ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 сентября 1997 г. N 695-ПП
О мерах по дальнейшему развитию
телекоммуникационной инфраструктуры
города на базе Московской
волоконно-оптической сети
Уровень развития столиц ведущих стран мира и основных деловых
центров во многом определяется развитием телекоммуникаций и
информационных систем. В Москве за последние пять лет интенсивно
растет спрос на информацию как со стороны органов управления городским
хозяйством, так и со стороны жителей города. В связи с этим активно
ведутся работы по созданию автоматизированных информационных систем,
используемых в интересах органов управления, муниципальных служб,
организаций и населения. Одновременно идет процесс интеграции основных
услуг связи: передачи данных, телефонии, телевидения, аудио.
В ходе реализации городской целевой Программы создания Московской
волоконно-оптической сети заложена основа телекоммуникационной
инфраструктуры города, позволяющая обеспечить объединение создаваемых
информационных ресурсов. ЗАО "Московская телекоммуникационная
корпорация" (ЗАО "КОМКОР") проложено более 1500 км
волоконно-оптического кабеля, организована эксплуатация сети, научная
и производственная база, финансовая и информационная инфраструктура.
Функционируют первые очереди сетей передачи данных Мэрии,
Правительства Москвы, Московской городской Думы, правоохранительных
органов, сети кабельного телевидения. Начато подключение объектов
социальной сферы (институты, школы, библиотеки) и строительство сетей
доступа в Центральном административном округе. Ведутся работы по
созданию новых поколений систем диспетчеризации инженерного
оборудования в городском хозяйстве.
Анализ опыта выполнения Программы создания Московской
волоконно-оптической сети и отрабатываемых технических решений
показал, что в городе возможна быстрая реализация всего спектра
телекоммуникационных и мультимедийных услуг (доступ в Интернет,
кабельное телевидение и аудио и т.д.). В целях дальнейшего развития
рынка телекоммуникационных и информационных услуг, проведения единой
технической политики и привлечения инвестиций в развитие
инфраструктуры города Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить ход работ по выполнению городской целевой Программы
создания Московской волоконно-оптической сети, осуществляемой в
1993-1998 годах в соответствии с постановлением Правительства Москвы
от 11.05.93 N 437 "О дополнительных мерах по реализации Программы
создания Московской волоконно-оптической сети".
2. Считать основными направлениями работ по развитию в 1998-2003
годах городской телекоммуникационной инфраструктуры на основе опыта
строительства Московской волоконно-оптической сети:
2.1. Построение общегородских сетей передачи данных органов
власти и управления города, вплоть до уровня административных округов,
комитетов и управлений, районных управ, ДЕЗ и каждого РЭУ.
2.2. Развитие функциональных и отраслевых телекоммуникационных
систем Москомимущества, Москомзема, Департамента финансов и налоговых
органов, Мосгоризбиркома, правоохранительных органов, малого бизнеса и
др.
2.3. Создание телекоммуникационной среды для современных систем
диспетчеризации городского хозяйства.
2.4. Построение сетей передачи информации для объектов социальной
сферы (школы, библиотеки, музеи, институты, поликлиники, больницы,
аптеки и др.).
2.5. Определить Московскую волоконно-оптическую сеть базовой
системой для развития телекоммуникационной инфраструктуры и
интенсификации строительства сетей доступа в Центральном
административном округе.
3. Поручить координацию и контроль за осуществлением единой
технической политики по развитию в Москве современной
телекоммуникационной инфраструктуры Управлению транспорта и связи в
части транспортных сетей и Комитету по телекоммуникациям и средствам
массовой информации (Москоминформ) в части создания сетей доступа.
Москоминформу и Управлению транспорта и связи совместно с
Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и АО МКНТ
организовать и провести в IV квартале т.г. закрытый конкурс по выбору
головного исполнителя для разработки и последующей реализации
технической политики при строительстве сетей доступа.
4. Управлению делами Мэрии, руководителю аппарата Московской
городской Думы и комплексам городского управления в срок до 10.10.97
представить в Управление транспорта и связи заявки с перечнем объектов
для подключения к Московской волоконно-оптической сети в порядке
приоритетности по форме (приложение 1).
5. Управлению транспорта и связи и ЗАО "Московская
телекоммуникационная корпорация" до 10.10.97 подготовить предложения
по тарифам на услуги ЗАО "КОМКОР" для организаций, финансируемых из
бюджета города, а Межведомственной региональной комиссии по ценовой и
тарифной политике при Правительстве Москвы до 15.10.97 их рассмотреть
и утвердить.
6. Поручить Управлению транспорта и связи совместно с
Управлением городского заказа Комплекса городского хозяйства и
Управлением делами Мэрии до 20.10.97 разработать и заключить в
установленном порядке договор с ЗАО "Московская телекоммуникационная
корпорация" на выполнение городского заказа по п.4.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
Департаменту финансов начиная с 1998 года решить вопрос о выделении
средств в установленном порядке Управлению городского заказа
Комплекса городского хозяйства на подключение требуемых объектов к
Московской волоконно-оптической сети и аренду соответствующих каналов
по п.4 в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете 1998 г.
8. Первому заместителю Премьера Правительства Москвы Шанцеву
В.П., первому заместителю Премьера Правительства Москвы Ресину В.И.,
Москоминформу, ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация"
совместно с другими заинтересованными организациями в 2-месячный срок
подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы об
оснащении строящихся жилых домов в городе современной системой
телекоммуникаций на основе Московской волоконно-оптической сети и о
внедрении в связи с этим новых Московских городских строительных норм.
9. Поручить Межведомственной комиссии по информатизации
Правительства Москвы в 2-месячный срок:
9.1. Подготовить предложения по совершенствованию
нормативно-правовой законодательной базы города, необходимой для
развития рынка телекоммуникационных услуг и Общегородской
информационной системы.
9.2. Разработать неотложные меры по доведению нормативно-правовых
документов г.Москвы и Российской Федерации до всех звеньев городского
управления.
10. Утвердить техническое задание (приложение 2) на разработку
проекта развития Общегородской информационной системы, одобренное
Межведомственной комиссией по информатизации Правительства Москвы, и в
целях его реализации:
10.1. АО "Московский комитет по науке и технологиям" (заказчик) и
ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация" (головной
исполнитель) в срок до 10.10.97 представить на утверждение
Межведомственной комиссии по информатизации Правительства Москвы
план-график работ с указанием предложений по кооперации, объемов и
сроков финансирования в соответствии с пунктом 1.2.2 Плана работ по
информатизации органов власти, управления и муниципального хозяйства
г.Москвы на 1997 г.
10.2. Утвердить состав рабочей группы Межведомственной комиссии
по информатизации Правительства Москвы по контролю за ходом работ по
развитию Общегородской информационной системы (приложение 3).
10.3. Руководителям комплексов городского управления, Управления
делами Мэрии, аппарата Правительства Москвы и аппарата Московской
городской Думы в срок до 15.10.97 назначить ответственных по
взаимодействию с ЗАО "КОМКОР" для выполнения работ.
10.4. Считать приоритетным для развития Общегородской
информационной системы решение вопросов организации взаимного обмена
информацией между органами городской администрации.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
Премьера Правительства Москвы.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 23 сентября 1997 г. N 695-ПП
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на подключение к Московской волоконно-оптической сети
Цели и задачи проведения работ
Целью данных работ является соединение потоком 64 кбит/с по
волоконно-оптической линии связи зданий, расположенных по адресам:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
Требования к выполнению работ
В ходе выполнения работ должна быть осуществлена привязка
волоконно-оптическими линиями связи зданий по указанным адресам к
узлам сети ЗАО "КОМКОР" и организован канал 64 кбит/с между указанными
объектами со стыковыми характеристиками для подключения абонентского
оборудования, как указано в разделе "Технические требования".
Обслуживание линии и оборудования, обеспечивающего заданные стыковые
характеристики, должно производиться силами ЗАО "КОМКОР".
Технические требования
Каждый канал связи должен иметь четырехпроводное окончание в
соответствии с рекомендацией ___________________________.
Порядок приемки работ
Работы должны заканчиваться подписанием акта сдачи-приема.
________________ /________________/ _______________ /______________
тел. ____________
.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы от 23 сентября 1997 г. N 695-ПП
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на разработку проекта развития Общегородской
информационной системы г. Москвы
1. НАИМЕНОВАНИЕ, ШИФР И ОСНОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1.1 Наименование работы - "Разработка проекта развития
Общегородской информационной системы г. Москвы".
1.2. Основанием выполнения работы является решение рабочей группы
МВКИ, протокол 11 от 29 января 1997 г.
2. ЗАКАЗЧИК И ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТЫ
2.1. Заказчиком является Правительство Москвы в лице АО
"Московский комитет по науке и технологиям".
2.2. Головной исполнитель работ - ЗАО "Московская
телекоммуникационная корпорация".
2.3. Соисполнители: Информационно-технологический центр Мэрии
(ИТЦ), Московский региональный аналитический центр (МРАЦ),
Научно-технический центр Федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте Российской Федерации (НТЦ ФАПСИ),
ЗАО "Инвестинформ".
2.4. По согласованию с заказчиком и рабочей группой МВКИ
допускается привлечение других необходимых соисполнителей.
3. ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
3.1. Под Общегородской информационной системой (ОИС) понимается
совокупность организационных, технических, программных и
информационных средств, а также нормативно-правовой базы, необходимых
для успешного формирования информационной инфраструктуры. Основной
целью работы является создание ОИС как основы для развития (в том
числе саморазвития) информационных ресурсов города. Конкретные
подсистемы ОИС должны быть ориентированы на оказание информационных
услуг различным категориям пользователей, в первую очередь жителям
города. ОИС должна интегрироваться с создаваемой в рамках федеральной
программы ИТКС.
3.2. Результатом работы должен быть проект развития Общегородской
информационной системы.
3.3. В рамках достижения основной цели при выполнении работы
должны быть решены следующие задачи:
3.3.1. Создание проекта развития ОИС, обеспечивающей городские
органы власти, управления и муниципального хозяйства, а также
финансовые институты, предприятия малого и среднего бизнеса,
промышленные предприятия, научные организации, учебные заведения,
коммерческие структуры и население г.Москвы единой системой обмена
информацией на основе передовых компьютерных коммуникационных
технологий.
3.3.2. Упорядочение и систематизация процессов создания,
эксплуатации, развития и взаимодействия средств информационного
обеспечения, снижение затрат на создание информационной инфраструктуры
города, реализация прав собственности города на городские
информационные ресурсы.
3.3.3. Создание предпосылок для повышения эффективности
управления городом.
3.3.4. Сбор, хранение и представление информации в федеральный
информационный фонд, включая Госбазу Российской Федерации,
предназначенный для информационного обеспечения высших органов
государственной власти России в мирное время, особый период и при
возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1992 г. 664-51 "Об
обеспечении деятельности федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте Российской Федерации". Обеспечение
информационного взаимодействия в интересах Правительства Москвы,
Московской городской Думы и других городских органов с федеральными
органами государственной власти, органами власти в субъектах
федерации, а также с зарубежными правительственными, общественными и
коммерческими организациями; интеграция ОИС в федеральное и мировое
информационное пространство.
3.2.5. Разработка нормативной базы, регулирующей в соответствии с
законодательством России: создание и эксплуатацию городских
телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, защиту авторских
прав на информацию, информационную безопасность государственных и
коммерческих структур, нормы и правила информационного обслуживания
населения, ответственность владельцев и продавцов информации, подходы
к тарификации информационных услуг.
3.2.6. Создание средств, обеспечивающих проведение ситуационного
анализа по наиболее актуальным проблемам экономической и социальной
сфер деятельности и выработку принятия решений Мэром и Правительством
Москвы.
3.2.7. Обеспечение комплексной защиты информации при ее хранении,
обработке и обмене по каналам связи, а также обеспечение устойчивости
ОИС по отношению к разрушающим воздействиям по всем видам каналов
связи.
4. НАЗНАЧЕНИЕ ОИС
4.1. Создаваемая ОИС г. Москвы предназначена для предоставления
информационно-телекоммуникационных услуг следующим потребителям:
4.1.1. Городским органам власти, управления и муниципального
хозяйства, в том числе Московской городской Думе, Управлению делами
Мэрии, Правительству Москвы, департаментам, комитетам и управлениям
комплексов городского управления, административным округам и районным
управам, муниципальным предприятиям и организациям.
4.1.2. Банкам, инвестиционным компаниям, страховым компаниям,
участникам рынка ценных бумаг и другим финансовым институтам.
4.1.3. Торговым и производственным компаниям, предприятиям малого
и среднего бизнеса, компаниям с западным капиталом, представительствам
и отделениям зарубежных фирм.
4.1.4. Ведомствам и организациям, реализующим федеральные и
ведомственные программы, связанные с информационным обеспечением
организаций и населения на территории Москвы.
4.1.5. Институтам системы Академии наук РФ, учебным заведениям
высшей школы и системы среднего и профессионально-технического
образования.
4.1.6. Общественным и неправительственным организациям,
политическим организациям и партиям.
4.1.7. Широким слоям населения Москвы.
4.1.8. Другим заинтересованным юридическим и физическим лицам.
5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ И СОСТАВУ ОИС
5.1. ОИС должна состоять из телекоммуникационной составляющей,
информационной составляющей, центра управления сетью и центра
управления безопасностью сети и защиты информации:
5.1.1. Телекоммуникационная составляющая ОИС должна базироваться
на транспортной среде Московской волоконно-оптической сети и сети
кабельного телевидения, а также на существующих телефонных каналах и
других средствах телекоммуникации.
5.1.2. Информационная составляющая ОИС должна включать
информационные фонды (базы данных), информационные подсистемы и
информационные объекты (ситуационный центр,
информационно-аналитические центры и т.п.).
5.1.3. ОИС должна иметь единый центр управления сетью и
информационными ресурсами.
5.1.4. ОИС должна иметь центр обеспечения безопасности сети,
содержащий комплекс средств защиты информации и регламентации доступа.
5.2. Организационная структура ОИС должна строиться в
соответствии с принципами, вытекающими из необходимости реализации
разнообразных функций, связанных с созданием, развитием, обеспечением
безопасности и эксплуатацией ОИС. С функциональной точки зрения
следует предусмотреть следующие компоненты организационной структуры
ОИС:
5.2.1. Ситуационный центр Мэрии Москвы. Предназначен для
информационной и аналитической поддержки деятельности Мэра в части
подготовки и принятия решений по управлению городским хозяйством, а
также обеспечения информационного взаимодействия с органами
государственной власти Российской Федерации.
5.2.2. Городской информационный центр. Осуществляет подготовку,
загрузку и предоставление пользователям информационных баз данных по
различным направлениям жизни города.
5.2.3. Городской аналитический центр. Осуществляет многоцелевое
использование накапливаемой в ОИС информации в интересах решения
важнейших общегородских задач.
5.2.4. Другие информационные центры. Различные городские
структуры и организации, в том числе правительственные и коммерческие,
которые могут иметь в своем составе информационные центры как для
собственного использования, так и для предоставления услуг сторонним
пользователям.
5.2.5. Оператор сети передачи данных. Обеспечивает развитие и
эксплуатацию сети передачи данных, на которой будет базироваться ОИС.
5.2.6. Оператор территориальной сети Мэрии Москвы (ТСМ).
Обеспечивает развитие и эксплуатацию сети передачи данных органов
исполнительной и представительной власти Москвы.
5.2.7. Оператор систем, предоставляющих универсальные
дополнительные информационно-телекоммуникационные услуги на сетях ЭВМ
в интересах всех пользователей ОИС.
5.2.8. Сетевой интегратор. Осуществляет подключение к сети
различных информационных ресурсов и реализует корпоративные
телекоммуникационные проекты для крупных, средних и мелких
государственных и коммерческих организаций и структур.
5.3. Состав информационных подсистем ОИС должен определяться
потребностями перечисленных выше потребителей услуг. ОИС должна
обеспечивать упорядочение и систематизацию процессов создания,
эксплуатации, развития и взаимодействия следующих информационных
подсистем:
- подсистема для обеспечения функционирования городских органов
власти, управления и муниципального хозяйства, включающая базы данных
в таких областях, как единый документооборот, собственность, бюджет и
финансы, налоги, землепользование, правопорядок, законодательство,
социальная сфера и др., в том числе базы данных для поддержки принятия
управленческих решений;
- подсистема для информационной поддержки малого и среднего
бизнеса;
- банковская подсистема и подсистема информационного обеспечения
рынка ценных бумаг;
- информационно-справочная подсистема общего назначения;
- подсистема информационного обеспечения институтов Академии наук
и высшей школы;
- другие подсистемы.
Часть этих подсистем находится в стадии разработки или уже
используется.
5.4. Для обслуживания населения г.Москвы ОИС должна содержать
информационные компоненты широкого назначения, позволяющие получить:
- информацию о культурной жизни города (телепрограммы, выставки,
репертуар театров, кинотеатров, клубов и др., в том числе обеспечить
заказ и приобретение билетов);
- расписание общегородских и муниципальных культурных
мероприятий;
- доступ к библиотечному фонду города;
- информацию о спортивных мероприятиях и спортивных клубах;
- информацию о транспортной сети Москвы (маршруты всех видов
транспорта, заказ такси, а также авиа- и железнодорожных билетов,
расписание для различных видов транспорта, информация ГАИ и др.);
- информацию о погоде и метеоэкологические карты Москвы и России;
- образовательные программы, справочники школ и вузов, условия
приема и обучения, средства заочное образования, дистанционного
обучения и т.д.;
- справочник медицинских учреждений, оперативную медицинскую
информацию (состояние больных, текущие поступления, наличие
койко-мест, для аптек - наличие лекарств), расписание работы врачей в
поликлиниках, запись на прием;
- страховой сервис;
- информацию общегородского рынка труда (наличие рабочих мест,
юридическая информация о трудовых взаимоотношениях, справочная
информация об уровне оплаты и характере труда по профессиям и т.д.);
- другую информацию, характер которой будет определен в процессе
подготовки проекта развития ОИС.
6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОИС
6.1. Структура ОИС г.Москвы должна удовлетворять потребностям
городских органов власти, управления и муниципального хозяйства при
выполнении ими функциональных обязанностей с учетом иерархической
системы управления городом и его административно-территориального
деления.
6.2. ОИС должна строиться в соответствии с требованиями
семиуровневой эталонной модели взаимодействия открытых систем (ЭМ
ВОС), обеспечивающей взаимодействие разнородных
информационно-телекоммуникационных систем на базе стандартных
интерфейсов и протоколов, удовлетворяющих международным рекомендациям.
6.3. Проектные решения должны отвечать современным тенденциям
развития в области телекоммуникаций и международным стандартам по
организации связи на различных сетевых уровнях (локальные,
корпоративные, региональные и глобальные сети) с обеспечением выхода в
международные сети связи.
6.4. Структура взаимодействия информационно-телекоммуникационных
ресурсов ОИС г.Москвы должна соответствовать двухуровневой модели,
состоящей из центральных и периферийных обслуживающих центров
предоставления услуг. При этом задачи выхода в другие российские и
международные информационные, телексные, телеграфные и факс-сети
должны решаться на уровне центральных узлов сети.
6.5. Совокупность центральных и периферийных
информационно-телекоммуникационных ресурсов должна обеспечивать
стандартный набор услуг и функций для зарегистрированных абонентов:
- электронную почту;
- пересылку файлов;
- телеконференции, обеспечивающие коллективную работу над
документами по тематическому признаку;
- общедоступные, в том числе централизованные и распределенные
базы данных коллективного пользования;
- видеоконференции в режиме реального времени;
- автоматический обмен информацией между различными
информационными центрами ОИС, в том числе синхронизацию распределенных
баз данных, а также почтовый обмен как между компонентами ОИС, так и с
другими сетями и почтовыми системами;
- доступ абонентов к информационным ресурсам и подсистемам ОИС
как в режиме реального времени, так и в пакетном режиме (режимы
on-line и off-line);
- средства сбора и обработки статистики.
6.6. Система должна иметь средства разграничения доступа.
6.7. Для обслуживания широких слоев населения г.Москвы ОИС должна
строиться как большая информационно-телекоммуникационная система,
позволяющая иметь сотни тысяч зарегистрированных абонентов и
одновременно обслуживать несколько тысяч (на продвинутых стадиях
развития - несколько десятков тысяч) пользователей.
6.8. Сетевое обеспечение ОИС должно основываться на развитой
телекоммуникационной инфраструктуре Московской волоконно-оптической
сети, имеющей надежные помехоустойчивые цифровые каналы связи.
Транспортный уровень сети передачи данных ОИС должен строиться на базе
протоколов АТМ, FRAME RELAY, TCP/IP и других, необходимых для
подключения разнородных систем. Управление телекоммуникационными
компонентами ОИС и информационными ресурсами общего назначения должно
осуществляться из единого центра управления ОИС. Должны быть
организованы интерфейсы и шлюзы ОИС с другими сетями передачи данных.
6.9. Телекоммуникационные компоненты и информационные ресурсы
общего назначения должны быть рассчитаны на круглосуточную непрерывную
работу и должны иметь развитые технические и организационные средства
повышения надежности и живучести ОИС.
7. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОИС
7.1. Требования к составу и способам организации данных в
системе:
7.1.1. Состав данных, хранящихся и обрабатываемых в ОИС, должен
обеспечивать необходимой информацией органы государственной власти,
население, а также городские предприятия и организации. К этой
информации относятся:
- данные по системе городского самоуправления (структура,
принципы и методы управления, нормативная база);
- данные о социально-экономическом развитии города и
административно-территориальных образований;
- данные по природным ресурсам (картографическая информация о
местонахождении полезных ископаемых, зон распространения
неблагоприятных геологических процессов, рельефе местности, внешнем ее
покрове с отражением информации о благоприятных и неблагоприятных
условиях для градостроительства, организации зон отдыха населения и
т.д.);
- данные по землепользованию (картографическая информация по
зонам функционального использования территории);
- данные по объектам городской инфраструктуры (картографическая
информация по жилищному и нежилому фонду, улично-дорожной сети,
объектам жизнеобеспечения города, а также технико-экономические
характеристики этих объектов);
- регистрационные и статистические данные по предприятиям и
организациям;
- данные о населении (паспортные данные, информация о занятости и
доходах, обеспеченность жильем, профориентация и т.д.);
- данные по финансовым ресурсам (информация по формированию и
распределению городского бюджета);
- данные по землевладению;
- данные по общественно-политическому развитию;
- данные о сфере производства;
- данные по социальной сфере (информация по системам обеспечения
занятости, здравоохранения, социального обеспечения, образования,
культуры и коммунального обслуживания);
- данные о состоянии и охране окружающей среды;
- данные о состоянии законности и правопорядка.
7.1.2. Организация данных должна представлять собой систему
централизованных и распределенных баз данных, обеспечивающих:
- хранение информации в различных точках распределенной среды с
регулируемой степенью избыточности и целостности данных;
- представление совокупности данных, составленной из нескольких
БД, как одной логической БД;
- диалоговый режим доступа к БД.
7.2. Требования по использованию общегородских и общероссийских
классификаторов, справочников, рубрикаторов и унифицированных
документов:
- машинные формы документов, получаемые как результаты
автоматизированного решения задач, должны соответствовать
унифицированным формам для городского управления;
- при ведении баз данных должны использоваться соответствующие
общероссийские и общегородские классификаторы, справочники и
рубрикаторы.
7.3. Требования к структуре процесса сбора, обработки, передачи и
представления данных в системе:
- структура процесса сбора, обработки и передачи данных в системе
должна соответствовать аналогичной структуре, принятой в городском
управлении. Изменение такой структуры при внедрении системы должно
обосновываться повышением эффективности управления.
7.4. Требования к защите данных от разрушений при авариях и сбоях
в электропитании системы:
- в системе должна быть обеспечена защита данных от разрушений
при авариях и сбоях в электропитании (бросках напряжения и отключении
питания).
7.5. Требования к контролю, хранению, обновлению и восстановлению
данных:
- контроль вводимых данных должен обеспечивать их достоверность.
При хранении данных должна быть исключена возможность их потери или
искажения. При авариях и сбоях в системе, приводящих к потере или
искажению данных, должно быть обеспечено восстановление их
первоначального состояния за время, не нарушающее производственные
процессы.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
8.1. В составе ОИС г.Москвы при необходимости должны быть
предусмотрены меры по:
- регламентации доступа пользователей к базам данных;
- фиксации фактов санкционированной работы с базами данных и
попыток несанкционированного вхождения в систему;
- абонентские средства защиты информации;
- защита телекоммуникационных каналов передачи информации.
8.2. Разработка системы обеспечения информационной безопасности и
защиты информации в рамках ОИС должна осуществляться НТЦ ФАПСИ во
взаимодействии с МРАЦ.
9. ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ ОИС
9.1. Первоочередной задачей создания ОИС является разработка и
принятие закона г. Москвы об информации. Принятый закон должен быть
основой для подготовки и утверждения пакета нормативно-правовых
документов, упорядочивающих процессы создания, включения в ОИС и
эксплуатации информационных подсистем города.
9.2. Должны быть решены следующие частные правовые вопросы:
9.2.1. Регламентация процессов сертификации информационных
ресурсов, имеющих статус информационных компонент ОИС.
9.2.2. Регулирование взаимоотношений авторов, владельцев и
пользователей информационных ресурсов, в том числе вопросов защиты
авторских прав и прав собственности на информацию, включая права
собственности города на городскую информацию.
9.2.3. Определение необходимых дополнений к уставам организаций в
связи с их деятельностью по созданию, развитию и эксплуатации
подсистем ОИС.
9.2.4. Обеспечение информационной безопасности городских
государственных и коммерческих структур.
9.2.5. Разработка норм и правил информационного обслуживания
населения, а также ответственности владельцев и продавцов информации.
9.2.6. Определение подходов к тарификации коммерческих
информационных услуг.
10. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ОИС
Проект развития ОИС должен состоять из следующих разделов:
10.1. Анализ мирового опыта создания информационных систем,
тенденции развития информационных услуг, особенности современного
этапа создания развитого информационного общества.
10.2. Оценка текущей ситуации в области информатизации в России и
в г. Москве, в том числе для целей управления городом, а также для
информационного обслуживания различных сфер жизни города. Приоритетные
направления развития информатизации.
10.3. Обоснование городских стандартов на качество информационных
систем в составе ОИС, определение номенклатуры услуг ОИС, а также
протоколов информационного взаимодействия компонент системы.
10.4. Определение требований к перечням, оглавлениям,
рубрикаторам, классификаторам, справочникам и другим справочным
средствам компонент ОИС; определение состава перечней, рубрикаторов и
классификаторов и справочников основных информационных ресурсов ОИС.
10.5. Нормативно-правовая база создания, развития и эксплуатации
ОИС и ее подсистем.
10.6. Организационная структура ОИС.
10.7. Информационная безопасность и защита информации.
10.8. Телекоммуникационные аспекты создания ОИС, базовая сеть
ОИС, территориальная сеть Мэрии, связь с другими сетями.
10.9. Технология интеграции имеющихся и вновь создаваемых
информационных ресурсов в рамках ОИС.
10.10. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) создания,
развития и эксплуатации ОИС, оценка затрат на создание ОИС,
перспективы самоокупаемости ОИС.
10.11. Организационные, технические и финансовые мероприятия и
график работ по созданию ОИС.
11. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДУСМОТРЕННОМУ ПРОЕКТОМ РАЗВИТИЯ ОИС СОСТАВУ
РАБОТ
Проектом развития ОИС должны быть предусмотрены следующие работы:
11.1. Продолжение развития сетевых средств физического уровня для
обеспечения надежных помехоустойчивых каналов с широким использованием
волоконно-оптических линий связи с учетом их доведения до главной
категории пользователей - жителей города.
11.2. Создание транспортного уровня сети передачи данных на базе
протоколов АТМ, FRAME RELAY, TCP/IP и других, необходимых для
подключения разнородных систем, а также организация интерфейсов и
шлюзов Московской волоконно-оптической сети с другими сетями передачи
данных.
11.3. Внедрение комплекса программных и технических средств,
обеспечивающих предоставление базовых телекоммуникационных услуг всем
пользователям системы, включая электронную почту, компьютерные
конференции (доски объявлений), видеоконференции, средства передачи
файлов, средства ведения баз данных, файлсерверы для удаленных
файловых транзакций и т.д.
11.4. Продолжение развития ведомственных прикладных
информационных систем в направлении их интеграции на базе создаваемой
ОИС, а также создание новых и пополнение прикладной информацией баз
данных существующих информационных систем.
11.5. Разработка нормативной базы, регулирующей в соответствии с
законодательством России такие важные аспекты жизни города, как
создание и эксплуатация городских телекоммуникационных сетей и
информационных ресурсов, защита авторских прав на информацию,
информационная безопасность государственных и коммерческих структур,
нормы и правила информационного обслуживания населения,
ответственность владельцев и продавцов информации, подходы к
тарификации информационных услуг.
12. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
12.1. Настоящий раздел технического задания регламентирует только
работы по первому этапу развития ОИС - разработке проекта развития
ОИС. Порядок выполнения следующих этапов должен быть сформулирован в
разрабатываемом проекте развития.
12.2. Работа по созданию проекта развития ОИС выполняется в
следующие сроки:
Начало - 01.02.97
Окончание - 30.09.97.
12.3. Этапы выполнения работы определяются календарным планом,
который должен быть неотъемлемой частью договора на выполнение работы.
13. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ РАБОТЫ
13.1. Сроки выполнения работы определяются утвержденным
заказчиком календарным планом.
13.2. Приемка работы производится комиссией, назначаемой
заказчиком по согласованию с рабочей группой МВКИ и головным
исполнителем.
13.3. Приемка работы оформляется актом сдачи-приема.
13.4. Настоящее техническое задание в процессе выполнения работы
может изменяться и дополняться в согласованном порядке.
.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы от 23 сентября 1997 г. N 695-ПП
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Межведомственной комиссии по информатизации Прави-
тельства Москвы по контролю за ходом работ по разви-
тию Общегородской информационной системы
1. Росляк Ю.В. - заместитель Премьера Правительства Москвы,
руководитель рабочей группы
2. Беляев В.А - заместитель руководителя Департамента экономичес-
кой политики и развития г.Москвы
3. Бербиков Ю.А. - первый заместитель председателя Комитета по те-
лекоммуникациям и средствам массовой информации
4. Воробьев Н.В. - директор Дирекции информационных программ
АО МКНТ
5. Добровольский А.В. - директор Московского регионально-анали-
тического центра
6. Корсак А.Б. - начальник Управления транспорта и связи
7. Кукушкин А.А. - заместитель начальника Оперативно-распорядитель-
ного управления
8. Михайлов А.Н. - начальник Информационно-технологического центра
Мэрии, секретарь рабочей группы
9. Припачкин Ю.И.- председатель совета директоров ЗАО "КОМКОР"
10. Шарыкин П.Н. - заместитель руководителя аппарата Московской
городской Думы.
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 695-ПП
Дата:
1997-09-23
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство