Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


28 октября 2003 г. N 893-ПП 

Об   утверждении   Московских  городских
строительных норм (МГСН) 2.09-03 "Защита
от  коррозии  бетонных  и железобетонных
конструкций транспортных сооружений"    



     На основании  статей  22 и 53 Градостроительного кодекса Рос-
сийской Федерации,  Закона города Москвы от 3  октября  2001  года
N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" и в
целях развития и совершенствования нормативной базы проектирования
и строительства в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2003  года  Мос-
ковские  городские  строительные  нормы  (МГСН) 2.09-03 "Защита от
коррозии бетонных и железобетонных конструкций транспортных соору-
жений" (приложение).
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя  Мэра Москвы в Правительстве  Москвы  Реси-
на В.И.



П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы                                             В.П.Шанцев


     (Приложение редактирует и готовит к рассылке Москомархитектура)
. 
                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 28 октября 2003 года N 893-ПП



                       ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ






     ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
                     ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ




                           МГСН 2.09-03



                       Издание официальное













                              МОСКВА
                               2003

. 

 
+----------------+------------------------+---------------------+
| ПРАВИТЕЛЬСТВО  |  МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ  |  МГСН 2.09-03       |
| МОСКВЫ         |  СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ    |  РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ|
+----------------+------------------------+---------------------+
 












    ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
                     ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
                           МГСН2.09-03





                       Издание официальное





+-------------------+--------------------------+----------------+
|ВНЕСЕНЫ            | УТВЕРЖДЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ| СРОК ВВЕДЕНИЯ В|
|МОСКОМАРХИТЕКТУРОЙ | ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ     | В ДЕЙСТВИЕ С   |
|                   | от       2003 г. N       |          2003г.|
+-------------------+--------------------------+----------------+



                           Предисловие

     Настоящие Московские городские строительные нормы (МГСН) "За-
щита от коррозии бетонных и железобетонных конструкций  транспорт-
ных сооружений"
     1. РАЗРАБОТАНЫ:
     ГУП Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и тех-
нологическим институтом бетона  и  железобетона  (НИИЖБ)  Госстроя
России (Руководитель работы кандидат техн.  наук,  проф. Степанова
В.Ф.,  ответственный исполнитель  кандидат  техн.  наук  Булгакова
М.Г.,  исполнители  кандидаты техн.  наук Розенталь Н.К.,  Якобсон
М.Я.,  инж. Соколова С.Е.). В подготовке материала принимали учас-
тие: Научно-исследовательский институт транспортного строительства
(ОАО ЦНИИС) (Евланов С.Ф.,  Рояк Г.С., Меркин В.Е., Иванова Н.М.),
МАДИ ГТУ (Васильев Ю.Э.),  ФГУП "СоюздорНИИ" (Шейнин А.М.,  Эккель
C.В.),  НИЦ "Стройнаука" (Савин В.И.), ГПУ "Мосэкомониторинг" (Си-
мутникова Е.Г.).
     2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.
     3. ПОДГОТОВЛЕНЫ  к утверждению и изданию Управлением перспек-
тивного проектирования,  нормативов и координации проектно-изыска-
тельских работ Москомархитектуры.
     4. СОГЛАСОВАНЫ: Департаментом природопользования и охраны ок-
ружающей среды города Москвы, Главным управлением природных ресур-
сов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Рос-
сии по городу Москве,  УГПС МЧС России города Москвы, Центром Гос-
санэпиднадзора в городе Москве, Мосгосэкспертизой,ФГУП "Центр ме-
тодологии нормирования и стандартизации в строительстве" Госстроя
России.
     5. ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ   Госстроем   России,  письмо  от  .....
N.......
     6. ПРИНЯТЫ  И ВВЕДЕНЫ в действие постановлением Правительства
Москвы от.........2003 г. N...


     Настоящий нормативный документ не может  быть  полностью  или
частично  воспроизведен,  тиражирован  и  распространен в качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.

                            Содержание

   Введение....................................................4
   1. Область применения.......................................5
   2. Нормативные ссылки.......................................5
   3. Общие  положения.........................................8
   4. Классификация  условий  эксплуатации и оценка степени
агрессивных  воздействий  среды  на  элементы   транспортных
сооружений.....................................................9
   5. Требования к материалам и конструкциям (первичная
защита).......................................................16
   6. Защита от коррозии поверхностей конструкций (вторичная
защита).......................................................25
   7. Защита от коррозии закладных деталей и соединительных
элементов.....................................................29
   8. Требования безопасности.................................29
   Приложение А. Уровень загрязнения атмосферного воздуха
на автомагистралях г. Москвы..................................33
   Приложение Б. Противогололедные реагенты, применяемые
на автомагистралях г. Москвы..................................34
   Приложение В. Перечень бетонных и железобетонных конструк-
ций транспортных сооружений и ориентировочный срок их службы..35
   Приложение Г. Лакокрасочные тонкослойные  материалы для
защиты железобетонных конструкций от коррозии и рекомендуемая
область применения............................................36
   Приложение Д. Лакокрасочные толстослойные композиции,
комбинированные системы, пропиточно -кольматирующие защитные
материалы и область их применения.............................38
   Приложение Е. Материалы для защиты стальной арматуры и
стальных закладных деталей и соединительных элементов.........41
   Приложение Ж. Эффективность различных защитных покрытий
по ряду значимых показателей .................................42
 Приложение И. Технические характеристики рулонных
 гидроизоляционных материалов.................................44




                             Введение

     Настоящие региональные нормы проектирования защиты от  корро-
зии  бетонных и железобетонных конструкций транспортных инженерных
сооружений базируются на действующих федеральных нормах проектиро-
вания защиты от коррозии строительных конструкций.
     Нормы разработаны с учетом последних достижений в области за-
щиты  от  коррозии строительных конструкций.
    Определены возможные агрессивные воздействия природных и  тех-
ногенных сред г.  Москвы на бетонные и железобетонные конструкции,
конкретизированы основные положения и требования по их  защите.
    В составе норм представлены следующие материалы:
    - классификация условий эксплуатации с оценкой степени  агрес-
сивных  воздействий для наземных и подземных элементов конструкций
транспортных сооружений:  мостов и тоннелей на автомобильных доро-
гах,  эстакад и путепроводов, подземных и надземных пешеходных пе-
реходов,  элементов обустройства автомобильных дорог (наружные ог-
раждения дорог и разделительных полос, шумозащитные экраны, борто-
вой камень,  банкетки);
     - требования к бетону и стальной арматуре;
     - требования к элементам конструкций и сооружений  технологи-
ческого  и  расчетно-конструктивного характера;
     - рекомендации по методам защиты  поверхности  конструкций  и
т.д.













                      1. Область применения

     1.1. Настоящие  нормы  распространяются на защиту от коррозии
бетонных  и  железобетонных  конструкций  транспортных  сооружений
(мостов,  путепроводов,  эстакад и тоннелей на автомобильных доро-
гах,  подземных и надземных пешеходных  переходов,  плит  дорожных
покрытий,  элементов обустройства автомобильных дорог), запроекти-
рованных и выполненных из бетонов на минеральных вяжущих  в  соот-
ветствии  с  требованиями  СНиП 2.03.01 "Бетонные и железобетонные
конструкции",  СНиП 2.05.02 "Автомобильные дороги", СНиП 2.05.03 и
СНиП  3.06.04 "Мосты и трубы",  СНиП 2.06.08 "Бетонные и железобе-
тонные конструкции гидротехнических сооружений", МГСН 5.02 "Проек-
тирование городских мостовых сооружений",  СНиП 32-04 "Тоннели же-
лезнодорожные и автодорожные",  СНиП 2.06.07 "Подпорные стены, су-
доходные шлюзы,  рыбопропускные и рыбозащитные сооружения".
     Нормы не распространяются на защиту от коррозии:
     - конструкций сооружений железных дорог, метрополитенов и аэ-
родромов;
     - элементов  для отвода сточных вод и прокладки коммуникаций,
     - опор контактной сети и электроосвещения дорог;
     - вызываемой  блуждающими токами и радиоактивными веществами;
     - бетонных и железобетонных конструкций из специальных  бето-
нов (полимербетонов, кислотостойких, жаростойких бетонов).
     1.2. Защита  от  коррозии подземной и подводной частей фунда-
ментов, опор мостов, опор путепроводов, а также поверхностей конс-
трукций  подземных  тоннелей и подпорных стенок,  контактирующих с
грунтом,  выполняется в соответствии с требованиями СНиП  2.03.11,
МГСН 2.08,  СНиП 2.02.
     1.3. Соблюдение настоящих норм обязательно для всех организа-
ций, независимо от форм собственности, осуществляющих строительную
деятельность в городе Москве.


                      2. Нормативные ссылки

     В настоящих нормах использованы ссылки на следующие норматив-
ные документы:
1. СНИП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия.
2. СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.
3. СНиП 2.03.01-84*. Бетонные и железобетонные конструкции.
4. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.
5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные  дороги.
6. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы.
7. СНиП 2.06.07-87. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопро-
пускные и рыбозащитные сооружения.



 8. СНиП 2.06.08-87. Бетонные и железобетонные конструкции гидро-
тех-нических сооружений.
 9. СНиП 3.04.03-85. Защита строительных конструкций и сооружений
от  коррозии.
10. СНиП 3.06.04-91. Мосты  и  трубы.
11. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и  сооружений.
12. СНиП 23-01-99. Строительная климатология.
13. СНиП 32-04-97. Тоннели железнодорожные и автодорожные.
14. СНиП II-3-79**. Строительная теплотехника.
15. СНиП III-4-80  Техника безопасности в строительстве.
16. МГСН 5.02-99. Проектирование городских мостовых сооружений
17. ГОСТ 12.1.044-91.  ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требова-
ния.
18. ГОСТ Р 12.1.052-97. ССБТ. Паспорт безопасности вещества
(материала). Основные положения.
19. ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы производственные.Общие требо-
вания безопасности.
20. ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования бе-
зопасности.
21. ГОСТ 12.3.035-84. ССБТ. Строительство. Работы окрасочные. Тре-
бования безопасности.
22. ГОСТ 969-91. Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Тех-
нические условия.
23. ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетон-
ных конструкций (с изменениями 1994г).



24. ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Техни-
ческие условия.
25. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий  из  плотных  горных  пород  для
строительных работ. Технические условия.
26. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и от-
ходов промышленного производства для  строительных  работ.  Методы
физико-механических испытаний.
27. ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические усло-
вия.
28. ГОСТ 9757-90. Гравий щебень и песок  искусственные  пористые.
Технические условия.
29. ГОСТ 10060-95. Бетоны. Методы определения морозостойкости.
30. ГОСТ 10178-85*. Портландцемент и шлакопортландцемент. Техниче-
ские условия.
31. ГОСТ 10884-94.  Сталь арматурная термомеханически упрочненная
для железобетонных конструкций.
32. ГОСТ 12730.3-78. Бетоны. Метод определения водопоглощения.
33. ГОСТ 12730.5-84*.Бетоны. Методы определения водонепроницаемос-
ти.
34. ГОСТ 17608-91. Плиты бетонные тротуарные. Технические условия.
35. ГОСТ 21624-84. Плиты железобетонные для покрытия городских до-
рог. Технические условия.
36. ГОСТ 22266-94.  Цементы сульфатостойкие.  Технические условия.
37. ГОСТ 23732-79. Вода для бетонов и растворов. Технические усло-
вия.
38. ГОСТ 24211- 91.  Добавки для бетонов. Общие технические требо-
вания.
39. ГОСТ 26633-91. Бетон тяжелый и мелкозернистый. Технические ус-
ловия.
40. Временная инструкция по технологии зимней уборки проезжей час-
ти улиц и проездов с применением химических противогололедных реа-
гентов и щебня фракции 2-5мм УЖКХ Правительства Москвы, 2002г.
41. ПОТ РМ 017-2001. Межотраслевые правила по охране труда при ок-
расочных работах.
42. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в  Российской Федера-
ции.
43. СТО АСЧМ 7-93. Прокат  периодического  профиля  из  арматурной
стали.

                        3. Общие положения

     3.1. Защита от коррозии поверхностей бетонных и  железобетон-
ных  конструкций  должна  осуществляться  с учетом требований СНиП
21-01 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" по пожарной  бе-
зопасности.
     3.2. Строительное сырье и материалы для  защиты  от  коррозии
бетонных и железобетонных конструкций подлежат гигиенической оцен-
ке (экспертизе) с оформлением санитарно-эпидемиологического заклю-
чения на данный вид продукции.
     3.3. Проектирование защиты строительных конструкций от корро-
зии выполняется в следующем порядке:
     а) Устанавливается вид и характер агрессивных воздействий  на
элементы транспортных сооружений по анализу данных:
     - геохимических характеристик грунтов и грунтовых вод в райо-
не строительства;
     - характеристик агрессивных компонентов (по виду и концентра-
ции газов,  твердых и жидких сред) в атмосфере окружающего воздуха
и на горизонтальных поверхностях конструкций;
     - по наличию в районе строительства зданий и сооружений с по-
тенциальной возможностью загрязнения воздушной  среды,  грунтов  и
грунтовых вод и т.п.
     б) На основании этих сведений  в  соответствии  с  настоящими
нормами  устанавливается  степень агрессивного воздействия среды к
бетону и железобетону.
     в) Для  данного вида и степени агрессивного воздействия среды
устанавливаются требования к исходным материалам  для  бетонных  и
железобетонных конструкций и дополнительные требования к элементам
сооружения технологического и  расчетно-конструктивного  характера
(первичная защита).
     г) Выбирается вид и способ защиты  от  коррозии  поверхностей
конструкций  (вторичная защита) в случаях,  когда их долговечность
на стадии проектирования не может быть обеспечена мерами первичной
защиты.



     3.4. Выбор мер защиты должен производиться на основании  тех-
нико-экономического  сравнения  вариантов с учетом прогнозируемого
срока службы и расходов,  включающих расходы на возобновление вто-
ричной защиты, текущий и капитальный ремонты конструкций и другие,
связанные с эксплуатацией затраты.
     3.5.Выбор антикоррозионных материалов должен осуществляться с
учетом их пожарно-технических характеристик (пожарной опасности) и
совместимости с огнезащитными материалами, а также согласно требо-
ваниям раздела 8 настоящих МГСН.
     3.6. При  проектировании защиты от коррозии восстанавливаемых
или реконструируемых сооружений следует предусматривать выполнение
работ  по обследованию и анализу коррозионного состояния отдельных
конструкций и их элементов, а также всего сооружения в целом.


              4. Классификация условий эксплуатации
          и оценка степени агрессивных воздействий среды
               на элементы  транспортных сооружений


4.1.Оценка степени  агрессивных воздействий среды на элементы
сооружений производится с учетом климатических характеристик райо-
на строительства в соответствии со СНиП 2.03.01,  СНиП II-3 и вида
агрессивной среды.  Согласно СНИП 2.03.01 Москва относится к "нор-
мальной" зоне влажности. Для конструкций мостов через реки города,
а также сооружений,  располагающихся в непосредственной близости к
большим водоемам, условия соответствуют "влажной" зоне.
     4.2. Строительные конструкции и элементы сооружений транспор-
та  города  подвергаются воздействию:
     - газообразной среды в виде загрязненной атмосферы окружающе-
го воздуха;
     - твердой среды в виде пыли и грязи, осаждающихся на наружных
поверхностях конструкций;
     - жидкой среды в виде атмосферных осадков с учетом  растворе-
ния  в них агрессивных веществ из воздуха и с поверхности грунта и
конструкций,  моющих средств,  применяемых при уборке конструкций.



     4.3. Агрессивность  среды  для бетона транспортных сооружений
обусловлена для сред:
     - газообразных - загрязнениями за счет выбросов автомобильно-
го транспорта (~90%) и агрессивными компонентами,  содержащимися в
окружающем воздухе (оксиды серы и пыль сложного химического соста-
ва),  из которых значительную часть  составляют  выбросы  объектов
теплоэнергетики.
     Данные по загрязнению воздуха непосредственно на  автомагист-
ралях  приведены  в Приложении А.
     - твердых - наличием взвешенных веществ, содержащих сернистые
и др. химически активные соединения; пыли и грязи, сорбирующих аг-
рессивные компоненты из воздуха,  с поверхности земли  и  дорожных
покрытий;  частиц противогололедных материалов, наносимых в зимнее
время на поверхности дорожных покрытий и тротуаров.  Перечень при-
меняемых  солей антиобледенителей (по Временной инструкции по тех-
нологии зимней уборки проезжей части улиц и проездов с применением
химических  противогололедных  реагентов  и щебня фракции 2-5мм) с
указанием компонентов, влияющих на коррозионное состояние бетона и
железобетона, приведен в Приложении Б.
     - жидких - составом жидкостей,  к которым относятся  дорожные
моющие средства и нефтепродукты (проливы жидкого топлива и масел),
а также растворами твердых веществ.
     Степень агрессивного воздействия среды определяется сочетани-
ем условий эксплуатации по температуре и влажности (включая  попе-
ременное  замораживание и оттаивание) с агрессивными воздействиями
окружающей среды.
     4.4. По  сочетанию различных условий эксплуатации по окружаю-
щей среде все бетонные и железобетонные элементы конструкций авто-
дорог  могут быть подразделены на три категории (категории условий
эксплуатации),  в соответствии с которыми оценивается степень  аг-
рессивного воздействия среды.
     К первой категории (1) следует относить конструкции и их эле-
менты,  которые в процессе эксплуатации защищены от непосредствен-





ного попадания атмосферных осадков,  но при этом  подвержены  воз-
действию  наружной  температуры  и влажности окружающего воздуха и
агрессивных газов.  К конструкциям первой категории можно  отнести
элементы  стен  и  перекрытий  протяженных  (более 60 м) тоннелей,
конструкций, находящихся в закрытой части подземных и наземных пе-
реходов,  не подвергающиеся воздействию жидкостей с проезжей части
дорог,  в том числе заносимых колесами автотранспорта.
     Ко второй категории (2) следует относить все конструкции и их
элементы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, которые подверже-
ны воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов,  за исклю-
чением конструкций и их элементов, отнесенных к третьей категории.
     К третьей  категории  (3)  следует  относить конструкции и их
элементы,  эксплуатирующиеся на открытом  воздухе,  подвергающиеся
воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов и имеющих кон-
такт с твердыми и жидкими агрессивными средами,  а также  элементы
конструкций, на которые непосредственно попадают загрязнения с ко-
лес автотранспорта. К третьей категории относятся: дорожные покры-
тия из монолитного и сборного бетона и железобетона,  нижние части
подпорных стенок,  опоры эстакад и путепроводов, стен тоннелей (на
участках, примыкающих к портальной части), большая часть элементов
обустройства автомобильных дорог,  а также опоры мостов в зоне пе-
ременного уровня воды.
     Перечень элементов конструкций транспортных сооружений,  под-
вергающихся  воздействию  агрессивных  сред,  и  их расчетный срок
службы приняты в соответствии с МГСН 5.02 и приведены в Приложении
В.
     Принадлежность элементов конструкций к категории условий экс-
плуатации приведена в Таблице 1.
     4.5. Оценка агрессивного воздействия газообразных,  твердых и
 жидких  сред  по отношению к бетону и железобетону элементов конс-
трукций приведена в Таблице 2.  Степень  агрессивного  воздействия
среды  для  З категории условий эксплуатации принята с учетом воз-
действия растворов агрессивных компонентов и циклического  замора-
живания и оттаивания.




     При применении в конструкциях, относящихся к 1 и 2 категориям
условий  эксплуатации,  бетонов марок по водонепроницаемости W10 и
выше агрессивность воздействия среды можно принимать на одну  сту-
пень ниже указанной в Таблице 2.
     4.6. В случаях, когда части одной конструкции эксплуатируются
в  разных условиях агрессивного воздействия среды (например,  воз-
действию сильноагрессивных жидких  сред  подвержены  нижние  части
опор, подпорных стенок, открытые части конструкций лестничных схо-
дов подземных переходов и т.п.),  степень агрессивного воздействия
для всей конструкции можно принимать по наиболее агрессивной среде
(руководствуясь при этом экономической целесообразностью).

























   Таблица 1
     Принадлежность элементов конструкций к категории условий эксплуатации
 
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
| Соору- |  Конструкции сооружения    |    Местоположение участков      | Категория условий|
| жение  |  и их составные части      |                                 | эксплуатации     |
|        |                            |                                 | (по п. 4.6)      |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|    1   |           2                |             3                   |       4          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
| Мосты  | Опоры                      |На открытом воздухе, под водой   |       2          |
|        |                            |В зоне переменного уровня воды1) |       3          |
|        | Ригели, пролетные строения |                                 |       2          |
|        |                            |                                 |                  |
|        | Плита проезжей части       |Однослойная или верхний          |                  |
|        |                            |слой покрытия                    |       3          |
|        | Подпорные стенки           |На открытом воздухе              |       2          |
|        |                            |В зоне контакта с жидкой средой2)|       3          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|        | Опоры                      |На открытом воздухе              |       2          |
|Путепро-|                            |В зоне контакта с жидкой средой2)|       3          |
|воды    | Ригели, пролетные строения |                                 |       2          |
|        |                            |                                 |                  |
|        | Плита проезжей части       |Однослойная или верхний          |                  |
|        |                            |слой покрытия                    |       3          |
|        | Подпорные стенки           |На открытом воздухе              |       2          |
|        |                            |В зоне контакта с жидкой средой2)|       3          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+











Продолжение таблицы 1

+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|   1    |                2           |                 3               |       4          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|Тоннели |Стены, перекрытия, колонны  | Внутри протяженных тоннелей3)   |       1          |
|        |                            | На участках, примыкающих к      |                  |
|        |                            | портальной части:               |                  |
|        |                            | -  на открытом воздухе          |       2          |
|        |                            | -  в зоне контакта с жидкой     |                  |
|        |                            | средой2)                        |       3          |
|        |                            |                                 |                  |
|        |Плита проезжей части        | Внутри протяженных тоннелей3)   |       2          |
|        |                            | На участках, примыкающих к      |                  |
|        |                            | портальной части4)              |       3          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|Наземные|                            |                                 |                  |
|автома- |Плита дорожного покрытия    | Однослойная или верхний слой    |                  |
|гистрали|                            | покрытия                        |       3          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|Подзем- |Стенки, лестничные сходы    |Внутри протяженных переходов3)   |       1          |
|ные пе- |                            |                                 |                  |
|реходы  |                            |На участках, примыкающих к       |                  |
|(пешехо-|                            |выходам:                         |                  |
|дные со-|                            | -  на открытом воздухе          |       2          |
|оружения|                            | -  в зоне контакта с жидкой     |                  |
|тоннель-|                            | средой2)                        |       3          |
|ного ти-|                            |                                 |                  |
|па)     | Ригели,плита покрытия      |Внутри протяженных переходов3)   |       1          |
|        |                            |На участках, примыкающих к       |                  |
|        |                            |выходам                          |       2          |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
 






Продолжение таблицы 1


+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|    1   |              2             |                 3               |         4        |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|Закрытые| Опоры                      |На открытом воздухе              |         2        |
|надзем- |                            |В зоне контакта с жидкой средой2)|         3        |
|ные пе- | Пролетные строения, ригели |                                 |         2        |
|реходы  |                            |                                 |                  |
|(пешехо-| Плита пешеходной части     |                                 |         2        |
|дные    | Лестничные сходы           |                                 |         2,3      |
|мосты)  |                            |                                 |                  |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
|Элементы| Дорожные ограждения (на-   |                                 |                  |
|обустро-| ружные ограждения и ограж- |                                 |                  |
|йства   | дения разделительных полос |                                 |                  |
|автомо- | - блоки и плиты ограждений,|                                 |                  |
|бильных | сигнальные столбики, бор-  |                                 |                  |
|дорог   | товые камни), карнизы, во- |                                 |                  |
|        | доотводные лотки и др.     |                                 |         3        |
|        | Шумозащитные экраны        |  На открытом воздухе            |         2        |
|        |                            |В зоне контакта с жидкой средой2)|         3        |
+--------+----------------------------+---------------------------------+------------------+
   Примечания
     1) За зону переменного уровня воды для опор мостов принимается участок
опоры, располагающийся от 0,5 м ниже уровня промерзания воды до 1,0 м выше
верхнего уровня ледохода.
     2) За зону контакта с жидкой средой принимаются участки конструкций,
располагающиеся на высоте до 1,5 м от горизонтальной поверхности проезжей
или пешеходной части.
     3) К протяженным тоннелям и подземным переходам относятся сооружения
длиной соответственно более 60 м и 30 м.
     4) За участки тоннелей, примыкающих к портальной части и подземных
переходов, примыкающих к входам и выходам, принимаются части сооружений,
протяженностью не менее 20 м и 10 м соответственно.



Таблица 2
             Степень агрессивного воздействия среды

+---------+------------------------------------------------------+
|Категория|    Степень агрессивного воздействия среды к бетону1) |
|условий  |      и железобетону конструкций в зоне влажности     |
|эксплуа- +--------------------------+---------------------------+
|тации    |      нормальная          |      влажная              |
|по 4.4)  +-------------+------------+--------------+------------+
|         | к бетону    | к железобе-| к бетону     |к железобе- |
|         |             | тону       |              | тону       |
+---------+-------------+------------+--------------+------------+
|    1    |неагрессивная| слабо-     | неагрессивная| слабо-     |
|         |             | агрессивная|              | агрессивная|
+---------+-------------+------------+--------------+------------+
|         |неагрессивная| слабо-     | слабо-       | средне-    |
|    2    |             | агрессив-  | агрессивная  | агрессивная|
|         |             | ная2)      |              |            |
+---------+-------------+------------+--------------+------------+
|    3    |                 сильноагрессивная                    |
+---------+------------------------------------------------------+
     1) Степень агрессивного воздействия приведена для бетона мар-
ки по водонепроницаемости W4.
     2) На участках протяженных тоннелей, примыкающих к портальной
части, воздействие среды - среднеагрессивное.



            5. Требования к материалам и конструкциям
                        (первичная защита)

     5.1. Бетонные  и железобетонные конструкции транспортных соо-
ружений должны изготавливаться из  материалов,  обеспечивающих  их
коррозионную  стойкость на весь расчетный срок службы при своевре-
менном возобновлении защиты поверхностей конструкций, если таковая



предусмотрена настоящими нормами или проектом.  Срок службы бетон-
ных или конструктивно-армированных элементов обустройства  автомо-
бильных дорог (сигнальные столбики, бортовые камни и др.) и дорож-
ных покрытий, относящихся к 3 категории условий эксплуатации, дол-
жен обеспечиваться мерами первичной защиты.
     5.2. Требования к материалам для приготовления бетона
     5.2.1. В качестве вяжущего следует применять портландцемент по
ГОСТ 10178,  с содержанием трехкальциевого алюмината не более  8%.
Массовая доля  щелочных  оксидов  (Na2O+K2O)  в  пересчете на Na2O
(Na2O+0,658 K2 O) не должна превышать 0,6%.
     5.2.2. Допускается также применение цементов (вяжущих) низкой
водопотребности (ЦНВ) и (ВНВ) с содержанием минеральных добавок не
более 10%,  цементов с добавками органо-минеральных композиций се-
рии "МБ",  напрягающих и безусадочных цементов и  других  вяжущих,
приготовленных на цементной основе.  При этом необходимо соответс-
твие этих материалов утвержденным документам на них и наличие дан-
ных по обеспечению коррозионной стойкости и морозостойкости бетона
на указанных вяжущих и стойкости арматуры в этих бетонах.
     5.2.3. В  качестве мелкого заполнителя должен применяться пе-
сок,  удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633  и  ГОСТ  8736,  ГОСТ
9757.  В качестве крупного заполнителя должен применяться фракцио-
нированный щебень из изверженных горных пород,  гравий и щебень из
гравия,  удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 и ГОСТ 8267,  ГОСТ
9757.
     5.2.4. Химические  добавки  вводимые  в бетонную смесь должны
удовлетворять требованиям ГОСТ 26663 и ГОСТ 24211. 5.2.5. Вода для
приготовления  бетонной  смеси  должна соответствовать требованиям
ГОСТ 23732.


                    5.3. Требования к бетонам

     5.3.1. Бетон  для  конструкций транспортных сооружений должен
отвечать требованиям ГОСТ 26633, соответствующих стандартов и тех-
нических  условий  на конструкции и изделия.



     5.3.2. Коррозионная стойкость бетона и  железобетона  сущест-
венно  зависит от его проницаемости,  основным показателем которой
является марка бетона по водонепроницаемости, оцениваемая методами
ГОСТ  12730.5.  Марка  бетона  по  водонепроницаемости конструкций
транспортных сооружений,  контактирующих с  агрессивными  средами,
должна приниматься не ниже значений,  приведенных в Таблице 5. Для
конструкций с повышенными требованиями к непроницаемости, (несущие
и ограждающие конструкции тоннелей, подземных переходов тоннельно-
го типа и облицовки) не зависимо от степени агрессивного  воздейс-
твия  среды  марку бетона по водонепроницаемости следует принимать
не менее W12.  Для бетона элементов обустройства автомобильных до-
рог и водоотводных лотков марку бетона по водонепроницаемости сле-
дует принимать не менее W6.
     5.3.3. Марка  бетона по морозостойкости назначается в зависи-
мости от жесткости режимов эксплуатации по среде, с учетом средне-
месячной температуры наиболее холодного месяца в городе. Минималь-
ные значения марок бетона по морозостойкости железобетонных  конс-
трукций  толщиной до 0,5 м приведены в Таблице 3.
     Марка бетона по морозостойкости массивных бетонных конструк-
ций (толщиной более 0,5 м) 1 и 2 категорий  условий  эксплуатации
принимается соответственно не менее F100* и F200*,  а конструкций
массивных бетонных опор мостов в зоне переменного уровня не менее
F200**.


Таблица 3
       Минимальные марки бетона железобетонных конструкций
                        по морозостойкости

+--------------+-----------------+-------------------------------+
|Категория     |   Минимальная   |                               |
|условий       |   марка бетона  |       Примечания              |
|эксплуатации  |   по морозо     |                               |
|(по 4.4)      |   стойкости1)   |                               |
+--------------+-----------------+-------------------------------+
|   1          |      F100*      |                 -             |
+--------------+-----------------+-------------------------------+
|   2          |      F300*      |                 -             |
+--------------+-----------------+-------------------------------+
|   3          |      F300**     |   - для несущих конструкций,  |
|              |                 |     по п.4.4.                 |
|              |      F200**     |   - для элементов обустройств |
|              |                 |     автомобильных дорог,      |
|              |      F200**     |   - для дорожных покрытий     |
|              |                 |    (однослойных или верхнего  |
|              |                 |    слоя многослойных)         |
+--------------+-----------------+-------------------------------+
 1). *  Марки  бетона  по морозостойкости указаны применительно к
      испытаниям по первому базовому методу ГОСТ 10060;
     ** Марки  бетона  по морозостойкости указаны применительно к
      испытаниям по второму базовому методу ГОСТ 10060 для бетона
      дорожных и аэродромных покрытий.

     Бетоны конструкций  транспортных  сооружений,  подвергающихся
воздействию воды и знакопеременных температур (3 категория условий
эксплуатации),  следует  изготавливать  с обязательным применением
воздухововлекающих или микрогазообразующих добавок,  а также комп-
лексных добавок на их основе.  Объем вовлеченного воздуха в бетон-
ной смеси для изготовления конструкций и изделий должен  соответс-
твовать значениям, указанным в ГОСТ 26633.
     5.3.4. Выравнивающий и защитный слои мостового  полотна  про-
летных  строений рекомендуется выполнять из мелкозернистого бетона
класса по прочности не ниже В25,  водонепроницаемостью не ниже W6.
Морозостойкость  выравнивающего слоя должна быть не ниже F300*,  а
защитного слоя - не ниже F300** (см.примечания к таблице 3).
     5.3.5. Химические добавки, вводимые в состав бетонных смесей,
должны быть не токсичны и не вызывать загрязнений окружающей среды
     5.3.6. Требования  к  маркам  бетона по водонепроницаемости и
морозостойкости должны быть не менее значений,  указанных в  дейс-
твующих нормативных документах (см. п. 1.1).
     5.3.7. Не допускается введение хлористых солей в состав бето-
на  для  железобетонных  конструкций с напрягаемой и ненапрягаемой
арматурой,  бетонов, выравнивающих и защитных растворов, растворов
для  инъецирования  каналов  или для замоноличивания швов и стыков
армированных конструкций,  равно как и в состав  вяжущего  и  воды
затворения.


               5.4. Требования к стальной арматуре

       5.4.1. В железобетонных конструкциях транспортных  сооруже-
ний  применяются  арматурные стали по ГОСТ 5781,  ГОСТ 10884 и СТО
АСЧМ 7 с ограничениями, связанными со степенью опасности их корро-
зионного повреждения.
     5.4.2. По степени опасности коррозионного  повреждения  арма-
турные стали подразделяются на три группы - I, II и III. Распреде-
ление видов арматурной стали по группам и возможность их  примене-
ния в различных категориях условий эксплуатации приведены в Табли-
це 4.


     5.4.3. Арматурная  сталь  классов В-I и Вр-I в конструкциях с
допущенными расчетом трещинами должна применяться диаметром не ме-
нее  4  мм.  В арматурных канатах предварительно напряженных конс-
трукций диаметр проволок следует принимать не менее 2,5 мм  в  на-
ружных и 2,0 мм во внутренних слоях канатов.
     5.4.4. Арматурная сталь перед бетонированием не должна  иметь
коррозионных повреждений в виде слоистой ржавчины и язв.  Допуска-
ется к применению ненапрягаемая арматура с легким налетом ржавчины
(не более 100 мкм.).
     5.4.5. Повышение коррозионной стойкости арматуры в бетоне мо-
жет  достигаться применением защиты поверхности арматурных элемен-
тов металлизационными покрытиями или протекторными цинкнаполненны-
ми покрытиями, не снижающими сцепление арматуры с бетоном, а также
использованием в бетоне добавок-ингибиторов коррозии стали.
     5.4.6. В  случае  коррозионных  повреждений  арматурная сталь
должна быть проверена на соответствие требованиям ГОСТ 5781 и ГОСТ
10884, высокопрочные стали также и на склонность к хрупкому корро-
зионному разрушению.  При получении удовлетворительных результатов
испытаний  арматурная сталь может быть использована для изготовле-
ния конструкций и изделий.
     5.4.7. Высокопрочные  арматурные  стали с натяжением на упоры
могут находиться в напряженном состоянии до обетонирования  в  ат-
мосферных  условиях с влажностью более 75%  без защиты поверхности
сроком не более:
     - 1 месяца  -  для  высокопрочных  проволоки  и
стержневой арматуры;
     - 2-х недель - для канатов.











Таблица 4
              Условия применения арматурных сталей
 ш1.0
+------------+-------------------------------+-------------------+
|Группа стали|                               | Категория условий |
|            |   Класс арматурной стали1)    | эксплуатации      |
|            |                               | (по 4.4)          |
+------------+-------------------------------+-------------------+
|     I      | А240, А300, А400, А500С(гк),  |                   |
|            | А550В, А600, Ат600К, В-I,     |                   |
|            | Вр-I                          |   1, 2, 3         |
|            |                               |                   |
|            | А400С(тм), А500С(тм),         |                   |
|            | А500С(хд), Ат600С             |   1, 22), 32)     |
+------------+-------------------------------+-------------------+
|            |    Ат800К                     |                   |
|     II     |   Ат1000К                     |   1, 2, 3         |
|            |                               |                   |
|            | B-II, Вр-II, K7, K19          |   1, 2, 3         |
|------------+-------------------------------+-------------------+
|     III    | А800, А1000, Ат800, Ат1000    |   1, 2            |
|            |                               |                   |
|            | B-II, Bp-II, K7, К19 - при    |   1, 2            |
|            |диаметре проволок менее 3,5 мм |                   |
+------------+-------------------------------+-------------------+
    1) Значения индексов стержневых арматурных сталей:
       "С" - стержневая арматура свариваемая (гк - горячекатаная,
тм -термомеханически упрочненная, хд - холоднодеформированная);
       "В" -  стержневая  арматура  упрочненная  вытяжкой;  "т" -
стержневая арматура термомеханически упрочненная;
       "К" -  стержневая  арматура  термомеханически упрочненная,
стойкая против коррозионного растрескивания.
    2) В средне- и сильноагрессивной среде допускается к примене-
нию при экспериментальном обосновании.




            5.5. Расчетно-конструктивные требования к
                   железобетонным конструкциям

     5.5.1. Сохранность стальной арматуры железобетонных конструк-
ций в цементном бетоне в значительной степени обусловлена толщиной
защитного слоя бетона и его  непроницаемостью.  Толщина  защитного
слоя  бетона  определяется  наименьшим  расстоянием от поверхности
конструкции до поверхности ближайшего арматурного элемента.
     Минимально допустимые значения защитных слоев бетона приведе-
ны в Таблице 5.
     При этом  во всех случаях защитный слой бетона в конструкциях
должен быть не менее величин,  указанных в соответствующих  норма-
тивных документах (см. пункт 1.1).
     Данные Таблицы 5 не относятся  к  предварительно  напряженной
арматуре, располагаемой в открытых и закрытых каналах железобетон-
ных конструкций.


Таблица 5
    Минимальные значения толщины защитного слоя бетона (азс)
    при марках бетона по водонепроницаемости (W) для бетонных
                 и железобетонных конструкций

+--------------+----------------------+--------------------------+
|              |                      | азс (мм) и марка бетона  |
| Категория    |                      | по водонепроницаемости1) |
| условий      | Степень агрессивного | для арматурной стали     |
| эксплуатации |   воздействия среды  | группы                   |
| (по 4.4)     |                      +-----+---------+----------+
|              |                      | I   |  II     |  III     |
+--------------+----------------------+-----+---------+----------+
|     1        |   неагрессивная      |     |  20/W4  | 20/W4    |
|              +----------------------+20/W4+---------+----------+
|              | слабоагрессивная     |     |  25/W4, | 25/W6    |
|              |                      |     |         | 25/W82)  |
+--------------+----------------------+-----+---------+----------+
|     2        | слабоагрессивная     |25/W4|  25/W6  | 25/W8    |
|              +----------------------+-----+---------+----------+
|              | среднеагрессивная    |25/W6|25/W8 или| 30/W8    |
|              |                      |     | 30/W6   |          |
+--------------+----------------------+-----+---------+----------+
|     3        | сильноагрессивная    |30/W8|30/W8 или|   -      |
|              |                      |     | 35/W6   |          |
+--------------+----------------------+-----+---------+----------+
     1) Над чертой - значения толщины защитного слоя,  под чертой
- марка бетона по водонепроницаемости;
     2) Для проволоки  и  канатов  при  диаметре  проволок  менее
3,5мм.

     5.5.2. При расчете по предельным состояниям второй группы:  -
для  элементов  железобетонных конструкций мостов и труб категорию
требований к трещиностойкости и предельно допустимой ширине  раск-
рытия трещин следует принимать по данным СНиП 2.05.03;  - для эле-
ментов железобетонных конструкций,  расчитываемых по СНиП 2.03.01,
категорию требований к трещиностойкости и предельно допустимой ши-
рине непродолжительного (асrc1) и продолжительного (асrc2) раскры-
тия трещин следует принимать с учетом данных Таблицы 6.





























Таблица 6
            Категория требований к трещиностойкости и
               допустимая ширина раскрытия трещин

+------+----------------+----------------------------------------+
|      |                |  Категория требований к трещиностойко- |
|      |                |  сти и предельно допустимая ширина     |
|      |                |  раскрытия трещин асrc1 (асrc2), мм в  |
|      |                |  зависимости от категории условий      |
|      |                |  эксплуатации1),2),                    |
|Группа| Класс арматур- +---------+-------------------+----------+
|стали |  ной   стали   |     1   |        2          |   3      |
|      |                +---------+-------------------+----------+
|      |                |  при степени агрессивного воздействия  |
|      |                |                среды                   |
|      |                +---------+---------+---------+----------+
|      |                |  слабой | слабой  | средней | сильной  |
+------+----------------+---------+---------+---------+----------+
|      |  А240, А300,   |         |         |         |          |
|      | А400, А500(сг) |         |         |         |          |
|      |                |         |         |         |          |
|      | А550В, А600,   |         |         |__3___   |__3___    |
|  I   | Ат600К         |         |         |0,15(0,1)|0,1(0,05) |
|      |                |         |         |         |          |
|      | В-I, Вр-I      |__3___   |__3___   |         |          |
|      |                |0,25(0,2)|0,2(0,15)|         |          |
|      | А400С(тм),     |         |         +---------+----------+
|      | А500С(тм),     |         |         |Допускается к приме-|
|      | А500(хд),      |         |         |нению при экспериме-|
|      | Ат600С         |         |         |нтальном обосновании|
+------+----------------+---------+---------+---------+----------+
|      | Ат800К         |__3___   |__3___   | __2___  | _2___    |
|      | Ат1000К        |0,15(0,1)|0,1(0,05)|  0,1    | 0,05     |
|      |                |         |         |         |          |
| II   | B-II, Вр-II,   |__2___   |__2___   | __2___  | 1        |
|      |  K7, K19       | 0,1     | 0,05    |  0,05   |          |
+------+----------------+---------+---------+---------+----------+
|      | А800, А1000,   |__2___   |__2___   |   1     |          |
|      | Ат800, Ат1000  | 0,1     | 0,05    |         |Не допус- |
| III  |                |         |         |         |кается к  |
|      | B-II, Bp-II,   |__2___   |__2___   |   1     |примене-  |
|      | K7, К19 при ди-| 0,05    | 0,05    |         |нию       |
|      | аметре проволок|         |         |         |          |
|      | менее 3,5 мм   |         |         |         |          |
+------+----------------+---------+---------+---------+----------+
     1) Понятия категории требований к трещиностойкости, продолжи-
тельного и непродолжительного раскрытия трещин  приведены  в  СНиП
2.03.01.
     2) Над чертой - категория требований к трещиностойкости;  под
чертой  -  допустимая ширина непродолжительного и продолжительного
"в скобках" раскрытия трещин.

     5.5.3. При  определении  ширины  непродолжительного раскрытия
 трещин допускается ветровую нагрузку принимать в размере  30%  от
 нормативных значений, приведенных в СНиП 2.01.07.
     5.5.4. При применении оцинкованной арматуры предельно  допус-
 тимая ширина раскрытия трещин для слабо и среднеагрессивной среды
 может быть увеличена на 0,05мм.
     5.5.5. При  армировании защитного слоя мостового полотна сле-
дует применять оцинкованные сварные  сетки  с  диаметром  стержней
5мм, применение сетки Рабица не допускается.


          6. Защита от коррозии поверхностей конструкций
                         (вторичная защита)

     6.1. Защита от коррозии поверхностей конструкций транспортных
сооружений требуется в следующих  случаях:
     - для  железобетонных конструкций,  относящихся к 1 категории
условий эксплуатации,  находящихся во влажной зоне и для железобе-
тонных конструкций,  относящихся ко 2 категории условий эксплуата-
ции;
     - для  железобетонных конструкций,  относящихся к 3 категории
условий эксплуатации, за исключением монолитных и сборных плит до-
рожного покрытия.
     Конструкции стен и перекрытий внутри тоннелей и подземных пе-
реходов, относящихся к 1 категории условий эксплуатации, защищают-
ся с учетом требований п.8.2.
     Необходимость защиты элементов дорожного обустройства решает-
ся в зависимости от их конструктивного решения и срока службы.
     При принятии более эффективных мер первичной защиты, чем при-
веденные в разделе 5, отказ от применения вторичной защиты решает-
ся  отдельно в каждом конкретном случае.
     6.2. Защита от коррозии поверхностей бетонных и  железобетон-
ных конструкций должна предусматриваться со стороны непосредствен-
ного воздействия агрессивной среды.  Защиту поверхностей конструк-
ций  следует назначать с учетом необходимости и возможности возоб-
новления защитных покрытий.


     6.3. По  характеру  взаимодействия  защитных систем с поверх-
ностью бетона последние могут быть условно подразделены на три ви-
да:
     1. Лакокрасочные:
        а) тонкослойные
        б) толстослойные эластичные
     2. Пропиточно-кольматирующие:
        а) на органо-полимерной основе
        б) на цементно-полимерной основе
     3. Изолирующие:
        а) рулонные, листовые, наплавляемые,
        б) облицовочные плиточные или блочные,
        в) мембраны.
     Основные параметры отдельных видов вторичной защиты приведены
в Таблице 7.

Таблица 7
       Основные параметры отдельных видов вторичной защиты

+-------------------+--------------+-----------------------------+
|   Виды вторичной  |              |   Параметры систем защиты   |
|   защиты          | Рекомендуемые+-----------+-----------------+
+--+----------------+ материалы1)  |  Глубина  |Толщина   Срок   |
| N| Наименование   |              |  пропитки,|покрытия  службы,|
|  |                |              |   мм      |слоя),мм  лет    |
+--+----------------+--------------+-----------+--------+--------+
|  |а) Лакокрасочные|              |           |        |        |
|  |тонкослойные    | Приложение Г |    -3)    | до 0,2 |  2-5   |
| 1+----------------+--------------+-----------+--------+--------+
|  |б) Лакокрасочные|              |           |        |        |
|  |толстослойные   | Приложение Д |    -      |0,25-20 | 10-15  |
+--+-----+----------+--------------+-----------+--------+--------+
|  |П к ю| а)на ор- |              |           |        |        |
|  |р о щ| гано-по- |              |   3-15    |   -    | 10-15  |
|  |о л и| лимерной |              |           |        |        |
|  |п ь е| основе   |              |           |        |        |
| 2|и м  +----------+ Приложение Д +-----------+--------+--------+
|  |т а  | б)на це- |              |           |        |        |
|  |о т  | ментно-  |              |   3-30    |1,5-5   |более 20|
|  |ч и  | полимер- |              |           |        |        |
|  |н р  | ной ос-  |              |           |        |        |
|  |о у  | нове     |              |           |        |        |
|  |- -  |          |              |           |        |        |
+--+-----+----------+--------------+-----------+--------+--------+
| 3|Изолирующие     |              |           |        |        |
|  |рулонные и      | Приложение И |   -       |  -     |  -2)   |
|  |листовы         |              |           |        |        |
+--+----------------+--------------+-----------+--------+--------+
 1) В приложениях приведены материалы отечественного производства;
 2) Сроки службы зависят от вида материалов и клеящих составов.
 3) Кроме кремнийорганических жидкостей.

     6.4. Лакокрасочные  тонкослойные  и  толстослойные эластичные
покрытия,  адгезионно связанные с поверхностью  бетона,  выполняют
функции изоляции,  предотвращая попадание влаги и агрессивных ком-
понентов в тело бетона и требуют возобновления во времени
     Лакокрасочные материалы применяются,  как самостоятельные за-
щитные покрытия, так и в качестве грунтовочных или покрывных слоев
комбинированных защитных систем. Комбинированные защитные системы,
включающие в себя пропиточные композиции и покрывные лакокрасочные
материалы, увеличивают защитное действие по сравнению с традицион-
ными лакокрасочными  покрытиями.  Комбинированные  системы  должны
удовлетворять  требованиям по совместимости грунтовочных и покрыв-
ных слоев.
     Характеристики рекомендуемых лакокрасочных тонкослойных мате-
риалов по типу пленкообразующего и их применение в зависимости  от
категории  условий эксплуатации по среде приведено в Приложении Г.
При этом толщина покрытия,  наносимая на поверхность  конструкций,
должна  составлять 0,08-0,15 мм для 1 категории условий эксплуата-
ции по среде и 0,15-0,2 мм - для 2 категории.
     Трещиностойкие лакокрасочные покрытия следует предусматривать
для конструкций, деформации которых сопровождаются раскрытием тре-
щин в пределах, указанных в Таблице 7.
     Уточненные характеристики рекомендуемых  лакокрасочных  толс-
тослойных  материалов  и комбинированных систем покрытий,  а также
область их применения приведены в Приложениях Д и Ж.
     6.5. Пропиточно-кольматирующие  составы  на органо-полимерной
основе при нанесении на бетон проникают в поры и капилляры поверх-
ностных  слоев  бетона с последующей полимеризацией без непосредс-
твенного химического взаимодействия с  растворной  частью  бетона.
     Пропиточно-кольматирующие составы  на цементно-полимерной ос-
нове представляют собой сухие  смеси,  затворяемые  водой.  Жидкая
составляющая  нанесенного на поверхности раствора проникает вглубь
бетона и в результате физико-химического взаимодействия с  цемент-
ным  камнем преобразуется в кристаллические нерастворимые или мало
растворимые новообразования, кальматирующие поры и капилляры. Глу-
бина преобразованного слоя бетона при этом составляет порядка 3-30
мм.



     Основной областью применения пропиточно-кольматирующих систем
является создание поверхностного слоя конструкций повышенной водо-
непроницаемости.
     6.6. Для защиты элементов транспортных сооружений  в  зависи-
мости от условий эксплуатации по среде защитные покрытия и системы
должны обладать: адгезией к бетону, атмосферостойкостью, паропрол-
ницаемостью и,  при необходимости, химической стойкостью и декора-
тивными свойствами.
     Общие требования, предъявляемые к защитным покрытиям и систе-
мам и технологии их нанесения,  включая требования по охране окру-
жающей среды при производстве защитных работ, должны быть изложены
в Технических условиях на материалы и системы,в проектной докумен-
тации на конкретные обьекты.
     К пропиточно-кольматирующим  системам,  наносимым на бетонные
поверхности, предъявляются дополнительные требования:
     - их  эффективность при защите поверхностей бетона по показа-
телю водопоглощения бетона (по ГОСТ 12730.3) при нанесении  покры-
тия  на все поверхности образцов в испытаниях;
     - их эффективность при защите поверхностей бетона по  показа-
телю  водонепроницаемости (по ГОСТ 12730.5) при нанесении покрытия
на поверхности образца в двух вариантах:  со стороны давления воды
и с противоположной стороны;
     - их эффективность при защите поверхностей бетона по  показа-
телю морозостойкости бетона (по ГОСТ 10060) при нанесении покрытия
на все поверхности образца.
     Эффективность различных  защитных покрытий по указанным пока-
зателям и область их применения в зависимости от категории условий
эксплуатации приведены в Приложении Ж.
     6.7. Для защиты поверхностей конструкций, относящихся к 3 ка-
тегории условий эксплуатации по среде,  следует применять комбини-
рованные системы,  состоящие из пропиточных и изолирующих материа-
лов, общей толщиной не менее 0,2 мм.
     При наличии условий капиллярного подсоса бетоном воды  и  аг-
рессивных  жидкостей  защитные покрытия и системы следует наносить
на все поверхности конструкций для  полного  исключения  попадании
жидкости в тело бетона.  Не допускается применение паронепроницае-
мых покрытий, так как они препятствуют удалению имеющейся в бетоне


влаги,  что  приводит к преждевременному разрушению бетона при мо-
розных воздействиях.
     6.8. Изолирующие (листовые и рулонные материалы) могут приме-
няться в качестве непроницаемого подслоя,  в том числе под облицо-
вочные покрытия.
     Гидроизоляцию элементов мостового полотна,  перекрытий и про-
хожей части надземных пешеходных переходов следует выполнять в со-
ответствии с требованиями СНиП 2.05.03 и МГСН 5.02.
     При использовании  многослойной гидроизоляции необходимо соб-
людать требования по совместимости применяемых в  составе  многос-
лойной изоляции материалов.
     6.9. Облицовочные штучные плитные или блочные изделия, следу-
ет применять для защиты нижних участков стен,  опорных стоек и ко-
лонн транспортных сооружений. Облицовочные материалы для элементов
конструкций, относящихся к 3 категории условий эксплуатации, долж-
ны обладать повышенной стойкостью к воздействию сложной жидкой аг-
рессивной среды, морозостойкостью и обеспечивать защиту поверхнос-
тей конструкций от механических повреждений.
    6.10. Для защиты от коррозии следует применять материалы, ком-
позиции и защитные системы отечественного или  зарубежного  произ-
водства  при  наличии документального подтверждения их пригодности
для условий эксплуатации  бетонных  и  железобетонных  конструкций
транспортных сооружений.


         7. Защита от коррозии стальных закладных деталей
                    и соединительных элементов

     7.1. Толщины  стальных  элементов  закладных деталей и связей
(лист, полоса, профиль), подвергающихся коррозионным воздействиям,
следует принимать не менее 8 мм,  а арматурных стержней - не менее
12 мм.
     7.2. Закладные детали и соединительные элементы,  находящиеся
в обетонируемых стыках и узлах сопряжений конструкций должны иметь
защитный  слой бетона и марку бетона по водонепроницаемости не ни-
же,  чем в стыкуемых конструкциях.  Незащищенные закладные  детали


перед  установкой в формы для бетонирования должны быть очищены от
пыли,  грязи,  ржавчины и других загрязнений.
     7.3. Необетонируемые  закладные  детали и соединительные эле-
менты конструкций транспортных  сооружении  подлежат  обязательной
защите от коррозии.
     7.4. Оценку степени агрессивного воздействия среды на  необе-
тонируемые  поверхности закладных деталей и соединительных элемен-
тов следует производить по отношению к стали,  как  для  элементов
металлических конструкций.
     Степень агрессивного воздействия среды по отношению  к  стали
для условий эксплуатации 1,  2 и 3 категорий (см. п. 4.6) оценива-
ется соответственно как слабо-,  средне- и сильноагрессивная.
     7.5. Защита от коррозии поверхностей необетонируемых стальных
закладных деталей и соединительных элементов сборных и  монолитных
железобетонных конструкций,  относящихся к 1 и 2 категориям,  осу-
ществляется:
     * лакокрасочными   покрытиями,  предназначенными  для  защиты
стальных конструкций1);
     * цинковыми покрытиями,  наносимыми методами горячего или хо-
лодного2) цинкования или газотермического напыления;
     * комбинированными покрытиями (лакокрасочными по металлизаци-
онному слою).
     Примечания:
     1) Возможно применение отсутствующих в СНиП 2.03.11 современ-
ных отечественных и зарубежных лакокрасочных материалов для защиты
стали при надлежащем обосновании их стойкости к  атмосферным  воз-
действиям  городской  среды и совместимости с рекомендованными ме-
таллическими защитными покрытиями.
     2) Холодное  цинкование представляет собой защиту от коррозии
цинкнаполненными композициями,  наносимыми на поверхность  металла
методами,  используемыми  для лакокрасочных материалов:  способами
пневматического или безвоздушного распыления,  окунанием,  кистью,
валиком.
     Некоторые сведения о составах для защиты  стальной  арматуры,
стальных  закладных деталей и соединительных элементов приведены в
Приложении Е).
     7.6. Варианты защиты от коррозии закладных деталей и соедини-
тельных элементов для различных категорий условий эксплуатации  по
среде приведены в таблице 8.

Таблица 8

        Варианты защиты необетонируемых закладных деталей
                    и соединительных элементов

+----------------+-----------------------------------------------+
|Категория       |              Вариант защиты                   |
|условий (по 4.6)|                                               |
+----------------+-----------------------------------------------+
|       1        |1.Горячее цинкование толщиной не менее 60 мкм. |
|                |2.Холодное цинкование толщиной не менее 80 мкм.|
+----------------+-----------------------------------------------+
|                |1.Горячее цинкование толщиной не менее 60 мкм  |
|                |с последующим окрашиванием лакокрасочными ма-  |
|                |териалами толщиной не менее 150 мкм.           |
|                |2.Газотермическое напыление цинка толщиной не  |
|       2        |менее 120 мкм, с последующим окрашиванием ла-  |
|                |кокрасочными материалами толщиной не менее     |
|                |150 мкм.                                       |
|                |3.Холодное цинкование толщиной не менее 80 мкм |
|                |с последующим окрашиванием лакокрасочными ма-  |
|                |териалами толщиной не менее 150 мкм.           |
+----------------+-----------------------------------------------+
|      3         |Выполнять из нержавеющих сталей                |
+----------------+-----------------------------------------------+


     7.7. Закладные детали и соединительные элементы, эксплуатиру-
ющиеся в условиях, соответствующих 3 категории, следует изготавли-
вать из нержавеющих сталей.  При отсутствии такой возможности воп-
рос  защиты  должен решаться в каждом конкретном случае.  При этом
толщины всех элементов закладных и соединительных  деталей  (плас-
тин,  уголков  и  диаметры  анкерующих  и соединяющих стержней) из
обычной стали должны быть увеличены не менее, чем на 2 мм по срав-
нению с расчетными или конструктивными значениями.
     7.8. Защиту от коррозии закладных  деталей  и  соединительных
элементов,  предназначенных только для монтажа конструкций, допус-
кается не производить при условии последующего окрашивания поверх-
ностей,  выходящих наружу.


     7.9. Допускается не наносить  защитные  покрытия  на  участки
закладных  деталей  и соединительных элементов,  обращенные друг к
другу плоскими поверхностями (типа листовых накладок), свариваемы-
ми герметично по всему контуру.
     7.10. Участки защитных покрытий,  нарушенные  при  монтаже  и
сварке,  а  также сварной шов должны быть защищены путем нанесения
на поверхности тех же самых или равноценных составов покрытий тре-
буемой толщины.


                    8. Требования безопасности

     8.1. При производстве работ по защите поверхностей бетонных и
железобетонных  строительных  конструкций  транспортных сооружений
необходимо соблюдать правила техники  безопасности,  предусмотрен-
ные:
    СНиП III-4 "Техника  безопасности  в  строительстве",
    ППБ 01 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации",
    ПОТ РМ 017  "Межотраслевые правила по охране труда  при  окра-
сочных работах".
     8.2. В целях обеспечения пожарной  безопасности,  конструкции
стен  и  перекрытий  внутри  тоннелей и подземных переходов должны
быть защищены материалами на минеральной основе.
     8.3. Все защитные материалы должны иметь сертификаты пожарной
и санитарно-гигиенической безопасности,  сопровождаться  паспортом
безопасности вещества,  предусмотренного ГОСТ 12.1.052.
     8.4. Все окрасочные работы,  связанные с применением лакокра-
сочных материалов в строительстве, должны проводиться в соответст-
вии с  общими  требованиями  безопасности по  ГОСТ 12.3.002,  ГОСТ
12.3.005 и ГОСТ 12.3.035.









                            Приложение А
                           (справочное)

             Уровень загрязнений атмосферного воздуха
               на автомагистралях г. Москвы1),3)
 
+--------------------+------------------------------------+
|                    |      Вид и концентрация2)          |
|                    | контролируемого  вещества, мг/м3   |
|  Участки контроля  +-------------------+----------------+
|                    |   Оксиды азота    | Оксид углерода |
|                    +---------+---------+----------------+
|                    |  NO     |    NO2  |       СО       |
+--------------------+---------+---------+----------------+
|  Садовое кольцо    | 1,83   
Заголовок: Постановление ПравительстваN 893-ПП
Дата: 2003-10-28
Позиционируется в разделах: Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание