ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 июня 2002 г. N 460-ПП
О повышении эффективности системы
санитарной очистки г.Москвы от твердых
бытовых отходов
С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством
Москвы Концепция санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых
отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической
базы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов. За этот
период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнера-
ми для сбора ТБО, обновлен городской парк мусоровозов, введены в
эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь
мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В
стадии строительства вторая очередь мусоросжигательного завода N
2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Юж-
ном и Юго-Восточном административных округах. Начаты работы по ре-
конструкции полигонов "Икша", "Хметьево" и мусоросжигательного за-
вода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению
селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в домов-
ладениях Юго-Западного административного округа. Принятые меры
позволяют обеспечить прием и переработку на городских объектах
значительной части (38%) твердых бытовых отходов, образующихся в
жилом секторе города.
Однако изменившиеся общественно-экономические условия требуют
не только корректировки стратегии в области санитарной очистки го-
рода от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции
обращения с отходами производства и потребления города Москвы.
В целях определения единой городской политики в развитии от-
расли санитарной очистки города Москвы и в соответствии с рекомен-
дациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС
ERUS 9803 "Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения
и управления твердыми бытовыми отходами") Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства
Правительства Москвы Основные направления развития системы сани-
тарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на
2002-2010 годы (далее - Основные направления), согласно приложе-
нию.
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Прави-
тельства Москвы, префектам административных округов при решении
задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее -
ТБО) руководствоваться Основными направлениями.
3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства
Москвы обеспечить координацию мероприятий по реализации Основных
направлений.
4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс-
тва Правительства Москвы совместно с Департаментом градостроитель-
ной политики, развития и реконструкции города в течение текущего
года откорректировать программу строительства объектов санитарной
очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства
Москвы от 20.04.99 N 353 "О ходе строительства объектов санитарной
очистки города", с учетом Основных направлений и внести на расс-
мотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.
5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
предусматривать в годовых инвестиционных программах Правительства
Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов про-
мышленной переработки и захоронения твердых бытовых отходов в со-
ответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капи-
тальных вложений, выделенных инвесторам.
6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс-
тва Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года образовать
в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых
отходов г.Москвы с возложением на него следующих функций:
- разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на
объекты промышленной переработки и полигоны Московской области в
соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными
уполномоченными областными организациями;
- координация деятельности организаций города Москвы, занятых
в сфере обращения ТБО, с уполномоченными организациями и органами
Правительства Московской области;
- разработка предложений по формированию тарифной политики и
нормативной базы обращения с ТБО;
- осуществление единой технической политики в области сани-
тарной очистки города от ТБО;
- создание общегородской автоматизированной системы контроля
и управления потоками отходов;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций,
направленных на реализацию проектов строительства и реконструкции
объектов санитарной очистки города.
7. Государственному унитарному предприятию города Москвы
"Экотехпром" совместно с Департаментом природопользования и охраны
окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения
административно-технических инспекций Правительства Москвы осу-
ществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с
целью формирования общегородского банка данных по источникам за-
грязнений и контролю за перемещением отходов.
8. Префектурам Западного и Северо-Западного административных
округов в течение месяца представить в Управление жилищно-комму-
нального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предло-
жения по размещению быстровозводимых мусороперегрузочных станций
локального значения на земельных участках площадью 0,5 - 0,8 га в
административных округах в соответствии с Основными направлениями.
9. Префектурам административных округов (за исключением Цент-
рального административного округа) в течение 2002 года представить
в Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Правительства Москвы предложения по размещению участков для приема
и сортировки крупногабаритного мусора (КГМ), согласно п.3.3 прило-
жения к настоящему постановлению.
10. Государственному унитарному предприятию города Москвы
"Экотехпром":
10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разра-
ботку в установленном порядке исходно-разрешительной документации
на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локаль-
ного значения на земельных участках, предложенных префектурами ад-
министративных округов (п.8).
10.2. По окончании разработки исходно-разрешительной докумен-
тации (п.10.1) оформлять в Москомземе в установленном порядке зе-
мельно-правовые отношения.
11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам
Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пра-
вительства Москвы включать в ежегодные планы финансирования работ
по Программе НИОКР на 2002-2004 гг. работы по научно-техническому
сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизиро-
ванной системы управления потоками отходов и внедрению системы се-
лективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу
"Жилищно-коммунальное хозяйство".
12. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства Правительства Москвы, Департаменту природопользования и
охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и
промышленной политики Правительства Москвы с привлечением специа-
лизированных научно-исследовательских организаций и ведущих произ-
водственных предприятий разработать и представить в Правительство
Москвы во втором полугодии 2003 года единую концепцию обращения с
отходами производства и потребления города Москвы (включая брошен-
ный и разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумулятор-
ные батареи, отходы полимерных материалов и др.).
13. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года представить
руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы
предложения о создании совместно с Администрацией Московской об-
ласти регионального Консультативного совета по управлению отходами
производства и потребления.
14. В связи с выходом настоящего постановления считать утра-
тившим силу постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 239
"Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной
очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов".
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ак-
сенова П.Н.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру
Москвы в декабре 2002 года.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 460-ПП
Основные направления развития системы санитарной очистки города Москвы
от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы
_______________________________________________________________________________________________________
Эффект от реализации
NN Направление Мероприятия ________________________________________________________
п/п развития экономический экологический
________________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
________________________________________________________________________________________________________
1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО)
1.1. Модернизация Внедрение евроконтейнеров(*) Повышение производительности Оптимизация процесса сжи-
контейнерного с целью снижения влажности и снижение удельных затрат гания ТБО на мусоросжига-
парка ТБО, направляемых на сорти- на ~ 10 % при сортировке,бри- тельных заводах. Предот-
ровку,брикетирование и сжи- кетировании и сжигании ТБО вращение сброса загряз-
гание. В 2002-2010 годах - за счет снижения их влажнос- ненного фильтрата в окру-
20 000 контейнеров (охват ти в период дождей и сне- жающую среду на ~ 310 т в
50% домовладений). гопадов.Экономический эффект год (в т.ч.150 т в год на
~ 1 млн.руб./год. проезжую часть улиц).
(*) - Евроконтейнер - оцинкованный контейнер для сбора ТБО, изготовленный из штампованной листовой
стали с подпруженной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой.Срок службы - до 15 лет.
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
_______________________________________________________________________________________________________
1.2. Внедрение Внедрение системы селек- Уменьшение объемов захороне- Снижение валовых выбросов
селективного тивного сбора ТБО с целью: ния ТБО на полигонах на 220 вредных веществ в атмос-
сбора ценных - отбора и использования в тыс.т/год(от жилого сектора) феру от полигонов захоро-
компонентов качестве вторичного сырья Снижение затрат на транспор- нения ТБО и автотранспор-
ТБО ценных компонентов; тировку и захоронение ТБО на та:
- снижения объемов отходов, ~ 66 млн.руб./год. - от полигонов ~ 198 тонн
направляемых на захоро- Получение дополнительных до- в год;
нение к 2010 году: ходов от реализации втор- - от автотранспорта ~ 105
- ~ на 5% от объема ТБО жи- сырья ~ 33 млн.руб./год. тонн в год.
лого фонда (110-130 тыс. Экономия инвестиционных
тонн в год) за счет сис- средств на развитие полигон-
темы селективного сбора ных мощностей (~ 3 га в год)
(охват 30% домовладений) ~ 33 млн.руб./год (в т.ч. вы-
- ~ на 10% от общего объе- куп земли - ~ 3 млн.руб./год).
ма ТБО г.Москвы (450-500 Сокращение количества собира-
тыс. тонн в год, в т.ч. ющих мусоровозов на ~ 10 единиц
110-130 тыс.т в год от
жилого фонда) - за счет
сети пунктов приема втор-
сырья от физических и
юридических лиц.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
_______________________________________________________________________________________________________
2. Транспортировка твердых бытовых отходов
2.1. Внедрение пер- Внедрение среднетоннажных Сокращение транспортных зат- Снижение валовых выбро-
спективных мо- мусоровозов с целью повы- рат на ~ 1,8 млн.руб./год. сов вредных веществ от
делей собираю- шения эффективности тран- Сокращение количества мало- автотранспорта на ~ 30 т
щих мусоровозов спортировки ТБО на город- тоннажных мусоровозов на в год.
с учетом сокра- ские объекты. ~ 60 единиц.
щения плеча вы- Внедрение к 2010 г. сре-
воза ТБО до днетоннажных мусоровозов
объектов обезв- в количестве 240 единиц
реживания (замена 300 малотоннажных)
_______________________________________________________________________________________________________
2.2. Расширение сис- Строительство к 2006 году Сокращение транспортных зат- Снижение валовых выбро-
темы двухстадий- 5 быстровозводимых мусоро- рат на ~ 40 млн.руб./год. сов вредных веществ от
ного вывоза ТБО перегрузочных станций ло- Сокращение количества соби- автотранспорта на ~ 68
кального значения (разме- рающих мусоровозов на тонн в год.
щение на площади 0,5-0,8 ~ 70 единиц.
га) суммарной производи-
тельностью 600 тыс. тонн
ТБО в год (на территории
ЗАО,СЗАО) и МПС эстакад-
ного типа на Остаповс-
ком проезде (100 тыс.тонн
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
_______________________________________________________________________________________________________
в год) с целью уменьшения
потребности в собирающем
мусоровозном транспорте и
снижения транспортных зат-
рат за счет сокращения
среднего плеча вывоза с
50 до 8 км.
Внедрение перспективных
моделей большегрузных му-
соровозов (грузоподъемно-
сть 25-30 т, объем кузо-
ва - 80 куб.м) для вывоза
ТБО от МПС до полигонов
захоронения с целью повы-
шения эффективности тран-
спортировки ТБО (49 еди-
ниц к 2006 году).
_______________________________________________________________________________________________________
3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов
3.1. Внедрение произ- Внедрение на мусоропере- Повышение эффективности пере- Снижение валовых выб-
водственных ком- рабатывающих предприятиях работки и уменьшение объемов росов вредных веществ:
плексов по сепа- технологии механизирован- захоронения ТБО на полигонах - от автотранспорта на
рации ТБО ной сепарации ТБО с выде- на 70 тыс.тонн в год. ~ 65 тонн/год;
.
- 5 -
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
_______________________________________________________________________________________________________
лением ценных компонентов: Снижение затрат на транспор- - от полигонов ~ 63 т
- на ОЭЗ САО - в рамках тировку и захоронение ТБО на в год (парниковые
реконструкции; ~ 38 млн.руб./год. газы).
- на МПК "Котляково" ЮАО- Получение дополнительных до-
2-я очередь строитель- ходов от реализации вторсырья
ства ~ 21 млн.руб./год.
Суммарная производитель- Экономия инвестиционных средств
ность - 540 тыс.тонн ТБО в на развитие полигонных мощ-
год. ностей (~1 га в год) ~ 11 млн.
Выделение 70 тыс.тонн в руб./год (в т.ч. выкуп земли
год вторичного сырья. ~ 1 млн.руб./год).
Сокращение количества собира-
ющих мусоровозов на ~ 65 еди-
ниц.
_______________________________________________________________________________________________________
3.2. Развитие техни- Завершение строительства Уменьшение объемов захороне- Снижение валовых выб-
ческой базы и МСЗ N2 и МСЗ N4, реконст- ния ТБО на полигонах на 770 росов вредных веществ:
повышение эффек- рукция МСЗ N3 с суммарной тыс.т/год. - от автотранспорта на
тивности работы производительностью 680 Снижение затрат на транспор- ~ 236 тонн/год;
заводов по тер- тыс.тонн ТБО в год (в том тировку и захоронение ТБО на - от полигонов ~ 693
мической перера- числе участков предвари- ~ 139 млн.руб./год. тонны в год (парнико-
ботке ТБО тельной сепарации ТБО пе- Получение дополнительных до- вые газы).
ред сжиганием суммарной ходов от реализации вторсырья Сокращение валовых вы-
.
- 6 -
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
_______________________________________________________________________________________________________
производительностью 550 ~ 9 млн.руб./год. бросов вредных веществ
тыс. тонн ТБО в год) к Экономия инвестиционных в атмосферу от сжига-
2006 году. средств на развитие полигон- ния природного топлива
Выделение 30 тыс.тонн в ных мощностей (~ 10,5 га в на ТЭС, соответству-
год вторичного сырья. год) ~ 115 млн.руб./год в щих выработке 260 тыс.
Повышение коэффициента ис- т.ч. выкуп земли ~ 10 млн. Гкал/год теплоэнергии
пользования установленных руб./год. и 105 млн. кВтч/год
мощностей мусоросжигатель- Сокращение количества собира- электроэнергии:
ных заводов с 0,6 до 0,7 - ющих мусоровозов на ~ 70 еди- - угольных на ~ 2812
0,75 в 2006-2010гг. (повы- ниц. т/год;
шение суммарной производи- Дополнительный доход от реа- - мазутных на ~ 1278
тельности на 150 тыс.т/год лизации избыточной тепло- и т/год;
равносильно строительст- электроэнергии ~ 26 млн.руб. - газовых на ~ 240
ву нового завода). Исполь- в год. т/год.
зование энергетического Исключение затрат на вывоз и Снижение вредного воз-
потенциала ТБО для выра- захоронение золы и шлака за действия золошлаковых
ботки тепла и электроэнер- счет их переработки ~ 40 млн. отходов на окружающую
гии (260 тыс. Гкал/год и руб./год (учтено ранее). среду. Сокращение выб-
105 млн.кВтч/год). Дополнительный доход от реа- росов от автотранспор-
Внедрение технологии пере- лизации строительных материа- та (учтено ранее).
работки золошлаковых отхо- лов и изделий ~ 1 млн.руб./год.
дов мусоросжигательных за-
водов в материалы и изде-
.
- 7 -
________________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
________________________________________________________________________________________________________
лия для дорожного строите-
льства.
________________________________________________________________________________________________________
3.3. Создание произ- Создание и развитие произ- Снижение затрат на транспор- Снижение валовых выб-
водств по промы- водственных участков по тировку и захоронение КГМ на росов вредных веществ:
шленной перера- приему и сортировке КГМ. К ~ 104 млн.руб./год. - от автотранспорта на
ботке крупнога- 2010 году прием и перера- Сокращение инвестиционных ~ 168 тонн/год;
баритного мусо- ботка 50% ежегодного объе- затрат на строительство поли- - от полигонов на ~18
ра (КГМ) ма образования КГМ в г.Мос- гонов на ~ 6,6 млн.руб./год тонн в год (парнико-
кве (7-10 участков площадью (в т.ч.выкуп земли ~0,6 млн. вые газы).
0,5-0,6 га каждый). руб./год.)
Дополнительный доход от реа-
лизации вторсырья ~ 10 млн.
руб./год.
Сокращение собирающих мусо-
ровозов на ~ 72 единицы.
_______________________________________________________________________________________________________
4. Захоронение твердых бытовых отходов
4.1. Создание новых Отвод земельных участков Сокращение транспортных зат- Сокращение валовых выб-
полигонов для и строительство двух поли- рат на вывоз ТБО от городс- росов вредных веществ
захоронения ТБО гонов для захоронения ТБО ких объектов санитарной очи- от автотранспорта на
г.Москвы в Южном г.Москвы с суммарной про- стки суммарной производите- ~ 131 т/год.
.
- 8 -
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
________________________________________________________________________________________________________
и Западном сек- изводительностью 1 млн.т льностью 960 тыс.т/год, рас-
торах Московской в год и ресурсом на 8-10 положенных в Южном и Запад-
области. лет с целью сокращения ном секторах г.Москвы ~ 77
плеча вывоза с 80-100 км млн.руб./год.
до 40-50 км.
_______________________________________________________________________________________________________
4.2. Переработка Производство технического Уменьшение объемов захороне- Сокращение валовых выб-
влажной органи- грунта методом полевого ния ТБО на ~ 300 тыс.тонн в росов вредных веществ
ческой фракции компостирования влажной год. Сокращение инвестицион- в атмосферу от полиго-
ТБО в техничес- органической фракции ТБО ных затрат на развитие поли- нов на ~ 270 т/год.
кий грунт. на полигонах (замещение гонных мощностей (~4 га/год)
природного грунта для по- на ~ 44 млн.руб./год (в т.ч.
слойной пересыпки ТБО и выкуп земли ~4 млн.руб./год).
рекультивации). Дополнительный доход от заме-
щения природного грунта для
послойной пересыпки ТБО и ре-
культивации 8 млн.руб./год.
_______________________________________________________________________________________________________
4.3. Создание на по- Создание систем сбора и Доход от экономии тепло- и Снижение парникового
лигонах для за- использование биогаза для электроэнергии на собственные эффекта в ~ 7,5 раз.
хоронения ТБО выработки тепло- и электро- нужды - компенсация эксплуа-
систем сбора и энергии на полигонах. тационных затрат на сбор и
утилизации био- утилизацию биогаза.
газа.
________________________________________________________________________________________________________
.
- 9 -
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5
________________________________________________________________________________________________________
5. Система управления санитарной очисткой города.
5.1. Совершенство- Создание центра по коорди- Снижение затрат на санитарную Сокращение валовых вы-
вание управле- нации потоков ТБО г.Москвы очистку г.Москвы за счет оп- бросов вредных веществ
ния потоками тимизации схем сбора, транс- от автотранспорта на
ТБО г.Москвы портировки и обезвреживания ~ 25 т/год.
__________________________________________________ оперативного контроля, учета
5.2. Автоматизация Создание городской автома- и управления потоками ТБО
управления са- тизированной системы конт- на ~ 10-15 млн.руб./год.
нитарной очис- роля и управления потоками
ткой г.Москвы ТБО.
_______________________________________________________________________________________________________
Верно:
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 460-ПП
Дата:
2002-06-18
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство