ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 июня 1998 г. N 465-ПП
О Программе развития и совершенствования
парикмахерских услуг в г.Москве на
1998-2000 годы
В целях обеспечения дальнейшего развития парикмахерских услуг и
удовлетворения потребностей населения в этом виде обслуживания
Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Программу развития и совершенствования
парикмахерских услуг в г.Москве на 1998-2000 годы (приложение).
2. Префектам административных округов во II квартале 1998 года
разработать и утвердить соответствующие программы по округам, исходя
из реального спроса населения на парикмахерские услуги и необходимости
постепенного достижения нормативного уровня обеспеченности услугами по
районным Управам.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы, руководителя Департамента
потребительского рынка и услуг В.И.Малышкова, префектов
административных округов.
П.п.И.о.Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольский
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 июня 1998 г. N 465-ПП
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
В Г. МОСКВА НА 1998-2000 ГОДЫ
(основные положения)
Москва - 1998
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ в г. Москва. 1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ. 10
2.1. Ассортимент, качество и цены. 10
2.2. Модели потребления. 13
2.3. Типы предприятий и предпринимателей. 15
3.0 ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ. 20
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ. 22
4.1. Прогноз развития сферы парикмахерских услуг. 22
4.2. Основные направления развития парикмахерских услуг. 24
4.2.1. Развитие инфраструктуры. 24
4.2.2. Нормативно-правовое регулирование
и механизмы стимулирования подотрасли. 26
4.2.3. Поддержка развития предпринимательства. 28
4.2.4. Подготовка кадров. 28
4.2.5. Поддержка малых предпринимателей,
профессиональных союзов и объединений. 29
4.2.6. Механизмы социальной поддержки
малообеспеченных москвичей. 30
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА. 31
6. ПРОЕКТ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
"ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ в г. Москва на 1998-2000 гг." 34
1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
в г. МОСКВЕ
Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее востребуе-
мых в повседневном быту горожан, и, поэтому, являются самыми мас-
совыми в Москве. Этот сектор услуг занимает наибольший объем на
рынке бытового обслуживания населения и, на данный момент, предс-
тавлен 749 парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и
другими негосударственными предприятиями, составляющими 1/6 от
общего числа предприятий сервиса. Количество работающих в данной
сфере также является максимальным среди всех подотраслей бытового
обслуживания населения: здесь трудится почти 11 тысяч человек, -
четверть из всех задействованных в отрасли.
Кроме того, имеется, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч па-
рикмахеров и косметологов - индивидуалов, практикующих в частном
порядке без соблюдения процедуры обязательной регистрации в госу-
дарственных органах. Это увеличивает фактический объем парикма-
херских и косметических услуг, реализованных населению, по мнению
экспертов, на 25-35 %.
Темпы роста объемов реализованных парикмахерских услуг зна-
чительно не изменились, и на данный момент подотрасль уверено
занимает 6 место на рынке бытового обслуживания населения, предс-
тавляя 3,7 % от общего объема бытовых услуг ( рисунок 1 ).
В основном сохранилась производственная база сферы парикма-
херских услуг: 5 % предприятий занимает отдельно стоящие здания,
Рисунок 1.
площадью свыше 1000 кв. метров; 85 % - размещаются на площадях от
100 кв. метров и выше, как правило, на первых этажах жилых домов
(встроено-пристроечные помещения), при банно-прачечных комбина-
тах, гостиницах, общежитиях, вокзалах, крупных предприятиях.
Большинство помещений, занимаемых парикмахерскими и косметически-
ми кабинетами, находятся в хорошем состоянии.
За период 1996 - 1997 гг., в городе было открыто 72 новых
парикмахерских и косметических салона, создано 1080 рабочих мест,
реконструировано 100 предприятий на 1500 рабочих мест (см. табли-
цу 1).
В создании новых предприятий активно участвуют ведущие евро-
пейские, американские и французские фирмы, такие как, - "Велла",
"Барберс", "Жак Дессанж" и другие. Примерно третья часть предпри-
ятий работает на европейском уровне, используя лучшее зарубежное
оборудование, парфюмерно-косметические материалы и технологии.
Высока привлекательность сферы парикмахерских услуг по срав-
нению с другими видами предпринимательской деятельности. Предпри-
ниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские даже в
самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что
парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабель-
ных в сфере бизнеса бытового обслуживания. Здесь уровень рента-
бельности предприятий достигает 50-70 % (минимально - 15 %), а
окупаемость вложенных средств составляет 1,5-2 года.
В городе "заложен фундамент" системы материально - техничес-
кого снабжения предприятий парикмахерских услуг: активно функцио-
нируют коммерческие организации, поставляющие парфюмерно -
косметические материалы, инструменты, оборудование ведущих зару-
бежных фирм; они же, как правило, осуществляют его ремонт и
техобслуживание.
Высокий уровень профессионализма мастеров парикмахерского
дела - определяющий фактор и гарантия качества оказываемых услуг.
Базовое обучение мастеров в Москве поставлено на хорошем уровне,
- функционирует специализированная система подготовки и перепод-
готовки кадров, включающая в себя:
- ГУП "Учебно-производственный комбинат бытовых услуг" (УПК)
Департамента потребительского рынка и услуг;
- Академию парикмахерского искусства Союза парикмахеров России;
- Государственную Академию сферы быта и услуг;
Таблица 1
Создание новых и реконструкция действующих предприятий
сферы парикмахерских и косметических услуг в 1995-1997 годах.
---------------T--------T------T------T--------------------+
| Показатели | 1995 г |1996г.|1997г.|Всего за 1995-97 гг.|
+--------------+--------+------+------+--------------------+
|1.Открыто | | | | |
| новых | | | | |
| предприятий | 16 | 35 | 37 | 88 |
+--------------+--------+------+------+--------------------+
|2.Число рабо- | | | | |
| чих мест на | | | | |
| новых | | | | |
| предприятиях| 240 | 525 | 555 | 1320 |
+--------------+--------+------+------+--------------------+
|3.Количество | | | | |
| реконструи- | | | | |
| рованных | | | | |
| предприятий | 43 | 63 | 37 | 143 |
+--------------+--------+------+------+--------------------+
|4.Число рабо- | | | | |
| чих мест на | | | | |
| реконструи- | | | | |
| рованных | | | | |
| предприятиях| 645 | 945 | 555 | 2145 |
L--------------+--------+------+------+---------------------
- Московский художественно-педагогический колледж технологий
и дизайна;
- Колледж парикмахерского искусства Nо 315;
- а также, различные школы и курсы, действующие на коммерческой
основе.
Данная инфраструктура фактически обеспечивает кадровые пот-
ребности сферы парикмахерских услуг, как количественно, так и ка-
чественно: за 1996 год было обучено 2500 человек.
Помимо этого, на регулярной основе проводятся семинары с
участием ведущих специалистов парикмахерских, косметических
фирм-производителей, имеющих мировую известность. Начиная с 1996
года постоянно проходят городские, окружные конкурсы парикмахерс-
кого мастерства.
Традиционным стало проведение в Москве международных фести-
валей парикмахерского искусства и декоративной косметики "Мир
красоты", международных специализированных выставок парфюмерии и
косметики "ИнтерШарм". В 1997 году организован международный про-
фессиональный форум " Технологии красоты ", в 1998 году состоя-
лись I чемпионат Москвы и III олимпиада парикмахерского искусства
и декоративной косметики.
Все вышесказанное указывает на то, что современное положение
в сфере парикмахерских услуг в Москве является довольно стабиль-
ным и отвечающим, в целом, основным запросам горожан. Так, по
данным проведенных социологических исследований, степень удов-
летворения спроса населения на парикмахерские услуги находится в
пределах 80 %. По нормативу же, обеспеченность в данном виде ус-
луг - 69 %.
Такое расхождение обусловлено тем, что порядка 11-12 % опро-
шенных москвичей, испытывающих потребность в услугах парикмахерс-
ких, в силу ряда причин не пользуются ими (оценка значимости при-
чин приведена в таблице 2). Ликвидация данного дисбаланса и явля-
ется одной из основных задач реализации перспективной программы
развития и совершенствования парикмахерских услуг в столице.
Таблица 2
Причины неудовлетворенной потребности
в парикмахерских и косметических услугах
----------------------------------------------------------------+
| Факторы, определяющие уровень неудовлетворения потребности |
+-------T-----------T---------------T-----------T--------T------+
|Высокие|Отсутствие |Территориальная| Неудобный | Низкое |Плохое|
|цены на|предприятий| недоступность | режим |качество|обслу-|
|услуги | (%) | предприятий | работы | услуг | жива-|
| (%) | | (%) |предприятия| (%) | ние |
| | | | (%) | | (%) |
+-------+-----------+---------------+-----------+--------+------+
| | | | | | |
| 38 | 1.3 | 2.2 | 3.7 | 19.5 | 7.2 |
L-------+-----------+---------------+-----------+--------+-------
Как видно из таблицы, главным препятствием для потребителей
услуг, относящихся к группам населения с низким и отчасти со
средним уровнем доходов, являются высокие цены на услуги парикма-
херских. Это выдвигает на первый план в данной программе проблему
обеспечения ценовой доступности этого вида услуг для всех групп
населения за счет разумного компромисса между ценой и качеством
услуги при обязательно высоком уровне самого обслуживания, разви-
тия оптимальной типологии предприятий, ориентированных на группы
населения с разным уровнем достатка, а также, за счет реализации
мер по социальной поддержке наиболее малообеспеченной части горо-
жан.
Так же необходимо отметить, что существующая сеть предприя-
тий подотрасли характеризуется значительной неравномерностью в
размещении по территории города. Так, если в Центральном адми-
нистративном округе уровень обеспеченности парикмахерскими услу-
гами по отношению к нормативу составляет 135 %, то в Северо-Вос-
точном - 69 %,а в Восточном - 68 % (таблица 3, рис. 2).
Таблица 3.
Количество предприятий и рабочих мест в сфере парикмахерских
и косметических услуг по округам
----T---------------------------T-----------T----------------------T-------------------T----------------+
| No| Административные округа |Численность|Фактическое количество|Количество раб.мест| Обеспеченность |
| | | населения | | |рабочими местами|
| | | +------------T---------+--------T----------+----------T-----+
| | | |Предприятия | Рабочие | По нор-|Отклонение|Фактически|Ранг |
| | | | | | мативу | от | от норма-| |
| | | | | | |норматива | тива (%) | |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 1.| Центральный | 603 | 144 | 1225 | 905 | 321 | 135 | 1 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 2.| Северный | 886.7 | 64 | 1280 | 1330 | -50 | 96 | 3 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 3.| Западный | 952.4 | 63 | 1100 | 1429 | -329 | 77 | 5 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 4.| Восточный | 1200 | 144 | 1225 | 1800 | -575 | 68 | 9 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 5.| Южный | 1322 | 75 | 1500 | 1983 | -483 | 76 | 6 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 6.| Юго-Восточный | 862.4 | 60 | 982 | 1294 | -312 | 76 | 6 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 7.| Юго-Западный | 1021.4 | 70 | 1282 | 1532 | -250 | 84 | 4 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 8.| Северо-Восточный | 1091 | 72 | 1130 | 1637 | -507 | 69 | 8 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| 9.| Северо-Западный | 669 | 40 | 735 | 1004 | -269 | 73 | 7 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
|10.| Зеленоградский | 202.8 | 17 | 318 | 304 | 14 | 105 | 2 |
+---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+-----+
| | ИТОГО | 8810.7 | 749 | 10777 | 13216 | -2439 | 82 | |
L---+---------------------------+-----------+------------+---------+--------+----------+----------+------
Рисунок 2.
Особенно существенное отставание от нормативов обеспеченнос-
ти парикмахерскими услугами наблюдается в районах новой жилой
застройки (Выхино-Жулебино, Митино, Новокосино, Южное Бутово,
Восточное Дегунино и Марьино и др.). При этом, по данным социоло-
гических обследований, большинство потребителей пользуется услу-
гами парикмахерских по месту проживания. В первую очередь, это
касается малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, многодет-
ные семьи).
Это объясняется, как объективными причинами, типа закономер-
ных тенденций размещения объектов городской инфраструктуры, так и
субъективными, - вызванными условиями современной ситуации, -
сокращение числа предприятий в период негативной экономической
ситуации (до 1996 года), бурный рост города при несколько меньших
темпах развития территориальной структуры подотрасли, и др.
Поэтому, проблема обеспечения территориальной доступности
населению города парикмахерских услуг является не менее важной
перспективной задачей развития подотрасли; причем организацион-
но-экономические механизмы ее решения должны быть нацелены, преж-
де всего, на формирование соответствующей потребностям города се-
ти предприятий, обслуживающих массового потребителя.
Целенаправленное и скоординированное развитие данных направ-
лений совершенствования сферы парикмахерских услуг в Москве долж-
но стать основой реализуемых Правительством города мероприятий по
оптимизации работы данной подотрасли, как непременного элемента
общего комплекса развития муниципальной сферы услуг.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
2.1. Ассортимент, качество и цены
Если в 1990 г. средняя парикмахерская услуга составляла в
среднем 0,2% от месячного дохода жителя города, то в 1997г. - уже
порядка 6%. При том, что 46 % москвичей имеют душевой доход менее
1000 руб. в месяц (в масштабе 1998 г. ), мужская стрижка в парик-
махерской стоит в среднем 70-90 руб., а женская 100-120 руб.
При таком соотношении доходов и цен возникает ситуация, ког-
да значительная группа населения не может воспользоваться услуга-
ми парикмахерских или вынуждена ограничивать число своих посеще-
ний, а загрузка парикмахерских, по оценкам руководителей предпри-
ятий, составляет в среднем 48 %, что является одним из самых низ-
ких показателей в сфере бытового обслуживания.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
* рост себестоимости услуг при резком (в 3-5 раз) увеличе-
нии в ее составе доли, приходящейся на коммунальные пла-
тежи, аренду помещений, начислений на зарплату и плате-
жей по различным налогам. Действующие ставки арендной
платы для парикмахерских (180 руб./кв. м) не дифференци-
рованы по территории города. Они не учитывают значитель-
ных различий в рентабельности предприятий, расположенных
в центре и на окраинах, и не оказывают стимулирующего
воздействия на создание предприятий в отдаленных новых
районах жилой застройки;
* высокие стартовые цены выкупа прав аренды или собствен-
ности на нежилые помещения; как правило, в недостроенных
зданиях и в отдаленных районах, а также, общая нехватка
нежилых помещений для открытия новых предприятий отрица-
тельно сказываются на развитии подотрасли и усилении
конкурентной борьбы за потребителя как важного фактора
регулирования цен и повышения качества обслуживания.
* парикмахерские испытывают неравную конкуренцию со сторо-
ны индивидуалов, большая часть из которых не зарегистри-
рована и не выплачивает налоги со своей деятельности;
имеет место также "теневой" оборот в самих парикмахерс-
ких и косметических салонах. Это факторы негативно ска-
зываются на себестоимости и ценах на парикмахерские ус-
луги.
Указанные причины свидетельствуют о необходимости осущест-
вления комплексных мер по обеспечению ценовой доступности услуг
парикмахерских, включая поддержку притока новых предпринимателей,
гибкую фискальную политику, консолидацию и усиление контроля за
деятельностью парикмахеров-индивидуалов и т.д.
Данные проведенных социологических исследований свидетельст-
вуют о том, что порядка 12% потребителей не удовлетворены качест-
вом услуг парикмахерских, а 38% считает, что цена на парикмахерс-
кие услуги не соответствует их качеству и объему работ. Последний
показатель самый высокий среди всех подотраслей бытового обслужи-
вания, причем это мнение практически полностью совпадает у потре-
бителей со средним и низким уровнем доходов, пользующимся услуга-
ми обычных парикмахерских и салонов.
Это означает, что данный тип предприятий является наиболее
проблемным и требует особого внимания при разработке программы
развития подотрасли.
От решения проблемы "цена-качество" для предприятий, обслу-
живающих массового потребителя, во многом зависят перспективы
роста спроса населения на парикмахерские и косметические услуги.
Об этом свидетельствуют результаты опросов потребителей и руково-
дителей предприятий (таблицы 4 и 5).
Обращает на себя внимание мнение руководителей о необходи-
мости расширения ассортимента и повышения качества услуг своих
предприятий, как важнейших условий для привлечения дополнительно-
го контингента потребителей. С точки зрения парикмахерского биз-
неса, факторы ассортимента и качества также тесно связаны с поло-
жением, которое занимает данная фирма в иерархии предприятий сфе-
ры парикмахерских и косметических услуг, с контингентом клиентов
и, как следствие, с уровнем рентабельности.
Таблица 4
Намерения потребителей с различным уровнем дохода
чаще пользоваться парикмахерскими услугами
---T----------------------T-------------------------------------+
|Nо|Условия предоставления| Удельный вес (%) желающих чаще поль-|
| | услуг | зоваться услугами в зависимости от |
| | | уровня дохода |
| | +-----------T-------------T-----------+
| | | Низкий | Средний | Высокий |
+--+----------------------+-----------+-------------+-----------+
|1.| Более низкие цены | 64,3 | 58,0 | 10,8 |
| | | | | |
|2.| Более высокое | | | |
| | качество услуг | 16,3 | 30,5 | 51,4 |
| | | | | |
|3.| Расположение | | | |
| | предприятий в микро- | | | |
| | районе проживания | 7,1 | 4,8 | 2,7 |
L--+----------------------+-----------+-------------+------------
Таблица 5
Мнение руководителей предприятий о мерах,
необходимых для увеличения спроса на услуги парикмахерских
-------T--------------T-------------------------T---------------+
| Меры | Снизить цены | Улучшить качество | Создать больше|
| | | и расширить ассортимент | предприятий |
+------+--------------+-------------------------+---------------+
| | | | |
| (%) | 39,1 | 65,2 | 4,4 |
L------+--------------+-------------------------+----------------
2.2. Модели потребления
В структуре денежных расходов населения Москвы на оплату то-
варов и услуг на долю парикмахерских приходится в среднем 0,08%
(21,1 тыс. руб. в расчете на одного жителя в 1996 г.). Однако эта
средняя величина по разному распределяется между группами населе-
ния с различным уровнем доходов.
Результаты проведенных социологических исследований позволя-
ют выделить три основные группы потребителей, в семейных бюджетах
которых абсолютные размеры и доля расходов на оплату парикмахерс-
ких и косметических услуг занимают принципиально разное место:
* низкодоходная или малообеспеченная (со среднедушевым
доходом до 700 руб. в месяц на 1 члена семьи), удельный
вес которой, в общей численности населения, составляет
по данным официальной статистики (за 9 месяцев 1997г.)
порядка 31%;
* среднедоходная (от 700 до 2000 руб.) - 32%;
* высокодоходная (свыше 2000 руб. в месяц на 1 члена
семьи) - 37%.
Соответственно можно выделить три модели потребления парик-
махерских услуг различными слоями населения Москвы, относящихся к
указанным доходным группам:
1 модель. В рамках первой модели реализуются базовые парик-
махерские услуги, максимально дешевые. Это модель потребления ма-
лообеспеченных групп населения, пользующихся этой услугой доста-
точно редко (раз в 2-3 месяца и реже).
При этом средняя стоимость услуги составляет 25 рублей. Та-
ким образом, первая модель, по существу, представляет собой форму
социальной защиты низкодоходных групп населения. В ней можно вы-
делить группу пенсионеров с пенсией 300-350 рублей в месяц, кото-
рые нуждаются в особой социальной защите, вплоть до предоставле-
ния ряда услуг на безвозмездной основе.
Сюда же можно отнести самообслуживание парикмахерско-косме-
тическими услугами, оказываемое в рамках семьи. Таким способом, в
большей или меньшей степени, пользуются фактически все слои насе-
ления, независимо от их принадлежности к той или иной доходной
группе.
2 модель. Во второй модели реализуется более широкий спектр
парикмахерских услуг и более высокого качества. Модель охватывает
60-70 % потенциальных клиентов, в основном относящихся к средне
доходной группе москвичей, и лишь частично, - к малообеспеченным
жителям. В рамках этой модели, в основном, получают услуги гости
столицы. Частота пользования услугой - выше, примерно 1 раз в ме-
сяц. Средняя стоимость услуги - 80-100 рублей.
3 модель. Здесь представлены самые сложные, комплексные и
качественные парикмахерско-косметические услуги, ориентированные
на наиболее состоятельных клиентов. Такой моделью пользуются не
более 10-15% жителей города.
Частота использования этой модели - наиболее высокая: 2-3
раза в месяц. При этом средняя стоимость услуги достаточно высока
и колеблется в пределах 200-600 рублей.
Анализ показывает, что дальнейшее совершенствование парикма-
херского обслуживания в рамках указанных моделей связано с реше-
нием следующих основных проблем:
--------------------T-------------------------------------------+
|Модель потребления | Мероприятия |
+-------------------+-------------------------------------------+
| 1 модель | Создание механизма оказания услуг мало- |
|(малообеспеченные | обеспеченным группам населения: |
| жители) | * идентификация потребностей; |
| | * изыскание финансовых средств для |
| | реализации мероприятий; |
| | * создание специализированной |
| | инфраструктуры; |
| | * разработка и введение в правовое про- |
| | странство пакета нормативных документов|
| | Налаживание регулярного обслуживания |
| | малообеспеченных граждан. |
L-------------------+--------------------------------------------
--------------------T-------------------------------------------+
| 2 модель | Обеспечение территориальной и ценовой |
| (средний класс) | доступности парикмахерских услуг. |
| | Расширение ассортимента. |
| | Повышение качества и безопасности услуг. |
| | Освоение новых технологий обслуживания. |
+-------------------+-------------------------------------------+
| 3 модель | Дальнейшее расширение ассортимента и |
| (группа с высоким | повышение качества услуг с выходом на |
| доходом) | эксклюзивный уровень. |
L-------------------+--------------------------------------------
2.3. Типы предприятий и предпринимателей
Указанные выше модели реализуются в рамках, по крайней мере,
пяти типов предприятий и предпринимателей.
Отнесение предприятий к той или иной группе действующими
нормативными документами не регламентируется. Однако, по мнению
руководителей предприятий, а также обществ защиты потребителей -
необходимо ввести такую категорийность предприятий; это же пре-
дусматривается новым ГОСТом. Все парикмахерские можно разделить
по следующим группам:
1 группа. Первая группа предприятий предоставляет наибо-
лее сложные, комплексные и качественные парикмахерско-косметичес-
кие услуги. Потенциально в этой группе предприятий могут обслужи-
ваться 10-15% жителей города.
Прежде всего, это элитные салоны-люкс, ориентированные на
наиболее обеспеченных жителей города. Сейчас в Москве функциони-
руют 50-60 салонов высшего класса. Среди них можно выделить нес-
колько эксклюзивных салонов, которые в работе опираются на техно-
логии ведущих зарубежных фирм-производителей оборудования и парфю-
мерно-косметических материалов. Это в частности, - Центр красоты
Долорес Кондрашовой, салон "Аида" (немецкая фирма "Велла"), Центр
эстетики и здоровья "Валентина" - салон "Сити Лукс" (американская
фирма "Барберс"), салоны "Московский цирюльник" (испанская фирма
"Ромеро"), "Волшебница" (французская фирма "Жак Дессанж"), "Шик",
"Фигаро" (немецкая фирма "Шварцкопф"), "Этуаль", "Флоранна"
(французская фирма "Ив-Роше").
В таких эксклюзивных салонах, фактически, происходит слияние
традиционного парикмахерско-косметического обслуживания с лечеб-
но-оздоровительным.
Салоны-люкс отличаются широким выбором услуг (не менее
15-20), включающим в себя косметические и консультационные, в том
числе, - одно из последних новшеств, - подбор прически с помощью
ЭВМ, а также, богатым ассортиментом парфюмерно-косметических ма-
териалов. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр,
педикюр, наращивание ногтей, имеется кабинет психологической
разгрузки и т.д.
Каждый клиент имеет собственного мастера, обслуживание про-
изводится в салоне или на дому у клиента. Мастера, как правило,
имеют квалификацию международного класса и проходят подготовку в
специализированных учебных центрах, стажируются в зарубежных са-
лонах.
Соответственно в этих салонах самый высокий уровень цен:
250-300 рублей - мужская прическа, 300-900 - женская, услуги на
дому - 0,5-1,5 тысячи рублей.
Уровень рентабельности таких элитных салонов-парикмахерских
достигает 50-80 %.
2 группа. В Москве имеется около 400 салонов-парикмахерских,
стремящихся приблизиться к уровню обслуживания салонов-люкс, где
цены на обслуживание ниже на 20-30%. В них используется качест-
венное фирменное оборудование и материалы и работает достаточно
квалифицированный персонал.
Эта группа предприятий ориентируется на наиболее широкий
круг клиентов, относящихся, в основном, к среднему классу (40-50%
жителей города).
3 группа. Основой этой группы является сеть из 200 обычных
парикмахерских, предоставляющих 3-4 вида услуг. Такие предприятия
используют в работе оборудование и парфюмерно-косметические мате-
риалы среднего уровня качества и ассортимента. Их основная клиен-
тура - малообеспеченные слои населения и часть граждан со средни-
ми доходами (25-30 % от числа москвичей).
Уровень цен на предоставляемые услуги здесь доступен подав-
ляющему числу жителей города. Так, минимальная стоимость мужской
прически в настоящее время составляет 25 рублей, средняя - 70-90
руб. Женская стрижка обойдется минимально в 30-40 рублей, а, в
среднем, в 100 рублей. Верхний уровень цены зависит от сложности
и качества парикмахерских услуг.
Рентабельность таких предприятий - 20-30%.
4 группа. Четвертая группа предприятий представляет парикма-
херские услуги малообеспеченным группам населения. Основу этой
группы составляют специализированные парикмахерские, созданные
при Центрах социальной защиты населения и действующие парикмахер-
ские, имеющие договоренность с районными управами по обслуживанию
малообеспеченных групп населения. Сюда же можно отнести ГУП
"Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания".
В Москве имеется 111 Центров социального обслуживания. При
32 Центрах предоставляются бесплатные парикмахерские услуги пенси-
онерам и инвалидам, посещающим отделения дневного прибывания и
обслуживаемым на дому отделами социального обслуживания. В год
обслуживается около 5ООО человек.
65% действующих парикмахерских по договоренности с районными
управами предоставляют малообеспеченным жителям Москвы парикмахер-
ские услуги по льготным ценам (талонам). Стоимость услуги не пре-
вышает 20-25 руб. В год обслуживается около 100 000 человек.
На базе Учебно-производственного комбината бытового обслужи-
вания силами учащихся ежегодно обеспечиваются бесплатными и очень
дешевыми услугами (по цене не более 5 руб.) малоимущие пенсионеры,
инвалиды Великой Отечественной войны, организуется выездное
обслуживание в детских домах, домах престарелых, войсковых частях.
В четвертой группе, по оценкам экспертов, получают парикма-
херские услуги не более 1-2% от общего числа жителей города.
5 группа. Пятую группу составляют 3-5 тысяч частно практику-
ющих парикмахеров и косметологов. В основном, они предоставляют
базовые парикмахерские и косметические услуги, не требующие слож-
ного оборудования.
В отдельную подгруппу парикмахеров необходимо отнести масте-
ров-индивидуалов, обслуживающих домашних животных - кошек, собак.
Как правило, эти работы производятся на дому у заказчиков.
Индивидуальные предприниматели в сфере парикмахерских услуг
обязаны иметь патент. Однако для этой группы не созданы механизмы
проверки квалификации, а также контроля качества и безопасности
предоставляемых услуг.
Основные проблемы развития различных типов предприятий сос-
тоят в следующем:
-------------------T--------------------------------------------+
| Типы предприятий | Мероприятия на 1998-2000 гг. |
+------------------+--------------------------------------------+
| I группа - | Открытие 1-2 салонов нового поколения |
| салоны люкс | в каждом округе. |
| | Развитие салонов-люкс, как центров парик- |
| | махерского искусства и законодателей моды.|
| | Организация подготовки и переподготовки |
| | кадров высшей квалификации. |
| | Создание художественного совета. |
| | Организация постоянно действующих выставок,|
| | а также конкурсов. |
+------------------+--------------------------------------------+
| II группа - | Повышение качества и ассортимента услуг. |
| салоны- | Внедрение быстрых технологий обслуживания |
| парикмахерские | высокого качества. |
| | Создание базовых экспериментальных салонов-|
| | парикмахерских, как модели обслуживания |
| | (по одной в каждом округе). |
| | Открытие филиалов в крупных центрах |
| | торгово-бытового обслуживания населения. |
| | Переход на упрощенную систему налого- |
| | обложения. |
+------------------+--------------------------------------------+
| III группа - | Расширение сети парикмахерских. |
| обычные | Повышение качества и ассортимента услуг. |
| парикмахерские | Внедрение доступных по цене технологий |
| | быстрого обслуживания. |
| | Перевод части парикмахерских в категорию |
| | салонов-парикмахерских. |
| | Налаживание работы по обслуживанию |
| | малообеспеченных граждан. |
| | Переход на упрощенную систему налого- |
| | обложения. |
L------------------+---------------------------------------------
-------------------T--------------------------------------------+
| | Создание пунктов парикмахерского обслужива-|
| | ния населения в местах, наиболее часто |
| | посещаемых жителями и гостями города. |
+------------------+--------------------------------------------+
| IV группа - | Организация сети муниципальных |
| муниципальные | парикмахерских. |
| парикмахерские | Создание правого и экономического механиз- |
| | мов обслуживания малообеспеченных групп |
| | населения. |
+------------------+--------------------------------------------+
| V группа - | Консолидация индивидуальных мастеров, |
| индивидуальные | формирование групп ассоциированных работ- |
| мастера | ников для работы с салонами-парикмахер- |
| | скими, обычными и муниципальными |
| | парикмахерскими. |
| | Разработка механизма контроля за |
| | деятельностью мастеров-индивидуалов. |
L------------------+---------------------------------------------
3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
Главной задачей развития сферы парикмахерских услуг является
повышение уровня обслуживания населения, приближение его к миро-
вым стандартам. Парикмахерское искусство - это часть общей куль-
туры общества, и одновременно, - обеспечение гигиены и здоровья
населения.
Многие московские парикмахерские уже соответствуют или пре-
вышают мировой уровень профессионализма, московские мастера экс-
тра-класса завоевывают почетные места на российских, европейских,
мировых конкурсах, являются признанными законодателями моды. Од-
нако, необходимо существенно расширить объем услуг высокого ка-
чества, готовить парикмахеров мирового уровня. Так как кадры мас-
теров высшей квалификации, как правило, черпаются из сети обычных
парикмахерских, необходимо развивать данный профессиональный ба-
зис.
Вторая задача - обеспечение ценовой и территориальной дос-
тупности парикмахерских услуг за счет создания количества рабочих
мест в сфере парикмахерских услуг, необходимого для удовлетворе-
ния спроса. На первом этапе эта задача должна решаться на основе
применения уточненных нормативов обеспеченности населения бытовы-
ми услугами.
Наконец, третья задача - создание системы обеспечения парик-
махерскими услугами малообеспеченных слоев населения. Данная
проблема пока находится на начальном этапе своего разрешения, и,
в первую очередь, требует нормативно-правового обеспечения вопро-
са, а также изыскания соответствующих финансовых ресурсов.
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить
следующие вопросы:
* поддержка и развитие частнопредпринимательской деятель-
ности;
* обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и
качеству предоставляемых услуг;
* обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий
сферы парикмахерских услуг;
* создание благоприятных условий для дальнейшего развития
предпринимательской инициативы в сфере парикмахерских
услуг, развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;
* создание механизма по реализации ценовой доступности па-
рикмахерских услуг для малообеспеченных граждан;
* повышение роли и ответственности районных управ в обес-
печении населения парикмахерскими услугами.
В этой связи необходимо реализовать комплекс организационных
и экономических мер, которые позволят районным управам более
предметно заниматься сферой услуг.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
4.1. Прогноз развития сферы парикмахерских услуг
Программа развития и совершенствования парикмахерских услуг
в г. Москва на 1998-2000 гг. разработана на основе прогнозируемых
оценок темпа роста объемов реализации данного вида услуг в сопос-
тавимых ценах к 2000г. на уровне 185-195% при среднегодовом темпе
прироста порядка 24 %.
В соответствии с расчетными показателями, подготовленными
Департаментом потребительского рынка и услуг, совместно с префек-
турами, за этот период предполагается открыть 61 новое предприя-
тие по оказанию парикмахерских услуг на 915 рабочих мест и ре-
конструировать 103 предприятия на 1545 рабочих мест (таблица 6,
рис 2 и 3). Расчетные размеры производственных площадей новых
предприятий в целом по городу составляют 3,7 тыс. кв. м.
Предложения программы по созданию новых предприятий подот-
расли, подготовленные с учетом ресурсных ограничений на возможное
использование нежилых помещений в районах, даже при условии сох-
ранения всех действующих предприятий обеспечивают рост числа ра-
бочих мест к 2000 г. по сравнению с уровнем 1997 г. лишь на 5,1
%. Вероятно, фактический рост будет несколько меньшим за счет вы-
бытия некоторой части предприятий. Кроме того, при усилении конт-
роля за деятельностью и доходами парикмахеров и косметологов -
индивидуалов следует ожидать перераспределение объемов услуг меж-
ду индивидуальным и коллективным (предприятия) секторами рынка в
пользу последнего.
В этой связи, исходя из реального спроса населения на парик-
махерские услуги и необходимости достижения нормативного уровня
обеспечения услугами по районам, префектурам административных ок-
ругов определить комплекс мер направленных на создание новых, ре-
конструкцию и модернизацию действующих парикмахерских.
Финансирование развития сферы парикмахерских услуг осущест-
вляется за счет собственных средств предприятий.
Таблица 6.
Расчетные показатели создания новых и реконструкции действующих предприятий
сферы парикмахерских и косметических услуг на 1998-2000 годы.
-------T----------------------------------------------T-------------------------------------------+
| No | Административные округа | Количество предприятий намечается |
| | +-----------------------T-------------------+
| | | создать | реконструировать |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 1. | Центральный | 6 | 3 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 2. | Северный | 10 | 11 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 3. | Северо-Восточный | 3 | 8 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 4. | Северо-Западный | 6 | 10 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 5. | Восточный | 5 | 28 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 6. | Южный | 5 | 15 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 7. | Юго-Восточный | 16 | 7 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 8. | Юго-Западный | 4 | 12 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 9. | Западный | 6 | 8 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| 10. | Зеленоградский | - | 1 |
+------+----------------------------------------------+-----------------------+-------------------+
| | ИТОГО | 61 | 103 |
L------+----------------------------------------------+-----------------------+--------------------
4.2. Основные направления развития парикмахерских услуг
4.2.1. Развитие инфраструктуры
В предстоящие три года, за счет открытия новых предприятий и
развития конкуренции, необходимо решить вопросы существенного по-
вышения качества парикмахерских и косметических услуг.
Намечается достигнуть более полную обеспеченность услугами
парикмахерских по всем административным округам. Значительная ра-
бота в этом направлении предстоит в Восточном, Северо-Западном, и
Северо-Восточном округах, где в настоящее время обеспеченность
этими услугами составляет всего 68-73 %. Для достижения норматив-
ных показателей, согласно Постановлению Правительства Москвы от
31.03.98 года No 248, необходимо создать 61 новое и реконструиро-
вать 103 действующих предприятия подторасли.
Рисунок 3.
Финансирование создания новых и реконструкции действующих
предприятий в сфере парикмахерских услуг должно осуществляться за
счет средств самих предприятий.
По предварительным данным, на создание новых и реконструкцию
действующих предприятий в ближайшие три года будет направлено
около 40 млн. рублей из средств предприятий и инвесторов, заинте-
ресованных в развитии сферы парикмахерских услуг. Окончательные
объемы капитальных вложений уточнятся при разработке окружных и
районных программ развития сферы парикмахерских услуг, как сос-
тавной части бытового обслуживания населения, на период 1998-2000
годов.
Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в
новых районах массовой жилой застройки, а также парикмахерских,
предоставляющих услуги по социально доступным ценам. Для таких
предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых помещений
на условиях целевого конкурса и предоставление кредитов Моском-
займа на льготных условиях при наличии рекомендации Департамента
потребительского рынка и услуг.
В целях поддержки развития указанных видов услуг возможно в
рамках соответствующих окружных программ долевое финансирование
создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет средс-
тв Фонда занятости, финансирование создания малых предприятий в
новых районах массовой жилой застройки за счет средств, выделен-
ных в городском бюджете на поддержку малого предпринимательства и
внебюджетных фондов префектур и управ.
4.2.2. Нормативно-правовое регулирование
и механизмы стимулирования подотрасли
Государственное регулирование сферы парикмахерских услуг
включает систему нормативно-правовых документов, механизмов под-
держки, стимулирования подотрасли и организационных структур уп-
равления.
Это определяет следующие задачи:
1. Реализация требований утвержденного в 1998 году
Государственного стандарта по качеству и безопасности
парикмахерских услуг.
2. Разработка проекта ГОСТа на косметические услуги и
утверждение его в установленном порядке.
В порядке эксперимента возможно применение международ-
ных ГОСТов на протяжении 2-3 лет на московском рынке
бытовых услуг.
3. Создание системы обязательной сертификации парикмахерс-
ких услуг.
В соответствии с постановлением Правительства РФ услуги
парикмахерских подлежат обязательной сертификации на
соответствие требованиям безопасности.
В связи с этим, необходимо совместно с Госстандартом РФ
завершить разработку системы сертификации данных ус-
луг, а затем утвердить ее в установленном порядке.
Сейчас эта работа проводится Департаментом потребитель-
ского рынка и услуг с участием научно-исследователь-
ских организаций города и Союзом парикмахеров и косме-
тологов г. Москвы. Предусматривается, что во 2-ой по-
ловине 1998 года все парикмахерские должны пройти обя-
зательную сертификацию. В систему также войдет обяза-
тельная сертификация парикмахерско-косметологических
материалов и оборудования, фирм занимающихся его
ремонтом и обслуживанием, подготовкой и переквалифика-
цией кадров.
4. Контроль за проведением обязательной сертификации услуг
парикмахерских.
С точки зрения безопасности и контроля качества парик-
махерских услуг, необходимо не только наличие норма-
тивно-правовых документов, но и их знание и применение
персоналом предприятий и индивидуальными мастерами.
Должны быть созданы центры экспертизы для оказания ква-
лифицированной правовой помощи потребителям услуг при
возникновении конфликтов и рассмотрения жалоб клиен-
тов.
Также, крайне необходимо разработать под руководством
Департамента потребительского рынка и услуг единые
правила предоставления населению парикмахерских услуг.
4.2.3. Поддержка развития предпринимательства
1. Отсутствие помещений - главное ограничение в дальнейшем
улучшении территориальной доступности парикмахерских. Поэтому
следует создать предпринимателям лучшие условия в плане предос-
тавления помещений, что сократит сроки окупаемости.
Предоставление нежилых помещений для вновь создаваемых
предприятий, оказывающих парикмахерские услуги, производить сог-
ласно Генеральному плану развития Москвы и проектов детальной
планировки массовой жилой застройки на условиях целевого конкурса
по согласованию с префектурами.
Принимая во внимание, что территориальная доступность парик-
махерских для населения связана с дефицитом помещений, префекту-
рам административных округов предусмотреть первоочередное предос-
тавление предпринимателям нежилых помещений для их развития.
2. Издание специального сборника - "Все парикмахерские Моск-
вы".
4.2.4. Подготовка кадров
При создании высокопрофессиональной подотрасли парикмахерс-
ких услуг, первоочередное значение имеет необходимость качествен-
ного образования , как первоначального, так и последующего.
Основные направления развития профессионального образования:
- качество профессионального обучения;
- требования к профессиональному обучению;
- цели и задачи профессионального образования.
Для этого предусматривается:
1. Формирование системы профессиональной подготовки и по-
вышения квалификации кадров подотрасли парикмахерских
и косметических услуг.
2. Создание координационного совета по профессиональному
обучению.
3. Организация профессионального центра подготовки кадров
по следующим направлениям:
а) базовое образование;
б) повышение квалификации;
в) дополнительное экономическое образование;
г) проведение обязательной аттестации специалистов;
д) подготовка кадров для осуществления сертификации.
4. Создание центра экспертизы качества парикмахерских
услуг.
5. Организация информационно-консультационного центра
поддержки развития МП в сфере парикмахерских услуг.
6. Поддержка и проведение конкурсов, фестивалей профессио-
нального мастерства различного уровня.
7. Демонстрация оборудования, парфюмерно-косметических
материалов в рамках постоянно действующей экспозиции.
4.2.5. Поддержка малого предпринимательства,
профессиональных союзов и объединений
1. Продолжить работу по консолидации отрасли по профессио-
нальному признаку. Уже созданы: Союз парикмахеров Москвы, Совет
парикмахеров и косметологов, Гильдия парикмахеров, РОО "Содру-
жество парикмахеров".
Начать работу по консолидации 3-5 тысяч индивидуальных мас-
теров, оказывающих парикмахерские и косметические услуги на дому.
2. Необходимо осуществить систему мер, направленных на под-
держку предпринимателей и коммерческих структур в сфере парикма-
херских услуг путем льготного кредитования. Особенно это относит-
ся к предприятиям 2 группы.
Должны быть созданы более благоприятные условия для органи-
зации собственного дела в сфере парикмахерских услуг и облегчения
начального периода функционирования новых предприятий. В частнос-
ти, целесообразно ввести целевое финансирование в форме льготных
кредитов, которые могут предоставляться через территориальные
Фонды занятости, поскольку связаны с созданием новых рабочих
мест, прежде всего, в отдаленных районах и трудоустройством нера-
ботающих женщин.
Другой вариант предоставления целевых кредитов - из бюджет-
ных средств в пределах кредитных квот, направляемых муниципальным
фондом поддержки МП в административных округах через московский
Фонд поддержки малого предпринимательства для реализации заданий
и проектов территориальных программ поддержки малого предпринима-
тельства.
4.2.6. Механизмы социальной поддержки
малообеспеченных слоев населения
1. Формирование механизмов использования внебюджетных фондов
для финансирования сферы парикмахерских услуг.
2. Создание муниципальных парикмахерских там, где это необ-
ходимо, или при Центрах социальной защиты населения по мере изыс-
кания средств на эти цели.
Модель может быть реализована на базе создаваемых муници-
пальных предприятий и Учебно-производственного комбината. С этой
целью в каждом округе (районе) устанавливается предельная величи-
на категории малоимущих, при достижении которой рассматривается
вопрос о создании муниципальной парикмахерской или парикмахерской
при Центре социальной защиты.
Другим вариантом может быть выделение лимита обслуживания
социально незащищенных москвичей в существующих парикмахерских по
установленным районными управами расценкам. В настоящее время эта
форма наиболее активно используется в районах.
5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА
Программой предусматривается, что центр тяжести работы по
организации работы парикмахерских переместится в районы, а финан-
сирование будет осуществлено за счет средств самих предприятий.
В целях повышения роли и усиления контроля за разработкой и
реализацией организационно-технических мероприятий необходимо оп-
ределенное расширение прав районных управ.
В частности, в порядке эксперимента в рамках 2-3 районов
предлагаются следующие меры:
1. Передать в аренду нежилые помещения общей площадью
150-200 квадратных метров для организации муниципальных парикма-
херских.
При этом имеется в виду, что необходимые производственные
площади префектуры и территориальные агентства Москомимущества
изыщут непосредственно в округах на площадях имеющихся нежилых
помещений, занятых предприятиями сферы услуг.
Необходимо также в установленном порядке вернуть для разви-
тия отрасли нежилые помещения, переданные (проданные) ранее раз-
личным организациям с условием использования их для сферы парик-
махерских услуг, если такое условие не соблюдается.
В целом, основные направления деятельности городских властей
по развитию сферы парикмахерских услуг, связанной с улучшением
территориальной и ценовой доступности данного вида бытового обс-
луживания, их качества и безопасности сводятся к следующему:
-----------------------T----------------------------------------+
| Основные направления | Мероприятия на 1998 - 2000 годы |
+----------------------+----------------------------------------+
| Развитие | Реализация программы создания |
| инфраструктуры | и реконструкции предприятий сферы |
| сферы парикмахерских | парикмахерских услуг. |
| услуг | Создание предприятий по материально - |
| | техническому обеспечению потребностей |
| | отрасли. |
L----------------------+-----------------------------------------
-----------------------T----------------------------------------+
| | Организация магазинов для парикмахеров |
| | и косметологов. |
+----------------------+----------------------------------------+
| Научно-технический | Разработка и освоение новых технологий |
| прогресс и | парикмахерско-косметического |
| информационная | обслуживания. |
| поддержка | Организация производства новых |
| | парфюмерно-косметических материалов |
| | и оборудования. |
| | Организация выпуска специализированных |
| | справочников и других информационных|
| | материалов. |
| | Поддержка профессиональных изданий |
| | типа журнала "Долорес". |
+----------------------+----------------------------------------+
| Обучение, подготовка | Налаживание системы экономического и |
| и переподготовка | профессионального обучения различного |
| кадров | уровня. |
| | Организация совместно с профессиональ- |
| | ными обществами выставок, семинаров, |
| | конкурсов, чемпионатов. |
+----------------------+----------------------------------------+
| Нормативно-правовое | Регламентация прав и обязанностей |
| регулирование | органов городского управления |
| | в части мониторинга и регулирования |
| | сферы парикмахерских услуг. |
| | Разработка и внедрение новых ГОСТов, |
| | технических условий и правил. |
| | Введение системы обязательной сертифи- |
| | кации услуг,материалов, обучения. |
| | Введение систематической аттестации |
| | парикмахеров и косметологов. |
| | Разработка и внедрение нормативных |
| | документов по государственной |
| | поддержке и стимулированию предприни- |
| | мательской деятельности в сфере |
L----------------------+-----------------------------------------
-----------------------T----------------------------------------+
| | парикмахерских услуг. |
| | Усиление контроля за финансовой и |
| | налоговой дисциплиной. |
| | Разработка и экспериментальная |
| | проверка систем упрощенного |
| | налогообложения. |
| | |
+----------------------+----------------------------------------+
| Механизмы социальной | Разработка и внедрение системы |
| защиты | предоставления льгот для муниципальных|
| | и приравненных к ним предприятий и |
| | индивидуальных предпринимателей, |
| | оказывающих парикмахерские услуги |
| | малообеспеченным гражданам. |
+----------------------+----------------------------------------+
| Консолидация | Содействие в создании профессиональных |
| работников отрасли | союзов и объединений. |
L----------------------+-----------------------------------------
6.Проект плана мероприятий по реализации
"Программы развития и совершенствования парикмахерских услуг в г. Москва на 1998-2000 годы"
-----T----------------------------T--------------------------T-------------------------T----------------+
| No | Мероприятия | Ожидаемый результат |Ответственные организации|Сроки реализации|
+----+----------------------------+--------------------------+-------------------------+----------------+
| 1. Развитие инфраструктуры сферы парикмахерских услуг. |
+----T----------------------------T--------------------------T-------------------------T----------------+
| 1. |Ввод в действие новых пред- |Достижение полной обеспе- |Префектуры, | |
| |приятий в районах массовой |ченности услугами парик- |Территориальные агентства| |
| |жилой застройки, в районах |махерских по администра- |Москомимущества, | |
| |не обеспеченных услугами |тивным округам. |Районные управы, | 1998-2000 гг. |
| |парикмахерских согласно |Создание благоприятных |предприятия. | |
| |нормативов - 61 предприятие.|условий для дальнейшего | | |
| | |развития рыночных отноше- | | |
| | |ний, конкуренции. | | |
| | |Создание 915 новых | | |
| | |рабочих мест. | | |
+----+----------------------------+--------------------------+-------------------------+----------------+
| 2. |Реконструкция, модернизация |Повышение качества парик- |Префектуры, | |
| |действующих предприятий |махерских услуг. |Районные управы, | 1998-2000 гг. |
| | - 103 единицы. |Сохранение и модернизация |предприятия. | |
| | |1545 рабочих мест. | | |
+----+----------------------------+--------------------------+-------------------------+----------------+
| 2. Научно-технический прогресс и информационная поддержка. |
+----T----------------------------T--------------------------T-------------------------T----------------+
| 3. |Разработка и освоение новых |Расширение видов и объемов|Профессиональные объеди- | |
| |технологий парикмахерского и|парикмахерских услуг высо-|нения, ассоциации, союзы,| 1998-2000 гг. |
| |косметического обслуживания.|кого качества. |предприятия. | |
+----+----------------------------+--------------------------+-------------------------+----------------+
| 4. |Создание базовой эксперимен-|Увеличение объема услуг |Союз парикмахеров и кос- | |
| |тального салона-парикмахер- |высокого качества, обеспе-|метологов России,Москвы, | |
| |ской среднего класса, как |чение их безопасности при |при содействии | 1998-2000 гг. |
| |модели обслуживания |сохранении невысокой |Департамента потребитель-| |
| |населения. |стоимости услуг. |ского рынка и услуг. | |
L----+----------------------------+--------------------------+-------------------------+-----------------
-----T----------------------------T--------------------------T-------------------------T----------------+
| 4.1|Разработка основных требова-| |Союз парикмахеров и кос- | |
| |ний к базовым салонам-парик-| |метологов России, Москвы.| 1998 г. |
| |махерским и утверждение их | | | |
| |в установленном порядке. | |
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 465-ПП
Дата:
1998-06-16
Позиционируется в разделах:
Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги