ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 августа 2000 г. N 654-ПП
ш1 Об утверждении Концепции безопасности
Москвы
Целенаправленная деятельность городской администрации в области
устойчивого развития Москвы позволила достичь приемлемый уровень
безопасности населения и города в целом.
Активная социальная политика обусловила стабилизацию
демографической обстановки, снизила напряженность между различными
слоями населения. Наметилась тенденция роста промышленного
производства, началось возрождение научного и культурного потенциала
столицы. Достигнута определенная стабилизация экологической
обстановки. Сформировалась положительная тенденция сокращения
преступлений. Создана и успешно функционирует московская городская
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы не
является достаточной. Экономическая и политическая нестабильность в
стране, снижение жизненного уровня населения, старение основных
производственных фондов, стремительный рост количества
террористических актов обусловливают сохранение различных видов угроз
устойчивому развитию Москвы. В то же время реализуемые сегодня
городские программы не в полной мере учитывают все аспекты
безопасности населения и территорий столицы от угроз внутреннего и
внешнего характера.
В целях формирования единой городской политики в области
обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз
различного характера Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию безопасности Москвы (приложение).
2. Департаментам, комитетам, управлениям и городским организациям
при формировании перспективных планов развития подведомственных
организаций руководствоваться положениями Концепции безопасности
Москвы, утвержденной настоящим постановлением.
3. Научно-техническому совету комплексной программы "Безопасность
Москвы" обеспечить в 2000 году разработку стратегии реализации
Концепции безопасности Москвы, в том числе перечня первоочередных
городских целевых программ.
4. Главному управлению по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям г. Москвы обеспечить государственную
экспертизу городских инвестиционных программ в части их влияния на
состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В
трехмесячный срок представить в установленном порядке в Правительство
Москвы Положение о порядке проведения государственной экспертизы.
5. Для повышения эффективности научных исследований в области
безопасности столицы:
5.1. Создать при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства
Москвы экспертный совет (далее- Совет) с участием представителей
городских организаций и научных учреждений, специализирующихся в
данной области.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г. Москвы в двухмесячный срок представить на утверждение
председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы
проект положения о Совете и его состав.
5.2. Предложить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
начиная с 2001 года предусматривать ежегодное выделение не менее 5,5
млн. рублей на финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по разделу "Безопасность населения"
Программы развития науки и технологий.
При увеличении общего объема финансирования по статье городского
бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу" предусмотреть соответствующее увеличение расходов на
финансирование раздела "Безопасность населения".
6. Москомархитектуре совместно с Главным управлением по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы при
формировании программы приоритетных работ по реализации Генерального
плана развития Москвы предусмотреть вопросы обеспечения безопасности
населения и территорий столицы.
7. Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы
регулярно представлять в Правительство Москвы аналитический доклад о
состоянии защиты населения и территорий столицы от чрезвычайных
ситуаций.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г. Москвы в IY квартале 2000 года представить на утверждение
Правительства Москвы Положение об аналитическом докладе.
8. Департаменту науки и промышленной политики совместно с
городскими организациями в рамках выставочной деятельности обеспечить
пропаганду достижений Москвы в области безопасности населения и
городских объектов.
9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
организовать освещение основных направлений Концепции безопасности
Москвы в средствах массовой информации.
10. Главному управлению по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям г. Москвы в декабре 2000 года доложить Премьеру
Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 августа 2000 года N 654
КОНЦЕПЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ
Москва - 2000 г.
Концепция безопасности Москвы (далее именуется Концепция)
представляет собой официально принятую систему взглядов на цели,
задачи, основные принципы и направления деятельности в области
обеспечения безопасности устойчивого развития города, жизни и здо-
ровья населения Москвы, его прав и свобод в условиях возможных
внешних и внутренних опасностей и угроз (далее именуются угрозы).
Она является основой для:
разработки стратегии обеспечения безопасности Москвы;
совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой
базы обеспечения безопасности личности, общества, города;
разработки и реализации целевых программ по обеспечению безо-
пасности столицы от конкретных угроз;
формирования и проведения единой политики городских властей,
экономических и социальных структур, населения города в области
обеспечения безопасности Москвы.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Консти-
туция Российской Федерации, законы Российской Федерации в сфере
безопасности, экологии, экономики, градостроительства и другие,
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Устав и
законодательство Москвы.
В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы, жизненно
важные интересы города, его населения и каждого гражданина, основ-
ные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и ос-
новные направления деятельности по обеспечению безопасности Моск-
вы.
1. Состояние безопасности города
В Москве ведется целенаправленная работа по повышению безо-
пасности столицы.
В первую очередь это относится к предупреждению социальных
конфликтов за счет ограничения роста безработицы (до 1% трудоспо-
собного населения), оказания социальной помощи малообеспеченным,
частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные
услуги, доплат неработающим пенсионерам, обеспечения населения
бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества.
В последние годы в Москве стабилизировалась демографическая
обстановка, прекратились спад рождаемости и рост смертности.
Значительные усилия предпринимаются по сохранению промышлен-
ного и научного потенциала столицы за счет дотирования из городс-
кого бюджета предприятий, научных организаций, ВУЗов, финансирова-
ния разработок и производства наукоемких изделий.
Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки
за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов выбро-
сов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современ-
ных технологий утилизации отходов, очистки территории города от
различного рода загрязнений.
Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем
жизнеобеспечения города за счет создания страховых запасов продо-
вольствия, санаций из бюджета города предприятий, имеющих приори-
тетное значение для жизнедеятельности столицы, ремонта и профилак-
тики коммунальных сетей.
Происходит определенное снижение зависимости от импорта за
счет развития производств в Москве и Московской области, воссозда-
ния старых и формирование новых межрегиональных связей.
Укрепляется связь Москвы и Московской области в решении всего
комплекса социально-экономических, природоохранных и других задач.
Создана и функционирует Московская городская система предуп-
реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы
законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования,
совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов
безопасности города.
Активизируется деятельность по совершенствованию работы над-
зорных органов и реализации превентивных мер на действующих потен-
циально опасных объектах и в проектных документах на новое строи-
тельство.
Более эффективно стала действовать система оперативного реа-
гирования на чрезвычайные ситуации.
Наметилась положительная тенденция сокращения преступлений,
особенно среди несовершеннолетних, существенно сократилось коли-
чество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества.
Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня
безопасности Москвы, расширению спектра и многообразия внутренних
и внешних угроз, действующих как в рамках переходного периода, пе-
реживаемого Россией в целом, так и во все более усложняющихся ус-
ловиях развития человечества.
Все чаще террористические акты из области возможных угроз пе-
реходят в области реальных чрезвычайных ситуаций. Наблюдается тен-
денция активизации деятельности экстремистских группировок в Рос-
сии и зарубежных странах.
В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации
промышленных объектов особую опасность представляет возможность
инициирования ими техногенных катастроф и применения средств мас-
сового поражения.
Во взаимоотношениях между странами все чаще стали использо-
ваться силовые способы достижения политических целей без надлежа-
щих решений со стороны Совета безопасности ООН. Это чревато деста-
билизацией обстановки во всем мире, и делает реальными для столицы
военные угрозы.
В условиях ослабления государственного надзора, недостаточной
эффективности правовых и экономических механизмов предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивается риск катастроф тех-
ногенного и природного характера.
Усиление криминализации, происходящее в целом в стране, нега-
тивно сказывается на общественно-социальной и экономической обста-
новке в столице, на обеспечение личной безопасности граждан.
Становление новых условий жизни сопровождается размежеванием
людей по уровню доходов и качеству жизни.
Изменения в социальной, экономической, экологической и прочих
сферах, усиление конфронтационности в экономических, политических,
духовно-нравственных, межнациональных областях делают ситуацию в
Москве чреватой возможными крупными поворотами и чрезвычайными си-
туациями.
Все это требует разработки и принятия стратегических мер по
стабилизации экономической и социальной обстановки, улучшению
обеспечения безопасности города.
2. Жизненно важные интересы города
Жизненно важные интересы города представляют собой совокуп-
ность интересов каждого отдельного жителя, общественных, произ-
водственных и иных законопризнанных коллективов и города в целом.
Интересы жителя Москвы состоят в реальном обеспечении консти-
туционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его
имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального
развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни
на уровне благополучных крупных городов развитых стран.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных
законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправле-
ния, повышения активности членов этих групп по выполнению установ-
ленных законодательством задач.
Интересы города включают установление политической, экономи-
ческой и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание
правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для
жителей города и его структур. При этом в конкретных сферах прояв-
ления интересы Москвы заключаются в следующем:
в сфере общественной безопасности:
в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений
террористической деятельности;
в ликвидации условий возникновения явлений криминального ха-
рактера;
в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопо-
рядка;
в создании условий для развития инициативы граждан в части
содействия силам обеспечения общественной безопасности;
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера:
в создании городской системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
в совершенствовании организационно-правовых основ функциони-
рования Московской городской системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
в повышении эффективности деятельности по предупреждению
чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
в развитии и поддержании в готовности сил и средств для лик-
видации чрезвычайных ситуаций;
в техногенной сфере:
в обеспечении безопасности производственных структур, после-
довательной их модернизации на основе передовых и безвредных тех-
нологий;
в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспе-
чения города;
в рациональном размещении производительных сил города;
в обеспечении устойчивого функционирования производств и инф-
раструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и
угроз;
в социальной сфере:
в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность;
в повышении уровня и качества жизни жителей города, искорене-
нии бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и
людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографичес-
кой и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения;
в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых
услуг;
в доступности для всех жителей медицинского обслуживания,
транспорта, связи;
в поддержке семьи, как первоначальной ячейки общества;
в оборонной сфере:
в создании условий для эффективной деятельности предприятий
оборонного профиля;
в создании и ведении эффективной системы гражданской обороны;
в укреплении связей города и военных учреждений России;
в проведении активной военно-патриотической работы среди мо-
лодежи;
в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизацион-
ной подготовки;
в экологической сфере:
в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого
уровня экологической обстановки в городе;
во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в Ге-
неральный план развития города;
в учете факторов защиты природы при реализации экономических
и социальных программ и проектов;
в области экономики:
в повышении инновационной и инвестиционной активности;
в защите интересов отечественных производителей, повышении
конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Москве;
в борьбе с экономическими преступлениями, с коррупцией;
в обеспечении перехода экономики на модель устойчивого разви-
тия;
в обеспечении развития и эффективного использования научно-
технического потенциала города;
в четком функционировании и развитии инфраструктуры города;
в углублении сотрудничества Москвы и Московской области, в
развитии межрегиональных связей;
в разумном, отвечающим интересам жителей города, проведении
экономических преобразований (приватизации, акционировании и
т.д.);
в области духовной жизни, культуры и науки:
в духовном возрождении общества, утверждении высокой нравс-
твенности, гуманизма и культуры, развитии многовековых духовных
традиций;
в обеспечении доступности образования, культурных ценностей
всем членам общества;
в развитии науки, поддержании научного потенциала города на
высоком международном уровне, создании условий для прекращения от-
тока ученых из науки в другие сферы деятельности, отъезда за гра-
ницу;
во внутриполитической сфере:
в соблюдении основополагающих прав граждан на жизнь и безо-
пасность, в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка,
стабильности государственной власти и ее институтов, завершении
становления демократического общества;
в международной сфере:
в обеспечении традиционных связей со столицами государств -
членами СНГ;
в установлении двухсторонних связей с крупнейшими городами
мира на основе всестороннего сотрудничества и взаимопонимания;
в развитии туризма, привлечении иностранных граждан для озна-
комления с достопримечательностями города, создание комфортных ус-
ловий для их пребывания в городе;
во всестороннем поддержании русской диаспоры за рубежом.
3. Возможные угрозы безопасности Москвы
Разработка мер по улучшению состояния безопасности города,
механизма их реализации осуществляется с учетом угроз, которые
противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп,
города в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз: соци-
альные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные,
экологические, информационные, психологические, криминальные, тер-
рористические, военные. Эти угрозы носят комплексный взаимосвязан-
ный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы.
Уровни опасности угроз различного вида зависят от политичес-
кой обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономи-
ческого развития России и Москвы как субъекта Федерации в разные
периоды могут изменяться. Эти изменения должны отражаться в после-
дующих разделах Концепции, в стратегии ее реализации и программных
мероприятиях.
Значимость угроз усиливается особенностями Москвы:
Москва исторически является духовным центром русской земли.
Ее влияние на судьбу России имеет определяющее значение;
Москва - столица России, ее политическая, социальная, нравс-
твенная и культурная атмосфера - залог здорового общественного
климата всех земель России и ее народов;
Москва - один из крупнейших городов мира и ей присущи все
проблемы городов - мегаполисов;
Москва - крупнейший промышленный центр России, ее вклад в об-
щие экономические показатели страны является определяющим;
Москва - крупнейший транспортный узел страны, от состояния
которого зависит функционирование всей транспортной системы Рос-
сии;
Москва - крупнейшее сосредоточение финансовых и информацион-
ных потоков, обеспечивающих развитие России;
Москва - центр научной и культурной жизни государства, сосре-
доточение значительной части национального достояния;
Москва - уникальный исторический и архитектурный мировой
центр, объект градостроительной деятельности особого регулирова-
ния.
Террористические угрозы
Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности
общества. Особую опасность он представляет для крупных городов,
политических, экономических и культурных центров. Террористические
акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по прес-
ледуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность
использовать в своих преступных целях достижения науки и техники.
К основным угрозам террористического характера относятся:
нападение на политические и экономические объекты (захват,
подрыв, обстрел и т.д.);
взрывы и другие террористические акты в местах массового пре-
бывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похище-
ние людей и захват заложников;
захват воздушных судов и других транспортных пассажирских
средств;
нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населе-
ния в случае их разрушения или нарушения технологического режима;
вывод из строя систем управления авиационным и железнодорож-
ным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи,
компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнит-
ный терроризм);
нарушение психофизического состояния людей путем программиро-
ванного поведения и деятельности целых групп населения;
кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети;
внедрение через печать, радио и телевидение информации, кото-
рая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в об-
ществе;
проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
применение химических и радиоактивных веществ в местах массо-
вого пребывания людей;
отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов пита-
ния;
искусственное распространение возбудителей инфекционных бо-
лезней.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение терро-
ристической угрозы, являются:
сочетание организованных террористических организаций с боль-
шим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;
появление новых видов терроризма (информационного, техноген-
ного, кибернетического и др.);
расширение спектра способов террористической деятельности
(биологических, химических, радиационных и др.);
немотивированность и непредсказуемость так называемого "не-
разборчивого" терроризма, когда насилие направлено не против конк-
ретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных лю-
дей;
рост "интеллектуального" уровня терроризма пропорционально
темпам развития техники и науки.
Реализация указанных угроз может привести:
к нарушению на длительный срок нормальной жизни города;
к созданию атмосферы страха;
к большому количеству жертв.
Криминальные угрозы
Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит
серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь
города.
К основным криминальным угрозам относятся:
усиление криминального давления на жизнедеятельность города;
возможность срастания преступных сил с представителями власт-
ных структур;
переход под контроль криминальных групп банков, экономичес-
ких, торговых и посреднических центров;
возможность проникновения преступных авторитетов в выборные
органы законодательной власти государства и города, а также в пра-
воохранительные органы;
влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты
питания.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение крими-
нальной угрозы, являются:
отсутствие достаточного проработанного законодательства в
этой сфере, как на федеральном, так и на местном уровне;
недостаточный уровень профессиональной подготовленности сот-
рудников правоохранительных органов в борьбе с организованной
преступностью;
поделенность сфер влияния среди различных криминальных струк-
тур;
значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и
дальнего зарубежья, в том числе и незарегистрированных установлен-
ным порядком граждан из кавказского региона;
слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по поли-
тическим мотивам.
Реализация указанных угроз может привести:
к появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе;
к возможности перехода реальной власти в городе к преступным
авторитетам;
к парализации экономических преобразований;
к обесцениванию демократических завоеваний.
Угрозы коммунально-бытового и жилищного характера
Для нормальной жизнедеятельности города и его населения жиз-
ненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бы-
товое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения города и
решение жилищных проблем.
К основным угрозам коммунально-бытового и жилищного характера
относятся:
повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источни-
ках энергоснабжения;
возможность воздействия внешних факторов на качество воды,
ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников;
дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города;
перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и
полей фильтрации;
медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды,
уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энер-
госберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительст-
ве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества,
разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требую-
щих специальных технологий утилизации;
снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное
с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей и ос-
новного энергетического оборудования;
снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (ба-
ни, прачечные, химчистки и др.);
возрастающий уровень утечек в сетях тепло- и водоснабжения,
приводящий к вымыванию грунта и образованию провалов;
старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной пост-
ройки и полносборных домов первого поколения, а также инженерной
инфраструктуры города.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз
коммунально-бытового и жилищного характера, являются:
ослабление материально-технической базы жилищного и комму-
нально-бытового обеспечения из-за низкой платежеспособности насе-
ления, отсутствие надежной системы резервного водоснабжения;
старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других
инженерных сетей и сооружений;
неполная закольцованность сетей теплоснабжения;
резкое обмеление источников питьевого водоснабжения; недоста-
точное наличие или полное отсутствие резервных и аварийных источ-
ников водо- и теплоснабжения;
невозможность использования альтернативных энергоресурсов
(ветровой, солнечной, геотермальной энергии и др.).
Реализация указанных угроз может привести:
к резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических
сетях города;
к деформированию жизнедеятельности населения и функционирова-
ния экономики города;
к дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, по-
вышению уровня инфекционных заболеваний;
к снижению уровня жизнеобеспечения населения столицы при при-
родных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засу-
хой;
созданию нестабильной социальной обстановки.
Техногенные угрозы
Наличие большого количества взрыво-, химически-, радиационно-
и пожароопасных предприятий, огромной транспортной сети, обширной
техносферы в городе обуславливает высокий уровень риска техноген-
ных аварий и катастроф.
К основным техногенным угрозам относятся вероятность возник-
новения:
аварий с выбросом химически опасных веществ в районах прожи-
вания населения (хлор, аммиак, окись азота и др.) и образованием
зон химического заражения;
радиационных аварий на ядерных установках и других объектах
использования атомной энергии с образованием обширных зон радиоак-
тивного загрязнения;
аварий на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте
с выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей за-
ражения, загрязнения и возгорания;
крупномасштабных пожаров в местах концентрированного прожива-
ния и нахождения населения;
зон затопления вследствие разрушения водоограничительных уст-
ройств на каналах;
транспортных аварий на метрополитене;
аварий на коммунально-энергетических сетях.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техно-
генных угроз, являются:
повышенная концентрация потенциально опасных объектов; старе-
ние основных производственных фондов;
сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг
потенциально опасных объектов;
увеличение количества ядерных и радиационных установок, не
задействованных в производстве и исследованиях;
падение производственной дисциплины и увеличение в связи с
этим числа отклонений от установленных технологических режимов ра-
боты;
появление большого количества мелких производителей вне над-
зорного поля;
отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодо-
рожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные вещества в
черте города;
недостаточная эффективность системы защиты населения и реаги-
рования на чрезвычайные ситуации на городском уровне (автоматизи-
рованных систем обнаружения и оповещения, локализации и ликвидации
последствий аварий).
Реализация техногенных угроз может привести:
к гибели и потере здоровья промышленно-производственного пер-
сонала и проживающего вблизи опасных объектов населения;
к росту травматизма на производстве;
к уничтожению значительных материальных ценностей, большому
экономическому ущербу;
к разрушению среды жизнеобитания человека с усилением соци-
ально-политических и экономических угроз.
Военные угрозы
Москва и многие ее объекты могут стать первоочередными целями
вооруженного воздействия.
К основным военным угрозам относятся:
возможность применения ядерного и других видов оружия массо-
вого уничтожения, а также систем высокоточного оружия и обычных
средств поражения повышенной мощности в современной войне.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение военной
угрозы, являются:
расширение круга государств, обладающих ядерным и другими ви-
дами оружия массового уничтожения;
незавершенность процесса реформирования военной организации
государства;
статус города как столицы государства, определяющий вероят-
ность нанесения по нему ударов в первую очередь;
снижение возможностей противовоздушной обороны города;
снижение эффективности системы гражданской обороны.
Реализация военной угрозы может привести:
к массовому поражению населения;
к нарушению управления городом;
к разрушению жизненно важных объектов;
к снижению до критического уровня жизнеобеспечения населения.
Природные угрозы
В целом Москва располагается в достаточно спокойной (относи-
тельно природных катастроф) зоне. Однако усиливающееся воздействие
московской агломерации на природную среду может привести к катаст-
рофическим проявлениям.
К основным природным угрозам относятся:
возможность подтопления территории города;
возникновение карстово-суффозионных процессов - провалов на
поверхности земной коры;
появление оползней;
вероятность обильных снегопадов и затяжных дождей, ураганов,
обледенения дорог и токонесущих проводов;
задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров в
Московской области.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение природ-
ных угроз, являются:
длительные периоды с низкими отрицательными температурами;
недостаточная развитость системы мониторинга окружающей сре-
ды;
изношенность ливневых канализаций, особенно в центре города;
наличие значительного количества подземных выработок и соору-
жений.
Реализация указанных угроз может привести:
к гибели и потере здоровья большого числа жителей города;
к значительному ущербу производственного и жилого фондов,
культурным ценностям;
к нарушению нормальной жизнедеятельности города.
Экологические угрозы
Охрана среды обитания от негативного, разрушительного воз-
действия общества - производства и потребления, аварий и катастроф
и т.п. - является для всех крупнейших городов мира проблемой пер-
востепенной важности.
Природа в условиях урбанизированного мегаполиса не в состоя-
нии без помощи человека противостоять последствиям антропогенного
воздействия.
К основным экологическим угрозам относятся:
критическое состояние атмосферы, рост до опасных пределов
концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида,
диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве города, недопус-
тимый уровень загрязненности воздуха;
загрязнение до критических уровней сточными водами и вредными
выбросами гидросферы, опасные загрязнения не только поверхностных,
но и подземных вод;
техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эф-
фективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промыш-
ленных и бытовых отходов;
превышение допустимых в продуктах питания концентрации опас-
ных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы,
консерванты и др.);
угроза воздействия на население и территорию города аварий и
стихийных бедствий, происходящих на территориях Московской и дру-
гих областей.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологи-
ческой угрозы, являются:
невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие
контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации;
проникновение технологий, не обеспечивающих безопасность при-
роды и человека;
интенсивное снижение площади лесопарковых зон и зон озелене-
ния в городе;
применение коммунально-бытовыми службами веществ, приносящих
вред окружающей среде;
увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем заг-
рязненности в выхлопных газах.
Реализация экологических угроз может привести:
к увеличению числа заболеваний;
к сокращению продолжительности жизни людей;
к обострению противоречий между производством и природоохран-
ной деятельностью.
Угрозы эпидемиологического характера
Создание благополучной санитарно-эпидемиологической обстанов-
ки является непременным условием жизнедеятельности большого горо-
да.
К основным эпидемиологическим угрозам относятся:
вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным меха-
низмом передачи;
рост кожно-венерологических заболеваний и заболеваний СПИДом;
рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулезом и
вирусным гепатитом;
возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний.
Основные предпосылки, усугубляющие возникновение угроз эпиде-
миологического характера:
рост социально-неблагополучного контингента жителей (беженцы,
переселенцы, лица БОМЖ и др.);
ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий,
жизни значительной части жителей;
усиление миграционных процессов, что способствует снижению
уровня иммунизации населения, в первую очередь детей;
слабая профилактика инфекционных заболеваний;
наличие в столице учреждений, работающих с возбудителями осо-
бо опасных инфекционных заболеваний, и возможность распространения
таких инфекций вследствие снижения трудовой и производственной
дисциплины или террористического акта;
децентрализованная поставка большого количества скоропортя-
щихся продуктов питания, импортных продуктов с просроченными сро-
ками реализации и продуктов низкого качества;
резкое расширение уличной торговли, в том числе несанкциони-
рованной, при которой отсутствуют необходимые санитарно-гигиеничес-
кие условия реализации и хранения продукции;
социальное расслоение населения, упадок нравственности, рост
проституции и наркомании;
резкое увеличение числа москвичей, выезжающих за границу, в
том числе в страны Азии и Африки;
рост численности иностранных туристов.
Реализация указанных угроз может привести:
к увеличению смертности;
к возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных
заболеваний;
к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней про-
должительности жизни.
Экономические угрозы
Проблемы экономических условий жизни общества в современных
условиях приобрели особую остроту. Экономическая защищенность каж-
дой отдельной личности - важнейшая характеристика устойчивого и
стабильного развития общества в целом.
К основным экономическим угрозам относятся:
одновременный резкий спад промышленного производства и недо-
потребление основной массой населения товаров и услуг;
неоправданный рост цен на энергоресурсы;
возрастание стоимости услуг внутригородского транспорта;
разрыв сложившихся хозяйственных связей;
нарушение сферы денежного обращения (нехватка "живых" денег);
рост экономических преступлений;
ослабление творческой и трудовой активности населения;
большая зависимость города от поставок зарубежных стран, не-
достаточная кооперация с предприятиями Подмосковья, ближайших ре-
гионов и ближнего зарубежья;
снижение уровня качества продукции и ее конкурентоспособнос-
ти;
недостаточная надежность энергоснабжения ответственных потре-
бителей, недостаточные запасы топлива и резервных источников энер-
госнабжения;
перегруженность транспортных магистралей;
низкая живучесть системы связи в условиях нарушений энергос-
набжения;
переход части торговых центров под контроль отдельных группи-
ровок и криминальных структур.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз
экономического характера, являются:
диктат инфляционного и спекулятивного капитала;
преобладание частных и корпоративных интересов над обществен-
ными;
криминализация экономики;
недостаточная эффективность действующих методов государствен-
ного регулирования в сфере экономики;
высокий уровень монополизации экономики и производства;
диктат иностранной валюты над рублем;
переход от нормальных товарно-денежных отношений к методам
взаимозачетов долгов и другим подобным формам экономических отно-
шений;
выезд за рубеж квалифицированных инженерно-технических и на-
учных кадров;
стагнация наукоемких производств и производств с передовыми
технологиями;
резкое отличие уровня оплаты труда работников в различных
сферах экономики и организациях различных форм собственности;
нерегулируемость производственно-хозяйственных связей субъек-
тов собственности;
отказ федеральных органов от финансирования затрат Москвы как
столицы России.
Реализация указанных угроз может привести:
к цепному процессу реализации угроз социального, политическо-
го, экологического и техногенного характера;
к голоду и разрухе, массовой безработице, резкому снижению
жизненного уровня;
к экономическому кризису в городе.
Угрозы социального характера
Угрозы социального характера города являются приоритетными
при рассмотрении всего спектра возможных угроз. Угрозы в этой сфе-
ре могут привести к нарастанию до критической черты социальной
напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противо-
речий среди различных слоев городского населения.
К основным социальным угрозам относятся:
расслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу ма-
лообеспеченных граждан;
возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов
на межнациональной основе, особенно на основе этносоциальной стра-
тификации (закрепление престижных и социально значимых видов дея-
тельности за определенными национальностями);
возрастание уровня безработицы трудоспособных граждан, осо-
бенно среди молодежи, научно-технических и научных работников, во-
еннослужащих, уволенных с действительной военной службы;
снижение уровня образования и грамотности, интеллектуального
потенциала и культуры населения;
появление напряженности среди части населения на почве рели-
гиозной нетерпимости;
снижение уровня духовной сферы жизни города, обусловленное
духовной экспансией извне, необходимостью смены одних духовных
ориентиров на другие;
снижение уровня удовлетворения неотложных нужд в питании,
жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг;
снижение уровня здоровья населения города вследствие несовер-
шенства системы здравоохранения, возрастание потребления алкоголя,
табака и наркотических веществ, резкого ухудшения условий и охраны
труда, интенсификации трудового процесса;
возрастание возможностей возникновения эпидемий.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение социаль-
ных угроз, являются:
большая численность населения города и высокая плотность его
проживания;
высокая доля жителей преклонного и пенсионного возраста;
постоянный приток населения извне с другим (отличным от ко-
ренных жителей) менталитетом и образом жизни, большая миграция на-
селения внутри Московского мегаполиса (рабочая сила, дачники и
т.д.);
проникновение в среду жителей большого количества религиозных
конфессий, противоречащих строю, укладу и образу жизни жителей
Москвы;
переход от лечебно-профилактической медицинской помощи к экс-
тренной медицине;
коммерциализация сети здравоохранения и аптечной сети;
отсутствие равных экономических возможностей жителей Москвы в
получении образования и реализации своих возможностей;
недостаточность слоя среднего класса, являющегося гарантом
стабильности общества;
относительно высокие цены на продовольствие и товары повсед-
невного спроса, жилье в Москве по сравнению с другими городами и
местностями России;
высокая доля зарубежных поставок продовольствия и товаров
повседневного спроса.
Реализация указанных угроз может привести:
к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней про-
должительности жизни, уменьшению рождаемости, ухудшению других де-
мографических показателей;
к глубокому расслоению городского общества на различные слои
и группы (по экономическому положению, национальной принадлежнос-
ти, религиозным убеждениям и т.д.) и возникновению на этой почве
трудноразрешимых конфликтов и массовых беспорядков;
к созданию предпосылок для углубления опасных негативных тен-
денций (пьянство, наркомания, преступность, в том числе детская,
проституция);
к снижению общего среднего уровня нравственных устоев жите-
лей.
Угрозы политического характера
Москва является столицей государства. Это требует особого
внимания к угрозам политического характера. В условиях отсутствия
господствующей идеологии существующий плюрализм мнений и идейных
течений может привести к нарушениям в устойчивом развитии города,
потере обществом политической управляемости и разрушению всей по-
литической системы государства.
К основным угрозам политического характера относятся:
возникновение экстремистских политических течений и группиро-
вок;
противоправная деятельность некоторых политических и общест-
венных объединений, использующих насилие как средство политической
борьбы;
тенденция к отстраненности основной части населения от поли-
тической жизни города, "политическое равнодушие", наряду с повы-
шенной политизацией некоторых групп населения;
возможность перерождения политики в "элитарную политику" или,
наоборот, в "политику толпы".
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз
политического характера, являются:
смена идеологических ориентиров, выработка новых идеологичес-
ких ценностей, непонятных и недоступных широким массам;
относительная легкость регистрации и законного оформления
различных общественных и политических организаций (партий, союзов,
фондов и т.д.) без учета общественного мнения;
деятельность общественных и политических организаций вне вся-
кого контроля общества;
переход средств массовой информации под контроль отдельных
лиц и группировок, ослабление контроля со стороны общественности
за деятельностью этих средств;
низкая политическая культура масс.
Реализация указанных угроз может привести:
к превращению самой политики в ущербное и опасное для сущест-
вования и развития общества средство;
к разрушению механизма выработки и проведения в жизнь полити-
ки, отвечающим интересам стабильного и устойчивого развития Моск-
вы.
Информационные угрозы
В современных условиях создание развитой и защищенной инфор-
мационной среды является одним из важнейших направлений обеспече-
ния общей безопасности города.
Наличие в Москве мощной информационно-ресурсной базы, пересе-
чение многочисленных информационных потоков, имеющих не только го-
родское, общероссийское, но и международное значение обусловливает
особую актуальность проблем информационной безопасности.
К основным информационным угрозам относятся:
неполная реализация прав граждан в области получения и обмена
достоверной информации;
создание и провоцирование социальной межнациональной, религи-
озной напряженности;
манипулирование массовым сознанием с использованием информа-
ционно-психологического воздействия;
утрата сведений из информационных ресурсов в важнейших сферах
политической, экономической, научно-технической и военной информа-
ции;
распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере,
связанных с проникновением криминальных элементов в компьютерные
системы и сети;
искажение исторического опыта, экономического уклада и нацио-
нальных традиций народа;
возможность нарушения информационных систем и структур, раз-
рушение их или искажение в работе через специальные средства воз-
действия.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение информа-
ционной угрозы, являются:
монополизация информационной среды определенными группами и
кланами;
информационная экспансия ряда развитых стран, осуществляющих
глобальный мониторинг мировых политических, экономических, воен-
ных, экологических и других процессов, распространяющих информацию
в целях получения односторонних преимуществ;
низкая правовая и информационная культура жителей города;
расширяющаяся кооперация с зарубежными фирмами в развитии ин-
формационной инфраструктуры;
недостаточная нормативная правовая база в сфере информацион-
ных отношений;
недостаточное регулирование органами городского управления
процессов функционирования и развития рынка средств информации,
информационных услуг и продуктов;
широкое использование в сфере управления и кредитно-финансо-
вой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических
и программных средств.
Реализация указанных угроз может привести:
к подрыву на международном уровне авторитета города как поли-
тического, экономического и культурно-духовного центра;
к созданию атмосферы напряженности и политической нестабиль-
ности;
к дискредитированию органов управления и провоцированию конф-
ликтов;
к снижению темпов научно-технического развития;
к нанесению значительного экономического ущерба.
Угрозы психологического характера
Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые
социальными, политическими, экономическими, криминальными опаснос-
тями, а также особенности жизни и быта в условиях мегаполиса Моск-
вы вычленяют угрозы психологического характера в самостоятельный
фактор опасности для личности, социальных групп и города.
К угрозам психологического характера относятся:
рост психологической напряженности населения вследствие уве-
личения числа стрессовых ситуаций в городе, в коллективах, на про-
изводстве, в семьях;
повышение психологической напряженности у населения вследс-
твие усиления ощущения социальной незащищенности: у детей - от не-
возможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев
населения - от отсутствия материальной обеспеченности; у пожилых
ветеранов войны и труда - от ощущения бессмысленности прожитых лет
и борьбы за попранные идеалы; у производственников - от отсутствия
зарплаты и от неуверенности в завтрашнем дне и т.д.;
противопоставление поколений на базе различия в условиях жиз-
ни и мотиваций;
информационное навязывание и финансовое подкрепление "запад-
ных" стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в
сознание жителей города без учета особенностей российского мента-
литета;
"зомбирование" сознания людей рекламным бизнесом и психотроп-
ными методами воздействия;
утрата веры в разум, честность и человечность политических
лидеров;
потребительское отношение к Москве, как "пространству", где
можно обрести финансовую независимость и иные материальные блага,
особенно у приезжих и у некоренных жителей Москвы;
изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и ин-
дивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
рост числа психических заболеваний;
рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
формирование культа богатства (за счет приобретения матери-
ального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия, как
наиболее современных жизненных ценностей и, как следствие этого,
потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угрозы
психологического характера, являются:
рост напряженности и нестабильности экономической, финансо-
вой, криминогенной ситуации в городе, увеличение стрессогенных и
психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на
улице и т.д.;
разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирова-
ния духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических
оснований для объединения жителей Москвы в единую социальную общ-
ность, с единым и достойным уважения менталитетом "москвича - жи-
теля столицы";
отсутствие психологической культуры у представителей органов
власти и у населения в целом;
социальная и психологическая оторванность детей и подростков
от взрослых;
снижение гуманитарной культуры, нарушение преемственности со-
циально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвое-
ние чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российс-
кий менталитет - соборность, западный - индивидуализм);
недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных,
культурных, спортивных и иных социальных условий для психологичес-
кой разгрузки и комфорта жителей (парки, скверы, клубы по интере-
сам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.);
резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответс-
твующей моральным нормам реализации активности детей и подростков,
из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных
формах (от вандализма до криминала);
агрессивность информационной видеосреды.
Реализация угроз психологического характера может привести:
к нарушению психического здоровья определенной части жителей
Москвы;
к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств
и преступлений.
Предельные показатели нарастания угроз
Предельными показателями нарастания опасных процессов, за ко-
торыми наступает эскалация разрушения и деградация, исходя из на-
ционального опыта и опыта зарубежных стран, могут служить:
В год
уровень падения промышленного производства - 30-40%;
доля импортных продуктов питания - 30%;
доля экспорта высокотехнологичной продукции - 10-15%;
доля от валового продукта ассигнований на науку - 2%;
соотношение доходов 10% самых богатых и 10%
самых бедных групп населения - 10:1;
доля населения, живущая за порогом бедности - 10%;
соотношение минимальной и средней зарплаты - 1:3;
уровень зарегистрированной и скрытой безрабо-
тицы - 8-10%;
ожидаемая продолжительность жизни населения - 65-70 лет;
суммарные поступления от экологических плате-
жей (в % от валового продукта) - 5%;
предохранительные затраты на экологию в вало-
вом продукте - 5%;
уровень преступности (количество преступлений
на 100 тысяч человек населения) - 5-6 тысяч;
уровень потребления алкоголя - 8 л абсолют-
ного алкоголя
на 1 чел.;
доля граждан, выступающих за кардинальное из-
менение политической системы - 40%;
уровень доверия населения к органам власти - 20-25%.
4. Долгосрочные и приоритетные цели и принципы
обеспечения безопасности города
Главной стратегической целью обеспечения безопасности Москвы
является создание и поддержание такого политического, экономичес-
кого и социального положения города, которое создавало бы благоп-
риятные условия для устойчивого развития личности, общества и го-
рода, превращения Москвы в один из самых безопасных городов мира
для проживания и деятельности его жителей и гостей и исключало бы
опасность ослабления роли и значения Москвы как столицы России,
одного из ведущих политических, экономических, деловых, научных и
духовно-культурных центров мира.
Приоритетными целями, реализующими стратегическую цель, явля-
ются цели, обеспечивающие такое политическое и социально-экономи-
ческое положение города, при котором достигнуто и обеспечивается:
неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, высокий
уровень правопорядка, отсутствие экстремистских организаций;
оздоровление и стабилизация социально-экономической обстанов-
ки, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства,
выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, широкое
внедрение прогрессивных наукоемких технологий;
высокий уровень и высокое качество жизни всех категорий граж-
дан, полное решение жилищной проблемы для коренных жителей столи-
цы, достаточное количество рабочих мест и низкий уровень безрабо-
тицы, высокий уровень минимальной заработной платы, пенсий, сти-
пендий и социальных пособий;
высокая степень социального равенства, высокая система обра-
зования, доступность образования и медицинского обслуживания;
низкий уровень преступности, прежде всего организованной,
низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере, вы-
сокий уровень личной безопасности граждан, высокий уровень проти-
водействия терроризму;
благополучная экологическая обстановка, высокий уровень при-
родоохранной деятельности;
низкий уровень информационных и психологических угроз;
приемлемый уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, низкий уровень социально-эко-
номического ущерба от чрезвычайных ситуаций, высокая эффективность
системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций и воен-
ного времени; высокая надежность и устойчивость систем жизнеобес-
печения города.
Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разра-
ботка и осуществление мероприятий по их выполнению должны прово-
диться в соответствии с основными принципами:
принцип всеобщей обязательности - обеспечение безопасности
города должно являться обязательной функцией всех органов госу-
дарственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм,
обязанностью каждого жителя города;
принцип правовой обусловленности - обеспечение безопасности
города осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Рос-
сийской Федерации, действующими законодательными и правовыми акта-
ми Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Рос-
сийской Федерации, Уставом и законодательством Москвы;
принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопас-
ности города организуются и осуществляются с учетом возможности
реализации любого из разумно вероятных видов угроз;
принцип превентивности - мероприятия по обеспечению безопас-
ности города организуются, прежде всего, в интересах предупрежде-
ния угроз, осуществляются заблаговременно в сочетании с оператив-
ным наращиванием их объема и интенсивности;
принцип разумной достаточности - мероприятия по обеспечению
безопасности города планируются и реализуются с учетом разумной
достаточности их объемов и сроков и экономической обоснованности;
принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и поря-
док осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города
должны соответствовать особенностям каждого административного ок-
руга и городского района, предприятия, организации, учреждения и
предусматривать рациональное использование трудовых, материальных
и финансовых ресурсов;
принцип разграничения функций - обеспечение безопасности го-
рода строится на разделении полномочий между органами государс-
твенной власти, органами местного управления, администрацией
предприятия, организации, учреждения, на сочетании централизма в
управлении мероприятиями с обязательным активным управлением их
осуществления во всех звеньях.
5. Основные направления обеспечения безопасности города
Деятельность по обеспечению безопасности города должна осу-
ществляться по следующим основным направлениям:
завершение реформирования командно-административной системы в
демократическую, основанную на идеях национального возрождения,
приоритета прав и свобод личности при соблюдении социальных гаран-
тий и условий безопасной жизнедеятельности каждого гражданина;
восстановление и развитие экономического и научного потенциа-
ла Москвы;
создание условий, стимулирующих дальнейшее развитие культуры,
образования, науки и спорта;
охрана и сбережение национальных ценностей;
стабилизация и подъем уровня жизни населения города, обеспе-
чении его социальной защиты;
внедрение новых механизмов городской экономической политики
(нормативную и правовую базу, экономические методы, система эколо-
гического мониторинга, экологическая экспертиза);
активное взаимодействие с федеральными органами и организаци-
ями по проблемам безопасности Москвы;
обеспечение эффективной работы городской системы предупрежде-
ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью;
преодоление криминализации экономики, контроль и пресечение источ-
ников легализации преступных доходов;
охрана здоровья.
На современном этапе в Москве первоочередными для разработки
стратегии реализации настоящей Концепции и соответствующих прог-
раммных мероприятий являются следующие приоритеты:
повышение эффективности противодействия террористической дея-
тельности;
снижение уровня криминализации;
обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере;
переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня
техногенного и природного рисков;
повышение уровня безопасности промышленных и транспортных
объектов (снижение угроз взрыва, пожара, выбросов опасных ве-
ществ);
совершенствование городской системы мониторинга состояния бе-
зопасности Москвы;
развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликви-
дации чрезвычайных ситуаций;
развитие Московской нормативной правовой базы в области безо-
пасности города;
обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и
уровня социальной защиты населения.
При этом основными мероприятиями по обеспечению безопасности
города являются:
в области предупреждения, выявления, пресечения террористи-
ческой деятельности и минимизации ее последствий:
выявление и устранение причин и условий, способствующих осу-
ществлению террористической деятельности;
идеологическое, информационное, административное, организаци-
онное противодействие формированию у граждан террористических
настроений и намерений;
правовое, информационное, административное и оперативное про-
тиводействие возникновению террористических групп и организаций;
недопущение ввоза в город средств террористической деятель-
ности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ
и др.);
создание общегородской системы оперативного пресечения терро-
ристических действий;
проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных
производств и сооружений;
создание системы кризисного управления на период возникнове-
ния угрозы террористического акта до ликвидации причин его пос-
ледствий;
организация эффективного взаимодействия всех федеральных и го-
родских структур, участвующих в контртеррористической деятельнос-
ти;
совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для
ликвидации последствий террористических актов;
совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоак-
тивных и химических веществ и биологических агентов;
формирование городских специализированных химико-биологических
команд быстрого реагирования;
повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения
рисков техногенного терроризма.
в области общественной безопасности, правопорядка и информаци-
онной безопасности:
разработка правовых и административных мер по недопущению це-
ленаправленного психологического воздействия на людей через средс-
тва массовой информации;
изъятие незаконно хранящегося оружия у населения;
искоренение случаев срастания преступных сил с властными
структурами;
усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах
экономики;
пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших
решение политических, социальных и хозяйственных задач террористи-
ческими методами;
проведение планомерной работы по ликвидации криминальных груп-
пировок и изоляции преступных авторитетов, сокращению детской
преступности, недопущению вовлечения детей и подростков в крими-
нальную сферу;
взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и
мест города;
развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и
распространения наркотиков.
в области природно-техногенной безопасности и в градострои-
тельной политике:
переход на новые принципы градостроительства, разработанные в
Концепции законодательной и нормативной базы развития Генерального
плана Москвы в области градостроительства с внедрением и реализа-
цией в ней вопросов безопасности города;
разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита источ-
ников и подачи питьевой воды;
перепрофилизация или снижение степени опасности взрыво-, ради-
ационно-, химически-, пожароопасных объектов и производств;
освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг опас-
ных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки;
ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри города;
завершение сноса при реконструкции физически устаревших зданий
и жилых домов;
проведение работ по обеззараживанию производственных площадей
при сносе, реконструкции, перепрофилировании объектов, отдельных
участков, применяющих (производящих) опасные вещества, а также при
работе с возбудителями инфекционных болезней;
учет при промышленно-гражданском строительстве геологических
аномалий с вероятными катастрофическими проявлениями;
сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в тех-
нологическом производстве;
вывоз и захоронение в специальных местах радиоактивного мусора
с городских свалок;
развитие коммунально-энергетических и транспортных структур с
учетом эффективного действия в условиях аномальных погодных прояв-
лений;
запрет на строительство новых и расширение существующих произ-
водств, представляющих потенциальную опасность для города;
вывод опасных производств за пределы города;
совершенствование Московской городской системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового обеспе-
чения ее деятельности.
в экологической области:
совершенствование административных и экономических методов уп-
равления природоохранной деятельностью, природоохранительного за-
конодательства и экологических стандартов;
снижение техногенного воздействия на окружающую природную сре-
ду и здоровье населения;
увеличение площади зеленых насаждений в черте города;
широкого участия общественности в принятии и реализации реше-
ний, оказывающих влияние на состояние окружающей среды;
развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и
контроля за источниками загрязнения;
совершенствование э
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 654-ПП
Дата:
2000-08-22
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство