Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы



Автомобильные перевозки
Вопросы социальной защиты населения в международном праве
Дипломатическое и консульское право
Евразийское экономическое сообщество
Железнодорожные перевозки
Инвестиции в международном праве
Интеллектуальная собственность в международном праве
Информация и информационный обмен
Международное воздушное право
Международное гуманитарное право
Международное космическое право
Международное морское право
Международное сотрудничество в области экологии и охраны здоровья населения
Международное сотрудничество в социально-культурной сфере
Международное сотрудничество по правовым вопросам
Международное трудовое право
Международное экономическое сотрудничество
Международные организации, комиссии, делегации
Международные поездки
Международные расчеты, векселя
Обеспечение международной безопасности
Перевозки по внутренним водным путям
Подготовка проектов и принятие актов международного права
Приграничное и трансграничное сотрудничество
Соглашения по пограничным вопросам
Соглашения по таможенным вопросам
Содружество Независимых Государств
Сотрудничество в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Сотрудничество регионов
Союзное государство, Союз Белоруссии и России
Управление в области внешней политики и международных отношений
Урегулирование имущественных вопросов между государствами

Документы правительства РФ >> >> Международное право, международные отношения

Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149

"О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная

безопасность России" на 2000-2006 годы"

В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить:

Министерство Российской Федерации по атомной энергии - государственным заказчиком-координатором Программы;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками Программы.

Во исполнение настоящего постановления издан приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2000 г. N 139

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001 - 2006 годах за счет средств федерального бюджета.

Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О Федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст.4340).

6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин

Федеральная целевая программа

"Ядерная и радиационная безопасность России"

на 2000 - 2006 годы

(утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149)

      Паспорт Федеральной   целевой    программы    "Ядерная    и        
              радиационная  безопасность   России"  на   2000   -        
              2006 г.                                                    
      1. Содержание  проблемы  и  обоснование необходимости ее           
         решения программными методами                                   
      2. Цель и задачи Программы                                         
      3. Сроки и основные этапы выполнения Программы                     
      4. Система программных мероприятий                                 
      5. Ожидаемые результаты реализации Программы                       
      6. Ресурсное обеспечение Программы                                 
      7. Механизм реализации Программы                                   
      8. Организация  управления  Программой  и  контроль  за  ее        
         реализацией                                                     
      9. Социально-экономическая эффективность Программы                 

     Приложение 1. Мероприятия по реализации Федеральной  целевой        
                   программы "Ядерная и радиационная безопасность        
                   России" на 2000 - 2006 г.                             
     Приложение 2. Объемы финансирования подпрограмм  Федеральной        
                   целевой  программы  "Ядерная  и   радиационная        
                   безопасность  России"  на  2000  -  2006 годы,        
                   осуществляемого за  счет средств  федерального        
                   бюджета                                               

Паспорт

Федеральной целевой программы

"Ядерная и радиационная безопасность России"

на 2000 - 2006 годы

Наименование Программы       - Федеральная целевая программа  "Ядерная  и
                             радиационная   безопасность       России" на
                             2000 - 2006 годы

Основание для  разработки    - поручение Президента Российской  Федерации
Программы                    от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214

Государственный              - Министерство   Российской     Федерации по
заказчик - координатор       атомной энергии
Программы

Государственные заказчики    - Министерство   Российской     Федерации по
Программы                    атомной  энергии,  Министерство   Российской
                             Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
                             чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации
                             последствий стихийных бедствий, Министерство
                             здравоохранения    Российской     Федерации,
                             Министерство науки и  технологий  Российской
                             Федерации, Министерство экономики Российской
                             Федерации,        Государственный    комитет
                             Российской Федерации  по  охране  окружающей
                             среды, Российское агентство по судостроению,
                             Федеральный  надзор  России  по    ядерной и
                             радиационной безопасности

Основные      исполнители    - научно-исследовательские                 и
Программы                    опытно-конструкторские         организации и
                             предприятия     Министерства      Российской
                             Федерации по атомной  энергии,  Министерства
                             внутренних   дел    Российской    Федерации,
                             Министерства Российской Федерации  по  делам
                             гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям
                             и ликвидации последствий стихийных бедствий,
                             Министерства   здравоохранения    Российской
                             Федерации, Министерства  обороны  Российской
                             Федерации,     Министерства      образования
                             Российской Федерации, Министерства природных
                             ресурсов Российской Федерации,  Министерства
                             путей   сообщения   Российской    Федерации,
                             Министерства    сельского        хозяйства и
                             продовольствия     Российской     Федерации,
                             Министерства топлива и энергетики Российской
                             Федерации,      Министерства      транспорта
                             Российской Федерации, Министерства экономики
                             Российской Федерации,  Министерства  юстиции
                             Российской    Федерации,    Государственного
                             комитета  Российской  Федерации  по   охране
                             окружающей среды, Государственного  комитета
                             Российской  Федерации  по   стандартизации и
                             метрологии,    Государственного     комитета
                             Российской  Федерации  по    строительству и
                             жилищно-коммунальному             комплексу,
                             Государственного    таможенного     комитета
                             Российской  Федерации,  Федеральной   службы
                             России по  гидрометеорологии  и  мониторингу
                             окружающей   среды,    Федеральной    службы
                             безопасности      Российской      Федерации,
                             Федеральной службы лесного хозяйства России,
                             Российского   агентства   по   судостроению,
                             Федерального надзора  России  по   ядерной и
                             радиационной   безопасности,    Федерального
                             управления            медико-биологических и
                             экстремальных   проблем   при   Министерстве
                             здравоохранения    Российской     Федерации,
                             Российской   академии    наук,    Российской
                             академии архитектуры  и  строительных  наук,
                             Российской   академии   медицинских    наук,
                             Российской   академии   сельскохозяйственных
                             наук,  а  также  Российский  научный   центр
                             "Курчатовский     институт"         и другие
                             организации,  определяемые   на   конкурсной
                             основе в соответствии с Федеральным  законом
                             "О  конкурсах  на  размещение     заказов на
                             поставки товаров, выполнение работ, оказание
                             услуг для государственных нужд"

Основные     разработчики    - Министерство   Российской     Федерации по
Программы                    атомной  энергии,  государственный   научный
                             центр                             Российской
                             Федерации - Физико-энергетический   институт
                             имени академика А.И.Лейпунского

Цель  и  основные  задачи    - целью   Программы   является   комплексное
Программы                    решение  проблемы  обеспечения     ядерной и
                             радиационной    безопасности    государства,
                             направленное  на   снижение   до   социально
                             приемлемого   уровня   риска   радиационного
                             воздействия на человека и среду его обитания
                             объектов  использования  атомной   энергии и
                             источников      ионизирующего      излучения
                             техногенного и природного происхождения.
                              Основными задачами Программы являются:
                              комплексное решение  проблемы   обращения с
                             радиоактивными  отходами   и   отработавшими
                             ядерными материалами для  предотвращения  их
                             вредного   воздействия   на       человека и
                             окружающую среду;
                              обеспечение    ядерной    и    радиационной
                             безопасности предприятий ядерного топливного
                             цикла;
                              обеспечение  безопасности     действующих и
                             выводимых    из     эксплуатации     атомных
                             электростанций, опытных и  исследовательских
                             реакторов,  критических   и   подкритических
                             стендов;
                              развитие     перспективных      направлений
                             использования атомной энергии с обеспечением
                             повышенного уровня  ядерной  и  радиационной
                             безопасности,  в  том  числе  для  замещения
                             более  опасных  в  экологическом   отношении
                             технологий;
                              совершенствование    системы    подготовки,
                             переподготовки  и   повышения   квалификации
                             кадров  в  области   использования   атомной
                             энергии;
                              разработка системы государственного учета и
                             контроля  ядерных   материалов   и   системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              совершенствование физической защиты ядерных
                             материалов,  ядерных  установок  и   пунктов
                             хранения ядерных материалов;
                              обеспечение    ядерной    и    радиационной
                             безопасности         на         предприятиях
                             судостроительной          промышленности при
                             строительстве, ремонте и утилизации  атомных
                             подводных  лодок  и  надводных    кораблей с
                             ядерными     энергетическими     установками
                             Военно-Морского  Флота,  а  также    судов с
                             ядерными энергетическими установками и судов
                             атомного    технологического    обслуживания
                             Министерства      транспорта      Российской
                             Федерации;
                              обеспечение готовности органов  управления,
                             сил    и    средств        территориальных и
                             функциональных       подсистем        единой
                             государственной  системы    предупреждения и
                             ликвидации    чрезвычайных        ситуаций к
                             выполнению   задач   по     предупреждению и
                             ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
                             радиационного   характера   на    территории
                             Российской Федерации;
                              совершенствование существующих и разработка
                             новых технологий реабилитации  территорий  и
                             промышленных     объектов,      подвергшихся
                             радиоактивному загрязнению;
                              совершенствование государственного контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              обеспечение   радиационной    безопасности,
                             связанной с  функционированием  промышленных
                             предприятий,    использующих         в своей
                             деятельности материалы, содержащие природные
                             радионуклиды;
                              развитие   и   совершенствование    системы
                             медико-санитарного  обслуживания  и   охраны
                             труда       работников       ядерно-       и
                             радиационно-опасных объектов и  групп  риска
                             населения, подверженных  повышенным  уровням
                             радиационного воздействия;
                              ведение   информационно-аналитических   баз
                             данных в области охраны здоровья населения и
                             работников  объектов  использования  атомной
                             энергии при воздействии различных источников
                             ионизирующего излучения;
                              разработка методов и средств  долгосрочного
                             прогнозирования безопасного функционирования
                             объектов использования атомной  энергии  для
                             человека и окружающей среды;
                              разработка   и    введение    в    действие
                             федеральных  норм   и   правил   в   области
                             использования        атомной        энергии,
                             устанавливающих   требования    к    ядерной
                             безопасности  и  радиационной   безопасности
                             (технические    и    санитарно-гигиенические
                             аспекты), к физической  защите,  к   учету и
                             контролю ядерных  материалов,  радиоактивных
                             веществ и радиоактивных отходов

Сроки и этапы  реализации    - 2000 - 2006 годы:
Программы                    I этап - 2000-2001 годы;
                             II этап - 2002-2003 годы;
                             III этап - 2004-2006 годы

Перечень подпрограмм          - Программа включает в себя 20 подпрограмм:
                              обращение  с  радиоактивными     отходами и
                             отработавшими   ядерными     материалами, их
                             утилизация и захоронение;
                              безопасность атомной промышленности России;
                              безопасность   атомных     электростанций и
                             исследовательских ядерных установок;
                              атомные    электростанции     и     ядерные
                             энергетические установки нового поколения  с
                             повышенной безопасностью;
                              совершенствование    системы    подготовки,
                             переподготовки  и   повышения   квалификации
                             кадров;
                              организация системы государственного  учета
                             и  контроля  ядерных  материалов  и  системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              ядерная  и  радиационная    безопасность на
                             предприятиях                судостроительной
                             промышленности;
                              защита   населения    и       территорий от
                             последствий возможных радиационных аварий;
                              методическое  обеспечение  деятельности  по
                             защите населения и реабилитации  территорий,
                             подвергшихся радиоактивному загрязнению;
                              создание       Единой       государственной
                             автоматизированной     системы      контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              снижение  уровня  облучения     населения и
                             техногенного  загрязнения  окружающей  среды
                             природными радионуклидами;
                              организация единой государственной  системы
                             контроля   и   учета      индивидуальных доз
                             облучения граждан и состояние здоровья групп
                             риска  населения,  подверженных   повышенным
                             уровням  радиационного воздействия;

О единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан см. приказ Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 298

                             организация системы медицинского
                             обслуживания и охраны труда работников,
                             подверженных облучению на производстве;
                             организация системы медицинского
                             обслуживания лиц из групп риска населения            ,
                             подверженных повышенным уровням
                             радиационного воздействия;
                             оказание специализированной медицинской
                             помощи при ликвидации последствий
                             радиационных аварий;
                             средства и методы исследования и анализа
                             воздействия ядерно- и радиационно-опасных
                             объектов на природную среду и человека;
                             методы анализа и обоснования безопасности
                             ядерно- и радиационно-опасных объектов;
                             стратегия обеспечения ядерной и
                             радиационной безопасности России;
                             разработка федеральных норм и правил по
                             ядерной безопасности и радиационной
                             безопасности (технические аспекты);
                             разработка федеральных норм и правил по
                             радиационной безопасности
                             (санитарно-гигиенические аспекты)

Объем     и     источники    - объем финансирования Программы  составляет
финансирования Программы     7616,33 млн.рублей   (без   учета    средств
                             бюджетов  субъектов  Российской   Федерации,
                             объем  которых   определяется   в   процессе
                             реализации Программы).
                              Источники финансирования:
                              а) средства     федерального      бюджета -
                             6066,33 млн.рублей,     в          том числе
                             2075,55 млн.рублей  -  затраты            на
                             научно-исследовательские                   и
                             опытно-конструкторские               работы,
                             3410,7 млн.рублей - расходы  на  инвестиции,
                             580,08 млн.рублей - прочие расходы;
                              б) внебюджетные источники - 1550 млн.рублей
                             (направляются на выполнение  мероприятий  по
                             мере их получения)

Ожидаемые        конечные    - разработка  и  использование   современных
результаты     реализации    технологий  безопасного  ведения     работ в
Программы                    области  обращения с радиоактивными отходами
                             и    отработавшими   ядерными   материалами,
                             утилизации и надежной изоляции радиоактивных
                             отходов и отработавших ядерных материалов;
                              разработка  и  внедрение  на   предприятиях
                             ядерного    топливного    цикла     ядерно-,
                             радиационно-,  взрыво-  и   пожаробезопасных
                             технологий, а также оборудования  повышенной
                             безопасности;
                              совершенствование    систем     оперативной
                             диагностики  состояния  узлов,  оборудования
                             атомных электростанций  и  исследовательских
                             ядерных  установок,  повышение  технического
                             уровня их обслуживания;
                              разработка проектов  перспективных  ядерных
                             реакторов различного назначения и  различных
                             типов  с  повышенным   уровнем     ядерной и
                             радиационной  безопасности   и   улучшенными
                             технико-экономическими характеристиками;
                              обучение    эксплуатационного     персонала
                             объектов  использования  атомной   энергии с
                             применением  создаваемых   для     этой цели
                             современных технических средств и на  основе
                             учебно-методических  разработок,  включающих
                             элементы     психологической      подготовки
                             персонала  к  деятельности  в  экстремальных
                             условиях;
                              создание  и  обеспечение   функционирования
                             системы государственного  учета  и  контроля
                             ядерных      материалов      и       системы
                             государственного    учета     и     контроля
                             радиоактивных   веществ   и    радиоактивных
                             отходов;
                              предотвращение   ядерного      терроризма и
                             снижение  вероятности  потерь,     хищений и
                             несанкционированного  использования  ядерных
                             материалов;
                              разработка         проектно-конструкторской
                             документации   и    технологических    схем,
                             обеспечивающих   ядерную   и    радиационную
                             безопасность   при   утилизации   реакторных
                             отсеков  атомных подводных лодок,  надводных
                             кораблей и судов и при обращении  с  ядерным
                             топливом  и   радиоактивными     отходами на
                             предприятиях                судостроительной
                             промышленности;
                              снижение   риска   превышения    допустимых
                             пределов    доз     облучения     населения,
                             минимизация количества облучаемых лиц и  доз
                             облучения     в     случае     возникновения
                             радиационных аварий, а также  уменьшение  их
                             последствий для  территорий  и  промышленных
                             объектов;
                              возврат в сферу хозяйственной  деятельности
                             промышленных объектов,  сельскохозяйственных
                             угодий  и  других  территорий,  подвергшихся
                             радиоактивному  загрязнению   в   результате
                             реализации    оборонных         программ или
                             чрезвычайных     ситуаций      радиационного
                             характера;
                              разработка и  обеспечение  функционирования
                             современной      Единой      государственной
                             автоматизированной     системы      контроля
                             радиационной   обстановки   на    территории
                             Российской Федерации;
                              снижение уровня облучения людей  природными
                             радионуклидами в быту и на  производстве,  а
                             также    техногенного        загрязнения ими
                             окружающей среды;
                              разработка    современных         методик и
                             оборудования  для  проведения   медицинского
                             обследования,   профилактики    и    лечения
                             работников  ядерно-  и   радиационно-опасных
                             объектов   и    групп    риска    населения,
                             подверженных       повышенным        уровням
                             радиационного воздействия;
                              создание  и  обеспечение   функционирования
                             единой государственной  системы   контроля и
                             учета индивидуальных доз облучения  граждан,
                             осуществление                государственной
                             радиационно-эпидемиологической   регистрации
                             лиц,    пострадавших    от     радиационного
                             воздействия  и  подвергшихся   радиационному
                             облучению  в  результате     чернобыльской и
                             других радиационных катастроф и  инцидентов,
                             ведение   единого    медико-дозиметрического
                             регистра работников атомной  промышленности.
                             Проведение         радиационно-гигиенической
                             паспортизации организаций и территорий;
                              разработка научно обоснованной долгосрочной
                             стратегии обеспечения ядерной и радиационной
                             безопасности для человека и окружающей среды
                             при   использовании   атомной      энергии в
                             различных отраслях экономики, медицине,  при
                             проведении научных исследований;
                              совершенствование нормативной правовой базы
                             в части определения  требований  безопасного
                             использования атомной  энергии  в  различных
                             отраслях экономики, медицине, при проведении
                             научных исследований

Система    контроля    за    - координация  деятельности  по   выполнению
исполнением Программы        мероприятий     Программы     осуществляется
                             Министерством   Российской      Федерации по
                             атомной  энергии.  Контроль  за  реализацией
                             Программы    осуществляется    в    порядке,
                             установленном для  контроля  за  реализацией
                             федеральных целевых программ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214.

В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную задачу.

Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно- и радиационно-опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.

В связи с дальнейшим развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.

Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.

Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке объектов радиационной опасности и разработке мер и критериев по обеспечению их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.

В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанному с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.

Задачи ядерной и радиационной безопасности в настоящее время решаются в рамках многочисленных федеральных целевых программ ("Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и др.), программ различных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нескоординированность указанных программ приводит к дублированию ряда вопросов, рассматриваемых в программах, мероприятия некоторых программ лишь косвенно влияют на ядерную и радиационную безопасность, отсутствует единое понимание принципов и критериев в области ядерной и радиационной безопасности. Ситуация усложняется также отсутствием надлежащего финансирования.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом с включением всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ, в единую федеральную целевую программу.

Для реализации настоящей Программы предполагается скоординировать деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций независимо от формы собственности.

Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, предусмотренных в ряде существующих программ, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях ядерного оружейного комплекса осуществляется в увязке с Программой. Реализация конкретных мероприятий и их финансирование осуществляются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по данному вопросу.

Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках действующих президентских и федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:

комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;

обеспечение безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;

развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;

разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Военно-Морского Флота, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;

совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;

развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;

разработка методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;

разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Решение указанных задач осуществляется на основе федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения" и других нормативных правовых актов, а также с учетом основных принципов обеспечения радиационной безопасности:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.

На I этапе (2000 - 2001 годы) предусматривается определить наиболее эффективные пути и меры, направленные на преодоление негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Разрабатываются научные, нормативные, методические и организационные основы для дальнейшей реализации мероприятий Программы. Уточняются возможности и разрабатывается механизм привлечения и использования для выполнения Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.

На III этапе (2004 - 2006 годы) планируется обеспечить реализацию основных положений Программы, а также на основе разработанной в рамках Программы долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды определить дальнейшие мероприятия в указанной области.

Действие Программы может быть продлено в установленном порядке на более длительный срок.

4. Система программных мероприятий

В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, предусмотренных в 20 подпрограммах, которые структурно объединены в 5 разделов (приложение N 1).

По разделу I "Ядерно- и радиационно-опасные объекты" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;

создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности в районах, где проводились подземные ядерные взрывы в мирных целях;

совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации;

разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;

повышение уровня технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных электростанций;

создание системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на атомных электростанциях и других ядерно- и радиационно-опасных объектах, включающей кризисные и консультационно-исследовательские центры;

развитие материально-технической и организационной базы аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по атомной энергии с целью обеспечения готовности их для проведения аварийно-спасательных работ;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению ядерной и радиационной безопасности топливного цикла атомной энергетики с использованием ядерных реакторов на быстрых нейтронах;

разработка и внедрение учебно-методического обеспечения и современных технических средств обучения, включая полномасштабные тренажеры, в учебно-тренировочных пунктах и центрах на атомных электростанциях и предприятиях ядерного топливного цикла;

совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;

разработка транспортно-технологических схем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и реакторными отсеками на предприятиях судостроительной промышленности.

По разделу II "Защита населения, реабилитация загрязненных территорий и контроль радиационной обстановки" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка современных средств индивидуальной и коллективной защиты населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях применительно к радиационным авариям;

разработка необходимой нормативно-методической базы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера;

техническое и организационное обеспечение Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО);

проведение эколого-гигиенических обследований территорий, объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням облучения природными радионуклидами;

осуществление реабилитационных мероприятий на территориях и объектах с установленными высокими уровнями содержания радона и других природных радионуклидов.

По разделу III "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка и функционирование единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению условий труда, состояния здоровья персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов, разработка средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний;

совершенствование системы и средств индивидуальной защиты персонала ядерно- и радиационно-опасных производств;

совершенствование системы медико-санитарного обслуживания населения, включая радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов;

обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварийных ситуаций радиационно-гигиенических специализированных формирований федерального, регионального и ведомственного уровней.

По разделу IV "Научно-методическое обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка современных методов и средств исследования, анализ поведения радиоактивных веществ в природных средах (гидросфере, атмосфере и биосфере) и оценка состояния радиационно-загрязненных экосистем;

развитие научно-методической базы и программных средств вероятностного анализа безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов;

разработка научных основ анализа и методов оценки риска в применении к задачам обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды;

концептуальные исследования с целью обоснования новых проектов ядерных энергетических установок и других ядерно- и радиационно-опасных объектов с предельно возможной самозащищенностью, включая разработку принципов создания новых технологий переработки отработавших ядерных материалов с целью уменьшения экологического риска;

разработка долгосрочной стратегии, принципов и критериев обеспечения ядерной и радиационной безопасности России с учетом внедрения современных технологий в области использования атомной энергии.

По разделу V "Нормативное обеспечение государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии" планируется осуществить следующие основные мероприятия:

разработка критериев, принципов и основных требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности действующих и проектируемых атомных электростанций;

разработка федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности предприятий и производств ядерного топливного цикла;

разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов;

разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности населения.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будут обеспечены:

разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;

разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;

совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;

разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;

обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;

создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;

разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;

снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов;

возврат в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;

разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;

разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;

разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;

совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:

средства федерального бюджета;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

внебюджетные источники, включая средства предприятий и организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии.

Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

Объем финансирования Программы без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 7616,33 млн. рублей, в том числе 6066,33 млн.рублей - за счет средств федерального бюджета, 1550 млн.рублей - внебюджетные источники (направляются на выполнение мероприятий Программы по мере их получения).

Мероприятия Программы и их финансирование за счет средств федерального бюджета представлены в приложении N 1. Для выполнения мероприятий Программы на I этапе (2000-2001 годы) потребуется 1090,83 млн.рублей, на II этапе (2002-2003 годы) - 1676,78 млн.рублей, на III этапе (2004-2006 годы) - 3298,72 млн.рублей.

Распределение по подпрограммам средств федерального бюджета, направляемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиции и прочие расходы, представлено в приложении N 2. Общий объем ассигнований, выделяемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, составляет 2075,55 млн.рублей, на инвестиции - 3410,7 млн. рублей, на прочие расходы - 580,08 млн.рублей.

Участие в реализации Программы и финансировании мероприятий по повышению безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.

7. Механизм реализации Программы

Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по атомной энергии (координатор Программы), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Государственный заказчик-координатор организует работу государственных заказчиков Программы.

Государственный заказчик-координатор Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.

Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через государственных заказчиков или головных исполнителей программных мероприятий в соответствии с приложением N 1 и по направлениям расходов в соответствии с приложением N 2.

Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов.

В случае наличия нескольких предприятий (организаций), имеющих право на основании законодательства Российской Федерации участвовать в выполнении программных мероприятий, конкретные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Проработка в рамках Программы различных аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отраслях экономики и регионах Российской Федерации, выявляемых в процессе ее реализации, осуществляется в соответствии с решением дирекции Программы.

8. Организация управления Программой

и контроль за ее реализацией

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Министерство Российской Федерации по атомной энергии.

Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для осуществления текущего управления Программой создается дирекция, которую возглавляет первый заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии. В состав дирекции входят представители всех государственных заказчиков. В работе дирекции могут принимать участие представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав и положение о дирекции утверждаются государственным заказчиком-координатором Программы.

Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке государственным заказчиком-координатором Программы.

С целью организации экспертизы материалов, поступивших от участников конкурса на участие в выполнении программных мероприятий, промежуточных результатов выполнения Программы, оценки обоснованности запросов на финансирование и материально-техническое обеспечение проектов, а также для рассмотрения других научно-технических вопросов при Министерстве Российской Федерации по атомной энергии создается межведомственный совет из ученых и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Состав и положение о межведомственном совете утверждаются Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

Государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками Программы обеспечивает в установленном по
Заголовок: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы"
Тип документа: Постановление Программа
Статус: Действующий
Дата: 2000-02-22
Тип информации: Документы
Территория: Российская Федерация
Блок: Землепользование. Недропользование. Природоохрана
Орган: Правительство России и СССРПравительство России
Позиционируется в разделах: Международное право, международные отношения\Международное сотрудничество в области экологии и охраны здоровья населения\Сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды

главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание