М О С К В А
М Э Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
17 июля 2000 г. N 757-РМ
Об утверждении концепции "Московская
агропромышленная программа на 2000-2005
гг."
В целях насыщения московского продовольственного рынка
качественными отечественными продуктами питания и во исполнение
постановления Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 609 "О создании
открытого акционерного общества "Мосагропром", для обеспечения
плановой и системной работы ОАО "Мосагропром" и решения возложенных на
него Правительством Москвы задач:
1.Утвердить концепцию "Московская агропромышленная программа на
2000-2005 гг., " представленную ОАО "Мосагропром" (приложение).
2.В целях поэтапной реализации утвержденной концепции ОАО
"Мосагропром" совместно с департаментами, комитетами и управлениями
Правительства Москвы обеспечить в 2000 году разработку целевых
проектов Московской агропромышленной программы на 2000-2005 гг.:
2.1. ОАО "Мосагропром" до 01.08.2000 подготовить развернутые
бизнес-планы, включая технико-экономические обоснования целевых
проектов.
2.2. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы
обеспечить экспертизу и согласование представленных ОАО "Мосагропром"
бизнес-планов и технико-экономических обоснований целевых проектов.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
руководителя Департамента науки и промышленной политики Пантелеева
Е.А.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 17 июля 2000 г.
N 757-РМ
К О Н Ц Е П Ц И Я
МОСКОВСКОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ
НА 2000-2005 гг.
г.Москва, 2000 г.
РЕЗЮМЕ
Концепция Московской агропромышленной программы на 2000 -2005 гг. предусматривает:
- содействие развитию сельскохозяйственной сырьевой базы для перерабатывающих предприятий Мо-
сквы и увеличение на ее основе выпуска продуктов питания, удовлетворяющих потребности различ-
ных слоев населения города;
- выбор приоритетных направлений решения агропромышленных проблем с учетом правильного пита-
ния населения Московского региона;
- организация выращивания крупного рогатого скота (КРС), свиней и птицы на основе научных дости-
жений и передового опыта;
- увеличение сельскохозяйственной и животноводческой продукции на основе использования машинно-
технологической станции (МТС) и индустриального производства корма для скота и птицы.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Обоснование создания Московской агропромышленной программы на 2000 -2005 гг., ее цели и задачи.
2. Участие Москвы в восстановлении и развитии ряда сельскохозяйственных и животноводческих произ-
водств в целях обеспечения города дополнительным количеством отечественных продуктов
питания и уменьшения продовольственной зависимости от импорта.
3. Основные направления работ Московской агропромышленной программы.
4. Финансовая схема Московской агропромышленной программы.
Приложения:
Приложение 1. Анализ содержания белков, жиров, углеводов и калорийности потребляемой населением
пищи в целях выработки мероприятий по улучшению качества питания жителей Московского региона.
Приложение 2. Меры по коррекции дефицита микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в
целях улучшения питания и здоровья детского и взрослого населения Московского региона.
Приложение 3. Выбор приоритетных направлений Московской агропромышленной программы с учетом
организации правильного питания населения.
Приложение 4. Создание сети машинно-технологических станций (МТС) Мосагропрома в регионах РФ
для возделывания пропашных и колосовых культур в целях получения продукции для московской пище-
вой промышленности.
1. ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ
ПРОГРАММЫ НА 2000-2005 гг., ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Москва, не имея своего сельскохозяйственного производства, полностью зависит от поставки про-
довольствия из-за рубежа и ряда регионов России.
В настоящее время Москвой закупается по импорту около 88% мяса, 67% растительного масла,
89% сливочного масла.
Количество же отечественной сельскохозяйственной продукции, производимой регионами России,
мало: 39 регионов из 89 дают 80% сельхозпродукции, которой недостаточно, чтобы прокормить населе-
ние России, в том числе и Москву (таблица 1).
Проблема обеспечения Москвы основными видами сельскохозяйственного сырья в условиях
развала сельского хозяйства России чрезвычайно сложна. Эту работу в настоящее время четко организует
Департамент продовольственных ресурсов. В то же время в условиях продолжающегося спада АПК оче-
видна необходимость участия Москвы в восстановлении и развитии сельскохозяйственного и перераба-
тывающего производства регионов РФ в целях дополнительного обеспечения города отечественным
сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания. Эти функции предполагается возложить на Мосаг-
ропром.
Таблица 1
Регионы с максимальным объемом валовой продукции сельского хозяйства
N п/п N региона Название региона % от объемов РФ N п/п N региона Название региона % от объемов РФ
1 48 Краснодарский край 5,50 21 7 Ленинградская область 1,72
2 50 Ростовская область 3,91 22 26 Кировская область 1,64
3 51 Республика Башкортостан 3,67 23 32 Тамбовская область 1,57
4 34 Республика Татарстан 3,53 24 11 Брянская область 1,50
5 49 Ставропольский край 3,10 25 37 Пензенская область 1,46
6 60 Алтайский край 3,01 26 21 Тульская область 1,42
7 16 Московская область 2,96 27 61 Кемеровская область 1,40
8 29 Воронежская область 2,54 28 55 Пермская область 1,38
9 39 Саратовская область 2,45 29 31 Липецкая область 1,38
10 36 Волгоградская область 2,42 30 18 Рязанская область 1,38
11 54 Оренбургская область 2,32 31 40 Ульяновская область 1,36
12 62 Новосибирская область 2,31 32 17 Орловская область 1,32
13 63 Омская область 2,30 33 53 Курганская область 1,29
14 27 Нижегородская область 2,20 34 52 Удмуртская Республика 1,29
15 71 Красноярский край 2,17 35 65 Тюменская область 1,25
16 38 Самарская область 2,06 36 20 Тверская область 1,21
17 28 Белгородская область 1,86 37 25 Чувашская Республика 1,19
18 57 Свердловская область 1,85 38 19 Смоленская область 1,14
19 58 Челябинская область 1,80 39 74 Иркутская область 1,01
20 30 Курская область 1,75 ИТОГО: 80,0
Создание Москвой системы, позволяющей эффективно участвовать в управлении сельхозпроизво-
дящими предприятиями, должно осуществляться в тесном сотрудничестве и при соблюдении обоюдовы-
годных интересов администраций регионов и их конкретных хозяйств (таблица 2). Схема взаимовыгод-
ного сотрудничества Мосагропрома и хозяйств регионов РФ, обеспечивающих стабильную поставку
продуктов питания в Москву, представлена на рис. 1. Адресное участие в восстановлении и перевоору-
жении конкретных хозяйств позволит вывести их на высокий технический уровень, обеспечивающий
выпуск достаточно большого количества продуктов питания для Москвы.
Участие ОАО "Мосагропром" в технико-экономическом развитии ряда хозяйств предполагает ин-
теграцию этих хозяйств в агрофирмы, нацеленные на выпуск определенного вида продуктов питания.
В каждую агрофирму будут входить хозяйства и предприятия, задача которых состоит в высокоэф-
фективном производстве определенного вида сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.
Как правило, в структуру агрофирмы предусматривается включение соответствующих НИИ и КБ, разра-
ботки которых позволят значительно расширить ассортимент и количество выпускаемой продукции, сни-
зить ее себестоимость и улучшить качество. В перспективе агрофирмы должны расширяться, включая в
свои структуры все новые хозяйства и предприятия, пожелавшие работать совместно с Мосагропромом.
Таблица 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА "МОСКОВСКАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОГРАММА НА 2000-2005 ГГ."
И УСЛОВИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Цель: Развитие сельскохозяйственных и перерабатывающих производств, обеспечивающих - стабильное получение относительно дешевых
продуктов питания для Москвы.
Задачи: - участие в развитии хозяйств и производство совместно с ними сельскохозяйственной продукции;
- создание мини-перерабатывающих производств непосредственно в хозяйствах, производящих сельскохозяйственную продукцию;
- создание в хозяйствах и малых городах торгово-закупочных домов "Мосагропром" с первичной переработкой продукции;
- адресное обеспечение отечественными продуктами питания социально незащищенных слоев населения г. Москвы.
- Наличие материально-технических и финансовых источников:
- средства московских и региональных инвесторов, а также иностранных фирм, желающих участвовать в Проекте;
- кредитование из бюджета города Москвы;
- кредитование из бюджетов регионов;
- средства Минсельхозпрода РФ;
- дотации и компенсации из федерального бюджета на поддержку АПК;
- льготное кредитование из спецфонда Минсельхозпрода РФ;
- средства в виде кредитов и займов, предоставляемых московскими, региональными и иностранными кредитными организациями;
активы Правительства Москвы, размещенные в регионах, в т.ч. выделенные им возвратные бюджетные ссуды.
Интересы Москвы:
- стабильное получение сельскохозяйственного сырья и продуктов питания из регионов РФ, обеспечивающее продовольственную незави-
симость Москвы от зарубежных поставщиков;
- создание дополнительных рабочих мест в Москве (создание одного рабочего места в сельском хозяйстве обеспечивает от 6 до 8 рабочих
мест в городе);
- сбыт продукции московских предприятий в регионы;
- обеспечение реальности возврата долгов регионов через поставки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.
Интересы хозяйств:
- получение средств на реконструкцию хозяйств и создание производств с внедрением новой техники и оборудования;
- получение оборотных средств;
- получение горюче-смазочных материалов (ГСМ), удобрений, химикатов и упаковочных материалов;
- возможность оплаты за использование электроэнергии и газа готовой продукцией;
- доступ к московскому рынку сбыта готовой продукции с помощью заказа г. Москвы;
- возможность создания рабочих мест в хозяйстве;
- получение торговой марки "Мосагропром";
- реклама Мосагропромом продукции хозяйств;
- получение научно-технической, коммерческой и социологической информации от Мосагропрома.
Интересы регионов:
- решение социальных проблем с помощью Москвы и привлекаемых ею инвестиций;
- возрождение сельскохозяйственного производства региона;
- создание перерабатывающего производства в регионе;
- создание дополнительных рабочих мест в регионе;
- установление прямых контактов с Правительством Москвы и его структурами, предприятиями и институтами города;
- получение объективной экономической, социологической, технической, коммерческой информации;
- гарантированный сбыт пищевой продукции хозяйств с помощью государственного заказа г. Москвы;
- возможность реструктуризации долгов Москве.
В процессе работы в этих агрофирмах будет накапливаться огромная научно-практическая инфор-
мация, в результате чего Мосагропром будет производить и реализовывать не только сельскохозяйствен-
ное сырье и пищевую продукцию, но и научные рекомендации, прогрессивные технологии и новое обо-
рудование для изготовления экологически чистых и относительно дешевых продуктов питания.
Вся деятельность Мосагропрома и привлеченных им хозяйств по производству сельскохозяйствен-
ного сырья и пищевой продукции будет строиться на основе Московской агропромышленной программы
на 2000-2005 гг., подлежащей рассмотрению на Московской городской Думе и утверждению Правитель-
ством Москвы.
Мосагропром будет действовать по ежегодно утверждаемому Правительством Москвы Плану агро-
промышленного комплекса Москвы. План будет четко предусматривать перечень научно-технических
разработок, обеспечивающих производство определенного ассортимента и количества пищевых продук-
тов.
Объединив материальные средства, научно-технические проекты, организационные и коммерческие
возможности инвесторов, Мосагропром сможет организовывать современное производство отечествен-
ных продуктов питания с адресной их поставкой, в первую очередь в больницы, школы и малообеспе-
ченным слоям населения.
Московская агропромышленная программа на 2000-2005 гг. позволит:
- возродить сельское хозяйство в ряде регионов РФ, и, в первую очередь, в Московской области;
- обеспечить производство и устойчивые поставки сельскохозяйственного сырья на перерабаты-
вающие предприятия Москвы;
- организовать глубокую переработку отдельных видов сельскохозяйственного сырья на месте его
производства;
- организовать выпуск экологически чистых отечественных продуктов питания;
- обеспечить заказами машиностроителей на изготовление перерабатывающего оборудования и
сельскохозяйственной техники;
- дать заказы ученым и конструкторам на создание новых технологических процессов и оборудова-
ния;
- создать сеть специализированных магазинов, торговых точек и пунктов общественного питания,
реализующих продукцию Мосагропрома;
- создать дополнительно рабочие места на селе и в городе;
Московская агропромышленная программа на 2000-2005 гг. может быть привлекательна для
отечественных и иностранных инвесторов. Она обеспечивает стройную систему вложения и возврата
средств в развитие производства продовольствия с адресной его поставкой определенным слоям населе-
ния г.Москвы.
2. УЧАСТИЕ МОСКВЫ В ВОССТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РЯДА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМПОРТА.
Обеспечение Москвы сельскохозяйственным сырьем продуктами питания является одной из
приоритетных проблем Правительства Москвы. Ежегодно в город поставляется значительное ко-
личество продовольствия, обеспечивающего стабильность потребительского рынка.
Москва-один из крупнейших городов в России, не имеющий своего сельского хозяйства вы-
нуждена закупать сельскохозяйственное сырье более чем в 46 регионах РФ (таблица 3) и во мно-
гих зарубежных странах.
Безусловно, было бы наиболее целесообразным закупать продовольствие в основном в Мос-
ковской области и близлежащих районах, но в настоящее время сельское хозяйство здесь находит-
ся в сложном положении и не может обеспечить потребности Москвы (таблица 4).
Таблица 3
ПОСТАВКИ
основных видов продовольствия в г. Москву из регионов России
Регионы Мясопродукты Рыба Молокопродукты Масло растит. Сахар Зерно и крупа
Алтайский край ?
Астраханская область ?
Белгородская область ? ? ? ? ?
Брянская область ? ? ?
Владимирская область ? ?
Волгоградская область ? ? ? ?
Вологодская область ? ?
Воронежская область ? ? ? ? ?
Ивановская область ?
Калининградская область ? ?
Калужская область ? ? ?
Камчатская область ?
Кировская область ? ?
Костромская область ? ?
Краснодарский край ? ? ? ? ?
Курганская область ?
Курская область ? ? ? ? ?
Липецкая область ? ? ? ?
Московская область ? ? ?
Мурманская область ?
Омская область ?
Оренбургская область ? ? ?
Орловская область ? ? ? ?
Пензенская область ? ? ? ?
Приморский край ?
Псковская область ?
Республика Башкортостан ? ?
Республика Калмыкия ? ?
Республика Карелия ?
Республика Марий Эл ? ?
Республика Мордовия ? ? ?
Республика Татарстан ?
Ростовская область ? ? ? ? ?
Рязанская область ? ? ?
Самарская область ? ?
Саратовская область ? ? ?
Сахалинская область ?
Смоленская область ? ?
Ставропольский край ? ? ? ? ?
Тамбовская область ? ? ? ? ?
Тверская область ? ?
Тульская область ? ? ?
Ульяновская область ?
Челябинская область ?
Чувашская Республика ? ?
Ярославская область ? ?
Таблица 4
Объемы закупаемого продовольствия г. Москвой в 2000 г.,
общее количество производимой и поставляемой городу сельскохозяйственной
продукции Московской областью
1 - N п/п
2 - Наименование закупаемого продовольствия г. Москвой в 2000 году
3 - Единица измерения
Объемы закупаемого в 2000 году продовольствия Москвой
4 - всего
5 - в т.ч. страховой запас
Объемы производимой Московской областью сельскохозяйственной и животноводческой продукции
6 - 1999г.
7 - планируется произвести в 2000г.
Объемы поставляемого Московской областью продовольствия г. Москве
8 - поставлено в 1999г.
9 - % к закупаемой продукции
10 - планируется поставить в 2000г.
11 - % к закупаемой продукции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Мясо и мясопрод.тыс.т 650 45,0 144,16 159,0* 25,5 3,9 28,0 4,3
2. Масло животное тыс.т 60 12,0 - - - - - -
3. Сыр тыс. тонн 15 - - - - - - -
4. Сухое молоко тыс.т 33 - - - - - - -
5. Цельномол. прод.тыс.т 520 - 798,2 813,2 230,0 44,2 230,0 44,2
6. Яйца млн. шт. 1400 - 1942,8 2000,0 1279,9 91,4 1400,0 100,0
7. Сахар тыс. тонн 500 28,5 - - - - - -
8. Зерно тыс. тонн 1200 120,0 132,8 400,0 - - - -
9. Масло растит. тыс.т 115 10,0 - - - - - -
10. рыбная продукция тыс.т 95** 7,0 - - - - 20,0 100,0
11 Картофель тыс.т 120 - 176,9 284,3 40,1 33,4 50,0 41,7
12. Овощная продукция тыс.т 230 - 258,4 337,8 199,4 86,7 225,0 97,8
ИТОГО 4938,0 225,5 3453,3 3676,3 1774,9 35,9 1953,0 39,6
Примечание: * - в числе производимого в 2000 г. 159,0 тонн мяса:
говядины - 70,0 тыс. тонн;
свинины - 25,0 тыс. тонн;
птицы - 64,0 тыс. тонн.
* * - в том числе 20 тыс. тонн продукции внутренних водоемов.
Создавшаяся обстановка обусловливает необходимость совместной работы Москвы
с Московской областью и близлежащими регионами по позициям:
п.1. "Мясо и мясопродукты" - в первую очередь по расширению к 2005 г. производства в три раза
мяса птицы.
п.5. "Цельномолочная продукция" - по увеличению производства к 2002 г. молока в 1,5 раза.
п.8. "Зерно" - по увеличению производства к 2005 г. в 2,8 раза.
п.11. "Картофель" - по увеличению производства к 2002 г. в 1,7 раза.
п.12. "Овощная продукция"
Для развития животноводства и птицеводства необходимо восстановление и развитие системы кор-
мопроизводства.
Для увеличения в 1,5 -3 раза в 2000 -2005 годы мяса, молока, зерна, картофеля, лука необходимо
использование всех достижений и опыта российской и мировой науки и практики, всего научного и
промышленного потенциала г. Москвы, Московской области и близлежащих регионов.
Для устойчивого получения сельскохозяйственной продукции необходимо восстановление и раз-
витие жизнедеятельности промышленных животноводческих, птицеводческих комплексов и теп-
личных комбинатов Московской области и близлежащих регионов.
Решение вышеперечисленных проблем требует:
- создания правовых и экономических условий для эффективного ведения Московской областью,
Москвой и близлежащими регионами РФ агропромышленного производства;
- комплексного решения социально-экономических и технических проблем сельскохозяйственных
районов Московской области и близлежащих регионов, улучшения их обслуживания, создания условий
производства и реализации в Москве их животноводческой и сельскохозяйственной продукции;
- поддержки всех категорий хозяйств, в том числе частных производителей сельскохозяйственной и
животноводческой продукции путем поставки им семян, элитного скота и птицы, химикатов, обслужива-
ния МТС.
Эффективная агропромышленная деятельность, направленная на обеспечение населения качествен-
ными отечественными продуктами питания, возможно при совместном участии в развитии сельскохозяй-
ственного производства, перерабатывающей промышленности, машиностроительных заводов, энергети-
ческих служб Москвы, Московской области и близлежащих регионов.
Эффективное развитие животноводства и растениеводства требует использования высокоурожай-
ных сортов семян, высокопродуктивных пород скота и птицы, высокоэффективных химикатов для борь-
бы с вредителями, удобрений, надежной и эффективной техники и оборудования.
Для достижения поставленных целей:
Необходимо создание вокруг г. Москвы промышленных животноводческих, птицеводческих и
растениеводческих комплексов, в том числе:
- в Медынском районе Калужской области Центра производства крупного рогатого скота мяс-
ной породы на основе американской технологии мясного скотоводства;
- в Рыбинском районе Ярославской области свиноводческого комплекса на 38 тыс голов скота с
использованием опыта американского, венгерского и китайского свиноводства;
- в Московской области птицеводческого комплекса на базе ряда птицефабрик и комбикормового
завода с использованием отечественного опыта и организационно-технических достижений венгерских,
немецких, американских и итальянских производителей птицы.
- в Зарайском районе Московской области научно-производственного комплекса по выращиванию
- суперэлитных и элитных семян зерновых культур, адаптированных к Подмосковной зоне на
основе разработок Научно-исследовательского института сельского хозяйства Центральных районов Не-
черноземной зоны РФ;
- картофеля на основе использования опыта Всероссийского института овощеводства, Всероссий-
ского института механизации (ВИМ), ГУП <Государственный научно-исследовательский и проектный
институт "ГИПРОНИИСЕЛЬПРОМ";
- лука на основе использования опыта Всероссийского научно-исследовательского института ово-
щеводства, а также австрийских, немецких и голландских фирм
Необходимо также создать:
- в Зерноградском районе Ростовской области Аграрно-производственный комплекс по выра-
щиванию пшеницы и сорго и в Сальском районе - агрофирмы по производству пшеницы, кукурузы,
и сои на основе передовой технологии и элитных семян Всероссийского научно-исследовательского ин-
ститута сорго и других зерновых культур;
- в Лев-Толстовском районе Липецкой области - Научно-производственный комплекс по произ-
водству зерна, гречки и кукурузы;
- в Зарайском районе Московской области, Медынском районе Калужской области, Лев-
Толстовском районе Липецкой области, Сальском и Зерноградском районах Ростовской области и Рес-
публике Мордовия - .машинно-технологические станции (МТС) для обработки земли и производства
продукции растениеводства.
Особое место отводится проблеме создания производства кормовых добавок в корм скоту и
птицы на основе отечественного сырья и вторичной продукции московских пищевых предприятий.
Ключевым вопросом в развитии сельскохозяйственного и животноводческого производства в целях
решения продовольственной проблемы должно быть производство фуражного и продовольственного
зерна.
Таким образом, концепция Московской агропромышленной программы на 2000 -2005 гг. нацелена
на разработку некоторых конкретных проблем, обеспечивающих восстановление и развитие сельскохо-
зяйственных и животноводческих производств ряда регионов РФ, в целях стабильного обеспечения Мо-
сквы отечественными продуктами питания.
Предусматривается создать вокруг Москвы "продовольственное кольцо", в котором должно разви-
ваться мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, производство молока, картофеля, овощей и
кормопроизводство. Производство продовольственного зерна планируется организовать с хозяйствами
южных регионов РФ.
Предусматриваются также конкретные меры по механизации растениеводства на основе создания
машинно-технологических станций (МТС) и по переработке сельскохозяйственного и животноводческо-
го сырья непосредственно у его производителей.
Наряду с решением ряда проблем сельскохозяйственного и животноводческого производства про-
граммой предусматривается комплекс мер по коррекции дефицита микронутриентов (витаминов и нату-
ральных веществ) в целях улучшения питания и здоровья детского и взрослого населения Московского
региона.
Московская агропромышленная программа предусматривает три этапа:
I этап. 2000 - 2001 гг. Научно- экспериментальный.
Сбор, анализ и использование передового опыта, новейших технологий и оборудования при выра-
щивании и переработке растениеводческой и животноводческой продукции. Привлечение к работе от-
раслевых и других НИИ, КБ, академий и иностранных фирм.
Проведение научно-производственного эксперимента в хозяйствах, расположенных в различных
почвенно-климатических зонах в целях уменьшения риска производства сельскохозяйственной продук-
ции.
Привлечение инвесторов для выполнения проектов.
II этап. 2002 - 2003 гг. Экспериментально - производственный.
Анализ результатов проведенной научно-экспериментальной работы в целях увеличения объемов
производимой продукции.
Проведение широкой экспериментально - практической работы по производству сельскохозяйст-
венной и животноводческой продукции в различных регионах РФ.
III этап. 2003 - 2005 гг. Производственный.
Широкое производство сельскохозяйственной и животноводческой продукции в объемах, равных
страховому запасу продовольствия города.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ МОСКОВСКОЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Производство Мосагропромом сельскохозяйственной и животноводческой продукции в ряде хо-
зяйств регионов РФ предусматривает использование научного и промышленного потенциалов г. Москвы.
Это позволяет организовать разведение и выращивание высокопродуктивного скота и птицы, высоко-
урожайных сортов зерновых культур и овощей.
Для выполнения программы растениеводства и животноводства, проведения селекционной работы и
последующего промышленного производства пищевой продукции будут использоваться новейшие тех-
нологии, оборудование и машинно-технологические станции (МТС). При этом основными направления-
ми работы будут:
1. Организация выращивания элитного скота мясной породы.
2. Техническое перевооружение птицефабрик Подмосковья.
3. Организация развития свиноводства.
4. Организация производства растениеводческой продукции - зерновых культур, картофеля, лука.
5. Организация производства пищевых добавок в корма для скота и птицы
6. Организация производства кормов для скота и птицы.
7. Создание машинно-технологических станций (МТС).
8. Научные разработки ОАО "Мосагропром"
Сводный перечень первоочередных проектов агропромышленной программы представлен в таблице 5.
Таблица 5
СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПРОЕКТОВ
Московской агропромышленной программы на 2000-2005 гг.
N п/п Наименование проекта Место внедрения Срок Объем производимой
(регион, хозяйство) год продукции в год
Количество, т
1 2 3 4 5
1. ЖИВОТНОВОДСТВО
1.1. Выращивание и переработка КРС мясной породы
Создание Центра мясного скотоводства по воспроизводству элитной Калужская область, 2000-2005 5000 голов КРС
мясной породы крупного рогатого скота на основе американской Медынский р-н элитной мясной
технологии и генетического материала породы на реализацию
1000 голов
на переработку
1.2. Выращивание, переработка и реализация свиней
Реконструкция и развитие свинокомплекса, имеющего в настоящее Ярославская область, 2000-2005 5 000,0 свинины
время 15000 животных в целях вывода его на проектную мощность - Рыбинский район
38000 голов свиней с последующим доведением до 54000 голов свиней свинокомплекс
ЗАО <Залесье>
1.3. Выращивание птицы в целях получения мяса и яйца
Переоснащение птицеводческого комплекса Подмосковья в целях Московская область 2000-2004 -
увеличения производства яйца и мяса птицы
1.4. Производство молочной продукции
Создание системы транспортировки молока московским потребителям Калужская область, 2000-2001 -
в крупно-объемной оборотной полимерной таре Медынский р-н,
КП "Романово", г. Москва
1 2 3 4 5
1.5. Производство корма
Производство кормовых добавок для скота и птицы с
использованием вторичного сырья московских предприятий. г. Москва 2000-2002 3 000,0
2. РАСТЕНИЕВОДСТВО
2.1. Выращивание и переработка зерна, подсолнечника, картофеля, лука
2.1.1 Создание агрофирмы "Моссальскагропром" по производству Ростовская область, 2000-2003 280 000,0 зерна,
зерна, подсолнечника и овощей Сальский район 5 000,0 подсолнечника,
2 000,0 овощей
2.1.2 Создание научно-производственного агропромышленного Ростовская область, 2000-2003 330 000,0
комплекса "Мосзерноградагропром" по производству зерна в Зерноградский р-н озимой пшеницы
Зерноградском районе Ростовской области. Всероссийский НИИ сорго и 16 500,0 - ячменя
других зерновых культур (ВНИИСЗК) 4 900,0 - кукурузы
ОПХ "Зерноградское" 2 100,0 сорго
2 800,0 риса
7 100,0 подсолнечника
2.1.3 Создание научно-производственного комплекса Московская область, 2000-2002 3 000,0 - элитного зерна
"Мосзарайскагропром" по выращиванию элитного семенного Зарайский р-н 4 000,0 - картофель
зерна, картофеля, лука 2 000,0 - лук
500,0 - морковь
3. РЫБОЛОВСТВО. РЫБОРАЗВЕДЕНИЕ. ПЕРЕРАБОТКА РЫБЫ.
3.1. Рыболовство
3.1.1Создание Балтийско -Приморской рыбопромысловой компании
Мосагропрома 2000-2001 30 000,0
3.1.2. Создание речного и прудового рыбопроизводящего комплекса Калужская область, 2000-2001 300,0
Медынский р-н
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
МОСАГРОПРОМА
4.1. Создание Машинно-технологического центра г.Зерноград 2000-2003 5 МТС
Мосагропрома (МТЦ Мосагропром) с региональными Ростовской области
машинно-технологическими станциями (МТС) Сальский р-н
Ростовской области
Лев-Толстовский р-н
Липецкой области
Медынский р-н
Калужской области
Зарайский р-н
Московской области
Республика Мордовия
5. НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ОАО <МОСАГРОПРОМ>
5.1. Разработка технологии и создание оборудования для ОПХ "Мерецково" 2000 -2001 3 000 т кормовых добавок
получения кормовых добавок для выращивания Зарайский р-н
сельскохозяйственных животных и птицы Московская обл.
5.2. Разработка технологии и оборудования для сепарации 2000 Производительность
семян злаковых и других сельскохозяйственных растений в до 5 тонн в год
целях повышения урожайности Хозяйства Сальского и
Зерноградского районов Ростовской области
5.3. Разработка технологии и организация опытно- Пищевое предприятие 2000 -2001 До 150 тонн в год
промышленного производства пищевых добавок на базе ВНИИМП
функционального назначения для предприятий молочной,
кондитерской и других отраслей промышленности
5.4. Разработка "Агропромышленной программы
г.Москвы на период до 2005 года" 2000
Схема производства основных видов продуктов питания МАП.
4. ФИНАНСОВАЯ СХЕМА
МОСКОВСКОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ
В период разбалансированности народного хозяйства Российской Федерации и ее АПК сложились
неблагоприятные условия для развития производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Это привело к резкому увеличению поставки в Россию импортных продовольственных товаров. В на-
стоящее время Москва закупает за рубежом 88% мяса и мясопродуктов, а также около 67% масла расти-
тельного и животного. Несмотря на все экономические трудности необходимо освободиться от зависимо-
сти поставщиков и посредников импортного продовольствия и начать восстанавливать и расширять агро-
промышленное производство.
Восстановление АПК в настоящее время должно вестись путем целенаправленного вложения
средств и инвестиций в приоритетные отрасли сельскохозяйственного пищеперерабатывающего произ-
водства на основе рациональных научно-технических решений, обеспечивающих население качествен-
ными продуктами питания.
Для решения этой задачи необходима серьезная государственная поддержка, осуществляемая
в форме целевых бюджетных инвестиций, амортизационных льгот, льготных кредитов и т.д. Одной из
реальных форм поддержки и развития АПК и перерабатывающих производств может быть привлечение
иностранных кредитов под гарантии правительства, в том числе и гарантии Правительства Москвы для
так называемых "связанных кредитов". Для условий АПК это может быть поставка перерабатывающего
оборудования и сельскохозяйственной техники. "Связанные кредиты" в настоящее время являются одним
из немногих иностранных источников поддержки реального сектора экономики. Зарубежное инвестиро-
вание позволит внедрить новые технологии и оборудование, а также методы организации в приоритетные
сельскохозяйственные и перерабатывающие производства.
При этом необходимо создание совместных производств с иностранными партнерами и инвестора-
ми с обеспечением условий заинтересованности их в конечном результате.
Таким образом, решение продовольственной проблемы на основе использования прогрессивных
технологий и оборудования, инвестиций иностранных и российских партнеров, целевого бюджетного
финансирования и льготных кредитов при создании приоритетных производств позволит увеличить вы-
пуск отечественной пищевой продукции, которая найдет сбыт в Москве и сотрудничающих с ней регио-
нах.
Производимые Мосагропромом совместно с рядом хозяйств сельскохозяйственное сырье и продо-
вольственные товары будут поставляться в Москву по схемам, отрабатываемым Департаментом продо-
вольственных ресурсов Правительства Москвы, а в социальную сферу - комитетами социальной защиты
населения г. Москвы, здравоохранения и образования согласно постановлению Правительства Москвы от
6 июля 1999 г. N 609 "О создании открытого акционерного общества "Мосагропром"
Организационно-финансовая схема Московской региональной агропромышленной программы на
2000 -2005 гг. с указанием источников материальных средств и инвестиций на ее осуществление пред-
ставлена на рис. 2.
Организационно-финансовая схема Московской агропромышленной программы
Приложение 1
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И КАЛОРИЙНОСТИ
ПОТРЕБЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЕМ ПИЩИ В ЦЕЛЯХ ВЫРАБОТКИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ
ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
Для оценки суммарного социального эффекта от потребления продуктов питания и выработки ме-
роприятий по улучшению качества питания населения Московского региона проведен анализ средней ка-
лорийности 100 г каждого из основных продуктов питания и сделан расчет потребления сельхозпродук-
тов на душу населения и их калорийность в Московском регионе с учетом состояния проблемы по регио-
нам Российской Федерации (таблица 6).
Произведен расчет суммарной калорийности (в килокалориях на одного человека в год) основных
девяти наименований пищевых продуктов.
Для оценки социальной значимости показателей (таблица 6) проведено сравнение калорийности
пищи, потребляемой населением, с калорийностью продуктов питания, включенных в продовольствен-
ную корзину (таблица 7). В этой таблице калорийность по группам продуктов (в 100 г) рассчитана по
средневзвешенным данным калорийности отдельных продуктов, входящих в состав каждой группы.
Таблица 6
Потребление сельхозпродуктов на душу населения и их калорийность в Московском регионе
с учетом состояния проблемы по регионам Российской Федерации
(на 1 чел.)
Картофель - 80 кал на 100 г; Мясо - 198,9 кал на 100 г; Молоко - 94,1 кал на 100 г; Рыба - 106 кал на 100 г; Сахар - 374 кал на 100 г; Растительное масло - 847,3 кал на
100 г; Овощи - 36,1 кал на 100 г; Хлебные продукты - 222,7 кал на 100 г; Яйца - 157 кал на 100 г.
Регион Картофель Мясо Молоко Рыба Сахар Раст. масло Овощи Хлеб Яйца Всего
кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал кг/год Ккал Ккал
1. Европейский Север 111 88,8 47 93,5 194 182,6 13 13,8 30 112,2 5,9 50,0 60 21,7 104 231,6 202 2,2 796,3
1 Республика Карелия 82 65,6 50 99,5 220 207,0 16 17,0 32 119,7 6,5 55,1 64 23,1 100 222,7 244 2,7 812,2
2 Республика Коми 91 72,8 50 99,5 200 188,2 12 12,7 30 112,2 6,5 55,1 60 21,7 93 207,1 184 2,0 771,2
3 Архангельская область 89 71,2 41 81,5 167 157,1 14 14,8 28 104,7 5,6 47,4 47 17,0 109 242,7 163 1,8 738,4
4 Ненецкий авт. округ - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5 Вологодская область 217 173,6 57 113,4 264 248,4 10 10,6 32 119,7 5,8 49,1 75 27,1 132 294,0 257 2,8 1038,7
6 Мурманская область 53 42,4 38 75,582 121 113,861 17 18,02 26 97,24 5,4 45,7542 54 19,494 80 178,16 176 1,91664 592,4
2. Северо-запад 104 83,2 56 111,4 237 223,0 9 9,5 30 112,2 8,1 68,6 68 24,5 112 249,4 229 2,5 884,4
7 Санкт-Петербург 61 48,8 57 113,4 228 214,5 8 8,5 29 108,5 8,3 70,3 52 18,8 105 233,8 222 2,4 819,0
8 Ленинградская область 135 108,0 53 105,4 208 195,7 12 12,7 29 108,5 7,8 66,1 88 31,8 121 269,5 273 3,0 900,6
9 Новгородская область 202 161,6 48 95,5 245 230,5 11 11,7 29 108,5 7,9 66,9 82 29,6 110 245,0 168 1,9 951,1
10 Псковская область 205 164,0 59 117,4 341 320,9 9 9,5 31 115,9 7,0 59,3 109 39,3 136 302,9 232 2,6 1131,8
11 Калининградская область 87 69,6 57 113,373 286 269,126 10 10,6 29 108,46 5,9 49,9907 85 30,685 80 178,16 257 2,8 832,79
3. Центральный район 121 96,8 60 119,3 270 254,1 12 12,7 33 123,4 7,5 63,5 78 28,2 115 256,1 203 2,2 956,4
12 Брянская область 197 157,6 60 119,3 315 296,4 12 12,7 34 127,2 5,7 48,3 75 27,1 120 267,2 251 2,8 1058,6
13 Владимирская область 139 111,2 42 83,5 194 182,6 8 8,5 29 108,5 7,7 65,2 114 41,2 117 260,6 207 2,3 863,5
14 Ивановская область 110 88,0 46 91,5 229 215,5 6 6,4 30 112,2 7,9 66,9 70 25,3 133 296,2 230 2,5 904,4
15 Калужская область 177 141,6 58 115,4 272 256,0 8 8,5 28 104,7 5,0 42,4 81 29,2 103 229,4 267 2,9 930,0
16 Костромская область 163 130,4 54 107,4 317 298,3 8 8,5 30 112,2 6,8 57,6 141 50,9 117 260,6 372 4,1 1030,0
17 Москва 62 49,6 72 143,2 256 240,9 16 17,0 32 119,7 8,7 73,7 66 23,8 109 242,7 193 2,1 912,7
18 Московская область 87 69,6 59 117,4 284 267,2 13 13,8 31 115,9 7,9 66,9 64 23,1 105 233,8 214 2,4 910,2
19 Орловская область 191 152,8 66 131,3 287 270,1 8 8,5 50 187,0 5,4 45,8 77 27,8 147 327,4 291 3,2 1153,7
20 Рязанская область 182 145,6 59 117,4 318 299,2 10 10,6 32 119,7 5,3 44,9 83 30,0 146 325,1 284 3,1 1095,6
21 Смоленская область 230 184,0 60 119,3 315 296,4 9 9,5 39 145,9 6,6 55,9 103 37,2 126 280,6 230 2,5 1131,4
22 Тверская область 150 120,0 45 89,5 297 279,5 7 7,4 32 119,7 7,0 59,3 82 29,6 129 287,3 301 3,3 995,6
23 Тульская область 237 189,6 56 111,4 232 218,3 8 8,5 34 127,2 6,9 58,5 68 24,5 109 242,7 231 2,5 983,2
24 Ярославская область 120 96 48 95,472 264 248,424 9 9,54 28 104,72 7,6 64,3948 134 48,374 117 260,559 250 2,8 930,3
4. Волго-Вятский район 168 134,4 52 103,4 291 273,8 7 7,4 28 104,7 7,2 61,0 76 27,4 130 289,5 230 2,5 1004,3
25 Республика Марий Эл 204 163,2 70 139,2 351 330,3 5 5,3 31 115,9 8,6 72,9 87 31,4 120 267,2 191 2,1 1127,6
26 Республика Мордовия 194 155,2 59 117,4 332 312,4 8 8,5 33 123,4 5,1 43,2 67 24,2 127 282,8 244 2,7 1069,8
27 Чувашская Республика 215 172,0 53 105,4 330 310,5 9 9,5 26 97,2 4,6 39,0 63 22,7 135 300,6 179 2,0 1059,1
28 Кировская область 160 128,0 62 123,3 309 290,8 7 7,4 28 104,7 5,4 45,8 119 43,0 133 296,2 222 2,4 1041,5
29 Нижегородская область 139 111,2 40 79,6 247 232,4 8 8,5 26 97,2 9,2 78,0 64 23,1 129 287,3 257 2,8 920,0
5. Центральное Черноземье 164 131,2 58 115,4 282 265,4 8 8,5 46 172,0 8,7 73,7 94 33,9 143 318,5 241 2,7 1121,3
30 Белгородская область 167 133,6 64 127,3 337 317,1 9 9,5 46 172,0 9,8 83,0 81 29,2 147 327,4 293 3,2 1202,4
31 Воронежская область 122 97,6 53 105,4 255 240,0 7 7,4 46 172,0 10,9 92,4 79 28,5 137 305,1 246 2,7 1051,1
32 Курская область 169 135,2 56 111,4 302 284,2 9 9,5 47 175,8 6,2 52,5 108 39,0 156 347,4 233 2,6 1157,6
33 Липецкая область 194 155,2 56 111,4 259 243,7 9 9,5 46 172,0 7,0 59,3 119 43,0 139 309,6 212 2,3 1106,0
34 Тамбовская область 205 164,0 64 127,3 274 257,8 8 8,5 44 164,6 7,2 61,0 100 36,1 139 309,6 209 2,3 1131,1
6. Поволжье 120 96,0 57 113,4 277 260,7 9 9,5 31 115,9 8,0 67,8 80 28,9 126 280,6 231 2,5 975,3
35 Республика Калмыкия 24 19,2 97 192,9 232 218,3 3 3,2 26 97,2 5,3 44,9 51 18,4 111 247,2 145 1,6 843,0
36 Республика Татарстан 154 123,2 60 119,3 334 314,3 5 5,3 33 123,4 8,3 70,3 64 23,1 126 280,6 274 3,0 1062,6
37 Астраханская область 82 65,6 53 105,4 193 181,6 21 22,3 31 115,9 8,6 72,9 107 38,6 121 269,5 165 1,8 873,6
38 Волгоградская область 71 56,8 57 113,4 241 226,8 8 8,5 27 101,0 7,7 65,2 102 36,8 130 289,5 230 2,5 900,5
39 Пензенская область 179 143,2 51 101,4 302 284,2 7 7,4 40 149,6 5,9 50,0 54 19,5 117 260,6 185 2,0 1017,9
40 Самарская область 96 76,8 49 97,5 223 209,8 9 9,5 29 108,5 7,3 61,9 47 17,0 125 278,4 210 2,3 861,6
41 Саратовская область 121 96,8 56 111,4 311 292,7 12 12,7 27 101,0 11,0 93,2 126 45,5 130 289,5 212 2,3 1045,0
42 Ульяновская область 157 125,6 61 121,3 295 277,6 6 6,4 32 119,7 6,4 54,2 85 30,7 124 276,1 313 3,4 1015,0
7. Северный Кавказ 76 60,8 44 87,5 208 195,7 8 8,5 35 130,9 8,2 69,5 90 32,5 118 262,8 175 1,9 850,1
43 Республика Адыгея 98 78,4 43 85,5 199 187,3 5 5,3 36 134,6 8,2 69,5 134 48,4 109 242,7 177 2,0 853,7
44 Республика Дагестан 53 42,4 33 65,6 152 143,0 8 8,5 36 134,6 5,4 45,8 67 24,2 126 280,6 95 1,0 745,7
45 Республика Ингушетия 53 42,4 28 55,7 202 190,1 4 4,2 34 127,2 5,5 46,6 41 14,8 93 207,1 22 0,2 688,3
46 Кабар.-Балкарская Респ. 80 64,0 35 69,6 287 270,1 4 4,2 30 112,2 6,3 53,4 78 28,2 111 247,2 180 2,0 850,9
47 Карачаево-Черкес. Респ. 146 116,8 57 113,4 333 313,4 3 3,2 31 115,9 7,1 60,2 67 24,2 101 224,9 205 2,3 974,2
48 Рес.Сев.Осетия - Алания 79 63,2 45 89,5 231 217,4 3 3,2 33 123,4 6,5 55,1 55 19,9 103 229,4 120 1,3 802,3
49 Чеченская Республика - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
50 Краснодарский край 87 69,6 50 99,5 223 209,8 13 13,8 42 157,1 9,5 80,5 131 47,3 126 280,6 200 2,2 960,3
51 Ставропольский край 74 59,2 56 111,4 233 219,3 7 7,4 34 127,2 10,5 89,0 85 30,7 131 291,7 300 3,3 939,1
52 Ростовская область 81 64,8 44 87,5 216 203,3 9 9,5 34 127,2 9,2 78,0 84 30,3 125 278,4 157 1,7 880,6
8. Урал 116 92,8 57 113,4 259 243,7 7 7,4 30 112,2 7,0 59,3 70 25,3 126 280,6 232 2,6 937,3
53 Республика Башкортостан 118 94,4 68 135,3 308 289,8 4 4,2 30 112,2 5,7 48,3 49 17,7 138 307,3 264 2,9 1012,1
54 Удмуртская Республика 188 150,4 55 109,4 283 266,3 5 5,3 26 97,2 5,2 44,1 92 33,2 128 285,1 235 2,6 993,6
55 Курганская область 132 105,6 61 121,3 306 287,9 7 7,4 27 101,0 6,6 55,9 84 30,3 119 265,0 156 1,7 976,2
56 Оренбургская область 102 81,6 57 113,4 324 304,9 4 4,2 26 97,2 7,6 64,4 80 28,9 120 267,2 179 2,0 963,9
57 Пермская область 129 103,2 51 101,4 220 207,0 8 8,5 30 112,2 7,7 65,2 99 35,7 130 289,5 235 2,6 925,4
58 Коми-Пермятский АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
59 Свердловская область 107 85,6 52 103,4 216 203,3 10 10,6 29 108,5 7,9 66,9 65 23,5 116 258,3 250 2,8 862,9
60 Челябинская область 84 67,2 55 109,4 228 214,5 8 8,5 28 104,7 7,0 59,3 53 19,1 125 278,4 223 2,5 863,7
9. Западная Сибирь 142 113,6 51 101,4 274 257,8 7 7,4 30 112,2 6,8 57,6 67 24,2 133 296,2 225 2,5 973,0
61 Республика Алтай 114 91,2 79 157,1 349 328,4 3 3,2 28 104,7 6,0 50,8 56 20,2 113 251,7 162 1,8 1009,1
62 Алтайский край 173 138,4 56 111,4 323 303,9 8 8,5 30 112,2 6,2 52,5 80 28,9 155 345,2 245 2,7 1103,7
63 Кемеровская область 131 104,8 41 81,5 232 218,3 14 14,8 27 101,0 7,4 62,7 46 16,6 144 320,7 225 2,5 923,0
64 Новосибирская область 156 124,8 56 111,4 293 275,7 9 9,5 28 104,7 7,1 60,2 80 28,9 110 245,0 243 2,7 962,9
65 Омская область 128 102,4 60 119,3 391 367,9 9 9,5 33 123,4 6,7 56,8 80 28,9 132 294,0 180 2,0 1104,2
66 Томская область 138 110,4 50 99,5 222 208,9 11 11,7 32 119,7 6,0 50,8 75 27,1 117 260,6 218 2,4 891,0
67 Тюменская область 126 100,8 41 81,5 190 178,8 13 13,8 30 112,2 6,9 58,5 56 20,2 130 289,5 228 2,5 857,8
68 Ханты-Мансийский АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
69 Ямало-Ненецкий АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
10. Восточная Сибирь 172 137,6 58 115,4 235 221,1 11 11,7 25 93,5 6,4 54,2 62 22,4 121 269,5 164 1,8 927,1
70 Республика Бурятия 110 88,0 58 115,4 173 162,8 9 9,5 22 82,3 5,2 44,1 32 11,6 132 294,0 111 1,2 808,8
71 Республика Тыва 39 31,2 61 121,3 173 162,8 3 3,2 21 78,5 7,4 62,7 15 5,4 114 253,9 108 1,2 720,2
72 Республика Хакасия 138 110,4 62 123,3 281 264,4 11 11,7 24 89,8 5,6 47,4 145 52,3 115 256,1 228 2,5 958,0
73 Красноярский край 199 159,2 64 127,3 279 262,5 13 13,8 26 97,2 5,8 49,1 68 24,5 118 262,8 184 2,0 998,5
74 Таймырский АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
75 Эвенкийский авт. округ - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
76 Иркутская область 205 164,0 48 95,5 200 188,2 12 12,7 24 89,8 8,0 67,8 57 20,6 130 289,5 187 2,1 930,1
77 Усть-Ордынский Бурят.АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
78 Читинская область 136 108,8 58 115,4 247 232,4 7 7,4 26 97,2 5,6 47,4 52 18,8 108 240,5 97 1,1 869,1
79 Агинский Бурятский АО - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
11. Дальний Восток 121 96,8 52 103,4 180 169,4 16 17,0 31 115,9 7,2 61,0 68 24,5 102 227,2 148 1,6 816,8
80 Республика Саха (Якутия) 80 64,0 79 157,1 250 235,3 10 10,6 34 127,2 6,4 54,2 58 20,9 119 265,0 129 1,4 935,7
81 Еврейская авт. область 140 112,0 37 73,6 154 144,9 8 8,5 37 138,4 8,1 68,6 47 17,0 103 229,4 109 1,2 793,5
82 Чукотский авт. округ - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
83 Приморский край 105 84,0 43 85,5 160 150,6 21 22,3 37 138,4 7,1 60,2 55 19,9 89 198,2 157 1,7 760,6
84 Хабаровский край 154 123,2 50 99,5 181 170,3 16 17,0 26 97,2 8,4 71,2 95 34,3 116 258,3 162 1,8 872,8
85 Амурская область 188 150,4 44 87,5 162 152,4 11 11,7 28 104,7 6,6 55,9 79 28,5 121 269,5 137 1,5 862,1
86 Камчатская область 95 76,0 62 123,3 198 186,3 23 24,4 25 93,5 7,4 62,7 90 32,5 90 200,4 147 1,6 800,7
87 Корякский авт. округ - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
88 Магаданская область 68 54,4 55 109,4 194 182,6 23 24,4 33 123,4 6,7 56,8 52 18,8 96 213,8 105 1,2 784,7
89 Сахалинская область 98 78,4 51 101,4 184 173,1 17 18,0 29 108,5 7,1 60,2 55 19,9 87 193,7 172 1,9 755,1
ИТОГО: 124 99,2 55 109,4 253 238,1 9 9,5 32 119,7 7,4 62,7 76 27,4 121 269,5 214 2,4 937,9
Таблица 7
Расчет калорийности продуктов, включенных в продовольственную корзину и
калорийности среднего фактического количества потребляемых населением
продуктов питания
На 1 чел. в год
Фактическое среднее потребление
Продукты Расч. норма , В 100 г Прод.kop., По РФ По Москве
кг Ккал Ккалх103 кг ккалх103 кг калх103
1. Хлебные продукты. Всего 169,8 222,7 378,1 118,0 262,8 118,0 262,8
1 Хлеб ржано-пшеничный 68,7 181 124,3 - -
2 Хлеб пшеничный 62,9 231 145,3 - -
3 Мука пшеничная 19,5 233 45,4 - -
4 Пшено 9,8 348 34,1 - -
5 Вермишель 5,2 322* 16,7 - -
6 Рис 3,7 330 12,2 - -
2. Мясные продукты. Всего 26,7 198,9 53,1 50,0 99,5 69,0 137,2
7 Птица 17,5 183 32,0 - -
8 Говядина 8,4 218 18,3 - -
9 Колбаса вареная 0,45 257 1,2 - -
10 Колбаса полукопченая 0,35 461 1,6 - -
3. Молочные продукты. Всего 139,4 94,1 131,1 229,0 215,5 265,0 249,4
11 Молоко 123,1 61 75,1 - -
12 Творог 9,9 232 23,0 - -
13 Масло животное 2,5 748 18,7 - -
14 Сыр 2,3 360 8,3 - -
15 Сметана 1,6 381 6,1 - -
4. Жиры растительные. Всего 9,6 847,3 81,3 8,4 71,2 10,8 91,5
16 Масло растительное 6,4 899 57,5 - -
17 Маргарин 3,2 744 23,8 - -
5. Яйца. Всего 10,6 157 16,6 14,7 23,1 14,5 22,8
18 Яйца 151 шт. 157 16,6 210 шт. - 206 шт.
6. Рыба. Всего 11,7 106 12,4 9,0 9,5 14,0 14,8
19 Рыба мороженая 11,7 106 12,4 - -
7. Сахар. Всего 20,7 374 77,4 33,0 123,4 31,0 115,9
20 Сахар 20,7 374 77,4 - -
8. Картофель 124,2 80 99,4 130,0 104,0 57,0 45,6
9. Овощи и фрукты. Всего 113,4 36,1 40,9 112,0 40,4 116,0 41,9
21 Морковь 37,5 33 12,4 - -
22 Лук репчатый 28,4 43 12,2 - -
23 Капуста свежая 28,1 27 7,6 - -
24 Яблоки 19,4 45 8,7 - -
ИТОГО на 1 чел.:
в год 626,1 142,2 890,4 704,1 949,4 695,3 981,9
в сутки 1,72 - 2,44 1,93 2,60 1,90 2,69
Ранжирование регионов по энергии Таблица 8
Из приведенных данных следует, что в целом по Российской Федерации средняя калорийность
пищи фактически приходящаяся на одного человека составляет 949,4 тыс. Ккал в год, а по Москве 981,9
тыс. Ккал в год, при калорийности продовольственной корзины 890,4 тыс. Ккал в год.
По отдельным группам продуктов калорийность пищи выглядит следующим образом:
- по РФ в целом калорийность пищи выше норм продовольственной корзины при потреблении
мясных и молочных продуктов, яиц, сахара и картофеля, но ниже нормы при потреблении хлебо-
продуктов, жиров и рыбы;
- по Москве калорийность пищи выше нормы продовольственной корзины при потреблении всех
продуктов, кроме хлебных и картофеля.
Наряду с вышеизложенным, большой интерес представляет сравнение калорийности пищи, потреб-
ляемой населением отдельных регионов РФ, с калорийностью пищи, рекомендованной медицинскими
нормами (таблицы 8 и 9), в которых приводятся рекомендуемые величины потребления энергии (в кило-
калориях в сутки) для пяти групп населения регионов РФ с различной интенсивностью труда.
Таблица 9
КАЛОРИЙНОСТЬ ПИЩИ ПО ГРУППАМ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРУДА (ГИТ)
(Мужчины и женщины от 18 до 59 лет по нормам (средние данные))
ГИТ Группа населения в сутки, в год, Кол-во Население, % от общ.
Ккал Ккал х 103 регионов млн. чел. числ.
1. Работники преимущественно умственного труда (врачи, педагоги, 1800-2450 775,6 6 5,9 4,1
операторы, диспетчеры и др.) Средняя 2125
2. Работники, занятые легким физическим трудом (швейники, 2100-2800 894,3 22 24,2 35,5
агрономы, медсестры, санитары, работники сферы Средняя 2450
обслуживания и др.)
- Расчетная норма по продовольственной корзине (ПК)
Заголовок:
Распоряжение МэраN 757-РМ
Дата:
2000-07-17
Позиционируется в разделах:
Потребительский рынок >> Продовольственные ресурсы