Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958
"О мерах по обеспечению социальной защиты граждан
из подразделений особого риска"
Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и Положение о Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением компенсаций и льгот гражданам из подразделений особого риска за счет средств на финансирование целевых государственных программ Российской Федерации по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и многолетнего воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население некоторых регионов Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, обеспечить выделение капитальных вложений из республиканского бюджета Российской Федерации на реконструкцию Научно-лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, расположенного в г.Санкт-Петербурге.
4. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
оказать помощь Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в организации деятельности Научно-лечебного центра;
осуществить в 1992-1995 годах закупку и поставку Научно-лечебному центру необходимого медицинского оборудования и медикаментов, а также оказать помощь в обеспечении его необходимым санитарным автотранспортом;
организовать обязательную диспансеризацию и медицинское обслуживание граждан из подразделений особого риска по месту жительства или работы.
Об организации медицинской помощи гражданам из подразделений особого риска см. приказ Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. N 82
5. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации совместно с Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации утвердить по согласованию с Министерством труда Российской Федерации единый образец удостоверения, дающего право на льготы и компенсации гражданам из подразделений особого риска.
6. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главному управлению охраны Российской Федерации, Федеральному управлению железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации и командованию других воинских формирований:
обеспечить гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", внеочередную госпитализацию в медсанчастях, госпиталях, а также клиниках Военно-медицинской академии и ежегодное санаторно-курортное лечение, а также отпуск указанным гражданам лекарственных средств и изделий медицинского назначения из подведомственных аптечных учреждений;
оказывать всемерное содействие и помощь Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в выполнении возложенных на него функций.
Е.Гайдар
Москва
11 декабря 1992 г.
N 958
Критерии
непосредственного участия граждан в действиях
подразделений особого риска
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958)
См. также Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2000 г.
С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей, военных учреждений, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов Вооруженных Сил Российской Федерации*, войск и органов Министерства безопасности Российской Федерации**, внутренних войск*, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального управления железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации, других воинских формирований, начальствующий и рядовой состав органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся:
1. Непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 г. при выполнении служебных обязанностей:
в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке;
в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования;
в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ;
в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств.
2. Непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе:
государственных комиссий по проведению испытаний;
экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений;
групп съема материалов регистрации;
групп обслуживания аппаратурных комплексов;
групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоактивно загрязненными биообъектами;
групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки;
групп радиационной разведки;
групп живучести;
групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией;
групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок.
Выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска.
3. Непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе:
экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации;
персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах;
государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах.
4. Непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 г. в составе:
персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, проверочные лаборатории, службы хранения);
персонала хранилищ узлов ядерных зарядов;
специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов.
5. Непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей***:
в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва;
в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни;
в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне;
в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.
------------------------------
* Также бывшего СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации).
** Также бывшего Комитета государственной безопасности СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации).
*** Критерии, указанные в настоящем пункте, также распространяются на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взрывов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций.
Положение
о Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов
подразделений особого риска Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958)
I. Общие положения
II. Основные задачи и функции
III. Организация работы и состав Комиссии
IV. Обязанности и права Комиссии
V. Порядок определения непосредственного участия граждан в
действиях подразделений особого риска и их медицинского
освидетельствования
I. Общие положения
1. Медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (далее - Комиссия) создана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и другими актами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами.
2. Причины и группы инвалидности определяются Комиссией в порядке, предусмотренном действующими по этим вопросам нормативными актами. При этом причина инвалидности, наступившей вследствие заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, указывается в следующей формулировке: "Заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска".
См. разъяснение "Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденное постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17
3. Заключения Комиссии, в том числе и об условиях и характере труда инвалидов из подразделений особого риска, являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.
4. Комиссия финансируется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, предусмотренных на содержание Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
5. Комиссия имеет штамп и печать.
Местонахождение Комиссии - г.Санкт-Петербург.
II. Основные задачи и функции
6. Основными задачами и функциями Комиссии являются:
решение вопросов трудоспособности и инвалидности граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска;
определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;
установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к смерти кормильца, с его непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
определение состояния здоровья граждан из подразделений особого риска с оформлением медицинского заключения;
разработка индивидуальных программ медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска;
содействие укреплению здоровья граждан из подразделений особого риска, предупреждению инвалидности;
оценка эффективности проводимого лечения;
изучение причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности у граждан из подразделений особого риска;
разработка перечня дополнительных видов исследований для использования при медицинском освидетельствовании граждан из подразделений особого риска;
ежегодное обобщение материалов по результатам освидетельствования (экспертиз) и представление информации Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
III. Организация работы и состав Комиссии
7. В состав Комиссии входят восемь врачей-специалистов, социолог, юрист. Персональный состав Комиссии определяется Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Квалификационные характеристики должностей специалистов Комиссии утверждаются в установленном порядке.
8. Право найма и увольнения председателя Комиссии имеет председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Председатель Комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение медико-социального освидетельствования и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деятельность Комиссии.
9. Комиссия проводит свою работу на базе Научно-лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
10. Для проведения медико-социального освидетельствования могут привлекаться в установленном порядке консультанты по медицинским, техническим и другим вопросам.
IV. Обязанности и права Комиссии
11. На Комиссию возлагаются:
определение правомочности документов, подтверждающих участие граждан в действиях подразделений особого риска;
оказание гражданам содействия в розыске документов, необходимых для проведения медико-социального освидетельствования;
определение мер по медико-социальной реабилитации;
оказание врачам лечебно-профилактических учреждений методической и консультативной помощи по вопросам медико-социальной реабилитации граждан, пострадавших в результате непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.
12. Комиссия имеет право:
получать сведения, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей, в том числе данные о характере и условиях труда граждан, проходящих освидетельствование, от Министерства обороны Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, командования железнодорожных войск и других воинских формирований, от организаций и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций, независимо от организационно-правовых форм;
направлять граждан, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения Министерства обороны Российской Федерации, других центральных органов федеральной исполнительной власти, железнодорожных войск и других воинских формирований для уточнения диагноза и восстановительного лечения.
V. Порядок определения непосредственного участия граждан
в действиях подразделений особого риска и их
медицинского освидетельствования
13. Определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинское освидетельствование осуществляются по направлениям военных комиссариатов, лечебно-профилактических учреждений и по личным заявлениям граждан.
14. Освидетельствование граждан проводится по месту нахождения Комиссии в г.Санкт-Петербурге и с выездом в республиканские в составе Российской Федерации, краевые и областные центры, а также на дому, в стационаре. В исключительных случаях (в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия на основании представленных документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения.
15. Документами, подтверждающими непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, являются:
списки граждан с приведенными данными: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, сведения об участии в действиях подразделений особого риска (где, когда, войсковая часть, воинское звание, занимаемая должность, характер выполняемой работы, критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1) и справки, выданные компетентными органами Министерства обороны Российской Федерации и других центральных органов федеральной исполнительной власти, отвечающими за достоверность содержащейся в этих документах информации. Списки и справки подписываются ответственными должностными лицами и заверяются гербовой печатью;
решения судебных органов по установлению факта непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска;
заключения медицинских учреждений и специалистов, в том числе иностранных, подтверждающих наличие соматических и других заболеваний у граждан, которые могут быть связаны с воздействием поражающих факторов ядерного оружия;
медицинские документы (истории болезни, медицинские книжки, справки лечебных учреждений, выписные эпикризы);
военные документы (перечни войсковых частей, военных учреждений, подразделений, групп, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска; военные билеты, выписки из личного дела, летные книжки, выписки из вахтенного журнала, карточки взысканий и поощрений, приказы о награждениях и поощрениях, ведомости на получение денежного довольствия) и другие документы;
документы общественных и иных организаций, статьи в газетах того времени, кинодокументы и другие документы;
анкеты непосредственных участников в действиях подразделений особого риска.
16. Заседания Комиссии проводятся при наличии не менее половины ее состава в следующем порядке:
рассмотрение и оценка предъявленных документов и материалов, проверка их правомочности;
установление непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, руководствуясь Критериями непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;
вынесение решения о признании участия гражданина в действиях подразделений особого риска и сообщение ему этого решения (устно или в письменной форме);
медицинский осмотр граждан из подразделений особого риска врачами-специалистами с установлением диагнозов заболеваний, последствий травм, увечий, контузий, ранений и их причинной связи;
оформление акта освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, акта медицинского освидетельствования, протокола заседания Комиссии. Акты освидетельствования заполняются в одном экземпляре, подписываются председателем, членами Комиссии (не менее трех), заверяются печатью и хранятся в делах Комиссии. Решение Комиссии принимается большинством голосов, при равенстве "за" и "против" голос председателя является решающим. Если председатель или отдельные члены Комиссии не согласны с принятым решением, то в акт записывается их особое мнение.
Заключение Комиссии о непосредственном участии гражданина в действиях подразделений особого риска является основанием для выдачи удостоверения ветерана подразделений особого риска.
17. Комиссия выдает лицам, прошедшим освидетельствование, справки о решении Комиссии и в 3-дневный срок направляет соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении.
18. В случае несогласия освидетельствуемого с решением Комиссии, он имеет право в течение месяца подать об этом письменное заявление в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, который оказывает ему содействие в поиске дополнительных документов.
19. В случае несогласия освидетельствуемого, принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, с решением республиканской в составе Российской Федерации, краевой, областной врачебно-трудовой экспертной комиссии по установлению группы инвалидности и (или) ее причинной связи, он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в Комиссию. Комиссия не позднее месяца со дня подачи заявления проводит освидетельствование и выносит окончательное решение.
В этом случае работа Комиссии ведется в следующем порядке:
рассмотрение поступивших по запросу документов: акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии, выписок из карты амбулаторного больного, историй болезни, медицинских книжек;
медицинский осмотр врачами-специалистами, госпитализация, при необходимости, в Научно-лечебный центр Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации или другие специализированные лечебные учреждения;
оформление акта медицинского освидетельствования в двух экземплярах и протокола заседания Комиссии. Первый экземпляр акта хранится в делах Комиссии, второй экземпляр акта направляется во врачебно-трудовую экспертную комиссию.
Заключение Комиссии может быть обжаловано в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
20. При обращении граждан из семей, потерявших кормильца, Комиссия рассматривает документы, представленные гражданами или организациями, и в случае подтверждения потери кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска, выносит решение о причинной связи смерти кормильца с действиями в составе этих подразделений.
Заключение Комиссии является основанием для выдачи Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации справки о потере кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска.
21. Документы Комиссии подлежат постоянному хранению.
22. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения Комиссии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
|