Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 984
"Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской
Федерации"
(с изменениями от 1 мая, 12 июля 1996 г.)
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.
2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
Положение
о Министерстве финансов Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации
О Министерстве финансов Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 5 января 1997 г. N 2
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции упраздненных Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной комиссию лотерей и игр Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1996 г. N 1378 при Министерстве финансов Российской Федерации создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней
I. Общие положения (п.п. 1 - 5)
II. Основные задачи Министерства финансов Российской (п. 6)
Федерации
III. Функции Министерства финансов Российской Федерации (п. 7)
IV. Права Министерства финансов Российской Федерации (п.п. 8 - 9)
V. Организация работы Министерства финансов Российской (10 - 18)
Федерации
1. Общие положения
1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
2. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.
3. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации координацию деятельности министерств финансов республик, финансовых управлений и других органов управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, координирует и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций.
4. В целях обеспечения проведения единой государственной финансовой политики Министерство финансов Российской Федерации:
направляет деятельность министерств финансов республик, финансовых управлений и других органов управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий;
организует и проводит работу по повышению профессионального уровня работников финансовых органов, по совершенствованию методов и форм деятельности этих органов;
издает методические указания, инструкции и другие документы по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций.
5. В своей деятельности Министерство финансов Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации
6. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
III. Функции Министерства финансов Российской Федерации
7. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов Российской Федерации:
а) участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
б) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных финансовых централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, участвует в подготовке предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов;
в) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации; составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета и представляет их в Правительство Российской Федерации;
г) обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации за истекший год и представляет их в Правительство Российской Федерации;
д) осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет расходов, производимых из бюджета;
е) совместно с Министерством экономики Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти анализирует ход проведения экономической реформы, состояние экономики и финансов отраслей народного хозяйства и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования;
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 791 в подпункте "ж" пункта 7 настоящего постановления слово: "Департамента" заменено словами: "Федеральной службы"
ж) разрабатывает с участием Государственной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости государственных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями, организациями и предпринимательской деятельности гражданами и социально справедливого перераспределения доходов; принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;
з) с участием Государственной налоговой службы Российской Федерации и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проводит по поручению Правительства Российской Федерации переговоры с уполномоченными органами других государств, связанные с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписывает указанные соглашения от имени Правительства Российской Федерации;
и) принимает участие в определении ценовой политики, работе по анализу уровня цен в стране и совершенствованию ценообразования;
к) принимает участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
л) участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве и совершенствованию организации денежного обращения;
м) разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск в установленном порядке государственных внутренних займов Российской Федерации, производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов и докладывает об этом Правительству Российской Федерации; осуществляет совместно с Центральным банком Российской Федерации обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации;
н) разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации ценных бумаг в Единый реестр инвестиционных фондов; выдает лицензии на производство бланков ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением правил их производства, хранения и учета;
Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 537 подпункт о) пункта 7 настоящего Положения признан утратившим силу
о) дает разрешения федеральным органам исполнительной власти, а также федеральным общественным организациям на проведение всероссийских лотерей;
п) участвует в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их организационной структуры; подготавливает предложения о размерах фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на их содержание и методологическое руководство работой финансовых органов в этой области; принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций;
р) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики, участвует в переговорах о предоставлении этими организациями Российской Федерации кредитов;
с) анализирует валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, подготавливает предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных ресурсов страны и экономному расходованию иностранной валюты, принимает участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами; участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации в разработке валютно-кредитной политики, направлений использования централизованных валютных ресурсов; совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений в иностранной валюте и расходов неторгового и торгового характера, а также представляет на утверждение Правительства Российской Федерации предложения об использовании валютных средств, получаемых от экспорта товаров для государственных нужд, драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и осуществляет совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти контроль за их целевым использованием, разрабатывает прогноз платежного баланса; принимает участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;
т) разрабатывает проекты программ внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, проводит с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры по условиям привлечения кредитных ресурсов; разрабатывает порядок использования указанных кредитов и расчетов по ним предприятий и организаций с федеральным бюджетом; осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обслуживание государственного внешнего долга и задолженности иностранных государств Российской Федерации, ведет в установленном порядке Государственную книгу внешнего долга Российской Федерации;
у) участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации в разработке инвестиционной политики, в подготовке предложений по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, а также средств централизованных инвестиционных фондов, включая их предоставление на возвратной основе, и осуществляет контроль за их эффективным использованием;
ф) рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию, утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности; осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;
х) рассматривает проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проекты планов сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлению Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и согласованию с Министерством экономики Российской Федерации расчетные, отпускные и другие виды цен на драгоценные металлы и драгоценные камни; осуществляет совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням контроль за реализацией на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
ц) устанавливает совместно с Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням размеры пробирной платы за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов и размеры платы за экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
ч) обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка Российской Федерации, а также орденов, медалей и других знаков отличия, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам и выполнение других заданий, относящихся к его производственной деятельности;
ш) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации в Министерстве и подведомственных ему предприятиях, учреждениях и организациях работу по обеспечению режима секретности и контролю за разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по защите государственных секретов от разглашения и утечки информации при использовании технических средств;
щ) заключает от имени Правительства Российской Федерации соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;
э) обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по совершенствованию этого законодательства;
ю) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
проведение аттестации по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также ведение государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов;
лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита, а также ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии.
IV. Права Министерства финансов Российской Федерации
8. Министерство финансов Российской Федерации имеет право:
а) получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бухгалтерские отчеты и балансы, а также другие материалы и отчетные данные для осуществления финансово - бюджетного планирования и финансирования расходов из федерального бюджета;
б) получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета;
в) ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также в случае непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;
г) выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Российской Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года;
д) запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами и другими эмитентами, если он осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации;
е) проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации;
ж) проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, а также осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений;
з) предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых решениях Государственной налоговой службы Российской Федерации;
и) получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении соответствующих консолидированных бюджетов, запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности статистические и иные отчетные данные, связанные с исполнением федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
к) получать от банков и других кредитных учреждений справки по операциям и счетам предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, использующих средства федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
л) утверждать уставы подведомственных федеральных предприятий и заключать контракты с руководителями этих предприятий, а также утверждать уставы (положения) подведомственных учреждений и организаций.
9. Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства является официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит Российская Федерация, по вопросам финансовых операций Правительства Российской Федерации.
V. Организация работы Министерства финансов Российской Федерации
10. Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.
11. Министр финансов Российской Федерации:
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
руководит деятельностью федерального казначейства;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда, смету расходов на его содержание в пределах выделяемых ассигнований, а также положения о самостоятельных структурных подразделениях Министерства;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
подписывает в установленном порядке межправительственные соглашения по вопросам привлечения иностранных кредитов, а также предоставления по ним правительственных гарантий.
12. Министерство финансов Российской Федерации издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.
Министерство финансов Российской Федерации издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
13. В Министерстве финансов Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по совершенствованию финансового механизма, составлению проекта и исполнению федерального бюджета и другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии могут сообщать свое мнение в Правительство Российской Федерации.
14. Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения достижений финансовой науки в практику деятельности финансовых органов при Министерстве финансов Российской Федерации создается научный совет из ученых и специалистов в области финансов, кредита и денежного обращения.
Для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, методологии бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионной работы Министерством финансов Российской Федерации могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций.
Состав научного совета, методологических советов и положения о них утверждаются Министром финансов Российской Федерации.
15. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке издает журналы и другие печатные издания.
16. Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает повышение теоретического уровня, качества и практической значимости научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании финансов в народном хозяйстве.
17. Расходы на содержание центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
18. Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
|