полного ввода в эксплуатацию
объекта без приемки его Государственной комиссией.
В случае обнаружения самовольного ввода в эксплуатацию объекта
строительства, технический надзор обязан совместно с подрядной
организацией составить акт, в котором указать время, обстоятельства и
должностных лиц, виновных в самовольном вводе объекта в действие. Акт
направить инвестору (либо заказчику), Инспекции Государственного
архитектурно-строительного надзора г. Москвы.
13
.
3.20. Сообщать Инспекции Государственного
архитектурно-строительного надзора г.Москвы о случаях консервации
строительства объектов, расконсервации и смены подрядной организации.
3.21. Участвовать совместно с представителями строительной
организации в ежегодной инвентаризации выполненных работ.
3.22. Передавать организации, принявшей объект в эксплуатацию всю
документацию, составленную в процессе строительства (акты на скрытые
работы, акты приемки инженерных коммуникаций и др. ), а также акт
приемки объекта рабочей комиссией заказчика (застройщика).
Все дополнительные функции выполняются по особому распоряжению
(приказу) или по отдельному договору.
3.23. Контролировать обеспечение своевременного завоза и приемки
оборудования на объектах, надлежащего его хранения на приобъектных
складах.
3.24. Ежеквартально, в соответствии с установленным порядком
организовывать непосредственно на строительных площадках "Дни
качества" совместно с Инспекцией государственного
архитектурно-строительного надзора г.Москвы, авторским надзором и
подрядной организацией.
3.25. Совместно с проектными организациями на особо важных
объектах разрабатывать и осуществлять программы испытаний
ответственных конструкций.
3.26. Производить проверки устойчивости конструкций зданий в
период весеннего оттаивания и соблюдения строительными организациями
необходимых мероприятий, обеспечивающих надежность сооружений.
3.27. Вести учет посещаемости авторским надзором объектов и
представлять соответствующую информацию руководству
заказчика-застройщику для расчетов с проектной организацией.
3.28. Рассматривать письма и жалобы граждан по вопросам
строительства и качества введенных в эксплуатацию объектов, принимать
необходимые меры по устранению отмеченных недостатков, готовить
предложения руководству заказчика-застройщика по реализации
предложений граждан и ответы на письма в установленные
законодательством сроки.
14
.
4. ПРАВА РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Работники технического надзора имеют право:
4.1. Требовать от строительной организации выполнения работ в
полном соответствии с утвержденной проектной документацией, точного
соблюдения строительных норм, правил и технических условий на
производство и приемку работ. Запрещать подрядной организации
применять не отвечающие ГОСТам и техническим условиям
недоброкачественные строительные материалы, детали и конструкции.
4.2. Вносить в журналы работ обязательные для строительной
организации требования и указания о качестве строительства,
применяемых материалов, деталей и конструкций, а также о соблюдении
требований утвержденной проектно-сметной документации.
4.3. Не принимать к оплате работы, выполненные с нарушением
утвержденного проекта, технических условий и правил ведения
строительных работ и работ, выполненных с применением
недоброкачественных материалов, деталей и конструкций. Требовать
немедленного устранения обнаруженных дефектов за счет организаций,
виновных в их допущении.
4.4. При возникновении признаков деформации или угрозы разрушения
конструкций возводимого здания или сооружения вносить предложения
ИГАСН о приостановке строительства, требовать от строительной и
проектной организации принятия немедленных мер для предотвращения
аварии, безотлагательно сообщая об этом руководству заказчика и
подрядной организации, а также инвестору и Инспекции ГАСН г.Москвы.
15
.
Приложение к
распоряжению
ј___от______
СОСТАВ ЖУРНАЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ, РАЗДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА)
РЕГИСТРАЦИЯ
представителей, осуществляющих технический надзор
+---------------------------------------------------------------------------------------------------+
| ј | Должность, | Фамилия, инициалы | Приказ | ј | Дата |
| п/п | организация | | о назначении лиц | телефона | |
| | | | техн. надзора | | |
+-----+----------------------+-------------------| +----------+-------------------|
| | | | | | приезда | отъезда |
+-----+----------------------+-------------------+-------------------+----------+---------+---------|
| | | | | | | |
УЧЕТНЫЙ ЛИСТ ј _____________
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+
| | Краткое описание и условия производства работ, должность, | Отметка об |
+-----+----------------------------------------------------------------------+---------------------|
| | | |
16
Заголовок:
Распоряжение МэраN 715-РМ
Дата:
1998-07-13
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы