ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 1998 г. N 405-ПП
О Программе развития торговли и
общественного питания в Москве на
1998-2000 годы
В целях дальнейшего развития потребительского рынка Москвы и в
развитие постановления Правительства Москвы от 13 января 1998 года N 7
"Об итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 1997 год и
проекте программы на 1998 год" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Программу развития торговли и общественного питания
в г.Москве на 1998-2000 годы (приложение).
2. Префектам административных округов, главам районных управ,
департаментам потребительского рынка и услуг и продовольственных
ресурсов, соответствующим службам городского хозяйства организовать
выполнение данной программы и представлять в Департамент
потребительского рынка и услуг полугодовую информацию о ходе ее
выполнения.
Департаменту потребительского рынка и услуг представлять
обобщенную информацию о ходе выполнения программы в Правительство
Москвы.
3. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
продовольственных ресурсов совместно с Комитетом муниципальных займов
и развития фондового рынка обеспечить проведение анализа экономической
эффективности и надежности инвестиционных проектов по строительству,
реконструкции и модернизации объектов торговли и общественного питания
с последующим вынесением вопроса их финансирования на рассмотрение
Инвестиционно-экономического совета г.Москвы в установленном порядке.
4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
Департаменту финансов:
4.1. В соответствии с Инвестиционной программой Правительства
Москвы на 1998 год обеспечить финансирование строительства предприятий
торговли и общественного питания в объеме 60, 68 млн.руб. за счет и в
пределах средств, выделяемых на ее реализацию.
4.2. При формировании проектов инвестиционных программ
Правительства Москвы на 1999-2000 гг. предусматривать выделение
бюджетных средств на проектирование и строительство предприятий
торговли и общественного питания в соответствии с заявками
Департамента потребительского рынка и услуг в пределах лимитов
капитальных вложений, выделяемых по отрасли "Прочие расходы - Торговля
и общественное питание", и обеспечивать финансирование этих работ.
5. Управлению бюджетного планирования городского заказа,
Департаменту науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет
по науке и технологиям" предусматривать ежегодное финансирование
научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках Программы
развития науки и технологий на 1998-2000 годы в пределах средств,
предусматриваемых на ее реализацию (31, 6 млн.руб. - расчетно), в т.ч.
в 1998 году - 9, 7 млн.руб.
6. Комитету труда и занятости обеспечить долевое участие в
финансировании программы создания и модернизации 28, 6 тысяч рабочих
мест на предприятиях торговли и общественного питания и подготовку
кадров для них.
7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства,
префектам административных округов, Департаменту потребительского
рынка и услуг скоординировать работу по разработке совместных проектов
развития малого предпринимательства с учетом Программы развития
торговли и общественного питания в Москве на 1998-2000 годы с
использованием средств, предусмотренных подпрограммой 4 "Финансовая
поддержка малых предприятий в административных округах г.Москвы",
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 "О
Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства
в г.Москве на 1998-2000 гг.".
8. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и
промышленной политики, продовольственных ресурсов, префектам
административных округов до 1 октября 1998 года разработать и
представить в Правительство Москвы предложения о мерах по поддержке
московских товаропроизводителей.
9. Москомархитектуре по заказу Департамента потребительского
рынка и услуг при участии департаментов продовольственных ресурсов и
экономической политики и развития г.Москвы, Москомзема на основе
программы (п.1) разработать и утвердить в 1998-1999 гг. в
установленном порядке перспективную схему размещения крупных торговых
объектов городского значения с учетом обеспеченности торговой сетью
различных зон города, имея в виду:
- отнесение к категории "крупные торговые объекты городского
значения" объектов с торговой площадью свыше 1000 кв.м и общей
численностью работающих свыше 60 человек (гипермаркеты, супермаркеты,
торговые комплексы, универмаги, рынки и др.);
- резервирование земельных участков под строительство указанных
объектов в местах, обеспеченных необходимыми транспортными развязками
и имеющих достаточные возможности для организации автостоянок;
- разработку включаемых в пакет конкурсной документации исходных
требований к характеру и составу создаваемых объектов, их
экономической эффективности для городского хозяйства;
- реализацию земельных участков для строительства крупных
торговых объектов на конкурсной основе с оформлением
правоустанавливающих документов на использование земельных участков в
соответствии с материалами исходно-разрешительной документации;
- решение о строительстве каждого крупного объекта оформляется
соответствующим распоряжением Премьера Правительства Москвы по
представлению Департамента потребительского рынка и услуг.
10. Комплексу перспективного развития города с участием
Департамента потребительского рынка и услуг и префектов
административных округов до 1 октября 1998 года внести предложения
Правительству Москвы по привлечению средств инвесторов с учетом их
интересов на строительство объектов потребительского рынка, в т.ч. во
встроенно-пристроенных помещениях на стадиях предпроектных и проектных
работ, а также при строительстве в районах массовой и "точечной"
застроек.
11. Префекту Центрального административного округа,
Москомархитектуре, департаментам продовольственных ресурсов и
потребительского рынка и услуг и другим заинтересованным организациям
рассмотреть вопрос о целесообразности размещения действующих оптовых и
других коммерческих складов и баз в центральной части города.
Представить предложения Правительству Москвы в срок до 1 января 1999
года.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.,
министра Правительства Москвы Малышкова В.И., префектов
административных округов.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение считано и подготовлено к выпуску начальником отде-
ла по координации городских программ и рекламы Департамента пот-
ребительского рынка и услуг Артемовой Ж.И., т. 200 54 55.
Приложение
к постановлению Правительства
г.Москвы N __ от 26 мая 1998 г. N 405-ПП
П Р О Г Р А М М А
развития торговли и общественного питания
в г.Москве на 1998-2000 годы
Москва - 1998
В последние годы на потребительском рынке столицы произошли
определенные позитивные количественные и качественные изменения.
С проведением коммерциализации и приватизации предприятия получи-
ли полную правовую и хозяйственную самостоятельность. Тенденции
роста физических объемов товарооборота и реализации услуг приоб-
рели более устойчивый характер и практически полностью обеспечи-
вают спрос жителей Москвы.
Обоснование программы
Необходимость разработки и реализации Программы определяется
следующим.
Социально-экономическая ситуация в сфере торговли, массового
питания и бытовых услуг остается сложной. За последние шесть лет
в результате либерализации политики цен их общий уровень сущест-
венно увеличился. Цены на потребительские товары и платные услуги
населению в 1997 году возросли по сравнению с 1990 годом почти в
10 тысяч раз, что ограничивает возможности повышения уровня жизни
населения.
Мощный теневой сектор, образовавшийся в 1992-1994 годах,
воспроизводит и усиливает дифференциацию денежных доходов населе-
ния. На потребительском рынке Москвы реализуются значительные по
объему теневые доходы. Это явилось одной из главных причин паде-
ния товарооборота при росте общего объема денежных доходов насе-
ления.
В ходе приватизации в значительной мере оказались утерянными
рычаги государственного регулирования потребительского рынка. Бы-
ло ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития
потребительского рынка, прежде всего - формированию его инфраст-
руктуры. Отсутствие эффективных систем информации и логистики
сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для уста-
новления справедливых цен на товары и услуги.
В первые годы после приватизации предприятия медленно разви-
вали свою материально-техническую базу из-за недостатка средств.
В 1995-1997 годы эта работа активизировалась, что вывело ряд
предприятий потребительского рынка на уровень, соответствующий
европейским стандартам по технологии обслуживания, насыщению то-
варами, эстетическому и техническому состоянию. Однако, число та-
ких предприятий пока невелико.
Кроме того, в погоне за прибылью частный сектор внес сущест-
венные изменения в отраслевую структуру потребительского рынка и
размещение сети предприятий. В результате возникла достаточно
острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и
услуг. В особо сложном положении оказались москвичи, относящиеся
к малообеспеченным группам населения.
Социально привлекательные формы торговли (например, муници-
пальные и мелкооптовые рынки) основываются, как правило, на пря-
мом нарушении действующего законодательства. По данным обследова-
ний, половина предприятий потребительского рынка не платит нало-
ги, арендную плату, коммунальные платежи.
Сократились ассигнования на научные исследования. Это сказа-
лось, прежде всего, в сфере государственного регулирования, где
особенно необходимы аналитические материалы и прогнозы, основан-
ные на достоверной статистике и выборочных обследованиях. Иссле-
дования и разработки в сфере совершенствования законодательства
могут дать быстрый эффект. Однако, из-за задержек с подготовкой
качественных документов по широкому кругу проблем нормативно-пра-
вового регулирования страдает весь законодательный процесс.
В сфере государственно-правового регулирования допускается
дублирование функций, слабо осуществляется координация деятель-
ности большого числа органов городской власти при решении проблем
развития потребительского рынка и услуг.
Главная цель программы
Реализация политики Правительства Москвы, направленной на
повышение благосостояния и уровня жизни населения столицы
Цели программы
- Укрепление и развитие предпринимательской деятельности на
потребительском рынке и в сфере услуг;
- Городская поддержка социально-значимых видов торговых и
бытовых услуг;
- Защита прав потребителя на потребительском рынке и в сфере
услуг
Основные задачи
- Создание и совершенствование нормативно-правовой базы дея-
тельности субъектов потребительского рынка;
- Создание и совершенствование механизмов городской поддерж-
ки социально-значимых видов торговых и бытовых услуг;
- Разработка концепций и реализация отраслевых программ по
важнейшим направлениям деятельности;
- Создание базовых моделей высокотехнологичных и эффективных
предприятий и систем в торговле, массовом питании и бытовом обс-
луживании населения
Основные принципы программы
- Системность (формирование системообразующих элементов инф-
раструктуры и функциональной взаимосвязи предприятий потребитель-
ского рынка, в том числе за счет введения общесистемных механиз-
мов нормативно-правового регулирования и государственного управле-
ния);
- Конкурсность (обеспечение равных прав и возможностей при
получении государственной поддержки и размещении городского зака-
за, включая задания Программы);
- Распределенность (разграничение функций по развитию предп-
риятий потребительского рынка между городскими и территориальными
органами исполнительной власти)
Структура программы
Программа включает 6 программных направлений, связанных с
решением основных проблем повышения социальной и экономической
эффективности потребительского рынка и сферы услуг.
Первое направление - "Развитие инфраструктуры" - предусмат-
ривает ориентацию процессов формирования потребительского рынка
на создание целостной социально-экономической системы. Соответс-
твующие программы и проекты преследуют цели гармонизации экономи-
ческих отношений как внутри потребительского рынка, так и со
смежными секторами городской экономики, прежде всего, с оптовым
звеном торговли.
Особое внимание отводится приоритетному формированию систе-
мообразующих элементов потребительского рынка и эффективных про-
изводственно-технологических связей между ними, отвечающих прин-
ципам рыночной экономики. Здесь же представлена группа проектов
создания других общесистемных компонентов инфраструктуры и эле-
ментов логистики.
Второе программное направление - "Обеспечение территориаль-
ной и ценовой доступности товаров и услуг" - ориентировано на
гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исхо-
дя из потребностей различных категорий жителей и гостей города в
торговых и бытовых услугах. В основу программного направления за-
ложен принцип динамического соответствия структуры и типов предп-
риятий потребительского рынка основным моделям потребления това-
ров и услуг. Основным средством реализации является совершенство-
вание размещения и развитие материально-технической базы предпри-
ятий потребительского рынка, а также повышение их видового разно-
образия осуществляемые, главным образом, за счет средств предпри-
нимателей.
Третье программное направление - "Наука и технологическая
политика" - обеспечивает создание точек роста на основе высоко-
технологичных производств и предприятий, а также формирует систе-
му научного обеспечения процессов развития и мониторинга потреби-
тельского рынка, включая подготовку инновационных и инвестицион-
ных проектов, разработку программ подготовки кадров и повышения
квалификации, пакетов нормативно-правовой документации для систе-
мы государственно-правового регулирования.
Четвертое программное направление - "Занятость и кадровое
обеспечение" - ориентируется на решение проблем занятости в сфере
потребительского рынка, развитие человеческого фактора. Цель -
достичь качественного и количественного соответствия потребностей
предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах,
включая кадры городских и территориальных органов управления.
Средством реализации является формирование многоуровневой системы
обучения, подготовки кадров и повышения квалификации, а также ор-
ганизация конкурсов, чемпионатов и других мероприятий, способс-
твующих развитию человеческого фактора и повышению престижности и
эффективности труда работников потребительского рынка.
Пятое программное направление - "Целевые программы и проек-
ты" - ориентируется на создание системы программно-целевого раз-
вития потребительского рынка как формы реализации государственной
политики.
Шестое программное направление - "Государственно-правовое
регулирование и поддержка предпринимательства" - представляет
программу скоординированных действий органов городского и терри-
ториального управления по реализации Программы развития торговли,
общественного питания и бытового обслуживания в г.Москве до 2001
года. При этом особое внимание уделено вопросам организации сис-
тематической работы по реализации и совершенствованию политики
города в сфере потребительского рынка, своевременного создания
соответствующего нормативно-правового обеспечения, гармонизации
отношений между предпринимательскими структурами и органами го-
родского и территориального управления.
Структура Программы представлена на схеме:
------------------------------------------------+
| Программа |
|развития торговли, общественного питания |
|и бытового обслуживания в г.Москве до 2001 года|
|"Москва - 2001 год. Торговля и услуги" |
+-----------------------------------------------+
| Программные направления |
L---------------------T--------------------------
|
|
---------------T---------------+-------------T-----------T-------------+
----+-----+ -------+------+ -------+-----+ ------+-----+ ----+-----+ ------+------+
|Развитие | |Обеспечение | |Наука и тех-| |Занятость | |Целевые | |Государст- |
|инфра- | |территориаль-| |нологическая| |и кадровое | |програм- | |венно-право-|
|структуры| |ной и ценовой| |политика | |обеспечение| |мы и про-| |вое регули- |
L---T------ |доступности | | | | | |екты | |рование и |
| L------T------- L------T------ L-----T------ L---T------ |поддержка |
| | | | | |предпринима-|
| | | | | |тельства |
| | | | | L-----T-------
| | | | | |
----+--------------+---------------+-------------+-----------+-------------+------+
| Программы, подпрограммы, проекты, мероприятия |
| |
L----------------------------------------------------------------------------------
Реализация программы обеспечит:
- Рост физических объемов товарооборота и реализации услуг
на уровне 5,5 - 6,5 % в год.
- Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных
источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие
инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потре-
бительского рынка и сферы услуг в объемах 10-12 млрд.руб.
- Увеличение числа занятых на предприятиях потребительского
рынка и сферы услуг на 52 тыс. человек за счет мероприятий по
созданию и сохранению рабочих мест.
- Предоставление бесплатных и льготных услуг массового пита-
ния, торговли и бытового обслуживания 13% населения Москвы в рам-
ках реализации мер по социальной защите и поддержке малообеспе-
ченных жителей города.
П А С П О Р Т П Р О Г Р А М М Ы
Наименование Программа развития торговли и общественного пи-
программы: тания в г.Москве на 1998-2000 годы
Основание для Постановление Правительства Москвы от 4 февраля
разработки прог- 1997 г. N 81 "Об экономической ситуации на пот-
раммы: ребительском рынке г.Москвы и мерах по ее ста-
билизации"
Государствен- Правительство Москвы,
ный заказчик АО "Московский комитет по науке и технологиям"
программы:
Основные раз- Департамент потребительского рынка и услуг,
работчики прог- Префектуры административных округов,
раммы: Предприятия потребительского рынка,
ЗАО "Оптовые продовольственные системы - ин-
женеры, юристы, консультанты" ("Оптконсалт"),
Всероссий кий научно-исследовательский институт
потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ),
Центральный научно-исследовательский институт
бытового обслуживания населения (ЦНИИБыт),
Научно-исследовательский и маркетинговый центр
МВЭС и торговли РФ (НИМЦ)
Сроки реализации 1998-2000 годы
программы:
Объем и источники Общий объем финансирования 11381,2
финансирования: в 1998-2000 годах (млн.руб.)
в том числе:
Городские заимствования
(бюджет г.Москвы) 218,3
Средства предприятий
и иные источники 11162,9
из них: лимиты заимствований
на возвратной основе через
Москомзайм (расчетно) 2100,0
в том числе по годам: 1998 1999 2000
Городские заимствования
(бюджет г.Москвы) 65,7 71,4 81,2
в т.ч. капитальные
вложения 60,7 71,4 81,2
Средства предприятий
и иные источники 3178,4 4050,1 3932,4
из них:лимиты заимствований
на возвратной основе
через Москомзайм
(расчетно) 700,0 700.0 700,0
ВСЕГО: 3244,1 4121,5 4015,6
Механизм реали-
зации программы:
- Управление
программой: Департамент потребительского рынка и услуг
- Обеспечение
конкурсного
отбора Департамент потребительского рынка и услуг
- Финансирование Департамент финансов,
программы: Департамент экономической политики и развития
г.Москвы, Департамент науки и промышленной политики,
Московский комитет муниципальных займов и развития
фондового рынка
Система контроля: Префектуры административных округов,
Департамент потребительского рынка и услуг,
Правительство Москвы
ПРОГРАММНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1
Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
----------------------------------------------T-------------------------
| Финансирование
Обоснование: | направления:
----------------------------------------------+-------------------------
Эффективное функционирование предприятий | (млн.руб.)
потребительского рынка требует формирования |
адекватной инфраструктуры, обеспечивающей це- |1998 год 53,67
лостность системы и гармонизацию связей между |из них:
оптовым и розничным звеньями, благоприятные и |городские заимствования
равные условия работы и развития предпринима- |(бюджет г.Москвы) ---
тельской деятельности. |
В ходе приватизации произошел разрыв |средства предприятий
связей, изменились пропорции между оптовой и |и иные источники 53,67
розничной торговлей. |
Сложилась нерациональная система това- |
родвижения и хранения товарных запасов. |
Проблема усугубляется ростом звенности това- |1999 год 50,31
рооборота. |из них:
Возросла рыночная неопределенность, ве- |городские заимствования
дующая к ценовым диспропорциям и, как следс- |(бюджет г.Москвы) ---
твие, к росту издержек обращения, а также к |
общему повышению розничных цен. |
|
Основные направления |средства предприятий
|и иные источники 50,31
В целях совершенствования инфраструктуры |
потребительского рынка и услуг предполагается:|
- продолжить формирование системообра- |2000 год 55,22
зующих звеньев потребительского рынка; |из них:
- обеспечить развитие интеграции, коопе- |городские заимствования
рации и координации деятельности оптовых |(бюджет г.Москвы) ---
и розничных предприятий на потребительском |
рынке; |
- продолжить развитие отраслевой системы |
информационного обеспечения органов городс- |средства предприятий
кого управления для организации ценового и |и иные источники 55,22
иного мониторинга потребительского рынка, |
а также применение информационных технологий |
в сфере торгового и бытового обслуживания; |
- обеспечить развитие элементов логисти- |ВСЕГО: 159,20
ки потребительского рынка Москвы, включая |
транспортное обслуживание, механизацию погру- |из них:
зочно-разгрузочных работ, создание автостоя- |городские заимствования
нок. |(бюджет г.Москвы) ---
|
Координация: |
|
Предусматривается увязка проектов и |средства предприятий
программ направления со всеми другими направ- |и иные источники 159,20
лениями программы |
----------------------------------------------+-------------------------
--T-------------------------+ ------------------------------------+
01|Программное направление | | Развитие инфраструктуры |
| | | потребительского рынка и услуг |
--+-------------------------- L------------------------------------
Перечень программ, подпрограмм, проектов
----T-----------------------------------------------------------------+
|N | Наименование программ, подпрограмм, проектов |
|п/п| |
+---+-----------------------------------------------------------------+
| 1.|1.1. Формирование системообразующих звеньев потребительского |
| | рынка |
| |1.1.1. Программа создания оптовых продовольственных рынков |
| |1.1.2. Программа перевода предприятий оптового звена в режим |
| | работы оптовых рынков и распределительных центров |
+---+-----------------------------------------------------------------+
| 2.|1.2. Формирование производственно-экономических связей предпри- |
| | ятий на потребительском рынке |
| |1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах |
| | ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования |
| |1.2.1.1. Модель распределительного центра |
| |1.2.1.2. Модели торговых структур на принципах интеграции |
| |1.2.2. Создание предприятий с использованием механизма франчай-|
| | зинга |
| |1.2.3. Формирование производственно-торговых объединений в плодо-|
| | овощном комплексе Москвы |
+---+-----------------------------------------------------------------+
| 3.|1.3. Развитие отраслевой системы информационного обеспечения |
| | потребительского рынка |
+---+-----------------------------------------------------------------+
| 4.|1.4. Программа совершенствования транспортного обслуживания и |
| | развития сети автостоянок для предприятий потребительского |
| | рынка |
| |1.4.1. Развитие сети автостоянок |
+---+-----------------------------------------------------------------+
| 5.|1.5. Программа рекламно-художественного и светового оформления |
| | предприятий потребительского рынка и услуг - "Витрина-2001" |
L---+------------------------------------------------------------------
---T-----------------------------------T---------------------------------------------------------------------
01 | Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+-----------------------------------+---------------------------------------------------------------------
Наименование
----T----------------------------------T---------------------------------------------------------------------
1.1.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+----------------------------------+---------------------------------------------------------------------
---------------------------------------T---------------------------------------------------------------------
Название программы: |
Формирование системообразующих |Финансирование программы осуществляется по линии Департамента продо-
звеньев потребительского рынка |вольственных ресурсов и ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы"
|
---------------------------------------+---------------------------------------------------------------------
1.1.1. Программа создания оптовых продовольственных рынков
(Постановления Правительства Москвы от: 27.06.1995 г. N 568; 25.06.1996 г. N 542; 04.02.1997 г. N 51;
24.02.1998 г. N 137)
Содержание программы:
Оптовые продовольственные рынки являются составной частью оптовой товаропроводящей инфраструктуры города
и представляют собой самостоятельные хозяйственные структуры. Их назначение - осуществление организации куп-
ли-продажи сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров независимыми оператормии (продавцами и по-
купателями) в определенных местах и по установленным правилам.
Принятая концепция организации оптовых рынков преследует цель создания системы оптовых продовольственных
рынков, увязанной в информационном плане и действующей по единому организационно-правовому механизму. Размеще-
ние оптовых рынков учитывает роль Москвы как крупного центра потребления и перераспределения продовольственных
ресурсов, специфику территориальной организации города, состояние и тенденции развития рыночной и дорож-
но-транспортной инфраструктуры в столице и в ближнем пригороде.
В период до 2005 г. предполагается ввести в строй рынки первой очереди (10 объектов) общей площадью 123,9
га, с ожидаемым объемом оптовой торговли 1565 тыс.тонн в год и количеством торговых мест - 774. Расчетный объ-
ем инвестиций - 1328 млн.руб., в том числе акционерный капитал - 394 млн.руб., заемный капитал - 934 млн.руб.
Инвестиционные вложения Правительства Москвы в строительство рынков 1 очереди с учетом затрат на проектирова-
ние составят порядка 200 млн.руб. Срок окупаемости по отдельным объектам колеблется от 5 до 14 лет, внутренняя
норма окупаемости находится в пределах 15-33%.
В 1998 г. будут введены в эксплуатацию два первых объекта: оптовый продовольственный рынок "Отрадное" и
оптово-розничный рынок "Садовод" по продаже семян, рассады, саженцев, инвентаря и других товаров для садоводов
и огородников. Завершатся проектные и начнутся строительные работы на четырех объектах, включаяч ГУП "Цент-
ральный московский оптовый рынок продовольственных и сопутствующих непродовольственных товаров".
Реализация программы создания оптовых продовольственных рынков предполагает согласованное и скоординиро-
ванное развитие предприятий оптового и розничного звеньев системы товародвижения. При этом будут решены задачи
ценового равновесия, кардинально улучшена организация товародвижения, обеспечено сокращение звенности. В ре-
зультате следует ожидать установления более низкого уровня цен, повышение качества торгового обслуживания, по-
вышение финансовой и налоговой дисциплины.
Исполнители:
Департамент продовольственных ресурсов, ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы"
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.1.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
Название программы: |
Формирование системообразующих звеньев | Финансирование программы осуществляется по линии
потребительского рынка | Департамента продовольственных ресурсов
----------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
1.1.2. Программа перевода предприятий оптового звена в режим оптовых рынков и распределительныъх центров
(Постановление Правительства Москвы от 24.02.1998 г. N 137)
Содержание программы:
Крупные предприятия оптового звена, созданные в дореформенный
период и сориентированные на организационные и технологические
требования плановой распределительной системы, при переходе к рыночной
экономике встали перед проблемой пересмотра основных принципов
использования материально-технической базы, находящейся в их
распоряжении. В связи с этим, все действующие оптовые плодоовощные
предприятия, холодильники, хладокомбинаты и общетоварные склады широко
практикуют сдачу в аренду своих емкостей различным коммерческим
структурам, которые активно ведут оптовую и мелкооптовую торговлю на
арендуемых площадях, т.е. практически работают в режиме
неорганизованных оптовых рынков и распределительных центров.
Эффективность оптовой торговли при этом неизбежно снижается ввиду ее
стихийности, отсутствия должной регламентации торгового процесса и
сервисных услуг для продавцов и покупателей, а также нарушений
финансовой и налоговой дисциплины.
Программа создания системы московских оптовых продовольственных
рынков включает лишь часть предприятий оптового звена, требует
значительных материальных затрат и времени. Поэтому, в рамках
Концепции функционирования оптового звена на московском
продовольственном рынке, разрабатываемой Департаментом
продовольственных ресурсов, ведется подготовка программы перевода
оптовых продовольственных предприятий города на режим работы оптовых
продовольственных рынков и распределительных центров. Программа
направлена на совершенствование организации оптовой торговли
продовольствием, сокращение звенности в каналах товародвижения,
повышение эффективности использования существующей
материально-технической базы, снижение уровня бюджетных вложений в
развитие предприятий оптового звена за счет создания условий для
привлечения инвестиционных ресурсов фирм-арендаторов.
Исполнители:
Департамент продовольственных ресурсов, ОАО "Оптовые
продовольственные рынки Москвы"
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.2.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T------------------------T--------------------------------------------
Название программы: | | Объем средств,* млн.рублей
Формирование производственно-экономи- | Источник +--------------------------------------------
ческих связей предприятий на потреби- | | 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
тельском рынке +------------------------+--------------------------------------------
|Средства предприятий и |
|иные источники | 1,2 4,6 4,6 10,4
+------------------------+--------------------------------------------
|ИТОГО | 1,2 4,6 4,6 10,4
+------------------------+--------------------------------------------
|* Расчетные показатели по пилотному проекту для АО "Продснаб"
----------------------------------------+---------------------------------------------------------------------
1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах
ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования
1.2.1.1. Модель распределительного центра
Москва - один из самых дорогих городов в мире по ценам на
продукты. На западе появление распределительных сетей и их взаимная
конкуренция способствовали появлению следующих преимуществ для
потребителей: снижение цен, повышение качества, постоянное наличие
широкого ассортимента товаров, экономия времени на совершение покупок.
С распадом планового хозяйства потребительский рынок недостаточно
эффективно заполнялся новыми структурами рыночной экономики, к числу
которых относятся распределительные центры.
Распределительный центр - это организация, покупающая товары
напрямую у поставщиков и производителей и впоследствии продающая и
доставляющая эти же товары в сеть магазинов без участия посредников.
Эффективность распределительных центров достигается за счет
приобретения больших партий товара и возможности при этом торговаться,
отсутствия наценки за посредничество, эффективности доставки товаров.
Мировой опыт доказывает, что использование распределительных
сетей позволяет получить эффект на всех стадиях товародвижения - в
сфере оптовой торговли, в розничной сети, в сфере конечного
потребления.
Проект создания распределительного центра при техническом
содействии ЕС (программа ТАСИС) был успешно реализован в Мытищах.
В Москве примером торговой сети, создающей собственный
распределительный центр, является Торговый Дом "Перекресток",
образованный в 1995 г. В настоящее время сеть включает 9 торговых
центров и универсамов; строительство двух новых объектов - в Лианозово
и Жулебино - будет завершено в 1998 г. В период до 2001 г. сеть
пополнится еще 9 универсамами.
В мае 1998 г. ТД "Перекресток" вводит в эксплуатацию в Химкинском
районе Московской области распределительный центр по комплектации
товарных поставок в магазины сети. Параметры проекта: площадь
складских помещений и экспедиции - 10 тыс.кв.м; планируемый
грузооборот - 800 т/сутки; ассортимент - 4 тыс. наименований для
начала комплектных поставок.
В 1999 г. предполагается строительство второй очереди
распределительного центра (10 тыс.кв.м) с доведением ассортимента
комплектации товаров до 15 тыс. наименований.
Распределительные сети могут формироваться и на иных
организационных началах, в частности6 когда предприятия розничной
торговли группируются вокруг существующего объекта оптового звена,
который выступает в этом случае системным интегратором сети. Такой
подход реализуется в проекте для АО "Продснаб" (Западный АО) по
программе технического содействия ЕС (ТАСИС). На пилотной стадии
проекта предполагается создать распределительную сеть из 100-130
магазинов. С распределительным центром будут работать предприятия
розничной торговли (и институциональные покупатели) на принципах
ассоциации. При этом возможен вариант включения в сеть не только
магазинов без торговой марки, но и франчайзинговых магазинов.
По результатам осуществления пилотного проекта предполагается
подготовить документацию по тиражированию опыта создания
распределительного центра в Москве.
Исполнители:
ЗАО ТД "Перекресток", АО "Продснаб", префектуры АО, Департамент
потребительского рынка и услуг .
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.2.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T------------------------T-------------------------------------------
Название программы: | | Объем средств, млн.рублей
Формирование производственно-экономи- | Источник +--------------------------------------------
ческих связей предприятий на потреби- | | 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
тельском рынке +------------------------+--------------------------------------------
|Средства предприятий и |Затраты по развитию интегрированных торговых
|иные источники |сетей включены в расчетные показатели под-
| |программы 2.1.1.
+------------------------+
|ИТОГО |
----------------------------------------+------------------------+--------------------------------------------
1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах
ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования
1.2.1.2. Модели торговых структур на принципах интеграции
Цель подпрограммы - разработка и внедрение моделей интеграции
торговых структур для повышения качества торгового обслуживания
населения на потребительском рынке Москвы.
В соответствии с опытом развитых стран Запада около 90% торгового
оборота приходится на торговые сети - самые крупные из которых
насчитывают до нескольких тысяч супермаркетов. С организационной точки
зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговой сети
позволяет:
- снижать накладные расходы за счет введения централизованных
служб управления, централизации снабженческих, транспортных и учетных
функций;
- осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях
платежа и поставок, что в конечном счете сказывается на уровне цен и
заинтересованности покупателей;
- использовать новейшие информационные технологии для
осуществления управления сетью и создания информационных банков данных
по номенклатуре продаваемой продукции;
- поддерживать необходимый ассортимент продукции по группам
продукции: мясной, молочной, бакалейной, алкогольных и безалкогольных
напитков, овощной продукции;
- поддерживать отечественных производителей, предоставляя им
приоритетность поставок;
- развивать дополнительные услуги торговых предприятий:
организация мини-пекарен, цехов по разделке мяса, единого цеха
полуфабрикатов, развитие системы общепита;
- совершенствовать планировку и инфраструктуру торговых
предприятий путем организации стоянок личного автотранспорта с
использованием тележек для погрузки купленной продукции в
автотранспорт и т.д.
Примерами подобных торговых сетей в Москве являются фирмы
"Седьмой континент", "Перекресток", "Глобал USA", "Партия", "Диал
Электроникс", "М.Видео", "Старик Хоттабыч" и др. В 1998-2000 гг.
интегрированные торговые сети получат значительное развитие на
потребительском рынке Москвы. Например, в перспективной программе ТД
"Перекресток" предусматривается организация:
- сети гипермаркетов (торговых центров площадью до 10 000 кв.м. и
ассортиментов продукции до 50 000 наименований);
- системы магазинов-дискаунтов (торговой площадью 400-600 кв.м. с
ассортиментом до 1300 наименований и низкими эксплуатационными
затратами и розничными ценами);
- системы круглосуточных магазинов.
Исполнители:
Предприятия, префектуры АО, Департамент потребительского рынка и услуг,Департамент науки и промышленной
политики, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.2.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
Название программы: | Финансирование программы
Формирование производственно-экономи- |осуществляется в рамках программного направления 2 Программы развития
ческих связей предприятий на потреби- |торговли и общественного питания в г.Москве на 1998-2000 годы
тельском рынке |и по линии Департамента поддержки и развития малого предпри-
|нимательства
----------------------------------------+---------------------------------------------------------------------
1.2.2. Создание предприятий с использованием механизма франчайзинга
Цель подпрограммы - расширение масштабов применения франчайзинга
как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности малых
торговых предприятий6 повышения качества торгового обслуживания,
сокращения производственных затрат и роста эффективности предприятий
франшизных сетей на потребительском рынке Москвы.
По оценкам6 около 10 процентов розничного товарооборота в мире
обслуживается франшизными сетями. Различают четыре вида
франчайзинга: франчайзинг производителя, франчайзинг торговца,
франчайзинг услуг и промышленный франчайзинш.
Для предприятия предоставляющего франчайзинг, это предполагает:
- наличие прав собственности на фирменное название или на
торговую марку, а также на знания и опыт "ноу-хау", которые
предоставляются в распоряжение предприятий, получающих франчайзинг;
- наличие оригинального ассортимента продукции и совокупности
особых услуг, предлагаемых клиентам, а также использование
единообразных методов торговли, которые предварительно проходят
экспериментальную проверку, постоянно совершенствуются и
контролируются.
Эффективность данной формы торговли объясняется следующими
причинами:
- выживаемость в конкурентной борьбе путем создания ассоциативных
структур мелких розничных торговцев;
- снижение рисков при создании новых предприятий или при
изменении профиля старых, благодаря опыту и технической информации,
которыми обладают предприятия6 предоставляющие франчайзинг (показатель
успеха достигает 75-95% в зависимости от отрасли). Торговец,
работающий на условиях франчайзинга, платит франчайзеру вступительный
взнос6 производит выплаты, пропорциональные размеру товарооборота, и
берет на себя обязательства делать определенный минимум закупок на
данном предприятии в рамках исключительной нормы закупок;
- расширение коммерческих возможностей предприятий-франчайзеров:
создание торговых сетей без вложения собственных капиталов; передача
фирменной символики все новым и новым торговым фирмам; выход на
общенациональный уровень и на зарубежный рынок и т.д.
Тем не менее данная система дает лишь частичное решение проблем
мелкой торговли, поскольку предприятие-франчайзер осуществляет
своеобразную опеку над торговцами (выбор основных направлений
деятельности, определение политики нововведений), даже если они
сохраняют значительную долю независимости (в выборе поставщиков, в
определении численности персонала, в вопросах внутреннего управления и
т.д.).
В Москве механизм франчайзинга широко практикует ТПО "Русское
бистро": из 29 действующих предприятий этой системы быстрого питания
21 является франшизным. В период 1998-2000 гг. франшизная сеть
"Русское бистро" будет заметно увеличена (проект 2.2.4.1.).
Подпрограммой предусматривается также осуществление проекта ТОО
"РосИнтер" по созданию сети ресторанов в Москве в соответствии с
соглашением о франчайзинге с международной сетью ресторанов T.J.I.
Friday^s. Другой проект по созданию франшизной сети розничных
магазинов будет осуществлен в рамках проекта по созданию
распределительного центра АО "Продснаб" с использованием технического
содействия ЕС (проект 1.2.1.1.). (Затраты по созданию указанных
франшизных систем учтены в соответствующих проектах и подпрограммах).
В Программе развития торговли, общественного питания и бытового
обслуживания в г.Москве до 2001 года будут использованы результаты
осуществления подпрограммы 6 "Создание новых МП с использованием
механизма франчайзинга" Комплексной программы развития и поддержки
малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 годы. В
соответствии с этой подпрограммой будут:
- разработаны базы данных франшизных и связанных с франчайзингом
предприятий6 действующих в России и за рубежом;
- обеспечено предоставление методологических,
информационно-консультационных и обучающих услуг в сфере франчайзинга;
- обеспечена финансовая поддержка пилотных франчайзинговых
проектов малого предпринимательства Москвы и популяризации
франчайзинга;
- обеспечена финансовая поддержка проектов малого
предпринимательства с использованием механизма субфранчайзинга на
основе отечественных и зарубежных франшизных систем.
Финансирование мероприятий по линии Департамента поддержки и
развития малого предпринимательства осуществляется в соответствии с
Постановлением Правительства Москвы от 30.12.1997 г. N 942.
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.2.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T------------------------T--------------------------------------------
Название программы: | | Объем средств, млн.рублей
Формирование производственно-экономи- | Источник +--------------------------------------------
ческих связей предприятий на потреби- | | 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
тельском рынке +------------------------+--------------------------------------------
|Средства предприятий и |
|иные источники | 6,5 12,0 12,0 30,5
+------------------------+--------------------------------------------
|ИТОГО | 6,5 12,0 12,0 30,5
----------------------------------------+------------------------+--------------------------------------------
1.2.3. Формирование производственно-торговых объединений в
плодоовощном комплексе Москвы
Помимо оптовых продовольственных рынков, важным направлением
совершенствования каналов товародвижения в плодоовощном комплексе
Москвы является создание производственно-торговых объединений,
представляющих собой форму совместной деятельности
сельхозпроизводителей, оптовых плодоовощных предприятий (бывших ОРПО),
работающих в режиме распределительных центров, и предприятий розничной
торговли.
В производственно-торговых объединениях как более устойчивом и
управляемом канале товародвижения на конкурсной основе будет
размещаться городской заказ на поставку картофеля и овощей,
организовано снабжение спецпотребителей, содержание страхового запаса,
проведение товарных интервенций в целях оказания регулирующего
воздействия на плодоовощной рынок города.
Высокая эффективность производства будет достигаться за счет
лизинга современной техники и сезонных кредитов на закупку семян,
удобрений, средств защиты растений и т.д. Погашение обязательств
производителей по аренде техники и возврат сезонных кредитов
производится натуральной продукцией, которая реализуется через оптовое
предприятие и сеть магазинов.
Финансовая устойчивость производственно-торговых объединений
будет обеспечиваться за счет подключения к ним финансово-кредитных
организаций, что в перспективе приведет к формированию
финансово-промышленно-торговых групп.
Производственно-торговые объединения могут создаваться в
различных юридических формах: простое товарищество на основе договора
о совместной деятельности, акционерное общество и др. Магазины могут
быть как собственностью производственно-торгового объединения, так и
работать с ними на договорных началах, включая франчайзинг.
Прототипом производственно-торгового объединения являются, в
частности, взаимоотношения, сложившиеся между сельхозпроизводителями,
обслуживающими организации, и ОАО "Малино" в рамках
российско-голландского проекта в Коломенском, Луховицком, Зарайском и
Ступинском районах Московской области, который успешно работает с 1992
г.
В 1998 г. намечается создание производственно-торгового
объединения "Малино" в состав которого войдут: ОАО "Малино" (оптовое
предприятие), АОЗТ "ЛЕнинское", АОЗТ "Сергиевское", АОЗТ "Зарайское",
АОЗТ "Авдеевское", фермерские хозяйства (производство); розничная сеть
- 800 магазинов в Юго-Восточном и других административных округах
(поставки по договорам).
Объемы закупок картофеля и овощей в 1998 г. - 30,9 тыс.тонн.
В 1998-2000 гг. предполагается аренда и приобретение в
собственность производственно-торгового объединения "Малино" 25
магазинов и торговых павильонов из БВК сорганизацией в них торговли
широким ассортиментом продовольственных товаров. В таблице даны оценки
инвестиций в розничную торговую сеть ПТО "Малино".
Общие контуры подпрограммы на 1998-2000 гг.:
- 6-8 производственно-торговых объединений в составе ОРПО,
"тяготеющих" к нему хозяйств и магазинов;
- продуктивность каждой интегрированной цепочки - 20-40 тыс.тонн
картофеля и овощей в год и в целом - порядка 200 тыс. тонн в год;
- дислокация - в различных административных округах Москвы.
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.3.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
Название программы: | Финансирование проекта
Развитие отраслевой системы информаци- |осуществляется в рамках программного направления 3 Программы развития
онного обеспечения потребительского |торговли и общественного питания в г.Москве на 1998-2000 годы
рынка |
|
----------------------------------------+---------------------------------------------------------------------
Содержание проекта:
Решение проблем государственного регулирования потребительского
рынка требует системного подхода в организации формирования
информационного обеспечения развития рыночных процессов, подключения
большого круга участников, разработки единых принципов, создания
единых показателей, определения периодичности, средств организации
потоков информации (первичной и аналитической) в городском масштабе,
технического оснащения.
Необходимо создать систему, которая вырабатывала бы необходимую
информацию, обобщала бы ее и анализировала в комплексе, а не отдельные
показатели6 прогнозировала и выдавала для Правительства Москвы, его
департаментов и комитетов информацию конкретного, обзорного и
рекомендательного характера с оценкой последствий предлагаемых к
принятию решений.
Целью формирования информационной системы анализа и
прогнозирования потребительского и товарных рынков является
обеспечение Правительства Москвы, его структурных подразделений
необходимой информацией о рынке6 а также создание возможностей
своевременного доступа для всех участников рынка к наиболее полной и
качественной - фактической и упреждающей информации о рынке, его
объектах и субъектах (производителях товаров и услуг, продавцах и
посредниках, действующих элементах инфраструктуры: складских,
транспортных, кредитно-финансовых, рекламно-маркетинговых и т.п.).
Мониторинг должен строиться по стационарной сети предприятий:
отдельно по розничной торговле (1000-1200 предприятий0 с обеспечением
репрезентативности потоварной специализации, по общественному питанию
(500-700 предприятий) с выделением общедоступной и закрытой сети, по
сфере услуг (450-550 предпряиитй) с выделением выборки по
специализации услуг.
Мониторинг должен осуществляться не реже четырех раз в год с
учетом сезонных особенностей развития рынка. Данные мониторинга должны
дополняться специальными обследованиями (опросами) мелкорозничной
сети, рынков, малых предприятий - производителей товаров и услуг и
оптовой торговли.
Затраты на научные разработки для отраслевой системы
информационного обеспечения потребительского рынка включены в
программу НИОКР на 1998-2000 гг.
Исполнители:
Префектуры АО, Департамент потребительского рынка и услуг,
Московский городской комитет по статистике.
---T------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
01| Программное направление | Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
---+------------------------------------+--------------------------------------------------------------------
Наименование
----T-----------------------------------T--------------------------------------------------------------------
1.4.| Шифр программы | Ресурсное обеспечение
----+-----------------------------------+--------------------------------------------------------------------
----------------------------------------T------------------------T--------------------------------------------
Название программы: | | Объем средств,* млн.рублей
Программа совершенствования транспортно-| Источник +--------------------------------------------
го обслуживания и развития автостоянок | | 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
для предприятий потребительского рынка +------------------------+--------------------------------------------
|Средства предприятий и |
|иные источники | 28 21 27 76
+------------------------+--------------------------------------------
|ИТОГО | 28 21 27 76
+------------------------+--------------------------------------------
|* Расчетные показатели, без учета стоимости строительства многоэтажной
|подземной автостоянки около ЦУМа
----------------------------------------+---------------------------------------------------------------------
Подпрограмма 1.4.1. Развитие сети автостоянок
Содержание программы:
В настоящее время обеспеченность предприятий потребительского
рынка различными типами автостоянок составляет по отношению к
действующим нормативам порядка 15%, а в связи с быстрой
автомобилизацией населения Москвы, в ближайшие годы эта проблема еще
более обострится. Улучшение условий по парковке личного автомобильного
транспорта, а также по доставке грузов, позволят: увеличить поток
посетителей, повысить общую культуру обслуживания на предприятиях
потребительского рынка, улучшить экологическую обстановку. Это также
положительно скажется на товарообороте предприятий и налоговых
отчислениях в бюджеты всех уровней.
Основные направления развития сети автостоянок предусматривают:
- строительство многоэтажных надземных и подземных паркингов
около новых крупных объектов потребительского рынка, а также в районах
со сложившейся застройкой;
- организацию новых открытых автостоянок, в том числе за счет
дополнительных землеотводов для действующих и реконструируемых
предприятий;
- организацию муниципальных (притротуарных) парковок;
- ввод в эксплуатацию объектов потребительского рынка в районах
массовой жилой застройки только при условии наличия около них
автостоянок в соответствии с нормативами.
Необходимо усиление нормативно-правовой базы, устанавливающей
обязательные требования по размещению автостоянок для предприятий
торговли, массового питания и бытового обслуживания, а также
ответственность органов исполнительной власти и владельцев предприятий
за нарушение указанных требований. Целесообразна также разработка
новых дифференцированных нормативов обеспечения автостоянками
предприятий потребительского рынка в зависимости от их типа, мощности,
интенсивности потока потребителей услуг и территориального
месторасположения.
Расчетное (минимально допустимое) количество организуемых
автостоянок приведено в приложении 1.4.1. В числе крупных
проектов в этой области следует отметить строительство в
1999-2000 годах многоэтажной подземной автостоянки около
Центрального у
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 405-ПП
Дата:
1998-05-26
Позиционируется в разделах:
Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги