ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 апреля 2002 г. N 262-ПП
О мерах по реализации Закона города
Москвы "Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве"
В целях реализации Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", во
исполнение постановлений Правительства Москвы от 21.07.98 N 564
"О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы", от
29.12.98 N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ
особо охраняемых природных территорий: природного парка "Москво-
рецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного
заказника "Петровско-Разумовское" и от 22.01.2002 N 47-ПП "О со-
вершенствовании управления особо охраняемыми природными территори-
ями в городе Москве", в соответствии с Федеральным законом от
14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а
также в целях организации эффективного управления, содержания,
сохранения, восстановления и развития особо охраняемых природных
территорий, формирования единой системы управления особо охраняе-
мыми природными территориями города и контроля за их состоянием
Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Типовое положение о природных парках города Москвы
(приложение 1).
1.2. Типовое положение о природно-исторических парках города
Москвы (приложение 2).
1.3. Типовое положение о государственных природных заказни-
ках города Москвы (приложение 3).
1.4. Форму паспорта особо охраняемой природной территории
города Москвы (приложение 4).
1.5. Форму охранного обязательства по обеспечению сохраннос-
ти и использованию особо охраняемой природной территории (прило-
жение 5).
1.6. Положение о службе охраны особо охраняемой природной
территории города Москвы (приложение 6).
2. Установить, что индивидуальные положения об особо охраняе-
мых природных территориях города Москвы представляются на утверж-
дение в Правительство Москвы специально уполномоченным органом
Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными
территориями в городе Москве:
2.1. Для особо охраняемых природных территорий регионального
значения - по согласованию с органом, в ведомственном подчинении
которого находится территория.
2.2. Для особо охраняемых природных территорий местного зна-
чения - по согласованию с главой Управы района города Москвы, на
территории которого расположена особо охраняемая природная терри-
тория.
3. Установить, что паспорт особо охраняемой природной терри-
тории города Москвы:
3.1. Утверждается специально уполномоченным органом Прави-
тельства Москвы по управлению особо охраняемыми природными терри-
ториями в городе Москве по представлению органа, в ведомственном
подчинении которого находится особо охраняемая природная террито-
рия.
3.2. Составляется по установленной форме (приложение 4) на
каждую особо охраняемую природную территорию регионального и мест-
ного значения, находящуюся на территории города Москвы, за исклю-
чением памятников природы.
4. Установить, что охранные обязательства оформляются специ-
ально уполномоченным органом по управлению особо охраняемыми при-
родными территориями в городе Москве по представлению директора
государственного природоохранного учреждения, осуществляющего ох-
рану, содержание и использование особо охраняемой природной терри-
тории.
5. Внести изменение в пункт 7.2.1 постановления Правительст-
ва Москвы от 22.01.2002 N 47 "О совершенствовании управления особо
охраняемыми природными территориями в городе Москве", заменив сло-
ва "муниципальных природоохранных учреждений - дирекций" словами
"государственных природоохранных учреждений".
6. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы:
6.1. В срок до 01.09.2002 разработать и представить на ут-
верждение Правительства Москвы форму паспорта памятника природы
регионального и местного значения.
6.2. В срок до 01.09.2002 утвердить инструкцию по заполнению
паспорта особо охраняемой природной территории города Москвы.
6.3. В срок до 01.02.2003 представить на утверждение Прави-
тельства Москвы проект постановления об изменении категории части
памятника природы регионального значения "Серебряный бор" без из-
менения общего статуса особо охраняемой природной территории реги-
онального значения. Подготовить проект обращения по указанному
вопросу в Московскую городскую Думу.
6.4. Совместно с Московским комитетом образования принять ме-
ры по усилению деятельности научных организаций города и образова-
тельных учреждений по экологическому просвещению населения города
с использованием потенциала особо охраняемых природных территорий.
7. Принять предложение Главного управления внутренних дел
г.Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей
среды Правительства Москвы о взаимодействии в охране особо охраня-
емых природных территорий города Москвы.
8. Главному управлению внутренних дел г.Москвы в месячный
срок создать специализированные подразделения по обеспечению охра-
ны порядка на особо охраняемых природных территориях города (где
не имеются) в пределах выделенной штатной численности за счет
бюджета города Москвы, а также перераспределения штатных единиц,
финансируемых за счет федерального бюджета.
9. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустрой-
ства Правительства Москвы в IV квартале 2002 года:
9.1. Доработать и представить в Департамент природопользова-
ния и охраны окружающей среды Правительства Москвы проекты положе-
ний об особо охраняемых природных территориях, находящихся в ве-
домственном подчинении Государственного учреждения "Московское го-
родское управление лесами".
9.2. Разработать порядок ведения мониторинга состояния зеле-
ных насаждений на особо охраняемых природных территориях города
Москвы и утвердить в установленном порядке.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в срок
до 30 октября 2002 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 9 апреля 2002 года N 262-ПП
Типовое положение
о природных парках города Москвы
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конс-
титуцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охра-
няемых природных территориях", Уставом города Москвы, Законом го-
рода Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе
Москве" и иными нормативными правовыми актами, определяет правовой
статус природных парков города Москвы.
I. Общие положения
1. Природные парки города Москвы - особо охраняемые природные
территории, имеющие природоохранное, рекреационное, эколого-прос-
ветительское и историко-культурное значение как особо ценные для
города, крупные и целостные природно-территориальные комплексы,
отличающиеся высоким природным разнообразием, наличием редких и
уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприят-
ными условиями для отдыха в природном окружении.
2. В соответствии с положениями Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве", для реализации
задач, возложенных на природные парки, осуществления их охраны и
содержания создаются государственные природоохранные учреждения -
природные парки города Москвы (далее - парки).
3. В своей деятельности парки руководствуются Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых
природных территориях", Законом города Москвы "Об особо охраняемых
природных территориях в городе Москве", иными законами Москвы,
нормативными правовыми актами города Москвы, а также индивидуаль-
ным Положением.
4. Парки относятся к особо охраняемым природным территориям
регионального значения.
5. На прилегающих к территориям парков участках земли созда-
ются охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения хо-
зяйственной и иной деятельности.
II. Основные задачи природных парков
6. На парки возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сох-
ранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы
и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного ис-
пользования территории;
- экологическое просвещение населения.
Допускается использование специально выделенных участков при-
родных парков в физкультурно-оздоровительных целях.
III. Правовой статус природных парков
7. Парки создаются в порядке, установленном Законом города
Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Моск-
ве".
8. Природные парки являются юридическими лицами и создаются в
форме государственных природоохранных учреждений, финансирование
которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, име-
ющих обособленное имущество, самостоятельные балансы, счета в ор-
ганах казначейства и других кредитных организациях, печати с изоб-
ражением герба города Москвы со своим наименованием.
Парки могут финансироваться также за счет поступлений из вне-
бюджетных и иных не запрещенных законодательством источников.
9. Собственными средствами парков, которыми они распоряжаются
в установленном порядке, являются:
- средства, полученные от просветительской, рекреационной,
научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоре-
чащей возложенным на них задачам;
- средства, поступившие в счет возмещения ущерба, причиненно-
го природным комплексам и объектам, расположенным в границах пар-
ков, а также на территории охранной зоны;
- средства, полученные за оказание платных услуг, а также за
пользование рекреационными объектами на территории парков;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи и бла-
готворительных взносов;
- средства, получаемые от осуществления иных видов деятель-
ности, соответствующих целям и задачам парков.
10. Парки, а также собственники, владельцы и пользователи зе-
мельных участков в границах парков пользуются налоговыми льготами,
установленными для них законодательством Российской Федерации и
Москвы.
11. Парки могут создавать объединения в форме ассоциаций и
союзов в целях развития особо охраняемых природных территорий.
12. Парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы,
эмблемы и др.), использовать собственную символику в рекламных и
иных целях, а также выдавать разрешения на использование этой сим-
волики юридическим и физическим лицам.
IV. Управление природными парками
13. Парки находятся в ведомственном подчинении органа, упол-
номоченного Правительством Москвы.
14. Парки возглавляются директором, назначаемым на должность
и освобождаемым от должности органом в ведомственном подчинении
которого он находится, по согласованию со специально уполномочен-
ным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми
природными территориями в городе Москве (далее - специально упол-
номоченный орган Правительства Москвы).
15. Непосредственное управление деятельностью парка на основе
принципа единоначалия осуществляет директор парка.
Директор природного парка:
- без доверенности действует от имени природного парка и
представляет его во всех органах государственной власти и управле-
ния, организациях, а также за рубежом;
- руководит деятельностью природного парка, обеспечивает вы-
полнение возложенных на парк задач и несет персональную ответст-
венность за результаты деятельности парка;
- по согласованию с органом, в ведомственном подчинении ко-
торого он находится, утверждает структуру и штатное расписание
природного парка, утверждает должностные инструкции работников;
- заключает договоры во всех областях деятельности природно-
го парка;
- распоряжается имуществом и средствами природного парка в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации и
Москвы, а также настоящим Положением;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных
организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заклю-
чает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов
работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания
на работников природного парка и применяет меры материального и
морального поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для
выполнения всеми работниками природного парка; утверждает правила
внутреннего трудового распорядка природного парка;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других
выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у природного
парка средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от
имени природного парка и др.
16. Директор парка несет полную ответственность за нарушения
установленного в парке режима и ухудшение состояния представленных
здесь природных сообществ, растительного и животного мира в соот-
ветствии с действующим законодательством.
17. Директор парка имеет заместителей (в том числе заместите-
ля - руководителя специальной службы охраны).
Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты
труда работников парка устанавливаются в размерах и порядке, пре-
дусмотренных Правительством Москвы для учреждений бюджетной сферы,
финансируемых из бюджета города Москвы.
Трудовые отношения работников парков регулируются действующим
законодательством Российской Федерации о труде и оформляются тру-
довым договором (контрактом).
V. Режим особой охраны территории природных парков и
обеспечение его соблюдения
18. На территориях природных парков устанавливается дифферен-
цированный режим их охраны, защиты и использования с учетом при-
родных, историко-культурных и социальных особенностей территории.
Режим особой охраны территории парка включает систему правил
и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач,
и устанавливается исходя из целей создания парка и требований при-
родоохранного законодательства.
19. На территориях могут быть выделены функциональные зоны, в
том числе:
- зоны заповедного режима (заповедные участки), предназначен-
ные для использования в природоохранных и научных целях и выделяе-
мые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления предс-
тавляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих
видов растений или животных, других объектов живой и неживой при-
роды;
- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использова-
ния в целях экологического просвещения и воспитания населения, оз-
накомления с достопримечательностями природного парка;
- рекреационные зоны, специально обустроенные и предназначен-
ные для массового отдыха населения;
- прогулочные зоны;
- зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размеще-
ния объектов культурного, бытового и информационного обслуживания;
- административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны, содержания и использования парков в соответст-
вии с их целями и задачами;
- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, де-
ятельность которых не связана с охраной, содержанием и использова-
нием природных парков и не противоречит установленному режиму.
20. Границы функциональных зон утверждаются Правительством
Москвы на основании проекта планировки парка.
21. Все собственники и пользователи земель в границах парков
обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответст-
вующего участка территории.
Пользователи земельных участков подписывают охранные обяза-
тельства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых
ими земельных участках природных сообществ, соблюдению установлен-
ного режима охраны.
Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт
земельного участка с подробной характеристикой представленных в
его границах природных сообществ, оценкой их состояния, а также
описанием режима особой охраны и использования данного участка.
22. На территориях природных парков запрещается любая дея-
тельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объ-
ектам растительного и животного мира, противоречащая целям и зада-
чам природных парков, в том числе:
- искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектов капитального строительства, не связан-
ных с использованием природных парков;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидро-
геологического режима местности, почвенного покрова, возникновению
и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения спе-
циально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- применение солей в качестве противогололедных средств без
разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по
31 июля;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включен-
ных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной
особо охраняемой природной территории;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
разведение костров вне специально отведенных для этого мест;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исклю-
чением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотв-
ращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие
самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдель-
ных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение,
разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, ро-
гатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприя-
тий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения
специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- изменение функционального назначения земельного участка или
его части, если оно может привести к увеличению антропогенных наг-
рузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с
функционированием парков;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств,
не связанных с функционированием парков, осуществляемые вне дорог
общего пользования;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение му-
сора, устройство снегосвалок;
- свободный выгул собак.
23. Изъятие земельных участков, расположенных в границах пар-
ка, у сторонних пользователей в случаях их использования не по це-
левому назначению, грубого или неоднократного нарушения сторонними
землепользователями установленного природоохранного режима или
причинения значительного ущерба производится в установленном дей-
ствующим законодательством порядке.
24. Границы парков, их функциональных и охранных зон обозна-
чаются на местности предупредительными и информационными знаками.
VI. Организация охраны
25. Охрана природных комплексов и объектов, контроль за соб-
людением режима природных парков обеспечиваются специальной служ-
бой охраны парка - структурным подразделением парка.
26. Работники специальной службы охраны природного парка вхо-
дят в его штат.
27. Полномочия и состав специальной службы охраны парков оп-
ределяются Правительством Москвы в соответствии с действующим за-
конодательством.
28. Организация охраны парков в пределах, установленных ох-
ранными обязательствами, возлагается на пользователей территорий.
29. К охране территории парков могут привлекаться обществен-
ные инспектора.
30. В вопросах обеспечения охраны территории природного парка
специальные службы охраны природных парков взаимодействуют со спе-
циально уполномоченными органами в области охраны окружающей при-
родной среды и государственного экологического контроля, а также с
правоохранительными органами.
Рейды указанных органов на территориях парков проводятся со-
вместно с представителями специальной службы охраны природного
парка.
VII. Ответственность за нарушение режима природного парка
31. Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных
правил охраны и использования окружающей природной среды и природ-
ных ресурсов, а также законодательства об охране и использовании
недвижимых памятников истории и культуры на территории парка, а
также его охранной зоны, несут предусмотренную законодательством
Российской Федерации ответственность.
VIII. Научно-исследовательская деятельность
32. Научно-исследовательская деятельность в парках направлена
на разработку и внедрение научных методов сохранения биологическо-
го разнообразия и природных комплексов в условиях города Москвы, а
также оценку и прогноз экологической обстановки.
33. Научно-исследовательская деятельность в парках имеет
прикладной характер, результаты научных разработок являются осно-
ванием для принятия управленческих решений.
34. В парках для рассмотрения вопросов научной, природоохран-
ной, рекреационной, туристической, просветительской и хозяйствен-
ной деятельности могут быть организованы научно-технические сове-
ты.
Состав научно-технического совета парка и Положение о нем ут-
верждаются органом, в ведомственном подчинении которого находится
парк.
В состав научно-технического совета могут входить представи-
тели общественных организаций и объединений, инициативных групп
граждан.
35. Научно-технический совет рассматривает:
- вопросы научной, природоохранной, просветительской и рекре-
ационной деятельности парка;
- планы научных, просветительских, биотехнических и реставра-
ционных работ;
- проекты по рекультивации нарушенных земель и восстановлению
природных комплексов на территории парка.
Решения научно-технического совета носят рекомендательный ха-
рактер.
36. Научно-исследовательская деятельность на территориях пар-
ков, их охранных зон осуществляется методами, не противоречащими
установленному режиму охраны парков, и проводится:
- штатными сотрудниками парка в соответствии с планами науч-
но-исследовательских работ, которые рассматриваются на научно-тех-
ническом совете и утверждаются директором парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными
заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, от-
дельными специалистами (в том числе иностранными) на основании до-
говоров, заключенных с парком.
37. Исполнители тем и мероприятий, осуществляющие научную де-
ятельность на территориях парков, обязаны в месячный срок по за-
вершении работы или в срок, установленный договором, представить
директору парка копию итогового отчета или полученных в ходе вы-
полнения работ материалов.
IX. Эколого-просветительская деятельность
38. Эколого-просветительская деятельность в парках направлена
на воспитание бережного отношения к природе, рационального исполь-
зования ее богатств.
39. Эколого-просветительская деятельность в парках осущест-
вляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов
и экспозиционных участков;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комп-
лексов, содержащих материалы, характеризующие историю парка, рас-
тительный и животный мир, другие природные объекты, основные фак-
торы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного и
краеведческого характера;
- организация экспозиций под открытым небом, создание и
обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов
и других материалов информационно-просветительского характера.
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- организация практической природоохранной деятельности мест-
ного населения, школьников;
- организация школьных лесничеств, прохождение учебной и про-
изводственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля,
циклы занятий для работников системы управления и городского хо-
зяйства;
- иные формы и методы пропаганды экологических знаний.
X. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания
посетителей
40. Хозяйственная деятельность, осуществляемая парками, нап-
равлена на выполнение мероприятий по уходу за природными объектами
и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма
и отдыха в природных условиях.
Парки разрабатывают и утверждают перспективные и текущие пла-
ны своей деятельности исходя из необходимости обеспечения собст-
венного развития природного парка, природоохранных целей, рекреа-
ционных интересов и потребностей населения, договоров с учредите-
лем, предприятиями, учреждениями, организациями, социально - твор-
ческих заказов, а также имеющихся природных, творческих и хозяйс-
твенных ресурсов.
41. Парки осуществляют хозяйственную деятельность, не проти-
воречащую целям и задачам, для которых они созданы.
42. Организация обслуживания посетителей, деятельность по
обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самими парка-
ми, так и юридическими лицами независимо от их организационно-пра-
вовой формы, а также гражданами, осуществляющими предприниматель-
скую деятельность без образования юридического лица.
43. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в
строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, парки мо-
гут в установленном порядке осуществлять эти работы за счет бюд-
жетных и собственных средств.
44. Парки могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономичес-
кую деятельность в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации. Парки обязаны:
- вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
- своевременно направлять соответствующим органам все данные,
необходимые для налогообложения и ведения общегосударственной и
отраслевой системы сбора и обработки информации;
- представлять специально уполномоченному органу Правительст-
ва Москвы отчеты о своей деятельности, а также о поступлении и ис-
пользовании финансовых средств.
XI. Имущество природных парков
45. Природные парки, как особо охраняемые природные террито-
рии регионального значения, являются собственностью города Москвы.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территории парка, предоставляются в пользование на правах, пре-
дусмотренных федеральными законами и законами города Москвы. Изъ-
ятие земель и других природных ресурсов парков запрещается.
Земельные участки в границах парков предоставляются государс-
твенным природоохранным учреждениям, осуществляющим охрану, содер-
жание и использование природных парков, в постоянное (бессрочное)
пользование в установленном порядке.
Имущество парков, в том числе здания, сооружения, имуществен-
ные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные паркам
учредителем, закрепляются за ними в установленном порядке на праве
оперативного управления.
Парки владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними
имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законода-
тельством.
46. В пользовании парков находится имущество:
- закрепленное за парками Правительством Москвы;
- приобретенное за счет бюджетных средств;
- приобретенное за счет доходов, получаемых парками от реали-
зации разрешенной хозяйственной деятельности;
- полученное в порядке дарения, пожертвования, завещания от
юридических и физических лиц, а также по иным законным основаниям.
47. Имущественные отношения, возникающие между парком и
участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законо-
дательством.
Парки самостоятельно распоряжаются имуществом, приобретенным
за счет доходов, получаемых от деятельности, не противоречащей их
целям и задачам, в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации и города Москвы.
Имущество парков, переданное им в форме дара, пожертвования
или по завещанию, приобретенное ими за счет средств, выделенных по
смете, поступает в оперативное управление парков.
Контроль за использованием имущества, находящегося в опера-
тивном управлении парков, осуществляет Департамент государственно-
го и муниципального имущества города Москвы, а также специально
уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо ох-
раняемыми природными территориями.
XII. Порядок реорганизации и ликвидации природных парков
48. Реорганизация и ликвидация природных парков, как госу-
дарственных учреждений, проводится в порядке, предусмотренном нор-
мативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
XIII. Контроль за деятельностью природного парка
49. Контроль за деятельностью природных парков осуществляется:
- специально уполномоченным органом Правительства Москвы по
управлению особо охраняемыми природными территориями;
- иными государственными органами в пределах их компетенции.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 9 апреля 2002 года N 262-ПП
Типовое положение
о природно-исторических парках города Москвы
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняе-
мых природных территориях", Уставом города Москвы, Законом города
Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
и иными нормативными правовыми актами, определяет правовой статус
природно-исторических парков города Москвы.
I. Общие положения
1. Природно-исторические парки города Москвы являются особо
охраняемыми природными территориями, имеющими природоохранное, ис-
торико-культурное, просветительское и рекреационное значение как
особо ценные для города природные комплексы и памятники отечест-
венной истории и культуры.
2. В соответствии с положениями Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве", для реализации
задач, возложенных на природно-исторические парки, осуществления
их охраны и содержания создаются государственные природоохранные
учреждения - природно-исторические парки города Москвы (далее-пар-
ки).
3. В своей деятельности парки руководствуются Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых
природных территориях", Законом города Москвы "Об особо охраняемых
природных территориях в городе Москве", иными законами Москвы,
нормативными правовыми актами города Москвы, Правительства Москвы,
а также индивидуальным Положением.
4. Парки относятся к особо охраняемым природным территориям
регионального значения.
5. Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные в
границах парков, подлежат государственному учету, охране и исполь-
зованию как единое целое с их территориями, а также исторически и
композиционно связанными с ними недвижимыми и движимыми объектами.
6. Недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся на
государственной охране, могут передаваться паркам по согласованию
с государственным органом охраны и использования недвижимых памят-
ников истории и культуры города Москвы.
7. На прилегающих к территории парков участках земли создают-
ся охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения хозяйст-
венной и иной деятельности.
II. Основные задачи природно-исторических парков
8. На парки возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение историко-культурных объектов и природных комп-
лексов парка;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, его
непосредственная организация;
- восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, при-
родных, историко-культурных комплексов и объектов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- экологическое просвещение населения.
III. Правовой статус природно-исторических парков
9. Парки создаются в порядке, установленном Законом города
Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Моск-
ве".
Парки являются юридическими лицами и создаются в форме госу-
дарственных природоохранных учреждений, финансирование которых
осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, имеющих обо-
собленное имущество, самостоятельные балансы, расчетные и иные
счета в органах казначейства и других кредитных организациях, пе-
чати с изображением герба города Москвы со своим наименованием.
10. Парки могут финансироваться также за счет поступлений из
внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников.
11. Собственными средствами парков, которыми они распоряжают-
ся в установленном порядке, являются:
- средства, полученные от просветительской, рекреационной,
научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоре-
чащей возложенным на них задачам;
- средства, поступившие в установленном порядке в счет возме-
щения ущерба, причиненного природным и историко-культурным комп-
лексам и объектам, расположенным в границах парков, на территории
охранной зоны;
- средства, полученные за оказание платных услуг, а также за
пользование рекреационными объектами на территории парков;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи и бла-
готворительных взносов;
- доходы от осуществления иных видов деятельности, соответс-
твующих целям и задачам парка.
12. Парки, а также собственники, владельцы и пользователи зе-
мельных участков в границах парков пользуются налоговыми льгота-
ми, установленными для них законодательством Российской Федерации
и Москвы.
13. Парки могут создавать объединения в форме ассоциаций и
союзов в целях развития особо охраняемых природных территорий.
14. Парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы,
эмблемы и др.), использовать собственную символику в рекламных и
иных целях, а также выдавать разрешения на использование этой сим-
волики юридическим и физическим лицам.
IV. Управление природно-историческими парками
15. Парки находятся в ведомственном подчинении специально
уполномоченного органа Правительства Москвы.
16. Парки возглавляются директором, назначаемым на должность
и освобождаемым от должности органом в ведомственном подчинении
которого он находится, по согласованию со специально уполномочен-
ным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми
природными территориями в городе Москве (далее - специально упол-
номоченный орган Правительства Москвы).
17. Непосредственное управление деятельностью парка на основе
принципа единоначалия осуществляют директор парка.
18. Директор природно-исторического парка:
- без доверенности действует от имени парка и представляет
его во всех органах государственной власти и управления, организа-
циях,а также за рубежом;
- руководит деятельностью парка, обеспечивает выполнение воз-
ложенных на парк задач и несет персональную ответственность за ре-
зультаты деятельности парка;
- по согласованию с органом, в ведомственном подчинении ко-
торого он находится, утверждает структуру и штатное расписание
парка, утверждает должностные инструкции работников;
- заключает договоры во всех областях деятельности парка;
- распоряжается имуществом и средствами парка в пределах,
установленных законодательством Российской Федерации и Москвы, а
также настоящим Положением;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных
организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заклю-
чает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов
работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания
на работников парка и применяет меры материального и морального
поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для
выполнения всеми работниками парка; утверждает правила внутреннего
трудового распорядка парка;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других
выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у парка
средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от
имени парка и др.
19. Директор парка несет полную ответственность за нарушения
установленного в парке режима и ухудшение состояния представленных
в парке природных сообществ, растительного и животного мира в со-
ответствии с действующим законодательством.
20. Директор парка имеет заместителей (в том числе заместите-
ля - руководителя специальной службы охраны).
Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты
труда работников парка устанавливаются в размерах и порядке, пре-
дусмотренных Правительством Москвы для учреждений бюджетной сферы,
финансируемых из бюджета города Москвы.
Трудовые отношения работников и парков регулируются действую-
щим законодательством Российской Федерации о труде и оформляются
трудовым договором (контрактом).
V. Режим особой охраны территорий природно-исторических парков
и обеспечение его соблюдения
21. На территориях парков устанавливается дифференцированный
режим их охраны, защиты и использования с учетом природных, исто-
рико-культурных и социальных особенностей территории.
Режим особой охраны территории парков включает систему правил
и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач,
и устанавливается исходя из целей создания парка и требований при-
родоохранного законодательства.
22. На территориях парков могут быть выделены функциональные
зоны, в том числе:
- зоны заповедного режима (заповедные участки), предназначен-
ные для использования в природоохранных и научных целях и выделяе-
мые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления предс-
тавляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих
видов растений или животных, других объектов живой и неживой при-
роды;
- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные
для сохранения и восстановления объектов историко-культурного нас-
ледия, которые могут быть использованы в научных и просветитель-
ских целях;
- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использова-
ния в целях экологического просвещения и воспитания населения;
- рекреационные центры, специально обустроенные и предназна-
ченные для массового отдыха населения;
- прогулочные зоны;
- административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны, содержания и использования парков в соответст-
вии с их целями и задачами;
- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, де-
ятельность которых не связана с охраной, содержанием и использова-
нием парков и не противоречит установленному режиму.
23. Границы функциональных зон утверждаются Правительством
Москвы на основании проектов планировки парков, согласованных с
соответствующим государственным органом охраны памятников, в зави-
симости от категории недвижимого памятника истории и культуры.
24. Все собственники и пользователи земель в границах парков
обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответст-
вующего участка территории.
25. Пользователи земельных участков подписывают охранные обя-
зательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых
ими земельных участках природных сообществ и историко-культурных
объектов, соблюдению установленного режима.
26. Изъятие земельных участков, расположенных в границах пар-
ка, у сторонних пользователей в случаях их использования не по це-
левому назначению, грубого или неоднократного нарушения сторонними
землепользователями установленного природоохранного режима или
причинения им значительного ущерба природе производится в установ-
ленном действующим законодательством порядке.
27. На территориях парков запрещается любая деятельность, ко-
торая может нанести ущерб природным комплексам и объектам расти-
тельного и животного мира, культурно-историческим объектам и кото-
рая противоречит целям и задачам, в том числе:
- искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектов капитального строительства, не связан-
ных с использованием парков;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидро-
геологического режима местности, почвенного покрова, возникновению
и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения спе-
циально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- применение солей в качестве противогололедных средств без
разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по
31 июля;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включен-
ных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной
особо охраняемой природной территории;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
разведение костров вне специально отведенных для этого мест;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исклю-
чением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотв-
ращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие
самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдель-
ных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение,
разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, ро-
гатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприя-
тий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения
специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- изменение функционального назначения земельного участка или
его части, если оно может привести к увеличению антропогенных наг-
рузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств,
не связанных с функционированием парков, осуществляемые вне дорог
общего пользования;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение му-
сора, устройство снегосвалок;
- размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с
функционированием парков;
- на территории недвижимых памятников истории и культуры зап-
рещаются: капитальное строительство; реконструкция; прокладка ин-
женерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памят-
ника; благоустройство памятников садово-паркового искусства с при-
менением строительных материалов, употребляемых в дорожном строи-
тельстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей;
- на единичных памятниках истории и культуры и таковых же ан-
самблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных
маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции реклам-
ного характера, кондиционеров и других малых архитектурно - дизай-
нерских форм, искажающих целостность восприятия памятников и их
территорий;
- нанесение любых надписей и изображений на фасадах памятни-
ков, не предусмотренных согласованными в установленном порядке
проектами реставрации.
28. Границы парков, их функциональных и охранных зон обозна-
чаются на местности предупредительными и информационными знаками.
VI. Организация охраны
29. Охрана природных комплексов и объектов, контроль за соб-
людением режима парков обеспечиваются специальной службой охраны
парка - структурным подразделением парка.
Работники специальной службой охраны парка входят в его штат.
30. Полномочия и состав специальной службы охраны парков оп-
ределяются Правительством Москвы в соответствии с действующим за-
конодательством.
31. Организация охраны парков в пределах, установленных ох-
ранными обязательствами, возлагается на пользователей территорий.
32. К охране территории парков могут привлекаться обществен-
ные инспектора.
33. В вопросах обеспечения охраны территории парки взаимо-
действуют со специально уполномоченными государственными органами
охраны памятников истории и культуры, а также органами в области
охраны окружающей природной среды и государственного экологическо-
го контроля, а также с правоохранительными органами.
Рейды указанных органов на территориях парков проводятся сов-
местно с представителями специальной службы охраны парка.
VII. Ответственность за нарушение режима природно-исторических
парков
34. Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных
правил охраны и использования окружающей природной среды и природ-
ных ресурсов, а также законодательства об охране и использовании
недвижимых памятников истории и культуры на территории парков, а
также их охранных зон, несут предусмотренную законодательством
Российской Федерации ответственность.
VIII. Научно-исследовательская деятельность
35. Научно-исследовательская деятельность в парках направлена
на разработку и внедрение научных методов сохранения биологическо-
го разнообразия, природных и историко-культурных комплексов в ус-
ловиях города Москвы, а также оценку и прогноз экологической обс-
тановки.
36. Научно-исследовательская деятельность в парках имеет прик-
ладной характер, результаты научных разработок являются основанием
для принятия управленческих решений.
37. В парках для рассмотрения вопросов научной, природоохран-
ной, рекреационной, туристической, просветительской и хозяйствен-
ной деятельности могут быть организованы научно-технические сове-
ты.
Состав научно-технического совета парка и Положение о нем ут-
верждаются органом, в ведомственном подчинении которого находится
парк.
В состав научно-технического совета могут входить представите-
ли общественных организаций и объединений, инициативных групп
граждан.
38. Научно-технический совет рассматривает:
- вопросы научной, природоохранной, просветительской и рекреа-
ционной деятельности парка;
- планы научных, просветительских, биотехнических и реставра-
ционных работ;
- проекты по рекультивации нарушенных земель и восстановлению
природных комплексов на территории парка.
Решения научно-технического совета носят рекомендательный ха-
рактер.
39. Научно-исследовательская деятельность на территориях пар-
ков и их охранных зон осуществляется методами, не противоречащими
установленному режиму охраны парков, и проводится:
- штатными сотрудниками парка в соответствии с планами научно-
исследовательских работ, которые рассматриваются на научно-техни-
ческом совете и утверждаются директором парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными
заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, от-
дельными специалистами (в том числе иностранными) на основании до-
говоров, заключенных с парком.
40. Исполнители тем и мероприятий, осуществляющие научную дея-
тельность на территориях парков обязаны, в месячный срок по завер-
шении работы или в срок установленный договором, представить ди-
ректору парка копию итогового отчета или полученных в ходе выпол-
нения работ материалов.
Музейные, архивные, библиотечные фонды парков, являющиеся
частью аналогичных общероссийских фондов и представляющие собой
предметы особого режима хранения, закрепляются за ними исключи-
тельно на праве оперативного управления.
Предметы, представляющие историческую, научную, художественную
или иную ценность, включаются в состав музейных и библиотечных
фондов парков в установленном порядке независимо от источников их
приобретения.
IX. Эколого-просветительская деятельность
41. Эколого-просветительская деятельность в парках направлена
на воспитание бережного отношения к природе, рационального исполь-
зования ее богатств.
42. Эколого-просветительская деятельность в парках осущест-
вляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов
и экспозиционных участков;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комп-
лексов, содержащих материалы, характеризующие историю парка, па-
мятники истории и культуры, растительный и животный мир, другие
природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и
иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
- организация экспозиций под открытым небом, создание и
обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов
и других материалов информационно-просветительского характера.
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- организация практической природоохранной деятельности мест-
ного населения, школьников;
- организация школьных лесничеств, прохождение учебной и про-
изводственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля,
циклы занятий для работников системы управления и городского хо-
зяйства;
- иные формы и методы пропаганды экологических знаний.
Х. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания
посетителей
43. Хозяйственная деятельность парков направлена на выполне-
ния мероприятий по уходу за природными и историко-культурными объ-
ектами и их восстановлению, а также на организацию регулируемого
туризма и отдыха в природных условиях.
Парки разрабатывают и утверждают перспективные и текущие пла-
ны своей деятельности исходя из необходимости обеспечения собст-
венного развития парка, природоохранных и историко-культурных це-
лей, рекреационных интересов и потребностей населения, договоров с
учредителем, предприятиями, учреждениями, организациями, социаль-
но-творческих заказов, а также имеющихся природных, творческих и
хозяйственных ресурсов.
44. Парки осуществляют хозяйственную деятельность, не проти-
воречащую целям и задачам, для которых он создан.
45. Организация обслуживания посетителей, деятельность по
обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самими парка-
ми, так и юридическими лицами независимо от их организационно-пра-
вовой формы, а также гражданами, осуществляющими предприниматель-
скую деятельность без образования юридического лица.
46. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в
строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, парки мо-
гут в установленном порядке осуществлять эти работы за счет бюд-
жетных и собственных средств.
Парки могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции.
Парки обязаны:
- вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
- своевременно направлять соответствующим органам все данные,
необходимые для налогообложения и ведения общегосударственной и
отраслевой системы сбора и обработки информации;
- представлять специально уполномоченному органу Правительст-
ва Москвы отчеты о своей деятельности, а также о поступлении и ис-
пользовании финансовых средств.
ХI. Имущество природно-исторических парков
47. Парки, как особо охраняемые природные территории регио-
нального значения, являются собственностью города Москвы.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территории парков, предоставляются ему в пользование на правах
предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы.
Изъятие земель и других природных ресурсов парка запрещается.
Земельные участки в границах парков предоставляются государс-
твенным природоохранным учреждениям, осуществляющим охрану, содер-
жание и использование природно-исторических парков, в постоянное
(бессрочное) пользование в установленном порядке.
Имущество парков, в том числе здания, сооружения, истори-
ко-культурные объекты, имущественные комплексы, оборудование и
другое имущество, переданные парку учредителем, закрепляются за
ним в установленном порядке на праве оперативного управления.
Парки владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ни-
ми имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законо-
дательством.
48. В пользовании парков находится имущество:
- закрепленное за парками Правительством Москвы;
- приобретенное за счет бюджетных средств;
- приобретенное за счет доходов, получаемых парками от реали-
зации разрешенной хозяйственной деятельности;
- полученное в дар, в порядке пожертвования, завещания от
юридических и физических лиц, а также по иным законным основаниям.
49. Имущественные отношения, возникающие между парками и
участниками гражданского оборота, регулируются гражданским зако-
нодательством.
Парки самостоятельно распоряжаются имуществом, приобретенным
за счет доходов, получаемых от деятельности, не противоречащей их
целям и задачам, в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации и города Москвы.
Имущество парков, переданное им в форме дара, пожертвования
или по завещанию, приобретенное им за счет средств, выделенных по
смете, поступает в оперативное управление парка.
Контроль за использованием имущества, находящегося в опера-
тивном управлении парков, осуществляет Департамент государственно-
го и муниципального имущества города Москвы, а также специально
уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо ох-
раняемым природными территориями.
XII. Порядок реорганизации и ликвидации природно-исторических
парков
50. Реорганизация и ликвидация парков, как государственных
учреждений, проводится в порядке, предусмотренном нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
XIII. Контроль за деятельностью природно-исторических парков
51. Контроль за деятельностью парков осуществляется:
- специально уполномоченным органом Правительства Москвы по
управлению особо охраняемыми природными территориями;
- специально уполномоченными государственными органами охраны
и использования памятников истории и культуры Российской Федерации
и города Москвы;
- иными государственными органами в пределах их компетенции.
.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 9 апреля 2002 года N 262-ПП
Типовое положение
о государственных природных заказниках города Москвы
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняе-
мых природных территориях", Уставом города Москвы, Законом города
Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
и иными нормативными правовыми актами определяет правовой статус
государственных природных заказников города Москвы.
I. Общие положения
1. Государственные природные заказники города Москвы являются
особо охраняемыми природными территориями, образованными с целью
охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных
ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов,
биологического разнообразия или отдельных видов растений и живот-
ных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в
пределах города.
2. В соответствии с положениями Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве", для реализации
задач, возложенных на государственные природные заказники, осу-
ществления их охраны и содержания создаются государственные приро-
доохранные учреждения - государственные природные заказники города
Москвы (далее - природные заказники).
3. В зависимости от объекта особой охраны природные заказники
могут подразделяться на комплексные, ландшафтные, ботанические,
фаунистические, орнитологические, энтомологические, гидрологичес-
кие.
4. В своей деятельности природные заказники руководствуются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо
охраняемых природных территориях", Законом города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве", иными законами
Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы, Правительства
Москвы, а также индивидуальным Положением.
5. Природные заказники относятся к особо охраняемым природным
территориям регионального значения.
6. Недвижимые памятники истории и культуры, в случае наличия
таковых в границах природных заказников, поставленные на государс-
твенную охрану, могут передаваться природным заказникам по согла-
сованию с государственным органом охраны и использования недвижи-
мых памятников истории и культуры города Москвы.
7. На прилегающих к территории природных заказников участках
земли создаются охранные зоны, для которых устанавливаются ограни-
чения хозяйственной и иной деятельности.
II. Основные задачи государственных природных заказников
8. На природные заказники возлагаются следующие основные за-
дачи:
- сохранение историко-культурных и природных комплексов;
- сохранение и восстановление ценных объектов и территорий,
являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой исчез-
новения или уязвимых в условиях города Москвы, видов растений, жи-
вотных, птиц или насекомых;
- выполнение научно-исследовательских работ по изучению объ-
ектов особой охраны природного заказника;
- создание условий для поддержания рекреационного потенциала
территорий в пределах города;
- восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, при-
родных, историко-культурных комплексов и объектов;
- экологическое просвещение населения.
III. Правовой статус государственных природных заказников
9. Природные заказники создаются в порядке, установленном За-
коном города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в
городе Москве".
Государственные природные заказники являются юридическими ли-
цами и создаются в форме государственных природоохранных учрежде-
ний, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета
города Москвы, имеющих обособленное имущество, самостоятельный ба-
ланс, счета в органах казначейства и других кредитных организаци-
ях, печати с изображением герба города Москвы со своим наименова-
нием.
Природные заказники могут финансироваться также за счет пос-
туплений из внебюджетных и иных не запрещенных законодательством
источников.
Собственными средствами природных заказников, которыми они
распоряжаются в установленном порядке являются:
- средства, полученные от просветительской, научной, реклам-
но-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным
на них задачам;
- средства, поступившие в установленном порядке в счет возме-
щения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, распо-
ложенным в границах природных заказников, на территориях охранных
зон;
- средства, полученные за оказание платных услуг, а также за
пользование рекреационными объектами на территории природных за-
казников;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи и бла-
готворительных взносов;
- доходы от осуществления иных видов деятельности, соответс-
твующих целям и задачам природных заказников.
10. Природные заказники, а также собственники, владельцы и
пользователи земельных участков в границах природных заказников
пользуются налоговыми льготами, установленными для них законода-
тельством Российской Федерации и Москвы.
11. Природные заказники могут создавать объединения в форме
ассоциаций и союзов в целях развития особо охраняемых природных
территорий.
12. Природные заказники вправе иметь собственную символику
(флаги, вымпелы, эмблемы и др.), использовать собственную символи-
ку в рекламных и иных целях, а также выдавать разрешения на ис-
пользование этой символики юридическим и физическим лицам.
IV. Управление государственными природными заказниками
13. Природные заказники находятся в ведомственном подчинении
органа, уполномоченного Правительством Москвы.
14. Природные заказники возглавляются директором, назначаемым
на должность и освобождаемым от должности органом в ведомственном
подчинении которого он находится, по согласованию со специально
уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо
охраняемыми природными территориями в городе Москве (далее - спе-
циально уполномоченный орган Правительства Москвы).
15. Непосредственное управление деятельностью природного за-
казника на основе принципа единоначалия осуществляет директор при-
родного заказника.
16. Директор природного заказника:
- без доверенности действует от имени природного заказника и
представляет его во всех органах государственной власти и управле-
ния, организациях, а также за рубежом;
- руководит деятельностью природного заказника, обеспечивает
выполнение возложенных на заказник задач и несет персональную от-
ветственность за результаты деятельности природного заказника;
- по согласованию с органом, в ведомственном подчинении ко-
торого он находится, утверждает структуру и штатное расписание
природного заказника, утверждает должностные инструкции работни-
ков;
- заключает договоры во всех областях деятельности природно-
го заказника;
- распоряжается имуществом и средствами природного заказника
в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и
Москвы, а также настоящим Положением;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных
организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заклю-
чает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов
работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания
на работников природного заказника и применяет меры материального
и морального поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для
выполнения всеми работниками природного заказника; утверждает пра-
вила внутреннего трудового распорядка природного заказника;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других
выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у природного
заказника средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от
имени природного заказника и др.
17. Директор природного заказника несет полную ответствен-
ность за нарушения установленного в заказнике режима и ухудшение
состояния представленных здесь природных сообществ, растительного
и животного мира в соответствии с действующим законодательством.
18. Директор природного заказника имеет заместителей (в том
числе заместителя - руководителя специальной службы охраны).
Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты
труда работников природного заказника устанавливаются в размерах и
порядке, предусмотренных Правительством Москвы для учреждений бюд-
жетной сферы, финансируемых из бюджета города Москвы.
Трудовые отношения работников и природных заказников регули-
руются действующим законодательством Российской Федерации о труде
и оформляются трудовым договором (контрактом).
V. Режим особой охраны территорий государственных природных
заказников и обеспечение его соблюдения
19. На территориях природных заказников устанавливается диф-
ференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом
природных, историко-культурных и социальных ос
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 262-ПП
Дата:
2002-04-09
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство