Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. N 690
"О федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы)"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы).
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться мероприятия Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, предусматривать при подготовке проектов соответствующих бюджетов выделение средств на осуществление таких мероприятий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
| М.Касьянов
|
Москва
25 сентября 2001 г.
N 690
Федеральная целевая программа
"Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы)
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. N 690)
Паспорт федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории
России" (2002 - 2010 гг.)
1. Введение
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
3. Цели и основные задачи Программы
4. Сроки и основные этапы выполнения Программы
5. Система программных мероприятий
6. Ресурсное обеспечение Программы
7. Механизм реализации Программы
8. Организация управления и контроль за реализацией Программы
9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы. Создание новых рабочих мест
Приложение N 1. Мероприятия федеральной целевой программы
"Сейсмобезопасность территории России" (2002 -2010 гг.),
финансируемые за счет средств федерального бюджета
Приложение N 2. Мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений
в сейсмоопасных районах РФ (группа I)
Приложение N 3. Мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений
в сейсмоопасных районах РФ (группа II), финансируемые
за счет средств федерального бюджета
Приложение N 4. Объемы и источники финансирования федеральной целевой
программы "Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 гг.)
Паспорт
федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы)
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Сейсмобезопасность территории
России" (2002 - 2010 годы)
Основание для разработки - распоряжение Правительства
Программы Российской Федерации от 26 марта
2001 г. N 424-р
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской
Программы Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Основной разработчик Программы - Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Цели и задачи Программы - целями Программы являются
максимальное повышение сейсмической
безопасности населения, снижение
социального, экономического,
экологического риска в сейсмически
опасных районах Российской
Федерации, уменьшение ущерба от
разрушительных землетрясений путем
усиления и реконструкции
существующих сооружений, а также
подготовки городов, других
населенных пунктов, транспортных,
энергетических и иных объектов и
магистралей к сильным
землетрясениям.
Основными задачами Программы
являются:
осуществление мероприятий по
сейсмоусилению наиболее
ответственных и несейсмостойких
сооружений и разработка необходимых
градостроительных мероприятий с
целью максимального снижения
сейсмического риска, начиная с
наиболее сейсмически опасных
районов;
проведение обследования и
паспортизации зданий и сооружений в
сейсмоопасных районах;
создание и развитие
научно-методической базы в области
оценки сейсмической опасности
территорий путем развития общего
сейсмического районирования,
сейсмического микрорайонирования
территорий городов и других
населенных пунктов, уточнения
моделей сейсмических воздействий на
здания и сооружения;
формирование нормативной базы для
осуществления работы по обеспечению
сейсмической надежности строящихся
и эксплуатируемых жилых,
общественных, промышленных зданий,
энергетических, транспортных
сооружений;
создание научно-методической базы
для осуществления деятельности по
снижению сейсмической уязвимости
существующих сооружений и
населенных пунктов;
разработка инновационных технологий
сейсмоизоляции и новых систем
сейсмозащиты зданий и сооружений,
их оснований и фундаментов;
создание экспериментальной базы для
исследования новых эффективных
систем сейсмической защиты
сооружений, мониторинга зданий и
сооружений во время сильных
землетрясений;
развитие системы информационного
обеспечения управления сейсмическим
риском и смягчением последствий
сильных землетрясений;
совершенствование системы
подготовки специалистов по
управлению сейсмическим риском и
подготовки населения и городов к
сейсмическим бедствиям
Сроки и этапы реализации - 2002 - 2010 годы, в том числе:
Программы I этап - 2002 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2010 годы
Основные программные - усиление недостаточно сейсмостойких
мероприятия сооружений в сейсмоопасных районах;
создание и реализация
научно-методической и правовой базы
Программы
Объем и источники - общий объем финансирования
финансирования Программы Программы составляет 28783,9 млн.
рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 3535,1 млн.
рублей (включая капитальные
вложения - 3443,1 млн.рублей и
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
92 млн. рублей) и за счет бюджетов
субъектов Российской Федерации и
внебюджетных источников -
25248,7 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты - уточнение характеристик
реализации Программы сейсмической опасности и
сейсмического риска для наиболее
опасных в сейсмическом отношении
территорий, включая уточнение риска
от вторичного воздействия
природного и техногенного
характера;
усиление существующих
несейсмостойких сооружений;
разработка нормативной правовой
базы в области проектирования,
строительства, усиления конструкций
зданий и сооружений;
формирование экономических
механизмов повышения уровня
сейсмической безопасности населения
и снижения сейсмического риска;
развитие системы информационного
обеспечения управления сейсмическим
риском;
развитие системы подготовки
специалистов и населения к
действиям в условиях сильного
землетрясения;
снижение затрат на ликвидацию
последствий землетрясений
Управление реализацией и - организация управления и контроль
контроль за исполнением за исполнением Программы
Программы возлагаются на Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и
жилищно-коммунальному комплексу.
Информация о ходе выполнения
Программы и об использовании
средств федерального и местных
бюджетов представляются
исполнителями в установленном
порядке.
1. Введение
Федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р.
Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмически опасных районах России, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.
Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
При разработке Программы учитывались результаты выполнения федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999 - 2000 годы и на период до 2010 года", комплексной программы работ по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области на 1995 - 1999 годы "Сейсмозащита", продленной до 2005 года, а также программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:
более 50 процентов территории России подвержены влиянию землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб;
напряженность в обеспечении населения жильем с соответствующей инфраструктурой особенно велика на сейсмоопасных территориях - Камчатке, Сахалине, в Бурятии, Прибайкалье и особенно на Северном Кавказе, где сильные землетрясения, как правило, вызывали не только миллиардные ущербы, ранения и гибель людей, но и социальные потрясения;
катастрофические землетрясения ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы, реализуемые в стране;
на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации страны (транспорт, газовые и нефтяные магистрали), находятся гидростанции, атомные электростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей;
за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2 - 3 балла. В стране нет системы страхования от последствий землетрясений.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.
Вместе с тем существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Российской Федерации.
Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т.д.). Такие карты для крупных территорий разрабатываются редко, поскольку эти работы в полном объеме требуют больших затрат и длительного времени. Значительно чаще выполняется объектное детальное сейсмическое районирование или уточнение исходной сейсмичности для конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке сейсмической опасности имеют слабую нормативно-методическую базу.
Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Существующая нормативно-методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении.
Поскольку значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по регионам Российской Федерации.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
В ряде субъектов Российской Федерации, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
3. Цели и основные задачи Программы
Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
1) осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
3) создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
4) формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
5) разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
6) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
7) создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений;
8) развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
9) совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
4. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет в 2 этапа.
На первом этапе (2002 - 2005 годы) в наиболее сейсмоопасных регионах предусматриваются проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения и т.д., а также будут усилены сооружения, имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важные в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений. Предусматривается осуществить мероприятия, которые дадут результаты в ближайшей перспективе. Будет систематизирована и получит дальнейшее развитие нормативно-техническая и правовая база, воссоздана и обновлена экспериментальная основа исследований по сейсмостойкости сооружений. Будут разработаны методические, экономические и организационные основы и механизмы для реализации программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов и усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.
5. Система программных мероприятий
Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных регионах
В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице.
Таблица
/-----------------------------------------------------+-----------------\
| | Индекс |
| | сейсмического |
| | риска* |
+-----------------------------------------------------+-----------------+
| Группа I | |
+-----------------------------------------------------+-----------------+
| 1. Краснодарский край | 9 |
| 2. Камчатская область | 8 |
| 3. Сахалинская область | 8 |
| 4. Республика Дагестан | 7 |
| 5. Республика Бурятия | 5 |
| 6. Республика Северная Осетия - Алания | 3,5 |
| 7. Иркутская область | 2,5 |
| 8. Кабардино-Балкарская Республика | 2 |
| 9. Ингушская Республика | 1,8 |
|10. Карачаево-Черкесская Республика | 1,8 |
|11. Республика Тыва | 1,8 |
+-----------------------------------------------------+-----------------+
| Группа II | |
+-----------------------------------------------------+-----------------+
|12. Ставропольский край | 1,6 |
|13. Красноярский край | 1,5 |
|14. Кемеровская область | 1,45 |
|15. Алтайский край | 1,4 |
|16. Приморский край | 1,4 |
|17. Хабаровский край | 1,3 |
|18. Читинская область | 1,25 |
|19. Чеченская Республика | 1,15 |
|20. Республика Саха (Якутия) | 1 |
|21. Амурская область | 0,9 |
|22. Республика Адыгея | 0,8 |
|23. Республика Хакасия | 0,75 |
|24. Республика Алтай | 0,65 |
|25. Еврейская автономная область | 0,6 |
|26. Магаданская область | 0,59 |
|27. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 0,25 |
|28. Чукотский автономный округ | 0,1 |
|29. Корякский автономный округ | 0,08 |
| | |
\-----------------------------------------------------+-----------------/
_________________________________
* Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.
Субъекты Российской Федерации классифицированы в зависимости от индекса сейсмического риска и подразделяются на 2 группы. При определении регионов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитывались также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
Группа I включает 11 субъектов Российской Федерации - регионы наиболее высокой сейсмической опасности и сейсмического риска. Многие города и крупные населенные пункты этих регионов расположены на территориях с сейсмичностью 9 и 10 баллов.
Краснодарский край занимает площадь 76 тыс.кв.км, численность населения составляет 5006,7 тыс. человек, в том числе городского - 2663,9 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 1600 объектов, в первую очередь в городах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Тамань, Анапа, Геленджик.
Особенностью региона является высокая плотность населения Черноморского побережья Кавказа (с многократным увеличением населения в районе Большого Сочи в летний период).
Камчатская область занимает площадь 472,3 тыс.кв.км, численность населения составляет 389,1 тыс. человек, в том числе городского - 315,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить примерно 270 объектов, в первую очередь в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи.
Особенностями региона являются сложное геологическое строение полуострова, а также наличие опасных природных процессов и явлений (кроме землетрясений): вулканы, цунами, морские приливы, наводнения.
Сахалинская область занимает площадь 87,1 тыс.кв.км, численность населения составляет 598,6 тыс. человек, в том числе городского - 518,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 460 объектов, в первую очередь в городах Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Невельск, Оха, Поронайск, Углегорск, Холмск, Курильск, Макаров, Северо-Курильск, Красногорск, Чехов.
Особенностями региона являются его островной характер, непосредственная близость островов к разрывам и разломам краевой зоны Тихого океана с большой и постоянной сейсмической и вулканической активностью, а также открытость для тропических циклонов и северных холодных ветров.
Республика Дагестан занимает площадь 50,3 тыс.кв.км, численность населения составляет 2142,7 тыс. человек, в том числе городского - 860,3 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 690 объектов, в первую очередь в городах Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр.
Особенностью региона является наличие морского побережья и горных районов.
Республика Бурятия занимает площадь 351,3 тыс.кв.км, численность населения составляет 1031,9 тыс. человек, в том числе городского - 616,8 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 485 объектов, в первую очередь в городах Улан-Удэ, Северобайкальск, Бабушкин.
Особенностью региона является наличие зоны озера Байкал и развитой промышленной инфраструктуры, а также наличие горных районов.
Северная Осетия - Алания занимает площадь 8 тыс.кв.км, численность населения составляет 670,1 тыс. человек, в том числе городского - 452,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Ардон, Дигора, Беслан.
Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения.
Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс.кв.км, численность населения составляет 2742,1 тыс. человек, в том числе городского - 2183,6 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 860 объектов, в первую очередь в городах Иркутск, Шелехов, Байкальск, Слюдянка, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тулун.
Особенностями региона являются обширная береговая зона озера Байкал, а также каскад гидроэлектростанций и развитая промышленная инфраструктура области.
Кабардино-Балкарская Республика занимает площадь 12,5 тыс.кв.км, численность населения составляет 785,5 тыс. человек, в том числе городского - 448 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 330 объектов, в первую очередь в городах Нальчик, Прохладный, Терек, Нарткала, Тырныауз.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс.кв.км (вместе с Чеченской Республикой), численность населения составляет 314,9 тыс. человек, в том числе городского - 133,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 125 объектов, в первую очередь в городах Назрань, Малгобек, Карабулак.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Карачаево-Черкесская Республика занимает площадь 14,1 тыс.кв.км, численность населения составляет 431,3 тыс. человек, в том числе городского - 189,7 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 20 объектов, в первую очередь в городах Черкесск, Теберда.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Республика Тыва занимает площадь 170,5 тыс.кв.км, численность населения составляет 310,9 тыс. человек, в том числе городского - 149 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 145 объектов, в первую очередь в городах Кызыл, Ак-Довурак, Чадан, Шагонар. Особенностью региона является значительная урбанизация сейсмоактивных территорий.
Группа II регионов имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7 - 8 баллов и ниже. В эту же группу входит несколько регионов, где могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.
Программой предусмотрено, что средства из федерального бюджета используются для проведения первоочередных работ по сейсмоусилению объектов в регионах Российской Федерации начиная с наиболее сейсмоопасных (группа I).
Средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников используются для сейсмоусиления объектов 29 субъектов Российской Федерации.
При проектировании и реализации проектов сейсмоусиления предусматривается экспертиза проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".
Проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных
на создание научно-методической базы
Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:
научное сопровождение карт общего сейсмического районирования;
уточнение исходной информации по сейсмичности для крупных городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
разработку карт сейсмического микрорайонирования для городов, урбанизированных территорий, площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включая крупные плотины, аэропорты, морские порты и т.п.; развитие методов инженерных изысканий;
разработку расчетных моделей сейсмических воздействий.
Предполагается осуществить:
разработку нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
разработку эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, системы сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
уточнение научно обоснованных методов оценки сейсмической уязвимости и сейсмостойкости существующих сооружений;
разработку методики паспортизации зданий и сооружений;
разработку эффективных методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;
создание на федеральном уровне экспериментальной базы, включая крупные сейсмические платформы, вибростенды, для исследований сейсмостойкости крупных моделей и фрагментов натурных сооружений, в том числе на базе конверсии оборонных отраслей; создание федерального экспериментального центра для исследований сейсмостойкости сооружений на базе экспериментальных стендов Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
создание региональных экспериментальных центров (камчатского, северокавказского, сахалинского) для исследования сейсмостойкости зданий и иных сооружений, в том числе зданий из местных строительных материалов;
разработку и реализацию новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;
разработку новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;
разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно-сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;
разработку нормативных документов по сертификации и лицензированию в области сейсмостойкого строительства;
паспортизацию существующих сооружений;
научно-техническое сопровождение работ по усилению существующих сооружений.
Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:
разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, и технологий их снижения;
разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям, по снижению сейсмической уязвимости урбанизированных территорий;
разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;
разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.
Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;
разработку нормативных правовых документов по страховой деятельности.
При реализации Программы необходимо осуществлять координацию работ с исполнителями других федеральных программ, а также международное сотрудничество в области сейсмостойкого строительства.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
осуществление первоочередных мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (9-10 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;
проведение наиболее важных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
разработку государственных стандартов, нормативных правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности;
создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности;
подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:
осуществление мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7 баллов и более), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
осуществление выборочной (по представителям) и сплошной паспортизации зданий и сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
разработку и реализацию планов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;
подготовку населения к действиям при землетрясениях;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в субъектах Российской Федерации.
Мероприятия Программы с указанием источников финансирования представлены в приложениях N 1, 2, 3 и 4.
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе из числа строительных, проектных и научно-исследовательских организаций федерального и регионального уровней. При этом отбор объектов и реализация проектов производятся в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", и утвержденными в его развитие нормативными правовыми актами.
Вопросы, имеющие межведомственный характер и важное общегосударственное значение, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству по представлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Выполнение Программы в регионах планируется осуществлять посредством:
формирования (начиная с наиболее сейсмоопасных регионов) комплексных групп специалистов местных и центральных административных и строительных организаций для реализации Программы с использованием существующей нормативной правовой базы;
развертывания скоординированных по срокам и ресурсам программных мероприятий;
создания системы отработки, учета и отчетности на региональном и федеральном уровнях;
формирования предложений по нормативному правовому обеспечению программных мероприятий.
8. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Государственный заказчик осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно-технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Осуществление работы в регионах (начиная с наиболее сейсмоопасных) планируется и реализуется через соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, их документальное и техническое оснащение осуществляются с привлечением специалистов центральных институтов, предприятий и учреждений строительного направления уже на первом этапе реализации Программы. Полномасштабное развертывание в регионах работ по Программе планируется в начале второго этапа.
Государственный заказчик осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, а также организует рациональное использование международного обмена по Программе.
9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы. Создание новых рабочих мест
Уроки землетрясений в Турции, на Тайване и в Индии еще раз показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой в масштабе целой страны.
Около 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям 7 баллов и выше. В районах Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и Прибайкалья прогнозируются землетрясения интенсивностью 9 баллов и более. Площадь сейсмоопасных районов от 6 до 10 баллов составляет в Российской Федерации 6,4 млн.кв.км. В сейсмически опасных районах России расположено 330 населенных пунктов.
В районе гг.Сочи, Грозный, Петропавловск-Камчатский, в Прибайкалье и на других густонаселенных территориях Российской Федерации согласно сейсмологическим прогнозам может произойти землетрясение интенсивностью 9 баллов и выше, то есть сопоставимое по масштабам с землетрясением в г.Спитак (Армения, 7 декабря 1988 г.), когда погибло 35 тыс. человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд. долларов США.
Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи с происходящей урбанизацией территории России, строительством крупных инженерных сооружений (атомные станции, химические комбинаты, высотные плотины и т.п.), разрушение которых может привести к возникновению экологических катастроф. Возрастающую опасность представляют собой землетрясения, вызванные техногенными воздействиями на земную кору, созданием водохранилищ, добычей нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отходов и так далее.
Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 40 - 50 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе от вторичных эффектов землетрясений.
Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5 - 4 года.
Реализация Программы позволит сохранить и создать около 20 - 30 тыс. рабочих мест.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы)
Мероприятия
федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы), финансируемые за счет средств федерального бюджета
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
/-----------------------------------+---------+--------------------------------------------------\
| |Срок реа-| Объем финансирования |
| |лизации +---------+-------------------+--------------------+
| Наименование мероприятия |мероприя-|2002-2010| в том числе* |направления расходов|
| |тия | годы +---------+---------+-----------+--------+
| | |- всего |2002-2005|2006-2010|капитальные| НИОКР |
| | | | годы | годы | вложения | |
+-----------------------------------+---------+---------+---------+---------+-----------+--------+
|I. Обеспечение сейсмоусиления зда-| | 3 443,1| 495 | 2948,1| 3 443,1| - |
|ний и сооружений в сейсмоопасных| | | | | | |
|регионах | | | | | | |
| Группа I |2002-2010| 1 876,1| 495 | 1 381,1| 1 876,1| - |
| | годы | | | | | |
|Краснодарский край | | 516,7| 128,1| 388,6| 516,7| - |
|Камчатская область** | | 162,6| 67,2| 95,4| 162,6| - |
|Сахалинская область | | 218,1| 50,3| 167,8| 218,1| - |
|Республика Дагестан | | 242,3| 62,7| 179,6| 242,3| - |
|Республика Бурятия** | | 160,3| 41,9| 118,4| 160,3| - |
|Республика Северная Осетия - Алания| | 152,8| 40,5| 112,3| 152,8| - |
|Иркутская область | | 226,4| 47,7| 178,7| 226,4| - |
|Кабардино-Балкарская | | 100 | 24 | 76 | 100 | - |
|Республика | | | | | | |
|Республика Ингушетия | | 36,3| 8,7| 27,6| 36,3| - |
|Карачаево-Черкесская | | 14,8| 12,4| 2,4| 14,8| - |
|Республика | | | | | | |
|Республика Тыва | | 45,8| 11,5| 34,3| 45,8| - |
| | | | | | | |
| Группа II |2006-2010| 1 567 | - | 1 567 | 1 567| - |
| | годы | | | | | |
|Ставропольский край | | 148,6| - | 148,6| 148,6| - |
|Красноярский край | | 139,3| - | 139,3| 139,3| - |
|Кемеровская область | | 134,7| - | 134,7| 134,7| - |
|Алтайский край | | 130 | - | 130 | 130 | - |
|Приморский край | | 130 | - | 130 | 130 | - |
|Хабаровский край | | 120,8| - | 120,8| 120,8| - |
|Читинская область | | 116,1| - | 116,1| 116,1| - |
|Чеченская Республика | | 106,8| - | 106,8| 106,8| - |
|Республика Саха (Якутия) | | 92,9| - | 92,9| 92,9| - |
|Амурская область | | 83,6| - | 83,6| 83,6| - |
|Республика Адыгея | | 74,3| - | 74,3| 74,3| - |
|Республика Хакасия | | 69,7| - | 69,7| 69,7| - |
|Республика Алтай | | 60,4| - | 60,4| 60,4| - |
|Еврейская автономная область | | 55,7| - | 55,7| 55,7| - |
|Магаданская область | | 54,8| - | 54,8| 54,8| - |
|Усть-Ордынский Бурятский | | 23,2| - | 23,2| 23,2| - |
|автономный округ | | | | | | |
|Чукотский автономный округ | | 13,9| - | 13,9| 13,9| - |
|Корякский автономный округ | | 12,1| - | 12,1| 12,1| - |
+-----------------------------------+---------+---------+---------+---------+-----------+--------+
|II. Проведение научно-исследова-| | 92 | 48,8| 43,2| 1,5| 90,5|
|тельских и опытно-конструкторских| | | | | | |
|работ | | | | | | |
+-----------------------------------+---------+---------+---------+---------+-----------+--------+
|1. Оценка сейсмической опасности|2002-2010| 26,6| 22,1| 4,5| - | 26,6|
|территорий: | годы | | | | | |
| | | | | | | |
|1) научное сопровождение карт обще-|2002-2010| 6,4| 1,9| 4,5| - | 6,4|
|го сейсмического районирования | годы | | | | | |
|(предоставление исходных сейсмоло-| | | | | | |
|гических данных на основе карт| | | | | | |
|общего сейсмического районирования| | | | | | |
|для обеспечения работ по уточнению| | | | | | |
|сейсмической опасности. Уточнение| | | | | | |
|каталога землятресений на террито-| | | | | | |
|рии Российской Федерации и сопре-| | | | | | |
|дельных территориях) | | | | | | |
| | | | | | | |
|2) уточнение исходной сейсмичности|2002-2005| 4,6| 4,6| - | - | 4,6|
|для крупных населенных пунктов и| годы | | | | | |
|ответственных промышленных объектов| | | | | | |
|(создание научно-методических основ| | | | | | |
|исходной сейсмичности, разработка| | | | | | |
|нормативно-методических документов)| | | | | | |
|3) разработка карт сейсмического|2002-2005| 13,8| 13,8| - | - | 13,8|
|микрорайонирования для городов, на-| годы | | | | | |
|селенных пунктов и территорий раз-| | | | | | |
|мещения ответственных промышленных| | | | | | |
|объектов. Развитие методов инженер-| | | | | | |
|ных изысканий (совершенствование| | | | | | |
|научно-методических основ сейсми-| | | | | | |
|ческого микрорайонирования, оценки| | | | | | |
|и прогноза вторичных сейсмических| | | | | | |
|опасностей природного и техногенно-| | | | | | |
|го характера, оценки разрывных тек-| | | | | | |
|тонических нарушений, разработка| | | | | | |
|нормативно-методических документов)| | | | | | |
| | | | | | | |
|4) разработка расчетных моделей|2002-2005| 1,8| 1,8| - | - | 1,8|
|сейсмических воздействий на здания| годы | | | | | |
|и сооружения (разработка норматив-| | | | | | |
|но-методических документов по рас-| | | | | | |
|четным моделям сейсмических воздей-| | | | | | |
|ствий на здания и сооружения) | | | | | | |
+-----------------------------------+---------+---------+---------+---------+-----------+--------+
|2. Обеспечение сейсмической безо-|2002-2010| 38,6| 14,6| 24 | 1,5| 37,1|
|пасности зданий и сооружений: | годы | | | | | |
| | | | | | | |
|1) разработка и совершенствование|2002-2010| 1,8| 0,6| 1,2| - | 1,8|
|системы нормативных документов с| годы | | | | | |
|учетом последствий разрушительных| | | | | | |
|землетрясений | | | | | | |
| | | | | | | |
|2) обеспечение сейсмической безо-|2002-2010| 27,1| 8,2| 18,9| 1,5| 25,6|
|пасности гражданских и промышленных| годы | | | | | |
|сооружений | | | | | | |
| | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | |
| | | | | | | |
|разработка системы нормативных|2002-2010| 6 | 1,8| 4,2| - | 6 |
|документов по проектированию новых,| годы | | | | | |
|усилению и реконструкции существую-| | | | | | |
|щих зданий и сооружений | | | | | | |
| | | | | | | |
|разработка новых эффективных систем|2002-2010| 6 | 1,8| 4,2| -
Заголовок:
|
Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. N 690 "О федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы)" |
Тип документа:
|
Постановление Программа |
Статус:
|
Действующий |
Дата:
|
2001-09-25 |
Тип информации:
|
Документы |
Территория:
|
Российская Федерация |
Блок:
|
Законодательство о строительстве |
Орган:
|
Правительство России и СССРПравительство России |
Позиционируется в разделах:
|
Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности\Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций\Предупреждение чрезвычайных ситуаций |
|
|