ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 октября 1999 г. N 991-ПП
О проекте закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в
городе Москве"
Рассмотрев проект закона города Москвы "Об особо охраняемых
природных территориях в городе Москве", Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об особо охраняемых
природных территориях в городе Москве" (приложение).
2. Внести указанный проект закона на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 26 октября 1999 г. N 991-ПП
Проект
З А К О Н
ГОРОДА МОСКВЫ
"Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве"
Особо охраняемые природные территории в городе Москве составляют
основу природного комплекса города Москвы и являются объектами
природного и историко-культурного наследия столицы.
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации,
управления, охраны, содержания и использования особо охраняемых
природных территорий в городе Москве в целях сохранения и
восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их
природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического
разнообразия, улучшения состояния окружающей среды и качества жизни
населения города.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве
1. Деятельность в области организации, управления, охраны,
содержания и использования особо охраняемых природных территорий в
городе Москве находится в совместном ведении Российской Федерации и
города Москвы.
2. Законодательство города Москвы об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве основано на положениях Конституции
Российской Федерации, федеральном законодательстве об охране
окружающей среды, особо охраняемых природных территориях и природных
ресурсах, в том числе Лесном кодексе Российской Федерации, Уставе
города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных нормативных
правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области
организации, управления, охраны, содержания и использования особо
охраняемых природных территорий в городе Москве.
3. Отношения, возникающие при использовании земель, недр, водных
объектов, лесов, объектов животного мира, зеленых насаждений на особо
охраняемых природных территориях в городе Москве, регулируются
законодательством Российской Федерации и законодательством города
Москвы с учетом положений федерального законодательства об особо
охраняемых природных территориях и настоящего Закона.
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий
в городе Москве
1. Особо охраняемые природные территории в городе Москве могут
быть федерального, регионального или местного значения. В зависимости
от целевого назначения различаются следующие категории особо
охраняемых природных территорий в городе Москве:
а) национальный парк;
б) природный парк;
в) природно-исторический парк;
г) экологический парк;
д) природный заказник;
е) памятник природы;
ж) заповедный участок;
з) ботанический сад;
и) городской лес.
2. Национальный парк в городе Москве является особо охраняемой
природной территорией федерального значения.
3. Ботанические сады в городе Москве могут быть федерального и
регионального значения.
4. Природные парки, природно-исторические парки, экологические
парки, природные заказники и городские леса являются особо охраняемыми
природными территориями регионального значения.
5. Памятники природы и заповедные участки могут быть
регионального и местного значения.
6. Отношения, связанные с использованием и охраной особо
охраняемых природных территорий федерального значения, регулируются
федеральным законодательством.
7. Особо охраняемые природные территории регионального значения
являются собственностью города Москвы и находятся в ведении
Правительства Москвы.
Функции управления и распоряжения особо охраняемыми территориями
регионального значения в городе Москве могут быть переданы специально
уполномоченному органу Правительства Москвы.
8. Особо охраняемые природные территории местного значения
находятся в собственности города Москвы и могут быть переданы в
управление района города Москвы.
9. Границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их
охранных зон учитываются при разработке всех видов документации,
обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти
территории.
Статья 3. Государственное управление в области организации и
функционирования особо охраняемых природных терри-
торий в городе Москве
1. Государственное управление в области организации,
финансирования и функционирования особо охраняемых природных
территорий в городе Москве осуществляется Правительством Москвы,
специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Контрольные
функции осуществляются специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции.
Положение о специально уполномоченном органе Правительства Москвы
в области организации, охраны и содержания особо охраняемых природных
территорий утверждается Мэром Москвы.
2. Для осуществления охраны, содержания особо охраняемых
природных территорий регионального значения в городе Москве могут быть
образованы специализированные учреждения, организации в зависимости от
целевого назначения и категории особо охраняемой природной территории.
3. Учреждения, организации, осуществляющие охрану, содержание
особо охраняемых природных территорий, действуют на основании
настоящего Закона и положения об особо охраняемой природной
территории.
4. Особо охраняемые природные территории могут быть отнесены в
установленном законодательством города Москвы порядке к
территориальным единицам с особым статусом.
5. Граждане и юридические лица, включая общественные и
религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам
в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию
особо охраняемых природных территорий. Государственные органы в
установленном Законом города Москвы "Об обращениях граждан" порядке
принимают во внимание предложения граждан и юридических лиц по
организации, охране и функционированию особо охраняемых природных
территорий.
Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области охраны
особо охраняемых природных территорий
В области охраны особо охраняемых природных территорий
Правительство Москвы:
- принимает решение об образовании особо охраняемой природной
территории в соответствии с настоящим Законом;
- принимает подзаконные нормативные акты в области охраны и
использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве;
- принимает и руководит реализацией комплексных программ,
направленных на охрану и использование особо охраняемых природных
территорий;
- устанавливает полномочия специальной службы охраны особо
охраняемых природных территорий в городе Москве в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим Законом;
- определяет формы экономического стимулирования по конкретным
видам деятельности в области охраны и использования особо охраняемых
природных территорий и коэффициенты платы за выбросы, сбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду в городе Москве в соответствии
с настоящим Законом.
Статья 5. Полномочия специально уполномоченного органа
Правительства Москвы в области организации, охраны
и содержания особо охраняемых природных территорий
Специально уполномоченный орган Правительства Москвы в области
организации, охраны и содержания особо охраняемых природных территорий
(далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы)
является государственным органом, осуществляющим государственное
управление особо охраняемыми территориями регионального значения в
городе Москве.
Специально уполномоченный орган Правительства Москвы:
- обеспечивает содержание и охрану особо охраняемых природных
территорий в городе Москве:
- разрабатывает и вносит предложения об организации особо
охраняемых природных территорий в городе Москве;
- осуществляет государственный контроль за организацией, охраной,
содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий
местного и регионального значения;
- участвует в разработке и реализации комплексных программ,
направленных на охрану особо охраняемых природных территорий;
- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти
города Москвы и районными Управами города Москвы при решении вопросов
организации, охраны, содержания и использования особо охраняемых
природных территорий регионального и местного значения в городе
Москве;
- информирует граждан и юридических лиц по вопросам организации,
охраны, содержания и использования особо охраняемых природных
территорий.
Статья 6. Права и обязанности граждан, организаций и
должностных лиц в области охраны особо охраняемых
природных территорий
1. Граждане, организации и должностные лица обязаны соблюдать
режим особо охраняемой природной территорий, требования по охране
особо охраняемых природных территорий, установленные федеральным
законодательством об особо охраняемых природных территориях и
настоящим Законом.
2. Граждане и организации вправе получать информацию о
деятельности, связанной с организацией, охраной, содержанием и
использованием особо охраняемых природных территорий, о деятельности,
наносящей или способной нанести вред особо охраняемой природной
территории.
3. Граждане вправе осуществлять в установленном порядке
общественный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных
территорий в городе Москве.
4. При выявлении случаев нарушения режима особо охраняемых
природных территорий граждане вправе заявить о нарушении в
соответствующее подразделение службы обеспечения охраны либо в
соответствующие правоохранительные органы.
5. Должностные лица службы обеспечения охраны и
правоохранительных органов обязаны проверить поступившее заявление и
принять меры по устранению нарушения в пределах их компетенции.
Статья 7. Порядок образования особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. Особо охраняемые природные территории регионального и местного
значения в городе Москве, а также их охранные зоны образуются в
порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Правительство Москвы принимает решение об образовании особо
охраняемых природных территорий регионального и местного значения в
городе Москве, а также утверждает их границы по представлению
специально уполномоченного органа Правительства Москвы.
Правительство Москвы принимает решение об образовании природного
парка по представлению специально уполномоченного органа Правительства
Москвы, а также по согласованию с районными Управами тех муниципальных
районов, на территории которых предполагается расположить природный
парк.
3. Правительство Москвы принимает решение об образовании особо
охраняемой природной территории на основании материалов,
подготовленных специально уполномоченным государственным органом в
области охраны окружающей среды и органом Московской городской
администрации по архитектуре и градостроительству.
Материалы должны содержать в себе:
- описание границ особо охраняемой природной территории;
- сведения о местонахождении, площади, категории и режиме особо
охраняемой природной территории;
- обоснование необходимости создания особо охраняемой природной
территории;
- иные сведения.
Статья 8. Установление категории и режимов особой
охраны особо охраняемых природных территорий
Правительство Москвы принимает решение об установлении категории
и режима особой охраны и использования особо охраняемой природной
территории категории, в том числе режима регулирования
градостроительной деятельности в соответствии с Законом города Москвы
от 21 октября 1998 года ј 26 "О регулировании градостроительной
деятельности на территориях природного комплекса города Москвы".
Материалы, обосновывающие придание участкам территории города
Москвы правового статуса особо охраняемых природных территорий, их
границы и режимы особой охраны и использования, в том числе режима
регулирования градостроительной деятельности, подлежат государственной
экологической экспертизе.
Статья 9. Зонирование особо охраняемых природных территорий
1. На особо охраняемых природных территориях в городе Москве в
зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных,
историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть
выделены различные зоны и участки, в том числе:
- заповедные участки, предназначенные для использования в
природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения
сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность
природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных,
других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не
утрачивают статуса особо охраняемой природной территории при вхождении
в состав особо охраняемой природной территории иной категории;
- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для
сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия,
которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;
- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в
целях экологического просвещения и воспитания населения. В
учебно-экскурсионной зоне могут быть организованы учебные и
познавательные маршруты;
- рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные
для массового отдыха населения;
- физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для
индивидуальных и групповых занятий физкультурой и специально
обустроенные для этих целей;
- прогулочные зоны, предназначенные для прогулок населения;
- административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий в
соответствии с их целями и задачами;
- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам,
деятельность которых не связана с функционированием особо охраняемых
природных территорий и не противоречит установленному режиму.
2. В пределах зон и участков в соответствии с режимом особой
охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением
устанавливаются дифференцированные режимы особой охраны,
хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования
градостроительной деятельности, не противоречащие целям создания,
функционирования особо охраняемых природных территорий, согласно
Закону города Москвы от 21 октября 1998 года ј 26 "О регулировании
градостроительной деятельности на территориях природного комплекса
города Москвы".
3. Зонирование особо охраняемой природной территории
осуществляется Правительством Москвы на основании проекта планировки
особо охраняемой природной территории.
Статья 10. Положение об особо охраняемой природной территории
1. Положение об особо охраняемой природной территории
регионального или местного значения утверждается Правительством
Москвы.
2. Положение об особо охраняемой природной территории должно
содержать в себе:
- наименование особо охраняемой природной территории;
- сведения о юридическом адресе и организационно-правовой форме
специализированных учреждений, организаций, осуществляющих охрану,
содержание особо охраняемой природной территории;
- режим особой охраны и использования особо охраняемой природной
территории;
- режим использования и охраны охранной зоны особо охраняемой
природной территории;
- режимы использования земельных участков, предоставленных в
пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным
обязательствам;
- иные сведения.
3. Изменения и дополнения в положение об особо охраняемой
природной территории вносятся в случаях изменения категории, режима
либо реорганизации особо охраняемой природной территории.
Статья 11. Паспорт особо охраняемой природной территории
1. Паспорт особо охраняемой природной территории утверждается
специально уполномоченным органом Правительства Москвы.
2. Паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать
в себе:
- наименование особо охраняемой природной территории;
- описание местоположения, площади и границ особо охраняемой
природной территории регионального значения, а также ее план;
- перечень зон и участков особо охраняемой природной территории,
указанных в статье 9 настоящего Закона, и их площади;
- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и
юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и правовой формы
использования;
- природные характеристики территории;
- иные сведения.
Статья 12. Планирование развития особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. Планирование развития системы особо охраняемых природных
территорий в городе Москве осуществляется в составе Генерального плана
развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий
территориальных единиц города Москвы, а также в составе
территориальной схемы развития системы особо охраняемых природных
территорий в городе Москве.
2. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий
определяет размещение территорий, предназначенных для образования
новых особо охраняемых природных территорий, их категории, площадь и
очередность создания.
3. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий
утверждается Правительством Москвы по представлению специально
уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей
среды и органа Московской городской администрации по архитектуре и
градостроительству при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
4. В соответствии с утвержденной схемой развития системы особо
охраняемых природных территорий Правительство Москвы устанавливает
границы и режимы регулирования градостроительной деятельности на
территориях, предназначенных для образования новых особо охраняемых
природных территорий, утверждает проекты планировки указанных
территорий.
5. После установления границ вплоть до утверждения проекта
планировки особо охраняемой природной территории оформление в
указанных границах исходно-разрешительной документации на размещение,
строительство, реконструкцию объектов, предоставление земельных
участков приостанавливается.
6. Утвержденный в установленном порядке проект планировки особо
охраняемой природной территории является основанием для изъятия
расположенных в границах особо охраняемой природной территории
земельных участков у пользователей, деятельность которых не
соответствует целям образования и функционирования особо охраняемой
природной территории.
Статья 13. Порядок изменения категории и упразднения особо
охраняемой природной территории
1. Упразднение и изменение категории особо охраняемой природной
территории регионального и местного значения в городе Москве
допускается по основаниям, указанным в настоящем Законе.
2. Изменение категории особо охраняемой природной территории
регионального и местного значения осуществляется Правительством Москвы
по представлению специально уполномоченного органа Правительства
Москвы при наличии материалов, обосновывающих изменение категории
особо охраняемой территории, и положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
3. Основанием для изменения категории особо охраняемой природной
территории регионального значения являются:
- необходимость усиления режима охраны особо охраняемой природной
территории;
- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель
природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой
особо охраняемой природной территории, при наличии заключения
экологической экспертизы о возможности восстановления территории с
приданием ей иной категории;
- необходимость изменения функционального зонирования территории
в целях развития экологического просвещения населения и рекреации.
Изменение функционального зонирования территории в указанных целях не
должно приводить к снижению режима особой охраны особо охраняемой
природной территории и ухудшения ее первоначального состояния.
4. Основанием для упразднения особо охраняемой природной
территории регионального значения являются:
- включение существующей особо охраняемой природной территории в
состав вновь создаваемой особо охраняемой природной территории (за
исключением памятников природы и заповедных участков);
- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель
природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой
особо охраняемой природной территории, либо гибель памятника природы
или заповедного участка в целом, при наличии заключения экологической
экспертизы о невозможности восстановления территории в первоначальном
состоянии либо присвоения особо охраняемой природной территории иной
категории с сохранением ее площади.
5. Порча, повреждение или уничтожение природных объектов,
историко-культурных объектов, памятника природы или заповедного
участка вследствие противоправных действий юридических лиц или граждан
не влечет за собой упразднение особо охраняемой природной территории.
6. Упразднение либо изменение категории особо охраняемой
природной территории при ее включении в состав вновь создаваемой особо
охраняемой природной территории осуществляется Правительством Москвы
одновременно с образованием последней.
7. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории в
результате чрезвычайной экологической ситуации принимает Правительство
Москвы на основании представления специально уполномоченного органа
Правительства Москвы и положительного заключения экологической
экспертизы.
Статья 14. Правовой режим земель особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. Земли особо охраняемых природных территорий в городе Москве в
соответствии с земельным законодательством Российской Федерации
относятся к землям природоохранного назначения.
2. На землях особо охраняемых природных территорий выделяются
земельные участки, на которых допускается ограниченная хозяйственная
деятельность при условии соблюдении установленного режима особой
охраны особо охраняемой природной территории.
Земли особо охраняемых природных территорий, за исключением
земельных участков, на которых допускается ограниченная хозяйственная
деятельность, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании
учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и
организацию использования особо охраняемых природных территорий.
3. Земельные участки в границах особо охраняемой природной
территории могут быть предоставлены в пользование на праве аренды
гражданам и юридическим лицам по решению Правительства Москвы лишь в
рекреационных, физкультурно-оздоровительных,
культурно-просветительских и иных целях в соответствии с режимом особо
охраняемой природной территории.
Использование земельных участков, предоставленных гражданам и
юридическим лицам в границах особо охраняемых природных территорий до
принятия настоящего Закона, может быть приостановлено до внесения в
правоустанавливающие документы землепользователя охранных
обязательств, оформленных в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
В дальнейшем право землепользования осуществляется с учетом выполнения
охранных обязательств.
4. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых
природных территорий в собственность, пожизненное наследуемое владение
и временное пользование не допускается.
Распоряжение правом аренды земельного участка (залог, продажа
права аренды, субаренда и другие) не допускается.
5. На землях особо охраняемых природных территорий не
устанавливаются сервитуты, противоречащие режиму особо охраняемой
природной территории.
6. Земли особо охраняемых природных территорий изъятию и
приватизации не подлежат. Корректировка границ особо охраняемых
природных территорий в городе Москве, приводящая к уменьшению их
площади, запрещается.
7. Пользователи земельных участков, на которых допускается
ограниченная хозяйственная деятельность, подписывают охранные
обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых
ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению
установленных режимов особой охраны и использования этих участков и
особо охраняемой природной территории, в границах которой они
находятся. Неотъемлемой частью охранного обязательства является
паспорт земельного участка с подробной характеристикой представленных
в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния,
а также режимом особой охраны и использования данного участка.
Оформление охранного обязательства осуществляет специально
уполномоченный орган Правительства Москвы.
8. Использование земельных участков в границах особо охраняемых
природных территорий осуществляется в соответствии с настоящим
Законом, федеральным земельным законодательством и земельным
законодательством города Москвы.
Статья 15. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
в городе Москве является систематизированным сводом регулярно
обновляемых и дополняемых данных об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве.
2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
в городе Москве является составной частью Государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в
городе Москве ведется в целях:
- учета особо охраняемых природных территорий в городе Москве и
оценки их состояния;
- оценки эффективности функционирования особо охраняемых
природных территорий;
- повышения эффективности государственного контроля за
соблюдением соответствующего режима охраны;
- учета кадастровой информации при планировании
социально-экономического развития города и осуществлении хозяйственной
деятельности.
3. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых
природных территорий в городе Москве устанавливается Правительством
Москвы в соответствии с федеральными нормативными актами и настоящим
Законом.
4. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с
учетом специфики города Москвы с использованием унифицированных форм
хранения информации и соблюдением принципов совместимости и
сопоставимости государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий в городе Москве с земельным и градостроительным кадастрами
города Москвы.
5. Исходным материалом для ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий в городе Москве является паспорт
особо охраняемой природной территории.
6. Учреждения, организации, осуществляющие охрану, содержание
особо охраняемых природных территорий, обязаны безвозмездно
предоставлять специально уполномоченному государственному органу в
области охраны окружающей среды данные, необходимые для ведения
государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в
городе Москве.
Статья 16. Экономический механизм организации, охраны,
содержания и использования особо охраняемых
природных территорий в городе Москве
1. Экономический механизм организации, охраны, содержания и
использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве
включает в себя организацию финансирования и кредитования деятельности
в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе
Москве, в том числе финансирования и кредитования комплексных программ
в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе
Москве.
2. Финансирование и кредитование мероприятий по охране,
содержанию особо охраняемых природных территорий, сохранению и
восстановлению природных сообществ, растительного и животного мира на
них, а также по организации их функционирования осуществляется из
средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных и
целевых бюджетных фондов, а также за счет средств, получаемых:
- от деятельности учреждений, организаций, осуществляющих охрану,
содержание особо охраняемых природных территорий, не противоречащей их
целям и задачам;
- от штрафов за нарушение режимов охраны и использования особо
охраняемых природных территорий;
- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и
объектам на особо охраняемых природных территориях в результате
нарушения установленного режима;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3. Учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание
особо охраняемых природных территорий, могут предоставляться налоговые
льготы, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации
и города Москвы.
4. При осуществлении в установленном порядке природоохранных
мероприятий, направленных на улучшение состояние земельных участков и
природных объектов, для пользователей может быть установлен пониженный
размер арендной платы.
Статья 17. Экологическая экспертиза в области охраны особо
охраняемых природных территорий в городе Москве
1. Экологической экспертизе в области охраны особо охраняемых
природных территорий в городе Москве подлежат:
- материалы, обосновывающие придание участкам территории города
Москвы правового статуса особо охраняемых природных территорий, их
границы и режимы особой охраны и использования, в том числе
регулирования градостроительной деятельности;
- материалы, обосновывающие изменение категории или упразднение
особо охраняемой природной территории;
- хозяйственная и иная деятельность в границах особо охраняемых
природных территорий в городе Москве и их охранных зон (за исключением
лесохозяйственной деятельности на особо охраняемых природных
территориях, где регулярно проводится лесоустройство);
- положение и паспорт особо охраняемой природной территории;
- проекты нормативных правовых актов города Москвы по вопросам
охраны, содержания и использования особо охраняемых природных
территорий и их участков.
2. Проведение государственной и общественной экологической
экспертизы осуществляется в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
Глава 2. РЕЖИМЫ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 18. Режимы особой охраны особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. На особо охраняемых природных территорий, за исключением
земельных участков, на которых допускается ограниченная хозяйственная
деятельность, запрещается любая деятельность, которая не соответствует
целям создания особо охраняемой природной территории или может
причинить вред объектам живой и неживой природы, в том числе:
- любые искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- проектирование и новое строительство объектов капитального
строительства, не связанных с функционированием особо охраняемой
природной территории;
- размещение индивидуальных и коллективных гаражей, автостоянок;
- проезд механизированных средств вне дорог общего пользования
без специального разрешения, выдаваемого учреждением, организацией,
осуществляющей охрану, содержание особо охраняемой природной
территории по согласованию со специально уполномоченным органом
Правительства Москвы;
- нарушение почвенного покрова, любые земляные работы,
складирование грунта и строительных материалов, если это не связано с
благоустройством территории, восстановлением природных комплексов и
объектов, проведением аварийных работ, реконструкцией и ремонтом
существующих транспортных и инженерно-технических коммуникаций в их
красных линиях, а также допускаемым новым капитальным строительством;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению
гидрогеологического режима местности, возникновению и развитию
эрозионных и оползневых процессов;
- спрямление русел рек и ручьев, заключение их участков в
коллекторы, бетонирование берегов рек и водоемов, строительство новых
водоемов декоративного, рекреационного или коммунально-хозяйственного
назначения;
- эксплуатация существующих прудов-отстойников ливневых стоков,
причиняющая вред природным объектам;
- сброс неочищенных сточных вод в водотоки и водоемы, их
замусоривание;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора,
устройство снегосвалок;
- применение солей в качестве противогололедных средств;
использование химических средств для борьбы с насекомыми-фитофагами и
другими насекомыми;
- использование для внешнего освещения ламп типа ДРЛ с
ультрафиолетовой составляющей спектра;
- осуществление службами особо охраняемой природной территории
внутрихозяйственной деятельности по проектам, не имеющим
положительного заключения государственной экологической экспертизы,
нарушающим установленный на особо охраняемой природной территории
режим и ведущим к снижению здесь биологического разнообразия и
нарушению естественных процессов развития природных экосистем;
- проходные рубки ухода в лесных насаждениях;
- удаление пригодных для использования животными дуплистых и
фаутных деревьев;
- удаление опавших листьев и хвороста (ветвей) из лесных
насаждений;
- проведение любых рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля
по 31 июля;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в
Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо
охраняемой природной территории;
- интродукция растений и животных;
- разведение костров, сжигание сухих листьев и травы, в том числе
весенние палы;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за
исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью
предотвращения зарастания лугов древесной растительностью и весенних
палов);
- сбор березового сока;
- сбор любых коллекций без специального разрешения, выдаваемого
специально уполномоченным государственным органом в области охраны
окружающей среды по согласованию с учреждением, организацией,
осуществляющей охрану, содержание особо охраняемой природной
территории;
- использование земель для садоводства и огородничества, влекущее
за собой уничтожение местообитаний редких и уязвимых видов растений и
животных;
- повреждение или самовольные порубки деревьев (в том числе
фаутных и сухостойных) и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие
самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных
участков особо охраняемой природной территории;
- безнадзорный выгул собак;
- намеренное беспокойство, отлов и уничтожение, разорение гнезд и
нор диких животных (за исключением серой вороны);
- проведение салютов, использование петард и другие действия,
связанные с резким шумовым эффектом;
- использование радиоаппаратуры и другой акустической техники,
нарушающей тишину;
- нахождение посетителей с пневматическим и иным оружием,
рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- самовольные действия: устройство спортивных площадок, установка
спортивных снарядов, прокладка и маркировка лыжных и других спортивных
трасс и маршрутов, отсыпка новых и обустройство существующих гор, а
также крутосклонов для занятий зимними видами спорта;
- проведение соревнований по спортивному ориентированию с апреля
по июль, отдых и занятия спортом с использованием дельтапланов,
парапланов и других летательных аппаратов, занятия техническими видами
спорта;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий, в
том числе школьных занятий физкультурой, вне специально выделенных для
этих целей мест и без разрешения органа управления особо охраняемой
природной территорией;
- повреждение ограждений, прогулочных дорог, малых архитектурных
форм, информационных щитов, стендов, указателей и других знаков.
2. На земельных участках, на которых допускается ограниченная
хозяйственная деятельность, запрещаются:
- изменение функционального назначения земельного участка или его
части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на
природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- приватизация земельных участков, зданий и сооружений;
- новое капитальное строительство, за исключением объектов
хозяйственного назначения, необходимых для обеспечения нормального
функционирования хозяйствующих субъектов в соответствии с
функциональным назначением земельного участка;
- эксплуатация существующих объектов и сооружений, не
оборудованных средствами защиты окружающей среды;
- любые действия, причиняющие вред имеющимся на этих землях
природным объектам, если они не связаны с ремонтом и реконструкцией
существующих дорог и инженерно-технических коммуникаций, новым
строительством;
- вырубка лесных насаждений или их перевод в парковые;
- проходные рубки ухода в лесных насаждениях;
- удаление пригодных для обитания животных дуплистых и фаутных
деревьев при проведении санитарных рубок;
- изреживание подлесочного яруса;
- удаление опавших листьев и хвороста (ветвей) из лесных
насаждений;
- проведение рубок ухода и санитарных рубок в выводково-гнездовой
период с 1 апреля по 31 июля;
- замусоривание территории, захоронение мусора, сжигание листьев
и сухой травы.
3. На особо охраняемой природной территории в соответствии с ее
зонированием разрешаются:
- строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и
инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения
нормального содержания особо охраняемой природной территории в
соответствии с целями и задачами ее создания и функционирования
учреждения, организации, осуществляющей охрану, содержание этой
территории;
- ремонт, реконструкция объектов и сооружений (в габаритах,
соответствующих установленным нормативам), дорог (в утвержденных
красных линиях) и инженерно-технических коммуникаций (в существующих
границах технических зон) на земельных участках, на которых
допускается ограниченная хозяйственная деятельность;
- ограниченное новое капитальное строительство объектов (в
габаритах, соответствующих установленным нормативам) на земельных
участках, на которых допускается ограниченная хозяйственная
деятельность, необходимое для использования данных земельных участков.
4. Пользователи земельных участков особо охраняемых природных
территорий обязаны допускать на занимаемые ими земельные участки лиц,
осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий и контроль
за соблюдением установленного режима их особой охраны и использования,
а также лиц, выполняющих предпроектные изыскания,
научно-исследовательские работы и проектные разработки по сохранению и
развитию особо охраняемых природных территорий, при наличии
соответствующего документа, выдаваемого специально уполномоченным
органом Правительства Москвы.
5. В случае нарушения установленного режима использования
земельного участка граждане, должностные лица, юридические лица
привлекаются к ответственности в соответствии с настоящим Законом,
федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В случае грубого либо повторного нарушения гражданами и
юридическими лицами режима особой охраны и использования земельного
участка договор аренды земельного участка подлежит расторжению, без
права последующего его возобновления.
При прекращении договора аренды пользователи освобождаемого
земельного участка обязаны привести его в состояние, пригодное для
использования в соответствии с назначением особо охраняемой природной
территории.
6. В случае вывода с особо охраняемой природной территории
хозяйственного объекта, не связанного с ее функционированием,
занимаемый им земельный участок включается в состав земель особо
охраняемой природной территории, а предоставление его в аренду иному
пользователю допускается только для использования в соответствии с
целями и задачами особо охраняемой природной территории.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 19. Национальный парк
1. Национальный парк - особо охраняемая природная территория
федерального значения, расположенная на территориях города Москвы и
Московской области и имеющая особое природоохранное,
эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный
природный комплекс, отличающийся значительными размерами,
исключительно высоким природным разнообразием и наличием редких или
хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых
видов растений и животных.
2. Национальный парк создан с целью сохранения его природного
комплекса и биологического разнообразия и проведения экологического
просвещения и природоохранного воспитания населения.
3. Использование территории национального парка допускается в
природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого
отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.
Статья 20. Природный парк
1. Природный парк - особо охраняемая природная территория,
имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и
историко-культурное значение как особо ценный для города, крупный и
целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким
природным разнообразием, наличием редких и уязвимых для города видов
растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном
окружении.
2. Природные парки в городе Москве создаются с целью сохранения
крупных природно-территориальных комплексов и организации их
рационального рекреационного использования.
3. Территории природных парков предназначены для использования в
природоохранных, рекреационных, эколого-просветительских и
историко-культурных целях. Допускается использование специально
выделенных участков природных парков в физкультурно-оздоровительных
целях.
Статья 21. Природно-исторический парк
1. Природно-исторический парк - особо охраняемая природная
территория, имеющая природоохранное, историко-культурное,
просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города
природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.
2. Природно-исторические парки учреждаются на природных
территориях, имеющих статус памятника истории и культуры
(садово-паркового искусства).
3. Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью
сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в
границах особо охраняемой природной территории. использование
природно-исторического парка допускается в культурно-просветительских
и рекреационных целях.
Статья 22. Экологический парк
1. Экологический парк - специализированная особо охраняемая
природная территория, предназначенная для отработки методов и приемов
сохранения, восстановления и рационального использования территорий
природного комплекса Москвы, охраны, содержания и организации
использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве с
учетом специфики их местоположения, экологизации градостроительной и
хозяйственной деятельности на территории города, экологического
просвещения и природоохранного воспитания населения.
2. На экологический парк, кроме общих задач особо охраняемой
природной территории, возлагаются следующие задачи:
- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения методов и
приемов сохранения и восстановления биологического разнообразия на
территориях природного комплекса Москвы;
- экологическое просвещение и природоохранное воспитание
населения, а также экологическое образование специалистов системы
городского управления;
- восстановление исчезнувших на территории города Москвы видов
растений и животных и их расселение на особо охраняемых природных
территориях в городе Москве;
- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения
экологически ориентированных методов и приемов содержания и
использования городских земель различного функционального назначения:
городских и пригородных лесопарков, усадебных парков, памятников
природы и других категорий особо охраняемых природных территорий; зон
массового отдыха, сельскохозяйственных угодий и других;
- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения
экологически ориентированных методов и приемов эксплуатации
автомобильных дорог, инженерно-технических коммуникаций и других
объектов производственного назначения, имеющихся на территориях
природного комплекса Москвы.
Статья 23. Природный заказник
1. Природный заказник - особо охраняемая природная территория,
создаваемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов,
естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных
комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов и групп
видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала
природных территорий в пределах города.
2. В зависимости от объекта особой охраны природные заказники
могут подразделяться на следующие виды: комплексные, ландшафтные,
ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические,
гидрологические.
Комплексные заказники образуются на территориях природного
комплекса Москвы, включающих памятники истории и культуры
(садовопаркового) искусства.
Ландшафтные заказники образуются на территориях природного
комплекса Москвы, отличающихся высоким ландшафтным разнообразием.
Ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические
заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы,
являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой
исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы видов растений,
животных нескольких групп, птиц или насекомых.
Статья 24. Городской лес
1. Городской лес - особо охраняемая природная территория,
представляющая собой участок леса, расположенного в городской черте, и
выполняющая средозащитные, климаторегулирующие,
санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие
положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие
благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке.
2. Содержание территории городских лесов осуществляется в
соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Статья 25. Памятник природы
1. Памятник природы - особо охраняемая природная территория, на
которой представлены объекты живой или неживой природы (уникальные,
редкие, хорошо сохранившиеся типичные), имеющие повышенную
природоохранную, познавательную и историко-культурную ценность и
значимость в масштабах всего города (памятник природы регионального
значения) или административного округа (памятник природы местного
значения).
2. В зависимости от объекта особой охраны памятники природы могут
подразделяться на следующие виды: комплексные, геологические,
гидрогеологические, геоморфологические, ботанические,
дендрологические, зоологические.
3. Памятники природы образуются на территориях, где располагаются
уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также
могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий
иных категорий.
Статья 26. Заповедный участок
1. Заповедный участок - особо охраняемая природная территория,
предназначенная для использования в научных целях как объект
биологического мониторинга или место постоянного или временного
обитания видов животных или растений, занесенных в Красную книгу
Москвы.
2. Заповедные участки подразделяются на лесные, луговые,
орнитологические, энтомологические, иные. Для объектов животного мира
могут быть установлены заповедные участки временного характера.
3. Заповедные участки являются самостоятельной категорией особо
охраняемых природных территорий, а также могут учреждаться в границах
особо охраняемых природных территорий иных категорий.
Статья 27. Ботанический сад
1. Ботанический сад - особо охраняемые природные территории со
специальной коллекцией растений, создаваемой в целях сохранения
разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и
просветительской деятельности.
2. Ботанические сады используются в научных, просветительских и
рекреационных целях.
Статья 28. Порядок выделения охранных зон особо охраняемых
природных территорий и определения режимов гра-
достроительной, хозяйственной и иной деятельности
в охранных зонах
1. В целях обеспечения режима особо охраняемой природной
территории вокруг границ данной территории устанавливается охранная
зона.
2. На территориях охранных зон устанавливаются ограничения
хозяйственной, в том числе градостроительной деятельности,
обеспечивающие снижение неблагоприятных воздействий на природные
комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий.
3. Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий и
режимы ограничения хозяйственной, в том числе градостроительной
деятельности в этих зонах утверждаются Правительством Москвы при
наличии положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
4. При определении границ и размеров охранных зон особо
охраняемых природных территорий учитываются функциональное назначение
сопредельных с ними городских территорий, степень экологической
опасности производственных и иных объектов на этих территориях, планы
градостроительного развития и другая проектная документация,
утвержденная в установленном порядке.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 29. Меры по осуществлению охраны особо охраняемых
природных территорий
1. Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется
путем соблюдения требований настоящего Закона, Лесного кодекса
Российской Федерации и иных нормативных актов в области охраны
окружающей среды и природопользования.
Охрана особо охраняемых природных территорий включает в себя:
- введение ограничений и запретов на осуществление деятельности в
границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;
- наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий;
- осуществление специальных мероприятий по поддержанию особо
охраняемых природных территорий в состоянии, соответствующем их
назначению;
- проведение экологической экспертизы всех видов деятельности на
особо охраняемых природных территориях;
- разработка и реализация комплексных программ, направленных на
охрану особо охраняемых природных территорий;
- контроль за соблюдением мер по охране особо охраняемых
природных территорий;
- экономическое стимулирование деятельности по охране особо
охраняемых природных территорий, в том числе установление льгот по
налогообложению;
- установление коэффициентов платы за выбросы, сбросы
загрязняющих веществ на особо охраняемых природных территориях;
- привлечение к ответственности за несоблюдение режимов
использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
2. Охрана зеленых насаждений и объектов животного мира на особо
охраняемых природных территориях в городе Москве осуществляется в
соответствии с настоящим Законом, федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
Статья 30. Организация охраны особо охраняемых природных
территорий в городе Москве
1. Организация охраны особо охраняемых природных территорий
возлагается на специальную службу обеспечения охраны особо охраняемых
природных территорий - структурное подразделение учреждения,
организации, осуществляющих охрану, содержание особо охраняемой
природной территории (далее - служба обеспечения охраны).
2. Полномочия по организации охраны особо охраняемых природных
территорий службой обеспечения охраны, а также инспекторов службы
определяются Московской городской администрацией на основании
Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых
природных территориях", Лесного кодекса Российской Федерации от 22
января 1997 года, иного федерального законодательства в области охраны
окружающей среды, законодательства города Москвы, а также настоящего
Закона.
3. Помимо функций, определенных Федеральным законом "Об особо
охраняемых природных территориях", служба обеспечения охраны:
- информирует граждан и организации о режиме особо охраняемых
природных территорий;
- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами и
общественными организациями в области охраны особо охраняемых
природных территорий;
- обеспечивает исполнение требований по ликвидации последствий
нарушения установленного режима особо охраняемых природных территорий.
4. Должностные лица (инспекторы) службы обеспечения охраны
наделены правами, предоставленными Федеральным законом "Об особо
охраняемых природных территориях" государственным инспекторам по
охране особо охраняемых природных территорий.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 31. Ответственность за нарушение режимов особо
охраняемых природных территорий
1. Ответственность за нарушение режимов особо охраняемых
природных территорий наступает в соответствии со статьей 36
Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
2. Нарушение установленных режимов охраны и использования особо
охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных
зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 до 40 минимальных размеров
оплаты труда;
- на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты
труда;
- на юридических лиц в размере от 50 до 400 минимальных размеров
оплаты труда.
3. Неподчинение законным требованиям и предписаниям органов,
осуществляющих государственный контроль за соблюдением режимов особо
охраняемых природных территорий в городе Москве и их охрану, или их
должностных лиц влечет за собой наложение в административном порядке
штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 до 20 минимальных размеров
оплаты труда;
- на граждан в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты
труда;
- на юридических лиц в размере от 20 до 200 минимальных размеров
оплаты труда.
4. Рассмотрение дел о нарушении режимов охраны и использования
особо охраняемых природных территорий осуществляется специально
уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей
среды и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции.
5. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности
возместить причиненный вред. Размер ущерба, причиненного окружающей
среде особо охраняемых природных территорий в результате нарушения
режимов их использования и охраны, определяется в соответствии с
утвержденными в установленном порядке методиками и таксами, а при их
отсутствии - по фактическим затратам на ее восстановление.
Статья 32. Государственный контроль за состоянием особо охра-
няемых природных территорий в городе Москве
1. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых
природных территорий регионального значения, а также за осуществлением
всех видов деятельности, оказывающих или способных оказать воздействие
на природные объекты и комплексы особо охраняемых природных
территорий, осуществляют специально уполномоченный государственный
орган в области охраны окружающей среды, специально уполномоченный
государственный орган в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов, орган Московской городской администрации по
архитектуре и градостроительству, органы государственной земельной
инспекции, органы внутренних дел в пределах их компетенции.
2. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых
природных территорий местного значения в городе Москве осуществляют
специально уполномоченный государственный орган в области охраны
окружающей среды, районные Управы районов города Москвы, в управление
которым переданы особо охраняемые природные территории, органы
внутренних дел в пределах их компетенции.
3. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых
природных территорий федерального значения осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством.
4. При передаче особо охраняемых природных территорий
федерального значения в управление города Москвы государственный
контроль в области организации и функционирования осуществляется в
установленном настоящим Законом порядке.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Законодательство и иные нормативные правовые акты города
Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести
месяцев со дня его вступления в силу.
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 991-ПП
Дата:
1999-10-26
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство