ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 мая 2002 г. N 359-ПП
Об итогах развития потребительского
рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и
основных направлениях на 2002-2003 годы
В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и
услуг г.Москвы получила дальнейшее развитие. Укрепляются и совер-
шенствуются рыночные механизмы.
Объем розничного товарооборота в 2001 году достиг 910 млрд.
рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых
ценах на 7,9 %. Население города бесперебойно обеспечивалось ос-
новными продуктами питания и непродовольственными товарами.
В развитие потребительского рынка г.Москвы иностранными и
отечественными компаниями инвестировано соответственно более 4
млрд. долларов США и 10 млн. рублей.
Построено и реконструировано 2 300 предприятий торговли, об-
щественного питания и бытового обслуживания населения, получили
развитие сетевые торговые системы.
В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест
в 2001 году составил около 30 тысяч.
В 2001 году по отрасли "Торговля и общественное питание" на-
логовые поступления только в городской бюджет составили 18,9 млрд.
рублей и их доля увеличилась до 16,3 %.
Проводилась работа по развитию социальных форм обслуживания,
реализации мероприятий по упорядочению работы рынков и мелкороз-
ничной сети, улучшению школьного питания и совершенствованию нор-
мативно-правового обеспечения.
Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий потре-
бительского рынка и услуг в целом, многие важные вопросы остаются
нерешенными.
Особого внимания требуют вопросы развития социальных форм
обслуживания, упорядочения системы контроля на потребительском
рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению
работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных предпри-
ятий отрасли и дальнейшему укреплению ее материально-технической
базы, совершенствованию контроля за качеством алкогольной продук-
ции и так далее.
В соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О
торговой деятельности в городе Москве", постановлением Правитель-
ства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах вы-
полнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе
Правительства Москвы на 2002 год" и в целях дальнейшего развития
потребительского рынка и услуг г.Москвы Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Утвердить Основные направления развития потребительского
рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг. (далее Основные направле-
ния), согласно приложению.
2. Департаменту потребительского рынка и услуг, департамен-
там, комитетам, управлениям и префектурам административных окру-
гов, задействованным в реализации Основных направлений, в двухме-
сячный срок разработать план организационных мероприятий по реали-
зации Основных направлений.
Установить, что участники реализации мероприятий Основных
направлений представляют в Департамент потребительского рынка и
услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10 ян-
варя за соответствующий отчетный период в установленном порядке.
Координацию работы органов исполнительной власти города Моск-
вы и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о
ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент пот-
ребительского рынка и услуг.
3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по
предложениям Департамента потребительского рынка и услуг, согласо-
ванным с городскими инвесторами и заказчиками, предусматривать в
адресных инвестиционных программах Правительства Москвы на
2002-2003 годы проектирование и строительство предприятий торгов-
ли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах лими-
тов капитальных вложений, выделяемых из городских источников соот-
ветственно по отраслям "Прочие расходы - Торговля и общественное
питание" и "Прочие расходы - Бытовое обслуживание населения".
4. Департаментам потребительского рынка и услуг, государс-
твенного и муниципального имущества города Москвы совместно с пре-
фектурами административных округов во втором полугодии 2002 года
разработать целевую программу по поддержке и развитию предприятий
социального обслуживания населения, обратив особое внимание на ре-
шение проблем, связанных с перепрофилированием предприятий, реали-
зующих товары и услуги повседневного спроса.
5. Префектурам административных округов в III квартале 2002
года представить в Москомархитектуру предложения по разработке
перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов местно-
го уровня.
6. Москомархитектуре:
6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003 гг. в
соответствии с предложениями префектур административных округов на
основании градостроительных планов административных округов и рай-
онов разработать перспективные отраслевые схемы размещения торго-
вых объектов местного уровня.
6.2. При разработке и согласовании предпроектной и проектной
документации по районам комплексной реконструкции и модернизации
жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение объ-
ектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации товаров
и услуг повседневного спроса.
7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы первооче-
редных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров
повседневного спроса.
8. Префектурам административных округов:
8.1. С участием архитектурно-планировочных управлений адми-
нистративных округов разработать планы первоочередных мероприятий
по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спро-
са.
8.2. Совместно с департаментами государственного и муници-
пального имущества города Москвы и потребительского рынка и услуг
в целях сохранения объектов социально-гарантированного уровня,
удовлетворения спроса жителей в товарах и услугах повседневного
спроса руководствоваться постановлениями Правительства Москвы от
28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения в постановление Прави-
тельства Москвы от 13.08.96 N 689" и от 28.08.2001 N 778-ПП "Об
утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной
платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Моск-
вы".
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, органам ис-
полнительной власти города Москвы при разработке городских целевых
программ, программ социально-экономического развития, градострои-
тельных планов развития территорий административных округов, ТЭОС
и районов города руководствоваться основными положениями и пара-
метрами Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов.
10. Москомархитектуре, Москомзему по мере выявления дополни-
тельных земельных участков для размещения крупных торговых объек-
тов в г.Москве, включать их в Генеральную схему размещения крупных
торговых объектов и реестр конкурсных объектов с последующим пре-
доставлением участков инвесторам в порядке, установленном поста-
новлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП "Об утверж-
дении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов го-
родского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализа-
ции".
11. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
префектурами административных округов во втором полугодии 2002 го-
да разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг и
представить на утверждение Правительства Москвы.
12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34
"О государственных целевых программах в городе Москве" Департамен-
ту потребительского рынка и услуг выступить в качестве заказчика
при разработке среднесрочной программы развития потребительского
рынка и услуг г.Москвы на 2004-2006 гг. и представить ее на ут-
верждение Правительства Москвы во втором полугодии 2003 года.
13. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и
промышленной политики совместно с префектурами административных
округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года раз-
работать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой тор-
говли непродовольственными товарами и представить на утверждение
Правительства Москвы в 2003 году.
14. Департаменту науки и промышленной политики и ОАО "Мос-
ковский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента
потребительского рынка и услуг рассмотреть вопрос о включении в
планы НИОКР на 2002-2003 гг. финансирование разработки программы
развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 гг., концеп-
ции и программы развития оптовой торговли непродовольственными то-
варами.
15. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства во
втором полугодии 2002 года разработать и внести на рассмотрение
Правительства Москвы проект закона города Москвы об организации
контроля и административной ответственности за нарушения в сфере
потребительского рынка и услуг г.Москвы с учетом требований феде-
рального законодательства и приоритетов развития потребительского
рынка и услуг, определенных Основными направлениями.
16. Во исполнение постановлений Правительства Москвы от
04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по
продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О
создании социально-ориентированной розничной торговой сети",
распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по разви-
тию сети социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" в Москве"
Департаменту государственного и муниципального имущества города
Москвы, префектурам административных округов совместно с Департа-
ментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003 гг. не
менее 230 нежилых помещений и 20 земельных участков площадью
0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов-дискаунтов и других со-
циально ориентированных предприятий. Выделение помещений произво-
дить на условиях закрытого конкурса.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства
Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I
квартале 2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение отредактированно исполнителем - Нечипорук Т.Я. зав.сек-
тором городских программ Департамента потребительского рынка и ус-
луг. Исполнитель отвечает за соответствие бумажной и электронной
копии, необходимое кол-во экземпляров для рассылки обеспечивает
исполнитель.
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 14 мая 2002 года N 359-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
И УСЛУГ г. МОСКВЫ НА 2002-2003 гг.
Москва - 2002
.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и
услуг г.Москвы.......................................... 3
2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
рынка и услуг.......................................... 8
3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг........ 12
3.1. Торговля........................................... 12
3.2. Общественное питание............................... 18
3.3. Бытовое обслуживание............................... 21
4. Обеспечение развития потребительского рынка и услуг..... 30
5. Финансирование основных направлений..................... 33
6. Ожидаемые социально-экономические результаты............ 33
7. Задания по реализации основных направлений развития
потребительского рынка и услуг г. Москвы на 2002-2003
гг..................................................... 35
.
Основные направления развития потребительского рынка и услуг
г.Москвы на 2002-2003гг. основываются на учете итогов развития от-
расли за предшествующий период и исходят из необходимости решения
актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в организа-
ции торговли, общественного питания и бытового обслуживания в це-
лях повышения степени удовлетворения потребностей населения города
в товарах и услугах в соответствии со складывающимся спросом. Ос-
новные направления опираются на положения Концепции развития внут-
ренней торговли РФ и Программы Правительства Москвы на 2002 год, а
также на прогноз социально-экономического развития г.Москвы на пе-
риод до 2004 года.
1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и
услуг г.Москвы
Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор городского
хозяйства, обеспечивающий товарами и услугами порядка 11,5 млн.
человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения
России.
В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского
рынка, в том числе торговли - 15,4, общественного питания - 6,7,
бытового обслуживания - 5,7 тысяч и 167 рынков. Мелкорозничная
сеть насчитывает 20,5 тыс. объектов. В сфере торговли, обществен-
ного питания и бытовых услуг занято более 1,3 млн. человек, или
каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы.
В 2001 году развитие отрасли происходило в условиях совер-
шенствования и развития рыночных отношений.
Ведущее положение на потребительском рынке занимает сектор
частного предпринимательства, на долю которого приходится около
98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых
услуг. Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты
школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия, выпол-
няющие городские функции). Остальные являются частными предприяти-
ями различных организационно-правовых форм.
В этих условиях главными средствами воздействия органов госу-
дарственной власти и управления на субъектов хозяйственной дея-
тельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы пра-
вового регулирования и саморегулирования участников экономических
отношений.
Устойчивое развитие экономики города и реализация активной
социальной политики Правительства Москвы обеспечили в 2001 году
рост реальных доходов москвичей на 104,7% по сравнению с уровнем
2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные расхо-
ды населения (с учетом приезжих) на территории Москвы на покупку
товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный платежеспособ-
ный спрос населения был полностью обеспечен предложением основных
потребительских товаров и бытовых услуг.
Объем продажи потребительских товаров через все каналы реали-
зации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в сопос-
тавимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре рознично-
го товарооборота на долю продовольственных товаров приходилось
40,0%, непродовольственных - 60,0%. Доля организованного рынка в
формировании оборота розничной торговли выросла до 73% против 71%
в 2000 году. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного
товарооборота России в 2001 году находился на уровне 29,5%. По
имеющимся оценкам, оборот оптовой торговли потребительскими това-
рами в Москве в 2001 году составил порядка 1191 млрд. руб., или
43% от общего объема оптового оборота потребительских товаров в
России.
Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Моск-
вы с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достиг-
ло 5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований,
что в 20 раз больше, чем в начале 90-х годов. В общем объеме то-
варных ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного
производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.
Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос в со-
поставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил 23,9
млрд.руб.
Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд.
руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то
же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом потреби-
тельского рынка и услуг, при общем объеме 9,4 млрд. руб. индекс
роста к уровню 2000 года составил 101,8%.
Продолжала укрепляться материально-техническая база отрасли,
повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В
2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792
- торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового обслужива-
ния населения, 133 - многопрофильных комплексов, цехов и др. Ре-
конструировано 750 предприятий потребительского рынка. С учетом
новых, реконструированных и модернизированных объектов доля предп-
риятий, отвечающих современным требованиям, возросла на потреби-
тельском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.
Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую привлекатель-
ность для вложений капиталов и их эффективного использования. Объ-
ем прямых иностранных инвестиций в объекты потребительского рынка
в 2001 году составил 581,6 млн. долл. США.
За счет нового строительства несколько улучшилось территори-
альное размещение сети предприятий по районам города (Восточный,
Юго-Восточный административные округа и др.).
Определенные структурные изменения происходили в 2001 году в
звене мелкооптово/розничной торговли. Они были связаны с открытием
ряда торговых объектов (например, компании "Метро"), деятельность
которых направлена на вытеснение рынков из этой ниши, а также с
упорядочением работы и сети рынков на территории Москвы. За период
2000-2001 гг. общее число рынков в городе сократилось с 240 до
167.
В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые
стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации
торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые се-
ти, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор",
"БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в
том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в
общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки-пал-
ки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана" и др.).
На сетевых принципах организации строится работа магазинов
сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально ориентирован-
ных предприятий торговли. Доля таких предприятий в общем количест-
ве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2001 году
достигла 6,2%.
Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятель-
ности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обес-
печивается защита прав потребителей, развивается система сертифи-
кации продукции и услуг, приняты федеральные законы, направленные
на упорядочение деятельности контролирующих органов на потреби-
тельском рынке и пресечение необоснованных административных барь-
еров.
В соответствии с принятыми нормативными документами создается
Торговый реестр города Москвы1)*, отрабатывается механизм реализа-
ции Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городс-
кого значения в Москве до 2020 года.2)
Утверждены новые правила работы рынков, а также ряд других
документов, которые позволили создать условия для упорядочения ра-
боты рынков, их преобразования в современные торговые центры и
ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.
Принято решение о сокращении числа государственных унитарных
предприятий с 86 до 42 за счет приватизации, а также ликвидации
убыточных предприятий.
Улучшилось экономическое положение предприятий и организаций
потребительского рынка и услуг.
Налоговые поступления только в городской бюджет по отрасли
"Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.
руб. Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли и
общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в
консолидированный бюджет от всех предприятий отрасли составили
43,2 млрд. руб.
Вместе с тем, состояние и тенденции развития этого важного
сектора городского хозяйства свидетельствуют о наличии ряда серь-
езных проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность
функционирования потребительского рынка и услуг г.Москвы и требую-
щих своего решения в рассматриваемой перспективе (2002-2003 гг.).
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в
декабре 2001 года составил по сравнению с декабрем 2000 года
120,4% (2000 г. - 124,4%), индекс цен на продукты питания - 120,6%
__________________
1) Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 N 277-ПП,
от 18.09.2001 г. N 847- ПП.
2) Постановления Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП
(117,8%), непродовольственные товары - 114,7% (130,7%), бытовые
услуги населению - 129,5% (125,6%). Показатели ценовой динамики в
Москве в 2001 году были несколько выше, чем в целом по России.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в
потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста),
рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, оценивалась
в конце декабря в Москве в 1141,25 руб. и возросла по сравнению с
началом 2001 года на 21,1%.
Наблюдается существенная (до 20-25%) дифференциация цен на
одноименные товары, в том числе первой необходимости, по террито-
риям административных округов города.3)
Высокие темпы роста потребительских цен, наряду с действием
макроэкономических факторов, обусловлены факторами, лежащими в
сфере оптовой и розничной торговли и бытовых услуг. Это - высокие
издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая
часть из которых не является ни технологически, ни организационно
необходимой,4) монопольное положение и недостаточная конкуренция
между предприятиями на локальном уровне в случае низкой насыщен-
ности торговой сети и др.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех со-
циальных групп населения является одной из главных проблем разви-
тия потребительского рынка Москвы с учетом того, что почти чет-
верть населения города имеют денежные доходы ниже прожиточного ми-
нимума. В решении этой проблемы, наряду с мерами по стабилизации
потребительских цен, должны быть задействованы адресные мероприя-
тия по поддержке развития сети торгового и бытового обслуживания
________________
3) По данным ценного мониторинга, более высокие цены на продукты
питания складываются в Центральном и Южном административных ок-
ругах
4) По отдельным группам продовольственных товаров в товаропрово-
дящей сети города насчитывается до 6 звеньев посредников, на-
личие которых приводит в конечном итоге к неоправданному за-
вышению розничных цен
для малообеспеченных категорий граждан, а также некоторых социаль-
но значимых видов бытовых услуг (услуги бань, ритуальные услуги).
Складывающаяся дислокация объектов торгового и бытового обс-
луживания в городе не полностью отвечает потребностям населения.
Органы территориального и городского управления не используют в
полной мере свои функции по сохранению профиля социально значимых
объектов, расположенных в пределах пешеходной доступности, в том
числе в случае аренды нежилых помещений5) .
Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового и
бытового обслуживания по районам города. На периферии города сло-
жилось 16 районов с обеспеченностью ниже социально-гарантированно-
го уровня. Продолжается вымывание объектов повседневного спроса в
центральной части города и на крупных магистралях городского зна-
чения. Недостаточно развивается сеть небольших магазинов социаль-
но-гарантированного уровня в местах проживания москвичей.
Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг во
всех районах города на уровне, не ниже установленных градострои-
тельных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания, входит
в число главных проблем перспективного развития потребительского
рынка. Реальные возможности ее решения выходят за рамки двухлетне-
го периода (2002-2003 гг.) и требуют осуществления комплекса гра-
достроительных, имущественно-земельных и организационных мероприя-
тий, включая разработку дифференцированных нормативов развития и
размещения сети с учетом типов предприятий и районных схем разме-
щения объектов социально-гарантированного уровня, приоритетное вы-
деление для таких объектов нежилых помещений и земельных участков
и т.д.
Актуальной остается проблема обеспеченности предприятий пот-
ребительского рынка и услуг, в том числе крупных торговых объек-
тов, автостоянками и парковками6).
___________________
5) На 01.01.2002г. арендовали нежилые помещения 79,3% от общего
числа предприятий потребительского рынка и услуг
6) По оценкам фактический уровень обеспеченности предприятий
торговли автостоянками по отношению к действующим нормати-
вам не превышает 35%. При этом московское нормативы обеспе-
чения автостоянками торговых объектов, в том числе крупных,
заметно уступают европейским стандартам
Несмотря на некоторое сокращение, рынки сохраняют высокий
удельный вес в общей емкости торговой сети города (около 24%) и в
объемах розничного товарооборота. Практика оптовой и розничной
торговли на рынках во многом не соответствует государственным тре-
бованиям.
Процессы структурной перестройки оптового звена системы това-
родвижения отстают от запросов розничной торговли и не подготовле-
ны к значительным структурным изменениям, которые ожидаются в бли-
жайшие годы на потребительском рынке (развитие розничных сетей и
крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, торговых комп-
лексов и центров и др.).
Дальнейшее развитие социально ориентированных предприятий
потребительского рынка и услуг сдерживается из-за трудностей с вы-
делением нежилых помещений, а также земельных участков для строи-
тельства распределительных центров. Проблемы в сфере имуществен-
но-земельных отношений во многом замедляют процессы создания в го-
роде сети торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри" 7) , сетевых
распределительных центров, крупных торговых объектов в соответс-
твии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов го-
родского значения.
В Москве была создана региональная система идентификации ка-
чества алкогольной продукции и контроля за ее розничной реализаци-
ей, которая показала свою высокую эффективность. В 2001 году сумма
акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, увеличилась в 5
раз по сравнению с 1998 годом. Количество фальсифицированной алко-
гольной продукции, выявленной контролирующими органами в розничной
сети, сократилась за этот период с 46 до 7%.
Однако с внесением изменений в Федеральный закон о государс-
твенном регулировании производства и оборота алкогольной продук-
ции8), запретивших использование идентификационных марок субъектов
__________________
7) Постановление Правительства Москвы от 04.07.2000г. N 513.
8) Федеральный Закон от 29.12.2001г. N 86-ФЗ
Федерации, актуальной становится проблема защиты внутреннего алко-
гольного рынка города от некачественной и фальсифицированной про-
дукции в новых условиях.
Проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг
является общей стратегической задачей для всех секторов потреби-
тельского рынка и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере неорга-
низованной торговли: в розничном звене - на рынках и в мелкороз-
ничной торговле; в оптовом звене - при хранении продовольствия в,
так называемых, "неприспособленных помещениях" (цеха и склады про-
мышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи, спортивные соо-
ружения и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с
рынками, выводит из системы государственного контроля качества и
налогового контроля значительные объемы продовольственных това-
ров9).
В сфере координации и контроля развития потребительского рын-
ка и услуг требуется принятие нового городского закона для упоря-
дочения деятельности контролирующих органов, устранения дублирова-
ния в их работе. Должна быть также упрощена административно-разре-
шительная практика для субъектов малого предпринимательства, в том
числе в мелкорозничной торговле.
2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
рынка и услуг
Основные направления призваны обеспечить решение актуальных
проблем развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в целях
_________________
9) По оценкам, по отдельным группам продовольственных товаров до
35% объемов импортируемого продовольствия хранится в оптовом
звене в "неприспособленных" помещениях
повышения степени удовлетворения потребностей населения города в
торговых и бытовых услугах в соответствии со складывающимся спро-
сом.
Общими концептуальными задачами основных направлений являют-
ся:
- формирование социально ориентированной системы торгового и
бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров
и услуг для всех социальных групп населения;
- формирование пространственной сети предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечи-
вающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах
города на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных
стандартов (нормативов) обслуживания;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: но-
вое строительство, реконструкция и модернизация объектов в соот-
ветствии с градостроительными концепциями и новейшими научно-тех-
ническими достижениями;
- обеспечение в сфере потребительского рынка и услуг баланса
интересов и защиты прав потребителей, предпринимателей и государс-
тва на основе совершенствования форм, методов и организации право-
вого регулирования, координации и контроля;
- развитие механизмов и инструментов предпринимательской, ин-
вестиционной и инновационной деятельности.
В целях повышения эффективности и системности в решении проб-
лем развития потребительского рынка и услуг установить следующие
приоритеты на 2002-2003 годы.
В области повышения социальной направленности:
- создание системы социального мониторинга;
- развитие сети предприятий социальной направленности, вклю-
чая магазины-дискаунты, социальное питание (школьное, диетическое
питание, сеть предприятий быстрого питания), бытовое обслуживание
в части социально значимых видов услуг (строительство и реконс-
трукция бань, развитие объектов похоронного обслуживания) и предп-
риятий, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий
граждан;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопас-
ности товаров и услуг потребительского назначения, взаимодействие
с общественными организациями потребителей.
В области развития инфраструктуры:
- размещение предприятий торговли, общественного питания, бы-
тового обслуживания различных типов и специализации, в том числе
объектов социально-гарантированного уровня, в соответствии с гра-
достроительными планами развития территорий и Генеральной схемой
размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве
до 2020 года;
- повышение уровня обеспеченности предприятий потребительско-
го рынка и услуг автостоянками и парковками;
- упорядочение рыночной торговли, преобразование рынков в
современные торговые центры и комплексы;
- упорядочение мелкорозничной сети, ликвидация несанкциониро-
ванной торговли, в том числе у станций метрополитена, в подуличных
пешеходных переходах и других местах массового пребывания населе-
ния;
- развитие информационных технологий в сфере потребительского
рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих
автоматизированных информационных систем ("Карта москвича", инфор-
мационно-сбытовая система "ГИСИС", "Карточка продавца" и т.д.).
В области правового регулирования, координации и контроля:
- систематизация действующих нормативных актов, внесение
предложений об отмене устаревших актов, приведение отдельных актов
в соответствие с федеральным законодательством;
- защита внутреннего алкогольного рынка города, создание сис-
темы контроля за качеством и товародвижением алкогольной продук-
ции;
- создание равных конкурентных возможностей для развития
крупных, средних и малых предприятий;
- поддержка отечественных структур, организующих собственные
товаропроводящие сети;
- защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных ад-
министративных барьеров, упрощение процедуры выхода на потреби-
тельский рынок города новых предприятий, и создание равных конку-
рентных возможностей для крупных, средних и малых предприятий,
упорядочение контрольной деятельности и создание равных конкурент-
ных возможностей для крупных, средних и малых предприятий;
- совершенствование механизмов координации: в развитии и раз-
мещении оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в том числе
сетевых структур и объектов типа "Кэш энд Кэрри", обеспечении ин-
теграционных процессов, укреплении региональных, межрегиональных и
межгосударственных связей потребительского рынка и развитии инвес-
тиционной и инновационной деятельности;
- развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций,
союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимате-
лей;
- повышение квалификации и подготовки кадров в сфере потреби-
тельского рынка и услуг;
противодействие терроризму на объектах потребительского
рынка и услуг.
Сформировать основные направления развития потребительского
рынка и услуг г.Москвы как совокупность заданий, направленных на
решение актуальных проблем и реализацию установленных приоритетов
с целью поддерживать социально значимые виды торговых и бытовых
услуг и защиту прав потребителей, повышать технический уровень
предприятий и обслуживания потребителей и улучшать средства право-
вого регулирования, координации и контроля.
В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспектив-
ного развития потребительского рынка и услуг предусматривается вы-
полнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям10).
Первое направление ориентируется на обеспечение доступности
потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его органи-
зации для абсолютного большинства населения.
Второе направление предусматривает реализацию градостроитель-
ной, технической и инвестиционной политики в отрасли путем нового
строительства, а также реконструкции и модернизации крупных, сред-
них и малых объектов потребительского рынка и услуг.
Третье направление включает задания по развитию науки и тех-
нологии, подготовке кадров и повышению их квалификации, организа-
ции правового регулирования, координации и контроля в сфере тор-
говли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
_______________
10) См.: Задания по реализации основных направлений развития
потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг.
3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг
3.1. Торговля
В целях удовлетворения в полном объеме растущего платежеспо-
собного спроса населения на потребительские товары в рамках прог-
ноза социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004
года11) обеспечить в 2002-2003гг. прирост объемов оборота рознич-
ной торговли в сопоставимых ценах на уровне 4,5- 5,5% в год.
Повысить культуру и качество торгового обслуживания с исполь-
зованием современных технологий, а также прогрессивных архитектур-
но-строительных решений. Обеспечить благоприятные условия для рас-
ширения объема торговой деятельности на основе дальнейшего разви-
тия емкости торговой сети и улучшения ее территориального размеще-
ния, в том числе за счет более эффективного использования нежилого
фонда города.
Поддержать прогрессивные тенденции и структурные изменения в
отрасли, связанные:
- с приоритетным развитием социально ориентированных объектов
торговли;
- с переходом к сетевым принципам организации торговли и ло-
гистики, развитием розничных сетевых структур;
- с ростом числа крупных современных торговых объектов (ги-
пер- и супермаркеты, торговые комплексы типа "Кэш энд Кэрри" и
др.) и их доли на рынке;
- с упорядочением рыночной торговли, сокращением удельного
веса рынков в суммарной емкости торговой сети.
В соответствии с Программой Правительства Москвы на 2002
год12) предусмотреть меры по дальнейшему ускоренному развитию сети
_________________
11) Постановление Правительства Москвы от 29.05.2001 г.
N 482-ПП
12) Постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 г. N 1171-ПП
торгового обслуживания по сниженным ценам, ориентированного, в
первую очередь, на малообеспеченные категории граждан, в том числе
магазинов-дискаунтов, торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри",
социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" и др.13) Довести долю
социально ориентированных предприятий в общем количестве предприя-
тий по торговле продовольственными товарами в 2003 году до
8,5-9,0%.
На крупных предприятиях торговли распространить инициативу
ЗАО "ТД "Перекресток" и других сетевых структур по продаже товаров
в утренние часы со скидкой 5-10% для пенсионеров и малообеспечен-
ных категорий граждан.
В рамках реализации программы развития оптовой торговли про-
довольствием в г.Москве на 2002-2004гг.14) обеспечить формирование
каналов товародвижения, в том числе плодоовощной продукции с отно-
сительно низкими ценами для обслуживания социально ориентированных
предприятий розничной торговли. В этих целях содействовать органи-
зации распределительных центров сетевых компаний, имеющих магазины
сниженных цен, торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри" и иных
объектов оптово-розничного распределения, в том числе на базе иму-
щественных комплексов оптовых предприятий, выставляемых на инвес-
тиционные конкурсы (торги) по результатам применения процедур фи-
нансовой санации.
Рассматривать задачу совершенствования системы товародвижения
потребительских товаров в качестве одной из главных предпосылок
стабилизации цен на потребительском рынке города.
В торговле продовольственными товарами активизировать начатые
в 2001 году процессы структурных преобразований в звене "опт -
мелкий опт - розница", направленные на создание современной рыноч-
ной инфраструктуры оптовой торговли, сокращение звенности товароо-
_______________
13) Постановления Правительства Москвы от 25.05.1999г.
N 444, от 04.07.2000г. N 513, от 13.02.2001г. N 150-ПП
распоряжение Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ
14) Постановление Правительства Москвы от 23.04.2002г.
N 306-ПП
борота, значительное уменьшение доли посредников на оптовом рынке,
снижение издержек обращения за счет лучшей организации логистики.
Предусмотреть в период до 2005 года строительство 7 новых и разви-
тие 2 действующих распределительных центров сетевых торговых ком-
паний, а также 10- 12 торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри",
успешно конкурирующих с рынками в сфере мелкооптовой торговли.
Обеспечить достижение необходимого рыночного разнообразия
структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность: - оптовых
продовольственных рынков, сетевых и территориальных (зональных)
распределительных центров различных типов, магазинов-складов и
т.д. Использовать при отработке вопросов развития оптовой торговли
опыт создания в Москве крупных оптовых структур в сфере оборота
алкогольной продукции.
В оптовой торговле непродовольственными товарами с учетом
состава операторов и состояния инфраструктуры оптового звена,15)
считать приоритетными следующие направления структурных преобразо-
ваний, ориентированные на развитие современных типов крупных опто-
вых предприятий:
- создание по основным товарным группам специализированных
межрегиональных оптовых компаний;
- организация в составе розничных сетей распределительных
центров, открытых для внешних покупателей;
- развитие сети складских фирм - операторов оптового рынка.
Разработать в 2002-2003гг. концепцию и среднесрочную програм-
му развития оптовой торговли непродовольственными товарами в Моск-
ве со схемой размещения объектов, взаимоувязанной с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов городского значения.
Задействовать через оптовую торговлю механизмы поддержки оте-
чественных и, прежде всего, московских товаропроизводителей. Спо-
собствовать промышленным предприятиям города в развитии фирменной
оптово-розничной торговли, в том числе путем предоставления на ль-
готных условиях нежилых помещений, и организации сбыта продукции
через распределительные сети.
Поддерживать развитие и закрепление корпоративных принципов
организации и управления в торговле, основанные на реализации как
_________________
15) По оценкам, из 6 тыс.московских организаций оптовой торговли
непродовольственными товарами около 85% приходится на долю
фирм-посредников, не располагающих необходимой материальной базой
и не представляющих клиентам полного комплекса оптовых услуг.
горизонтальных (на уровне предприятий и объединений потребитель-
ского рынка), так и вертикальных (на уровне промышленных и оптовых
предприятий) хозяйственных связей.
Стимулировать процессы интеграции оптовой и розничной торгов-
ли по встречным направлениям и со стороны розничных сетей, и со
стороны оптовых продовольственных предприятий. Для реализации про-
ектов создания интегрированных объединений с участием города пере-
давать в доверительное управление на конкурсной основе пакеты ак-
ций предприятий оптового звена, находящиеся в городской собствен-
ности, предприятиям розничной торговли, изъявившим желание принять
участие в формировании новых структур.
Повысить финансовую устойчивость производственно-торговых
объединений путем подключения к ним финансово-кредитных организа-
ций и в перспективе - формирования финансово-промышленных групп в
сфере торговой деятельности.
Всемерно поддерживать развитие интегрированных объединений, в
том числе торговых холдингов, торговых объединений ассоциативного
типа, а также добровольных торговых объединений на уровне предпри-
ятий и объединений потребительского рынка.
Считать перспективными направлениями создания сетевых струк-
тур в розничной торговле объединений магазинов:
- с относительно ограниченным ассортиментом и невысокими це-
нами (магазины-дискаунты);
- с одинаковой концепцией хозяйственного развития;
- с особыми формами торгового обслуживания (салонное обслужи-
вание, торговля по каталогам и т.д.).
Содействовать расширению масштабов применения франчайзинга на
потребительском рынке как средства повышения устойчивости и конку-
рентоспособности малых предприятий, улучшения качества обслужива-
ния, сокращения производственных затрат.
В период 2002-2003 гг. предусмотреть создание 662 новых
предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 505 действующих
предприятий торговли.
При развитии розничной торговой сети предусматривать:
- универсализацию продовольственной торговли;
- формирование сети крупных торговых предприятий или их комп-
лексов в районах с низкой плотностью жилой застройки;
- организацию сети магазинов сниженных цен;
- формирование в периферийных районах города магазинов соци-
ально-гарантированного уровня (расположенных в радиусе пешеходной
доступности 300-500 м и торгующих широким ассортиментом продоволь-
ственных и непродовольственных товаров);
- изменение существующей структуры торговой сети центральной
зона города с увеличением доли объектов социально-гарантированного
уровня обслуживания населения товарами массового и повседневного
спроса; интенсификацию существующей застройки перспективных терри-
торий рынков, строительство на их основе торговых комплексов и
центров.
Усилить внимание к градостроительной политике развития сети
торговли. Обеспечить практическую реализацию Генеральной схемы
размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 года в части
объектов, находящихся в стадии проектирования и строительства, а
также объектов, для размещения которых на конкурсной основе имеют-
ся зарезервированные земельные участки. Предусмотреть меры по вы-
явлению дополнительных земельных участков для размещения крупных
торговых объектов и их включению в Генеральную схему.
Разработать в 2002-2003гг. проекты планировки общественных
территорий "Южное Бутово" (ЮЗАО), "Дмитровская" (СВАО), "Южная"
(ЮАО) и "Черкизовская" (ВАО) для размещения торговых зон городско-
го значения.
С учетом градостроительных планов развития территорий адми-
нистративных округов, Генеральной схемы размещения крупных торго-
вых объектов и в соответствии с нормативными актами Правительства
Москвы16) обеспечить дальнейшее упорядочение рыночной торговли.
Предусмотреть меры по закрытию 22 неперспективных рынков, в
том числе по выводу до 2003 года 7 рынков с территории спортивных
сооружений ("Лужники", "Динамо", ЦСКА и др.). Взять под особый
контроль выполнение управляющими компаниями обязательств по преоб-
разованию (реконструкция, новое строительство) 38 рынков в совре-
менные торговые центры и торговые комплексы на земельных участках,
предоставленных городом в долгосрочную аренду. Предусмотреть в пе-
риод до 2005 года реконструкцию 13 государственных сельскохозяйс-
твенных (бывших колхозных) рынков с созданием на них оптимальных
___________________
16) Постановления Правительства Москвы от 03.07.2001г. N 580-ПП,
от 18.12.2001г. N 1138-ПП; распоряжение Мэра Москвы от
28.10.1999г. N 1210-РМ.
условий для продавцов и покупателей. Определить перспективы разви-
тия остальных 96 рынков, временно сохраненных в торговой инфраст-
руктуре города, и разработать в 2002 году городскую целевую прог-
рамму по оптимизации размещения рынков, их реконструкции и преоб-
разованию в торговые центры и комплексы на период до 2010 года.
Осуществить мероприятия по повышению уровня организации тор-
говли и улучшению контроля и надзора за деятельностью рынков, ор-
ганизации системы учета торгующих на рынках с использованием пер-
сональных карточек продавца, выполнению требований антитеррористи-
ческой безопасности.
В сфере мелкорозничной торговли приоритетными задачами район-
ных управ должно стать:
- упорядочение мелкорозничной торговли в подуличных пешеход-
ных переходах;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие
с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли
(продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной, табачной
и другой продукции);
- создание сети передвижных торговых средств, специализирую-
щейся на быстром питании, которую в зависимости от ситуации можно
использовать на улицах, у станций метро, в зонах отдыха, на празд-
ничных мероприятиях;
- ликвидация несанкционированной торговли.
Приоритетными задачами сезонной торговли являются:
- улучшение материально-технической базы этого вида обслужи-
вания;
- создание объектов, соответствующих современным требованиям,
в том числе отработка малых (лотковых) форм торговли;
- переход на новые формы реализации кваса: установка постмик-
сов и премиксов;
- внедрение кегов со специальным оборудованием;
- использование в жилых массивах и зонах отдыха передвижных
500-литровых емкостей;
- производство стойкого кваса с длительным сроком реализации,
в том числе в различных видах упаковки;
- укрепление взаимодействия московских хладокомбинатов с тор-
говыми фирмами.
3.2. Общественное питание
В целях повышения роли и места отрасли в организации обслужи-
вания населения в г. Москве обеспечить в 2002-2003 гг. прирост то-
варооборота общественного питания на уровне 5,0-6,0% в год, имея в
виду доведение его удельного веса в объемах продажи продовольст-
венных товаров к 2006 году до 10% (2001 год - 6,6%).
Считать приоритетными задачами развития общественного пита-
ния:
организацию питания;
- учащихся и студентов общеобразовательных учреждений началь-
ного, среднего и высшего образования;
- рабочих и служащих по месту работы на предприятиях и в ор-
ганизациях с предоставлением сбалансированного питания в зависи-
мости от интенсивности труда, включая диетическое и лечебно-профи-
лактическое питание;
- малообеспеченных граждан (пенсионеров, инвалидов, многодет-
ных семей) в социальных предприятиях, в том числе с доставкой на
дом или обслуживанием на дому;
развитие общедоступной сети:
- за счет широкого развития сети предприятий быстрого пита-
ния, включая специализированные, в том числе: детские, молодежные
кафе, кафе мороженое и др.;
- в местах отдыха и проведения досуга населения, включая лет-
ние кафе, в том числе при проведении спортивных мероприятий, мас-
совых гуляний и т.д.;
- в гостиницах, общежитиях;
- в зданиях аэропортов, на железнодорожных и автовокзалах с
возможностью приобретения продовольственных наборов в дорогу,
включая развитие торговли через автоматы.
Предусмотреть комплекс мер по усилению социальной направ-
ленности в развитии общественного питания в 2002-2003 гг., в том
числе:
- по созданию условий для расширения сети предприятий, участ-
вующих в обеспечении мер социальной защиты жителей Москвы;
- по поддержке предприятий социального питания, организации
горячего и диетического питания населения по месту работы, в том
числе с предоставлением льготного и бесплатного питания;
- по совершенствованию координации развития сети общедоступ-
ных предприятий (столовые, кафе, рестораны и т.д.) с организацией
питания для населения с невысоким уровнем доходов по доступным це-
нам.
Развивать и расширять благотворительную деятельность предпри-
ятий общественного питания.
Обеспечить в период 2002-2003 гг. безусловное выполнение ос-
новных показателей городской программы "Совершенствование органи-
зации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий
приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003
года" 17) в части целевых нормативов повышения качества и сбалан-
сированности школьных рационов и заданий по увеличению объемов и
повышению технического уровня производства продукции школьного пи-
тания, развитию системы производственного контроля за качеством и
безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции, соз-
данию новых и модернизации существующих производственных мощностей
в системе школьного питания.
С учетом положительного опыта организации школьного питания и
практической эффективности осуществления соответствующей городской
программы в 2000-2001 гг. рассмотреть вопрос о целесообразности
подключения к системе школьного питания или создания аналогичных
систем для других контингентов учащихся детей и подростков (проф-
техучилища, техникумы).
Уделить особое внимание повышению доступности услуг общест-
венного питания широким слоям населения.
В целях расширения охвата питанием различных контингентов на-
селения содействовать:
- в восстановлении и развитии системы диетического и лечеб-
но-профилактического питания;
- в развитии сети магазинов и отделов кулинарии;
- в расширении в общественном питании отпуска блюд и изделий
на вынос и с доставкой их по заказам на дом, в офис и т.д.
Сконцентрировать меры по повышению ценовой доступности услуг
общественного питания на двух стратегических направлениях:
____________________
17) Постановление Правительства Москвы от 18.07.2000г. N 546
- стабилизации и, при благоприятных условиях, снижении уровня
цен в общественном питании;
- структурных изменениях в общедоступной сети в пользу предп-
риятий, ориентированных на обслуживание населения с невысоким
уровнем доходов.
Поддерживать прогрессивные тенденции в сфере общественного
питания, связанные с совершенствованием организации, внедрением
новых форм обслуживания и технологий приготовления пищи, развитием
материально-технической базы предприятий, обеспечивающих снижение
затрат и улучшение экономического положения предприятий как глав-
ного фактора сдерживания роста цен. Способствовать:
- развитию франчайзинга и сетевых форм организации предприя-
тий общественного питания;
- совершенствованию каналов товароснабжения предприятий,
обеспечивающему возможности закупки товаров в оптовом звене и в
промышленности по минимальным ценам без излишних посреднических
звеньев;
- организации централизованного производства для предприятий
общественного питания полуфабрикатов высокой степени готовности и
готовых блюд (охлажденная и быстрозамороженная продукция, в том
числе в вакуумной упаковке);
- повышению конкурентоспособности предприятий общественного
питания за счет более эффективных архитектурно-планировочных реше-
ний;
- развитию парка подвижного состава автотранспорта с охлажде-
нием;
- организации эффективного научно-методического и информаци-
онного обслуживания предприятий общественного питания.
В целях повышения территориальной доступности услуг общест-
венного питания обеспечить более полное и интенсивное использова-
ние имеющихся предприятий (особенно предприятий социального пита-
ния и малозагруженных общедоступных предприятий - рестораны в низ-
коразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и др.), а также
повышение плотности сети и равномерности ее распределения по тер-
ритории города.
В период 2002-2003 гг. предусмотреть открытие 266 новых
предприятий общественного питания, а также реконструкцию и модер-
низацию 166 предприятий, рассчитанных в общей сложности на 13-14
тыс. посадочных мест.
Обеспечить приоритетное развитие общедоступной сети предприя-
тий, включая предприятия быстрого питания в павильонах из быстро-
возводимых конструкций, в районах города с более низкими показате-
лями обеспеченности населения услугами общественного питания, в
том числе в Юго-Западном, Юго-Восточном, Восточном, Западном и Зе-
леноградском административных округах.
В целях качественного преобразования сети и повышения доступ-
ности услуг общественного питания для москвичей и гостей столицы
предусмотреть меры по ускоренному развитию в 2002-2003 гг. предп-
риятий быстрого питания. Довести долю стационарных предприятий
быстрого питания в суммарной емкости общедоступной сети к 2005 го-
ду до 15% и на перспективу до 2010 года - не менее чем до 20-25%.
Обеспечить размещение стационарных предприятий быстрого пита-
ния различных классов и типов в местах массового пребывания насе-
ления: на магистральных улицах и площадях города, вблизи крупных
транспортных узлов, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, в
крупных торговых, торгово-деловых, спортивно-развлекательных и
культурных центрах и комплексах, рынках, парках и зонах отдыха,
жилых микрорайонах и т.д.
Развивать в районах города сеть предприятий быстрого питания
в павильонах из быстровозводимых конструкций, а также на базе фир-
менных, технически оснащенных мобильных торговых средств и летних
кафе.
Разработать концепцию и комплексную программу развития систе-
мы быстрого питания "Русское бистро", предусмотрев в ней на период
2002-2003 гг. строительство и ввод в эксплуатацию на базе павиль-
онов из быстровозводимых конструкций 16 франшизных предприятий
"Русское бистро" на земельных участках, отведенных в администра-
тивных округах.
3.3. Бытовое обслуживание
Обеспечить ускоренное развитие бытового обслуживания, прежде
всего, за счет повышения доступности бытовых услуг для различных
социальных групп населения города. Продолжить развитие и восста-
новление инфраструктуры бытового обслуживания в районах и микрора-
йонах, уделяя особое внимание расположению предприятий в зоне пе-
шеходной доступности. Повысить роль районных управ в решении этих
вопросов.
В период 2002-2003 гг. предусмотреть создание 237 новых
предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 191 действующего
предприятия бытового обслуживания населения, рассчитанных в общей
сложности на 3,5 тыс. рабочих мест.
Обеспечить строгое соблюдение установленного порядка, при ко-
тором передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприяти-
ями бытового обслуживания, производится с условием их целевого ис-
пользования только под организацию бытовых услуг населению.
Развивать сети небольших предприятий бытового обслуживания,
оказывающих услуги повседневного спроса (ремонт обуви, одежды, ча-
сов, фотоуслуги, металлоремонт и т.д.) за счет:
- создания и модернизации объектов мелкорозничной сети (па-
вильонов, палаток, киосков), расположенных в районах массового
проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
- использования свободных площадей в крупных торговых объек-
тах;
- обеспечения рационального использования площадей действую-
щих предприятий бытового обслуживания; целевого выделения площадей
под объекты бытового обслуживания в районах массовой жилой заст-
ройки.
Расширять внедрение форм обслуживания, пользующихся популяр-
ностью у населения:
- прием заказов по месту проживания (на дому, в общежитиях,
гостиницах), по телефону, Интернету; по месту работы, в местах ин-
тенсивных пассажиропотоков;
- методом самообслуживания;
- абонементного обслуживания;
- обмен неисправных изделий на заранее отремонтированные, а
также старых на новые со скидкой в цене.
Активизировать работу по строительству специализированных
объектов сферы услуг на кооперативной основе с участием двух и бо-
лее предприятий бытового обслуживания и инвесторов.
Предусмотреть порядок бюджетного финансирования создания но-
вых и реконструкции действующих предприятий, жизненно важных для
населения, в том числе:
- строительство новых и расширение действующих городских
кладбищ и других объектов похоронного обслуживания;
- строительство и реконструкция муниципальных бань;
- реконструкция государственных унитарных предприятий хим-
чистки и прачечных, обслуживающих бюджетные организации социальной
сферы и имеющих задания по линии Главного управления ГОЧС г.Москвы.
Оказывать поддержку со стороны города предприятиям бытового
обслуживания, предоставляющим услуги малообеспеченным категориям
граждан по льготным ценам, за счет льгот по кредитованию, а также
по арендной плате, коммунальным платежам, налогам.
Способствовать организации в учреждениях социальной защиты
населения подразделений (предприятий) бытового обслуживания по
оказанию необходимого перечня бытовых услуг: ремонт обуви и одеж-
ды, услуги парикмахерских, прием одежды в химическую чистку и др.
Взять под особый контроль создание предприятий в новых жилых
районах и предприятий по социально значимым услугам, в том числе:
ремонту одежды, обуви, стирке белья и чистке одежды методом само-
обслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерским
по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин. Для таких
предприятий предусматривать первоочередное выделение нежилых поме-
щений на условиях целевого конкурса, а также предоставление по
конкурсу кредитов на льготных условиях.
Продолжить в 2002-2003 гг. работу по организационно-норматив-
ному обеспечению качества услуг.
Химчистка одежды и прачечное хозяйство. В 2002-2003 гг. осу-
ществить мероприятия, направленные на дальнейшее повышение уровня
обслуживания и доступности услуг для различных социальных групп
населения, создание современных предприятий по чистке одежды и
стирке белья, развитие сети приемных пунктов в районах массовой
жилой застройки. В этих целях:
- оказать предприятиям помощь по созданию в новых жилых райо-
нах приемных пунктов по чистке одежды и стирке белья, а также сети
небольших экологически чистых предприятий химчистки на 2-3 машины
по 10-15 кг каждая путем выделения нежилых помещений площадью
200-300 кв.м;
- создавать на базе приемных пунктов прачечных и химчисток,
открытых в предыдущие годы и занимающих площади 150-200 кв.м,
комплексные предприятия по оказанию 10-15 видов услуг типа "Муль-
тисервис";
- для малообеспеченных слоев населения создать в каждом окру-
ге по 1-2 химчистке-прачечной самообслуживания площадью 200- 250
кв.м каждая. Для таких социально значимых предприятий целесообраз-
но установить льготы по арендной плате, что позволит поддерживать
невысокий уровень цен, доступный малоимущим гражданам;
- поддержать наметившуюся в городе тенденцию по развитию
комплексности обслуживания потребителей путем создания новых про-
изводств химчистки на фабриках-прачечных и мощностей по стирке
белья на предприятиях химчистки, а также формированию на предприя-
тиях химчистки, прачечных и бань производств и цехов по ремонту
одежды и обуви;
- в основном завершить к 2004 году модернизацию и реконструк-
цию действующих предприятий химчистки и прачечных с привлечением
для этого средств инвесторов, льготных кредитов и инвестиций из
городских источников (для государственных предприятий);
- в целях сокращения себестоимости услуг, минимизации расхо-
дов на "больших" фабриках-прачечных и химчистках обеспечить рацио-
нальное использование производственных помещений и земельных
участков за счет открытия новых мощностей по бытовым услугам, про-
изводству товаров народного потребления на заказ, другим видам де-
ятельности;
- на всех предприятиях химчистки и прачечных развивать наибо-
лее удобные для населения: индивидуальную стирку белья и сорочек в
отдельных машинах, прием заказов на дому с последующей доставкой
исполненных заказов, специальную обработку вещей и т.д.;
- осуществить комплекс экологических мероприятий в 2002- 2003
гг., в частности, по совершенствованию системы сбора, обезврежива-
ния и утилизации кубовых остатков (шламов) после химчистки, по
созданию системы очистки сточных вод предприятий по стирке белья.
Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники. Развитие
услуг по ремонту и обслуживанию бытовой техники осуществлять иск-
лючительно на коммерческих условиях за счет создания новых, ре-
конструкции и модернизации действующих предприятий.
Особое внимание уделить ремонту отечественной бытовой техни-
ки, а также организации услуг по ремонту бытовой техники для мало-
обеспеченных категорий граждан.
Для полного удовлетворения потребности населения в услугах по
всем видам бытовой техники создать в ближайшие годы 30-40 новых и
провести модернизацию 60-70 действующих предприятий.
Обеспечить приоритетное развитие крупных, хорошо оснащенных
технических центров, имеющих разветвленную систему приемных пунк-
тов в различных районах города. Создавать фирменные или авторизо-
ванные дилерские сервисные центры по всем ведущим фирмам-изготови-
телям, чья бытовая техника реализуется через торговую сеть г.
Москвы.
Для организации ремонта старой техники, (по оценкам, она сос-
тавляет 10-20% от общего размера парка, находящегося в эксплуата-
ции у населения) создать в каждом округе по 1-2 комплексных сер-
висных пунктов на площадях размером 120-150 кв.м, с уменьшенной
арендной платой на первые 2-3 года работы, имея в виду организацию
ремонта телевизоров, холодильников, стиральных машин устаревших
отечественных марок по доступным для малообеспеченных категорий
граждан ценам. Поддержать практику замены старой бытовой техники
на новую с соответствующими скидками в цене.
Ремонт и пошив обуви. Развитие данного вида услуг осущест-
влять за счет организации новых и расширения существующих предпри-
ятий, в том числе на базе быстровозводимых зданий модульного типа
и объектов мелкорозничной сети, использования свободных площадей в
торговых объектах. Открыть в 2002-2003 гг. 18-20 предприятий и
создать 100-120 рабочих мест по ремонту обуви, прежде всего, в но-
вых жилых районах, для полного удовлетворения спроса населения на
эти услуги, повышения их качества и развития конкуренции.
Поддерживать создание небольших, по 3-7 человек, новых предп-
риятий по ремонту обуви на коммерческой основе за счет собственных
и заемных средств предприятий, точек по ремонту обуви на 1-2 рабо-
чих места в многопрофильных предприятиях типа "Мультисервис",
приглашая для этих целей ремесленников-мастеров, которые в настоя-
щее время трудятся самостоятельно вне предприятий.
Содействовать формированию центров по обслуживанию ремонтных
мастерских и организации в них учебных комплексов по подготовке
кадров, мелкооптовых магазинов по продаже кожматериалов, фурниту-
ры, клеевых и отделочных композиций и инструмента, возложив на эти
центры функции по поставке мастерским оборудования, его монтажу,
последующему ремонту и обслуживанию.
Ремонт швейных и трикотажных изделий. Услуги по изготовлению
швейных и трикотажных изделий. В целях удовлетворения растущего
спроса населения на услуги по ремонту швейных, меховых, кожаных и
трикотажных изделий предусмотрет
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 359-ПП
Дата:
2002-05-14
Позиционируется в разделах:
Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги