ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 мая 1998 г. N 361-ПП
Об утверждении Московских городских
строительных норм "Образовательные
учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей"
(МГСН 4.15-98)
В целях развития и совершенствования нормативной базы
проектирования и строительства в городе Москве Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие Московские городские
строительные нормы "Образовательные учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей" МГСН 4.15-98 (приложение),
разработанные в соответствии с распоряжением первого заместителя
Премьера Правительства Москвы от 23.10.97 N 1106-РЗП "О дальнейшем
совершенствовании нормативно-методической базы в проектировании в
г.Москве в 1997-1998 гг.".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
П.п.И.о.Премьера Правительства Москвы В.П.Шанцев
Правительство Москвы
-----------------------------------------------------------------
Система нормативных документов в строительстве
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
-----------------------------------------------------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
МГСН 4.15-98
-----------------------------------------------------------------
МОСКВА
1998г.
. МГСН 4.15-98
----------------T----------------------T--------------------+
| Правительство | Московские городские | МГСН 4.15-98 |
| Москвы | строительные нормы |--------------------+
| | | разработаны впервые|
L---------------+----------------------+---------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
----------------------T----------------------T--------------+
| ВНЕСЕНЫ | УТВЕРЖДЕНЫ | СРОК |
| Москомархитектурой | постановлением | введения в |
| | Правительства Москвы | действие |
| | от ј | |
L---------------------+----------------------+---------------
- 1 -
. МГСН 4.15-98
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здраво-
охранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., архитектор
Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.),
при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (зав. отделом Синякова Д.В.,
санитарный врач Пронина Л.И.) и НИИ охраны здоровья детей и
подростков РАМН (канд. медицинских наук Воронова Б.З., Белявс-
кая Б.И.)
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективно-
го проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор
Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)
4. СОГЛАСОВАНЫ УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Мос-
ковским Комитетом образования, Мосгорэкспертизой, Москомархи-
тектурой.
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства
Москвы от
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или
частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.
- 2 -
.
МГСН 4.15-98
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ . . . . . . . . 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное) Типы Детских домов для сирот . . .26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное) Основные принципы
проектирования жилых помещений с учетом орга-
низации учебного-воспитательного процесса и питания . . . . 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное) Размещений сани-
тарных узлов, состав помещений и оборудования . . . . . . . 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (справочное) Рекомендуемые сос-
тав и площадь помещений Детского
дома для дошкольников на 80 мест . . . . . . . . . . . . . 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (справочное) Рекомендуемые площади
помещений проживания, проектируемых
по типу коридорной системы . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (справочное) Рекомендуемые площади
помещений проживания, проектируемых
по типу семейной квартиры . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (справочное) Рекомендуемые состав и
площади помещений культурно-массового обслуживания
в Школах-интернатах и в
Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . . . 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (справочное) Рекомендуемые состав и
площади помещений учебно-профессиональной подготовки
в Школах-интернатах и в
Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . . . .43
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (справочное) Рекомендуемые состав и
площади помещений столовой и производственных
помещений кухни в Школах-интернатах
и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест . . . . . . 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 (справочное) Рекомендуемые состав и
площади помещений административно-бытового и
медицинского обслуживания в Школах-интернатах
и Учебно-воспитательных комплексах
на 100 мест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 (справочное) Рекомендуемые состав и
площади помещений изолятора . . . . . . . . . . . . . . . . 50
- 3 -
.
МГСН 4.15-98
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
СВОД ПРАВИЛ
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дата введения
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями
СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы как дополнение к нор-
мативным документам в строительстве, действующим на территории
г.Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконс-
трукцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования настоящего документа не распространяются на До-
ма для детей-сирот раннего возраста (до 3-х лет) и Санаторные де-
тские дома для детей-сирот, которые должны проектироваться по ин-
дивидуальным заданиям, содержащим помимо прочих соответствующие
медицинские требования.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требова-
ния к размещению, участку, архитектурно-планировочным решениям и
инженерному оборудованию Образовательных учреждений для детей-си-
рот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и
справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком * , являются обяза-
тельными.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Издание официальное
- 4 -
.
МГСН 4.15-98
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.
В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные
документы:
2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строи-
тельстве. Основные положения."
2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."
2.3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооруже-
ний".
2.4. СНиП 2/07/01-89х "Градостроительство. Планировка и
застройка городских и сельских поселений".
2.5. СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация
зданий".
2.6. СНиП 2.04.05-91х "Отопление, вентиляция и кондициониро-
вание".
2.7. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооруже-
ний".
2.8. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
2.9. ВСН 59-88 "Электооборудование жилых и общественных зда-
ний".
2.10. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
2.11. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
2.12. МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирова-
ния, планировки и застройки Москвы".
2.13. МГСН 2.01-97 "Энергосбережения в зданиях".
2.14. МГСН 3.01-96 "Жилые здания".
- 5 -
.
МГСН 4.15-98
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
3.1. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, ос-
тавшихся без попечения родителей в настоящих нормах обобщающе на-
званы "Учреждениями". "Учреждения" предназначены для проживания,
воспитания, обучения и обслуживания детей и подростков, лишенных
попечения родителей или родственников.
Планировка зданий и помещений, их обустройство и оборудова-
ние должны способствовать созданию в учреждении семейной обста-
новки.
3.2. Рекомендуемая номенклатура типов "Учреждений", контин-
гент проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений
приводится в таблице 3.1.
При общей вместимости более 120 мест"Учреждение" должно сос-
тоять из отделений, включающих, кроме помещений проживания и пи-
тания, также помещения и первичного медицинского обслуживания.
3.3. "Учреждения" обеспечивают воспитанникам следующие необ-
ходимые условия:
- проживание;
- питание;
- воспитание и обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание;
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимос-
ти от индивидуальных склонностей и возможностей);
- административно-бытовое обслуживание.
Одной из главных задач функционирования "Учреждений" являет-
ся воспитание личности, полноценного члена общества, его профес-
сиональная подготовка,которая станет средством его существования,
и психологическая подготовка его к самостоятельной жизни в общес-
тве.
*3.4. В "Учреждениях" предусматриваются следующие варианты
комплектования групп детей:
- в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов
из детей и подростков одного уровня развития и учебной подгото-
вки;
- в разновозрастных группах с комплектацией групп из детей разно-
го возраста по принципу совместимости и образованием семей.
Примечание. Как вариант, возможно комплектование "семей" из одно-
возрастных групп.
*3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:
- 6 -
.
МГСН 4.15-98
- в Детских домах для дошкольников - не более двух;
- в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах - не бо-
лее трех; если в состав учреждения входит дошкольное отделение,
его следует располагать не выше второго этажа;
- в Домах проживания молодежи- в соответствии с требованиями МГСН
3.01-96 "Жилые здания";
-учреждения типа"Приемная семья",располагаемые в жилых зданиях по
согласованию с органами Государственной противопожарной службы и
органами Госсанэпиднадзора, допускается размещать на любом эта-
же. Предпочтительное размещение - на нижних этажах.
Примечание. На затесненных территориях в Школах-интернатах число
этажей может быть увеличено до четырех при условии
устройства противодымной защиты путей эвакуации, уст-
ройства в здании автоматического пожаротушения и по
согласованию в каждом конкретном случае с органами
Государственной противопожарной службы.
*3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуацион-
ных проходов следует принимать в соответствии с пожарной безопас-
ностью зданий и сооружений. В учреждениях типа "Приемная семья",
располагаемых в жилых зданиях, ширина лестничных маршей прини-
мается в соответствии с нормами проектирования жилых зданий,но не
менее 1,35 м.
3.7. Необходимость мероприятий гражданской обороны определя-
ется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
3.8. Высоту помещений следует принимать в соответствии с
требованиями СНиП 2.08.02-89. Требования к инженерному оборудова-
нию и другие требования, в том числе и пожарной безопасности,
следует принимать в соответствии с нормами проектирования СНиП
2.08.02-89х и СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91, СНиП 21-01-97,
ВСН 59-88, МГСН 2,01-97, а также другими нормативными документа-
ми,действующими на территории г. Москвы.
*3.9. Требования к внутренней среде зданий следует прини-
мать: в Детских домах для дошкольников и дошкольных отделениях
Учебно-воспитательных комплексов - в соответствии с МГСН 4.07-96;
в остальных учреждениях - в соответствии с МГСН 4.06-96; в учреж-
дениях, раcсчитанных на проживание разновозрастных семей в поме-
щениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеу-
казанных документов. Во всех учреждениях следует учитывать требо-
вания СНиП 23-05-95.
- 7 -
.
МГСН 4.15-98
Примечание. В учреждениях типа"Приемная семья" требования к внут-
ренней среде необходимо в каждом конкретном случае
согласовывать с органами санитарного надзора.
Таблица 3.1.
Рекомендуемые номенклатура типов "Учреждений", контингент
проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений.
---T-----------------------------T----------T-------T-----------+
|јј|Наименование типов учреждений|Контингент|Возраст|Вместимость|
| | | | лет | мест |
L--+-----------------------------+----------+-------+------------
1. Детские дома для дошкольников Дети-сироты 3-7 60-80
2. Школы-интернаты для детей: Дети-сироты
-с нормальным интеллектом 7-18 100-120
-с задержкой умственного 7-18 80-120
развития
-с нарушением умственного
развития 7-18 80-100
3. Учебно-воспитательные Дети и под-
комплексы ростки-сиро-
ты с нормаль-
ным интеллек-
том 3-18 60-120
4. Приемная семья Дети-сироты
с нормальным
интеллектом 3-18 4-8
5. Дома проживания молодежи Молодежь,
требующая
постинтернат-
ской социаль-
ной адаптации 16-23 60-80
_________________________________________________________________
Примечания:1.В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных ко-
мплексов допускается включать постинтернатские груп-
пы для подростков и молодежи в возрасте 16-23 лет,
неприспособленных к самостоятельному проживанию и
требующих социальной адаптации.
2.Типологическая характеристика учреждений приводится
в Приложении 1.
- 8 -
.
МГСН 4.15-98
4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ.
*4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из
расчета 50-60 м2 на 1 место в учреждениях для дошкольников, а
также в Домах для проживания молодежи и 100-120 м2 на 1 место в
учреждениях для школьников.
Примечания:1.На затесненных территориях площадь участка может
быть сокращена на 15-20%.
2.Для учреждений типа "Приемная семья", располагаемых
в жилых зданиях, специальный участок допускается не
предусматривать.Дети данных учреждений могут пользо-
ваться общей территорией жилого района.
3.При расположении учреждений типа "Приемная семья" в
первых этажах зданий при согласовании с органами ар-
хитектурного, санитарного и пожарного надзора допус-
кается пристраивать открытые прогулочные террасы.
*4.2. В составе территорий"Учреждений", за исключением учре-
ждений типа "Приемная семья", должны быть предусмотрены следующие
функциональные зоны:
а) зона проживания воспитанников с расположенными в ней игровыми
площадками и теневыми навесами для отдельных групп детей, спо-
ртивными площадками;
б) зона обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с
мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделения;
г) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных ус-
ловий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские по-
мещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д..
Примечания:1.В Домах проживания для молодежи зона изолятора, при-
емного и карантинного отделения не предусматриваются.
2.На затесненных территориях для размещения хозяйс-
твенных, инженерных и подсобных помещений рекоменду-
ется использовать подземное пространство, в том чис-
ле под зданиями при условии выполнения противопожар-
ных требований, а также требований других действую-
щих нормативных документов.
*4.3. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м2 на
одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей
дошкольного возраста и 40-50 % детей школьного возраста. Площадки
- 9 -
.
МГСН 4.15-98
должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью
2 м2 на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть
раcсчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возмож-
ность проведения устных уроков для дошкольников и младших школь-
ников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и должны быть зак-
рыты с трех сторон, а открытой стороной ориентированы на солнеч-
ную сторону. Возможна организация игровых площадок и теневых на-
весов, общих на 2-3 группы.
4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать сле-
дующее оборудование:
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели,
качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики
с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также
площадка для развития всех основных видов движения(для лазания,
скатывания, перелезания);
- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и
скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
Примечания:1.Набор оборудования следует уточнять в каждом конкре-
тном случае заданием на проектирование.
2.К песочным дворикам должен быть подведен летний во-
допровод для мойки игрушек после игр.
4.5.На территории "Учреждений" предусматривается физкультур-
ная площадка и спортивная площадки для игр в настольный теннис,
волейбол,бадминтон, футбол и т.п.Эти площадки располагаются вбли-
зи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного воз-
раста.
Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для
настольного тенниса - 2,8х1,5 м; для волейбола - 9х18 м; для фут-
бола - 40х60 м; для бадминтона - 13,5х6 м; для физической культу-
ры - 80-100 м2. Набор площадок и их размеры определяются в каждом
конкретном случае заданием на проектирование.
4.6. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки
деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны.
Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее
40%участка. Не допускается применение колючих и ядовитых растений
4.7. Вопросы размещения "Учреждений" в системе застройки на-
селенных пунктов, удаление от промышленных объектов, транспортных
магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий,
следует решать в соответствии с градостроительными требованиями
МГСН 1.01-97, СНиП 2.07.01-89* и других нормативных документов,
- 10 -
.
МГСН 4.15-98
действующих на территории г. Москвы.
*4.8. Территория "Учреждений" должна быть ограждена, на уча-
сток должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройст-
вом дорог с твердым покрытием, запроектированным исходя из расче-
тной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов
должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены по-
дъезды с двух противоположных сторон.
*4.9. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь
подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных ма-
шин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
*4.10. Расход воды на наружное пожаротушение должен прини-
маться не менее 100 л/с от 3-х пожарных гидрантов, установленных
в радиусе не более 150 метров от зданий, при одновременном расхо-
де воды на хозяйственно-питьевые нужды. На стенах зданий и соору-
жений следует предусматривать светоуказатели пожарных гидрантов.
4.11. В дополнение к требованиям настоящего документа при
проектировании территорий "Учреждений" следует руководствоваться
требованиями МГСН 4.07-96 и МГСН 4.06-96,а также СНиП 2.07.01-89*
- 11 -
.
МГСН 4.15-98
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
РЕШЕНИЯМ.
5.1. В состав "Учреждений", за исключением учреждений типа
"Приемная семья", входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей и подростков;
- помещения обслуживания (включающие помещения учебного,культур-
но-массового, медицинского, административно-бытового обслужива-
ния, помещения профессиональной подготовки и социальной адапта-
ции, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор, приемно-карантинное отделение;
- хозяйственные сооружения.
Примечания. 1.Состав помещений"Учреждений" уточняется заданием на
проектирование.
2.В Домах проживания молодежи изолятор (приемно-кара-
нтинное отделение) не предусматривается.
3.В учреждениях типа "Приемная семья" предусматрива-
ются помещения проживания, а также кухня и некоторые
хозяйственные помещения в зависимости от местных ус-
ловий (сарай, гараж, огород, теплица и т.п.).
*5.2. Помещения проживания детей и подростков, а также поме-
щения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или
блоках, непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединен-
ных отапливаемым переходом.
Отделения дошкольников и постинтернатские группы должны быть
выделены в блоки или корпуса с отдельными входами и соответствую-
щим зонированием участка.
Группы семейного типа допускается размещать в отдельно стоя-
щих коттеджах, раcсчитанных на одну или несколько семей.
Учреждения типа "Приемная семья" разрешается размещать как в
коттеджах,так и в квартирах многоэтажных жилых домов при согласо-
вании в каждом конкретном случае с органами Государственного са-
нитарного надзора и Государственной противопожарной службы.
Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, до-
пускается располагать в отдельном корпусе или в изолированном
блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным
входом.
- 12 -
.
МГСН 4.15-98
Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и
др.)должны располагаться в отдельном блоке или отдельных корпу-
сах, размещаемых в хозяйственной зоне с отдельным въездом.
*5.3.Здания"Учреждений" следует проектировать не ниже 2 сте-
пени огнестойкости.
Отдельные блоки проживания детей вместимостью до 120 мест
каждый, непоcредственно примыкающие друг к другу, следует отде-
лять противопожарными стенами 1 типа.
Примечание. Учреждения типа "Приемная семья" при размещении их в
малоэтажной застройке допускается размещать в зданиях
3 и 4 степени огнестойкости высотой не более одного
этажа при согласовании с органами Государственного
пожарного надзора.
5.4. Помещения проживания проектируются следующих основных
типов:
- по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая,
спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
- по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями
жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
- по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для
группы детей, образующих семью(одновозрастную или разновозраст-
ную).
Примечания. 1.Принципы проектирования жилых помещений для групп
детей младшего школьного возраста могут приниматься
как по типу детского сада, так и по типу коридорной
системы.
2.В Школах-интернатах,а также в Учебно-воспитательных
комплексах могут быть приняты как коридорная система
проживания, так и проживание по квартирному типу в
расчете на одновозрастные или разновозрастные семьи.
Выбор типа проживания определяется заданием на проек-
тирование.
*5.5. Численность детей и подростков в жилых группах следует
принимать:
- в дошкольных группах - 6-8 человек;
- в группах-классах для детей школьного возраста с нарушениями
умственного развития - 6-8 человек;
- в остальных группах детей школьного возраста Школ-интернатов и
Учебно-воспитательных комплексов - 8-10 человек;
- в учреждениях типа"Приемная семья" и "Учреждениях" с прожи-
- 13 -
.
МГСН 4.15-98
ванием по квартирному типу - 4-8 человек;
- в Домах проживания молодежи и постинтернатских группах - 16-20
человек.
Примечания.1.Комплектование детей в жилых группах для дошкольни-
ков, а также младшего и среднего школьного возраста
следует осуществлять в соответствии с организацией
учебных классов(групп) с учетом количества, возраста,
уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
Комплектование жилых групп подростков старшего школь-
ного возраста и постинтернатских групп осуществляется
исключительно из соображений совместимости, при этом
комплектование классов не связано с комплектованием
жилых ячеек.
2.Численность групп детей с дополнительной умственной
отсталостью(спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
3.Если в Школах-интернатах для детей с нарушениями
умственного развития находятся дети, требующие корре-
кции,то для них должна быть предусмотрена возможность
изоляции каждой жилой ячейки при запирании на ключ
дверей между ними.
5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошколь-
ников - на 2-3 группы, для школьников - на 4-8 групп или
групп-классов.
В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать от-
дельный вход. Допускается предусматривать общий вход для двух
секций, расположенных на втором этаже.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста
могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для од-
ной-двух секций, или через главный вестибюль.
Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего
школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вести-
бюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного воз-
раста - через главный вестибюль.
Для постинтернатских групп, входящих в состав Школ-интерна-
тов и Учебно-воспитательных комплексов, рекомендуется предусмат-
ривать вестибюль с самостоятельным входом.
В Домах проживания молодежи предусматривается один из входов
через вестибюль с постом дежурного.
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, за исключени-
- 14 -
.
МГСН 4.15-98
ем Домов проживания молодежи, организуются через раздевальные.
В случае, если входы в группы жилых помещений для школьников
предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные предусмат-
риваются при нем, они располагаются в открытых помещениях, выго-
роженных оборудованием. Допускается предусматривать общие разде-
вальные на 2-4 группы.
В составе оборудования раздевальных предусматриваются су-
шильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также
секционные шкафы для хранения детской одежды о обуви.
Примечания.1.При вестибюлях необходимо предусматривать гардероб
для посетителей и санитарные узлы для мужчин и женщин
(по 1-2 очка) с умывальником в шлюзе.
2. Устройство наружных входов в помещения жилых групп
детей-дошкольников проектируются в соответствии с
нормативными требованиями МГСН 4.07-96.
5.8.В составе"Учреждений" предусматриваются комнаты для сви-
дания детей с посетителями площадью 18-20 м2, со входом из вести-
бюля.
5.9. В зависимости от принятого планировочного решения до-
пускается предусматривать дополнительно отдельный вход в помеще-
ния административно-бытового обслуживания с вестибюлем 18-30 м2.
*5.10.Вместимость спальных комнат в зависимости от типа про-
живания (п. 5.4.) следует принимать:
- по типу дошкольных учреждений - 6-8 мест;
- по типу коридорной системы для детей школьного возраста - 3-4
места (при наличии одной одноместной спальной комнаты с санита-
рным узлом на каждую группу), в постинтернатских группах и До-
мах проживания молодежи - 2-4 места;
- по типу жилой квартиры для Школ-интернатов и Учебно-воспита-
тельных комплексов - 2-4 места, для учреждений типа "Приемная
семья - 1-4 места.
5.11. Туалетные комнаты в жилых группах, проектируемых по
типу дошкольного учреждения, размещаются смежно с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут
предусматриваться при каждой спальной комнате или общими в кори-
доре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
В группах, комплектуемых по семейному принципу, санитарные
узлы предусматриваются общими на квартиру.
Размещение, состав помещений и санитарного оборудования са-
- 15 -
.
МГСН 4.15-98
нитарных узлов в различных типах жилых помещений следует прини-
мать в соответствии с Приложением 3.
5.12. В "Учреждениях" питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
- для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
- для детей школьного возраста при коридорной системе проживания-
в общих столовых на секцию или на все учреждение;
- при семейном проживании в Школах-интернатах или Учебно-воспита-
тельных комплексах - или в общей столовой при кухне, или в об-
щей комнате квартиры; в учреждениях типа "Приемная семья" - в
общей комнате или в кухне-столовой.
В Домах проживания молодежи общая столовая и кухня не пре-
дусматриваются,поскольку воспитанники готовят себе сами. Для это-
го в составе секций предусматривается кухня (см. Приложение 2). В
состав учреждений рекомендуется включать буфет с подсобным поме-
щением.
щением.
Для дошкольников допускается предусматривать в составе сек-
ций специальную столовую с буфетной на 2-3 группы.
Вариант организации питания определяется заданием на проек-
тирование.
*5.13. Расчетные показатели площади основных жилых помещений
следует принимать не менее указанных в табл. 5.1.
Рекомендуемые состав и площадь помещений жилых групп различ-
ных типов следует принимать в соответствии с Приложениями 4-6.
*5.14. Наполняемость классов следует принимать:
- в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного разви-
тия - 6-8 человек или 4-6 человек (см. п. 5.5.);
- в остальных типах Школ-интернатов, а также Учебно-воспитатель-
ных комплексах - 8-10 человек для детей младшего и среднего
школьного возраста и 16-20 человек для детей старшего школьного
возраста.
5.15. В "Учреждениях" учебный процесс для младшего школьного
возраста может быть организован в помещениях учебно-игровых ком-
нат жилой ячейки. В этом случае классы для детей этого возраста
не предусматриваются, а в состав учебных помещений включаются
только классы для учебных занятий детей среднего и старшего шко-
льного возраста, а также кабинеты, требующие специального обору-
дования (физики, химии, биологии, компьютерной техники, иностран-
ного языка т.п.), с лаборантскими, кабинеты социальной адаптации
и профессиональной подготовки.
- 16 -
.
МГСН 4.15-98
Таблица 5.1.
Расчетные показатели площади основных
жилых помещений различных типов.
----T---------------T----------T--------------------------------+
|јј | Наименование | Площадь | |
|пп | помещений |помещений | Примечания |
| | | м2/место | |
L---+---------------+----------+---------------------------------
Проектируемых по типу дошкольных учреждений.
1. Групповая 3,2
2. Спальная 3,2
Проектируемых по типу коридорной системы.
3. Спальные комнаты:
- на 3-4 места 5,0 Если приготовление уроков предус-
матривается в спальных комнатах,
их площади должны быть увеличены
на 15-20%
- на 2 места 6,0 Только в Домах проживания молоде-
жи и постинтернатских группах
Учебно-воспитательных комплексов
- на 1 место 8,0-9,0
4. Учебно-игровые
комнаты:
- для детей млад- Предусмотреть зону психологичес-
шего и среднего кой разгрузки
школьного воз-
раста 3,6
- для детей стар-
шего школьного
возраста 3,2
Проектируемых по типу жилой квартиры.
5. Спальные комнаты
на 2-4 места 4,5-5,0 По согласованию с органами Сани-
тарного надзора разрешается при-
менение откидных или раздвижных
кроватей
6. Комната родителей
или воспитателей
на 2 места 5,0-6,0
----------------------------------------------------------------
- 17 -
.
МГСН 4.15-98
При семейной системе проживания классы, также как и все ос-
тальные учебные помещения , предусматриваются в едином блоке.
Примечание. По согласованию с органами Образования допускается
организовывать учебный процесс на площади учебно-иг-
ровых комнат жилой ячейки также и для детей среднего
школьного возраста.
5.16. Независимо от принципа организации учебного процесса,
воспитанникам "Учреждений" должны быть обеспечены условия выпол-
нения домашних заданий (или на площади учебно-игровых комнат или
в спальных комнатах). Допускается предусматривать специальные
помещения для этих целей.
*5.17. Площадь классов и учебно-игровых комнат на 1 место
следует принимать: - для детей младшего и среднего школьного воз-
раста - 3,6 м2; - для детей старшего школьного возраста - 3,0 м2.
В классах и учебно-игровых комнатах для детей младшего и
среднего школьного возраста следует предусматривать зону психоло-
гической разгрузки, в которой следует располагать кушетку или
кресло, а также шведскую стенку. Зону психологической разгрузки
следует огораживать мебелью или экраном.
5.18. При семейном проживании в Учебно-воспитательных комп-
лексах в составе помещений учебного блока необходимо предусматри-
вать учебно-игровые комнаты для детей-дошкольников (детсадовские
группы) с раздевальной и туалетной.
*5.19. В состав помещений учебно-профессиональной подготовки
"Учреждений" всех типов следует включать лингофонные кабинеты с
подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 8-10 мест на каж-
дые 70-80 детей.
*5.20. Кабинеты физики, химии, географии, математики, исто-
рии, литературы и русского языка, компьютерной техники следует
предусматривать только для детей среднего и старшего школьного
возраста из расчета на 1 место: физики и химии - 3,4 м2; в ос-
тальных кабинетах - 3,2 м2.
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые
площадью 14-18 м2.
Примечания. 1.Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вмести-
мости могут быть совмещены в одном помещении, но при
этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены
раздельными.
- 18 -
.
МГСН 4.15-98
2.Специальные кабинеты - географии, математики, исто-
рии, литературы и русского языка, не требующие стаци-
онарного оборудования, допускается не предусматри-
вать, а занятия по этим предметам проводить в классах
в составе блока учебных помещений или учебно-игровых
комнатах, расположенных в составе жилых секций.
*5.21. При помещениях учебно-профессиональной подготовки,
расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреацион-
ные помещения из расчета 1,0-1,2 м2 на одно место в классе или
кабинете.
5.22. В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах
предусматриваются:
- кабинет биологии-живой уголок 60-70 м2 с лаборантской 18 м2;
- компьютерный класс из расчета 6 м2 на 1 место с кладовой 16-18
м2;
- кабинет черчения 36-54 м2 с подсобным помещениям 14-16 м2;
- кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема
гостей 70 м2 и кладовой 10 м2;
- класс парикмахерского дела 28-30м2 с подсобным помещением 10-12
м2;
- комнату музыкальных занятий 36-40 м2 с кладовой инструментов 18
м2;
- класс рисования-изостудия 36-40 м2 с кладовой 18 м2;
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 54-60 м2 для де-
тей с недостатками умственного развития, 80-100 м2 в учреждени-
ях остальных типов;
- методический кабинет 24-30 м2;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 14-16 м2;
- кабинет заведующего учебной частью 14-16 м2;
- учительскую комнату 30-36 м2, которую можно совмещать с комна-
той мастеров.
5.23. В "Учреждениях" для детей школьного возраста реко-
мендуется предусматривать учебно-производственные мастерские пло-
щадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных реме-
сел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники
4,0-4,2 м2;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной,
гончарной - 5,0-5,6 м2.
При учебно-производственных помещениях следует предусматри-
- 19 -
.
МГСН 4.15-98
вать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских
следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество
следует определять заданием на проектирование в зависимости от
конкретных условий - назначения, вместимости учреждения, местных
традиций, наличия специалистов, возможности дальнейшего трудоуст-
ройства и т.п..
При проектировании учебно-производственных помещений и кла-
довых для хранения материалов и готовых изделий должны быть учте-
ны противопожарные требования действующих нормативных документов.
5.24. Воспитанники Домов проживания молодежи и постинтер-
натских групп Учебно-воспитательных комплексов, как правило,
учатся в городских учебных заведениях или работают на городских
предприятиях. Возможен вариант, когда в составе учреждений пре-
дусматриваются учебно-производственные мастерские, являющиеся
также местом приложения труда воспитанников. Выбор варианта орга-
низации обучения и трудоустройства в каждом конкретном случае оп-
ределяется заданием на проектирование.
5.25. В "Учреждениях" допускается предусматривать специаль-
ный класс для подготовки младшего персонала для этих учреждений
площадью 24-30 м2 с кладовой учебных пособий 8-10 м2.
5.26. В составе"Учреждений"предусматриваются бассейны и физ-
культурно-спортивные залы.
В Детских домах для дошкольников:
- физкультурный зал - 70-72 м2;
- бассейн с ванной 3х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
В "Учреждениях" остальных типов:
- спортивный зал 12х24 м;
- бассейн с ванной 5х10 м или 6х12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.
Примечания. 1.Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудова-
ны в расчете на возможность использования для занятий
лечебной физкультурой.
2.В Детских домах для дошкольников физкультурный зал
используется также для проведения музыкальных занятий
3.В Школах-интернатах для детей с нарушениями умстве-
нного развития, требующих коррекции, вместо спортив-
ного зала следует предусматривать 2-3 помещения для
занятий физкультурой не более чем на 4-6 детей из ра-
счета 4,5-5 м2 на 1 ребенка.
- 20 -
.
МГСН 4.15-98
4.В соответствии с заданием на проектирование допус-
кается проектировать бассейны с большими размерами
ванн и залы большей площади.
*5.27. В Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных компле-
ксах следует проектировать актовые залы на 120% от числа детей
школьного возраста (в расчете на персонал и гостей) площадью не
менее 1,2 м2 на 1 место в зале.
Примечания. 1.По заданию на проектирование допускается предусмат-
ривать актовые залы на 60% детей школьного возраста
(в расчете на проведение раздельных мероприятий для
детей разных возрастов).
2.В Школах-интернатах для детей с нарушениями умстве-
нного развития актовый зал с фойе, техническими поме-
щениями и помещениями для артистов не предусматрива-
ются.
3.Если в состав Школ-интернатов и Учебно-воспитатель-
ных комплексов входит отделение для дошкольников, в
состав его помещений включаются зал универсального
назначения площадью не менее 54 м2 с кладовой инвен-
таря 12-14 м2.
*5.28. В состав помещений при актовом зале входят: эстрада
площадью 54 м2, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по
заданию на проектирование), фойе (используемое как зал для танцев
и игр) из расчета 1,0-1,2 м2 на 1 место в зале, помещение артис-
тов (30-35 м2) с санитарным узлом (3-4 м2), помещение пожарного
поста (15-16 м2), студия кабельного телевидения (18-20 м2), филь-
мовидеотека (16-18 м2), кладовая аппаратуры (10-12 м2), кладовая
мебели и реквизита (20-24 м2).
5.29. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекоменду-
ется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др.пло-
щадью 30-36 м2 с кладовыми для хранения материалов и готовых
изделий 16-18 м2;
- танцевальную студию (54-72 м2) с раздевальной (14-18 м2), сани-
тарным узлом и душевой;
- театральный кружок (30-36 м2) с кладовой (16-18 м2);
- шахматный кружок (24-36 м2) с кладовой (8-10 м2).
Примечание. Состав и площади кружковых помещений определяются за-
данием на проектирование.
- 21 -
.
МГСН 4.15-98
5.30. В "Учреждениях" рекомендуется предусматривать помеще-
ния для хранения спортивного инвентаря (лыж, санок, велосипедов
и т.п.).
5.31. В Школах-интернатах всех типов и Учебно-воспитательных
комплексах предусматриваются кабинеты логопеда (12-14 м2); для
дошкольников - 1 кабинет на секцию, в остальных типах - 1 кабинет
на учреждение.
Примечание. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умствен-
ного развития вместо кабинета логопеда следует преду-
сматривать кабинет дефектолога.
*5.32. В состав медицинских помещений "Учреждений" для детей
детей дошкольного и школьного возраста должны входить кабинеты:
педиатра - 12 м2, стоматолога - 15-16 м2, психоневролога-психоло-
га - 14 м2, психотерапии - 18 м2, кабинет медицинской сестры-про-
цедурная - 14 м2.
В Домах проживания молодежи предусматриваются только кабинет
врача и кабинет медицинской сестры (процедурная) по одному на все
учреждение.
*5.33. Производственные помещения пищеблока кроме питания
детей, обеспечивают питание персонала. Для всех типов учреждений
питание детей организуется в одну смену.
В Домах проживания молодежи централизованный пищеблок не
предусматривается. В состав помещений включаются кухни, рассчи-
танные на самостоятельное приготовление пищи.
*5.34. В случае, если питание детей предусматривается в об-
щей столовой при помещениях пищеблока, площадь обеденного зала
принимается из расчета не менее 1,6 м2 на 1 место; при зале пре-
дусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каж-
дые 18-20 мест, а в составе помещений пищеблока - раздаточная
18-24 м2, сервизная-хлеборезка 6-8 м2, а также моечная столовой
посуды: 16-18 м2 при ручной мойке и не менее 30 м2 в расчете на
механизированную мойку.
Для питания персонала следует предусматривать специальные
столы в общем обеденном зале.
*5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расче-
та 6-8% от числа мест для детей дошкольного возраста и детей с
недостатками умственного развития и 4-5% от числа детей школьного
возраста остальных учреждений. Изолятор должен включать мельце-
ровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отде-
лением, при этом любой из мельцеровских боксов, представляющий
- 22 -
.
МГСН 4.15-98
собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз,
умывальник, ванна) и выходом на участок, может служить прием-
но-смотровым боксом.
*5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями
изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридо-
ром следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, кото-
рое служит для наблюдения за детьми.
5.37. Изолятор размещается в отдельном корпусе или в отдель-
ном блоке. Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в от-
дельно стоящем корпусе.
Размещение изолятора устанавливается в задании на проектиро-
вание.
*5.38. В случае, когда изолятор размещается в отдельном бло-
ке, он может быть или полностью изолированным, или связан через
специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных.
В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены
халатов; кроме того в нем должен быть обеспечен подпор воздуха
при пожаре.
*5.39. В помещения изолятора, включающие комнату персонала,
процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет
врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме
того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических про-
цедур). необходимо предусматривать самостоятельный вход.
*5.40. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и
санитарным узлом следует принимать не менее 24 м2 в боксах на 1
место и 30 м2 в боксах на 2 места.
При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусмат-
ривать пандусы с уклоном не более 1:8.
*5.41. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется
принимать в соответствии с Приложением 11.
*5.42. В состав Домов проживания молодежи следует включать
изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 м2.
изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 м2.
5.43. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следу-
ет проектировать с учетом действующих нормативных документов по
проектированию лечебно-профилактических учреждений.
5.44. В составе помещений "Учреждений" всех типов реко-
мендуется предусматривать компьютерный центр с установкой персо-
нальных компьютеров (36-40 м2) с архивом (16-18 м2).
*5.45. Ширину дверей в помещениях, где находится 15 и более
человек следует принимать не менее 0,9 м.
- 23 -
.
МГСН 4.15-98
*5.46. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектиро-
вать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6
м (не менее одной лоджии на 1-2 жилых секции), рассматривая их
как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки
должны быть шириной не менее 1,6 м, а ограждение высотой не менее
1 м.
*5.47. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой
группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных вы-
ходов.
Примечание. В "Учреждениях",с организацией проживания по квартир-
ному типу, и в учреждениях типа"Приемная семья", рас-
положенных в жилых квартирах, могут быть применены
требования к эвакуации на случай пожара, как для жи-
лых домов (МГСН 3.01-96).
*5.48.На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено
аварийное и эвакуационное освещение.
5.49. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, га-
раж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады,
холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в за-
висимости от местных условие в соответствии с заданием на проек-
тирование. Их мощность, состав и площади помещений определяются
расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объ-
екта, а также требованиями действующих Строительных норм и пра-
вил.
Примечание. В "Учреждениях" на базе гаража рекомендуется пре-
дусматривать подготовку специалистов по ремонту авто-
мобилей.
*5.50. В зданиях "Учреждений" должна быть предусмотрена ав-
томатическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями
СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предус-
матривать автоматическую пожарную сигнализацию следует определять
в соответствии с действующими нормативными документами.
Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной
сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием
дежурного персонала (помещение охраны) и в ближайшую пожарную
часть.
5.51. Системы внутреннего противопожарного водопровода, ав-
томатического пожаротушения, противодымной защиты следует проек-
тировать с учетом требований действующих на территории г. Москвы
нормативных документов.
- 24 -
.
МГСН 4.15-98
5.52. При разработке Программ и Заданий на проектирование
"Учреждений" для определения состава и площади помещений рекомен-
дуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.
Состав и площади помещений обслуживания Домов проживания мо-
лодежи определяется в соответствии с МГСН 3.01-96.
- 25 -
.
МГСН 4.15-98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
(справочное)
Типы "Учреждений".
-------------------T--------------------------------------------+
|Типы "Учреждений" | Типологическая характеристика |
+------------------+--------------------------------------------+
| 1 | 2 |
L------------------+---------------------------------------------
1.Детский дом для Контингент воспитанников:дети-сироты в возрас-
дошкольников те от 3 до 7 лет с нормальным интеллектом, с
задержкой умственного развития и нарушением
умственного развития.
Основные функции учреждения: ранняя диагности-
ка, медицинская реабилитация, возможная корре-
кция на ранней стадии, уход и воспитание.
Данное учреждение является первой ступенью
фильтрации детей по уровню интеллекта.
2.Школы-интернаты:
-для детей с нор- Контингент воспитанников: дети-сироты с норма-
мальным интелле- льным интеллектом в возрасте от 7 до 18 лет.
ктом Основные функции учреждения: воспитание, обу-
чение, социальная адаптация, возможная профес-
сиональная ориентация, уход.Для старших школь-
ников предусматриваются классы профессиональ-
ной подготовки.
-для детей с за- Контингент воспитанников: дети-сироты в возра-
держкой умстве- сте от 7 до 18лет с задержкой умственного раз-
нного развития вития.
Основные функции учреждения: воспитание, обу-
чение, профессиональное обучение, уход. Функ-
ции профессионально-технического обучения пре-
валируют над общеобразовательными.
-для детей с на- Контингент воспитанников: дети-сироты в возра-
рушениями умст- сте от 7 до 18 лет, требующие коррекции.
венного разви- Основные функции учреждения: воспитание, обу-
тия чение, профессиональное обучение, уход.
-----------------------------------------------------------------
- 26 -
.
МГСН 4.15-98
Продолжение приложения 1.
----------------T-----------------------------------------------+
| 1 | 2 |
L---------------+------------------------------------------------
Особенностью архитектурно-планировочного реше-
ния является возможность изоляции функциональ-
ных блоков помещений, отсутствие больших по
площади помещений(так как такие дети плохо пе-
реносят большое скопление людей в одном объе-
ме) и расширенная номенклатура мастерских про-
фессиональной подготовки.
3.Учебно-воспита- Контингент воспитанников: дети-сироты с нор-
тельный комп- мальным интеллектом в возрасте от 3 до 18 лет.
лекс Основные функции учреждения: воспитание, обуче-
ние, социальная адаптация, возможность профес-
сиональной подготовки, уход. Образ жизни приб-
лижен к семейному.
4.Приемная семья Контингент воспитанников: дети-сироты в возрас-
те от 3 до 19 лет с нормальным интеллектом. Ко-
личество детей в "семье" должно быть в пределах
4-8. "Семьи" могут образовывать "деревни" из 8-
10 семей,располагаемых на отдельной территории,
а также могут располагаться в многоквартирных
жилых домах. Особенностью данного учреждения
является то, что дети живут в среде наиболее
приближенной к нормальной семейной обстановке.
5.Дом проживания Контингент проживающих: сироты в возрасте от 16
молодежи до 23 лет, не приспособившиеся к самостоятель-
ной жизни.
Основные функции учреждения: воспитание, снятие
бытовых нагрузок, социальная адаптация.
Как правило, воспитанники работают или учатся
вне учреждения, но при данном Доме может быть
создано собственное производство.
-----------------------------------------------------------------
Примечание.В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комп-
лексов могут входить постинтернатские группы, расчита-
нные на подростков 16-23 лет, которые не приспособлены
к самостоятельному проживанию и нуждаются в дополни-
тельной социальной адаптации.
- 27 -
.
МГСН 4.15-98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
(справочное)
Основные принципы проектирования жилых помещений
с учетом организации учебно-воспитательного
процесса и питания.
---T-----------------T----------------------T-------------------+
|јј| Принципы | Организация | Организация |
| | проектирования | учебного процесса | питания |
| | жилых помещений | | |
+--+-----------------+----------------------+-------------------+
|1 | 2 | 3 | 4 |
L--+-----------------+----------------------+--------------------
1.По типу детского В групповой комнате В групповой комна-
сада те
2.По типу коридорной
системы:
-в Школах-интерна- Повседневное обучение В столовых, преду-
тах, а также в от- в классах или классах сматриваемых общи-
делениях для детей -игровых; специальное ми на учреждение,
школьного возраста обучение - в кабинетах или на каждые 2-4
Учебно-воспитатель- и мастерских, общих на группы
ных комплексов учреждение
-в Домах проживания В учебно-производствен- В жилой комнате
молодежи ных мастерских при уч- или в кухнях на
реждении или на произ- этаже. В составе
водственной базе вне учреждения предус-
учреждения матривается буфет
с подсобным поме-
3.По типу жилой щением
квартиры:
-в Школах-интерна- В одновозрастных семь- Как правило -в об-
тах и в Учебно- ях повседневное обуче- щей столовой; до-
воспитательных ние - в учебных комна- пускается частично
комплексах тах, специальное обу- (завтрак или ужин)
чение - в мастерских, - в квартире
кабинетах, общих на уч-
реждение; в разновозра-
стных семьях - в школь-
-----------------------------------------------------------------
- 28 -
.
МГСН 4.15-98
Продолжение приложения 2.
--------------------T--------------------------T----------------+
| 1 | 2 | 3 |
L-------------------+--------------------------+-----------------
ных помещениях при учре-
ждении
-в учреждениях типа В детских садах и школах В квартире
"Приемная семья" жилого района
-----------------------------------------------------------------
Примечание. В исключительных случаях по согласованию с органами
образования допускается предусматривать обучение де-
тей в школах жилого района. При этом состав и площадь
учебно-воспитательных помещений "Учреждений" в каж-
дом конкретном случае определяется заданием на проек-
тирование.
- 29 -
.
МГСН 4.15-98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
(справочное)
Размещение санитарных узлов, состав помещений
и оборудования.
---T-------------T------------T-----------T---------------------+
|јј|Тип помещений|Расположение| Тип | Состав санитарного |
| | проживания | санитарного|санитарного| оборудования |
| | | узла | узла | |
+--+-------------+------------+-----------+---------------------+
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
L--+-------------+------------+-----------+----------------------
1.По типу детс- В составе по- Общая туале- -два унитаза в кабин-
кого сада мещений груп- тная ках, огороженных эк-
повой ячейки ранами
-один душевой рожок с
поддоном
-три умывальника
-две ногомойки
-----------------------------------------------------------------
2.По типу кори- 1.Санитарные 1.Уборные для На каждые 15-20 мест
дорной систе- узлы для маль- мальчиков и -по два унитаза для
мы чиков и дево- девочек мальчиков и девочек
чек, общие на -писсуар в уборной
секцию, распо- для мальчиков
лагаются в 2.Кабины лич- -умывальник
коридоре ной гигиены -бидэ
для девочек
3.Умывальные -по три умывальника
для мальчиков -по две ногомойки
и девочек
4.Душевые ка- -2-3 душевые кабины
бины с разде- по одному рожку
вальными
2.Санитарный Совмещенный -душ
узел размеща- санитарный -унитаз
ется при каж- узел -умывальник
дой спальне
на 3-4 места
-----------------------------------------------------------------
- 30 -
.
МГСН 4.15-98
Продолжение приложения 3.
---T------------T--------------T-------------T------------------+
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
L--+------------+--------------+-------------+-------------------
3.По типу квар- Санитарные узлы 1.Уборная с -унитаз
тиры в составе каж- умывальником -умывальник
дой квартиры 2.Туалетная -унитаз
-умывальник
- душ и ванная
-----------------------------------------------------------------
Примечания.1.Все помещения санитарных узлов, за исключением убор-
ных и ванных учреждений типа"Приемная семья", должны
иметь в полу трап для спуска воды.
2.В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных
узлах предусмотреть полотенцесушитель.
3.В учреждениях типа "Приемная семья" располагаемых в
квартирах жилых домов,по согласованию с органами са-
нитарного надзора допускается предусматривать сани-
тарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.
- 31 -
.
МГСН 4.15-98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
(справочное)
Рекомендуемые состав и площади помещений
Детского дома для дошкольников на 80 мест.
---T----------------------T---------T---------------------------+
|јј|Наименование помещений| Площадь | Примечания |
| | |помещений| |
| | | м 2 | |
+--+----------------------+---------+---------------------------+
|1 | 2 | 3 | 4 |
L--+----------------------+---------+----------------------------
ЖИЛАЯ ГРУППА
1. Раздевальная 10-12
2. Групповая 20-22
3. Спальная 20-22 Может представлять собой еди-
ное помещение или состоять из
двух помещений - для мальчиков
и девочек
4. Туалетная 14-16
5. Буфетная 5-6
6. Комната индивидуальной
работы с
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 361-ПП
Дата:
1998-05-05
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы