ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 июля 2003 г. N 568-ПП
Об утверждении Временного положения о
Системе экологического аудита в городе
Москве, Временного порядка проведения
экологического аудита, Критериев
отнесения организаций города Москвы к
числу рекомендованных для проведения
экологического аудита
В целях реализации постановления Правительства Москвы от
27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите", а также повышения
экологической безопасности и эффективности охраны окружающей среды
города Москвы и активизации предпринимательской деятельности в
сфере выполнения природоохранных работ (услуг) Правительство Моск-
вы постановляет:
1. Утвердить:
- Временное положение о Системе экологического аудита в горо-
де Москве (приложение 1);
- Критерии отнесения организаций города Москвы к числу реко-
мендованных для проведения экологического аудита (приложение 2);
- Временный порядок проведения экологического аудита (прило-
жение 3).
2. Согласиться с предложением Департамента природопользова-
ния и охраны окружающей среды города Москвы о возложении на ГУП
города Москвы "Экология московской промышленности" функций Цент-
рального органа Системы экологического аудита в городе Москве в
соответствии с Временным положением о Системе экологического ауди-
та в городе Москве, утвержденным настоящим постановлением.
3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы в IV квартале 2003 года утвердить:
- состав Совета по экоаудиторской деятельности;
- порядок проведения аттестации на право осуществления эко-
логического аудита, аккредитации учебно-методических центров по
обучению экологических аудиторов.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Исполняющий обязанности В.П.Шанцев
Мэра Москвы
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 года N 568-ПП
Временное положение о
Системе экологического аудита в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Временное положение (далее - Положение) разработано в
соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002
N 693-ПП "Об экологическом аудите" в целях реализации государс-
твенной экологической политики в городе Москве, развития экологи-
ческого аудита и экологической сертификации организаций, предпри-
нимательских видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности.
1.2. Положение основывается на следующих нормативных правовых
актах:
1) в области экологического аудита как правового механизма
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране
атмосферного воздуха";
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная ра-
споряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002
N 1225-р;
- Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации го-
сударственной и муниципальной собственности Москвы";
- стандарты ГОСТ Р ИСО:
14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Ос-
новные принципы.
14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Про-
цедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей сре-
дой.
14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.
14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологи-
ческой эффективности. Общие требования.
2) в области обеспечения безопасности населения и территории
города Москвы:
- федеральные законы "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов"; "О безопасности гидротехнических соо-
ружений", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера", "О техническом регулиро-
вании";
- Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации го-
сударственной и муниципальной собственности Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 05.02.2002 N 104-ПП
"Об утверждении Временного порядка разработки, согласования, ут-
верждения и состава предпроектной документации (обоснований инвес-
тиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, переба-
зировании промышленных предприятий в г.Москве";
- распоряжение Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ "Об утвержде-
нии Перечня предприятий и организаций на территории исторического
центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликви-
дации".
1.3. Настоящее Положение:
1.3.1. Вводит принципы организации и функционирования Систе-
мы экологического аудита в городе Москве, определяет ее структуру.
1.3.2. Устанавливает:
1) состав, цели, задачи функционирования Системы экологичес-
кого аудита в городе Москве;
2) виды экологического аудита;
3) участников экоаудиторских проверок;
4) основы организации экоаудиторской деятельности;
5) функции уполномоченного органа государственного регулиро-
вания в области экологического аудита в городе Москве;
6) функции Совета по экоаудиторской деятельности при уполно-
моченном органе государственного регулирования в области экологи-
ческого аудита в городе Москве;
7) функции Центрального органа Системы;
8) направления развития Системы экологического аудита в горо-
де Москве.
1.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным)
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российс-
кой Федерации.
2. Состав, цели, задачи и принципы организации и функциониро-
вания Системы экологического аудита в городе Москве
2.1. Система экологического аудита в городе Москве (далее -
Система) - это организационно-функциональное объединение, включаю-
щее: уполномоченный орган государственного регулирования в области
экологического аудита в городе Москве и органы координации экоау-
диторской деятельности, создаваемые при нем; экоаудиторские орга-
низации; организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятель-
ность; профессиональные экоаудиторские объединения; аккредитован-
ные учебно-методические центры по подготовке экоаудиторов, и имею-
щее целью внедрение и развитие экоаудиторской деятельности как ви-
да предпринимательской деятельности.
2.2. Целями Системы являются:
1) организация и внедрение в практику хозяйственной и приро-
доохранной деятельности в городе Москве:
а) экологического аудита в качестве:
- организационно-правового механизма независимой оценки при-
родоохранной деятельности организаций, являющихся потенциальными
источниками негативного воздействия на окружающую среду,
- финансово-экономического механизма, способствующего повы-
шению финансовой устойчивости деятельности и инвестиционной при-
влекательности аудируемых лиц, а также направленного на снижение
риска материально-финансовых потерь Правительства Москвы при бюд-
жетном финансировании деятельности организаций;
б) экоаудиторской деятельности как одного из видов предприни-
мательской деятельности, осуществляемого в целях охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности;
в) сопутствующих экологическому аудиту услуг, оказываемых
экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами ор-
ганизациям в области охраны окружающей среды и обеспечения эколо-
гической безопасности;
2) содействие повышению качества и обоснованности комплекса
мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопа-
сности города Москвы;
3) развитие экоаудиторской деятельности, осуществляемой в це-
лях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопаснос-
ти, снижения экологических и инвестиционных рисков, повышение эф-
фективности использования бюджетных средств города Москвы,инвести-
ционной привлекательности организаций.
2.3. В Систему входят:
1) Департамент природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы, являющийся уполномоченным органом государственного
регулирования в области экологического аудита в городе Москве (да-
лее - уполномоченный орган), согласно постановлению Правительства
Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите";
2) Совет по экоаудиторской деятельности при уполномоченном
органе;
3) Центральный орган Системы, утверждаемый Правительством Мо-
сквы;
4) аккредитованные при уполномоченном органе учебно-методи-
ческие центры по подготовке экоаудиторов, имеющие лицензии на ве-
дение образовательной деятельности;
5) экоаудиторские организации, внесенные в Реестр экоаудитор-
ских организаций, который ведется уполномоченным органом;
6) индивидуальные экоаудиторы, зарегистрированные в качестве
предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования
юридического лица, и внесенные в Реестр индивидуальных экоаудито-
ров, который ведется уполномоченным органом;
7) организации, отнесенные к числу экоаудируемых в соответст-
вии с Критериями отнесения организаций города Москвы к числу реко-
мендованных для проведения экологического аудита ( далее - Крите-
рии).
2.4. Система предназначена для решения следующих задач:
2.4.1. Унификации правил экологического аудита и контроль за
их соблюдением.
2.4.2. Формирования условий снижения экологических рисков при
принятии финансовых, хозяйственных и управленческих решений в го-
роде Москве.
2.4.3. Повышения качества экоаудиторских услуг и ведение Рее-
стров экоаудиторских организаций.
2.4.4. Организации проведения экологического аудита организа-
ций.
2.4.5. Формирования предложений в целевые программы охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности города
Москвы.
2.4.6. Организации и проведения работ по совершенствованию
методологических и правовых основ экологического аудита и подго-
товке экоаудиторов.
2.5. Система при решении перечисленных задач осуществляет
взаимодействие по организационным и методологическим вопросам эко-
аудиторской деятельности:
- с Некоммерческим партнерством "Экологический аудит "Эколо-
гическая аудиторская палата" и его региональными филиалами;
- с региональными учебно-методическими центрами по обучению
экоаудиторов;
- с Некоммерческим партнерством "Московская аудиторская па-
лата" (с Комитетом по экологическому аудиту);
- с Некоммерческим партнерством "Аудиторская палата России"
(с Комитетом по экологическому аудиту) и другими организациями.
2.6. Основные принципы организации и функционирования Систе-
мы:
1) обеспечение государственного регулирования организации и
функционирования Системы;
2) обеспечение решения практических задач Правительства Моск-
вы по экологической безопасности, снижению экологических и инвес-
тиционных рисков, повышению эффективности использования бюджетных
средств города Москвы;
3) информационно-функциональное взаимодействие Системы с сис-
темами добровольной экологической сертификации в городе Москве;
4) развитие экологического аудита по направлениям:
- экологический аудит страхователей (природопользователей)
при подготовке договоров страхования ответственности за вред, на-
носимый загрязнением окружающей среды;
- экологический аудит при проведении экологической сертифика-
ции.
3. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность:
участники и правовое регулирование
3.1. Основные понятия и определения
Экологический аудит (экоаудит)- независимая, комплексная, до-
кументированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных до-
кументов, в области охраны окружающей среды, требований междунаро-
дных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой дея-
тельности.
Экоаудиторская деятельность - предпринимательская деятель-
ность, осуществляемая экоаудиторской организацией или индивидуаль-
ным экоаудитором, по независимой проверке соответствия деятельнос-
ти организации требованиям законодательства и международным стан-
дартам в области охраны окружающей среды и природопользования,
обеспечения промышленной и экологической безопасности.
Объект экоаудита - хозяйственная и иная деятельность, связан-
ная с воздействием на окружающую среду, событие, условие, система
управления и/или информация об этих предметах.
Критерии экоаудита - политика, методы, процедуры или требова-
ния, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об
объекте аудита. Требования могут включать, но не ограничиваться
этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования ор-
ганизации, а также требования нормативных правовых актов или рег-
ламентов.
Аудиторские данные - проверяемые сведения, записи или заявле-
ния, касающиеся фактов воздействия на окружающую среду. Аудитор-
ские данные могут быть качественными и количественными; использую-
тся аудитором для сопоставления с критериями аудита и основываются
на интервью, изучении документов, наблюдениях за деятельностью и
условиями, на имеющихся результатах измерений, испытаний или све-
дениях, полученных иным путем в рамках аудита.
Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предпринима-
тель, чья деятельность подвергается экологическому аудиту.
Заказчик экологического аудита - субъект, заказавший эколо-
гический аудит.
Экоаудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным
требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее ква-
лификационный аттестат экоаудитора.
Ведущий экологический аудитор (ведущий экоаудитор) - лицо,
демонстрирующее хорошие знания и личные качества и навыки, которые
необходимы для обеспечения эффективного управления и руководства
процессом экологического аудита, удовлетворяющее требованиям стан-
дартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и квалифицированное руководить эко-
логическим аудитом и проводить его.
Экоаудиторская организация - организация, осуществляющая эко-
аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие экоаудиту услуги.
Сопутствующие экологическому аудиту услуги - отдельные услуги
(работы) по обеспечению рационального природопользования, охраны
окружающей среды и экологической безопасности, оказываемые экоау-
диторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами:
- аудируемому лицу в рамках программы экологического аудита
или по договору о возмездном оказании услуг с учетом положений
п.4.3.2 Временного порядка проведения экологического аудита;
- лицу, экологический аудит которого не проводился.
Под сопутствующими экологическому аудиту услугами понимаются
следующие по:
- составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате
за природопользование;
- консультированию по финансовым, хозяйственным и правовым
вопросам природопользования;
- анализу финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению
использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и эколо-
гической безопасности;
- консультированию по оценке и управлению экологическими рис-
ками;
- правовому консультированию при решении экологических споров;
- разработке и анализу инвестиционных проектов в части эколо-
гических рисков,
- проведению маркетинговых исследований;
- проведению научно-исследовательских и экспериментальных ра-
бот в области, связанной с экоаудиторской деятельностью, и распро-
странение их результатов;
- обучению в установленном законодательством порядке специа-
листов в областях, связанных с деятельностью по обеспечению ис-
пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологи-
ческой безопасности;
- разработке и внедрению системы управления окружающей средой
(СУОС) организациями в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО
14001;
- экологической паспортизации;
- оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйст-
венной деятельности;
- разработке раздела "охрана окружающей среды" в проектной
документации;
- разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбро-
сов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую
среду, лимитов размещения отходов, допустимых уровней воздействия
на окружающую среду, обоснования лимитов природопользования;
- экологическому мониторингу.
.
- 8 -
3.2. Аттестация на право осуществления экологического аудита
3.2.1. Аттестация на право осуществления экологического ауди-
та (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц,
желающих осуществлять экоаудиторские проверки. Аттестация прово-
дится уполномоченным органом в форме квалификационного экзамена.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалифи-
кационный аттестат экоаудитора без ограничения срока его действия.
3.2.2. Претенденты на получение квалификационного аттестата
экоаудитора должны удовлетворять следующим обязательным требовани-
ям:
- наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом
образовании либо в экологически ориентированных отраслях (экономи-
ки природопользования, либо промышленной экологии и т.д.), полу-
ченном в российских организациях высшего профессионального образо-
вания, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие докумен-
та о высшем образовании в перечисленных выше областях знаний, по-
лученном в образовательном учреждении иностранного государства, и
свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому
документу государственного образца о высшем образовании;
- наличие стажа работы в областях деятельности, связанных с
природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением промы-
шленной и экологической безопасности, не менее трех лет.
3.2.3. Дополнительные требования к претендентам на получение
квалификационного аттестата экоаудитора, а также порядок проведе-
ния аттестации на право проведения экоаудиторских проверок, пере-
чень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттес-
тации, типовая форма аттестата, программы квалификационных экзаме-
нов и порядок их сдачи определяются уполномоченным органом Прави-
тельства Москвы.
3.2.4. Экоаудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан
в течение каждых двух календарных лет, начиная со второго года,
следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по
программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным ор-
ганом Правительства Москвы.
Обучение по программам повышения квалификации осуществляется
лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деяте-
льности.
3.2.5. Основания и порядок аннулирования квалификационного
аттестата экоаудитора.
3.2.5.1. Квалификационный аттестат экоаудитора аннулируется в
случаях, если:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата эко-
аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий
наказание в виде лишения права заниматься экоаудиторскими провер-
ками в течение определенного срока;
3) установлен факт систематического нарушения экоаудитором
при проведении экоаудита требований, установленных законодательст-
вом Российской Федерации или правилами (стандартами) экоаудиторс-
кой деятельности, в т.ч. настоящим Положением;
4) установлен факт подписания экоаудитором экоаудиторского
заключения без проведения экоаудиторской проверки;
5) экоаудитор нарушает требование о прохождении обучения по
программам повышения квалификации.
3.2.5.2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата
экоаудитора принимает уполномоченный орган.
Экоаудитор, квалификационный аттестат которого аннулирован,
вправе обжаловать решение уполномоченного органа об аннулировании
квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня
получения решения об аннулировании квалификационного аттестата.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно-
ваниям, предусмотренным пп. 1),3),4) пункта 3.2.5.1, не вправе
повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право
осуществления экоаудиторской деятельности в течение трех лет со
дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата
экоаудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно-
ваниям, предусмотренным п.2) пункта 3.2.5.1, не вправе повторно
обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществле-
ния экоаудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного
вступившим в законную силу приговором суда.
3.2.5.3. Квалификационные аттестаты экоаудиторов, выданные в
установленном порядке до введения в действие настоящего Положения,
сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
По истечении указанного срока они могут быть обменены (без прове-
дения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоя-
щим Положением, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
3.3. Экоаудиторская организация:
3.3.1. Может быть создана в любой организационно-правовой
форме, за исключением открытого акционерного общества.
3.3.2. В ее штате должно состоять не менее трех экоаудиторов.
3.3.3. Осуществляет экологический аудит после внесения ее в
Реестр экоаудиторских организаций и получения соответствующего
свидетельства.
3.4. Экоаудитор осуществляет экоаудиторские проверки в качес-
тве работника экоаудиторской организации или в качестве лица, при-
влекаемого экоаудиторской организацией к работе на основании граж-
данско-правового договора, либо в качестве индивидуального пред-
принимателя, осуществляющего свою деятельность без образования
юридического лица.
3.5. Аудируемое лицо - организация или индивидуальный пред-
приниматель, экологический аудит которых осуществляется:
- либо по договору, который им заключается самостоятельно с
экоаудиторской организацией (экоаудитором),
- либо по договору собственника или учредителя аудируемого
лица с экоаудиторской организацией (индивидуальным экоаудитором).
3.6. Организация и контроль за проведением экоаудиторских
проверок
3.6.1. Экоаудиторские организации и индивидуальные экоудито-
ры (экоаудиторы) проводят экологический аудит на основании свиде-
тельства о внесении их в Реестры экоаудиторских организаций и ин-
дивидуальных экоаудиторов, выдаваемых уполномоченным органом.
3.6.2. Контроль качества работы экоаудиторских организаций и
индивидуальных экоаудиторов.
3.6.2.1. Экоаудиторские организации обязаны установить и соб-
людать правила внутреннего контроля качества проводимых ими экоау-
диторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным прави-
лам, регламентируются правилами (стандартами) экоаудиторской дея-
тельности и стандартами ГОСТ Р ИСО 14000 и настоящим Положением.
3.6.2.2. Система проверки качества работы экоаудиторских ор-
ганизаций и индивидуальных экоаудиторов внешними проверяющими ус-
танавливается уполномоченным органом, который может проводить та-
кие проверки.
3.6.2.3. Уклонение от проведения внешней проверки качества
работы или непредставление проверяющим всей необходимой для прове-
рки документации или иной требуемой информации может служить осно-
ванием для приостановления действия свидетельства о внесении в Ре-
естры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
3.6.2.4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества
работы экоаудиторских организаций (экоаудиторов) фактов системати-
ческого нарушения требований нормативных правовых актов или правил
(стандартов) экоаудиторской деятельности проверяющие обязаны сооб-
щить о них в уполномоченный орган.
Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к от-
ветственности вплоть до аннулирования у них квалификационного ат-
тестата экоаудитора, а также свидетельства о внесении в реестры
экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
4. Функции уполномоченного органа государственного регулиро-
вания в области экологического аудита в городе Москве
Основными функциями уполномоченного органа являются:
- организация разработки и утверждение правил (стандартов) и
иных документов, регламентирующих экоаудиторскую деятельность в
городе Москве;
- организация системы аттестации, обучения и повышения квали-
фикации экоаудиторов в городе Москве, организация аккредитации
учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов;
- аттестация физических лиц на право проведения экоаудита;
- аккредитация учебно-методических центров по подготовке эко-
аудиторов;
- организация системы контроля за соблюдением экоаудиторскими
организациями и индивидуальными экоаудиторами требований и условий
осуществления экоаудиторской деятельности в городе Москве;
- контроль за соблюдением экоаудиторскими организациями и ин-
дивидуальными экоудиторами правил (стандартов) экоаудиторской дея-
тельности;
- определение объема и разработка порядка представления упол-
номоченному органу отчетности экоаудиторскими организациями и ин-
дивидуальными экоаудиторами;
- ведение Реестров аттестованных экоудиторов, экоаудиторских
организаций, индивидуальных экоаудиторов и аккредитованных учебно-
методических центров в соответствии с положением о ведении указан-
ных Реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также предос-
тавление информации, содержащейся в Реестрах, всем заинтересован-
ным лицам;
- выдача свидетельств экоаудиторским организациям и индивиду-
альным экоаудиторам о включении их в Реестры.
5. Совет по экоаудиторской деятельности
5.1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка
экологического аудита и сопутствующих ему услуг создается Совет по
экоаудиторской деятельности (далее - Совет) при уполномоченном ор-
гане. Положение о Совете утверждается руководителем уполномоченно-
го органа.
5.2. Совет:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотре-
нии основных документов экоаудиторской деятельности и проектов ре-
шений уполномоченного органа;
- участвует в разработке правил (стандартов) экоаудиторской
деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмот-
рение уполномоченного органа;
- рассматривает обращения и ходатайства экоаудиторских орга-
низаций и индивидуальных экоаудиторов и вносит соответствующие ре-
комендации на рассмотрение уполномоченного органа;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Со-
вете.
5.3. Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного
органа по представлению экоаудиторских организаций, включенных в
Реестр экоаудиторских организаций, органов исполнительной власти
города Москвы, научных организаций и высших учебных заведений. В
состав Совета включаются представители органов исполнительной вла-
сти города Москвы, осуществляющих регулирование профессиональной
деятельности организаций, рекомендованных для проведения экологи-
ческого аудита, в соответствии с Критериями.
5.4. Представительство экоаудиторских и аудиторских (имеющих
подразделение по экологическому аудиту) организаций в Совете долж-
но составлять не менее 51 процента от общего состава Совета.
6. Центральный орган Системы экологического аудита в городе
Москве
6.1. Центральный орган Системы экологического аудита в городе
Москве (далее - Центральный орган Системы) определяется Правитель-
ством Москвы.
6.2. Основными функциями Центрального органа Системы являются:
- разработка проектов нормативных и инструктивно-методических
документов, регулирующих деятельность Системы, подготовка информа-
ционных материалов Системы;
- обеспечение проведения процедуры аттестации, обучения и по-
вышения квалификации экоаудиторов, аккредитации учебно-методичес-
ких центров по подготовке экоаудиторов в городе Москве;
- подготовка заключений для принятия решения об отнесении ор-
ганизаций к числу рекомендованных для проведения экологического
аудита в соответствии с Критериями;
- ведение Реестра организаций, отнесенных к числу рекомендо-
ванных для проведения экоаудита, и предоставление информации о них
экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам;
- подготовка предложений в программы и планы деятельности по
охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
- взаимодействие с участниками Системы в части обеспечения
организации их деятельности в рамках данной Системы;
- организация взаимодействия Системы с системами добровольной
сертификации по экологическим требованиям и с участниками страхо-
вой деятельности по страхованию гражданской ответственности за
вред вследствие загрязнения окружающей среды.
6.3. Центральный орган Системы действует в соответствии с По-
ложением о Центральном органе Системы, утверждаемом уполномоченным
органом.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 года N 568-ПП
Критерии отнесения организаций города Москвы
к числу рекомендованных для проведения экологического аудита
1. Настоящий документ устанавливает общие признаки (критерии)
деятельности организаций, в процессе осуществлении которой ока-
зывается негативное воздействие на окружающую среду, и основываясь
на которых должностными лицами принимаются решения о проведении
экологического аудита.
2. Проведение экологического аудита рекомендуется организаци-
ям вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых
форм, осуществляющим деятельность на территории города Москвы и
оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, либо соз-
дающим вероятность экологических рисков для природной среды города
Москвы.
3. Рекомендуется также проведение экологического аудита орга-
низациям:
- включенным в программу приватизации государственной и муни-
ципальной собственности в Москве, либо в программу участия города
в хозяйственных обществах;
- подлежащих реформированию и перебазированию в установленном
порядке.
4. Под негативным воздействием на окружающую среду в соот-
ветствии с действующим законодательством понимается воздействие
хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды.
Под экологическим риском понимается вероятность неблагоприят-
ных последствий для природной среды, вызываемых негативным воз-
действием хозяйственной и иной деятельности.
5. Характеристиками отдельных видов хозяйственной деятельнос-
ти, связанных с негативным воздействием на окружающую среду и ве-
роятностью экологических рисков, являются:
- наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- наличие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
- образование и размещение отходов производства и потребле-
ния;
- наличие физических воздействий (теплового, электромагнитно-
го и ионизирующего излучений, шума, вибрации и др.), осуществляе-
мых с превышением установленных нормативов.
.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 года N 568-ПП
Временный порядок
проведения экологического аудита
1. Общие положения
1.1. Временный порядок (далее - Порядок) разработан в соот-
ветствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002
N 693-ПП "Об экологическом аудите".
1.2. Настоящий порядок устанавливает основы регулирования
правовых отношений, возникающих между заказчиком экологического
аудита (далее - заказчик), аудируемым лицом и экоаудиторской орга-
низацией или индивидуальным экоаудитором на этапе заключения дого-
вора о проведении экологического аудита, в процессе экоаудиторской
проверки, на этапе оформления и сдачи экоаудиторского отчета (да-
лее - отчет) и экоаудиторского заключения (далее - заключение) за-
казчику, а также права, обязанности и ответственность аудируемых
лиц, экоаудиторских организаций и экоаудиторов.
2. Цель, задачи и принципы проведения и организация экологи-
ческого аудита
2.1. Цель и основные задачи экологического аудита
2.1.1. Цель экологического аудита - оценка деятельности орга-
низации в области охраны окружающей среды и экологической безопа-
сности:
- содействие субъектам хозяйственной деятельности в определе-
нии своей экологической политики;
- формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в
том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологиче-
ских требований;
- создание механизма реализации эффективного регулирования
природопользования и обеспечения устойчивого развития.
2.1.2. Основные задачи экологического аудита:
- обоснование экологической стратегии и политики организации;
- определение приоритетов при планировании природоохранной
деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможнос-
тей ее осуществления;
- проверка соблюдения аудируемым лицом природоохранного за-
конодательства, экологических норм и правил;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связан-
ных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности
аудируемого лица в области обеспечения рационального использования
природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безо-
пасности.
2.2. Принципы осуществления экологического аудита
2.2.1. Объективность и независимость экоаудиторов от проверя-
емой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении эко-
логического аудита;
2.2.2. Профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопро-
сах охраны окружающей среды, природопользования, экологической и
промышленной безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяй-
ственной деятельности;
2.2.3. Достоверность и полнота информации, на которой базиру-
ются выводы экологического аудита (заключение);
2.2.4. Комплексность экологического аудита (охват всех эколо-
гических аспектов деятельности субъекта хозяйственной деятельнос-
ти);
2.2.5. Ответственность экоаудиторов.
2.2.6. Конфиденциальность информации, полученной в результате
проведения экологического аудита.
3. Регламент проведения экологического аудита
3.1. Выбор экоаудиторской организации, индивидуальных экоау-
диторов, привлекаемых для проведения экологического аудита, осуще-
ствляется заказчиком из числа экоаудиторских организаций и индиви-
дуальных экоаудиторов, внесенных в соответствующие Реестры уполно-
моченным органом.
3.2. Экологический аудит организаций, в проверяемой докумен-
тации которой содержатся сведения, составляющие государственную
тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российс-
кой Федерации.
3.3. Экологический аудит проводится на основании гражданского
договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо инди-
видуальным экоаудитором.
3.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным)
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российс-
кой Федерации.
3.5. Инициативный экологический аудит осуществляется по реше-
нию заказчика, который самостоятельно определяет цели, задачи,
критерии и объем проведения экологического аудита.
3.6. Перед проведением проверки экоаудитором составляется и
документально оформляется план проведения экоаудита.
3.7. При составлении плана учитываются:
- деятельность аудируемого лица;
- система внутреннего контроля;
- сроки проведения проверки;
- необходимость привлечения других экоаудиторов и экспертов
к проверке;
- объемы работ и наличие обособленных структурных подразделе-
ний аудируемого лица;
- другие обстоятельства.
3.8. Экоаудитором составляется и документально оформляется
программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и
объем запланированных процедур экологического аудита.
3.9. При проведении экологического аудита в зависимости от
решаемых задач проверяются:
- учредительные документы аудируемого лица;
- разрешительные документы на осуществление основной деятель-
ности и воздействие на окружающую среду;
- документация о движении сырья и материалов;
- документация по существующей системе контроля соблюдения
природоохранных требований, экологической и промышленной безопас-
ности;
- документация на природопользование;
- документация по учету и списанию расходов на осуществление
мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;
- техническая документация аудируемого лица (технологический
регламент, другие документы);
- документальное и фактическое состояние систем оборудования
по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке,
утилизации, транспортировки и размещению отходов;
- документация о периодичности проверок оборудования и техно-
логических процессов на соответствие проектным требованиям.
3.10. Экоаудиторский отчет и экоаудиторское заключение.
3.10.1. Составление экоаудиторского отчета и экоаудиторского
заключения основывается на принципе существенности, а именно:
- обязательности учета всех существенных обязательств, уста-
новленных в процессе экологического аудита;
- обязательности изложения всех существенных обстоятельств,
приведших к составлению экоаудиторского заключения, отличного от
безоговорочно положительного.
3.10.2. Экоаудиторский отчет включает вводную, аналитическую
и итоговую часть (выводы, рекомендации).
3.10.3. Информация по экоаудиту, которая в обязательном поря-
дке включается в экоаудиторский отчет:
3.10.3.1. В вводную часть: юридический адрес, расчетный счет
и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и
отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в экологическом
аудите, реквизиты удостоверений экоаудиторов; перечень рассылки
заключения экологического аудита.
3.10.3.2. В аналитическую часть:
- наименование аудируемого лица, период его деятельности, за
который проводился экологический аудит;
- согласованные цели и объем экологический аудита;
- согласованные критерии, по которым проводится экологический
аудит;
- срок проведения экологического аудита;
- результаты анализа природоохранной деятельности, соответст-
вие ее требованиям природоохранного законодательства;
- факты выявленных в ходе экологического аудита существенных
нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации,
которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде
и здоровью населения.
В состав аналитической части могут быть включены:
- оценка имеющейся отчетности по охране окружающей среды,
природопользованию и обеспечению экологической безопасности;
- наличие разрешений на выбросы загрязняющих веществ, разме-
щение отходов, лицензии на водопользование и результаты проверки
выполнения их условий;
- анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязне-
ние окружающей среды и штрафов за нарушения природоохранного зако-
нодательства;
- анализ соблюдения технологических режимов, эффективности
работы очистных сооружений;
- анализ состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудо-
вания, являющегося источником негативного воздействия на окружаю-
щую среду;
- анализ собранной документации, результатов обследования, их
соответствие согласованным критериям аудита согласно разделам про-
граммы проведения экологического аудита;
- оценка эффективности производственного экологического конт-
роля;
- оценка вреда, нанесенного окружающей среде в процессе дея-
тельности аудируемого лица.
3.10.3.3. В итоговую часть:
- обоснованные выводы об общих результатах проверки состоя-
ния внутреннего контроля, экологического учета и отчетности орга-
низации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законо-
дательства; нормативов и нормативных документов, в области охраны
окружающей среды, требований международных стандартов.
- обоснование отнесения аудируемого лица к определенному
классу экологической опасности (пункт вводится в действие с момен-
та установления классов экологической опасности организаций Прави-
тельством Москвы);
- рекомендации по разработке мероприятий по снижению негатив-
ного воздействия на окружающую среду;
- последствия неприятия организацией соответствующих мер.
3.10.4. Экоаудиторское заключение:
- имеет структуру, аналогичную структуре экоаудиторского от-
чета;
- содержит обобщенную информацию о результатах экологического
аудита и выводы о соответствии деятельности аудируемого лица тре-
бованиям законодательства, нормативам и нормативным документам в
области охраны окружающей среды, требованиям международных стан-
дартов.
- не должно содержать конфиденциальной информации.
3.10.5. Экоаудиторское заключение и экоаудиторской отчет яв-
ляется собственностью заказчика.
3.11. Типовые решения, принимаемые экоаудитором в процессе
экоаудиторской проверки:
3.11.1. Формирование перечней оцениваемых показателей исходя
из анализа законодательства, регулирующего деятельность аудируемо-
го лица.
3.11.2. Согласование перечня оцениваемых показателей (крите-
риев) заказчиком с экоаудиторской организацией или индивидуальным
экоаудитором с использованием решающего правила:
- если соответствующие экологические требования, ограничения
(предписания), закрепленные в виде количественных или качественных
показателей юридическими нормами, стандартами, правилами, инструк-
циями, существенны в смысле величины потенциального риска воздейс-
твия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, то они включаются в перечень оцениваемых показате-
лей.
3.11.3. Фиксация соответствий (либо несоответствий) оценива-
емых показателей и характеристик деятельности аудируемого лица,
полученных при его обследовании и анализе информации о его деяте-
льности, их установленным значениям.
Принятие решения с использованием решающего правила:
- если значение оцениваемого показателя (характеристики) дея-
тельности аудируемого лица не соответствует установленному, то де-
лается вывод о наличии несоответствия.
3.11.4. Установление значительности или малозначительности
несоответствий.
Принятие решения об отнесении несоответствий к одной из кате-
горий - значительные или малозначительные - осуществляется с испо-
льзованием решающего правила:
- если риск, обусловленный выявленным несоответствием, превы-
шает допустимое значение, установленное нормативным правовым ак-
том, либо декларацией промышленной безопасности производственного
объекта, то несоответствие определяется как "значительное", в про-
тивном случае - как "малозначительное".
3.11.5. Принятие решения о соответствии деятельности аудируе-
мого лица нормам, правилам, инструкциям, стандартам:
а) деятельность признают соответствующей требованиям при от-
сутствии значительных несоответствий или при наличии не более 10
малозначительных несоответствий;
б) деятельность признают несоответствующей требованиям при
наличии одного значительного или более 10 малозначительных несоо-
тветствий.
3.11.6. Форма экоаудиторского заключения:
Экоаудиторское заключение может содержать:
- либо безоговорочно положительное мнение по результатам про-
верки,
- либо содержать мнение с оговоркой (модифицированное экоау-
диторское заключение).
3.11.7. В Системе могут быть введены внутренние правила (ста-
ндарты) экоаудиторской деятельности.
3.11.8. Экоаудиторские организации вправе устанавливать собс-
твенные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, которые
не могут противоречить правилам (стандартам) экоаудиторской дея-
тельности, принятым Правительством Москвы в установленном порядке.
4. Права и обязанности участников экоаудиторских проверок
4.1. Права и обязанности экоаудиторских организаций и индиви-
дуальных экоудиторов:
При проведении экоаудиторской проверки экоаудиторские органи-
зации и индивидуальные экоудиторы:
4.1.1. Вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения эколо-
гического аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с деяте-
льностью аудируемого лица в соответствии с п. 3.9. настоящего По-
рядка;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в
устной и письменной формах по вопросам, возникшим в ходе экоауди-
торской проверки;
4) отказаться от проведения экоаудиторской проверки или от
выражения своего мнения о соответствии природоохранной деятельнос-
ти законодательству в экоаудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой докумен-
тации;
- выявления в ходе экоаудиторской проверки обстоятельств,
оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение
экоаудиторской организации или индивидуального экоаудитора о сте-
пени достоверности представленной документации аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотно-
шений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не
противоречащие законодательству;
6) экоаудитор вправе осуществлять проведение экоаудиторских
проверок и оказание сопутствующих экологическому аудиту услуг
только при наличии у него действующего квалификационного аттестата
(удостоверения) государственного образца, выданного уполномоченным
органом, либо ранее выданного Госкомэкологией России, Министерст-
вом природных ресурсов Российской Федерации.
После введения типовой формы квалификационного аттестата в
Системе ранее выданные удостоверения экоаудиторов могут быть заме-
нены (без дополнительного обучения и повторной аттестации) с взи-
манием сборов только за оформление документа;
7) Экоаудиторские организации и индивидуальные экоаудиторы,
получившие ранее в установленном порядке лицензии на осуществление
экологического аудита, срок действия которых незакончен, могут
быть внесены в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных
экоаудиторов;
4.1.2. Обязаны:
1) осуществлять экоаудиторскую проверку в соответствии с нас-
тоящим Порядком.
При проведении экологического аудита организаций города Моск-
вы, предусмотренных Критериями, экоаудиторская проверка должна
быть комплексной, охватывающей все сферы деятельности организации,
все виды имущества, оценку деятельности филиалов, подразделений и
представительств аудируемого лица.
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую
информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения
экоаудиторской проверки, а также о нормативных правовых актах Рос-
сийской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской
организации и индивидуальных экоаудиторов;
3) в срок, установленный договором оказания экоаудиторских
услуг, передать экоаудиторское заключение аудируемому лицу и (или)
лицу, заключившему договор оказания экоаудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и состав-
ляемых в ходе экоаудиторской проверки, не разглашать их содержание
без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор
оказания экоаудиторских услуг, за исключением случаев, предусмот-
ренных законодательством Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоо-
тношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4.2. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключи-
вших договор оказания экоаудиторских услуг.
При проведении экоаудиторской проверки аудируемое лицо и
(или) лицо, заключившее договор оказания экоаудиторских услуг:
4.2.1. Вправе:
1) получать от экоаудиторской организации или индивидуального
экоаудитора информацию о законодательных и нормативных актах Рос-
сийской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской
организации и индивидуальных экоаудиторов;
2) получить экоаудиторское заключение в срок, определенный
договором оказания экоаудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотно-
шений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не
противоречащих законодательству.
4.2.2. Обязано:
1) создавать экоаудиторской организации и индивидуальным эко-
аудиторам условия для своевременного и полного проведения экоауди-
торской проверки, предоставлять им информацию и документацию, не-
обходимую для осуществления экоаудита, давать по устному или пись-
менному запросу индивидуальных экоаудиторов или экоаудиторских ор-
ганизаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и
письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения
экоаудиторской проверки сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ог-
раничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении эко-
аудиторской проверки;
3) своевременно оплачивать услуги экоаудиторских организаций
и индивидуальных экоаудиторов в соответствии с договором оказания
экоаудиторских услуг, в том числе в случаях, когда выводы экоауди-
торского заключения не согласуются с позицией работников экоауди-
руемой организации, а также в случае неполного выполнения экоауди-
торами работы по независящим от них причинам;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоо-
тношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству.
4.2.3. Заказчик обязан:
- определить цели экологического аудита;
- обеспечить выбор экологической аудиторской организации или
экоаудитора;
- осуществлять взаимодействие с аудируемой организацией для
достижения согласованности действий в процессе экологического ау-
дита;
- обеспечить экоаудиторам осуществление прав в соответствии с
п. 4.1.1 настоящего Положения.
4.3. Независимость экоаудиторов, экоаудиторских организаций
4.3.1. Экоаудит не может осуществляться:
1) экоаудиторами, являющимися учредителями (участниками) ау-
дируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, не-
сущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности в части
природопользования, и лицами, несущими ответственность за произво-
дственную деятельность и обеспечение экологической безопасности
предприятия;
2) экоаудиторами, состоящими с учредителями (участниками) ау-
дируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами,
несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том
числе в части природопользования аудируемого лица, в близком родс-
тве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья,
сестры, родители и дети супругов), и лицами, несущими ответствен-
ность за производственную деятельность и обеспечение экологической
безопасности предприятия;
3) экоаудиторскими организациями, руководители и иные долж-
ностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируе-
мых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, не-
сущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том
числе в части природопользования, и лицами, несущими ответствен-
ность за производственную деятельность и обеспечение экологической
безопасности предприятия;
4) экоаудиторскими организациями, руководители и иные должно-
стные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги,
братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети суп-
ругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должност-
ными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финан-
совой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природополь-
зования, и лицами, несущими ответственность за производственную
деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия;
5) экоаудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц,
являющихся их учредителями (участниками), для которых эти экоауди-
торские организации являются учредителями (участниками), в отноше-
нии дочерних организаций, филиалов и представительств указанных
аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с
этой экоаудиторской организацией учредителей (участников);
4.3.2. Экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоау-
диторами, оказывающими аудируемому лицу в течение последних трех
лет, непосредственно предшествующих проведению экологического ау-
дита, услуги по подготовке исходно-разрешительной и проектной до-
кументации осуществляемой деятельности:
- проектов размещения, в т.ч. разделов "охрана окружающей
среды";
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- предельно допустимых выбросов, сбросов, лимитов размещения
отходов;
- расчетов платы за природопользование;
- другой документации, являющейся объектом экоаудиторской
проверки.
4.3.3. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения эко-
аудиторским организациям за проведение экоаудита и оказание сопут-
ствующих ему услуг определяются договорами оказания экоаудиторских
услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких
бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, ко-
торые могут быть сделаны в результате экоаудита.
5. Особые положения
5.1. Установление уполномоченным органом факта подготовки
экоаудиторского заключения без проведения экоаудиторской проверки
или составленное по результатам такой проверки, но явно противоре-
чащее содержанию документов, представленных для экоаудиторской
проверки и рассмотренных экоаудиторской организацией в ходе ее
проведения, предусматривает:
- аннулирование у индивидуального экоаудитора или экоаудитор-
ской организации свидетельства о включении в соответствующие Ре-
естры;
- аннулирование у экоаудитора и индивидуального экоаудитора,
подписавшего такое заключение, квалификационного аттестата экоау-
дитора.
5.2. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуальные
экоаудиторы обязаны сохранять конфиденциальность в отношении све-
дений об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопу-
тствующие экоаудиту услуги.
5.3. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуаль-
ные экоаудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и доку-
ментов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении эко-
аудиторской проверки, и не вправе передавать указанные сведения и
документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без пись-
менного согласия аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопут-
ствующие экоаудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
5.4. Уполномоченный орган, Центральный орган Системы и иные
лица, получившие доступ к сведениям об операциях аудируемых лиц,
обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Верно:
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 568-ПП
Дата:
2003-07-22
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство