Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283
"Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст.1608; N 38, ст.4359) Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
2. Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации план внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.
План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 587-р
Председатель Правительства
Российской Федерации
| В.Черномырдин
|
Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой отчетности
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283)
См. письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/1/155
См. комментарии к настоящей программе
I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой
отчетности
II. Основные направления реформы
Приложение. План мероприятий по реализации Программы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее именуется Программа).
I. Цель и задачи перехода на международные стандарты
финансовой отчетности
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
II. Основные направления реформы
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в приложении.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового учета;
органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
В целях обеспечения поставленных задач предлагается:
подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г. утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров
См. также Положение о постоянном повышении квалификации Членов Института профессиональных бухгалтеров России, утвержденное решением Президентского Совета ИПБ РФ (протокол N 22 от 23 июня 1999 г.
в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, вводимые в действие с 1 января 2001 г., утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н
Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению см. приказ Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н
ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
См. План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 587-р
Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.
При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.
Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.
Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен начать свою деятельность в 1998 году.
Приложение
к программе реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности
План
мероприятий по реализации Программы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности
/-------------------------------+--------------+------------------------\
| Содержание мероприятия | Срок | Ответственные |
| | выполнения | исполнители |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 1. Совершенствование нормативного правового регулирования |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 1. Разработка проекта| декабрь |Минфин России, |
| федерального закона о | 1999 г. |Межведомственная |
| внесении изменений и| |комиссия по |
| дополнений в Федеральный| |реформированию |
| закон | |бухгалтерского учета |
| "О бухгалтерском учете",| |и финансовой |
| в том числе по вопросу| |отчетности, |
| проведения аттестации| |Центральный банк |
| бухгалтеров | |Российской Федерации |
| | |(по согласованию) |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 2. Разработка и утверждение положений (стандартов) |
| бухгалтерского учета |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 2. Разработка новых и| 2000 год |Минфин России, |
| уточнение ранее| |Центральный банк |
| утвержденных положений| |Российской Федерации |
| (стандартов) по| |(по согласованию), |
| бухгалтерскому учету | |Минэкономики России, |
| | |ФКЦБ России |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 3. Уточнение правил по| сентябрь |Минфин России, |
| формированию | 1998 г. |ФКЦБ России, |
| бухгалтерской отчетности| |Минэкономики России |
| коммерческих организаций,| | |
| сводной бухгалтерской| | |
| отчетности по группам| | |
| организаций | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 4. Разработка нового плана| | |
| счетов бухгалтерского| | |
| учета для: | | |
| | | |
| а) коммерческих | декабрь |Минфин России |
| организаций | 1998 г. | |
| | | |
| б) бюджетных организаций| декабрь |Минфин России |
| | 1998 г. | |
| | | |
| в) профессиональных | декабрь |ФКЦБ России, |
| участников рынка ценных| 1998 г. |Минфин России |
| бумаг и инвестиционных| | |
| фондов | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 5. Издание перевода на| март |Минфин России, |
| русский язык| 1998 г. |ФКЦБ России |
| международных стандартов| | |
| финансовой отчетности и| | |
| словаря терминов,| | |
| употребляемых в них | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 3. Разработка и утверждение инструкций, |
| методических указаний, комментариев |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 6. Разработка инструкций,| март |Минфин России, |
| методических указаний и| 2000 г. |ФКЦБ России, |
| рекомендаций по| |Центральный банк |
| бухгалтерскому учету в| |Российской Федерации |
| разрезе отдельных| |(по согласованию) |
| положений (стандартов) | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 7. Подготовка методических| август |Минфин России, |
| рекомендаций по учету| 1998 г. |Минэкономики России, |
| затрат на производство и| |Госкомстат России, |
| реализацию продукции,| |ФКЦБ России |
| работ, услуг | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 8. Подготовка типовых| август |Минфин России, |
| рекомендаций по| 1998 г. |заинтересованные |
| организации | |федеральные органы |
| бухгалтерского учета для| |исполнительной власти |
| субъектов малого| | |
| предпринимательства с| | |
| учетом требований| | |
| международных стандартов | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 9. Пересмотр регистров| | |
| бухгалтерского учета для:| | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| а) коммерческих | декабрь |Минфин России |
| организаций | 1998 г. | |
| | | |
| б) бюджетных организаций| август |Минфин России |
| | 1998 г. | |
| | | |
| в) профессиональных | декабрь |ФКЦБ России |
| участников рынка ценных| 1998 г. | |
| бумаг и инвестиционных| | |
| фондов | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|10. Пересмотр первичной| |Госкомстат России, |
| учетной документации с| декабрь |Минфин России, |
| учетом требований| 1998 г. |Минэкономики России, |
| рыночной экономики и| |ФКЦБ России |
| международных стандартов| | |
| финансовой отчетности | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 4. Формирование бухгалтерской профессии, подготовка |
| и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|11. Проведение аттестации| декабрь |Минфин России |
| профессиональных | 1998-2000 гг.| |
| бухгалтеров (главных| | |
| бухгалтеров и | | |
| бухгалтеров-экспертов) в| | |
| соответствии с | | |
| законодательством | | |
| Российской Федерации | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|12. Разработка норм | август |Институт |
| профессиональной этики | 1998 г. |профессиональных |
| | |бухгалтеров |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|13. Разработка учебно- |1998-1999 гг. |Минобразование |
| методической литературы | |России, |
| | |Минфин России, |
| | |Госналогслужба |
| | |России, |
| | |ФКЦБ России |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|14. Разработка программы |1998-2000 гг. |Минобразование |
| переподготовки | |России, |
| сотрудников бухгалтерских| |Минфин России, |
| служб | |ФКЦБ России, |
| | |Центральный банк |
| | |Российской Федерации |
| | |(по согласованию) |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|15. Разработка программы | 1998-2000 гг.|Минобразование |
| подготовки специалистов в| |России, |
| области бухгалтерского| |Минфин России, |
| учета | |ФКЦБ России, |
| | |Центральный банк |
| | |Российской Федерации |
| | |(по согласованию) |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
| 5. Международное сотрудничество |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|16. Организация | июнь |Минфин России, |
| международного центра по| 1998 г. |Минэкономики России, |
| реформе бухгалтерского| |ФКЦБ России |
| учета | | |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|17. Вступление в Комитет по| 1998 г. |Минфин России с |
| международным стандартам| |участием Института |
| финансовой отчетности | |профессиональных |
| | |бухгалтеров |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|18. Организация |1998-1999 гг. |Минфин России, |
| взаимодействия с | |Межведомственная |
| международными и | |комиссия по |
| национальными | |реформированию |
| специализированными | |бухгалтерского учета |
| организациями | |и финансовой |
| | |отчетности |
+-------------------------------+--------------+------------------------+
|19. Обеспечение |1998-2000 гг. |Минфин России |
| взаимодействия с | | |
| Координационным советом | | |
| по методологии | | |
| бухгалтерского учета | | |
| стран СНГ | | |
\-------------------------------+--------------+------------------------/
|