ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 марта 1998 г. N 161-ПП
О проекте закона города Москвы "Об
охране и использовании памятников
истории и культуры"
В целях реализации конституционного права субъекта Российской
Федерации разработан проект закона города Москвы "Об охране и
использовании памятников истории и культуры". Необходимость разработки
законопроекта обусловлена изменениями в сложившейся на сегодняшний
день социально-экономической жизни столицы. Принятый двадцать лет и
ныне действующий Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" не отвечает современным требованиям и в ряде своих
положений не согласуется с новыми законодательными документами:
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской
Федерации, бюджетным, налоговым, земельным законодательствами.
В целях создания действенного механизма защиты
историко-культурного наследия города в современных условиях,
совершенствования законодательной базы охраны и использования
памятников истории и культуры в городе Москве Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленный на рассмотрение Правительства Москвы
проект закона города Москвы "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" (приложение).
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 10 марта 1998 г. N 161-ПП
Проект
З А К О Н
ГОРОДА МОСКВЫ
Об охране и использовании
памятников истории и культуры
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации определяет правовой и имущественный статус недвижимых
памятников истории и культуры, расположенных на территории города
Москвы, регулирует отношения в сфере их охраны и использования вне
зависимости от форм собственности.
Целью настоящего Закона является реализация конституционного
права каждого на доступ к культурным ценностям, обеспечение бережного
отношения к памятникам истории и культуры в городе Москве и их
сохранности в интересах современников и будущих поколений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры
1. Памятниками истории и культуры являются расположенные на
территории города Москвы и связанные с историческими событиями и
развитием Москвы недвижимые объекты: здания, строения, сооружения,
участки культурного слоя, памятные (достопримечательные) места и
территории, а также движимые объекты, находящиеся в недвижимых и
являющиеся их неотъемлемой частью, представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность и
зарегистрированные в Государственном реестре недвижимых памятников
истории и культуры.
2. К памятникам истории и культуры относятся объекты как
сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в
руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью
более поздних объектов.
3. В соответствии с федеральным законодательством все памятники
истории и культуры, находящиеся на территории города Москвы,
охраняются государством.
Статья 2. Охрана памятников истории и культуры
Охрана памятников истории и культуры - система правовых,
организационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных
на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяризацию и
обеспечение режима содержания и использования недвижимых объектов,
имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность.
Статья 3.Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Государственный реестр недвижимых памятников - перечень
недвижимых памятников истории и культуры, принятых под охрану
государства, и дополнения к нему;
земли историко-культурного назначения - земли, на которых (в
которых) располагаются памятники истории и культуры, в том числе:
исторические территории памятников истории и культуры, зоны охраны
памятников, государственные историко-культурные заповедники
(музеи-заповедники) историко-культурные и природно-рекреационные
комплексы, памятники садово-паркового искусства и природные ландшафты,
воинские и гражданские некрополи, индустриальные, археологические
памятники и иные объекты историко-культурного наследия;
зоны охраны недвижимого памятника - земельные (водные) участки,
примыкающие к территории памятника истории и культуры, а также
пространство над и под ним, необходимые для обеспечения материальной
сохранности и культурной ценности, пространственной целостности
памятника, утвержденные в своих границах в установленном настоящим
Законом порядке с определенным режимом использования;
историческая территория недвижимого памятника - земельный
участок, сформировавшийся в процессе исторического развития памятника
истории и культуры, и непосредственно связанный с ним (с учетом
современного состояния инфраструктуры города);
историко-культурное наследие - свидетельства духовной и
материальной культуры прошлого, воплощенные в движимых и недвижимых
объектах;
исторические и культурные ценности - объекты исторического и
культурного наследия, прошедшие историко-культурную экспертизу и
предложенные к постановке под государственную охрану;
исторический город - город, обладающий выдающейся исторической,
архитектурной, археологической, ландшафтной или иной ценностью и
включенный в Список исторических городов и исторических поселений
Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;
консервация - совокупность мер, в том числе технических мер
защиты памятников истории и культуры, художественных произведений,
обеспечивающих их длительную сохранность;
недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры - исторически
или по единому замыслу сложившиеся ансамбли или комплексы недвижимых
памятников истории и культуры в их архитектурной, градостроительной и
ландшафтной взаимосвязи, культурно-исторические памятные
(достопримечательные) места и территории;
недвижимые единичные памятники истории и культуры - здания или
сооружения, отдельные или образующие четко локализуемые ансамбли,
вместе с их историческими территориями и находящимися в них движимыми
культурными ценностями, археологические культурные слои;
охранные нормативы - правила использования, ухода и ремонта
объектов историко-культурного наследия или их отдельных характерных
элементов в целях максимального обеспечения их исторической ценности
во избежание внесения значительных изменений в элементы, помещения и
пространственные соотношения, а также нового строительства;
объекты исторического и культурного наследия - здания, сооружения
и иные недвижимые и связанные с ними движимые объекты, обладающие
исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью;
особо ценные объекты культурного наследия народов Российской
Федерации - историко-культурные и природные комплексы, архитектурные
ансамбли и единичные памятники, учреждения и организации культуры и
иные объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и
художественные ценности эталонного или уникального характера с точки
зрения истории, археологии, архитектуры, науки и искусства, отнесенные
к таковым указами Президента Российской Федерации;
открытый лист - разрешение на право проведения археологических
исследований, выдаваемое уполномоченным на то органом и регистрируемое
в установленном порядке;
охранно-арендный договор - сделка, заключенная в установленном
порядке между государственным органом охраны и использования
памятников истории и культуры и государственным органом по управлению
имуществом - с одной стороны, и арендатором - с другой стороны по
поводу условий содержания, режима использования и аренды объекта,
отнесенного к памятникам истории и культуры, и зарегистрированная в
соответствии с действующим законодательством;
охранное обязательство - соглашение, заключенное между
государственным органом охраны и использования памятников истории и
культуры и юридическими лицами и гражданами - собственниками памятника
истории и культуры о порядке и условиях содержания и использования
памятника;
охранный договор - сделка, заключенная между государственным
органом охраны и использования памятников истории и культуры и
религиозными объединениями, в безвозмездное пользование которым
передаются памятники истории и культуры для совершения в них
религиозных обрядов, о порядке и условиях содержания и использования
памятников;
памятники местного значения - недвижимые памятники истории и
культуры, принятые под охрану государства по решению Правительства
Москвы;
памятники федерального (общероссийского) значения - недвижимые
памятники истории и культуры, принятые под охрану государства по
решению Правительства Российской Федерации;
реабилитация - восстановление нарушенных функций памятников
истории и культуры, объектов историко-градостроительной среды,
исторических территорий, достигаемое применением комплекса
градостроительных и охранных мер;
регенерация - восстановление (воссоздание) утраченных элементов
архитектурных ансамблей или градостроительных образований;
восстановление целостности памятников истории и культуры, объектов
исторической среды;
реконструкция - коренное переустройство, перестройка зданий,
строений, сооружений, городских территорий с целью улучшения,
усовершенствования; восстановление первоначального вида, облика
памятников, объектов историко-градостроительной среды, территорий по
сохранившимся остаткам, письменным или графическим источникам;
реставрация - комплекс исследовательских, проектных и
производственных работ, проводимых на памятниках истории и культуры, с
целью максимального обеспечения их сохранности и выявления
историко-культурной ценности;
список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей -
перечень недвижимых объектов, расположенных на территории города
Москвы, предлагаемых для включения в Государственный реестр недвижимых
памятников истории и культуры города Москвы;
список учетных недвижимых объектов историко-культурного наследия
- перечень недвижимых объектов, расположенных на территории города
Москвы, выявленных в результате натурных, документальных и иных
исследований и состоящих на учете в государственном органе охраны
памятников истории и культуры города Москвы; ущерб, причиненный
памятнику истории и культуры - изменение внешнего облика памятника,
его конструкций, планировки, декора фасадов и интерьеров, разрушение
отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов и
иных памятников истории и культуры, а также застройка территории и
зоны охраны памятника, приведшие к частичной или полной утрате
памятником своей историко-культурной ценности.
Статья 4. Виды памятников истории и культуры
К памятникам истории и культуры, расположенным на территории
города Москвы, в соответствии со статьей 1 настоящего Закона
относятся:
памятники архитектуры и градостроительства:
- единичные памятники: здания и сооружения, а также локальные
архитектурные ансамбли фортификационного, культового, дворцового,
жилого, общественного, административного, торгового,
производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе
с их историческими территориями, пространством и неотделимыми от них
произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, надписями;
- ансамбли: совокупность в их художественно-композиционной связи
единичных недвижимых памятников и открытых пространств, включая места
археологических раскопок, обладающие универсальной ценностью с
архитектурной, исторической, археологической, эстетической или
социально-культурной точек зрения, как-то: исторический центр города,
историческая планировочная структура, городские улицы, площади,
кварталы, архитектурные ансамбли с окружающими их ландшафтами, а также
неразрывно связанные с ними произведения изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
- памятники садово-паркового искусства и природные ландшафты:
скверы, бульвары, аллеи, фонтаны и декоративные водоемы, мостки,
плотины, парковые павильоны, скамьи и другие малые архитектурные
формы;территории, имеющие универсальную ценность как совместные
творения природы и человека, как-то: парки, сады, пруды;
музеи-заповедники, историко-культурные и природно-рекреационные
комплексы.
Памятники истории:
- здания и сооружения, памятные (достопримечательные) места и
предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни
города, а также с развитием науки и техники, культуры и быта населения
Москвы, с жизнью выдающихся исторических личностей, государственных,
военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства, их
захоронения, а также захоронения погибших за свободу и независимость
Родины, мемориальные комплексы.
Памятники археологии:
- объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений,
включающий городища, селища, стоянки;
- объекты фортификационного назначения: земляные валы, рвы,
остатки деревоземных и каменных укреплений;
- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов,
монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
- места древних погребений: курганные и грунтовые могильники,
отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;
- древние намогильные и ритуальные сооружения: каменные кресты,
культовые камни, изваяния, эпиграфические памятники;
- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих,
скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и
обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений,
гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных
артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура
водных и водноволоковых путей;
- случайно обнаруженные объекты: клады, находки.
Памятники искусства:
- городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные
важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам;
произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи,
монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения
декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с
недвижимыми памятниками, как элементы обстановочного комплекса.
К памятникам истории и культуры могут относиться и иные, не
поименованные в настоящем Законе объекты, комплексы объектов, а также
их фрагменты, представляющие историческую, научную, художественную или
иную культурную ценность.
Статья 5. Законодательство города Москвы об охране и
использовании памятников истории и культуры
и предмет его регулирования
1. Настоящий Закон основывается на Конституции Российской
Федерации, Федеративном договоре, Законе РСФСР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры", Федеральном законе
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре", указах
Президента Российской Федерации, Уставе города Москвы, иных правовых
актах Российской Федерации и города Москвы.
2. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения,
возникающие в связи с охраной и использованием недвижимых памятников
истории и культуры, расположенных на территории города Москвы, в целях
обеспечения их сохранности, общественной доступности и надлежащего
использования.
3. Особенности охраны, использования, учета и реставрации
движимых объектов (предметов), составляющих архивные, музейные,
библиотечные и иные государственные фонды, входящих в состав частных
собраний и коллекций, регулируются иным законодательством.
Статья 6. Состав законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
Законодательство об охране и использовании памятников истории и
культуры состоит из Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры", настоящего Закона и издаваемых в соответствии с
ними иных нормативных правовых актов с учетом специфики Москвы как
крупнейшего исторического города России и современного города -
мегаполиса.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 7. Управление и государственный контроль в области
охраны и использования памятников истории и
культуры
Управление и государственный контроль в области охраны и
использования памятников истории и культуры в городе Москве
осуществляется специально уполномоченными государственными органами
охраны и использования памятников истории и культуры и органами по
управлению имуществом по вопросам их компетенции.
Статья 8. Полномочия Правительства Москвы по охране и
использованию памятников истории и культуры
Правительство Москвы в области охраны и использования памятников
истории и культуры, расположенных на территории города Москвы:
- участвует в разработке и реализации федеральных программ по
охране и использованию памятников истории и культуры, расположенных на
территории города Москвы;
- разрабатывает, утверждает городские программы по охране и
использованию памятников истории и культуры;
- осуществляет управление памятниками истории и культуры,
находящимися в государственной собственности города Москвы;
- управление памятниками, находящимися в государственной
собственности Российской Федерации, осуществляется в установленном
порядке;
- принимает решения о включении недвижимых памятников истории и
культуры города Москвы в Государственный реестр недвижимых памятников
истории и культуры местного значения.
Статья 9. Специально уполномоченный государственный орган
охраны и использования недвижимых памятников
истории и культуры города Москвы
1. Специально уполномоченный государственный орган охраны и
использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы
(далее - орган охраны памятников) входит в систему органов Московской
городской администрации, отвечающих за градостроительную и
архитектурную деятельность в городе Москве и осуществляет свои функции
во взаимодействии с федеральным органом охраны памятников, федеральным
и городским органами по управлению имуществом по вопросам, отнесенным
к их компетенции.
2. Предписания органа охраны памятников в пределах его
компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании
или собственности которых находятся памятники истории и культуры.
3. Положение об органе охраны памятников утверждается
Правительством Москвы.
Статья 10. Полномочия специально уполномоченного
государственного органа охраны и использования
недвижимых памятников истории и культуры
города Москвы
1. К предметам ведения органа охраны памятников в соответствии с
его компетенцией относятся:
- осуществление контроля за соблюдением законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры;
- организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности
памятников истории и культуры в городе Москве;
- участие в осуществлении федеральных программ в области охраны
памятников истории и культуры; разработка, внесение на утверждение
Правительства Москвы и реализация городских программ по выявлению,
изучению, учету, охране, реставрации, популяризации и использованию
памятников истории и культуры, расположенных на территории города
Москвы;
- подготовка предложений для утверждения в установленном порядке
в Московской городской Думе перечня недвижимых памятников истории и
культуры, являющихся государственной собственностью Москвы, и
дополнений к нему;
- рассмотрение и согласование в установленном порядке проектов
планировки, застройки и реконструкции территорий города, имеющих
памятники истории и культуры, а также проектов реставрации недвижимых
памятников истории и культуры в городе Москве;
- ведение в установленном порядке государственного учета
памятников истории и культуры, в том числе: формирование
государственных списков выявленных недвижимых историко-культурных
ценностей и учетных недвижимых объектов историко-культурного наследия;
подготовка предложений о постановке выявленных недвижимых
историко-культурных ценностей под охрану государства; подготовка
предложений о переводе памятников истории и культуры местного значения
в категорию памятников федерального (общероссийского) значения;
- установление режима содержания и использования памятников
истории и культуры, земель историко-культурного назначения; разработка
проектов зон охраны памятников истории и культуры, представление их на
утверждение в установленном порядке;
- планирование, организация и координация работ по выявлению,
исследованию, консервации, ремонту и реставрации памятников истории и
культуры;
- по согласованию с федеральным органом охраны памятников
научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации
памятников истории и культуры в городе Москве;
- организация надлежащего использования памятников истории и
культуры, их популяризации в образовательных, эстетических и иных
гуманитарных целях;
- оформление охранной и охранно-арендной документации по
памятникам истории и культуры;
- осуществление контроля за выполнением мероприятий по
обеспечению сохранности памятников при производстве строительных,
дорожных и других работ;
- согласование отвода земельных участков на территории города
Москвы, связанных с памятниками истории и культуры и землями
историко-культурного назначения;
- ведение общегородского мониторинга объектов недвижимости,
отнесенных к памятникам истории и культуры, к выявленным объектам,
представляющим историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, а также земель историко-культурного назначения;
- осуществление контроля за проведением охранных археологических
исследований, включая проектные и натурные работы;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов в области охраны и использования памятников истории и
культуры в городе Москве.
2. Для выполнения возложенных на него задач орган охраны
памятников имеет право:
- принимать в установленном порядке на свой баланс недвижимые
памятники истории и культуры и объекты, имеющие историко-культурную
ценность; совместно с соответствующими органами по управлению
имуществом предоставлять их в аренду или пользование юридическим лицам
и гражданам на основании охранно-арендных и охранных договоров;
- проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и
реставрации памятников истории и культуры, в случае необходимости
изучать состояние памятников независимо от того в чьей собственности
или в чьем пользовании они находятся, составлять акты технического
состояния памятников, выдавать предписания по устранению выявленных
нарушений;
- приостанавливать работы по исследованию, реставрации,
консервации, ремонту, приспособлению и использованию памятников
истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах
их территорий, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников),
зон охраны памятников, если эти работы осуществляются самовольно или с
отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации,
технических условий и иных правил;
- приостанавливать строительные, дорожные и другие работы в
случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для
памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;
- обращаться в суд и арбитражный суд в случаях нарушения правил
охраны и использования памятников истории и культуры, установленных
действующим законодательством об охране и использовании памятников
истории и культуры и иными нормативными правовыми актами города
Москвы;
- беспошлинно возбуждать иски о нарушении законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры, а также в случае
причинения памятникам ущерба;
- определять размер нанесенного памятнику ущерба;
- налагать в установленном порядке административные взыскания в
виде штрафов за нарушение правил охраны и использования памятников
истории и культуры города Москвы;
- в установленном порядке вносить предложения по
совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов
города Москвы по вопросам своей компетенции;
- использовать денежные средства, аккумулируемые на счете органа
охраны памятников, на проведение ремонтно-реставрационных,
консервационных, научно-исследовательских работ и прочие расходы,
связанные с охраной памятников истории и культуры;
- подготавливать совместно с государственным органом по
управлению имуществом города Москвы программы приватизации памятников
истории и культуры местного значения и представлять на утверждение
Правительства Москвы;
- создавать в установленном порядке подведомственные
специализированные службы для осуществления мероприятий по охране,
использованию, реставрации, исследованию, популяризации памятников
истории и культуры и в иных целях, согласно своей компетенции.
3. Орган охраны памятников может обладать иными полномочиями в
соответствии с Положением о нем, утверждаемым в установленном порядке,
согласно статье 9 настоящего Закона.
Статья 11. Участие общественных объединений в осуществлении
мероприятий по обеспечению сохранности памятников
истории и культуры
Московское городское отделение Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры, иные общественные объединения в сфере
историко-культурного наследия, творческие союзы способствуют
привлечению населения к активному и непосредственному участию в охране
историко-культурного наследия, осуществляют популяризацию памятников
истории и культуры и законодательных актов об их охране и
использовании, содействуют работе органа охраны памятников, участвуют
в общественных рассмотрениях проектных материалов, связанных с охраной
памятников, осуществляют общественный контроль за сохранностью
объектов историко-культурного наследия, а также выполняют другие
функции в порядке, определяемом своими уставами.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 12. Организация государственного учета памятников
истории и культуры
1. Государственному учету подлежат все памятники истории и
культуры, расположенные на территории города, независимо от того, в
чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.
Государственный учет памятников истории и культуры включает
выявление и обследование памятников, определение их исторической,
научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и
изучение, составление учетных документов, ведение государственных
списков недвижимых памятников истории и культуры города Москвы.
2. Государственный учет памятников истории и культуры
осуществляется на основании списков выявленных недвижимых
историко-культурных ценностей и Государственного реестра недвижимых
памятников истории и культуры.
3. Недвижимые единичные памятники культуры подлежат учету и
постановке под государственную охрану вместе с их историческими
территориями, определяемыми органом охраны памятников на основе
научных исследований.
Статья 13. Порядок выявления, обследования объектов историко-
культурного наследия и включения их в Список
учетных недвижимых объектов историко-культурного
наследия
1. Выявление, обследование, фиксацию объектов
историко-культурного наследия проводит орган охраны памятников или
привлекаемые им на договорной основе специализированные организации,
творческие коллективы и специалисты.
Объекты историко-культурного наследия вносятся в Список учетных
недвижимых объектов историко-культурного наследия и находятся под
наблюдением органа охраны памятников.
2. Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются
на учет и под государственную охрану как памятники истории и культуры
не ранее, чем через 50 лет после их создания или связанных с ними
исторических событий.
Статья 14. Список выявленных недвижимых историко-культурных
ценностей
1. Историко-культурная экспертиза выявленных объектов,
предложенных к постановке на государственный учет и охрану и внесенных
в Список учетных недвижимых объектов историко-культурного наследия,
организуется органом охраны памятников при участии независимых
экспертов, специалистов в области градостроительства, архитектуры,
монументального, монументально-декоративного искусства, истории,
археологии.
Объекты, отнесенные по результатам экспертизы к обладающим
общественно значимой историко-культурной ценностью, включаются в
Список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей города
Москвы.
2. Список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей
города Москвы формируется и ведется органом охраны памятников.
Статья 15. Государственный реестр недвижимых памятников
истории и культуры, принятых под государственную
охрану
Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры
включает в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные
решениями Правительства Российской Федерации к охраняемым государством
памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения
или решениями Правительства Москвы - к памятникам местного значения.
ГЛАВА 4. СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДВИЖИМЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ
Статья 16. Формы собственности на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории
города Москвы, могут находиться в собственности граждан, юридических
лиц, Российской Федерации, города Москвы, внутригородских
муниципальных образований. Приобретение и отчуждение прав
собственности на памятники истории и культуры допускаются лишь в
соответствии с положениями федерального законодательства и настоящего
Закона.
2. Памятники истории и культуры местного значения, которые не
имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права
собственности на которые собственник отказался, переходят в
установленном федеральным законодательством порядке в государственную
собственность.
3. Памятники археологии, включая связанные с ними предметы и
находки, поступают в установленном федеральным законодательством
порядке в государственную собственность.
Статья 17. Порядок отчуждения памятников истории и культуры
из государственной собственности и приобретения
прав собственности на памятники истории и
культуры
1. Расположенные на территории города Москвы недвижимые памятники
истории и культуры местного значения и выявленные объекты, имеющие
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
могут отчуждаться из государственной собственности города Москвы в
порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством,
настоящим Законом, законодательными и иными нормативными правовыми
актами города Москвы.
2. Памятники истории и культуры и культурные ценности,
находящиеся в оперативном управлении организаций культуры, отнесенные
к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской
Федерации, а также памятники федерального (общероссийского значения)
отчуждению из государственной собственности не подлежат.
3. Недвижимые памятники истории и культуры являются ограниченно
оборотоспособными объектами собственности. Отчуждение памятника
истории и культуры из государственной собственности и передача его в
собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований
производится в установленном действующим законодательством порядке при
условии заключения будущим собственником памятника охранного
обязательства с органом охраны памятников.
4. Переход памятника от одного собственника к другому возможен
только при заключении новым собственником охранного обязательства с
органом охраны.
5. Преимущественное право приобретения памятника в случае его
отчуждения из государственной собственности при соблюдении прочих
равных условий предоставляется юридическим лицам и гражданам,
осуществившим по нему на условиях аренды или финансирования
ремонтно-реставрационные работы в соответствии с условиями
охранно-арендного договора или дополнительного соглашения с органом
охраны памятников.
ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
Статья 18. Цели и задачи охраны памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории
города Москвы, подлежат охране от уничтожения, повреждения, нарушения
установленного порядка использования и других действий, причиняющих
ущерб памятникам, а также защите от неблагоприятного воздействия
окружающей среды и иных негативных воздействий.
2. Охрана и защита памятников истории и культуры в городе Москве
осуществляется с учетом их особенностей и включает в себя комплекс
организационных, правовых и других мер по рациональному использованию
памятников истории и культуры, сохранению их от уничтожения,
повреждения, загрязнения и иных негативных воздействий.
Статья 19. Использование памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, которые находятся в
государственной собственности Российской Федерации и города Москвы и
могут быть использованы в хозяйственных или иных практических целях,
передаются в установленном порядке в аренду или пользование
юридическим лицам и гражданам.
2. Использование памятников истории и культуры в хозяйственных
или иных практических целях допускается, если это не наносит ущерба
сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной
ценности.
3. Функциональное назначение памятника определяется по
согласованию с органом охраны памятников.
4. Не допускается единовременное использование памятника истории
и культуры, в том числе ансамбля, несколькими пользователями, без
определения ответственного пользователя.
5. Юридические лица и граждане, в пользовании, хозяйственном
ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся
памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать
правила их охраны и использования, установленные федеральным
законодательством, настоящим Законом, законодательными и иными
нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 20. Порядок и условия предоставления в аренду или
пользование памятников истории и культуры
1. Условия содержания и режим использования памятников истории и
культуры определяются органом охраны памятников для каждого памятника,
находящегося в пользовании, хозяйственном ведении или оперативном
управлении юридических лиц и граждан на основании соответствующего
охранного документа: охранно-арендного договора или охранного
договора.
2. Охранно-арендные договоры заключаются в установленном порядке
между органом охраны памятников, на балансе которого состоят здания,
строения, отнесенные к памятникам истории и культуры, и органом по
управлению имуществом города Москвы - с одной стороны, и юридическими
лицами и гражданами - с другой стороны, которым предоставляются во
временное пользование недвижимые памятники истории и культуры для
использования в хозяйственных или иных практических целях, и
регистрируются в соответствии с действующим законодательством.
За использование памятников на основании охранно-арендных
договоров взимается арендная плата. Ставки арендной платы
устанавливаются и утверждаются в установленном порядке.
3. Охранные договоры заключаются между религиозными
объединениями, в пользование которым предоставляются недвижимые
памятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов,
и органом охраны памятников, на балансе которого состоят эти
памятники.
Памятники культового назначения могут быть переданы по их прямому
назначению в бессрочное и безвозмездное пользование решением
Правительства Москвы по представлению органа по управлению имуществом
города Москвы и органа охраны памятников.
4. При использовании религиозными объединениями недвижимых
памятников истории и культуры, их отдельных помещений, а также
связанных с ними территорий и сооружений в иных целях заключаются
охранно-арендные договоры на общих основаниях.
Статья 21. Обязанности пользователей памятников истории и
культуры
В соответствии с охранно-арендным договором и охранным договором
юридические лица и граждане, получившие памятники в безвозмездное
пользование или в аренду, обязаны:
- выполнять требования настоящего Закона по охране и
использованию памятников истории и культуры;
- содержать памятник истории и культуры в надлежащем состоянии;
- осуществлять ремонтно-реставрационные работы в соответствии с
требованиями, установленными настоящим Законом;
- выполнять указания органа охраны памятников по содержанию и
использованию памятника истории и культуры;
- обеспечивать общественную доступность памятников;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Законом и
договором.
Статья 22. Досрочное прекращение права пользования
памятниками истории и культуры
Использование переданного в аренду или безвозмездное пользование
памятника истории и культуры с нарушением требований настоящего
Закона, а также бесхозяйственное содержание памятника существенно
ухудшающее его состояние, создающее угрозу сохранности памятника или
наносящее ущерб его историко-художественной ценности, является
основанием для досрочного прекращения охранно-арендного договора и
договора о безвозмездном пользовании памятником истории и культуры, а
также основанием для лишения права пользования земельным участком,
связанным с памятником истории и культуры, в порядке, установленном
действующим законодательством.
Статья 23. Обязанности юридических лиц и граждан, в
собственности которых находятся памятники
истории и культуры
Юридические лица и граждане, в собственности которых находятся
памятники истории и культуры, несут ответственность за их сохранность
и обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации
памятников, установленные настоящим Законом, обеспечивать общественную
доступность памятников, а также выполнять иные требования,
предусмотренные охранными обязательствами.
Статья 24. Выкуп бесхозяйственно содержимых памятников истории
и культуры, находящихся в собственности юридических
лиц и граждан
Бесхозяйственно содержащиеся памятники истории и культуры, что
грозит им порчей или утратой ими своего значения, находящиеся в
собственности юридических лиц и граждан, подлежат принудительному
выкупу по решению суда в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 25. Обеспечение сохранности памятников, находящихся
на землях, предоставленных в пользование
Юридические лица и граждане обязаны обеспечивать сохранность
памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных
им в пользование, на основе охранных договоров или охранных
обязательств, заключаемых в этом случае с органом охраны памятников.
Статья 26. Зоны охраны памятников истории и культуры в городе
Москве
В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и
культуры на территориях, сопряженных с ними, устанавливаются зоны
охраны. К ним относятся:
- охранная зона памятника истории и культуры - территория,
непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения
сохранности памятника, целесообразного его использования и
эстетического восприятия;
- зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную
зону памятника, необходимая для сохранения или восстановления
характера исторической планировки, пространственной структуры,
своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятников
в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства
новых построек с исторически сложившейся средой;
- зона охраняемого природного ландшафта устанавливается на
территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования
застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа,
определивших местоположение господствующих в композиции зданий и
сооружений, влияющих на целостность исторического облика территории
города или памятника, расположенного в природном окружении.
Статья 27. Порядок установления и утверждения зон
охраны памятников истории и культуры
Зоны охраны памятников истории и культуры в городе Москве
устанавливаются на основе проектных разработок по представлению органа
охраны памятников и органа архитектуры и градостроительства при
принятии решения о включении памятника в Государственный реестр
недвижимых памятников истории и культуры города Москвы и утверждаются
в установленном порядке.
Статья 28. Порядок производства земляных, строительных и
других работ, а также хозяйственной деятельности
в зонах охраны памятников истории и культуры
В пределах зон охраны памятников истории и культуры производство
земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная
деятельность запрещается без разрешения соответствующего органа охраны
памятников.
Статья 29. Охрана выявленных недвижимых памятников истории
и культуры
Выявленные недвижимые объекты, представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность, до решения
вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и
культуры города Москвы, подлежат охране в соответствии с требованиями
действующего законодательства об охране памятников истории и культуры.
Статья 30. Перемещение, изменение, снос памятников истории и
культуры
1. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и
культуры запрещаются. Исключение из этого правила допускается в каждом
отдельном случае только с разрешения Правительства Российской
Федерации.
2. Юридические лица и граждане, получившие такое разрешение, при
осуществлении перемещения, изменения или сноса памятника обязаны
обеспечить соблюдение условий, предусмотренных настоящим Законом и
другими нормативными правовыми актами по охране и использованию
памятников истории и культуры, а орган охраны памятников обязан
провести работы по научному изучению и фиксации памятника.
3. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ,
производятся за счет юридических лиц и граждан, получивших разрешение
на перемещение, изменение или снос памятника.
Статья 31. Обеспечение сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных и других
работ
1. Строительные, дорожные и другие работы, проводимые на
территории памятника истории и культуры и в границах зон его охраны
осуществляются по специальному проекту, согласованному с федеральным
или городским органами охраны памятников в соответствии с их
компетенцией.
2. Проекты строительных дорожных, землеустроительных и других
работ должны предусматривать мероприятия по обеспечению сохранности
памятников истории и культуры.
3. Организации, ведущие строительные, дорожные и другие работы,
обязаны соблюдать требования федерального законодательства, настоящего
Закона, законодательства и иных нормативных правовых актов города
Москвы.
Статья 32. Приостановление строительных и других работ,
представляющих опасность для памятников истории
и культуры
1. В случае возникновения в процессе проведения строительных,
дорожных и других работ опасности для памятников истории и культуры
либо нарушения правил их охраны, эти работы могут быть приостановлены
соответствующим органом охраны памятников.
2. Приостановленные в указанных случаях работы возобновляются с
письменного разрешения соответствующего органа охраны памятников после
устранения причины, вызвавшей остановку работ.
Статья 33. Ограничение движения транспортных средств в зонах
охраны и вблизи памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по
дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим
через их зоны охраны, может быть ограничено или запрещено
Правительством Москвы по представлению органа охраны памятников.
Статья 34. Ведение раскопок и разведок памятников археологии
1. Раскопки и разведки памятников археологии проводятся на
основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого
Институтом археологии Российской Академии наук и регистрируемого в
установленном федеральным законом порядке.
2. Юридические лица и граждане, осуществляющие археологические
раскопки, исследования археологических объектов и памятников, несут
ответственность за сохранность памятников в процессе проведения
раскопок и исследований до завершения этих работ и принятия их
результатов органом охраны памятников.
Статья 35. Ограничение использования территорий и зон охраны
памятников археологии
Земельные и водные участки в пределах территорий памятников
археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного
использования, если таковое может привести к разрушению памятника
археологии или не соответствует установленному режиму использования
земель и вод.
ГЛАВА 6. РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕМОНТ
НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 36. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных
работ
1. На недвижимых памятниках истории и культуры города Москвы
могут проводится консервационные, реставрационные и ремонтные работы.
Указанные работы осуществляются с разрешения органа охраны памятников
и под его контролем.
2. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и
культуры осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и
правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны памятников.
Строительные нормы и правила применяются только в случаях, не
противоречащих интересам охраны памятников истории и культуры.
Статья 37. Разрешение на производство ремонтно-реставрационных
работ и порядок их проведения
1. Все виды проектных, ремонтных и реставрационных работ на
памятниках истории и культуры являются лицензируемыми видами
деятельности.
Соответствующие органы охраны памятников выдают заключения
(сертификаты) на право получения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями лицензии на осуществление проектных и
ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.
Лицензия выдается уполномоченным на то исполнительным органом власти.
2. Разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ на
памятниках истории и культуры выдается только на основании
согласованной и утвержденной органом охраны памятников
научно-проектной и сметной документации. Производство работ без
согласованной в установленном порядке научно-проектной и сметной
документации не допускается.
3. Выполненные ремонтно-реставрационные работы принимаются
органом охраны памятников только при наличии научного отчета.
Юридические лица и граждане, ведущие разработку научно-проектной
документации для недвижимого памятника истории и культуры,
осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам
работ до их завершения.
Государственный контроль за проектной и реставрационной
деятельностью в городе Москве осуществляется совместно федеральным и
городским органами охраны памятников.
Статья 38. Ответственность исполнителя ремонтно-
реставрационных работ
В период производства ремонтно-реставрационных работ исполнитель
работ несет ответственность за состояние памятника истории и культуры
и обязан обеспечить его сохранность.
Статья 39. Мониторинг технического состояния недвижимых
памятников истории и культуры
Орган охраны памятников не реже одного раза в пять лет проводит
обследования технического состояния памятников истории и культуры с
целью разработки текущих и перспективных программ
ремонтно-реставрационных работ и ведения мониторинга.
Статья 40. Воссоздание утраченных памятников истории и
культуры
1. Воссоздание утраченных памятников истории и культуры в городе
Москве как элементов исторических ансамблей, комплексов,
градостроительных образований осуществляется в исключительных случаях
научными методами при особой исторической, научной, художественной или
иной общественной значимости утраченного памятника истории и культуры
при наличии достаточных данных. Охране и резервированию подлежат
участки утраченных (снесенных) памятников, где сохранились их
фундаменты, остатки стен или иные фрагменты.
2. Воссозданные объекты относятся к объектам реставрационного
искусства и могут быть приняты на государственный учет и охрану в
соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего закона.
ГЛАВА 7. ОХРАНА МОСКВЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА
Статья 41. Статус Москвы как исторического города
Статус Москвы как исторического города Российской Федерации
определяется федеральным законодательством.
Статья 42. Охрана Москвы как исторического города
1. Под охраной Москвы как исторического города понимается
комплекс мер, обеспечивающий защиту, сохранность памятников истории и
культуры и объектов историко-градостроительной среды, реставрацию,
регенерацию, непрерывность развития и не искажающую их облик адаптацию
к современной жизни, включая реконструкцию и новое строительство.
2. Охране подлежат все исторически ценные градоформирующие и
художественные объекты: планировка, застройка, городской и природный
ландшафт, археологический культурный слой, соотношение между
различными городскими пространствами (свободными, застроенными,
озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и
руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и
сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем,
материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с
природным и созданным человеком окружением, различные функции города,
исторического места, приобретенные им в процессе развития.
Статья 43. Порядок регулирования проектирования и застройки
1. Проектирование и застройка в городе Москве производятся и
регулируются на основе системы последовательных взаимосвязанных
мероприятий, проводимых органом охраны памятников и органом
архитектуры и градостроительства, включающих в себя:
историко-архитектурные и археологические исследования;
- составление на основе исследований историко-архитектурных
опорных планов;
- разработку проектов зон охраны памятников истории и культуры,
градостроительных ансамблей и комплексов с установлением режимов
использования земель в пределах зон их охраны.
Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
памятников истории и культуры являются обязательной частью
генерального плана города Москвы, исходными материалами для принятия
градостроительных и хозяйственных решений.
2. Ограничения, установленные утвержденными
историко-архитектурными опорными планами и проектами зон охраны
памятников, включаются в состав архитектурно-градостроительного
задания.
3. Орган охраны памятников согласовывает предпроектную и
проектную градостроительную документацию на всех стадиях, отводы
земельных участков, включая различные виды хозяйственной деятельности,
на территории исторического центра города, других исторических
территориях и в зонах охраны памятников истории и культуры,
контролирует реализацию градостроительной документации.
Статья 44. Согласование с органами охраны памятников
градостроительной документации
Проекты планировки, застройки и реконструкции исторических
территорий Москвы, имеющих памятники истории и культуры, подлежат
согласованию с органом охраны памятников в соответствии с действующим
законодательством.
В необходимых случаях проекты застройки и реконструкции
территорий города, имеющих памятники истории и культуры, могут быть
вынесены на общественное обсуждение.
ГЛАВА 8. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 45. Состав земель историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся
исторические территории недвижимых памятников истории и культуры, зоны
охраны памятников, памятники садово-паркового искусства и природные
ландшафты, воинские и гражданские некрополи, индустриальные,
археологические памятники и иные объекты историко-культурного
наследия.
2. Отнесение земельных участков к категории земель
историко-культурного назначения производится в соответствии с
земельным законодательством Российской Федерации и города Москвы и
настоящим Законом.
3. Земельные участки, отнесенные к категории земель
историко-культурного назначения, учитываются органом охраны памятников
и отражаются в государственном земельном кадастре.
Статья 46. Определение и утверждение границ земель историко-
культурного назначения в городе Москве
1. Границы исторических территорий недвижимых памятников истории
и культуры, зон охраны памятников определяются на основании
историко-культурных исследований и проектных разработок органом охраны
памятников по согласованию с органами, ведающими вопросами земельных и
имущественных отношений, и утверждаются в установленном порядке.
2. Границы памятников садово-паркового искусства и природных
ландшафтов утверждаются в порядке, установленном федеральным
законодательством, по представлению соответствующих органов охраны
памятников, на основании градостроительной документации,
историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов.
Статья 47. Установление режима использования земель историко-
культурного назначения
1. Режим использования земель историко-культурного назначения
устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
2. Целью режима использования земель историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в
них) памятников истории и культуры. Деятельность, не соответствующая
установленному режиму использования земель историко-культурного
назначения, запрещается.
Статья 48. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-
культурного назначения
1. Сохранность территорий, отнесенных к землям
историко-культурного назначения, обеспечивается органом охраны
памятников совместно с иными заинтересованными органами в соответствии
с федеральным законодательством, настоящим Законом, законодательством
и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Сохранность особо охраняемых историко-культурных и природных
территорий - историко-культурных заповедников, музеев-заповедников,
историко-культурных заповедных территорий (мест), историко-культурных
и природно-рекреационных комплексов осуществляется на основании
положений, утверждаемых в установленном порядке.
3. Исторические территории недвижимых памятников истории и
культуры могут быть использованы только в режиме реставрации или
регенерации. Новое строительство на этих территориях запрещается.
ГЛАВА 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
Статья 49. Источники финансирования
Источниками финансирования деятельности по государственной охране
памятников истории и культуры в городе Москве в соответствии с
действующим законодательством являются:
- денежные средства, поступающие от использования памятников
истории и культуры ;
- иные источники финансирования, незапрещенные законодательством.
Статья 50. Порядок поступления и расходования средств
Средства, поступающие от указанных в статье 49 настоящего Закона
источников, зачисляются на счет, порядок открытия и использования
которого устанавливается Правительством Москвы в соответствии с
действующим законодательством об охране и использовании памятников
истории и культуры. Средства, аккумулируемые на счете, расходуются на
мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников,
их выявлению, исследованию, популяризации; на выполнение городских
программ по сохранению памятников истории и культуры, утверждаемых
Правительством Москвы; международных программ и проектов, связанных с
охраной и использованием историко-культурного наследия, расположенного
на территории Москвы; обеспечение деятельности органа охраны
памятников в объемах средств, устанавливаемых Правительством Москвы.
Статья 51. Финансирование мероприятий по сохранению памят-
ников истории и культуры при производстве земляных,
строительных и других работ
При производстве земляных, строительных, дорожных и других работ
финансирование археологических раскопок, натурных и документальных
исследований, выполнение мероприятий по обеспечению сохранности
памятников истории и культуры, находящихся в зонах работ, а также
выявленных объектов, представляющих историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, производится за счет
юридических лиц и граждан, получивших разрешение на производство
работ.
Статья 52. Льготы по налогам и арендной плате
1. Деятельность по охране и восстановлению памятников истории и
культуры в городе Москве может поощряться льготным налогообложением в
соответствии с действующим законодательством.
2. Льготы по арендной плате для предприятий, учреждений,
организаций, юридических лиц и граждан, являющихся арендаторами
памятников истории и культуры, устанавливаются Правительством Москвы в
соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об
охране и использовании памятников истории и
культуры
Лица, совершившие нарушения настоящего Закона, в том числе:
несоблюдение правил охраны и использования памятников истории и
культуры и земель историко-культурного назначения, уничтожение или
повреждение памятников истории и культуры, а также предметов или
документов, имеющих историческую или культурную ценность, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также Законом города Москвы "Об ответственности за
нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников
истории и культуры города Москвы".
Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и воз-
мещение убытков
1. Лица, причинившие вред памятнику истории и культуры или его
охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или
его охранную зону, а при невозможности этого возместить причиненные
убытки в соответствии с действующим законодательством.
2. Восстановление памятника истории и культуры или его охранной
зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации и
ремонта памятников истории и культуры.
ГЛАВА 11. ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ
Статья 55. Порядок введения Закона в действие
1. Настоящий Закон вводится в действие через 10 дней после его
официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты города Москвы подлежат приведению в
соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня
введения Закона в действие.
.
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 161-ПП
Дата:
1998-03-10
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Развитие московского региона