ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июля 1997 г. N 570-ПП
О программе "Радон" на 1997-2001 гг.
В соответствии с Федеральным Законом "О радиационной безопасности
населения", а также в целях снижения облучения населения г. Москвы от
воздействия изотопов радона и продуктов их распада и повышения степени
обеспечения охраны его здоровья Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Московскую региональную целевую программу снижения
уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов
их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон"), согласно приложению.
2. Определить:
- государственными заказчиками программы: Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Москомприроду,
Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве;
- ведущим исполнителем данной программы МосНПО "Радон".
3. Финансирование программы "Радон" осуществлять за счет основных
средств, выделяемых МосНПО "Радон", с учетом утвержденной Концепции и
программы комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы
(1996-2000 гг.).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольского.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 29 июля 1997 г. N 570-ПП
Московская региональная целевая программа снижения уровня
облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов
их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон")
Целевая программа снижения уровня облучения населения г.Москвы от
воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы
разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июля
1994 г. N 809 " О федеральной целевой программе снижения уровня
облучения населения России и производственного персонала от природных
радиоактивных источников на 1994-1996 гг." и поручением Правительства
Москвы от 11 марта 1996 г. и основана на анализе фактов распределения
изотопов радона в объектах среды и жилищах, которые могут создавать
дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70%
суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в
коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в
облучении населения составляют радон и продукты его распада,
находящиеся в воздухе производственных и жилых помещений. По данным
Научного комитета ООН по действию атомной радиации причиной около 20%
всех заболеваний раком легких может быть воздействие на организм
радона и продуктов его распада.
Проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о
наличии в Москве потенциально опасных по содержанию изотопов радона.
Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных
зданиях могут достигать значительных величин.
На территории г.Москвы имеются многочисленные производственные и
коммунальные объекты (склады, метрополитен, электро и канализационные
коммуникации, промышленные предприятия, ТЭС), которые являются
источниками повышенного радоновыделения. Кроме того, для населения
могут представлять опасность изотопы радона, содержащиеся в
строительных материалах, питьевой воде, природном газе.
Федеральным законом РФ "О радиационной безопасности населения"
установлен основной гигиенический норматив, по которому начиная с 2001
года для населения должна быть обеспечена средняя годовая эффективная
доза не более 0,001 Зиверта.
Выполнение программы "Радон" по Москве будет способствовать
повышению радиационной безопасности населения.
1. Технико-экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса
радиационно-экологических, дозиметрических, санитарно-экологических
обследований, разработка методических вопросов, оснащение аппаратурой
и создание, в конечном счете, системы мер по ограничению облучения
населения г.Москвы.
В первую очередь должны быть выявлены группы населения,
подвергающиеся повышенному облучению. Выявление таких групп
планируется осуществлять на основе радиационно-экологического
районирования территории г.Москвы по степени опасности и
первоочередного радиационного обследования жилья, производственных и
коммунальных объектов в потенциально опасных районах.
Эманационные съемки в радоноопасных районах, проводимые в период
до начала строительства, позволят выделить участки с повышенной
концентрацией радона в почвенном воздухе, что позволит разработать
мероприятия по исключению возникновения радоноопасных ситуаций во
вновь возводимых зданиях и сократить расходы на защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных
материалов и изделий, а также разработка и внедрение эффективных
технических средств противорадоновой защиты позволят не допустить
возникновения высокого радиационного фонда в зданиях и связанных с
этим затрат на нормализацию радиационной обстановки.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп
населения от естественных источников даст возможность осуществить
рациональную стратегию максимального снижения дозы облучения при
минимальных затратах, а также снизить вероятность заболеваний,
связанных с радиационным облучением организма.
2. Основные направления программы "Радон"
2.1. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска
от природных источников изотопов радона.
2.2. Радиоэкологическое обследование и изучение территорий,
объектов окружающей среды, жилых и производственных помещений,
получающих радиационно значимую дозу облучения.
2.3. Исследование состояния здоровья населения, подвергающегося
воздействию изотопов радона и продуктов их распада; разработка
профилактических мероприятий.
2.4. Нормативно-методическое, метрологическое и аппаратурное
обеспечение работ и исследований по оценке доз облучения населения
природными источниками изотопов радона.
2.5. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и
районирование территории г.Москвы с целью выявления и выделения
радоноопасных площадей и участков.
2.6. Разработка методичеcки-нормативной базы для проектирования и
строительства радиационно-безопасных зданий и сооружений.
2.7. Введение постоянного мониторинга радона в системе
комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы.
2.8. Разработка организационно-гигиенических и технических
мероприятий и рекомендаций по снижению доз облучения населения.
2.9. Информация населения, заинтересованных организаций, средств
массовой информации, должностных лиц.
3. Механизм реализации и конечные результаты программы
Реализация программы потребует ассигнований на проведение
необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджета
г.Москвы и внебюджетных источников с учетом направления и характера
проводимых мероприятий.
В ходе реализации программы предусматривается поэтапное решение
теоретических и практических задач, приоритетность которых в целом
делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше
направлений программы.
Выполнение программы позволит создать основу для организации
систематического мониторинга радона и внедрения научно-обоснованной
системы защитных мер, направленных на ограничение облучения населения
от источников выделения радона в Москве, обеспечить условия для
снижения коллективной дозы облучения.
В приложении к Программе приводится перечень основных
мероприятий, необходимых для выполнения программы "Радон".
.
Приложение
к Московской региональной
целевой программе снижения
целевой программе снижения
уровня облучения населения
от воздействия изотопов
радона и продуктов их рас-
пада на 1997-2001 годы
М Е Р О П Р И Я Т И Я
по Московской региональной целевой программе снижения
уровня облучения населения от воздействия изотопов
радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы
_________________________________________________________________-
Наименование Всего Затраты (млн.руб.)
мероприятий на 1997- в том числе по годам
2001 гг. ________________________________
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
__________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7
_________________________________________________________________
Разработка нормативно- 700 200 500 - - -
правовой базы, регламен-
тирующей обеспечение
снижения воздействия
радиационного фактора
Разработка нормативов 80 20 60 - - -
для оценки степени
пригодности территорий
перспективного строи-
тельства и строитель-
ных материалов по
радиационному фактору
с учетом специфики
Московского региона
Обеспечение радиацион- 2000 400 400 400 400 400
но-экологической бе-
зопасности территорий
перспективного строи-
тельства
Обеспечение радиацион- 3000 600 600 600 600 600
но-экологической безо-
пасности объектов окру-
жающей природной среды
Радиационно-экологичес- 5000 1000 1000 1000 1000 1000
кое обследование жилых
и производственных по-
мещений
Ведение постоянного мо- 110 22 22 22 22 22
ниторинга радона в рам-
ках комплексного радио-
экологического монито-
ринга г.Москвы
Районирование террито- 30 6 6 6 6 6
рии г.Москвы по радиа-
ционным показателям
Создание базы данных, 200 40 40 40 40 40
обработка результатов
исследований и анализ
накопленной информации
Обеспечение информации 50 10 10 10 10 10
о радиационной обстанов-
ке в Москве
______________________________________________________________
Итого: 11170 2298 2638 2078 2078 2078
* - в ценах на 01.01.94
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 570-ПП
Дата:
1997-07-29
Позиционируется в разделах:
Перспективное развитие города >> Экология и благоустройство