ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июля 2003 г. N 616-ПП
О совершенствовании порядка
компенсационного озеленения в городе
Москве
В соответствии с Законом города Москвы "О защите зеленых на-
саждений" компенсационное озеленение является обязательным во
всех случаях утраты зеленых насаждений и объектов озеленения, в
том числе в процессе производства земляных и строительных работ.
Вместе с тем, существующая нормативная правовая база, регла-
ментирующая порядок проектирования, финансирования и реализации
мероприятий по возмещению утраты зеленых насаждений, не отвечает
требованиям по обеспечению сохранности или равноценной компенсации
частичной или полной утраты объектов озеленения.
В целях совершенствования порядка разработки и согласования
проектной документации, эффективного расходования средств Целевого
бюджетного территориального экологического фонда на реализацию
проектов компенсационного озеленения и благоустройства Правитель-
ство Москвы постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения компенсационного озеленения
(приложение 1).
2. Утвердить Методику расчета размера платежей за вырубку зе-
леных насаждений и для проведения компенсационного озеленения при
осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (при-
ложение 2).
3. Внести изменения в распоряжение Мэра Москвы от 14 мая 1999
года N 490-РМ "Об утверждении Методики оценки стоимости зеленых
насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их
повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы":
3.1. Исключить пункт 2 распоряжения.
3.2. В приложении (Методика оценки стоимости зеленых насажде-
ний и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их поврежде-
нием и (или) уничтожением на территории Москвы) абзац четвертый
изложить в новой редакции:
"Методика применяется при расчете размера ущерба и величины
убытков в случае установления факта экологического правонарушения,
повлекшего уничтожение или повреждение зеленых насаждений на тер-
ритории Москвы.".
3.3. В пункте б раздела 6 приложения исключить слова "а также
для расчета платежей за санкционированную вырубку зеленых насажде-
ний".
4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от
20 февраля 2001 года N 159-ПП "О порядке проведения компенсацион-
ного озеленения в городе Москве":
4.1. Дефис пятый пункта 2.6 приложения 1 изложить в новой ре-
дакции:
"- копии заключений на дендрологическую часть проектной доку-
ментации и на соответствие проектных материалов экологическим тре-
бованиям, выдаваемым Департаментом природопользования и охраны ок-
ружающей среды города Москвы;".
4.2. В пункте 2.8 приложения 1 слово "средств" заменить сло-
вами "платежей за уничтожение (вырубку) зеленых насаждений и в
возмещение вреда, причиненного их уничтожением".
4.3. Признать утратившим силу приложение 2 к постановлению.
5. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы ежегодно на правах государственного заказчика предс-
тавлять на утверждение Правительства Москвы по согласованию с Мос-
комархитектурой, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы и префектурами административных ок-
ругов перечень объектов нового озеленения из числа первоочередных,
предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 4 июня 2002
года N 413-ПП "О первоочередных мерах по дальнейшему улучшению
состояния и развитию озелененных территорий города Москвы", созда-
ваемых за счет средств компенсационного озеленения.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Реси-
на В.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 июля 2003 года N 616-ПП
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
КОМПЕНСАЦИОННОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ
В последнее десятилетие в Москве возросли темпы городского
строительства, в связи с чем значительно увеличилась вырубка зе-
леных насаждений. Изменение структуры жилых районов в ходе их ре-
конструкции предусматривает реконструкцию подземных инженерных
коммуникаций и удаление всех зеленых насаждений, посаженных в ох-
ранных зонах коммуникаций без соблюдения технических норм.
Данный Порядок направлен на решение вопросов, связанных с
восстановлением баланса озелененных территорий посредством нату-
рального озеленения, а также накоплением в Целевом бюджетном тер-
риториальном экологическом фонде (далее - ЦБТЭФ), средств поступа-
ющих на компенсационное озеленение за счет платежей за уничтожение
(вырубку) зеленых насаждений и в возмещение вреда, причиненного
уничтожением зеленых насаждений, и использованием целевых средств
на строительство новых объектов озеленения и реконструкцию сущест-
вующих.
Порядок разработан с целью приведения в соответствие с город-
ской природоохранной политикой и городскими нормами положений о
возмещении вреда от утраты зеленых насаждений.
1. Общие положения
1.1. При строительстве и реконструкции жилых и общественных
зданий, инженерных сооружений периодически возникает необходимость
удаления зеленых насаждений в зоне производства работ.
1.2. При получении согласования на производство работ и пору-
бочного билета в случае уничтожения деревьев, кустарников лицо, в
интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии
с Законом города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых
насаждений" (далее - Закон), обязано внести платежи за вырубку зе-
леных насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить
вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное
озеленение в денежной или натуральной формах).
1.3. Форма компенсационного озеленения определяется специаль-
но уполномоченным органом по защите зеленых насаждений - Департа-
ментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
(далее - Департамент).
1.4. Размер платежей рассчитывается проектной организацией и
утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в
соответствии с "Методикой расчета размера платежей за вырубку зе-
леных насаждений и для проведения компенсационного озеленения при
осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (да-
лее - Методика), утверждаемой Правительством Москвы.
1.5. Средства от указанных платежей направляются в бюджет го-
рода Москвы (ЦБТЭФ) для финансирования работ по компенсационному
озеленению.
1.6. Вырубка деревьев и кустарников разрешается без возмеще-
ния вреда:
- при проведении рубок ухода, санитарных рубок и реконструк-
ции зеленых насаждений;
- при вырубке аварийных деревьев и кустарников;
- при уничтожении зеленых насаждений, расположенных на терри-
ториях, специально отведенных для агротехнической деятельности по
их разведению и содержанию;
- при вырубке деревьев и кустарников, нарушающих световой ре-
жим в жилых и общественных зданиях;
- при вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в охран-
ных зонах инженерных сетей и коммуникаций;
- при вырубке деревьев и кустарников при ликвидации аварийных
и чрезвычайных ситуаций.
1.7. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кус-
тарников на объектах строительства, реконструкции и капитального
ремонта зданий, сооружений, инженерных коммуникаций оформляется
Департаментом в соответствии с порядком, утвержденным постановле-
нием Правительства Москвы от 20 февраля 2001 года N 159-ПП "О по-
рядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве" и
постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года
N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зе-
леных насаждений города Москвы".
2. Виды и критерии определения форм компенсационного озелене-
ния.
2.1. В соответствии с Законом вред, причиненный зеленым наса-
ждениям, подлежит возмещению. Законом установлены две формы возме-
щения вреда:
натуральная - восстановление зеленых насаждений взамен унич-
тоженных, в соответствии с положениями статьи 4 Закона;
денежная - аккумулирование и последующее использование целе-
вых средств ЦБТЭФ на компенсационное озеленение, в том числе
на создание новых объектов озеленения и реконструкцию городских
объектов озеленения в соответствии с городскими программами
реконструкции зеленых насаждений, Генеральным планом развития
города Москвы, градостроительными планами развития административ-
ных округов и районов.
2.2. Денежная форма компенсационного озеленения является ос-
новной и применяется в случаях, когда не происходит утрата функ-
ций озелененных территорий, при осуществлении следующих видов гра-
достроительной деятельности, приводящих к уничтожению зеленых на-
саждений:
- реконструкции ветхой и пятиэтажной жилой застройки;
- новой жилой застройки микрорайонов;
- прокладки инженерных коммуникаций;
- строительства новых транспортных магистралей.
2.3. При размещении отдельных объектов на озелененной терри-
тории в районе сложившейся застройки в порядке уплотнения (точеч-
ная застройка) компенсационное озеленение выполняется в натураль-
ной форме. При согласовании исходно-разрешительной документации на
застройку является обязательным представление эскиза N 1 на учас-
ток компенсационного озеленения.
2.4. Критерии применения натуральной формы компенсационного
озеленения в соответствии с Законом устанавливаются Департаментом.
3. Порядок применения компенсационного озеленения в нату-
ральной форме.
3.1. При предоставлении земельного участка для размещения
объекта на озелененной территории в соответствии с пунктами 2.3,
2.4 в составе исходно-разрешительной документации, представляемой
на согласование в Департамент, ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры или
АПУ административных округов дополнительно направляет:
- эскиз N 1 на участок компенсационного озеленения;
- заключение по обследованию объекта недвижимости;
- заключение по условиям проектирования;
- заключение Управления комплексного благоустройства ГУП
ГлавАПУ Москомархитектуры.
3.2. Москомархитектура выпускает исходно-разрешительную доку-
ментацию с эскизом N 1 на участок компенсационного озеленения.
3.3. Москомархитектура в заключении по обследованию объекта
недвижимости указывает территориальное расположение объекта строи-
тельства (в пределах Садового кольца, от Садового кольца до окруж-
ной железной дороги, от окружной железной дороги до границ города).
3.4. Департамент проводит обследование участков на предмет
наличия зеленых насаждений, пригодности их для застройки и выпол-
нения компенсационного озеленения, оформляет заключение, в состав
которого входят акты обследования земельных участков.
3.5. В состав проектно-сметной документации на строительство,
представляемой в Департамент на согласование, обязательно входит
проект компенсационного озеленения.
3.6. Проект компенсационного озеленения предусматривает соз-
дание объекта озеленения, после завершения работ передаваемого ба-
лансодержателю территории.
3.7. В состав проекта компенсационного озеленения входят:
- дендрологический план (масштаб 1:500) и перечетная ведо-
мость существующих зеленых насаждений;
- разбивочный и посадочный чертежи;
- проект вертикальной планировки;
- заключение Управления комплексного благоустройства ГУП Глав
АПУ Москомархитектуры по проекту компенсационного озеленения
3.8. Департамент рассматривает представленный пакет до-
кументов, включая проект компенсационного озеленения.
3.9. Порубочный билет оформляется при наличии положительного
заключения Департамента по утвержденной в установленном порядке
проектно-сметной документации, включая проект компенсационного
озеленения.
3.10. При выполнении компенсационного озеленения в натураль-
ной форме, согласно проекту, Департамент выписывает счет на оплату
вырубки (уничтожения) зеленых насаждений в размере их компенсаци-
онной стоимости и возмещения (компенсации) вреда и после его опла-
ты выдает порубочный билет.
4. Контроль за выполнением компенсационного озеленения в на-
туральной форме.
4.1. Департамент осуществляет контроль за выполнением работ
по компенсационному озеленению.
4.2. Приемку построенных объектов, где предусмотрено выполне-
ние компенсационного озеленения в натуральной форме, осуществляет
Государственная комиссия, в состав которой входят представители
Департамента. Объект считается принятым, если выполнены все требо-
вания, предусмотренные в проекте компенсационного озеленения и за-
ключении Департамента по проектно-сметной документации при наличии
документов, подтверждающих обязательства эксплуатирующей организа-
ции принять на баланс созданный объект.
5. Порядок применения денежной формы компенсационного озеле-
нения.
5.1. Денежная форма компенсационного озеленения определяется
в заключении Департамента по исходно-разрешительной документации.
5.2. Расчет стоимости компенсационного озеленения производит
проектная организация на стадии разработки проектно-сметной доку-
ментации в соответствии с Методикой.
5.3. Департамент при согласовании проектно-сметной документа-
ции в заключении по дендрологической части проекта указывает раз-
мер платежа за вырубку зеленых насаждений и возмещение вреда, при-
чиненного их уничтожением.
5.4. Порубочный билет выдается после оплаты счета за вырубку
(уничтожение) зеленых насаждений и возмещения (компенсации) вреда,
причиненного их уничтожением.
6. Порядок внесения и расходования средств для компенсацион-
ного озеленения.
6.1. Средства для компенсационного озеленения образуются за
счет:
- платежей за вырубку (уничтожение) зеленых насаждений;
- возмещения (компенсации) вреда, причиненного зеленым наса-
ждениям;
- штрафов за причинение вреда зеленым насаждениям, взимаемых
в соответствии с законодательством об административных правонару-
шениях;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц, в том числе
иностранных, на цели защиты и развития зеленых насаждений;
- поступлений от иных источников.
6.2. Средства для компенсационного озеленения вносятся в бюд-
жет города Москвы и учитываются на специальном счете
ЦБТЭФ.
6.3. При незаконном повреждении или уничтожении зеленых наса-
ждений средства от возмещения вреда и штрафы вносятся на основании
протоколов об административных правонарушениях, оформленных в ус-
тановленном порядке или по решению суда.
Размер указанных платежей определяется Департаментом в соот-
ветствии с Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и исчис-
ления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или)
уничтожением на территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра
Москвы от 14 мая 1999 года N 490-РМ.
6.4. При перечислении в бюджет города Москвы средств для ком-
пенсационного озеленения плательщики на платежных документах ука-
зывают назначение платежа: "Средства для компенсационного озелене-
ния".
6.5. В соответствии с Законом средства для компенсационного
озеленения расходуются на воспроизводство зеленых насаждений вза-
мен уничтоженных или поврежденных, в том числе на финансирование
следующих работ:
- приобретение (заготовка) и доставка посадочного матери-
ала, включая выкапывание саженцев деревьев и кустарников, погруз-
ку на автотранспорт и разгрузку, упаковку комов деревьев, оплату
стоимости приобретаемых для компенсационного озеленения саженцев и
семян;
- подготовка почвы для устройства газона и посадка деревьев и
кустарников, включая планировку, вспашку, дискование, рыхление
почвы фрезой, перекопку, боронование, разравнивание почвы;
- рытье ям и канав (траншей) для посадки деревьев и кустарни-
ков;
- замена грунта на 25%, 50% или 100% при посадке деревьев,
кустарников и устройстве газонов;
- укрепление откосов с применением биоматов, деревянной реше-
тки, одерновки, включая стоимость дерна;
- внесение в почву органических и минеральных удобрений при
подготовке посадочных мест и устройстве газонов;
- посадка деревьев и кустарников в готовые ямы и траншеи;
- устройство прикорневого полива (укладка поливочного водоп-
ровода, устройство приствольных лунок);
- посев семян трав, включая гидропосев, укладка дерна;
- работы по вертикальному озеленению;
- полив газонов, деревьев, кустарников при посадке;
- удаление не прижившихся в течение года после посадки дере-
вьев и кустарников в пределах норм отпада в послепосадочный период,
подсев семян газонных трав;
- погрузка и вывоз мусора;
- уход за зелеными насаждениями в течение года после посадки,
в том числе полив, рыхление почвы, внесение минеральных, органиче-
ских удобрений и стимуляторов роста, оправка приствольных лунок,
прополка сорняков, обрезка (стрижка) деревьев и кустарников, опра-
вка саженцев, оправка и замена кольев;
- разработка и согласование исходно-разрешительной и проект-
но-сметной документации компенсационного озеленения, подготовка
схем размещения посадок древесно-кустарниковых насаждений и согла-
сование их с отделом подземных сооружений Мосгеотреста. При этом
стоимость проектной документации не должна превышать 5% стоимости
работ;
- работы по подготовке территории для компенсационного озеле-
нения (валка сухостоя, корчевка пней, планировка территории, уст-
ройство поливочного водопровода, создание дорожно-тропиночной се-
ти, освещение, установка малых архитектурных форм и др.) в размере
не более 70% стоимости строительства.
6.6. Использование средств для компенсационного озеленения в
иных целях запрещается.
6.7. Ежегодно при утверждении сметы расходов ЦБТЭФ
Департамент определяет лимиты финансирования работ для компенса-
ционного озеленения по основным направлениям (проектирование,
озеленение, благоустройство и подготовка территории).
6.8. Финансирование компенсационного озеленения без проектов,
утвержденных в установленном порядке, запрещается.
6.9. Компенсационное озеленение осуществляется в следующих
формах:
- реконструкция и капитальный ремонт зеленых насаждений, сог-
ласно объемам и адресных спискам, ежегодно подготавливаемым Депар-
таментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы по согласованию с Департаментом при участии префектов соот-
ветствующих административных округов и утверждаемых Правительством
Москвы, в объеме не менее 60% от средств, предназначенных на ком-
пенсационное озеленение;
- создание новых объектов озеленения (парков, скверов, буль-
варов и т.д.) в соответствии с утвержденной Правительством Москвы
Программой озеленительных работ.
6.10. Адресные списки участков компенсационного озеленения
на проведение работ в следующем году формируются ежегодно в срок
до 1 февраля в разрезе административных округов по объектам нового
озеленения Департаментом по согласованию с Москомархитектурой и
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
города Москвы на основе данных:
- Мосэкомониторинга и данных мониторинга за состоянием зеле-
ных насаждений;
- заданий и планов, утвержденных постановлением Правительства
Москвы от 4 июня 2002 года N 413-ПП;
- заданий Генерального плана и градпланов округов и районов;
- предложений префектур административных округов, согласован-
ных с районными Управами, в том числе учитывающих плотность заст-
ройки округа и необходимость применения новых методов и форм озе-
ленения (вертикальное озеленение, сады на крыше, контейнерное озе-
ленение).
6.11. Объемы финансирования по каждому административному ок-
ругу определяются, исходя из объема средств для компенсационного
озеленения, поступивших в ЦБТЭФ в виде платежей и штрафов за унич-
тожение и причинение вреда зеленым насаждениям на территории соот-
ветствующих административных округов.
6.12. В течение года утвержденные объемы финансирования и их
распределение по видам работ могут корректироваться Главным распо-
рядителем средств ЦБТЭФ пропорционально фактическому поступлению в
него средств для компенсационного озеленения по административным
округам.
6.13. Финансирование работ по компенсационному озеленению
осуществляется на основании примерных контрактов (приложение 2 к
постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года
N 743-ПП), заключаемых в установленном порядке.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 29 июля 2003 года N 616-ПП
Методика расчета размера платежей
за вырубку зеленых насаждений и для проведения
компенсационного озеленения при осуществлении
градостроительной деятельности в городе Москве
1. Общие положения.
1.1. Методика предназначена для исчисления размера платежей,
подлежащих внесению в Целевой бюджетный территориальный экологи-
ческий фонд (далее - ЦБТЭФ) для компенсационного озеленения, в
случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, находящих-
ся на территории города Москвы.
1.2. Методика применяется:
- в процессе подготовки разделов оценки воздействия на окру-
жающую среду инвестиционных проектов и их экологической экспертизы
для стоимостной оценки потенциального вреда (ущерба и убытков),
который может возникнуть при осуществлении хозяйственной деятель-
ности, затрагивающей зеленые насаждения на территории Москвы;
- при исчислении размера платы за правомерную вырубку (унич-
тожение) зеленых насаждений и возмещение причиненного при этом
вреда;
- в иных случаях, связанных с определением стоимости зеленых
насаждений на территории Москвы, в том числе для определения рас-
ходов на компенсационное озеленение.
1.3. Оценка городских зеленых насаждений проводится методом
полного учета всех видов затрат, связанных с созданием и содержа-
нием городских зеленых насаждений или сохранением и поддержанием
естественных растительных сообществ в условиях города.
1.4. Вред, наносимый уничтожением зеленых насаждений, включая
городские леса и иные растительные сообщества, рассчитывается с
учетом влияния на ценность зеленых насаждений таких факторов, как
местоположение, экологическая и социальная значимость объектов
озеленения.
2. Термины и определения.
2.1. Зеленые насаждения (ЗН)- совокупность древесных, кустар-
никовых и травянистых растений на определенной территории.
2.2. Дерево - растение, имеющее четко выраженный деревянистый
ствол диаметром не менее 5 см на высоте 1,3 м, за исключением са-
женцев.
2.3. Кустарник - многолетнее растение, ветвящееся у самой по-
верхности почвы (в отличие от деревьев) и не имеющее во взрослом
состоянии главного ствола.
2.4. Травяной покров - газон, естественная травяная растите-
льность.
2.5. Заросли - деревья и (или) кустарники самосевного и поро-
слевого происхождения, образующие единый сомкнутый полог.
2.6. Компенсационная стоимость зеленых насаждений - стоимост-
ная оценка конкретных зеленых насаждений, устанавливаемая для уче-
та их ценности при уничтожении, складывается из интегрального по-
казателя сметной стоимости их посадки, стоимости посадочного мате-
риала и ухода, обеспечивающего полное восстановление их декоратив-
ных и экологических качеств.
2.7. Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых на-
саждений взамен утраченных.
3. Классификация и идентификация зеленых насаждений для опре-
деления компенсационной стоимости.
3.1. Для расчета компенсационной стоимости основных типов го-
родских зеленых насаждений применяется следующая классификация ра-
стительности вне зависимости от функционального назначения, место-
положения, формы собственности и ведомственной принадлежности го-
родских территорий:
- деревья;
- кустарники;
- травяной покров (газоны и естественная травяная раститель-
ность).
3.2. Породы различных деревьев в городе Москве по своей цен-
ности объединяются в группы.
Выделяются 4 группы:
- хвойные деревья;
- 1-я группа лиственных деревьев (особо ценные);
- 2-я группа лиственных деревьев (ценные);
- 3-я группа лиственных деревьев (малоценные).
Распределение древесных пород по их ценности представлено в
таблице 1.
Таблица 1
Распределение древесных пород по их ценности
+-----------------+----------------------------------------------+
|Хвойные породы | Лиственные древесные породы |
+-----------------+----------------+-----------------+-----------+
| | 1-я группа | 2-я группа | 3-я группа|
| +----------------+-----------------+-----------+
|Ель ,Лиственница,| Акация белая, | Абрикос, Береза,|Ива (кроме |
|Пихта, Сосна, Туя| Бархат амурс- | Боярышник (штам-|белой), |
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 616-ПП
Дата:
2003-07-29
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство