ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
8 августа 2000 г. N 603-ПП
Об утверждении Правил производства
земляных и строительных работ, прокладки
и переустройства инженерных сетей и
коммуникаций в г.Москве
Во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ "О
Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки
строительства в г.Москве" и в целях приведения в соответствие с
указанным Положением действующих Правил по производству земляных и
строительных работ Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Правила производства земляных и строительных работ,
прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве
(приложение) и ввести их в действие с 01.09.2000.
2. Заказчикам (застройщикам), инвесторам, проектировщикам,
строительным, ремонтным и эксплуатационным организациям независимо от
форм собственности руководствоваться указанными Правилами (п.1).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от
17.03.98 N 207 "Об утверждении Правил организации подготовки и
производства земляных и строительных работ в г.Москве".
4. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке в
журнале "Вестник Мэрии Москвы".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 августа 2000 г. N 603
П Р А В И Л А
производства земляных и строительных работ, прокладки
и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве
2000 г.
.
2
Правила производства земляных и строительных работ, прокладки
и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве пере-
работаны в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000
г. N 378-РМ в связи с утверждением Положения о едином порядке
предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
В Правилах обобщены основные положения законодательных и нор-
мативно-правовых актов, определяющих требования к строительному
производству и проектированию в г.Москве, порядку проведения работ
по прокладке и переустройству подземных сетей и коммуникаций, уч-
тен многолетний опыт контрольной деятельности ОАТИ Правительства
Москвы, а также пожелания заказчиков и подрядных организаций по
упрощению процедуры оформления документации, сокращению количества
согласований.
.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ......................................... 5
2. Подготовка документации для производства работ
- Общие требования ...................................... 7
- Прокладка, переустройство и ремонт инженерных сооружений,
коммуникаций и дорог .................................. 13
- Размещение (перемещение) грунта и отходов производства 18
- Производство работ в стесненных условиях городской
застройки ............................................. 19
- Согласование и экспертиза проектной документации ...... 22
- Разработка проектов производства работ (ППР) .......... 27
3. Координация земляных и строительных работ ............... 29
4. Оформление ордеров на производство работ ................ 31
5. Общие требования по организации производства работ ...... 45
6. Обустройство и содержание строительных площадок ......... 50
7. Снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций ....... 54
8. Производство земляных работ ............................. 55
9. Производство работ в подземных инженерных сооружениях
- Производство работ в подземных коллекторах ............ 62
- Производство работ в колодцах (камерах) ............... 64
- Выполнение работ с открытым огнем в подземных сооружениях 65
10. Строительство, реконструкция и ремонт дорог ............. 68
11. Ремонт фасадов зданий и сооружений ...................... 71
12. Производство аварийно-восстановительных работ ........... 75
13. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством
объектов ................................................ 79
.
4
14. Оформление исполнительной документации .................. 83
15. Контроль за выполнением требований Правил ............... 85
16. Ответственность за нарушение Правил ..................... 97
Приложение 1. Перечень трасс (маршрутов) проезда, мест
постоянного и временного пребывания объектов государственной
охраны в г.Москве ........................................... 99
Приложение 2. Перечень магистралей, улиц и площадей городского
значения, где проведение строительных работ рассматривается
Рабочей группой Городской комиссии по упорядочению разрытий
при производстве строительных работ в г.Москве .............. 101
Приложение 3. Границы зоны особого градостроительного режима 105
Приложение 4. Состав и содержание проектов производства работ 106
.
5
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила производства земляных и строительных работ,
прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в
г.Москве (далее - Правила) устанавливают порядок и требования при
подготовке документации для производства работ, систему координа-
ции работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов на
территории г.Москвы, порядок оформления и закрытия ордеров, требо-
вания к обустройству и содержанию мест производства работ, порядок
производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документа-
ции, осуществления контроля за соблюдением норм и правил при про-
изводстве работ.
1.2. Правила разработаны на основании действующих по состоя-
нию на 1 июня 2000 года законодательных и нормативных правовых ак-
тов Российской Федерации, законов города Москвы, строительных норм
и правил, распоряжений Мэра Москвы, постановлений Правительства
Москвы, других нормативных правовых документов, определяющих тре-
бования к функционированию городского хозяйства, строительному
производству и проектированию.
В случае принятия новых нормативных правовых актов по вопро-
сам, рассматриваемым настоящими Правилами, следует руководство-
ваться вновь принятыми нормативными правовыми документами.
1.3. Выполнение Правил на территории города Москвы обязатель-
но для всех должностных лиц городской администрации, контрольных и
надзорных органов, эксплуатационных и строительных организаций,
собственников, владельцев и арендаторов, заказчиков, застройщиков
и инвесторов, независимо от форм собственности и источников финан-
сирования.
1.4. Производство работ по прокладке и переустройству (ремон-
ту) инженерных сетей и коммуникаций (в том числе в подземных кол-
лекторах), проведение подготовительных и земляных работ, а также
работ по строительству, реконструкции или ремонту зданий, сооруже-
ний и дорог, использованию и благоустройству территорий, установке
нестационарных (некапитальных) объектов, устройству стационарных
или временных ограждений разрешается выполнять при наличии ордера,
оформленного уполномоченным органом Правительства Москвы - Объеди-
нением административно-технических инспекций.
.
6
1.5. Без оформления ордера допускается производство следующих
работ:
- текущий ремонт и окраска фасадов зданий, проведение реконс-
труктивных работ по изменению элементов фасадов зданий (устройство
тамбуров, входов, балконов, лоджий, дверных и оконных проемов, за-
мена столярных элементов фасадов и др.), а также перепланировка
помещений при условии отсутствия земляных работ, строительных ле-
сов, временного ограждения, неиспользования территории для склади-
рования материалов и конструкций;
- текущий ремонт дорог, элементов их обустройства и тротуаров
(включая ремонт дорожного покрытия большими картами, поднятие лю-
ков колодцев (решеток), замену бортового камня (участками), устра-
нение просадок покрытия);
- текущий ремонт и обслуживание коммуникаций в подземных кол-
лекторах городскими эксплуатационными организациями;
- установка нестационарных (некапитальных) объектов (палаток,
киосков, боксовых гаражей) площадью не более 20 кв.м, собранных из
конструктивных элементов или установленных без сборки конструктив-
ных элементов на месте и без устройства заглубленных фундаментов и
подземных помещений, а также предусматривающих возможность перено-
са объекта без разрушения (изменения) несущих конструкций и ограж-
дающих элементов;
- текущий ремонт газонов, зеленых насаждений, малых архитек-
турных форм и других элементов обустройства городской среды.
Примечание: Производство перечисленных работ на трассах (маршру-
тах) проезда, в местах постоянного и временного пребы-
вания объектов государственной охраны в г.Москве (при-
ложение 1) должно производиться с учетом требований
Федеральной службы охраны России.
1.6. Без предварительного оформления ордера (по аварийной те-
лефонограмме) начинается производство аварийно-восстановительных
работ на подземных сооружениях и коммуникациях, зданиях, дорогах,
мостовых, гидротехнических и прочих инженерных сооружениях, про-
мышленных объектах.
По истечении нормативного срока аварийно-восстановительных
работ для их продолжения оформляется ордер в порядке, установлен-
ном настоящими Правилами.
1.7. Производство работ должно осуществляться с соблюдением
действующих строительных норм и правил (СНиП), государственных
стандартов, правил технической эксплуатации, охраны труда, безо-
.
7
пасности и других нормативных документов на проектирование, строи-
тельство, приемку в эксплуатацию и эксплуатацию инженерных комму-
никаций, зданий и сооружений при авторском надзоре проектной орга-
низации, техническом надзоре заказчика, а также государственном
контроле надзорных органов.
1.8. Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков
(застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций
при реализации градостроительных решений осуществляется в соот-
ветствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ус-
тавом города Москвы, а также законами города Москвы "О защите прав
граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве",
"О территориальном общественном самоуправлении в г.Москве", "О ра-
йонной Управе в г.Москве".
1.9. Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных
планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом
города Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 "О защите прав граждан
при реализации градостроительных решений в г.Москве".
1.10. Префекты административных округов, районные Управы, за-
казчики разработки проектов строительства (реконструкции) органи-
зуют совместно с разработчиками градостроительных планов и проек-
тов публикацию основных положений этих документов (адрес объекта,
назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших
жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они
смогут ознакомиться с проектами и обеспечивают возможность обсуж-
дения градостроительного проекта в органах территориального об-
щественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решени-
ем граждане, проживающие в г.Москве и достигшие 18-летнего возрас-
та имеют право на независимую экспертизу градостроительных проек-
тов за счет собственных средств, в том числе техническую и эколо-
гическую.
2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Общие требования
2.1. Состав и порядок разработки исходно-разрешительной и
проектной документации на объекты нового строительства и реконс-
трукции, установку нестационарных объектов, использование и благо-
устройство территории, капитальный ремонт зданий, ремонт и покрас-
.
8
ку фасадов, перепланировку и переоборудование помещений, реконс-
труктивные работы определяется Положением о едином порядке пред-
проектной и проектной подготовки строительства в г.Москве, утверж-
денным распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 г. N 378-РМ, други-
ми правовыми актами городской администрации.
2.2. По объектам федерального ведения подготовка исходно-раз-
решительной документации осуществляется в соответствии с решения-
ми, принятыми на федеральном уровне, при наличии соответствующих
поручений городской администрации.
2.3. Все решения, связанные с вопросами сохранения и сноса
объектов (за исключением случаев, предусмотренных Законами СССР и
РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры")
независимо от их ведомственной принадлежности, этажности и техни-
ческого состояния, принимаются с согласия собственника Комиссией
при Правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в истори-
чески сложившихся районах г.Москвы или ее рабочей группой, создан-
ной при Главном управлении охраны памятников г.Москвы.
На особо ценных в историко-градостроительном плане территори-
ях г.Москвы, определенных постановлениями Российской Федерации, а
также нормативными актами г.Москвы снос зданий (строений) осущест-
вляется на основании постановлений (распоряжений) Правительства
Москвы или распоряжений первого заместителя Премьера Правительства
Москвы - руководителя Комплекса архитектуры строительства, разви-
тия и реконструкции города, подготавливаемых Главным управлением
охраны памятников г.Москвы по решению Комиссии при Правительстве
Москвы.
В остальных случаях снос зданий (строений) осуществляется с
согласия собственника на основе разрешения, выдаваемого Главным
управлением охраны памятников г.Москвы по решению рабочей группы
по рассмотрению вопросов сохранения зданий в исторически сложив-
шихся районах г.Москвы.
2.4. Разработка проектов строительства, реконструкции и ре-
монта объектов промышленного, жилищно-коммунального и культур-
но-бытового назначения, здравоохранения и спорта, инженерных ком-
муникаций, сооружений и дорог, других объектов осуществляется
только проектными организациями и архитектурными мастерскими, име-
ющими лицензии на право проектирования и архитектурную деятель-
ность.
.
9
2.5. Заказчик (застройщик) в процессе проведения изыскатель-
ских работ и проектирования в соответствии с градостроительным
заключением обеспечивает выполнение необходимых топографических,
инженерно-геологических, историко-культурных и археологических
исследований, а также исследование состава почвы (грунтов) на фи-
зико-химическую, эпидемиологическую, экологическую и радиологичес-
кую безопасность с разработкой мероприятий по рекультивации и ути-
лизации загрязненного грунта на согласованные места захоронения.
2.6. При необходимости рекультивации земли, предотвращения
или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разраба-
тываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия
и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приве-
дению земельного участка в состояние, пригодное для его использо-
вания по назначению, в также меры по предотвращению вредных выбро-
сов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных
желобов и мусоросборников и т.д.
2.7. Организация производства строительно-монтажных работ в
пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проек-
тируется в порядке, установленном специальными правилами и положе-
ниями о них.
2.8. На стадии разработки проектной документации проводится
оценка отрицательных воздействий объекта на окружающую городскую
инфраструктуру в период строительства с целью их предотвращения,
снижения и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельнос-
ти населения.
2.9. Организационно-экологические правила строительства (ре-
конструкции) объектов вне зависимости от их назначения и формы
собственности устанавливаются проектом организации строительства
(ПОС), который разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП
3.01.01-85* "Организация строительного производства".
2.10. Проект организации строительства разрабатывает гене-
ральная проектная организация или по ее заказу проектная организа-
ция, выполняющая строительное проектирование.
2.11. В составе проекта организации строительства разрабаты-
вается:
- календарный план строительства, в котором определяются сро-
ки и очередность строительства основных и вспомогательных зданий и
сооружений;
- строительные генеральные планы для подготовительного и ос-
новного периодов строительства с расположением постоянных зданий и
.
10
сооружений, мест размещения временных, в том числе мобильных (ин-
вентарных) зданий и сооружений, постоянных и временных дорог, ин-
женерных сетей, мест подключения временных инженерных коммуникаций
(сетей) к действующим сетям с указанием источников обеспечения
стройплощадки электроэнергией, водой, теплом, паром, а также с
указанием мест размещения складских площадок, пунктов очистки
(мойки) колес автотранспорта, контейнеров-накопителей для бытового
и строительного мусора, бытовых помещений и с разработкой меропри-
ятий по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов,
взрыво-пожарной и пожарной безопасности строящегося объекта;
- другие разделы в соответствии с требованиями СНиП.
2.12. При размещении строительных объектов на основных улицах
и магистралях, вблизи мест массового пребывания людей, жилых и об-
щественных зданий, учреждений образования, здравоохранения и куль-
туры в проекте организации строительства особо прорабатываются и
обосновываются вопросы режима работы в ночное время, организации
движения транспорта и пешеходов, выбора механизмов и оборудования,
организации бытовых и санитарных условий для рабочих, уборки и вы-
воза мусора, внешнего вида и содержания ограждения, другие вопросы
обустройства строительных площадок с тем, чтобы максимально повы-
сить комфортность и безопасность пребывания людей в непосредствен-
ной близости от строительной площадки и снизить негативное воз-
действие на городскую среду.
2.13. Оценка отрицательных воздействий на окружающую городс-
кую инфраструктуру учитывается при разработке организованно-техно-
логических решений в ПОС и ППР в части регламентации продолжитель-
ности строительства, соблюдения расчетных размеров и правил орга-
низации строительной площадки, нормирования шумовых характеристик
применяемых строительных машин и механизмов, как стационарных, так
и движущихся, определения лимитов на размещение создаваемых отхо-
дов производства и потребления.
2.14. В составе проекта организации строительства разрабаты-
ваются схемы комплексной оценки воздействия объекта строительства
на окружающую среду и эколого-ориентированных мероприятий, направ-
ленных на снижение негативного воздействия строительства, в соот-
ветствии с требованиями Москомприроды и Мосгосэкспертизы (Инструк-
ция по разработке раздела Охрана окружающей среды проектной доку-
ментации для строительства в г.Москве).
.
11
2.15. На строительном генеральном плане при размещении участ-
ков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспорт-
ных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей
зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально мо-
гут действовать опасные производственные факторы.
Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных
производственных факторов и требования по безопасности работающих
на строительстве (реконструкции), пешеходов, соседних зданий и со-
оружений, в которых находятся люди, установлены СНиП 12-03-99 "Бе-
зопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования".
2.16. Организация движения транспортных средств (в том числе
внутрипостроечных) на строительной площадке и территории, прилега-
ющей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест произ-
водства работ, организация движения пешеходов определяются схемой
движения средств транспорта в составе строительного генерального
плана в соответствии с правилами и требованиями СНиП 12-03-99 "Бе-
зопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования", СНиП
3.01.01-85* "Организация строительного производства", которая сог-
ласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной ад-
министрацией.
При производстве работ на проезжей части улиц и магистралей
в составе ПОС разрабатывается проект организации движения.
Проектные работы по организации дорожного движения выполняют-
ся организациями, имеющими лицензию Главного управления государс-
твенной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
2.17. Подъездные дороги проектируются с преимущественным ис-
пользованием существующих автодорожных трасс и в необходимых слу-
чаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожно-
го покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов.
2.18. Расположение, функциональное назначение и технические
требования к устройству ограждений строительных площадок и мест
производства работ предусматриваются строительным генеральным пла-
ном.
В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, пред-
назначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на террито-
рию и участки с опасными и вредными производственными факторами и
обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигналь-
ные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и
участков с опасными и вредными производственными факторами.
.
12
Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырь-
ком, тротуаром, перилами, подкосами.
Технические условия по устройству инвентарных ограждений ус-
тановлены ГОСТом 25407-78 "Ограждения инвентарные строительных
площадок и участков производства строительно-монтажных работ".
2.19. Мобильные (инвентарные) здания на строительном гене-
ральном плане размещаются с учетом:
- минимального состава зданий, включающих гардеробные с умы-
вальниками, душевыми и сушильными: помещения для обогрева, отдыха
и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и
место для курения рабочих: устройство для мытья обуви, щиты со
средствами пожаротушения;
- применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходо-
вой частью;
- расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с
отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным
маршрутам передвижения работающих;
- оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией,
электроотоплением, телефонизацией и радио;
- обеспечения подъезда пожарных автомобилей;
- оформления необходимыми надписями и указателями.
2.20. Механизация строительно-монтажных работ проектируется
путем применения строительных машин, обладающих нормативным уров-
нем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соот-
ветствующими сертификатами.
Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более норма-
тивных срока, а также, если наработка составила более 20 тысяч мо-
точасов, не допускается.
2.21. При использовании грузоподъемных кранов в случаях, ког-
да в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых
находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте пре-
дусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности
людей, в том числе:
- перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов
и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
- защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зо-
ну, специально предназначенными для этого предохранительными ог-
раждениями;
- выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конс-
трукции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном
.
13
падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение ме-
роприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых про-
ектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время произ-
водства строительно-монтажных работ.
Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей
из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учеб-
ных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов
и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение лю-
дей), при условии применения технических решений, исключающих воз-
никновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомле-
ния проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к
строительной площадке.
При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без
учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути,
производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необ-
ходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия.
2.22. Освещение строительной площадки, участков работ, рабо-
чих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проекти-
руется в соответствии с ГОСТом 12.1.046-85 "Нормы освещения строи-
тельных площадок". Освещенность проектируется равномерной, без
слепящего действия осветительных приспособлений на работающих.
Строительное производство в неосвещенных местах не допускается.
2.23. В составе проектной документации должно предусматри-
ваться оснащение строительных площадок пунктами мойки колес авто-
машин для предотвращения выноса грязи (грунта) на городскую терри-
торию.
Конструктивное и технологическое решение моечных пунктов
должно соответствовать предъявляемым требованиям (техническим,
экологическим, санитарным и др.) и гарантировать исключение выноса
грязи (грунта) колесами автомобилей на городскую территорию.
Прокладка, переустройство и ремонт инженерных сооружений,
коммуникаций и дорог
2.24. По объектам прокладки и реконструкции коммуникаций под-
готовка исходно-разрешительной документации осуществляется в соот-
ветствии с поручениями городской администрации.
.
14
2.25. По объектам капитального ремонта городских коммуника-
ций, инженерных сооружений и дорог основанием для разработки про-
ектной документации и производства работ являются титульные спис-
ки, утвержденные руководителями префектур или первым заместителем
Премьера Правительства Москвы, руководителем Комплекса городского
хозяйства.
2.26. Для ремонта коммуникаций, сооружений и дорог, находя-
щихся на балансе ведомственных организаций, необходимо решение ру-
ководителей данных организаций, утвержденное главами районных Уп-
рав или руководителями префектур административных округов.
2.27. Проекты на прокладку и переустройство подземных соору-
жений и коммуникаций разрабатываются в соответствии с утвержденны-
ми в установленном порядке схемами их развития, заданиями на про-
ектирование, техническими условиями (заключениями) на инженерное
обеспечение объектов строительства.
Срок действия технических условий - 3 года.
В пояснительных записках к проектам должны содержаться обос-
нования принятых решений в части определения сечения, направления
трасс подземных сооружений, глубины их заложения и методов произ-
водства работ.
2.28. Рабочие проекты и рабочая документация, проекты органи-
зации строительства и производства работ на прокладку и переуст-
ройство подземных сооружений и коммуникаций разрабатываются только
на топографических планах масштаба 1:500 или 1:200, изготовленных
Мосгоргеотрестом, а также другими организациями, имеющими на эти
работы лицензию и получившие разрешение Геонадзора г.Москвы на их
выполнение. Топографические планы, изготовленные такими организа-
циями, должны иметь штамп о проведении экспертизы Геонадзора
г.Москвы.
На топографические планы наносятся существующие и ранее зап-
роектированные подземные и наземные сооружения, красные линии,
планировочные отметки и поперечные профили проектируемых проездов.
Срок действия топографического плана - 4 года с момента его
изготовления.
2.29. Прокладка и переустройство подземных сооружений осу-
ществляется открытым или закрытым способом. Целесообразность при-
менения того или иного способа определяется проектом с учетом
местных условий и экономической целесообразности.
В стесненных условиях существующей городской застройки, а
также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрыти-
.
15
ем, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки
определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца террито-
рии или дороги с учетом заключения органов ГИБДД. При этом преиму-
щество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекто-
рах или в футлярах, проложенных способом продавливания).
2.30. Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной
улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возмож-
ностей и экономической целесообразности проектируется в специаль-
ных проходных коллекторах (кроме газопроводов) или совмещенно в
одной трассе.
На подходах к ТЭЦ, РТС, электроподстанциям, АТС и другим ана-
логичным сооружениям, от которых предусматривается вывод большого
количества трубопроводов или кабелей, прокладка их, как правило,
должна проектироваться в проходных коллекторах.
2.31. В отдельных случаях, как исключение, при соответствую-
щем обосновании и согласовании проектной документации с Управлени-
ем инженерно-транспортного обеспечения Москомархитектуры, архитек-
турно-планировочным управлением (АПУ) административного округа,
научно-исследовательским и проектным институтом (НИиПИ) Генплана
г.Москвы на свободных от строительства территориях, а также в про-
мышленных зонах и через железнодорожные пути, допускается наземная
прокладка инженерных сетей на опорах.
2.32. Расположение инженерных сетей в плане и по высоте по
отношению к зданиям и сооружениям, а также между собой, должно со-
ответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП
П-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", Типового
материала для проектирования 902-09-9.87 "Переходы трубопроводами
водопровода и канализации под железнодорожными путями на станциях
и перегонах и под автомобильными дорогами" и Временными нормами и
правилами проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН
1.01-97), утвержденными постановлением Правительства Москвы от
12.08.1997 г. N 592.
2.33. При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких
подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проез-
де), независимо от их количества и принадлежности, разрабатывается
комплексный проект, заказчиком которого выступает одна организация
(единый заказчик). Во избежание повторных разрытий проезжей части
улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных соо-
.
16
ружений за пределы красных линий, прокладка которых будет прово-
диться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами
развития инженерных сетей.
2.34. При разработке проектной документации для нового строи-
тельства, реконструкции и капитального ремонта проезжей части
улиц, площадей, магистралей, а также инженерных коммуникаций, рас-
положенных в зоне проектируемых дорожных работ, предусматривается:
2.34.1. Комплексность разработки проектов с учетом техничес-
кого состояния действующих подземных и наземных инженерных сетей и
сооружений, перспективного их использования и развития в течение
гарантийных и нормативных сроков эксплуатации, но не менее 5 лет.
2.34.2. Обеспечение организации движения всех видов городско-
го транспорта и пассажиров на основе согласованных с ГИБДД схем.
При осуществлении строительства в границах инженерно-транспортных
сооружений (путепроводы, эстакады, транспортные и пешеходные тун-
нели и др.) это требование является обязательным.
2.34.3. Недопустимость применения открытых методов прокладки
городских коммуникаций по проезжей части и тротуарам улиц, магист-
ралей и площадей с интенсивным движением транспорта в течение пяти
лет после окончания их строительства, реконструкции или выполнения
капитального ремонта дорожного покрытия, за исключением случаев
вскрытия демонтажных люков при ремонте оборудования и устройств в
подземных объектах метрополитена.
В исключительных случаях решение о досрочном вскрытии проез-
жей части или тротуаров улиц с интенсивным движением транспорта и
пешеходов принимается Городской комиссией по упорядочению разрытий
при производстве строительных работ на территории города Москвы.
2.34.4. Использование прогрессивных методов в проектных реше-
ниях и применение новых конструкций, материалов и изделий для
прокладки и переустройства инженерных коммуникаций и подземных со-
оружений.
2.34.5. Применение преимущественно новых технологий, несвя-
занных с разрытием траншей (методы санации трубопроводов, протяжки
внутри реконструируемых трубопроводов полиэтиленовых труб и т.п.),
при реконструкции подземных коммуникаций для восстановления их ра-
ботоспособности.
2.34.6. Закладку поперечных резервных каналов и труб перспек-
тивных прокладок в границах проезжей части для избежания повторных
разрытий, а также конструктивные решения, позволяющие проводить
.
17
последующие эксплуатационные, ремонтные и реконструктивные работы
на коммуникациях без нарушения дорожной одежды, благоустройства
территорий и зеленых насаждений.
2.34.7. Прокладку инженерных сетей от мест присоединения до
объекта строительства до начала работ по нулевому циклу зданий и
сооружений, за исключением случаев специально оговоренных в проек-
те.
Примечания: 1. Запрещается прокладка газопроводов под железнодо-
рожными мостами и путепроводами.
2. Использование инженерных сооружений железной дороги
для прокладки городских коммуникаций допускается
только с разрешения начальника Московской (Ок-
тябрьской) железной дороги.
3. Разработка проектной документации на капитальный
ремонт дорожной одежды производится с учетом техни-
ческих требований на ремонт дорожных покрытий ма-
гистралей, улиц и внутриквартальных территорий (ВН
02-94).
Проект на капитальный ремонт дорожного покрытия
должен соответствовать требованиям ГОСТ
Р.21.1701-97 "Правила выполнения рабочей документа-
ции автомобильных дорог".
4. В отдельных случаях при малых объемах работ без на-
рушения бетонного основания допускается разработка
проектов на капитальный ремонт асфальтобетонного
покрытия дорог на топографических планах масштаба
1:2000.
2.35. Проектирование объектов в зонах расположения действую-
щих линий метрополитена и переустройство существующих подземных
сооружений при строительстве новых линий метрополитена выполняется
с учетом требований, действующих нормативных документов, а также
"Временных технических условий на проектирование и прокладку под-
земных инженерных коммуникаций в зоне расположения сооружений мет-
рополитена в г.Москве".
2.36. В проектах организации строительства на прокладку под-
земных коммуникаций и сооружений предусматриваются мероприятия по
очередности их переустройства, а также мероприятия, обеспечивающие
сохранность наземных и подземных сооружений, объектов благоуст-
ройства и зеленых насаждений, расположенных в зоне строительства.
.
18
В составе проекта организации строительства разрабатывается
общая схема работ (с нанесением на план в М 1:500) по прокладке
временных и постоянных коммуникаций к строящемуся объекту с переч-
нем нарушенных объектов благоустройства (детские игровые площадки,
автостоянки, зеленые насаждения и т.п.).
2.37. При необходимости разработки выемок в непосредственной
близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооруже-
ний, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых на-
сыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуни-
каций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатывае-
мых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от меха-
нических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и
коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП
3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и пере-
числяются меры по обеспечению их сохранности с указанием докумен-
тов, которыми они регламентируются.
Размещение (перемещение) грунта и отходов производства
2.38. Размещение и перемещение грунта на строительных объек-
тах города Москвы, места складирования и вывоза грунта (почвы),
строительного мусора, отходов производства определяются в строгом
соответствии с действующим порядком в г.Москве, утвержденным пос-
тановлением Правительства Москвы от 06.04.1999 г. N 259 и другими
нормативными документами.
2.39. Объем необходимых исследований состава почвы и грунтов
на стадии проведения изыскательских работ и проектирования опреде-
ляется "Оператором системы грунт" (ОСГ) Государственного унитарно-
го предприятия "Информационные технологии, инжиниринг и связь"
(ГУП ИТС) в соответствии с кадастровой справкой, представляемой
заказчиком в ГУП ИТС (ОСГ) не позднее, чем за один месяц до откры-
тия ордера.
2.40. Растительный грунт, песок и песчаный грунт, завозимые
на строительные объекты, должны иметь сертификаты качества и дан-
ные по радиационным, экологическим и агрохимическим характеристи-
кам.
2.41. В целях предотвращения загрязнения городских территорий
в состав проектной документации на объекты строительства и реконс-
трукции включаются разделы по утилизации и переработке строитель-
.
19
ного мусора, возникающего при разборке строений, дорожного покры-
тия, демонтажа сетей и коммуникаций.
2.42. Строительные отходы от разборки и сноса промышленных
предприятий, строений и других сооружений для определения мест их
утилизации и возможности использования после переработки должны
проходить экологическое обследование.
2.43. Места (полигоны) для складирования и вывоза строитель-
ного мусора, отходов производства, грунтов, непригодных к вторич-
ному использованию, определяются ГУП ИТС (ОСГ) в зависимости от
экологических и структурных характеристик с учетом мест расположе-
ния объектов.
2.44. При необходимости, районные Управы или префектуры адми-
нистративных округов по представлению ГУП ИТС (ОСГ) и при согласо-
вании с заинтересованными организациями государственного надзора
выделяют строительным организациям земельные участки для временно-
го складирования грунта с обязательным условием содержания их в
надлежащем виде и приведения в порядок после вывоза грунта.
2.45. Производство земляных работ планируется в соответствии
с результатами лабораторных и инструментальных исследований почвы
(грунтов) на участке строительства. В случае необходимости должны
предусматриваться мероприятия по рекультивации грунта с утилизаци-
ей загрязненной почвы на согласованные с ГУП ИТС (ОСГ) места захо-
ронения.
2.46. При разработке проектной документации на прокладку, ре-
монт и реконструкцию подземных коммуникаций и сооружений запреща-
ется складирование грунта на проезжей части улиц, тротуарах, ухо-
женных газонах.
Производство работ в стесненных условиях городской застройки
2.47. Стесненные условия существующей городской застройки
предполагают наличие пространственных препятствий на строительной
площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине,
протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного
пространства, мест размещения строительных машин и проездов транс-
портных средств, повышенную степень строительного, экологического,
материального риска и, соответственно, усиленные меры безопасности
для работающих на строительном производстве и проживающего населе-
ния.
.
20
2.48. Особенности строительства (реконструкции) объектов,
осуществляемого в стесненных условиях существующей городской заст-
ройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, раз-
рабатываемой в соответствии с Положением о едином порядке предпро-
ектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
2.49. В целях обеспечения сохранности существующих зданий и
сооружений, расположенных в зоне предполагаемого проведения земля-
ных и строительных работ, заказчик (застройщик) обеспечивает обс-
ледование конструкций существующих строений для фиксирования их
состояния до начала строительства и определения степени возможного
влияния процесса проведения строительно-монтажных работ.
2.50. Организационно-технологические правила строительства
(реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей го-
родской застройки устанавливаются проектом организации строитель-
ства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сох-
ранности существующих объектов и снижению строительного, экологи-
ческого и материального риска.
2.51. Проектные организации в строгом соответствии с заданием
на проектирование и с учетом заключений по обследованию зданий и
сооружений в обязательном порядке предусматривают в проектах орга-
низации строительства специальные мероприятия по предотвращению
деформаций, обеспечению прочности и устойчивости существующих зда-
ний, строений и сооружений, непрерывному наблюдению за их состоя-
нием (регулярные реперные съемки, установка маячков, усиление су-
ществующих конструкций, укрепление оснований и проектируемых кот-
лованов).
2.52. Система инженерного мониторинга строящегося здания или
сооружения и прилегающего к нему подземного пространства, а также
окружающих строительную площадку зданий и сооружений разрабатыва-
ется с включением нескольких локальных подсистем, частично контро-
лирующих и дублирующих друг друга: наблюдение за деформациями ок-
ружающих зданий и сооружений; геодезические наблюдения за тоннель-
ными конструкциями (при необходимости); наблюдения за деформациями
строящегося сооружения; наблюдения за состоянием окружающей среды;
наблюдения за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной
подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую програм-
му, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень
измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ
информируются владельцы зданий.
.
21
2.53. В условиях реконструкции и при осуществлении строитель-
ства в стесненных условиях городской застройки организация площад-
ки (трассы) строительства должна осуществляться на основе сравни-
тельного анализа вариантов размещения площадки (трассы) с учетом
градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других
факторов и при согласовании с органами управления в части земле-
пользования, развития городской инфраструктуры сопредельных терри-
торий.
2.54. При строительстве в районах сложившейся застройки и
внепосредственной близости от эксплуатируемых сооружений метропо-
литена мелкого заложения проектным организациям запрещается ис-
пользовать в проектах организации строительства ударный метод пог-
ружения свай, в том числе шпунтовых.
При применении свай, вибропогружаемых в грунт, учитывается
необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопус-
тимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зда-
ний и сооружений.
2.55. При принятии решений по технологии и порядке выполнения
работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений
исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и
вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохране-
ние свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выра-
ботках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных со-
оружений.
2.56. В составе проектной документации в виде самостоятельно-
го раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатыва-
ются технические, организационные и технологические решения по
производству опережающих археологических изысканий, сохранению
имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений
рекультивации земель, извлечению из грунта подземных коммуникаций,
сооружений и металлического шпунтового ограждения.
2.57. В стесненных условиях городской застройки емкость
складских помещений и площадь площадок для складирования рассчиты-
вается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых ма-
териалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на стро-
ительную площадку в специальной таре и упаковке.
Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтиру-
ются с транспортных средств.
.
22
Не допускается складирование на строительной площадке длинно-
мерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также мате-
риалов, отгружаемых навалом.
Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключитель-
ных случаях при соответствующем техническом обосновании и разра-
ботке проекта специального монтажного оборудования для укрупни-
тельной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проект-
ное положение при монтаже укрупненных конструкций.
2.58. Проектная документация по основаниям, фундаментам и
подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изыскани-
ям, техническому обследованию зданий и сооружений, программы по
мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зда-
ний и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.
2.59. Геотехническая экспертиза осуществляется НИИ оснований
и подземных сооружений им.Н.М.Герсеванова и Экспертно-консульта-
тивной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружени-
ям при Правительстве Москвы.
Согласование и экспертиза проектной документации
2.60. Перечень организаций и порядок согласования проектной
документации устанавливается Положением о едином порядке предпро-
ектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
2.61. Проектная документация на прокладку (перекладку) инже-
нерных коммуникаций к зданиям и сооружениям в пределах красных ли-
ний, включая и временные инженерные сети, согласовывается с инсти-
тутом "Мосинжпроект" и эксплуатационными организациями. Проектная
документация на прокладку газопроводов согласовывается с институ-
том "Мосгазниипроект".
2.62. Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополи-
тена, на всех стадиях проектирования, включая проект организации
строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР), согласовы-
ваются со службами Московского метрополитена, а в зоне проектируе-
мых и строящихся трасс метрополитена - с институтом "Метрогипрот-
ранс".
2.63. Проектная документация на строительство, реконструкцию
и капитальный ремонт дорог и дорожно-транспортных сооружений, ав-
.
23
тостоянок, коллективных гаражей общего пользования, автозаправоч-
ных станций, станций технического обслуживания и других объектов
автосервиса, а также на проведение работ, связанных с нарушением
дорожной одежды, изменением или ограничением движения транспорта и
пешеходов согласовывается с Управлением государственной инспекции
безопасности дорожного движения (УГИБДД).
2.64. Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт объектов, расположенных в зоне Московской (Октябрьской) же-
лезной дороги, на всех стадиях проектирования согласовываются с
руководством дороги, а в зоне проектируемых железных дорог - и с
институтом Мосгипротранс.
2.65. Главное управление охраны памятников г.Москвы согласо-
вывает задания и проекты планировки исторических территорий
г.Москвы, имеющих памятники истории и культуры, задания и проект-
ную документацию на все объекты, расположенные в зоне регулирова-
ния застройки (в границах Камер-Коллежского вала), а также на тер-
ритории зон охраны памятников архитектуры и садово-паркового ис-
кусства (охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраня-
емого ландшафта) за пределами Камер-Коллежского вала.
Проектная документация по памятникам истории, культуры и ар-
хитектуры, а также по объектам, расположенным в зонах охраны па-
мятников, утверждается ГУОП г.Москвы.
При проведении земляных и строительных работ ГУОП г.Москвы
согласовывает мероприятия по обеспечению сохранности памятников,
включая археологические объекты.
2.66. Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве рассматривает предп-
роектную и проектную документацию на все объекты капитального и
некапитального (временного) строительства на территории г.Москвы,
в том числе объекты реставрации и капитального ремонта.
Результатом рассмотрения является выдача соответствующих зак-
лючений либо по установленной форме, либо на бланке учреждения за
подписью главного врача (его заместителя).
Заключения по некапитальным (временным) зданиям и сооружениям
выдают ЦГСЭН в административных округах.
2.67. Согласования стройгенпланов осуществляют ЦГСЭН в адми-
нистративных округах (в отдельных случаях стройгенпланы согласовы-
ваются ЦГСЭН в г.Москве). По стройгенпланам выдается заключение по
установленной форме и делается запись на графическом материале.
Стройгенпланы на подготовительный период строительства могут сог-
.
24
ласовываться до рассмотрения утверждаемой части проекта строитель-
ства, при наличии положительного заключения по исходно-разреши-
тельной документации (согласовании градостроительного заключения).
Стройгенпланы на основной период работ рассматриваются только пос-
ле согласования утверждаемой части проекта.
2.68. Московский городской комитет охраны окружающей среды и
природных ресурсов (Москомприрода) рассматривает и дает заключение
на весь комплект проектной документации.
Процедура экспертного рассмотрения проектной документации оп-
ределяется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охра-
не окружающей природной среды", принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Моск-
вы.
Заключения Москомприроды и Заключения государственной эколо-
гической экспертизы содержат оценку соответствия материалов эколо-
гическим требованиям и действующей нормативно-инструктивной доку-
ментации.
Примечание: Не требуется согласования проектной документации на
реконструкцию и ремонт подземных сооружений и коммуни-
каций без изменения их технических характеристик.
2.69. Для производства работ в зоне зеленых насаждений Отде-
лом согласований и выдачи порубочных билетов Москомприроды оформ-
ляются разрешения на вырубку и пересадку зеленых насаждений.
При этом к рассмотрению от заказчика принимаются следующие
документы:
- сопроводительное письмо от заказчика (генерального подряд-
чика);
- постановление Правительства Москвы или распоряжение префек-
та административного округа;
- договор аренды (при новом строительстве);
- положительное заключение Москомприроды (либо заключения
ГЭЭ) на проектные материалы;
- дендроплан (стройгенплан), согласованный с юридическим вла-
дельцем территории;
- перечетная ведомость зеленых насаждений;
- договор со специализированной организацией на пересадку и
вырубку зеленых насаждений и восстановление взамен утраченных при
пересадке в течение 1 года;
.
25
- в случае компенсации ущерба за уничтожаемые зеленые насаж-
дения в денежной форме - копии платежного поручения об оплате ком-
пенсационной стоимости вырубаемых зеленых насаждений в соответс-
твии с Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления
размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) унич-
тожением на территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра
Москвы от 14.05.1999 г. N 490-РМ;
- при компенсации заказчиком вырубаемых зеленых насаждений в
натуральной форме - согласованного с Москомприродой проекта ком-
пенсационного озеленения.
На основании полученных документов Отдел согласования и выда-
чи порубочных билетов выдает заказчику разрешение на вырубку и пе-
ресадку зеленых насаждений (порубочный билет на бланке установлен-
ного образца).
Срок действия порубочного билета устанавливается Москомприро-
дой в зависимости от объема проводимых работ, но не более 2 лет.
2.70. Проектная документация на все виды подготовительных,
земляных и строительных работ, установку нестационарных (некапи-
тальных) строений, сооружений и объектов в обязательном порядке
подлежит рассмотрению в Отделе подземных сооружений Мосгоргеотрес-
та для выдачи технического заключения.
2.71. Предоставляемая в ОПС документация должна содержать:
- топографический план М 1:500 или 1:200;
- профиль коммуникаций и линейных сооружений или разрез под-
земной части зданий с данными о гидрогеологических условиях строи-
тельства.
Примечание: Проекты выноса газопроводов протяженностью до 10 мет-
ров при отсутствии пересечения трассой газопроводов
инженерных коммуникаций выполняются эскизно без геопо-
досновы и согласовываются ОПС без проектных профилей.
В этом случае в проекте указывается абсолютная отметка
заложения газопроводов;
- основные конструктивные чертежи строящегося объекта;
- технические решения по обеспечению сохранности зданий и со-
оружений, инженерных коммуникаций и археологических объектов, рас-
положенных в зоне строительства.
.
26
2.72. В необходимых случаях ОПС привлекает к рассмотрению
проектной документации эксплуатационные организации г.Москвы, ми-
нистерств и ведомств или запрашивает у них информацию по интересу-
ющему вопросу.
ОПС имеет право потребовать представления от эксплуатационных
организаций подземных коммуникаций дополнительных согласований,
если это связано с необходимостью обеспечения сохранности действу-
ющих коммуникаций и сооружений.
2.73. При возникновении разногласий между проектными и согла-
сующими организациями в части планового и высотного положения зап-
роектированных коммуникаций и подземных сооружений, элементов го-
родских проездов, несоответствия действующим красным линиям и пла-
нировочным красным отметкам основных конструктивных решений, не-
соблюдения безопасных методов производства работ вопрос решается
Москомархитектурой и ОПС.
2.74. Рассмотрение и выдача технического заключения проектной
документации производится в течение 10 дней после сдачи полного
комплекта требуемых документов. Техническое заключение по проект-
ной документации действительно в течение 4 лет (геоподоснова). На
объекты капитального ремонта дорог заключение ОПС действительно в
течение 1 года.
2.75. После согласования проектной документации эксплуатаци-
онными организациями срок действия ранее выданных ими технических
условий на инженерное обеспечение объектов строительства считается
продленным на 3 года. После начала строительства технические усло-
вия действуют на период нормативного срока строительства.
2.76. Проекты строительства, рабочие проекты (утверждаемая
часть), проекты застройки территории подлежат государственной экс-
пертизе в соответствии с порядком, установленным нормативными ак-
тами Российской Федерации, города Москвы и Положением о едином по-
рядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Моск-
ве.
2.77. Государственная экспертиза проектной документации по
объектам на территории Москвы проводится Мосгосэкспертизой.
При необходимости Мосгоэкспертиза может направлять отдельные
разделы проектной документации на экспертизу в специализированные
организации.
2.78. Экспертиза проектной документации с устройством подзем-
ных сооружений глубиной свыше 5-ти метров в сложившихся районах
города осуществляется с привлечением специализированных институ-
.
27
тов: ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко и НИИ оснований и подземных сооруже-
ний им.Н.М.Герсеванова, а при расположении объектов в зоне соору-
жений метрополитена - АО "Метрогипротранс" и научно-исследователь-
ского центра "Тоннели и метрополитены" АО "ЦНИИС".
2.79. Экспертизу промышленной безопасности проектной докумен-
тации на строительство подземных сооружений закрытым и открытым
способом осуществляют организации, имеющие лицензию на ее проведе-
ние, выданную Госгортехнадзором России.
2.80. Комплексное положительное заключение Мосгосэкспертизы
является окончательным и обязательным документом для исполнения
заказчиками, проектными и подрядными организациями и служит осно-
ванием для оформления Инспекцией государственного архитектур-
но-строительного надзора (ИГАСН) Разрешения на производство строи-
тельно-монтажных работ в соответствии с порядком, установленным
Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки
строительства в г.Москве и другими нормативными документами, регу-
лирующими деятельность инспекции Госархстройнадзора.
Разработка проектов производства работ (ППР)
2.81. Подготовка к строительству каждого объекта должна пре-
дусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проект-
но-сметной документации, детальное ознакомление с условиями строи-
тельства, разработку проектов производства работ на вне - и внут-
риплощадочные подготовительные работы, возведение зданий, сооруже-
ний и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного
периода с учетом природоохранных требований и требований по безо-
пасности труда.
2.82. Исходными материалами для разработки проекта производс-
тва работ должны служить:
- задание на разработку;
- проект организации строительства;
- необходимая рабочая документация;
- условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и
оборудования, использования строительных машин и транспортных
средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным про-
фессиям, производственно-технической комплектации и перевозки
строительных грузов;
- материалы и результаты технического обследования действую-
щих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции.
.
28
2.83. Состав и содержание проектов производства работ должны
соответствовать требованиям СНиП 3.01.01-85* "Организация строи-
тельного производства" (приложение 4).
2.84. Проекты производства работ разрабатываются генеральными
подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды
общестроительных, монтажных и специальных строительных работ про-
екты производства работ разрабатываются организациями, выполняющи-
ми эти работы.
Проекты производства работ по заказу генеральной подрядной
или субподрядной строительно-монтажной организации могут разраба-
тываться проектными, проектно-конструкторскими организациями, а
также проектно-технологическими трестами (институтами).
2.85. Проект производства работ утверждается руководителем
генеральной подрядной строительно-монтажной организации, а по про-
изводству монтажных и специальных работ - руководителем соответс-
твующей субподрядной организации по согласованию с генеральной
подрядной строительно-монтажной организацией.
2.86. Проект производства работ является основным документом,
организующим производство работ в соответствии с технологическими
правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности
и качеству работ; обеспечивает моделирование процесса, прогнозиро-
вание возможных рисков, определение оптимальных сроков строитель-
ства, необходимых ресурсов и оборудование стройплощадки.
2.87. Стройгенплан является одним из основных документов ППР.
Содержит необходимые проектные решения и расчеты по организации и
оборудованию стройплощадки, привязке основных строительных машин и
механизмов, организации движения, размещению временных зданий и
сооружений, сетей инженерного обеспечения и освещения стройплощад-
ки, инженерные решения по охране труда, пожарной безопасности,
экологии, сохранности прилегающих зданий и сооружений.
2.88. Календарные графики строительства - представляют собой
организационно-технологические модели в виде линейных и сетевых
графиков строительства. Служат основой для планирования сроков
строительства объекта, движения финансовых средств, материаль-
но-технических ресурсов и рабочей силы во времени. Позволяют прог-
нозировать возникновение рисков.
2.89. В составе ППР разрабатываются схемы привязки грузоподъ-
емных механизмов, схемы строповок грузов, технологические карты
(схемы) по видам работ, проекты размещения временных зданий и соо-
.
29
ружений, прокладки сетей инженерного обеспечения стройплощадок,
конструктивные чертежи оснастки и приспособлений, креплений подъ-
емников, схемы организации безопасного движения автотранспорта,
мероприятия по технике безопасности, экологической безопасности,
документация по контролю качества и др.
3. КООРДИНАЦИЯ ЗЕМЛЯНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
3.1. Координация работ по прокладке и ремонту инженерных ком-
муникаций, выполнению земляных и строительных работ на территории
города проводится в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности
города: устойчивого энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, беспе-
ребойной работы транспорта и связи, городских уборочных и эксплуа-
тационных служб, исключения аварийных ситуаций на объектах городс-
кой инфраструктуры, соблюдения сроков строительства, максимальной
экономии материальных ресурсов, уменьшения отрицательного влияния
производимых работ на условия проживания и работы людей.
3.2. Координацию осуществляют:
- структурные подразделения Комплекса городского хозяйства
(по объектам городской инфраструктуры): управления городского за-
каза, топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи, жи-
лищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
- структурные подразделения Комплекса архитектуры, строитель-
ства, развития и реконструкции города (по объектам жилищного и
гражданского строительства, реконструкции и развития города): Уп-
равление формирования архитектурного облика, координации строи-
тельства и реконструкции города, Департамент внебюджетной политики
строительства города;
- префекты административных округов и главы районных Управ
(по содержанию и развитию объектов городской инфраструктуры окру-
гов и районов).
Координация по всем вышеобозначенным позициям осуществляется
на основании титульных списков на проектирование и строительство.
Генподрядные организации совместно с субподрядными разрабаты-
вают комплексные графики производства работ в объеме проекта, ко-
торые утверждаются заказчиками.
.
30
3.3. Координация сроков строительства включает:
- ежегодное формирование сводных планов проектирования строи-
тельства и ремонта инженерных коммуникаций и сооружений;
- учет и увязку по срокам строительства на плановый год и
перспективу до 2-х лет;
- контроль сроков начала и завершения строительства, реконс-
трукции, капитального ремонта по видам работ в соответствии со
сводными планами;
- учет данных о техническом состоянии инженерных сетей и соо-
ружений;
- поадресный учет наличия (по срокам готовности) проектной
документации у заказчиков-застройщиков;
- учет необходимых решений по обеспечению требований проектов
в части технологической последовательности и продолжительности
строительства, организации движения транспорта и пешеходов на пе-
риод строительства.
3.4. Организации, планирующие проектирование, строительство,
реконструкцию и ремонт инженерных сетей, зданий, сооружений, дорог
и зеленых насаждений обязаны ежегодно представлять в соответствую-
щие структуры Комплекса архитектуры, строительства, развития и ре-
конструкции города и Комплекса городского хозяйства, префектам ад-
министративных округов в срок до 1 октября предпланового года ти-
тульные списки проектирования, строительства и ремонта на плановый
год и прогноз на перспективу до 2-х лет по установленной форме.
3.5. Структурные подразделения Комплекса городского хозяйства
и Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции
города в срок до 1 декабря предпланового года составляют сводные
планы проектирования и строительства объектов по направлениям сво-
ей деятельности и представляют их на утверждение руководителям
комплексов.
3.6. Принятие решений
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 603-ПП
Дата:
2000-08-08
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Перспективное развитие Москвы