Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149
"О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная
безопасность России" на 2000-2006 годы"
В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить:
Министерство Российской Федерации по атомной энергии - государственным заказчиком-координатором Программы;
Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками Программы.
Во исполнение настоящего постановления издан приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2000 г. N 139
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001 - 2006 годах за счет средств федерального бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О Федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184);
постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст.4340).
6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
| В.Путин
|
Федеральная целевая программа
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149)
Паспорт Федеральной целевой программы "Ядерная и
радиационная безопасность России" на 2000 -
2006 г.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
2. Цель и задачи Программы
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
4. Система программных мероприятий
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
6. Ресурсное обеспечение Программы
7. Механизм реализации Программы
8. Организация управления Программой и контроль за ее
реализацией
9. Социально-экономическая эффективность Программы
Приложение 1. Мероприятия по реализации Федеральной целевой
программы "Ядерная и радиационная безопасность
России" на 2000 - 2006 г.
Приложение 2. Объемы финансирования подпрограмм Федеральной
целевой программы "Ядерная и радиационная
безопасность России" на 2000 - 2006 годы,
осуществляемого за счет средств федерального
бюджета
Паспорт
Федеральной целевой программы
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Ядерная и
радиационная безопасность России" на
2000 - 2006 годы
Основание для разработки - поручение Президента Российской Федерации
Программы от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214
Государственный - Министерство Российской Федерации по
заказчик - координатор атомной энергии
Программы
Государственные заказчики - Министерство Российской Федерации по
Программы атомной энергии, Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерство
здравоохранения Российской Федерации,
Министерство науки и технологий Российской
Федерации, Министерство экономики Российской
Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей
среды, Российское агентство по судостроению,
Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности
Основные исполнители - научно-исследовательские и
Программы опытно-конструкторские организации и
предприятия Министерства Российской
Федерации по атомной энергии, Министерства
внутренних дел Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства здравоохранения Российской
Федерации, Министерства обороны Российской
Федерации, Министерства образования
Российской Федерации, Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, Министерства
путей сообщения Российской Федерации,
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации, Министерства транспорта
Российской Федерации, Министерства экономики
Российской Федерации, Министерства юстиции
Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды, Государственного комитета
Российской Федерации по стандартизации и
метрологии, Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу,
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации, Федеральной службы
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации,
Федеральной службы лесного хозяйства России,
Российского агентства по судостроению,
Федерального надзора России по ядерной и
радиационной безопасности, Федерального
управления медико-биологических и
экстремальных проблем при Министерстве
здравоохранения Российской Федерации,
Российской академии наук, Российской
академии архитектуры и строительных наук,
Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных
наук, а также Российский научный центр
"Курчатовский институт" и другие
организации, определяемые на конкурсной
основе в соответствии с Федеральным законом
"О конкурсах на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных нужд"
Основные разработчики - Министерство Российской Федерации по
Программы атомной энергии, государственный научный
центр Российской
Федерации - Физико-энергетический институт
имени академика А.И.Лейпунского
Цель и основные задачи - целью Программы является комплексное
Программы решение проблемы обеспечения ядерной и
радиационной безопасности государства,
направленное на снижение до социально
приемлемого уровня риска радиационного
воздействия на человека и среду его обитания
объектов использования атомной энергии и
источников ионизирующего излучения
техногенного и природного происхождения.
Основными задачами Программы являются:
комплексное решение проблемы обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами для предотвращения их
вредного воздействия на человека и
окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности предприятий ядерного топливного
цикла;
обеспечение безопасности действующих и
выводимых из эксплуатации атомных
электростанций, опытных и исследовательских
реакторов, критических и подкритических
стендов;
развитие перспективных направлений
использования атомной энергии с обеспечением
повышенного уровня ядерной и радиационной
безопасности, в том числе для замещения
более опасных в экологическом отношении
технологий;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в области использования атомной
энергии;
разработка системы государственного учета и
контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
совершенствование физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на предприятиях
судостроительной промышленности при
строительстве, ремонте и утилизации атомных
подводных лодок и надводных кораблей с
ядерными энергетическими установками
Военно-Морского Флота, а также судов с
ядерными энергетическими установками и судов
атомного технологического обслуживания
Министерства транспорта Российской
Федерации;
обеспечение готовности органов управления,
сил и средств территориальных и
функциональных подсистем единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций к
выполнению задач по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
радиационного характера на территории
Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка
новых технологий реабилитации территорий и
промышленных объектов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности,
связанной с функционированием промышленных
предприятий, использующих в своей
деятельности материалы, содержащие природные
радионуклиды;
развитие и совершенствование системы
медико-санитарного обслуживания и охраны
труда работников ядерно- и
радиационно-опасных объектов и групп риска
населения, подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз
данных в области охраны здоровья населения и
работников объектов использования атомной
энергии при воздействии различных источников
ионизирующего излучения;
разработка методов и средств долгосрочного
прогнозирования безопасного функционирования
объектов использования атомной энергии для
человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие
федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии,
устанавливающих требования к ядерной
безопасности и радиационной безопасности
(технические и санитарно-гигиенические
аспекты), к физической защите, к учету и
контролю ядерных материалов, радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
Сроки и этапы реализации - 2000 - 2006 годы:
Программы I этап - 2000-2001 годы;
II этап - 2002-2003 годы;
III этап - 2004-2006 годы
Перечень подпрограмм - Программа включает в себя 20 подпрограмм:
обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами, их
утилизация и захоронение;
безопасность атомной промышленности России;
безопасность атомных электростанций и
исследовательских ядерных установок;
атомные электростанции и ядерные
энергетические установки нового поколения с
повышенной безопасностью;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров;
организация системы государственного учета
и контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
ядерная и радиационная безопасность на
предприятиях судостроительной
промышленности;
защита населения и территорий от
последствий возможных радиационных аварий;
методическое обеспечение деятельности по
защите населения и реабилитации территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению;
создание Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения населения и
техногенного загрязнения окружающей среды
природными радионуклидами;
организация единой государственной системы
контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан и состояние здоровья групп
риска населения, подверженных повышенным
уровням радиационного воздействия;
О единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан см. приказ Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 298
организация системы медицинского
обслуживания и охраны труда работников,
подверженных облучению на производстве;
организация системы медицинского
обслуживания лиц из групп риска населения ,
подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
оказание специализированной медицинской
помощи при ликвидации последствий
радиационных аварий;
средства и методы исследования и анализа
воздействия ядерно- и радиационно-опасных
объектов на природную среду и человека;
методы анализа и обоснования безопасности
ядерно- и радиационно-опасных объектов;
стратегия обеспечения ядерной и
радиационной безопасности России;
разработка федеральных норм и правил по
ядерной безопасности и радиационной
безопасности (технические аспекты);
разработка федеральных норм и правил по
радиационной безопасности
(санитарно-гигиенические аспекты)
Объем и источники - объем финансирования Программы составляет
финансирования Программы 7616,33 млн.рублей (без учета средств
бюджетов субъектов Российской Федерации,
объем которых определяется в процессе
реализации Программы).
Источники финансирования:
а) средства федерального бюджета -
6066,33 млн.рублей, в том числе
2075,55 млн.рублей - затраты на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы,
3410,7 млн.рублей - расходы на инвестиции,
580,08 млн.рублей - прочие расходы;
б) внебюджетные источники - 1550 млн.рублей
(направляются на выполнение мероприятий по
мере их получения)
Ожидаемые конечные - разработка и использование современных
результаты реализации технологий безопасного ведения работ в
Программы области обращения с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами,
утилизации и надежной изоляции радиоактивных
отходов и отработавших ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях
ядерного топливного цикла ядерно-,
радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных
технологий, а также оборудования повышенной
безопасности;
совершенствование систем оперативной
диагностики состояния узлов, оборудования
атомных электростанций и исследовательских
ядерных установок, повышение технического
уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных
реакторов различного назначения и различных
типов с повышенным уровнем ядерной и
радиационной безопасности и улучшенными
технико-экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала
объектов использования атомной энергии с
применением создаваемых для этой цели
современных технических средств и на основе
учебно-методических разработок, включающих
элементы психологической подготовки
персонала к деятельности в экстремальных
условиях;
создание и обеспечение функционирования
системы государственного учета и контроля
ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
предотвращение ядерного терроризма и
снижение вероятности потерь, хищений и
несанкционированного использования ядерных
материалов;
разработка проектно-конструкторской
документации и технологических схем,
обеспечивающих ядерную и радиационную
безопасность при утилизации реакторных
отсеков атомных подводных лодок, надводных
кораблей и судов и при обращении с ядерным
топливом и радиоактивными отходами на
предприятиях судостроительной
промышленности;
снижение риска превышения допустимых
пределов доз облучения населения,
минимизация количества облучаемых лиц и доз
облучения в случае возникновения
радиационных аварий, а также уменьшение их
последствий для территорий и промышленных
объектов;
возврат в сферу хозяйственной деятельности
промышленных объектов, сельскохозяйственных
угодий и других территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате
реализации оборонных программ или
чрезвычайных ситуаций радиационного
характера;
разработка и обеспечение функционирования
современной Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными
радионуклидами в быту и на производстве, а
также техногенного загрязнения ими
окружающей среды;
разработка современных методик и
оборудования для проведения медицинского
обследования, профилактики и лечения
работников ядерно- и радиационно-опасных
объектов и групп риска населения,
подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
создание и обеспечение функционирования
единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан,
осуществление государственной
радиационно-эпидемиологической регистрации
лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской и
других радиационных катастроф и инцидентов,
ведение единого медико-дозиметрического
регистра работников атомной промышленности.
Проведение радиационно-гигиенической
паспортизации организаций и территорий;
разработка научно обоснованной долгосрочной
стратегии обеспечения ядерной и радиационной
безопасности для человека и окружающей среды
при использовании атомной энергии в
различных отраслях экономики, медицине, при
проведении научных исследований;
совершенствование нормативной правовой базы
в части определения требований безопасного
использования атомной энергии в различных
отраслях экономики, медицине, при проведении
научных исследований
Система контроля за - координация деятельности по выполнению
исполнением Программы мероприятий Программы осуществляется
Министерством Российской Федерации по
атомной энергии. Контроль за реализацией
Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля за реализацией
федеральных целевых программ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214.
В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную задачу.
Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно- и радиационно-опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
В связи с дальнейшим развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.
Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке объектов радиационной опасности и разработке мер и критериев по обеспечению их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.
В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанному с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.
Задачи ядерной и радиационной безопасности в настоящее время решаются в рамках многочисленных федеральных целевых программ ("Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и др.), программ различных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нескоординированность указанных программ приводит к дублированию ряда вопросов, рассматриваемых в программах, мероприятия некоторых программ лишь косвенно влияют на ядерную и радиационную безопасность, отсутствует единое понимание принципов и критериев в области ядерной и радиационной безопасности. Ситуация усложняется также отсутствием надлежащего финансирования.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом с включением всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ, в единую федеральную целевую программу.
Для реализации настоящей Программы предполагается скоординировать деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций независимо от формы собственности.
Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, предусмотренных в ряде существующих программ, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях ядерного оружейного комплекса осуществляется в увязке с Программой. Реализация конкретных мероприятий и их финансирование осуществляются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по данному вопросу.
Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках действующих президентских и федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:
комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
обеспечение безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Военно-Морского Флота, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
разработка методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Решение указанных задач осуществляется на основе федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения" и других нормативных правовых актов, а также с учетом основных принципов обеспечения радиационной безопасности:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.
На I этапе (2000 - 2001 годы) предусматривается определить наиболее эффективные пути и меры, направленные на преодоление негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Разрабатываются научные, нормативные, методические и организационные основы для дальнейшей реализации мероприятий Программы. Уточняются возможности и разрабатывается механизм привлечения и использования для выполнения Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.
На III этапе (2004 - 2006 годы) планируется обеспечить реализацию основных положений Программы, а также на основе разработанной в рамках Программы долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды определить дальнейшие мероприятия в указанной области.
Действие Программы может быть продлено в установленном порядке на более длительный срок.
4. Система программных мероприятий
В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, предусмотренных в 20 подпрограммах, которые структурно объединены в 5 разделов (приложение N 1).
По разделу I "Ядерно- и радиационно-опасные объекты" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности в районах, где проводились подземные ядерные взрывы в мирных целях;
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации;
разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
повышение уровня технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных электростанций;
создание системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на атомных электростанциях и других ядерно- и радиационно-опасных объектах, включающей кризисные и консультационно-исследовательские центры;
развитие материально-технической и организационной базы аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по атомной энергии с целью обеспечения готовности их для проведения аварийно-спасательных работ;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению ядерной и радиационной безопасности топливного цикла атомной энергетики с использованием ядерных реакторов на быстрых нейтронах;
разработка и внедрение учебно-методического обеспечения и современных технических средств обучения, включая полномасштабные тренажеры, в учебно-тренировочных пунктах и центрах на атомных электростанциях и предприятиях ядерного топливного цикла;
совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;
разработка транспортно-технологических схем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и реакторными отсеками на предприятиях судостроительной промышленности.
По разделу II "Защита населения, реабилитация загрязненных территорий и контроль радиационной обстановки" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка современных средств индивидуальной и коллективной защиты населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях применительно к радиационным авариям;
разработка необходимой нормативно-методической базы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера;
техническое и организационное обеспечение Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО);
проведение эколого-гигиенических обследований территорий, объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням облучения природными радионуклидами;
осуществление реабилитационных мероприятий на территориях и объектах с установленными высокими уровнями содержания радона и других природных радионуклидов.
По разделу III "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка и функционирование единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению условий труда, состояния здоровья персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов, разработка средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний;
совершенствование системы и средств индивидуальной защиты персонала ядерно- и радиационно-опасных производств;
совершенствование системы медико-санитарного обслуживания населения, включая радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов;
обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварийных ситуаций радиационно-гигиенических специализированных формирований федерального, регионального и ведомственного уровней.
По разделу IV "Научно-методическое обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка современных методов и средств исследования, анализ поведения радиоактивных веществ в природных средах (гидросфере, атмосфере и биосфере) и оценка состояния радиационно-загрязненных экосистем;
развитие научно-методической базы и программных средств вероятностного анализа безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов;
разработка научных основ анализа и методов оценки риска в применении к задачам обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды;
концептуальные исследования с целью обоснования новых проектов ядерных энергетических установок и других ядерно- и радиационно-опасных объектов с предельно возможной самозащищенностью, включая разработку принципов создания новых технологий переработки отработавших ядерных материалов с целью уменьшения экологического риска;
разработка долгосрочной стратегии, принципов и критериев обеспечения ядерной и радиационной безопасности России с учетом внедрения современных технологий в области использования атомной энергии.
По разделу V "Нормативное обеспечение государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка критериев, принципов и основных требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности действующих и проектируемых атомных электростанций;
разработка федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности предприятий и производств ядерного топливного цикла;
разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов;
разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности населения.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будут обеспечены:
разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;
создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;
разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;
снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов;
возврат в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;
разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;
разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;
совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:
средства федерального бюджета;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
внебюджетные источники, включая средства предприятий и организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии.
Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
Объем финансирования Программы без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 7616,33 млн. рублей, в том числе 6066,33 млн.рублей - за счет средств федерального бюджета, 1550 млн.рублей - внебюджетные источники (направляются на выполнение мероприятий Программы по мере их получения).
Мероприятия Программы и их финансирование за счет средств федерального бюджета представлены в приложении N 1. Для выполнения мероприятий Программы на I этапе (2000-2001 годы) потребуется 1090,83 млн.рублей, на II этапе (2002-2003 годы) - 1676,78 млн.рублей, на III этапе (2004-2006 годы) - 3298,72 млн.рублей.
Распределение по подпрограммам средств федерального бюджета, направляемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиции и прочие расходы, представлено в приложении N 2. Общий объем ассигнований, выделяемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, составляет 2075,55 млн.рублей, на инвестиции - 3410,7 млн. рублей, на прочие расходы - 580,08 млн.рублей.
Участие в реализации Программы и финансировании мероприятий по повышению безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
7. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по атомной энергии (координатор Программы), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Государственный заказчик-координатор организует работу государственных заказчиков Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через государственных заказчиков или головных исполнителей программных мероприятий в соответствии с приложением N 1 и по направлениям расходов в соответствии с приложением N 2.
Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов.
В случае наличия нескольких предприятий (организаций), имеющих право на основании законодательства Российской Федерации участвовать в выполнении программных мероприятий, конкретные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Проработка в рамках Программы различных аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отраслях экономики и регионах Российской Федерации, выявляемых в процессе ее реализации, осуществляется в соответствии с решением дирекции Программы.
8. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для осуществления текущего управления Программой создается дирекция, которую возглавляет первый заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии. В состав дирекции входят представители всех государственных заказчиков. В работе дирекции могут принимать участие представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав и положение о дирекции утверждаются государственным заказчиком-координатором Программы.
Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке государственным заказчиком-координатором Программы.
С целью организации экспертизы материалов, поступивших от участников конкурса на участие в выполнении программных мероприятий, промежуточных результатов выполнения Программы, оценки обоснованности запросов на финансирование и материально-техническое обеспечение проектов, а также для рассмотрения других научно-технических вопросов при Министерстве Российской Федерации по атомной энергии создается межведомственный совет из ученых и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Состав и положение о межведомственном совете утверждаются Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
Государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками Программы обеспечивает в установленном по
Заголовок:
|
Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы" |
Тип документа:
|
Постановление Программа |
Статус:
|
Действующий |
Дата:
|
2000-02-22 |
Тип информации:
|
Документы |
Территория:
|
Российская Федерация |
Блок:
|
Землепользование. Недропользование. Природоохрана |
Орган:
|
Правительство России и СССРПравительство России |
Позиционируется в разделах:
|
Международное право, международные отношения\Международное сотрудничество в области экологии и охраны здоровья населения\Сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды |
|
|