ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 марта 1998 г. N 248-ПП
О состоянии и мерах по развитию бытового
обслуживания населения Москвы в
1998-2000 гг.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.94
N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и
коммунального обслуживания населения г.Москвы" в городе проведена
работа по созданию широкой сети современных предприятий бытового
обслуживания населения и повышению качества оказываемых ими услуг,
приватизации объектов этой отрасли, развитию частного
предпринимательства и конкуренции на рынке, увеличению объемов
оказываемых населению Москвы бытовых услуг.
За 1995-1997 гг. открыто 270 новых и реконструировано 397
действующих предприятий бытового обслуживания. На эти цели за счет
различных источников привлечено более 650 млрд.рублей инвестиций, в
т.ч. из внебюджетных источников - более 378 млрд.рублей.
За счет средств городского бюджета финансируется развитие и
содержание хозяйства кладбищ, оказывается финансовая поддержка крупным
фабрикам-прачечным, на реконструкцию фабрик-химчисток направляются
средства фонда занятости и фонда поддержки и развития малого
предпринимательства.
Введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий
бытового обслуживания. 500 из них освобождены от налога на прибыль,
перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик-прачечных,
фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и
водоотведению, с 01.01.97 предприятиям бытового обслуживания
установлена минимальная ставка арендной платы.
Все это позволило за 1995-1997 годы обеспечить прирост объемов
бытовых услуг в сопоставимых ценах в 1, 6 раза.
Вместе с тем объемы бытовых услуг в первые годы реформ в расчете
на душу населения снизились втрое. Резко возросший уровень цен на них
привел к снижению уровня обеспеченности москвичей этими услугами.
Особенно не удовлетворяются их потребности в различных ремонтных видах
услуг (одежды, обуви, радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники и
т.д.), в связи с чем растет поток жалоб в городские организации на
работу предприятий бытового обслуживания, нареканий на качество
оказываемых услуг.
Не развивается сеть предприятий бытового обслуживания населения в
районах массовой жилой застройки, где уровень обеспеченности услуг от
нормативов составляет только 25-30%.
Низкий уровень рентабельности предприятий, высокие сроки
окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают
возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли.
Массовый характер приобретает нецелевое использование нежилых
помещений, ранее принадлежавших предприятиям бытового обслуживания
населения.
В связи с изложенным Правительство Москвы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать приоритетными направлениями деятельности Департамента
потребительского рынка и услуг, органов исполнительной власти
г.Москвы, администраций районов:
- укрепление и дальнейшее развитие частнопредпринимательской
деятельности на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг;
- поддержка социально-значимых видов услуг (услуги бань,
прачечных, химчисток, ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);
- защита прав потребителей на потребительском рынке и в сфере
услуг.
2. Одобрить Основные направления развития бытового обслуживания
населения Москвы на 1998-2000 гг. (приложение 1).
3. Утвердить расчетные показатели реконструкции и модернизации
предприятий бытового обслуживания населения на 1998-2000 гг. и ввода
предприятий бытового обслуживания населения за счет нового
строительства по административным округам Москвы (приложения 2 и 3).
4. Утвердить расчетные показатели создания и модернизации рабочих
мест на предприятиях бытового обслуживания населения Москвы на
1998-2000 гг. (приложение 4).
5. Комитету труда и занятости предусмотреть в Программе
содействия занятости населения Москвы в период на 1998-2000 гг.
выделение средств по долевому участию финансирования программы
создания и модернизации рабочих мест на предприятиях бытового
обслуживания населения.
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
- в соответствии с Инвестиционной программой Правительства Москвы
на 1998 год выделить лимиты капитальных вложений на развитие
предприятий бытового обслуживания в объеме 215, 1 млн.руб.
- рассмотреть возможность выделения в 1999-2000 гг. на
строительство, реконструкцию, техперевооружение и проектно -
изыскательские работы для предприятий бытового обслуживания лимиты
капитальных вложений, согласно приложению 5.
7. Одобрить деятельность компании "БФТ-Диана Фонд" и предприятий
по реконструкции химчисток-прачечных в г. Москве.
8. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка:
- осуществлять подготовку и предварительный отбор инвестиционных
проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией предприятий
бытового обслуживания, организацией новых предприятий в районах
массовой жилой застройки, восстановлением необходимых населению
бытовых услуг;
- готовить предложения о дифференцированном взимании процентной
ставки за пользование средствами финансовых фондов городских
облигационных займов и сроках их предоставления в соответствии с
реальной окупаемостью объектов и с учетом социальной значимости услуг;
- представлять проекты на рассмотрение Инвестиционного совета
г.Москвы с целью их последующего финансирования за счет средств
городских облигационных займов Москвы.
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства, префектам
административных округов оказать содействие в создании малых
предприятий по социально-значимым бытовым услугам в районах массовой
жилой застройки, совместно с Палатой ремесел Москвы обеспечить более
эффективное использование потенциала индивидуальных
мастеров-ремесленников, занятых в сфере бытовых услуг.
10. Одобрить перечень программ и мероприятий по развитию и
совершенствованию бытового обслуживания населения г.Москвы на
1998-2000 гг. (приложение 6).
11. Дополнить приложение 1 (пункт 5.10) постановления
Правительства Москвы от 13.08.96 N 689 "О поступлении средств по
итогам первого полугодия 1996 г. от приватизации, аренды земли и
нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета
городского имущества и повышению эффективности его использования"
следующими абзацами:
"- передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями
бытового обслуживания, производится в установленном порядке с условием
их целевого использования под организацию бытовых услуг населению;
- решение об изменении профиля предприятий бытового обслуживания
принимается председателем Москомимущества с участием префекта
административного округа по заключению Департамента потребительского
рынка и услуг и учета плана приватизации предприятий".
12. Москомимуществу обеспечить проведение целевых конкурсов по
продаже и аренде нежилых помещений для предприятий бытового
обслуживания, оказывающих населению социально-значимые виды услуг, с
учетом мнений Департамента потребительского рынка и услуг и префектов
административных округов.
13. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов оказать необходимое содействие
реконструированным и отвечающим современным требованиям предприятиям
бытового обслуживания населения в выделении и рациональном
использовании имеющихся в городе помещений для создания широкой сети
приемных пунктов химчисток и прачечных, ремонта бытовой и
радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.
14. Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету
социальной защиты населения Москвы, префектам административных округов
до 01.10.98 разработать порядок льготного предоставления услуг бань
определенным категориям населения.
15. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов, Мосгосторгинспекции и контролирующим
органам города разработать до 01.07.98 целевые программы по пресечению
нарушений на предприятиях бытового обслуживания населения, обратив
особое внимание на обеспечение условий для гарантийного и
послегарантийного ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых
машин и приборов, наличие инструкций по эксплуатации этой техники на
русском языке.
16. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
заинтересованными организациями проанализировать состав имеющихся
льгот для предприятий бытового обслуживания и до 01.07.98 подготовить
предложения в Правительство Москвы по их упорядочению с целью
сохранения ранее действующих экономических условий функционирования
предприятий.
17. Москомимуществу, Государственной городской инспекции по
контролю за использованием нежилых помещений, префектам
административных округов в 1998-1999 гг. провести ревизию помещений,
принадлежавших предприятиям бытового обслуживания и переданных
сторонним организациям по вторичным сделкам. В случаях нецелевой
эксплуатации подготовить предложения об их дальнейшем использовании.
18. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов разработать в 1998 году проект закона "О
бытовом обслуживании населения г.Москвы".
19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов
административных округов.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
Приложение 1
к Постановлению
Правительства Москвы
от 31 марта 1998 г. N 248-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
г. МОСКВЫ
ИТОГИ
развития бытового обслуживания населения Москвы
за 1995-1997 годы
и основные направления развития
на 1998-2000 годы
Москва - 1998 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
Бытовое обслуживание - одна из важнейших социально значимых от-
раслей городского хозяйства, предоставляющая населению города
около 700 различных видов услуг.
Правительство Москвы постоянно поддерживает отрасль, исполь-
зуя различные формы и методы. Работа по поддержке и развитию бы-
тового обслуживания проводилась в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 13.12.94 Nо 1129 "О состоянии и мерах по
поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания насе-
ления г. Москвы", принятыми в его развитие постановлениями от
17.1.95 No 843 "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обс-
луживания в г. Москве" и от 20.05.97 Nо 376 о ходе выполнения
этого постановления; от 09.01.96 No 22 "О реконструкции и модер-
низации химчисток-прачечных г. Москвы", от 11.06.96 No 493 "О
стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г. Моск-
ва".
Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с Де-
партаментами финансов, экономической политики и развития, под-
держки и развития малого предпринимательства, Комитетами социаль-
ной защиты, труда и занятости осуществляются городские программы
развития по видам услуг. В рамках этих программ оказывается фи-
нансовая поддержка государственным предприятиям бытового обслужи-
вания - в виде прямого финансирования и предоставления различных
льгот для предприятий службы быта. Только по инвестиционной прог-
рамме на 1997 г. на модернизацию и реконструкцию крупных госу-
дарственных фабрик-прачечных и фабрик-химчисток было выделено
10,9 млрд. руб. на безвозмездной основе и 2,1 млрд. руб. на возв-
ратной, на строительство и реконструкцию бань направлено 11,6
млрд. руб. На строительство новых и реконструкцию действующих
кладбищ и крематориев - более 190 млрд. руб. Кроме того направле-
но около 6,5 млрд. руб. бюджетных средств на благоустройство
кладбищ ( в ценах 1997 года).
В городе введены льготы по отдельным направлениям деятель-
ности предприятий. 500 предприятий освобождены от налога на при-
быль, перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик-прачеч-
ных, фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по во-
доснабжению и водоотведению, с 1 января 1997 года предприятиям
бытового обслуживания населения установлена минимальная ставка
арендной платы за пользование нежилыми помещениями.
Департамент потребительского рынка и услуг совместно с пре-
фектурами административных округов и общественными формированиями
предприятий сферы бытовых услуг осуществили анализ состояния и
развития отрасли, уточнили дислокацию предприятий по районам, оп-
ределили уровень обеспеченности бытовыми услугами по каждому ра-
йону. По поручению Департамента Московский Государственный уни-
верситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Государс-
твенная академия сферы быта и услуг (ГАСБУ), Центральный науч-
но-исследовательский институт бытового обслуживания (ЦНИИБыт) и
институт Мосгорбытпроект провели исследование потребительского
рынка бытовых услуг, проблем развития предприятий, изучили мнение
москвичей и работников сферы услуг о состоянии бытового обслужи-
вания.
Результаты анализа и исследований показывают, что постанов-
ление Правительства Москвы от 13.12.94 No 1129 в основном выпол-
нено и необходимо на уровне Правительства Москвы определить пути
дальнейшего развития бытового обслуживания на 1998-2000 годы с
учетом реально сложившегося положения дел в отрасли.
2. Характеристика состояния отрасли
Бытовое обслуживание населения в Москве осуществляют более
4500 предприятий, расположенных во всех округах и районах города.
Ожидаемый объем услуг в 1997 году составит 7,2 млрд. рублей в но-
вых ценах.
Из общего количества предприятий сферы услуг только 35 явля-
ется государственными, остальные - хозяйственные общества и това-
рищества различных организационно-правовых форм. В отрасли рабо-
тает около 40 тысяч человек непосредственно на предприятиях и
10-15 тысяч человек работает самостоятельно как индивидуальные
мастера.
В силу различных причин предприятия в городе расположены
крайне неравномерно. Так, в Центральном округе с населением чис-
ленностью 603 тыс. человек находится 811 предприятий, т.е. почти
столько же, сколько в Южном и Юго-Западном округах вместе взятых,
хотя в них проживает в общей сложности около 2400 тыс. человек,
или в 4 раза больше, чем в Центральном округе. В Зеленоградском
округе нет предприятий по ремонту трикотажных изделий, пунктов
проката.
Состояние отрасли определяется несколькими взаимосвязанными
характеристиками:
1. Население в связи с известными экономическими трудностями
не имеет возможности обращаться в сферу услуг. По результатам
обследования, 33% опрошенных заявили, что им не хватает денег на
самое необходимое. Только 27% опрошенных высказались, что они
нуждаются в услугах химчистки и прачечных, 18,6 - в услугах ре-
монта одежды. В структуре платных услуг бытовое обслуживание сос-
тавляет всего 8,9%, или в 2 раза меньше, чем в 1990 г. Население
вынуждено основные деньги тратить на коммунальные и транспортные
услуги (см. рис. 1).
2. Многие предприятия отрасли, не имея заказов, оказываются
незагруженными. Обследование показало, что химчистки, ателье ре-
монта одежды, парикмахерские загружены менее чем на 70% (см. рис.
2). Это приводит к резкому снижению экономической эффективности
работы предприятий, заставляет их закрываться или менять профиль.
Отсутствие свободных средств не позволяет многим предприятиям
осуществлять техническое перевооружение.
3. Закрытие и перепрофилирование предприятий привело к рез-
кому снижению уровня обеспеченности жилых районов города предпри-
ятиями бытового обслуживания.
По сравнению с 1990 г. в отрасли произошли существенные из-
менения. В 2 раза сократилась численность работающих. Уменьшился
удельный вес работающих в швейной подотрасли, возрос по услугам
парикмахерских, ритуальным услугам, химчистке, ремонту обуви. По
остальным услугам их доля осталась на уровне 1990 г. (см. рис.3).
Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформи-
руются услуги, не нашедшие спроса или не дающие нормальную при-
быль. Исчезают такие услуги, как обновление одежды и трикотажных
изделий, художественная штопка, перешив взрослой одежды на детс-
кую, ремонт головных уборов и чулочно-носочных изделий, выполне-
ние отделочных работ и др. Значительно сократились объемы услуг
по изготовлению одежды, обуви, мебели, ювелирных изделий на за-
каз, по прокату, переплетно-картонажным и машинописным работам,
присмотру за детьми и больными, обучению "Сделай сам" (курсы
кройки и шитья, фотографии и другие), по самообслуживанию в хим-
чистках и прачечных, оборудованию и уборке квартир (навеска кар-
низов, картин, зеркал, вешалок и другие мелкие работы). Сократи-
лось количество мастерских по ремонту и изготовлению зеркал, об-
работке стекла, др. Расширился спектр услуг в мастерских по ре-
монту металлоизделий, в то же время спрос на них сократился.
Увеличился спрос населения на услуги ювелирных мастерских по
повторной переработке ювелирных изделий (в основном в обручальные
кольца). Однако введение акцизного налога на переработку золота
существенно сдерживает развитие этих услуг, так как изделие после
переработки становится дороже нового.
Остается актуальным вопрос по предоставлению услуг ломбарда-
ми, которыми пользуются все слои населения. У граждан со средним
достатком особой популярностью пользуется услуга по приему вещей
на хранение. У малоимущих - услуга по приему изделий под ссудный
залог. С учетом спроса сеть ломбардов расширилась до 60 единиц,
но только государственное унитарное предприятие Мосгорломбард
принимает от населения в залог всю номенклатуру изделий. Коммер-
ческие ломбарды, как правило, специализируются на изделиях из
драгоценных металлов и камней.
Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских,
ремонт обуви, чистку изделий из кожи и меха, услуги фотолаборато-
рий быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток спе-
циалистов в другие отрасли экономики.
Увеличилось количество организаций ритуального обслуживания,
возрос объем предоставляемых ими услуг. Полностью ликвидирован
дефицит на ритуальные принадлежности, катафальные перевозки, ус-
луги обрядовых и поминальных залов. Правительством Москвы опреде-
лен гарантированный стандартный набор ритуальных услуг.
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо
отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным
гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение про-
изводства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они пол-
ностью адаптировались в рыночных условиях. Предприятия, обслужи-
вающие население со средним уровнем доходов, зачастую являются
малорентабельными (от 1 до 12%), их прибыль не всегда позволяет
самостоятельно расширять производство, проводить реконструкцию и
обновлять основные фонды. Отдельные виды услуг вообще убыточны.
Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих
доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, орга-
низации торговли и совместной деятельности с другими предприятия-
ми.
Самый большой удельный вес в себестоимости услуг составляет
арендная плата, коммунальные услуги, налоги (до 40-50%). Особенно
это относится к предприятиям, которые имеют большие производс-
твенные помещения, котельные, промышленное оборудование, широкую
сеть приемных пунктов с большими площадями. Это в основном фабри-
ки-прачечные и фабрики-химчистки, банно-прачечные комбинаты.
Учитывая это Правительство Москвы предоставило существенные
льготы предприятиям отрасли по арендной плате, налогам, комму-
нальным платежам. Большинство предприятий отрасли воспользовались
предоставленными им хозяйственной самостоятельностью и льготами.
Они сумели перестроиться на рыночные условия, сократить свои рас-
ходы, более рационально использовать нежилые помещения, земельные
участки и направить высвободившиеся средства на реконструкцию и
техническое перевооружение.
Однако ряд предприятий не использовали предоставленные льго-
ты, не смогли привлечь для замены оборудования средства заинтере-
сованных инвесторов или собственные средства. В результате, из-за
низкого качества услуг и высоких цен такие предприятия потеряли
своих заказчиков и оказались в сложной финансовой ситуации. Так,
на грани банкротства находится фабрика-химчистка No 3, не функци-
онируют химчистки на улицах Талдомская, Веселая, Тихая. Произво-
дят серьезную реструктуризацию производства "большая" фабри-
ка-прачечная No 24, Первомайский банно-прачечный комбинат.
Префектурам, Департаменту потребительского рынка и услуг
предстоит разобраться с каждым из таких предприятий и совместно с
Москомимуществом решить в уставленном порядке их дальнейшую судь-
бу.
Анализ показывает, что затраты на арендную плату и комму-
нальные платежи становятся ключевыми для развития отрасли. Их
снижение даст хороший импульс для стимулирования дальнейшего раз-
вития сферы бытовых услуг с учетом возрастающего спроса населе-
ния. И наоборот, увеличение затрат может привести к существенному
ухудшению экономического состояния предприятий вплоть до их зак-
рытия.
Оценивая состояние отрасли, руководящие работники предприя-
тий с пониманием относятся к имеющимся трудностям и стоящим зада-
чам (см. табл. 1). Оценивая критически работу своего предприятия,
они планируют увеличить его мощности, активно привлекать клиен-
тов, расширять ассортимент услуг, улучшать рекламу.
Таблица 1
Оценка руководящими работниками предприятий службы быта
работы сферы услуг ( по результатам опроса 195 человек )*
----T-----------------------------------------------T-----------+
| No| Вопросы, показатели |Ответы (%) |
| | +-----T-----+
| | | Да | Нет |
+---+-----------------------------------------------+-----+-----+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+---T-----------------------------------------------+-----+-----+
| 1 |На Ваш взгляд, объем услуг, предоставляемых Ва-| | |
| |шим предприятиям в последние годы | | |
| | увеличился |18,46| |
| | уменьшился |55,90| |
| | сохранился на прежнем уровне |22,05| |
|2 |Стало ли больше предприятий бытовых услуг Ваше | | |
| |вида | | |
| | больше |29,74| |
| | меньше |40,00| |
| | столько же, что и раньше |17,44| |
|3 |Ваше предприятие полностью удовлетворяет спрос | | |
| |населения микрорайона в услугах: | | |
| | полностью |60,51| |
| | не полностью |20,00| |
|4 |Ваше предприятие могло бы обслуживать большее |90,26|2,56 |
| |количество клиентов | | |
|5 |Планируете ли Вы увеличить мощности Вашего пре-|22,56|42,05|
| |дприятия | | |
|6 |Считаете ли Вы, что цены на Ваши услуги: | | |
| | соответствуют себестоимости |52,82| |
| | цены ниже себестоимости |22,56| |
|7 |Будет ли расти спрос на услуги, которые Вы пре-| | |
| |доставляете населению | | |
| | будут расти |29,74| |
| | будут снижаться |18,46| |
| | останется на прежнем уровне |22,56| |
|8 |Что помогает Вам удерживаться "на плаву" | | |
| | высокие цены |3,08 | |
| | высокое качество услуг |17,92| |
| | работа не считаясь со временем |17,44| |
| | дружный коллектив |35,90| |
| 9 |Легко ли найти телефон Вашего предприятия |75,90|6,67 |
| | | | |
|10 |Вы стремитесь к тому,чтобы телефон Вашего |83,59|12,82|
| |предприятия был в различных справочниках | | |
| | | | |
|11 |Удовлетворены ли Вы работой своего предприятия |44,10| 8,21|
| | | | |
|12 |Имелись ли конфликты с Вашими клиентами |60,00|29,23|
|13 |Вы с каждым годом обслуживаете все больше кли- |17,95|51,23|
| |ентов | | |
|14 |Бывает ли брак в Вашей работе |61,03+30,77|
|15 |Есть ли у Вас претензии к клиентам |37,95|35,38|
|16 |Удовлетворяет ли клиентов распорядок работы дня|71,28|0,51 |
| |работы Вашего предприятия | | |
|17 |Ваше предприятие работает на полную мощность |18,97|63,59|
|18 |Приходилось ли Вашему предприятию выплачивать |14,87|85,13|
| |какие-либо суммы по требованию клиентов (по | | |
| |суду и пр.) | | |
|19 |Планируете ли Вы расширять ассортимент услуг |37,95|20,51|
| |населению | | |
|20 |Работаете ли Вы над привлечением дополнитель- |76,92|20,51|
| |ных клиентов | | |
|21 |Удовлетворяет ли клиентов качество Ваших услуг |75,90| |
|22 |Удовлетворены ли Вы правовым обеспечением Ва- |23,59|25,64|
| |шей деятельности | | |
|23 |Придерживаетесь ли Вы принципа "клиент всегда |71,79|5,1 |
| |прав" | | |
L---+-----\-----------------------------------------+-----+------
* По данным МЭСИ
3.Развитие бытового обслуживания в 1995-1997 годы
На первом этапе экономических реформ в стране с 1991 г. на-
чалось резкое падение объемов бытовых услуг. В период 1991-1995
гг. среднегодовой темп снижения составил 33,0%, то есть каждый
год в среднем объем услуг сокращался на треть. В 1995 г. эта тен-
денция изменилась (см. таблицу и рис. 4).
Объем реализации бытовых услуг за 1990-1997 гг.
-------T------------------T-------------------------------------+
| Годы | Объем реализации | Темп роста (уменьшения) объема услуг|
| | бытовых услуг в +-----------------T-------------------+
| | фактических ценах| в фактич. ценах | в сопостав. ценах |
| | (млрд. руб.) +--------T--------+---------T---------+
| | |к преды-|к уровню|к преды- | к уровню|
| | | дущему | 1990 г.| дущему | 1990 г. |
| | |году,раз| раз | году, % | % |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1990 | 0.85 | 1.0 | 1.0 | 100 | 100 |
|базов.| | | | | |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1991 | 1.22 | 1.44 | 1.44 | 60.1 | 60.1 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1992 | 6.72 | 5.48 | 7.89 | 53.3 | 32.0 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1993 | 69.6 | 10.3 | 81.3 | 81.0 | 26.0 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1994 | 376.2 | 6.36 | 516.9 | 59.5 | 15.4 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1995 | 1.78 трлн. руб. | 2.06 | 1065 | 81.4 | 12.6 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1996 | 5.12 трлн. руб. | 2.87 | 3060 | 163.1 | 20.5 |
+------+------------------+--------+--------+---------+---------+
| 1997 | 7.2 трлн. руб. | 1.41 | 4315 | 134.6 | 27.6 |
|(ожид)| | | | | |
L------+------------------+--------+--------+---------+----------
В результате принятых Правительством Москвы мер по поддержке
предприятий бытового обслуживания и принятия Программ развития по
отдельным отраслевым группам, спад производства услуг в 1995 году
был замедлен, а в 1996 году впервые после 1990 года получен при-
рост услуг на 63,1% и в I полугодии 1997 г. - на 34,6%.
Анализ показывает, что рост объемов услуг обусловлен также и
увеличением доходов населения города в последние годы. Работа,
проведенная префектурами административных округов, Департаментом
потребительского рынка и услуг, в связи с подготовкой к 850-летию
Москвы, позволила создать целую сеть современных, европейского
уровня, предприятий бытового обслуживания. В 1995-1997 гг. созда-
но 270 новых и реконструировано 397 действующих предприятий (см.
табл. 2.1-2.2 и рис. 4а). На эти цели было направлено около 650
млрд. рублей, в том числе более 300 млрд. рублей из городского
бюджета и внебюджетных фондов префектур и районов, остальное - за
счет собственных средств предприятий.
За этот период реконструировано 7 предприятий химчисток-
прачечных фирмой "БФТ - Диана", вновь создан ряд аналогичных
предприятий при содействии префектур ("Лавандерия", "Чистюля",
"Белло", "Еврочистка" и др.), открыто более 50 современных сало-
нов-парикмахерских, 10 коммерческих ломбардов, реконструированы
бани - Измайловские, Селезневские, введены бани в поселке Некра-
совка, введено более 50 гектаров кладбищ, заменено 7 кремационных
печей в двух крематориях, созданы современные предприятия по
уборке жилых и нежилых помещений.
В этот период многие предприятия прошли адаптацию к рыночным
условиям. В отрасль пришли новые энергичные кадры, которые прин-
ципиально по-новому решают вопросы создания и реконструкции
предприятий. Появились авторские швейные ателье ("Ева", "Анна
Росси", "Татьяна Федорова" и др. ), многопрофильные (по 10-15 ви-
дам услуг) предприятия типа "Мультисервис", фирменные ("Бош-Си-
менс"), дилерские ("М.Видео" и "Амо-Сервис") и комплексные ("Со-
винсервис") сервисные организации по ремонту и техобслуживанию
бытовой техники. По мере выхода из кризиса сферы услуг все боль-
шее число предприятий стремится к консолидации по отраслевому
признаку. Созданы и функционируют Лига Ломбардов, Союзы парикма-
херов и прачечных Москвы, Ассоциации предприятий похоронного обс-
луживания и по уборке помещений, Гильдии парикмахеров, металлис-
тов и другие общественные формирования.При Департаменте потреби-
тельского рынка и услуг работают Экспертный Совет по похоронному
обслуживанию, общественные советы по услугам швейных ателье, па-
рикмахерских.
Таблица 2.1
Оценочные показатели создания новых предприятий и
рабочих мест в сфере бытовых услуг в 1995-1997 г.г.
----T-------------T-------------------------------------------+
|N | Виды | Количество созданных предприятий и рабо- |
| | | чих мест |
|n\n| услуг +---------T---------T--------T--------------+
| | | 1995г.| 1996г. | 1997г. | 1995-1997 г. | |
+---+-------------+---T-----+---T-----+--T-----+-----T--------+
| 1 |Ремонт обуви | 9 | 45 |5 | 25 |3 | 15 | 17 | 85 |
| 2 |Ремонт и по- | 3 | 45 |- | - |7 | 105 | 10 | 150 |
| |шив одежды | | | | | | | | |
| 3 |Ремонт и тех-| 10| 100 |27 |270 |15| 150 | 52 | 520 |
| |обслуживание | | | | | | | | |
| |бытовой тех- | | | | | | | | |
| |ники | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 4 |Химическая | 2 | 4 | 6 |113 |4 | 66 | 12 | 183 |
| |чистка | | | | | | | | |
| 5 |Стирка белья | 1 | 2 | 1 | 7 |- | - | 2 | 9 |
| | | | | | | | | | |
| 6 |Услуги бань | - | - | 1 | 10 |- | - | 1 | 10 |
| | | | | | | | | | |
| 7 |Услуги пари- | 16| 240 |35 |525 |37| 555 | 88 | 1320 |
| |кмахерских | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 8 |Ритуальные | 8| 40 |42 |210 |24| 120 | 74 | 370 |
| |услуги | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 9 |Прочие услу- | 8| 40 |42 |210 |24| 120 | 74 | 370 |
| |ги | | | | | | | | |
| | Всего | 52| 506 |122|1210 |96|1071 |270 | 2787 |
L---+-------------+---+-----+---+--------+-----+-----+---------
.
- 11.а -
Таблица 2.2
Оценочные показатели модернизации предприятий и
рабочих мест сферы бытовых услуг в 1995-1997 г.г.
----T-------------T-------------------------------------------+
|N | Виды | Количество созданных предприятий и рабо- |
| | | чих мест |
|n\n| услуг +---------T---------T--------T--------------+
| | | 1995г.| 1996г. | 1997г. | 1995-1997 г. | |
+---+-------------+---T-----+---T-----+--T-----+-----T--------+
| 1 |Ремонт обуви | 5 | 50 |20 |200 |2 | 20 | 27 | 270 |
| 2 |Ремонт и по- |24 | 360 |26 |390 |17| 255 | 67 |1005 |
| |шив одежды | | | | | | | | |
| 3 |Ремонт и тех-|14 | 140 |21 |105 |15| 150 | 50 | 395 |
| |обслуживание | | | | | | | | |
| |бытовой тех- | | | | | | | | |
| |ники | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 4 |Химическая | 8 | 16 |16 |116 |9 | 74 | 33 | 206 |
| |чистка | | | | | | | | |
| 5 |Стирка белья | - | - | 7 | 24 |3 | 6 | 10 | 30 |
| | | | | | | | | | |
| 6 |Услуги бань | 2 | 20 | - | - |3 | 30 | 5 | 50 |
| | | | | | | | | | |
| 7 |Услуги пари- | 43| 645 |63 |945 |37| 555 |143 | 2145 |
| |кмахерских | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 8 |Прочие услу- | 13| 65 |41 |205 |8 | 40 | 62 | 310 |
| |ги | | | | | | | | |
| | Всего |109| 1296|194|1985 |94|1130 |397 | 4411 |
L---+-------------+---+-----+---+-----+--+-----+-----+---------
4. Уровень обеспеченности населения бытовыми услугами
В настоящее время сфера бытового обслуживания города в ос-
новном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Однако иссле-
дования показывают, что имеются серьезные проблемы по территори-
альной и ценовой доступности услуг, обусловленные особенностями
развития бытового обслуживания в период перехода к рыночным усло-
виям. Опросы показывают, что 16,4 %. москвичей считают, что быто-
вое обслуживание не стало работать лучше, 17,9% испытывают труд-
ности с ремонтом бытовой техники, более 40% не могут найти нужную
мастерскую, 39% указывают на перепрофилирование предприятий служ-
бы быта. Примерно каждый четвертый опрошенный не удовлетворен ра-
ботой администрации города и префектуры по улучшению бытового
обслуживания (см. таблицу 3).
В сравнении с 1990 годом объем услуг в сопоставимых ценах
составляет 27,6%, что объясняется существенным спадом производс-
тва услуг в 1991-1994 годах, серьезными структурными изменениями
по отраслевым группам. Эти изменения обусловлены снижением плате-
жеспособного спроса населения на услуги. Усложнились и организа-
ционно-экономические условия функционирования сферы услуг: резко
(в 3-5 раз) увеличилась в себестоимости услуг доля расходов на
коммунальные платежи и аренду помещений, начислений на зарплату и
платежей по различным налогам.
В сравнении с нормативами обеспеченность предприятиями быто-
вого обслуживания на 1000 жителей по городу в целом составляет 45
% (см. табл. 4), однако по данным социологических обследований
спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80% (см. табл. 5
и рис. 5). Такое расхождение обусловлено тем, что более одной
трети населения не имеет экономической возможности пользоваться
бытовыми услугами.
Главным препятствием (и это показывают все исследования) для
потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают
предприятия бытового обслуживания. На это указывают около 60% оп-
рошенных москвичей со средним и низким уровнем доходов.
Результаты опроса о намерениях различных групп населения ча-
ще пользоваться услугами приведены в таблице:
------T------------------------------T--------------------------+
| No | Условия предоставления услуг | Уровень дохода населения |
| | +--------T--------T--------+
| | | Низкий | Средний| Высокий|
+-----+------------------------------+--------+--------+--------+
| 1. | Более низкие цены | 64,29 | 57,96 | 10,81 |
| | | | | |
| 2. | Более короткие сроки | 8,57 | 10,00 | 21,62 |
| | | | | |
| 3. | Выше качество услуг | 16,29 | 30,50 | 51,35 |
| | | | | |
| 4. | Расположение предприятий | 7,14 | 4,78 | 2,70 |
| | в микрорайоне проживания | | | |
L-----+------------------------------+--------+--------+---------
Примечание: Уровень дохода на 1 члена семьи в месяц (в ценах
1998 г.) низкий - до 500 руб. высокий - более 1500 руб. средний -
от 501 до 1500 руб.
Как видно из таблицы, более половины граждан с высокими до-
ходами считают, что для них главной причиной редкого обращения к
услугам сервисных организаций является низкое качество обслужива-
ния. От 18 до 23% всех опрошенных москвичей оценивают как "пло-
хое" качество услуг ремонта обуви и бытовой радиоэлектронной ап-
паратуры, химчисток, парикмахерских (см. табл. 6). При этом имен-
но по указанным услугам высказывается мнение, что их цена не со-
ответствует качеству и объему, т.е. явно завышена.
Существенной проблемой для отрасли является устаревшее обо-
рудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его за-
мену или модернизацию.
Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. В
каждом третьем муниципальном районе полностью отсутствуют предп-
риятия бытового обслуживания от 2 до 5 основных видов услуг. Наи-
меньшая обеспеченность услугами сложилась в районах массовой жи-
лой застройки Новокосино, Жулебино, Митино, Южное Тушино, Братее-
во, Коньково, Западное Дегунино и других. Наибольшая численность
работающих (5703 чел.) и количество предприятий (811) сферы услуг
Таблица 3
ОЦЕНКА МОСКВИЧАМИ
работы сферы услуг (по результатам опроса 2000 человек)*
----T------------------------------------------------T----------+
| N | Вопросы, показатели |Ответы, % |
|n\п| +-----T----+
| | | Да |Нет |
+---+------------------------------------------------+-----+----+
|1 | В последнее время предприятия бытовых услуг |12,0 |16,4|
| | стали работать лучше | | |
|2 | Испытываете ли Вы трудности с ремонтом бытовой |17,9 |54,5|
| | техники | | |
|3 | Всякий ли раз Вы легко находите необходимую Вам|44,3 |50,4|
| | мастерскую | | |
|4 | Удовлетворены ли Вы рекламой, справочниками, |26,3 |15,2|
| | предлагающими различные виды услуг | | |
|5 | Вы пользуетесь услугами предприятий сферы быта:| | |
| | в своем микрорайне |59,8 | |
| | в других районах города |21,9 | |
|6 | Вы стали бы чаще пользоваться услугами, если | | |
| | бы были: | | |
| | более низкие цены |64,0 | |
| | более короткие сроки выполнения заказа |15,4 | |
| | выше качество выполнения заказов |28,7 | |
| | предприятия были бы расположены в Вашем |12,4 | |
| | микрорайоне | | |
|7 | Можете ли Вы получить в Москве все виды услуг | | |
| | на предприятиях сферы быта | | |
| | любые виды услуг |49,5 | |
| | только отдельные |15,0 | |
|8 | Известны ли Вам случаи перепрофилирования пред-|39,1 |60,6|
| | приятий бытовых услуг | | |
|9 | Если такие случаи известны, то стало ли удоб- |5,9 |13,2|
| | нее населению | | |
|10 | Возникали ли у Вас конфликты с персоналом пред-|14,5 |51,6|
| | приятий службы быта | | |
L---+------------------------------------------------+-----+-----
----T------------------------------------------------T-----T----+
|1 | 2 | 3 | 4 |
+---+------------------------------------------------+-----+----|
|11 |Считаете ли Вы, что права потребителей услуг хо-|2,5 |46,6|
| |рошо защищены | | |
|12 |Легко ли получить телефон предприятия бытовых |39,3 |21,4|
| |услуг | | |
|13 |Удовлетворены ли Вы деятельностью администрации |13,5 |25,5|
| |города по улучшению работы предприятий сферы бы-| | |
| |тового обслуживания | | |
|14 |Удовлетворены ли Вы работой префектуры в этом |10,9 |26,8|
| |направлении | | |
L---+------------------------------------------------+-----+-----
* По данным МЭСИ
Таблица 4
Количество предприятий и рабочих мест в сфере
бытового обслуживания населения
----T---------------T-----T----------T----------------T---------+
| N | |Норма|Фактическ.| Количество |Ранг обе-|
|п/п| Виды услуг |тив |количество| рабочих мест |спеченно-|
| | |рабо-+----T-----+-----T----------+сти быто-|
| | |чих |под-|рабо-|По | Отклоне- |выми ус- |
| | |мест |раз-|чих |нор- | ние от |лугами |
| | |на 1|деле|мест |ма- | норматива| |
| | |тыс. |ний | |тиву +------T---+ |
| | |чел. |(ед.| | |Кол-во| % | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|1 |Ремонт обуви |0,24 |470 |2566 | 2115| 451 |121| 1 |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|2 |Пошив обуви |0,24 | 9 | 177 | 2115|-1937 | 8| 22 |
| | | | +1*| +1* | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|3 |Изготовление |2,41 |583 |7604 |21234|-13630| 36| 15 |
| |швейных изделий| |+46*|+330*| | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|4 |Ремонт швейных |0,17 | 50 |1124 |1498 | 158 | 75| 4 |
| |изделий | |+20*|+202*| | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|5 |Ремонт трикота-|0,12 | 21 | 201 |1057 |-725 | 19| 20 |
| |жных изделий | |+2* |+20* | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|6 |Ремонт, обслу- |0,65 |175 |1889 |5727 |-3838 | 33| 16 |
| |живание бытовой| | | | | | | |
| |радиоаппаратуры| | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|7 |Ремонт,обслужи | 0,28|131 |1262 |2467 |-1205 | 51| 10 |
| |вание бытовых | | | | | | | |
| |приборов и ма- | | | | | | | |
| |шин | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|8 |Ремонт часов | 0,13|182 | 603|1145 |-542 | 53| 9 |
L---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+----------
----T---------------T-----T----T-----T-----T------T---T---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|9 |Ремонт,изготов-| 0,12|324 |1284 |1057 | 227 |121| 1 |
| |ление металло- | | | | | | | |
| |изделий | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|10 |Ремонт,изготов-|0.09 |64 |577 |793 |-216 |73 | 5 |
| |ление ювелирн. | | | | | | | |
| |изделий | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|11 |Ремонт музык. |0,06 | 2 | 45 |529 |-484 | 9 | 21 |
| |инструментов | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|12 |Изготовление, |0,26 | 93 | 987 |2291 |-1304 |43 | 14 |
| |ремонт мебели | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------|
|13 |Изготовление, |0,02 | 20 | 127 |176 | - 49 |72 | 6 |
| |реставрация | | | | | | | |
| |стекол, зеркал | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|14 |Предприятия |0,40 | 84 |1921 |3524 |-1603 |55 | 8 |
| |химчистки | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|15 |Приемные пункты|0,20 |251 |479 |1762 |-1283 |27 | 17 |
| |химчистки | |+8* | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|16 |Предприятия |0,75 | 34 |2724 |6160 |-3436 |44 | 13 |
| |стирки белья | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------|
|17 |Приемные пункты|0,20 |431 |786 |1762 |-976 |45 | 12 |
| |прачечной | |+1* | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|18 |Переплетно-кар-|0,18 | 53 |359 |1586 |-1105 |23 | 19 |
| |тонажные работы| | | | | | | |
| | | | | | | | | |
L---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+----------
----T---------------T-----T----T-----T-----T------T---T---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|19 |Услуги фото- |0,22 | 349|1366 |1938 |-572 |70 | 7 |
| |ателье и лабо- | | | | | | | |
| |раторий | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|20 |Услуги бань, |1,04 | 98 |2259 |9163 |-6904 |25 | 18 |
| |саун, душевых | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|21 |Услуги парик- |1,50 |749 |10777|13216|- 2439|82 | 3 |
| |махерских | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|22 |Услуги пред- |0,20 |108 |473 |1762 |-1289 |27 | 17 |
| |приятий проката| | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|23 |Услуги ломбар- |0,08 | 61 |329 |705 |-376 |47 | 11 |
| |дов | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|24 |Разнобытовые |1,00 |81 |746 |8811 |-8065 | 8 | 22 |
| |услуги | | | | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|25 |Ритуальные ус- |0,18 |122 |1850 |1586 | 264 |117| 2 |
| |луги | | | | | | | |
|---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
|26 |Другие бытовые | | | | | | | |
| |услуги | |21 |313 | | | | |
+---+---------------+-----+----+-----+-----+------+---+---------+
| Всего по Москве |10,74|4568|42828|94178|-50859| 45| |
L-------------------+-----+----+-----+-----+------+---+----------
*)подразделения, учтенные в составе многопрофильных предприятий
имеется в Центральном округе (см. табл. 7). Здесь обеспеченность
бытовым обслуживанием составляет 88% по сравнению с нормативом.
Лучшая среди округов обеспеченность предприятиями службы быта
сложилась в Юго-Западном округе - 51 %. Наименьшая обеспеченность
- в Северном, Западном и Юго-Восточном округах - на уровне
36-38%. В этих округах сложная ситуация складывается с услугами
по ремонту бытовой техники, услугам бань, парикмахерских, фотоа-
телье, разнобытовым услугам.
Недостаточно предприятий по ремонту обуви в Северо-Западном
округе, по услугам химчистки - в Северо-Восточном, Северо-Запад-
ном, Южном и Восточном округах, по услугам стирки белья - в Се-
верном, Южном и Юго-Западном округах. В Северном округе только
одно предприятие по разнобытовым услугам.
Таблица 5
Степень удовлетворения потребителей в
бытовых услугах *
-----------------------------------T----------------------------+
| | Показатель |
| +-------------T--------------+
| | Степень | Ранг неудов- |
| Вид услуг | удовлетворе-| летворенных |
| | ния потреб- | потребностей |
| | ностей (%) | (% ) |
+----------------------------------+-------------+--------------+
| 1 | 2 | 3 |
+----------------------------------+-------------+--------------+
|1. Ремонт обуви | 83 | 12 |
|2. Пошив обуви | 44 | 5 |
|3. Ремонт швейных,меховых,кожаных | | |
| изделий | 51 | 7 |
|4. Пошив швейных, меховых,кожаных | 41 | 4 |
| изделий | | |
|5. Ремонт трикотажных изделий | 11 | 1 |
|6. Пошив и вязка трикотажных из- | 35 | 2 |
| делий | | |
|7. Ремонт и техобслуживание ра- | | |
| диоэлектронной техники | 68 | 10 |
|8. Ремонт бытовых машин и приборов| 80 | 11 |
|9. Ремонт и изготовление металло- | 100 | 15 |
| изделий | | |
|10.Ремонт мебели | 36 | 3 |
|11.Изготовление мебели | 53 | 8 |
|12.Химическая чистка и крашение | 89 | 13 |
| одежды | | |
|13.Услуги прачечных | 55 | 9 |
|14.Услуги фотоателье, фото и | | |
| кинолаборатори | 94 | 14 |
|15.Услуги бань и душевых | 83 | 12 |
|16.Услуги парикмахерских | 80 | 11 |
|17.Услуги предприятий проката | 48 | 6 |
|18.Ритуальные и обрядовые услуги | 100 | 15 |
L----------------------------------+-------------+---------------
* По данным ГАСБУ
Таблица 6
Таблица 6
Количество предприятий бытового обслуживания населения и рабочих мест по округам
----T------------------------------------------T-----------T--------------T---------------------T-----------+
| No| |Численность| Фактическое| Количество рабочих | Ранг обес-|
| | | населения | количество | мест | печенности|
| | | +------T-------+-------T-------------+ бытовыми |
| | Округ | |подра-|рабочие|по нор-|отклонение от| услугами |
| | | |зделе-|места |мативу | норматива | |
| | | |ния |(числ. | +------T------+ |
| | | |(еде- |рабо- | | +/- |кол-во| |
| | | |ницы) |чих) | | | % | |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 1 |Центральный | 603 | 811 | 5703 | 6476 | -773 | 88 | 1 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 2 |Северный | 887 | 412 | 3551 | 9523 |-5972 | 37 | 9 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 3 |Северо-Восточный | 1091 | 552 | 4655 | 11717 |-6931 | 40 | 7 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 4 |Северо-Западный | 669 | 243 | 2975 | 7185 |-4019 | 41 | 6 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 5 |Восточный | 1200 | 803 | 5256 | 12440 |-7184 | 42 | 5 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 6 |Южный | 1300 | 455 | 6522 | 14198 |-7347 | 46 | 4 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 7 |Юго-Восточный | 862 | 344 | 3333 | 9261 |-5687 | 36 | 10 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 8 |Юго-Западный | 1021 | 376 | 5554 | 10970 |-5416 | 51 | 2 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 9 |Западный | 952 | 396 | 3881 | 10229 |-6348 | 38 | 8 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| 10|Зеленоградский | 203 | 155 | 1096 | 2178 |-1082 | 50 | 3 |
+---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+-----------+
| |ИТОГО: | 8811 | 4568 | 42828 | 94178 |-50751| 45 | |
L---+------------------------------------------+-----------+------+-------+-------+------+------+------------
5. Основные направления развития сферы услуг в 1998-2000 годы
Важнейшей задачей Департамента потребительского рынка и ус-
луг, префектур административных округов на 1998-2000 годы являет-
ся продолжение начатой в период подготовки к 850-летию Москвы ра-
боты по созданию современной сферы услуг европейского уровня. Не-
обходимо увеличивать количество предприятий и постепенно достичь
ценовую и территориальную доступность услуг для всех москвичей.
При этом первостепенное внимание и поддержка должны быть оказаны
социально-значимым услугам: ремонт одежды и обуви, химчистки и
прачечные, услуги бань и ритуальные услуги.
Органы территориального управления округов и районов должны
добиваться создания в каждом районе полного набора предприятий по
услугам повседневного спроса: ремонт одежды, обуви, мебели, быто-
вой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пунк-
ты химчистки и прачечных, фотоуслуги, парикмахерские. По осталь-
ным услугам - постепенное достижение норматива с учетом реального
спроса на услуги. Увеличение количества предприятий и повышение
их территориальной доступности создаст условия для развития кон-
куренции между ними и некоторого снижения цен на услуги.
В этих целях Департаментом потребительского рынка и услуг
совместно с префектурами подготовлены расчетные показатели по
созданию 289 новых, реконструкции и модернизации 492 действующих
предприятий сферы услуг с разбивкой по административным округам,
а внутри них - по районам (см. табл. 8). Это позволит создать
4281 новое рабочее место и модернизировать 7210 рабочих мест (см.
рис. 6 и 7). При этом имеется в виду, что необходимые производс-
твенные площади префектуры и территориальные агентства Москомиму-
щества изыщут непосредственно в округах за счет лучшего использо-
вания имеющихся нежилых помещений, занятых предприятиями сферы
услуг. Необходимо также в установленном порядке вернуть для раз-
вития отрасли нежилые помещения, переданные (проданные) ранее
различным организациям с условием использования их для сферы ус-
луг, если такое условие не соблюдается.
Предлагается установить порядок, при котором передача прав
аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслу-
живания, производится с условием их целевого использования под
организацию бытовых услуг населению. При этом решение об измене-
нии профиля предприятий бытового обслуживания должно приниматься
префектурой в каждом отдельном случае по заключению Департамента
потребительского рынка и услуг с учетом плана приватизации предп-
риятий.
Таблица 8
Расчетные показатели создания новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий
бытового обслуживания населения на 1998-2000 годы по видам услуг
-----T-------------------------------------------T----------------------------------T------------------------+
| No | Виды услуг |Количество предприятий намечается |Количество рабочих мест |
| | | | намечается |
| | +-------------T--------------------+-------T----------------+
| | | создать |реконструировать и |создать|реконструировать|
| | | |модернизировать | |и модерниз-ть |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 1 |Ремонт обуви | 26 | 49 | 260 | 490 |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 2 |Ремонт и пошив швейных, меховых, трикотаж- | 16 | 65 | 240 | 975 |
| | ных изделий, головных уборов | | | | |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 3 |Ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлек-| | | | |
| | тронной аппаратуры,бытовых машин и прибо- | 61 | 91 | 915 | 1365 |
| | ров (в т.ч. часов),ремонт и изготовление | | | | |
| | металлоизделий (в т.ч.ювелирных) | | | | |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 4 |Услуги химической чистки | 32 | 51 | 1436 | 1530 |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 5 |Услуги прачечных | 32 | 42 | 160 | 690 |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 6 |Услуги бань | 10 | 16 | 100 | 240 |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 7 |Услуги парикмахерских | 61 | 103 | 915 | 1545 |
+----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| 8 |Прочие виды услуг | 51 | 75 | 255 | 375 |
|----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+----------------+
| |ИТОГО: | 289 | 492 | 4281 | 7210 |
L----+-------------------------------------------+-------------+--------------------+-------+-----------------
В целях поддержки социально-значимых видов услуг намечается
проводить целевые конкурсы по продаже или аренде нежилых помеще-
ний именно для тех предприятий, которые берут обязательство ока-
зывать населению такие услуги.
Финансирование создания новых и реконструкции действующих
предприятий должно осуществляться, как правило, за счет средств
самих предприятий. Исключение составят отра
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 248-ПП
Дата:
1998-03-31
Позиционируется в разделах:
Потребительский рынок >> Потребительский рынок и услуги