ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 июня 2003 г. N 450-ПП
О Концепции по восстановлению малых рек
и русловых водоемов города Москвы и
первоочередных мероприятиях по
реализации Концепции на период
2003-2005 гг.
В целях совершенствования системы управления водными объекта-
ми на территории города Москвы, проведения комплекса мероприятий
по очистке, реабилитации и благоустройству малых рек города Прави-
тельством Москвы принят и реализуется ряд постановлений по охране
и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и
благоустройству прилегающих к ним территорий (от 17.02.98 N 124 "О
генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и
очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года", от
17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверх-
ностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 г.", от
25.02.2003 N 102- ПП "О целевой среднесрочной экологической прог-
рамме города Москвы на 2003-2005 годы".
Для координации работ по управлению водными ресурсами и осу-
ществления контроля за состоянием водных объектов Правительство
Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию по восстановлению малых рек и русловых водое-
мов города Москвы (далее - Концепция), согласно приложению 1.
1.2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции на
период 2003-2005 гг., согласно приложению 2.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования
и охраны окружающей среды города Москвы разработать Программу по
восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до
2010 года и представить в IV квартале 2003 года в Правительство
Москвы в установленном порядке.
3. Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы функции заказчика по разработке
Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на
период до 2010 года. Провести в срок до 30 июля 2003 года тендер
на определение исполнителя-разработчика программы.
4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы обеспечить в 2003 году финансирование разработки
Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на
период до 2010 года из средств Целевого бюджетного территориально-
го экологического фонда.
5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в
рамках Городской программы развития науки и технологий на
2003-2004 годы обеспечить финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (приложение 2) в пределах лимитов,
выделенных по разделу "Охрана окружающей среды".
6. Установить, что финансирование работ по благоустройству
долин малых рек (п.12 приложения 2) осуществляется за счет и в
пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по
статье расходов "Содержание объектов внешнего благоустройства".
7. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы по заявке инвестора Управления городского заказа города
Москвы предусматривать в инвестиционных программах города на 2004
и последующие годы лимит капитальных вложений на проектирование и
выполнение работ, носящих капитальный характер, по восстановлению
малых рек и русловых водоемов города Москвы, выявленных в ходе их
обследования.
8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
8.1. Обеспечить жесткий контроль за соблюдением требований
природоохранного законодательства на водосборных площадях малых
рек и водоемов города Москвы.
8.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства города Москвы в III квартале 2003 года сфор-
мировать Городской координационный совет по контролю за разработ-
кой Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы
на период до 2010 года и последующей ее реализацией.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декаб-
ре 2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 июня 2003 года N 450-ПП
Концепция
по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы
1. Общие положения
Целью Концепции восстановления и реабилитации малых рек
г.Москвы является определение основных экологических и экономичес-
ких принципов городского развития, направленных на реабилитацию
малых рек, сочетание рационального использования природных ресур-
сов, социально-экономических и эколого-градостроительных приорите-
тов развития городских территорий, прилегающих к водным объектам,
а также формирование программы первоочередных мероприятий по реа-
билитации малых рек.
Основными принципами Концепции являются:
- обеспечение охраны, экологической реабилитации и научно
обоснованного, сбалансированного, рационального использования при-
родных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градострои-
тельных и рекреационных целях;
- использование природных ресурсов малых рек на основе соче-
тания и повышения эффективности правовых, экономических и адми-
нистративных методов управления водопользованием;
- обеспечение экологической безопасности при разработке и ре-
ализации градостроительных и инженерных решений по восстановлению
и реабилитации водных объектов;
- закрепление на законодательной основе ответственных за со-
держание водных объектов и их прибрежных территорий.
Результатом реализации программы по восстановлению и реабили-
тации малых рек является:
- комплексное градостроительное использование водных объектов
и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации;
- сохранение открытых русел малых рек и прекращение практики
заключения их в коллекторы; частичное восстановление открытых ру-
сел рек на отдельных участках;
- обеспечение нормативного качества воды путем комплекса на-
учно обоснованных инженерных и инженерно-биологических мероприятий
на малых реках;
- реализация бассейнового подхода к разработке схем охраны,
реабилитации и рационального градостроительного использования ма-
лых рек и прилегающих территорий;
- максимальное стимулирование естественных процессов самоочи-
щения в водных объектах;
- охрана и восстановление природных сообществ и биологических
ресурсов водных и околоводных экосистем;
- строительство очистных сооружений для очистки поверхностно-
го стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйс-
твенной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий;
- благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйс-
твенных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных
сточных вод;
- исключение сброса загрязненных производственных сточных вод
в водные объекты и в городскую водосточную сеть;
- реабилитация прибрежных территорий и долин малых рек с оп-
ределением их функционального назначения, балансодержателя и с
учетом сохранности территорий, относящихся к памятникам природы;
- вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов.
2. Анализ существующего положения
Водные объекты
На территории г.Москвы существует более 140 рек и ручьев.
Наиболее крупными из них являются реки Яуза (48 км), Сходня (47
км) и Сетунь (38 км), которые начинаются на территории Московской
области и являются притоками р.Москвы.
39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, в том числе
16 ( наиболее крупные) имеют протяженность более 2 км. Они предс-
тавляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную цен-
ность. 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные име-
ют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы.
На территории Москвы расположены более 360 водоемов естест-
венного и искусственного происхождения; из которых 170 являются
русловыми. Общая площадь водного зеркала прудов составляет более
900 га.
Общая протяженность открытых русел составляет порядка 310 км.
Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустрое-
на набережными и, следовательно, лишена элементов природного до-
линного комплекса.
Основная часть открытых русел малых рек (более 249 км) и во-
доемов находится на обслуживании ГУП "Мосводосток".
Система водных объектов г.Москвы является частью природной
среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологичес-
кие функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет от-
вод поверхностного и дренажного стока.
Водные объекты, расположенные в г.Москве, в настоящее время
представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод
поверхностного и грунтового стока, которая в результате деформиро-
вания техническими средствами образует коллекторно-речную сеть.
Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и
участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество
воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет по-
верхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод.
В целом питание водных объектов в г.Москве превышает естест-
венный уровень как в поверхностном стоке вследствие высокого коэф-
фициента стока с территории города и сбросов сточных вод, так и в
подземном стоке за счет утечек из водопроводно-канализационных се-
тей.
Неоправданно и без должного обоснования большое количество
водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и це-
лостность водных объектов и водной системы г.Москвы в целом. Пре-
образование рек в речные коллекторы приводит к необратимым эколо-
гическим потерям:
- нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликви-
дируются речные долины, выполняющие в городе роль "экологических
коридоров";
- создаются условия для возможного подтопления прилегающих
территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек
без учета общего объема поступления сточных вод, включая произ-
водственные (условно - чистые), от абонентов городской водосточной
сети;
- проектирование и строительство коллекторов не предусматри-
вает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду
низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с ес-
тественными берегами русел рек;
- происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости
проведения затратных работ по их промывке и очистке. По степени
техногенной трансформации малые реки г.Москвы могут быть классифи-
цированы:
1 класс - сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяжен-
ности;
2 класс - умеренно трансформированные, открытые на 90-50%
протяженности;
3 класс - сильно трансформированные, открытые на 49-10% про-
тяженности;
4 класс - полностью утраченные, закрытые на 90% протяженнос-
ти.
Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых
рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы - 27 (3 класс),
умеренно трансформированы - 28 (2 класс); сохранившиеся - 38
(1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляет-
ся неоправданной.
В результате этого в настоящее время многие экологические
функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоох-
ранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены,
а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в
градостроительной практике.
Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свиде-
тельствует, что по большинству показателей вода соответствует тре-
бованиям культурно-бытового водопользования, однако на всем протя-
жении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение
рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие
по сравнению с гигиеническими нормативами. При этом водные объекты
Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, что вхо-
дит в противоречие с критериями оценки качества воды в водных объ-
ектах и установлением предельно допустимых сбросов на уровне тре-
бований к водоемам рыбохозяйственного назначения.
В городе Москве водные объекты используются для нужд промыш-
ленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользо-
вания и рекреации, а также для отведения поверхностных сточных
вод. До настоящего времени не утверждены в установленном порядке
виды водопользования для водных объектов города. Данная проблема
требует взаимодействия Москвы и Московской области на уровне пра-
вовых, экономических, хозяйственных и управленческих решений.
В соответствии с существующей системой водоотведения в
г.Москве основная часть сточных вод и загрязняющих веществ посту-
пает в водные объекты города через выпуски сетей городской канали-
зации и городского водостока. Большинство предприятий города явля-
ются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП
"Мосводосток", их водоохранная деятельность регулируется договора-
ми абонирования городских сетей.
Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объ-
екты.
В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках
по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате
поступления в них загрязненных поверхностных и частично производс-
твенных сточных вод. В черте города основной объем сточных вод и
загрязняющих веществ сбрасывается в малые реки через городскую во-
досточную сеть ГУП "Мосводосток" и по бассейнам ряда рек (напри-
мер Яуза, Сетунь) составляет более 90% от общего объема сброса.
При этом от абонентов поступает в среднем около 35%, остальные
стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее
время никем не оплачиваются. Степень оснащения застроенных терри-
торий (выпуски городских сетей и территории предприятий) очистными
сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных
сточных вод составляет около 50% от общего объема сброса. Боль-
шинство существующих очистных сооружений технически устарели и
нуждаются в реконструкции.
По сравнению с 1999 годом количество очистных сооружений на
городских водосточных сетях увеличилось до 149 штук. В основном
это увеличение шло за счет введения в эксплуатацию новых очистных
сооружений на транспортных магистралях МКАД и участках 3-го транс-
портного кольца, в также в новостройках Северного и Южного Бутова,
Митино, Марьинского парка. В соответствии с Генеральной схемой от-
вода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на пери-
од до 2010 г., основные положения которой утверждены постановлени-
ем Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, для полного охвата
территории города необходимо построить дополнительно 74 очистных
сооружений на городских водосточных сетях. В то же время строи-
тельство очистных сооружений не является единственным мероприятием
по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Ка-
чество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоуст-
ройства и санитарного состояния территории города. Поэтому пробле-
ма очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, своевре-
менная уборка территорий рынков и других мест торговли является
чрезвычайно актуальной.
Общий объем поступления сточных вод в водные объекты г. Моск-
вы от предприятий-спецводопользователей, осуществляющих сбросы
сточных вод непосредственно в водные объекты, составляет 2754,7
млн. куб. м в год (без учета селитебной территории), в том числе:
- через сети МГП "Мосводоканал" сбрасывается 1966,8 млн.куб.м
в год (за исключением Курьяновской станции аэрации - сбросы осу-
ществляются за пределами МКАД);
- от абонентов ГУП "Мосводосток" - 179,4 млн.куб.м в год (без
учета селитебной территории). Общий объем сброса через городскую
водосточную сеть составляет 581 млн. куб.м в год;
- от предприятий-водопользователей - 607,5 млн. куб. м в год,
при этом основной объем сбросов приходится на долю объектов энер-
гетики (93%) и АМО "ЗИЛ" (5%).
Резервы улучшения качества вод в водных объектах г.Москвы и
рациональное использование водных ресурсов в значительной степени
связаны с сокращением сбросов путем организации на предприятиях
систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исклю-
чением сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные
объекты и внедрением эффективных методов очистки поверхностных
сточных вод.
Состояние прибрежных территорий
Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилита-
ции малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по
благоустройству территорий, прилегающих к водным объектам, которые
формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт го-
родской среды, обеспечивают рекреационный и природный потенциал
города.
Экологическая роль долин малых рек в условиях города не толь-
ко не уменьшилась, но и в некоторых случаях возросла по сравнению
с "дикой" природой, осуществляя компенсационную функцию.
Существующая система пойменных и прибрежных территорий предс-
тавляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с
частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в
различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформиро-
ваны, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные
участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно разме-
щенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и
мусором.
Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к
речной системе и прилегающим территориям как к "бесхозным неудобь-
ям", не представляющим градостроительного интереса или требующим
более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой
стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного за-
конодательства, ограничивающего возможность осуществления на них
хозяйственной деятельности.
На различных участках долины рек наблюдается различная сте-
пень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том
месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропо-
генной дегрессии пойменных территорий.
В то же время пойменные территории, благодаря пересеченному
рельефу и разнообразной растительности, привлекательны как места
отдыха. Градостроительная политика должна сводиться к минимизации
площадей с техногенным ландшафтом в сторону восстановления естест-
венных или культурных ландшафтов в зависимости от состояния долины
и ее места в градостроительных планах развития округов.
При правильной организации культурный ландшафт как часть сис-
темы озеленения прибрежных территорий способствует восстановлению
и оздоровлению среды обитания человека и биосферы в целом. Прове-
ден анализ общей структуры планируемого функционального использо-
вания площадей водоохранных зон водных объектов в г.Москве, по ре-
зультатам которого установлено следующее:
- 75% от общей площади водоохранных зон предлагается для раз-
вития природных территорий;
- 10% - под территории природно-общественного назначения;
- 3% - под территории жилого назначения;
- 1% - под территории общественно-жилого назначения;
- 2% - под территории природно-общественного и жилого назна-
чения;
- 2% - под территории природно-общественного и производствен-
ного назначения;
- 2% - под производственное назначение. Доли других террито-
рий различного назначения составляют менее 1%.
В настоящее время на большинстве этих территорий отсутствует
система регулирования и управления хозяйственной и природоохранной
деятельностью. Для них характерно отсутствие благоустройства, они
превращены в участки отчуждения и не выполняют средозащитных и
градоформирующих функций.
Анализ природных условий долин на участке утраченной речной
сети позволяет выявить природный потенциал территории и сформули-
ровать предпосылки и приемы для их реабилитации.
Архитектурно- ландшафтные:
- формирование открытых озелененных пространств, сухих русел,
искусственного ландшафта;
- создание искусственных водных поверхностей и сооружений
(каналов,фонтонов, каскадов и др.);
- прямое восстановление участков открытого русла и утраченно-
го ландшафта.
Инженерно-технические:
- проведение гидротехнических и мелиоративных работ, направ-
ленных на стабилизацию инженерно-геологических процессов и улучше-
ние характеристик естественного стока;
- вертикальная планировка территории с учетом конфигурации и
размеров исторических долин (восстановление утраченного ландшафта
или создание нового), благоустройство и озеленение.
При комплексном подходе к реабилитации долин малых рек, зак-
люченных в коллекторы, можно выделить три типа мероприятий:
- консервация - мероприятия по сохранению и поддержанию су-
ществующего состояния долины;
- реконструкция - комплекс мероприятий, направленных на вос-
становление природного потенциала долины;
- реорганизация - мероприятия по использованию долины или ее
участков в новой планировке и застройке с формированием рекреаци-
онных зон.
Исходя из изложенного, можно выделить четыре основных условия
существования речной сети как экологической инфраструктуры города,
при нарушении которых она утрачивает свое значение:
- максимальное сохранение речных долин, которые обеспечивают
саморегуляцию природного комплекса. Спрямление русел, подсыпка бе-
регов, бетонирование склонов, хозяйственное освоение пойм нарушают
условия саморегуляции системы;
- непрерывность речной сети, забор участков в коллекторы, ис-
пользование прибрежных территорий под застройку различного функци-
онального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ланд-
шафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению терри-
торий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение при-
родного комплекса;
- сохранение видового разнообразия растений и животных, кото-
рые являются индикаторами качества условий обитания и рекреационно
привлекательны;
- обеспечение связи пойменных и прибрежных территорий с круп-
ноплощадочными объектами Природного комплекса города и создание на
базе гидросети города единой системы устойчивого озеленения го-
родских территорий.
Существующая система управления и контроля за состоянием вод-
ных объектов
В настоящее время в городе действует ряд организаций, осу-
ществляющих управление водными ресурсами и контроль за состоянием
рек:
- федеральные органы (Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по
г. Москве, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управле-
ние, ФГУ "Мосрыбвод" Госкомрыболовства, Центр Государственного са-
нитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве);
- государственные органы города Москвы (Департамент природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление по
борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД
города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и бла-
гоустройства города Москвы, префектуры административных округов,
управы районов).
Однако отсутствует координирующий орган в области охраны вод-
ных ресурсов, что приводит к несогласованности решений, дублирова-
нию функций, отсутствию единого системного подхода в требованиях
по охране водных объектов.
В последние годы по охране и восстановлению территорий рек
Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству при-
легающих к ним территорий принят и реализуется ряд постановлений
Правительства Москвы:
- от 29.10.96 N 873 "О мерах по упорядочению содержания соо-
ружений и территорий в границах земель водного фонда г.Москвы";
- от 10.02.98 N 101 "О комплексе мер по охране и восстановле-
нию рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустрой-
ству прилегающих к ним территорий";
- от 24.11.98 N 911 "О совершенствовании механизма управления
и контроля за состоянием р. Москвы и ее притоков" с внесением в
него изменений в соответствии с постановлением от 20.11.2001
N 1043-ПП
- от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, ка-
нализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Моск-
вы на период до 2010 года";
- от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очист-
ки поверхностного стока с территории г.Москвы" на период до 2010 г.
- от 11.09.2001 N 833-ПП "О первоочередных мероприятиях по
приведению в порядок русла р. Яузы".
В целях упорядочения работ в области охраны водных ресурсов
необходимо объединить все водоохранные мероприятия в городе в еди-
ной программе восстановления малых рек города Москвы. Реабилитацию
рек необходимо рассматривать в комплексе с реабилитацией их долин,
с учетом их экологической, ландшафтной и градообразующей значимос-
ти.
Выбор направления реабилитации рек и функционального исполь-
зования пойменных территорий или их участков должен проводиться на
основе оценки состояния водного объекта, степени антропогенной
дегрессии природного комплекса на прибрежной территории, установ-
ления режима градостроительного использования, определяющего рег-
ламент хозяйственной деятельности на данной территории.
Для полной реализации мероприятий по охране и восстановлению
водных объектов в г.Москве необходимы комплексный бассейновый под-
ход к реабилитации водных объектов, совершенствование норматив-
но-правовой документации по водопользованию и разработка организа-
ционных и экономических методов, стимулирующих предприятия и орга-
низации проводить водоохранные мероприятия.
3. Основные направления реализации Концепции восстановления
и реабилитации малых рек города Москвы
Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов
в городе Москве
Создание координирующего органа управления и охраны водных
ресурсов в г.Москве. Вариантом такого органа может стать городской
Координирующий совет на примере Координационного совета по вопро-
сам реализации генерального плана развития города Москвы. Основной
функцией совета должна стать реализация программы по экологической
реабилитации малых рек.
Подготовка и подписание договора о разграничении предметов
ведения и полномочий в области водных ресурсов между органами го-
сударственной власти Российской Федерации и г.Москвы.
Разработка регламента взаимодействия и разделения полномочий
между всеми органами в области управления и охраны водных ресурсов
в г.Москве.
Определение и утверждение в установленном порядке перечня
водных объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собс-
твенности города Москвы.
Разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех
водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлеж-
ности, основных гидрологических характеристик, оценки качества во-
ды, видов водопользования и ответственных за содержание водного
объекта и прибрежных защитных полос.
Разработка и утверждение нормативного документа об организа-
ции управления, содержания и использования природных территорий
долин малых рек.
Создание единого информационно-аналитического центра в
г.Москве по всем водопользователям для обобщения баз данных всех
контролирующих организаций по охране водных ресурсов с целью ана-
лиза информации и принятия управленческих решений.
Совершенствование нормативно-законодательной базы в области
охраны водных ресурсов
Разработка и принятие Закона города Москвы "Об охране водных
ресурсов на территории г.Москвы", учитывающего специфику существу-
ющей коллекторно-речной сети и централизованных систем водоснабже-
ния, канализации и водостока в г.Москве.
Определение (обоснование) и утверждение в установленном по-
рядке видов водопользования на водных объектах или их участках,
расположенных на территории города Москвы, с учетом функционально-
го назначения водного объекта и прилегающей территории. Определе-
ние требований к качеству водных объектов на территории города
Москвы. Данная проблема требует взаимодействия Правительства
Москвы с федеральными органами на уровне правовых, экономических и
управленческих решений.
Разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на
территории города Москвы и вынос границ в натуру.
Разработка и утверждение методики нормирования сбросов заг-
рязняющих веществ со сточными водами городской водосточной сети,
предусматривающей нормирование всего сброса в водные объекты горо-
да и выделение сброса от абонентов ГУП "Мосводосток".
Разработка и утверждение перечня нормируемых показателей ка-
чества поверхностных сточных вод по отраслям промышленности и ка-
тегориям объектов хозяйственной деятельности при сбросе в водные
объекты и в городскую водосточную сеть. Включение биотестирования
в перечень нормируемых показателей.
Разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в
городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории
горда.
Разработка водохозяйственного баланса г.Москвы.
Мероприятия по восстановлению и реабилитации малых рек
Разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рациональ-
ного градостроительного использования малых рек и прибрежных тер-
риторий. Разработка модели баланса формирования стока по каждой
реке и выявление источников загрязнения.
Строительство очистных сооружений с внедрением современных
эффективных технологий для очистки поверхностного стока с террито-
рий предприятий, организаций и других объектов хозяйственной дея-
тельности, а также с городских территорий.
Исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в
водные объекты и в городскую водосточную сеть.
Максимальная стимуляция естественных самоочищающих процессов,
в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэ-
рации, водоочищающей флоры и т.д.
Инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий,
включающая мероприятия по организации рельефа, мелиорацию, берего-
укрепление, противоэрозионные, противооползневые и оврагоукрепи-
тельные работы, рекультивацию загрязненных участков, организацию
сбора, отвода и очистки поверхностного стока.
Санитарная очистка акватории водных объектов и прилегающих
территорий.
Своевременное восстановление коллекторов и сооружений на реч-
ной сети во избежание аварийных ситуаций.
Охрана и восстановление природных сообществ и биологических
ресурсов водных и околоводных экосистем.
Определение участков заключенных в коллекторы водных объек-
тов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек и
разработка проектов по возврату их в естественное природное состо-
яние.
Разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных
территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы,
благоустройство) с учетом их функционального назначения.
Санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек.
Разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологи-
чески опасных и самовольно размещенных объектов.
Введение запрета на размещение осадков сточных вод на терри-
тории, с которой возможно их попадание с дождевыми или подземными
водами в водный объект.
Санитарно-экологическая реабилитация водных объектов, исполь-
зуемых для купания, путем дополнительной защиты от загрязнений на
период купального сезона.
Совершенствование экономического механизма регулирования во-
допользования
Создание эффективного механизма финансирования работ по восс-
тановлению водных объектов с привлечением инвестиционных вложений.
Создание благоприятных условий (налогообложение, кредитова-
ние, ссуды и т.д.), способствующих привлечению инвестиций к комп-
лексной реабилитации водных объектов и прибрежных территорий.
Разработка и принятие законодательного документа о платежах
за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты
и на рельеф водосборной площади. Введение платежей за сброс ток-
сичных сточных вод.
Разработка системы повышающих коэффициентов к платежам за
землепользование и водопользование для объектов, расположенных в
водоохранных зонах водных объектов.
Разработка и утверждение порядка обязательного внесения пла-
тежей за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхност-
ными сточными водами с территорий, не оборудованных внутренними
сетями ливневой канализации.
Корректировка порядка исчисления и взимания платы за сброс
загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального
водоотведения г.Москвы в целях стимулирования абонентов и владель-
цев городских коммунальных сетей к проведению природоохранных ме-
роприятий.
Разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих во-
досберегающие и водоохранные технологии.
Разработка и утверждение методики расчета ущерба, причиненно-
го в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в
водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации
и водостока.
Мониторинг водных объектов и водопользования
Организация и обеспечение постоянной работы единой городской
системы мониторинга водных объектов. Информация в систему должна
поступать от всех организаций, участвующих в управлении водными
объектами города и осуществляющих водопользование в городе Москве.
Обобщение и анализ всей информации с целью подготовки инфор-
мационных бюллетеней и принятия управленческих решений по улучше-
нию состояния водных объектов.
Информация мониторинга водных объектов должна быть доступной
для всех заинтересованных лиц и организаций, принимающих участие в
проведении мероприятий по реабилитации малых рек:
- техническое обеспечение систем экологического мониторинга
водных объектов и источников их загрязнения;
- оборудование 3 автоматических постов контроля за загрязне-
нием воды в р.Москве в черте города;
- оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета ко-
личества и качества сбрасываемых сточных вод;
- разработка модели расчета и прогнозов загрязнения поверх-
ностных водных объектов г.Москвы;
- разработка схемы размещения постов сети мониторинга водных
объектов на период до 2020 года.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 2003 года N
Первоочередные мероприятия по реализации Концепции
по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы
на период 2003-2005 гг.
Текст приложения смотри в подлиннике
.
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 450-ПП
Дата:
2003-06-17
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство